Станция метро «Автозаводская» — стиль ар деко
Изначально станция «Автозаводская» носила название «Завод имени Сталина». Работа над ней началась еще в 1940 г. Был проведен архитектурный конкурс, в котором победил уже известный к тому времени архитектор Алексей Николаевич Душкин (при участии Н.С. Князева).
Интересно воспоминание жены архитектора об этом проекте: «Муж, сделав несколько эскизов, не удовлетворивших его, отложил работу и углубился в книгу Тимирязева “Жизнь растения”. На мои вопросы, зачем это ему, ничего толком не отвечал, только просил сыграть ему фугу Баха. Закончив читать книгу, сел за доску. Сделал одиннадцать вариантов проекта станции. Из них выбрал тот единственный, который воплотился в жизнь». Открыта станция была в разгар войны — 1 января 1943 г.
Это трехсводчатая станция мелкого заложения, конструктивная система и архитектурное оформление которой во многом схожи с проектом станции «Кропоткинская» того же зодчего. Здесь два ряда колонн плавно переходят в уплощенные своды. Главной темой оформления станции стала работа Завода им. Сталина во время Великой Отечественной войны. На путевых стенах расположены восемь мозаичных панно из смальты, которые были изготовлены по эскизам художников В. Бордиченко, Б. Покровского и Ф. Лехта в блокадном Ленинграде и переправлены по «Дороге Жизни» в Москву. Также на путевых стенах находятся четыре барельефа скульптора И. Ефимова. На западной стене — «Народы Севера» и «Народы Кавказа», а на восточной — «Летчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Между барельефными композициями раньше располагались цитаты Иосифа Сталина, которые после развенчания культа личности были заштукатурены. Сам завод был переименован в Завод им. Лихачева, а станция с 1956 г. стала носить название «Автозаводская».
Также изменилось освещение станции. Изначально по центральной оси располагались конические светильники, которые хорошо подсвечивали капители колонн, выявляя архитектурно-конструктивные особенности станции. Но впоследствии было решено их заменить на люминесцентные лампы, которые сейчас находятся между колоннами.
По проекту Душкина вестибюль был один, а в торце станции стояла скульптура, изображавшая Иосифа Сталина. Но в 1968 г. по проекту М. Файнштейна соорудили северный вестибюль, а скульптуру демонтировали.
Автозаводская (станция метро, Москва) — это… Что такое Автозаводская (станция метро, Москва)?
Координаты: 55°42′26″ с. ш. 37°39′27″ в. д. / 55.707222° с. ш. 37.6575° в. д. (G) (O) (Я)55.707222, 37.6575
«Автозаводская» Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 1 января 1943 года |
---|---|
Проектное название: | Завод имени Сталина |
Прежние названия: | Завод имени Сталина (до 5 июля 1956 года) |
Проекты переименования: | Симоново (1992 год) |
Тип: | Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м.: | 11 метров |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | Островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | А. Н. Душкин (при участии Н. С. Князева) |
Архитекторы вестибюлей: | |
Инженеры-конструкторы: | С. Рыбкин, Г. И. Кибардин, Н. А. Кабанов |
Станцию возвело: | Дистанция № 3 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители А.Чесноков, А.Филиппов) |
Выход к улицам: | Автозаводская улица и улица Мастеркова |
Наземный транспорт: | А 8, 9, 99, 147, 186, 193, 216, 291, 234, 633, 670, 950; Тб 26, 40, 46, 67 |
Время открытия: | северный выход — 5:30 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | Билайн, МТС, МегаФон |
Код станции: | 029, Ав |
«Автозаводская» на Викискладе |
«Автозаво́дская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Павелецкая» и «Коломенская». Находится на территории района «Даниловский» Южного административного округа города Москвы. Является памятником архитектуры (размещена соответствующая памятная доска).
История
Станция строилась в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на участке «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная»)— «Завод имени Сталина».
Проект станции выбирался на конкурсной основе из 42 проектов — подобное разнообразие объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. Победителем был признан проект к тому времени уже известного архитектора А. Н. Душкина (при участии Н. С. Князева). Сам Душкин впоследствии так говорил об Автозаводской:
Станцию эту люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы |
Строительство станции было начато ещё в 1940 году, но после начала Великой Отечественной войны работы были приостановлены. Однако, как только регулярные бомбардировки города прекратились, строительство было возобновлено, и 1 января 1943 года станция вступила в строй.
До 5 июля 1956 года называлась «Завод имени Сталина». После развенчания «культа личности» была переименована вместе с заводом. Современное название — по расположенному вблизи Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачёва.
Техническая характеристика
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 11 метров). Платформа — островная. Сооружена по индивидуальному проекту. За станцией находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг, теперь они используются для технического обслуживания и ночного отстоя составов. Часть перегона «Автозаводская» — «Коломенская» наземная, и располагается на мосту над Москвой-рекой.
Конструкция и оформление
Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые, но вместе с тем рельефные безбалочные своды. В торцах станции расположены эскалаторы, проход к которым со станции осуществляется через круглые аванзалы.
Путевые стены станции облицованы мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов. Колонны отделаны жёлто-лиловым алтайским мрамором «Ороктой» (в Московском метрополитене это первое использование такого мрамора), основание колонн — чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Также местами использовались асфальт и метлахская плитка.
Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников), и таким образом, облик станции был кардинально изменён. В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина (демонтирована при сооружении северного выхода в город).
Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (выполнены В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта). Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ныне ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья — механосборочный, четвёртая — кузнечный. Западная стена воспевает мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин. На второй мозаике показана жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС. На третьей мозаике изображены астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой. На четвёртой мозаике изображена картина морского боя.
Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещёнными на уровне центра зала. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На западной стене установлены барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа», западную стену украшают барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д. Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена)[2] и И.В. Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена)
Ближе к торцам станции размещены две скамейки. Около южного выхода размещён контейнер для бомб.
Мультиракурсный фотографический разрез ст. м. Автозаводская с раскрытыми выходамиВестибюли
Станция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская и Мастеркова. Кроме того, оба выхода находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую ведут 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды.
Двухэтажный южный вестибюль — ровесник станции, также выполнен по проекту А. Н. Душкина. Некогда отдельно стоящий, сейчас он встроен в жилое здание. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями находится прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган.
Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка КВ, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (при участии Е. Е. Лансере).
Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.
Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х годов. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».
Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году и в целом типичный для московского метрополитена, заканчивается в подземном переходе под улицей Мастеркова.
Станция в цифрах
- Код станции — 029.
- В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 60 800 человек, по выходу — 65 500 человек[4].
- Время открытия южного вестибюля — 5 часов 35 минут, северного — 5 часов 30 минут; время закрытия станции для входа пассажиров в 1 час ночи[5].
- Таблица времени проезда первого поезда через станцию[6]:
Террористический акт в 2004 году
В 8 часов 40 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находившееся на его теле (либо в сумке на плече). Взрывом был убит 41 человек (не считая террориста), более 200 человек получили ранения. В память о жертвах этого теракта около северного выхода из станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.
Интересные факты
- Если приглядеться, становится видно, что путевые стены станции отделены от потолочных сводов тонким фризом из дубовых листьев.
- Замена светильников улучшила освещённость станции, но при этом нарушила первоначальный замысел Душкина, для которого световые эффекты были своего рода «визитной карточкой». На старых фотографиях видно, что первоначальные светильники подчёркивали рельефность сводов и зрительно придавали потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Нынешние светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.
- При внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить дырки, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции, «Завод имени Сталина».
- При спуске на станцию из южного вестибюля, возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.
- Ещё один зрительный эффект создаётся при подъёме со станции через южный вестибюль — тёмный эллиптический обвод камеры эскалатора создаёт впечатление приближающегося дирижабля.
Станция в художественной литературе
В числе многих других станций Московского метрополитена, «Автозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». По книге, станция обитаема и является базой троцкистов, хотя действие книги не затрагивает какие-либо события на Автозаводской[7].
Фотографии
Посадочная платформа. 26 февраля 2000 года.
Оформление путевой стены. 26 февраля 2000 года.
Мемориальная доска в память жертв теракта, совершённого 6 февраля 2004 года. 10 мая 2007 года.
Примечания
Литература
- М. Наумов, И. Кусый. Московское метро / И. Кусый. — М.: «Вокруг света», 2005. — 360 с. — ISBN 5-98652-023-8
- Е. Ларичев, А. Углик. Московское метро. Путеводитель / Е. Ларичев. — М.: КнигиWAM, 2007. — 186 с. — ISBN 5-91002-015-3
- А. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
Ссылки
dic.academic.ru
Метро Автозаводская в Москве (зелёная)
А
Автомобильные торгово-производственные компании
Организаций : 1
Автосалоны и автоцентры
Организаций : 11
Антикварные магазины по продаже антиквариата
Организаций : 6
Аптеки по продаже лекарств
Организаций : 66
Б
Букинистические книжные магазины по продаже книг
Организаций : 14
В
Ветеринарные аптеки магазины по продаже лекарств
Организаций : 8
Г
Гипермаркеты товаров
Организаций : 3
Д
Детские магазины товаров / вещей для новорожденных, детей
Организаций : 25
К
Комиссионные магазины товаров
Организаций : 2
Компании по продаже / производству абразивоструйного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже 3D принтеров / расходные материалы
Организаций : 1
Компании по продаже авиатехники и авиаоборудования
Организаций : 3
Компании по продаже автобусов
Организаций : 1
Компании по продаже банковского оборудования
Организаций : 2
Компании по продаже бензинового и дизельного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже биотоплива
Организаций : 1
Компании по продаже бурового оборудования
Организаций : 2
Компании по продаже вендингового оборудования
Организаций : 2
Компании по продаже вентиляционного и теплового оборудования
Организаций : 10
Компании по продаже весов и весового оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже газового оборудования
Организаций : 5
Компании по продаже газовых котлов и др
Организаций : 3
Компании по продаже гидравлического оборудования и инструмента
Организаций : 1
Компании по продаже гидромассажного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже горно-шахтное оборудование
Организаций : 1
Компании по продаже деревообрабатывающих станков, оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже железнодорожного оборудования / техники
Организаций : 1
Компании по продаже запчастей для судов
Организаций : 1
Компании по продаже звукового и светового и видеооборудования
Организаций : 4
Компании по продаже зерна и зерноотходов
Организаций : 1
Компании по продаже игорное оборудование / игровых автоматов
Организаций : 1
Компании по продаже каркасно-тентовых конструкций
Организаций : 1
Компании по продаже клинингово оборудования и инвентаря
Организаций : 2
Компании по продаже контейнеров для грузоперевозок
Организаций : 5
Компании по продаже контрольно-кассовой техники и расходных материалов
Организаций : 10
Компании по продаже металлообрабатывающего оборудования
Организаций : 10
Компании по продаже насосного оборудования
Организаций : 6
Компании по продаже нефтегазового оборудования
Организаций : 8
Компании по продаже оборудование для производства металла
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования / систем, фильтров для очистки воды
Организаций : 8
Компании по продаже оборудования для автоматизации промышленных предприятий
Организаций : 6
Компании по продаже оборудования для автоматизации торговли
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования для автосервиса
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для бассейнов
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для лабораторий
Организаций : 12
Компании по продаже оборудования для пищевого производства
Организаций : 5
Компании по продаже оборудования для производства и переработки пластмасс
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для производства мебели
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для производства строительных материалов
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для промышленной маркировки
Организаций : 5
Компании по продаже оборудования для салонов красоты
Организаций : 6
Компании по продаже оборудования для сельского хозяйства
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования для энергосбережения
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования и инструмента для ювелирного производства
Организаций : 1
Компании по продаже пищевого технологического оборудования общественного питания
Организаций : 3
Компании по продаже платёжных терминалов и информационных киосков
Организаций : 1
Компании по продаже пневматического и компрессорного оборудования
Организаций : 2
Компании по продаже полиграфического оборудование
Организаций : 1
Компании по продаже проекционного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже проката мультимедийного и презентационного оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже проката оборудования и инструментов
Организаций : 2
Компании по продаже сварочного оборудования
Организаций : 5
Компании по продаже спецтехники и вспомогательных устройств
Организаций : 6
Компании по продаже строительного оборудования и вспомогательные устройства
Организаций : 3
Компании по продаже сырья для пищевой промышленности
Организаций : 5
Компании по продаже техника и оборудование для склада
Организаций : 3
Компании по продаже торгово-выставочного оборудования
Организаций : 6
Компании по продаже фасовочно-упаковочного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже холодильного оборудования для магазина
Организаций : 2
Компании по продаже, установке интерьерных лестниц и ограждений
Организаций : 4
Компании по производству автокомплектующих
Организаций : 1
Компании по производству обуви
Организаций : 1
Компании, магазины по продаже электротранспорта
Организаций : 1
Кондитерские магазины по продаже кондитерских изделий
Организаций : 44
М
Магазины автомобильного тюнинга, аксессуары
Организаций : 14
Магазины детских, мягких, развивающих игрушек
Организаций : 48
Магазины и салоны по продаже париков и накладных волос
Организаций : 3
Магазины косметики и парфюмерии
Организаций : 48
Магазины косметики и расходных материалов для салонов красоты
Организаций : 32
Магазины материалов для наружной рекламы
Организаций : 7
Магазины натуральной косметики ручной работы
Организаций : 1
Магазины по продаже автозапчастей / запчасти для иномарок
Организаций : 16
Магазины по продаже автозапчастей для автомобилей
Организаций : 29
Магазины по продаже автозапчастей для грузовых автомобилей
Организаций : 2
Магазины по продаже автозапчастей для отечественных автомобилей
Организаций : 3
Магазины по продаже автозвука / автоакустики
Организаций : 3
Магазины по продаже автомасел и мотомасел
Организаций : 5
Магазины по продаже автоматических дверей
Организаций : 3
Магазины по продаже автомобильных автоаксессуаров
Организаций : 8
Магазины по продаже автомобильных аккумуляторов
Организаций : 1
Магазины по продаже автомобильных шин и дисков
Организаций : 13
Магазины по продаже автосигнализаций
Организаций : 3
Магазины по продаже автоэмалей
Организаций : 1
Магазины по продаже аксессуаров для ванной / ванных комнат и туалета
Организаций : 2
Магазины по продаже аксессуаров к мобильным телефонам
Организаций : 20
Магазины по продаже алкогольных напитков
Организаций : 16
Магазины по продаже аудиотехники и видеотехники
Организаций : 1
Магазины по продаже батареек
Организаций : 5
Магазины по продаже безалкогольных напитков
Организаций : 19
Магазины по продаже бескаркасной мебели
Организаций : 1
Магазины по продаже биологически активных добавок
Организаций : 10
Магазины по продаже бумажной упаковки
Организаций : 1
Магазины по продаже бухгалтерских программ, 1С
Организаций : 8
Магазины по продаже бытовой техники и электроники
Организаций : 16
Магазины по продаже бытовой химии
Организаций : 21
Магазины по продаже велосипедов
Организаций : 12
metro.mwmoskva.ru
Станция метро «Автозаводская» в Москве
На юге Замоскворецкой линии (зеленая ветка на схеме метро) Московского метрополитена расположена станция под названием «Автозаводская», с которой связано большое количество событий и исторических фактов из жизни города. Эта станция играла значительную роль в развитии и успехе столицы.
Расположение
Метро «Автозаводская» находится между станциями Коломенская и Павелецкая, если ехать из области в центр. Кольцевая линия начинается со следующей станции. Ежедневно этой станцией пользуется около 70000 человек. Еще больше пассажиров ежедневно проезжают ее по дороге на работу и обратно домой, так как после станции «Автозаводская» метро везет в сторону больших спальных районов столицы.
Двери станции открываются не единовременно. Северный выход начинает работать с 5:30 утра, в то время как южный открывается на 5 минут позднее — в 5:35. Станция закрывает свои двери для пассажиров ровно в 01:00.
История создания
Станция метро «Автозаводская» была открыта на Новый год — 1 января 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Решение о необходимости новой станции метро было принято за почти три года до открытия, но начавшаяся долгая война внесла свои коррективы в градостроительные планы. Во время войны вестибюль и туннели активно использовались в качестве бомбоубежищ.
На строительство станции метро «Автозаводская» был объявлен конкурс, в рамках которого победил проект известного архитектора Алексея Николаевича Душкина. У него уже имелся богатый опыт по созданию станций в городе, имя которому Москва. Метро «Автозаводская» стала его четвертым и не последним проектом. До этого он уже работал над строительством станций метро «Кропоткинская» (тогда она называлась «Дворец Советов»), «Площадь Революции» и «Маяковская».
История названия
Первоначально станция метро «Автозаводская» работала под другим названием — «Завод имени Сталина». Вкратце ее называли ЗИС. Станцию назвали в честь одноименного завода, который находился рядом со станцией и для обслуживания многочисленного персонала которого она и задумывалась. Современное название — «Автозаводская» — эта станция получила позднее, через 13 лет после открытия. Это был и остается по большей части промышленный район. Помимо завода в честь вождя народов, здесь находился другой важный объект — автомобильный завод им. И. Лихачева.
История названия этой станции еще не завершена. После развала Советского Союза появилась идея об очередной смене названия — на «Симоново», в честь расположенного неподалеку древнего Симоновского монастыря, но до сих пор она не была претворена в жизнь.
Кстати, если приглядеться, то на стенах заметны небольшие углубления, оставшиеся от прежнего названия.
Современная история
Станция метро «Автозаводская» сохранилась практически в неизменном виде. Когда пассажиропоток значительно увеличился, и один выход из вестибюля не справлялся с количеством входящих и выходящих людей, в 1968 году решено было построить еще один, северный, выход. До начала его строительства здесь стоял большой бюст Иосифа Сталина.
Изначально у станции был только один, южный, выход, который выглядел как двухэтажное отдельное здание. Сейчас он встроен в многоэтажный жилой дом, построенный над и вокруг входа в станцию «Автозаводская». Метро в Москве изобилует нестандартными архитектурными решениями.
Главная тема всех украшений станции — защита страны и героический подвиг народа во время Великой Отечественной войны. Четыре барельефа на ее стенах посвящены профессиональной деятельности людей различных профессий и национальностей. Это одна из очень патриотически оформленных станций метро в городе. Однако росписи были выполнены позднее — в 1950-х годах. Изначально стены станции и вестибюль выглядели гораздо скромнее, так как первоначально необходим был функционал станции. Украшать было некогда.
С этой станцией связаны и трагические события не столь давнего прошлого. 6 февраля 2004 года здесь произошел теракт, унесший жизни 41 человека. Более двух сотен прочих пассажиров получили различные ранения. После этого теракта в память о погибших у северного выхода из вестибюля была установлена мемориальная доска с фамилиями всех жертв трагедии.
Инфраструктура вокруг
Вряд ли гостям города будут интересны промышленные заводы, которые расположены рядом, но поблизости есть и другие здания, музеи, достойные внимания.
Например, неподалеку расположен Симоновский монастырь, основанный еще в XIV веке и сохранившийся в очень хорошем состоянии. Ранее он был одним из крупнейших и самых богатых монастырей в ближнем Подмосковье. Несколько столетий назад он был одним из укрепленных монастырей, призванных защищать подступы к городу с юга. В XVIII веке здания монастыря использовали в качестве чумного изолятора для больных страшной болезнью, которая убила многих жителей Европы.
При заводах, которые рядом, также есть небольшие музеи, которые рассказывают об истории создания этих промышленных объектов, а также об их достижениях и участии в истории города и страны.
fb.ru
Автозаводская (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Замоскворецкая линия | |
---|---|
«Автозаводская» — зонная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Открыта 1 января 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 063+83.
Разработчики проекта
Архитекторы
А. Н. Душкин, при участии Н. С. Князева.
Архитектор южного вестибюля
А. Н. Душкин.
Архитектор северного вестибюля
М. Г. Файнштейн (1968).
Инженеры-конструкторы
С. Рыбкин, Г. И. Кибардин, Н. А. Кабанов.
Конструкция
Колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Разрезы станции |
Построена по специальному проекту.
Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона.
Название
Названа по расположенному рядом Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачёва (ОАО «ЗИЛ»).
Прежнее название
«Завод имени Сталина» (до 5 июля 1956 года).
Проект переименования
«Симоново» (1992).
Выход в город
- На Автозаводскую улицу, Кожуховские улицы, к Автозаводскому проезду и улице Мастеркова.
- К железнодорожному остановочному пункту Автозаводская:
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава.
Схема путевого развития |
Художественное оформление
Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые, но вместе с тем рельефные безбалочные своды.
Путевые стены станции облицованы мрамором прохоро-баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов. Если приглядеться, то становится видно, что они отделены от потолочных сводов тонким фризом из дубовых листьев. Колонны отделаны жёлто-розовым алтайским мрамором «ороктой» (в Московском метрополитене это первое использование такого мрамора), основание колонн — чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из серого и красного гранита. Местами использовались асфальт и метлахская плитка.
Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников). В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина, демонтированная при сооружении северного выхода в город.
Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» (выполнены В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта). Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ныне ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья — механосборочный, четвёртая — кузнечный. Западная стена воспевает мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин. На второй мозаике показана жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС. На третьей изображены астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой. На четвёртой мозаике — картина морского боя.
Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещёнными на уровне центра зала. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На восточной стене установлены барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Западную стену украшают барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа».
Двухэтажный южный вестибюль, некогда отдельно стоящий, сейчас встроен в жилое здание на Автозаводской улице. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями — прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором «газган».
Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором «коелга». Напротив эскалатора — крупное мозаичное панно «Русские богатыри», выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него идут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, отчего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский при участии Е. Е. Лансере.
Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.
Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».
Около северного выхода на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при теракте 6 февраля 2004 года. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находясь во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая». Взрывом был убит 41 человек (не считая террориста), более 200 человек получили ранения.
Роль в культуре
Станция «Автозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, после ядерной войны станция была обитаема и являлась базой троцкистов, хотя действие романа не затрагивает какие-либо события на «Автозаводской».
Интересные факты
Замена светильников улучшила освещённость станции, но при этом нарушила первоначальный замысел архитектора. На старых фотографиях видно, что первоначальные светильники подчёркивают рельефность сводов и зрительно придают потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Современные светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.
При внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить дыры, оставшиеся от крепления букв первоначального названия — «Завод имени Сталина».
При спуске на станцию из южного вестибюля возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.
Ещё один зрительный эффект создаётся при подъёме со станции через южный вестибюль — тёмный эллиптический обвод камеры эскалатора создаёт впечатление приближающегося дирижабля.
Фотогалерея
Путевая стена
Путевая стена
Барельефы с лётчиками и металлургами
Барельефы с народами Кавказа и Севера
Название станции над лестницей
Мемориальная доска жертвам теракта
Доска с охранным статусом
Памятная доска к 75-летию
Мозаики на путевых стенах
Монтаж гусениц на танк
Кузнечный цех
Механосборочный цех
Погрузка бомб на самолёт
Рыбаки и осётр
Вестибюль
wiki.nashtransport.ru
Автозаводская улица (Москва) — это… Что такое Автозаводская улица (Москва)?
Координаты: 55°42′12″ с. ш. 37°39′02″ в. д. / 55.703333° с. ш. 37.650556° в. д. (G) (O) (Я)55.703333, 37.650556
Автозаво́дская у́лица (до 1938 года её часть — А́мовский проезд и Тю́фелев проезд[1]) — улица в Южном административном округе города Москвы на территории района «Даниловский». Идёт от Велозаводской улицы до Автозаводского моста (часть улицы в составе Третьего транспортного кольца). Нумерация домов ведётся от Велозаводской улицы.
Происхождение названия
Прежде здесь находились Амовская улица (проезд) и проезд Амовского бульвара, названные по основанному тут в 1916 году автомобильному заводу АМО (Акционерного машиностроительного общества). После их объединения новая улица в 1938 году получила нынешнее название — по автозаводу им. И. А. Лихачёва.
История
Сама местность известна с XVI века, здесь располагалась слобода Симонова монастыря. Симонов монастырь был основан в 70-е годы XIV века на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Его основателем стал племянник Сергия Радонежского Федор. В 30-е годы XX века большинство монастырских помещений были снесены, до наших дней сохранилась незначительная часть построек, которые сейчас восстанавливаются. В начале XIX века Симонов монастырь с окрестностями становятся одним из любимых мест загородного отдыха москвичей. Большой популярностью пользовался Лизин пруд и Тюфелева роща. Роща состояла в основном из сосен, была заповедной и считалась местом царской охоты. Но промышленное строительство конца 19-го — начала 20-го века существенно изменило облик этих мест. Именно на месте рощи и был построен автозавод.
Здания и сооружения
По нечётной стороне:
По чётной стороне:
Транспорт
Примечания
Литература
- Имена московских улиц:Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — ISBN 5-94282-432-0
Ссылки
dic.academic.ru
Автозаводская улица (Москва) — это… Что такое Автозаводская улица (Москва)?
Координаты: 55°42′12″ с. ш. 37°39′02″ в. д. / 55.703333° с. ш. 37.650556° в. д. (G) (O) (Я)55.703333, 37.650556
Автозаво́дская у́лица (до 1938 года её часть — А́мовский проезд и Тю́фелев проезд[1]) — улица в Южном административном округе города Москвы на территории района «Даниловский». Идёт от Велозаводской улицы до Автозаводского моста (часть улицы в составе Третьего транспортного кольца). Нумерация домов ведётся от Велозаводской улицы.
Происхождение названия
Прежде здесь находились Амовская улица (проезд) и проезд Амовского бульвара, названные по основанному тут в 1916 году автомобильному заводу АМО (Акционерного машиностроительного общества). После их объединения новая улица в 1938 году получила нынешнее название — по автозаводу им. И. А. Лихачёва.
История
Сама местность известна с XVI века, здесь располагалась слобода Симонова монастыря. Симонов монастырь был основан в 70-е годы XIV века на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Его основателем стал племянник Сергия Радонежского Федор. В 30-е годы XX века большинство монастырских помещений были снесены, до наших дней сохранилась незначительная часть построек, которые сейчас восстанавливаются. В начале XIX века Симонов монастырь с окрестностями становятся одним из любимых мест загородного отдыха москвичей. Большой популярностью пользовался Лизин пруд и Тюфелева роща. Роща состояла в основном из сосен, была заповедной и считалась местом царской охоты. Но промышленное строительство конца 19-го — начала 20-го века существенно изменило облик этих мест. Именно на месте рощи и был построен автозавод.
Здания и сооружения
По нечётной стороне:
По чётной стороне:
Транспорт
Примечания
Литература
- Имена московских улиц:Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — ISBN 5-94282-432-0
Ссылки
biograf.academic.ru