Маршрут троллейбуса – //

Московские троллейбусы: история маршрутов

Сегодня многим кажется, что московские троллейбусы были всегда. На столичных магистралях они появились в 1933 году. В Союзе Советских Социалистических Республик Москва стала первым городом, по которому побежали необычные машины с высокими «рожками» (рогами-клеммами), подсоединенными к проводам. Маршруты были разные.

Ушли из контакта

Прошли годы, и безрельсовая механическая транспортная «роскошь» контактного типа с электрическим приводом стала привычным средством передвижения. Троллейбус давно уже можно видеть не только в Златоглавой, но и в других городах России, республик бывшего СССР. Однако маршруты московского троллейбуса (их 104) имеют, пожалуй, самую богатую историю. В маленькой статье полностью пересказать ее трудно.

Но что ждет впереди московский троллейбус (история маршрутов будет изложена ниже)? Говорят, что к 2020 году благодаря быстрой оптимизации сети этот вид транспорта прикажет долго жить. Блогеры еще в 2015-м писали о возможной отмене или укорачивании 25 маршрутов, частичном демонтаже контактных линий. Общая протяженность троллейбусных «нитей» в Москве составляет 600 км.

Ведущие интернет-дневников размышляют о судьбе троллейбусов № 4, 7, 33, 49, 52, 84, обслуживающих Юго-Западный округ Москвы. Самые решительные представители виртуального братства всполошились не на шутку: по их мнению, отрасль погибает.

Сложился какой-то замкнутый круг. МУП «Мосгортранс» объясняет, что троллейбусов на все километры остро не хватает. Тем временем государственное унитарное предприятие фактически прекратило обновлять подвижной состав (несмотря на то, что программу транспортного развития Москвы, согласно которой «трудяги московских улиц» идут в рост, никто не отменял). Неужели московские троллейбусы (фото см. в статье) скоро исчезнут?

На радость гражданам

Будут ли ликвидированы «рогачи», все активнее вытесняемые автобусами, или это сущие выдумки, гадать не будем. Но жители Маросейки, Покровки, Большой Ордынки, Пятницкой уже «не в контакте». Демонтаж линий состоялся. При этом руководство «Мосгортранса» ничего страшного в этом не видит, уверяя, что троллейбус по-прежнему занимает свою устойчивую нишу, предприятие будет неуклонно развиваться.

Действительно, в столичной программе реконструкции «Моя улица» есть пункт о демонтаже части линий. Однако замена троллейбусов на автобусы, по мнению специалистов, — всего лишь временное явление. Что ж, поговорим о том, как московские троллейбусы, история которых содержит немало интересного, начинали бороздить просторы столицы.

1933 год. Первая линия, окраинная

Как ходили в 1930-е годы московские троллейбусы (маршруты с тех пор не раз менялись)? Троллейбус под номером один отправился в долгий путь пятнадцатого ноября 1933 года (пуск намечали сделать намного раньше, в 1924 г., но не получилось). Линия (она монтировалась в октябре 1933 г.) пересекла Ленинградское шоссе, продолжилась от Тверской заставы до Покровского Стрешнёва.

Безрельсовый транспорт с пантографами (рога-клеммы), как и планировали, задействовали на пригородных направлениях (в центре Москвы первой скрипкой был трамвай). До спортивной арены «Динамо» шла двупутная линия, в остальных частях пути обходились однопуткой. Московские троллейбусы должны были покорить этот мир. И они это сделали.

Правда, в день пуска на маршрут должны были выйти два новичка, но появился лишь один. Второго гиганта сразу после получения с завода ожидала «производственная травма»: он провалился под некрепкий пол нового гаража и пострадал. Но все нормализовалось. График движения был таков: с 7.00 до 24.00.

1934 год. Продолжение

Московские троллейбусы становились все более популярными. На заре 1934 года линия-родоначальница уже протянулась от Новых Триумфальных ворот (Тверская застава) прямо к центру, до площади, которая до 1918 года называлась Воскресенской (ныне – Революции). 34 год завершился открытием II линии. Она пошла от площади Арбатские Ворота до Смоленской (Арбат) и до самой Дорогомиловской заставы.

Маршрут троллейбуса № 2 вошел в строй действующих в конце года (10.12.1934 г.). Движение начиналось от Драгомиловской заставы. Выехав на площадь Революции по Большой Драгомиловской, «рогатый» транспорт шел на Арбат. Оттуда — на Коминтерна, до конечной под названием «Охотный ряд». К тому времени на обеих действующих троллейбусных магистралях ходили тридцать шесть машин.

1935 год. Третья очередь

Третья по счету троллейбусная «паутина» была «соткана» людьми осенью 1935 года. Она тянулась по центру города. Благодаря ей можно было побывать на Петровке, в Каретном ряду, на Сухаревской площади, оттуда по проспекту Мира (тогда 1-я Мещанская улица) махнуть до Ржевского (вокзал давно знаком всем как Рижский). Казалось бы, совсем недавно курсировал всего один троллейбус, а к концу 35 года москвичей обслуживали 57 машин ЛК!

«Лазарь Каганович» — мы упоминали этот первый московский троллейбус, маршруты. Список маршрутов, их подробные характеристики заняли бы не одну страницу рассказа.

1936 год троллейбус встретил активным «наступлением» на своего рельсового конкурента – трамвай. Рельсы сняли с северной части Садового кольца. Вместо «громыхальщика» пустили плавную «Букашку» (маршрут «Б» – от Кудринской площади до Курского вокзала).

В 37-м троллейбус уже активно «обживал» маршруты, начинающиеся от Садового кольца и продолжающиеся по Каляевской и Новослободской улицам, Кузнецкому мосту… Высокопольные машины марки ЯТБ-1 москвичи одобрили. Особенно они понравились руководителю советского государства Никите Хрущеву.

Два этажа, но не дом!

В 1938 году быстрый и удобный троллейбус стал добрым знакомцем для всех желающих посетить бывшую патриаршую рыбачью слободу – Бережковскую набережную, доброй приметой Воробьевых гор, мчался до Октябрьской (бывшей Калужской) площади… От станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе народ добирался до Северного речного вокзала, в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице — до Даниловского рынка.

Москвовские троллейбусы охватывали десять маршрутов. Пути следования прокладывались на местах демонтированных трамвайных путей. Уже в 1937-1939 гг. по Ленинградскому проспекту ходили 2-этажные красавцы ЯТБ-3 и троллейбус английской фирмы. Чтобы пустить «долговязую диковинку» в ход, пришлось приподнять сети на один метр (с 4,8 до 5,8 м). В 39-м троллейбусы ходили по Мира (проспект) до ВСХВ (сельхозвыставка). В 1953 году по причине неудобства использования от громадин избавились.

Расцвет и вечер троллейбусной эры

Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Москве насчитывалось 583 троллейбуса и 11 маршрутов. 1 января 1952 года столица могла похвастаться уже 786 троллейбусами и заметно увеличившимся числом направлений, по которым они двигались.

В 1950-е годы активно росли жилые кварталы на окраинах столицы. Туда проложили троллейбусные маршруты (в частности, до Серебряного Бора). Куда бы ни направлялись москвичи или гости столицы – в Измайлово, на Волхонку, Варшавское шоссе, стадион Лужники и еще в огромное количество мест, им на помощь приходил шустрый троллейбус.

Летит время. Уже более 60 лет прошло с тех пор, как в 1954 году открылась новая кольцевая линия на ВСХВ. К концу 1960-го общая протяженность троллейбусных путей достигла 540 километров, объединенных 36 маршрутами.

В 1964-68 гг. в Юго-Западном жилом районе курсировала «гармошка» – сочлененный троллейбус. Однако в 1975-м он был окончательно снят с пассажирских перевозок. В 1964 году в Москве насчитывается 1811 троллейбусов. К 1972-му сеть достигла 1253 км и была признана самой длинной (протяженной) на земном шаре.

В 1970-1980-е маршрутами были опоясаны новостройки (Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово и др.). В августе 1993 года в Москве ввели одностороннее движение (так разгружались дороги и повышалась их безопасность). Часть линий закрыли. Впоследствии сокращения продолжились.

fb.ru

Маршрут троллейбуса 41 (Москва) — Энциклопедия нашего транспорта

Маршрут троллейбуса 41 (Москва)- действующий троллейбусный маршрут 2 троллейбусного парка. Введен в 1963 году.

Диспетчерская

Водители отмечаются на к/ст «Уссурийская ул.»

Подвижной состав

Маршрут обслуживается 31 троллейбусами.

Трасса следования

Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская, Б.Черкизовская ул., Щёлковское ш., Хабаровская ул.

Остановки

  • Уссурийская улица
  • Алтайская улица (только в сторону Комсомольской пл.)
  • Хабаровская улица, 12 (только в сторону Уссурийской ул.)
  • Байкальская улица
  • Хабаровская улица, 4
  • Хабаровская улица
  • Трансагентство
  • 15-я Парковая улица
  • Чусовская улица
  • 11-я Парковая улица
  • Метро «Щёлковская»
  • Метро «Щёлковская»
  • 5-я Парковая улица
  • 3-я Парковая улица
  • Монтажная улица
  • Зоомагазин
  • Сиреневый сад
  • Производственное объединение «Сокол»
  • Спорткомплекс «Измайловский»
  • Метро «Черкизовская» (только в сторону Комсомольской пл.)
  • Стадион «Локомотив»
  • Дворец творчества
  • Халтуринская улица
  • Зельев переулок
  • Метро «Преображенская площадь»
  • Метро «Преображенская площадь» (только в сторону Комсомольской пл.)
  • Преображенская площадь
  • Трамвайное депо имени Русакова
  • Улица Короленко — Социальный университет
  • Бабаевская улица
  • Метро «Сокольники»
  • Маленковская улица
  • Леснорядская улица — Центр «Би Лайн»
  • Краснопрудная улица (по требованию- только в сторону Уссурийской ул.)
  • Метро «Красносельская»
  • Комсомольская площадь — Магазин «Московский»

История маршрута

Год Конечные остановки Трасса Изменения
1963 пл. Дзержинского— Преображенская пл. ул. Кирова, —>Б.Козловский, Боярский, <—Орликов пер.; Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская ул. -3
1963 пл. Дзержинского— стад. «Локомотив» ул. Кирова, —>Б.Козловский, Боярский, <—Орликов пер.; Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская, Б.Черкизовская ул.
1964 пл. Дзержинского- стад. «Локомотив» —>Б.Комсомольский пер., ул. Б.Хмельницкого, Чернышевского, Садовая-Черногрязская, <—ул. Кирова, Орликов пер.; Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская, Б.Черкизовская ул. (25,45)
1980 пл. Дзержинского— Уссурийская ул. —>Б.Комсомольский пер., ул. Б.Хмельницкого, Чернышевского, Садовая-Черногрязская, <—ул. Кирова, Орликов пер.; Каланчёвская, Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская, Б.Черкизовская ул., Щёлковское ш., Хабаровская ул.
1991 Комсомольская пл.— Уссурийская ул. Краснопрудная, Русаковская ул., Стромынка, Преображенская, Б.Черкизовская ул., Щёлковское ш., Хабаровская ул. @83

Ссылки

Страница обсуждения работы маршрута

wiki.nashtransport.ru

Троллейбус № Б (Москва) — это… Что такое Троллейбус № Б (Москва)?

Троллейбусный маршрут № Б — один из основных магистральных троллейбусных маршрутов Москвы.

История

Троллейбусный маршрут заменил проходивший ранее по Садовому кольцу трамвай под номером «Б» (который в простонародье называли «букашка»). Поэтому троллейбус и имеет номер «Б».

Троллейбусный маршрут открыт в 1936 году. Изначально он занимал лишь часть Садового кольца (от Большой Сухаревской до Кудринской площадей). По мере развития троллейбусной сети дуга Садового кольца, занятая маршрутом № Б, расширялась, и к 1939 году неохваченным оставался лишь участок от Таганской площади до Курского вокзала (по Земляному валу), занятый трамвайными путями. Окончательно трасса маршрута замкнулась лишь в 1963 году.

В 1982 году маршрут был разделён на два кольца: внутреннее (Бкр) и внешнее (Бч).

Описание трассы маршрута

Трасса маршрута кольцевая, двухстороняя, полностью пролегает по Садовому кольцу. Средняя продолжительность поездки по маршруту составляет 64 минуты, в зависимости от дорожной ситуации время может меняться в сторону увеличения. Средний выпуск на маршрут составляет от 16 до 25 троллейбусов в разное время суток.

Маршрут в современной культуре

Художественная литература

В конце восьмой главы «Шпионского романа» Бориса Акунина упоминается крупное ДТП, связанное с троллейбусным маршрутом № Б:

После международной обстановки голос в репродукторе должен был повеселеть — в конце выпуска обычно шли новости культуры. Но диктор вдруг выдержал паузу и заговорил строго и скорбно, как если бы умер кто-нибудь из членов правительства или разбился самолёт. — Сегодня в четырнадцать часов пятьдесят минут на Крымском мосту произошло трагическое происшествие. Трёхтонный грузовик «Мособлстройтреста», не справившись с управлением, врезался в двухэтажный троллейбус маршрута «Б», который упал в воду. Из Москвы-реки водолазами извлечено 83 мёртвых тела, которые доставлены в Первую Градскую больницу. Для родственников запросы по телефону В1-96-54.

[3]

Это происшествие повлияло на дальнейшее развитие сюжета книги.

Музыкально-экскурсионный маршрут «Синий троллейбус»

С 26 февраля 2005 года каждую субботу, кроме пятой субботы месяца, один из троллейбусов 4-го троллейбусного парка, курсировавшего по маршруту № Б, снимался по заказу участников музыкально-экскурсионного проекта «Синий троллейбус». В троллейбусе, курсировавшему по Садовому кольцу (а равно маршруту Бкр) организовывались концерты бардовской песни. Продолжительность концертов составляла 1 час (с 17 до 18 часов), за это время троллейбус успевал объехать всё Садовое кольцо. Среди участников проекта были известные барды Владимир Бережков, Галина и Борис Вайханские, Александр Естигнеев и другие

[4].

Примечания

Ссылки

 

dic.academic.ru

Московский троллейбус Википедия

Московский троллейбус
Страна Россия
Город Москва
Дата открытия 15 ноября 1933
Количество маршрутов 41[1]
Длина контактной сети 486 км ▼
Количество троллейбусных парков 4 ▼
Количество троллейбусов 924[2]▼ (с учётом служебных, июль 2019)
Стоимость проезда 55 ₽
Компания-перевозчик ГУП «Мосгортранс»
Сайт компании mosgortrans.ru
Схема маршрутов

 Медиафайлы на Викискладе

Московский троллейбус — троллейбусная сеть Москвы, до 2015 года крупнейшая[3] троллейбусная сеть в мире по длине контактной сети и числу подвижного состава. До 2019 года — самая крупная в России, по количеству действующих маршрутов и длине эксплуатируемой контактной сети (ныне таковой является троллейбусная система в Санкт-Петербурге). Открыта 15 ноября 1933 года и является пятой из самых старых из ныне действующих сетей мира. Протяжённость одиночного контактного провода — около 1300 км, длина линий — около 600 км, 4 парка, 922

[2] пассажирских троллейбуса. Эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс», кроме маршрутов № 202 и 203, которые обслуживает МУП «Химкиэлектротранс».

В настоящее время транспортная система находится в процессе ликвидации несмотря на общественный протест. Первые упоминания об этих планах датируются ноябрём 2010-ого года, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы

[4]. Во второй половине 2010-х годов, в ходе выполнения программ «Моя улица» и «Магистраль», троллейбусная сеть была демонтирована в центре города, вместо части троллейбусных маршрутов запустили автобусы. В 2019-ом году Мосгортранс начал демонтаж контактной сети в центре города, в том числе той, которая была смонтирована после реконструкции, и никогда не использовалась. В 2018—2020 годах правительство Москвы планирует закупить несколько сотен электробусов, которые должны заменить часть троллейбусов (остальные троллейбусы будут заменены на дизельные и газовые автобусы)[5][6]
.

ru-wiki.ru

Маршрут движения троллейбуса №1

1 пл. М.Жукова — ул. Северная Пл. Маршала Жукова — ст. Пенза-I — Театральный проезд — Пл. М. Жукова– Роддом – ул. Шевченко – Приборостроительный колледж – ул. Некрасова – ул. Бекешская – Рембыттехника – (ул. 8-е Марта) — МЦ «Юность» – Гусиловский рынок – ул. Карпинского – ул. Ленина – ул. Гагарина – Стадион «Пенза» – Технологическая Академия – ул. Байдукова – Школа – Компрессорный завод – Торговый техникум – ул. Северная
— Торговый техникум — Компрессорный завод — Школа — ул. Байдукова — Центр искусств — ул. Леонова — ул. Циолковского — Детский сад — Строительный университет — маг. «Буратино» — проспект Победы — Гусиловский рынок и далее по маршруту
ул. Плеханова– ул. Октябрьская  — ул. Володарского – ул. Пушкина- ул. Бекешская —  ул. 8 Марта – ул. Карпинского – ул. Ленина- ул. Гагарина –– пр. Байдукова- ул. Литвинова – ул. Аустрина —
ул. Совхозная — ул. Леонова – ул. Циолковского – ул. Беляева – пр. Победы
Будние дни —  5:56, 6:12, 6:28, 6:41, 6:57, 7:14, 7:31, 7:50, 8:06, 8:23, 8:40, 8:57, 9:16, 9:33, 9:50, 10:08, 10:42, 11:03, 11:18, 11:49, 12:30, 12:52, 13:14, 13:32, 13:55, 14:15, 14:38, 14:58, 15:21, 16:01, 16:21, 16:36, 16:49, 17:02, 17:28, 17:47, 18:01, 18:15, 18:28, 18:50, 19:22, 20:07, 20:57, 21:20.  Выходные дни — 6:03, 6:40, 7:00, 7:21, 7:40, 8:00, 8:21, 8:42, 9:01, 9:21, 9:43, 10:04, 10:25, 11:06, 11:29, 12:09, 12:29, 12:51, 13:13, 13:33, 13:52, 14:14, 14:36, 14:57, 15:35, 15:56, 16:17, 16:37, 16:56, 17:16, 17:35, 17:55, 18:15, 18:35, 18:55, 20:10, 20:49, 21:24. Будние дни — 6:00, 6:32, 6:49, 7:05, 7:21, 7:38, 7:55, 8:12, 8:31, 8:48, 9:05, 9:23, 9:57, 10:18, 10:33, 10:48, 11:03, 11:45, 12:07, 12:29, 12:47, 13:10, 13:30, 13:53, 14:13, 14:37, 15:16, 15:36, 15:51, 16:04, 16:17, 16:43, 17:03, 17:17, 17:30, 17:43, 18:08, 18:26, 18:42, 19:05, 19:28, 19:55, 20:18, 20:41, 21:30. Выходные дни — 6:00, 6:40, 6:59, 7:19, 7:39, 8:00, 8:19, 8:39, 9:01, 9:22, 9:43, 10:23, 10:46, 11:26, 11:46, 12:08, 12:30, 12:50, 13:10, 13:32, 13:54, 14:15, 14:53, 15:13, 15:35, 15:55, 16:15, 16:35, 16:55, 17:15, 17:35, 17:55, 18:15, 18:35, 19:11, 19:30, 20:10, 20:45, 21:25.

transport.gorpnz.ru