Нева поезд – Официальный сайт ГУП «Петербургский метрополитен»

Обзор: «НеВа», работающая под Невой

В середине 2000-х годов у Петербургского метрополитена возникла потребность в появлении совершенно нового подвижного состава, который должен существенно отличаться от “вечных” вагонов модели 81-717/714 или их аналога 81-540/541. В 2007 году ЗАО «Вагонмаш» и чешская фирма «Skoda Transportation” подписали соглашение о совместной разработке составов нового поколения, специально по заказу ГУП «Петербургский метрополитен». В 2008 году была разработана техническая документация и уже к концу года начали собирать первые опытные экземпляры. Увы, из-за кризиса, первые 3 вагона проекта “НеВа” были представлены прежней главе города, Валентине Матвиенко, только 14 января 2011 года.

В марте того же года эти 3 вагона были переданы на испытания в Петербургский метрополитен, где их 2 месяца обкатывали по парковым путям электродепо ТЧ-5 “Невское”. К июлю 2011 были поставлены в метрополитен ещё 3 вагона, таким образом был сформирован первый состав модели 81-556/557/558 “НеВа”. В ноябре 2011 года было выдано разрешение на полноценную обкатку по Невско-Василеостровской линии после 20:00, а позже и по другим линиям.

Летом 2012 года Комитет по транспорту объявил конкурс на поставку 9 шестивагонных составов с асинхронным тяговым приводом. За данный заказ, кроме “Вагонмаша”, хотел побороться «Трансмашхолдинг» (ТМХ). На петербургской площадке машиностроительного гиганта ОЭВРЗ (Октябрьский электровагоноремонтный завод) был выпущен поезд модели 81-780/781 “Ладога”, на основе уже эксплуатирующихся тогда в Москве вагонов модели 81-760/761. В отличии от “НеВы”, эти вагоны были оборудованы системой кондиционирования, однако это утяжеляет и без того нелёгкую “Ладогу”. У многих экспертов вызвало нарекания наличие в «Ладоге» прислонно-сдвижных дверей, в связи с чем эксплуатация данного типа подвижного состава могла оказаться невозможной на линиях со станциями типа «горизонтальный лифт». Однако, как показали результаты испытаний, горизонтальные лифты не являются помехой для для данной конструкции дверей.  Но не будем зацикливаться на творении “ТМХ”.

В итоге, конкурс выиграло ООО “Вагонмаш” (на тот момент как СП «Skoda Transportation” и ЗАО “Вагонмаш”), а не одноимённое ЗАО. Это позволило спасти проект “НеВа”. Что касается его главного конкурента, то “Трансмашхолдинг”, конечно, пытался получить госконтракт при помощи судебных процессов, но это оказалось бесполезной тратой времени. К тому же ОЭВРЗ получил большой заказ на поставку вагонов модели 81-717.5П/714.5П.

Согласно условиям заключённого договора, 2 состава «НеВы» должны были поступить в 2012 году, 3 в 2013 и 4 в 2014 году. В связи с закрытием ЗАО «Вагонмаш», и потерей производственных площадей, ООО «Вагонмаш» было вынуждено разместить свою производственную линию на территории пустующего цеха Кировского завода. Кроме того, в связи с замечаниями заказчика, существенной доработки требовал опытный шестивагонный состав. После устранения всех необходимых замечаний, повторная приёмка первого состава состоялась в декабре 2012 года.

Несмотря на найденные производственные площади, первые три состава были собраны на головном предприятии «Skoda Transportation». В дальнейшем, в Чехии производился лишь кузов, а конечная сборка производилась силами ООО «Вагонмаш». Начиная со второго состава Skoda предложила новую нумерацию вагонов (первый имеет нумерацию 10404-10405), 20*** для головных и 21*** для промежуточных вагонов. Однако служба подвижного состава ввела собственную нумерацию для каждой модели вагонов — 56*** для 81-556, 57*** для 81-557, 58*** для 81-558. Изменения коснулись и самих вагонов,  вентиляционные решетки над 1-м и 3-ми боковыми окнами убрали с перелива крыши, в салоне исчезли наддверные табло (вернулись с 6-ого состава), были приспущены потолочные поручни, для удобства пассажиров. К концу 2013 года были поставлены все 4 состава.

22 октября 2013 года состоялся первый рейс новейших поездов на Невско-Василеостровской линии с пассажирами. Первенцем стал 56003—56004 – первый серийный состав. С марта 2014 первые 5 составов работают в регулярной эксплуатации. Позже к ним быстро присоединились ещё 4, сделанные в этом же году.

Ну а теперь, собственно, давайте взглянем, что собой представляет новая модель. Снаружи выглядит весьма современно. Обтекаемая маска, оригинальная форма окон, информационные табло, необычный окрас придают данным поездам вид вагонов XXI века!

Первое, что бросается пассажиру в глаза, это, скорее всего, поручни над накопительной площадкой. Вот чего не хватает в других российских вагонах метро! Благодаря этим поручням, можно не беспокоиться о том, что вы на кого-то упадёте.

Второе, это сиденья. Они весьма необычны для российского вагоностроения. Расстояние между сиденьями составляет около 10 см. Одни считают это недостатком (в основном любители диванов, присутствовавших в предыдущих моделях), другие достоинством, так как они повышают общий комфорт и исключают тесноту.

Третье, на что обращает внимание пассажир, — то, что под сиденье можно положить багаж! Однако противники-параноики считают, что из-за этого вероятность подсунуть взрывчатку в вагон крайне высока.

Фото: пресс-служба ООО «ВагонМаш»

Кроме того, серия “НеВа” – вагоны с принудительной вентиляцией. Соответственно, в салоне происходит равномерное распределение воздуха, внутри не душно, хотя некоторые готовы с этим поспорить. В связи с жалобами пассажиров, была также произведена перенастройка системы подачи воздуха, во избежание духоты.

Ещё один плюс, это табло «бегущая строка». Конечно, уже даже при вводе этих поездов в эксплуатацию такая опция никого не удивляла, но как они расположены! Если в Петербургских «номерных» табло установлены в самом конце, то в “НеВе” они находятся в середине салона. Пассажир может легко увидеть и прочитать, какая же будет следующая станция.

Фото: Виктор Лавров

Ну и посмотрим, как выглядит место машиниста! На наш взгляд, оно просторное и обзорное. Те, кто работают на метропоездах модели “НеВа”, говорят также. Пульт управления достаточно простой и компактный. Сиденье для машиниста позволяет чувствовать себя комфортно на линии, но в тоже время не позволяет уснуть. К тому же на Невско-Василеостровской линии расслабляться категорически нельзя, там не работает автоведение! Единственное, что удивляет многих машинистов, особенно не из Петербургского метрополитена, так это контроллер справа (обычно он слева). Но как говорят работники нашего метро, так даже удобнее.

Если же говорить о том, каков этот состав по ощущениям пассажира в поездке, то тут любой человек скажет, что «НеВа» значительно тише вечных “номерных”. К сожалению, в виду плохого состояния путей Невско-Василеостровской линии, в салоне очень хорошо ощущаются стыки, а также кривые (болтанка). Можно ли сказать, что “НеВа” — самый тихий поезд на постсоветском пространстве? Посмотрим:

«О чём говорят эти цифры? На самом деле разница в уровне шума в 10 децибел огромна, что мы и слышим в вагонах НеВа и Ока по сравнению с «номерными». Сами по себе Ока и НеВа почти одинаковы, НеВа тише в начале разгона и на, так сказать, хороших участках пути, а Ока лучше глушит стыки и менее требовательна к состоянию путей», —  комментирует транспортный эксперт Михаил Почукаев.

История “НеВы” продолжается. В феврале 2015 года ООО “Вагонмаш” стало победителем аукциона на поставку ещё 8 составов.  Из-за особенностей технического задания, в конструкцию данных вагонов внесены изменения, приведшие к появлению новой модификации — 81-556.1/557.1/558.1. Это будут обновлённые вагоны с салонными окнами-стеклопакетами, также существенно доработают колёсную тележку. Как говорят эксперты и руководство “Вагонмаш”, эти поезда станут ещё лучше своих предшественников, ну а мы с нетерпением будем ждать их на линии, чтобы протестировать и рассказать вам о своих впечатлениях.

© 2015 | Владислав Булгаков, Виктор Старшов

pitertransport.livejournal.com

Нева (поезд) Википедия

НеВа
18Mt/19Mt/20Mt (81-556/557/558)
18.1Mt/19.1Mt/20.1Mt (81-556.1/557.1/558.1)
18.2Mt/19.2Mt/20.2Mt (81-556.2/557.2/558.2)
Составы в электродепо ТЧ-5 «Невское» в сентябре 2013 года. Впереди — второй состав (56003—56004, первый серийный), позади — первый состав (10404—10405).
Производство
Годы постройки

81-556/557/558:
2011—2014
81-556.1/557.1/558.1:
2016—2017

81-556.2/557.2/558.2:
2018—2019
Страна постройки Россия Россия, Чехия Чехия
Завод Вагонмаш
Кировский завод
Škoda Transportation
Knorr-Bremse[en]
Составов построено 21
Вагонов построено 126
Нумерация 81-556: 10404—10405, 56003—56018
81-557: 11631—11632, 57003—57018
81-558: 11623—11624, 58003—58018
81-556.1: 56019—56034
81-557.1: 57019—57034
81-558.1: 58019—58034
81-556.2: 56035—56042
81-557.2: 57035—57042
81-558.2: 58035—58042
Технические данные
Тип токосъёма нижний боковой контактный рельс, токосъём снизу
Род тока и напряжение 750 В постоянного тока (диапазон — 500÷975 В)
Типы вагонов Мг / Мп / Пп
Число вагонов в составе 6
Количество дверей 2×4
Полная вместимость 174 / 188 / 188
Сидячих мест 42 / 48 / 48
Длина вагона головной: 19 850 мм
промежуточный: 19 210 мм
Ширина 2700 мм
Высота 3655 мм
Высота пола 1150 мм
Диаметр колёс 850/770 мм
Ширина колеи 1520 мм
Масса тары 29,9 / 29,5 / 22 т
Материал вагона сталь
алюминий
стеклопластик
Выходная мощность 2672 кВт (основная 6-вагонная составность)
Тип ТЭД MLU3839K/4
Мощность

ru-wiki.ru

Петербург. Метро. НеВа | Мои яркие путешествия

Теперь НеВа это не только река, протекающая по Петербургу, но и новый тип подвижного состава для Петербургского Метрополитена.

Почему поезд называется НеВа? Ответ прост — это сокращение от названия 3ей линии метро (НЕвско-ВАсилеостровская), на которой он будет эксплуатироваться.

НеВа это не модернизация предыдущих моделей вагонов, а новый поезд, разработанный петербургским ЗАО «Вагонмаш» совместно с чешским предприятием «Skoda Transportation s.r.o». Поезд оснащен асинхронными двигателями, системой пневмоподвешивания (будет также плавно ехать, как и «Сапсан») и системой принудительной вентиляции с подогревом воздуха. Сами вагоны сцеплены жесткой сцепкой, что исключает их раскачивание и, по-видимому, добавляет поездке комфорта. Максимальная скорость поезда — 90 км/час.

На данный момент уже построен один шестивагонный состав, который находится в метро, на испытаниях. По последним данным на линию он выйдет в феврале, так что осталось недолго.

НеВа проходит обкатку. На Садовой

На Старой Деревне

НеВа в депо

Салон НеВы

Автор фотографий: Nomernoy

supersasha.ru

«ЗАО «ВАГОНМАШ» передало в ГУП «Петербургский метрополитен» очередные вагоны проекта «НеВа»» в блоге «Модернизация»

ЗАО «ВАГОНМАШ» передало в ГУП «Петербургский метрополитен» очередные вагоны проекта «НеВа», что позволяет сформировать полноценный опытный состав из шести вагонов для проведения всех необходимых испытаний до получения разрешения эксплуатации вагонов с пассажирами.

Первые три вагоны были переданы в метрополитен в марте т.г. и уже прошли в депо «Невское» пусконаладку и обкаточные испытания, в том числе на линии, с максимальной конструкционной скоростью 90 км/ч. Все системы управления движением, тяговый привод и тормозная система налажены и работают в штатном режиме. Вагоны показали требуемые ускорения и замедления, а так же необходимые длины тормозных путей при различных вариантах торможения с различных скоростей.

Шестивагонный поезд, после поставки следующих трех вагонов, сначала так же пройдет обкаточные испытания, с тем, чтобы убедится в работоспособности привода и всех остальных систем. С учетом опыта таких испытаний в составе трех вагонов, сегодня нет сомнений в том, что результаты так же будут положительными.

После этого поезд пройдет полный комплекс приемочных испытаний, с привлечением специализированных и аккредитованных в своих областях деятельности организаций. Результаты испытаний будут представлены приемочной комиссии, которая определит соответствие поезда требованиям Технического задания и примет решение о возможности его эксплуатации с пассажирами на линиях метрополитена.

Проект НеВа – это проектирование и разработка новых вагонов метрополитена четвертого поколения и строительство нового высокотехнологичного производства инновационного типа для сборки поездов метро. Основными целями проекта является создание эффективного и высокорентабельного производства вагонов метро нового поколения. В России и странах СНГ аналогов подобных вагонов на сегодняшний день не производится.

Впервые концепция нового электропоезда была представлена на II Петербургском Международном Инновационном форуме в сентябре 2009г. По итогам года «НеВа» была признана «Лучшим инновационным проектом Санкт-Петербурга для нужд городского хозяйства» и получил премию Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с программой Города по поддержке инноваций.

В 2011 году ожидается получение сертификата соответствия на вагоны метро «НеВа» с последующим участием в конкурсе на поставку 6 вагонов для ГУП «Петербургский метрополитен».

sdelanounas.ru

Официальный сайт ГУП «Петербургский метрополитен»

Поезд нового поколения на линии 3

В Петербургском метрополитене началась ежедневная эксплуатация для пассажиров первого состава из вагонов нового поколения – поезда проекта «НеВа», совместного продукта чешской компании «ШкодаТранспортэйшн» и ОАО «Кировский завод».

Новые вагоны значительно отличаются от вагонов, эксплуатируемых в настоящий момент на линиях петербургского метрополитена. Поезд «НеВа» из 6 вагонов курсирует по Невско-Василеостровской линии 3. В рамках мероприятий по обновлению парка подвижного состава Петербургский метрополитен до конца 2014 года планирует запустить на третьей линии 9 составов проекта «НеВа». Эти составы должны прийти на замену старых моделей. Три состава будут введены в эксплуатацию в 2013 г., и еще 5 составов будут приобретены в 2014 г. В случае успешной эксплуатации нового подвижного состава, и выделении городом необходимого финансирования, в 2014 г. будет принято решение об объемах приобретения вагонов «НеВа» на период 2014-2016 гг.

Вагоны проекта «НеВа» обладают уменьшенным весом, улучшенными шумовыми характеристиками. При разгоне и торможении ход более плавный, чем в обычных вагонах. В вагоне установлена бегущая информационная строка и несколько камер видеонаблюдения. Часть сидений в салонах выполнены откидными. Основное отличие вагонов нового поколения от предыдущих, это применение асинхронных тяговых двигателей и цифровой системы управления, что должно позволит снизить потребление электроэнергии расходуемой на движение поездов.

Кабина новых головных вагонов обеспечивает машинисту более комфортные условия для работы: эргономичные кресла, широкая обзорность, встроенная система диагностики, системы кондиционирования и видеоконтроля с возможностью наблюдения как снаружи состава, так и внутри каждого вагона. Все это позволяет машинисту более оперативно координировать и контролировать действия пассажиров и состояние поезда при возникновении нештатных ситуаций и неисправностей.

Поезд нового поколения «НеВа» 

 

Видеосюжеты (22.10.2013г.):

www.metro.spb.ru

Первый в рамках нового контракта поезд «НеВа» будет поставлен Петербургскому метрополитену в марте

29 февраля Кировский завод посетил председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин. В ходе визита он ознакомился с реализацией контракта на поставку поездов проекта «НеВа» для Петербургского метрополитена, компетенциями предприятия в области эскалаторостроения и побывал на тракторосборочном производстве.

 

В рамках рабочего визита председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин, его заместитель Олег Матвеев и первый заместитель ГУП «Петербургский метрополитен» Евгений Козин посетили цех совместного предприятия Кировского завода и чешской компании Skoda Transportation, где ведется изготовление инновационных поездов проекта «НеВа». Гости ознакомились с ходом реализации контракта на поставку 48 высокотехнологичных вагонов для Невско-Василеостровской линии городской подземки. Первый из восьми поездов прибудет в депо «Невское» Петербургского метрополитена уже в марте 2016 года. Последний — в июне 2017-го.

 

 

 

Не имеющие аналогов в России поезда проекта «НеВа» выполнены из облегченных материалов и оборудованы асинхронными электродвигателями. Тяговый привод поезда обеспечивает до 25% экономии электроэнергии в режиме тяги и торможения по сравнению с традиционными решениями. Система пневмоподвешивания тележек вагонов снижает уровень внешнего шума при движении и уменьшает колебания состава на поворотах и остановках. В то же время «НеВа» выгодно отличается от продукции конкурентов не только техническими характеристиками и экономичностью, но и повышенным уровнем комфорта для пассажиров. Так, новые вагоны просторнее ранее используемых аналогов, имеют качественную звукоизоляцию, оснащены современной системой вентиляции и светодиодным освещением.

 

Генеральный директор ОАО «Кировский завод» Георгий Семененко и представители российско-чешского предприятия рассказали гостям о работе по локализации производства, уровень которой будет доведен до 65%, и о кооперации СП с отечественными поставщиками. Так, уже сегодня в собираемых на заводе составах проекта «НеВа» используются детали, агрегаты и материалы 65 российских производителей. Образцы их продукции также были представлены участникам встречи.

 

В продолжение визита гости ознакомились с проектом по производству тоннельных эскалаторов нового поколения для метрополитена. Узкобалюстрадный «Эскалатор Тоннельный Кировский» (ЭТК) является уникальным продуктом, не имеющим аналогов в России. Он создан с учетом опыта эксплуатации ранее выпускавшихся заводом «Универсалмаш» эскалаторов модели Христича, но на другой технологической базе и с использованием новых инженерных решений.

 

Разработка ЭТК велась конструкторским бюро завода «Универсалмаш» в плотном взаимодействии и с учетом пожеланий инженерных служб метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря новым техническим решениям, ЭТК сочетает в себе высокую производительность и надежность с конкурентоспособной ценой, которая в среднем на 20% ниже рыночной стоимости эскалаторов других производителей. На примере действующего опытного образца гостям были продемонстрированы безопасность и надежность устройства, простота сборки и габаритные преимущества эскалатора (4 наклонных хода вместо 3 ходов стандартных моделей эскалаторов в тоннеле шириной 7800 мм).

 

После этого гости посетили сборочно-сварочное производство и главный тракторосборочный конвейер Петербургского тракторного завода и приняли участие в переговорах, посвященных участию дочерних предприятий Кировского завода в развитии транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

 

Напомним, инновационные составы проекта «НеВа» уже знакомы петербуржцам. Сегодня на Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена эксплуатируется 9 таких составов, изготовленных совместным предприятием Кировского завода и ŠKODA TRANSPORTATION в рамках предыдущего контракта.

 

kzgroup.ru

Поезда «НеВа» пустят по Невско-Василеостровской линии метро

В петербургском метрополитене скоро начнут ходить поезда нового поколения. По «зелёной» Невско-Василеостровской линии пустят «НеВу».

Так называется поезд, разработанный российскими и зарубежными специалистами. Работники метро утверждают, что новый состав более экономичный и комфортный. Например, говорить в вагоне во время движения можно не повышая голоса. Одним из первых на «НеВе» прокатился Александр Одинцов.

Этот принципиально новый состав обкатывали 2 года, сейчас к особенностям техники привыкают машинисты. Поезд «НеВа» — совместный проект чешских и петербургских конструкторов. Первый вагон сошёл с конвейера «Вагонмаша». 

Опытный инструктор следит за всеми действиями машиниста. Приборная панель — полностью компьютеризирована. Кузов сделан из облегченных металлов. Установлена современная система торможения и сцепка жесткого типа, она позволит составу мягче набирать и сбрасывать скорость. Почти исключена тряска. И еще одно ноу-хау — двигатель, позволяющий экономить электроэнергию. 

Курсировать «НеВа» будет по Невско-Василеостровской линии. Сейчас по «зелёной» ветке ходят едва ли не самые первые составы. В свое время, на 3-й линии запускали новые вагоны, но позже перекинули их на правобережье Северной столицы. Для пассажиров «НеВа» распахнет свои двери примерно через два месяца. Пока управлять ею обучили лишь 10 из 200 работников. 

Олег Семёнов, машинист: «Надо немножко переучиваться, здесь отсутствует пневматический кран машиниста. Немножко другая система управления — контролер. На старых составах она другого типа. Довольно несложно, состав очень легкий в управлении. И интуитивно понятно, то есть переобучение будет проходить довольно быстро».

Визуально кажется, что даже вагоны стали шире. Салон оборудован электронным табло и системами климат-контроля. В каждом есть видеокамера, за происходящим в составе будут следить машинисты. И что немаловажно, теперь пассажирам не придется перекрикивать стук колес, новые поезда гораздо тише предшественников. 

До конца 2014 года выпустят еще 54 таких поезда. Соберут их на предприятии «Кировский завод». 

Корреспондент: Александр Одинцов

Оператор: Михаил Кацман

topspb.tv