Метро светофоры – ИСИ на метрополитенах РФ/Постоянные сигналы — Энциклопедия нашего транспорта

19. Светофоры линзовые типа «Метро»

Назначение. Светофоры линзовые «Метро» предназначены для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организа­ции движения поездов и маневровой работы в метрополитенах.

Некоторые конструктивные особенности. Внешний вид и пример компоновки двузначного светофора с козырьками приведен на рис. 127. По конструктивному исполнению корпуса светофоров из­готавливают алюминиевыми цельнолитыми с наборными головками.

Типы выпускаемых линзовых светофоров «Метро» приведены в табл. 106.

При заказе необходимо указать: «Светофор Мб ( далее указывают цвет сигнальных показаний снизу вверх, обозначая: б —лунно-бе­лый, к — красный, ж — желтый, з — зеленый, с — синий)» — и если светофор с козырьками, то указывают «с козырьками». При заказе без козырьков это можно не указывать.

В обозначении Мб: М — означает светофор линзовый «Метро», 6 — значность светофора, которая может быть 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Электропитание ламп линзовых комплектов светофоров осущест­вляется от источника тока напряжением (11,5!ц|) В.

Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Электриче­ская прочность изоляции между соединенными вместе контактами линзовых комплектов и корпусом светофора должна выдерживать без пробоя и явлений разрядного характера (поверхностного пере­крытия изоляции) от источника мощностью не менее 0,5 кВА испы-

тательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц в течение одной минуты:

Электрическое сопротивление изоляции между всеми соединен­ными между собой токоведущими частями и корпусом, а также меж­ду токоведущими частями должно быть не менее:

  • при воздействии верхнего значения рабочей температуры (60+3)°С — 20 МОм;

  • при воздействии верхнего значения влажности воздуха по условиям эксплуатации (93±3)%, при температуре (25±10)°С — 5 МОм.

Испытательное напряжение мегомметра 500 В. Светофоры линзовые «Метро» имеют следующие показатели на­дежности:

— средняя наработка на отказ — не менее 25 000 часов;

— средний срок службы до списания — не менее 20 лет. Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцев со дня ввода в эк-

Таблица 106

Типы линзовых светофоров «Метро»

Наименование светофора

Номер чертежа

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Примечание

Светофор линзовый «Метро» однозначный

3613-00-00

455x275x180

10,5

без козырька

3613-00-00-01

455x275x430

11,5

с козырьком

Светофор линзовый «Метро» двузначный

3614-00-00

670x275x180

17,5

без козырьков

3614-00-00-01

670x275x430

19,5

с козырьками

Светофор линзовый «Метро» трехзначный

3615-00-00

885x275x180

24,5

без козырьков

3615-00-00-01

885x275x430

27,5

с козырьками

Светофор линзовый «Метро» четырехзначный

3619-00-00

1100x275x180

31,5

без козырьков

3619-00-00-01

1100x275x430

35,5

с козырьками

Светофор линзовый «Метро» пятизначный

3620-00-00

1315x275x180

38,5

без козырьков

3620-00-00-01

1315x275x430

43,5

с козырьками

Светофор линзовый «Метро» шестизначный

3621-00-00

1530x275x180

45,5

без козырьков

3621-00-00-01

1530x275x430

51,5

с козырьками

сплуатацию при условии предварительного хранения не более шести месяцев со дня изготовления.

Светофоры поставляются в разобранном виде:

  • головки светофоров в сборе с подставками, кронштейны и ко­зырьки поставляются без упаковки;

  • линзовые комплекты упаковываются в деревянные решетчатые ящики.

На крышке светофора маркируется товарный знак завода-изгото­вителя и год выпуска. Линзовые комплекты также маркируются.

В комплект поставки светофоров входят линзовые комплекты КЛК (черт. 16904-00-00-01), корпуса с крышками в сборе (черт. 3613-01-00), подставки, кронштейны, заглушки, прокладки, хомуты, болты, гайки, винты, шайбы, козырьки (в случае поставки с козырьками). Один ключ поставляется на пять светофоров, но не менее одного ключа на партию. Светофорные лампы в комплект поставки не входят.

studfiles.net

СИГНАЛЫ. Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации

6.1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для чёткой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники метрополитена должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.

6.2. В сигнализации, связанной с движением поездов, применяются следующие основные сигнальные цвета:

— зелёный, разрешающий движение с установленной скоростью;

— жёлтый, разрешающий движение и требующий уменьшения скорости;

— синий и сигнальное показание автоматической локомотивной сигнализации, разрешающее движение, не превышая указанной сигнальным показанием АЛС скорости;

— красный, требующий остановки.

В сигнализации при маневровой работе применяются следующие сигнальные цвета:

— лунно-белый, разрешающий маневровые передвижения; [1]

— синий и сигнальное показание автоматической локомотивной сигнализации, разрешающее маневровые передвижения, не превышая указанной сигнальным показанием АЛС скорости;

— красный, требующий остановки.

6.3. В автоматической локомотивной, сигнализации с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС) применяются следующие сигнальные показания указателя АЛС в кабине управления поездом (составом):

— цифровые, разрешающие движение и указывающие предельно допустимую скорость на данном участке пути;

— цифра «0» (нуль), запрещающая движение и требующая остановки;

— буквы «НЧ» (нет частоты) или буквы «ОЧ» (отсутствие частоты) — занятость рельсовой цепи подвижным составом, неисправность путевых устройств АЛС-АРС или устройств АЛС-АРС на подвижном составе, излом рельса, не задан маршрут — запрещающие движение и требующие остановки. [2]

Перечень некодируемых рельсовых цепей утверждает Управление метрополитена. Движение по таким рельсовым цепям при сигнальном указании «НЧ» на указателе АЛС осуществляется по сигналам светофоров со скоростью не более 20 км/час (на парковых путях — со скоростью, устанавливаемой п.17.26 ПТЭ РФ). [2]

На линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС, в кабине управления поездом может применяться дополнительное показание о допустимой скорости движения на следующем участке пути.

6.4. Проезд светофора с красным огнём, с показанием один красный и один жёлтый огни, с непонятным показанием, а также светофора с погасшими огнями (кроме светофоров автоматического действия при отключённой автоблокировке на линиях, где АЛС-АРС является основным средством сигнализации, резервных и повторительных) запрещается.

Непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требует остановки.

В исключительных случаях проследование светофора с запрещающим показанием (красный огонь, один красный и один жёлтый огни, погасшие огни, непонятное показание), следование при сигнальном показании АЛС «0», «НЧ» («ОЧ») допускается после остановки порядком, установленным настоящими Правилами и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

При запрещающем показании светофоров ограждения порядок движения устанавливается инструкцией, утверждённой начальником метрополитена.

6.5. На метрополитене применяются только те сигналы, которые предусмотрены Инструкцией по сигнализации.

Типы сигнальных приборов, применяемых на метрополитенах, устанавливаются организациями, специализированными по проектированию устройств СЦБ, по согласованию с Управлением метрополитена. Цвет сигнальных стёкол и линз должен соответствовать установленным стандартам.

В качестве постоянных сигнальных приборов применяются светофоры и указатели АЛС в кабине управления поездом (составом).

6.6. Светофоры устанавливаются с правой стороны по направлению движения поездов (составов) или над осью пути.

В однопутных тоннелях на правосторонних кривых малых радиусов, а также в случае отсутствия габарита для установки светофоров с правой стороны, разрешается установка светофоров с левой стороны по направлению движения.

Светофоры должны устанавливаться так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с поезда (состава) за сигналы, относящиеся к смежным путям.

6.7. Показания светофоров должны быть отчётливо различимы с рабочего места машиниста поезда (состава) на расстоянии не менее расчётного тормозного пути, определённого для данного места при полном служебном торможении с максимальной установленной скорости. В местах, где по условиям профиля пути не может быть достигнута максимально установленная скорость движения (на подъёмах), это расстояние определяется по наибольшей скорости, которую поезд может реализовать на данном участке.

В местах, где по условиям плана или профиля пути обеспечить указанные выше требования не представляется возможным, устанавливается предупредительный светофор или на предшествующем светофоре устанавливается предупредительное сигнальное показание — жёлтый огонь.

Если видимость светофора с жёлтым огнём недостаточна, то на светофоре, предшествующем светофору с жёлтым огнём, устанавливается сигнальное показание — одновременно горящие жёлтый и зелёный огни.

6.8. Расстояние между смежными светофорами на перегонах должно быть не менее расчётного тормозного пути, определённого для данного места при полном служебном торможении с максимально установленной скорости.

В местах, где по условиям профиля пути не может быть достигнута максимально установленная скорость движения (на подъёмах), расстояние между смежными светофорами определяется по наибольшей скорости, которую поезд может реализовать на данном участке.

На подходах к станциям по условиям пропускной способности расстояние между смежными светофорами допускается равным длине тормозного пути при полном служебном торможении со скорости движения поездов не менее 35 км/ч, а на открытых наземных участках и приравненных к ним участках — со скорости движения поездов не менее 25 км/ч. В этих случаях на предшествующих светофорах должны быть установлены соответственно по ходу поезда жёлтый и зелёный (одновременно горящие) и жёлтый огни.

6.9. Пересечение главных путей в одном уровне должно ограждаться светофорами, расположенными от предельных реек (столбиков) на расстоянии не менее расчётного тормозного пути при экстренном торможении с максимальной установленной для данной линии скорости.

6.10. Стрелки, уложенные на перегоне или соединительной ветви, должны ограждаться светофорами, расположенными от предельных реек (столбиков) пошёрстной стрелки или стыка рамного рельса противошёрстной стрелки, на расстоянии:

— по главному пути — не менее расчётного тормозного пути при экстренном торможении с максимальной установленной для данной линии скорости;

— по пути соединительной ветви или станционному пути, примыкающим к главному пути — не менее расчётного тормозного пути при экстренном торможении со скорости, установленной по данному пути примыкания.

В местах, где расстояние от светофора до ограждаемой им стрелки меньше расчётного тормозного пути, должен быть предусмотрен предохранительный тупиковый путь.

6.11. На светофорах автоматического действия смена сигналов должна происходить автоматически от воздействия поезда на ограждаемые ими участки пути.

На светофорах полуавтоматического действия смена сигналов на запрещающее показание должна происходить автоматически от воздействия поезда (состава) на ограждаемые ими участки пути, а на разрешающее показание — действием дежурного поста централизации или поездного диспетчера.

В необходимых случаях дежурный поста централизации или поездной диспетчер должен иметь возможность перевода светофоров полуавтоматического действия на автоматическое действие. Нормальным показанием светофоров автоматического действия является — разрешающее, а полуавтоматического действия — запрещающее.

На светофорах независимого действия (светофоры ограждения металлоконструкций) смена сигналов должна происходить независимо от воздействия поезда на ограждаемые участки и действий дежурного поста централизации.

Светофоры ограждения, совмещённые с выходными и проходными светофорами, должны автоматически перекрываться на запрещающее показание, а их автостопы принимать заграждающее положение при изъятии ключа от металлоконструкции из блокировочного выключателя или выходе металлоконструкции из габарита. В рельсовую цепь перед выходным или проходным светофором в этом случае должна подаваться команда АЛС-АРС, запрещающая движение. [3]

До модернизации на действующих линиях допускается эксплуатация устройств с существующими зависимостями между металлоконструкциями и устройствами СЦБ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Светофоры и головки светофоров типа «МЕТРО»

Номер чертежа или код заказаНаименование изделияОсобенности исполненияТип ССС
1. Светофоры мачтовые надземные 
3601-00-00Светофор мачтовый с однозначной головкой «Метро» с квадратным щитомСССК 160-1
3601-00-00-01Светофор мачтовый с однозначной головкой «Метро» с круглым щитомСССК 160-1
3602-00-00Светофор мачтовый с двузначной наборной головкой «Метро»СССК 160-1
3602-00-00-01Светофор мачтовый с двузначной наборной головкой «Метро» и вводом для маршрутного указателяСССК 160-1
3603-00-00Светофор мачтовый с трехзначной наборной головкой «Метро»СССК 160-1
3603-00-00-01Светофор мачтовый с трехзначной наборной головкой «Метро» и вводом для маршрутного указателяСССК 160-1
3604-00-00Светофор мачтовый с четырехзначной наборной головкой «Метро»СССК 160-1
3604-00-00-01Светофор мачтовый с четырехзначной наборной головкой «Метро» и вводом для маршрутного указателяСССК 160-1
2. Светофоры карликовые надземные
3501-00-00Светофор карликовый с однозначной головкой «Метро» с квадратным щитомСССК 160-1
3502-00-00Светофор карликовый с двузначной наборной головкой «Метро»СССК 160-1
3503-00-00Светофор карликовый с трехзначной наборной головкой «Метро»СССК 160-1
3504-00-00Светофор карликовый четырехзначный с наборными головками «Метро»СССК 160-1
3505-00-00Светофор карликовый пятизначный с наборными головками «Метро»СССК 160-1
3506-00-00Светофор карликовый шестизначный с наборными головками «Метро»СССК 160-1
3. Светофоры тоннельные
3701-00-00Светофор тоннельный с однозначной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3701-00-00-01Светофор тоннельный с однозначной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3702-00-00Светофор тоннельный с двузначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3702-00-00-01Светофор тоннельный с двузначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3703-00-00Светофор тоннельный с трехзначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3703-00-00-01Светофор тоннельный с трехзначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3704-00-00Светофор тоннельный с четырехзначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3704-00-00-01Светофор тоннельный с четырехзначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3705-00-00Светофор тоннельный с пятизначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3705-00-00-01Светофор тоннельный с пятизначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3706-00-00Светофор тоннельный с шестизначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3706-00-00-01Светофор тоннельный с шестизначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
4. Светофоры тоннельные с головками для установки трансформатора
3801-00-00Светофор тоннельный с однозначной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3801-00-00-01Светофор тоннельный с однозначной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3802-00-00Светофор тоннельный с двузначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3802-00-00-01Светофор тоннельный с двузначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3803-00-00Светофор тоннельный с трехзначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3803-00-00-01Светофор тоннельный с трехзначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3804-00-00Светофор тоннельный с четырехзначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3804-00-00-01Светофор тоннельный с четырехзначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3805-00-00Светофор тоннельный с пятизначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3805-00-00-01Светофор тоннельный с пятизначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
3806-00-00Светофор тоннельный с шестизначной наборной головкой «Метро»ССТ 160/ССТ 160-12
3806-00-00-01Светофор тоннельный с шестизначной наборной головкой «Метро»для стесненного габаритаССТ 160/ССТ 160-12
5. Светофоры для «легкого метро»
3701-00-00-02Светофор для «легкого метро» с однозначной головкой «Метро»с козырькомСССК 160-1
3701-00-00-03Светофор для «легкого метро» с однозначной головкой «Метро»с козырьком, для стесненного габаритаСССК 160-1
3702-00-00-02Светофор для «легкого метро» с двузначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3702-00-00-03Светофор для «легкого метро» с двузначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3703-00-00-02Светофор для «легкого метро» с трехзначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3703-00-00-03Светофор для «легкого метро» с трехзначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3704-00-00-02Светофор для «легкого метро» с четырехзначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3704-00-00-03Светофор для «легкого метро» с четырехзначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3705-00-00-02Светофор для «легкого метро» с пятизначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3705-00-00-03Светофор для «легкого метро» с пятизначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3706-00-00-02Светофор для «легкого метро» с шестизначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3706-00-00-03Светофор для «легкого метро» с шестизначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
6. Светофоры для «легкого метро»  с головками для установки трансформатора
3801-00-00-02Светофор для «легкого метро» с однозначной головкой «Метро»с козырькомСССК 160-1
3801-00-00-03Светофор для «легкого метро» с однозначной головкой «Метро»с козырьком, для стесненного габаритаСССК 160-1
3802-00-00-02Светофор для «легкого метро» с двузначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3802-00-00-03Светофор для «легкого метро» с двузначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3803-00-00-02Светофор для «легкого метро» с трехзначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3803-00-00-03Светофор для «легкого метро» с трехзначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3804-00-00-02Светофор для «легкого метро» с четырехзначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3804-00-00-03Светофор для «легкого метро» с четырехзначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3805-00-00-02Светофор для «легкого метро» с пятизначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3805-00-00-03Светофор для «легкого метро» с пятизначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
3806-00-00-02Светофор для «легкого метро» с шестизначной наборной головкой «Метро»с козырькамиСССК 160-1
3806-00-00-03Светофор для «легкого метро» с шестизначной наборной головкой «Метро»с козырьками, для стесненного габаритаСССК 160-1
    7. Головки наборные «Метро»
3613-00-00Головка однозначная «Метро» с квадратным щитомс козырьком и квадратным щитомСССК 160-1,ССТ 160 илиССТ 160-12
3613-00-00-01Головка однозначная «Метро»с козырьком
3613-00-00-02Головка однозначная «Метро»без козырька и щита
3613-00-00-03Головка однозначная «Метро» с круглым щитомс козырьком и круглым щитом
3614-00-00Головка однозначная «Метро» с квадратным щитом (для установки трансформаторов в головку)с козырьком и квадратным щитом
3614-00-00-01Головка однозначная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьком
3614-00-00-02Головка однозначная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырька и щита
3614-00-00-03Головка однозначная «Метро» с круглым щитом (для установки трансформаторов в головку)с козырьком и круглым щитом
3611-00-00Головка двузначная наборная «Метро»с козырьками и щитом
3611-00-00-01Головка двузначная наборная «Метро»с козырьками
3611-00-00-02Головка двузначная наборная «Метро»без козырьков и щита
3612-00-00Головка двузначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками и щитом
3612-00-00-01Головка двузначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками
3612-00-00-02Головка двузначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырьков и щита
3615-00-00Головка трехзначная наборная «Метро»с козырьками и щитом
3615-00-00-01Головка трехзначная наборная «Метро»с козырьками
3615-00-00-02Головка трехзначная наборная «Метро»без козырьков и щита
3616-00-00Головка трехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками и щитом
3616-00-00-01Головка трехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками
3616-00-00-02Головка трехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырьков и щита
3619-00-00Головка четырехзначная наборная «Метро»с козырьками и щитом
3619-00-00-01Головка четырехзначная наборная «Метро»с козырьками
3619-00-00-02Головка четырехзначная наборная «Метро»без козырьков и щита
3620-00-00Головка четырехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками и щитом
3620-00-00-01Головка четырехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками
3620-00-00-02Головка четырехзначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырьков и щита
3623-00-00-01Головка пятизначная наборная «Метро»с козырьками
3623-00-00-02Головка пятизначная наборная «Метро»без козырьков
3624-00-00-01Головка пятизначная наборная «Метро»(для установки трансформаторов в головку)с козырьками
3624-00-00-02Головка пятизначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырьков
3627-00-00-01Головка шестизначная наборная «Метро»с козырьками
3627-00-00-02Головка шестизначная наборная «Метро»5без козырьков
3628-00-00-01Головка шестизначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)с козырьками
3628-00-00-02Головка шестизначная наборная «Метро» (для установки трансформаторов в головку)без козырьков

www.rosat.org

Зачем в метро светофоры?

     У светофоров в метро и на железнодорожных путях, которые также называют семафорами, более узкая направленность светового луча по сравнению с дорожными светофорами, поскольку сигнал предназначен только для машинистов. И если светофор — это фонарь с огнями разного цвета, то семафор — сигнальное устройство с подвижными крыльями на матче. И именно крылья разрешают или запрещают поездку. В метрополитене светофоры дополняются сигнальными огнями для удобства машинистов.

Кроме красного, желтого и зеленого света светофоры в метро горят голубым и белым цветом. Каждый сигнал имеет определенное значение и машинист знает их наизусть благодаря «Инструкции по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации». 

Светофоры в метро бывают: 

  • входные (разрешают или запрещают въезд на станцию)
  • выходные (запрещают или разрешают отправление в перегон)
  • маневровые (одобряют или запрещают совершение маневра)
  • повторительные (нужны, когда условия видимости основого светофора снижены)
  • предупредительные (говорят о показаниях следующего светофора на пути)
  • резервные (находятся в створе с основным светофором, как дополнительные)
  • светофоры ограждения (ограждают металлические конструкции)
Обычно на участке устанавливают один светофор, который выполняет функции многих — чтобы не нагромождать пути несколькими светофорами. Так, часто светофор одновременно выполняет фунции входного и маневрового или проходного и оградительного. 

Возможных сигналов светофора не один десяток, а намного больше. Значение сигнала зависит не только от цвета, но и от того, горят ли они поодиночке или все вместе, светят непрерывно или мигают. Если машинист видит светофор с двумя горящими желтыми огнями и верхний при этом мигает — значит, что состав может ехать со скоростью не более 35 км/ч, сам поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, а следующий светофор открыт.

Также существуют мачтовые и карликовые светофоры, установленные на кронштейнах или мостиках. 

21mm.ru

Железнодорожный светофор — Энциклопедия нашего транспорта

Светофор с 2 жёлтыми огнями Светофор с красным и жёлтым огнями Светофор с синим огнём и маршрутным указателем

Светофор — прибор, подающий сигналы огнями своих ламп в светлое и тёмное время суток (круглосуточно).

Светофоры предназначены для обеспечения безопасности движения поездов, а также чёткой организации движения поездов и маневровой работы.

Конструкция

Основной частью светофора является светофорная головка, которая может устанавливаться на мачте, кронштейне или мостике, а также на специальных фундаментах (карликовые светофоры на парковых путях).

На метрополитене применяются светофоры следующих типов:

  • светофоры типа «Метро», устанавливаемые в тоннелях;
  • светофоры железнодорожного типа, устанавливаемые на наземных участках.

Как правило, светофоры устанавливаются с правой стороны, с соблюдением габарита приближения оборудования. Минимальное расстояние от оси пути — 1 700 мм, высота нижней линзы светофорной головки над уровнем головок рельсов должна быть 2 300 мм.

Светофорная головка представляет собой литой корпус на одно, два или три показания. С передней стороны в корпусе имеются круглые окна, в которых размещаются линзы-светофильтры. Задняя сторона закрывается крышкой, шарнирно крепящейся к корпусу. Светофорные головки на два и три показания внутри разделяются на отсеки светонепроницаемыми перегородками.

В каждый отсек устанавливается линзовый комплект, состоящий из основания, ламподержателя и линзы-светофильтра. У светофоров типа «Метро» снаружи линза-светофильтр закрывается защитным стеклом. В ламподержатель устанавливаются одна или две светофорные лампы. Линза-светофильтр фокусирует световой поток и окрашивает его в соответствующий цвет. Светофорные лампы бывают одно- и двухнитевые. Номинальное напряжение светофорных ламп — 12 В, мощность — 15 и 25 Вт. У двухнитевых ламп мощность каждой нити 15 и 25 Вт.

В настоящее время вместо светофорных ламп применяют светодиодные головки. В зависимости от их типа они применяются совместно с линзовыми комплектами или без них.

Светофоры железнодорожного типа имеют:

  • линзовый комплект, состоящий из линзы-светофильтра и наружной прозрачной линзы, что позволяет иметь высокую степень фокусировки светового потока;
  • рассеивающие линзы и отклоняющие вставки, обеспечивающие видимость показаний светофора в кривых участках пути и в непосредственной близости от светофора;
  • фоновый щит, окрашенный с лицевой стороны в чёрный цвет, что улучшает восприятие сигнальных показаний светофора;
  • защитные козырьки, исключающие засветку линз от посторонних источников света и ложное восприятие сигнальных показаний светофора.

Светофоры типа «Метро» имеют:

  • облегчённый корпус;
  • упрощённую оптику, состоящую из линзы-светофильтра, закрытую снаружи защитным стеклом;
  • не имеют фонового щита и защитных козырьков.

В случаях применения светофоров типа «Метро» устанавливают козырьки и фоновые щиты или только козырьки.

Обозначение

Железная дорога

Входные: <направление>

Входные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» — с нечётного).

Если на станции несколько чётных и нечётных подходов, то после буквы «Н» («Ч») добавляется буква, обычно соответствующая первой букве названия предыдущей станции по этому подходу. Например, ЧМ — входной со станции Молот, ЧК — входной со станции Которосль.

Если на станции имеются входные светофоры с каждого пути на двух- или многопутных перегонах, то возможны два варианта:

  • первый светофор (основной) имеет обычное обозначение, а у второго (дополнительного, редко используемого) перед буквой добавляется номер пути римскими цифрами, например, IЧ;
  • оба светофора имеют перед буквой номер пути, например, IIЧ и IVЧ.

Выходные: <направление><путь>

Выходные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» — с нечётного), после которой дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Для главных путей употребляются римские цифры, для остальных — арабские.

Следует иметь в виду, что на станциях с продольным размещением нескольких участков главного пути или станционных путей возможна нумерация путей с применением вспомогательных букв. Например, НIЧ — выходной с I главного пути в нечётном направлении, Ч4 — с 4-го бокового в нечётном направлении, ЧIIА — с участка А II главного в чётном направлении.

Маршрутные: <направление>М<путь>

Маршрутным светофорам к букве «Н» («Ч») добавляется буква «М». Например, НМ3 — маршрутный с 3-го бокового пути в нечётном направлении, НМII — с II главного в нечётном направлении.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной — на путевых постах, выходной и маневровый, выходной и маршрутный). В этом случае нумерация строится из принципа разумности, максимальной идентификации номера светофора и имеющихся на нем огней, а также из наличия и нумерации других светофоров данного раздельного пункта. Так, на путевом посту совмещённый светофор целесообразно обозначать одной буквой, как входной. А маршрутный светофор для одного направления, одновременно являющийся выходным для другого направления, целесообразно обозначать как маршрутный.

Иногда в конце обозначения выходного или маршрутного светофора может встретиться буква «М», которая обозначает, что это поездной светофор, совмещённый с маневровым. Практиковалось это раньше, когда требовалось отличить станции, оборудованные для централизованного управления маневровыми передвижениями, и станции, оснащённые светофорами только для поездной работы, где манёвры производились не по огням светофоров, а по ручным сигналам стрелочников или командам дежурного по радиосвязи. В последние десятилетия буква «М» в конце номера для совмещённых светофоров не применяется.

Проходные: <порядковый номер>

На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечётного направления присваиваются нечётные номера (1, 3, 5…), а светофорам чётного направления — чётные (2, 4, 6…). Номера уменьшаются по ходу движения поезда, 1 — всегда предвходной в нечётном направлении, 2 — в чётном. При оборудовании двухпутных участков двухсторонней автоблокировкой к номеру светофора, установленного для неправильного направления движения, добавляется римская цифра, обозначающая номер пути.

Прикрытия: <направление>П<путь>

Заградительные: З<порядковый номер>

Предупредительные и повторительные: П<номер основного светофора>

Маневровые: М<порядковый номер>

Маневровые светофоры обозначаются буквой «М» с чётным порядковым номером в чётной горловине станции и с нечётным — в нечётной. Обычно номера возрастают от горловины к оси станции, но это не является жёстким требованием.

Горочные: Г<путь надвига>

Метрополитен

Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, светофоры полуавтоматического действия — буквами с цифрами или одними буквами.

К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического действия, совмещённых со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква «М» (например, 331М, ПК72М), а к обозначению светофоров полуавтоматического действия, связанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква «Г» (например, БГ201Г, АВ20МГ).

Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:

  • светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в правильном направлении, обозначаются буквой «М» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
  • светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в неправильном направлении, обозначаются буквами «МК» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
  • к обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее движение, к основному обозначению добавляется буква «Н» или «Ч», что соответствует нечётному или чётному направлению движения соответственно.

См. также

wiki.nashtransport.ru

Зачем в метро светофоры?

     У светофоров в метро и на железнодорожных путях, которые также называют семафорами, более узкая направленность светового луча по сравнению с дорожными светофорами, поскольку сигнал предназначен только для машинистов. И если светофор — это фонарь с огнями разного цвета, то семафор — сигнальное устройство с подвижными крыльями на матче. И именно крылья разрешают или запрещают поездку. В метрополитене светофоры дополняются сигнальными огнями для удобства машинистов.

Кроме красного, желтого и зеленого света светофоры в метро горят голубым и белым цветом. Каждый сигнал имеет определенное значение и машинист знает их наизусть благодаря «Инструкции по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации». 

Светофоры в метро бывают: 

  • входные (разрешают или запрещают въезд на станцию)
  • выходные (запрещают или разрешают отправление в перегон)
  • маневровые (одобряют или запрещают совершение маневра)
  • повторительные (нужны, когда условия видимости основого светофора снижены)
  • предупредительные (говорят о показаниях следующего светофора на пути)
  • резервные (находятся в створе с основным светофором, как дополнительные)
  • светофоры ограждения (ограждают металлические конструкции)
Обычно на участке устанавливают один светофор, который выполняет функции многих — чтобы не нагромождать пути несколькими светофорами. Так, часто светофор одновременно выполняет фунции входного и маневрового или проходного и оградительного. 

Возможных сигналов светофора не один десяток, а намного больше. Значение сигнала зависит не только от цвета, но и от того, горят ли они поодиночке или все вместе, светят непрерывно или мигают. Если машинист видит светофор с двумя горящими желтыми огнями и верхний при этом мигает — значит, что состав может ехать со скоростью не более 35 км/ч, сам поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, а следующий светофор открыт.

Также существуют мачтовые и карликовые светофоры, установленные на кронштейнах или мостиках. 

21mm.ru

а в метро светофоры есть?когда поезд иногда всает ?это он на светофоре стоит значит?а

Странный человек. Неужели никогда не было интересно, как видноТАМ, из кабины машиниста? Есть. На открытых участках метро их видно. На каждой платформе видно светофоры. Удивляюсь, как можно быть таким невнимательным и неинтересующимся…

есть они на некоторых станциях их отлично видно. например на Маяковской, если смотреть в сторону Белорусской — видно кучу светофоров) на Соколе в сторону Войковской — там туннель вправо уходит, почти сразу.

если присмотреться то видно

они есть, я их видела, их можно увидеть.

Нет не из-за сфетофора а из-за нас с вами. когда мы на плотформах двери не даем закрыть

Все поезда в метро движутся, следуя определенным правилам и законам, конечно у них есть свои особенности. Есть сходство с правилами дорожного движения. Но, в отличие от ПДД, в метрополитене количество видов СВЕТОФОРОВ более десятка. Мы привыкли к желтому, зеленому, красному цвету. К ним в метро прибаляются еще синий и белый цвета, и не обязательно они горят по отдельности, могут и вместе. Так что, если горят сразу несколько цветов — не удивляйтесь. Машинист вагонов метро должен четко понимать сигналы светофора метро, и, в соответствии с ними, решать, с какой скоростью идти составу метро, да и вообще, может стоит остановиться. Но в метро есть не только светофоры, есть еще и таблички и указатели. На разных линиях, ветках они могут незначительно отличаться. Например, значок о начале торможения на станции, а также ограничительная табличка, у которой стоит остановить первый вагон, чтобы хвост состава не остался в тоннеле. Синие сигналы светофоров метро говорят о том, что все системы в порядке, соответвтенно, можно двигатья согласно скорости, указанной на табло. Белые сигналы метро позволяют машинистам ориентироваться, маневрировать при небольшой скорости. Они также могут сигнализировать об ограничении скорости. .

Только на железной дороге (а метро это подземная ж. д. ) их называют семафорами.

Я представляю метро без светофоров….Кайф…поезда захотят встанут, захотят поедут…<br>(попробуй высунуть голову из форточки…и светофор увидишь и поезд остановиться…)

touch.otvet.mail.ru