Ширина колеи жд: Почему ширина колеи 1520 мм?

Содержание

Рельсовая колея

Рельсы

Рельсы — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещаются подвижной состав ж.д. транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование. В монорельсовых дорогах для перемещения кран-балок и в некоторых других случаях используется один рельс как поддерживающая и направляющая конструкция.

На железнодорожном транспорте рельсы являются основным элементом верхнего строения пути. Рельсы направляют ходовые части локомотивов, передают давление от колес на подрельсовое основание, обеспечивают поверхность наименьшего сопротивления качению колес подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока.

Для надежной работы рельсы должны быть прочными, износоустойчивыми, твердыми и вязкими. При достаточно унифицированной форме рельсы обычно характеризуются линейной плотностью, округленные значение которой (в кг/м) указывается при обозначении рельс (Р50, Р65, Р75). Для рельс укладываемых на железной дороге широкой колеи, линейная плотность обычно равна 50-75 кг/м.

В готовых рельсах не допускаются значительные остаточные (внутренние) напряжения, которые появляются при прокатке и особенно при правке рельс. Готовые рельсы на заводах проходят приемо-сдаточные испытания и приемочный контроль. По результатам приемки рельсы разделяют на сорта и группы с соответствующей маркировкой продукции.

Рельсовая колея

Рельсовая колея должна строго соответствовать ходовым частям подвижного состава, поэтому нормы и допуски на прокладку пути и содержание рельсовой колеи определяются взаимодействием пути и подвижного состава.

Ширина колеи на Российских железных дорогах сохранилась практически без изменений со времени постройки линии Петербург-Московской железной дороги (1851), когда колея была принята равной 0,714 сажени, что соответствует 1524мм. В Западной Европе, США, Канаде железные дороги, также новые линии в Японии имеют нормальную ширину колеи 1435мм. На железной дороге стран Африки, Южной Америки, Индии и ряда других стран ширина колеи преимущественно 1067мм.

В некоторых странах сохраняются в основном для грузовых перевозок узкоколейные железные дороги. В нашей стране узкоколейные дороги, с шириной колеи 750 мм, наиболее часто прокладывались в местах лесоповала и торфоразработок, на территории промышленных предприятий. В отдельных случаях для внутризаводских путей применялась рельсовая колея 600 мм. Первые заводские узкоколейные железные дороги сыграли огромную роль в развитии конструкции пути современных магистральных линий, в унификации ширины колеи.

Важнейшим параметром рельсовой колеи является ее ширина (расстояние между внутренними рабочими гранями головок рельсов железнодорожного пути). Различают железные дороги с широкой (боле 1435мм), нормальной (1435 мм) и узкой (1076, 1000, 914, 891, 762, 750,600 мм) колеей.

Узкоколейка

Узкоколейная железная дорога – железная дорога облегченного типа с шириной колеи менее 1520 мм. Узкоколейные железные дороги обслуживают в основном промышленные предприятия, шахты, рудники. В некоторых странах отдельные участки железные дороги общего пользования так же имеют узкую колею.

Впервые такие дороги появились в середине 18в. На шахтах Шотландии, где им дали название экономичных железных дорог, затем их стали строить во Франции, Германии, Швеции, Норвегии.

Первая в России узкоколейка была построена ы 1871 году между станциями Ливны и Верховье протяженностью 57 верст с колеей шириной 3,5 фута (1067мм).
На линии трудился специальный подвижной состав: два пассажирских и четыре грузовых паровоза. В 1898 году данный участок был переоборудован под работу нормальной колеи. Узкоколейная железная дорога сохранилась близ г. Вентспилса – старая Курземская линия, построенная в начале 20 века. На острове Сахалин. Для нашей страны установлена стандартная ширина колеи 750 мм.

Главное преимущество узкоколейных железных дорог это простота сооружения за счет меньших объемов земляных работ, упрощенного и облегченного ВСП а как следствие меньшие начальные инвестиции в сооружение узкоколейки по сравнению с ж.д. путями нормальной колеи.

Из недостатков можно отметить меньшую провозную способность. Необходимость перегрузки товаров на стыке их с дорогами нормальной колеи, Повышенная потребность в вагонах и локомотивах (так как масса поездов должная быть меньше).

Многие участки существовавшей узкоколейной железной дороги со времени были отданы для организации «Детских железных дорог».

Детская железная дорога

На железнодорожном транспорте сооружались узкоколейные железные дороги, для детей школьного возраста в рамках учебно-воспитательных учреждений, получившие в последствии название детской железной дорогой. Они способствовали развитию технического творчества и железнодорожного моделизма у ребят. Дети чаще проявляли интерес и вовлеченность к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь шириной 750мм.
Протяженность детской железной дороги обычно составляет от 1,5 до 5 км. Подвижной состав это 1-2 тепловоза и 4-5 пассажирских вагонов. Железнодорожный путь оборудуют устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, создают кабинеты для занятий, мастерские и лаборатории для проведения занятий с юными железнодорожниками.

Первая детская железная дорога была открыта в Тбилиси в 1935 году. До наших дней сохранилось не так много детских железных дорог, но, тем не менее, на 1990 год, еще в СССР на постоянной основе действовало порядка пятидесяти детских железных дорог по всей стране, было организованно свыше 3000 кружков для детей. А за летний период по детским железным дорогам проходило до 15 000 пассажирских поездов, в которых перевозилось более двух миллионов пассажиров.

Yahoo News Japan (Япония): Россия большая, поэтому и колея широкая? В Японии используется два типа – узкая и стандартная, но почему в России широкая?

Решение о ширине колеи было принято еще до мировых войн — в XIX веке, когда проектировалась прокладка железных дорог. Тогда планировали сделать колею шириной шесть футов (1828 миллиметров), а европейский стандарт был признан не подходящим. 

От колеи шириной 1435 миллиметров отказались, потому что сочли ее слишком узкой для мощных паровозов. Кроме того, за счет расширения надеялись обеспечить как скорость, так и стабильность хода. 

В конечном итоге в целях экономии шесть футов уменьшили до пяти (1524 миллиметра), и в 1851 году между Москвой и Санкт-Петербургом был открыт ширококолейный участок.

В то время не было планов соединить этот отрезок с Европой, поэтому с тех пор по всей России начали прокладывать железные дороги шириной 1524 миллиметра. 

В связи с пересмотром стандарта после Второй мировой войны ширина была немного заужена с 1524 миллиметров до 1520 миллиметров, которые применяются и по сей день.

Между тем в южной части Сахалина, которая до Второй мировой войны принадлежала Японии, были проложены железные дороги шириной 1067 миллиметров. Там даже использовались японские составы. 

В 2019 году ширину колеи привели в соответствие с российскими стандартами, в результате чего исчезло еще одно напоминание о периоде японского правления. 

Таким образом, с шириной колеи также связаны различные исторические и драматические события. 

Как же между Европой и Россией курсируют международные поезда? Об этом мы поговорим в следующий раз. 

Комментарии японских читателей

МН-нантока

Япония в эпоху Мэйдзи внедрила британские железнодорожные технологии. В Японии мало равнинной местности, поэтому из-за крутых склонов решили использовать 1067 миллиметров. Безусловно, японские вагоны великоваты для такой ширины. Для синкансэн решили взять стандартный размер, чтобы обеспечить стабильность на высоких скоростях. 

Kai

«Есть мнение, что 1520 миллиметров стали применять, чтобы во время войны поезда из Европы, где колея имеет ширину 1435 миллиметров, не могли попасть в Россию». На самом деле, это так. Во время войны с Наполеоном ширину колеи изменили, чтобы его войскам было сложнее передвигаться по России

(мнение комментатора. Первый участок железной дороги в России был открыт в 1837 году, прим. ред.). В Испании широкая колея по такой же причине. 

Cou

В Индии и Испании колея еще шире, чем в России, — 1676 и 1668 миллиметров соответственно. Если бы Япония внедрила хотя бы стандартный размер, поезда ходили бы быстрее. 

Окавари

Я слышал различные теории. По одной, британские инженеры посчитали, что внедрять крупные поезда преждевременно, поэтому предложили колониальный тип. По другой, узкая колея была применена в соответствии с условиями местности. Но все они звучат не убедительно. Мне кажется, что в Великобритании просто было нужное количество неиспользуемых вагонов под ширину три фута шесть дюймов. 

Ta2

Первая в мире железная дорога — это транспортная магистраль, проложенная Великобританией в Индии (ширина 1067 миллиметров). Аналогичные паровозы внедрили в Японии. Великобритания воспринимала Японию так же, как Индию. В то время Япония еще не нуждалась в пассажирских поездах, поэтому узкоколейки было достаточно. 

Gun

В случае узкой колеи строительство мостов и тоннелей стоит дешевле, поэтому в гористой местности ее выгоднее применять и с точки зрения сроков строительства, и с точки зрения расходов.

Цукими дайфуку

Я думаю, это потому, что в России в основном глинистая почва, которая становится рыхлой в зимний и весенний период. Поэтому и у танков Т-34 гусеницы широкие. 

Xhp

После 2 сентября 1945 года инфраструктуру в Сибири развивали японские военнопленные. Принудительный труд привел к смерти большого количества японцев. Тем не менее они выполняли крайне высокоточную работу. ООН, ЮНИСЕФ и Россия должны наградить тех японцев, переживших сибирское заключение. 

Uzb

Одна из причин поражения, которое СССР нанес нацистской Германии, заключается в разнице ширины колеи. 

Иходзин

Причина только одна — Россия внедрила широкую колею, чтобы показать свое величие. Чем больше, тем лучше. 

rockmask_worldddd***

Может быть, потому что широкая колея больше подходит для транспортировки танков и межконтинентальных баллистических ракет?

Hkd

Ширина колеи и электрическое напряжение были изменены из соображений безопасности и возможной интервенции. Дело в том, что Транссибирская магистраль изначально была военной железной дорогой.

ScaleTrainsClub — Модели железных дорог

Подключение через аккаунт в соц.сети

Текущее время: Пт апр 01, 2022 2:41 am

  • Форум

    Темы
    Сообщения
    Последнее сообщение
  • Основной
    Ведем различные дискуссии и обсуждения

    Темы: 1952

    1952 Темы
    44218 Сообщения
    Последнее сообщение Re: Что за паровоз?
    dednichipor