Подвижный состав – Подвижной состав — это… Что такое Подвижной состав?

Подвижной состав автомобильного транспорта —

Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения

имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи,такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили

предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Безопасность подвижного состава.

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»

autotehnica.ru

Подвижной состав — это… Интересные сведения о железнодорожном транспорте

Любое транспортное средство может иметь как одну единицу техники, так и совокупность, то есть средство передвижения либо одиночное, либо имеет звенья. Простыми словами подвижной состав – это транспортное средство, перевозящее людей, грузы или специальное оборудование.

Ниже будут представлены подробные примеры с объяснениями того, что означает данное словосочетание, как обслуживают технику. Тема будет полезна взрослым и детям.

Что такое подвижной состав

Под подвижным составом подразумевается железнодорожный и автомобильный транспорт:

  • поезда;
  • грузовые автомобили;
  • автобусы.

Но официально термин все же больше используется на железной дороге, на метрополитене и в трамвайных депо.

Что представляет собой? У каждого средства передвижения обязательно имеется место, где нужно управлять троганьем, разгоном, торможением, поворотами. Как правило, это кабина. Она имеется в автобусе, фуре, локомотиве, тракторе. Чаще всего поезда и грузовой транспорт имеют несколько составных частей: у поезда – локомотив и вагоны, у грузового автомобиля – кабина, прицепы, фургоны и так далее.

Давайте подробно изучим все же железнодорожный подвижной состав, так как он является одним из самых востребованных, и терминология больше принадлежит ему.

Основные части у подвижного состава

Любое транспортное средство имеет колеса в парном количестве от четырех единиц. В зависимости от длины техники количество пар колес может увеличиваться. Также хотя бы на одной паре колес должен быть установлен двигатель, либо редуктор, который передает момент от двигателя к колесу. Чем тяжелее транспорт, тем больше двигателей у него может быть. У поездов составность немного отличается от автомобилей, ведь локомотивом управляются два-четыре и более вагонов.

Любой подвижной состав – это сцепленные между собой единицы техники. Осуществляется данный процесс автосцепным механизмом, который располагается по торцам вагонов и локомотивов.

Какой бывает подвижной состав

Железнодорожный транспорт подразделяется на несколько типов по назначению и области эксплуатации:

  • электропоезда пригородного сообщения;
  • пассажирские поезда дальнего следования;
  • грузовые составы;
  • специальная техника;
  • хозяйственные поезда;
  • метрополитен;
  • трамвай.

Как видно, подвижной состав – это крупный вид транспорта.

Хотя отдельные единицы, на данный момент не сцепленные с другими единицами техники, например, тепловоз, электровоз или дрезина также являются им.

Как его обслуживают

Своевременно каждый вагон, локомотив и другая транспортная техника проходят обслуживание. Оно представляет собой комплекс мероприятий по уходу за подвижным составом. Это мероприятие помогает вовремя заметить и устранить неисправности, которые выявляются внешним осмотром специальными инструментами и приборами.

Например, продувка оборудования, протирка стекол кабины машиниста, обстукивание тележек, колесных пар, автосцепок с целью выявления дефектов (трещин). А также проводится измерение температуры на всех элементах и на оборудовании, подвергающихся сильному нагреванию.

Как правило, техническое обслуживание (ТО) проводится один раз в 1-2 суток во время захода состава в депо либо во время стоянки на станции.

Как производится ремонт вагонов, локомотивов

Реже технического обслуживания совершается ремонт подвижного состава (электропоездов, вагонов и локомотивов). Раньше существовало несколько видов ремонта (текущий ремонт ТР-1, ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт КР-1 и КР-2, средний ремонт). Цифры означают объемы выполняемых работ. ТР-1 являлся самым простым видом, а капитальный ремонт КР-2 – самым объемным и сложным. В настоящее время сделали проще – ДР (деповской ремонт) и ЗР (заводской ремонт). Стоит отметить, что существуют еще два вида ремонта, которые являются внеплановыми: обточка колесных пар и случайный ремонт (если неисправность произошла внезапно).

Что именно производится на подвижном составе техническим работником? Обычно происходит постановка подвижной единицы на ремонтное стойло с домкратом, подъемным краном. Слесарь под руководством мастера или инженера должен поднять кузов локомотива или вагона так, чтобы можно было выкатить тележку, под которой располагаются колесные пары.

Во время ремонта снимается все необходимое оборудование, проверяются на дефекты различные приборы, провода и механические узлы, а также пневматическая система.

При капитальном ремонте также производится покраска кузова, монтаж различного оборудования. По окончании всех работ специальная комиссия проверяет, в каком состоянии техника. Если все в порядке, вагон/локомотив отправляется на обкатку, чтобы провести диагностику в пути.

Кто управляет

Подвижной состав – транспорт, который управляется как минимум в одно лицо, то есть машинистом. Если в два лица, то речь идет о машинисте и его помощнике, который следит за сигналами светофоров, ситуацией за пределами локомотива (кабины).

Именно машинист осуществляет движение поездов, отвечает за сохранность грузов (в грузовом движении) и пассажиров (в пассажирском движении).

Железнодорожный транспорт – это не единственный пример подвижного состава. В заключение стоит рассмотреть интересные сведения, рассказывающие, как он зародился. Дело в том, что еще в 17-18-м веках люди стали изобретать средства передвижения, способные перевозить большее количество людей и грузов. Была создана первая железная дорога, которая вовсе была деревянной. По ней пускали лошадей с небольшими вагончиками. Затем лошадей заменили на паровозы. Вот так и зародился подвижной состав, существующий по настоящее время.

fb.ru

Подвижной состав — это… Что такое Подвижной состав?

Подвижной состав

Универсальный тяговый модуль c платформой

Подвижно́й соста́в — транспортные единицы автомобильного, железнодорожного, метротранспорта, трамвая, троллейбусы[1].

Подвижной состав подразделяется по роду работы на: пассажирский, грузовой и специального назначения[1].

Железнодорожный подвижной состав делится на тяговый, то есть локомотивы (паровозы, электровозы, тепловозы), моторвагонный подвижной состав, самоходный состав специального назначения, несамоходного подвижного состава (вагоны)[1].

Строительством подвижного состава для железных дорог занимаются предприятия транспортного машиностроения локомотивостроительные заводы, вагоностроительные заводы, заводы производящие автомотрисы и другую самоходную технику

[2].

Пожарный автомобиль

К автомобильному подвижному составу относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, автомобильные прицепы, автомобили специального назначения (например пожарные). Автомобильный подвижной состав характеризуется количеством осей, в том числе ведущих, грузоподъёмностью, мощностью двигателя, пассажировместимостью.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 20. Плата — Проб. 1975. 608 стр., илл.; 21 л. илл. и карт. (Статья Подвижной состав)
  2. Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 26. Тихорецк — Ульяново. 1977. 624 стр., илл.; 46 л. илл. и карт. (Статья Транспортное машиностроение)

Ссылки

dic.academic.ru

Подвижной состав — Большая советская энциклопедия

Подвижно́й состав

Железнодорожный и автомобильный, транспортные средства любых категорий, приспособленные для передвижения по рельсовым путям или автомобильным дорогам; определяется в пределах отрасли, экономического района, страны и т.п. По роду работы П. с. делится на пассажирский, грузовой и специального назначения. К железнодорожному П. с. относятся Локомотивы, моторные самодвижущиеся вагоны (см. Моторвагонный подвижной состав), поезда метрополитенов, Дизель-поезда, Вагоны, трамваи (См. Трамвай) и др. К железнодорожному П. с. специального назначения относятся машины для ремонта и содержания ж.-д. пути — путеукладчики, снегоуборщики, путерихтовщики и т.п., подъёмные краны (См. Подъёмный кран) на ж.-д. ходу, дрезины (См. Дрезина) и др. средства. П. с. железных дорог характеризуется грузоподъёмностью, назначением вагонов, числом осей, видом тяги (тепловозная или электрическая), мощностью локомотивов. К автомобильному П. с. относятся легковые автомобили (См. Легковой автомобиль) и грузовые автомобили (См. Грузовой автомобиль) всех категорий, прицепы и полуприцепы, Автобусы, и автомобили специального назначения (пожарные, санитарные, ремонтные и т.п.). Автомобильный П. с. характеризуется грузоподъёмностью (грузовой П. с.) или пассажировместимостью, количеством осей (в т. ч. ведущих), видом двигателя (дизельный или карбюраторный) и т.д.

Понятие П. с. отражает качественную характеристику транспортных средств. Их количественная характеристика определяется понятиями Автомобильный парк, Вагонный парк, Локомотивный парк.

Лит.: Подвижной состав и тяговое хозяйство железных дорог, М., 1971; Кленников В. М., Ильин Н. М., Автомобиль, 4 изд., М., 1973.

Н. И. Шинкарёв.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Железнодорожный подвижной состав

Все движущиеся по рельсовой колее единицы называются подвижным составом. Железнодорожный подвижной состав можно разделить на автономный и тот, который движется под действием других подвижных единиц.

К автономным единицам относятся локомотивы. Локомотивы классифицируются по типу тяги: паровозы – в движение колесные пары приводит водяной пар, тепловозы – источником энергии является двигатель внутреннего сгорания, в электровозах ток из контактной сети преобразуется и приводит в движение локомотив. Кроме этих основных видов тяги, которые широко применяются на подвижном составе, существует экспериментальные виды. Например, локомотив с ядерным реактором. Кроме того существуют электропоезда. В них приводит в движение состав, как головной, хвостовой вагон, так и моторные вагоны в середине состава.

К неавтономному железнодорожному подвижному составу относятся вагоны. Вагон при помощи сцепного устройства, обычно, присоединяется к локомотиву и вагонам и движется в составе железнодорожного поезда.

Модели подвижного состава железной дорог и можно изготовить из разных материалов. Самый простой и доступный материал – картон и бумага. Из бумаги делают не только подвижной состав в масштабах HO(1:87), TT(1:120), но даже и в масштабе N(1:160). Недостатком является, маленькая жесткость конструкции модели из бумаги. Также бумага под действием воды размокает. К преимуществам можно отнести легкость обработки, для соединения бумажных деталей подойдет клей ПВА, супер-клей и другие виды клеев.

Самыми распространенным сырьем является полистирол. Из полистирола получается жесткая конструкция, которую можно мыть водой, если модель в процессе эксплуатации закоптится. Большое количество моделей железнодорожного подвижного состава изготавливают на заводах из пластика. При работе с моделями из пластика необходимо осторожно работать с растворителями, так как они могут разрушить пластик.

Также существуют отливки моделей из смолы. Продаются, как готовые модели, так и наборы для сборки подвижного состава. После сборки модели окрашивается, наносятся декали, устанавливается мотор, если это подвижная модель.

Из жести также изготавливают железнодорожные модели. Делается развертка, также, как при работе с бумагой и спаивается в целую модель. В советское время проводились соревнования для моделей из жести в крупном масштабе 1:30, ширина колей 51 мм.

Модели также спаиваются из меди, латуни. Детали изготавливаются с помощью технологии вытравливания, а после спаиваются. Продаются модели из латуни для сборки.

Подробнее о работе над железнодорожным подвижным составом , также модели-выкройки в статьях.

Кладбища поездов
Заброшенные железные дороги
Газотурбовозы России
Железнодорожные локомотивы
Краны машиниста 394, 395, 254
История автосцепных устройств
Автосцепка СА-3
Тележка 18-100
На каком топливе ездят поезда?


Паровозы
Первые паровозы Стефенсона и Черепановых
Коэффициент полезного действия паровоза
Паровозы СССР
Самые большие паровозы в мире
Экскурсия на ретро паровозе в Москве


Тепловозы
Тепловозы СССР
Тепловозы России
Американские тепловозы
Узкоколейные тепловозы
Тепловоз 2ТЭ116
Тепловоз ЧМЭ3
Тепловоз ТЭМ2
Тепловоз ТЭМ7
Тепловоз ТЭМ18
Тепловоз ТЭМ18ДМ
Тепловоз ТЭ3
Тепловоз ТЭ109
Тепловоз 2ТЭ121
Тепловоз ЧМЭ5
Тепловоз ТЭП10
Тепловоз ТЭП70
Тепловоз 2ТЭ10В
Тепловоз 2ТЭ10М
Тепловоз 2ТЭ10У
Тепловоз 2ТЭ10Л
Тепловоз 2ТЭ10МК
Тепловоз 2ТЭ25КМ
Тепловоз ТГК2
Тепловоз ТГМ23
Тепловоз М62
Тепловоз 2М62


Электровозы
Какой токоприемнике должен быть поднять на электровозе?
Электровоз ЭП20
Электровоз ВЛ10
-Электровоз ВЛ60
Электровоз ВЛ80
-Электровоз ВЛ85
Электровоз ЧС4
Электровоз 2ЭС4К
Электровоз ЧС2
Электровоз 2ЭС10
Электровоз 3ЭС5К

Электропоезда
Почему электричку называют «собакой»?
Самый быстрый поезд в мире
Скоростной поезд «Стриж»
Электропоезд ЭД9М
Электропоезд ЭД2Т
Электропоезд ЭР200
Электропоезд ЭР1
Электропоезд ЭР2
Скоростные поезда Советского Союза
Высокоскоростные поезда

Дизель-поезда
Дизель-поезд ДР1
Дизель-поезд ДР2
Дизель-поезд ДТ1

Специальная техника
Автомотрисы, Мотовозы, Дрезины
Восстановительный поезд
Пожарный поезд
Рельсовые автобусы РА-1, РА-2
Литерные поезда
Железнодорожная техника

Железнодорожные вагоны
Виды грузовых железнодорожных вагонов
Полувагон — тех. характеристики, назначение
Конструкция полувагона
Вагон-хоппер
Думпкар
Цистерна
Рефрижераторные вагоны
Грузовые контейнеры
Что перевозят на железнодорожных платформах
Аренда вагонов
Вагон-ресторан
Разгрузка вагонов
Нумерация мест в пассажирских вагонах
Что делать в поезде дальнего следования?
Чем взять в поезд из еды?
Фирменные поезда Российских Железных Дорог
Вагон Аммендорф
Общий вагон
Двухэтажный поездной состав

Обновление железнодорожного состава поездов Украины для Евро 2012
Устройство железнодорожных депо
Несклолько слов о тепловозах
Несколько слов о паровозах
Несколько слов о электровозах

Подвижной состав железнодорожного транспорта включает в себя локомотивы и вагоны. Когда речь идет о рынке железнодорожного подвижного состава, то подразумевается чаще всего грузовой парк вагонов. В этой статье речь пойдет о теме, связанной вагонами, а именно, о рынке грузовых перевозок.

В экономике железнодорожное хозяйство делят на три основных компонента: локомотивное хозяйство, вагонный парк, инфраструктура – пути, вокзалы, сортировочные станции. Исторически так сложилось, что все компоненты объединены и принадлежали Министерству Путей Сообщения, сокращенно –МПС. В 2003 году на базе МПС появилось ОАО «Российские Железные Дороги», а МПС в 2004 году упразднили.

Алгоритм перевозок был следующий: предприятие, которому необходимо перевезти товар подавал заявку в товарной конторе узловой станции. Обработкой заявок занимался центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Он формировал составы под погрузку. РЖД обеспечивало управление перевозками: выделяло локомотив, доставляло груз в нужное место, занималось работой на сортировках. Грузопоток был непрерывный, инфраструктура железной дороги справлялась с объемами грузов. Основная доля подвижного состава железнодорожного транспорта было сосредоточена в руках РЖД.

Постепенно были проведены реформы, была изменена система расчетов при перевозке грузов. Единый тариф было разделен на две части: вагонную (15% всей стоимость перевозки) и инфраструктурную (85%). После этого стали появляется частные операторские компании, владеющие собственным парком грузовых вагонов. Количество частных подвижных единиц увеличивалось. В 2001 году частные предприниматели обладали 161 тыс.вагонов, а в 2008 году уже 390 тыс. вагонов. Самыми крупными из таких компаний являются Globatrans, «Новотранс», «НефтеТрансСервис», «Трансойл» и другие. На конец 2010 года 83% перевозок по железнодорожным путям производились в вагонах частных копаний.

В 2007 году – инвентарный вагонный парк РЖД, насчитывавший 568 тыс. единиц был передан дочерним фирмам: ПГК — Первая Грузовая Компания, ВГК –Вторая Грузовая Компания. Сделано это было для более эффективной работы вагонов. Дочерние фирмы стали равноправными участниками рынка.

Тяжелая ситуация сложилась с мелкими и средними предприятиями. Крупные компании вагонами обеспеченны, а мелкие, которым необходимо несколько десятков вагонов в месяц порой не могут получит подвижной состав. Крупные грузовые компании порой отказываю в перевозках в связи с экономической нецелесообразностью. Это приводит к росту цен в некоторых отраслях.

Ситуация на рынке железнодорожного подвижного состава непростая. Проблема, в том, что переизбыток вагонов привел к снижению скорости перевозок. Некоторые станции, особенно на Дальнем Востоке используют свой ресурс на 100%. Также большое количество порожних перевозок (то есть железнодорожные составы движутся пустые, без груза ) – 40%. Просрочка доставки заказов составляет – 12 — 14%.

По мнению экспертов необходимо развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта, строить новые пути, станции, увеличивать плотность железнодорожной сети. Ведь в нашей стране этот показатель всего 5 км на 1 тыс. кв км, тогда как в США – 27, а в Германии – 117 км.

В 2009 году введено 47,7 км новых линий, 81,6 км вторых путей и около 161,9 км станционных путей. Эти цифры говорят о низких темпы развития. РЖД ссылается на дефицит финансирования. Необходима помощь в модернизации железной дороги.

Эксперты говорят о необходимости более современной диспетчерской системы. Также говорят о том, что требуются изменения и в области тарифов на рынке железнодорожного подвижного состав.

В настоящее время рынок железнодорожного подвижного состава реформируется, формируются новые правила перевозок, тарифов, происходит постепенная перестройка системы железнодорожных перевозок.

Первые успехи в области развития инфраструктуры уже есть. 25 октября 2011 года между «РЖД» и «НоваТЭК» был подписан договор о совметсных инвестициях в развитие железнодорожных путей сообщения на Свердловской железной дороге.

www.modelzd.ru

2.Подвижной состав жд (классификация)

К подвижному составу относятся локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав (электро-поезда и дизель-поезда), рельсовые автобусы, автомотрисы, дрезины и мотовозы.

Подвижной состав необходим для перевозки грузов и пассажиров. Он подразделяется на тяговый, который перемещается самостоятельно, и нетяговый — вагоны, прицепляемые к нему. В зависимости от источника энергии и машин для превращения ее в механическую работу тяговый подвижной состав подразделяют на автономный и неавтономный. К автономному тяговому подвижному составу для того, чтобы он работал (находился в движении), не требуется подводить энергию извне, так как ее вырабатывает установленный на ней первичный двигатель, например дизель. Неавтономный тяговый подвижной состав (электровозы и электропоезда) получают электроэнергию от внешнего источника — электрических станций (энергосистем).Тяговый подвижной состав подразделяют на локомотивы, электропоезда и дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы. К основным видам локомотивов относятся электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы. По роду выполняемой работы локомотивы подразделяются на магистральные и маневровые. Магистральные локомотивы бывают пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Пассажирские локомотивы, предназначенные для вождения пассажирских поездов, развивают высокую скорость при сравнительно небольшой силе тяги. Грузовые локомотивы развивают значительную силу тяги, имеют наибольшую допустимую нагрузку от оси на рельс и их скорость меньше пассажирских. Грузопассажирские локомотивы могут работать в двух режимах: грузовом и пассажирском. Маневровые локомотивы работают главным образом на малых скоростях и с большой силой тяги. Их используют на станциях, пунктах погрузки и выгрузки, а так же на подъездных путях. Вагоны относятся к нетяговому подвижному составу и предназначены для перевозки грузов и людей. Классификация вагонов. По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские. К грузовым вагонам относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения для перевозки определенных видов грузов (цементовозы, хоппер-дозаторы, транспортеры, специализированные цистерны, вагоны для технических нужд, вагоны для перевозки скота, живой рыбы и др.).Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов дальнего следования межобластного и пригородного сообщения. По условиям эксплуатации различают вагоны магистральные, промышленного и городского транспорта. По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети; вагоны, обращения которых допустимо только для реконструированных участков отечественных железных дорог и вагоны для международного сообщения. По материалам и технологии изготовления кузова вагоны делятся на цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, сварные и с отдельными клепаными сборными единицами.

Билет 25.

2. Пассажирские станции выполняют операции по формированию, экипировке, подаче и уборке составов пассажирских поездов, обработке почтовых и багажных вагонов, а также по подаче и уборке поездных локомотивов. В зависимости от основного назначения различают три вида

• обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение;

• головные, обслуживающие только пригородное движение;

•зонные на пригородных участках (служат для стоянки составов и локомотивов в ожидании их отправления), включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.

3. Вагоны — несамоходное транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям и эксплуатируемое с локомотивом. Вагон является единицей подвижного состава ,их различаются по типу используемой путевой инфраструктуры (железнодорожные, монорельсовые, маглев-вагоны)

Основные параметры, характеризующие железнодорожный вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка).

В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллические пассажирские (СВ, купейные, плацкартные, межобластные), цельнометаллические багажные (почтово-багажные), вагоны-платформы, крытые вагоны, полувагоны, вагоны-цистерны, хопперы, вагоны-рефрижераторы и рефрижераторные секции и изотермический вагоны (или вагоны-термосы, различные специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), вагоны-автовозы, вагоны-лесовозы, вагоны-битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки животных (например скота), вагоны для перевозки невлагостойких грузов

studfiles.net

Подвижной состав РЖД — это… Что такое Подвижной состав РЖД?

ОАО «Российские железные дороги» располагает широким спектром подвижного состава, значительная часть которого досталась им в наследство от СССР. Среди тягового состава — тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, также представлены практически все возможные типы и специализации подвижного состава локомотивной тяги по назначениям — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.

Из-за хронического дефицита средств, начиная с 1990-х годов своевременного обновления локомотивного и вагонного парка в России не производилось. В результате к настоящему времени большая часть подвижного состава, как и прочих основных фондов ОАО РЖД, находится в сильно изношенном состоянии и требует замены.[1]

Моторвагонный подвижной состав

Электропоезда

Подвижной состав с распределенной электрической тягой стал использоваться после появления на ряде пригородных участков электрифицированных линий в 1930-е годы, для обслуживания пассажиров. Первоначально использовались электропоезда, состоявшие из трёхвагонных секций серий С. Производство и поступление на железные дороги электропоездов особенно усилилось в период массовой электрификации 1956—1970 г. Именно тогда на линии вышли основные представители моторвагонного подвижного состава, составляющие сегодня основу пригородного парка: на участках постоянного тока — ЭР1, ЭР2 и их модификации, на дорогах переменного тока ЭР9. Все они выпускались Рижском вагоностроительным заводом, который после развала СССР оказался за пределами России. Но потребность в пригородных поездах была очень острой, и это обстоятельство вынудило развернуть производство электропоездов на Демиховском заводе, а также на Торжокском заводе. Так появились серии ЭД2Т, ЭТ2, ЭД4, ЭД9. В настоящее время на сеть РЖД поступают в основном модернизированные электропозда ЭД4М и ЭД9М (также — поезда повышенной комфортности ЭД4МК и ЭД9МК). ОАО «РЖД» реализует стратегию, согласно которой пригородное сообщение является сферой совместной ответственности железнодорожников и регионов, в которых осуществляется пригородное сообщение. В соответствии с ней, создаются пригородные пассажирские компании, находящиеся в совместной собственности РЖД и властей регионов. Во многом благодаря этому «Российским железным дорогам», несмотря на экономический кризис, удалось частично компенсировать потребность в пригородных составах. В итоге ситуация с износом этого типа подвижного состава, хотя и является сегодня высокой, но всё же остаётся ниже, чем у других типов.[1]

Скоростные электропоезда

Идея организации скоростного движения в России появилась уже давно. В 1974 г. был построен первый скоростной поезд ЭР200, с 1984-го курсировавший по линии Москва — Ленинград. Позднее появился и второй состав этого типа. В 2009 году их эксплуатация была прекращена. В 1990-е годы инженеры продолжали работать над созданием более совершенных и скоростных поездов. Однако выпущенный в единственном экземпляре электропоезд «Сокол-250» так и остался нереализованным проектом. Был построен и испытан опытный прототип, работы над которым ввиду неудачности конструкции были прекращены. В 2006 г. ОАО «РЖД» заключило контракт на закупку в Германии восьми высокоскоростных электропоездов «Сапсан» — поездов семейства «Сименс Веларо». Они курсируют по маршрутам Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Через некоторое время был запущен поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Финляндию.

Дизель-поезда

На неэлектрифицированных участках для пассажирских перевозок используются поезда с дизельными двигателями. Эксплуатируется устаревший подвижной состав (Д1, ДР1). Также используются современные дизель-поезда ДТ1 производства Торжокского вагоностроительного завода и созданные в 2000-е годы на Метровагонмаше рельсовые автобусы РА-1 и РА-2.

Локомотивы

К середине 1950-х годов пассажирские электрифицированные маршруты в СССР обслуживались электровозами ВЛ19 и ВЛ22, которые по своим тяговым характеристикам и динамическим качествам не соответствовали пассажирской службе. В связи с этим было принято решение о постройке пассажирского электровоза нового типа. Новочеркасский электровозостроительный завод к концу 1955 года разработал эскизный проект пассажирского электровоза, однако текущая загрузка завода производством грузовых электровозов не позволила приступить к производству новой, пассажирской серии.

Чтобы ускорить решение вопроса в ноябре 1956 года Советский Союз подписал контракт с «Пльзеньским заводом им. Ленина» в Чехословакии. В послевоенные годы Чехословацкое правительство закупило для «Шкоды» лицензию на производство четырехосных универсальных электровозов у швейцарской фирмы «Винтертур» с конструкцией опорно-рамного привода фирмы «Сешерон».

МаркаШтукгод поставок
ЧС-11001957-1960
ЧС-2, ЧС-2Т10001958—1976
ЧС-3881961
ЧС-4, ЧС-52301963-1972
ЧС-6, ЧС-7, ЧС-83301979-1999

До 1960-х годов преобладающим типом локомотива на дорогах СССР являлся паровоз. Электровозы и тепловозы, внедрявшиеся начиная с 1920-х годов, постепенно вытесняли паровую тягу. Наиболее интенсивно этот процесс пошёл после XX съезда КПСС, принявшего решение о прекращении производства паровозов и переводе промышленности на строительство современных локомотивов. В результате к 1970 году электрическая и тепловозная тяга обеспечивали 96,5 % грузооборота сети. В 1970-е годы эксплуатация паровозов ещё кое-где продолжалась, но к концу десятилетия она окончательно сошла на нет.

Наиболее эффективным видом тяги является электрическая, использующаяся на всех дорогах с интенсивным движением. К 1970 г. она уже занимала по грузообороту первое место среди всех видов тяги, а к концу 1980-х её доля превысила 2/3. Тепловозы использовались как временный вид тяги на линиях, до которых на электрификацию еще очередь не дошла, использовались и используются там, где электрификация нецелесообразна по экономическим соображениям — на малодеятельных линиях, отдалённых участках, на развозе местного груза и в маневровой работе.

В настоящее время РЖД закупают электровозы постоянного тока 2ЭС4К, 2ЭС6, ЭП2К, переменного тока Э5К, 2ЭС5К, 3ЭС5К, ЭП1М и ЭП1П. Эксплуатируются также приобретенные в последние годы двухсистемные пассажирские электровозы (наиболее современные — ЭП10). Приобретаются также магистральные грузовые тепловозы 2ТЭ116У и 2ТЭ25А, пассажирские ТЭП70БС, маневровые ТЭМ18ДМ. В течение 2000-х годов приобретены небольшие партии грузовых тепловозов 2ТЭ70 и 2ТЭ25К.

Предпринимаются попытки введения в эксплуатацию газотурбовозов.

Вагоны

Пассажирские вагоны локомотивной тяги

История пассажирских перевозок в России началась практически одновременно с историей железнодорожного транспорта. Долгое время железные дороги были лучшим средством переездов на большие расстояния. В историю вошли императорские вагоны, пульмановские вагоны, теплушки и прочая выдающаяся техника.

В настоящее время пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляет дочерняя компания РЖД — Федеральная пассажирская компания. Перевозки пассажиров осуществляются сидячими, плацкартными, купейными вагонами и вагонами СВ.В состав пассажирских поездов включаются также штабные вагоны и вагоны-рестораны. Используются также вагоны-салоны, предназначенные для перевозки весьма именитых персон и сопровождающих лиц. ФПК практикует использование двух классов поездов — обычных «пассажирских» и «фирменных», которые отличаются более высоким уровнем обслуживания пассажиров.

В международном сообщении используются вагоны габарита RIC, соответствующие как требованиям российских железных дорог, так и приспособленные для эксплуатации в странах Европы за пределами постсоветского пространства, использующих иную колею. В настоящее время на Тверском вагоностроительном заводе совместно с Siemens AG создается новая серия вагонов габарита RIC, которые должны заменить устаревший подвижной состав, закупавшийся в советские времена в ГДР.

У Федеральной пассажирской компании существуют планы закупки двухэтажных вагонов[2].

Для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов используются турные вагоны.

Грузовые вагоны

Целью создания первых железных дорог в России была перевозка грузов (а именно, медной руды).

В настоящее время РЖД использует широкий спектр грузовых вагонов, включая крытые вагоны, вагоны-хопперы, железнодорожные платформы, изотермические вагоны, вагоны-цистерны и др. Значительную часть парка составляют полувагоны. Большая часть грузовых вагонов переданы дочерним структурам — Первой грузовой компании, Второй грузовой компании, Русагротрансу и др.

Специальные вагоны

Для обеспечения нормальной работы железных дорог РЖД использует значительное количество специализированных вагонов, которые предназначены для ремонта железнодорожных путей, очистки их от снега, обновления щебневого покрытия пути, освобждения его от растительности и т. д.

Примечания

dic.academic.ru