Определение локомотив – определение и классификация :: SYL.ru

определение и классификация :: SYL.ru

Что такое железная дорога? Это рельсы, шпалы и бегущие по ним составы, впереди каждого из которых есть локомотив. Что такое тяговый подвижной состав РЖД? Это паровозы, электровозы, тепловозы – локомотивы, которых в ж/д хозяйстве России очень много, все они отличаются друг от друга и имеют приписку к определенному депо. Локомотивное депо – это такое особое место в хозяйстве РЖД, где железные тяжеловесы-тягачи проходят техобслуживание и ремонт.

Назначение

Согласно энциклопедическим данным, локомотив – это транспортное средство, которое относится к тяговому подвижному составу и предназначено для перемещения по двухрельсовым путям как одиночных вагонов, так и целых поездов. Локомотив не только передвигает себя сам, но и тянет за собой немалый груз. Причем машина эта сама по себе для перевозки пассажиров не используется. В зависимости от типа двигателя различают три вида локомотивов: паровозы, тепловозы и электровозы.

За изготовление подвижного состава для железных дорог отвечают компании транспортного машиностроения. Производством тяговых тяжеловесов занимаются локомотивостроительные заводы.

Классификация

По железным дорогам страны курсирует немало поездов. На станциях идут различные маневровые и другие транспортные работы. Для осуществления разнообразных перемещений требуется далеко не один локомотив. Что такое классификация тягового подвижного состава? Это деление его на разные группы в зависимости от предназначения и других признаков. Согласно общепринятым правилам локомотивы классифицируются:

  • По ширине колеи.
  • По роду службы: пассажирские, грузовые, маневровые, универсальные, промышленные. Локомотивы, задействованные в пассажирской и грузовой службах, именуются поездными или магистральными.
  • По типу кузова (рама несущая): со съемным кузовом, с несущими боковыми стенками и с цельнонесущим кузовом.
  • По количеству секций: много-, двух- и односекционные.
  • По виду экипажной части: бестележечные (паровозные) и тележечные.
  • По сериям: паровозы (СО, ФД, ИС, Л, П36, О), электровозы (ВЛ), тепловозы (Т — тепловоз; Э — электропередача; Г — гидропередача; П — пассажирский; М — маневровый).

Локомотивное хозяйство

Основное назначение локомотивного хозяйства – снабжение РЖД качественно работающими локомотивами. От бесперебойности их работы зависит соблюдение графика перевозок. В связи с этим должно быть организовано техобслуживание тягового и другого подвижного состава. Не менее ответственно нужно подойти к организации режима труда и отдыха локомотивных бригад. При этом должны быть учтены закрепленные нормативы и правила. В состав хозяйств обслуживания локомотивов входят:

  • тяговая техника – локомотивы;
  • оборудованные мастерские, здания депо, служебно-бытовые комнаты и кабинеты;
  • точки техосмотра;
  • склады для хранения топлива, смазки и песка;
  • места отдыха и пункты пересмены бригад;
  • механизмы экипировки;
  • резервные базы локомотивов.

«Лазарет» для локомотивов

Вопрос о сохранении надежности машин, поддержании их в рабочем состоянии в течение долгого времени по сей день остается приоритетным для РЖД. На счету владельцев данной техники каждый рубль, тем более понятна заинтересованность хозяев в качественном масштабном ремонте, продлевающем срок эксплуатации тяговой техники.

Вторую жизнь на ремонтных заводах получил не один локомотив. Что такое средний и капитальный ремонт хорошо знают, например, на Челябинском электровозоремонтном заводе. Сотрудники ЧЭРЗ осуществляют также сервисный патронаж тягового состава, чинят колесные пары и электрическое оборудование электровозов, отлаживают агрегаты и отдельные узлы. Помимо этого, на заводе производят запчасти для подвижного состава. Объекты обслуживания челябинцев: грузовые электровозы постоянного тока (ВЛ 10, 11, 22, 15), тяговая техника горнодобытчиков (ОПЭ-1, ПЭ-2М и другие), локомотивы переменного тока (ВЛ 80).

Бригада

Не сложно понять, чем отличается локомотив от поезда. Первый – тяговая движущая сила, он передвигает по ж/д путям поезда или вагоны. Поезд – состав из локомотива и безмоторных вагонов. Его обслуживает целый штат сотрудников: проводники, буфетчики, ревизоры, начальник поезда и машинисты. А отдельный тепловоз или электровоз – только локомотивная бригада, обеспечивающая работу маневровых и поездных локомотивов, а также поездов с моторными вагонами.

Чаще всего бригада состоит из машиниста и помощника, иногда добавляется кочегар (на паровозе). Директивы машиниста четко выполняются всей бригадой. В хозяйственных и маневровых работах, управлении электропоездом может быть задействован один машинист. Задача локомотивной бригады – соблюдение графика перевозок, бережливое расходование энергоресурсов, поддержка тягового тяжеловеса в «хорошей форме» и оптимальное использование его мощи.

В Сети есть информация о требованиях к профессиональным и личностным качествам машиниста, возможности освоить специальность и научиться «водить» локомотив. Что такое маневровые передвижения, как устроена тяговая техника, в чем заключается безопасность пассажиров, что входит в своевременный служебный контроль и ремонт? Ответы на эти и другие вопросы должен знать машинист. От его действий во многом зависит ситуация на железной дороге.

www.syl.ru

ЛОКОМОТИВ — это… Что такое ЛОКОМОТИВ?

  • локомотив — локомотив …   Орфографический словарь-справочник

  • локомотив — а, м. locomotive f. 1. Двигатель, средство транспорта. Самый обыкновенный локомотив представляли некрытые дрожки, прозванные гитарами. РС 1874 11 469. В ночь .. государь осматривал сапные работы .. В тот же день представляли мы государю в первый… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛОКОМОТИВ — (фр., от лат. locus место, и motare двигать). Паровоз или паровая машина с высоким давлением, могущая двигаться без посторонней помощи; возить вагоны по железным рельсам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • локомотив — мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик Словарь русских синонимов. локомотив см. паровоз Словарь синонимов русского языка.… …   Словарь синонимов

  • локомотив — локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 50] Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, локомотива, муж. (от лат. locus место и motivus подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛОКОМОТИВ — (французское locomotive, буквально относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для… …   Современная энциклопедия

  • ЛОКОМОТИВ — (франц. locomotive от лат. loco moveo сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро и дизель поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛОКОМОТИВ — добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены Локомотива становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз (1994) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Локомотив —         в горном деле (от лат. loco moveo сдвигаю c места * a. locomotive; н. Lokomotive; ф. locomotive; и. locomotora) силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по… …   Геологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Что такое локомотив? Железнодорожный локомотив :: SYL.ru

    В мире видов транспорта достаточно много, зачастую сложно разобраться, что и к чему относится. Например, локомотив. О нем слышали наверняка многие.

    Но что он представляет собой, что может им называться, догадываются далеко не все. Из этой статьи вы узнаете, что такое локомотивы, какие виды бывают, кто ими управляет и каким образом происходит обслуживание. А также получите краткие сведения о том, как устроены.

    Значение слова «локомотив»

    Прежде чем приступить к расшифровке термина, сразу поясним, что речь идет о железнодорожной сфере. То есть мы поговорим о рельсовом транспортном средстве. А теперь разберемся, что такое локомотив. В первую очередь – это движитель вагонов, то есть транспортная единица, осуществляющая самостоятельное движение. Благодаря локомотиву могут перемещаться десятки вагонов.

    В нем обязательно есть кабина машиниста, пульт управления и все необходимые узлы, агрегаты и оборудование, при помощи которых осуществляются трогание, разгон и торможение.

    Начиналось с паровозов

    В XIX веке промышленность и транспорт стали стремительно развиваться. Вместо конной тяги стали эксплуатировать технические средства передвижения. Благодаря тому, что созданный электромобиль оказался бесперспективным, появился первый паровоз. Его создал инженер Ричард Тревитик. Подобное средство могло перемещаться при помощи двигателя, работающего за счет водяного пара. Отсюда и пошло название «паровоз». Он же стал первым локомотивом, так как в его задачу входило перемещение большого количества людей, животных и материала.

    В XX веке паровозы стали заменять тепловозы, работающие на дизельном топливе. Позднее были созданы электрифицированные участки на сети железных дорог. В настоящее время существует тепловозная и электрическая тяга.

    Какие виды локомотивов существуют?

    Поговорим подробнее о том, какие локомотивы России в настоящее время эксплуатируются. Для начала еще раз проведем границу между электрифицированным и неэлектрифицированным участком. На первом может работать практически весь подвижной состав, проходящий по габаритам. А вот по неэлектрифицированному участку электровоз перемещаться не может, так как его двигатели работают только за счет электричества, подводимого от контактной сети.

    Так какие типы локомотивов существуют на сегодняшний день? Перечислим:

    • электровоз,
    • тепловоз,
    • дрезина,
    • мотовоз.

    Все они подразделяются по назначению. Первые два практически всегда магистральные, то есть способны перевозить пассажиров и груз на дальние расстояния. Но есть тепловозы маневровые, которые работают только местно: на территории депо/завода, на станции/на вокзале.

    Дрезины и мотовозы являются хозяйственными единицами, поэтому они могут перемещаться вдоль пути, но, как правило, в пределах своего отделения дороги (региона, нескольких регионов).

    Кто управляет локомотивом?

    Управлять локомотивом может только машинист – специально обученный человек. Практически везде управление осуществляется в два лица, то есть машинистом и его помощником. Один управляет, второй – контролирует, выполняет дополнительные работы по команде старшего по званию.

    Машинист локомотива не только управляет поездом, но и следит за свободностью пути, прислушивается к посторонним звукам, наблюдает за сигналами светофоров. У него очень сложная и ответственная задача – доставить пассажиров/груз до места назначения в целости и сохранности.

    Именно машинист плавно трогает состав, разгоняется, регулирует скорость и тормозит там, где требуется.

    Как устроен?

    Теперь рассмотрим, что такое локомотив с технической точки зрения. Как известно, это рельсовый транспорт. У каждого железнодорожного транспортного средства есть колесные пары, которые опираются на рельсы. Колесные пары приводятся в движение при помощи тяговых двигателей. Колесно-моторный блок крепится к специальным рамам. Все это в совокупности тележка. Колесных пар в тележке может быть 2 или 3, а самих тележек 2,3 или 4.

    Также под локомотивом располагается пневматическое оборудование. Электрическое оборудование, компрессоры и другие служебные аппараты, агрегаты находятся как под кузовом, так и внутри кабины. У тепловоза внутри расположен дизель-генератор, который является главным в запуске. У электровоза практически все связано с электричеством. А так как источник электроэнергии располагается над землей и над локомотивами, то осуществляется верхний токосъем при помощи пантографа.

    По торцам локомотива к раме кузова приварены автосцепные механизмы, которые позволяют подвижным единицам сцепляться между собой.

    Некоторые российские модели и серии

    Давайте рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день серии и модели локомотивов России. Начнем с тепловозов:

    1. 3М62У/2М62У (грузовой и пассажирский).
    2. ТЭП70 (пассажирский).
    3. ТЭМ14/ТЭМ9/ТЭМ7 (маневровый).
    4. ТГМ40, ТГМ6, ТГМ23 (маневровый).

    Моделей электровозов гораздо больше:

    1. Электровоз 3ЭС4К (грузопассажирский).
    2. Электровоз НПМ2 (маневровый).
    3. ЭП20 (пассажирский).
    4. ЭП1М (пассажирский).
    5. ЭП2К.
    6. ЧС2К.
    7. ЭП5К «Ермак» (грузопассажирский).
    8. 2ЭС4К (грузопассажирский).
    9. 3ЭС5К (грузовой).
    10. ВЛ11М6 (грузовой).
    11. 2ЭС6 «Синара» (грузовой).
    12. ВЛ10К (грузовой).

    В прошлые годы были списаны многие серии локомотивов, которые выработали свой ресурс. Как правило, в течение нескольких лет выпускается серийная партия с установленным сроком службы. Затем машины списывают. На их замену создаются новые усовершенствованные модели.

    Кто может обслуживать?

    Каждый локомотив, поезд должны обслуживаться специально обученным персоналом. Существуют технические осмотры, которые проводятся не реже чем через 8-24 часов. В технический процесс входят следующие проверки:

    • состояние механической части,
    • нагрев рабочих узлов,
    • осветительные и сигнальные лампы/приборы,
    • исправность оборудования и средств связи.

    Обслуживание осуществляется или в депо, или на станциях, где можно провести осмотр.

    Осмотром занимаются не только машинисты и их помощники, но и ремонтная бригада: слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик. Кроме того, обязательно отмечается готовность локомотива к работе либо указываются замечания по выявленным неисправностям.

    Обслуживание локомотивов – ответственное мероприятие, требующее от работников внимательности и навыков. По необходимости дополнительно осмотр проводят мастера, руководство депо или ревизор.

    Заводы и ремонт локомотивов

    Зачастую серьезные неисправности сложно заметить, вследствие чего происходят крупные аварии и серьезные повреждения. Но чтобы этого не происходило, создан план по ремонту, который предусматривает разбор локомотива. Что такое заводской ремонт? Это комплекс мероприятий по частичной или полной модернизации тепловоза или электровоза. Как говорилось чуть выше, трудно зачастую, например, заметить трещину в ответственном узле, только разбор, зачистка и дефектоскопия помогут обнаружить ее.

    Кроме того, некоторые виды ремонта предусматривают замену старого оборудования, проводов на новые. После завершения ремонта машину испытывают сначала на специальном стенде, затем отправляют в обкатку. Далее ее принимает комиссия (чаще всего приемщик из депо приписки локомотива).

    Как стать машинистом?

    Чтобы стать машинистом локомотива, нужно проделать несколько непростых этапов:

    1. Пройти медицинскую комиссию, которая включает в себя не только осмотр всеми необходимыми врачами узкопрофильных специальностей, но и психолога. Кроме того, нужно пройти жесткий профотбор на внимательность, скорость реагирования.
    2. Следует пойти учиться туда, куда направит отдел кадров локомотивного депо. Разумеется, успехи при обучении обязательны. Также нужно хорошо/отлично сдать экзамены и получить свидетельство/аттестат помощника машиниста.
    3. Но прежде чем человек станет машинистом, он должен поработать помощником, чтобы понять, как все происходит. Стажироваться нужно от 2 до 6 месяцев (правила могут быть различными).

    Управлять локомотивом не так просто, как кажется. Ведь любая машина (в зависимости от конструкции, загруженности, длины) будет вести себя по-разному. Также машинист отвечает за сохранность грузов/пассажиров.

    Локомотив и вагоны

    Как известно, локомотив предназначен для осуществления перевозок пассажиров и грузов в большом количестве в вагонах. Сформированный подвижной состав — это и есть сцепленные электровоз/тепловоз с вагонами. Каждый железнодорожный локомотив имеет свою предельную мощность и весовую нагрузку. Поэтому у любой модели тепловоза/электровоза в паспорте отмечены допустимое количество вагонов.

    Подвижной состав может быть как груженым, так и порожним. Последний термин означает, что поезд идет пустой. Если же локомотив стоит или перемещается без какого-либо прицепа, его называют одиночным.

    Немного об электропоездах

    Помимо тепловозов и электровозов существуют сцепленные между собой вагоны, которые не нуждаются в отдельном локомотиве. Речь идет об электропоездах. Практически каждый человек хотя бы раз в жизни ездил на электричке. Как ею управляют? Первый и последний вагон всегда имеют кабину машиниста. А промежуточные вагоны могут быть как моторными, так и прицепными. Но само управление находится в кабине. С одной стороны электропоезд локомотивом назвать нельзя, с другой – официально в ОАО «РЖД» все структуры, связанные с таким типом подвижного состава, имеют терминологию, например:

    • локомотиворемонтный завод,
    • локомотивная бригада,
    • машинист локомотива и так далее.

    Есть и другой вариант. Допустим, случилась неисправность на перегоне. Машинист вызывает диспетчера с просьбой вызвать вспомогательный локомотив или поезд.

    Стоит также сказать о том, что в случае аварии или поломки, когда подвижным составом или локомотивом нельзя управлять, назначается вспомогательный. Им может стать любой подходящий подвижной состав или одиночный локомотив (если его мощность сопоставима с мощностью неисправного).

    www.syl.ru

    Локомотив это тягач. Что такое локомотив

     

    Локомотив это!

    Локомотив — это самоходная рельсовая машина, предназначенная для тяги (передвижения) несамоходных вагонов.

    При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.

    Слово «локомотив» образовано сокращением от латинских слов «loco» — «с места» и « motivus» — «сдвигающий».

     

     

    Классификация локомотивов!

     Локомотивы по типу энергетической установки разделяют на:

    — Паровозы — локомотивы с поршневой паровой машиной;

    — Электровозы — с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети;

    — Тепловозы — с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным. Разновидностью тепловоза так же является газотурбовоз.

    — Мотовозы — с бензиновым или дизельным двигателем.

    — Газотурбовозы — с газотурбинным двигателем.

    — Контактно-аккумуляторные электровозы, получающие энергию от контактной сети и запасающие её в аккумуляторах, что позволяет им осуществлять работу и на неэлектрифицированных путях.

    — Электротепловозы, тяговые электродвигатели которых могут получать энергию как из контактной сети, так и от собственного двигателя внутреннего сгорания.

    — Атомовозы, имеющие ядерную энергетическую установку (построенных экземпляров пока нет).

    — Гировозы, не имеющие собственного двигателя, но запасающие энергию в виде кинетической энергии вращающегося маховика. Применяются, главным образом, на шахтном или внутрицеховом транспорте, где недопустим выхлоп.

    — Пневматические локомотивы, запасающие энергию в виде потенциальной энергии сжатого воздуха в резервуаре высокого давления. По конструкции машины похожи на паровозы. Применяются в условиях повышенной взрывоопасности, где исключено использование электрификации, двигателей внутреннего сгорания и паровых двигателей.

    — В истории известны попытки создания локомотивов с комбинированной силовой установкой. Так, теплопаровоз имел паровой и газовый поршневой двигатель.

     

    Локомотивы по роду службы (по назначению) разделяют на:

    По роду службы локомотивы подразделяют на магистральные и маневровые. Магистральные в свою очередь подразделяются на грузовые и пассажирские.

    Грузовые локомотивы.

    Грузовые локомотивы чаще двухсекционные с одной кабиной управления в каждой секции, но встречаются и односекционные. Грузовые локомотивы могут иметь и большее количество секций, т.н. бустеров, не имеющих кабины управления. Такие широко используются в США.

    Пассажирские локомотивы.

    Пассажирские локомотивы — односекционные и двухсекционные, с двумя кабинами управления, расположенными у торцов секции.

    Маневровые локомотивы.

    Маневровый локомотив — это локомотив, предназначенный для маневровых работ на станциях и подъездных путях, то есть для выполнения всех передвижений вагонов по станционным путям, формирования и расформирования поездов, подачи вагонов к грузовым фронтам, на ремонтные пути, перестановки из парка в парк.

    При выполнении маневровых передвижений маневровый локомотив работает в основном в неустановившихся режимах. Для частых троганий с места и разгонов требуются большой сцепной вес и большие тяговые усилия, поэтому маневровые локомотивы имеют сравнительно большую силу тяги и соответственно невысокие расчётные скорости длительных режимов. Маневровый локомотив должен обеспечивать максимально возможную по условиям безопасности скорость движения, плавное торможение, быстрое реверсирование, высокий среднеэксплуатационный КПД и надёжность. Управление маневровым локомотивом должно осуществляться из одной кабины, откуда должен быть обзор как вперёд, так и назад, так как при манёвровой работе часто меняется направление движения, поэтому переход из одной кабины в другую значительно ухудшил бы производительность труда.

     

    Локомотивы могут различаться и по ширине колеи.

    По ширине колеи локомотивы можно разделить на локомотивы с нормальной (стандартной) для железной дороги колеёй, локомотивы для узкоколейных железных дорог, локомотивы для специализированных (нестандартных) железных дорог.

     

    Универсальные локомотивы.

    На территориях предприятий, портов и складских терминалов, могут использоваться универсальные, экономичные и дешевые локомобили, которые представляют собой грузовые транспортные средства, которые могут перемещаться как по дорогам, так и по рельсам.

     

    Преимущества использования локомотивов!

    — Удобство технического обслуживания. Проще обслуживать один локомотив, чем много самоходных вагонов.

    — Безопасность. Технические системы локомотива могут представлять опасность для пассажиров (это в первую очередь относится к паровым котлам паровозов), поэтому безопаснее оборудовать ими не сам вагон, а отдельный локомотив.

    — Простота замены при эксплуатации. В случае поломки локомотив проще заменить другим, чем заменять целый поезд или группу вагонов при использовании моторвагонного подвижного состава.

    — Эффективность использования. При простое вагонов в случае использования моторвагонного подвижного состава их энергетические установки тоже простаивают. Локомотив же можно перебрасывать с одного участка на другой, использовать для ведения другого поезда и таким образом наиболее эффективно использовать его энергетическую установку.

    — Цикл износа локомотива не связан с подвижным составом (вагонами). Разделение вагонов и приводящей их в движение энергетической установки позволяет просто заменять один из элементов в случае прихода в негодность.

     

     

     

    Локомотивы! Что такое локомотив?

    Локомотив — это самоходная рельсовая машина, предназначенная для тяги (передвижения) несамоходных вагонов.

     

    Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

    www.i-kiss.ru

    ЛОКОМОТИВ — это… Что такое ЛОКОМОТИВ?

  • локомотив — локомотив …   Орфографический словарь-справочник

  • локомотив — а, м. locomotive f. 1. Двигатель, средство транспорта. Самый обыкновенный локомотив представляли некрытые дрожки, прозванные гитарами. РС 1874 11 469. В ночь .. государь осматривал сапные работы .. В тот же день представляли мы государю в первый… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛОКОМОТИВ — (фр., от лат. locus место, и motare двигать). Паровоз или паровая машина с высоким давлением, могущая двигаться без посторонней помощи; возить вагоны по железным рельсам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • локомотив — мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик Словарь русских синонимов. локомотив см. паровоз Словарь синонимов русского языка.… …   Словарь синонимов

  • локомотив — локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056 2012, статья 50] Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЛОКОМОТИВ — ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий. Позже в его проект были внесены… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЛОКОМОТИВ — (французское locomotive, буквально относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для… …   Современная энциклопедия

  • ЛОКОМОТИВ — (франц. locomotive от лат. loco moveo сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро и дизель поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛОКОМОТИВ — добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены Локомотива становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз (1994) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Локомотив —         в горном деле (от лат. loco moveo сдвигаю c места * a. locomotive; н. Lokomotive; ф. locomotive; и. locomotora) силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по… …   Геологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Виды локомотивов | PROлокомотив

    Автор: admin Рубрика: Разное

    Локомотив подразумевает собой самодвижущуюся установку силовой тяги, которая осуществляет передвижение вагонов по рельсовым железным дорогам. Локомотив — это самоходный рельсовый экипаж, обладающий силовой тягой электродвигателя или двигателем внутреннего сгорания, или паросиловой установкой, или первичным двигателем с газовой турбиной. Движение осуществляется благодаря электроэнергии, которая поступает через навесную электропроводку от электростанции или благодаря жидкому и/или твердому топливу.

      Рельсовые техники подразделяются на категории:

     — Магистральные;

     — Маневровые;

     Каждый из родов службы локомотивных установок имеют свое предназначение. К магистральному типу, напрямую относятся грузовые и пассажирские виды перевозок, а маневровые представляют собой односекционный локомотив выполняющий движение (вперед-назад).

     Самоходная рельсовая техника, выполняющая тягу несамоходных вагонов, сама по себе не осуществляет транспортировку пассажиров или грузов различного вида и типа. Локомотив – это мощная электротехническая машина, приводящаяся в движении от различных источников питания/топлива:

     — Электрические контактные сети;

     — Бензин и дизельное топливо;

     — Газообразная жидкость;

     — Сжатый воздух;

     В ходе эволюции создания силовых передвижных установок, также были попытки создания двигателей скомбинированных разными топливными вариациями, где в основу работы всей системы должны были использоваться одновременно несколько вариантов обеспечения силовой тяги двигателя.

    Виды и типы локомотивов

     Классификация локомотивов подразделяется на многие силовые установки, которые являются обиходными как в производстве, так и использовании, а именно: электровозы, паровозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы, электротепловозы, автомовозы, гировозы и пневматические локомотивы.

     Наиболее применимые в качестве постоянного использования, являются 4-е основные вида: электровозы, паровозы, газовые локомотивы и тепловозы.

     Электровозы используют в работе зубчатые колеса, которые выполняют вращающий момент с помощью электродвигателя передающего паровую тягу, приводящую в работу колесные пары.

     Паровоз состоит из паросиловой установки, которая в общей комплектации локомотива содержащего котел и поршневой двигатель, преобразовывает тепловую циркулирующую энергию в механическое функционирование всей системы в целом. Движение колес выполняется с помощью водяного пара, так называемого рабочего тела. В качестве топлива, подходит как твердотопливный уголь, так и вязкое вещество (мазута).

     Газотурбовозы работают на первичной двигательной установке, у которого через газовую турбину подается сжатый нагретый газ.

     

     Тепловозы используют в работе двигатель на внутреннем сгорании, который функционирует на топливе (дизель), добываемый из нефти. Момент пропорционального вращения вала дизеля, осуществляется совместно с работой внутреннего сгорания электрического двигателя, путем выработки тока. Заряженный электродвигатель создает вращение колесных пар, приводя тепловоз в движение. Также вращение создается благодаря гидравлической передаче тока.

    Технические особенности и преимущества локомотивов

     Каждый из востребованных (выше описанных) локомотивов позволяют выполнять пассажирские и грузовые перевозки, также и для выполнения маневренных работ они справляются в той или иной степени эффективно.

     Учитывая преимущественные характеристики каждого вида локомотивов, в выборе экономического и менее требовательного в технической эксплуатации, преимущества перепадают на электровоз. Для рельсовой техники на электрической основе, нет надобности в частом обеспечении топливом и водой. Тем самым представляется возможным совершать длительные безостановочные рейсы. Разновидность электровозов имеет в составе вид: маломощные машины, работающие на аккумуляторе или с помощью тех же контактных сетей.

     Газотурбовозы более ресурсоемки по сравнению с паро- и электровозами, но они также великолепно способствуют совершению безостановочных рейсов.

     Тепловозы преимущественней за счет использования независимой дизельной установки, но в связи с экономическими перепадами в области нефтяных компаний, топливо не оправдывает себе стоимость использования тепловоза на длительные расстояния транспортировки пассажиров и/или грузов.

     h5: Востребованные сферы применения локомотивов

     Основные виды применяемых локомотивов, являются магистральные, которые используются практически в каждом городе в повседневной жизни. Благодаря электро- и тепловозам весьма качественно осуществляется транспортировка пассажиров в окрестностях города, между городами и странами.

     Локомотивы широко применимы во многих странах для экспорта и импорта зарубежных товаров. Профессиональные машинисты, выполняющие управление тем или иным видом локомотива, проводят длительные безостановочные рейсы, соблюдая правила остановки на контрольных пунктах. Все транспортировки проводятся по заранее составленному графику под контролем диспетчеров.

    prolokomotiv.ru

    Слово ЛОКОМОТИВ — Что такое ЛОКОМОТИВ?

    Слово локомотив английскими буквами(транслитом) — lokomotiv

    Слово локомотив состоит из 9 букв: в и к л м о о о т


    Значения слова локомотив. Что такое локомотив?

    Локомотив

    Локомоти́в (фр. locomotive от лат. locō movēre «сдвигать с места») — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров…

    ru.wikipedia.org

    Локомотив (франц. locomotive, от лат. loco moveo — сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов.

    БСЭ. — 1969—1978

    ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий.

    Научно-технический энциклопедический словарь

    Локомотив машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин — паровоз (см.), применяемый на жел. дорогах для тяги поездов.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Локомотив, машина, передвигающая себя и тянущая за собою груз. Двигателем является пар (паровоз), газ (газомотор), керосин или бензин, электрическая энергия (электродвигатель).

    Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

    Локомотив-2

    «Локомоти́в-2» — российский футбольный клуб из Москвы. Основан в 2008 году. Является фарм-клубом «Локомотива». Генеральным спонсором команды является ОАО «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК»).

    ru.wikipedia.org

    «Локомотив»

    «Локомотив», всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюза рабочих ж.-д. транспорта, одно из первых рабочих спортивных обществ в СССР. Создано в 1936. Объединяет рабочих и служащих ж.-д. транспорта…

    БСЭ. — 1969—1978

    «Локомотив» — один из ведущих отечественных спортивных клубов. Основан в 1936. Его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» («КОР» основан в 1923) и «Казанка»…

    Москва. Энциклопедический справочник. — М., 1992

    «Локомотив» Москва — российский футбольный клуб из Москвы. Двукратный чемпион России, двукратный обладатель Кубка СССР, пятикратный обладатель Кубка России, двукратный обладатель Суперкубка России. Генеральным спонсором команды является ОАО «РЖД».

    ru.wikipedia.org

    Локомотив-НН

    ФК «Локомотив-НН» — российский футбольный клуб из Нижнего Новгорода. 1917 — Команда станции Нижний Новгород 1918 — «Червонка» 1923—1930 — Клуб Железнодорожников «Спартак» 1931 — «Тяга» 1932—1935 — «Железнодорожники» 1987—1991 — «Локомотив»…

    ru.wikipedia.org

    Принцип локомотива

    ПРИНЦИП ЛОКОМОТИВА (locomotive principle) Идея, согласно которой экономический рост страны или мировой экономики зависит от прогресса в некотором ведущем секторе или ведущей стране.

    Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

    Принцип локомотива — экономическая стратегия в условиях глобального спада, когда одна или несколько стран повышают свой внутренний спрос на импорт, выводя остальные страны из рецессии ценой некоторого ухудшения собственного платежного баланса.

    Словарь финансовых терминов

    Принцип локомотива — экономическая стратегия в условиях глобального спада, когда одна или несколько стран повышают свой внутренний спрос на импорт, выводя остальные страны из рецессии ценой некоторого ухудшения собственного платежного баланса.

    glossary.ru

    Маневровый локомотив

    Маневро́вый локомоти́в — локомотив, предназначенный для маневровых работ на станциях и подъездных путях, то есть для выполнения всех передвижений вагонов по станционным путям, формирования и расформирования поездов…

    ru.wikipedia.org

    МАНЕВРОВЫЙ ЛОКОМОТИВ локомотив, применяемый при маневрах с вагонами на станциях. В качестве М. л. служат: паровозы, танк-паровозы (без тендера), мотовозы, тепловозы, электровозы.

    Технический железнодорожный словарь. — 1941

    МАНЕВРОВЫЙ ЛОКОМОТИВ — локомотив, применяемый при маневрах с вагонами на станциях. В качестве М. л. служат: паровозы, танк-паровозы (без тендера), мотовозы, тепловозы, электровозы.

    Технический железнодорожный словарь. — 1941

    Сцепной вес локомотива

    Сцепной вес локомотива — сумма всех нагрузок от движущих (сцепных) колёс локомотива на рельсы. Используется для создания силы сцепления между колёсами и рельсами и позволяет превратить окружное усилие на ободе движущих колёс во внешнюю силу тяги…

    ru.wikipedia.org

    СЦЕПНОЙ ВЕС ЛОКОМОТИВА часть общего веса локомотива, передающаяся на его движущие осн. Только эта часть веса используется для создания между движущими колесами и рельсами силы трения…

    Технический железнодорожный словарь. — 1941

    СЦЕПНОЙ ВЕС ЛОКОМОТИВА — часть общего веса локомотива, передающаяся на его движущие осн. Только эта часть веса используется для создания между движущими колесами и рельсами силы трения…

    Технический железнодорожный словарь. — 1941

    Вспомогательный локомотив

    Вспомогательный локомотив — локомотив, высылаемый на перегон для доставки поезда, имеющего вынужденную остановку, в том случае, если он не может быть вывезен целиком или по частям поездным локомотивом.

    ru.wikipedia.org

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛОКОМОТИВ — локомотив, высылаемый на перегон для доставки поезда, имеющего вынужденную остановку, в том случае, если он не может быть вывезен целиком или по частям поездным локомотивом.

    Технический железнодорожный словарь. — 1941

    Локомоти́в

    Локомоти́в — общее название тяговых машин для передвижения поездов по железной дороге. Слово «локомотив» ввёл английский изобретатель Дж. Стефенсон, который свой первый паровоз заводского изготовления назвал «Локомошн» («Передвижение»).

    Энциклопедия техники

    Русский язык

    Ди́зель-локомоти́в, -а.

    Орфографический словарь. — 2004

    Примеры употребления слова локомотив

    «Локомотив» даёт бой европейским грандам, и в этом, конечно, большая заслуга всех.

    31 мая футбольный клуб «Локомотив» совместно с Благотворительным фондом «Расправь крылья!»

    Победитель, напомним, выходит в финал, где его ждет краснодарский «Локомотив».

    Новый локомотив сможет работать как на постоянном токе напряжением 3 кВ, так и на переменном 25 кВ.

    По определенным причинам принял решение выйти из ВХЛ «Локомотив».

    Версия для печати Комментарии · Вторая победа команды «Локомотив» в Первой польской лиге.

    Или «Локомотив», который был разгромлен «Тереком»?

    Когда я приходил в «Локомотив», Юрий Сёмин был директором клуба, а Сергей Овчинников работал с вратарями в команде.

    Сейчас много разговоров о том, продолжит ли он тренировать «Локомотив» .

    Устраивает «Локомотив» тот факт, что член его совета директоров «стал чемпионом» вместе с другим клубом?


    1. локомобиль
    2. локомотивный
    3. локомотивщик
    4. локомотив
    5. локомоторный
    6. локомоция
    7. локон

    wordhelp.ru