Для чего нужен домашний коносамент – Домашний коносамент, house bill of lading

Содержание

Домашний коносамент – House Bill of Landing (HBL)

В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL). Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в…

В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL).

Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в морской линии берет на себя NVOCC оператор. Он же и выпускает HBL для грузоотправителя. Домашний коносамент является дополнительным и второстепенным по отношению к линейному, который будет оформлен перевозчиком (морской линией) для NVOCC оператора.

Описание основных игроков морской логистики Вы можете найти в нашей статье «Участники морской перевозки».

Если говорить о FCL (Full Container Load) отправках, то домашний коносамент должен содержать ту же информацию о грузе, что и линейный. Данные об отправителе (Shipper), получателе (Consignee) и уведомляемой стороне (Notify) будут различаться.

Домашний коносамент будет содержать следующие данные:

  • Отправитель (Shipper) – производитель товара, продавец или экспортер;
  • Получатель (Consignee) – покупатель или импортер груза;
  • Уведомляемая сторона (Notify) – обычно то же лицо, что и получатель.

В то же время, в линейном коносаменте указываются:

  • Отправитель (Shipper) – NVOCC оператор, экспедитор или агент;
  • Получатель (Consignee) – офис NVOCC оператора в порту назначения, местный посредник или экспедиторская компания;
  • Уведомляемая сторона (Notify) – то же лицо, что и получатель, либо итоговый покупатель товара.

Таким образом получается, что морская линия несет ответственность только перед NVOCC оператором, а он, в свою очередь, перед владельцем груза.

Вся остальная информация в коносаментах, такая как: название судна и номер рейса, описание и характеристики груза, номера контейнеров и пломб на них, должна быть идентичной.

cargotime.ru

Линейные и домашние коносаменты | Практическая логистика

Данная статья рассказывает об практике использования линейных и домашних коносаментов, а также акцентирует внимание на особенностях их использования при логистике морских и мультимодальных перевозок.

Нет желания читать текст?
Скачай инфографику!
Ссылка на скачивание полезного файла — вот прямо тут!

1. Что такое линейный коносамент.

Это основной документ, который морской перевозчик (Maersk, CMA CGM, MSC, ZIM, FESCO и другие) выпускает в качестве подтверждения принятия груза к перевозке. Этот коносамент содержит сведения об отправителе, получателе и стороне, которую необходимо уведомить о прибытии груза в порт.

2. Что такое домашний коносамент.

Это документ, который оформляется агентом в порту отправки. Так же, как и линейный, домашний коносамент содержит сведения об отправителе, получателе и стороне, которую необходимо уведомить о прибытии груза.

3. Для чего используются домашний коносамент.

Исключительно для целей торговли а также при перевозке сборных грузов. В качестве страхования рисков неуплаты со стороны покупателей.

Схема следующая:

Агент забирает груз со склада отправителя и привозит к себе на склад. То же самое он делает и с остальными грузами. В итоге для отправки в один контейнер собирается товар от 10-15 отправителей, например.

Разумеется, все они не могут быть указаны в графе «Отправитель» линейного коносамента. Поэтому в графе «Отправитель» указывается наш агент, собравший товар с 10-15 фабрик. По факту, для морской линии он и является отправителем.

Получателем в линейном коносаменте указывается экспедитор, который будет работать с данной партией сборных грузов в порту прибытия. Поскольку для морской линии он и является фактическим получателем.

А в домашнем коносаменте, который агент оформляет для каждого груза, в качестве отправителя указывается фактический (фабрика) в стране отправки. И получатель указывается настоящий покупатель, то есть тот, которому данный груз и предназначен.

Отдельно о телекс-релизах.

Как известно, коносаменты могут выпускаться в бумажном виде. После того, как груз прибыл в порт, передается тому лицу, которое предъявило морской линии три оригинала и три копии коносамента.

В последнее десятилетие активно используется оформление телекс-релизов вместо предъявления оригинальных коносаментов. Морская линия оформляет телекс-релиз на груз в том случае, если оплачен морской фрахт. Пока фрахт не оплачен — телекса нет.

Аналогичным образом обстоят дела и с домашними коносаментами. Если товар, отгружаемый с фабрики, еще не был оплачен, то в качестве подтверждения его получения от отправителя, агент выпускает домашний коносамент от своего имени (сколько копий, я точно не знаю, да и неважно это). И так по всем грузам, которые к моменту отгрузки не были оплачены.

Контейнер с грузами (еще даже неоплаченными) отправляется по морю, у всех отправителей в залоге есть домашние коносаменты. Как только покупатель оплачивает свой товар, отправитель оформляет телекс-релиз по имеющемуся у него коносаменту или сдает его агенту.

К моменту прибытия в порт назначения так, по идее, происходит со всеми грузами. Все домашние коносаменты сдаются агенту в подтверждение оплаты. Агент, в свою очередь, понимает, что весь товар в конкретном контейнере оплачен, и оформляет телекс-релиз на линейный коносамент.

После прибытия в порт, контейнер со сборными грузами передается для работы экспедитору, указанному в линейном коносаменте в качестве получателя(или нотифая). Ну а дальнейшая работа производится им в соответствии с задачами.

Выводы.

Домашние коносаменты — это хороший инструмент, придуманный с целью защиты интересов производителей товаров а также один из способов отразить содержимое контейнера.

У этой практики есть свои недостатки. Например, нет точного понимания того, принимает ли таможня домашние коносаменты в качестве документов. Линейные точно принимает, а эти…

Есть и еще другие подводные камни. Но я, честно говоря, с ними не сталкивался, а чужой опыт в своем блоге не описываю. Об этом можно посмотреть в других ресурсах Сети.

samlogist.ru

виды, типы и разновидности документа

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

‘,’

Содержание статьи

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Подтверждением наличия договора морской перевозки.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.
Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название судна в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на судно;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Виды коносаментов

  • Straight bill of lading — именной коносамент выдается на конкретного получателя. В документе прописывается наименование и адрес.
    Коносамент передают другому человеку только при наличии передаточных надписей, которые оформляются по правилам подобных долговых обязательств.
    Груз получает либо держатель перевозочного документа по его предъявлению, либо человек, который указан в передаточной надписи.
  • To-order bill of lading — ордерный коносамент. Бланк содержит пометки вида «приказу отправителя» либо «приказу получателя».
    Если в нём отсутствует пометка «приказу получателя», то такому документу автоматически будет присвоен статус «приказу отправителя». Такого рода пометки предполагают, что груз может передаваться третьему лицу согласно проставленной передаточной надписи.
    Если надписей несколько, товар выдаётся согласно последней пометке (индоссаменту).
    В случае отсутствия подобных надписей, груз получает лицо, отправившее товар, либо только получающее его на основании того, что прописано в статусе документа.
  • Bearer bill of lading — документ на предъявителя. Согласно этому виду коносамента груз выдаётся держателю бланка посредством простого вручения.
  • Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.
    Данный тип документа заключается также в таких случаях:
    • нужно скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
    • фрахт приобретён у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.

При заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.
Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 вот тут, чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.
    Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.
  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера.
    Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.
    Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.
  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами.
    Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.
    Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.
  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.
    При погрузке на борт судна товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.
Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:
  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.
    Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием. Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.
  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.
    Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.
    Вместо коносамента может использоваться морская накладная.
    Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.
  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.
    Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.
    В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

vedinform.com

Можно ли оформиться в порту Санкт-Петербурга по домашнему коносаменту?

 

 

В порту Санкт-Петербург оформить груз по домашнему коносаменту нельзя. Для оформления таможня принимает только коносаменты реальных морских перевозчиков, на судах которых груз пересекает границу, т.е. прибывает в порт. Для таможни домашний коносамент не имеет никакой юридической силы.

Домашний коносамент (HBL, house bill of lading) — документ, подтверждающий заключение договора на перевозку между отправителем и экспедитором. Может выдаваться экспедитором в дополнение к MBL (master bill of lading), который издаёт непосредственно морской перевозчик, где стороны договора — отправитель и морская линия.

По сути домашний коносамент является необязательным документом и издаётся по желанию отправителя или экспедитора для решения своих специфических задач.

Для чего же нужен домашний коносамент?

Бывают случаи, когда по условиям сделки банки предъявляют особые требования к заполнению документов на перевозку, которые морская линия не желает вносить в свой коносамент. Экспедитор вправе по просьбе отправителя оформить свой коносамент в соответствии с требованиями банка.

Продавец для получения, причитающихся ему денег должен предоставить в банк документ подтверждающий отгрузку товара. Если товар передан экспедитору и ждёт своего часа погрузки на судно, то домашний коносамент от экспедитора служит подтверждением факта принятия груза к перевозке.

Экспедитор, выпускающий свой коносамент получает дополнительные возможности по контролю за грузом, что может привести к непредвиденным расходам для клиента или лишению его права выбора экспедитора в порту прибытия.

Например, в порту отгрузки экспедитор отправляет груз и выдает отправителю вместо коносамента линии (MBL) свой HBL. В порту назначения для получения груза получатель будет вынужден обратиться к морскому перевозчику не через своего экспедитора, а того, кто указан в HBL. Тот экспедитор в свою очередь может потребовать плату с получателя за приём HBL и выдачу MBL, также попытается навязать свои сопутствующие услуги в порту назначения.

Есть вопросы? Спросите у нас!

 

Возможно Вам будет полезно:

 

www.credotrans.ru

Коносамент: правила оформления, функции, основные виды

Число компаний, которые используют в своей деятельности коносамент, ежегодно растет. Этот документ нашел широкое применение в сфере международных перевозок грузов, когда у одного из участников сделки возникла необходимость обезопасить себя в материальном плане. Коносамент востребован в морских и речных перевозках, а также в мультимодальных международных перевозках.

Что такое коносамент

Коносамент — что это такое простыми словами? Это ценная бумага, которую перевозчик груза выдает его владельцу. Она подтверждает право собственности на продукцию, подлежащую транспортировке. Также коносамент подтверждает обязанность перевозчика доставить груз в соответствии с заключенным договором.

Документ формируется экспортером или экспедитором, а затем его передают для заполнения транспортной компании. Представители транспортной компании подтверждают в коносаменте факт получения груза и вносят оговорки относительно имеющихся повреждений. На обороте документа печатают условия и сроки доставки товаров, которые должен выполнить перевозчик.

Впервые коносамент был применен в Испании в XIV веке. Уже тогда на судовладельцев возлагалась обязанность составлять перечень грузов, находящихся на борту. Коносамент выдавался капитаном судна в качестве необоротной расписки купцам, которые не были намерены отправляться в путешествие вместе с принадлежащими им грузами.

Коносамент — это ценная бумага, которая выдается на любой груз независимо от того, каким именно способом будет выполнена транспортировка: с предоставлением всего судна или отдельных помещений. Перевозка товаров осуществляется в соответствии с Гамбургскими и Гаагскими правилами. На каждой морской линии применяется свой коносамент, но все они созданы на основе линейного коносамента, разработанного BIMCO.

Документ составляется только после заключения между владельцем груза и транспортной компанией договора о перевозке. В нем необходимо четко указать состояние груза, количество единиц товара, вес и прочие характеристики. Стоимость груза в коносаменте должна быть указана в обязательном порядке, так как в случае его повреждения перевозчику придется возместить нанесенный ущерб.

Какие функции выполняет коносамент

Основные функции коносамента заключаются в следующем:

  • Выполнение роли официальной квитанции владельца судна, подтверждающей факт нахождения товаров на конкретном судне или передачи их под охрану перевозчика для последующей транспортировки.
  • Удостоверение факта заключения договора между перевозчиком и владельцем товаров.
  • Удостоверение права собственности на груз.
  • Удостоверение права на перевозку и получение товаров.
  • Подтверждение базовой информации о товарах, которые будут транспортироваться.
  • Обеспечение кредита под уже отгруженную продукцию.

Коносамент может быть использован в качестве сопроводительного документа, в котором прописаны сведения об участниках сделки и полученном грузе. Если транспортная компания нарушит условия доставки – владелец груза или его получатель могут обратиться в судебные органы с целью отстоять права, закрепленные в коносаменте. Необходимо отметить, что юридическую силу имеет только оригинал документа.

Основные виды коносаментов

Этот ценный документ имеет несколько разновидностей. Самые распространенные виды коносаментов приведены далее:

  • Именной – содержит наименование конкретного получателя груза.
  • Ордерный – указывает на право определенного лица распоряжаться, кому выдавать груз. Если в документе не указан конкретный приказодатель – им считается отправитель.
  • На предъявителя – содержит указание о том, что он выдан на предъявителя. В документе отсутствуют сведения относительно лица, которое имеет право на получение товаров.
  • Чартерный – выдается в подтверждение факта получения груза, перевозимого на основании чартера.
  • Береговой – выдается в подтверждение факта приема продукции от отправителя на берегу.
  • Бортовой – выдается, когда продукция уже погружена на судно.

Существует следующая классификация коносаментов:

  • по общему разделению: оборотные, необоротные;
  • по типу перевозки: линейные, фрахтовые;
  • по схеме перевозки: прямые, сквозные;
  • по типу получателя: именные, ордерные, на предъявителя.

Что надо учитывать при заполнении коносамента

Правила заполнения коносамента сводятся к следующему:

  • Документ необходимо заполнять на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки или на компьютере (подготовленный бланк затем распечатывают на принтере).
  • Ошибки и неточности в коносаменте недопустимы, так как это повлечет за собой затягивание процесса оформления и отправки товаров.
  • Некоторые графы документа можно оставить незаполненными, если эти сведения не имеют значения для конкретного груза или перевозки.
  • Каждому документу присваивается оригинальный номер. Номер коносамента необходим для его идентификации и идентификации представляемого им груза.

Коносамент должен содержать такие сведения:

  • наименование корабля;
  • адрес локации, где производится приемка и погрузка продукции;
  • адрес места, куда должен быть доставлен груз;
  • название компании-перевозчика;
  • название компании-отправителя и ее юридической статус;
  • полное наименование юридического или физического лица, которое должно получить груз;
  • краткие сведения о перевозимой продукции;
  • сведения о договоре фрахта или иных документах, подтверждающих оплату транспортных и смежных услуг;
  • дата и место выдачи коносамента, количество экземпляров;
  • подпись представителя компании-перевозчика или капитана судна.

Количество экземпляров

В каком количестве экземпляров выдается коносамент? Обычно его составляют в трех экземплярах, содержание которых полностью идентично. Один экземпляр остается у владельца груза, второй передают получателю, а третий – перевозчику. Как только товары будут переданы получателю, все остальные экземпляры теряют юридическую силу.

В процессе длительной перевозки продукция может быть перепродана несколько раз. И в результате один из трех оригиналов документа окажется у конечного покупателя. Перевозчик обязан выдать груз его законному владельцу в обмен на оригинал коносамента.

На лицевой стороне оригинала документа должна быть надпись «ORIGINAL». На копиях ставят отметку «COPY». Копии можно печатать на бланках, которые по цвету и фактуре отличаются от оригинала. Если грузовладелец одновременно отправляет несколько контейнеров, допустимо оформить на всю партию один коносамент.

Новый сервис для планирования доставки сборных грузов из Европы

Сервис Consollex предназначен для планирования и организации процесса перевозки сборных грузов из стран Европы на выгодных условиях. Стоимость доставки можно рассчитать за считанные секунды, для этого достаточно указать вес груза, пункт погрузки и конечный пункт доставки. Сотрудничество с нашей компанией избавит клиентов от потери времени на ожидание ответа от менеджеров логистических компаний.

Мы предлагаем самые актуальные направления импорта грузов: из стран Европы на СВХ в зоне действия Московской областной таможни. Значительное внимание уделяется тому, чтобы товары были доставлены в целости и сохранности. К перевозке принимаются практически все типы грузов: продовольственные товары, техника, одежда, мебель и др. Исключение составляют опасные грузы, скоропортящиеся продукты, продукты сельскохозяйственной или животноводческой отрасли, а также животные.

consollex.ru

Коносамент как основной документ

После приема груза к доставке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (Bill of Lading, в переписке обычно пользуются сокращением B/L или BOL). Он удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует условия, является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом, подтверждает право собственности на отгруженный товар. После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Читать и вникать

Коносамент, как правило, выписывается в трех и более экземплярах, содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов имеется надпись ORIGINAL, указана информация о перевозимом грузе (наименование грузоотправителя/грузополучателя, судна, портов погрузки и выгрузки, указаны параметры груза, время и место выдачи, количество оригиналов и др.), на обороте – постоянные условия договора перевозки. На копиях, которые могут печататься на бланках по цвету или фактуре отличных от оригиналов, стоит отметка COPY.

Каждая морская линия имеет свой коносамент, но за основу часто принимается типовая проформа линейного коносамента Conlinebill, разработанного BIMCO (Baltic and International Maritime Council – Балтийский и международный морской совет). Рассмотрим содержание лицевой стороны коносамента на примере морской линии Maersk. Некоторые графы могут оставаться незаполненными, если не имеют значения для конкретного груза или перевозки (Табл. 1).

Таблица 1. Содержание лицевой стороны коносамента морской линии Maersk

№п/п

Наименование графы

Содержание

1.

BILL OF LADING FOR OCEAN TRANSPORT OR MULTIMODAL TRANSPORT

Название документа: морской или мультимодальный коносамент. Коносамент считается мультимодальным, если заполнена графа «Место получения» и (или) графа «Место поставки», т.е. когда у морской линии была заказана не только морская перевозка, но и наземная доставка в порт отправления и (или) из порта назначения.

2.

SCAC

Код (Standard Carrier Alpha Code), используемый для идентификации перевозчика.

3.

B/L №

Номер коносамента. Представляет собой набор латинских букв и (или) цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии можно узнавать информацию о движении груза.

4.

Booking №

Номер букинга (заказа на перевозку). Также позволяет узнавать информацию о статусе груза. Номер коносамента и номер букинга часто совпадают.

5.

ExportReferences

 

Svc Contract

Графа для указания ссылок на документы и т.п. (номер заказа, инвойса, др.).

Номер сервисного контракта с морской линией.

6.

Onward inland routing (Not part of Carriage as defined in clause 1. For account and risk of Merchant)

Графа для указания деталей дальнейшей наземной доставки, которая не была заказана у морской линии и осуществляется за счет клиента, риски по которой несет клиент.

7.

Shipper

Наименование грузоотправителя, обычно с адресом.

8.

Consignee (negotiable only if consigned “to order”, “to order of” a named Person or “to order of bearer”)

Наименование грузополучателя, обычно с адресом.

9.

Notify Party(see clause 22)

Компания, которую нужно информировать о прибытии груза. Может быть указана любая компания или лицо (грузополучатель, экспедитор, банк и т.д.).

10.

Vessel (see clause 1+19)

Название судна. В интернете можно найти его фотографии, а также текущее местонахождение.

11.

Voyage №

Номер рейса.

12.

Place of Receipt. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправления.

13.

Port of Loading

Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера на борт судна.

14.

Port of Discharge

Порт разгрузки, порт назначения. Порт, куда должен быть доставлен контейнер и где будет осуществлена его выгрузка с судна.

15.

Place of Delivery. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место поставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю.

16.

PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER.

Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier

Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию о конкретном перевозимом грузе. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.

17.

Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.

Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указывается также вес и объем груза. Нужно обратить внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также часто содержатся контактные данные представительства морской линии в стране, куда направляется контейнер.

18.

Weight

Вес груза брутто.

19.

Measurement

Объем груза.

20.

Freight & Charges:

Rate, Unit, Currency, Prepaid, Collect.

Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту (ставка, база начисления, валюта). Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. Фрахт может быть уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если фрахт еще не был оплачен, делается пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

21.

Carrier’s Receipt (sea clause 1 and 14). Total number of containers or packages received by Carrier

Общее количество контейнеров или грузовых мест, принятых перевозчиком.

22.

Place of issue of B/L

Место выпуска коносамента.

23.

Number & Sequence of Original B(s)/L

Количество выпущенных оригиналов коносамента, порядковый номер конкретного экземпляра коносамента (например, 1 из 3).

24.

Date of Issue of B/L

Дата выпуска коносамента.

25.

Declared Value(sea clause 7.3)

Объявленная стоимость груза. Заполнение этой графы (указание в ней стоимости перевозимого груза) повышает пределы ответственности морской линии в случае порчи или утраты груза до указанной суммы. В случае желания грузовладельца объявить стоимость груза нужно будет заплатить более высокий фрахт.

26.

Shipped on Board Date (Local Time)

Дата погрузки на борт судна (по местному времени). В большинстве случаев совпадает с датой выпуска коносамента.

27.

Signed for the Carrier Maersk Line A/S As Agent(s)

Место для подписей перевозчика, капитана судна, агента.

В некоторых графах содержатся ссылки на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, где имеются важные оговорки. Например, графа Notify Party «отсылает» к п. 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза. Словом, необходимо внимательно читать содержащуюся информацию.

Если одновременно отправляется несколько контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию. Отдельный коносамент на каждый контейнер обойдется дороже, т.к. за оформление каждого документа взимается сбор, но в некоторых ситуациях это удобнее (например, если грузополучатель заранее знает, что не успеет своевременно рассчитаться с грузоотправителем за всю партию, это позволит ему избежать простоя в порту оплаченных контейнеров).

В случае, кода отправка осуществляется в составе сборного груза (LCL), на каждую партию товаров оформляется отдельный комплект коносаментов, т.е. контейнер может быть один, а выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. – в зависимости от количества перевозимых грузов.

Обратим внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя. Последний, как правило, предварительно присылает грузополучателю коносамент (draft bill of lading) на проверку. Пренебрегать ею не стоит, поскольку внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – платная услуга.

На один и тот же груз может быть оформлен или только линейный коносамент, или линейный и домашний коносаменты. Выпуск исключительно домашнего коносамента невозможен.

Линейный коносамент (Master Bill of Lading, MBL) выпускается морской линией на фирменном бланке для ее заказчика, коим чаще всего выступает агент-экспедитор (и в этом случае линейный коносамент часто оформляется в форме sea waybill, чтобы не усложнять документооборот), реже – непосредственно грузоотправитель.

Домашний коносамент (House Bill of Lading, HBL) выпускается агентом-экспедитором также на своем фирменном бланке для конкретного грузоотправителя.

Получение контейнера

Чтобы забрать контейнер из порта назначения для дальнейшей доставки грузополучателю, необходимо выполнение любого из трех условий: сдать оригинал коносамента в стране назначения, иметь телекс-релиз или sea waybill (экспресс-релиз).

Рассмотрим эти условия подробнее.

После отправки груза агент оформляет домашний коносамент. Когда грузоотправитель выполняет свои обязательства перед агентом (в случае возникновения таковых, например, оплачивает счета за портовые сборы и наземную доставку контейнера в порт отправления), последний выдает ему комплект оригиналов коносамента. Грузоотправитель высылает их (обычно курьерской почтой) грузополучателю только после выполнения своих обязательств перед ним, в первую очередь – финансового характера. При использовании аккредитива коносаменты предоставляются в банк грузоотправителя, пересылаются в банк грузополучателя, выдаются банком грузополучателя грузополучателю. Грузополучателю следует своевременно рассчитываться с грузоотправителем и контролировать отправку оригиналов коносамента, чтобы не допустить простоя контейнера в порту прибытия.

Получив оригиналы коносамента, грузополучатель сдает их экспедитору. Только после этого возможен вывоз прибывшего в порт груза для дальнейшей доставки наземным путем.

Если по каким-то причинам бумажными версиями коносаментов пользоваться неудобно, например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения или существуют опасения, что оригиналы коносамента потеряются во время пересылки, можно воспользоваться другим вариантом – сделать телекс-релиз (telex release, TR). Это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения о том, что отправитель сдал оригиналы коносамента агенту-экспедитору. Наличие телекс-релиза отменяет необходимость предъявления оригиналов коносамента в пункте назначения для получения груза.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента агенту, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом может потребоваться оплата сбора за оформление телекс-релиза – обычно 25-30 долларов США за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза такова. На оригиналах коносамента проставляется штамп «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), оформляется уведомление о телекс-релизе (telex release notice, telex release instruction) и вносятся отметки о релизе в компьютерной системе. Телекс-релиз может быть оформлен только в том случае, если были выпущены бумажные оригиналы коносамента. Помимо того, он не используется для оборотных коносаментов и для sea waybill.

В большинстве случаев отправитель высылает получателю, а получатель сдает экспедитору полный комплект выпущенных коносаментов. Вместе с тем, для получения груза достаточно предъявить хотя бы один оригинал коносамента (аналогично грузоотправитель для оформления телекс-релиза должен сдать хотя бы один оригинал коносамента). После этого все остальные экземпляры становятся недействительными. Такая возможность обычно прописывается внизу на лицевой стороне коносамента: One of these Bills of lading must be surrendered duly endorsed in exchange for the goods. In witness where of the original Bills of Lading all of this tenor and date have been signed in the number stated below, one of which being accomplished the other(s) to be void, что в дословном переводе «Один из этих коносаментов должен быть должным образом индоссирован и сдан в обмен на товар. Удостоверяем, что оригиналы коносамента, идентичные по содержанию и дате составления, были подписаны в указанном ниже количестве, после выдачи груза по одному из оригиналов коносамента, остальные оригиналы теряют свою юридическую силу».

Таким образом, если был оформлен необоротный коносамент, достаточно предоставить один оригинал (желательно поставить на нем печать грузополучателя и подпись ответственного лица), а если был оформлен оборотный коносамент – предоставить один оригинал, заверенный печатью и подписью приказодателя и финального грузополучателя. Возможны исключения, когда дополнительно оговаривается, что для получения груза необходимо предоставить именно полный комплект оригиналов коносамента.

Оригиналы коносамента должны быть обязательно собраны до осуществления выдачи импортного груза. На практике возникают ситуации, когда клиент настоятельно просит экспедитора вывезти прибывший груз без предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза, ссылаясь на срочность и важность груза, огромные убытки от остановки производства, обещая при этом незамедлительно рассчитаться с грузоотправителем при первой возможности. Формально так делать нельзя. Экспедитор обязан выдавать грузы только после предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза. В противном случае, он будет обязан возместить пострадавшей стороне (чаще всего грузоотправителю) все возможные убытки, понесенные из-за таких действий.

Экспедитор иногда идет навстречу клиенту с хорошей репутацией (к тому же, если «на воде» имеются другие контейнеры от данного грузоотправителя) и «закрывает глаза» на несвоевременное предоставление документов. Однако это возможно только в случае оформления домашнего коносамента (если на груз был выписан только линейный коносамент, это невозможно) и осуществляется экспедитором. Впрочем, мы не рекомендуем так поступать.

При утере оригиналов коносамента (украдены, уничтожены и т.д.) грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к морской линии и экспедитору и гарантией оплаты возможных убытков в случае их возникновения. Помимо того – запросить перевыпуск коносамента с оплатой сбора за данную процедуру. Если коносамент был оборотный, понадобится внести залог или предоставить банковскую гарантию на срок от 6 месяцев до 2 лет в размере, пропорциональном стоимости груза (как правило, 150-200% стоимости груза).

Если на груз был оформлен sea waybill, предоставление оригиналов коносамента или оформление телекс-релиза для получения груза не требуется, т.к. является невозможным: оригиналы вообще не выпускались. Указанный в sea waybill грузополучатель может забрать груз без совершения каких-либо дополнительных действий. Процедура выдачи груза по sea waybill называется экспресс-релиз (express release).

Для получения груза грузополучатель должен сдать экспедитору оригинал(ы) коносамента или предоставить телекс-релиз либо sea waybill.

Параллельно с оборотом домашних коносаментов между агентом, грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором происходит «круговорот» линейных коносаментов между представительствами морской линии в стране отправления, стране назначения, агентом и экспедитором. При этом работают все те же принципы: могут выпускаться оригиналы коносамента (с последующим оформлением телекс-релиза или пересылкой оригиналов) или оформляться sea waybill, что удобнее и чаще всего используется на практике. В случае утери оригиналов коносамента экспедитору придется осуществлять те же действия: писать письма, предоставлять гарантийный депозит. Морская линия может удерживать грузы и не выдавать их в порте назначения, если нарушаются согласованные финансовые аспекты договора: не вносится своевременная оплата за перевозки или предоплата, превышен размер кредитного лимита и т.д.

Если на груз оформлялся только линейный коносамент, то вместо двух «круговоротов» коносамента остается только один – передача линейного коносамента между участниками морской контейнерной перевозки.

В заключение отметим, что выбор соответствующего типа коносамента и процедуры его сдачи напрямую зависит от специфики каждой отдельной перевозки.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

www.baif.by

правила заполнения, виды и функции

Сегодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Содержание статьи

Что такое коносамент?

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

 

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу.
    Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний

Различают большое количество разновидностей коносамента.

Общее деление такое:

  • Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
  • Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).

Коносамент используется в морской и речной транспортировке.

В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:

  • Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
  • Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
  • Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.

В зависимости от схемы перевозки:

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки:
  • Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
  • Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее.
    Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.

В зависимости от текущего местоположения товаров:

  • Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
  • Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.

В зависимости от типа перевозки:

  • Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
  • Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта подробнее тут.

Правила заполнения

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

В случае предъявления соответствующего коносамента поставщик передаёт предъявителю груз. После его передачи все остальные экземпляры теряют силу.

Этот документ должен обязательно содержать следующие сведения о грузе, владельце и транспортной компании, которая будет выполнять транспортировку груза морем:

  • Название корабля (не указывается, если не была осуществлена погрузка на борт).
  • Место приёма (страна, город, улица и так далее).
  • Место, куда должен быть доставлены товары (страна, город, улица и т. д.).
  • Название компании, которая занимается перевозкой груза.
  • Полное имя отправителя и его юридический статус.
  • Полное название лица, которое будет получать груз (помните, что это может быть как юридическое, так и физическое лицо).
  • Краткая информация о грузе — название, количество и тип товаров, информация об упаковке, информация об особых свойствах товаров и т. д.
  • Договор фрахта и/или любые другие документы об оплате транспортных и смежных услуг.
  • Точное время и место выдачи.
  • Количество оформленных экземпляров, а также информация о том, кому будут вручены эти экземпляры.
  • Подпись компании или подпись капитана корабля.
  • Некоторая дополнительная информация (в зависимости от типа документа, разновидности транспортировки, наличия особых правил перевозки).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Какие существуют типы контейнеров для морских перевозок читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

ved.center