Фото маз 103 – МАЗ-103: технические характеристики, описание, фото

МАЗ-103: технические характеристики, описание, фото

Низкопольные автобусы МАЗ-103 (на фото) используются для выполнения различных задач по перевозке пассажиров в рамках пригородных и городских маршрутов.

За счет расположения двигателя в задней части уровень пола автобуса понизился в переднем и среднем секторах. Это сделало МАЗ-103 более удобным для пассажиров, так как значительно облегчило их посадку. Транспортное средство обладает прочным, цельнометаллическим кузовом. Автобус МАЗ оснащается системой автоматического пожаротушения.

Модельный ряд

В каталоге имеется ряд комплектаций МАЗ модели 103, которые различаются числом мест для сидения и общей пассажировместимостью, а также различными вариантами оснащения трансмиссии. Существуют модификации автобусов МАЗ-103. Они могут обладать одним из нескольких вариантов коробок передач с отличными техническими характеристиками: от 6-ступенчатой МКПП ZF до Voith Diwa D 851.2. В районы с суровым климатом имеется возможность купить версии в северном исполнении. В них установлен отопитель, имеющий усиленную мощность, двойные стекла и специальная система, обеспечивающая предпусковой подогрев двигателя. Ниже вы можете ознакомиться с техническими характеристиками данного автобуса МАЗ.

Особенности двигателя и его расположения

Двигатель располагается в заднем свесе и находится под углом 9° к продольной оси транспортного средства слева в вертикальном моторном отсеке. Он занимает все пространство, образуя подобие шкафа. Силовой агрегат MAZ надежно крепится к каркасу МАЗ-103 с помощью 4 опор. Каждая из них включает в себя амортизатор, крепление которого осуществляется болтами на кронштейн каркаса. На автобусы МАЗ модели 103 устанавливается двигатель Mercedes-Benz. Система охлаждения двигателя — жидкостная, имеет закрытый тип и характеризуется принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Она объединяется с системой отопления рабочего места водителя и салона.

Подвеска

Передняя независимая подвеска — пневматическая, работает на 2 пневмобаллонах, оснащенных 2 амортизаторами и 2 регуляторами расположения кузова. Гашение колебаний, которые возникают при передвижении MAZ по неровной дороге, происходит за счет установленных в подвеске разборных гидравлических амортизаторов телескопического типа.

Задний мост МАЗ модели 103 является ведущим. Это жесткая балка, оснащенная разнесенной двойной передачей. Узел создан по классической схеме и имеет смещенный от поперечной оси моста конический редуктор.

В описании стоит упомянуть, что МАЗ оснащается блокировкой дифференциала, позволяющей легко трогаться от остановки общественного транспорта по плотно укатанному снегу или льду. Блокировку активизирует и отключает кнопка на приборной панели.

Пассажировместимость

Число мест для сидения составляет от 21 до 39. Общее количество пассажиров варьируется от 90 до 100 человек. Кресла в салоне раздельные, располагаются в четыре ряда: сдвоенные – по левому борту и одиночные (и 2 сдвоенных) – справа. Минимальное расстояние между сидениями (в проходе) составляет 790 мм. Салон предполагает наличие накопительной площадки напротив среднего входа.

 Возникшие вопросы касательно продажи МАЗ-103, цены, наличия, запчастей, вы можете узнать у официальных дилеров завода изготовителя.

www.maz-rus.com

Rostov region, MAZ-103.965 # 00766 — Fotobus


Voting

Rating: +77




To the photo’s rating
Comments · 17

Photos: 1

Интересно, что будут делать с этим автобусом через 2 года, когда в соответствии с Федеральными нормами и правилами нужно будет проводить переосвидетельствование газовых баллонов типа КПГ-4, установленные на этот автобус?
Нам предлагали МАЗ для опытной эксплуатации, но из-за того, что он получил одобрение тира только по ТР ТС 018/2011, а на баллоны ещё распространяется и РТ ТС 032/2013, по которому баллоны не сертифицированы, мы от опытной эксплуатации этих автобусов отказались. Ростехнадзор признаёт, что у нас в нормативной базе имеются не стыковки, но если исключить из ТР ТС 032/2013 баллоны для автомобилей, то тогда у нас вообще они выйдут из под контроля. В общем, я бы не советовал перевозчикам, от греха подальше, покупать МАЗы и другие автобусы, и не только автобусы, с импортными баллонами и баллонами типа КПГ-4. Да и с баллонами больше 100 литров тоже проблем много — очень мало у кого есть лицензия на их освидетельствование. В московском регионе есть только «Маштест» в г. Королёве с малыми мощностями. В общем, с такими баллонами одни проблемы.

Photos: 23

Этак с любыми баллонами в нашем отечестве проблемы. Я сейчас интересуюсь темой опрессовки пропанового баллона для автомобиля, так блин в Москве единственное место, где это можно сделать официально — Московский газовый завод. И то! Открути, привези, через неделю забери, половину стоимости заплати. Бредятина, да и только!

Photos: 1

Да, МГПЗ — это серьёзная организация, она он и проводил у нас освидетельствование баллонов в этом году на 60-ти автобусах.
В Москве есть ещё ООО НПО «Инженерные решения», тоже участвовали в конкурсе, но выиграл МГПЗ.
А вообще для частных лиц действительно сервис не налажен. Разговоров много, но делается ни то, что мало, а вообще ни чего.

Должно быть как — приехал, сняли твой баллон, поставили освидетельствованный, отпрессовали систему, ты заплатил и уехал.

Photos: 4

Зачем вы вообще с КПГ связались? Дизель не радует?

Photos: 1

Я думаю, что их прельщают гос. дотации, выдаваемые на покупку городских автобусов на КПГ. А то, с чем потом придётся столкнуться, они даже не представляют.
А нас в 2003 году начали переводить на КПГ в соответствии с московской целевой программой по использованию альтернативных топлив. И вот уже 14 лет всё ни как перевести не могут. Кажется в следующем году площадка полностью перейдёт на КПГ. Конкурс прошёл, выиграл дилер группы ГАЗ, т.е. ЛиАЗа.
Я говорю студентам МАДИ и слушателям курсов повышения квалификации МАДИ, что КПГ — отличная вещь, но не для русских людей. КПГ безопасен, если соблюдать все правила. Но у нас все молятся на «языческих богов» «Авось, «Небось» и «Как-нибудь». Это наш менталитет. А КПГ требует порядка. Поэтому у нас лучше подальше держаться от КПГ.

Photos: 291

Цитата (Дядя Витя, 03.12.2018):
> Интересно, что будут делать с этим автобусом через 2 года, когда в соответствии с Федеральными нормами и правилами нужно будет проводить переосвидетельствование газовых баллонов типа КПГ-4, установленные на этот автобус?

В Тамбове МАЗ 203 на КПГ ездят уже больше двух лет. Без понятия как и где они проходили освидетельствование, но баллоны не называют в числе их проблем.

Photos: 1276

Цитата (Даня крас, 03.12.2018):
> Зачем вы вообще с КПГ связались? Дизель не радует?

Цитата (Дядя Витя, 03.12.2018):
> Но у нас все молятся на «языческих богов» «Авось, «Небось» и «Как-нибудь». Это наш менталитет. А КПГ требует порядка. Поэтому у нас лучше подальше держаться от КПГ.

Вы вот смешные такие; Вопрос: а нефть в следующем десятилетии закончится, как тогда дизель радовать продолжит???
Если у нас бордак в КПГ то почему все машины работающие на этом топливе еще не повзлетали¿

No photos

В Екатеринбурге ездят ведь 203… все нормально с баллонами

Photos: 2

Цитата (Дядя Витя, 03.12.2018):
> Интересно, что будут делать с этим автобусом через 2 года, когда в соответствии с Федеральными нормами и правилами нужно будет проводить переосвидетельствование газовых баллонов типа КПГ-4, установленные на этот автобус?

Переосвидетельствуют и будут эксплуатировать дальше. Кто-то ищет оправдания, а кто-то идет и делает. Или Вы хотите сказать, что в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тамбове в эксплуатации автобусы, которые не прошли освидетельствование баллонов?

Photos: 12380 · General editor

Цитата (Даня крас, 03.12.2018):
> Зачем вы вообще с КПГ связались?

Это требование города. В условиях недавнего конкурса на маршруты был прописан % газовых автобусов.

No photos

Цитата (Thaw, 03.12.2018):
> Или Вы хотите сказать, что в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тамбове в эксплуатации автобусы, которые не прошли освидетельствование баллонов?

В Санкт-Петербурге разобрались как переосвидетельствовать баллоны, а вот в Екатеринбурге пока не понимают как это сделать)) В прошлом году разговаривал с представителями предприятия — они первый раз об этом услышали.
Ту же информацию подтвердили местные специалисты по ГБО — они сейчас активно обсуждается вопрос с тем, как провести освидетельствование.
Кстати — вот паспорт на корейские баллоны https://yadi.sk/i/brmw2GIjqM7R1A

No photos

Цитата (Fedor45, 03.12.2018):
> Вы вот смешные такие; Вопрос: а нефть в следующем десятилетии закончится, как тогда дизель радовать продолжит???

Это куда она вдруг закончится в следующем десятилетии?
Из самого простого гугления первые результаты таковы, что нефти только в текущих бассейнах России хватит на 20 лет, при том что ещё открываются каждый год по паре новых месторождений и осваиваются новые бассейны.

Это не отменяет деградационность дизельного городского транспорта, но и вот такие голословные утверждения сродни паническим тоже не фонтан. Хоть проверяйте что вы пишите.

Photos: 1

Цитата (Чока, 03.12.2018):
> Цитата (Дядя Витя, 03.12.2018):
> > Интересно, что будут делать с этим автобусом через 2 года, когда в соответствии с Федеральными нормами и правилами нужно будет проводить переосвидетельствование газовых баллонов типа КПГ-4, установленные на этот автобус?

>
> В Тамбове МАЗ 203 на КПГ ездят уже больше двух лет. Без понятия как и где они проходили освидетельствование, но баллоны не называют в числе их проблем.

В Москве есть частная компания «КL». На круглом столе на выставке GasSuft их руководитель рассказывал, как выгодно эксплуатировать китайские автобусы на КПГ. А когда я задал ему вопрос, какие там баллоны и как они их освидетельствуют, он впал в ступор. Оказывается, что он понятия не имеет об этом. Поэтому я и говорю, что для наших людей КПГ противопоказан, т.к. у нас вся надежда на авось, небось и как-нибудь. Проблем нет ни у кого, пока гром не грянет.

CXZ · Rostov region

Photos: 1579 · Local editor

Цитата (Михаил Исаков, 03.12.2018):
> В условиях недавнего конкурса на маршруты был прописан % газовых автобусов.

не был прописан процент, однако автобусы с газомоторным топливом набирали больше баллов на конкурсе.

Photos: 1

Цитата (Fedor45, 03.12.2018):
> Цитата (Дядя Витя, 03.12.2018):
> > Но у нас все молятся на «языческих богов» «Авось, «Небось» и «Как-нибудь». Это наш менталитет. А КПГ требует порядка. Поэтому у нас лучше подальше держаться от КПГ.
>
> Вы вот смешные такие; Вопрос: а нефть в следующем десятилетии закончится, как тогда дизель радовать продолжит???
> Если у нас бордак в КПГ то почему все машины работающие на этом топливе еще не повзлетали¿

Вообще-то периодически «взлетают». Только знает об это узкий круг людей.
У нас 9 мая 2013 года разорвался баллон у станции метро «Речной вокзал». Пострадала девочка — предплечие осколком перебило. Я незадолго до этого писал тогдашнему директору записку, что срок освидетельствования на нескольких баллонах истёк и автобус нужно остановить. Но план по выпуску! Не остановили. Хорошо, что разорвался баллон, которому до переосвидетелдьствования оставалось ещё 2 недели, а на остальные ни кто внимания не обратил. А то бы директору точно сидеть. С тех пор и тот, и два следующих директора чётко выполняли все требования. А вот после поглощения 11-го парка Зеленоградским автокомбинатом картина изменилась. Всё опять вернулось к «авось», «небось» и «как-нибудь». Во время переосвидетельствования баллонов на 5-ти баллонах были обнаружены серьёзные механические повреждения от кожухов. Я написал записку директору, что нужно проверить состояние баллонов на остальных автобусах, на которых баллоны не переосвидетельствовали. Уже 3 месяца ни кто ни чего не осматривал. Положено при сезонном обслуживании осматривать состояние баллонов. В 11-м парке это чётко выполнялось, с фотофиксацией. Теперь ни кто ни чего не делает. И я, и мастер цеха ГБО, обращается к руководству, что бы организовать осмотр, т.к. это требование завода-изготовителя баллонов, но воз и ныне там. А ведь при таких осмотрах раньше мы выявляли критические дефекты баллонов. Поэтому не удивлюсь, если в скором времени снова рванёт.
Разрывались неоднократно баллоны в Якутске, были случаи разрывов баллонов на легковых автомобилях со смертельным исходом.
При этом, КПГ действительно самый безопасный вид топлива, но он требует дисциплины. Но дисциплина не сочетается с нашей ментальностью.
А что касается того, что нефть скоро кончится, то пока это просто страшилка. Но метана действительно на Земле в разы больше и его нужно использовать в качестве моторного топлива. Кроме того, это, фактически, возобновляемое топливо (биогаз в основном состоит из метана). Но для его использования нужно изменить отношение транспортников к техническому состоянию транспортных средств и правилам эксплуатации. Но русский мужик пока гром не грянет — не перекрестится…

Photos: 12380 · General editor

Цитата (CXZ, 04.12.2018):
> не был прописан процент

Да, точно, в процентах было оборудование для инвалидов и кондиционеры.

Photos: 291

Цитата (Дядя Витя, 04.12.2018):
> Вообще-то периодически «взлетают». Только знает об это узкий круг людей.

Тут любопытен тот факт, что «взлетают-то» освидетельствованные баллоны. Какой смысл в освидетельствовании, если оно не помогает предотвратить подобные инциденты? Может быть стоит упростить процедуру, в том числе для качественные композитных баллонов российско-шведского Ругазко? Ведь с ними-то не было инцидентов. Все газовые МАЗы, тьфу-тьфу, ездят нормально. И в то же время очевидно нужно запретить незаводскую установку метанового оборудования. Да, ПАЗики, катаются вроде более-менее надёжно, а вот легковушки со смертельным исходом — это скорее от плохой установки (что-нибудь перетёрлось), чем от того, что вовремя не заметили.

Your comment
You need to log in to write comments.

fotobus.msk.ru

Moscow, MAZ-103.060 # 02539 — Fotobus

Comments · 26

Photos: 666

23.06.2008г. рано утром следуя из парка по Грайвороновской улице МАЗ-103 02539 пересекая Люблинскую улицу столкнулся с гружёным самосвалом МАЗ.В итоге выяснилось:водитель самосвала заснул за рулём и проехав на красный свет,ударил автобус в левый борт.От сильнейшего удара автобус отбросило на несколько метров,а водитель автобуса вылетел из кабины и с тяжелейшими травмами был доставлен в больницу.У автобуса *повело* ферму кузова,машина под списание.Уже полуразобранная стоит.
2-й парк уже потерял 2 МАЗа-103.060 2003 г.в. Второй 02456 сгорел

Photos: 428

а выплачивать компенсацию не собирается виновник аварии?

Coper · Arhangelsk region

Photos: 584

Ну для парка это уже в принципе неважно, им компинсирует страховая, а та уже виновника раскрутит по полной.

Photos: 413

>Ну для парка это уже в принципе неважно, им компинсирует страховая, а та уже виновника раскрутит по полной. — Coper
Батенька, зачем бредить? Компенсирует страховая виновника по ОСАГО. Разумеется, с виновника она ни копейки брать не будет — он же ее клиент!
Вот только, боюсь, максимального размера выплаты не хватит при таком масштабе повреждений. И как раз-таки, оставшуюся часть суммы придется взыскивать с виновника.

Coper · Arhangelsk region

Photos: 584

Кстати, а каска у них есть или нету?:)

Photos: 40

Кстати,удивительно,в БД нет ни одного фото живой машины!

Photos: 99

а кто-то утверждает что в Москве всё сфоткано..эх…не всё товарищи..далеко не всё…

Photos: 2833

Да. Одно из моих выложенных фото, химкинский автобус — единственное его фото.

Photos: 1746

По-вашему, все фотографии сразу попадают на ФБ?

Photos: 413

>Кстати, а каска у них есть или нету?:) — Coper
Нет.

Photos: 2513

Много машин 2-го парка нет в БД, + есть профили но без фотографий.

No photos · Administrator

>Много машин 2-го парка нет в БД… — р522тв
Все линейные 2 АП в БД есть. Нет многих списанных, но по ним и фото нет.

No photos

машина списана?

Photos: 666

Может стоит отметить списанной.Уже разобранная стоит на резке

АСЯ

Это с каких пор разобранные машины отмечаются списанными?
Да хоть на гвозди пущенная уже! Вот будет стоять закорючка ответственного лица, тогда и можно будет списать. А пока почти ничего не мешает выкатить за неё докатанный 5256 и прикинуться дураком, гладишь часть бабок и отобьётся.

BOSS · Stavropol region

Photos: 7940

Это будет уже другой автобус и другая запись…

АСЯ

>Это будет уже другой автобус и другая запись… — BOSS
Вот когда будет, если будет тогда и поговорим.

BOSS · Stavropol region

Photos: 7940

Но пока перед нами разбарахленный 103, который уже пилят. Он-то списан!
А что, когда и как будет за него дорабатывать — дело другого времени и другого порядка…

АСЯ

>Он-то списан! — BOSS
А вот хрен. Он не списан, как и большая часть того, что «с глаз долой на рижку». Более того, бортовой 02539 можно занять новой машиной, но при этом обсуждаемая вполне себе может остаться жёлтой.

BOSS · Stavropol region

Photos: 7940

Я говорю о конкретном кузове на конкретном фото. Что будет потом — дело других записей.

АСЯ

Данный конкретный кузов, на данный момент не списан. Всё, тема закрыта. Ждём официального списания и смены цвета.

Photos: 666

АСЯ Вы ещё скажите что кузов ЛиАЗа-5256.25 1999 г.в. 02514 валяющийся под *Рижской* тоже не списан-а под бортом 02514 уже целый день МАЗ-107.466 сегодня катается

Photos: 27814 · Site founder

Я тебе скажу, что 5256.25 02514 тоже не списан!

Photos: 666

Может всё-таки отметите красным-его уже два дня как порезали

No photos

Цитата (Hrzan, 16.04.2009):
> Вот только, боюсь, максимального размера выплаты не хватит при таком масштабе повреждений. И как раз-таки, оставшуюся часть суммы придется взыскивать с виновника.

Я правильно понимаю, что его можно было восстановить, но списать его было гораздо дешевле?

Photos: 413

Цитата (Товарищ Сухов, 08.07.2010):
> Я правильно понимаю, что его можно было восстановить, но списать его было гораздо дешевле?
Что тут восстанавливать-то, когда кузов узлом? Можно, конечно, купить новый кузов и собрать в нем машину с агрегатами этой — вот только зачем? Агрегаты-то все равно не пропадут — пригодятся.

Your comment
You need to log in to write comments.

fotobus.msk.ru

Rostov region, MAZ-103.065 # 354 — Fotobus

Ростов-на-Дону, Привокзальная площадь


Author: ALX · Voronezh region           Date: Tuesday, June 11, 2013

Voting

Rating: +16




To the photo’s rating
Location:t. Rostov-on-Don, City routes
Facility:RM PATP-2
License Plate #:Х 865 РН 161
Model:MAZ-103.065
Since…:12.2012
Built:2008
Serial number:3230
VIN:Y3M10306580003230
Current state:Renumbered (within the company) (02.2015) Out of service
Service:Passenger car

Camera Settings
Make/Manufacturer:Canon
Model:Canon EOS 60D
Software or Firmware:Adobe Photoshop CS3 Windows
Artist Name:Alex Laushkin
Copyright Information:Alex Laushkin
Date and Time:11.06.2013 17:03
Exposure Time:1/800 sec
Aperture Value:8
ISO Speed:160
Focal Length:30 mm
Flash:Flash did not fire, compulsory flash suppression mode
Metering Mode:Pattern
Shooting Mode:Manual
Show all EXIF tags

Comments · 32
Your comment
You need to log in to write comments.

fotobus.msk.ru

Kyiv, MAZ-103T # 1719 — TransPhoto

  Kyiv MAZ-103T # 1719  —  route 12

К/ст «Залізничний вокзал»


Author: tavalex2007 · Kyiv           Date: Friday, June 23, 2017

Voting

Rating: +14




To the photo’s rating
Operator/Facility:Trolleybus depot # 1
Model:MAZ-103T
Built:2004
Serial number:78
VIN:Y3M103T0040000078
Current state:Out of service
Service:Passenger car
Remarks:Отстранен от эксплуатации
СР 12.2014

Camera Settings
Make/Manufacturer:Panasonic
Model:DMC-FZ200
Software or Firmware:Adobe Photoshop CS3 Windows
Date and Time:23.06.2017 18:10
Exposure Time:1/320 sec
Aperture Value:2.8
ISO Speed:160
Exposure Bias:+0.33 EV
Focal Length:6.4 mm
Equivalent Focal Length:36 mm
Flash:Flash did not fire, compulsory flash suppression mode
Metering Mode:Pattern
Shooting Mode:Aperture priority
Show all EXIF tags

transphoto.ru

Автомобиль МАЗ 103: описание

Производство автобусов минчане задумали еще в 1992-1993 годах. Тогда у немецкой фирмы Neoplan была куплена лицензия на выпуск низкопольного городского автобуса серии 4014. Однако выпущенная модель “не пошла” по причине большой цены и дорогого обслуживания. Чтобы спасти ситуацию, было принято решение делать машины с использованием белорусских и российских комплектующих, при сохранении “неоплановского” дизайна и компоновки. Так в 1995 году на конвейере появился наш герой, выпускаемый “АМАЗом” – автобусным филиалом Минского автозавода.

Кроме Белоруссии и Украины, МАЗ-103 поставляется и в города России: Санкт-Петербург, Ярославль (там тоже недавно организовано сборочное предприятие мазовских автобусов), Новый Уренгой и так далее. В этом году пришла очередь Москвы, которая получила 80 новых машин. На их примере мы и разберем особенности конструкции и первый опыт эксплуатации. Раз автобус низкопольный, никаких ступенек нет. Высота подножки над дорогой всего 335 миллиметров, так что в просторный салон просто входишь, а не взбираешься, как альпинист. Внутри поначалу непривычно: едешь низко, а из-за огромной площади остекления чувствуешь себя рыбой в аквариуме, выставленной на всеобщее обозрение.

Но, похоже, пассажирам машина нравится. Водители рассказывали, что поначалу многие люди на остановках даже специально не садились в попутные автобусы, дожидаясь, когда к остановке подкатит именно МАЗ-103, – надо же опробовать новинку! Не обделен вниманием и шофер. Сиденье на пневмоподвеске имеет три степени регулировки, а рулевая колонка настраивается по высоте и углу наклона. Возле сиденья – независимый воздушный обогреватель Webasto. На приборную панель выведены индикаторы датчиков, контролирующих состояние фильтров и основных узлов автобуса.

Кроме того, если, к примеру, система “засекает” низкий уровень охлаждающей жидкости или нехватку масла в гидроусилителе руля, аварийный сигнал на панели дублируется зуммером. Электропроводка проходит по потолку и выведена на единый блок коммутации, стоящий на внешней стенке кабины водителя. К особенностям конструкции относится постоянная “масса”. Отключается только “плюс”, но при этом под током остаются необходимые блоки контроля над машиной. Теперь о проблемах. Первая -огрехи сборки. Гремят и поскрипывают панели в салоне, так что водителям приходится делать “шумоизоляцию” самостоятельно, прокладывая детали поролоном. Вторая проблема – электрика. Сама система довольно сложная и разобраться в ней непросто.

Отказывают разные реле (тоже, кстати, мазовские): указателей поворотов, дворников и так далее. Из-за попадания влаги также случаются выходы из строя пневмоэлектрических датчиков включения стоп-сигналов и указателя давления воздуха. Были проблемы и с отоплением пассажирского салона: на некоторых автобусах стояла партия низкокачественных резиновых патрубков, через которые тек тосол. Установка дополнительных хомутов устраняла течь лишь на время. Проблема исчезла после установки более качественных изделий другого заводского поставщика. Производитель учел эту неприятность и теперь для страховки дополнительно сажает патрубки на герметик. По желанию заказчика на МАЗ-103 ставятся двигатели ММЗ, MAN, Mercedes-Benz или Renault.

Все работающие в Москве автобусы оснащены одним типом мотора – рядным дизелем Renault серии MIDR 06.02.26Y41. 6-ти цилиндровый двигатель с турбонаддувом и интеркулером при рабочем объеме 6,18 л. развивает мощность 250 л.с. и выдает 950 Нм крутящего момента, чего вполне хватает для 12-ти метровой махины полной массой 18 тонн. Часть моторов отвечают экологическим нормам Евро-1, часть после оснащения механического ТНВД электронным управлением укладываются в норматив Евро-2. Откидываем капот и сразу обращаем внимание на необычную компоновку узлов. Из-за низкого пола салона двигатель не влезал по центру отсека, поэтому мотор и его агрегаты перенесены на левую сторону.

В результате в салоне стоит моторная шахта, которую пассажиры поначалу принимали за… туалет, благо, что и размеры подходящие. С другой стороны, хотя этот короб и съедает часть задней площадки, через большой люк можно добраться до двигателя, не выходя из салона. Радиатор мотора вынесен почти под крышу, что создает эффект водонапорной башни: тосол будет поступать в систему при любых условиях. Расширительный бачок, кроме основной секции, имеет еще и резервную, куда при чрезмерном расширении уходят излишки охлаждающей жидкости и пара, предохраняя тем самым систему от разрыва в случае перегрева. Сам же двигатель имеет довольно высокий тепловой режим – 80-90o

Интересно, что вентилятор радиатора имеет гидравлический привод, для чего на двигатель ставят второй масляный насос. У немцев эта система работает без сбоев, на МАЗе же из-за низкокачественных уплотнителей начали подтекать напорные фильтры и блоки управляющих клапанов, которые задают частоту вращения вентилятора. (Кстати, говорят, что аналогичные блоки клапанов раньше применялись на гидропередачах механизмов развертывания и управления ракетными комплексами. И во времена Союза над устранением вышеуказанной неисправности конструкторы работали бы уже на Колыме…).

Все бы ничего, но масло попадает на расположенный в самом низу моторного отсека второй генератор (штатного агрегата не хватает для обеспечения потребностей электросистемы, поэтому завод дополнительно ставит еще один такой же генератор). Минчане приняли это к сведению и начали ставить на сходящие с конвейера машины один мощный генератор, который стоит над двигателем. Попутно конструкторы упростили систему гидропривода вентилятора, переделав ее по немецкому варианту, исключив тем самым проблему протечек: вместо управляющего блока клапанов поставили регулятор давления масла с контролем от термодатчика, а напорный фильтр установили в герметичный бачок.

В целях удешевления конструкции и упрощения обслуживания двигатель комплектуется мазовской выпускной системой. Так что звук у мотора соответствующий и явно не “французский”. Рассказывая про двигатель, также нельзя не упомянуть и о том, что машина оснащена автоматическими огнетушителями: три из них стоят в моторном отсеке, один – над жидкостным подогревателем двигателя. Весьма нелишние вещи, учитывая, что двигатель фактически стоит в салоне. В общем же, кроме вышеназванных неисправностей навесных агрегатов, замечаний по самому двигателю пока нет. Мотор надежен, хорошо пускается зимой и вполне пригоден для эксплуатации в России.

Однако ремонтники предпочли бы видеть на машине двигатель Mercedes-Benz, который уже хорошо изучен по одноименным автобусам серии 0325, которые выпускаются в Турции. И хотя завод обучает слесарей автопарков работе с техникой, французский двигатель для Москвы пока что в новинку и опыта эксплуатации и ремонта этого мотора в столице еще мало. Работающие в Москве МАЗы оснащены двумя типами механических КПП. (Конструкцией также предусмотрена автоматическая коробка передач “Фойт”). Шестьдесят шесть из 80 машин имеют 5-ти ступенчатую чешскую коробку Ргада 5РП4 (МАЗ-103-041), на остальных стоит 6-ти скоростная КПП Renault G406 (МАЗ-103-040) со сцеплением Valeo. По французскому агрегату никаких замечаний пока нет. На нескольких же чешских КПП уже есть проблема: на ходу самопроизвольно выключается четвертая передача.

Приходится либо ездить на третьей, либо перескакивать с третьей на пятую. Естественно, что такой “рваный” стиль езды сцеплению жизни не прибавляет. Примечательно, что на автобусах, работающих в Минске, таких проблем практически нет. Попала ли в Москву партия КПП с дефектом или есть какие-то другие причины – сказать пока сложно. Сейчас инженеры над этим недостатком работают и, будем надеяться, в будущем его изживут. Подвеска автобуса пневматическая, на шести баллонах. Заметим, что передняя подвеска – независимая, на двух поперечных рычагах. Данная конструкция сделана с расчетом на установку (по заказу) системы, которая после “причаливания” к остановке стравливает давление в пневмобаллонах с правой или левой стороны, заваливая автобус на бок так, что он почти ложится на землю, еще больше облегчая доступ в салон.

Подвеска имеет активный режим работы. С помощью трех воздушных кранов можно задать несколько положений высоты кузова над дорогой. И при движении система не только выдерживает заданный уровень, но и не дает машине валиться в поворотах, повышая или понижая давление в подушках. Тут тоже есть слабое звено. Пневмокраны связаны с рычагами подвески и, воспринимая их ходы, нужным образом перепускают воздух из одного баллона в другой. Стоят эти краны в не самом защищенном месте: два передних – в арках колес, один задний – возле моста. Летящая от колес грязь проникает в кран и его пластмассовый поршень начинает заедать.

Давление не перепускается нужным образом и в итоге автобус ездит с перекосом на один борт. Правда, данный дефект не носил повального характера и в основном имел место на нескольких автобусах раннего выпуска, где краны, возможно, еще не были доработаны. После замены неисправных узлов на более совершенные проблемы, как правило, прекращались. Тормоза на всех колесах – барабанные, с саморегулировкой зазоров и АБС. Но сегодня этим никого не удивишь. А вот то, что вся пневмосистема проложена по потолку, – такое не каждый день и не на каждом автобусе увидишь! Хотя воздушная система имеет осушитель воздуха, под окно водителя выведены клапаны для слива конденсата. Подобные сливные краны есть и на других автобусах, но на МАЗе пользоваться ими проще всего: откинул панель, снял колпачки, надавил на шайбу – и пошла вода.

По заказу на автобус ставится еще одна интересная функция, направленная на повышение безопасности: когда водитель нажимает кнопку открывания дверей, автоматика одновременно “фиксирует” автобус стояночным тормозом. Рулевое управление с распределителем и отдельно стоящим гидроусилителем также взято от грузовых МАЗов. Из неисправностей примерно на десятке машин отмечено выдавливание манжет на насосе усилителя и рулевом механизме. Механики связывают это с тем, что эти машины до ввода в эксплуатацию по разным причинам несколько месяцев простояли без движения. При этом заложенная в агрегаты смазка перестояла свой срок хранения и, загустев, при работе начала выдавливать уплотнители.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Технические характеристики МАЗ-103

1996–2008 2003–2004 2008–
основные
расположение руля слева
количество дверей 3
количество мест
стоячих 78
всего 21 25 22
общая вместимость 123 100
конструкция рамная несущий кузов
геометрия
колёсная база 6 140 мм
габариты
длина 11 985 мм
ширина 2 500 мм
ширина, с учётом зеркал 2 850 мм
высота 2 950 мм
колея
передняя 2 046 мм
задняя 1 825 мм
дорожный просвет
стандарт 335 мм 135 мм
масса
сухая 10 900 кг
снаряженная 11 100 кг
полная 18 000 кг
двигатель
название ММЗ Д260.5 (Возможная установка других двигателей — RENAULT, MAN) Тяговый двигатель ДK-211 БM Daimler OM 906 LA.III/2
тип Поршневой Электродвигатель Поршневой
расположение сзади, продольно
система питания инжектор
материал блока чугун чугун
цилиндры/клапаны l6/4
степень сжатия 18
объем 6 370 см³
мощность
мощность 230 л.с. 231 л.с.
в диапазоне от 2 150 об/мин
в диапазоне до 2 200 об/мин
максимальная мощность (ГОСТ) 170 л.с.
крутящий момент
крутящий момент 900 Нм 810 Нм
в диапазоне от 1 200 об/мин
в диапазоне до 1 600 об/мин
топливо дизель дизель
турбонаддув есть
охлаждение жидкостное жидкостное
Газораспределительный механизм OHV
трансмиссия
привод задний задний
коробка передач 6 (МАЗ-306 (Возможна установка коробки передач других фирм)) АКПП 3 (Voith Diwa D 851.3E)
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
тип упругого элемента пневматическая пневматическая
тип направляющего аппарата независимая независимая на продольных рычагах
амортизаторы
наличие да
характер действия двухсторонний
принцип действия гидравлический
стабилизатор поперечной устойчивости нет
задняя подвеска
тип упругого элемента пневматическая пневматическая
тип направляющего аппарата зависимая зависимая с продольными рычагами
амортизаторы
наличие да
характер действия двухсторонний
принцип действия гидравлический
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип рулевого управления Рулевой механизм МАЗ (с гидроусилителем и распределителем)
тип передней подвески (уст.) Пневматическая, независимая Независимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя телескопическими амортизаторами, одним краном уровня пола
тип задней подвески (уст.) Пневматическая, зависимая Зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя телескопическими амортизаторами, двумя кранами уровня пола
электрика
напряжение бортовой сети 24 V 24 V
динамические характеристики
максимальная скорость 70 км/ч 77 км/ч
разгон до 60 км/ч 40 сек
эксплуатационные характеристики
угол въезда 30 ° 9 °
угол съезда 7 °
объем топливного бака 220 л 220 л
Система «старт-стоп» нет нет
разворот
от стены к стене 22,6 м
тормозная система
ABS да да
передние тормоза
описание Пневматические барабанные с двумя внутренними колодками
тип барабанные
материал металл металл
перфорированные нет
задние тормоза
описание Пневматические барабанные с двумя внутренними колодками
тип барабанные барабанные
материал металл металл
перфорированные нет нет
норма выбросов Euro 3
колёса и диски
материал дисков сталь сталь
передние ?J × 22,5
295/80 R22,5
?J × 22,5
???/?? R22,5
8,2J × 22,5
275/70 R22,5
задние ?J × 22,5
295/80 R22,5
?J × 22,5
???/?? R22,5
8,2J × 22,5
275/70 R22,5
место производства Автобусный завод ОАО «МАЗ», ул. Социалистическая, д. 2, г. Минск, Республика Беларусь Автобусный завод ОАО «МАЗ», ул. Социалистическая, д. 2, г. Минск, Республика Беларусь

www.autowp.ru