Жд башмаки: Тормозной башмак — Википедия – Тормозной башмак: устройство, вес и неисправности

Тормозной башмак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2017; проверки требуют 87 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2017; проверки требуют 87 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоза. Тормозной башмак, установленный на рельс под колесо вагона с накатом (Россия)

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода)[1][2][3]. Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Применение[править | править код]

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении

[4]отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[5], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа. Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка[6][7]. Тормозные башмаки укладывают на тормозных позициях: в начале горочных путей (для регулирования скорости), перед стрелочными переводами разветвления горочных путей на пути сортировочного парка (для регулирования скорости) и на путях сортировочного парка (для полной остановки при формировании составов)
[8]
. При механизации горок тормозные башмаки на первых двух тормозных позициях заменяют вагонными замедлителями.

При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.

Принцип работы[править | править код]

Торможение и остановка вагона (отцепа) в конце сортировочного пути станции тормозным башмаком

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков[править | править код]

У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.

  • Двубортный тормозной башмак, вид снизу

  • Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)

  • Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок

  • Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)

  • Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)

  • Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ

  • Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)

  • Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)

  • Башмакосбрасыватели

  • Перекатывание колеса через тормозной башмак

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава, обычно в парках отправления. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

  • Упор тормозной стационарный УТС-380

  • Упор тормозной стационарный в открытом положении

  • Упор тормозной стационарный в закрытом положении

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель)[править | править код]

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель, колесосбрасывающий башмак

[9]) применяется для заграждения пути путём сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования[10]. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк. Бывают ручные и с электроприводом с дистанционным управлением.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях. Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта

[11].

К обслуживанию (колесосбрасывателя с ручным приводом) КСБ-Р допускаются работники станций и работники дистанций пути (ПЧ), ознакомленные с руководством по эксплуатации на башмак сбрасываюший с ручным приводом (колёсосбрасыватель) типа КСБ-Р[12]. У каждого предохранительного устройства типа КСБ-Р, должен быть технический паспорт, в котором указаны основные технические параметры[13].

  • Сбрасывающий башмак ручной переносной КСБ-Р (Россия)

  • Сбрасывающий башмак стационарный с дистанционным электроприводом КСБ-Э (Россия)

  • Сбрасывающий башмак (США)

  • Сбрасывающий башмак двухсторонний (Австрия)

  • Сбрасывающий башмак в открытом для проезда положении (Чехия)

  • Сбрасывающий башмак (Финляндия)

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

  • Башмаки накаточные типа «лягушка» (Россия)

  • Башмак накаточный типа «лягушка» (Канада)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Россия)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Гватемала)

  1. ↑ Башмак тормозной, Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров, 1941 г.
  2. ↑ М. И. Глушко Закрепление подвижного состава на станциях и перегонах // Статья в журнале «Железнодорожный транспорт», выпуски 1-3, М.: Транспорт, 1997 г.
  3. ↑ Нормы и основные правила закрепления железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками, статья на сайте «ZDDOC.RU|Железнодорожная документация» на основе приложения № 17 к «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» (приложения 8 к «ПТЭ»).
  4. ↑ Торможение, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь
    . — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  5. ↑ Видео: укладка тормозных башмаков под движущийся отцеп (фрагмент учебного фильма «Беда на ст. Чусовская»)
  6. ↑ Сбрасыватель башмаков, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  7. ↑ 5.12. Башмакосбрасыватели // В. Б. Каменский, Л. Д. Горбов Справочник дорожного мастера и бригадира пути, М.: Транспорт, 1985 г., 488 с. (С. 221). ISBN 978-5-458-38708-8
  8. ↑ Тормозная позиция, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.
    Технический железнодорожный словарь
    . — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  9. ↑ Технические и естественные науки: теория и практика // Сборник материалов международных научных e-симпозиумов, г. Москва, 27-28 марта 2015 г. под ред. К. Е. Румянцева — Киров: МЦНИП, 2015 г., 276 с. (С. 239). ISBN 978-5-00090-062-8
  10. ↑ Башмак сбрасывающий, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  11. ↑ Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель) (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  12. ↑ Техническая документация на колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак) типа КСБ-Р (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  13. ↑ http://zddoc.ru/tehnicheskaya-dokumentatsiya-na-kolesosbrasyivatel-sbrasyivayushhiy-bashmak-tipa-ksb-r/ (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  • Тормозной башмак // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 451. — ISBN 5-85270-115-7.
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации // Утверждены приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. № 286, с изменениями и дополнениями от 12.08.2011 г., 4 и 13.06.2012 г., 30.03., 09.11., 25.12.2015 г., 03.06., 01.09.2016 г. — М.: Трансинфо, 2016, 388 с. ISBN 978-5-93647-038-7.
  • «Тормозной башмак (стояночный и горочный)», выпуск программы «1520: Магистраль» телеканала «РЖД-ТВ» с интервью И. Воронина, заведующего лабораторией отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Перспективы улучшения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Предотвращение ухода вагонов со станционных путей» (ЦНИИ ТЭИ МПС России). Требования к тормозным башмакам, их использование на сортировочных путях, установка тормозных башмаков при помощи вилки, башмакосбрасыватель.
  • Учебный фильм «Закрепление вагонов — все, что нужно знать движенцу» (Московский государственный университет путей сообщения — МИИТ). Устройство тормозных башмаков, их неисправности, стационарные тормозные устройства, правила применения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Порядок выполнения операций по закреплению составов поездов» (Смоленский центр организации работы железнодорожной станции Московской дирекции управления движением)
  • Перекатывание колёсной пары через тормозной башмак без схода
  • Учебный фильм «Башмак — грань безопасности» (ОАО «РЖД»). Сход колёсной пары при перекатывании через тормозной башмак.
  • Постановка на рельсы, сошедшего с них обеими колёсными парами тележки, полувагона с использованием накатных башмаков типа «лягушка».
  • Сваливание в колею не нормативного (изношенного) тормозного башмака

Предназначение, принцип действия и виды тормозных башмаков

Предназначение тормозных башмаков, — остановка и закрепление вагонов. Их используют как для остановки вагонов в нужном месте, так и закрепления вагона или группы вагонов от самопроизвольного ухода (При сильном ветре или уклоне железнодорожного пути).

Применение тормозных башмаков для остановки вагонов.

При сортировке вагонов, локомотив толкает вагон или группу вагонов, на нужный путь с «горки» или без неё. Составитель должен установить тормозные (горочные) башмаки на рельсы в том месте, где необходимо остановить состав. Иногда башмаки устанавливают неподалеку от уже стоящего на пути состава, чтобы предотвратить сильный удар автосцепками вагонов. Тормозные башмаки в таких случаях должны ставиться на оба рельса.


Применение тормозных башмаков для закрепления состава.

Помимо основной задачи, по торможению вагонов, башмаки используют для закрепления вагонов от произвольного ухода. Все вагоны, которые оставляются на железнодорожных путях без локомотива, должны быть закреплены тормозными башмаками с обеих сторон. На железнодорожных путях, которые имеют уклоны, количество тормозных башмаков для закрепления рассчитываются по специальным формулам. Эти формулы учитывают не только величину уклонов, но и возможные ветровые нагрузки.

Принцип действия тормозных (горочных) башмаков при остановке и торможении вагонов.

Колесо вагона накатывается на башмак и упирается в упор. Поступательная сила движения состава, заставляет скользить тормозной башмак по головке рельса. Сила трения гасит кинетическую (поступательную силу), и вагон останавливается.

При полной остановке движущегося состава, инерционные силы отталкивают вагон назад, и колесо съезжает с башмака.

Тормозные башмаки могут быть использованы для замедления скорости движения вагона. Для этого должны быть установлены приспособления, которые в определенном месте железнодорожного пути сбрасывают тормозной башмак с рельса, и вагон, замедленный в движении, продолжает катиться без башмака.

При проведении маневровых работ на станционных путях, тормозные башмаки используют для временного закрепления, — подклинки.  Подклинку обычно делают при остановке поезда на подъеме, чтобы избежать ухода вагонов вниз, в случае «саморасцепа» (самопроизвольного расцепления вагонов).

Виды тормозных башмаков.

Тормозные башмаки бывают несколько видов.

Наиболее распространённый стальной башмак, тип Бюссинга.

Он состоит из стальной пластины (языка) длиной 500 мм, на которой закреплен упор.

Стальная пластина такого упора может быть с односторонним свесом или двухсторонним.

Если свес только с одной стороны, то на второй стороне пластины имеется специальное приспособление, состоящее из пружины и стержня, которое позволяет тормозному башмаку обхватывать головку рельса и скользить по крестовинам стрелочных переводов.

Вес такого тормозного башмака 5-8 кг.

Литые башмаки с двумя свесами, тоже очень популярны на железнодорожных путях России так как имеют простейшую конструкцию, но при этом больше весят. Весит такой тормозной башмак порядка 16-ти килограмм.

Большой вес литого башмака это не единственный минус. У этих приспособлений острый конец (язык) который часто загибается кверху. В связи, с чем происходит сброс колеса с рельса, и башмак ломается.

На объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности, используются тормозные башмаки из латуни или алюминия. Они исключают возникновения искр при торможении вагонов.

При отсутствии маркировки (клеймения), при видимых сколах и трещинах, изогнутой подошве, расплющенном полозе, отсутствии ручки, изношенности или повреждении бортов подошвы, эксплуатация башмаков запрещена.

К работе с тормозными башмаками, допускаются только специально обученные люди,- составители поездов.

Тормозной БАШМАК — маленький винтик большой системы

На железной дороге нет незначимых устройств, какими бы простыми и малоразмерными они не казались, и сегодня я хочу рассказать вам об одном таком устройстве. Вы даже наверняка представляете себе как оно выглядит, и, кажется, с ним все просто и понятно, но к сожалению из-за неправильной эксплуатации именно этого устройства, характерные аварии на железной дороге всё происходят и происходят, последствия от которых иногда довольно тяжелые.

Речь пойдет о Тормозном башмаке

Устройство башмака простое, всего три детали, сваренные или скрепленные заклепкой воедино: 
полоз — он как раз прилегает к рельсу, на него накатывается колесо вагона или локомотива, причем пятно контакта колеса, после наката на башмак, полностью находится на полозе, и колесо не имеет контакта с рельсом;
опорная колодка — в нее упирается колесо, угол наклона и профиль колодки полностью повторяют профиль колеса, это особенно важно, для предотвращения переката колеса через башмак, что как правило приводит к сходу колесной пары с рельс;
и ручка — её используют не только для того, чтобы носить башмак в руках, а ещё чтобы через специальное устройство (длинной железной палкой) раскладывать башмаки на путях сортировочных горок, для последующего торможения вагонов или отцепов, а ещё ручка выполняет «охранную» функцию, если можно так сказать, при хранении башмаки запираются с помощью железной палки с замком, проходящей через ручки — тормозной башмак устройство строго учета!

С устройством разобрались, сразу давайте отметим такой момент — практически все башмаки сделаны из стали и ими можно как тормозить отцепы, движущиеся с горки, так и закреплять составы. Но есть ещё специальные башмаки — искробезопасные. Они используются в тех зонах, где имеются повышенные требования к пожарной безопасности. Так вот эти башмаки, точнее полоз таких башмаков, сделан из алюминия, или другого мягкого металла. Тормозить такими башмаками отцепы категорически запрещено.

Перекат через башмакПерекат через башмак

И в чем такая великая значимость тормозного башмака?

Большинство единиц подвижного состава РЖД стоит в данный момент на стояночных путях. Это и вагоны всех видов, и локомотивы, и электропоезда и даже паровозы. Грузовые составы прибывают на сортировочные станции, локомотив отцепляется и начинается маневровая работа — разборка и сортировка состава. В итоге будут сформированы новые составы, которые отправятся например в городскую котельную. Пассажирские составы по прибытию на конечную станцию скорее всего отправятся в тупик, или вагонное депо. Есть и локомотивы, которые ждут очереди на ремонт, или просто находятся в холодном резерве.

Перекат через башмак

Из-за специфики поездных пневматических тормозов любой состав или вагон, который остался без действующего локомотива (в котором компрессор поддерживает давление в ТМ), через некоторое время потеряет давление воздуха в тормозной магистрали и, соответственно, способность удерживать себя в неподвижном состоянии. Можно было бы использовать ручные тормоза, но во первых это довольно долго, требуется огромное количество мускульной силы, а во вторых это может быть просто неэффективно, особенно на больших уклонах.

Так что именно тормозной башмак закрепляет и удерживает все эти единицы в ожидании своей поездки на месте. И в плане закрепления действуют очень строгие правила!

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ТОРМОЗНЫМИ БАШМАКАМИ

Приложение № 17 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации

В РЖД, как я уже говорил, происходят аварийные ситуации, из-за нарушения работниками этих правил!

работники ОАО РЖД соблюдайте правила охраны труда! вас ждут дома! Плакат

На каждой станции есть свой ТРА (техническо-распорядительный акт), в котором прописаны уклоны на каждом участке и любом пути станции. С учетом данных об уклонах, массы вагонов, массы, приходящейся на одну ось (масса состава/количество осей) вычисляется количество башмаков, которыми необходимо закреплять поезд, и с какой стороны башмаки необходимо установить. Сейчас все эти расчеты выполняет компьютерная программа, куда дежурный по станции вводит исходные данные о вагонах, и в соответствии с полученными инструкциями дежурный дает указание составителю поездов и машинисту маневрового тепловоза.

Как башмак оказывается под колесом? — методом наката, под контролем составителя машинист тепловоза передвигает состав прямо на башмаки, в момент наезда колеса на полоз башмака составитель по радиосвязи дает команду машинисту на остановку. Если машинист или составитель не отработают эту задачу с должным вниманием, не произведя в нужный момент торможение, возможен перекат колесной пары через башмак, и её сход с рельс.

Постановка обратно на путь сошедших из-за переката через башмак колесных пар вагона

Самопроизвольное движение состава — это серьезное происшествие, которое может иметь самые разные последствия. Такое движение может возникнуть из-за халатности составителя поездов, который не стал в полной мере выполнять инструкции ДСП по закреплению состава. Проблему усугубляет тот момент, что движение состава начинается не сразу после отцепа от маневрового тепловоза, а значительно позже — после истощения тормозной магистрали. Состав начинает движение стоя на башмаках, и его путь закончится либо в тупике, либо на сбрасывающей стрелке, а если все инструкции нарушены, то его остановит какой-нибудь поезд. А вы думали для чего на железной дороге стрелки вникуда!

Башмаки для сортировочных горок

Башмаки, как я уже говорил, используются не только для закрепления составов, но и для торможения отцепов и вагонов на сортировочных горках. В самом начале 19 века был изобретен башмакосбрасыватель, который и начал эру горочных (тормозных) башмаков.

Башмакосбрасыватель

Когда вагон катится с горки, составителем расставляются башмаки, на различном расстоянии от башмакосбрасывателей (которые установлены на каждом пути сортировочной станции с некоторым интервалом). Чем больше расстояние, которое пройдет вагон или отцеп на башмаке, или чем большее количество осей встанет на башмак (составитель по ходу движения может подкладывать башмаки под колеса отцепов), тем сильнее отцеп или вагон сбросят скорость. Количество и расстояние между башмаками рассчитывает как правило специальная программа. В итоге, с помощью только башмаков, можно подвести отцеп к составу со скоростью 3-5 км/час. 

Составитель поездов ставит башмак (с сайта РЖД)Составитель поездов ставит башмак (с сайта РЖД)

Горочными башмаками, каких моделей они бы не были, разрешено производить закрепление составов. Надо отметить, что моделей башмаков сейчас довольно много, но выполняемых задач две, но зато какие они оказывается важные.

А вы знаете, что важность такого изобретения конца 18 века как башмак, подчеркнули железнодорожники в Омске установив ему памятник.

Составитель поездов ставит башмак (с сайта РЖД)

Просмотров: 26 366

Похожее

Железнодорожные башмаки (горочные, накаточные, сбрасывающие)

К отдельной категории железнодорожного оборудования относятся железнодорожные башмаки — тормозные горочные, накаточные, сбрасывающие.  Их предназначение — предотвращение самопроизвольного движения вагона (группы вагонов), подъём на рельсы сошедшего состава, предотвращение аварийных ситуаций вследствие выхода состава с путей, на которых он установлен.
Основные виды железнодорожных башмаков представлены в таблице:

Наименование башмака

Маркировка

Теоретический вес, кг

Габаритные размеры, мм

Основное предназначение

Цена, руб/шт*

Башмак тормозной горочный (стальной)

8739.00СБ

7,50

505х145х100

предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава)

1 300,00

Башмак тормозной искробезопасный (стальной, с латунным напылением)

БИ-2

7,00

505х150х96

предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

3 500,00

Башмак тормозной искробезопасный (литой, алюминивый)

БК-1А

2,00

495х145х94

2 200,00

Башмак тормозной искробезопасный (литой, латунный)

БК-1Л

6,00

490х150х95

4 900,00

Башмак накаточный (стальной)

«Лягушка»

213

1015х710х230

подъем (закатывание) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава.

39 000,00

Башмак накаточный (стальной, литой)

«Горбуша»

125

830х292х205, 830х241х205

52 000,00

Колесосбрасывающий башмак

КСБ-Р

57 (54)

680x210x650

принудительный сброс с рельсов подвижного состава

26 000,00

*— Цена указана минимальная и зависит от объёма заказа.

Тормозной башмак — Энциклопедия нашего транспорта

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава.

Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.

Тормозной башмак: 1 — полоз; 2— опорная колодка; 3— рукоятка

Тормозной эффект тормозного башмака основан на замене трения качения вагона (коэффициент трения 0,002) трением скольжения тормозного башмака по рельсу (коэффициент трения 0,15—0,2) и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу.

Скольжение вагона на тормозном башмаке называется юзом; его длина зависит от состояния поверхностей трения пар башмак — рельс и рельс — колесо вагона, массы вагона, его осевой нагрузки, скорости входа вагонов на башмак, погодных условий и других факторов.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки.

Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Для укладки тормозного башмака используется специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы при затормаживании любой тележки отцепа.

Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка.

При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями.

Источник:

  • «Энциклопедия железнодорожного транспорта», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год.

БАШМАКИ ЖД | ООО «НПО»ЭТАЛОН»

БАШМАК ТОРМОЗНОЙ ГОРОЧНЫЙ, ЧЕРТЕЖ 8739.00СБ

Применяется для предотвращения самопроизвольного движения и торможения грузовых и других типов вагонов на сортировочных горках, подгорочных путях, маневровых вытяжках и полугорках. Изготавливается по чертежу 8739.00СБ. Состоит из основания (подошвы) и тормозной колодки. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ПРОТИВООТКАТНЫЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БК-1А, АЛЮМИНИЕВЫЙ

Применяется на объектах железнодорожного транспорта, где предъявляются повышенные меры  по пожарной безопасности. Изготавливается посредством свободной заливки расплавленного алюминиевого сплава в многократно используемую металлическую форму – кокиль. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ПРОТИВООТКАТНЫЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БК-1Л, ЛАТУННЫЙ

Применяют исключительно в условиях, требующих особо строгой искробезопасности. Искронеобразующий тормозной башмак БК-1Л изготовлен из сплава латуни и состоит как и аналогичные башмаки из полоза, опоры и ручки. На каждую партию башмаков обязательно предоставляется Паспорт и Протокол пожарной безопасности. ПOДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ТОРМОЗНОЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БИ2 С ЛАТУННЫМ НАПЫЛЕНИЕМ

предназначен для маневровых работ железнодорожных средств, перевозящих опасные грузы с разной степенью пожароопасности. Изготавливается по чертежу 8739.00СБ, то есть имеет размеры и вес обычного тормозного башмака, но с наплавлением сверху цветного металла. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК НАКАТНОЙ СТАЛЬНОЙ «ГОРБУШКА», ЛИТОЙ

это железнодорожное приспособление для накатки колесных пар на рельсы сошедшего подвижного состава. Башмаки используются на рельсошпальных решетках с деревянными шпалами. Данная продукция изготавливается серийно из стали 20-25Л, ГОСТ 977-88 методом литья. При накатке используют комплект из двух башмаков: внутреннего и внешнегоПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК НАКАТОЧНЫЙ СТАЛЬНОЙ «ЛЯГУШКА», ЛИТОЙ

применяется путейцами для устранения аварийной ситуации, произошедшей вследствие схода колесных пар с магистрали во время движения состава. Комплект «Лягушка» можно использовать как на деревянных, так и железобетонных шпалах. Литая конструкция башмаков по сравнению со сварным вариантом отличается надежностью, поэтому на нее более популярный спрос. Также у Вас есть возможность заказать у нас сварной вариант исполнения. Он универсально подходит для всех типов магистральных рельсов. ПОДРОБНЕЕ>>>                                                                                     

БАШМАК НАКАТОЧНЫЙ ОБЛЕГЧЕННЫЙ «ЛЯГУШКА», ТИТАНОВЫЙ

отличается от стального варианта уменьшенной массой, более надежной системой крепления и стойкостью к любым климатическим условиям. Изготавливается по чертежу 03.030СБ и 03.040СБ из сплава титана ТЛ5 ОСТ 5Р.9071-88 или ВТ5Л ОСТ 1.90060. Установленный срок службы титанового комплекта башмаков «Лягушка» более 12 лет. ПОДРОБНЕЕ>>>

УСТРОЙСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВАГОНОВ УЗ-220

представляет собой устройство, содержащее колодку упора для взаимодействия с поверхностью катания закрепляемого колеса вагона, запорный механизм, состоящий из левой и правой щек, гайки и фиксаторов. Служит исключительно для закрепления элементов подвижного состава, поэтому не может быть использовано для торможения движущихся вагонов.

Упор тормозной стационарный УТС 380 чертеж 731.00.00 Подробнее>>>

 

Контакты :  8(843) 203-38-93:  8(950)3284936.

Почта:   [email protected]

Общая: [email protected]

Так же Вы можете воспользоваться формой обратной связи 

Железнодорожные башмаки: основные виды неисправностей

Железнодорожный башмак – устройство, которое служит тормозом для подвижного состава. Применяют его в следующих местах:

  • сортировочные станции;
  • сортировочные пути;
  • станционные и подъездные пути.

Применяется такое приспособление в случае временного отсутствия локомотива, когда железнодорожные пути находятся под уклоном. С помощью тормозных башмаков вагоны удерживают на месте. С той же целью воспользоваться ими можно при формировании состава на горках. Если на станции нет автоматических замедлителей, то возможно применение железнодорожных башмаков с целью регуляции скорости движения.

Башмак условно делят на две части: подошва (основание) и тормозная колодка. Укладывается он в соответствии с установленными правилами и согласно схеме. Только при соблюдении всех условий с помощью этого устройства удерживаются на месте целые вагоны и даже составы. Торможение происходит на основе трения, возникающего из-за скольжения башмака и качения вагона. Конечно, существует вероятность юза (скольжение на башмаке), его длина зависит от множества факторов. Большое значение имеет состояние рельса и других поверхностей, участвующих в трении. Также длина юза обуславливается массой вагона, его осевой нагрузкой и скоростью вхождения на тормозной башмак. Немаловажны и погодные условия.

За техническим состоянием тормозных башмаков ведется строгий контроль, так же как и за остальными системами железной дороги и каждой деталью поезда. Ведь известно, что поломка небольшой детали может привести к серьезным последствиям, поэтому и каждая трубка тормозного рукава 35х625, и железнодорожный башмак должны находиться в исправном состоянии и соответствовать техническим нормам.

Не допускается использовать железнодорожный башмак по назначению в случае следующих поломок:

 

  • лопнувшая тормозная колодка;
  • отсутствие опорной пластины;
  • изогнутое и неровное основание;
  • носок подошвы лопнут, изогнут или на нем есть трещина;
  • крепление тормозной колодки к основанию ослабло;
  • рукоять отсутствует или находиться в изогнутом или поврежденном состоянии.

В качестве тормозного башмака запрещено использовать другие предметы, такие как кирпичи, камни или доски.

Железнодорожные башмаки подвергаются строгому учету и контролю. Каждый из них маркируют, а их выдача фиксируется в специальном журнале.