Ния (Иркутская область) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦаНи́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.
Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.
Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.
Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).
Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
- О климате и почвах см.: Усть-Кутский район
История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»
6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.
Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок
Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».
В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].
31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:
Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2002[9] | 2010[10] | 2011[11] | 2012[11] | 2013[12] | 2014[13] | 2015[14] |
1051 | ↗1062 | ↘1059 | ↘1040 | ↘1017 | ↘1004 | ↗1013 |
2016[15] | 2017[2] | |||||
↘1000 | ↗1004 |
Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).
Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.
Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».
Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».
Почтовое отделение (666763).
Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.
Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].
Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].
Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.
Культура. Работают клуб, библиотека[8].
- ↑ 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
- ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
- ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
- ↑ Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области.
- ↑ 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
- ↑ 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
- ↑ 1 2
- ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
- ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- ↑ 1 2
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года
(неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года. - ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
- ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.
Ния (станция) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦаНи́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.
Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.
Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.
Географическое положение
Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).
Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
- О климате и почвах см.: Усть-Кутский район
История
История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[6], состоящий из 70 человек. Был подготовлен временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[7].
6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.
Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок[7].
Экономика
Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».
В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].
Местное самоуправление
31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:
Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.
Население
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2002[9] | 2010[10] | 2011[11] | 2012[11] | 2013[12] | 2014[13] | 2015[14] |
1051 | ↗1062 | ↘1059 | ↘1040 | ↘1017 | ↘1004 | ↗1013 |
2016[15] | 2017[2] | |||||
↘1000 | ↗1004 |
Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].
Транспорт
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).
Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.
Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».
Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.
Связь
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».
Почтовое отделение (666763).
Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.
Социальная сфера
Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].
Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].
Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.
Культура. Работают клуб, библиотека[8].
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
- ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
- ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
- ↑ Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области. Адреса отделений почтовой связи Усть-Кутского почтамта (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 7 января 2010.
- ↑ 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
- ↑ 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
- ↑ 1 2 3 Попов Александр. Первой стала Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 19 фев. 2010. — № 6.
- ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
- ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- ↑ 1 2 Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
- ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.
Ния | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости
Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области, станция Восточно-Сибирской железной дороги. Расположен в бассейне реки Лены в 70 км восточно-юго-восточнее Усть-Кута и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по воздуху). Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения. Основан в 1974 как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.
Ния: общие сведения
Население — 1259 человек (2010).
Национальный состав: русские, грузины.
Этнохороним: ни́йцы, ни́ец, ни́йский, ни́йская.
Телефонный код: +7 39565 (условно), 992-0642-21 (РЖД).
Код ОКАТО: 25 244 813 001.
Почтовый индекс: 666763.
Глава администрации: Олег Евгеньевич Рубцов.
Географическое положение
Ния расположена в центральной части Иркутской области в восточной части Усть-Кутского района на левом берегу одноимённой реки (притока Таюры, бассейн Лены).
Ближайший крупный населённый пункт — город Усть-Кут. Расстояние от Нии по воздуху — 70 км (ЗСЗ), по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км.
История
История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[5], состоящий из 70 человек. Был подготовленн временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[6].
6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[6]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.
Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учетом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[5]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан, в новые здания переехали жители нийских времянок[6].
Экономика
- Станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги;
- ООО «Сибирский лес» и другие предприятия, добывающие древесину;
- Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».
В посёлке работают 10 торговых точек, 2 хлебопекарни, 2 предприятия общепита, парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[7].
Местное самоуправление
31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:
- на севере и западе — с Звёзднински городским поселением;
- на востоке — с Киренским районом;
- на юге — с межселенной территорией Усть-Кутского муниципального района.
Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Рубцов Олег Евгеньевич, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.
Население
Население — 1259 человек (2010[2]). Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[8].
Транспорт
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).
Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога Усть-Кут — Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[8]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.
Через Усть-Кут имеет выход к трассам «Вилюй» и далее до «Байкал».
Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.
Связь
Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[9]. В настоящее время запущенна сеть компании «МегаФон».
Почтовое отделение (666763).
Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.
Социальная сфера
Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[7].
Здравоохранение. Врачебная амбулатория[8].
Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.
Культура. Работают клуб, библиотека[7].
Примечания
Ния (Иркутская область) — это… Что такое Ния (Иркутская область)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Ния.Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области, Россия. Расположен в бассейне Лены в 70 км восточно-юго-восточнее Усть-Кута и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по воздуху).
Население — 1259 человек (2010[2]).
Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.
Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения. Глава администрации — Асламов Сергей Александрович, по итогам выборов 14 октября 2012 года.[1].
Географическое положение
Ния расположена в центральной части Иркутской области в восточной части Усть-Кутского района на левом берегу одноимённой реки (притока Таюры, бассейн Лены).
Ближайший крупный населённый пункт — город Усть-Кут. Расстояние от Нии по воздуху — 70 км (ЗСЗ), по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км.
Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Летнее время: IRKST = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
- О климате и почвах см.: Усть-Кутский район
История
История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[5], состоящий из 70 человек. Был подготовленн временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[6].
6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[6]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.
Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учетом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[5]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан, в новые здания переехали жители нийских времянок[6].
Экономика
В посёлке работают 10 торговых точек, 2 хлебопекарни, 2 предприятия общепита, парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[7].
Местное самоуправление
31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:
Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Асламов Сергей Александрович, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.
Население
Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[8].
Транспорт
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).
Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога Усть-Кут — Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[8]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.
Через Усть-Кут имеет выход к трассам «Вилюй» (Р419) и далее до М53 «Байкал».
Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.
Связь
Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[9]. В настоящее время запущенна сеть компании «МегаФон».
Почтовое отделение (666763).
Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Так же возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.
Социальная сфера
Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[7].
Здравоохранение. Врачебная амбулатория[8].
Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.
Культура. Работают клуб, библиотека[7].
Ссылки
Примечания
Населённые пункты Усть-Кутского района
Железнодорожная станция Ния. Фотолинии — Railwayz.info
Расписание движения поездов по станции Ния
Расписание движения пригородных поездов по станции Ния
Расписание движения пассажирских поездов по станции Ния
Номер поезда | Маршрут | Прибытие | Отправление | Дни курсирования |
---|---|---|---|---|
112Н | Новосибирск-Главный — Северобайкальск | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
376Э | Тайшет — Нерюнгри Пасс. | 24.03, 26.03, 28.03 | ||
273И | Северобайкальск — Адлер | 13.05, 20.05 | ||
092И | Москва Ярославская — Северобайкальск | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
097С | Кисловодск — Тында | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
229И | Северобайкальск — Анапа | 18.05, 25.05 | ||
274С | Адлер — Северобайкальск | 23.05 | ||
097Э | Тында — Кисловодск | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
375Э | Нерюнгри Пасс. — Тайшет | 24.03, 26.03, 28.03 | ||
091И | Северобайкальск — Москва Ярославская | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
111И | Северобайкальск — Красноярск Пасс | 24.03, 26.03, 28.03 | ||
071Ы | Северобайкальск — Иркутск Пассажирский | 24.03, 26.03, 28.03 | ||
347Ы | Северобайкальск — Красноярск Пасс | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
071И | Иркутск Пассажирский — Северобайкальск | 25.03, 27.03, 29.03 | ||
348Ы | Красноярск Пасс — Северобайкальск | 24.03, 26.03, 28.03 |
Данные предоставлены Белорусской железной дорогой
Ния (станция) Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦаНи́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.
Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.
Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.
Географическое положение[ | код]
Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).
Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
- О климате и почвах см.: Усть-Кутский район
История[ | код]
История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[6], состоящий из 70 человек. Был подготовлен временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[7].
6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.
Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок[7].
Экономика[ | код]
Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».
В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].
Местное самоуправление[ | код]
31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:
Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.
Население[ | код]
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2002[9] | 2010[10] | 2011[11] | 2012[11] | 2013[12] | 2014[13] | 2015[14] |
1051 | ↗1062 | ↘1059 | ↘1040 | ↘1017 | ↘1004 | ↗1013 |
2016[15] | 2017[2] | |||||
↘1000 | ↗1004 |
Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].
Транспорт[ | код]
Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).
Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.
Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».
Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.
Связь[ | код]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».
Почтовое отделение (666763).
Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.
Социальная сфера[ | код]
Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].
Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].
Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.
Культура. Работают клуб, библиотека[8].
Ссылки[ | код]
Примечания[ | код]
- ↑ 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
- ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
- ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
- ↑ Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области. Адреса отделений почтовой связи Усть-Кутского почтамта (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 7 января 2010.
- ↑ 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
- ↑ 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
- ↑ 1 2 3 Попов Александр. Первой стала Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 19 фев. 2010. — № 6.
- ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
- ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- ↑ 1 2 Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
- ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.
Мосты, тоннели и вокзалы: архитектура БАМа • Arzamas
Самый длинный тоннель, самый страшный мост, самый красивый вокзал — и другие достопримечательности магистрали
Автор Юрий Егоров
БАМ строили бригады со всего СССР, поэтому в вокзалах магистрали можно найти национальные черты почти всех советских республик — от азербайджанских окон шебеке и грузинской чеканки до латышской кровли и туркменской мозаики. На БАМе построены сотни мостов и 10 тоннелей, включая самый длинный железнодорожный тоннель в России. Рассказываем о главных архитектурных и инженерных достопримечательностях дороги.
Вокзал в Тынде. 2014 год © Игорь Агеенко / ТАССТында считается столицей Байкало-Амурской магистрали. Это одно из немногих мест трассы, история которого началась задолго до БАМа. Первый поселок, ставший перевалочным пунктом для золотоискателей, возник в этих местах еще в начале ХХ века. Железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибирской магистрали. Однако просуществовала дорога недолго: в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для срочного строительства Волжской рокады Рокада — дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Волжская рокада проходила от станции Иловля около Сталинграда (сейчас Волгоград) до станции Свияжск недалеко от Казани., во многом определившей исход Сталинградской битвы.
Второе рождение станции случилось уже в 1975 году, когда поселок Тындинский был преобразован в город Тында областного подчинения. В городе разместилось управление по строительству БАМа — ГлавБАМстрой.
Шефство над Тындой взяла Москва Проектирование и возведение городов и станций на БАМе было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, Усть-Кут строил Ставропольский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казахстан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва.: главный город страны строил главный город БАМа. В Тынде много московских названий: районы Арбат и Сокольники, улицы Профсоюзная и Красная Пресня.
Вокзал Тынды напоминает силуэт лебедя и состоит из двух симметричных «крыльев», расположенных под углом к железнодорожным путям, и двух башен в центре высотой 48 метров — это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке.
Станция Звездная. 1984 год © Эдгар Брюханенко / ТАССЗвездная — первая станция Байкало-Амурской магистрали, построенная в 1974–1984 годах Часть магистрали была построена еще в 1930–50-е.: именно сюда прибыла первая группа строителей дороги. Здесь же находится первый мост БАМа — небольшой пешеходный мостик через реку Таюру. Первоначально и станцию, и поселок планировали назвать Таюра — по ближайшей реке; был вариант названия Снежный (первые строители прибыли в снегопад), однако 2 мая 1974 года на митинге строителей было решено назвать станцию Звездной (а поселок стал Звездным).
Жилые и служебные здания станции возводил армянский трест «АрмБАМстрой». Архитектурное решение вокзала сочетает в себе принципы модернизма (современные материалы, простая и функциональная планировка) и приемы национальной архитектуры Армении: фасады здания оформлены в виде протяженной аркады, использованы полуциркульные наличники, а само здание облицовано традиционным для Армении материалом — светлым вулканическим туфом.
Станция Ния. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАССИстория поселка Ния началась с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР: «Задача у нас одна — построить на БАМе красивый, на сто процентов благоустроенный поселок и станционный комплекс, кусочек родной Грузии. Работы здесь много не только для строителей, но и для художников, чеканщиков, камнерезов, камнетесов… Признаться, мы замахнулись на очень ответственное дело — в далекой от Грузии Сибири построить грузинскую станцию. Но нам сопутствовала удача, ведь название речки Нии — это ж практически грузинское имя. Так что над названием станции долго раздумывать не пришлось» (из интервью начальника строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» Анзора Двалишвили).
Проект поселка подготовил институт «Тбилгорпроект». 6 ноября 1975 года на станцию Ния-Грузинская (так первоначально называлась станция) прибыл первый поезд.
Монумент в Ние. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАССВокзал станции облицован темным туфом. На дверях и стенах внутренних помещений использованы традиционная грузинская деревянная резьба и металлическая чеканка. При въезде в Нию со стороны Усть-Кута воздвигнут монумент с надписями «Ния», «Россия» и «Грузия».
Станция Улькан. 1984 год © Юрий Кавер / РИА «Новости»Шефство над строительством станции и одноименного поселка было закреплено за бригадой из Азербайджана, поэтому в здании вокзала были использованы традиции национального зодчества республики.
Здание облицовано травертином Травертин — горная порода, известковый туф. и мрамором из азербайджанских месторождений. Решетки на окнах выполнены по мотивам традиционной техники шебеке Шебеке (от араб. шабака — сеть) — прорезные или имитирующие их узоры в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана.. На стене в зале ожидания — многометровое мозаичное панно «Сказание об Азербайджане», изготовленное в Баку. Кроме того, на площади перед зданием вокзала установлен памятник национальному герою Азербайджана — Фархаду.
Вокзал в Кунерме. 1984 год © Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС«Покорись, Кунерма!» — такой лозунг был написан на головном бульдозере бригады, которая в условиях труднопроходимой тайги, глубокого снега и сильных морозов полтора месяца пробивала 50-километровый зимник Зимник — автомобильная дорога, проложенная прямо по снегу или льду и пригодная к эксплуатации только в зимнее время. от Улькана до Кунермы.
Станцию и поселок строили рабочие из республик Северного Кавказа: Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана. Первый отряд строителей прибыл в Кунерму из Дагестана 18 августа 1975 года, а 15 января 1976 года помогать им отправилась группа киевского отряда имени Н. Островского.
В августе 1978 года на подступах к Кунерме был установлен рекорд: за неполные сутки уложено 4 километра 200 метров пути, а уложить рельсы до самой Кунермы удалось на полгода раньше планового срока.
В июне 1979 года в Кунерму приехали участники интернационального строительного отряда — студенты московского Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, среди них были представители стран Азии, Африки и Латинской Америки. В августе 1979 года в Кунерме побывал американский певец Дин Рид, выступивший для строителей БАМа прямо с крыши вагона.
Вокзал в Кунерме украшен штукатурными узорами с восточным орнаментом. Над входом в здание установлена скульптурная композиция «Дагестан — БАМу», выполненная молодым тогда автором, а ныне заслуженным деятелем искусств Дагестана Шарифом Шахмардановым.
Железнодорожный вокзал Северобайкальска. 1990 год© Роман Денисов / ТАСССтанция и город Северобайкальск строились как одна из опорных точек Байкало-Амурской магистрали, столица бурятского участка БАМа. Это единственный город на БАМе, построенный с нуля. Неофициальное название этого участка магистрали — Ленинградский: около двух тысяч комсомольцев приехали сюда по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ.
Временный поселок, на месте которого впоследствии возник город, первоначально назывался Новогодний (к новому, 1976 году были заселены первые одноэтажные жилые дома), но вскоре его переименовали в Северобайкальск.
Вокзал Северобайкальска — настоящая достопримечательность города, он напоминает летящий по волнам парусник или волну с пенным гребнем. Архитектор вокзала Владимир Авксентюк так вспоминал об этом времени: «Город Северобайкальск проектировали ленинградские архитекторы (что можно узнать по необычайной ширине главной улицы, ведущей к вокзалу). Вокзал в Северобайкальске — один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала».
Кроме того, в городе есть памятный знак — бетонное изображение палатки, на которой написаны имена первопроходцев, высадившихся на мысе Курлы, где впоследствии был основан Северобайкальск.
Памятник первопроходцам в Северобайкальске. 1994 год © Владимир Матвиевский / ТАСС Станция Ангоя на БАМе. 1989 год © Владимир Матвиевский / ТАСССтанцию Ангоя строил коллектив АзБАМстроя из Азербайджанской ССР. По одной версии в переводе с эвенкийского название станции означает «ущелье, расселина», по другой — «тихое место». Это соответствует действительности: поселок стоит в узкой долине Верхней Ангары, закрытой со всех сторон высокими горами.
Весной 1984 года на БАМе одним из первых среди лидеров СССР побывал Гейдар Алиев — будущий президент Азербайджана, тогда — заместитель председателя Совета министров СССР. Именно он предложил, чтобы строители из Азербайджана, заканчивавшие к тому времени работу на станции Улькан, возвели еще один поселок — Ангою.
Здание вокзала в Ангое решено в национальном ключе. Это необычные стрельчатые окна, четко выраженная устремленная вверх центральная часть здания. В Бурятию из Азербайджана привезли отделочный камень — травертин; а в центральном зале установили панно, сделанное в Баку.
Станция Кюхельбекерская. 2004 год © yapet.livejournal.comСтанция находится в поселке Янчукан. Вокзал и другие здания поселка возводил армянский трест «АрмБАМстрой», поэтому в его оформлении использованы мотивы армянской архитектуры: протяженная аркада, характерная для построек V–VII веков и более поздних лет, вертикальные членения по фасадам. Вокзал облицован светлым вулканическим туфом — основным строительным материалом Армении.
Первоначально станция называлась Янчукан, но в конце 1980-х была переименована в честь поэта и драматурга, участника восстания декабристов Вильгельма Кюхельбекера, приговоренного после разгрома восстания к каторге и вечному поселению в Сибири.
Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год © Владимир Матвиевский / ТАССТоннель длиной 15 343 метра — самый длинный железнодорожный тоннель в России. Это сложнейший объект Байкало-Амурской магистрали, принятый в эксплуатацию только в 2003 году, спустя 19 лет после открытия движения поездов по основной линии БАМа.
Северо-Муйский хребет, входящий в состав Станового нагорья, считался практически непреодолимым препятствием для железной дороги: его высота достигает 2500 метров, он сложен структурой скальных пород, не имеет удобных перевалов. На припортальных Портал — входная часть тоннеля. участках тоннеля находятся зоны многолетне-мерзлых пород, а по его длине — неустойчивые трещинные участки, разломы, зоны мощных притоков воды, в том числе под давлением, с высокой температурой. Весь район характеризуется высокой сейсмичностью.
Тоннель строился с двух сторон — с востока и с запада. Кроме самого тоннеля, были построены три вертикальных шахтных ствола, вдоль основного пути проложена технологическая штольня, а также рудничная железная дорога для перемещения персонала. Общая длина горных выработок тоннеля — более 45 километров.
Для поддержания микроклимата тоннель с обеих сторон снабжен воротами, которые открываются только для пропуска поездов.
Старый Северомуйский обход. 2018 годA. L. / Wikimedia CommonsСеверомуйский обход был построен как временный путь, позволяющий обойти строящийся Северомуйский тоннель, сооружение которого затягивалось из-за сложнейших горно-геологических условий. По первоначальным планам движение поездов по БАМу планировалось открыть в середине 1980-х годов, а тоннель должен был вступить в строй к 1987 году, став последним строящимся звеном магистрали. Чтобы пропускать строительные поезда восточнее Северомуйского хребта, в 1982 году началось строительство временного обхода по кратчайшему пути между станциями Ангаракан и Казанкан — длина обхода составила 24,6 километра, ненамного больше будущего тоннеля.
3 июля 1983 года первый поезд со строителями дороги перевалил Северо-Муйский хребет и прибыл на станцию Муякан.
Временный обход представлял серьезное препятствие для движения поездов: он имел предельные уклоны до 40 ‰ 40 тысячных — угол уклона дороги, равный 40 метрам на один километр пути. Такой уклон более чем в три раза превышает современную норму, равняющуюся 12 тысячным., поэтому требовалось расцеплять поезда и провозить их через обход группами по несколько вагонов. Движение пассажирских поездов по обходу было запрещено, людей высаживали из вагонов и перевозили автотранспортом.
В 1985 году стало ясно, что строительство Северомуйского тоннеля затягивается, поэтому к 1989 году построили новый обход, гораздо длиннее, но с более пологим профилем. Старый обход был закрыт, хотя параллельная ему автомобильная дорога существует и сейчас.
Поезд на Чертовом мосту. 2003 год © Владимир Егоров / ТАССПервый обход Северомуйского тоннеля строился как временный и должен был работать до окончания его строительства, которое планировалось завершить к 1987 году. К середине 1980-х годов, когда стало ясно, что строительство тоннеля затягивается на неопределенный срок, началось сооружение постоянного обхода Северомуйского тоннеля. Он имеет значительную длину — 64 километра, но при этом гораздо более «легкий» профиль, с уклонами до 18 ‰ 18 тысячных — угол уклона дороги, равный 18 метрам на один километр пути. Это много, но не настолько критично, как 40 ‰ старого обхода.. Для этого железнодорожная линия вьется по склону хребта, образуя серпантин, чтобы подняться к Ангараканскому перевалу. Наиболее известный объект обхода — так называемый Чертов мост — высокая эстакада над руслом реки Итыкит, находящаяся одновременно в кривой и на подъеме. Железнодорожное полотно расположено на высоте до 35 метров над руслом реки. Поезда на этом мосту слегка покачивались, а машинисты перед въездом на него нередко крестились.
На трассе обхода находятся два «петлевых» тоннеля: для поворота трассы на 180 градусов и одновременного ее вписывания в предельные радиусы кривых Предельный радиус — минимальный радиус поворота, в который может вписаться поезд. и уклоны часть пути пришлось пропускать через тоннели, расположенные внутри горного хребта. Пройдя через «петлевой» тоннель, поезд выходит на тот же склон горы, развернувшись на 180 градусов и на несколько десятков метров выше точки входа.
После открытия Северомуйского тоннеля обходная трасса продолжает использоваться для движения местных и рабочих поездов.
Вокзал Таксимо. 2018 годA. L. / Wikimedia CommonsСтанция Таксимо находится между двумя Муйскими хребтами — Северным и Южным. Ее название переводится с эвенкийского как «чаша».
В строительстве Таксимо и поселка принимали участие рабочие из Латвии, поэтому в облике вокзала и других зданий есть прибалтийские черты. Вокзал — многоэтажное кирпичное здание с высокой кровлей синего цвета, расположенное не вдоль путей, как обычно на железной дороге, а перпендикулярно им — как дом в прибалтийском городке.
В Таксимо есть микрорайон ЛатБАМ с улицами Латвийская, Рижская и Даугава, несколько вывесок продублированы на русском и латышском языках. У некоторых домов — островерхие крыши и подъезды с двух сторон.
Кроме латышей, в строительстве Таксимо участвовали рабочие Белорусской ССР, поэтому другой район поселка называется БелБАМ, с улицами Минская и Белорусская.
Наконец, в Таксимо сохранились следы ранней истории БАМа. Решение о строительстве магистрали было принято еще в 1932 году. Для проведения съемки местности и заброски в тайгу изыскательских групп использовалась авиация, а так как аэродромов в тайге не было, применялись гидросамолеты. Один из них — АНТ-4 с номером СССР Ж-11 — 15 августа 1940 года упал в озеро Борончеевское в районе современного Таксимо. Еще один такой же самолет в декабре того же года потерпел крушение на Шаман-горе недалеко от Таксимо, его экипаж был вовремя обнаружен и спасен. В 1980-е годы оба самолета были найдены, и в память о погибших летчиках Ж-11 в Таксимо был установлен полноразмерный макет самолета АНТ-4.
Строители БАМа у монумента в их честь на станции Куанда. 1984 год © Игорь Михалев / РИА «Новости»Поселок Куанда знаменит тем, что именно здесь официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали. 1 октября 1984 года в Куанде состоялась церемония укладки «золотого звена» дороги — последних рельсов, соединивших западный и восточный участки строительства.
При этом фактически последнее звено было уложено двумя днями раньше, в 40 километрах к востоку от Куанды, на разъезде Балбухта. Но так как церемония уже была запланирована, место проведения решили не переносить. Такое расхождение связано с обвалом в Кодарском тоннеле, затормозившим движение бригады путеукладчиков, шедшей с востока. В результате бригада, шедшая с запада, наверстывала отставание восточной стороны, ставя непревзойденные до сих пор рекорды скорости укладки рельсового полотна.
В память об этом событии в Куанде возвели монумент трудовой славы строителей БАМа. На 12-метровых пилонах установлены металлические указатели с названиями станций, построенных союзными республиками, краями и областями, принявшими участие в шефском строительстве дороги, перечислены ключевые станции БАМа. В основании монумента помещена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
На небольшом разъезде Балбухта в память о соединении двух частей БАМа тоже осталась небольшая стела из рельсов, сооруженная в конце сентября 1984 года.
Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!».
Станция Новая Чара. 2005 годWikimedia CommonsВ переводе с эвенкийского слово «чара» означает «мель» — и действительно, река Чара, протекающая у поселка, имеет множество мелей и порогов.
Шефство над строительством поселка и станции взяла на себя бригада из Казахстана: «Проектируется будущая станция так, чтобы ее облик напоминал далекий Казахстан. Сейчас в Павлодаре, по согласованию с ГлавБАМстроем, ведется строительство цеха по производству крупнопанельных домов в условиях вечной мерзлоты. Проектный институт „Казгипроград“ разработал проект домов с элементами национальных мотивов» (из интервью министра строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР Ораза Бейсенова).
Вокзал в Новой Чаре напоминает казахскую юрту: центральная часть здания имеет высокую кровлю с крутым подъемом в центре. Правда, в отличие от традиционной юрты, вокзал не круглый, а вытянут вдоль путей. Внутри здания можно увидеть барельефы со сценами из жизни казахского народа.
Семья строителей поселка Икабья. 1989 год© Владимир Саяпин / ТАСССтанция Икабья получила свое имя по названию реки Большая Икабья. Изначально станцию и поселок строила бригада из Молдавии. Чуть позже на Икабью прибыли 300 членов украинского Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени ХХVI съезда КПСС. А вскоре после них — первые строители специализированного строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» из Грузии — бригады, которая и взяла шефство над станцией и поселком.
Архитектура станционных и жилых домов здесь ассоциируется с национальным зодчеством Грузии: в ней использованы темный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка. Визитная карточка поселка — изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.
Перевал Мурурин из окна поездаСамая высокая точка и одно из наиболее красивых мест на Байкало-Амурской магистрали и всей сети российских железных дорог. Высота перевала над уровнем моря — 1323 метра Данные ОАО «РЖД».. Руководящий уклон Руководящий уклон — наибольший затяжной подъем, по значению которого устанавливается норма массы поезда. на этом участке — более 20 ‰ 20 тысячных — угол уклона дороги, равный 20 метрам на один километр пути. Такой угол почти в два раза превышает современную норму для участков с тепловозной тягой., перевальный участок имеет длину около 60 километров.
С грузовыми поездами на этом участке работают трехсекционные тепловозы Третья секция тепловоза нужна в условиях крутого подъема, так как чтобы поднять состав на перевал, требуется дополнительная мощность., причем поезд ведут несколько локомотивов. При подъеме на перевал используются подталкивающие локомотивы, которые следуют до перелома профиля, а когда подъем сменяется на спуск, отстают от поезда и, в зависимости от поездной обстановки, возвращаются на предыдущую станцию либо отправляются до следующей отдельно от грузового поезда. Работа тепловозных дизелей на этом участке осложнена его большой высотой и относительно малым количеством кислорода.
В августе 1992 года здесь едва не произошла катастрофа, которая могла стать одной из крупнейших в истории железных дорог России. Тепловоз с неисправными тормозами оказался на затяжном спуске, превратившись, по существу, в неуправляемый снаряд, нагонявший идущий впереди пассажирский поезд. В это же время на станции Хани — впереди по ходу движения — находился состав со взрывчатыми веществами. Эти события легли в основу фильма «Перевал Мурурин» (1994).
Станция Ларба. 2018 годA. L. / Wikimedia CommonsВ строительстве поселка Ларба принимали участие московские и туркменские строители.
В статье тындинской газеты «Авангард» от 7 июля 1979 года под заголовком «Ларба в будущем» сообщалось: «На днях технический совет при Тындинском райисполкоме рассмотрел проект детальной планировки жилого поселка станции Ларба. Проектировщики института „Туркменгоспроект“ из города Ашхабада под руководством главного архитектора проекта Д. В. Высоцкой учли все насущные проблемы, связанные с проживанием в зоне строительства БАМа. Следствием чего является несколько пониженная этажность. Здания 1220-й серии будут возводиться не в традиционном пятиэтажном варианте, а в четырехэтажном».Имеется в виду повышенная сейсмическая активность.
Во внешнем облике вокзала станции Ларба нижний этаж, облицованный светлым мрамором, контрастирует с массивным вторым — с темной отделкой. Протяженный фасад здания перебивается высокой светлой башней. Орнаменты вокруг окон второго этажа напоминают черты национальной архитектуры Туркмении. Внутри вокзала находятся две мозаики работы туркменского художника Мухамметмурада Гочмурадова: «Туркменка» и «Природа Туркменистана».
Поселок Алонка. 1984 год© Владимир Тарабащук / ТАССЗа строительство и внешний облик поселка и станции Алонка в предгорьях хребта Турана в Амурской области отвечала шефская бригада из Молдавии. 11 августа 1975 года на БАМ прибыл передовой отряд строительно-монтажного поезда «Молдавстрой — БАМ».
Огромное красно-белое здание вокзала — одно из самых красивых на восточном участке БАМа. Над входом размещена металлическая композиция, символизирующая дружбу русского и молдавского народов: две женщины опираются на светофор с надписями «БАМ» и «1975–1984». На другой стороне здания — фигуры трех строителей с надписью «Алонка — БАМ — Кишинев». Стены и фасады вокзала украшены орнаментами с изображениями аиста с виноградной лозой — эмблемой Молдавской ССР. Спуск от вокзала к платформе оформлен в виде нескольких террас наподобие зрительного зала.
Вокзал в Ургале. 1987 год© ТАССУргал — один из крупнейших узлов БАМа, состоящий из трех станций разных времен постройки и принадлежащих разным линиям. Первая, Ургал-1, появилась еще в 1937 году. Однако в 1942 году рельсы с этой линии были сняты и использованы для строительства Волжской рокады.
Когда в 1970-е сюда пришла комсомольская стройка, шефство над строительством взяла Украинская ССР.
3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс», который должен был подготовить площадку для еще четырех отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты». 7 ноября состоялся митинг, на котором было объявлено, что «город Ургал будет построен коллективом „Укрстрой“». Такую надпись прикрепили к ближайшей лиственнице, а впоследствии перенесли на камень, установленный в центре поселка. 7 ноября считается днем рождения города. За 1975 год был возведен временный поселок из 15 общежитий, с детским садом «Гуцулочка», магазином «Харьков», столовой «Дончанка», Домом культуры «Украина».
Зал ожидания на вокзале станции Новый Ургал. 1984 год © РИА «Новости»Вокзал украшен символикой на тему Советской Украины, строительства и транспорта: четыре вагонетки везут железнодорожные атрибуты и строительные инструменты к центральному ядру композиции, на котором изображен дом ЦК Коммунистической партии Украины в Киеве, увенчанный флагом и вписанный в восходящее солнце. Вокруг него развеваются транспаранты с надписями «Украина» и «Ургал». Со стороны железной дороги на фасаде укреплены медальоны с символическими изображениями станций БАМ, Тында, Беркакит и Ургал. В зале ожидания находится мозаичное панно с сюжетами из жизни Украины.
Вокзал Солони. Из фотоальбома «БАМ». 1984 год © Издательство «Планета» / pastvu.comСтанцию Солони строила бригада из Таджикистана. Небольшое здание вокзала было настоящей жемчужиной БАМа. Облицованное розовым камнем, оно украшено пестрыми мозаичными карнизами в национальном стиле, образующими портал вокруг центрального входа. Еще один карниз венчает само здание, придавая ему вид азиатского мавзолея.
Мост через Амур© Юрий Лизунов / ТАСССовмещенный автомобильно-железнодорожный мост, один из крупнейших построенных в Советском Союзе, его длина — 1435 метров.
Железнодорожная переправа через Амур существовала с 1936 года. Она связывала станцию молодого Комсомольска-на-Амуре с сетью железных дорог страны. В зависимости от времени года переправа была паромная или ледовая: зимой рельсы укладывали прямо на лед.
Строительство моста началось в 1969 году, к 1974 году были установлены все девять его опор. На общих железобетонных опорах установлены два пролетных строения: под один железнодорожный путь и под двухполосную автодорогу.
Мост строился в сложных условиях: резкие колебания уровня воды в Амуре (за время строительства глубина реки менялась от 12 до 16 метров), мощный ледоход при толщине льда до 1,5 метра, большая скорость течения — 3,5 м/с, глубокое залегание скальных пород, на которые можно было бы установить опоры.
При строительстве моста впервые в отечественной практике вместо кессонных фундаментов Кессон — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в нее сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта. использовались тонкостенные бетонные оболочки, которые погружались в грунт до упора в скальные породы. Движение по мосту было открыто 26 сентября 1975 года.