Пульт табло дежурного по станции – Пульт электрической централизации — Энциклопедия нашего транспорта

Содержание

Инструкционная карта дежурного по станции студенческая

1. Характеристика станции Студенческая

Станция Студенческая — это промежуточная станция с имеющимися на ней тремя приёмо–отправочными путями. Все пути специализированы для приема и отправления чётных и нечётных поездов: I – главный, 2 и 3 – приемоотправочные. Станция оборудована системой релейной электрической централизации с раздельным управлением стрелками и сигналами. Станция является стыковой между двумя диспетчерскими участками ДНЦ–1 и ДНЦ–2. Дежурный по станции Студенческая подчиняется поездному диспетчеру первого круга (ДНЦ–1).

Приём и отправление поездов по станции производится по организованным маршрутам при открытых показаниях входных и выходных светофоров. Маневровые передвижения маршрутизированы, поэтому маневры производятся при открытых показаниях маневровых светофоров.

Прилегающие к станции перегоны оборудованы следующими перегонными средствами регулирования движения:

Студенческая – Атиг — однопутный перегон, двусторонняя однопутная автоматическая блокировка с двухпроводной схемой смены направления;

Студенческая – Комсомольская — однопутный перегон, релейная полуавтоматическая блокировка.

2. Описание пульта–табло для управления релейно–электрической централизацией на станции Студенческая

На рабочем месте ДСП установлен пульт–табло для управления релейно–электрической централизацией (РЭЦ). Эта система является разновидностью электрической централизации (ЭЦ). Ей оборудовались промежуточные станции на первом этапе развития ЭЦ. Эта система также носит название релейной централизации с центральным питанием и местными зависимостями (РЦЦМ). В системе РЦЦМ релейную аппаратуру размещают в станционном здании, где находится дежурный по станции и частично в релейных шкафах, установленных у входных и выходных светофоров станции; источники питания в виде аккумуляторных батарей помещены в батарейных шкафах, установленных у входных светофоров и в районе стрелочных горловин. В системе применен принцип раздельного управления, которое ведется с пульта управления. Недостатками системы являются: рассредоточенность аппаратуры, источников питания, применение низковольтных электроприводов, большого числа аккумуляторов. Данную систему применяют ограниченно на промежуточных станциях малодеятельных участков.

Пульт–табло представляет собой корпус в виде металлического шкафа, в верху которого смонтировано латунное никелированное табло, с размещением на нём мнемосхемы (плана станции в осях путей) с гравированными и затем оксидированными путями. На осях путей имеются белые лампочки контроля занятости приёмо–отправочных путей, стрелочных и бесстрелочных изолированных участков. Все лампы нормально погашены, загораются при занятии изолированного участка или пути подвижным составом.

Слева расположены лампочки и кнопки для управления стрелками и светофорами нечётной горловины, включёнными в электрическую централизацию и устройствами полуавтоматической блокировки системы ГТСС РПБ–82 на перегоне Студенческая – Комсомольская, а справа расположены лампочки и кнопки для управления стрелками и светофорами чётной горловины, включёнными в электрическую централизацию и устройствами однопутной автоматической блокировки на перегоне Студенческая – Атиг.

На пульт–табло изображены светофоры:

— четные: входной Ч, выходные ЧI, Ч2, Ч3 и маневровый М2;

— нечетные: входной Н, выходные НI, Н2, Н3 и маневровые М1 и М3.

На табло, с правой стороны (со стороны станции Атиг) расположены лампочки контроля работы однопутной автоматической блокировкой на перегоне Студенческая – Атиг:

— КП — лампочка контроля перегона, загорается белым светом при занятости перегона поездом, при свободности перегона лампочка погашена;

— ЧП — с жёлтой линзой, лампочка контроля работы станции в режиме приёма;

— НО — с зелёной линзой, лампочка контроля работы станции в режиме отправления;

— Ч1ПУ — с белой линзой, лампочка контроля занятости первого блок–участка приближения–удаления.

— Ч2ПУ — с белой линзой, лампочка контроля занятости второго блок–участка приближения–удаления;

На пульт–табло, с правой стороны снизу расположена кнопка смены направления движения на перегоне Студенческая – Атиг, двухпозиционная без фиксации. При нажатии этой кнопки станция переводится в режим отправления, то есть на перегоне Студенческая – Атиг устанавливается нечетное направление.

На передней панели пульта–табло расположены:

— трёхпозиционные рукоятки сигнальных коммутаторов Н, Ч3/ЧМ3, Ч2/ЧМ2, ЧI/ЧМI, НI/НМI, Н2/НМ2, Н3/НМ3 и Н; нормально находятся в среднем положении, для открытия входных, выходных и маневровых светофоров рукоятка поворачивается в положение соответствующее тому сигналу, который требуется зажечь на светофоре. Над сигнальным коммутатором помещены контрольные лампы с линзой красного цвета — запрещающего положения сигнала, с линзой зелёного цвета — разрешающего положения поездного сигнала и с линзой белого цвета — разрешающего положения маневрового сигнала на выходном совмещенном с маневровым и горения пригласительного огня на входном светофоре;

— двухпозиционные рукоятки стрелочных коммутаторов 1, 3, 4, 2/6, для раздельного перевода этих стрелок по маршруту, при повороте в крайнее левое положение — стрелка переводится в нормальное (плюсовое) положение, при повороте в крайнее правое положение стрелка устанавливается в переведенное (минусовое) положение. Над стрелочным коммутатором помещены контрольные лампы с линзой зелёного цвета — нормального (плюсового) положения стрелки и с линзой красного цвета — переведённого (минусового) положения стрелки.

В верхней части аппарата управления справа от стрелочных коммутаторов 1 и 3 находятся контрольные лампочки релейной полуавтоматической блокировки системы ГТСС РПБ–82:

— НПП — с красной линзой, загорается в момент получения блокировочного сигнала путевого отправления, после открытия выходного светофора на станции Комсомольская;

— ЧПО — с красной линзой, загорается в момент отправления блокировочного сигнала путевого отправления на станцию Комсомольская, после открытия выходного светофора;

— НДС — с белой линзой, лампочка дачи согласия, загорается при нажатии кнопки НДСК, при даче согласия на отправление нечетного поезда со станции Комсомольская;

— ЧПС — с зеленой линзой, лампочка получения согласия, загорается при даче согласия со станции Комсомольская;

— НП — с белой линзой, лампочка контроля фактического прибытия, загорается после проследования входного светофора и перекрытия его.

В нижней части пульта–табло в ряд расположены кнопки:

— «Нечет. пригласительн. сигнал» — кнопка включения пригласительного огня на входном светофоре Н — двухпозиционная без фиксации, нормально запломбированная;

— НДСК — нечётная кнопка дачи согласия для подачи блокировочного сигнала дачи согласия на станцию Комсомольская;

— НПК — нечётная кнопка дачи прибытия для подачи блокировочного сигнала дачи прибытия на станцию Комсомольская, нажимается после того, как ДСП убедится в прибытии поезда на станцию в полном составе для приведения РПБ в нормальное состояние;

— НОСК — нечётная кнопка отмены согласия для отмены неиспользованного соседней станцией поданного её ранее блокировочного сигнала согласия;

— «Разделка маршр. пр. нечет., отпр. чет.» — кнопка искусственного размыкания маршрутов нечётной горловины, двухпозиционная без фиксации, нормально запломбированная;

— «Разделка маршр. пр. четн., отпр. неч.» — кнопка искусственного размыкания маршрутов чётной горловины, двухпозиционная без фиксации, нормально запломбированная;

— «Четн. пригласительн. сигнал» — кнопка включения пригласительного огня на входном светофоре Ч — двухпозиционная без фиксации, нормально запломбированная;

В нижнем ряду расположены кнопки:

— «Аварийный перевод стрелки» — кнопка для вспомогательного перевода стрелки, входящей в стрелочный изолированный участок, показывающий ложную занятость, двухпозиционная без фиксации, нормально запломбированная;

— кнопки управления маневровыми светофорами М1, М2, М4.

studfiles.net

МОДЕРНИЗАЦИЯ АППАРАТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ  АППАРАТОВ  УПРАВЛЕНИЯ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ  СТАНЦИИ

Киякина  Татьяна  Евгеньевна

студент  3  курса,  Поволжского  филиала  МИИТа,  РФ,  г.  Саратов

E-mailproud[email protected]mail.ru

Селиверов  Денис  Иванович

научный  руководитель,  заместитель  директора  по  УПР,  СТЖТ-филиала  СамГУПС,  РФ,  г.  Саратов

E-maildenisselivjorv@rambler.ru


 


Основой  рабочего  места  дежурного  по  железнодорожной  станции  являются  аппараты  управления.  Аппараты  управления  содержат  пульты,  предназначенные  для  размещения  на  них  органов  управления  (кнопок,  рукояток),  и  табло,  предназначенные  для  отображения  информации.  На  табло  размещаются  различные  элементы  световой  индикации:  световые  ячейки,  повторители  светофоров,  лампочки,  светодиоды.  Пульты  и  табло  могут  быть  выполнены  в  виде  отдельных  устройств  типа  ТВБ,  а  могут  быть  совмещены  в  единую  конструкцию,  называемую  пульт-табло.  Наибольшее  распространение  имеют  унифицированные  пульты,  совмещенные  с  табло  типов  УП-1  и  УП-2  и  пульты  наклонные  с  табло  из  блочных  элементов  типа  ППНБ. 


 

Рисунок  1.  Внешний  вид  аппарата  управления  ТВБ


 


Унифицированное  пульт-табло  серии  УП  представляет  собой  сварной  корпус,  в  верхней  части  которого  располагается  лицевая  панель.  На  лицевой  панели  размещаются  световая  схема  путевого  развития  железнодорожной  станции,  повторители  светофоров  и  другие  средства  индикации,  а  также  кнопки  (рукоятки)  управления.  Ниже  лицевой  панели  к  корпусу  крепится  столешница.


Лицевая  панель  представляет  собой  металлический  лист  с  прорезями  для  установки  световых  ячеек  пульта-табло,  отверстиями  для  размещения  другой  индикации  и  органов  управления.  Прорези  лицевой  панели  прикрываются  полосками  из  органического  стекла.


 

Рисунок  2.  Внешний  вид  унифицированного  пульт-табло  серии  УП


 


Корпус  пульта-табло  сверху  и  с  боковых  сторон  обшит  листовой  сталью;  спереди,  ниже  столешницы,  установлены  съемные  щиты  (крышки),  а  сзади  —  дверцы  или  съемные  щиты,  —  все  они  снабжены  приспособлениями  для  пломбирования.


Световая  схема  станции  выполняется  с  помощью  световых  ячеек,  устанавливаемых  в  прорези  лицевой  панели.  В  каждой  световой  ячейке  размещены  две  коммутаторные  лампы,  перед  одной  из  ламп  установлен  зеленый  светофильтр.  При  включении  той  или  другой  лампы  ячейка  может  светиться  белым  или  зеленым  цветом.  Лампы  пульта-табло  питаются  напряжением  24  В.  Контрольные  лампы  повторителей  светофоров,  пригласительных  сигналов  и  других  устройств  размещаются  в  отдельных  патронах  для  коммутаторных  ламп,  снабженных  линзами  соответствующих  цветов. 


Пульт  ППНБ  наклонные  с  табло  из  блочных  элементов  представляет  собой  сварную  конструкцию  с  наклонной  и  горизонтальной  передней  частью.  Боковые  и  задняя  стенки  вертикальные.  Пульт  состоит  из  металлического  каркаса,  сверху  и  с  боков  наглухо  закрытого  металлическими  листами.  Передняя  нижняя  и  задняя  части  каркаса  закрываются  съемными  щитами  (крышками),  имеющими  приспособление  для  пломбирования.


 

Рисунок  3.  Внешний  вид  аппарата  управления  ППНБ


 


Табло  набирается  из  мозаичных  блоков  размером  40х40  мм.  Для  создания  светосхемы  табло  выпускаются  44  конструктивных  типа  мозаичных  блоков  световой  индикации,  отличающихся  друг  от  друга  формой  и  размерами  световых  индикаторов  (мнемознаков).  В  мозаичных  блоках  применяются  также  коммутаторные  лампы  КМ-24-35,  а  там,  где  светофильтры  зеленого  и  синего  цветов  КМ-24-90.  На  пульте  (на  горизонтальной  части)  в  уменьшенном  варианте  воспроизводится  путевое  развитие  станции  и  на  нем  размещаются  маршрутные  кнопки.  Другие  кнопки,  кнопки-счетчики  размещаются  на  горизонтальной  и  наклонной  частях  пульта  [1].


Однако  с  точки  зрения  эксплуатации  все  выше  перечисленные  типы  аппаратов  управления  имеют  один  и  тот  же  недостаток  –  ненадёжные  коммутаторные  лампы  накаливания  КМ-24.  Электромеханикам  регулярно  приходится  производить  замену  перегоревших  коммутаторных  ламп,  а  из-за  близости  постов  электрической  централизации  к  железнодорожным  путям  и  воздействия  вибрации  от  проходящих  поездов  лампы  перегорают  раньше  установленного  срока.  По  этой  же  причине  имеют  место,  и  случаи  нарушения  электрического  контакта  в  ламподержателе,  что  тоже  приводит  к  погасанию  индикации  на  табло. 


 

Рисунок  4.  Перегоревшие  лампы  КМ-24  и  места  установки  ламп  в  табло


 


Требуется  также  периодическая  чистка  и  замена  помутневших  светофильтров.  Все  эти  работы  очень  трудоёмкие  и  кропотливые  и  отвлекают  эксплуатационников  от  основной  работы.  Более  того  замена  перегоревших  коммутаторных  ламп  производится  в  очень  стесненных  условиях  и  при  неосторожных  действиях  электромехаников  возникают  случаи  короткого  замыкания  между  собой  контактных  лепестков  в  ламподержателе.  Это  приводит  к  перегоранию  общего  предохранителя  в  цепи  питания  ламп  табло  и  его  полному  потуханию,  что  в  свою  очередь  создает  проблемы  и  без  того  напряженной  работе  дежурного  по  станции. 


Со  всеми  этими  проблемами  традиционных  ламповых  табло  периодически  сталкиваются  специалисты  по  СЦБ  на  сети  железных  дорог  ОАО  «РЖД».  Всё  иначе  в  новом  аппарате  управления  со  светодиодами,  которое  является  малообслуживаемым  устройством.  Такие  аппараты  типа  ППНБМ  относящиеся  к  3  поколению  выпускаются  с  1999  года,  в  них  вместо  ламподержателей  применяются  субблоки  на  светодиодах. 

Рисунок  5.  Внешний  вид  табло  со  светодиодными  модулями


 


К  достоинствам  ППНБМ  относится  так  же  длительный  срок  службы  до  25  лет  и  сравнительно  небольшое  потребление  электроэнергии.  А  высокая  цветопередача  улучшает  восприятие  индикации  дежурным  по  станции  и  в  целом  условия  его  работы. 


Однако,  несмотря  на  высокую  надёжность  этих  аппаратов  управления,  они  устанавливаются  только  при  полной  комплексной  реконструкции  станционных  устройств  автоматики  [3].


 

Рисунок  6.  Работы  по  монтажу  светодиодного  табло


 


Поэтому  для  повышения  надежности  работы  устройств  железнодорожной  автоматики  и  снижения  энергопотребления,  действующих  пульт-табло  станций,  специалисты  ЗАО  «НПЦ  АТТранс»,  вместо  традиционных  коммутаторных  ламп  накаливания  типа  КМ-24,  разработали  светодиодные  коммутаторные  лампы  с  повышенной  светоотдачей  СКЛ-ВНИИЖТ  белого,  желтого,  красного  и  зеленого  цветов.  Лампы  такого  типа  внедряются  в  действующие  пульт-манипуляторы.


Светодиодные  коммутаторные  лампы  СКЛ-ВНИИЖТ  предназначены  для  применения  в  устройствах  индикации  железнодорожной  автоматики:  пульт-табло  желобкового  и  точечного  типа,  индикаторных  ячейках,  щитках  переездной  сигнализации.


Преимуществом  светодиодных  коммутаторных  ламп  СКЛ-ВНИИЖТ  перед  коммутаторными  лампами  типа  КМ-24,  является  высокая  надёжность  в  условиях  повышенных  вибраций  ввиду  отсутствия  малонадёжной  нити  накаливания,  широкий  диапазон  рабочего  напряжения  от  3В  до  48В  постоянного  или  переменного  напряжения.  При  этом  потребляемая  мощность  составляет  не  более  0,24  Вт.  Гарантированный  изготовителем  ресурс  работы  таких  ламп  составляет  не  менее  10  лет,  а  также  высокая  различимость  в  условиях  яркого  солнечного  света  и  под  большим  углом  зрения.


 

Рисунок  7.  Светодиодные  коммутаторные  ламы  СКЛ-ВНИИЖТ


 


В  светодиодных  коммутаторных  ламах  применён  цоколь,  аналогичный  цоколю  ламп  типа  КМ.  Для  защиты  светодиодной  лампы  от  электромагнитных  помех,  ёмкостных  подпиток  в  её  корпусе  смонтирован  защитный  фильтр.


Применение  светодиодных  коммутаторных  ламп  СКЛ-ВНИИЖТ  вместо  традиционных  коммутаторных  ламп  накаливания  типа  КМ-24/35  и  КМ-24/90  позволяет:


·     снизить  потребление  электроэнергии  пульт-табло  и  пульт-манипуляторов  постов  электрической  централизации  ЭЦ  в  10  раз  за  счет  снижения  питающего  тока;


·     увеличить  срок  службы  ламп  до  10  лет  и  более  в  соответствии  со  сроком  службы  светодиодов;


·     улучшить  видимость  и  различимость  индикации  в  5  раз  за  счет  концентрации  излучения;


·     защититься  от  перепадов  напряжения  в  сети  и  импульсных  помех  за  счет  встроенного  фильтра;


·     исключить  применение  светофильтров  за  счет  применения  цветных  светодиодов;


·     снизить  эксплуатационные  расходы  на  обслуживание  в  4  раза  за  счёт  исключения  ряда  работ  по  графику  технического  обслуживания;


·     окупить  вложенные  средства  в  течении  одного  года.


Для  установки  светодиодных  коммутаторных  ламп  СКЛ-ВНИИЖТ  используются  типовые  установочные  гнезда,  как  и  для  ламп  типа  КМ,  в  связи,  с  чем  дополнительных  приспособлений  при  замене  коммутаторных  ламп  накаливания  на  светодиодные  не  требуется  [2].


 


Список  литературы:


1.Пульт  электрической  централизации.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wiki.nashtransport.ru  (дата  обращения  22.11.2013).


2.Светодиодные  коммутаторные  лампы  СКЛ-ВНИИЖТ.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  —  URL:  http://  attrans.ru  (дата  обращения  09.12.2013).


3.Татьяна  Киякина.  Замена  себя  оправдала.  //  Железнодорожник  Поволжья,  №  42,  2013  г.

sibac.info

Пульт-манипулятор

Рабочее место диспетчера состоит из пульта-манипулятора с встроенным поездографом, секции связи и выносного табло. С помощью пульта-манипулятора диспетчер выполняет все необходимые действия по выбору станций, заданию маршрутов, открытию или закрытию сигналов, передаче стрелок на мест­ное управление, вызову работников к телефону и посылке других управляющих приказов по пропуску поездов по участку и выполне­нию маневровой работы. Диспетчер одновременно управляет с пульта-манипулятора только одной станцией. Для выбора станции в нижней части панели пульта-манипулятора установлены стан­ционные кнопки черного цвета. В средней части панели имеются маршрутные кнопки, а по краям панели — вспомогательные кнопки.

Число маршрутных кнопок по горизонтали определяют исходя из следующих соображений. Если на участке имеются станции только с поперечной схемой путей, то на панели кноп­ки размещают в три столбца: два крайних, столбца соответству­ют путям подходов к станции, средний — станционным путям (рис.1 ). На участках, где имеются станции с продольной схемой путей, кнопки располагают в четыре столбца: кноп­ки I и IV столбцов соответствуют путям подходов к станции, а кнопки II и III столбцов — путям станции.

Рис. 1 . Расчетная схема станции для определения числа кнопок манипулятора

Если на участке, кроме станций с продольной схемой путей, имеются станции и с поперечной схемой, то кнопки II или III столбцов манипулятора соответствуют кнопкам, расположенным на путях. Число кнопок в каждом столбце берется по максимальному числу путей наиболее крупной станции данного участка. Главному пути всегда соответствуют средние кнопки в каждом столбце, окрашенные в желтый цвет (рис. 2 ).

На пульте-манипуляторе маршрут задается нажатием двух кнопок по принципу «откуда — куда», как и при пульте-табло. Прежде чем задавать маршрут, диспетчер нажатием кнопки выбора станции подключает станцию к полю с маршрутными кнопками, при этом над соответствующими кнопками загорается свето­вая ячейка с наименованием станции. После нажатия кнопки начала маршрута в световой ячейке Задание на пульте-манипуляторе над маршрутными кнопками горит белый огонь до момента нажатия диспетчером кнопки конца маршрута. Задание маршрута без открытия сигнала или перекрытие ранее открытого сигнала осуществляют кнопкой БС. Для этого диспетчер сначала нажимает кнопку БС, а затем кнопки начала и конца маршрута. Если диспетчеру необходимо отменить незаданный маршрут, то он нажимает кнопку Отмена.

Кнопки вспомогательных приказов находятся в четырех вертикальных рядах по семь кнопок в каждом ряду. Два ряда относятся к одной горловине станции и размещены справа от маршрутных кнопок, а два других—к другой горловине станции и расположены слева от них.

Рис. 2 .Общий вид панели пульта-манипулятора

Вспомогательные кнопки предназначены:

-для управления разъединителями высоковольтной станции,

-передачи стрелок на местное управление,

-вызова (с использованием устройства ДЦ) работников нечетной и четной горловин станции из помещения дежурного по станции или электромеханика,

-выдачи разрешения на отправление поезда со станции, находящейся на автономном управлении,

-вызова передачи сигналов ТС в системах ДЦ спорадического действия (индикация поступивших сигналов в этом случае осуществляется в световой ячейке ВК на выносном табло),

-подсветки табло и отмены незаконченных действий.

Кнопка Приказ отмены предназначена для отмены на линейных пунктах принятых, но не реализованных одиночных приказов.

Правильность выбора района местного управления контролируется на светосхеме при нажатии кнопки местного управления горением световых ячеек, ограничивающих район, передаваемый на местное управление.

При правильном выборе района местного управления нажи­мается кнопка Пуск местного управления. Головные кнопки расцвечиваются в зависимости от их назначения (рис. 2 ). Кроме световой индикации, у диспетчера имеется звуковая сигнализация, подаваемая зуммером в тех случаях, когда необ­ходимо дать сигнал диспетчеру о его неправильных или неоконченных действиях па пульте-манипуляторе. Всякое действие диспетчера на аппарате управления должно быть закончено или отменено.

studfiles.net

Расчет эргономических характеристик пульта дежурного по станции Исходные данные

Участковая станция расположена на двухпутном участке. На ней производятся: прием и отправление пассажирских и грузовых поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, расформирование – формирование сборных поездов, маневровое обслуживание грузовых фронтов общего, необщего пользования и другие операции.

На станции имеется электрическая централизация стрелок и сигналов, управление которыми осуществляется с пульта управления с выносным табло. Исходные данные для расчета выбираются из табл. 1.1, 1.2.

Таблица 1.1 – Расстояние между пультом управления и выносным табло (м)

Параметр

Цифра учебного шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

1.1

1.4

1.0

1.5

1.9

1.2

1.7

1.3

1.6

1.8

Расстояние между «органами управления» (ОУ) (тумблерами и кнопками) на пульте ДСП одинаково и принимается по табл. 1.2 в зависимости от зоны размещения органов управления:

для тумблеров – по цифре первого разряда;

для кнопок – по цифре второго разряда.

Таблица 1.2 – Расстояние между осями органов управления на пульте ДСП (мм)

Зоны

Цифра учебного шифра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

20

23

19

25

27

22

26

24

21

28

2

25

28

24

30

32

27

31

29

26

33

3

30

33

29

35

37

32

36

34

31

38

В задаче требуется:

  1. Разместить «органы управления» (ОУ) на пульте ДСП и отобразить их в масштабной схеме пульта с указанием зон размещения органов управления в горизонтальной плоскости (масштаб чертежа 1:5).

  2. Рассчитать основные параметры выносного табло.

  3. На основе анализа поездных и маневровых передвижений вагонов составить матрицу связей между органами управления.

Методические указания к решению задачи

Пульт управления – функциональный основной элемент рабочих мест с автоматизированным управлением, от рациональной организации которого зависит эффективность и надежность работы оператора и системы в целом. Он должен удовлетворять следующим основным требованиям:

поверхность пульта должна обеспечивать отражение светового потока, исключающее появления бликов в поле зрения оператора;

на пульте устройства управления должны быть расположены в последовательности, соответствующей исполнению действий для подзадачи;

аварийная кнопка должна быть видна и легко доступна;

пульт при необходимости должен оборудоваться выдвижными ящиками для хранения документации и выдвижными досками для ведения записей и размещения дополнительных персональных приборов;

для работы, оператор в положении сидя, должен иметь пространство для ног по глубине не менее – 600 мм, по ширине – 500 мм , на уровне колен и пола – соответственно 400 и 600 мм,;

панели пультов не должны иметь посторонних элементов, затрудняющих работу оператора или отвлекающих его внимание: неоправданные назначением пульта выступы, углубления, разноплоскостность и т.п.

Эргономический расчет характеристик пультов управления сводится в основном к определению размеров и формы пульта, правильному выбору СОИ ОУ в зависимости от задачи, стоящей перед оператором, оптимальному их разрешению.

Методы расчета геометрических параметров пультов управления зависят от его формы, на железнодорожном транспорте почти все пульты управления имеют фронтально-плоскую форму. На вертикальной панели – выносном табло – располагается мнемосхема станции, содержащая большое число СОИ. При этом очень важно рассчитать размеры табло таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия восприятия информации. Нижняя граница табло определяется с таким расчетом, чтобы пульт управления не закрывал расположенные на табло СОИ. Горизонтальная панель используется для размещения ОУ.

Размеры пульта управления табло определяется антропометрическими характеристиками человека – оператора и его рабочей позой. Основной рабочей позой дежурного по станции является поза «сидя», поэтому при расчете геометрических размеров табло используются следующие антропометрические признаки:

высота глаз над уровнем пола в положении сидя;

длина вытянутой руки;

среднее значения этих величин для России приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3 – Антропометрические признаки (см)

Измеряемая величина

Условные обозначения

Мужчины

Женщины

Высота глаз над уровнем пола

118

110

Длина вытянутой руки

75.4

70.3

(1.1)

Из выражения (1.1)следует

, (1.2)

где Hmin– высота нижней кромки табло;

hгл – высота расположения глаз оператора;

hп – высота пульта управления – принимается равной 98 см для мужчин и 93 см – для женщин;

L – расстояние от оператора до выносного табло.

Общая высота табло определяется размером максимальной зоны зрительного наблюдения в вертикальной плоскости, которая в соответствии с ГОСТ 12.2.033-78 составляет 40 0 над горизонтальной линией взгляда.

Тогда

, (1.3)

при , имеем

, (1.4)

Высота второстепенной зоны расположения СОИ ограничена 150 над горизонтальной линией взора и 45 0 под горизонтальной линией взора.

Тогда

, (1.5)

Нижняя граница второстепенной зоны совпадает с Hmin

, (1.6)

, (1.7)

Высота основной зоны расположения СОИ ограничена 300 под горизонтальной линией взора. Это объясняется тем, что нормальная линия взора смещена обычно на угол b=15 0 вниз от горизонтальной линии.

Тогда

, (1.8)

, (1.9)

, (1.10)

Ширина табло определяется горизонтальным размером зоны периферического зрения

, (1.11)

где = 900 – угол зоны периферического зрения в горизонтальной плоскости.

Ширина второстепенной зоны расположения СОИ

, (1.12)

где = 600 – угол второстепенной зоны зрительного наблюдения в горизонтальной плоскости.

Ширина основной зоны расположения СОИ

, (1.13)

где = 600 – угол оптимальной зоны зрительного наблюдения в горизонтальной плоскости.

Воспользовавшись схемой зон для размещения органов управления в горизонтальной плоскости, результатами анализа матрицы связей и данными о расстояниях между осями ОУ, вычерчивается масштабная схема расположения тумблеров и кнопок управления стрелками и сигналами на пульте ДСП. При этом необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

Наиболее важные и очень часто используемые ОУ должны быть расположены в оптимальной зоне моторного поля, ограниченной по горизонтали ± 300 и расстоянием от переднего края рабочей поверхности 300 мм.

Менее важные и часто используемые ОУ должны располагаться в зоне легкой досягаемости моторного поля, ограниченной по горизонтали ± 600 и расстоянием от переднего края рабочей поверхности 400 мм.

Редко используемые ОУ размещают в зоне досягаемости моторного поля, причем, за границами нулевой отметки размещают лишь вспомогательные ОУ.

Должна быть обеспечена последовательность считывания информации и очередность использования ОУ.

При работе двумя руками ОУ размещают таким образом, чтобы не было скрещивания рук.

Надписи предпочтительнее размещать над обозначаемым ОУ; они должны быть краткими, но ясными, не допускающими различных толкований.

Все символы, используемые в надписях, должны относиться к единому алфавиту.

При наличии на пультах управления большого количества кнопок производят их группирование. При горизонтально-цветовом группировании кнопки располагаются горизонтальными рядами, от 5 до 20 кнопок. Кнопки делятся на группы не более 5 штук в каждой. Нечетные группы окрашивают одним цветом, четные группы – другим цветом или, при хорошей освещенности пульта, оттенком цвета.

При наличии на пульте большого числа тумблеров их следует кодировать формой, размером, цветом.

При размещении тумблеров на пульте управления в ряд расстояние между их осевыми линиями должно быть не менее 19 мм, а при размещении в глубь пульта – не менее 25 мм.

Если тумблеры перекидываются в противоположных направлениях, их концы должны быть удалены друг от друга на расстояние не менее 19 мм.

studfiles.net

Инструкция о порядке пользования устройствами электрической централизации станции Девяткино Октябрьской железной дороги, страница 13

10.4. НЕИСПРАВНОСТЬ ИЗОЛИРОВАННОГО УЧАСТКА.

     При неисправности изолированного участка на пульт-табло появится красная светящаяся полоса, при этом на стрелочном участке эта полоса будет направлена по положению стрелки.

     Прием, отправление и маневровые передвижения по участку с неисправной рельсовой цепью  допускается после проверки целости рельсовых ниток и свободности такого участка порядком,  установленным ТРА станции, а также в соответствии с п.13.6, 13.7 Инструкции по движению поездов и маневровой работе. Перевод стрелок, входящих в неисправный изолированный участок,  производится с помощью соответствующих им вспомогательных кнопок «Стрелки» на пульт-табло ДСП оформляет запись о неисправности изолированного участка и снятии пломб с кнопки «Стрелки» в журнале осмотра и сообщает ШН, ПЧД, ШЧД, ДНЦ.

     Если неисправность изолированного участка возникла в маршруте при проходе поезда, то перевод стрелки, входящей в такой участок, может производиться с помощью вспомогательной кнопки лишь после искусственной разделки этой секции маршрута.

     В случае, если дежурный по станции обнаружил, что на пульт-табло появилась ложная  свободность путей, стрелочных секций или первых участков удаления при фактической занятости их подвижным составом, он должен сделать запись в журнале осмотра и действовать согласно  п.13.7 инструкции по движению поездов и маневровой работе.

     Электромеханик определяет причину ложной свободности рельсовой цепи. Впредь до устранения причин нарушения нормальной работы рельсовой цепи и выписки об этом в журнале осмотра, устанавливать маршруты, в которые входят эти рельсовые цепи, открывать поездные сигналы, ограждающие эти маршруты ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

10.5. НЕИСПРАВНОСТЬ СВЕТОФОРА.

     При перегорании лампы запрещающего показания на выходном и маневровом светофоре, на его повторителе на пульт-табло загорится мигающим светом белая лампочка.

     Сам светофор останется неосвещенным, установка маршрута в этом случае будет происходить нормально и светофор откроется на разрешающее показание.

     При перегорании лампы запрещающего показания на входном светофоре на его повторителе тоже погаснет красная лампочка. Сам светофор останется неосвещенным, но красный огонь перенесется на предвходной светофор.

     Перегорание ламп  зеленого огня на входных светофорах «Н» и «Ч» и выходных четной и нечетной горловины вызовет автоматический переход на желтый огонь.

     Перегорание лампы желтого показания на любом светофоре вызывает автоматическое закрытие такого светофора.

     Если разрешающее показание на любом светофоре самопроизвольно изменится на запрещающее дежурный по станции действует согласно п.13.10 Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

     При неисправности маневрового светофора, когда невозможно открыть лунно-белый огонь, дежурный по станции руководствуется п.13.12 «а» Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

10.6. ПОРЯДОК  ПРИМЕНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

      При повреждении в наборной части (когда маршрут не устанавливается маршрутными  кнопками и мигает ячейка «вспомогательное управление») для открытия светофора поездных  маршрутов применяют вспомогательное управление при помощи нажатия кнопки «Вспомогательное управление» на пульт-табло.

     Дежурный по станции перед нажатием кнопки «Вспомогательное управление” должен:  сбросить маршрутный набор, подсветкой табло проверить соответствие положения стрелок устанавливаемому маршруту, при помощи стрелочных коммутаторов установить в нужное положение ходовые и охранные стрелки, нажать одновременно кнопку «Вспомогательное управление» и кнопку поездного светофора, после чего светофор откроется.

10.7. ИСКУССТВЕННАЯ РАЗДЕЛКА СТРЕЛОЧНЫХ СЕКЦИЙ И УЧАСТКОВ ПУТИ.

vunivere.ru

Практическая работа № 16. Тема «Проверка состояния пультов уп­равления, табло, маневровых ко­лонок»

ЦШ МПС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 42

Пульты управления и табло

Наименование работы

Периодичность

Исполнитель

Выполняемые

пункты

Проверка состояния пультов уп­равления, табло, маневровых ко­лонок

Проверка состояния и при необ­ходимости регулировка контакт­ных систем кнопок, рукояток и коммутаторов

1 раз в квартал или в сроки, установленные начальником службы сигнализации и связи

1 раз в 3 года или в сроки, установленные начальником службы сигнализации и связи

Электроме­ханик

Электроме­ханик и ра­ботник РТУ

1

2

Инструмент, материалы: пломбировочные тиски, пломбы, нитки, отверт­ки с изолирующими рукоятками 0,8×5,5×200; 1,2×8,0x200 мм, плоскогубцы с изолирующи­ми рукоятками, плоскогубцы с удлиненными губками (утконосы) с изолирующими руко­ятками, кусачки бокорезы с изолирующими рукоятками, круглогубцы с диэлектрически­ми рукоятками, пинцет монтажный ПМП-160, гаечные торцовые ключи с изолирующими рукоятками 7×140; 8×140; 9×140; 10×140 мм, переносная осветительная лампа, лестница-стремянка, спирт технический высшей очистки, технический лоскут, масляная краска, смазочный материал с нейтральной реакцией.

Состояние пультов управления и табло с их вскрытием проверяют с согласия дежурного по станции и с оформлением записи в Журнале осмотра формы ДУ-46

1. Проверка состояния пультов управления и табло, маневровых колонок

1.1. Осмотр внешнего состояния

Проверить наличие и исправность штифтов для пломбирования и пломб по описи, невозможность вскрытия пульта и табло без срыва пломб, состояние надписей над элементами управления и контроля. Почистить панели пульта и табло чистой тканью, при необходимости смачивая ее в мыльном растворе.

1.2. Проверка кнопок, коммутаторов и ключей-жезлов

Вскрыть пульт управления и табло. Исправность кнопок и комму­таторов в нерабочем состоянии и при их действии проверить визуаль­но. При этом обратить внимание на: прочность крепления, легкость хода и отсутствие перекосов; четкость работы стопорных пружин, фиксирующих положение пульта и табло; отсутствие подгара контак­тов, плотность контакта в штепсельных разъемах и исправность штеп­сельных разъемов, состояние паек, отсутствие касания контактов с соседними элементами управления и корпусом, зазоры между контак­тами.

Прочность крепления определить по отсутствию смещения относи­тельно корпуса пульта управления, недостатки устранить подтягива­нием крепящих винтов и гаек. Для предупреждения самоотвинчива­ния крепежных деталей концы их должны быть закрашены масляной краской.

Легкость хода проверить при нажатии кнопки или повороте ком­мутатора. Необходимо, чтобы стрелочные и сигнальные коммутато­ры, кнопки работали без заедания и перекосов; пружины кнопок без фиксации обеспечивали безотказное возвращение кнопок в исходное положение; стопорные пружины надежно фиксировали крайнее поло­жение кнопок и коммутаторов.

Осмотреть состояние контактов. Зазор между разомкнутыми кон­тактами должен быть не менее 1,3 мм, при нажатии кнопки обжатие пружины от рессоры — не менее 1 мм, при нормально замкнутом тыловом контакте контактные пластины не должны касаться пере­ключающих колодок и планок. При полностью замкнутых контактах зазор между контактной и упорной пластинами не менее 0,5 мм.

Пломбируемые кнопки проверить на отсутствие продольного люфта более установленной нормы и на невозможность замыкания фронтовых контактов без срыва пломбы. Продольный люфт оси запломбировочных кнопок не должен превышать 1 мм. Кнопки-счетчи­ки СЧМ проверить на отсутствие люфтов оси и невозможность замы­кания контактов без изменения показания счетчиков. Для этого электромеханик должен принудительно повернуть ось кнопки-счетчи­ка до упора по часовой стрелке без нажатия на нее. При этом контак­ты счетчика не должны замыкаться.

При необходимости почистить контакты хлопчатобумажной тка­нью, смоченной спиртом. После чистки кнопки проверить на сраба­тывание. Осмотреть состояние паек: монтажные провода в местах пайки не должны иметь оборванных и неприпаянных нитей, припой должен лежать ровным слоем без избытка и острых выступов.

Ключи-жезлы проверить визуально. Замок ключа-жезла должен допускать возможность извлечения ключа-жезла только при разо­мкнутых контактах 3—4 и замкнутых 1—2, Кроме того, электромеха­ник должен проверить серии ключей-жезлов на соответствие проекту. Ключи-жезлы должны быть разных серий и не быть взаимозаменяе­мы. При необходимости недостатки, связанные с регулировкой кон­тактов кнопок и коммутаторов, устраняют работники РТУ.

studfiles.net

Инструкция о порядке пользования устройствами электрической централизации станции Девяткино Октябрьской железной дороги, страница 9

      3) Перед приготовлением маршрута и открытием светофора дежурный по станции должен, руководствуясь таблицей маршрутов (приложение N2 к инструкции), убедиться в том, что:

      а) стрелочные и путевые изолированные участки (и смежные негабаритные, входящие в маршрут) свободны;

      б) враждебные и несовместимые маршруты не установлены;

      в) не производится искусственная разделка секций, входящих в устанавливаемый маршрут;

      г) не горят (зеленые или белые) ячейки задания другого маршрута;

      д) при задании маршрута отправления в свободности участка удаления и наличия в пульт-табло ключа-жезла в повернутом состоянии.

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ дежурному по станции:

      а) после  нажатия начальной и конечной управляющих кнопок на пульт-табло и до окончания установки маршрута производить установку другого маршрута;

      б) нажимать одновременно несколько управляющих кнопок, т.е. производить действия по одновременному заданию нескольких маршрутов, даже невраждебных;

      в) при установленном маршруте переводить индивидуальные стрелочные рукоятки в другое положение или нажимать управляющие кнопки секущих, враждебных маршрутов с целью ускорения установки другого маршрута вслед за освобождением секций уже установленного маршрута.

9.1.2.  ДЕЙСТВИЯ ПО УСТАНОВКЕ И РАЗДЕЛКЕ МАРШРУТА ПРИЕМА.

Действия дежурного по станции:       

1. Нажимает и отпускает начальную управляющую кнопку поездного маршрута с литером входного светофора. Световая ячейка у повторителя входного светофора загорится зеленым светом. Загорается зеленым светом ячейка со стреловидным указателем установки маршрутов соответствующего направления.

2. Нажимает и отпускает конечную управляющую кнопку с номером светофора, за который производится прием поезда (при приеме по сигналу Н конечной является М7, М3 или М25, по сигналу Ч — М4 или М6). Все промежуточные и конечная ячейки загорятся зеленым светом. Ячейка со стреловидным указателем установки маршрута погаснет. Автоматически осуществляется перевод стрелок по маршруту. Амперметр показывает величину тока, потребляемого на перевод стрелок. Появляется белая светящаяся полоса по маршруту. Зеленые ячейки по маршруту гаснут, кроме начальной. На входном светофоре запрещающее показание  сменяется на разрешающее и на его повторителе гаснет красная и загорится зеленая лампочка. В маршрутах приема по входному Н на 1 и 3 пути добавляется буквенный указатель «Э». Зеленая ячейка у повторителя светофора начала маршрута гаснет.

     При вступлении или при наличии поезда на участке приближения перед входным светофором (горит красная ячейка этого участка) происходит полное замыкание маршрута.

     При входе поезда на первый изолированный участок за входной светофор:

     а) разрешающее показание на входном светофоре и его повторителе сменится на запрещающее;

     б) белая светящаяся полоса в пределах изолированного участка, занятого поездом, сменится на красную.

     По мере дальнейшего следования и занятия им изолированных участков белая светящаяся полоса будет меняться на красную, а вслед за поездом, по мере освобождения им изолированных участков, красная полоса будет гаснуть, и будет происходить автоматическое размыкание освобожденных секций маршрута. После входа поезда полностью на путь приема красная полоса на этом пути сократится до трех горящих ячеек.

9.1.3. ДЕЙСТВИЯ ПО УСТАНОВКЕ И РАЗДЕЛКЕ МАРШРУТА ОТПРАВЛЕНИЯ

      Действия дежурного по станции на пульт-табло по приготовлению маршрута отправления и  результат этих действий аналогичны установке маршрута приема, но в этом случае дежурный по станции должен соответственно проверить свободность первого участка удаления, наличие и правильность установки ключа-жезла в замке ключа-жезла на пульт-табло.

      Разделка маршрута отправления вслед за поездом будет происходить автоматически, так же, как и маршрута приема.

9.1.4. ДЕЙСТВИЯ ПО УСТАНОВКЕ И РАЗДЕЛКЕ МАРШРУТОВ СКВОЗНОГО И

         БЕЗОСТАНОВОЧНОГО ПРОПУСКА И ПЕРЕХОДОВ НА АВТОДЕЙСТВИЕ

vunivere.ru