Туркестано сибирская железная дорога – Туркестано-Сибирская железная дорога — это… Что такое Туркестано-Сибирская железная дорога?

Содержание

Туркестано-Сибирская железная дорога — это… Что такое Туркестано-Сибирская железная дорога?

Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926—1931, соединившая Среднюю Азию с Сибирью.

Предыстория

Нагрудный знак «Трёхлетие Турксиба»

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верного (Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии.

Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и доставки дешёвого семиреченского и сибирского зерна — в Туркестан.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы шли под руководством инженера Голембиовского, а на севере со стороны Семипалатинска изыскания вела группа инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Новосибирска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Алма-Аты. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921-м году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новосибирск (тогда Новониколаевск) — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (Аягуза). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Укладка рельс на трассе Туркестано-Сибирской железной дороги (1929)

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Схема Турксиба с основными станциями

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате.

Интересно, что это событие было описано в знаменитой книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931). Правда, там Турксиб представлен, как Восточная Магистраль, а станция Айнабулак, как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец выбил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев) действительно присутствовали на смычке, как корреспонденты московской газеты «Гудок» (центральный печатный орган НКПС СССР).

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Эксплуатация Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба. В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное унитарное предприятие «Қазақстан темір жолы».

Города и посёлки Турксиба

Семипалатинск, Шар, Аягуз, Актогай, Акбалык, Матай, Уш-Тобе, Коксу, Айна-Булак, Сары-Озек, Капчагай, Алматы, Узун-Агач, Берлик-1, Чу, Луговая.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Турксиб — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Турксиб (Туркеста́но-Сиби́рская магистра́ль) — железная дорога, построенная в 1927—1930 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Одна из главных строек первой пятилетки СССР.

Предыстория

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешёвого сибирского зерна и других товаров в регион.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского, на севере со стороны Семипалатинска — группой инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новониколаевск — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягуз). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Начальником Турксиба был В.С. Шатов, приехавший в Россию в 1918 году[1].

1442 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ата. Однако, в конце 90-х реликвия была продана в Китай как металлом.

На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчётах, но и в художественном творчестве.

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Награды

Решением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР было постановлено от 19 апреля 1930 г. о награждении всего строительного коллектива рабочих и инженерно-технических сил Турксиба и персонально наградить Орденом Трудового Красного Знамени следующих лиц:

  1. Шатова, Владимира Сергеевича — начальника постройки.
  2. Балгаева — старшего рабочего пути.
  3. Шермергори, Дирк Тимофеевича — инженера.
  4. Перельмана, Льва Моисеевича — пом. начальника постройки.
  5. Бубликова, Ивана Осиповича — начальника укладочных городков.
  6. Гнусарева, Александра Ивановича — начальника укладочных городков.
  7. Лодкина, Лазаря — рабочего Каратальского моста.
  8. Борискина, Николая — компрессорного монтера.
  9. Маженова, Ахметжана — рабочего укладчика-костыльщика.
  10. Бизюкина, Дмитрия Дмитриевича — инженера.

Подпись

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. Калинин

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР

А. Лежава

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. Киселев

Эксплуатация Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба (Достык). В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское государственное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).

Города и посёлки Турксиба

wiki-org.ru

Туркестано-Сибирская железная дорога Википедия

Турксиб (Туркеста́но-Сиби́рская магистра́ль) — железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927—1930 годах, она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР.

Предыстория

Магистраль в Казахстане

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешёвого сибирского зерна и других товаров в регион.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный (ныне — Алма-Ата) — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского, на севере со стороны Семипалатинска — группой инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новониколаевск — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягуз). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Укладка рельсов на трассе Турксиба. Фото 1929 г.

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Начальником строительства Турксиба был В. С. Шатов, приехавший в Россию в 1918 году[1].

1145 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Турксиб в пустыне Южного Казахстана. Нагрудный знак «Турксиб»

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

25 апреля был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали, поезд провёл бывший пастух Кошкинбаев — первый машинист.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ата. Однако в конце 90-х реликвия была продана в Китай как металлолом.

На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчётах, но и в художественном творчестве.

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Награды

Орден Трудового Красного Знамени А.Маженова Постановление ВЦИК о награждении А.Маженова Орденом Трудового Красного Знамени

Решением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР было постановлено от 19 апреля 1930 г. о награждении всего строительного коллектива рабочих и инженерно-технических сил Турксиба и персонально наградить Орденом Трудового Красного Знамени следующих лиц:

  1. Шатова, Владимира Сергеевича — начальника постройки.
  2. Балгаева — старшего рабочего пути.
  3. Шермергори, Дирк Тимофеевича — инженера.
  4. Перельмана, Льва Моисеевича — пом. начальника постройки.
  5. Бубликова, Ивана Осиповича — начальника укладочных городков.
  6. Гнусарева, Александра Ивановича — начальника укладочных городков.
  7. Лодкина, Лазаря — рабочего Каратальского моста.
  8. Борискина, Николая — компрессорного монтера.
  9. Маженова, Ахметжана — рабочего укладчика-костыльщика.
  10. Бизюкина, Дмитрия Дмитриевича — инженера.

Подпись

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. Калинин

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР

А. Лежава

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. Киселев

Эксплуатация Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу.

В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба (Достык).

В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское государственное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).

Города и посёлки Турксиба

wikiredia.ru

Туркестано-Сибирская магистраль Википедия

Турксиб (Туркеста́но-Сиби́рская магистра́ль) — железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927—1930 годах, она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР.

Предыстория

Магистраль в Казахстане

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешёвого сибирского зерна и других товаров в регион.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный (ныне — Алма-Ата) — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского, на севере со стороны Семипалатинска — группой инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новониколаевск — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягуз). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Укладка рельсов на трассе Турксиба. Фото 1929 г.

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Начальником строительства Турксиба был В. С. Шатов, приехавший в Россию в 1918 году[1].

1145 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Турксиб в пустыне Южного Казахстана. Нагрудный знак «Турксиб»

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

25 апреля был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали, поезд провёл бывший пастух Кошкинбаев — первый машинист.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ата. Однако в конце 90-х реликвия была продана в Китай как металлолом.

На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчётах, но и в художественном творчестве.

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Награды

Орден Трудового Красного Знамени А.Маженова Постановление ВЦИК о награждении А.Маженова Орденом Трудового Красного Знамени

Решением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР было постановлено от 19 апреля 1930 г. о награждении всего строительного коллектива рабочих и инженерно-технических сил Турксиба и персонально наградить Орденом Трудового Красного Знамени следующих лиц:

  1. Шатова, Владимира Сергеевича — начальника постройки.
  2. Балгаева — старшего рабочего пути.
  3. Шермергори, Дирк Тимофеевича — инженера.
  4. Перельмана, Льва Моисеевича — пом. начальника постройки.
  5. Бубликова, Ивана Осиповича — начальника укладочных городков.
  6. Гнусарева, Александра Ивановича — начальника укладочных городков.
  7. Лодкина, Лазаря — рабочего Каратальского моста.
  8. Борискина, Николая — компрессорного монтера.
  9. Маженова, Ахметжана — рабочего укладчика-костыльщика.
  10. Бизюкина, Дмитрия Дмитриевича — инженера.

Подпись

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. Калинин

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР

А. Лежава

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. Киселев

Эксплуатация Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу.

В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба (Достык).

В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское государственное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).

Города и посёлки Турксиба

wikiredia.ru

Турксиб — это… Что такое Турксиб?

Нагрудный знак «Турксиб»

Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926—1931 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Одна из главных строек первой пятилетки СССР.

Предыстория

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верного (Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии.

Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и доставки дешёвого семиреченского и сибирского зерна — в Туркестан.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы шли под руководством инженера Голембиовского, а на севере со стороны Семипалатинска изыскания вела группа инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Ново-Николаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Алма-Аты. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921-м году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новосибирск (тогда Новониколаевск) — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (Аягуза). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Укладка рельсов на трассе Турксиба. Фото 1929 г

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Схема Турксиба с основными станциями

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате.

На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчётах, но и в художественном творчестве.

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Эксплуатация Турксиба

Почтовая марка Казахстана, посвящённая 75-летию Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба (Достык). В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное унитарное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).

Города и посёлки Турксиба

Новосибирск-Главный, Разъезд Иня (Новосибирск), Сеятель (Новосибирск), Бердск, Искитим, Черепаново, Среднесибирская, Новоалтайск, Барнаул, Алейск, Рубцовск, Локоть (гр.), Аул, Семипалатинск, станция Чарская, Аягуз, Актогай, Акбалык, Матай, Уштобе, Коксу, Айна-Булак, Сары-Озек, Капчагай, Алма-Ата, Узун-Агач, Берлик-1, Чу, Луговая.

Интересные факты

  • Открытие Турксиба описано в книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931). Правда, там Турксиб представлен, как Восточная Магистраль, а станция Айнабулак, как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер, наконец, получил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев) действительно присутствовали на смычке, как корреспонденты московской газеты «Гудок» (центральный печатный орган НКПС СССР).
  • О строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и её роли в освоении Семиречья в 1929 году был снят документальный фильм «Стальной путь (Турксиб)».

Ссылки

dic.academic.ru

Туркестано-Сибирская железная дорога — это… Что такое Туркестано-Сибирская железная дорога?


Туркестано-Сибирская железная дорога
        Турксиб, часть Казахской железной дороги (См. Казахская железная дорога). Проходит от Семипалатинска (на севере) через Алма-Ату до станции Луговая (на юге), по восточной части Казахской ССР и соединяет республики Средней Азии с районами Сибири. Длина 1452 км. Линией Луговая — Арысь Турксиб смыкается со Среднеазиатской железной дорогой, линией Семипалатинск — Новосибирск — с Западно-Сибирской железной дорогой. Длина пути от Новосибирска до Арыси через Турксиб 2531 км, то есть на 1000 км короче старого пути — через Челябинск и Оренбург. Одна из крупных всенародных строек 1-й пятилетки (1929—32). строительство Турксиба (1927—31) имело большое государственное и экономическое значение, он соединил кратчайшим путём богатую хлебом, лесом и углём Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и республик Средней Азии. Это позволило расширить здесь посевы хлопка и др. технических культур, а также риса, развивать садоводство, виноградарство. Турксиб содействовал развитию производительных сил в Казахстане.

         Е. Д. Хануков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Туркестан (историко-географич. область)
  • Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика

Смотреть что такое «Туркестано-Сибирская железная дорога» в других словарях:

  • ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — (Турксиб) соединяет районы Ср. Азии с районами Сибири. Проходит по территории Казахстана, от Семипалатинска через Алма Ату до ст. Луговая. Длина 1452 км. Сооружена в 1927 31 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Туркестано-Сибирская железная дорога — (Турксиб), соединяет районы Средней Азии с районами Сибири. Проходит по территории Казахстана  от Семипалатинска через Алма Ату до станции Луговая. Длина 1452 км. Сооружена в 1927 31. * * * ТУРКЕСТАНО СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТУРКЕСТАНО… …   Энциклопедический словарь

  • Туркестано-Сибирская железная дорога — Туркестано Сибирская магистраль железная дорога, построенная в 1926 1931, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Содержание 1 Предыстория 2 Строительство Турксиба 3 Открытие Турксиба …   Википедия

  • Туркестано-Сибирская железная дорога — Туркест ано Сиб ирская жел езная дор ога …   Русский орфографический словарь

  • Сибирская железная дорога — I История сооружения. Вопрос о постройке в Сибири железной дороги был поднят впервые в конце 50 х гг. XIX стол. при гр. Муравьеве Амурском, задумавшем соединить сперва колесным, а затем рельсовым путем зал. Де Кастри с с. Софийским на р. Амуре. К …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сибирская железная дорога (дополнение к статье) — В 1900 г. было открыто правильное движение на Забайкальской дороге (1036 вер.), на Иркутск Байкальской ветви (64 вер.) и на Никольской ветви от Уссурийской жел. дороги к Китайской границе (до Гродекова, 92 вер.), всего 1192 вер. В этом же году… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926 1931, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Содержание 1 Предыстория 2 Строительство Турксиба 3 Открытие Турксиба …   Википедия

  • Семиреченская железная дорога — Туркестано Сибирская магистраль железная дорога, построенная в 1926 1931, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Содержание 1 Предыстория 2 Строительство Турксиба 3 Открытие Турксиба …   Википедия

  • Казахская железная дорога —         образована в 1958 на базе Туркестано Сибирской и Карагандинской ж. д. и отдельных участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно Уральской ж. д. Управление в г. Алма Ате. Пролегает по территории Казахской ССР и частично по территории… …   Большая советская энциклопедия

  • Турксиб — Туркестано Сибирская железная дорога …   Словарь сокращений русского языка


dic.academic.ru

Туркестано-Сибирская магистраль — это… Что такое Туркестано-Сибирская магистраль?

Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926—1931, соединившая Среднюю Азию с Сибирью.

Предыстория

Нагрудный знак «Трёхлетие Турксиба»

Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верного (Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии.

Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и доставки дешёвого семиреченского и сибирского зерна — в Туркестан.

Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы шли под руководством инженера Голембиовского, а на севере со стороны Семипалатинска изыскания вела группа инженера Глезера.

Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.

Алтайская железная дорога от Новосибирска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Алма-Аты. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921-м году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).

В годы гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новосибирск (тогда Новониколаевск) — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (Аягуза). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.

Строительство Турксиба

Укладка рельс на трассе Туркестано-Сибирской железной дороги (1929)

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

1442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).

Открытие Турксиба

Схема Турксиба с основными станциями

Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.

«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.

Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате.

Интересно, что это событие было описано в знаменитой книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931). Правда, там Турксиб представлен, как Восточная Магистраль, а станция Айнабулак, как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец выбил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев) действительно присутствовали на смычке, как корреспонденты московской газеты «Гудок» (центральный печатный орган НКПС СССР).

В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.

Эксплуатация Турксиба

В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.

Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.

В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба. В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное унитарное предприятие «Қазақстан темір жолы».

Города и посёлки Турксиба

Семипалатинск, Шар, Аягуз, Актогай, Акбалык, Матай, Уш-Тобе, Коксу, Айна-Булак, Сары-Озек, Капчагай, Алматы, Узун-Агач, Берлик-1, Чу, Луговая.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru