Марко поло маршруты: Марко Поло — маршрут путешествия в Китай на карте и краткая биография

Содержание

Марко Поло — маршрут путешествия в Китай на карте и краткая биография

Марко Поло — знаменитый итальянский путешественник 13 века, с чьего имени начинается эра Великих географических открытий. Он был одним из первых европейцев, путешествовавших на восток, где провел очень много времени и собрал много новой и интересной для Европы того времени информации, проложил значимые торговые маршруты. О нём, и значении его открытий пойдет речь в моём сообщении. Но сначала краткие сведения из биографии.

Краткая биография

Марко Поло родился в 1254 году в городе Венеция (по другим данным на Хорватском острове Корчула) в семье купцов. Его дядя (Матфео) и отец (Николо) осваивали земли, лежащие от Чёрного моря до Волги, прокладывая новые торговые маршруты. Но на этом их деятельность не ограничивалась — спустя некоторое время они ездили с дипломатической миссией к Монгольскому хану — Хубилаю, который оказал им очень теплый приём. Таком образом можно сделать вывод, что Марко ещё с самого детства был вдохновлён на путешествия

своими двумя ближайшими родственниками.

Путешествия

В своё первое путешествие юный итальянец отправился в 17 лет вместе с дядей и отцом, совершавшими торговую поездку в Китай.

Одновременно с этим братья Поло выступали в роли делегатов, задачей которых было наладить дипломатические отношения между Венецией и Китаем (который в то время входил в состав монгольского государства Юань). Двигаться было решено через Иерусалим, чтобы приобрести там чудотворное масло из гробницы Христа, которое они в последствии презентовали хану Хубилаю.

Результатом длительного путешествия (а добралась семья Поло в Китай аж к 1275 году) стали тёплые отношения с ханом, которому так понравился Марко, что тот сделал его губернатором одно из Китайских городов, где наш юный путешественник провёл целых три года.

В общей сложности Марко Поло прожил в Китае 17 лет за время которых успел побывать во многих регионах империи. В 1291г хан решил выдать замуж свою дочь за персидского принца и снарядил огромную морскую экспедицию, в которую включил и семью Поло. На пути в Персию итальянский путешественник успел посетить Юго-Восточную Азию, остров Суматру, Цейлон, Иран.

По прибытию в Персию семья Марко узнает о смерти Хана и принимает решение вернуться в Венецию, что и происходит в 1295 году.

О дальнейшей жизни итальянского путешественника до нас дошло не много сведений. Известно, что в период Веннецианско-Геннуйской войны Марко снаряжает военное судно и

попадет в плен к генузийцам. Путешественника сажают в каземат. Там он знакомится с мужчиной по имени Рустичану, который пишет романы. Марко решает поделиться с ним воспоминаниями и своих путешествиях по Азии. Так рождается его сочинение «Книга о разнообразии мира», которая подводит итог всей деятельности Марко Поло и его огромным знаниям, полученным им за время своих путешествий.

Спустя какое-то время в тюрьме, а именно в 1324 году Марко выкупают, и он возвращается в Венецию, где и проводит остаток своей жизни. Свои последние годы великий итальянский путешественник провел в достатке.

Вывод

У Марко Поло была насыщенная путешествиями жизнь. Обозначим их основные маршруты:

  1. Венеция-Иерусалим-Китай. 1261-1275 гг.
  2. Китай-Юго-Восточная Азия-Цейлон-остров Суматра-Персия 1291г.
  3. Персия-Венеция 1295 г.

Карта маршрутов путешествия Марко Поло:

И ещё вот в таком виде:

Результатом огромного опыта и знаний, собранных в период путешествий становится «Книга о разнообразии мира» — неоценимый труд, который помогал человечеству ещё столетия спустя. Это сочинение использовалось и в качестве справочника с картами, и в качестве увлекательного рассказа о приключениях. Опираясь на материалы этого великого труда были совершены последующие Великие географические открытия.


Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

Открытия Марко Поло: их значение и маршрут путешествий

История Марко Поло — одно из тех преданий, в которых смешаны мифы и реальность. Восточная загадочность никогда до конца не откроет завесу таинственности над его путешествием. Все, что нам известно — основывается на его рассказе, приукрашенном, зачастую неточном, пафосном, но в то же время интригующем, волнующем, толкающим на новые открытия путешественников того времени.

Подобно древним храбрым финикийцам, обогнувшим Африку еще до нашей эры, венецианские купцы Поло совершили невозможное.

Открытия Марко Поло для своего времени были во многом сенсационными, ведь до него никто не погружался в восточную экзотику настолько глубоко. Его книга была даже на корабле Христофора Колумба, плывущего открывать новый маршрут в Индию.

Что открыл

По большому счету, Марко распахнул для европейцев Азию (Южную Азию). Некоторые и до него бывали в восточных странах, возможно в Китае или Индии, на Руси или в Золотой Орде, в странах Северной Сибири, Японии Австралии, на Суматре, Цейлоне и Мадагаскаре, восточном побережье Африки, но он был одним из первых, кто довольно подробно описал свое путешествие, далекие восточные страны, народы и обычаи.

До него в Китае побывали его дядя и отец — Матвей (Маффео, Маттео) и Николай (Николо) Поло. Торговые дела привели их в Золотую Орду, а затем в северо-западную часть Китая. Там они повстречали посольство хана Алау к Хубилаю, и посланник убедил их отправиться в далекие монгольские владения, так как Хубилай (правитель Монгольской империи и Китая) никогда не видел латинян и был бы счастлив такой встрече. Здоровый купеческий авантюризм и природное человеческое любопытство этих отважных и смекалистых людей также способствовали этому путешествию.

В свое второе путешествие на восток они взяли и Марко, и тот впоследствии надиктовал свои приключения Русти‑кану Пизанскому (Рустичелло де Пиза), который и записал его историю. Книга о разнообразии мира стала руководством к действию для мореходов того времени.

Марко описал:

  • Монгольскую Империю времен хана Хубилая,
  • маршруты и города,
  • народы и нравы,
  • религиозные уклады,
  • новую форму денежных отношений,
  • флору и фауну,
  • торговые товары,
  • великие битвы востока.

Некоторые из его рассказов перекликаются с известными преданиями того времени, некоторые подтверждаются сохранившимися средневековыми китайскими документами и документами их архивов хана Хубилая, некоторые являются пересказами мифов, а также историями людей, с которыми ему довелось общаться.

Краткая биография Марко Поло

Жизнь Марко полна белых пятен. Некоторые исследователи допускают, что его история выдумана, а самого его и вовсе не существовало. Однако наследие, оставленное этим именем, можно назвать грандиозным.

Даты Жизни

Документов, подтверждающих место и точную дату рождения Марко, не сохранилось. Основная версия гласит, что он родился 15 сентября 1254 года в Венеции. Существует предположение, что родиной семьи Поло была Хорватия. По одной из версий, которую не воспринимают всерьез, Поло — выходцы из Польши. Семья имела собственный герб и являлась известным венецианским купеческим родом.

Мать Марко умерла, когда ему исполнилось 12 лет — в 1266 году.

Первая встреча отца и сына состоялась, когда Николай и Матвей вернулись от Хубилая в 1269 году с посланием от последнего апостолу Римской Церкви. По возвращении домой оказалось, что апостол Клемент IV умер (1268 год), а новый еще не назначен.

Купцы около двух лет ожидали назначения нового апостола, не дождались и двинулись в обратный путь, однако не успели далеко уйти, как новый все же был избран. Братья и Марко вернулись, Григорий Пьяченский (Григорий X) благословил их и отправил с ними двух монахов — Николая Виченского и Гильома Триполийского. Последний был автором книги О состоянии сарацин после возвращения из Сирии короля Людовика (дата возвращения — 1254 год).

Итак, экспедиция, в составе которой Марко отправился в свое путешествие, выдвинулась в путь в 1271 году.

Странствие продлилось почти пять лет (в книге говорится, что они прибыли ко двору хана через три года). Марко упоминает в книге страны, которые располагались на территории современных Израиля, Палестины, Ливана, Ирана, Ирака, Турции, Афганистана, Китая. Также упоминаются близлежащие Грузия, Туркменистан, Армения, другие страны и многие города.

В 1275 году, когда Марко исполнился 21 год, купцы добрались до резиденции Хубилая. Несмотря на то, что братья выполнили просьбу хана лишь частично, он был рад их возвращению. Монахи, отправленные апостолом, не добрались.

В посольской грамоте да в словах значилось, знайте, вот что: просил великий хан апостола к нему около ста христиан, умных, в семи искусствах сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что идолы в их домах, которым они молятся, – дело дьявольское, да рассказали бы язычникам умно и ясно, что христианство лучше их веры.

Цитата из Книги о разнообразии мира

Поручил также великий хан братьям привезти масла из лампады, что у Гроба Господня в Иерусалиме.

Представляя Марко, его отец сказал хану: это мой сын и ваш слуга. Так Марко поступил на службу к Хубилаю. По словам самого Марко, хан полюбил его за живость ума, хорошую память, сметливость и другие положительные качества. Марко быстро изучил местные языки и обычаи. В отличие от других послов, Марко умел не только выполнять поручения хана, но и ярко описать свои миссии, людей, обычаи, предания и другие подробности.

Марко провел на службе у Хубилая около 17 лет. Многие даты, наименования стран и городов, имена, степень родства и другое по разному излагаются в рукописях, переписанных с оригинала. В некоторых, например, упоминается период в 27 лет. А рукописей насчитывается более 80 версий. По этим причинам в разных источниках часто используются близкие, но немного отличающиеся параметры, описания, наименования.

В 1291 году Марко, его дядя и отец отправились выполнять последнее задание хана — сопровождение невесты Аргону, владетелю Персии. Выполнив это поручение, никто из Поло более никогда не вернулся к Хубилаю.

В 1295 году, в возрасте 41 года, вернулся в Венецию.

Через два года была написана Книга о разнообразии мира. Марко участвовал в войне между Генуей и Пизой, попал в плен и во время заключения создал это произведение при помощи своего сокамерника, изложившего эту историю на бумаге с его слов. Повествование велось на старофранцузском, сохранились оригиналы страниц созданных при жизни путешественника.

О его дальнейшей жизни известно довольно мало. Марко женился, у него родилось три дочери, жил и умер в Венеции. В 1324 году Марк Поло был похоронен в церкви Сан Лоренцо.

Семья

Отец и дядя Марко были венецианскими купцами. В основном занимались торговлей драгоценными камнями и специями, именно с этим связан их интерес к востоку. Существует версия о том, что отец Марко Родился в Долматии. Существуют данные, что Николай привез из дальнего путешествия еще двух сыновей — венецианско-монгольских кровей, сводных братьев Марко.

После освобождения из плена (1298 год) Марко женился на знатной венецианке Донате Бодуэр, у него родилось три дочери. Все они были отданы замуж за купцов из Хорватии (Долматии — территории на северо-западном побережье Балкан), что усиливает версию о хорватском происхождении семейства Поло. По одной из версий, к концу жизни Поло превратился в скупого старика, вел тяжбы с членами собственной семьи и практически лишил их наследства. По другой версии, Марко завершил все свои дела вовремя, и никто из дочерей не остался обделенной.

Образование

Путешествие длинною в четверть века по праву можно назвать школой жизни. Образование в те времена несколько отличалось от современного. В книге Поло упоминается, что хан приглашал к себе христиан, сведущих в семи искусствах, что по тем временам было мерилом высокой образованности.

В переводе на современный это означало полный курс светского образования, который делился на два учебных цикла, пути:

  • тройной путь (тривий, лат. trivium) словесных наук – грамматика, диалектика и риторика,
  • четверной путь (квадривии, лат. quadrivium) математических наук – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Такого системного образования Марко не получил.

Об образовании самого Марко практически ничего не известно, считается, что он не получил систематического обучения. Вероятно, купцы, отец и дядя, учили его тому, что знали. В книге Марко упоминается его обучение четырем азбукам, когда он уже служил хану. Марко присмотрелся и обучился местным нравам, языкам, письму и обычаям. После возвращения в Венецию Марко, вероятно, не сразу вернулся в европейскую колею — свидетельством его плохого знания местных языков может служить тот факт, что книгу он писал не сам. Диктовка шла на венетском диалекте, а манускрипт, предположительно, писался на старофранцузском и итальянском языках. Однако в дельнейшем Поло имел несколько домов и контор, вел тяжбы, что все же требовало некоторых познаний.

Возможна и другая версия: его сокамерник мастерски владел пером и был автором нескольких рыцарских романов, поэтому сочетание рассказчика в Марко и писателя в Рустичелло привело к столь замечательному результату. Некоторый источники сообщают об интересном факте: сидя в тюрьме, Марко послал за своими записками в воюющую Венецию, и их ему доставили.

Открытия

Книга Марко состоит из пролога нескольких книг, в них описывается, какие страны посетил, что видел сам, а также пересказываются истории из уст людей нелживых и верных.

В прологе читатель вводится в курс дела, Поло рассказывает, как его дядя и отец впервые попали к Хубилаю. Маршрут братьев пролегал несколько южнее, чем тот, по которому впоследствии они прошли во второй раз вместе с Марко.

Точкой отправления был Константинополь, из которого купцы добрались до Крыма. Затем они добрались до города Болгар, который существует и в настоящее время на левом берегу средней Волги. Здесь их застала война между Берке-ханом, и Алау — внуком Чингисхана и основателем монгольской династии Хулагуидов. Далее они добрались до города Бухара, на территории современной китайской провинции Синьцзян (по другой версии — на территории современного Узбекистана). В Бухаре они провели три года, так как не могли отправиться ни вперед, ни назад, поскольку на дорогах было небезопасно, было много разбоя. Посланник Алау к Хубилаю, которого они здесь повстречали, пригласил их вместе с ним отправиться в ставку великого хана, и они согласились.

Хубилай обрадовался латинянам. Мать хана была христианкой, и в одной из версий рукописей говорится, что Хубилай очень уважительно относился к Иисусу Христу, верил в него и почитал за истинного бога. Поэтому хан принял их хорошо, а затем отправил братьев назад с посольством к Папе Римскому. Хан предлагал папе прислать к нему сотню образованных христиан, которые моги бы переубедить идолопоклонников в том, что христианство лучше их веры.

Также он поручил им привезти масла из лампады, что находится у Гроба Господня в Иерусалиме. При этом хан дал браться золотую дщицу — пайцзу, которая повелевала всем на пути братьев всячески им содействовать.

Николо и Маффео добрались до северной Палестины, где оказалось, что прежний папа умер, а новый еще не избран. Легат от Римской Церкви Теобальд из Пьяченцы, к которому они обратились, посоветовал им дождаться избрания нового Папы, а затем исполнить задание хана. В ожидании назначения нового апостола братья отправились в домой, где оказалось, что у Николо умерла жена, но при этом оставила ему сына — Марко. Он родился после того, как Николо покинул Венецию. На момент их встречи сыну исполнилось 15 лет.

Папа был избран через два года, и Поло чуть было не отправились к хану до того. Папой был избран тот самый легат, к которому они обратились по прибытии. Он отрядил с ними двух монахов (вместо ста) и дал им свое благословение.

Здесь же, в прологе, говорится о том, что братья и Марко добрались до Хубилая, и тот сделал Марко своим послом. После возвращения из своей первой миссии молодой посланник хана красноречиво описал ему свое путешествие, рассказал о нравах и обычаях земель, где побывал, новостях и диковинках, что ему повстречались. Хану это понравилось, и с тех пор посланника стали звать молодым господином Марко Поло.

В первой книге описывается дорога путешественников до Китая.

Описываются страны и города, и чем дальше от Палестины, тем большим открытием они были для современников. Вероятно, часть этого пути уже была изучена с X века генуэзскими и венецианскими купцами, которые не ставили себе задачей оповещение общественности о маршрутах, приносящих им прибыль. Поло одним из первых занимается описанием этих территорий.

Начинается книга с рассказов о Малой и Великой Армении, Туркмении, судя по всему располагавшимися на территории современной Турции и Армении. Упоминается гора, где остался Ноев ковчег. Далее описываются грузинские цари и их земли.

Описывая страны, Марко зачастую упоминает о том, какая религия исповедуется — xристиане, молятся Магомету или идолопоклонники, несторианцы или якобиты, в одном месте рассказывается о поклонниках огня (зороастризм). Также рассказывается, какие товары здесь в ходу — например, об источнике масла в Грузии, есть которое нельзя, но можно жечь.

Поло рассказывает о Давиде IV (по другой версии о внуке царицы Тамары), восстании грузин и его подавлении монголами, о Железных вратах, крепости на берегу Каспийского моря, в районе города Дербента, о женских и мужских монастырях в этой местности, об озере Севан (на территории Армении), в котором рыба водится только во время поста, до заутрени Пасхи, а в остальное время ее там нет, о шелке, что зовется желл, и о многом другом.

Великая Армения, по словам писателя, граничит с Мосулом — государством, располагавшимся на территории современного Ирака. И далее рассказывается о большом городе Бодак (Багдад), в котором живет глава всех сарацин — халиф. Здесь упоминается путь в Индию, который составляет 18 дней. Использование меры длинны маршрута в днях встречается на страницах всей книги, кое-где, но редко, используются другие меры. Также описываются местные ткани — нассит, нак, кремози (кармазин — тонкое, яркое, алое сукно).

В тексте есть краткое описание взятия Багдада монголами и легенда о том, как местный халиф, не желая расставаться с богатствами, пожалел их на оплату армии, и потому его войско было слабым и не смогло устоять. Монгольский хан удивился тому и запер жадного халифа в башне с его богатствами, где тот и умер от голода.

Также здесь пересказывается уже известная к тому времени легенда о том, как местный халиф ненавидел христиан и пообещал им всем смерть, если он своими молитвами не сдвинут с места гору. Гора была сдвинута, и пораженный халиф и множество сарацин приняли христианство.

Далее рассказывается о большой стране Персии. Именно здесь присутствует упоминание о зороастризме, описывается легенда, как появилась эта религия.

Поло довольно подробно говорит об этой стране, о ее делении на 8 областей, о товарах, среди которых хлопок и дорогие кони, о местных ремеслах, о главном пункте торговли с Индией, городе Омуз. Также рассказывается о торговом городе Ядзи, расположенном в центре Персии, известном торговлей шелками. Описывая местные продукты, упоминаются финики, райские яблоки, фисташки и другие плоды, которых нет в холодных венецианских местах. Также упоминаются неизвестные птицы. Есть небольшое описание дерева сол, одиноко растущего в пустыне, с твердой древесиной и орехами, похожими на каштаны и пустыми внутри.

Здесь же описывается легенда об ассасинах (хашишинах), секте мусульман‑исмаилитов. От этих слов произошли несколько созвучных в европейских языках, означающих — убийца, злодей, разбойник. Глава секты воспитывал искусных убийц, готовых на самопожертвование. Достигалось это за счет того, что им обещали рай после смерти. Хитрый старец воссоздал в своем замке аналог рая, где были реки из вин, меда, молока и воды, а также вдоволь еды, женщин и дев. Будущего ассасина опаивали и приводили в этот рай. Там он воочию видел то, что обещал ему пророк Мухаммед. Убийце говорили, что это настоящий рай, а тот старец — пророк, и, чтобы вернуться сюда навечно, нужно выполнять, что прикажет глава секты.

Далее путь следует через Афганистан, Пакистан, Кашмир. Из местных товаров указывается большое количество соли, а также ляпис-лазурь, рубины, кунжут. Также Марко описывает некоторых животных. В частности, дикого барана — архара, который в дальнейшем был назван в честь путешественника — Ovis Poli.

Последующие главы описывают Самарканд и окраины Китая. Вероятно, маршрут путешественников не был таким извилистым, и часть рассказа ведется, как Марко и обещал в прологе, со слов людей нелживых и надежных.

Упоминание о Самарканде связано с еще одной библейской притчей. В одном из христианских храмов, выстроенных во имя Иоанна Крестителя, находился камень, священный для сарацин, но он был установлен под колонной, которая поддерживала крышу. Захватив эти земли, сарацины потребовали вернуть им камень, и в назначенный день колонна сама поднялась и повисла в воздухе. Таким образом камень вернули, не разрушив при этом церковь. По утверждению Поло, колонна и по сей день висит в воздухе.

Затем описываются несколько областей Китая — Яркан, Хотан, Пеин, Чиарчиан. Упоминаются некоторые города и местности, которые не удалось обнаружить современным исследователям либо не удалось установить их точное местоположение. Например, город Лоб или местность Гингинталас.

Из богатств говорится о копях свинца и онданика (вид руды, использовавшийся для изготовления первосортной стали). Из необычного здесь упоминаются ткани, созданные из асбеста (горного льна), который Поло называет саламандрой и уточняет, что это не какое-то животное, а горная порода. Технология создания такого материала была известна еще древним китайцам, однако вряд ли о ней знали европейцы.

После описания северного Китая в этой же книге описывается, как взошел на престол Чингисхан, как боролся за престол с христианскими татарами-кереитами, бывшими до него самым могущественным татарским племенем. Примечательно, что их вождем был хан Унекан (Унхан, или Ван‑хан), которого в некоторых переводах называют попом Иваном. В итоге Чингисхан одолел попа Ивана, последний был убит. Через шесть лет умер и сам Чингисхан.

Далее перечисляются наследники, а затем и хан Хубилай. Интересно, что жена Хубилая была племянницей попа Ивана.

Значительная часть книги посвящена описанию нравов, обычаев и быта монгольской империи: рассказывается о вооружении, тактике боя монгольских татар, структуре войска, его способности обходиться без особого снабжения. Интересна обманчивая тактика конницы: делают вид, что убегают, но при этом постоянно обстреливают врага стрелами, а когда тот будет достаточно изранен, разворачиваются и идут в атаку, настигают и убивают врага.

Немного затронуты суд, права и описание чудных обычаев. Например, обычай женить мертвых детей. Если у одного умирает сын лет четырех, а у другого дочь такого же возраста, их женят, как будто они живые, чтобы на том свете они почитали бы друг друга как муж и жена.

При описании северных районов рассказывается о развитом скотоводстве, разведении оленей, на которых ездят, как на конях. Также описывается кабарга — парнокопытное семейства оленей, источник добычи мускуса.

Стоит отметить, что некоторые главы книги состоят всего из одного абзаца, наиболее же интересным моментам посвящается страница и более.

Затем Марко переходит к описанию дворца Хубилая в городе Чиандоу. Этому посвящена довольно большая глава. Описывается не только помещение, но и местные порядки. Помимо этого рассказывается о колдунах, знахарях и звездочетах, которые своим колдовством разгоняют тучи над дворцом. Даже если вокруг идет дождь, то над дворцом светит солнце.

Самого Хубилая Поло описывает как самого могущественного человека на земле, обосновывая это тем, что и ни у кого на свете не было стольких подвластных народов, столько земель и таких богатств.

Заканчивается первая книга описанием войны между Хубилаем и его дядей Наяном.

Вторая книга разделена примерно на две равные части, первая посвящена Хубилаю, вторая — его битвам в Китае и описанию китайских городов и областей.

Описание хана и его жизни содержит информацию о его внешнем виде, сыновьях, дворце, о содержании двора, а также дворце его сына и наследника. Также о его большой охране (12 тысяч всадников), связанной с необходимостью бороться с внутренними врагами, о пирах и праздниках, которые хан почитает, о 12 тысячах слуг (баронов), которых он на эти пиры приглашает, о снабжении дворца дичью, о животных которых хан держит в личном зоопарке, об охотничьих собаках и о двух братьях, что за ними смотрят, как хан ездит на охоту, устраивает выходы и пиры.

Указывается, сколько у хана жен и сыновей, упоминается, что после него должен стать ханом старший сын, но тот умирает, и власть должна перейти к внуку, сыну старшего сына — Темуру. При этом Поло довольно часто путает степень родства членов семьи хана, даты тех или иных событий, битв и тому подобное. Это несколько странно, так как он прожил там 17 лет, а при составлении книги пользовался записями.

Интересными и необычными для европейцев являются бумажные деньги, за которые хан покупает все, что ему необходимо.

Эти деньги под страхом смерти обязаны принимать во всех областях, где распространяется власть хана, и люди ими охотно пользуются.

Из любопытных особенностей описывается использование китайского календаря и 12-летний цикл знаков зодиака.

Также описывается инфраструктура, дороги, деревья вдоль дорог, чтобы издалека ее было видно и невозможно было бы заблудиться, о конной почте, где всегда наготове свежие кони (200 тысяч по всей империи).

Описываются социальные меры, которые хан предпринимает для поддержки своего народа — не взимает дань с областей, где были стихийные бедствия, раздает хлеб нуждающимся и неимущим. О поддержке 5000 астрологов и гадателей, которых хан кормит как неимущих.

О рисовом вине и камнях, которые горят.

Примерно с середины второй книги в нескольких главах Марко описывает китайские города и области, куда, вероятно, его посылал Хубилай с разнообразными миссиями. Описывая эти местности, Поло практически постоянно упоминает, как обозначение принадлежности той или иной области монгольской империи, кому платится дань и используются ли здесь бумажные деньги.

Помимо бумажных Марко упоминает о таких экзотических видах денег, как раковины каури, золотые палочки, и даже деньги из соли, которые в ходу на окраинах Тибета.

Также он не перестает упоминать религиозный уклад областей, товары, ремесла, какие культуры произрастают. Из особенностей часто упоминаются взаимоотношения в семьях — в некоторых областях не считаются за грех жизнь жен, сестер и других женщин хозяина с иноземцами, в других же — напротив. Есть районы, где мужчина — воин и не занимается ничем, кроме войны, есть районы, где после рождения ребенка мужчина ложится с ним рядом, подменяя мать, выносившую младенца, и лежит с ним сорок дней. Есть места, где не молятся никакому богу, кроме старшего в доме, так как от него все произошли.

Из новых товаров описываются некоторые пряности, типа гвоздики (которую Марко, возможно, спутал с чаем), имбирь, корица и многие другие. Из драгоценных камней упоминается бирюза, из металлов — золото в зернах и слитках. Из медицинской области описываются змеи, желчь которых считается лекарственным средством. Исследователи полагают, что этим змеем был китайский аллигатор.

Марко нередко преувеличивает размеры животных. Упоминая о змее, он готовит что тот в длину 10 шагов, исторически же сообщалось о размере не более 3-х метров. Также он рассказывает о птицах, что могут понять слона, или о буйволах высотой со слона.

Ненадолго прервав рассказ о городах, Поло повествует о завоевании Хибилаем Бирмы. В этой битве хан победил и захватил более 200 слонов, которых приобщил к своему войску. В главе с описанием Лаоса путешественник рассказывает о татуировках на теле у туземцев. При описании Сычуаня рассказывает о наличии здесь множества львов и охоте на них с помощью собак.

В этой же книге Поло говорит о том, что был назначен губернатором Янцзы и правил здесь три года, однако ограничивается рассказом об этом всего парой абзацев.

Следующая глава часто используется в качестве доказательства о вымышленности пребывания группы купцов в Китае, так как в ней рассказывается, как монголы взяли штурмом город Саньян при помощи осадных машин, которые предложили братья и сын семейства Поло. В соответствии с китайскими источниками, город действительно был взят, но на два года раньше, чем описывается в Книге о разнообразии мира. При штурме действительно использовались осадные машины, но изготовили и управляли ими мусульмане из западной Азии.

В одной из последующих глав рассказывается о курах, у которых вместо перьев, кошачья шерсть.

Рассказывается о множестве городов, народах, обычаях, торговых маршрутах, размерах дани. В этой части книги довольно часто упоминаются города и крепости, которые историки не смогли ассоциировать с какими-либо современными, по многим ведутся споры, и вопрос их местоположение остается нерешенным.

Добравшись от Ханбалыка (Пекина) до юго-восточных окраин Тибета, Марко поворачивает обратно.

Третья книга начинается с Индии, какие суда туда ходят, как их строят, что возят купцы. Далее упоминается Япония, вероятно, сильно преувеличенный пересказ, так как в нем говорится о дворце с крышей из золота и пола из золота в два пальца толщиной. Историки говорят, что монголы побывали на японских островах, но сам Поло до нее не добрался. Путешественник рассказывает о битвах в Японии, но города, которые он упоминает, не были найдены ни на одной из карт, ни в одном из архивов.

Корабль, на котором плыли купцы, добрался сначала до острова Суматра, который Поло называет Ява. В нескольких следующих главах сильно путаются направления и расстояния. Допускаются ошибки при описании пряностей, которые здесь произрастают.

При описании животных упоминаются единороги (за которых, скорее всего, были приняты зондские носороги), и Поло отмечает, что они совсем не такие, какими их принято считать в Европе (носорог в самом деле сильно отличается от лошади). Также путешественник раскрывает тайну маленьких людей, чучела которых периодически попадали в Европу. Изготавливались они не из людей, а из обезьян, имеющих сильное сходство с человеком. В некоторых местах волосы выщипывались, чем достигалось еще большее сходство.

Здесь рассказывается о кокосовых пальмах и бразильском дереве, древесина которого имела красноватый цвет. Когда португальцы высадились на восточном побережье Южной Америки, они обнаружили там схожие деревья, именно поэтому страна Бразилия получила такое свое название.

Затем путешественники добрались до Индии. Описывая Цейлон, Марко Поло рассказывает о здешних несметных сокровищах — рубинах, сапфирах, топазах, аметистах. Рассказывается о местах, богатых алмазами. Упоминая об Индии, рассказывает о брахманах, отгоняющих своим колдовством акул от мест добычи жемчуга.

Помимо этого, говорится о том, что люди ходят здесь почти голые, и никто шить и кроить не умеет, так как нет в этом необходимости. Также рассказывается, что не водятся здесь лошади, а те, которых доставляют — быстро мрут, потому что нет здесь людей, умеющих за ними ухаживать, а кормят они тех, что есть, жареным мясом и рисом.

Об Индии в целом рассказывается довольно подробно, упоминаются брахманы, касты, идолопоклонничество, аскетичные секты, священные коровы, необычные для европейцев нравы и религиозные обряды. Главы эти интересны еще и тем, что, по словам некоторых исследователей, здесь используются нецензурные выражения для описания обряда, определяющего целомудрие.

Места, где побывали путешественники, описываются почти также подробно, как и китайские города, за исключением упоминаний о дани и налогах — эти земли неподвластны хану.

Далее семейство добирается до Аравийского полуострова, при этом в книге есть главы об островах Сокотра, Занзибар и Мадагаскар, на которых они никогда не были.

Помимо этого, в книге отображены Западная Сибирь, страны, где много пушнины — песцов, белки, горностая — описаны погодные условия и сани.

Расположение описано так:

еще севернее находится страна где всегда темнота. Также есть упоминания о стране где всегда солнце свет. Упомянута Норвегия и Русь.

Вот что Марко пишет о Руси:

тут много царей и свой собственный язык, народ простодушный и очень красивый, мужчины и женщины белы и белокурыЗнайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в России, трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря‑океана.

Интересные факты

Путь Марко Поло проделал немалый, и его история изобиловала необычными историями.

Вот некоторые из интересных фактов, описанных в книге:

  1. В рассказе Марко впервые упоминаются бумажные деньги, которые были в ходу у монголов.
  2. Некоторые особенности инфраструктуры монголов в дальнейшем были переняты другими народами, например, организация почтовый службы. Имелось множество станций со свежими лошадьми, где гонец мог сменить уставшего скакуна на нового.
  3. Социальная помощь монгольского хана Хубилая неимущим предполагала раздачу хлеба нищим, не имеющим собственного скота. Также хан не взимал дань с областей, которые постигали стихийные бедствия вроде засух и наводнений.
  4. Марко впервые описывает уголь — камни, которые горят.
  5. В книге есть места, где используются нецензурные выражения. Считается, что они использовались при описании обряда на стойкость к плотским утехам.
  6. Именем Марко названы бабочка и дикий баран архар.
  7. Сериал Марко Поло, снятый в 2014-2016 годах, в большей мере основан на предположениях, чем на самой книге. По сути, это выдуманная история о жизни Марко в Китае, тогда как в книге жизнь Поло практически не описывается.
  8. Географический маршрут венецианцев превышает расстояние кругосветного путешествия.

Значение открытий

Для своего времени книгу Марко можно считать сенсационной, но, несмотря на это, большую популярность она приобрела несколько позже. Поло был неплохим рассказчиком, однако не написал больше ни одной книги о своем путешествии. Многим его рассказы стали надоедать, многие считали его чудаковатым фантазером.

И все же его история отрыла для европейцев обширные восточные просторы, о которых раньше до них доходили лишь отрывочные слухи. Жажда странствий, наживы, приключений, имеющая под собой основу хоть некоторой определенности, данной Книгой о разнообразии мира, подталкивала к путешествиям новых пытливых людей. Эта история добавила для современников четкости общей картине мира, служила путеводной звездой и руководством к действию в далеких странствиях, о чем свидетельствует экземпляр этой книги, обнаруженный в каюте Христофора Колумба. Папоротники вы можете узнать по ссылке.

Видео

Из представленного видео вы узнаете больше о Марко Поло.

Марко Поло — краткая биография, что открыл и маршрут экспедиции — Природа Мира

Время чтения 5 мин.Просмотры 1.5k.Обновлено

Марко Поло известен как великий венецианский купец, путешествовавший по странам Азии. На сегодняшний день он является человеком, повидавшим половину мира, что считалось просто невероятным событием для века, в котором он жил.

Данные из биографии Марко Поло

Какие-либо документы о рождении великого купца не сохранились до сегодняшних дней. Нельзя точно назвать год и дату рождения Марко, но предположительно это произошло 15.09.1254. Также считается, что семья будущего исследователя и путешественника –знатные люди, которые даже имели свой герб.

Никколо Поло является отцом единственного сына. Известно, что отец был торговцем пряностями и украшениями. Марко Мать мальчика умерла при родах, поэтому всё воспитание будущего путешественника и исследования легло на плечи отца и тёти. Совершил одно из важнейших путешествий на земли Азии, которое стало своеобразным двигателем прогресса в Европе. Также был важной особой при хане Хубилае на протяжении многих лет.

В общей сложности в Китае Марко пробыл около 15 лет. Возможно, его возвращение на родину произошло бы раньше, но хан слишком сильно восхитился молодым Поло и до последнего не позволял мужчинам из данного рода возвратиться обратно домой. Умер Марко на своей родине, где и прожил последние несколько лет после возвращения домой.

Первые путешествия Никколо Поло

Как говорилось ранее, отец Марко был торговцем, а торговал он вместе с братом Никколо. Как и многие венецианские купцы тех веков, они были сильно заинтересованы в смелых путешествиях в Азии, Китае и Индии. Одна из целей таких экспедиций между Европой и Азией – открытие совершенно новых рынков сбыта и выгода в торговле с восточными странами, а это сулит высокую выгоду торговых отношений между странами. Как это и ожидалось, стремление европейских торговцев к выгоде неизбежно вынуждал их изучать новые страны. Так же произошло с отцом и дядей Марко, в следствии чего они предприняли решение о путешествии на восток Азии.

Уже в 1260 году Никколо и Маттео Поло впервые совершили маршрут с Европы в город Судак. После они прошли по пути Гийома де Рубрука, после чего провели некоторое время в Сарай-Бату, а далее братья двинулись в Бухару. В Бухару братьям Поло пришлось провели три года. А причиной того были военные действия, ставившие под угрозу возвращение домой. За весь период своего пребывания в Бухару Поло присоединились к каравану, посланному в современный Пекин.

В 1266 году Поло, наконец, смогли добраться до Пекина, также им удалось получить от хана Хубилая пропускную бирку, открывшую им дорогу домой, также им было поручено передать папе римскому послание с просьбой от хана. По дороге назад стало известно о рождении сына Никколо и о смерти его жены. Также братья узнали о кончине папы римского. На тот момент новый папа ещё не был выбран, но было решено выполнить даное поручение хана как можно скорее, поэтому братья Поло отправились в Иерусалим ещё выбора нового папы. В это путешествие они взяли уже повзрослевшего Марко, которому к тому времени было 17 лет.

Исследование Китайских территорий и служба у хана

Марко Поло в Китае

Поло добрались до юго-востока Азии морским путём, а позже сухопутно добрались к Китаю в 1275 году. Первым городом в Китае, куда добрались Никколо, Марко и Маттео, был сегодняшний Дуньхуан. В том же году семейство добралось до местной резиденции хана Хубилая, находившейся в городе Шанду. Сам Марко Поло описывал, как хан восхитился им и давал ему самые разные задания и поручения. Кроме того, Хубилай держал его в качестве губернатора китайского города Янчжоу, также на протяжении нескольких лет хан не давал молодому Поло вернуться в родную Венецию.

Также, если верить письменам самого Марко Поло, его семейство научила армию хана пользоваться катапультами и помогли её развитию. Вообще писания Поло о его жизни в Китае не имеет чёткой хронологии. А проблема с хронологическим порядком событий влечёт за собой проблемы в определении поэтапного маршрута семейства Поло. Но, к счастью, его описание достаточно точно с точки зрения географии, поэтому это играет довольно полезную роль в определении того, где и когда к какой-либо момент находился Поло. Также Марко уделил много времени описанию быта китайских жителей.

Суммарно семейство Поло провело около 17 лет в Китае. Одной из причин тому служило раннее упомянутое нежелание хана отпускать Марко Поло из Китая обратно в Венецию. В 1291 году Никколо, Марко и Маттео получили возможность возвратиться домой. Хан Хубилай быдал монгольскую принцессу за одного ильхана, после чего ему нужно было доставить принцессу морским путём как можно безопаснее, для чего ему понадобилась помощь венецианцев.

В чём был смысл путешествия Поло в Китай?

Карата с маршрутом путешествий Марко Поло. Изображение: Maximilian Dörrbecker (Chumwa) / Wikimedia Commons

Историю о том, как путешествовал Поло в Китай овевает множество мифов, самый распространённый – миф о том, что данное путешествие является первым контактом между Азией и Европой. Развеивает этот миф множество фактов, как, например, монгольские завоевания 8-х веков, облегчившие и проложившие европейско-азиатские маршруты.

Как было упомянуто ранее, Поло в своём первом шествии в Азию следовали по заранее проработанному Гийомом де Рубруком маршрутом. Описание данного маршрута уже с 1255 года точно было известно в Европе, поэтому вполне есть вероятность того, что старшие Поло уже знали о нём во время первой попытки посетить Азию.

Хоть и многие историки-китаисты, и географы считают работы Поло недостоверными или даже мистифицированными, в то время Марко был одних из путешественников, детально составивших описание своего маршрута. Его книга о Китае быстро обрела огромную популярность на время Средневековья.

Подведение итогов

Именно благодаря Марко многим европейцам стало известно о многих китайских традициях и деталях быта. Также известным фактом стало местонахождение различных ценных пряностей, которые высоко ценились во времена Средневековья. Писание Марко Поло способствовало тому, что европейцы вовлеклись в торговлю дорогими пряностями. Постепенное европейцев в торговлю ликвидировало монополию у арабов, что привело к реорганизации торгового мира.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Мне нравится4Не нравится

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Марко Поло: купец и путешественник

Марко Поло — известный венецианский купец и путешественник. Но он не совершил никаких героических подвигов, не открыл научных законов, не оставил после себя картин, статуй или зданий. После него осталась довольно странная книга, наделавшая в своё время немало шуму, да множество загадок, слухов и легенд, доказать достоверность которых крайне затруднительно. Однако имя этого человека (через 700 лет после его ухода в мир иной) носят кратер на видимой стороне Луны, средневековый мост в Китае, бабочка желтушка, спутниковый телевизионный канал в Италии и международный аэропорт Венеции. В Монголии ему поставили памятник. О нём снят не один фильм. За что столько чести?

Мозаика с портретным изображением Марко Поло, Palazzo Tursi, Генуя, Италия

Марко Поло известен миру как купец и путешественник, прошедший длиннейший путь из Европы в Азию, побывавший в Китае, проживший там порядка 17 лет, а после возвращения описавший своё путешествие в «Книге чудес света». О книге веками спорят. Кто-то считает её мистификацией, а самого Марко Поло лжецом и пройдохой.

Иной раз высказываются мнения, дескать, его и не было никогда, сама фигура Марко — выдумка. Но книга есть, она переведена на множество языков, выдержала огромное количество изданий.

В венецианских архивах сохранилась масса записей о его делах в последние годы жизни. Какие-то маломальские упоминания о венецианце есть и в китайских документах XIII века. К примеру, в дневнике Пагба-ламы, ближайшего советника Хубилай-хана, есть запись о пребывании при дворе правителя Китая иностранца, с которым хан был почти в дружеских отношениях.

Сегодня в родном городе Марко следов его существования практически не найти, однако, на одном из зданий в историческом центре Венеции висит памятная доска, гласящая, что «на этом месте стояли дома Марко Поло, который путешествовал в самые дальние регионы Азии и описал их».

Так что путешественник Марко Поло — человек абсолютно реальный. Вопрос в другом: было ли реальностью путешествие и длительная жизнь при китайском императорском дворе?

Что вы узнаете:

Книга Марко Поло

Тот, кто читал эту книгу, сразу укажет на массу неточностей, на обилие фантастических, а то и просто сказочных моментов.

Вот пример: «Скажу вам, совсем неправда, что маленькие люди вывозятся из Индии; делают их на этом острове вот как: водятся тут очень маленькие обезьяны с человеческим лицом; наловят их, да выщипывают им волосы; на бороде да на груди оставляют только волоса. А потом их высушивают, набивают да вымазывают шафраном и кое-чем другим и делаются они, точно люди. И это большой обман; делают их вот так, как вы слышали. Таких маленьких людей, как эти, ни в Индии, ни в какой самой дикой стране не видано было».

Или: «Расскажу вам еще вот о какой диковине: в этом царстве, по истинной правде, есть люди с немохнатыми хвостами длиною в пядь. Их тут много, живут они в горах, а не в городах. Хвост у них толстый, как собачий».

Ещё вариант: «Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех них головы совсем как у большой собаки».

Но никто не сможет и оспорить факта, что книга эта полна и точных деталей, подробных описаний, конкретных данных, например, о расстояниях между городами, названиях городов и производствах в них:

«Язди — в самой Персии; это красивый город, большой, торговый. Много шелковых тканей тут выделывается; называют их „язди“; купцы торгуют ими с большой прибылью по разным странам. Народ молится Мухаммеду. Когда отсюда поедешь вперед, то семь дней дорога по равнине и только в трех местах поселки, где можно остановиться. Лесов хороших тут много, и дорога по ним хорошая; охоты там много на куропаток и фазанов. Купцы, когда тут проезжают, так много охотятся. Есть здесь еще очень красивые дикие ослы. Через семь дней пути — царство Крерман.»

Давайте разбираться, обращаясь к фактам, которые нам известны.

Биография Марко Поло

Хорватский остров Корчула — возможная родина Марко Поло

Принято считать, что путешественник Марко Поло родился 15 сентября 1254 года в Венеции. Документов, подтверждающих его рождение, не сохранилось, но известно, что родился он в семье богатого и именитого купца, торговавшего пряностями и драгоценностями.

Имя отца путешественника Марко Поло – Никколо Поло.

На самом деле, право считать род Поло своим оспаривают Венеция, Хорватия и Польша. По версии хорватов, купцы фамилии Поло подписывали документы так: «Поло из Далмации», и владели домом на острове Корчула (Далмация). Поляки считают, что в пользу их версии говорит сама фамилия купцов. Спорить ни с кем мы не будем, но обстоятельство, что торговый дом Поло был известен в Венеции и пользовался уважением, неоспоримо.

Марко родился, а мать его при родах скончалась. Отец же буквально за несколько дней до рождения сына отправился в дальнее путешествие, которое продлилось 15 лет. И пока Никколо с братом Маттео через Крым, где у их третьего брата был торговый дом, пробирались в Китай, Марко рос в Венеции под присмотром тётки.

С отцом он увиделся, когда наследнику семьи Поло исполнилось 15. Отец прибыл не только с богатым товаром, но и с поручением Хубилай-хана, правителя Китая. Хан отправил с братьями Поло письмо папе Римскому с просьбой прислать ему ладан и масло из Храма Гроба Господня и христианских проповедников. Но папа Климент IV умер почти за год до возвращения братьев Поло домой. Нового папу не могли выбрать в течение трёх лет. Братьям необходимо было спешить: хотя бы часть поручения императора нужно было исполнить, чтобы сохранить его доверие, а с ним и привилегии в торговле и прибыли в Китае.

17-летний Марко отправился с отцом и дядей. В самом деле, что ему было делать дома? С 1271 года жизнь Марко Поло совершила резкий поворот: сиднем сидевший в Венеции парень больше, чем на 20 лет покидал родной город.

Маршрут Марко Поло

Палестина, Малая Азия, Армения, Междуречье, Персия, Кашмир — довольно кратко изложенный маршрут, пройденный семьёй Поло. Они шли через горячие пустыни, перебирались через горные перевалы. В своей книге Марко часто упоминает о разбойниках и грабителях, о разливах рек и зимних холодах в горных районах. Всё это задерживало их в пути.

Четыре года длилось путешествие в Поднебесную.

Здесь мы сталкиваемся с одной из самых серьёзных загадок. Почти всё, что мы знаем о путешественнике Марко Поло, почерпнуто из его книги. За 4 года пути в Китай путешественники прошли через несколько стран, видели массу городов. В книге Поло приводит не только их названия, но и очень точные расстояния от одного города до другого, рассказывает о достопримечательностях и обычаях. Удержать в памяти такой объём информации довольно трудно.

Международным языком в то время считался персидский. Марко выучил его, а потом и ещё несколько языков.

«Марко, сын Николая, как-то очень скоро присмотрелся к татарским обычаям и научился их языку и письменам. Скажу вам по истинной правде, научился он их языку, и четырем азбукам, и письму в очень короткое время, вскоре по приходе ко двору великого хана. Был он умен и сметлив».

Кто знает, на каком уровне он владел этими языками? Вполне возможно, что за долгое время он приобрёл отличные навыки разговорной речи и мог свободно общаться с людьми. Но не сохранилось ни одного документа об образовании Марко. Мы не знаем, ходил ли он в школу в Венеции, был ли вообще грамотен? В книге он упоминает о том, что всё виденное им в путешествии он старался записывать в блокнот. Но где эти записи? К тому же, и это безумно важно, свою книгу он не писал, а диктовал. И диктовал, уже вернувшись из Китая.

Годы, проведённые семьёй Поло при дворе Хубилай-хана, описаны Марко так, что кажется, ещё бы пару-тройку лет, и они с императором стали бы друзьями-не-разлей-вода. Судя по воспоминаниям Марко, он сумел практически сразу произвести на властителя Поднебесной такое приятное впечатление, что тот сделал гостя из Европы чуть ли не своим советником.

«Как увидел великий хан, что Марко — человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково. Видел он и слышал много раз, как к великому хану возвращались гонцы, которых он посылал в разные части света; о деле, зачем ходили, доложить, а новостей о тех странах, куда ходили, не умели сказывать великому хану; а великий хан называл их за то глупцами и незнайками и говаривал, что хотелось бы услышать не только об одном том, зачем гонец послан был, но и вестей, и о нравах, и об обычаях иноземных. Марко знал всё это, а когда отправился в посольство, примечал все обычаи и диковины и сумел поэтому пересказать великом у хану обо всем».

Марко исполнял сложнейшие дипломатические поручения, изучал отдалённые участки империи, даже три года был губернатором одного из крупных городов. Семейство Поло помогало императору в развитии армии, научило строить и использовать катапульту. За 17 лет, проведённых в Китае, Марко не раз просился у императора на родину, но Хубилай-хан отказывался дать ему разрешение.

Хубилай-хан был человеком непростого нрава, мудрым правителем и одновременно завоевателем. К моменту прибытия Поло в Поднебесную хан практически завершил завоевание Южного Китая, основал императорскую династию Юань. В завоеваниях ему не везде улыбалась удача. Если Бирму, Камбоджу и Корею он сумел подчинить, то с Вьетнамом и Японией у него ничего не выходило. Марко Поло был свидетелем всех этих событий, в некоторых принимал участие.

Покинуть Китай помог случай. Хубилай-хан выдал одну из монгольских принцесс замуж за персидского правителя. Отправлять караван по суше было опасно. Хан прибег к помощи венецианцев и поручил им доставить невесту к жениху морем. Путешествие по юго-восточным морям тоже было не из лёгких.

В долгом и опасном пути в Персию Марко, его отец и дядя узнали о смерти 79-летнего Хубилай-хана. Начался путь домой. В Венецию они вернулись зимой 1295 года.

После 24 лет отсутствия семья Поло вернулась на родину не только живой, но и сказочно богатой. Марко поучаствовал в начавшейся через два года войне между Венецией и Генуей, побывал в плену.

За несколько месяцев пребывания в генуэзской тюрьме и родилась «Книга чудес света». Её записал со слов Марко его сокамерник, пизанский писатель-романист Рустикелло.

Марко стал знаменитостью, но его рассказам мало кто верил. Бумажные деньги, камни, способные гореть (каменный уголь), саговая пальма, китайская столица с почти миллионным населением, организованность и упорядоченность жизни на Востоке — всё вызывало удивление и недоверие.

По возвращении домой из генуэзского плена Марко приобрёл дом, удачно женился на представительнице знатного и богатого венецианского рода, у него родилось три дочки. Торговые его дела шли прекрасно. Он даже получил прозвище «Миллион».

К старости Марко Поло стал отличаться изрядной скупостью, о чём говорят сохранившиеся в архивах документы об его участии в судебных тяжбах с родственниками. При этом в архивных бумагах запечатлён факт, что Марко даёт вольную своему слуге, крещёному татарину Пьетро, который прошёл с ним огромный путь по Азии. Вместе с вольной Пьетро получил круглую сумму. Тоже загадка: что двигало Марко выплатить бывшему слуге столько денег, что тот не только смог вернуться на родину, но и открыть там своё дело?

8 января 1324 года путешественник Марко Поло отошёл в мир иной, оставив семье огромное состояние. Похоронен он был в церкви Сан-Лоренцо. В 1596 году пожар уничтожил его дом, а церковь, где упокоился путешественник, снесли в XIX веке. Но осталась памятная доска на здании театра «Малибран» и двор рядом с этим театром, он называется прозвищем Марко Поло — Corte del Milion.

Исследователи, считающие вояж путешественника Марко выдумкой, приводят вроде бы веские аргументы: нет описания Великой Китайской стены, чайной церемонии, не упоминает автор ни о фарфоре, ни об обычае перевязывать женщинам ноги, ни об иероглифах и книгопечатании. Дескать, названия городов и мест даны неточно.

Их противники отвечают им не менее аргументированно: в XIII веке Великой Китайской стены, какой мы её знаем сейчас, ещё не было — это были лишь земляные укрепления. О чае и фарфоре Марко, должно быть, знал: во-первых, о фарфоре в книге есть упоминание, во-вторых, отец мог привезти фарфор из первой поездки, а чай в то время в Венецию уже поставляли понемногу арабские купцы. О книгах и иероглифах Марко не упоминал, поскольку они его не интересовали, читать он не умел.

К тому же сам Китай в те времена управлялся монгольской администрацией, Марко общался в монгольских кругах. Он знал их язык, китайский был ему не нужен, от китайского общества он был далёк. А неточность названий объясняется ещё проще: вычурные восточные названия он надиктовывал. Как услышал их Рустикелло, записывавший рассказ венецианского путешественника, так и записал. Да и нельзя забывать, что многие названия Марко мог давать в персидской транскрипции.

К тому же, можно ли только по чьим-то рассказам так подробно описать быт китайского двора, интриги императорского окружения, архитектуру дворцов и устройство кораблей, обычаи и традиции жителей разных городов, костюмы и кухню? А скудость упоминаний о венецианце при императорском дворе можно объяснить тем, что монгольская династия Юань не была вечной, их преемники могли постараться стереть память о монгольском владычестве.

Одна из иллюстраций «Книги чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции

Но что бы кто ни говорил, значение книги Марко Поло уменьшить трудно. Долгие годы она была единственным источником информации о восточных странах. И дело не только в географических данных. Марко, диктуя книгу, вспоминал такие подробности, что сомневаться в достоверности их не приходится.

Что до того, будто он о чём-то там не упомянул, не стоит забывать, что автором книги был прежде всего купец, торговец, а не этнограф, историк или географ. Да и нужно ли доказывать как-то ещё важность «Книги чудес света», если библиография её на сегодня насчитывает больше двух тысяч монографий, исследовательских и аналитических трудов?

Главное, что сделал этот человек — он оставил описание своего длительного путешествия. До него в Китае европейцы бывали, но подробного отчёта о пути, быте, нравах и обычаях дальних земель не оставил никто. Марко Поло этот пробел закрыл.

Открытия

Ничего конкретного путешественник Марко Поло не открыл, но за 17 лет жизни в Азии Поло объехал и описал немало мест.

Эти описания серьёзно помогли картографам, мореплавателям, этнографам, писателям, историкам, дипломатам последующих веков. Говоря сегодняшним языком, в то безинтернетное время путешественник Марко Поло создал первый в истории блог, первый путеводитель с советами и довольно точной информацией для других любителей вояжей.

Тот факт, что книга Марко Поло была практически настольной у Христофора Колумба во время его первого плавания в поисках пути в Индию, говорит о многом.

Многое в истории Марко Поло кажется мифом, что-то упорно заставляет верить в истинность происходившего 700 лет назад. Но даже если допустить, что солидный процент описанного в книге Марко сам не видел, то собранная им информация крайне ценна и достойна внимания. Как говорится, если этой истории не было в самом деле, её стоило бы выдумать.

Поэтому просто найдите «Книгу чудес света» и прочтите начало:

«Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать ее себе; вы найдете тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах; все это наша книга расскажет ясно по порядку, точно так, как Марко Поло, умный и благородный гражданин Венеции, говорил о том, что видел своими глазами, и о том, чего сам не видел, но слышал от людей нелживых и верных. А чтобы книга наша была правдива, истинна, без всякой лжи, о виденном станет говориться в ней как о виденном, а слышанное расскажется как слышанное; всякий, кто эту книгу прочтет или выслушает, поверит ей, потому что все тут правда. И скажу вам еще: с тех пор, как Господь Бог собственными руками сотворил праотца Адама, и доныне не было такого христианина, или язычника, или татарина, или индийца, или иного какого человека из других народов, кто разузнавал бы и знал о частях мира и о великих диковинах так же точно, как Марко разузнавал и знает. И сказал он себе поэтому: нехорошо, если все те великие диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие этого, могли научиться из такой книги.

Скажу вам еще: двадцать шесть лет собирал он сведения в разных частях света, и в 1298 г . от Р. X., сидя в темнице в Генуе, заставил он заключенного вместе с ним Рустикана Пизанского записать все это».

А дальше вас от книги будет уже не оторвать.

Читайте также путеводитель по Венеции

А как вы считаете насколько реальны открытия купца и путешественника Марко Поло?

Путь марко поло на контурной карте 6 класс

§ 4. География средних веков

 

Представление о мире в средние века.В Средневековье (V–ХVв.) науки обветшали, что сказалось и на географии. Распространение религии в Европе заставило людей забыть о научных достижениях греческих ученых. Зато распространились такие представления о Земле, которые отображает рисунок с средневекового летописи. Часто они имели фантастический характер и отражали религиозные представления. Так, вVI в. монах из КонстантинопольКозьмаИндикопловаутверждал, что Земля — плоский четырехугольник. На нем стоит гигантская гора, вокруг которой ходит Солнце. Как ни странно, эта порочная точка зрения просуществовала вплоть до ХVст. Это было огромным шагом назад в развитии географии.

Вместе с тем, купцы, богатели от торговли заморским товаром, а также завоеватели, которые захватывали новые земли, организовывали все новые и новые путешествия. Они были тогдашними географическими информаторами, которые удовлетворяли любопытство и практические потребности.

Путешествие Марко Поло.Первым европейцем, который совершил путешествие по Южной Азией, был Марко Поло — сын итальянского купца из Венеции. Его отец вел торговлю в Азии и неоднократно бывал на таинственном Востоке. Отправляясь в 1271 г. в Китай Поло-старший взял с собой и 17-летнего Марко. Более 3 лет через бурные реки, высокие горы, обширные пустыни доставались купцы-путешественники в Китай. Там их принял хан. Чтобы поддерживать отношения с Европой, он пригласил сообразительного Марко Поло к себе на службу. Это позволило итальянцу осуществить немало путешествий Китаем. Служба Марко Поло у хана растянулась на 15 лет, а возвращение домой — еще на 10! В Европу он вернулся морем вдоль берегов Азии. Маршрут его путешествия выглядел гигантской петлей, описанной вокруг Южной Азии.

Вернувшись домой, путешественник «подарил» Европе увиденное в виде рукописной книги «О многообразие миров «. В ней он открыл европейцам истинное лицо далекого, доселе невиданного азиатского Востока. Марко Поло не был географом и даже не догадывался о существовании этой науки. Однако его сообщения стали ценным источником знаний. Даже через 200 лет географические названия из его книги приводились на многих картах. «Книга» Марко Поло переведена на многие языки и выдается в разных странах мира. Написанная более 700 лет назад, она и сегодня привлекает внимание читателей.

 

Рис. Маршруты путешествий Марко Поло (XIII в.)

 

Путешествие Ибн Баттуты.Часто паломничества — путешествия к святым, определенных религией, мест — превращались на бесценные познавательные путешествия. С паломничества к мусульманским святынямМединыиМекки, Что в Саудовской Аравии, в 1325 г. начал свои странствия араб из МароккоИбн Баттута. Он прошел через всюСеверную Африку, Бывал наБлижнем Востоке,морем плавал кМозамбика иЗанзибара. Его пути достигалиПоволжьеі Средней Азии. ВпоследствииИбн Баттутапопал вИндии. Там он 7 лет прожил в городе Дели и, как и Марко Поло, служил султану. Затем он путешествовалКитаем. Возвращался домой путешественник долгие годы через Юго-Восточную Азию. Всего путешествие длилось 24 года.

Интересно, что арабский путешественник бывал и на землях Украины — вКрыму. Ибн Баттутаостанавливался вм. Керчии крепостиСолхат(Ныне г. Старый Крым). И  больше всего его поразилаКафа(Феодосия). Многочисленные корабли заходили и выходили из порта. Они везли зерно, полотно и меха из Московии, невольников из Кавказа и Поволжья. Путешественник, видевший немало портов, Кафу отнес к самых значительных в мире.

Свои воспоминания о путешествияхИбнБатуты изложил на страницах книги«Подарок любознательным о диковинки городов и чудесах путешествий «. Описание Китая приподнял завесу загадочности, что скрывала от европейцев жизни народов на Востоке.

Рис. Маршруты путешествийИбнБатуты (XIV в.)

 

Развитие страноведения.В средние века географические знания приобретали более практической направленности — страноведческой. Этого требовал развитие торговли и мореплавания.

Труда тогдашних ученых в описательной форме помещали все: и физико-географические и биологические, и религиозные и исторические, и культурные и экономические сведения о ту или иную страну. Страноведение  достигло больших успехов. Книги, где описывались чужеземные края, были очень популярными. Позже от простого сбора географических фактов ученые приступили к выявлению связей между ними.

 

Интересная география

Средневековые летописи — источники географических знаний

Средневековые летописи Киевской Руси (от XI в.) содержали географические сведения о украинские земли. В летописи «Повесть временных лет» есть информация о реках, моря, леса. Очень хорошо описан путь «из варяг в греки» — торговый речной-морской путь, связывавший север Европы со Средиземным морем.

 

Карты Средневековья.Карты, которые создавались вСредневековьяв Европе, исследователи считают очень упрощенными и ненаучными. Они складывались под сильным религиозным влиянием и поражают своей примитивностью. На некоторых картах через Средиземное море и Африку была проложена даже дорога в рай — Эдема!

Вместо значительно больших успехов в составлении карт достигли арабы. СVIIст. они распространили свою власть на огромные территории. Арабские купцы знали Южную Азию, Восточную Европу, пересекали Африку. Арабском языке было переведено произведения древних греков, в частностиПтолемея. Арабы создали «Атлас мусульманского мира», вмещал  21 карту. Итак, вVII-XII вв. центр географических знаний сместился с Европы в Азию. Арабы сохранили идеи античной географии для последующих поколений и значительно расширили сведения об Африке и Азии.

 

Интересная география

Где расположен земной рай?

Ссылаясь на Библию, Эдем на средневековых картах размещали между Тигром и Евфратом — реками, которыебудто быомывали его. Интерес земным раем среди многих набожных людей было таким страстным, что хранилось в сравнительно недавнего времени, несмотря на успехи картографии в изображении мира. В 1666 г. была опубликована карта, где земной рай находился в Армении, а на карте 1882 г. он был на Сейшельских островах.

 

Вопросы и задания

1. Или получили развитие знания античных ученых о форме Земли в средние века?

2. Какими географическими сведениями обогатил представления о мире Марко Поло?

3. Какую географическую ценность имели путешествияИбн Баттуты?

4. Почему география Средневековья приобрела краеведческого характера?

5. В чем заключались особенности создания карт в средневековой Европе?

6. Куда и почему в Средние сместился центр научного создания карт?

 



Source: geomap.com.ua

По следам Марко Поло | Uzbekistan Travel