Московскому метрополитену 80 лет – 80 лет Московскому метрополитену

80 лет Московскому метрополитену (именной поезд, Москва)

«80 лет Московскому метрополитену» — именной поезд Московского метрополитена, работавший на Серпуховско-Тимирязевской, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Солнцевской и Большой кольцевой линиях.

Запущен 13 мая 2015 года на Серпуховско-Тимирязевской линии в честь 80-летия Московского метрополитена. Состоял из 8 вагонов 81-760А/761А/763А.

Каждый из вагонов уникального поезда со сквозным проходом был посвящён отдельным эпизодам истории метрополитена: 1 вагон — 1 десятилетие. Вагоны были выполнены в цветовых гаммах основных линий метрополитена, а на бортах были размещены фотографии и даты значимых событий в жизни главного общественного транспорта столицы, ежедневно перевозящего миллионы пассажиров.

Помимо этого, на вагоны были нанесены логотипы метро, используемые в то или иное десятилетие: на первом вагоне — логотип, который украшал поезда в 1935 году, а на последнем — современный, разработанный в середине 2014 года.

Внутри тематического поезда был расположен своего рода музей: в каждом вагоне была размещена информация о работниках метрополитена, а также о тех, кто участвовал в проектировании и строительстве «подземного города». Пассажиры могли узнать об истории станций и их архитекторах, таких как Алексей Душкин, Нина Алёшина и многих других. В вагонах этого современного поезда была отражена вся хронология развития вагонного парка метро.

Авторы оформления поезда разместили в поезде инфографику, в которой пассажиры могли проследить, как развивался метрополитен. На стенах вагонов были указаны занимательные статистические данные: количество сотрудников, вагонов, станций и километров путей на начало определённого десятилетия и на период его окончания. За время поездки пассажиры могли вспомнить тексты любимых песен и стихов о метро, которыми также оформлены стены вагонов.

Эксклюзивно для этого поезда до его передачи на другие линии все объявления станций звучали голосом народного артиста Советского Союза, диктора Центрального телевидения СССР и Первого канала Игоря Кирилловаи.

В январе 2016 года поезд передан на Таганско-Краснопресненскую линию, спустя 2 года — на Калужско-Рижскую линию. В ноябре 2018 года состав был передан на Солнцевскую и Большую кольцевую линии.

В апреле 2019 года все декоративные элементы с вагонов были сняты и именной поезд, таким образом, прекратил своё существование.

wiki.nashtransport.ru

80 лет Московскому метрополитену! | Мир метро

В этом году Московский метрополитен отмечает свой 80-летний юбилей. Ровно 80 лет назад была запущена первая, Сокольническая линия столичной подземки — от «Парка Культуры» до «Сокольников» с ответвлением до «Смоленской». Торжественное открытие прошло 15 мая 1935 года.  

По интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок столичная подземка стабильно занимает первое место в мире. За период работы метрополитен перевёз 145 млрд пассажиров.

Пресс-служба столичной подземки сообщает что Ко Дню рождения Московского метрополитена подготовили целый ряд развлекательных, культурных, познавательных мероприятий, в которых смогут принять участие все желающие. Москвичи, гости столицы — словом, все наши пассажиры увидят Парад поездов, смогут сфотографироваться в образе работников метро, принять участие в конкурсе на оформление поезда, услышать «Голоса метро».

На Кольцевой линии 15-16 мая будет организован парад поездов. Пассажиры смогут прокатиться внутри каждого вагона, который эксплуатируется в московском метрополитене. Именно в эти дни все поезда, которые существуют в московском метрополитене, будут находиться на Кольцевой линии. 

Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метро, 1935 год.

Также ранее на Серпуховско-Тимирязевскую линию вышли два тематических поезда со сквозным проходом — «Народный ополченец», который посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также «80 лет московскому метрополитену». А на Таганско-Краснопресненской линии появился первый брендированный поезд — с рекламой на бортах вагонов.

Кроме того, на станции «Партизанская» в пятницу откроется экспозиция старых вагонов метро, от тех которые выходили на линию 80 лет назад до более поздних.

По материалам: http://napnews.ru

www.mirmetro.net

Московский Метрополитен в 80-е годы

(Схема линий метрополитена, 1986 год)

Выполнение Генерального плана с 1971 года продолжалось вплоть до 1985 года, хотя его действие подразумевалось до 2000 годов. Не все задуманное было выполнено, тем не менее основная задача расширения Москвы с делением на жилые зоны была реализована. В транспортной структуре в 80-е годы особо не было каких-либо кардинальных изменений, тем более что продолжалась «эпоха застоя», но строительство новых линий метро все же продолжалось, хоть и не так стремительно, как в прежние годы.

(Вестибюль станции Шаболовская 1980-е годы)

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на качественное поддержание проведения соревнований, строительство спортивных объектов, гостиничных комплексов. Так в этом году в метрострое была открыта только одна станция 5 ноября 1980 года «Шаболовская» на Калужско-Рижской линии. 

(Подземный переход, часто становившийся входом в метро. Станция Тульская в 1980-е годы)

Новая ветка метро, цвет для которой был определен серый, Серпуховско-Тимерязевская линия уже появилась на картах, как строящаяся, но первый южный радиус введенный в эксплуатацию был запущен только в 8 ноября 1983 года от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км. Ветка сразу строилась, как диаметральная, пересекающая кольцевую линию в двух местах и должна была стать самой длинной в Московском метро.

(Уникальная станция метро «Ленинские горы», построенная на метромосту незадолго до закрытия на реконструкцию в 1983 году)

Тогда же 20 октября 1983 года уникальная станция, расположенная на метромосту «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»), из-за постоянного разрушения от слишком поспешного  в свое время ввода в эксплуатацию, была закрыта на реконструкцию, которая быстро «заморозилась» из-за нехватки финансирования, и стала самой долгой реконструкцией в метро. Второй раз станция откроется только спустя 19 лет уже при Российской власти в 2002 году.

(Схема линий метрополитена, 1987 год)

В середине 80-х годов 30 декабря 1984 года был открыт 6,4 км участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» с ответвлением до станции «Каховская» (сейчас ответвление является самостоятельной небольшой веткой). Затем к 7 сентября 1985 года линию продлили на 3,4 км от «Орехово» до «Красногвардейской» станции. А в январе 1986 года ввели в эксплуатацию участок от «Серпуховской» до «Боровицкой», в 1987 году проложили до станции «Чеховская» и 31 декабря 1988 года открыли линию до станции «Савеловская», получив две пересадочные на кольце станции.

(Вестибюль метро Коньково в 80-е годы и исчезнувшие скульптуры на месте ТЦ «Коньково» в современное время)

На других линиях строительство ввелось не так оживленно, тем не менее был открыт небольшой 1,7 км участок Калининской линии от «Марксистской » до «Третьяковской». Калужскую линию продлили от станции «Беляево» до станции «Теплый стан» и 31 декабря 1989 года завершило десятилетие открытие станции «Крылатское» подземной части Филевской линии.

Что касалось подвижного состава, то в 80-е годы вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова начал серийный выпуск вагонов типа 81-717/714 (впервые в истории метростроения СССР новые вагоны не получили буквенного обозначения). Новые метросоставы с вагонами данного типа получили промежуточные вагоны без кабины машиниста, что увеличило их вместимость, а также был сильно изменен интерьер внутреннего пространства вагонов, сидения стали жесткими, изменились лампы освещения, кабина машиниста и была снижен расход электроэнергии на 5-6%.

(Современная фотография неизвестного автора с неизвестного места. А ведь именно такие автоматы для размена монет были в советском метро. Все гениально и просто: 20 копеек, 15 копеек и 10 копеек выдавались 5-ти копеечными монетками, которые весело звенели в окошке выдачи)

В 1987 году «Метровагонмаш» начал долгосрочное проектирование метропоезда нового поколения, который в будущем получит название «Яуза».

moscowchronology.ru

Московское метро 80 лет назад

В ноябре 1931 года началось строительство московского метрополитена и уже 15 мая 1935 года было открыто 13 станций. Невероятная скорость, конечно, учитывая отсутствие наработок. Предлагаем посмотреть архивные фотоснимки Московского метро образца 1935 года. Кстати, это весьма редкие кадры, так как в метро тогда фотографировать было запрещено под угрозой расстрела.

Станция метро «Сокольники», проход к поездам.
32
1

Станция метро «Сокольники».
2

Перрон станции метро «Сокольники».
3

Перрон станции метро «Сокольники».
4

Поезд на станции метро «Сокольники».
5

Станция метро «Дворец Советов». Сейчас станция называется «Кропоткинская».
6

Станция метро «Дворец Советов», зал касс.
7

Станция метро «Дворец Советов».
8

Станция метро «Охотный ряд».
9

Эскалатор на станции метро «Охотный ряд».
10

Станция метро «Охотный ряд».
11

Станция метро «Охотный ряд», эскалаторный зал.
12

Станция метро «Красносельская», зал касс.
13

Перрон станции метро «Площадь Джержинского», ныне «Лубянка».
14

Эскалатор на станции метро «Красные ворота».
15

Станция метро «Красные ворота».
16

Станция метро «Смоленская площадь», проход к поездам. Сейчас станция называется просто «Смоленская».
17

Вестибюль станции метро «Смоленская площадь».
18

Выход со станции метро «Смоленская площадь».
19

Поезд метро на станции «Комсомольская площадь».
20

Перрон станции «Комсомольская площадь»
21

Перрон станции метро «Комсомольская площадь»
22

Станция метро «Комсомольская площадь», зал перед перроном.
23

Станция метро «Крымская площадь», ныне «Парк культуры».
24

Вестибюль станции метро «Крымская площадь».
25

Перрон станции метро «Крымская площадь».
26

Перрон станции метро «Кировская», сейчас «Чистые пруды».
27

Станция метро «Библиотека имени Ленина»
28

Станция метро «Арбатская площадь», ныне просто «Арбатская»
29

Туннель метро
30

Примерно так выглядела первая схема метро. Для наглядности мы наложили современную схему.
31

art-on.ru

80 лет Московскому метрополитену — lytkin_pavel


В этом году Московский метрополитен отмечает свой 80-летний юбилей. Ровно 80 лет назад была запущена первая, Сокольническая линия столичной подземки — от «Парка Культуры» до «Сокольников» с ответвлением до «Смоленской». Торжественное открытие прошло 15 мая 1935 года.


По интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок столичная подземка стабильно занимает первое место в мире. За период работы метрополитен перевёз 145 млрд пассажиров.

Пресс-служба столичной подземки сообщает что Ко Дню рождения Московского метрополитена мы подготовили для вас целый ряд развлекательных, культурных, познавательных мероприятий, в которых смогут принять участие все желающие. Москвичи, гости столицы — словом, все наши пассажиры увидят Парад поездов, смогут сфотографироваться в образе работников метро, принять участие в конкурсе на оформление поезда, услышать «Голоса метро».

На Кольцевой линии 15-16 мая будет организован парад поездов. Пассажиры смогут прокатиться внутри каждого вагона, который эксплуатируется в московском метрополитене. Именно в эти дни все поезда, которые существуют в московском метрополитене, будут находиться на «Кольцевой линии.

Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метро, 1935 год.

Также ранее на Серпуховско-Тимирязевскую линию вышли два тематических поезда со сквозным проходом — «Народный ополченец», который посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также «80 лет московскому метрополитену». А на Таганско-Краснопресненской линии появился первый брендированный поезд — с рекламой на бортах вагонов.

Кроме того, на станции «Партизанская» в пятницу откроется экспозиция старых вагонов метро, которые выходили на линию 80 лет назад, а также выставка технических поездов, которые работают только ночью и готовят пути для ежедневной работы подземки.

источник: с сайта napnews.ru

http://napnews.ru/content/80-let-moskovskomu-metropolitenu

Следите за новостями на сайте моего проекта

lytkin-pavel.livejournal.com

МОСКОВСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ 80 ЛЕТ — «Гайдаровка»

«В нём и мрамор и стекло,
В нём просторно и светло,
Летом в нём прохладно,
А зимой — тепло».
Эти строчки Марии Мироновой из «Песенки о метро» похожи на загадку. А мы вспомнили их неслучайно: ведь сегодня,15 мая, Московское метро отмечает свой юбилей — 80 лет со дня открытия.                                               
Для нас метро — привычный способ передвижения. Каждый день миллионы людей спускаются в подземку, ведь это самый быстрый вид транспорта, за час можно доехать из одного конца города в другой. Это время можно провести с пользой: почитать книгу, газету, журнал или воспользоваться более современными носителями информации, ведь в метро к услугам пассажиров предоставляется бесплатный Wi-Fi.
Если вам повезет и вы сядете в именной поезд, то можно, не выходя из вагона, прочитать отрывки из произведений художественной литературы, или цитаты великих мыслителей. Можно попасть и в «художественную галерею» с экспозициями известных художников. Представляете, как это здорово — окунуться в мир живописи прямо в вагоне метро!                        
Всем известно, что Московское метро — самое красивое в мире, нигде больше нет таких станций, отделанных мрамором, витражами, скульптурами и полудрагоценными камнями. Иностранные туристы первым делом спускаются в метро, чтоб полюбоваться красивой и богатой отделкой станций и образцами искусства советского периода, — как в музей.

Метро посвящены многие стихи и песни. Среди них «Песня старого извозчика», которую исполнял Леонид Утёсов, «Песенка о московском метро» Булата Окуджавы, «Песенка о метро» — автор Мария Миронова. В метро снимали фильмы, самая известная картина — «Я шагаю по Москве». Московское метро — объект внимания фантастов, разного рода исследователей подземных туннелей. Фантасты видят в метро единственное место, где можно укрыться от ядерных ударов, метро — место действия некоторых фантастических книг.

На сайте метрополитена можно получить много интересной информации об истории Московского метрополитена, но это сухие факты и цифры. Мы сегодня хотим рассказать о книгах, которые можно найти в нашей библиотеке.                                                                                                     

Две книги о метро в фонде нашей библиотеки появились недавно — это сказочная повесть Марии Агаповой «Метрольцы» и книга из серии «Настя и Никита» — «Метро. Подземный город». Обе книги изданы Издательским домом «Фома». Из первой вы узнаете о крохотных человечках, которые появляются в метро, когда все работники уходят и становится темно. Они озаряют всю станцию светом маленьких фонариков. Вы никогда не задумывались, почему поезд вдруг останавливается в темном туннеле и стоит так минуты две или три? А это, оказывается, машинист поезда пропускает метрольцев через пути. Среди обитателей метро есть один любопытный малыш Юнька, вот о его приключениях и будет рассказ: как Юнька оказался на поверхности и попал в дом маленькой девочки. Есть еще один любопытный герой книги — это мальчик Костик, который познакомился с Юнькой, а потом даже попал в подземный город метрольцев.

«Метро.Подземный город» знакомит читателей с историей метро: как шло строительство Московского метрополитена; какие интересные события происходили с тех пор, как был пущен первый поезд. Вы узнаете, что первой действующей станцией стала станция «Сокольники» — это было всеобщее ликование, пассажиры с восхищением рассказывали о сверкающих мрамором просторных залах метрополитена.
А как вы думаете, друзья, где можно обнаружить древние останки растений и животных? Конечно, в Московском метро! На стенах, на полу и в колоннах «прячутся» морские ежи, моллюски и кораллы. Книга  «Метро.Подземный город» откроет секрет, на какой станции больше всего окаменелостей.

Следующая книга, с которой мы хотим вас познакомить, — это «Московские маршруты» Андрея Мясникова. Издание рассказывает о всех видах транспорта города Москвы, в частности и о метро, книга сопровождается красочными иллюстрациями. Здесь вы увидите, как меняли свой внешний облик поезда и вагоны метро, как развивался и каким стал пассажирский транспорт нашей столицы. Для тех, кто желает больше узнать о разных видах транспорта, авторы делятся с читателями телефонами и адресами музеев техники.                                      
В заключение — небольшое стихотворение Самуила Маршака о метро:
Вот он — город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.

Каждый миг гудит рожок,
Слышен гул далекий.
И весенний ветерок
Обвевает щеки.

Поздравляем с 80-летием метро всех, кто создавал Московское метро, кто работал и продолжает работать в этом огромном интересном и сложном механизме города Москвы! 

Материал подготовлен библиотекарем абонемента ЦГДБ им. А.П.Гайдара Борисовой М.А..

gaidarovka-news.livejournal.com

15 мая – 80 лет Московскому метрополитену

В эту пятницу, 15 мая исполняется 80-летний юбилей Московского метрополитена. Именно этим числом датировано открытие Московского метрополитена, произошедшее в далёком 1935-м году. Поисковая система Google посвятила юбилейной дате Московского метрополитена дудл, а созданный специально к этому памятному дню сайт «80 лет Московскому метрополитену» рассказал, какие мероприятия будут проходить в столичной подземке по случаю такой памятной даты.

Праздничные мероприятия в Московском метрополитене не ограничатся торжественным «парадом поездов», организаторы мероприятий также сообщают о всевозможных метроквестах, выставках и других приуроченных к юбилейной дате задумках. Отмечается, что праздничные мероприятия придуманы не только для пассажиров, но и для сотрудников метро: работники московского метро в эти дни будут участвовать в праздничной спартакиаде.

«Парад поездов» в метро Москвы

Как сообщает «Интерфакс», празднование 80-летия Московского метрополитена началось рано утром – приуроченные торжественные мероприятия начались с 05:30 по московскому времени «парадом поездов», который торжественно открывал начальник метро Москвы Дмитрий Пегов. Парад в метро Москвы представлял собой движение по Кольцевой ветке метрополитена поездов других серий, едущие на работу и по другим делам в столичном ритме москвичи кроме привычных «Русичей» смогли заметить также и поезда:

  • «Номерной»;
  • «Яуза»;
  • 81-716;
  • «Еж»;
  • «Ретро-поезд».

СМИ сообщают ещё одну оптимистичную новость: для всех, кто пропустил «парад поездов» в метро Москвы, возможность увидеть старые поезда, пущенные в честь 80-летнего юбилея Московского метрополитена, можно будет ещё и 16 мая.

«Метроквест», тантамарески и фестиваль в Москве

Торжества по случаю 80-летия Московского метрополитена на «параде поездов» не закончатся. Организаторы мероприятий решили порадовать своих пассажиров и сотрудников также и другими интересными идеями. К примеру, на каждой из 12 станций метро, что на Кольцевой линии, будут установлены тантамарески – установки (стенды) с вырезом для лица для фотографирования в образе сотрудников метро Москвы.

Для высокотехнологичной молодёжи организаторы придумали «метроквест» в Москве, который можно пройти с помощью мобильного телефона. Скачать приложение «Метроквест» можно на официальном сайте юбилея метро, а ответив на вопросы быстро и правильно, можно будет получить приз. Квест, по данным организаторов, будет состоять из пяти вопросов, всего пользователю будут предлагаться три маршрута. Примечательно, что прочти квест о метро Москвы можно до 31 мая, поэтому все желающие поучаствовать по задумке организаторов смогут это сделать. Кто лучше и быстрее остальных участников ответит на вопросы квеста, получит годовую карточку «тройка» с безлимитным количеством поездок в подарок.

Кроме того, праздник 80 лет Московскому метрополитену сегодня завершится и вполне привычным масштабным фестивалем на ПКиО «Сокольники» на Фестивальной площади. На сайте организатора сообщается, что мероприятие обещает быть ярким, запоминающимся и интересным для всех присутствующих, независимо от их пола и возраста. Кроме реальных историй, артистов в метро и танцевальных номеров все присутствующие на фестивале по случаю 80 лет Московского метрополитена смогут увидеть выступления музыкальных коллективов «Несчастный случай», «Моральный кодекс». Также на мероприятии выступит Валерий Сюткин. Отмечается, что вход на фестиваль метро Москвы 15 мая бесплатный.

24smi.org