Дом на колесах из автобуса ПАЗ-3205 (40 фото)
Парень купил старый автобус ПАЗ-3205 и переоборудовал его в дом на колёсах для путешествий и отдыха на природе.
Этот автобус был не на ходу и просто стоял несколько лет на улице во дворе дома. Однажды парню пришла идея приобрести этот автобус и сделать из него автокемпер.
Нашёл владельца автобуса, договорился о цене и выкупил.
Автобус оттянули в гараж и приступили к работе. Первым делом убрали из салона сидения и старую обшивку.
Кузов подготовил под покраску, сделал внутри перегородку между водительским местом и салоном.
Внутри обшил салон панелями.
Поставил дверь в жилой модуль.
Покрасил кузов.
В ГИБДД переоформил автобус с учётом переоборудования.
Установил телевизор.
Вот такой дом на колёсах сделал умелец из старого автобуса ПАЗ. Автор планирует доработать свой автокемпер, установить кухню, поставить раковину и прочие удобства, ну а потом отправиться в путешествие к морю.
Автор самоделки: Антон. г. Красноярск.
Поделиться в соц. сетях
avto-samodelki.ru
История ПАЗика. — 1922 — 1991: СССР в фото
Свою историю ООО «Павловский автобусный завод» начинал как завод по производству автотракторного инструмента (ЗАТИ) для Горьковского автомобильного завода. Строительство предприятия началось 5 августа 1930 года. Массовый выпуск продукции с маркой ЗАТИ — в октябре 1932 года.1952 год – дата «второго рождения» завода. 24 апреля 1952 года утверждается план реконструкции завода и программа выпуска 10 тыс. автобусов. 5 августа 1952 года из заводских ворот вышли первые пять автобусов с маркой «ПАЗ».
Выпуск автобусов возрастал, предприятие готовилось к производству новой модели автобуса вагонного типа ПАЗ -652, конструкция которого была разработана собственными силами. В 1960 году начался серийный выпуск этих машин.
В 1967 году на салоне-конкурсе во Франции автобус ПАЗ-655Т был отмечен Большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму, призом отличия и медалью автосалона.
В 1969 году на международном салоне-конкурсе автобусов во французком городе Ницца за сложнейший маршрут туристского ралли автобус ПАЗ-«Турист люкс» был удостоен почетного приза XIX Международного конкурса — Большого кубка и приза «Золотая Ника».
12 ноября 1968 года на главный конвейер завода была поставлена новая модель — ПАЗ-672.
В едином технологическом потоке производились автобусы северного варианта ПАЗ-72С и ПАЗ-3202С,
автобусы повышенной проходимости ПАЗ-3201,
автобусы для тропического климата ПАЗ-672Ю,
автобусы для горной местности ПАЗ-672Г.
В 1989 году завод перешел на серийное производство автобусов ПАЗ-3205.
30 июля 1998г. с конвейера завода сошел 500-тысячный автобус марки ПАЗ. В этот же день было объявлено о начале производства больших городских автобусов.
В августе 1999 года, ОАО «Павловский автобус» был удостоен специального приза «Московского Международного Автосалона- 99» за разработку автобусов ПАЗ-3209 «Аврора»
и городских автобусов ПАЗ-5271 и ПАЗ-5272.
В 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего класса ПАЗ – 5272 и ПАЗ – 4230 «Аврора».
В 2001 году налажено серийное производство автобуса ПАЗ – 4230. На сегодняшний день производство автобусов «Аврора» продолжается на ООО «КАВЗ».
В 2002 году освоено производство автобусов среднего класса ПАЗ – 4234, унифицированного с базовой моделью ПАЗ-32054.
В августе 2007 года завод отметил сразу две юбилейные даты – 75-летие создания предприятия и 55-летие автобусного производства. В юбилейный 2007 год с главного конвейера завода сошел 600-тысячный автобус с промышленной маркой «ПАЗ» — любимец российских дорог.
Текст взят на офсайте.
Фотки из яндекса.
cccp-foto.livejournal.com
ПАЗ: необычные модели Павловского завода
ПАЗики стали настоящей легендой: в них по сельским дорогам тряслось не одно поколение советских и российских граждан. Но, помимо культовых ПАЗ-672 и ПАЗ-32053, хорошо известных каждому из нас, на Павловском заводе создали ряд не столь типичных машин.
Павловский автобусный завод — один из первых автозаводов, созданных уже в СССР «с нуля». Решение о строительстве было принято в 1930 году, а уже в 1932-м с конвейера сошла первая продукция.
Правда, вплоть до 1952-го в Павлово автобусов не делали. А делали отдельные детали, кузовную арматуру и инструменты для ГАЗ. Называлось предприятие тогда Заводом автотранспортного инструмента в городе Павлово-на-Оке.
А мы посмотрим на непривычные взгляду «пазики».
1967 год, ПАЗ-672, абсолютная классика советского автобусостроения.
1959 год, первый опытный ПАЗ-672 имел другую облицовку радиатора и вообще заметные отличия в дизайне. Позади на сцепке — пассажирский прицеп ПАЗ-750, который планировали использовать в паре с автобусом.
1961 год, опытный ПАЗ-672Т с распашной дверью.
1952 год, ПАЗ-651. Первая модель завода (идентичная ГЗА-651).
1953 год, ПАЗ-653, медицинский спецавтомобиль с «газовской» кабиной.
1953 год, ПАЗ-653, ранняя версия, в которой кабина представляла собой единое целое с кузовом.
1954 год, ПАЗ-661 «Одежда». Подобных фургонов на базе 651-го было несколько; самым массовым был ПАЗ-657 «Хлеб». «Одежды» было выпущено 156 машин.
1955 год, первый опытный образец ПАЗ-652.
1957 год, третий опытный образец ПАЗ-652.
1962 год, ПАЗ-672А повышенной проходимости на широких арочных шинах.
1966 год, ПАЗ-672А экскурсионный.
1968 год, ПАЗ-Турист-люкс 8,5. Опытный образец делали специально к международному автобусному конкурсу в Ницце.
1970 год, ПАЗ-Турист-8,5 Т. Доработанная версия предыдущего автобуса.
1970 год, ПАЗ-3202, первый опытный образец.
1978 год, ПАЗ -3916 «Олимпийский». Телевизионная машина, разработанная специально для Олимпиады-80.
www.popmech.ru
Паз-672 | Екабу.ру — развлекательный портал
ПАЗ-672, автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1967-1989 годах.Разработка автобуса ПАЗ-672 началась в 1957 году. Это было дальнейшее развитие модели 652.
ПАЗ — 652
Параллельно разрабатывался пассажирский прицеп ПАЗ-750 (серийно не выпускался)
Отсутствие больших автобусов в автопарке страны в 50-е годы ХХ века попытались решить путем создания пассажирских прицепов.
Первый прототип 672-ого, внешне мало отличавшийся от ПАЗ-652, изготовлен в ноябре 1959 года.
На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от перспективного грузовика ГАЗ-53.
В процессе дальнейшей работы над автобусом учитывались выявленные недостатки ПАЗ-652, а также новые наработки по грузовикам ГАЗ-52 и ГАЗ-53.
В декабре 1960 года появился новый вариант ПАЗ-672
После проведения ведомственных испытаний в конце 1963 года автобус был рекомендован в серийное производство.
Планировалось до конца года выпустить 500 автобусов.
Первые серийные ПАЗ-672 увидели свет только в 1967 году.
Тем временем разрабатывались новые модификации автобуса. Всего было построено около двух десятков опытных образцов.
В декабре 1969 года было принято решение о модернизации автобуса.
Был увеличен ресурс двигателя, повышена надёжность гидроусилителя руля и тормозов, проведена герметизация кузова.
Изменения вносились постоянно. Однако на индексе автобуса это ни как не сказалось.
Бытует ошибочное мнение что модернизированный в нач. 70-х автобус стал называться ПАЗ-672Б, однако на самом деле такой модификации 672-го не существовало.
Производство ПАЗ-672М началось в декабре 1982 года. До конца 1989 года было выпущено 90645 автобусов это модификации.
Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года.
Он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205.
Всего было выпущено 190150 автобусов ПАЗ-672, а вместе с модификациями — 288688
_____Модификации:_____
ПАЗ-672 — базовый серийный автобус.
ПАЗ-672А — прогулочно-экскурсионный, с облегченной крышей и без бокового остекления.
ПАЗ-672Г — горный. Отличался двумя топливными баками по 105 л, ремнями безопасности к каждому сиденью, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами, отсутствием задней пассажирской двери и остекления в скатах крыши. Выпущено 575 автобусов.
ПАЗ-672Д — дизельный (опытный). Построено 2 автобуса.
ПАЗ-672С — в северном исполнении. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши, дополнительным отопителем салона, более мощным генератором, наличием второго аккумулятора. Выпущено 7147 автобусов.
ПАЗ-672Т — туристский. Отличался распашными пассажирскими дверями, мягкими сиденьями с регулируемыми по наклону спинками, откидными багажными сетками, удлинёнными рессорами. Выпускался мелкими партиями.
ПАЗ-672ТЛ — передвижная лаборатория для комплексного исследования спортсменов. Изготовлено 10 комплектов.
ПАЗ-672У — экспортировался в европейские социалистические страны и Монголию.
ПАЗ-672Ю — экспортный тропический. Отличался применением коррозиостойких материалов, специальной резины и пластмасс, отсутствием остекления в скатах крыши, дополнительным бензобаком. Поставлялся в страны Африки, Юго-Восточной Азии и на Кубу.
ПАЗ-3201 — полноприводный автобус. Не имел задней двери, за счёт чего количество сидячих мест было доведено до 26.
Предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья.
ПАЗ-320101 — модернизированный полноприводный автобус.
ПАЗ-3201С — северный. Выпущено 6114 автобусов.
ПАЗ-3742 — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов. На ПАЗе выпущено 806 рефрижераторов.
Народное название этих автобусов — «пингвины»
ПАЗ-37421 — изотермический фургон. От ПАЗ-3742 отличался отсутствием холодильной установки.
ПАЗ-320101ПС — передвижная столовая. Изготавливался по заказу Сельхозинститута.
ПАЗ-3916 — телевизионная аппаратная. Изготовлено 22 аппаратных.
ekabu.ru
ПАЗ-672
- Статья опубликована 24.03.2015 03:34
- Последняя правка произведена 29.03.2015 01:03
Расположенный в г. Павлово завод стал выпускать автобусы с 1952 года. Его первое детище имело капотную компоновку. В дальнейшем от подобной конструкции отказались. Так в 1958 начался выпуск бескапотных ПАЗ-652 с двумя дверями, состоящими из нескольких створок.
Выпуск ПАЗиков 652-х только начался, а им на смену уже готовили новую усовершенствованную модель под № 672.
ПАЗ–672 планировали сделать транспортом для перевозки людей в районах и пригородах.
Долгая дорога к серийному выпуску
Разработкой 672-х начали заниматься ещё в 1957 году. Ходовую часть для автобуса, как и двигатель в 8 цилиндров, имевший формы латинской буквы V, позаимствовали у грузовой машины ГАЗ-53. В то же самое время велась и другая разработка (так и не ставшая массовой) – пассажирский прицеп марки ПАЗ-750.
К концу следующего года (1958) разработка технической части проекта была закончена. Первый опытный образец появился спустя ещё год – в последний осенний месяц 1959-го. На первый взгляд, он практически не отличался от своего прототипа.
ПАЗ-672Следующий вариант обновлённого пассажирского транспортного средства собрали в 1960-м. В нём не было выявленных в процессе использования ПАЗ-652 недостатков. Зато появились новые наработки: раздельный привод получила тормозная система. Ещё три опытных образца были построены в 61-м и 63–м. И только в 1963 г. после доработок и изменений было решено начать серийную сборку автобусов.
Серии не получилось. Через год кузов был изменён до неузнаваемости: его вес был значительно снижен, в том числе и за счёт увеличения площади боковых окон. К 1 Мая появился обновлённый вариант ПАЗ-672. Согласно заводскому плану до конца года должны были быть собраны пол тысячи подобных машин. Однако, планы не сбылись. Подготовка к массовому выпуску новых ПАЗов растянулась на два года.
Общее количество опытных образцов составляло порядка двадцати шт. Часть из них (5 шт.) участвовали в автопробеге, начинавшемся в Павлово доходившем до столицы Армении Еревана и заканчивавшемся в том же Павлово. А серийные ПАЗы появились лишь в 1967-м, когда начались работы над следующей моделью автобуса.
«Серийная жизнь» ПАЗ-672
Два самых первых кузова ПАЗ-672, относящихся к серии, сборщики сварили 25.10.1967 г. Спустя месяц, появились первые 4 автобуса. Общее количество автобусов, выпущенных в 1967-м, составило 10 штук. В конце 1968-го завод основательно взялся за выпуск новой модели, полностью прекратив сборку старых ПАЗ-652Б.
ПАЗ-672Прошёл ещё год и вновь автобус модернизировали. На этот раз увеличилась мощность двигателя, более надёжными стали тормозная система и гидроусилитель руля. Кроме того, провели герметизацию кузова. Автобус постоянно дорабатывался. Считалось, что в связи с многочисленными улучшениями ему присвоили марку ПАЗ-672Б. Это мнение ошибочно, Такой марки вообще не существовало.
К 1975-му до капремонта автобус мог пройти 320 000 км, через четыре года этот показатель увеличился ещё на 10 000 км. В 1980-м модернизированный ПАЗ-672М улучшил показатель сразу на 20 000 км. Эта модель прошла испытания в НАМИ на его собственном полигоне, а в самом конце 1982-го началось её массовое производство. Количество собранных за 7 лет автобусов с приставкой «М» составило 90 645 штук.
ПАЗ-672Заблуждаются те, кто утверждает, что новая осветительная техника (передние габариты и поворотники, как и задние квадратные фонари, объединённые в одну вертикаль) устанавливалась только на модернизированных ПАЗах, точнее с 1982-м. В действительности световые приборы, отвечающие требованиям, установленным ЕЭК ООН, внедрялась с 1978-го поэтапно.
Первыми начали устанавливать задние фонари. Вторым – передние поворотники, объединённые с габаритными лампами.
Завершился выпуск ПАЗ-672М в последний ноябрьский день 1989 года. С этого момента завод стал собирать ПАЗ-3205 – модель более соответствовавшую требования времени.
Общее количество собранных ПАЗ-672 составляет 190 150 штук и 98 538 ПАЗ-672М.
Модификации:
ПАЗ-672 (1967—1982) — базовый серийный автобус. ПАЗ-672А — прогулочно-экскурсионный (опытный), с облегченной крышей, без бокового остекления. ПАЗ-672В (1970) — шасси. Представляло собой основание кузова с двигателем, радиатором, КПП и рулевым управлением. ПАЗ-672ВЮ (1973—1989) — шасси в тропическом исполнении. Поставлялось на Кубу, где использовалось для производства автобусов марки Giron. Изготовлено 21 100 шасси. ПАЗ-672Г (1983—1986) — горный. Отличался двумя топливными баками по 105 л, ремнями безопасности на каждом сиденье, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами, отсутствием задней пассажирской двери и остекления в скатах крыши. Выпущено 575 автобусов. ПАЗ-672Д (1972) — дизельный (опытный). Построено 2 автобуса. ПАЗ-672Ж (1985—1989) — газобаллонный. Разработан совместно с Рязанским заводом газовой аппаратуры. Отличался газовыми баллонами, установленными в задней части крыши. Некоторые автопредприятия самостоятельно переоборудовали автобусы под использование газового топлива. ПАЗ-672М (1982—1989) — модернизированный. Часть автобусов выпускалась с одной пассажирской дверью, за счёт чего было добавлено два сидячих места. ПАЗ-672С (1969—1989) — в северном исполнении. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши, дополнительным отопителем салона, более мощным генератором, наличием второго аккумулятора. Выпущено 7 147 автобусов. ПАЗ-672Т (1975-?) — туристский. Отличался распашными пассажирскими дверями, мягкими сиденьями с регулируемыми по наклону спинками, откидными багажными сетками, удлинёнными рессорами. Выпускался мелкими партиями. ПАЗ-672ТЛ (1978—1979) — передвижная лаборатория для комплексного исследования спортсменов на двух автобусах. Изготовлено 10 комплектов. ПАЗ-672У (1969—1981) — экспортный. Поставлялся в европейские социалистические страны и Монголию. ПАЗ-672УМ (1981—1989) — модернизированный экспортный. ПАЗ-672Ю (1970—1989) — экспортный тропический. Отличался применением коррозиостойких материалов, специальной резины и пластмасс, отсутствием остекления в скатах крыши, дополнительным бензобаком. Поставлялся в страны Африки, Юго-Восточной Азии и на Кубу. ПАЗ-3201 (ПАЗ-677) (1972—1982) — полноприводный автобус. Не имел задней двери, за счёт чего количество сидячих мест было доведено до 26 (к Олимпиаде-80 выпущена партия автобусов с двумя дверями). Предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья. ПАЗ-320101 (1982—1989) — модернизированный полноприводный автобус. ПАЗ-320107 (1975-?) — шасси в тропическом исполнении. ПАЗ-3201С (1973—1989) — северный. Выпущено 6 114 автобусов. ПАЗ-3742 (1977—1989) — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов. На ПАЗе выпущено 806 рефрижераторов. С 1978 года к производству подключён Бакинский завод специализированных автомобилей. В 1980 году производство полностью передано на БЗСА. Народное название этих автобусов — «пингвины» (из-за изображения пингвина на задней двери рефрижератора) ПАЗ-37421 (1977—1989) — изотермический фургон. От ПАЗ-3742 отличался отсутствием холодильной установки. На ПАЗе выпущено 254 фургона. С 1980 года выпускался на БЗСА. ПАЗ-3916 (1978—1979) — телевизионная аппаратная. Разработана совместно с Кировоградским заводом радиоизделий. Изготовлено 22 аппаратных. КТ-201 (? — 1982) — ритуальный (катафалки). Переоборудовался Арзамасским заводом коммунального машиностроения из серийного ПАЗ-672. Автобус имел заднюю дверь и специальные полозья для гроба, пассажирские сиденья располагались вдоль бортов. КТ-201А (1982—1989) — ритуальный на базе ПАЗ-672М. БакАЗ-3219 (1989—1993) — пассажирский автобус на базе БЗСА-3742, с удаленной холодильной установкой, вырезанными окнами и вмонтированными сидениями. Производился в результате переизбытка комплектующих для рефрижераторов БЗСА-3742. Также на заводе БакАЗ (новое название Бакинского завода специализированных автомобилей) выпускалась медицинская лаборатория на базе пассажирского БакАЗ-3219.
Технические характеристики ПАЗ-672:
Проект, г | 1957—1967 |
Выпускался, гг | 1967—1989 |
Экземпляры | 288688 |
Полная масса, т | 7,825 |
Снаряжённая масса, т | 4,535 |
Макс. скорость, км/ч | 80 |
Класс автобуса | малый |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 23 |
Номинальная вместимость (5 чел/м2) | 45 |
Полная вместимость (8 чел/м2) | 100 |
Габариты | |
Длина, мм | 7 150 |
Ширина, мм | 2 440 |
Высота по крыше, мм | 2 952 |
База, мм | 3 600 |
Просвет, мм | 280 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 4+4 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЗМЗ-672 |
Система питания | карбюратор |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 8 |
Мощность, л.с. | 115 |
Крутящий момент, Н·м | 284 |
Объём, см3 | 4 250 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 21 |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 4 |
autohis.ru
Экскурсия на ПАЗ – Павловский автобусный завод (ФОТО)
Завод в Павлово, берёт своё основание в 1932 году, изначально он был рассчитан на выпуск шоферского инструмента, а так же изделий кузовной арматуры для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
Первый автобус на базе автомобиля ГАЗ-51, был выпущен в августе 1952 года. Следующий год станет для заводчан юбилейным. За время своего существования под маркой ПАЗ было выпущено более 600 тыс. машин различных моделей и модификаций.
Наша экскурсия по заводу началась со сварочного цеха, где и происходит рождение кузова автобуса
Здесь, берёт своё начало заводской конвейер.
На стапеле сваривают каркас. Уже угадываются очертания будущего автобуса.
На ПАЗе внедрили лучшие технологии, успешно апробированные и применяемые на западе. Ушли в прошлое огромные складские помещения. Производство комплектующих идет на два шага впереди монтажа, так называемая «сборка с колёс».
Честно сказать меня поразила культура производства на этом предприятии. И это не пустые слова, однажды мне удалось побывать на одном из лучших оборонных заводов страны – ПАЗ на высоте.
Возможно, будут возражения и примеры стерильных цехов западных заводов, но давайте не будем забывать, где мы и где Запад. Специально для критиков – чтобы почувствовать себя в шкуре производителя, работающего в России, для начала откройте хотя бы ИП. А если через пару лет вы всё ещё будете платить налоги, тогда нам будет о чём поговорить.
ПАЗ – градообразующее предприятие, здесь нет китайцев или таджиков. Надо отдать должное руководству предприятия, автобусы продолжают сходить под заводской маркой. Все автобусы выпускаемые на ПАЗе с 1952 года выпускаются только под маркой ПАЗ, с логотипом лилии.
Около пяти тысяч сотрудников трудятся на заводе и стабильно получают заработную плату.
Каркас будущего автобуса начинает свой путь на конвейере.
Самый массовый автобус ПАЗ 3205, его не смог сломить даже китайский автопром.
Сварщики в Павлове, так же суровы, как и их коллеги из Челябинска.
Всю «штамповку» делают в соседнем цехе.
Со слов начальника сварочного цеха, сварщик – самая высокооплачиваемая рабочая специальность на заводе.
Табличка с VIN-номером на ПАЗе.
Готовые корпуса поступают в окрасочный цех. Проследуем за ними.
Грунтованный корпус готовый к покраске.
В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман».
До введения нового оборудования, покрасочный цех был большой головной болью всех работников и руководства малярки.
Взвесь грунта и краски висело как проклятие над всеми рабочими цеха, но теперь это в прошлом.
Мне показалось, что в окрасочном цехе работают одни женщины.
Свежеокрашенный автобус готов проследовать на сборочный конвейер.
Командует отправкой милое создание.
Следующий этап нашей экскурсии сборочный цех. Проследуем туда.
На любом российском заводе, не обременённом регистрацией ГИБДД и ГОСТами, можно встретить удивительные транспортные средства. Местные Левши перековали мечи на орала.
А базу ГАЗели, сократили до неприличных полутора метров.
На сборочном конвейере собирают различные модификации автобусов марки ПАЗ.
ПАЗ-3204 был запущен в серийное производство в январе 2009 года. Признан Лучшим автобусом года в 2009, 2010, 2011 гг.
Обратите внимание, пассажирские сидения новой модели. И сравним со старыми «седушками», их фото будут ниже.
Монтаж аккумуляторного блока.
На данный момент на конвейере ПАЗа устанавливают три модели двигателя. Дизельный ММЗ, бензиновый ЗМЗ, дизельный Cummins. С 2012 – автобусы ПАЗ 3204 будут оборудоваться дизельным двигателем ЯМЗ 530.
На фото двигатель Cummins
Участок подсборки мостов.
Футорки, фотография для тех, кто в теме.
Сидения, родом из прошлого века. Незаменимая, кстати, вещь, при работе под машиной.
Жёлтый цвет, модификации школьного автобуса. Помимо прочих изменений, в нём присутствуют сидения оборудованные ремнями безопасности, стеллажи для школьных рюкзаков. Каждое место оснащено кнопкой связи с водителем, и дополнительной подножкой, которая в открытом виде стопорит движение автобуса.
Старый, добрый «Пазик». Автобус малого класса, до настоящего времени является основной моделью завода.
Заводское время, идёт отсчет готовой продукции. Каждый день сборочный конвейер покидает 36 новеньких автобусов.
Участок установки двигателя в автобусы.
Участок стыковки шасси и двигателя.
Компьютерная диагностика и настройка двигателя.
Вклеивание окон.
ПАЗ-3204 – новая модель завода, призванная заменить на конвейере ветерана ПАЗ-3205.
Стенд проверки тормозной системы.
Новенький автобус покидает сборочный цех.
В заключение нашей экскурсии нам показали новую, флагманскую модель заводчан ПАЗ-320412, автобус с символичным названием Вектор.
Знакомство с ним оставило у меня только приятные впечатления. Качество сборки и исполнение на самом высоком уровне. Стало известно, что уже есть клиенты на покупку крупных партий данной модели автобуса.
Покидал завод в полной уверенности, у ПАЗа есть будущее!
kramtp.info
ПАЗ — золотые страницы истории «маршрутки»
Для большинства из нас ПАЗ — народный автобус, в котором мы каждый день ездим на работу, и в котором нам каждый день портят настроение. Он каждый день пугает водителей, когда как полоумный без «поворотника» перестраивается в дорожном потоке. И ничего, кроме скепсиса, уныния и тоски, эта угловатая тряская машина у большинства россиян не вызывает. Однако полное портфолио ПАЗа весьма богато и презентабельно. В нем есть и ноу-хау мирового автобусостроения, и экспорт в три десятка стран, и даже призы за дизайн в международных конкурсах, которые проходили во Франции!
Трудовое начало
Трудовая история нашего героя стартовала в далеком 1930 году — именно тогда начал строиться Горьковский автомобильный завод. Для обеспечения его всем необходимым, в 1932 году в Павлово-на-Оке возвели вспомогательное предприятие по производству автомобильного инструмента (ЗАТИ). Во время Великой Отечественной ЗАТИ, как и вся страна, перешел на выпуск военной техники.
Если бы кто-нибудь тогда предположил, что продукция завода скоро будет поставляться на экспорт, то товарища бы сослали бы в Норильлаг на 15 лет за опасные фантазии, несовместимые с реалиями сурового времени.
Уже после войны завод нашел свое подлинное призвание. Его переименовали в ПАЗ (Павловский автозавод), и 5 августа 1952 года с конвейера сошли первые пять автобусов, получившие индекс ПАЗ-651. Изначально завод выпускал примитивную, грубую, но очень надежную технику, адаптированную к движению по пересеченной местности. Но постепенно количество стало перерастать в качество, и в 1958 году родился ПАЗ-652. Он был комфортнее и элегантнее предшественника. Эта же модель имела экспортное исполнение, которое отличалось другими колесными колпаками, фирменной эмблемой на капоте и изящной литерой «Э» в названии. С тех пор экспорт автобусов стал для ПАЗа привычной практикой.
Мировое признание
ПАЗ-651Дух Кулибина и русская инженерная сумасшедшинка явно царили в конструкторском бюро ПАЗа. Именно здесь родилась идея первой в мире автолавки автобусной компоновки. Автолавка (если кто не помнит) — это мобильный магазин на колесах. Первоначально такие машины завозили товары народного потребления в село и труднодоступные районы. А потом их можно было увидеть на любом колхозном рынке Советского Союза.
Так вот, ПАЗ не только первым в мире освоил концепцию этого транспортного средства, но и поставлял автолавку за рубеж. Отдел экспорта продвигал машину по последней европейской рекламной моде тех лет. «Пазик» в фирменном проспекте был обозначен как mobile shop и сулил своему владельцу новые перспективы в развитии бизнеса.
ПАЗ-652В те же годы автобусники из СССР стали покорять подиумы Старого света. Для Международного конкурса автобусов и Международного туристического ралли, проходившего в мае 1967 г. на Французской Ривьере в Ницце, изготовили туристический автобус класса люкс ПАЗ-665 «Турист», получивший первый приз президента Французской республики за самый оригинальный дизайн!
Стилистические мотивы, заложенные в ПАЗ «Турист», впоследствии возродились в автобусе ПАЗ-3205 — той самой маршрутке, на которой последние 25 лет ездит вся Россия. Руководству завода, видимо, пришелся по душе пьянящий вкус мировой славы, и через пару лет они выкатили на суд публики новый туристический концепт. На 19-й Международной неделе автобусов в той же Ницце он отхватил Большой кубок и приз «Золотая Ника». Говорят, что в этот автобус была тайно влюблена сама Бриджит Бардо, и его пытался выкупить Дюк Савье — известный организатор коктейльных вечеринок на Лазурном берегу, но советская сторона ответила отказом.
ПАЗ-672Правда, на Родине буржуазного красавца в серию не пустили. На смену хрущевской оттепели приходил брежневский застой, поэтому Отечеству нужны были другие герои: крепкие, работящие, скромные ребята, готовые постоять за себя и за свою кондукторшу Нюру. Именно таким стал ПАЗ-672 — один из самых узнаваемых автобусов Советского Союза. Его выпуск наладили в 1968 году, и, практически без изменений, он продержался на конвейере 21 год. «Пазик» стал основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов, на его плечи легло почти 80% всех перевозок.
Экономическая география
ПАЗ-665 «Турист»ПАЗ организовал экспорт своего хита в 30 стран дальнего зарубежья. Модель попала на дороги Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. Причем на черный континент автобус поставлялся под именем «Тобол». Большим спросом он пользовался на пригородных маршрутах на Кубе, в Болгарии, ГДР и даже в Венгрии, где, казалось бы, должно было хватать собственных «Икарусов». Правда, в капиталистические страны ПАЗ-672 не поставлялся: планировка салона не соответствовала требованиям многих заказчиков.
Конечно, большая часть автобусов экспортировалась в дружественные страны на особых условиях. Тем не менее, многие из тех машин до сих пор работают. У них была хорошая репутация. Ниже приведем слова Жоржа Жакистеу, который в 1970-е был министром обороны Анголы: «Все главные вещи делают в Советском Союзе. Автомат Калашникова хранит нашу Анголу от врагов. А автобус из Павлова помогает понять, насколько разнообразна и прекрасна наша Родина».
ПАЗ-3205Кстати, на базе 672-й модели был создан полноприводный автобус повышенной проходимости ПАЗ-3201 — одна из самых необычных, с точки зрения мирового автопрома, конструкций. Полноприводные машины с автобусоподобными кузовами за рубежом делались еще до Второй мировой войны, но чтобы она была еще и действительно пассажирской плюс крупносерийной, такого не бывало! Машина была в большой цене не только в СССР, но и за границей.
Перестроечные трудности
ПАЗ 3205 с двигателем CumminsПринципиально новая модель ПАЗ-3205 была запущена в серию в 1989 году, и ей было суждено стать главным автобусом страны. На Международной выставке «Автоматизация-90» в Москве новый автобус и стенд ПАЗа вызвали интерес у представителей американских фирм, особенно их удивило уникальное оборудование для изготовления крупных штампов и металлообработки больших деталей и оборудование для штамповки пластмассовых деталей.
В то необычное время многим казалось, что, наконец-то, в СССР начались слегка фантастические, но очень хорошие перемены. Однако, перестройка быстро привела к хаосу, а большинство предприятий включили режим выживания. Прибавили 90-е седых волос и руководству ПАЗа. К счастью, автобусный завод пережил ту лютую годину.
Текущие успехи
Модель ПАЗ-3205 несколько раз подвергалась рестайлингам, была модернизирована, но ее конструктивная основа остается прежней. Естественно, на счету «Пазиков» новой волны тоже есть зарубежные успехи. Например, их регулярно поставляют в Монголию. И если поставка наших машин в эту страну воспринимается как норма, то вот экспорт «пазиков» в Венесуэлу заслуживает особой похвалы.
ПАЗ-4234Это все-таки не какой-нибудь Гондурас, а одна из самых развитых стран Латинской Америки с огромными запасами нефти, дешевым бензином и отличными дорогами. В автобусном парке Каракаса уместнее выглядят «Мерседесы» и «МАНы». Втройне приятно, что среди них затесался и наш герой.
Вот его краткая визитка: автобус среднего класса ПАЗ-4234 в тропическом исполнении, прошедший испытания в южных районах России в условиях горного рельефа, близкого к условиям Венесуэлы. Комплектуется двигателем Cummins, автоматической коробкой передач Allison, оснащен газобаллонным оборудованием. Настоящий хай-тек, а не машина.
Кстати, Павловский завод является не только главным производителем автобусов в России, но и стабильно входит в десятку крупнейших производителей автобусов на всей планете. Когда в маршрутке вам в очередной раз жестко заедут локтем в бок, вспомните об этом, и легче станет на душе.
По материалам kolesa.ru
autodriving.net