Программа «Здравствуй» Лазарева: оздоровление и развитие детей дошкольного возраста

Что представляет собой оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М.Л. Лазарева для детских садов. Какие цели и задачи ставит программа. Как она реализуется на практике. Какие результаты дает применение программы «Здравствуй» в работе с дошкольниками.

Сущность и основные положения программы «Здравствуй» М.Л. Лазарева

Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» была разработана доктором медицинских наук, профессором М.Л. Лазаревым специально для детей дошкольного возраста. Программа направлена на формирование у дошкольников мотивации здорового образа жизни и навыков здоровьесберегающего поведения.

Ключевые особенности программы «Здравствуй»:

  • Комплексный подход к оздоровлению детей, охватывающий физическое, психическое и социальное здоровье
  • Игровая форма подачи материала через сказочных персонажей — здоровячков
  • Активное вовлечение родителей в оздоровительный процесс
  • Использование музыкально-речевых игр для развития дыхания и речи
  • Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью

Программа реализуется через систему занятий, праздников, игр и других мероприятий оздоровительной направленности. Она органично вписывается в образовательный процесс детского сада.


Цели и задачи программы «Здравствуй» для дошкольников

Основная цель программы — помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, направленную на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Ключевые задачи программы «Здравствуй»:

  1. Формирование у детей мотивации здорового образа жизни
  2. Развитие физических и психических качеств детей
  3. Обучение детей навыкам самооздоровления
  4. Повышение резистентности детского организма
  5. Формирование осознанного отношения к своему здоровью
  6. Обучение родителей приемам оздоровления детей

Программа призвана не только улучшить здоровье дошкольников, но и сформировать у них ценностное отношение к здоровому образу жизни на долгие годы вперед.

Структура и содержание оздоровительно-развивающей программы

Программа «Здравствуй» имеет четкую структуру и включает следующие основные разделы:

  • Диагностический блок — оценка состояния здоровья детей
  • Оздоровительный блок — система закаливающих и укрепляющих мероприятий
  • Образовательный блок — формирование представлений о здоровье
  • Психолого-педагогический блок — работа по коррекции психоэмоционального состояния
  • Работа с родителями — обучение методам оздоровления в семье

Содержание программы построено по сказочно-игровому принципу. Главными героями являются сказочные персонажи — здоровячки, которые в доступной форме знакомят детей с правилами здорового образа жизни.


Методы и формы работы по программе «Здравствуй» в детском саду

Реализация программы «Здравствуй» предполагает использование разнообразных методов и форм работы с дошкольниками:

  • Музыкально-оздоровительные занятия
  • Дыхательная и звуковая гимнастика
  • Психогимнастика
  • Закаливающие процедуры
  • Подвижные игры и физкультминутки
  • Беседы о здоровье
  • Театрализованные представления
  • Проектная деятельность

Большое внимание уделяется музыкально-речевым играм, которые развивают дыхание, речь, слух детей. Активно используются элементы сказкотерапии для формирования мотивации на здоровый образ жизни.

Особенности организации развивающей среды по программе

Для успешной реализации программы «Здравствуй» в детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая включает:

  • Спортивный уголок с необходимым инвентарем
  • Уголок здоровья с наглядными пособиями
  • Фонотеку с музыкальными произведениями программы
  • Картотеку подвижных игр и физкультминуток
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по темам здоровья
  • Иллюстрации, плакаты о здоровом образе жизни
  • Подборку художественной литературы о здоровье

Важно, чтобы развивающая среда была динамичной и регулярно обновлялась в соответствии с текущими задачами оздоровительной работы.


Сказочные персонажи программы и их роль в оздоровлении детей

Ключевую роль в программе «Здравствуй» играют сказочные персонажи — здоровячки, олицетворяющие различные аспекты здоровья:

  • Огник — символизирует физическую активность и спорт
  • Орси — отвечает за психологическое здоровье и общение
  • Яник — олицетворяет интеллектуальное развитие
  • Ростик — символ правильного питания и режима дня
  • Йоник — учит правильному дыханию и осанке
  • Капелия — отвечает за гигиену и закаливание
  • Вита — развивает музыкальные и творческие способности

Через игры и сказки с участием этих персонажей дети в увлекательной форме усваивают правила здорового образа жизни и укрепляют свое здоровье.

Роль педагога в реализации программы «Здравствуй»

Успешная реализация программы во многом зависит от педагога. Его ключевые задачи:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
  • Мотивация детей на здоровый образ жизни
  • Обучение навыкам самооздоровления в игровой форме
  • Контроль за соблюдением режима дня и питания
  • Организация закаливающих мероприятий
  • Взаимодействие с родителями по вопросам оздоровления
  • Диагностика состояния здоровья детей

Педагог должен владеть методиками программы «Здравствуй» и творчески подходить к их применению с учетом особенностей детей.


Эффективность программы «Здравствуй» и результаты ее применения

Многолетняя практика применения программы «Здравствуй» в детских садах показала ее высокую эффективность. Основные результаты:

  • Снижение уровня заболеваемости дошкольников на 15-20%
  • Повышение уровня физического развития детей
  • Улучшение показателей психоэмоционального состояния
  • Формирование осознанного отношения к здоровью
  • Повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления
  • Улучшение показателей готовности к школе

Программа способствует гармоничному развитию личности ребенка и формированию ценностного отношения к здоровью на долгие годы вперед.