Московское метро первое: Сегодня 85 лет московскому метро

Содержание

Заметки на полях. Московский метрополитен

Решение о строительстве метрополитена в Москве было принято в июне 1931 года. 15 мая 1935 было торжественно открыто движение на Сокольнической линии. В то время поезда состояли из четырех вагонов, а маршруты движения были проложены от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская». Это ответвление впоследствии превратилось в самостоятельную Арбатско-Покровскую линию. Кстати, самое первое метро находится в Лондоне, оно на семьдесят два года старше нашего и было открыто в 1863 году. Московское метро – одно из самых загруженных. В будние дни оно перевозит около девяти миллионов человек.

В общей сложности пятьсот составов курсируют под землей со средней скоростью сорок километров в час. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок, московское метро стабильно занимает первое место в мире. Московский метрополитен – сложнейшая транспортная система, в хозяйстве которой четыреста тридцать шесть вентиляционных шахт, восемьсот двенадцать огромных вентиляторов, почти тысяча водоотливных установок, служебно-соединительные ветки, оборотные тупики, и участки линий для ночного отстоя поездов. В метро множество механизмов и помещений, о которых обычный пассажир даже не догадывается.

Московский метрополитен дает работу почти сорока четырем тысячам человек. Столичное метро одно из самых загруженных в мире. В 2014 году его услугами воспользовались, почти два с половиной миллиарда пассажиров, что составляет, примерно, треть населения Земли. Станции московского метро – своеобразный музей минералогии. В их отделке использован мрамор Урала, Алтая, Закавказья, Армении и Грузии, карельские малиновые кварциты, декоративный гранит и подмосковный известняк. В декоративных плитах можно увидеть моллюсков, раковины и останки морских животных, живших в Древнееюрском море триста миллионов лет назад.

Название станций и информация для пассажиров читаются в вагонах метро мужским или женским голосом. При этом в составах, следующих в сторону центра, будет звучать мужской голос, а в противоположную – женский. Это делается специально, для лучшего ориентирования пассажиров. Самое точное время показывают часы, установленные в метро. Их ход каждый час корректируется импульсом со спутника, который передает с орбиты точное астрономическое время. Это необходимо для расчета графика движения поездов, как диспетчерской службой, так и машинистами. Некоторые телеканалы, планируя эфирную сетку, сверяют время со временем на часах московского метро.

Самая глубокая станция московского метрополитена – «Парк Победы». Ее глубина составляет восемьдесят четыре метра, а станция расположенная ближе всего к поверхности земли – «Печатники»: она находится на глубине всего в пять метров. Знаменитая «станция-призрак» московского метро находится на перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская». Она была построена в 1975 году как перспективная. Предполагалось, что станция будет обслуживать жителей района, который хотели разместить на территории Тушинского аэродрома. В апреле 2013 года станцию расконсервировали и подготовили к достройке. Недавно она открылась под названием «Спартак».

Станция «Маяковская» – самая звучная из всех московских станций. Ее проект был удостоен Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как бомбоубежище, в зале станции выступал Иосиф Сталин, с речью, обращенной к советскому народу, которую транслировали по радио. В пилоны станции, вмонтированы рифленые полоски нержавеющей стали, образующие что-то наподобие продольных и поперечных блестящих арок. Любопытно, что если на расстоянии десяти сантиметров от этой стальной конструкции произнести какое-нибудь слово, то с другой ее стороны слово будет отчетливо слышно.

Есть в Москве станция с нехарактерным для мегаполиса названием – «Полянка». Название станции было дано по расположенным сверху улицам Большой и Малой Полянке. Ещё в начале XVII века улица Большая Полянка доходила лишь до Старомонетного переулка, а дальше было «всполье» – окраина поля, по которому шла большая дорога в Серпухов. Сегодня улица Большая Полянка тянется от Малого Каменного моста до Серпуховской площади, а ее сестра, Малая Полянка, больше походит на тихий переулок, чем на улицу. Зато она запомнила таких знаменитых жильцов, как критик Аполлон Григорьев, поэт Афанасий Фет и историк Василий Ключевский.

Третьи пути на станциях московского метрополитена «Партизанская» или «Полежаевская» вопреки появившемуся уже довольно давно расхожему мнению не имеют никакого отношения к правительственному «Метро-2». На станции «Партизанской» третий путь рассчитывался как резервный в случае повышения пассажиропотока во время соревнований и матчей на стадионе «Вымпел». А от станции «Полежаевской» предполагалось сделать линию в Серебряный бор, для чего была устроена дополнительная платформа. Кстати, термин «Метро-2» впервые использовал писатель Владимир Гоник в романе «Преисподняя» в 1992 году.

В час ночи в московском метро закрываются переходы и двери вестибюлей на вход, но поезда продолжают следовать по своим маршрутам. После отправления составов в электродепо и расстановки их на ночной отстой – примерно в два часа ночи – снимается напряжение с контактного рельса. После этого рабочие получают доступ в тоннель. За три часа им нужно проверить и подготовить московский метрополитен к началу движения. Не позднее 5:15 утра рабочие должны сообщить дежурному мастеру о том, что они покинули тоннель. После этого звучит специальный предупреждающий сигнал, и напряжение на контактный рельс подается вновь.

Каждый, кто ездил в московском метро замечал, что эскалаторный поручень движется чуть быстрее самого эскалатора. Дело в том, что поручень приводится в движение специальным блоком – большим вращающимся колесом. От трения поручня колесо постепенно стирается, поэтому заводом-изготовителем диаметр вращающегося колеса рассчитывается на два процента больше теоретического диаметра. В результате, поручни обгоняют эскалатор. Если поручень и эскалатор движутся синхронно, значит этот сложный механизм уже наполовину исчерпал свой ресурс, а если эскалатор обгоняет поручень, это знак того, что машину пора останавливать на капремонт.

Подземные вестибюли станций московского метрополитена не имеют никаких специальных обогревательных элементов. Плюсовая температура в зимнее время поддерживается нагревом воздуха двигателями электропоездов и… теплоотдачей пассажиропотока. Получается, пассажиры сами обогревают московское метро. Но тут, конечно, нельзя забывать, что во всех закрытых подземных полостях, в том числе и в природных пещерах, температура воздуха круглый год держится на отметке десять-одиннадцать градусов Цельсия выше нуля, поэтому если пассажиры и подогревают московское метро, то очень незначительно.

Даниил Давыдов

Самые старые метро мира, самое старое метро

Метрополитен появлялся, начиная с Лондона, то в одном, то в другом городе планеты. Московское метро не было первым, тем ни менее интересно узнать историю его возникновения и название его первых станций.

Первое метро в Москве

Строительство метрополитена в Москве началось в 1932-ом году. К этому времени метро уже существовало в Токио, Буэнос-Айресе, в странах Европы и Америки. В общей сложности в городах мира действовало двадцать метро.

Первое метро в Москве стало двадцатым по счету в мире

Первым рабочим днём столичного метро стало пятнадцатое мая 1935-го года. В этот день его услугами воспользовались триста семьдесят тысяч человек. Протяжённость первой линии метро немного превысила одиннадцать километров. На ней было тринадцать станций. Линия начиналась от «Сокольников» и оканчивалась станцией «Парк культуры». Составы состояли из четырёх вагонов и прибывали на станции с интервалом в пять минут. К концу 1935-го года интервалы сократились до четырёх минут, а составы состояли уже из шести вагонов.

Станция «Парк культуры» стала одной из первых в московском метрополитене

Известно, что проект строительства метро в Москве существовал ещё в 1890-ом году. Планировалось, что линии проложат в тоннелях по эстакадам, а на Красной Площади будет построен метровокзал. Постройке помешали духовенство и извозчики. Сегодня на станции «Спортивная» в южном вестибюле есть музей метро. Там можно увидеть макеты первых станций метро и первых поездов.

Экспонат музея метро в Москве

Старые станции Московского метро

«Сокольники» — одна из первых станций столичного метро, которая начала работать в 1935-ом году. Она была одной из трёх конечных станций вместе со «Смоленской» и «Парком культуры». Первый поезд с пассажирами в истории столичного метро отправился именно с этой станции.

Старейшая станция «Сокол» — одна из станций Замоскворецкой линии, которая была открыта осенью 1938-го года. Старой станцией является «Александровский сад». До декабря 1946-го года она носила название «Улица Коминтерна». Строительство станции продолжалось всего шесть месяцев.

По станции «Смоленская» прошел первый поезд в Московском метро

В 1950-ом году открыли станцию «Октябрьская». Это одна из станций Кольцевой линии. Станция «Парк культуры» открылась в 1935-ом году. Её проектным названием было «Крымская Площадь». Известно, что изначально над этой станцией был другой вестибюль, который не сохранился. Сама станция практически не изменилась за годы существования.

Самая старая станция метро в мире

«Бэйкер стрит» — одна из станций, входившая в число остановок линии Metropolitan Railway Лондонского метро. Именно там проходят праздничные мероприятия, проводимые в честь открытия первого в мире метро.

«Бэйкер стрит» самая старая станция метро в Лондоне

«Бэйкер стрит» практически не претерпела никаких изменений с момента открытия и считается настоящей достопримечательностью Лондона. На станции постоянно действует фотовыставка, посвящённая первым дням работы метрополитена. Эту станцию называют не только самой старой, но ещё и самой запутанной. На ней можно сделать пересадку на четыре других линии. Сама станция больше напоминает железнодорожный вокзал девятнадцатого века, расположенный под землёй. Известно, что до середины прошлого века через «Бэйкер Стрит» ещё двигались скорые пульмановские поезда.

Станция «Бэйкер стрит» является достопримечательностью Лондона

Первое метро в мире

Первая линия метро в мире была открыта в Лондоне. Это произошло в 1863-ем году. Длина подземной линии составляла всего три километра шестьсот метров. Изначально во главе вагонов ходили паровозы, а пассажирами были исключительно знатные господа. Очень быстро этот вид транспорта стал в городе популярным. Электротяга в метро появилась лишь в 1890-ом году. Вагоны были абсолютно неудобными, в них даже не было окон, отсутствовала вентиляция.

Примерно так выглядело первое в мире лондонское метро

Сегодня метро Лондона – это двенадцать линий, состоящие из двухсот семидесяти пяти станций. Его протяжённость – четыреста километров. Это самая крупная европейская подземка. Метро стало называться «метрополитен» по названию лондонской компании «Городские железные дороги», что на английском языке звучало, как «Metropolitan Railway». Местные жители метро называют «труба».

Появившееся в Лондоне первое метро смогло решить уже существовавшую в то время в городе транспортную проблему. В Лондоне не было ни регулировщиков, ни светофоров, тяжёлые экипажи сталкивались друг с другом на улицах с односторонним движением, и это притом, что в городе в то время проживало не менее двух миллионов человек.

Современная карта самого старого в мире лондонского метро

Метро в Лондоне создал французский инженер по фамилии Марк Брюнель. В 1843-ем году по его проекту построили под Темзой тоннель для гужевого транспорта, где позже проложили железнодорожные пути. В вагонах первого класса пассажиры располагались на диванчиках и в удобных креслах. Чтобы обогреть ноги, им предлагали пледы. У вагонов третьего класса крыша отсутствовала. Из-за этого лица пассажиров за время пути покрывались копотью. Первое время простые люди и благородная публика пользовалась разными лестницами, станциями и залами ожидания. Уравняли всех в правах лишь в 1945-ом году.

Метро Лондона окутано легендами и мифами. На сорока станциях, которые сегодня заброшены, как считается, можно встретить призраков. Между тем, в Лондоне не только самое старое метро, но и самые дорогие рестораны. Подробная статья об этом есть на сайте uznayvse.ru.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Фарфоровый сервиз «Первое метро в СССР»

 

Сервиз «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ.. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Посетив великолепную выставку «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» в ГМЗ «Царицыно», мы обнаружили удивительный артефакт, который решили показать Вам. Это фарфоровый сервиз «Первое метро в СССР», изготовленный на Ленинградском фарфоровом заводе в 1935—1936 годах из собрания Государственного Эрмитажа.

Автор росписи — художник по фарфору Протопопова Людмила Викторовна (1906—1981), на ЛФЗ работала в 1930—1941, 1944—1976 годах.

Сахарница из сервиза Сервиз «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ.. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Автор уникальной формы «Интурист», вошедшей во все каталоги — Ева Цайзель (нем. Eva Zeisel, урожд. Ева Амалия Штрикер, венг. Striker Éva Amália; 13 ноября 1906, Будапешт — 30 декабря 2011, Нью-Йорк) — известный керамист, скульптор и промышленный дизайнер. В середине 1930-х годов она переехала из Венгрии и Германии в Москву, где в 29 лет стала художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всего СССР. По её моделям осуществлялось производство фарфоровых изделий на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова и Дулевском фарфоровом заводе. В 1935 году Еву обвинили в подготовке покушения на Сталина, вначале её отправили на Лубянку, потом в ленинградские «Кресты». В камере она провела полтора года. Позже выслана из СССР. В 2001 году создала для ЛФЗ форму сервиза «Талисман».

Фрагмент блюда из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Блюдо из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Фрагмент блюдца из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Блюдце из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Блюдце из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Сахарница из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Сахарница из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Сливочник из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Чайник из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Крышка чайника из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Чашка из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова, автор формы «Интурист» Е.А. Цайзель-Штриккер. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа
Серебряный нагрудный знак 1935 года «Участнику строительства I очереди Московского метрополитена», воспроизведённый на крышках предметов из сервиза «Первое метро в СССР». Автор росписи Л.В. Протопопова. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 1935. Из собрания Государственного Эрмитажа

Тематическая роспись сервиза «Первое метро в СССР» Л.В. Протопопой, характерная для 1930-х годов, посвящена одному из важных этапов социалистического строительства — появлению первого  метро в стране. Изображения зданий Москвы, новых станций, демонстрации трудящихся в честь открытия метро, дополнены монохромными портретами И.В. Сталина и Л.М. Кагановича (чьим именем назывался Московский метрополитен до 1955 года) и строителей — ударников метро в исполнении Алексея Александровича Скворцова (1891—1977) — выдающегося мастера портретной живописи на фарфоре. На ЛФЗ работал в 1909—1915, 1921—1972 год. В 1930—1959 годах — начальник художественной лаборатории, с 1950 года — старший художник. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.

Людмила Викторовна Протопопова (1906-1981) художник ЛФЗ в 1930-1941 гг., 1944-1976 гг. Автор росписи сервиза «Первое метро в СССР» (1935). Фото 1949 года.
Ева Штриккер-Цайзель (1906-2011) венгерский дизайнер, керамист. Работала на ЛФЗ в 1932-1933 годах, создала формы сервиза «Интурист». В 1936 году была арестована, выслана из СССР. В 2001 году создала для ЛФЗ форму сервиза «Талисман». Фото 1935 года
Алексей Александрович Скворцов (1891-1977) выдающийся мастер портретной живописи на фарфоре. Автор Портретов вождей в росписи сервиза «Первое метро в СССР» (1935).

___________________________________

Московский метрополитен (до 1955 им. Л. М. Кагановича), строительство I очереди 1935

Интересно, что на крышках чайника, сахарницы и сливочника воспроизведён серебряный нагрудный знак 1935 года «Участнику строительства I очереди Московского метрополитена».

___________________________________

Виртуальный музей «Москва в артефактах» историко-культурного общества «Московские древности» благодарит Государственный Эрмитаж и ГМЗ «Царицыно», а также лично Михаила Демьянова за фотографии, сделанные в экспозиции выставки «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» и советника генерального директора ОАО «ИФЗ» Александра Ивановича Кучерова за ценные консультации.

_______________________________

Рекомендуем ознакомиться с другими разделами

Виртуального музея «Москва в артефактах»

Достопримечательности России. Метро I — uzdevums. Krievu valoda, 9. klase.

Прочитай текст о Московском метро и отметь, правильны ли утверждения.

  

1. Метро находится только в центре города — данет.

 

2. В мире данная система метро — четвёртая по интенсивности использования (после метрополитенов Токио, Сеула и Пекина) — данет.

 

3. Провозить в метро складные велосипеды разрешено — нетда.

 

Московский метрополитен

Московский метрополитен, открытый 15 мая 1935 года, — это основа транспортной системы столицы. Он надёжно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. Сегодня Московский метрополитен перевозит 60 % пассажиров городского пассажирского транспорта столицы.
В метро 12 линий, всего 312,9 км, 188 станций и более 10 тысяч поездов. 44 станции признаны объектами культурного наследия. В среднем услугами Московского метрополитена каждый день пользуются более 8 миллионов пассажиров. И это — наивысший показатель в мире!

Московский метрополитен — исторически первое и крупнейшее метро в СССР. В мире данная система метро — четвёртая по интенсивности использования (после метрополитенов Токио, Сеула и Пекина). Московское метро известно также богатой отделкой ряда станций образцами искусства эпохи социалистического реализма. Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».

 

Правила пользования метрополитеном

В Московском метрополитене запрещается:

    проходить за линию турникетов без оплаты проезда.
    Курить.
    Распивать спиртные напитки и находиться в состоянии опьянения.
    Наносить надписи или расклеивать объявления.
    Провозить громоздкий багаж, велосипеды (кроме складных), огнестрельное оружие и колющие предметы, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.
    Передвигаться по станции на роликах, самокатах и других транспортных средствах, кроме инвалидных колясок.
    Заходить за ограничительную линию у края платформы до прибытия поезда.
    Прислоняться к дверям вагона и мешать входу и выходу пассажиров.
    Проезжать в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров.
    Открывать двери вагонов во время движения и препятствовать их закрытию.
    Проезжать в кабинах поездов.
    Спускаться на путь, проникать в производственные помещения и тоннели.
    Производить видеосъёмку и фотосъёмку со стационарным оборудованием без письменного разрешения руководства метрополитена (при этом прямо говорится, что для фотографирования без стационарного оборудования такого разрешения не требуется).

    Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа, лицом по направлению движения. Проходить — слева, держась за поручень.
    На эскалаторе запрещено: бежать, сидеть на ступенях, наступать на ограничительную линию на ступенях, ставить вещи на поручень.

Atsauce:

http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2013/04/130402_v_moscow_metro_rosenberg.shtml

Московское метро осталось в 2021 году

Специалисты говорят о программной ошибке табло, а пресс-служба московского метрополитена призывает не беспокоиться — «ни один поезд не уедет в 2021 год»

Фото: Twitter

На табло столичной подземки появился 13-й месяц вместо 2022 года. В пресс-службе метрополитена пошутили, что не надо придумывать название новому месяцу — это просто технический сбой. «Переживать из-за этого не стоит, поезда на линиях мосметро едут в графике. Довезём вас вовремя, ни один поезд не уедет в 2021-й», — цитирует пресс-службу метрополитена телеграм-канал «Подъем».

Как такое могло произойти? Об этом Business FM поговорила с директором по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта Романом Душкиным:

— Очевидно, это какая-то программная ошибка, скорее всего связана с тем, что для отображения времени используются данные не того формата, который обычно используется для того, чтобы показывать даты или время на компьютерах, скорее всего косяк именно программы.

— Но мы же не можем себе представить на компьютере персональном, планшете, в мобильном телефоне в принципе появления тринадцатого месяца, никогда ни у кого такого не было, потому что система не рассчитана на тринадцатый месяц изначально, а у метро Москвы каким-то образом рассчитано, первое число 13-го месяца — такой сюр, или они, может, вручную месяц вводят каждый раз?

— Нет, здесь, если это специально сделанное табло, скорее всего, встроен внутри этого табло или где-то рядом стоит контроллер, контроллер — это маленький специализированный компьютер, который управляет конкретным устройством. То есть обычно его программируют специально для управления вот этим устройством и он ничего другого делать не умеет. Программируют его такие же программисты, которые, как и все люди, могут ошибаться. Здесь мы видим ошибку, когда, видимо, использовался тип данных, не связанный с временем. Логика отображения времени сделана и оттестирована на миллионах компьютеров уже, ну не оттестировали — руководство, конечно, надо за это в угол поставить, но это смешно.

В ночь на 1 января 2022 года метро города Москвы вновь работало до самого утра. Это происходит в российской столице уже шестой год подряд. С 20:00 31 декабря до 06:00 1 января проезд для всех жителей и гостей города был полностью бесплатным.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Первое метро в Москве: этапы, специфические особенности, предпосылки

Московский метрополитен является одним из самых крупных в мире. Имея в себе более двухсот станций и протяженность 350 км, он ежедневно, подобно гигантскому организму, пропускает через себя миллионы жителей мегаполиса. Помимо прочего, московское метро является одним из самых красивых, чистых и глубоких в мире.

Проект самого первого метро в Москве

Идея заложить метрополитен засела в умах высших слоев общества еще во времена Российской Империи. Уже тогда были попытки спроектировать такую сеть дорог. И случись это именно в те далекие годы. Если бы идея воплотилась, Московское метро, на сегодняшний день, было бы не только одним из самых больших, но имело бы более продолжительную историю.

В 1875 году инженер Титов начал агитировать и распространять среди высших чинов Москвы идею о создании железнодорожного тоннеля, соединяющего Курский вокзал с Марьиной рощей. Проложить его планировалось через Лубянскую и Трубную площади.

Первое метро в Москве могло быть создано в 1902 году, когда проектировщик транссибирской железной дороги Евгений Кнорре вместе со своим коллегой Петром Белинским решили выразить свои амбиции в виде попытки убедить чиновников высокого ранга создать сеть «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения».

Но в том же году проект был отклонен в силу, по мнению чиновников, множества недоработок. Большую роль тогда в инфраструктуре города играла разветвленная трамвайная сеть, которая приносила городу немалый доход. Создание метро было тогда нерентабельным.

Строительство московского метрополитена при советской власти

Третья попытка реализации столь крупного проекта была предпринята в 1923 году. Загруженность инфраструктуры Москвы, на тот момент, была просто колоссальна, требовалось найти решение, которое помогло бы справиться с этой проблемой. А потому городская администрация была вынуждена обратиться к зарубежным инженерам, которые должны были составить план строительства первого метро в Москве. И когда проект, состоящий из 86 станций и длиной туннелей общей протяженностью 80 км, был готов, то у государства не хватило денег на его реализацию.

Первая линия метро в Москве

Ранее возникла идея создать метрополитен, который смог был разгрузить инфраструктуру столицы. Задача стояла непростая — создавать туннель на большой глубине, не имея при этом в своем государстве специалистов в этой области и необходимого оборудования. Проект создания первого метро в Москве был выдвинут 10 октября 1931 года. Глубинный способ заложения станций был выбран для сохранения первозданного облика Москвы. Для строительства первой линии метро было принято решение нанять инженеров из-за рубежа.

Строительство было завершено в рекордные сроки — через несколько лет. 15 мая 1935 первые поезда метро Москвы начали перевозку пассажиров. Метрополитен играл также первостепенную роль в годы Великой Отечественной войны, он служил бомбоубежищем для жителей города, а за всю войну его деятельность была прекращена всего лишь один раз на один день. Это было связано с напряженной ситуацией на фронте, когда город готовился оказывать сопротивление войскам третьего рейха.

Архитектурные особенности московского метро — первые этапы строительства

Станции-дебютанты имеют одну особенность, помимо выполнения своих изначальных функций перевозок пассажиров. Первое метро в Москве отличалось особой пышностью и помпезностью. Каждая из них была уникальна, все они были сделаны в стиле соц. реализма. На тот момент государство ориентировалось на чрезмерную роскошь в архитектурном плане. Это аргументировалось тем, что государство делает все во имя народа. Делает это качественно и неприлично роскошно, чего не могут позволить себе капиталистические страны. За символ Московского метрополитена, красную букву «М», был ответственный советский архитектор Илья Таранов.

За период правления И.В. Сталина было открыто еще несколько станций метро, также отличающихся особой пышностью.

Всего за первые двадцать лет было проложено около 45 км подземных железнодорожных путей, а также создано порядка 35 станций.

Упрощения стиля строения

После смерти И.В. Сталина курс архитектурной планировки был изменен на более аскетичный. Подобное решение о том, чтобы «устранить излишества в проектировании и строительстве» было принято государством в 1955 году. До этого периода станции строились по индивидуальным проектам и имели исключительно структуру глубокого заложения. После были созданы типовые проекты, по которым они должны были строиться, а также некоторые из них имели тип неглубокого заложения. Это было сделано с целью экономии средств.

Стремление к дешевизне и простоте не прошли даром. Станция, ныне носящая название «Воробьевы горы», имела множество ошибок и недочетов после строительства, из-за чего со временем пришла в негодность.

Всего в период 60-х годов было создано 33,5 км линий метро и построена 21 станция.

Москва стала лидером по строительству метро — Российская газета

Российская столица занимает первое место в мире по интенсивности строительства метро — за последние 10 лет в городе построили более 116 км новых линий подземки, 56 станций и 11 депо, а до конца 2023 года будет введено еще 89 км и 38 станций. Об этом сообщил глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов на выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва 2020».

«Московская программа строительства метро — самая масштабная по мировым меркам, — подчеркнул руководитель депстроя. — Так сложилось исторически, что Москву представить без метро нельзя. Сегодня 70% пассажиров в столице предпочитают подземку иным видам транспорта — ежедневно она перевозит 7-8 млн человек, а в пиковые дни до 9 млн, так что ставку на развитие метро город делает не случайно».

Загрутдинов подчеркнул, что метро играет важнейшую роль и для экономики Москвы, причем в том числе и в текущих непростых реалиях. Все больше москвичей заказывают товары с доставкой — продукты, лекарства, многое другое доставляют курьеры, которые преимущественно пользуются подземкой, позволяющей передвигаться быстро и предсказуемо.

Стратегическая программа развития подземного транспорта была принята в Москве в 2011 году и предполагала фактически удвоение существующего метро, напомнил Загрутдинов. Планы эти реализуются рекордными темпами, выполнено уже 65%. Долгое время считалось, что быстрее всего подземка росла в советское время, однако последнее десятилетие свело это утверждение на нет. Если с 2011 года в столице построили 56 новых станций, то с 1961 по 1970 год ввели 31 станцию, а с 1971 по 1980 год всего 30. Причем в те годы строили преимущественно типовые станции, неотличимые друг от друга, а в последнее время у каждой станции снова свой неповторимый дизайн, который нередко выбирают в ходе международных архитектурных конкурсов.

Интересно, что за прошедшие 10 лет изменился и подход к строительству метро в столице, напомнил Загрутдинов. Если в начале город преимущественно удлинял существующие линии за счет постройки новых станций, то в последние годы перешел к прокладке новых веток. Это делается, чтобы не создавать дополнительный трафик на и без того перегруженных существующих подземных направлениях. Ключевым проектом в этом плане стала Большая кольцевая линия протяженностью 70 км с 31 станцией. Первые 6 из них открыли еще в 2018 году, две построили в этом году и работы на еще трех станциях завершат до нового года: это «Электрозаводская», «Карамышевская» и «Улица Народного Ополчения». Полностью же замкнуть новое кольцо планируется в 2022 году, благодаря чему метро в шаговой доступности получат 3 млн человек и 34 района.

70% пассажиров в столице предпочитают подземку иным видам транспорта

Полностью поддерживают усилия городских властей по развитию метро и москвичи, показывают исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. По словам советника гендиректора ВЦИОМ Елены Михайловой, почти 35% горожан считают, что в большей степени улучшить транспортную ситуацию в Москве может именно строительство новых станций и второго кольца подземки. Больше — 45,3% опрошенных — отдают предпочтение только в пользу новых дорог и развязок. И это притом что подземка у большинства москвичей и так есть под боком. Чаще всего жители столицы называют метро и отвечая на вопрос о том, каким именно общественным транспортом они пользуются, — таких 95,3%.

Московский метрополитен – семнадцать моментов советской истории

Изображения     Видео      Музыка     Другие ресурсы

 

Тематическое эссе: Джеймс фон Гельдерн

Современный город должен иметь современную транспортную систему; и как самый современный из советских городов, Москва получила самую современную мыслимую систему транспорта в 1934 году. Под руководством нового председателя Мосгорсовета Никиты Хрущева сначала была построена троллейбусная система.Хотя Сталин опасался, что все тележки перевернутся, в конце концов он был убежден, что экологически чистые электродвигатели будут наиболее эффективным первым проектом. После завершения городские власти обратили свое внимание на метро, ​​масштабы которого они не до конца понимали.

Рекламная кампания, сопровождавшая строительство с 1932 г., гарантировала, что Советское государство выделит на проект все свои ресурсы. На карту была поставлена ​​репутация нескольких ведущих политиков, в том числе Кагановича и младшего Хрущева.Режиссеры взяли свои первоначальные модели у немецких строителей метрополитена, которые рыли открытым способом, что обеспечивало скорость, но ограничивало линии метро уже действующими транспортными маршрутами и сеяли хаос, перекрывая большие участки города. В конце концов, раскопки, проведенные во время строительства системы лондонского метро, ​​были приняты, что потребовало строительства глубоких подземных сооружений. Первоначальные вложения в оборудование были огромными, но Сталин их одобрил. Строительство больше не нарушало жизнь города, а маршруты можно было прорезать по всему городу, проходя под любой существующей структурой.Первоначально запланированные лифты не могли достаточно быстро перемещать пешеходов к глубоким станциям, и была одобрена новая технология эскалаторов. Эти решения оказались чрезвычайно мудрыми, поскольку станции метро служили эффективными бомбоубежищами во время грядущей войны; и система метро продолжает легко расширяться до настоящего времени, что позволяет городу расти.

Система метро служила образцом для сталинского правительства, и это правильно. Менеджеры, отправленные партией, справлялись с непреодолимыми препятствиями, включая сложности прокладки туннелей на многие мили под землей и острую нехватку квалифицированной рабочей силы.И все же первая линия метро открылась в 1935 году и с тех пор продолжает работать как лучшая система в мире. Первоначально названная Метрополитен-системой Л. М. Кагановича (что возмутило Хрущева, который считал, что он сделал всю работу), а затем переименованная в Ленина, когда Хрущев провел чистку Кагановича в 1957 году, она продемонстрировала, насколько эффективно социалистическое государство может мобилизоваться для великих проектов. Вокзалы в центре Москвы подобны дворцам, стены которых облицованы драгоценным камнем, украшены мозаикой и грандиозными скульптурами.Туристы приезжали со всего Советского Союза, даже со всего мира, чтобы увидеть его чудеса; Москвичи использовали метро для передвижения по своему большому городу. Во время войны это спасло их от немецких бомб; в лучшие времена он служил молодым людям местом, где они встречались и влюблялись. Хотя ничего из этого не было упомянуто в первоначальных планах, они сделали большую честь партии, которая строила метро.

На верном пути: Московский метрополитен

Иван Шагин: Первые пассажиры метро (1935)
Источник: Григорий Чудаков, Ольга Суслова и Лиля Ухтомская, ред.: Пионеры советской фотографии. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. 1983.

В то время как Сталин призывал к «страсти к строительству» в первой пятилетке, он хотел, чтобы из второй пятилетки вышла «страсть к овладению техникой». Строительство Московского метрополитена объединило обе эти страсти в том, что стало самым удивительным проектом общественного транспорта двадцатого века.

Плакат Московского метрополитена. Источник: soviethistory.mcalester.edu

Существовали планы метро в самом инновационном городе России, датированные 1923 годом; Однако только в 1933 году советское правительство одобрило этот план.Сначала была построена троллейбусная система (поскольку ее проще построить), но после успеха этой линии Сталин захотел чего-то большего: полномасштабного метро. Проекты были основаны на проектах аналогичных немецких проектов, предусматривающих метод «открытого карьера», который потребовал бы закрытия больших частей города. Со временем они перешли на полностью подземный метод, при котором строительство происходило, казалось бы, незаметно.

Фрагмент Киевского вокзала, Москва
Источник: Артемий Лебедев: Московский метрополитен.1996.

Что, пожалуй, наиболее примечательно в этих станциях метро, ​​так это их грандиозность. «Московский метрополитен, масштабный инженерный проект, который «высмеивал общественность своими станциями, облицованными полудрагоценными камнями», стал предметом не только московской, но и национальной гордости» (Freeze 361). Декор метро символизирует преобладание сталинизма не только в Москве, но и в России в целом. Московским метрополитеном пользуются до сих пор (миллионами ежедневно), и оно сделало жизнь русских, по выражению Сталина, «более радостной».

(Видео о современном Московском метрополитене)

Каталожные номера:

Фриз, Григорий Л. Россия: История . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997. Печать.

Автор, Х.Д. (1935, 16 июня). МОСКВА НАХОДИТ СИМВОЛЫ В СВОЕМ МЕТРО. New York Times (1923 – текущий файл)

«Московский метрополитен». Википедия. Фонд Викимедиа, 29 сентября 2014 г. Интернет. 10 октября 2014 г. .

Фон Гельдерн, Джеймс. «1934: Московское метро». Семнадцать мгновений советской истории. Интернет. 10 октября 2014 г. .

 

Московский метрополитен впервые нанял женщин-машинистов

Московский метрополитен заявил в воскресенье, что впервые в своей новейшей истории нанял женщин-водителей после недавних изменений в спорном российском законодательстве, запрещающем женщинам работать во многих профессиях.

Транспортная система российской столицы, которая курирует разрастающуюся систему метрополитена, сообщила в своем заявлении, что «первые в современной истории женщины-водители электропоездов начали работать в московском метрополитене».

Поезда метро, ​​построенного в советское время как коммунистический образец, исторически управлялись мужчинами, потому что эта работа была внесена в государственный реестр работ, которые считаются вредными для здоровья женщин.

Запрет на доступ женщин ко многим профессиям подвергся широкой критике, а постановление министерства труда в сентябре прошлого года сократило количество исключительно мужских профессий с 456 до примерно 100.

Обоснование того, что вождение поездов метро было опасным, потому что это означало длительное пребывание под землей, подверглось критике, потому что в метро также работают женщины в качестве уборщиц, кассиров и наблюдателей за эскалаторами.

В Департаменте транспорта Москвы сообщили, что благодаря автоматизации механических процессов движение поездов больше не «связано с тяжелыми физическими нагрузками».

Предыдущий реестр был утвержден в 2000 году и запрещал женщинам работать в горнодобывающей и металлообрабатывающей промышленности, а также на таких должностях, как водитель автобуса, моряк, парашютист, автомеханик и даже производитель духовых инструментов.

Новый список, который должен был вступить в силу в 2021 году, открывает многие из этих профессий для женщин.

Российские железные дороги, железнодорожная монополия страны, ранее заявляли, что в 2021 году также начнут нанимать женщин-водителей поездов.

Информационный бюллетень Daily Sabah

Будьте в курсе того, что происходит в Турции, это регион и мир.