Кыштым станция: Железнодорожная станция Кыштым — отзывы, фото, цены, телефон и адрес — Госуслуги — Челябинск

Содержание

Ж/Д вокзал Кыштым — билеты на поезд

 

Билеты на поезд на станции Кыштым

Отправляетесь в г.Кыштым поездом? Вы можете подобрать и купить жд билеты на поезд в г.Кыштым в режиме онлайн.
Воспользовавшись данным сервисом, вы не только сэкономите массу времени, но и сможете купить билет на поезд в г.Кыштым на любые места в вагоне, сможете самостоятельно подобрать тариф и купить обратные билеты со скидкой (в одном заказе).

Заказать и купить билеты на поезд до станции Кыштым лучше заранее, так как продажи билетов открываются за 60-90 суток и самые дешевые билеты на поезд в г.Кыштым раскупаются в первые дни из-за системы динамического ценообразования, когда цена растет, если билеты пользуются популярностью

Если вы решили сразу купить обратные билеты, укажите планируемую дату поездки в том же заказе, тогда обратные билеты могут обойтись вам дешевле.

Вы сможете купить билеты в г.Кыштым по вашему маршруту после того, как система покажет все доступные на конкретную дату поездки поезда.

Станция Кыштым

Южно-Уральская ЖД Круглосуточно Wi-Fi

 

Населенный пункт

  г.Кыштым

 

❛❛Кыштым — грузопассажирская узловая железнодорожная станция Челябинского региона Южно-Уральской железной дороги, расположена в городе Кыштыме Челябинской области.

Купить ЖД билеты на поезд в г.Кыштым онлайн прямо из дома или офиса вы можете на нашем сайте через всемирную сеть Интернет.

 

Адрес станции Кыштым

ЖД вокзал станции Кыштым находится по адресу:

  Россия, Челябинская область, г.Кыштым, ул. Вокзальная, д.14

 

Cтанция Кыштым на карте

 

Телефон справочной службы РЖД

  Единая справочная РЖД: 8-800-775-00-00 (Бесплатный звонок по РФ)

 

Поезда на станции Кыштым

Какие поезда ходят до станции Кыштым, жд билеты купить онлайн на которые или посмотреть расписание РЖД в г.Кыштым вы можете прямо сейчас.

 

  • Поезд №373Е Тюмень — Махачкала

  • Поезд №373С Махачкала — Тюмень

  • Поезд №192А Санкт-Петербург — Челябинск

  • Поезд №191У Челябинск — Санкт-Петербург
  •  


     

    Покупка ж/д билетов на станции Кыштым

    Купить ж/д билет в Кыштым очень просто, если вы воспользуетесь нашим сервисом без рекламы и регистрации. На нашей странице выше указан список поездов РЖД в Кыштым, на которые можно купить билет онлайн прямо сейчас.

    Вот самый простой способ купить билет на поезд в Кыштым, станция Кыштым:

    1 Выберите станцию отправления, станцию прибытия Кыштым и дату поездки

    2 Выберите любой поезд по подходящим параметрам, например времени отправления.

    3 Выберите тариф, вагон и пассажирские места

    4 Заполните данные пассажиров

    5 Оплата билетов

    6 Получите ваши ж/д билеты поезд до станции Кыштым на электронную почту или в личном кабинете

     

    Ж/Д билеты Кыштым купить

    Путешествуя поездом из г.Кыштым, удобно покупать жд билеты на поезд через г.Кыштым в режиме онлайн прямо в интернете.

    Всегда наличие билетов на поезд в г.Кыштым, широкий выбор поездов и любых пассажирских мест в г.Кыштым по станции Кыштым можно посмотреть и купить билет прямо на сайте «Поезд по России». Официльные билеты РЖД в г.Кыштым.

     

     

    Кыштым, жд станция: расписание поездов, Кыштым на карте

    Регулярность / только 6, 14 мая, 11 июня

    Время отправления

    01:06

    Регулярность / только 2, 4, 10 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 18 мая

    Время отправления

    01:06

    Регулярность / только 8, 12, 16, 24, 28 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 20 апреля

    Время отправления

    Регулярность / 13 июня, 21, 23, 25, 29, 31 июля, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28 августа, …

    Время отправления

    Регулярность / только 22 мая, 5 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 26 мая

    Время отправления

    01:06

    Регулярность / только 3 июня

    Время отправления

    Регулярность / по нечётным с 15.06

    Время отправления

    01:06

    Регулярность / только 30 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 1 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 27 июля

    Время отправления

    Регулярность / только 7 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 9 июня

    Время отправления

    Регулярность / 24, 28 апреля, 6, 14, 26 мая, 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 июня, 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 июля, …

    Время отправления

    Регулярность / только 20 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 2, 10 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 18 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 22, 30 мая

    Время отправления

    Регулярность / 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 августа, 2, 4, 6, 8, 10, 12 сентября, …

    Время отправления

    Регулярность / только 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 мая, 12 июня

    Время отправления

    Регулярность / по нечётным по 23.04

    Время отправления

    Регулярность / только 25, 27, 29 апреля, 1 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 21, 23, 25, 27, 29, 31 мая, 2, 4, 6, 8, 10 июня

    Время отправления

    Регулярность / по чётным с 14.06, кроме 26.06

    Время отправления

    Регулярность / только 26 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 2 июля

    Время отправления

    Регулярность / по чётным с 04.07

    Время отправления

    Регулярность / только 20, 22, 24, 26, 28, 30 июля, 1, 3 августа

    Время отправления

    Регулярность / 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 мая, 2, 4, 6, 8 июня, …

    Время отправления

    Регулярность / ежедневно

    Время отправления

    Регулярность / только 19, 23, 29 апреля, 5, 7, 13, 19 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 27 апреля, 11 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 1, 3, 9 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 17 мая

    Время отправления

    Регулярность / 12, 18, 24, 26, 30 июня, 2, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30 июля, 1, 3 августа, …

    Время отправления

    Регулярность / только 21 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 27, 29, 31 мая, 2, 4, 6, 8, 10 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 14, 16, 20, 22, 28 июня, 4, 6 июля

    Время отправления

    Регулярность / только 25 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 25 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 15 мая

    Время отправления

    Регулярность / 3, 5, 7, 9, 11, 13, 29, 31 мая, 2, 4, 6, 8, 10, 12 июня, 19, 21, 23, 25, 27, 29 августа, …

    Время отправления

    Регулярность / только 1 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 14 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 16, 18, 20, 22, 24 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 26, 28, 30 июня

    Время отправления

    Регулярность / по чётным с 02.07

    Время отправления

    Регулярность / только 18 июля

    Время отправления

    Регулярность / только 20, 22, 24, 26, 28, 30 июля, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 августа

    Время отправления

    Регулярность / только 15, 17 августа

    Время отправления

    Регулярность / ежедневно с 16 апреля

    Время отправления

    Регулярность / 18, 20, 22, 24 апреля, 3 июля, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30 августа, 1, 3 сентября, …

    Время отправления

    Регулярность / по нечётным с 29.04 по 13.05

    Время отправления

    Регулярность / 26, 28, 30 апреля, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 мая, 13, 15, 17, 21, 23, 25, 27, 29 июня, …

    Время отправления

    Регулярность / только 28, 30 мая, 3, 5, 7, 9, 11 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 19 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 22, 24, 26 мая, 1 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 2 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 июля, 2, 4 августа

    Время отправления

    Регулярность / только 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 26, 28, 30 июля, 1, 3, 5 августа

    Время отправления

    Регулярность / только 24 июля

    Время отправления

    Регулярность / ежедневно с 16 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 2, 4, 6, 8, 10 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 26, 28, 30 апреля

    Время отправления

    Регулярность / 29 апреля, 7, 19, 27 мая, 4, 12, 16, 20, 24, 28 июня, 2, 14, 18, 22, 26, 30 июля, 3, 7, 11, 15 августа, …

    Время отправления

    Регулярность / только 21 апреля, 15 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 25 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 3 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 11 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 23, 31 мая, 8 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 6, 10 июля

    Время отправления

    Регулярность / только 2 июля, 7, 9, 11, 13, 15 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 17, 19 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 21, 23 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 25 апреля

    Время отправления

    Регулярность / только 27, 29 апреля, 5, 11, 13, 19, 25, 27 мая, 2, 4, 10, 16, 24, 30 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 1, 3 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 7, 21 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 9 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 15 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 17 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 23, 29 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 20 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 22 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 26, 28 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 12 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 18 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 8 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 14 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 31 мая

    Время отправления

    Регулярность / 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 августа, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 сентября, …

    Время отправления

    Регулярность / только 6 июня

    Время отправления

    Регулярность / 27, 29 апреля, 1, 3, 5, 7, 9, 27 мая, 4, 6, 8, 10, 12 июня, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31 августа, …

    Время отправления

    Регулярность / только 31 мая

    Время отправления

    Регулярность / только 14, 18, 20 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 16 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 29 мая, 2 июня

    Время отправления

    Регулярность / только 22 июня

    Время отправления

    Исторические путевые заметки: Кыштым (часть восьмая)

    Продолжаю свое путешествие по истории Кыштыма. Я уже писал по истории прибытия в Кыштым первого поезда — но повториться не грех. С железнодорожной темой связано в городе немало, в том числе и тайны узкоколейки на Карабаш, Перевалочной базы и Депо. Узкоколека давно заросла лесом, равно как и бывший динамитный завод, остатки канифольного производства и многое другое. Лес всегда возьмет свое…
    В общем, объединил две темы в один пост.

    Прибытие поезда: декабрь 1895 года…

    В конце XIX века во многом изменил образ старого Кыштыма приход железной дороги: она открывала новые возможности, вносила свежую струю в прежний уклад. Между тем большой российский железнодорожный прорыв рождался достаточно сложно. Лишь в эпоху Александра III дело сдвинулось с места.

    Между тем, с датой прибытия в Кыштым первого поезда существует определенная путаница. В музее ЮУЖД сохранились выписки из архивных дел, связанных со строительством железнодорожной ветки Екатеринбург – Челябинск. Они проясняют этот вопрос. Указано, что постройка линии была разрешена в мае 1894 года, а срок окончания постройки был определен к 1 января 1897 года. «Дорога строилась непосредственным распоряжением казны с подчинением ревизионному надзору Государственного контроля».
    В августе 1894 года с инспекционной поездкой на Урал выехал сам министр путей сообщения А.К. Кривошеин – для участия в начале работ по закладке ветки Челябинск-Екатеринбург. «Осенью 1894 года было приступлено к работам по заготовке материалов по всей линии и осенью же начаты земляные работы от Челябинска. На всей линии к производству работ приступили весной 1895 года. 6 сентября 1895 года была начата укладка пути, а окончена 12 ноября 1895 года.  К зиме дорога была вчерне окончена, и с 1 декабря 1895 года было открыто временное движение с перевозкой пассажиров и частных грузов».

    …или октябрь 1896 года?

    Эта запись свидетельствует, что первый поезд прибыл в Кыштым в декабре 1895 года. Но сегодня в обиходе другая праздничная дата: октябрь 1896 года. Объясняется это тем, что новая дорога десять месяцев работала в тестовом режиме. В архивных выписках указано, что лишь «в сентябре 1896 года дорога была освидетельствована особою комиссией, которая признала ее вполне оконченной. Правильное движение на дороге было открыто 15 октября 1896 года».
    Эта дата и стала официальной датой начала регулярного сообщения между Екатеринбургом и Челябинском. Вот только поезд, пришедший 15 октября на станцию Кыштым, был уже далеко не первым…
    И все же его прибытие вышло торжественным. Тем осенним днем 1896 года на только что отстроенной станции было особенно многолюдно. Первый «официальный» поезд привел кыштымец Д.А. Крючков. На вокзале поезд встречал управляющий Кыштымским горным округом П.М. Карпинский, вручил машинисту хлеб-соль. Затем один из первых начальников железной дороги А.А. Генцов по всем железнодорожным правилам ударил в колокол, давая знать об отправлении поезда. Этот колокол был отлит в 1892 году в Самаре на литейном заводе купца Буслаева.

    Кыштымский вокзал

    «Станция «Кыштым» — лучшее местечко по всей Челябинской ветке, — век назад писали уральские путешественники-туристы. — Даже самый вокзал очень выгодно отличается от других: перед зданием разбит очень красивенький и милый цветник, кругом опрятно, чисто. По левую сторону вокзала (считая путь на Челябинск) в расстоянии одной версты лежит Нижне-Кыштымский завод, а по левую – в расстоянии двух верст – Верхне-Кыштымский.
    Между тем архивных документов в отношении класса станции Кыштым не сохранилось. «Предположительно, это была станция 3-го или 4-го класса. В здании вокзала, кроме зала ожидания, были телеграф, почта, буфет». Хотя стоит думать, что кыштымцы вряд ли хотели «пасть лицом в грязь» в сравнении с тем же соперником по горным округам: Уфалейским вокзалом, где было три зала ожидания, касса, контора, багажная и даже мужская и женская уборные. На ближайших соседей 5-го класса – станции Аргаяш и Маук – естественно, равняться не имело смысла…
    Пройдет больше века, и вокзал в Кыштыме стараниями ЮУЖД и главы города Вячеслава Щекочихина преобразится – в июне 2004 года об открытии нового здания вокзала на станции Кыштым возвестит все тот же столетний буслаевский колокол…

    Вокзал в Кыштыме

    Ученая экскурсия…

    Через год после своего официального открытия Кыштымский вокзал оказался в центре большого международного события — летом 1897 года Россия впервые принимала в Петербурге Международный геологический конгресс. В план работы Конгресса входила многодневная геологическая экскурсия по горным округам России. Кыштым был в числе первых, кто подал заявку на проведение экскурсии.
    Подобных мероприятий город еще не видел. «Спешно ремонтировались тракты и лесные дороги, по которым геологам предстояло ехать к горным вершинам, намеченным для посещения, — пишет в статье «О чем напомнили медали» Л.Л. Сардак. — Подбирались лошади и кареты в нужном количестве, приводились в порядок заводы и центральные улицы городов, где должны были останавливаться участники экскурсий, для их ночёвок готовились дома».
    Ученая экскурсия в составе 140 геологов отправилась из Москвы на Урал в конце июля 1897 года. Кстати, русских ученых было всего 13 человек, остальные — немцы, американцы, французы, австрийцы, итальянцы, шведы, норвежцы и даже мексиканцы с австралийцами. «Экскурсантам выделили «экстренный» поезд из 17 комфортабельных вагонов, в том числе восемь вагонов-столовых. Престарелые корифеи науки путешествовали в министерском вагоне. По пятам за экскурсионным поездом следовал другой поезд из 17 вагонов, в котором размещалась прислуга, ледники, склады  провизии и напитков, буфет, табачная лавка и даже русская печь».

    … молоток геолога…

    В Кыштым все это великолепие прибыло ранним вечером. А на следующий день с шести часов утра экскурсанты под руководством русских геологов начали восхождение на гору Сугомак. Сохранились яркие и местами ироничные кыштымские воспоминания журналиста, освещавшего в прессе события ученой экскурсии, В.Я. Кричевского:
    «Вы хотите знать, какой вид имеют, собственно, экскурсии геологов на практике? У поезда раздаётся сборный сигнал – звуки распорядительского рожка. Из вагонов начинают высыпать типичные экскурсанты с заткнутыми в сквозные карманы молотками, сумками, ранцами, биноклями, ручными фотографическими аппаратами и прочими принадлежностями.
    Идут в горы лесом в сопровождении толпы народа, мальчиков и даже баб. У искомого обнажения – какой-нибудь груды камней остановились, и в тот же момент раздаётся стук множества молотков о камень. Стучат, отбивают куски, сдувают пыль, рассматривают, подписывают красным карандашом. Затем партия незаметно разбивается на отдельные кучки, каждый увлекается каким-нибудь особенно интересным, по его мнению, местечком; постепенно все разбрелись «в лес да по дрова». Наконец раздаются звуки рожка, и на него идут с разных концов. По обыкновению нескольких человек не досчитываются, и они приходят к поезду сами по себе…»

    …и кыштымская медаль

    В конце дня в доме заводчиков был дан пышный обед, который затянулся до полночи. Как рассказывает, В.Я. Кричевский, «экскурсанты извлекли из чемоданов лучшие свои пары и представили некую выставку модного мужского платья всех стран мира», отчего казались «расфранченными, как на свадьбу». В конце обеда был сюрприз от самих ученых – они стройными голосами спели «Вниз по матушке, по Волге». Оказалось, что иностранцы выучили и отрепетировали эту песню, будучи в Самаре.
    Кстати, на торжественном приеме рядом со столовыми приборами лежали памятная медаль и брелок с одинаковыми изображениями. На лицевой стороне располагался круг со скрещенными молотками и надписью «VII/ 1897/ ROSSIA», а на оборотной – внутри дубового венка по-старославянски шла надпись «Кыштымский горный округ» и был герб, совсем не похожий на нынешний: рыбка, повернутая головой влево…


    После завершения Конгресса во многих журналах появились статьи о его результатах – с непременным упоминанием, что он превзошел все предыдущие конгрессы, а гостеприимство было таким теплым, как «ни в одной стране до сих пор». Так летом 1897 года Кыштым и других посмотрел, и себя показал – в полном великолепии…

    Тихомировский мост

    Новое всегда притягательно – тем более, железная дорога, которая в начале ХХ века многим казалась воплощением технического прогресса. В Кыштыме особым «магнитом» был мост через Нижне-Кыштымский пруд. Этот мост, стоящий на двух сложенных из камня величественных колоннах, соединенных надежной металлической конструкцией, в Кыштыме называют шедевром инженерной мысли. И это справедливо, хотя в сравнении с другими мостами через большие реки Кыштымский проигрывает в размерах: полная длина через пруд – 50 метров, а высота – 11 метров.

    Кыштымский мост – классический, в прямом смысле этого слова. Он был одним из проектов известного инженера-строителя Николая Аполлоновича Белелюбского (1845-1922), который возводил в конце XIX века самый большой в Европе мост – через Волгу возле Самары. Проект моста через Нижне-Кыштымский пруд воплощал в жизнь инженер-строитель Николай Михайлович Тихомиров. У него уже был опыт строительства мостов и переходов в сложных горных условиях на участках Самаро-Златоустовской железной дороги.
    На самом деле в Кыштыме Н.М. Тихомиров построил не один, а два железнодорожных моста – второй, совсем небольшой, соединил берега реки Кыштымки. В те годы под обоими мостами текла вода. Затем русло реки перебросили, и под вторым тихомировским мостом побежала… автодорога, которая сегодня соединяет Нижний Кыштым с городом.

    Перевалочная база

    Недалеко от железнодорожного вокзала в сторону Егозы есть небольшая улица с рабочим и очень неромантичным названием: Перевалочная база. Своим рождением она обязана разнице в ширине железнодорожной колеи. Основные грузы приходили в город по стандартной широкой железной дороге, а здесь перегружались в вагоны для узкоколейки, построенной еще во времена Лесли Уркварта и соединившей Кыштым с Карабашом. Так и возникла Перевалочная база, на которую «в больших количествах поступали уголь, кокс, пирит, медная руда, металлопрокат. Доставлялись также продукты: овощи, дыни, арбузы».
    Вплоть до конца 1950-х годов по узкоколейке перевозили не только грузы, но и пассажиров. Поезд из двух-трех вагонов ходил два раза в день. На однопутной узкоколейке было несколько разъездов. Как вспоминал в кыштымской «Азбуке» И.Г. Бахарев, пассажирский поезд шел около двух часов. На дороге были участки с крутыми уклонами, и вагоны, разбежавшись, иногда сходили с рельсов – приходилось дружно возвращать их на место.
    — Трасса от Кыштыма шла вдоль берега озера Сугомак. Казалось, едешь прямо по воде, как вдоль Байкала. Паровозик был настоящий и пыхтел натурально. Самая большая промежуточная станция – Черемшанка. В летнее время жители встречали пассажиров ягодами, грибами, молоком, продавали. Зимой в вагонах топили буржуйки – просто бочка с дырками и трубой на выход…
    Перевалочная база быстро обустроилась. Здесь появились не только бараки, но и столовая, баня, клуб и магазин, в который приходили люди и из других районов города – как только доносился слух, что с железной дороги сюда завезли хорошие товары. Для пассажиров на Перевалочной базе была оборудована платформа и буфет при ней, где за 11 копеек можно было купить котлету, за 5 копеек – сладкий коржик и запить все это двухкопеечным чаем.
    «Перевалка» в ее классическом виде закрылась в 1958 году, когда построили стандартную, ширококолейную ветку Кыштым – Пирит…

    Улица Депо

    Между тем, узкоколейка из Кыштыма в Карабаш не исчезла совсем – вдоль ее следования остались самые разные промышленные артефакты. Наиболее известный из них – здание ремонтного депо с массивными арочными окнами-сводами и большими воротами под железнодорожные пути, выстроенное из красного кирпича англичанами еще в начале ХХ века. Рядом со зданием депо размещалась одноименная станция и при ней – десяток частных домов.

    Здание бывшего депо

    Узкоколейку на Карабаш разобрали в 1976 году. Железнодорожная насыпь частично использовалась под грунтовую автодорогу, а сам поселок при мастерских переименовали в «улицу Депо». Такой она и прижилась в одном из кыштымских районов-околотков – на Егозинке…

    Тайны динамитного завода

    У подножия Егозы, недалеко от горнолыжного центра и поселка Канифольный, есть притягательное место – массивные кирпичные развалины бывшего динамитного завода, построенного Лесли Урквартом в самый разгар Первой мировой войны – в 1916 году. Скорее всего, завод строили пленные австрийцы – первые из них прибыли в Екатеринбург еще летом 1914 года, и многие горнопромышленники подали заявки на военнопленных как на рабочую силу.
    В Кыштыме на Егозе австрийцы появились в середине 1915 года – они поднимали стены завода и обустраивали окрестности. Строили на совесть – кирпич в несколько рядов укладывали на известковый раствор с яичными желтками – да так, что позднее сколько ни пытались мужики подручными инструментами разобрать кладку, у них ничего не получалось.
    Динамитный завод, можно сказать, жил на особицу и весьма состоятельно, подтверждая старую поговорку: «Кому – война, кому – мать родна». На самом производстве – идеальная чистота. В. Рискин приводил воспоминания старожилов: «Порядок на заводе был исключительный. Все ходили в тапочках, пуговицы на одежде деревянные, чтобы никакой искры. Везде чистота абсолютная». Позднее, в годы Великой Отечественной войны, такие же правила будут введены, к примеру, на челябинском заводе «Сигнал», который занимался взрывоопасными смесями.
    Тем не менее, динамитный завод в Кыштыме взрывался – и несколько раз.

    Развалины динамитного завода

    Золото Колчака

    Первый взрыв прогремел в 1919 году, во время гражданской войны – завод частично взорвали белые, отступая на восток. Этот взрыв породил легенду: при отступлении у Голой сопки, изъеденной окопами, завязался бой между красноармейцами и белогвардейцами, которые – ни много, ни мало – сопровождали «золотой обоз» из императорского «Гохрана» в стан А.В. Колчака, так как железнодорожные пути были заблокированы.
    Сегодня можно – почти – с уверенностью говорить, что никакой «гужевой транспортировки» золотого запаса Российской империи не было. О его перемещении по железной дороге и расходовании сохранилась масса банковских документов, из которых видно, что больших потерь драгоценностей удалось избежать.
    И все же «золото Колчака» породило множество легенд и стало настоящей «кладоискательской Меккой». Народ пытался проникнуть на сам завод, обманывая и подкупая охрану, его окрестности оказались изрыты лопатами кладоискателей. Усердствовали и сами динамитчики – приходили пораньше на работу, чтобы успеть «покопать», отлучались в обеденный перерыв, а то и вовсе забывали свои производственные обязанности. Это, отчасти, и сгубило Кыштымский динамитный завод, в подземных шурфах которого, казалось, блеснула хвостом золотая имперская ящерица.

    С глаз долой – из сердца вон

    Дата следующего взрыва – 1927 год – сегодня блуждает по просторам интернета; ее же указывает известный кыштымский журналист Виктор Рискин в статье «Лихорадка у Голой сопки». Взрыв буквально разметал все производственное оборудование, оставив лишь «яичные» стены. Рассказывают, что воздушной волной в районе Егозинки повыбивало все стекла в домах. Между тем, один из очевидцев «динамитной истории», С.С. Трофимов, слесарь паровых котлов динамитного завода, говорил, что рвануло в июне 1932 года – тогда погиб сторож, который как раз обходил территорию, а другие чудом успели заскочить в убежище…
    Наконец, в 1937 году произошел «все тот же взрыв», как его описывают разные источники. Официальная версия: ошибка при смешивании серной кислоты и глицерина, или неверно рассчитанная пропорция. Между тем, к ответу никого не привлекли, никому не приписали антисоветскую деятельность. Есть версия, что завод был ликвидирован силами сотрудников ОГПУ-НКВД, уставшими от назойливых кладоискателей и бесконечных аварий. Возможно, подошли новые технологии производства, под которые старый завод был не приспособлен. В итоге разом взорвали все цеха, подземные коммуникации, хранилища и разогнали поселок у подножия Егозы так, что и духу не осталось…

    Развалины динамитного завода

    Под Шульцевским присмотром

    Кыштым – места лесные. Обилие леса являлось одним из ключевых условий выбора места под заводы. Лес шел как на строительство, так и на уголь для производства железа. Человеком, который заправлял уральскими лесами в XIX веке, был главный лесничий горных заводов Иван Иванович Шульц, первый уральский ученый-лесовод, один из ярких организаторов лесного дела в России.
    Рубить так, чтобы лес возобновлялся – в этом он видел свою главную задачу и еще в 1818 году предложил рубить лес узкими делянами сообразно господствующим ветрам, «дабы вырубленные места с удобностью могли обсеменяться». Узкие деляны Шульца спасут кыштымские леса от промышленного уничтожения. Кстати, этот принцип действует и сейчас.
    Родом из XIX века будет еще одно начинание — обследование, учет и составление карты всех лесов Урала. «Приведение лесов в известность» началось в 1832 году и продолжалось целых 20 лет. Именно в эти годы в Кыштыме появились профессиональные межевщики, горные землемеры, которые «с астролябией и мерной цепью прошли тысячи верст по дебрям, топям и каменистым кручам, намечая трассы квартальных просек, а сотни мужиков своими топорами расчертили зеленый покров Урала на тысячи и тысячи квадратов…»

    Австрийский дом

    Имена лесничих столетней давности установить почти невозможно. Зато в Кыштыме сохранился своеобразный памятник «долесхозовской эпохе» — Австрийский дом. Историю этого дома, совершенно не похожего на другие, подробно рассказывал историк-краевед В.В. Казаков.
    Строгий, рубленный в два этажа, с большими окнами и необычной остроконечной кровлей, похожей на средневековый шпиль немецкого города, этот дом строился в 1922 году для лесничего, бывшего военнопленного первой империалистической войны, австрийца Куглера. В те годы это была самая окраина города, а поэтому лес на дом рубили прямо на стройплощадке. Один из строителей, В.В. Зуйков, который 19-летним парнем работал здесь вместе с четырьмя дедами-плотниками, рассказывал, что «стройку начали ранней весной, а к осени дом уже стоял под крышей. Таков был обычай русских плотников».
    Сохранились в памяти горожан и детские впечатления. Местные мальчишки считали, что Куглер – директор лыжной фабрики, так как во дворе его дома всегда было несколько пар лыж. Дети таскали их со двора, и «катались на них, не возвращая хозяину, за что попадали в его немилость».
    В годы Великой Отечественной войны старый Куглер перебрался в Свердловск. Говорят, он был арестован, и судьба его неизвестна. Австрийский дом перешел машзаводу — его переоборудовали, привели в порядок второй этаж, и дом стал двухквартирным. Его жители поэтически вспоминали, что «сама природа ласковой волной плескалась у стен дома, а остроконечный шпиль, как маяк, виден в любую погоду возвращающимся рыбакам…»

    Австрийский дом

    Вставай на лыжи

    На заре молодого советского государства богатые лесные угодья подарили Кыштыму несколько новых производств. В 1926 году, например, здесь открылась фабрика-завод «Уральский лыжник».
    — Фабрика находилась в километре от леспромхоза, на нижнем складе, в двухэтажном каменном здании старинной постройки, — вспоминал один из старейших землеустроителей Кыштыма Г.С. Ламанов. – Мы в леспромхозе обеспечивали ее сырьем: лыжным кряжем из чистой, без сучков, высококачественной березы. На фабрике работало не менее сотни человек.
    Объемы производства установить сложно, но лыжами Кыштым был богат. Так, в годы Великой Отечественной войны на обращение комсомольцев с призывом собрать лыжи для бойцов Красной Армии только Кыштымский район за один раз собрал почти 600 пар лыж. Также 120 пар лыж было послано воспитанникам суворовских училищ.
    После войны фабрика не ремонтировалась и пришла в такую ветхость, что восстанавливать ее уже не имело смысла. К тому же появились другие модели лыж – более легкие, прочные, конкурировать с которыми кыштымский березовый кряж не мог. В конце 1950-х годов фабрика была закрыта, а ее работники перешли на другое производство: мебельное, открывшееся при кыштымском леспромхозе…

    Весенний терпентин

    С лесным хозяйством было связано еще одно производство – его следы до сих пор сохранены в поселке Канифольный, близ Егозы. В Кыштыме со стародавних времен успешно добывали «живицу» — сосновую смолу, которой лечили раны, ожоги, язвы. Из нее получали канифоль – вещество, известное всем музыкантам и радиолюбителям, умеющим работать с паяльником; и скипидар – лучший растворитель для масляных красок, запахом которого пропитана мастерская любого художника. Эту сосновую смолу-«живицу» по-научному и называли «терпентин».
    В 1928 году стараниями треста «Лесохим» в Кыштыме был построен терпентиновый завод. Но основная работа шла на лесных делянках – именно здесь проводилась подсечка спелых сосен, которым делали надрезы под острым углом (точно также добывают березовый сок). Весной в леса устремлялись сборщики, причем, у каждого были свои секреты, как правильно делать подсечку: подрежешь высоко – получишь много живицы, но не той, что хотелось бы в идеале; подрежешь низко – смолы стечет мало. На самом заводе были установлены медные котлы для плавки и варки живицы. Кстати, на Южном Урале он был не единственным – такой же завод построили в Сатке, чтобы «десятки тысяч тонн драгоценного сырья-живицы не пропадало бесполезно»…
    Естественно, эта большая работа велась рука об руку с лесхозом.

    Советский лес

    Свою официальную историю Кыштымский лесхоз ведет с 1947 года, хотя накопленный предшественниками опыт расширяет эти исторические границы. Неудивительно, что лесхоз практически сразу же стал одним из ведущих и богатых предприятий города. В середине 1980-х годов он имел большое и ухоженное производство, новый лесопильный цех, котельную и пожарно-химическую станцию. Предприятие серьезно вкладывалось в строительство – например, выстроило для своих работников 11 двухквартирных домов, общежитие, детский сад. Была у лесхоза своя хлебопекарня и большое подсобное хозяйство, где растили свиней.
    Тогда же, в 1980-е годы, Кыштымский лесхоз вышел на рекордные посадки, ежегодно высаживая до тысячи гектаров лесных культур. А на каждом гектаре – не менее пяти тысяч саженцев. Сегодня «советский лес» уже давно поднялся – красавец, корабельная сосна; и молодой к нему подтягивается, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной», заполняя собой делянки и санитарные рубки.

    Питомник в лесничестве

    Памятники в лесу

    Уже в новое время в Кыштыме зародилась необычная традиция – устанавливать в лесу памятники… лесникам. Как-то лесхоз вёл заго­товку у озера Большие Егусты. На дороге имелся глинистый участок, который после дождей превращался в непро­лазную топь. «Тогда мастеру лесхоза Василию Еремеевичу Калачеву с брига­дой из пяти человек поручили проложить по глине слань – конструкцию из стволов деревьев и грунта, — рассказывал журналист В. Рискин. — С тяжёлой работой они справились за 20 дней. Спустя три года лесники увековечили память о Василии Калачёве, ко­торого уже не было в живых, и установили табличку: переправа «Калачёвская слань».

    Памятники лесникам

    Затем будут еще памятники. В конце 1980-х годов лесхоз стол­кнулся с проблемой обеспечения саженцами, и главный лесничий Владимир Алек­сандрович Горбунов занялся созданием современного питомника, который и сегодня остается одним из лучших на Южном Урале. Через три десятилетия в питомнике будет срублена уютная беседка с навесом и открыт памятник В.А. Горбунову с трогательной надписью: «Лесной питомник – это живой памятник человеку, создавшему его. Светлая память. Лесоводы Кыштыма».
    Кстати, этот питомник последние четверть века будоражит воображение… космонавтов, которые наблюдают странный рисунок, подобно в пустыне Наска в Перу — на зеленом полотне лесов отчетливо оставил след своей лапы огромный медведь: подушечки и когти. Эти прорубленные в лесу просеки: прямые, затем овальные — предназначались под саженцы сосен и елей.
    Впрочем, и в самом Кыштыме, на территории лесничества, в 2013 году появился 15-тонный камень в окружении изгороди из елочек, которые всегда символизировали форму лесника. А на нем надпись: «Посвящается кыштым­ским лесоводам! Служение лесу – это служение Отечеству! За труд Ваш нелёгкий на благо лесов потомки Вам будут благодарны!»

    Все насосные станции Кыштымского медеэлектролитного завода будут работать в автоматическом режиме

    30.04.2021

    КМЭЗ реализует проект полной диспетчеризации насосного хозяйства в рамках технического перевооружения цеха электролиза. Расширение производства, увеличение выпуска катодов требуют бесперебойной работы энергетического ведомства, стабильного обеспечения необходимыми ресурсами. Проект призван решить эту проблему за счет повышения надежности и эффективности оборудования.

    На сегодняшний день на территории завода пять насосных станций. В последнее время их было шесть, но один из них был остановлен после того, как на заводе заменили систему ливневых коллекторов и фабрично-канальную канализацию. КМЭЗ перешел на замкнутый цикл водооборота и прекратил сброс отработанной воды в заводской канал, что привело к негодности шестой станции. Сейчас его демонтируют.

    Каждая из действующих насосных станций обслуживается не менее чем пятью операторами.Они открывают и закрывают обратные клапаны, переключают схемы подачи сточных вод и контролируют процесс. Идея автоматизировать работу станций возникла еще в 2015 году. Тогда же был сделан первый шаг в этом направлении.

    «В то время выборочная точечная модернизация шла практически во всех подразделениях завода «Русская фольга», — вспоминает начальник энергетического управления Виктор Плаксин. «Мы не могли быть в хвосте. Начать решили с насосной станции коммунальных отходов. Почему мы выбрали его первым? Ответ прост: потребность в ее услугах никогда не исчезнет.Именно эта станция регулирует уровень сточных вод в резервуаре завода и откачивает их, направляя на городские очистные сооружения».

    Станция бытовых отходов представляет собой отдельно стоящее здание, состоящее из самотечного коллектора, технологического трубопровода и напорного коллектора. В ходе модернизации здесь заменили насосное оборудование и внутреннюю обвязку, установили современные пусковые устройства с частотными преобразователями и блоками сбора данных, которые позволяют управлять станцией дистанционно.

    Близилась к завершению диспетчеризация первой насосной станции, когда у руководства цеха и завода возникла вполне разумная мысль: зачем управлять одной станцией удаленно, если современные технологии позволяют подключить все сразу к одному пульту управления? Ответ на этот вопрос казался однозначным, но требовал тщательной проработки. Опыт модернизации насосной станции коммунальных отходов убедил специалистов в том, что заменить основное оборудование без остановки технологического процесса крайне сложно.Очень важно тщательно подготовиться к масштабной диспетчеризации насосных станций. Он стартовал только в 2020 году. Основным этапом стал монтаж единого АРМ (состоящий из трех компьютеров и шкафа сбора информации) на компрессорно-холодильной станции.

    Автоматическая рабочая станция станет центром управления всеми насосными станциями. Все рабочие параметры каждой из заводских станций отображаются на экранах компьютеров в режиме реального времени. Любая неисправность видна, аварийный сигнал немедленно заставляет принять оперативные меры по ее устранению.Через компьютер оператор, не выходя из офиса, открывает и закрывает обратные клапаны, чередует работу насосных агрегатов, переключает схему подачи сточных вод – делает все, что раньше требовало ручного вмешательства и личного присутствия на конкретной станции. Автоматизация, несомненно, снизит стоимость обслуживания насосного оборудования, повысит надежность его работы, сведет к минимуму время устранения неполадок.

    Kyshtym, Челябинская обл. ° 35′ 50″ в.д.

    03 Vein № 9 0 9 0 9
    4.9 км (3,0 миль)
    Taiginka Village, Kyshtym, Челябинская область, Россия 55 ° 37 ’30 «N 60 ° 30″ 32 «E 10,3 км (6,4 км)
    Mochalin log, kyshtym, Челябинская область, Россия 55 ° 48 ’42 «N 60 ° 33′ 46″ E 10.9km (6,8 мили)
    Slyudorudnik Meen, Kyshtym, Челябинская область, Россия 55° 40′ 28″ с. ш. 60° 20′ 53″ в. д. 13.6 км (8,4 мили)
    Жила № 101, Кыштымское месторождение кварца, Кыштым, Челябинская область, Россия 55° 37′ 38″ N 60° 20′ 3″ E 5 10,04 км )
    Kagan Massif, Вишневые горы, Челябинская область, Россия 55 ° 52 ‘0 «N 60 ° 34′ 59″ E 17.1KM (10,6 миль)
    Dumordierite Meb Озеро Увильды, Карабаш, Челябинская область, Россия 55° 32′ 39″ N 60° 23′ 3″ E 21.6 км (13,4 мили)
    5-й Versta Depare, Каслинский район, Челябинская область, Россия 55 ° 54 ‘2 «N 60 ° 41′ 16″ E 22,4 км (13,9 миль)
    Увилибильское озеро, Аргаяшский район, Челябинская область, Россия 55 ° 30 ’42 «N 60 ° 31′ 33″ E 22,5 км (14,0 миль) 22,5 км (14,0 миль)
    Вена № 1, Курочкин , Вишневые горы, Челябинская область, Россия 55° 57′ 19″ N 60° 37′ 27″ E 27.2 км (16,9 миль)
    Курочкинский журнал, Вишневые горы, Челябинская область, Россия 55 ° 57 ’20 «N 60 ° 37′ 19″ E 27,2 км (16,9 миль)
    Полевошпатовый карьер, г. Вишневогорск, Вишневые горы, Челябинская область, Россия 55° 59′ 22″ N 60° 37′ 26″ E 31,0 км (19,2 мили)
    56° 0′ 5″ N 60° 37′ 48″ E 32, Вишневые горы, Челябинская область, 35, гора Долгая.3 км (20,1 миль)
    Черное озеро Золото, Карабаш, Челябинская область, Россия 55 ° 28 ‘0 «N 60 ° 16′ 0″ E 32.9km (20,4 км)
    Karavai MT, Вишневные горы, Челябинская область, Россия 56 ° 0 ’17 «N 60 ° 38′ 56″ E 32.9km (20,4 км)
    Вена № 140 (рудная зона № 140), озеро Булдым, Вишневые горы, Челябинская область, Россия 56° 0′ 24″ N 60° 38′ 21″ E 33.0km (20,5 миль)
    Kapital’naya Meword, Вишневые горы, Челябинская область, Россия 56 ° 0 ’33 «N 60 ° 38′ 7″ E 33.2KM (20,6 км)
    Мраморный карьер Уралмрамор, Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 0′ 32″ N 60° 17′ 22″ E 9003 2 903 36,7 км
    Уфалейский район (Уфалейский район), Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 1′ 0″ N 60° 14′ 54″ E 38.7 км (24,0 мили)
    Мраморный карьер «Ритуал-Мрамор», Уфалейский район (Уфалейский район), Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 1′ 49″ N 903° 14′ 09 20 40,3 км (25,0 миль)
    Депозит Tyulenev, Верхний Уфали, Челябинская область, Россия 56 ° 2 ‘3 «N 60 ° 14′ 39″ E 40,5 км (25,2 км)
    Безымянный карьер, Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 3′ 18″ N 60° 16′ 37″ E 41.6 км (25,9 миль)
    Депозит Биксизак, Кунашакский район, Челябинская область, Россия 55 ° 55 ’59 «N 61 ° 6′ 0″ E 42,0 км (26,1 км)
    Золотогорское месторождение Золотая Гора (Златая Гора; Златоя Гора), долина Соймон, Карабаш, Челябинская область, Россия 55° 30′ 0″ N 60° 0′ 0″ E 42,1 км (26,2 мили) 5 5
    г. Суховяз (Суховязское месторождение), Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 2′ 17″ N 60° 11′ 12″ E 42.7 км (26,5 миль)
    Sukhovyaz гора, Верхний Уфали, Челябинская область, Россия 56 ° 2 ’17 «N 60 ° 11′ 6″ E 42,7 км (26,6 км)
    Никелевый рудник «Синар», Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 5′ 48″ N 60° 23′ 55″ E 43,6 км (27,1 мили) 2 Новочеремшанский никелевый рудник, Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 7′ 29″ N 60° 18′ 22″ E 48.2 км (29,9 миль)
    Карьер Река Уфалейка, Уфалейский район (Уфалейский район), Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 7′ 7″ N 60° 14′ 093″ E 90 9.093″ E (30,4 мили)
    Старочеремшанский никелевый рудник, Уфалейский район (Уфалейский район), г. Верхний Уфалей, Челябинская область, Россия 56° 7′ 51″ N 60° 17′ 035 км 90 9.003″ E 30,6 миль)

    Кыштымская (Маяк) авария

    Кыштымская авария — авария с радиоактивным загрязнением, произошедшая 29 сентября 1957 года на заводе по переработке плутония и ядерном топливе Союза в Союзе.По Международной шкале ядерных событий (INES) она оценивается как катастрофа 6-го уровня, что делает ее третьей по серьезности ядерной аварией из когда-либо зарегистрированных после ядерной катастрофы на Фукусима-дайити и Чернобыльской катастрофы (оба 7-го уровня по INES). Событие произошло в городе Озерске Челябинской области, закрытом городе, построенном вокруг Маякзавода. Поскольку Озерск/Маяк (также известный как Челябинск-40 и Челябинск-65) не был отмечен на картах, катастрофа была названа в честь Кыштыма, ближайшего известного города.

    В 1956 г. отказала и не ремонтировалась система охлаждения в одном из резервуаров, содержащем около 70–80 т жидких радиоактивных отходов. Температура в нем начала повышаться, что привело к испарению и химическому взрыву высушенных отходов, состоящих в основном из аммиачной селитры и ацетатов (см. аммиачная селитра/мазутная бомба).

    Взрыв 29 сентября 1957 года, мощность которого оценивалась примерно в 70–100 тонн тротила, подбросил в воздух 160-тонную бетонную крышку. В результате взрыва не было немедленных жертв, но он высвободил примерно 20 МКи (800 ПБк) радиоактивности.Большая часть этого загрязнения осела вблизи места аварии и способствовала загрязнению реки Теча, но шлейф, содержащий 2 МКи (80 ПБк) радионуклидов, распространился на сотни километров.

     Ранее загрязненные районы в пределах пострадавшего района включают реку Теча, в которую ранее попало 2,75 МКи (100 ПБк) преднамеренно сброшенных отходов, и озеро Карачай, в которое попало 120 МКи (4000 ПБк).

    В течение следующих 10–11 часов радиоактивное облако двигалось на северо-восток, достигнув 300–350 километров от места аварии.Выпадение облака привело к долговременному загрязнению территории от 800 до 20 000 квадратных километров (в зависимости от того, какой уровень загрязнения считается значительным), в первую очередь цезием-137 и стронцием-90.[3] Эту территорию обычно называют Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС)

    .

    Эвакуировано не менее 22 населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации в результате стихийного бедствия, с общим населением около 10 000 человек. Некоторых эвакуировали через неделю, но на эвакуацию других участков ушло почти 2 года.

    Истинное число смертельных случаев остается неопределенным, поскольку вызванный облучением рак клинически неотличим от любого другого рака, а уровень его заболеваемости можно измерить только с помощью эпидемиологических исследований. В одной книге утверждается, что «в 1992 году исследование, проведенное Институтом биофизики бывшего Министерства здравоохранения СССР в Челябинске, показало, что за предшествующие 32 года в результате аварии погибло 8015 человек».

     Напротив, в период с 1950 по 1982 год было найдено только 6 000 свидетельств о смерти жителей побережья реки Теча от всех причин смерти, хотя, возможно, в советском исследовании рассматривалась более крупная географическая территория, затронутая воздушным шлейфом.Наиболее часто упоминаемая оценка — 200 смертей от рака, но происхождение этого числа неясно. Более поздние эпидемиологические исследования показывают, что от 49 до 55 случаев смерти от рака среди жителей прибрежных районов могут быть связаны с радиационным воздействием.

     Это будет включать последствия всех радиоактивных выбросов в реку, 98% из которых произошли задолго до аварии 1957 года, но это не будет включать воздействие переносимого по воздуху шлейфа, который был перенесен на северо-восток. В районе, ближайшем к месту аварии, было диагностировано 66 случаев синдрома хронической лучевой болезни, что обеспечивает большую часть данных об этом состоянии.

    Для уменьшения распространения радиоактивного загрязнения после аварии был вынут загрязненный грунт и складирован в огороженных вольерах, которые получили название «кладбища земли». Советское правительство в 1968 году замаскировало территорию ВУРСа, создав Восточно-Уральский природный заповедник, который запретил любой несанкционированный доступ на пострадавшую территорию.

    Автор: Брук Келли APES. Что такое Кыштымская катастрофа? ● Кыштымская катастрофа – инцидент с радиационным загрязнением. ● Это была катастрофа 6-го уровня.

    Презентация на тему: » Автор: Brooke Kelly APES. Что такое Кыштымская катастрофа? ● Кыштымская катастрофа связана с радиационным загрязнением. ● Это катастрофа 6-го уровня.» — Транскрипт:

    1 Автор: Брук Келли APES

    2 Что такое Кыштымская катастрофа? ● Кыштымская катастрофа – инцидент с радиационным загрязнением.● Это была катастрофа 6-го уровня по «Международной шкале ядерных событий». ● Третья самая серьезная ядерная авария из когда-либо зарегистрированных.

    3 Где и когда? ● Соглашение в г. Озерск, рядом с ПО «Маяк» ● 29 сентября 1957 г. ● Завод по воспроизведению ядерного топлива в России

    4 Почему произошел взрыв? ● Система охлаждения в одном из резервуаров, в котором находилось 80 тонн жидких радиоактивных отходов, вышла из строя и не ремонтировалась, температура повысилась, что привело к испарению.● Химический взрыв произошел в результате повышения температуры.

    5 Последствия взрыва ● Произошел выброс 20 МКи радиоактивности, что способствовало загрязнению реки Теча. ● Образовалось радиоактивное облако, движущееся на северо-восток. ●

    6 Последствия взрыва ● Загрязнение оказало долгосрочное воздействие на территорию в пределах 800-20 000 кв. км.● Текущая территория называется «Восточно-Уральский радиоактивный след».

    7 Эвакуация ● Сразу после катастрофы 22 деревни подверглись радиационному облучению ● 10 000 человек были эвакуированы ● Многие были немедленно эвакуированы ●

    8 Последствия ● Причина эвакуации не была обнародована ● 6000 смертей произошло из-за стихийного бедствия ● 200 смертей из-за рака

    9 Последствия ● 10 дней спустя правительство решило вспахать 515 акров радиоактивных земель, чтобы возобновить сельскохозяйственное использование.

    10

    11 Сейчас Сегодня ● В Озерске уровень радиации снова безопасен для населения, но «Восточно-Уральский радиоактивный след» все еще загрязнен.

    12 Источники ● Agreenroad.blogspot.com/2012/03/ozyorsk-kyshtym-mayak-nuclear-waste.html ● https://www.google.com/search?q=Kyshtym+Di saster&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=Ggf4 UvqYOdOksQSL8IDoBw&ve


    Кыштым: ядерная катастрофа, которая держалась в секрете 30 лет

    За тридцать лет до взрыва ядерного реактора в Чернобыле, ставшего одной из самых разрушительных ядерных аварий в истории, произошла еще одна крупная авария еще на одной советской атомной державе растение. Его замалчивали чиновники более трех десятков лет.

    Авария произошла на ПО «Маяк», одном из крупнейших в России ядерных объектов, расположенном недалеко от города Кыштым Челябинской области на Южном Урале. Объект был построен вскоре после окончания Второй мировой войны, чтобы служить местом для зарождающейся советской ядерной программы. Его основной целью было производство плутония для производства ядерного оружия.

    Запрещающий знак возле ЗАТО Озерска. Фото предоставлено: Ecodefense/Wikimedia

    Советская ядерная программа начиналась вяло.Советские лидеры не очень верили в ядерную энергию. Сами советские ученые считали, что атомное оружие неосуществимо и, кроме академической ценности, ядерные исследования не имеют практического применения. Следовательно, большая часть исследований, проведенных по этому вопросу, не была засекречена и публиковалась в открытом доступе в академических журналах для всех желающих. Только русский физик Георгий Флеров заметил полное отсутствие статей по ядерной науке от немецких, британских и американских ученых и понял, что что-то неладно.Флеров призвал Сталина перезапустить советскую ядерную программу. Великий вождь закрыл его и вместо этого отправил своих ученых работать в металлургию и горнодобывающую промышленность. Только когда советские руководители увидели огромную мощь ядерного оружия, продемонстрированную при нападении на Хиросиму и Нагасаки, они осознали, насколько серьезно они отстали в гонке ядерных вооружений.

    «Маяк» был построен в 1948 году в спешке. Советскому Союзу предстояло многое наверстать. Лаврентий Берия, Маршал Советского Союза, начальник секретной полиции и глава ядерной программы, заставил более 40 000 узников ГУЛАГа и военнопленных построить завод и закрытый город Озерск на окраине, где персонал и их жили бы семьи.«Маяк» должен был стать крупнейшим ядерным реактором России. Завод занимает площадь более 90 квадратных километров и окружен зоной отчуждения площадью 250 квадратных километров. Он был достаточно большим, чтобы быть городом, но Маяка и Озерска не было на общедоступных советских картах. Его существование и местонахождение держались в секрете.

    «Маяк» с самого начала был опасным предприятием. Мало внимания уделялось безопасности рабочих или ответственной утилизации отходов. Радиоактивные отходы, полученные из отработавшего ядерного топлива, хранились под землей, но когда место на площадке закончилось, вместо того, чтобы остановить производство до тех пор, пока не будут построены новые подземные объекты, высокорадиоактивный материал был сброшен в медленно текущую реку Теча, которая использовалась более ста тысяч человек живут в общинах вниз по течению.Кроме того, реакторы охлаждались водой из озера Кызылташ в системе охлаждения открытого цикла, где загрязненная вода сбрасывалась непосредственно обратно в озеро. В течение нескольких лет сельская местность и все водоемы вокруг «Маяка» подверглись сильному загрязнению.

    Спутниковый снимок АЭС «Маяк».

    Неправильные протоколы безопасности привели к нескольким несчастным случаям со смертельным исходом. Одна из первых зарегистрированных аварий произошла в 1953 году, но осталась незамеченной, пока у рабочего не развилась тяжелая лучевая болезнь, потребовавшая ампутации обеих ног.Самая известная авария, так называемая «Кыштымская катастрофа», произошла 29 сентября 1957 года, когда система охлаждения одного из резервуаров для хранения отходов вышла из строя, но осталась незамеченной, пока резервуар не взорвался с силой, эквивалентной примерно 70 тоннам тротила. Хотя непосредственных жертв взрыва не было, в результате насилия шлейф радиоактивных осадков взлетел в небо на высоту одного километра.

    В этот день жители Челябинской области заметили на небе необычные цвета.Местная пресса предположила, что полярное сияние появляется исключительно далеко на юге. Из-за секретности вокруг «Маяка» жители села не были проинформированы об аварии. В течение следующих нескольких дней радиоактивное облако продвинулось на северо-восток на сотни миль, загрязнив территорию площадью от 15 000 до 20 000 квадратных километров и поставив под угрозу жизни 270 000 человек.

    Эвакуация ближайшего населенного пункта началась через неделю. Людям не сказали, что произошло, просто попросили собрать чемоданы и уйти.Всего за два года было эвакуировано около 10 000 человек.

    Карта территории, пострадавшей от Кыштымской катастрофы. Изображение предоставлено: Goran tek-en/Wikimedia

    Расплывчатые сообщения о возможной катастрофе начали появляться в западной прессе еще в 1958 году. приостановить ядерные испытания в одностороннем порядке в марте того же года. Год спустя, в 1959 году, в австрийской газете появилось еще одно сообщение.Эти сообщения систематически опровергались официальными лицами Советского правительства. Картина прояснилась лишь в 1976 году, когда Жорес Медведев, ссыльный советский биолог, проживающий в Англии, опубликовал серию статей о катастрофе New Scientist .

    Утверждения Медведева были подтверждены отчетом Льва Тумермана, советского ученого, который в 1960 году путешествовал по предполагаемой загрязненной территории. Тумерман, который позже эмигрировал в Израиль, написал письма в Jerusalem Post и The London Times , в которых говорилось:

    Примерно в 100 километрах от Свердловска дорожный знак предупреждал водителей, чтобы они не останавливались в течение следующих 20 или 30 километров. и проехать на максимальной скорости.По обеим сторонам дороги, сколько можно было видеть, земля была «мертвой»: ни деревень, ни городов, только трубы разрушенных домов, ни возделанных полей и пастбищ, ни стад, ни людей… ничего.

    В личной переписке с сотрудниками Лос-Аламосской национальной лаборатории Тумерман далее заявил:

    Лично я видел большую территорию в окрестностях Свердловска (не менее 100-150 кв. км, а возможно, и намного больше). ), в котором была запрещена любая нормальная человеческая деятельность, люди были эвакуированы, а деревни разрушены, очевидно, для предотвращения возвращения жителей, не было земледелия и животноводства, были запрещены рыбная ловля и охота.

    Фото: Ecofense/Wikimedia

    Однако в глазах научного сообщества эти сообщения были не более чем слухами. В отсутствие поддающейся проверке информации многие усомнились в версии Медведева. Хотя существование обширной зараженной территории было подтверждено в отчете, подготовленном исследователями из Ок-Риджской национальной лаборатории в Теннесси, не было обнаружено никаких конкретных доказательств того, что загрязнение было вызвано ядерной аварией. Только после распада Советского Союза стали известны истинные масштабы аварии.

    Истинное число погибших в результате Кыштымской катастрофы трудно оценить, отчасти из-за секретности, а отчасти из-за того, что ПО «Маяк» уже загрязнило этот район, регулярно выбрасывая опасные количества радиоактивных отходов в окружающую среду в течение многих лет. По словам Жореса Медведева, Кыштымская катастрофа была хуже Чернобыльской из-за выброса большего количества долгоживущего радиоактивного вещества Стронций-90, чем Чернобыль. Случаи рака, врожденных дефектов и других серьезных проблем со здоровьем остаются высокими среди жителей региона и по сей день.

    Коровы и знак радиационной опасности на реке Теча. Фото предоставлено: Ecodefense/Wikimedia

    NUCLEAR-RISKS | Маяк

    В результате серии аварий и разливов на российском ядерном объекте ПО «Маяк» более 15 000 км² загрязнены высокорадиоактивными отходами. Одна только так называемая Кыштымская авария 1957 г. сделала необитаемой большую часть Восточного Урала. Тысячи людей пришлось переселить, и по сей день регион, пострадавший от радиоактивных осадков, считается одним из самых загрязненных мест на земле.

    История

    Производственное объединение «Маяк» (ПО «Маяк») — первый и крупнейший атомный объект в Советском Союзе, занимавший площадь около 200  км² между городами Екатеринбург и Челябинск. Первоначально построенный для производства плутония для советского ядерного оружия, в период с 1945 по 1948 год в городе Челябинск-40 (теперь переименованном в Озерск) было построено пять ядерных реакторов. Объект постоянно расширялся, пока производство оружейного плутония не было остановлено в 1987 году. предприятие постепенно сокращалось.В период с 1949 по 1956 год в систему реки Теча было выброшено 100 пета-беккерелей (пета = квадриллион) радиоактивных выбросов, содержащих стронций-90, цезий-137, плутоний и уран. Для сравнения, радиоактивные выбросы в Тихий океан в результате ядерной катастрофы на Фукусиме оцениваются в 78   ПБк. На «Маяке» произошло не менее восьми крупных аварий. Например, в 1967 году в результате рассеивания радиоактивной пыли с Карачаевского полигона радиоактивных отходов 1800 км² были загрязнены цезием-137.Однако самая известная авария произошла 29 сентября 1957 года. Взрыв резервуара с радиоактивными отходами, содержащего 740   ПБк делящихся материалов, подверг радиоактивному загрязнению территорию площадью более 15 000 км². После Чернобыля и Фукусимы эта катастрофа, часто называемая в честь соседнего города Кыштым, считается третьей крупнейшей ядерной катастрофой в истории (уровень 6 по Международной шкале ядерных и радиологических событий «ИНЕС»). Долговечным наследием катастрофы является Восточно-Уральский радиоактивный след протяженностью 300 км и шириной 30–50 км, сильно загрязненный радиоактивными осадками.В некоторых частях концентрация радиоактивного стронция-90, известной причины лейкемии, превышает 7,4  мегабеккереля на м² (мега = миллион). Для сравнения, после Чернобыля все районы с радиоактивным загрязнением более 0,5 МБк/м² были эвакуированы навсегда.

    Воздействие на здоровье и окружающую среду

    До 1973 года в МРА работало около 19 000 рабочих. Эти люди получили самые высокие дозы радиации из-за многочисленных аварий и разливов. Для 10 000 рабочих, нанятых до 1959 г., средняя кумулятивная доза внешнего облучения составила около 1 200 мЗв.Эта доза соответствует примерно 60 000 рентген грудной клетки. Только от этой внешней дозы можно было бы ожидать, что около 24 % рабочих заболеют раком. Но количество случаев рака в когорте работников «Маяка», вероятно, намного выше, поскольку внутреннее облучение оказывает еще большее влияние на риск развития рака. Более 1000 рабочих инкорпорировали от 1500 до 172 000   Бк плутония каждый. При дозовом коэффициенте 0,00014 Зв/Бк это составляет дозу внутреннего облучения около 0,2–24 Зв. Доза 10 Зв считается смертельной; при дозе 5 Зв каждый второй человек умирает от острого радиационного воздействия.Острая лучевая болезнь обычно поражает всех людей, получивших дозы более 1 Зв. При дозах ниже 1 Зв долгосрочные последствия облучения перевешивают острое радиационное воздействие. ВОЗ предполагает, что при мощности дозы 0,1 Зв риск лейкемии составляет около 19 %, увеличиваясь еще на 19 % на каждые дополнительные 0,1 Зв облучения. Установлено, что относительный риск развития рака костей у работников ПО «Маяк» в восемь раз выше, чем у населения в целом; риск развития рака печени был в 17 раз выше.

    Помимо рабочих пострадали почти 300 000 жителей зараженных регионов. Расчетная коллективная пожизненная доза для этого населения составляет около 4500 человеко-Зв, что составляет около 60 % коллективной пожизненной дозы, рассчитанной после аварии на Чернобыльской АЭС. Люди, проживающие вблизи Маяка или реки Течи, получили среднюю пожизненную дозу до 1700  мЗв в результате сочетания внешнего облучения и употребления радиоактивно загрязненной питьевой воды и продуктов питания. При таких высоких дозах примерно у 34 % населения могут развиться случаи рака, которые не развились бы без радиоактивного загрязнения.

    У пораженного населения выявлено хроническое радиационное воздействие и избыточные случаи лейкемии, а также опухоли легких, костей и печени, а также увеличение в 2-5 раз частоты костномозговой депрессии, хромосомных аберраций , выкидыши и мертворождения. Из-за военной цензуры люди не были проинформированы об угрозах радиоактивности, а истинные масштабы радиоактивного заражения и его воздействие на здоровье населения никогда не были должным образом задокументированы или исследованы.

    Outlook

    Сегодня на ПО «Маяк» по-прежнему работает около 14 тысяч человек, в основном производящих плутоний, уран и другие радиоактивные вещества для атомной энергетики. На «Маяке» также находится единственный в России завод по переработке ядерных отходов и переработке отходов. Большинство выведенных из эксплуатации российских ядерных боеголовок в конечном итоге оказывается на «Маяке». Хотя за последние десятилетия радиоактивное загрязнение прилегающих территорий уменьшилось примерно в три раза, район вокруг ПО «Маяк» по-прежнему считается одним из самых радиоактивно загрязненных мест на Земле.Водохранилища на реке Теча до сих пор используются в качестве свалок радиоактивных отходов, что еще больше загрязняет речную систему и подвергает людей постоянному радиоактивному воздействию. Хибакуша «Маяка» так сильно пострадали от ядерных амбиций России, что мало заботятся о здоровье и жизни местного населения. Теперь срочно требуются широкомасштабные эпидемиологические исследования и проекты дезактивации, чтобы защитить этих людей от дальнейшего вреда.

    Каталожные номера

    • Стандартное кольцо WJF.«Обзор текущего состояния и деятельности ПО «Маяк». Strålevern Rapport 2006:19, Норвежское управление по радиационной защите (NRPA), 2006 г. www.nrpa.no/dav/1fbb52ea04.pdf
    • «Отчет BEIR VII, фаза 2: Риски для здоровья от воздействия низких уровней ионизирующего излучения». Консультативный комитет Национальной академии наук по биологическим эффектам ионизирующего излучения, 2006 г., с. 279f, таблицы 12.5а и 12.5б. www.nap.edu/openbook.php?record_id=11340&page=8
    • Кошурникова и др.«Исследования атомщиков ПО «Маяк»: последствия для здоровья». Радиационная и экологическая биофизика, 41:1, 29–31, 2002 г. www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12014404
    • ВОЗ.