Номер | Маршрут | Название | Примечания |
---|---|---|---|
3/4 | Москва-Кисловодск | Кавказ | |
7/8 | Владивосток-Новосибирск | Сибирь | |
9/10 | Москва-Донецк | Донбасс | до 1999 г. |
9/10 | Москва-Самара | Жигули | |
11/12 | Москва-Нов. Уренгой | Ямал | |
11/12 | Чимкент-Алма-Ата | Алатау | |
13/14 | Москва-Челябинск | Южный Урал | |
15/16 | Москва-Екатеринбург | Урал | |
15/16 | Москва-Мурманск | Арктика | |
15/16 | Петропавловск-Алматы | Жетысу | |
17/18 | Москва-Петрозаводск | ||
17/18 | Клайпеда-Вильнюс | Baltija | |
19/20 | Киев-Луганск | Лугань | быв. Ворошиловградский |
19/20 | Семипалатинск-Ташекент | Семей | |
21/22 | Красноярск-Шарыпово | КАТЭК | отм. в 1997 г. |
21/22 | Москва-Воркута | Заполярье | ныне 41/42 |
23/24 | Красноярск-Абакан | Саяны | ныне 123/124, не именной |
25/26 | Львов-Одесса | Карпаты | |
25/26 | Новосибирск-Москва | Сибиряк | |
27/28 | Москва-Казань | Татарстан | |
27/28 | Вильнюс-Варшава | Balti | |
29/30 | Кишинев-Варна | Бессарабия | |
29/30 | Москва-Кемерово | Кузбасс | |
33/34 | Москва-Владикавказ | Осетия | быв. 29/30 |
33/34 | Москва-Курган | Зауралье | с 2002; ныне 89/90 |
35/36 | Москва-Барнаул | Алтай | |
37/38 | С.-Петербург-Рига | ||
37/38 | Киев-Донецк | Донбасс | после 1999 г. |
39/40 | Москва-Уфа | Башкортостан | быв. Башкирия |
39/40 | Ленинград-Алма-Ата | Семиречье | отм. в 1995-96 г. |
41/42 | Казань-Горький | Поволжье | до 2006 г. |
41/42 | Москва-Саранск | Мордовия | |
45/46 | С.-Петербург-Иваново | Текстильный Край | |
49/50 | Ижевск-Москва | Удмуртия | отм. в 1997 г. |
53/54 | Москва-Чебоксары | Чувашия | |
55/56 | Москва-Климов | Старая Русь | с 1998 г. |
57/58 | Москва-Йошкар-Ола | Марий Эл | |
63/64 | Одесса-Днепропетровск | Скифия | |
65/66 | Москва-Абакан | Саяны | с 10/2003 |
67/68 | Москва-Симферополь | Крым | |
67/68 | Абакан-Москва | Хакасия | |
69/70 | Москва-Курган | Зауралье | до 2002 |
71/72 | Москва-Астана | Целина | |
71/72 | Москва-Белгород | Белогорье | с 2004 г. |
73/74 | Москва-Львов | Верховина | |
73/74 | Москва-Кривой Рог | Криворижжя | быв. Кривбасс |
77/78 | Москва-Ковель | Волынь | |
77/78 | Москва-Мариуполь | Азовье | |
77/78 | Москва-Нижневартовск | Югра | с 2001 г. |
79/80 | С.-Петербург-Калининград | Янтарный Берег | |
83/84 | Москва-Серов | Северный Урал | быв. 225/226 |
83/84 | Ковель-Одесса | Голубые Озера | |
85/86 | Москва-Махачкала | Дагестан | Быв. 79/80 |
93/94 | Москва-Магнитогорск | Магнитка | |
97/98 | Москва-Самарканд | Сугдиена | отм. |
97/98 | Москва-Днепропетровск | Приднепровье | |
97/98 | С.-Петербург-Выборг | Балтика | с 2001 г. |
Киев-Львов | Галичина | ||
103/104 | Казань-С.-Петербург | Поволжье | с 2006 г. |
105/106 | Кишинев-Бухарест | Prietenia | |
107/108 | Минск-Калинковичи | Белая Русь | |
137/138 | Рига-Адлер | Прибалтика | |
143/144 | Москва-Забайкальск | Забайкалье | отм. в 1992-94 г. |
147/148 | Москва-Бийск | Юность Алтая | отм. |
151/152 | С.-Петербург-Ижевск | Родники Удмуртии | до 2001 был 69/70, до 2002 — 153/154 |
159/160 | Тбилиси-Самтредиа | Имерети | |
171/172 | Москва-Ивано-Франковск | Прикарпатье | с 2004 г. — 141/142 |
175/176 | Мариуполь-Киев | Азов | быв. Приазовье |
191/192 | Москва-Хмельницкий | Подолье | сейчас 55/56 |
201/202 | Алматы-Новосибирск | Турксиб | до 1994 г. |
203/204 | Алматы-Екатеринбург | до 1994 г. | |
203/204 | Киев-Ивано-Франковск | Прикарпаття | сейчас 43/44 |
215/216 | Москва-Северодвинск | Поморье | ныне 315/316 |
217/218 | Москва-Архангельск | Беломорье | ныне Поморье, 317/318 |
217/218 | Москва-Новгород-Сев. | Старая Русь | до 1998 г. |
237/238 | Свердловск-Приобье | Уральские Зори | |
237/238 | Ужгород-Киев | Закарпатье | |
271/272 | Полесье | быв. Чернивка | |
287/288 | Москва-Мангышлак | Мангистау | отм. |
351/352 | Адлер-Ижевск | Огни Удмуртии | |
513/514 | Пермь-Симферополь | Урал-Сервис | ныне 263/264 |
611/612 | Новосибирск-Карасук | Сибирская Нива | |
625/626 | Тбилиси-Сочи | Иверия | отм. в 1992 г. |
627/628 | Киев-Черновцы | Буковина | |
649/650 | Одесса-Симферополь | Таврия | |
649/650 | Чита-Забайкальск | Даурия | |
657/658 | С.-Петербург-Петрозаводск | Калевала | |
661/662 | Киев-Одесса | Аркадия | |
665/666 | Свердловск-Нижняя Тура | Уралочка | |
671/672 | Минск-Львов | Полесье | отм. |
687/688 | Киев-Львов | Галичина | |
801/802 | Улан-Удэ-Чита | Забайкалье | |
963/964 | Улан-Удэ-Наушки | Бурятия |
поезда-музеи и галереи / Новости города / Сайт Москвы
Именными поездами метрополитена называют составы с индивидуальными названиями в память о каких-либо событиях или во время тематических акций. На сегодняшний день действует 12 подобных поездов.
Основная цель таких подвижных культпроектов — привнести ярких красок в поездку в метро, напомнить о вечной красоте, которая нередко соседствует с нами и остаётся почти незамеченной среди повседневной суеты.
В тематических составах вы никогда не встретите рекламы! Снаружи и внутри такие поезда заметно отличаются. Каждый из них имеет полностью оригинальное оформление вагонов или же может выделяться своими экстерьерными конструктивными особенностями.
25 лет МЧС России
В конце декабря 2015 года по серой Серпуховско-Тимирязевской линии метро был запущен поезд «25 лет МЧС России». Во внутреннем оформлении вагонов отражена четвертьвековая история развития пожарно-спасательной службы, показаны различные спасательные операции. Состав состоит из восьми вагонов: «Наша история», «Центр управления в кризисных ситуациях», «Пожарно-спасательный поезд», «Московская служба спасения на водах», «Московский авиационный центр», «Современная техника столичного гарнизона», «Жизнь без ЧС», «Мы первыми приходим на помощь и служим людям».
Полосатый экспресс
Осенью 2015 года по Люблинско-Дмитровской ветке пустили новый тематический состав, посвящённый животному и растительному миру Дальнего Востока: всё пространство вагонов, включая полы, — изображения редких животных и растений. Этот «Полосатый экспресс» стал одиннадцатым именным метропоездом.
Поезд «Акварель»
В середине 2007 года на Арбатско-Покровской линии был пущен поезд — картинная галерея «Акварель». В его вагонах можно увидеть репродукции картин выдающихся художников современности и прошлого. Экспозиция периодически обновляется. С мая 2013 года курсирует поезд с обновлённой экспозицией, в которой представлены репродукции картин Сурикова, Айвазовского, Кустодиева, Шишкина, Репина и других знаменитых художников.
Поэзия в метро
В августе 2015 года на Филёвскую линию Московского метрополитена вышел обновлённый поезд «Поэзия в метро», посвящённый 120-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина. Экспозиция состоит из фрагментов стихотворений поэта, а также иллюстраций и уникальных фрагментов рукописей его произведений, которые отображают жизненный и творческий путь этого мастера слова.
Читающая Москва
В декабре 2015 года был пущен обновлённый состав «Читающей Москвы». Пассажиры могут бесплатно скачивать электронные книги из личных библиотек участников проекта. По инициативе Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева в вагонах появились литературные схемы линий Московского метрополитена.
70 лет Великой Победе
С апреля 2015 года по Серпуховско-Тимирязевской линии курсирует именной поезд «70 лет Великой Победе». В вагонах поезда со сквозным проходом пассажиры смогут увидеть фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Новым именным поездом стал состав модификации 81-760А, который поступил в Московский метрополитен в январе 2015 года. При его создании применялись самые последние достижения отечественного машиностроения.
80 лет московскому метро
В вагонах юбилейного поезда, запущенного весной 2015 года, расклеены плакаты, рассказывающие об истории отечественного метро. Благодаря им пассажиры Сокольнической линии могут совершить небольшое путешествие по истории Московского метрополитена, узнать о том, что происходило в метро в годы Великой Отечественной войны, как развивался и технически совершенствовался наш метрополитен. В оформлении поезда использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности, рассказывающие об укрытии москвичей на станциях метро от налётов вражеской авиации в 1941–1942 годах. На плакатах можно увидеть схемы метрополитена различных лет.
Курская дуга
Поезд «Курская дуга» впервые появился на Сокольнической линии 8 мая 2003 года. Его выход был приурочен к 60-летию знаменитого сражения (к 65-летию Великой Победы поезд обновлялся). Его появление связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Он был построен на пожертвования работников метро, его экипаж также составили сотрудники метрополитена. Семивагонный состав оформлен в едином стиле. На каждом вагоне, кроме названия «Курская дуга» и георгиевской ленточки, появились красные звёзды и знамёна с именем поезда доблести.
Красная стрела
9 октября 2006 года со станции «Воробьёвы горы» отправился в путь уникальный поезд, посвящённый «Российским железным дорогам», — музей на колёсах «Красная стрела» (по самой первой линии — Сокольнической). Отправление необычного состава было приурочено к празднованию 75-летнего юбилея легендарного и прославленного поезда «Красная стрела», который называют первым фирменным поездом России. В оформлении состава использованы фирменные цвета первого отечественного экспресса, а также цифры «75» и название «Красная стрела». Специально для праздничного поезда была подготовлена большая коллекция информационных плакатов-постеров, рассказывающих о создании, запуске, становлении поезда «Красная стрела». В экспозиции состава использованы уникальные архивные документы, редкие фотографии и картины.
Краски метро
С мая 2015 года на Арбатско-Покровской линии метро начал курсировать поезд, оформленный по эскизу победителя конкурса «Краски метро». Победителем конкурса стал 17-летний ученик кадетского училища Василий Потетюрин. Поезд на базе состава «Русич» обклеили специальной износостойкой плёнкой, на которую нанесли рисунок победителя.
Ретропоезд «Сокольники»
15 мая 2010 года, в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Ретропоезда», который стилизован под поезда типа А, перевозившие пассажиров с 1935 по 1975 год. Фирменный состав состоит из семи вагонов серии 81-717/714А, спроектированных по аналогии с историческим подвижным составом типа А, вышедшем на Сокольническую линию в 1935 году. Ретровагоны окрашены в характерные для вагонов типа А цвета: песочно-жёлтый верх и светло-коричневый низ. Полностью воссоздан интерьер — декоративная облицовка выполнена с хорошо знакомой пассажирам старшего поколения фактурной поверхностью линкруст.
Старейший из действующих именных поездов
Обновлённый в мае 2015 года поезд «Народный ополченец» был запущен на Замоскворецкой линии метро в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Свою жизнь он начал в далёком 1989 году. В каждом из вагонов представлена информация о ныне здравствующих героях СССР — участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Москве.
Кроме того, поезд рассказывает о традициях народного ополчения, начиная с эпохи Смуты до Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Каждый вагон — это самостоятельная экспозиция, которая повествует об истории народного ополчения (битва под Москвой, Сталинград, Ленинград, деятельность ополчения на Украине).
www.mos.ru
Именные поезда Петербургского метрополитена — Википедия. Что такое Именные поезда Петербургского метрополитена
Именные поезда Петербургского метрополитена — составы, имевшие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имели какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей мог быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
Прекратившие существование
«Пионерский» поезд
Инициаторами создания пионерского поезда из вагонов, построенных из собранного пионерами города металлолома, стали комсомольцы Ленинградского метрополитена[1].
Эксплуатировался на Кировско-Выборгской линии в 1984 году[2]. Поезд водила локомотивная бригада старшего машиниста А. П. Данилова, являющаяся одной из лучших в метрополитене. В качестве подвижного состава поезда были использованы вагоны типа 81-717/714.
На торцевых дверях головных вагонов висели вывески:
Комсомольско-молодёжная бригада имени XIX съезда ВЛКСМ 60 ПОЕЗД ПИОНЕРСКИЙ
Внутри отличался только наличием под заводской табличкой второй, на которой присутствовала надпись красным шрифтом:
Вагон сделан из металлолома, собранного пионерами Ленинграда и Ленинградской области
В настоящее время вагоны, работавшие в составе поезда, эксплуатируются в электродепо «Выборгское»
«50 лет метрополитену»
Появление состава было приурочено к празднованию пятидесятой годовщины открытия Ленинградского метрополитена. Обкатка поезда происходила в конце октября 2005 года, ходил по 1 линии с 2 ноября 2005[3] по 2006 год.
В качестве подвижного состава поезда (два головных вагона, шесть промежуточных, один запасной) были использованы вагоны типа Ема (головные) — резерв из депо «Невское», типа Е и Ем (промежуточные) — резерв из депо «Северное». Номера вагонов: 3935—3433—3733—3756—3430—3425—3735—3936.
Концепцию оформления «ретро-поезда» разработало Агентство маркетинговых коммуникаций Red Line Media[4]. Снаружи состав был окрашен по «старой» схеме окраски: верхняя часть вагона салатового цвета, нижняя — голубого, посередине — прямая полоса темно-синего цвета.
Внутреннее оформление представляло собой попытку передать атмосферу события пятидесятилетней давности. Внутри «ретро-состава» отсутствовала ставшая уже привычной реклама. На освободившихся площадях были размещены статьи газет пятидесятилетней давности, посвященные открытию первых станций, фотохроника начального периода работы метро, схемы самой первой линии, поздравительные плакаты.
В 2006 году вся праздничная информация из вагонов была убрана, а сами они были перекрашены в стандартную окраску.
«Воспоминание»
Начал курсировать в честь шестидесятилетнего юбилея Петербургского метрополите по 1 линии с 15 октября 2015 года. Снаружи поезд обклеен старыми фотографиями метрополитена, курсировал ежедневно по маршруту 101 и имел собственное расписание.[5] Поезд ходил до 15 декабря 2015 года.
Составность: 6607-6933-6935-6937-6938-6939-6940-6608
«Красная стрела»
Появление состава было посвящено 85-летию одноимённого железнодорожного экспресса. Аналог московской «Красной стрелы». Курсировал по Кировско-Выборгской линии с 6 июля по декабрь 2016 года. Торжественное прибытие поезда из депо на станцию «Площадь Восстания» состоялось в 10:00.[6] Запуск состава — совместный проект ГУП «Петербургский метрополитен» и ОАО «Российские железные дороги».[7]
Был оформлен в классических тонах первого фирменного поезда — вагоны красного цвета с жёлтой полосой, проходящей по нижней части периметра состава. На бортах кабин головных вагонов был размещён малый герб Санкт-Петербурга. На борту каждогого вагона жёлтая надпись с названием поезда:
КРАСНАЯ СТРЕЛА
В отличие от аналогичного московского поезда, внутреннее оформление было более скромным: только 2—3 плаката с информацией о поезде «Красная стрела», при этом даже сохранена реклама.
Состав состоял из восьми вагонов Ем. Составность: 6622—6307—6308—6309—6310—6311—6312—6621.
«Литературный поезд»
Курсировал по 1 линии с 28 декабря 2016 года до октября 2018 года. Состоит из вагонов 81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный» в красном исполнении. Посвящён творчеству русских писателей и поэтов (Пушкин, Маяковский, Горький, Чернышевский, Достоевский и русские поэты Серебряного века)
Составность: 22025-23027-24025-23028-23029-24026-23030-22026
Действующие
Ретропоезд
Начал курсировать в честь шестидесятилетнего юбилея Петербургского метрополитена по 1 линии с 15 ноября 2015 года. Ходит по укороченному маршруту «Автово» — «Площадь Восстания» в праздничные дни. Снаружи оригинальная окраска, внутри оригинальные «Не прислоняться». Состоит из 4 вагонов, из них 2 головных вагонов Ема и 2 промежуточных Е. Составность: 3935—3369—3427—3934.
«Дворцы Петербурга»
Курсирует по 3 линии с 12 ноября 2015 года. Состоит из вагонов 81-722/723/724 «Юбилейный». Посвящён дворцам Санкт-Петербурга.
Составность: 22003-23003-24003-24004-23004-22004
«Мобильная библиотека»
Курсировал по 1 линии с апреля по октябрь 2016 года (с апреля 2017 на 4 линии). Состоит из вагонов Ем (в 2017 году из вагонов серии 81-717/714). Аналог московской «Читающей Москвы» в Санкт-Петербурге, но с QR-кодами книг, через которые можно скачать любимые книги.
Составность на 2016 год: 6607-6933-6935-6937-6938-6939-6940-6608
Составность на 2017 год: 8741-8192-8193-8191-8190-8742[8][9]
Составность на 2018 год: 8470-7439-7436-7427-7428-8469 [10][11][12][13]
См. также
Примечания
- ↑ Баскаков А. М., Бочкова Г. И., Горбенков А. М., Дерябин В. П., Дубовой Э. В. и др. Метрополитен Ленинграда — Петербурга: Страницы истории. — СПб.: Иван Фёдоров, 1995. — 328 с.
- ↑ Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (1955—1995). — СПб.: Лики России, 1995. — 240 с. — ISBN 5-87417-020-0.
- ↑ ИНТЕРПРЕСС.РУ — Репортаж
- ↑ Новости — Red Line Media запустило в питерское метро «ретро-поезд»
- ↑ Официальный сайт Петербургского Метрополитена. www.metro.spb.ru. Проверено 28 октября 2015.
- ↑ Поезд «Красная стрела» запустят в метро Петербурга. neva.today. Проверено 6 августа 2016.
- ↑ Официальный сайт Петербургского Метрополитена. www.metro.spb.ru. Проверено 6 августа 2016.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714.5 (ЛВЗ/ВМ) № 8191 — TransPhoto. transphoto.ru. Проверено 30 мая 2017.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714.5 (ЛВЗ/ВМ) № 8742 — TransPhoto. transphoto.ru. Проверено 14 июня 2017.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-717 (ЛВЗ/ВМ) № 8470 — TransPhoto. transphoto.ru. Проверено 28 ноября 2018.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714 (ЛВЗ/ВМ) № 7439 — TransPhoto. transphoto.ru. Проверено 28 ноября 2018.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714 (ЛВЗ/ВМ) № 7428 — TransPhoto. transphoto.ru. Проверено 28 ноября 2018.
- ↑ Фото: Состав «Мобильная библиотека» вышел на Линию 2. metro.spb.ru. Проверено 28 ноября 2018.
wiki.sc
Именные поезда Московского метрополитена — Википедия. Что такое Именные поезда Московского метрополитена
Именные поезда Московского метрополитена — составы, имеющие собственные имена, присвоенные в честь каких-либо событий, юбилеев, или в рамках тематических акций. Такие составы имеют различные отличительные особенности, их спектр может быть широким: от простых табличек и надписей с названием поезда на головных вагонах, до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
В последние 10 лет вагоны в именных поездах принято тематически оформлять не только изнутри (как минимум), но и снаружи, при этом в салонах таких вагонов метрополитен не размещает рекламу, вместо неё развешаны тематические стикеры. При необычном оформлении составов могут возникать сложности с их эксплуатацией: при технических неполадках одного вагона он не может быть заменён на резервный, и весь состав вынужден простаивать.
В 2017 — 2018 годах, после массового появления составов, обклеенных плёнкой различных цветов, статус «Именного поезда», по сути, был утрачен, поскольку информация, размещённая на вагонах таких поездов, носит либо рекламный характер, либо отсутствует в принципе. По этой причине в статье указаны не все поезда, имеющие какое-либо оформление на данный момент, а только те, которые были запущены до сентября 2018 года.
Прекратившие существование
«Женский поезд имени 8-го марта»
Ходил по Сокольнической линии, состоял из вагонов типа А[1]. Прекратил существование не позднее 1975 года, в связи с завершением эксплуатации данного типа вагонов. Номера головных вагонов: 127 и 128.
«50 лет газете Правда»
Поезд был запущен 25 апреля 1962 года на Арбатско-Покровской линии, состоял из вагонов типа Б[1]. Прекратил существование не позднее 1975 года, в связи с завершением эксплуатации данного типа вагонов.
«Пионер Южной»
Ходил по Сокольнической линии, состоял из вагонов типа Д[1]. Своё название поезд получил в честь акции пионеров Южной железной дороги Украины, собравших металлолом для производства вагонов поезда.
«Бауманец»
Ходил с 1974 года по осень 1991 года на Арбатско-Покровской линии. Состоял из вагонов типа Еж[1].
«Дзержинец»
Ходил с 1984 года по осень 1991 года по Кольцевой линии. Состав был сделан из металлолома, собранного молодёжью Дзержинского района Москвы. Снаружи на простенке за кабиной машиниста присутствовали небольшие плакаты с профилем В. И. Ленина, на бортах было указано название поезда (фото внешнего оформления). В 1986 или 1987 году был создан «комсомольско-молодёжный» экипаж[2]. Состоял из вагонов типа 81-717/714. Номера головных вагонов: 8527 и 8528.
«Московский Комсомолец»
Поезд был запущен в конце 1984 года на Горьковско-Замоскворецкой линии к открытию участка «Каширская» — «Орехово». Был посвящён именно московскому комсомолу, а не известной газете. На головных вагонах были прикручены таблички с историей создания, на бортах снаружи были надписи с названием поезда. После событий 1991 года поезд прекратил своё существование. Состоял из вагонов типа 81-717/714. Нумерация: 8611—9810—9811—9812—9813—9814—8612.
«Пионер Кунцева»
Назван в 1984 году в честь акции пионеров Кунцевского района, собравших металлолом для двух новых именных поездов, которые планировалось запустить по Филёвской линии — «Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец». Операция по сбору металлолома называлась «Пионерский поезд» и началась в январе 1984 года. Инициаторами операции были пионеры школы № 98, позднее к ним подключились пионерские дружины всего района. К октябрю 1984 года было собрано 330 тонн вторичного сырья.
30 декабря 1984 года поезд впервые вышел на Филёвскую линию, однако это был перекрашенный старый состав из вагонов типа «Д», вместо планируемого нового состава модели 81-717/714. В первом и последнем вагоне поезда были размещены таблички, на которых было написано: «Поезд построен из металлолома, собранного в 1984 году», однако рядом висела заводская, на которой было написано «Мытищинский вагоностроительный завод, вагон типа „Д“, год выпуска: 1961»[3]. Причиной этого подлога явилось то, что руководство Московского метрополитена отказалось запустить на Филёвскую линию составы нового типа, ссылаясь на невозможность их эксплуатации в условиях почти полностью наземной линии с суровыми погодными условиями. Настоящий новый состав, предназначавшийся для «Пионера Кунцева», поступил в итоге на Замоскворецкую линию, где в то время шла замена старых вагонов на новые. Второй же поезд «Молодогвардеец» был отправлен на Серпуховско-Тимирязевскую линию, также не имеющую никакого отношения к Кунцевскому району Москвы. Подобные подлоги вызвали в то время существенный общественный резонанс, особенно в Кунцевском районе. Неоднократно в газетах «Пионерская правда» и «Гудок» появлялись статьи на эту тему. Некоторое время шла тяжба между Кунцевским РК Комсомола и Московским горкомом КПСС с руководством Московского метрополитена, но в итоге решение осталось прежним. Поезд «Пионер Кунцева» просуществовал всего 6 лет, после чего в 1991 году был порезан на металлолом, поскольку настоящий срок его работы на линии был не с 1984 года, а с 1961 года.
- В 2010 году к 75-летию Московского метрополитена клуб фалеристов выпустил памятный знак, посвящённый именному поезду «Пионер Кунцева»[4].
«Молодогвардеец»
Для изготовления состава использовался металл, полученный из металлолома, собранного в 1984 году школьниками Кунцевского района Москвы в честь грядущего 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Своё название поезд получил по Молодогвардейской улице, которая проходит по территории района. По первоначальной задумке пионеров поезд должен был появиться на Филёвской линии, однако из-за того, что вагоны 81-717/714 не предназначались для эксплуатации на длинных наземных участках, в начале 1985 года состав был отправлен на Серпуховско-Тимирязевскую линию, не имеющую абсолютно никакого отношения к Кунцевскому району Москвы. После событий 1991 года поезд прекратил своё существование.
«Гайдаровец»
Торжественный запуск поезда состоялся 10 декабря 1987 года в электродепо «Калужское». В церемонии приняли участие учащиеся школы № 27 района Ясенево, которые в течение трёх лет собирали металлолом для нового состава. Название поезда было придумано самими учащимися, ведь в школе существовал музей имени Аркадия Гайдара[5]. На головных вагонах были прикручены таблички, а на боках снаружи были надписи с названием поезда (фото внешнего оформления). Поезд проработал на Калужско-Рижской линии всего четыре года, осенью 1991 года надписи на его бортах были закрашены, а таблички сняты. Состоял из вагонов типа 81-717/714. Нумерация: 0123—0435—0434—0433—0432—0431—0430—0124.
«Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея»
Работал на Люблинской линии с самого первого дня её открытия, а именно с 28 декабря 1995 года. От обычных составов отличался лишь надписью на левых бортах головных вагонов, при этом в салонах вместо тематических плакатов была размещена обычная реклама. (фото внешнего оформления). Состоял из вагонов типа 81-717.5М/714.5М. Нумерация: 2511—1090—1092—1091—1093—1036—2512. На вагоне 2511 надпись закрасили в 2002 году, 2512 — в 2006 году.
«Московскому метрополитену 70 лет»
Запуск поезда состоялся 16 февраля 2005 года на Сокольнической линии и был приурочен к круглой дате, отмечаемой в рамках празднования 70-летия Московского метрополитена — 16 февраля 1935 года по ещё строящейся первой линии началось регулярное учебное движение.
В салонах юбилейного поезда были размещены плакаты, повествовавшие о том, как начиналась история Московского метрополитена, что происходило в метро в годы Великой Отечественной войны, как развивался и технически совершенствовался метрополитен на протяжении 70 лет. В художественном оформлении поезда были использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности, рассказывающие об укрытии москвичей на станциях метро от налётов вражеской авиации в 1941—1942 годах. Помимо этого, на плакатах были размещены схемы метрополитена различных лет, отражена история билетов Московского метро, совершенствования подвижного состава и многое другое. От обычных составов снаружи поезд отличался наклейками в виде логотипа метрополитена по бокам от дверей, а также центральными наклейками «70 лет Московскому метро» и «1935—2005» (фото внешнего оформления). Как и планировалось, поезд курсировал в течение всего юбилейного года, и в марте 2006 года все праздничное оформление было убрано.
Были известны случаи, когда вагоны поезда комбинировались с другими, обычными вагонами. Тип — 81-717.5М/714.5М.
«Moscow 2012 Candidate City»
Создание поезда было приурочено к подаче заявки Москвы на проведение летних Олимпийских игр 2012. 25 марта 2005 года поезд вёз представителей МОК до станции «Воробьёвы горы». Внешнее и внутреннее оформление включало в себя плакаты с надписью «Moscow 2012 Imagine It NOW!», также на боковинах снаружи поезда присутствовал герб Москвы (фото внешнего оформления). Состав проработал на Сокольнической линии до июля 2005 года, тогда все наклейки и были сняты, через несколько дней после того, как стало известно о решении МОК выбрать Лондон столицей Олимпийских игр.
Были известны случаи, когда вагоны поезда комбинировались с другими, обычными вагонами. Тип — 81-717.5М/714.5М.
«Читающая Москва» (первый состав)
В августе 2007 года появилось предложение о создании поезда, рассчитанного на популяризацию литературы, главным образом среди детей. Предполагалось оформить поезд в виде детской книги, изобразить на стенах вагонов литературных персонажей и строчки из произведений мировой детской литературы.
31 мая 2008 года на станции «Воробьёвы горы» состоялась торжественная церемония запуска шестивагонного состава 81-717/714 литературного поезда, снаружи имеющего художественное оформление с обозначением акции «Читающая Москва».
3 июня 2008 года поезд «Читающая Москва» начал регулярное движение по Кольцевой линии. В январе 2012 года в связи с тем, что Кольцевая линия была переведена на вагоны типа 81-740.4/741.4 «Русич», был передан на Каховскую линию, где проработал до января 2017 года, после чего был расформирован.
Внутри вагонов поезда были размещены изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых. На стенах первого вагона можно прочитать отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Добрыня и змей», увидеть героев народных сказок — Колобка, Ивана-царевича и Царевну-лягушку. Второй вагон посвящён русским классикам. В его оформлении использованы отрывки из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Записок охотника» И. С. Тургенева, «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и репродукции известных сцен из этих произведений. Любителям произведений о природе и животных больше всего понравится третий вагон — здесь можно познакомиться с «Лягушкой-путешественницей» В. М. Гаршина и «Серой Шейкой» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Четвёртый вагон посвящён литературе для самых маленьких: здесь их будут ждать Айболит, Муха-Цокотуха, Старик Хоттабыч и Незнайка. Пятый вагон ориентирован на подростков — на стенах вагона отрывки из произведения В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» и повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Последний шестой вагон посвящён произведениям зарубежной литературы. Здесь пассажиры встретятся с Антуаном де Сент-Экзюпери, Марком Твеном, Жюлем Верном, Гербертом Уэллсом и Амадеем Гофманом.
- Поезд «Читающая Москва» стал первым поездом Московского метрополитена, оборудованным Wi-Fi[6].
|
«Поэзия в метро»
Поезд был призван знакомить пассажиров метро с поэтами разных стран мира. Первоначально от обычных составов снаружи отличался только фирменным логотипом на стенках вагонов, в салонах были размещены стикеры со стихами поэтов разных стран. С 17 ноября 2010 года поезд начал регулярное движение по Филёвской линии[7]. Первая подборка стихов была посвящена творчеству пяти знаменитых чилийских поэтов. Стихотворения были приведены на двух языках — русском и испанском. С 1 декабря 2011 года поезд начал работать на Арбатско-Покровской линии, в него был вцеплен дополнительный вагон без стикеров со стихами в салоне. 10 марта 2012 года был возвращён на Филёвскую линию.
Сложилась традиция ежегодно обновлять экспозицию в вагонах поезда. Последний раз состав был обновлён 24 мая 2016 года к празднованию года языка и литературы Великобритании и России, а также к 400-летней годовщине памяти Уильяма Шекспира. С появлением экспозиции «Шекспировские страсти» поезд впервые был тематически оформлен не только изнутри, но и снаружи. Экстерьер вагонов знакомил с фотографиями людей, перевоплощённых в персонажей шекспировской эпохи и испытывающих различные эмоции. Со 2 октября 2016 года поезд снова начал эксплуатироваться на Арбатско-Покровской линии, однако на этот раз дополнительный вагон был дооформлен в тематике проекта. Были известны случаи, когда вагоны «Поэзия в метро» комбинировались с другими, обычными вагонами. В конце ноября 2017 года экспозиция «Шекспировские страсти» была снята, однако нового оформления поезд не получил. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-740.1/741.1 «Русич».
|
«175 лет железным дорогам России»
Поезд, запущенный к 175-летию Российских железных дорог и посвящённый истории железнодорожного транспорта. После «Красной стрелы» стал вторым поездом Московского метрополитена, посвящённым железнодорожной тематике.
В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-740.4/741.4 «Русич». Все пять вагонов состава снаружи были оклеены цветной плёнкой красного и серого цветов в стиле фирменной окраски РЖД. Изнутри на стенах салона были наклеены плакаты с фотографиями и историческими зарисовками на тему становления и развития железнодорожного транспорта России. В экспозицию вошло множество архивных фотографий и редких документов, но немало внимания было уделено и современным разработкам, а также перспективам развития железных дорог.
Поезд был презентован 1 августа 2012 года на станции «Выставочная» (фотографии и описание), после чего совершил поездку по Филёвской линии, а затем был переведён на Кольцевую линию, по которой ездил короткое время[8], поскольку уже к 1 декабря 2012 года вся праздничная информация из вагонов была убрана.
- 12 августа 2012 года на станции «Краснопресненская» Валерий Иванов, машинист, управлявший в тот день поездом, по непонятным причинам не заметил зажатого в дверях пассажира Ивана Гудина. Ногу Гудина зажало дверьми, и поезд начал движение. Состав протащил пассажира по всей платформе и ударил головой о стену тоннеля, от полученных травм пострадавший скончался на месте.
«Сочи-2014»
Поезда знакомили пассажиров метро с Зимними Олимпийскими, а также Паралимпийскими играми 2014, в первую очередь, с их талисманами, каждый из которых был изображён снаружи вагона. В салонах вагонов вместо обычной рекламы были размещены стикеры в олимпийском стиле, а также реклама официальной олимпийской продукции.
15 января 2014 года в открываемом депо «Братеево» был представлен первый поезд, который через несколько дней начал регулярное движение по Серпуховско-Тимирязевской линии[9]. Спустя короткое время был запущен второй поезд, по оформлению полностью идентичный первому. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-760/761 «Ока». Вся олимпийская символика была убрана с поездов в ноябре 2014 года.
|
«Краски метро»
В апреле 2015 года в честь 80-летия метро был объявлен конкурс на лучший рисунок, который украсит один из поездов[10]. На сайте конкурса участникам предлагалось, используя встроенный редактор или загрузив шаблон, выполнить эскиз рисунка. Главный приз — безлимитная карта «Тройка» на 365 дней. Кроме того, по эскизу победителя раскрашивается поезд Московского метрополитена. Приз участнику, занявшему второе место, — проездной билет на 90 дней, занявшему третье место — проездной билет на 30 дней. Подача заявок проходила с 8 по 20 апреля включительно. С 20 по 23 апреля проходило голосование, можно было проголосовать за каждую из работ по одному разу. С 24 по 27 апреля жюри выявляло лидеров, 28 апреля были озвучены победители:
- Василий Потетюрин
- Юлия Симонова
- Наталья Пушкарёва
Поезд был запущен на станции «Партизанская» вместе с вручением наград победителям 20 мая 2015 года. С того же момента начал эксплуатироваться на Арбатско-Покровской линии, однако на нерегулярной основе работал с пассажирами на Филёвской линии, поскольку был приписан к депо, которое в основной массе обслуживает эту линию. В первых числах июня 2016 года плёнка с вагонов поезда была снята, однако состав получил новое оформление проекта «Кино Победы». В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-740.1/741.1 «Русич».
|
«Полосатый экспресс» (первый состав)
Впервые вышел на Люблинско-Дмитровскую линию 27 сентября 2015 года при участии Русского географического общества. Запуск поезда был приурочен ко Дню амурского тигра, являющемуся главным экологическим праздником Приморья[11]. Изнутри состав был оформлен картинами флоры и фауны Дальнего Востока, в особенности амурских тигров и дальневосточных леопардов. Впервые в именном поезде было оформлено почти всё внутреннее пространство вагонов, включая полы. В конце июня 2017 года внутреннее оформление поезда было снято. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-717.5/714.5.
|
«25 лет во имя жизни»
Поезд был посвящён 25-летию МЧС России. Запуск поезда состоялся на Серпуховско-Тимирязевской линии 27 декабря 2015 года,[12] в День спасателя. Внутренняя экспозиция поезда была посвящена деятельности МЧС и содержала уникальные фотографии, рассказывающие о работе пожарных и спасателей в разные периоды истории министерства за четверть века. Вагоны были оформлены на разные темы: «Наша история», «Центр управления в кризисных ситуациях», «Пожарно-спасательный поезд», «Московская служба спасения на водах», «Московский авиационный центр», «Современная техника столичного гарнизона», «Жизнь без ЧС», «Мы первыми приходим на помощь и служим людям». В конце июня 2017 года внутреннее оформление поезда было снято. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-760/761 «Ока».
|
«Полосатый экспресс» (второй состав)
Второй поезд, посвящённый тиграм и леопардам, был запущен на Серпуховско-Тимирязевской линии 29 июля 2016 года в Международный день тигра при участии центра «Амурский тигр», АНО «Дальневосточные леопарды» и Русского географического общества[13].
Экспозиция поезда рассказывала о двух редчайших представителях семейства крупных кошачьих на планете. Визуальное пространство разработали иллюстраторы из разных городов России, применив искусственную нейронную сеть. В отличие от первого «Полосатого экспресса», где в качестве иллюстраций использовались реальные фотографии кошек и окружающей природы, во втором поезде они были изображены в виде огрублённых рисунков,[13] также от предшественника поезд отличался тем, что снаружи он целиком был оклеен цветной плёнкой, тематически стилизованной под природу Дальнего Востока с изображениями дальневосточных кошек. На лобовой части головных вагонов были изображены морды тигра (вагон 37165) и леопарда (37166), глаза которых расположены над фарами поезда[13].
Внутри вагоны, наоборот, были оформлены в более строгом стиле — стены, потолок и пол вагона сохранили первоначальные цвета и не были оклеены по всей поверхности, вместо этого на стены были приклеены стикеры с изображениями тигров и леопардов. Для вагонов также разработали интерактивные стикеры: тигр размером в натуральную величину в прыжке через двери, лапа, к которой можно приложить свою ладонь, или сравнение следа тигра, тигрицы, тигрёнка, леопарда, леопардёнка и дальневосточного кота. Каждый из восьми вагонов был оформлен как один из этапов взросления и истории ежедневной жизни кошачьих — от детёнышей до взрослых животных[13]. В январе 2018 года оформление поезда было снято. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-760/761 «Ока».
Экстерьер Поезд в депо «Варшавское», вид со стороны вагона 37166 (с леопардом) Оформление бортов вагона с изображением леопардов | Интерьер Оформление стен салона поезда. Изображение леопарда Оформление стен салона поезда. Изображение тигра Торцевая часть салона | Поезд на линии Видеообзор поезда в депо во время презентации и его выезд на линию |
«Союзмультфильм»
Поезд был запущен на Серпуховско-Тимирязевской линии 27 августа 2016 года в честь 80-летия со дня основания «Союзмультфильма» — крупнейшей в СССР студии мультипликационных фильмов. Внутреннее оформление вагонов было представлено кадрами из советских и российских мультфильмов, цитатами любимых персонажей, интересными фактами из истории создания картин, а также выдержками из биографий выдающихся режиссёров студии.
Снаружи и внутри вагонов тематического поезда можно было увидеть изображения героев из мультфильмов «Винни-Пух», «Чебурашка», «Ёжик в тумане», «Котёнок по имени Гав», «Жил-был пёс», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Чиполлино», «Матч-реванш», «Шайбу! Шайбу!», «Тайна третьей планеты», один из вагонов состава был проиллюстрирован кадрами из современных работ киностудии. Также вниманию пассажиров были представлены биографии легендарных мультипликаторов: Бориса Дёжкина, Льва Атаманова, Фёдора Хитрука, Романа Качанова и многих других.
С начала декабря 2016 года все голосовые объявления станций в поезде озвучивала Лариса Брохман голосами Зайца из «Ну, погоди!» и «домомучительницы» фрекен Бок из мультфильма «Малыш и Карлсон»[14]. В сентябре 2017 года оформление поезда было снято. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-760/761 «Ока».
|
«Великие полководцы»
Запуск поезда состоялся 7 ноября 2016 года на Сокольнической линии и был приурочен к 75-летней годовщине Парада на Красной площади. Создание этого именного состава является результатом совместного проекта Российского военно-исторического общества и киностудии имени Горького. В каждом из семи вагонов поезда была размещена информация о знаменитых российских полководцах. Пассажирам были представлены интересные факты из биографии Александра Суворова, Георгия Жукова, Александра Невского, Михаила Кутузова, Дмитрия Донского, Павла Нахимова, Фёдора Ушакова, Константина Рокоссовского, Михаила Скобелева и Алексея Ермолова. Кроме жизнеописаний названных военачальников, в поезде были размещены плакаты и афиши из документальных фильмов об этих людях, поскольку тематический состав был создан в рамках проведения Года российского кино. В январе 2018 года оформление поезда было снято. В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-717.5М/714.5М.
«Confederations Cup Russia 2017»
Запуск поезда состоялся 23 декабря 2016 года на Кольцевой линии. Внешнее оформление состава знакомило пассажиров с городами-организаторами и символикой Кубка Конфедераций FIFA 2017 — соревнования, в котором приняли участие восемь команд: чемпион мира, победители шести континентальных первенств и страна-хозяйка Чемпионата мира 2018 года. Внутреннее оформление вагонов полностью отсутствовало. В августе 2017 года наружная плёнка с вагонов поезда была снята, однако состав получил новое оформление «Москва — 870». В качестве подвижного состава использовались вагоны 81-740.4/741.4 «Русич».
|
wiki.sc
Все именные поезда в истории метро Москвы. Часть 1
83 ГОДА В ПУТИ: КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ ПОЕЗДА В МЕТРО МОСКВЫ
«Женский поезд имени 8 Марта»
Дата запуска: —
Снятие с линии: не позднее середины 70-х
Поезд: Тип «А»
Посвященный Международному женскому дню тематический поезд ходил по первой ветке московского метрополитена (Сокольническая линия) и состоял из вагонов типа «А». Точная дата снятия с линии неизвестна, однако в середине 70-х поезда типа «А» уже не ходили в подземке.
«50 лет газете Правда»
Дата запуска: 25 апреля 1962
Снятии с линии: середина 70-х
Поезд: Тип «Б»
Поезд, состоящий из вагонов типа «Б», был запущен 25 апреля 1962 года на Арбатско-Покровской линии. Был посвящен 50-летнему юбилею наиболее влиятельного в СССР печатного издания «Правда», основанному 5 мая 1902 года. В год своего 90-летия газета прекратила свое существование.
«Пионер Южной»
Дата запуска: не раньше 1955 года
Дата снятия с линии: —
Поезд: Тип «Д»
Поезд был назван в честь пионеров украинской Южной железной дороги, которые собирали металлолом для производства его вагонов. Тематический состав ходил по Сокольнической линии и состоял из вагонов типа «Д».
«Бауманец»
Дата запуска: 1974 год
Снятие с линии: осень 1991 года
Поезд: Тип «Еж»
Этот поезд-«ёжик» целых 17 лет ходил по Арбатско-Покровской линии. Осенью 1991 года после известных исторических событий было принято решение о снятии тематического состава.
«Дзержинец»
Дата запуска: 1984 год
Снятие с линии: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Получил название в честь собиравших металлолом пионеров Дзержинского района Москвы, о чем свидетельствовала специальная табличка в салоне. В 1986 году поезд был доверен молодому экипажу, состоявшему из комсомольцев. От аналогичных поездов внешне отличался надписями «Дзержинец» на головных вагонах и наличием плакатов с профилем Ленина. Поезд семь лет ходил по Кольцевой линии. После событий 91-го надпись «Дзержинец» с вагона убрали. Примерно в это же время с площади Дзержинского был убран памятник основателю ВЧК.
«Московский Комсомолец»
Дата запуска: конец 1984 года
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Еще один именной номерной поезд, запущенный в середине 80-х и прекративший свое существование с крахом СССР. Был запущен в конце 1984 года к открытию участка «Каширская» — «Орехово» Замоскворецкой линии (тогда – Горьковской-Замоскворецкой) и посвящен столичным комсомольцам.
«Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец»
Дата запуска: 30 декабря 1984 года
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «Д»
С поездом «Пионер Кунцева» связана целая трагикомичная история. В 1983 году комитет комсомола Кунцевского района Москвы запустил инициативу по сбору металлолома для создания двух новых поездов, которые в дальнейшем будут ходить по Филёвской линии. Составам были выбраны имена – «Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец». Выбор имен был прост и понятен – на территории района располагались метростанции «Пионерская» и «Кунцевская», а также улица Молодогвардейская.
Местные пионеры с охотой откликнулись на призыв. По линии в то время ходили старые метропоезда типа «Д» и появление новых составов на ветке, тем более, к созданию которых ты лично можешь приложить руку, это была заманчивая идея. Примерно через шесть месяцев в рамках торжественного митинга 20 грузовиков с металлолом были отправлены на завод.
Однако начальник московского метрополитена Юрий Сенюшкин был против того, чтобы сразу два новых поезда 81-717 были отданы Филёвской линии, большая часть которой проходит по поверхности, а не под землей. Он аргументировал, отмечая, что составы 81-717 нуждаются в особых условиях эксплуатации и не способны длительное время работать на особой Филёвской линии. Подчеркивалось, что новые вагоны чувствительны к перепадам температуры, склонны к частым поломкам при морозах, кабины машинистов не имеют должного оборудованиях и нуждаются в утеплении. Больше того – запуск новых вагонов на линии требовал переобучения ремонтного и эксплуатационного персонала. По словам Сенюшкина, номерные вагоны предпочтительнее поставить на другие, более подходящие для них линии.
В Московском горкоме были не согласны с мнением специалиста, но в конечном итоге новый состав на Филёвской линии так и не появился. А вместо этого был раскрашен старый состав типа «Д», приписанный к электродепо «Фили». Старый, уже видавший виды состав покрасили краской, сделали на нем надпись «Пионер Кунцева» и в рамках тождественного митинга показали пионерам и местным жителям. Обмануть ребят не удалось, они с первого взгляда смогли отличить старый поезд от нового «номерного». Подростки с разочарованием подходили к сотрудникам метрополитена и заявляли об этом. А в это время в газетах торжественно сообщали о том, что на Филевскую линию вышел новый метропоезд «Пионер Кунцева», созданный с помощью пионеров. В электродепо «Фили» этот поезд получил ироничное прозвище «Пенсионер Кунцева».
Поезд «Молодогвардеец», в свою очередь», был отправлен на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Стоит добавить, что в «Пионерской правде» и «Гудке» о подлоге неоднократно писали, а между руководством метро и Кунцевским райкомом комсомола долгое время шла тяжба, которая ничем так и не завершилась. Уже через семь лет «Пионер Кунцева» был снят с линии и порезан на металлолом.
«Гайдаровец»
Дата запуска: 10 декабря 1987
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Еще один поезд, созданный в том числе усилиями пионеров. По инициативе учащихся школы Ясеневского района, в которой функционировал музей имени писателя, корреспондента Аркадия Петровича Гайдара, состав назвали «Гайдаровец». В течение трех с половиной лет именной метропоезд ходил по Калужско-Рижской линии, после чего надписи на бортах вагонов закрасили, а таблички из салонов убрали.
«Народный ополченец»
Дата запуска: 1988 год
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип 81-717.5/714.5
«Народный ополченец» — самый старый из действующих в метро Москвы тематических составов, и единственный, оставшийся с советских времен. Поезд, посвященный народному ополчению и деятельности метро в годы ВОВ, был запущен на Замоскворецкой линии ровно 30 лет назад – в далеком 1988 году. 8 ноября 2006 года к 65-летию битвы за Москву поезд существенно обновили. На борта поезда нанесли надписи «Народный ополченец» и «1941-1945», в салонах повесили материалы о Великой Отечественной войне. В 2015 году на вагоны нанесли надписи в честь 70-летия Победы.
«Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея»
Дата запуска: 28 декабря 1995
Снятие с линии: 2002 год
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
Поезд был запущен в честь юбилея московского метрополитена в день открытия первого участка Люблинско-Дмитровской линии. Салоны ничем не отличались от обычных составов. Вместо праздничных плакатов в вагонах разметили рекламу, но с внешней стороны на боках вагонов была сделана надпись «Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея». В 2002 году надпись закрасили и состав перестал отличаться от своих собратьев.
«Курская дуга»
Дата запуска: 8 марта 2003 года:
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
В Курской битве принимал участие бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства, собранные сотрудниками столичного метро. В состав экипажа поезда также входили работники метро Москвы. 8 мая 2003 года в честь 60-летия Курской битвы на Сокольнической линии был запущен именной поезд «Курская дуга». В этот день метрополитену также была подарена найденная в Белгороде картина «Последний бой бронепоезда «Московский метрополитен».
На вагонах с внешней стороны нанесены надписи «Курская дуга» и изображения георгиевской ленты. В 2010 году оформление поезда обновили, на вагонах появились изображения красных звезд и знамен, в салоны добавили материалы об истории бронепоезда.
«Московскому метрополитену 70 лет»
Дата запуска: 16 февраля 2005 года
Дата снятия: весна 2006 года
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
Еще один юбилейный поезд, созданный в честь очередной круглой даты со дня основания столичной подземки. Состав был запущен 16 февраля 2005 года на Сокольнический линии. На бока вагона нанесли наклейки, сообщающие о 70-летнем юбилее, и надписи «1935-2005», в салонах разместили информационные плакаты, повествующие об этапах развития городского метро, схемы метрополитена прошлых лет. Пассажирам показали ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности снимки о деятельности метро в годы ВОВ.
«Moscow 2012 Candidate City»
Дата запуска: весна 2005 года
Дата снятия: весна 2005 года
Поезд: Тип 717.5М/714.5М
Тематический состав, отличающийся от аналогичных метропоездов наличием герба города и наклейками Moscow 2012 Candidate City, был посвящен подаче заявки Москвы на проведение летней Олимпиады-2012. Примечательно, что именно этот поезд вез членов Международного Олимпийского комитета, которые прибыли в столицу России с инспекционной целью. Поезд просуществовал всего несколько дней. После того, как право проведения Игр 2012 года было отдано Лондону, все тематические наклейки с вагонов убрали.
«Красная стрела»
Дата запуска: 9 октября 2006 года
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип — 81-717.5М, 81-714.5М
Поезд, многократно раз перекрашиваемый, и пострадавший в теракте. Был запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины старта скорого фирменного поезда Москва -Санкт-Петербург «Красная стрела».
Изначально по инициативе РЖД именной поезд окрасили в красный цвет, вместо белой горизонтальной полосы была нанесена желтая полоса, крыши покрасили в серебряный цвет, на двери нанесли стилизованную надпись «75». Внутри вагоны также имели «красно-желтый» стиль – поручни были желтыми, сиденья – красными.
В 2009 году поезд первый раз перекрасили, основная гамма сохранилась, но цвета стали более бледными. Весной 2010 года метропоезд пострадал в теракте на станции «Лубянка». Пострадавшие вагоны отремонтировали, один вагон был заменен, и в честь 75-летнего юбилея метро Москвы поезд вернулся на линию.
Летом 2016 года поезд снова претерпел ряд изменений. Было решено закрасить желтые горизонтальные полосы и числа «75» на дверях. Также обновили и экспозицию в салонах вагонов. В качестве информационных материалов в экспозиции представлены документы и архивные фотографии РЖД, касающиеся истории фирменного поезда «Красная стрела».
«Акварель»
Дата запуска: 1 июня 2007 года
Поезд ходит по настоящее время
Поезд: Тип «Русич»
Один из самых необычных и ярких тематических поездов метрополитена, первый именной поезд, получивший существенные конструктивные отличия от обычных поездов данного типа. Был запущен на Арбатско-Покровской линии.
Изначально представлял собой передвижную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы. Вагоны состава оклеены специальной пленкой с разными изображениями. Каждый вагон как внутри, так и снаружи имеют свою неповторимую цветовую гамму. В вагоне на одной стороне отсутствуют окна и сиденья, а на их месте расположены картины. Сегодня поезд работает по обычному расписанию наравне с другими составами.
Экспозиции в вагонах регулярно меняют, и на сегодня их было представлено уже 14 по счету. В поезде «Акварель» пассажиров знакомили не только с работами Андрияки, но и с картинами из коллекции Русского музея, музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея-панорамы «Бородинская битва», с репродукциями картин художественного музея имени Васнецовых, с картинами Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина и с другими.
«Читающая Москва» (№1)
Дата запуска: 21 мая 2008 года
Дата снятия: январь 2017 года
Поезд: 81-717.5А/714.5А
Менее чем через год после запуска «художественного» поезда было принято решение поставить на рельсы новый именной поезд, нацеленный на популяризацию литературы. И уже 21 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» стартовал шестивагонный состав, оформленный рекламой акции «Читающая Москва». Изначально предполагалось, что поезд будет оформлен в виде детской книги, однако эту идею так и не реализовали.
Поезд пустили по Кольцевой линии, но уже в июне он был переведен на Каховскую линию по причине того, что Кольцевую перевели на новые поезда типа «Русич».
Внутри вагонов пассажиры могли увидеть изображения литературных персонажей, сцены и отрывки из известных литературных произведений. Один вагон был посвящен детским книгам, другой – отечественной классической литературе, также были вагоны, оформленные по теме классики зарубежной литературы, книг для подростков и так далее.
Поезд «Читающая Москва» стал первым поездом метро Москвы, получившим Wi-Fi. В январе 2017 года оформление поезда было снято. К этому времени уже два года как функционировал второй, более яркий и современный тематический поезд «Читающая Москва».
Ретропоезд «Сокольники»
Дата запуска: 15 мая 2010 года
Поезд ходит по настоящее время
Поезд: Тип 81-717.5А/714.5А
В день 75-летия Московского метрополитена на Сокольнической линии был запущен ретропоезд «Сокольники», состоящий из вагонов модели 81-717.5А/714.5А, стилизованных под самый первый поезд столичной подземки (тип «А»), выкрашенных в характерных для тех лет цвета. Как подчеркивают в метро, ретропоезд внешне является почти точной копией поездов 30-х годов XX столетия. Вместо кресел в салоне используются диваны, обшитые кожзаменителем, освещение дают характерные для ретро-поездов светильники-бра. Изнутри вагоны обшиты специальным пластиком, имитирующим материал линкруст, применяемый в вагонах типа «А». Мелкие детали, окантовка, рейки, рамы изготовлены из пластика и оклеены пленкой «под дерево».
Чтобы не нарушать необходимую ретро-атмосферу, поезд специально не оснащали беспроводным интернетом.
«Поэзия в метро»
Дата запуска: 17 ноября 2010 года
Дата снятия: Ноябрь 2017 года
Поезд: Тип «Русич»
Целых семь лет именной поезд «Поэзия в метро» был одной из достопримечательностей Филёвской линии метро. Новый проект подземки призван познакомить пассажиров с творчеством лучших поэтов России и мира. Первая экспозиция была посвящена творчеству чилийских поэтов. В 2011-м в рамках Года итальянской культуры появилась экспозиция, посвященная творчеству поэтов Италии. После недолгого пребывания на Арбатско-покровской линии, поезд был возвращен на Филевскую ветку.
Кроме того, экспозиции тематического поезда «Поэзия в метро» посвящались Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому, Михаилу Лермонтову, Габриэлю Гарсии Маркесу, Октавио Пасу. Изнутри вагоны украшались материалами, рассказывающими о творчестве лириков. Например, «поезд Маяковского» получил синие тона, один вагон рассказывал биографию великого советского поэта, другой был посвящен футуризму и конструктивизму, третий и последующие повествовали о творчестве поэта. Весной 2016 года была создана последняя на сегодня экспозиция «Шекспировские страсти», благодаря чему состав впервые был оформлен тематически не только изнутри, но и снаружи. В конце ноября 2017 года экспозиция «Шекспировские страсти» была снята, однако нового оформления поезд не получил.
«175 лет железным дорогам России»
Дата запуска: 1 августа 2012 года
Дата снятия: 1 декабря 2012 года
Поезд: Тип «Русич»
Новый именной поезд, представленный на станции «Выставочная», прокатившийся по Филевской линии, и на четыре месяца основавшийся на Кольцевой линии, стал вторым тематическим составом в метро, посвященным отечественным железным дорогам. Первым был, напомним, поезд «Красная стрела».
Поезд «175 лет железным дорогам России», состоящий из пяти вагонов, снаружи был обклеен красной пленкой. В салоне были представлены ретро-фотографии и плакаты из архивов РЖД, исторические зарисовки, повествующие о становлении российских железных дорог. Уже к 1 декабря 2012 года вся оригинальная символика была убрана и состав перестал быть тематическим.
С этим поездом связана одна трагическая история. 12 августа 2012 года на станции «Краснопресненская» погиб зажатый дверьми именного поезда пассажир. Машинист не заметил мужчину и привел состав в движение, поезд протащил пассажира по платформе, в результате травм, полученных при столкновении со стенной тоннеля, последний скончался.
Фото: umamonta, Metro-photo, Mosco-Walk, mosmetro, nomernoy, nashtransport, Павел Сёмкин / LiveJournal, М
runews24.ru
Именные поезда Петербургского метрополитена Википедия
Именные поезда Петербургского метрополитена — составы, имевшие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имели какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей мог быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
Прекратившие существование
«Пионерский» поезд
Инициаторами создания пионерского поезда из вагонов, построенных из собранного пионерами города металлолома, стали комсомольцы Ленинградского метрополитена[1].
Эксплуатировался на Кировско-Выборгской линии в 1984 году[2]. Поезд водила локомотивная бригада старшего машиниста А. П. Данилова, являющаяся одной из лучших в метрополитене. В качестве подвижного состава поезда были использованы вагоны типа 81-717/714.
На торцевых дверях головных вагонов висели вывески:
Комсомольско-молодёжная бригада имени XIX съезда ВЛКСМ 60 ПОЕЗД ПИОНЕРСКИЙ
Внутри отличался только наличием под заводской табличкой второй, на которой присутствовала надпись красным шрифтом:
Вагон сделан из металлолома, собранного пионерами Ленинграда и Ленинградской области
В настоящее время вагоны, работавшие в составе поезда, эксплуатируются в электродепо «Выборгское»
«50 лет метрополитену»
Появление состава было приурочено к празднованию пятидесятой годовщины открытия Ленинградского метрополитена. Обкатка поезда происходила в конце октября 2005 года, ходил по 1 линии с 2 ноября 2005[3] по 2006 год.
В качестве подвижного состава поезда (два головных вагона, шесть промежуточных, один запасной) были использованы вагоны типа Ема (головные) — резерв из депо «Невское», типа Е и Ем (промежуточные) — резерв из депо «Северное». Номера вагонов: 3935—3433—3733—3756—3430—3425—3735—3936.
Концепцию оформления «ретро-поезда» разработало Агентство маркетинговых коммуникаций Red Line Media[4]. Снаружи состав был окрашен по «старой» схеме окраски: верхняя часть вагона салатового цвета, нижняя — голубого, посередине — прямая полоса темно-синего цвета.
Внутреннее оформление представляло собой попытку передать атмосферу события пятидесятилетней давности. Внутри «ретро-состава» отсутствовала ставшая уже привычной реклама. На освободившихся площадях были размещены статьи газет пятидесятилетней давности, посвященные открытию первых станций, фотохроника начального периода работы метро, схемы самой первой линии, поздравительные плакаты.
В 2006 году вся праздничная информация из вагонов была убрана, а сами они были перекрашены в стандартную окраску.
«Воспоминание»
Начал курсировать в честь шестидесятилетнего юбилея Петербургского метрополите по 1 линии с 15 октября 2015 года. Снаружи поезд обклеен старыми фотографиями метрополитена, курсировал ежедневно по маршруту 101 и имел собственное расписание.[5] Поезд ходил до 15 декабря 2015 года.
Составность: 6607-6933-6935-6937-6938-6939-6940-6608
«Красная стрела»
Появление состава было посвящено 85-летию одноимённого железнодорожного экспресса. Аналог московской «Красной стрелы». Курсировал по Кировско-Выборгской линии с 6 июля по декабрь 2016 года. Торжественное прибытие поезда из депо на станцию «Площадь Восстания» состоялось в 10:00.[6] Запуск состава — совместный проект ГУП «Петербургский метрополитен» и ОАО «Российские железные дороги».[7]
Был оформлен в классических тонах первого фирменного поезда — вагоны красного цвета с жёлтой полосой, проходящей по нижней части периметра состава. На бортах кабин головных вагонов был размещён малый герб Санкт-Петербурга. На борту каждогого вагона жёлтая надпись с названием поезда:
КРАСНАЯ СТРЕЛА
В отличие от аналогичного московского поезда, внутреннее оформление было более скромным: только 2—3 плаката с информацией о поезде «Красная стрела», при этом даже сохранена реклама.
Состав состоял из восьми вагонов Ем. Составность: 6622—6307—6308—6309—6310—6311—6312—6621.
«Литературный поезд»
Курсировал по 1 линии с 28 декабря 2016 года до октября 2018 года. Состоит из вагонов 81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный» в красном исполнении. Посвящён творчеству русских писателей и поэтов (Пушкин, Маяковский, Горький, Чернышевский, Достоевский и русские поэты Серебряного века).
Составность: 22025-23027-24025-23028-23029-24026-23030-22026
«Дворцы Петербурга»
Курсировал по 3 линии с 12 ноября 2015 года по январь 2019 года. Состоит из вагонов 81-722/723/724 «Юбилейный». Посвящён дворцам Санкт-Петербурга.
Составность: 22003-23003-24003-24004-23004-22004
«Мобильная библиотека»
Курсировал по 1 линии с апреля по октябрь 2016 года (с апреля 2017 на 4 линии). Состоит из вагонов Ем (в 2017 году из вагонов серии 81-717/714). Аналог московской «Читающей Москвы» в Санкт-Петербурге, но с QR-кодами книг, через которые можно скачать любимые книги.
Составность на 2016 год: 6607-6933-6935-6937-6938-6939-6940-6608
Составность на 2017 год: 8741-8192-8193-8191-8190-8742[8][9]
Составность на 2018 год: 8470-7439-7436-7427-7428-8469 [10][11][12][13]
Действующие
Ретропоезд
Начал курсировать в честь шестидесятилетнего юбилея Петербургского метрополитена по 1 линии с 15 ноября 2015 года. Ходит по укороченному маршруту «Автово» — «Площадь Восстания» в праздничные дни. Снаружи оригинальная окраска, внутри оригинальные «Не прислоняться». Состоит из 4 вагонов, из них 2 головных вагонов Ема и 2 промежуточных Е. Составность: 3935—3369—3427—3934.
См. также
Примечания
- ↑ Баскаков А. М., Бочкова Г. И., Горбенков А. М., Дерябин В. П., Дубовой Э. В. и др. Метрополитен Ленинграда — Петербурга: Страницы истории. — СПб.: Иван Фёдоров, 1995. — 328 с.
- ↑ Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (1955—1995). — СПб.: Лики России, 1995. — 240 с. — ISBN 5-87417-020-0.
- ↑ ИНТЕРПРЕСС.РУ — Репортаж
- ↑ Новости — Red Line Media запустило в питерское метро «ретро-поезд»
- ↑ Официальный сайт Петербургского Метрополитена (неопр.). www.metro.spb.ru. Дата обращения 28 октября 2015.
- ↑ Поезд «Красная стрела» запустят в метро Петербурга (неопр.). neva.today. Дата обращения 6 августа 2016.
- ↑ Официальный сайт Петербургского Метрополитена (неопр.). www.metro.spb.ru. Дата обращения 6 августа 2016.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714.5 (ЛВЗ/ВМ) № 8191 — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Дата обращения 30 мая 2017.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714.5 (ЛВЗ/ВМ) № 8742 — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Дата обращения 14 июня 2017.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-717 (ЛВЗ/ВМ) № 8470 — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Дата обращения 9 июня 2018.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714 (ЛВЗ/ВМ) № 7439 — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Дата обращения 9 июня 2018.
- ↑ Фото: Санкт-Петербург, Метрополитен 81-714 (ЛВЗ/ВМ) № 7428 — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Дата обращения 9 июня 2018.
- ↑ Фото: Состав «Мобильная библиотека» вышел на Линию 2 (неопр.). metro.spb.ru. Дата обращения 9 июня 2018.
wikiredia.ru
Самые первые именные поезда появились одновременно с появлением железных дорог. Не исключением была и Россия. Поезда называли в честь правителей, знаменитых личностей, географических объектов и т.д. Поскольку метрополитен тоже является железнодорожным транспортом, то и тут поезда тоже стали называть как и на простой железной дороге. Самый первый именной поезд в метрополитене на территории бывшего СССР появился, разумеется, в Москве в 1938 году. Он был составлен, вероятно, из вагонов типа Б и шёл первым поездом по новой, Горьковской линии, назвался он — Иосиф Сталин . На головных вагонах красовался портрет вождя , под которым жёлтыми буквами было написано название поезда. Бегал он где-то до середины 60-х, однако, приблизительно в 1955 году, он был перекрашен в обыкновенный поезд. В конце 1984 года на Филёвскую линию вышел поезд Пионер Кунцева . К сожалению, о дальнейшей судьбе поезда мне ничего не ихвестно. Были ли ещё какие-то именные поезда в те времена, я не знаю. Сейчас по Московскому метрополитену бегают три именных поезда. Первый, и самый старый — Гайдаровец (0123-0435-0434-0433-0432-0638-0440-0124), такое название он получил из за того, что он сделан из металла, собранного московскими школьниками. Об этом гласила висевшая до недавнего времени табличка в одном из головных вагонов, однако, несколько лет назад, она, видимо, кому-то помешала и теперь он ничем не отличается от своих собратьев, составленных из вагонов типа 81-741/717. Ходит он по Калужско-Рижской линии. На Замоскворецкой линии можно встретить поезд Народный ополченец 1941-1945 (0161-0534-0535-0536-0537-0538-0539-0162). Отличается он от остальных поездов только надписями красного цвета на головных вагонах с названиями поезда. По Люблинской линии ходит поезд Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея (фото) (2511-1090-1092-1091-1093-1036-2512). В Нижнем Новгороде есть тоже свой именной поезд, Называется он Пионер (0041-9881-7825-0043). Его головные вагоны украшены профилем В. И. Ленина на фоне пионерской звёздочки с девизом Всегда готов! и надписями с названием поезда. (фото). Что самое интересное, освещение внутри головных вагонов красное, причём красные там именно лампы, а не плафоны, чередующиеся с обыкновенными, однако освещение всё равно выглядит красным, в результате чего создаётся впечатление, что ты находишься в фотолаборатории. (фото) В нижнем Новгороде, все вагоны отделаны белым и голубым пластиком, однако Пионер отделан пластиком в виде дерева. В остальном это обычный поезд. (фото). Ещё один именной поезд есть в Харькове. Он посвящён памяти погибших в Афганистане. От остальных поездов он внешне ничем не отличается, на нём нет ни таблички, ни надписи, ничего говорящего о том, что это поезд назван в честь афганцев. Большинство харьковчан даже и не знают о его существовании. Однако то, что в этом поезд нет ни одного рекламного объявления замечают многие. В остальном, это абсолютно обыкновенный поезд. |
rikshaivan.ru