Ния станция: Ния (Иркутская область) — Википедия – Ния (станция) Википедия

Содержание

Ния (Иркутская область) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦа

Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.

Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.

Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.

Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).

Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

О климате и почвах см.: Усть-Кутский район

История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»

[6], состоящий из 70 человек. Был подготовлен временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[7].

6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.

Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок

[7].

Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».

В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].

31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:

Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года

[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.

Численность населения
2002[9]2010[10]2011[11]2012[11]2013[12]2014[13]2015[14]
1051↗1062↘1059↘1040↘1017↘1004↗1013
2016[15]2017[2]
↘1000↗1004

Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).

Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.

Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».

Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.

Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».

Почтовое отделение (666763).

Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.

Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].

Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].

Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.

Культура. Работают клуб, библиотека[8].

  1. 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
  4. ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
  5. Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области.
    Адреса отделений почтовой связи Усть-Кутского почтамта (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 7 января 2010.
  6. 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
  7. 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
  8. 1 2
    3
    Попов Александр. Первой стала Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 19 фев. 2010. — № 6.
  9. ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
  10. ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
  11. 1 2
    Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  13. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года
     (неопр.)
    . Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  16. 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
  17. ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.

Ния (станция) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦа

Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.

Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.

Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.

Географическое положение

Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).

Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

О климате и почвах см.: Усть-Кутский район

История

История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[6], состоящий из 70 человек. Был подготовлен временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[7].

6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.

Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок[7].

Экономика

Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».

В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].

Местное самоуправление

31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:

Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.

Население

Численность населения
2002[9]2010[10]2011[11]2012[11]2013[12]2014[13]2015[14]
1051↗1062↘1059↘1040↘1017↘1004↗1013
2016[15]2017[2]
↘1000↗1004

Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].

Транспорт

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).

Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.

Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».

Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.

Связь

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».

Почтовое отделение (666763).

Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.

Социальная сфера

Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].

Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].

Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.

Культура. Работают клуб, библиотека[8].

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
  4. ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
  5. Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области. Адреса отделений почтовой связи Усть-Кутского почтамта (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 7 января 2010.
  6. 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
  7. 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
  8. 1 2 3 Попов Александр. Первой стала Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 19 фев. 2010. — № 6.
  9. ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
  10. ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
  11. 1 2 Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  13. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  16. 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
  17. ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.

Ния | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости

Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области, станция Восточно-Сибирской железной дороги. Расположен в бассейне реки Лены в 70 км восточно-юго-восточнее Усть-Кута и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по воздуху). Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения. Основан в 1974 как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.

Ния: общие сведения

Население — 1259 человек (2010).

Национальный состав: русские, грузины.

Этнохороним: ни́йцы, ни́ец, ни́йский, ни́йская.

Телефонный код: +7 39565 (условно), 992-0642-21 (РЖД).

Код ОКАТО: 25 244 813 001.

Почтовый индекс: 666763.

Глава администрации: Олег Евгеньевич  Рубцов.

Географическое положение

Ния расположена в центральной части Иркутской области в восточной части Усть-Кутского района на левом берегу одноимённой реки (притока Таюры, бассейн Лены).

Ближайший крупный населённый пункт — город Усть-Кут. Расстояние от Нии по воздуху — 70 км (ЗСЗ), по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км.

История

История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[5], состоящий из 70 человек. Был подготовленн временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[6].

6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[6]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.

Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учетом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[5]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан, в новые здания переехали жители нийских времянок[6].

Экономика

  1. Станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги;
  2. ООО «Сибирский лес» и другие предприятия, добывающие древесину;
  3. Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».

В посёлке работают 10 торговых точек, 2 хлебопекарни, 2 предприятия общепита, парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[7].

Местное самоуправление

31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:

  1. на севере и западе — с Звёзднински городским поселением;
  2. на востоке — с Киренским районом;
  3. на юге — с межселенной территорией Усть-Кутского муниципального района.

Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Рубцов Олег Евгеньевич, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.

Население

Население — 1259 человек (2010[2]). Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[8].

Транспорт

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).

Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога Усть-Кут — Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[8]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.

Через Усть-Кут имеет выход к трассам «Вилюй» и далее до «Байкал».

Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.

Связь

Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[9]. В настоящее время запущенна сеть компании «МегаФон».

Почтовое отделение (666763).

Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.

Социальная сфера

Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[7].

Здравоохранение. Врачебная амбулатория[8].

Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.

Культура. Работают клуб, библиотека[7].

Примечания

 

Ния (Иркутская область) — это… Что такое Ния (Иркутская область)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ния.

Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области, Россия. Расположен в бассейне Лены в 70 км восточно-юго-восточнее Усть-Кута и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по воздуху).

Население — 1259 человек (2010[2]).

Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.

Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения. Глава администрации — Асламов Сергей Александрович, по итогам выборов 14 октября 2012 года.[1].

Географическое положение

Ния расположена в центральной части Иркутской области в восточной части Усть-Кутского района на левом берегу одноимённой реки (притока Таюры, бассейн Лены).

Ближайший крупный населённый пункт — город Усть-Кут. Расстояние от Нии по воздуху — 70 км (ЗСЗ), по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км.

Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Летнее время: IRKST = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

О климате и почвах см.: Усть-Кутский район

История

История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[5], состоящий из 70 человек. Был подготовленн временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[6].

6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[6]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.

Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учетом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[5]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан, в новые здания переехали жители нийских времянок[6].

Экономика

В посёлке работают 10 торговых точек, 2 хлебопекарни, 2 предприятия общепита, парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[7].

Местное самоуправление

31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:

Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Асламов Сергей Александрович, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.

Население

Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[8].

Транспорт

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).

Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога Усть-Кут — Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[8]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.

Через Усть-Кут имеет выход к трассам «Вилюй» (Р419) и далее до М53 «Байкал».

Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.

Связь

Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[9]. В настоящее время запущенна сеть компании «МегаФон».

Почтовое отделение (666763).

Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Так же возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.

Социальная сфера

Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[7].

Здравоохранение. Врачебная амбулатория[8].

Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.

Культура. Работают клуб, библиотека[7].

Ссылки

Примечания

Населённые пункты Усть-Кутского района

Герб Усть-Кутского района Флаг Усть-Кутского района

 

Железнодорожная станция Ния. Фотолинии — Railwayz.info

Расписание движения поездов по станции Ния

Расписание движения пригородных поездов по станции Ния

Расписание движения пассажирских поездов по станции Ния

Номер поездаМаршрутПрибытиеОтправлениеДни курсирования
112ННовосибирск-Главный — Северобайкальск25.03, 27.03, 29.03
376ЭТайшет — Нерюнгри Пасс.24.03, 26.03, 28.03
273ИСеверобайкальск — Адлер13.05, 20.05
092ИМосква Ярославская — Северобайкальск25.03, 27.03, 29.03
097СКисловодск — Тында25.03, 27.03, 29.03
229ИСеверобайкальск — Анапа18.05, 25.05
274САдлер — Северобайкальск23.05
097ЭТында — Кисловодск25.03, 27.03, 29.03
375ЭНерюнгри Пасс. — Тайшет24.03, 26.03, 28.03
091ИСеверобайкальск — Москва Ярославская25.03, 27.03, 29.03
111ИСеверобайкальск — Красноярск Пасс24.03, 26.03, 28.03
071ЫСеверобайкальск — Иркутск Пассажирский24.03, 26.03, 28.03
347ЫСеверобайкальск — Красноярск Пасс25.03, 27.03, 29.03
071ИИркутск Пассажирский — Северобайкальск25.03, 27.03, 29.03
348ЫКрасноярск Пасс — Северобайкальск24.03, 26.03, 28.03

Данные предоставлены Белорусской железной дорогой

Ния (станция) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Ния. Стела «Ния Грузинская» на центральной дороге Школа, сфотографированная от здания ТОЦа

Ни́я — посёлок в Усть-Кутском районе Иркутской области России.

Основан в 1974 году как посёлок строителей Байкало-Амурской магистрали. Строился представителями Грузинской ССР.

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Предприятия лесного хозяйства.

Единственный населённый пункт Нийского сельского поселения.

Географическое положение[ | код]

Расположен на левом берегу реки Ния (приток Таюры, бассейн Лены) в 70 км по прямой восточно-юго-восточнее Усть-Кута (по железной и автомобильной дорогам — ок. 100 км) и в 500 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой).

Часовой пояс. Иркутское время: IRKT = UTC+8. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

О климате и почвах см.: Усть-Кутский район

История[ | код]

История Нии начинается с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР — в марте 1975 года на место будущей станции вышел десант строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой»[6], состоящий из 70 человек. Был подготовлен временный лагерь, расчищена вертолётная площадка. Возведение постоянного посёлка началось в апреле 1975 года[7].

6 ноября 1975 года железнодорожная линия из Звёздного дошла до Нии[7]. Первоначально станция называлась Ния-Грузинская.

Жилой посёлок был спроектирован сотрудниками института «Тбилгорпроект» с учётом национальных особенностей отделки. Пусковой комплекс включал: 7 многоэтажных жилых домов, школу, детский сад, общественно-торговый центр, вокзал и котельную[6]. 23 февраля 1981 года посёлок был сдан в эксплуатацию, в новые здания переехали жители времянок[7].

Экономика[ | код]

Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «Ния».

В посёлке работают 10 торговых точек, 3 хлебопекарни, предприятие общепита в здании конторы ООО «Ния лес», парикмахерская. На начало 2010 года ведётся работа по организации ремонта служебно-бытовой техники[8].

Местное самоуправление[ | код]

31 декабря 2004 года было образовано Нийское сельское поселение, включившее в себя земли посёлка Нии. Подчинено районной администрации. Территория граничит:

Действующая система местного самоуправления была сформирована в 2005 году на основании областного закона № 93-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области». Представительным органом местного самоуправления является поселковая Дума, в состав которой входят депутаты, избранные 2 декабря 2007 года всеобщим тайным голосованием. Её возглавляет председатель Думы, выдвигаемый из состава избранных депутатов. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её возглавляет глава администрации (глава поселения) — Олег Евгеньевич Рубцов, избранный по результатам всеобщих выборов 2 декабря 2007 года и переизбранный 14 октября 2012 года[1]. Срок полномочий главы администрации составляет 5 лет.

Население[ | код]

Численность населения
2002[9]2010[10]2011[11]2012[11]2013[12]2014[13]2015[14]
1051↗1062↘1059↘1040↘1017↘1004↗1013
2016[15]2017[2]
↘1000↗1004

Рождаемость в посёлке в 2008 году составила 18 человек, что меньше показателей смертности[16].

Транспорт[ | код]

Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги. Местные поезда до города Усть-Кута (на запад), посёлка Магистрального (на восток). Поезда дальнего следования до Москвы (на запад), Кисловодска (на запад, в летнее время), Тынды (на восток).

Через посёлок проходит региональная автомобильная дорога 25Н26 Усть-Кут — Новый Уоян. Связь с Усть-Кутом постоянная, однако состояние дорожного полотна оценивается как неудовлетворительное[16]. Проезд на восток (до Северобайкальска и Нового Уояна) возможен условно — для автомобилей с хорошей проходимостью при благоприятных погодных условиях.

Через Усть-Кут имеется выход к трассе «Вилюй» (Р419) и далее до трассы М53 «Байкал».

Автобусное сообщение — маршрутными такси Усть-Кут — Ния.

Связь[ | код]

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Сотовая связь «БайкалВестКом» с 2009 года[17]. Сотовая связь формата GSM «МегаФон».

Почтовое отделение (666763).

Проводная связь. Условно телефонный код Нии — 39565, как и у всех населённых пунктов Усть-Кутского района. Однако поселковая проводная сеть автономна и принадлежит РЖД. Выход на поселковые 3-значные номера (Х-ХХ) с внешних сетей возможен через коммутатор по телефону: (39565) 2-21-11. Следует устно сообщить оператору название посёлка и требуемый номер телефона. Также возможен выход на телефонную линию поселка с номеров РЖД по коду 992-0642-21-ХХХ.

Социальная сфера[ | код]

Образование. Средняя школа (МОУ СОШ Нии, на начало 2010 года посещают 114 учащихся). Детский сад № 15 (59 воспитанников)[8].

Здравоохранение. Врачебная амбулатория[16].

Спорт. Спортивный клуб с тренажёрным залом «Спарта», секции Нийской средней школы: баскетбол, волейбол.

Культура. Работают клуб, библиотека[8].

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

  1. 1 2 Результаты выборов глав поселений УКМО (рус.) // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 окт. 2012 г..
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. ↑ Итоги::Иркутскстат (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2013. Архивировано 9 августа 2014 года.
  4. ↑ Связь из внешних сетей только через коммутатор РЖД. Подробнее см. в разделе «Связь».
  5. Управление Федеральной почтовой связи Иркутской области. Адреса отделений почтовой связи Усть-Кутского почтамта (рус.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 7 января 2010.
  6. 1 2 Кривой А. В Ние грузинской // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 26 июня 2009. — № 24.
  7. 1 2 3 Калаганская Полина. Наш дом — Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 10 июля 2009. — № 26.
  8. 1 2 3 Попов Александр. Первой стала Ния // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 19 фев. 2010. — № 6.
  9. ↑ Численность сельских жителей в разрезе населенных пунктов Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) (неопр.). Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
  10. ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
  11. 1 2 Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  13. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  16. 1 2 3 Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования В. П. Сенина «О социально-экономическом положении Усть-Кутского муниципального образования за 2008 год» // Ленские вести : Общественно-политическая газета Усть-Кутского района. — Усть-Кут, 20 марта 2009. — № 10.
  17. ↑ Пресс-служба мэра УКМО // Диалог-ТВ : Усть-Кутский городской еженедельник. — Усть-Кут, 6 нояб. 2009. — № 44.

Мосты, тоннели и вокзалы: архитектура БАМа • Arzamas

Самый длинный тоннель, самый страшный мост, самый красивый вокзал — и другие достопримечательности магистрали

Автор Юрий Егоров

БАМ строили бригады со всего СССР, поэтому в вокзалах магистрали можно найти национальные черты почти всех советских республик — от азер­байджан­ских окон шебеке и грузинской чеканки до латышской кровли и туркменской мозаики. На БАМе построены сотни мостов и 10 тоннелей, включая самый длинный железнодорожный тоннель в России. Расска­зываем о главных архитектурных и инженерных достопримечательностях дороги.

Вокзал в Тынде. 2014 год © Игорь Агеенко / ТАСС

Тында считается столицей Байкало-Амурской магистрали. Это одно из немно­гих мест трассы, история которого началась задолго до БАМа. Первый поселок, ставший перевалочным пунктом для золотоискателей, возник в этих местах еще в начале ХХ века. Железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибир­ской магистрали. Однако просущество­вала дорога недолго: в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для срочного строительства Волжской рокады  Рокада — дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Волж­ская рокада проходила от станции Иловля около Сталинграда (сейчас Волго­град) до станции Свияжск недалеко от Казани., во многом определившей исход Сталинградской битвы.

Второе рождение станции случилось уже в 1975 году, когда поселок Тындин­ский был преобразован в город Тында областного подчинения. В городе разместилось управление по строительству БАМа — ГлавБАМстрой.

Шефство над Тындой взяла Москва  Проектирование и возведение городов и стан­ций на БАМе было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, Усть-Кут строил Ставрополь­ский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казах­стан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва.: главный город страны строил главный город БАМа. В Тынде много московских названий: районы Арбат и Сокольники, улицы Профсоюзная и Красная Пресня.

Вокзал Тынды напоминает силуэт лебедя и состоит из двух симметричных «крыльев», расположенных под углом к железнодорож­ным путям, и двух башен в центре высотой 48 метров — это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке.

Станция Звездная. 1984 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС

Звездная — первая станция Байкало-Амурской магистрали, построенная в 1974–1984 годах  Часть магистрали была построена еще в 1930–50-е.: именно сюда прибыла первая группа строителей дороги. Здесь же находится первый мост БАМа — небольшой пешеходный мостик через реку Таюру. Первоначально и станцию, и поселок планировали назвать Таюра — по ближайшей реке; был вариант названия Снежный (первые строите­ли прибыли в снегопад), однако 2 мая 1974 года на митинге строи­телей было решено назвать станцию Звезд­ной (а поселок стал Звездным).

Жилые и служебные здания станции возво­дил армянский трест «АрмБАМ­строй». Архитектурное решение вокзала сочетает в себе принципы модернизма (современные материалы, простая и функциональ­ная планировка) и приемы национальной архитектуры Армении: фасады здания оформле­ны в виде протя­женной аркады, использованы полуциркульные наличники, а само здание обли­цовано традиционным для Армении материалом — светлым вулка­ни­ческим туфом.

Станция Ния. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС

История поселка Ния началась с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузин­ской ССР: «Задача у нас одна — построить на БАМе красивый, на сто процентов благоустроен­ный поселок и станционный комплекс, кусочек родной Грузии. Работы здесь много не только для строителей, но и для худож­ников, чеканщиков, камнерезов, камне­тесов… Признаться, мы замахну­лись на очень ответственное дело — в далекой от Грузии Сибири построить грузинскую станцию. Но нам сопутствовала удача, ведь название речки Нии — это ж практически грузинское имя. Так что над названием станции долго раздумы­вать не пришлось» (из интервью начальника строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» Анзора Двалишвили).

Проект поселка подготовил институт «Тбил­горпроект». 6 ноября 1975 года на станцию Ния-Грузинская (так первоначально называ­лась станция) прибыл первый поезд.

Монумент в Ние. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС

Вокзал станции облицован темным туфом. На дверях и стенах внутренних помещений использованы традиционная грузинская деревянная резьба и металлическая чеканка. При въезде в Нию со стороны Усть-Кута воздвигнут монумент с надписями «Ния», «Россия» и «Грузия».

Станция Улькан. 1984 год © Юрий Кавер / РИА «Новости»

Шефство над строительством станции и одно­именного поселка было закреп­лено за бригадой из Азербайджана, поэтому в здании вокзала были исполь­зованы тради­ции национального зодчества республики.

Здание облицовано травер­тином  Травертин — горная порода, известковый туф. и мрамо­ром из азербайджанских место­рождений. Решетки на окнах выполнены по мотивам традицион­ной техники шебеке  Шебеке (от араб. шабака — сеть) — прорез­ные или имитирующие их узоры в деко­ра­тивно-прикладном искусстве Азер­байджана.. На стене в зале ожидания — многометровое мозаич­ное панно «Сказание об Азербай­джане», изготовленное в Баку. Кроме того, на пло­щади перед зданием вокзала установлен памятник национальному герою Азербайджана — Фархаду.

Вокзал в Кунерме. 1984 год © Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС 

«Покорись, Кунерма!» — такой лозунг был напи­­сан на головном бульдозере бригады, которая в условиях трудно­проходимой тайги, глубокого снега и сильных морозов полтора месяца пробивала 50-километровый зимник  Зимник — автомобильная дорога, проло­женная прямо по снегу или льду и пригодная к эксплуатации только в зимнее время. от Улькана до Кунермы.

Станцию и поселок строили рабочие из республик Северного Кавказа: Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана. Первый отряд строителей прибыл в Кунерму из Дагестана 18 августа 1975 года, а 15 января 1976 года помогать им отправилась группа киевского отряда имени Н. Островского.

В августе 1978 года на подступах к Кунерме был установлен рекорд: за непол­ные сутки уложено 4 километра 200 метров пути, а уложить рельсы до самой Кунермы удалось на полгода раньше планового срока. 

В июне 1979 года в Кунерму приехали участники интернационального строи­тель­­ного отряда — студенты московского Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, среди них были представители стран Азии, Африки и Латин­ской Америки. В августе 1979 года в Кунерме побывал американский певец Дин Рид, выступивший для строителей БАМа прямо с крыши вагона.

Вокзал в Кунерме украшен штукатурными узорами с восточным орнаментом. Над входом в здание установлена скульптурная композиция «Дагестан — БАМу», выполненная молодым тогда автором, а ныне заслуженным деятелем искусств Дагестана Шарифом Шахмардановым.

Железнодорожный вокзал Северобайкальска. 1990 год© Роман Денисов / ТАСС

Станция и город Северобайкальск строились как одна из опорных точек Байкало-Амурской магистрали, столица бурятского участка БАМа. Это единственный город на БАМе, построенный с нуля. Неофициаль­ное название этого участка магистрали — Ленинградский: около двух тысяч комсомоль­цев приехали сюда по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ.

Временный поселок, на месте которого впоследствии возник город, перво­начально назывался Новогодний (к новому, 1976 году были заселены первые одноэтажные жилые дома), но вскоре его переименовали в Северобайкальск.

Вокзал Северобайкальска — настоящая достопримечательность города, он напоми­нает летящий по волнам парусник или волну с пенным гребнем. Архитектор вокзала Владимир Авксентюк так вспоминал об этом времени: «Город Северобай­кальск проекти­ровали ленинградские архитекторы (что можно узнать по необычайной ширине главной улицы, ведущей к вокзалу). Вокзал в Северо­байкальске — один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала».

Кроме того, в городе есть памятный знак — бетонное изображение палатки, на которой написаны имена первопроходцев, высадив­шихся на мысе Курлы, где впоследствии был основан Северобайкальск.

Памятник первопроходцам в Северобайкальске. 1994 год © Владимир Матвиевский / ТАСС Станция Ангоя на БАМе. 1989 год © Владимир Матвиевский / ТАСС

Станцию Ангоя строил коллектив АзБАМстроя из Азербайджанской ССР. По одной версии в переводе с эвенкийского название станции означает «ущелье, рассели­на», по другой — «тихое место». Это соответствует действи­тельности: поселок стоит в узкой долине Верхней Ангары, закрытой со всех сторон высокими горами.

Весной 1984 года на БАМе одним из первых среди лидеров СССР побывал Гейдар Алиев — будущий президент Азербайджана, тогда — заместитель председателя Совета министров СССР. Именно он предложил, чтобы строи­тели из Азербай­джана, заканчивавшие к тому времени работу на станции Улькан, возвели еще один поселок — Ангою.

Здание вокзала в Ангое решено в националь­ном ключе. Это необычные стрель­чатые окна, четко выраженная устремленная вверх центральная часть здания. В Бурятию из Азербайджана привезли отделочный камень — травертин; а в центральном зале установили панно, сделанное в Баку.

Станция Кюхельбекерская. 2004 год © yapet.livejournal.com

Станция находится в поселке Янчукан. Вокзал и другие здания поселка возводил армянский трест «АрмБАМстрой», поэтому в его оформлении использованы мотивы армянской архитектуры: протяженная аркада, характерная для построек V–VII веков и более поздних лет, вертикальные членения по фасадам. Вокзал облицован светлым вулканическим туфом — основным строительным материалом Армении.

Первоначально станция называлась Янчукан, но в конце 1980-х была переиме­но­вана в честь поэта и драматурга, участника восстания декабристов Виль­гельма Кюхельбекера, приговоренного после разгрома восстания к каторге и вечному поселению в Сибири.

Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год © Владимир Матвиевский / ТАСС

Тоннель длиной 15 343 метра — самый длинный железнодорожный тоннель в России. Это сложнейший объект Байкало-Амурской магистрали, принятый в эксплуата­цию только в 2003 году, спустя 19 лет после открытия движения поездов по основной линии БАМа.

Северо-Муйский хребет, входящий в состав Станового нагорья, считался практи­чески непреодолимым препятствием для железной дороги: его высота достигает 2500 метров, он сложен структурой скальных пород, не имеет удобных перевалов. На припорталь­ных  Портал — входная часть тоннеля. участках тоннеля находятся зоны многолетне-мерзлых пород, а по его длине — неустойчивые трещинные участки, разломы, зоны мощных притоков воды, в том числе под давлением, с высокой температурой. Весь район характеризуется высокой сейсмичностью.

Тоннель строился с двух сторон — с востока и с запада. Кроме самого тоннеля, были построены три вертикальных шахтных ствола, вдоль основного пути проло­жена технологическая штольня, а также рудничная железная дорога для перемеще­ния персонала. Общая длина горных выработок тоннеля — более 45 километров.

Для поддержания микроклимата тоннель с обеих сторон снабжен воротами, которые открываются только для пропуска поездов.

Старый Северомуйский обход. 2018 годA. L. / Wikimedia Commons

Северомуйский обход был построен как временный путь, позволяющий обойти строящийся Северомуйский тоннель, сооружение которого затягивалось из-за сложнейших горно-геологических условий. По первоначальным планам дви­жение поездов по БАМу планировалось открыть в середине 1980-х годов, а тоннель должен был вступить в строй к 1987 году, став последним строя­щимся звеном магистрали. Чтобы пропускать строительные поезда восточнее Северомуйского хребта, в 1982 году началось строительство временного обхода по кратчайшему пути между станциями Ангаракан и Казанкан — длина обхода составила 24,6 километра, ненамного больше будущего тоннеля.

3 июля 1983 года первый поезд со строите­лями дороги перевалил Северо-Муйский хребет и прибыл на станцию Муякан.

Временный обход представлял серьезное препятствие для движения поездов: он имел предельные уклоны до 40 ‰  40 тысячных — угол уклона дороги, равный 40 метрам на один километр пути. Такой уклон более чем в три раза превышает современ­ную норму, равняющуюся 12 тысяч­ным., поэтому требовалось расцеплять поезда и провозить их через обход группами по несколько вагонов. Движение пассажирских поездов по обходу было запрещено, людей высажи­вали из ваго­нов и перевозили автотранспортом.

В 1985 году стало ясно, что строительство Северомуйского тоннеля затягива­ется, поэтому к 1989 году построили новый обход, гораздо длиннее, но с более пологим профилем. Старый обход был закрыт, хотя параллельная ему автомо­бильная дорога существует и сейчас.

Поезд на Чертовом мосту. 2003 год © Владимир Егоров / ТАСС

Первый обход Северомуйского тоннеля строился как временный и должен был работать до окончания его строительства, которое планировалось завершить к 1987 году. К середине 1980-х годов, когда стало ясно, что строительство тоннеля затягивается на неопределенный срок, началось сооружение постоян­ного обхода Северомуйского тоннеля. Он имеет значительную длину — 64 ки­ло­метра, но при этом гораздо более «легкий» профиль, с уклонами до 18 ‰  18 тысячных — угол уклона дороги, равный 18 метрам на один километр пути. Это много, но не настолько критично, как 40 ‰ старого обхода.. Для этого железнодо­рожная линия вьется по склону хребта, образуя серпантин, чтобы подняться к Ангара­канскому перевалу. Наиболее известный объект обхо­да — так называемый Чертов мост — высокая эстакада над руслом реки Итыкит, находящаяся одновременно в кривой и на подъеме. Железнодорожное полотно расположено на высоте до 35 метров над руслом реки. Поезда на этом мосту слегка покачи­вались, а машинисты перед въездом на него нередко крестились.

На трассе обхода находятся два «петлевых» тоннеля: для поворота трассы на 180 гра­дусов и одновременного ее вписывания в предельные радиусы кривых  Предельный радиус — минимальный радиус поворота, в который может вписаться поезд. и уклоны часть пути пришлось пропускать через тоннели, располо­женные внутри горного хребта. Пройдя через «петлевой» тоннель, поезд выходит на тот же склон горы, развернувшись на 180 градусов и на несколь­ко десятков метров выше точки входа.

После открытия Северомуйского тоннеля обходная трасса продолжает исполь­зоваться для движения местных и рабочих поездов.

Вокзал Таксимо. 2018 годA. L. / Wikimedia Commons

Станция Таксимо находится между двумя Муйскими хребтами — Северным и Южным. Ее название переводится с эвенкийского как «чаша».

В строительстве Таксимо и поселка прини­мали участие рабочие из Латвии, поэтому в облике вокзала и других зданий есть прибалтийские черты. Вокзал — многоэтаж­ное кирпичное здание с высокой кровлей синего цвета, расположен­ное не вдоль путей, как обычно на железной дороге, а перпенди­кулярно им — как дом в прибалтийском городке.

В Таксимо есть микрорайон ЛатБАМ с улицами Латвий­ская, Рижская и Дауга­ва, несколько вывесок продублированы на русском и латышском языках. У неко­торых домов — островерхие крыши и подъезды с двух сторон.

Кроме латышей, в строительстве Таксимо участвовали рабочие Белорусской ССР, поэтому другой район поселка называется БелБАМ, с улицами Минская и Белорусская.

Наконец, в Таксимо сохранились следы ранней истории БАМа. Решение о строи­тельстве магистрали было принято еще в 1932 году. Для проведения съемки местности и заброски в тайгу изыскатель­ских групп использовалась авиация, а так как аэродромов в тайге не было, применялись гидросамолеты. Один из них — АНТ-4 с номером СССР Ж-11 — 15 августа 1940 года упал в озеро Борончеевское в районе современного Таксимо. Еще один такой же самолет в декабре того же года потерпел крушение на Шаман-горе недалеко от Так­симо, его экипаж был вовремя обнаружен и спасен. В 1980-е годы оба самолета были найдены, и в память о погибших летчиках Ж-11 в Таксимо был установ­лен полнораз­мерный макет самолета АНТ-4.

Строители БАМа у монумента в их честь на станции Куанда. 1984 год © Игорь Михалев / РИА «Новости»

Поселок Куанда знаменит тем, что именно здесь официально закончилось строитель­ство Байкало-Амурской магистрали. 1 октя­бря 1984 года в Куанде состоялась церемония укладки «золотого звена» дороги — послед­них рельсов, соединивших западный и восточный участки строительства.

При этом фактически последнее звено было уложено двумя днями раньше, в 40 километ­рах к востоку от Куанды, на разъезде Балбухта. Но так как церемония уже была запланирована, место проведения решили не переносить. Такое расхождение связано с обвалом в Кодарском тоннеле, затормо­зившим движение бригады путеукладчиков, шедшей с востока. В результате бригада, шедшая с запада, наверстывала отставание восточной стороны, ставя непре­взой­денные до сих пор рекорды скорости укладки рельсового полотна.

В память об этом событии в Куанде возвели монумент трудовой славы строителей БАМа. На 12-метровых пилонах установлены металлические указатели с названиями станций, построенных союзными республи­ками, краями и областями, принявшими участие в шефском строительстве дороги, перечислены ключевые станции БАМа. В основании монумента помещена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

На небольшом разъезде Балбухта в память о соединении двух частей БАМа тоже осталась небольшая стела из рельсов, сооруженная в конце сентября 1984 года.

Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМ­строй» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!».

Станция Новая Чара. 2005 годWikimedia Commons

В переводе с эвенкийского слово «чара» означает «мель» — и действительно, река Чара, протекающая у поселка, имеет множе­ство мелей и порогов.

Шефство над строительством поселка и станции взяла на себя бригада из Казах­стана: «Проектируется будущая станция так, чтобы ее облик напоми­нал далекий Казахстан. Сейчас в Павлодаре, по согласова­нию с ГлавБАМ­строем, ведется строитель­ство цеха по производству крупнопа­нельных домов в условиях вечной мерзлоты. Проектный институт „Казгипро­град“ разработал проект домов с элементами национальных мотивов» (из интервью министра строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР Ораза Бейсенова).

Вокзал в Новой Чаре напоминает казахскую юрту: центральная часть здания имеет высокую кровлю с крутым подъемом в центре. Правда, в отличие от традиционной юрты, вокзал не круглый, а вытянут вдоль путей. Внутри здания можно увидеть барельефы со сценами из жизни казахского народа.

Семья строителей поселка Икабья. 1989 год© Владимир Саяпин / ТАСС

Станция Икабья получила свое имя по назва­нию реки Большая Икабья. Изначально станцию и поселок строила бригада из Молдавии. Чуть позже на Икабью прибыли 300 членов украинского Всесоюз­ного ударного комсо­мольского отряда имени ХХVI съезда КПСС. А вскоре после них — первые строители специализированного строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» из Грузии — бригады, которая и взяла шефство над станцией и поселком.

Архитектура станционных и жилых домов здесь ассоциируется с националь­ным зодчеством Грузии: в ней использованы темный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка. Визитная карточка поселка — изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.

Перевал Мурурин из окна поезда

Самая высокая точка и одно из наиболее красивых мест на Байкало-Амурской магистрали и всей сети российских железных дорог. Высота перевала над уровнем моря — 1323 метра  Данные ОАО «РЖД».. Руководящий уклон  Руководящий уклон — наибольший затяж­ной подъем, по значению которого устанав­ливается норма массы поезда. на этом участке — более 20 ‰  20 тысячных — угол уклона дороги, равный 20 метрам на один километр пути. Такой угол почти в два раза превышает современ­ную норму для участков с тепловозной тягой., перевальный участок имеет длину около 60 километров.

С грузовыми поездами на этом участке работают трехсекционные тепловозы  Третья секция тепловоза нужна в условиях крутого подъема, так как чтобы поднять состав на перевал, требуется дополни­тельная мощность., причем поезд ведут несколько локомотивов. При подъеме на перевал исполь­зуются подталкивающие локомотивы, которые следуют до перелома профиля, а когда подъем сменяется на спуск, отстают от поезда и, в зависимости от поездной обстановки, возвращаются на предыдущую станцию либо отправ­ляются до следующей отдельно от грузового поезда. Работа тепловозных дизелей на этом участке осложнена его большой высотой и относи­тельно малым количеством кислорода.

В августе 1992 года здесь едва не произошла катастрофа, которая могла стать одной из крупнейших в истории железных дорог России. Тепловоз с неисправ­ными тормозами оказался на затяжном спуске, превратив­шись, по существу, в неуправляемый снаряд, нагонявший идущий впереди пассажирский поезд. В это же время на станции Хани — впереди по ходу движения — находился состав со взрывчатыми веществами. Эти события легли в основу фильма «Перевал Мурурин» (1994).

Станция Ларба. 2018 годA. L. / Wikimedia Commons

В строительстве поселка Ларба принимали участие московские и туркменские строители.

В статье тындинской газеты «Авангард» от 7 июля 1979 года под заголовком «Ларба в будущем» сообщалось: «На днях техни­ческий совет при Тындинском райисполкоме рассмотрел проект детальной планировки жилого поселка станции Ларба. Проектиров­щики института „Туркменгоспроект“ из города Ашхабада под руководством главного архитектора проекта Д. В. Высоцкой учли все насущные проблемы, связанные с проживанием в зоне строительства БАМа. Следствием чего является несколько пони­женная этажность. Здания 1220-й серии будут возводиться не в традиционном пятиэтажном варианте, а в четы­рехэтажном».Имеется в виду повышенная сейсмическая активность.

Во внешнем облике вокзала станции Ларба нижний этаж, облицованный свет­лым мрамором, контрастирует с массивным вторым — с темной отделкой. Протяженный фасад здания перебивается высокой светлой башней. Орна­менты вокруг окон второго этажа напоминают черты национальной архитек­туры Туркмении. Внутри вокзала находятся две мозаики работы туркменского художника Мухамметмурада Гочмурадова: «Туркменка» и «Природа Туркменистана».

Поселок Алонка. 1984 год© Владимир Тарабащук / ТАСС

За строительство и внешний облик поселка и станции Алонка в предгорьях хребта Турана в Амурской области отвечала шеф­ская бригада из Молдавии. 11 августа 1975 года на БАМ прибыл передовой отряд строительно-монтажного поезда «Молдавстрой — БАМ».

Огромное красно-белое здание вокзала — одно из самых красивых на восточ­ном участке БАМа. Над входом размещена металлическая компо­зиция, симво­ли­зирующая дружбу русского и молдавского народов: две жен­щины опира­ются на светофор с надписями «БАМ» и «1975–1984». На другой стороне здания — фигуры трех строителей с надписью «Алонка — БАМ — Кишинев». Стены и фасады вокзала украшены орнаментами с изобра­же­ниями аиста с виноградной лозой — эмблемой Молдавской ССР. Спуск от вокзала к плат­форме оформлен в виде нескольких террас наподобие зрительного зала.

Вокзал в Ургале. 1987 год© ТАСС

Ургал — один из крупнейших узлов БАМа, состоящий из трех станций разных времен постройки и принадлежащих разным линиям. Первая, Ургал-1, появи­лась еще в 1937 году. Однако в 1942 году рельсы с этой линии были сняты и использованы для строительства Волжской рокады.

Когда в 1970-е сюда пришла комсомольская стройка, шефство над строитель­ством взяла Украинская ССР.

3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс», который должен был подготовить площадку для еще четырех отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты». 7 ноября состоялся митинг, на котором было объяв­лено, что «город Ургал будет построен коллек­тивом „Укрстрой“». Такую надпись прикрепили к ближайшей лиственнице, а впоследствии перенесли на камень, установленный в центре поселка. 7 ноября считается днем рождения города. За 1975 год был возведен времен­ный поселок из 15 обще­жи­тий, с детским садом «Гуцулочка», магазином «Харьков», столовой «Дончанка», Домом культуры «Украина».

Зал ожидания на вокзале станции Новый Ургал. 1984 год © РИА «Новости»

Вокзал украшен символикой на тему Совет­ской Украины, строительства и транспорта: четыре вагонетки везут железнодорожные атрибуты и строи­тельные инструменты к центральному ядру композиции, на кото­ром изобра­жен дом ЦК Коммунистической партии Украины в Киеве, увенчанный флагом и вписанный в восходящее солнце. Вокруг него развеваются транспаранты с надписями «Украина» и «Ургал». Со стороны железной дороги на фасаде укреплены медальоны с символическими изобра­жениями станций БАМ, Тында, Беркакит и Ургал. В зале ожидания находится мозаичное панно с сюжетами из жизни Украины.

Вокзал Солони. Из фотоальбома «БАМ». 1984 год © Издательство «Планета» / pastvu.com

Станцию Солони строила бригада из Таджи­кистана. Небольшое здание вок­зала было настоящей жемчужиной БАМа. Облицован­ное розовым камнем, оно украшено пестры­ми мозаичными карнизами в национальном стиле, обра­зую­щими портал вокруг центрального входа. Еще один карниз венчает само здание, придавая ему вид азиатского мавзолея.

Мост через Амур© Юрий Лизунов / ТАСС

Совмещенный автомобильно-железнодо­рожный мост, один из крупней­ших построенных в Советском Союзе, его длина — 1435 метров. 

Железнодорожная переправа через Амур существовала с 1936 года. Она связы­вала станцию молодого Комсомольска-на-Амуре с сетью железных дорог страны. В зависи­мости от времени года переправа была паромная или ледо­вая: зимой рельсы укладывали прямо на лед.

Строительство моста началось в 1969 году, к 1974 году были установлены все девять его опор. На общих железобетонных опорах установлены два пролетных строения: под один железнодорожный путь и под двух­полосную автодорогу.

Мост строился в сложных условиях: резкие колебания уровня воды в Амуре (за время строительства глубина реки менялась от 12 до 16 метров), мощный ледоход при толщине льда до 1,5 метра, большая скорость течения — 3,5 м/с, глубокое залегание скальных пород, на которые можно было бы установить опоры.

При строительстве моста впервые в отече­ственной практике вместо кессонных фундаментов  Кессон — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабо­чую камеру предотвращается нагне­танием в нее сжатого воздуха. Кессон обыч­но сооружается на поверхности и погружа­ется в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта. использовались тонкостен­ные бетонные оболочки, которые погружа­лись в грунт до упора в скальные породы. Движение по мосту было открыто 26 сентября 1975 года.