Из СССР с любовью. Легендарный и позитивный ПАЗ-672М: picturehistory
Реставрация старой автомобильной техники еще лет 15-20 назад была уделом избранных людей с достатком и возможностями. Ретрофестивали в СССР были не столь частым явлением по сравнению с сегодняшним днем. Сейчас реставрация разрастается до невиданных ранее масштабов, захватывая все новые и новые виды техники. Сегодня в рубрике «Не в тренде» представляем автобус ПАЗ-672М.
Историческая справка
История ПАЗ-672 уходит корнями в поздние 1950-е. Время хрущевской «оттепели» характеризуется небывалым расцветом советской науки и культуры, массовым строительством жилья, появлением новых моделей автомобилей и тракторов, созданием новых производств.
В СССР существовала обычная практика создания завода на базе уже имевшегося, скажем, авторемонтного предприятия, производившего запасные части или специализированный специнструмент. Так были созданы Запорожский и Ереванский автомобильные заводы, многие другие предприятия. Не стал исключением и Павловский автобусный завод, который был создан еще в 1932 г. как завод автотранспортного инструмента.
Первые автобусы в Павлове-на-Оке были выпущены 5 августа 1952 года. Машина была построена на базе легендарного грузовика ГАЗ-51 и называлась ПАЗ-651. Впоследствии в городе Кургане был создан еще один автобусный завод, производство ПАЗ-651 было передано туда. ПАЗ-651 превратился в КАВЗ-651, не поменяв при этом ни одной детали. Такой бренд-маркетинг по-советски, задолго до «этих ваших» Logan и Sandero.
Генеральная линия, которой следовал Павловский автобусный завод, думаю, уже ясна читателю — завод был призван делать автобусы на базе агрегатов и узлов грузовиков ГАЗ. По мере того как 51-ю модель Горьковского завода сменили ГАЗ-52 и ГАЗ-53, на ПАЗе менялось оснащение для автобусов. Довольно «дохлый» 70-сильный двигатель от 51-го «газона» впоследствии был заменен ЗМЗ-53 мощностью 115 л.с.
На фото изображен опытный образец автобуса ПАЗ-672 — мы могли бы запомнить его таким. Большая хромированная решетка радиатора, логотип завода в центре — похоже, работники КБ вдохновлялись тогдашними моделями Mercedes-Benz. Автобус на фото тянет за собой совсем уж футуристическое приспособление — пассажирский прицеп.
Одна из многочисленных модификаций «пазика» (индекс модели 3742) — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов, в народе его прозвали «пингвином».
Визитная карточка автобуса ПАЗ-672М
Год выпуска: 1988
Автобус малого класса с колесной формулой 4х2
Двигатель ЗМЗ-672 (ЗМЗ-53) бензиновый карбюраторный V8, рабочий объем 4,25 л, мощность 115 л.с.
Длина/ширина/высота, мм: 7150/2440/2952
В выпускавшийся с 1968 года автобус постоянно вносились изменения, касающиеся прежде всего мощности двигателя и его ресурса. Литера «М» в индексе модели означает «модернизированный» — такой индекс был присвоен модели в 1982 году после очередных работ по герметизации кузова, усовершенствованию тормозной системы и доведению ресурса двигателя до 350 тыс. км пробега до капитального ремонта.
Из пункта А в пункт D: от мотоцикла до автобуса
ПАЗ, который попал к нам в рубрику, принадлежит братьям Олегу и Виталию Гапановичам. Они уже много лет занимаются реставрацией советской техники, автобус купили по случаю: «Мы давно увлекаемся мотоциклами и автомобилями, долгое время у нас была мечта купить «пазик». Это для нас было интересно и здорово, но проблема была в том, что их нигде не найти. В 1990-х они еще бегали в малых городах, но к началу 2000-х их списали и порезали. В 2013 году я случайно увидел этот ПАЗ возле одного из автоцентров. Оказалось, что он продается, ну а дальше — дело техники… Договорились и купили».
Ни Олег, ни Виталий раньше не работали на автобусах: «Когда купили «пазик», сразу же пошли учиться на автобусную категорию «D» в «правах». А когда я начал на нем ездить, чувствовал себя поначалу так, будто сажусь управлять паровозом XIX века! Управление автобусом — это совсем другая философия, другая ответственность. Когда везешь столько пассажиров, чувствуешь их буквально спинным мозгом».
«И, конечно, важный момент — умение обращаться с техникой тех лет. Сейчас уже все отвыкли от «подсосов» и «заслонок», автомобиль все делает сам. А раньше важно было знать, где что убрать, где что вытянуть, что задвинуть, чтобы летом, скажем, не перегревался мотор, а зимой было тепло в салоне».
Число мест для сидения в ПАЗе — 23. Цветастые шторки, гирлянда и чехлы на сиденьях — это «доработка» Олега с Виталием, причем вполне понятная: хочется сохранить «родной» кожзаменитель на сиденьях как можно дольше, поэтому без чехлов не обойтись. Однако спешу заверить читателей, что под чехлами сиденья именно такие, какие и должны быть. Вообще автобус сохранился очень хорошо для машины 1988 года.
Чтобы оценить, насколько повезло братьям реализовать свою мечту, напомню читателям о том, что в советские времена автобусы и грузовые автомобили не продавались частным лицам. Так называемый «коммерческий транспорт» распределялся по государственным предприятиям и организациям, и только в 1990-х стала возможной купля-продажа автобусов и грузовых машин.
Поворотное сиденье у двери — видимо, здесь обычно сидел кондуктор. Обратите внимание, насколько хорошо за почти 30 лет сохранились обшивки перегородки и дерматиновый кожух капота, — обычно эти детали страдают в первую очередь. Водители часто занимаются дооборудованием автобусов, делая разного рода полочки и тому подобное, а подчас просто выбрасывая элементы отделки салона.
Рабочее место водителя ПАЗа. Сиденье, кожух капота — все сохранилось почти в идеальном состоянии. Предвижу, что у многих читателей потекли ностальгические слезы. Ну кто не помнит этот цвет обивки сидений, этот материал?! А рулевое колесо в характерной «оплетке», чтобы было удобнее рулить и маневрировать? Наверное, только на Ikarus руль изначально был удобный, не требующий доработки «по месту». «Баранки» же на ПАЗах, ЛАЗах и ГАЗах были довольно тонкими и из гладкого пластика, что не очень удобно при управлении машиной.
ПАЗ в смысле органов управления практически ничем не отличается от советского легкового автомобиля: 4-ступенчатая КП, «подсос», три педали… Никаких тебе «автоматов» и «вариаторов» — дешево и сердито. Да и что еще нужно в автобусе, который был призван обеспечить связь с цивилизацией в отдаленных районах средней полосы России, Алтайских горах или лесах Карелии? Надежность, простота, ремонтопригодность, проходимость — четыре «корпоративные позиции» советского грузового машиностроения.
Попадать в кабину ПАЗа довольно неудобно, поскольку автобус высокий, зато посадка просто фантастическая — высокая и с большой площадью остекления. Характерным отличием модернизированного «пазика» от обычного является то, что водительское сиденье регулируется вперед-назад и по наклону спинки. Внизу слева от сиденья расположен рычаг открывания дверей.
Интересно, что на водительской двери ПАЗа сохранились «родные» планшеты для инструмента. Как правило, такие вещи в повседневной эксплуатации долго не живут, отыскать автобус с такой «комплектацией» — настоящее везение.
Щиток приборов ПАЗа столь же «прикольный», сколь лаконичный. По оформлению напоминает увеличенный раза в четыре приборный щиток ЗАЗ-966 «Запорожец». Стрелочные приборы организованы как в любой легковой машине 1960-1970-х: температура воды, давление масла, уровень заряда АКБ и уровень топлива в баке. Кстати, ПАЗ-672 по паспорту «питается» бензином А-76, для которого предусмотрен бак емкостью 105 л. Контрольный расход топлива «пазика» при скорости 60 км/ч — 22,4 л, максимальная скорость при полной загрузке — 80 км/ч.
Характерная черта внешности ПАЗа — сдвоенные фары. Внутренняя пара представляет собой противотуманные фары, обычно с желтым стеклом. В «нашем» случае оригинальные «противотуманки» уже приобретены Олегом и Виталием и вскоре будут установлены на штатные места. Внешние фары типа ФГ-140 стандартны для большинства тогдашних грузовиков. Под противотуманными фарами имеются два кронштейна, куда вворачиваются буксировочные серьги. «Лелик, это же неэстетично!» — «Это дешево, надежно и практично!»
Эмблема Павловского автобусного завода — не то трилистник, не то цветок — выполнена в весьма характерном для своих лет сочетании красного с белым и золотистым. Толкование эмблемы мне неизвестно, отсутствует оно и на официальном сайте ПО «Павловский автобус». Если кто-то из читателей знает, что она означает, — делитесь в комментариях.
Доступ к двигателю осуществляется как из салона (через откидной кожух капота), так и спереди автобуса. Двигатель закреплен на салазках, при капремонте или замене мотора он как бы «выезжает» вперед, что упрощает его извлечение из кузова автобуса.
Дорожный просвет ПАЗ-672М составляет 280 мм — по современным меркам цифра запредельная. Отчасти это предопределяет традиционно высокую проходимость машин, построенных на базе ГАЗ-52/53. Поскольку с дорогами в отдаленных районах СССР ситуация была неважной (какой и осталась до сих пор), грузовики и автобусы должны были обладать достаточными способностями для преодоления расстояний по неасфальтированным дорогам.
оворя о проходимости «пазика», нельзя не упомянуть его модификацию ПАЗ-3201 (на фото). Это 672-й автобус, «поставленный» на ходовую часть от ГАЗ-66. Дорожный просвет увеличился до 320 мм, дверь для попадания пассажиров в салон была одна (видимо, для большей жесткости кузова), а расход топлива увеличился «по паспорту» до 25 л на 100 км. ПАЗ-3201 был оснащен дополнительным баком еще на 105 л бензина, а также 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Полноприводный ПАЗ выпускался с 1972 по 1989 год и был единственным в мире полноприводным автобусом общего назначения. Как говорится, чего только в России ни придумают, лишь бы дороги не строить!
В задней кузовной панели «пазика» имеется так называемый «ритуальный люк». Автобус очень часто выполнял функцию катафалка и находился в подвижном составе ритуальных бюро и крематориев.
Номерной знак подсвечивается штатным (это не доработка владельцев) фонарем типа ФП-101. Эта деталь появилась еще в 30-х годах, устанавливалась на ГАЗ-51, -52, -53 и другие грузовики до конца 1980-х и выпускается по сей день.
До 1978 года автобусы ПАЗ-672 (как и многие другие грузовики и автобусы того времени) комплектовались габаритными огнями и «поворотниками», аналогичными более ранней модели ПАЗ-652 (на нижнем фото). В темное время суток и при плохой видимости такие мелкие габаритные огни часто были незаметны, что существенно влияло на количество ДТП. Так, в процессе поэтапной модернизации ПАЗ был снабжен более сложной системой индикации — «поворотник», габарит, стоп-сигнал и фонарь заднего хода. Под фонарем расположен световозвращающий катафот.
Дополнительной «фишкой» автобуса ПАЗ является наличие таких «погонов» в задней части крыши. В 1960-1970-х такое решение использовалось, скажем, на «москвичах» и «Волгах», у которых на задних стойках сбоку были двухсоставные стояночные огни.
ПАЗ-672М выпускался в 1982-1989 гг. и имел огромное количество модификаций (передвижная столовая, передвижная телевизионная станция), экспортное, тропическое и северное исполнение, вариантов было множество. Однако количество модификаций не означало насыщения автохозяйств СССР автобусами — машин все равно не хватало, часто ПАЗы в той или иной модификации выпускались буквально по несколько штук.
Обложка журнала «За рулем», №1/1986. Справа изображен ПАЗ-3205, пришедший на смену 672-й модели. Автобус нового типа был построен уже на агрегатах ГАЗ-3307 и, как и его предшественник, имел полноприводную модификацию ПАЗ-3206. Автобусу времен перестройки, однако, не удалось завоевать сердца ностальгирующих по советскому времени людей — пожалуй, это удалось только «восьмерке» и «девятке». ПАЗ-3205 начали выпускать серийно с 1987 года, по сей день он остается основной моделью ОАО «Павловский автобус».
Реставрация автомобилей еще недавно ограничивалась сохранением или восстановлением легковых машин. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес к советской технике: помимо «москвичей» и «копеек» восстанавливают и грузовики, и автобусы, и даже тракторы. ПАЗ, который мы отыскали, вероятно, единственный в таком хорошем состоянии.
См.также:
Экскурсия на ПАЗ – Павловский автобусный завод
ПАЗ Турист-люкс 8,5 м
Краткая история советского автобуса
Ikarus
Музей ЗИЛа
picturehistory.livejournal.com
Официальные дилеры ПАЗ
1
Санкт-Петербург, ул. Михаила Дудина д.17 литер Д, (812) 331-09-03
Официальный дилер «Русские автобусы — Группа ГАЗ». Продажа автобусов. Гарантийное обслуживание. Оригинальные запчасти.
2
Санкт-Петербург, Пискаревский пр. д.150 корп.2 , (812) 777-75-00
РУСБИЗНЕСАВТО — крупнейшая в России компания по продаже грузового пассажирского коммерческого строительного и коммунального транспорта. Более 18 лет на рынке. Более 3000 едениц техники. НАДЕЖНОСТЬ КАЧЕСТВО ГАРАНТИЯ. Лизинг кредит.
3
Санкт-Петербург, ул. Новолитовская д.12 ул. Кубинская д.81, (812) 740-68-28
Поставка автобусов двигателей запасных частей к ним производства ООО «Павловский автобус» ООО «Ликинский автобус» ООО «Курганский автобусный завод» ООО «Голицинский автобусный завод» и ООО «Канашский автоагрегатный завод». Лизинг. Ремонт.
4
Санкт-Петербург, ул. Коли Томчка д.28/1 офис 417, (812) 318-70-06
ООО «Петро ПАЗ» предлагает потребителю широкий выбор различных марок и модификаций автобусов. Продажа автобусов и микроавтобусов отечественного и импортного производства.
5
Санкт-Петербург, ул. Цветочная д.18 литера А офис 229, 8-800-551-79-67
Продажа автобусной и грузовой техники от официального дилера таких компаний как: «Русские автобусы — Группа ГАЗ» «Хёндэ КомТранс Рус» ОАО «КАМАЗ». Лизинг. Сервис.
6
Москва, ул. Расплетина д.5, (495) 974-37-47
Статус дистрибьютора УАЗ НЕФАЗ дилера КАМАЗ ПАЗ ГолАЗ ЛиАЗ КавЗ ГАЗ. Продажа автомобилей автобусов специальной и прицепной техники. Продажа запчастей. Сервис.
7
Москва, Кронштадтский бульвар д.9 Московский Автокомбинат №8, (495) 225-61-31
Официальный дилер и ведущий оператор на рынке продаж грузовой автотехники автобусов и спецтехники. Русбизнесавто имеет возможность предоставить Вам самый широкий ассортимент продукции различных производителей в одном месте.
8
Екатеринбург, ул. Таганская д.60 А, (343) 217-33-33
Компания «АВТОСПЕЦМАШ» является дилерским центром «ГАЗ» «Русские автобусы. Группа ГАЗ» Продажа техники. Техническое обслуживание.
9
Екатеринбург, Сысертский район п. Большой Исток ул. Свердлова 42а, (343) 311-12-11
ООО «Предприятие Стройкомплект» — продажа и обслуживание спецтехники ДСТ ПТО и автобусов. Аренда техники и логистические услуги. Официальный дилер и Ваш надежный партнер.
10
Екатеринбург, Свердловская обл. с.Новоалексеевское Ново-Московский тракт 332 км , (343) 389-07-48
Компания «РусБизнесАвто» (ООО РБА-Урал) — крупнейший продавец на рынке России грузовой автотехники спецтехники и автобусов отечественного и зарубежного производства. Контактное лицо — Антон Ташлинцев [менеджер отдела продаж].
11
Продажа грузовой пассажирской и спецтехники отечественных и импортных производителей. В наличии и на заказ. Широкий ассортимент.
12
Липецк, ул. Ангарская вл. 35 офис 22, (4742) 51-91-79
Огромный выбор грузовых автомобилей спецтехники прицепной техники автобусов и микроавтобусов в наличии на наших стоянках. 25 представительств по России. Собственные склады запчастей и сервисные станции. Опыт продаж автотехники более 20 лет.
13
Нижний Новгород, Московское шоссе д.105, (831) 272-38-28
Продажа грузовой дорожной строительной и коммунальной техники и автобусов. Продажа новой и поддержанной техники.
14
Ростов-на-Дону, пр. Шолохова д.288а, (863) 290-80-30
ЗАО ТСЦ «Русавтопром-Ростов» является официальным дилером ООО ЦТД «Русские Автобусы» в Южном федеральном округе. Продажа автобусов производства заводов КАВЗ ПАЗ ЛИАЗ ГОЛАЗ всех классов и модификаций. Продажа спецтехники и запчастей.
15
Саратов, Саратовская обл. г. Энгельс ул. Ф.Энгельса д.207, (8453) 52-55-30
ООО «КомТрансГрупп» — центр по продаже автобусов и спецтехники компания специализирующаяся на гарантийном и сервисном сопровождении автобусов и специальной техники.
16
Ярославль, Яр.обл. Ярославский р-н п. Щедрино ул. Московская стр. 6А, 8-800-100-68-88
Официальный дилер: «Русские автобусы — Группа ГАЗ» Хендэ КомТранс Рус (коммерческие автомобили Hyundai) грузовики УРАЛ СИВ Трансхолод «Carrier Transicold».
www.bibika.ru
ПАЗ — все модели PAZ 2019: характеристики, цены, модификации, видео, дилеры
Все модели ПАЗ 2019 года: модельный ряд автомобилей PAZ, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ПАЗ, история марки PAZ, обзор моделей ПАЗ, видео тест драйвы, архив моделей PAZ. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров ПАЗ.От 3 000 000 ₽
Автобус
Россия
Год: 2009
От 1 600 000 ₽
Автобус
Россия
Год: 2015
От 1 900 000 ₽
Автобус
Россия
Год: 2015
От 2 500 000 ₽
Автобус
Россия
Год: 2015
Архив моделей марки PAZ
История марки PAZ / ПАЗ
ОАО «Павловский автобус» (ранее Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова) — производитель автобусов малого и среднего классов в России. Расположен в городе Павлово Нижегородской области. Решение о создании в Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство было завершено и начался выпуск техники. 12 ноября 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения, без остановки главного конвейера завода ПАЗ переходит к выпуску разработанной на базе ПАЗ-652 новой базовой модели предприятия — ПАЗ-672, производившейся вплоть до 1989 года. Среди его модификаций была, в том числе, полноприводная 2-дверная модель повышенной проходимости ПАЗ-3201.
В 1960-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоев потребителей, путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. 1 декабря 1989 года был начат серийный выпуск нынешней базовой модели завода — автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения (специализированные и люксовые) и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях. Из них серийно выпускается около десяти. В 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего класса — 3-дверного ПАЗ-5272 и 2-дверного ПАЗ-4230 «Аврора». Ввиду конкуренции с основными российскими производителями автобусов большого класса ЛиАЗ и НефАЗ, производство больших автобусов ПАЗ-5272 и других большими сериями налажено не было.
В конце 2000-х годов завод создал первый российский низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237 «Лужок» а также на смену семейству ПАЗ-3205 было разработано новое семейство малых автобусов на рессорной подвеске — ПАЗ-3204. На рубеже 2000-х — 2010-х годов на заводе также разработаны перспективные модели автобусов ПАЗ-3202 «Валдай» и ПАЗ «Сити». В ходе реструктуризации производственных мощностей объединены в единый корпус сварочно-окрасочный, прессовый и металлозаготовительный цеха. Самый масштабный проект по оптимизации производства связан со сборочным цехом — были сокращены нитки конвейеров до четырёх. В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман». Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Комтранс» (приз жюри конкурса).
avto-russia.ru
Пазик Википедия
ПАЗ-3205 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-32053 (рестайлинг 2014 года) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Завод-изготовитель | ПАЗ → Павловский автобус) РусАвтоПром[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект, г | 1982 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпускался, гг | 1989 — настоящее время 2010 — настоящее время(сборка в Беларуси) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экземпляры: | более 145000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 7,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снаряжённая масса, т | 5,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макс. скорость, км/ч | 70 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс автобуса | высокопольный малый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭКО стандарт | Евро-0—Евро-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вместимость | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мест для сидения | 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная вместимость (8 чел./м²) | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Габариты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 7000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота по крыше, мм | 2880 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просвет, мм | 264 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Салон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дверей для пассажиров | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формула дверей | 2 2+1 2+2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель коробки передач |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвеска | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип задней подвески | Зависимая, рессорная с амортизаторами; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип передней подвески | Зависимая, рессорная с корректирующими пружинами и амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ПАЗ-3205 (разг. «Па́зик») — советский и российский высокопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года.
С 2014 года для марок автобуса ПАЗ-32053, ПАЗ-32054 ПАЗ-4234 появился рестайлинг. Модели ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 не выпускаются с 2003 года.
История
Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972-1977 гг. и подготовленный к серийному производству с 1979 г., но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[2]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[3]. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.[4] В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии[5].
Модификации
Выпускается в большом количестве модификаций:
- ПАЗ-3205 — базовый вариант с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмогидравлической тормозной системой. В настоящее время снят с производства.
- ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
- ПАЗ-3205-20 — грузо-пассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — её функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объём грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 м³.
- ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
- ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80-е годы XX века Советский Союз осуществлял значительные объёмы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-й модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществиться — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
- ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объёмом около 2 м³ в задней части салона.
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
- ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
- ПАЗ-3205-70[6] РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст (бензин) или СААЗ мех., 5-ст(дизель).[7]
- ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой (расположение сидений в салоне у однодверных и двухдверных модификаций различается). В настоящее время снят с производства.
- ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
- ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS. Является заменой ПАЗ-3205.
- ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст [8]
- ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст [9]
- ПАЗ-32053-20 — грузо-пассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
- ПАЗ-32053-27 — грузо-пассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
- ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
- ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус.
- ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневматической тормозной системой с АБС. Является заменой ПАЗ-32051.
- ПАЗ-32054-03 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
- ПАЗ-3798 — изотермический фургон.
- ПАЗ-3975 — передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
- ПАЗ-3206 — полноприводный автобус
Технические характеристики
Технические характеристики | |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Общее число мест | 41 |
Число мест для сидения | 25 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 19 |
Ёмкость топливного бака, л | 105 |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с ABS |
Длина, мм | 7000 |
Ширина, мм | 2530 |
Высота, мм | 2880 |
База, мм | 3600 |
Полная масса, кг | 7610 |
Комплектуется двигателями | ЗМЗ-5234.10, ЯМЗ 534, ММЗ 245.7 |
Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
Литература
- Автобус ПАЗ-672. Техописание, эксплуатация и ТО — 1984. — 353 стр.
- Автобус ПАЗ-3205-07 (дв. Д-245). экспл. и обслуживание — 1999. — 146 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Техописание и эксплуатация — 1998. — 245 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Технология техобслуживания — 1996. — 54 стр.
- Автобус ПАЗ-32053-07. Эксплуатация и ремонт — 2000. — 320 стр.
В игровой и сувенирной индустрии
В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предложил масштабные (1/43) модели автобуса ПАЗ-3205 бело-голубого цвета и ПАЗ-32051 бело-оранжевого цвета. Также модель ПАЗ-32051 в масштабе 1:48 была выпущена китайской фирмой «Технопарк». Фирма «Автотайм» подготовила к выпуску модель ПАЗ-32053.
Галерея
Память
- В ноябре 2013 года в Подольске был установлен памятник автобусу ПАЗ-3205[10]
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Автобусы Паз Автоклуб, ПАЗ 3205
Загрузка…
Прообразом знаменитого «Пазика» был ПАЗ-665, разработанный на Павловском автозаводе в 1966 году. В 1967 году эта модель была отмечена Большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму, а также призом отличия и медалью автосалона. Но Министерство автопромышленности не стало запускать его в серию: запустили разработанный немного ранее ПАЗ-672.
В начале 70-х был спроектирован ПАЗ-3202, а в 1975 — сразу несколько опытных экземпляров: ПАЗ-3203, ПАЗ-32033 и ПАЗ-3204. Но в связи с возникшими трудностями на «ЗИЛе» выпуск этих автобусов приостановили. Для выхода из ситуации пришлось использовать узлы и агрегаты «ГАЗа». В результате появилась следующая модель — ПАЗ-3205.
Модификации ПАЗ-3205, выпускаемые до сегодняшних дней:
- ПАЗ-3205, имеющий одну автоматическую переднюю дверь и одну аварийную заднюю. Со второй половины 90-х он выпускался под индексом ПАЗ-3205 110. Снят с производства;
- ПАЗ-32051 — двухдверный вариант ПАЗ-3205. Снят с производства;
- ПАЗ-32053 — модернизированный ПАЗ-3205, отличающийся более надежными пневматическими тормозами;
- ПАЗ-32054 — двухдверный вариант автобуса ПАЗ-32053;
- ПАЗ-3205-20 — грузопассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205. Объем грузового отсека (в зависимости от модели) — от 5,3 до 15 куб.м.;
- ПАЗ-3205-50 — вариант «Люкс». Он был разработан в начале девяностых. Мягкие сиденья, багажные полки над креслами;
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса. Улучшенная теплоизоляция, двойное остекление, более мощная система отопления;
- ПАЗ-3205 — школьный автобус. Имеет четыре ступеньки, ремни безопасности на каждом сидении, кнопки вызова водителя около каждого места.
В зависимости от пожеланий клиента завод может выпустить спецавтобусы ПАЗ-3205. Мягкие кресла, перегородки, кондиционер, индивидуальная вентиляция и освещение, стерео- и видеосистемы, столики и т.д.
avtobuspaz3205.ru