Ст м новокузнецкая – 2GIS Captcha

Новокузнецкая (станция метро) Википедия

«Новокузнецкая»

Замоскворецкая линия
Московский метрополитен


Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771420834150005 (ЕГРОКН)
Район Замоскворечье
Округ ЦАО
Дата открытия 20 ноября 1943 года
Проектное название Климентовский переулок
Прежние названия первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая»
Проекты переименования Замоскворечье (1992 год)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 37,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы И. Г. Таранов, Н. А. Быкова
Архитекторы вестибюлей В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной
Скульпторы Г. И. Мотовилов
Инженеры‑конструкторы М. Семиз
Инженеры‑конструкторы вестибюлей М. Семиз
Станцию возвело Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов)
Переходы на станции 0608 Третьяковская
Выход к улицам Пятницкая,

ruwikiorg.ru

Новокузнецкая (станция метро) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Новокузнецкая»

Замоскворецкая линия
Московский метрополитен

Перронный зал станции
Район Замоскворечье
Округ ЦАО
Дата открытия 20 ноября 1943 года
Проектное название Климентовский переулок
Прежние названия первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая»
Проекты переименования Замоскворечье (1992 год)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 37,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы И. Г. Таранов, Н. А. Быкова
Архитекторы вестибюлей В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной
Скульпторы
Г. И. Мотовилов
Инженеры‑конструкторы М. Семиз
Инженеры‑конструкторы вестибюлей М. Семиз
Станцию возвело Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов)
Переходы на станции 0608 Третьяковская
Выход к улицам Пятницкая улица
Наземный транспорт А: м5, 3Н; Тм: А, 3, 38, 39
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 031, Нк
Соседние станции Театральная и Павелецкая
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Новокузнецкая» на Викискладе

«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.

«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.

История

Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году

[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.

Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году

[1].

Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года

[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].

Архитектура и оформление

Вестибюль

Павильон станции

wikipedia.green

Ст.м. Новокузнецкая. — BluesMaker`s home


Станция метро «Новокузнецкая» — станция открытая во время войны. Станция открыта на действующем перегоне вместе с соседней ст.м. «Павелецкая». Строительство станции во время войны повлияло и на сроки постройки. Эскалаторы должны были производиться в Ленинграде. В итоги их выполняли московские специалисты и сроки открытия станции сдвинулись. Также в блокадном Ленинграде набирали панно по эскизам А.А.Дайнеки. Посмотрим, что еще интересного можно тут увидеть.

ТТХ станции. Станция глубокого залегания, пилонная, имеет один наземный вестибюль.

Начнем с эскизов. Очень это интересное дело.
Вариант архитекторов В.Г. Гельфрейха и И.Е. Рожина. Этот вариант в дело не пошел, однако этот тандем авторов работал над павильоном наземного вестибюля. Тематика оформления станции — героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной войны. Интересно, что на тот момент война еще вовсю шла.

А вот проект И.Г. Таранова и  Н.А. Быковой. Проект 1937 года. Интересно,что тут предполагалось оставить на своде тюбинги без какой либо обработки. Интересный вариант. Путевую стену также предполагалось украсить. В итоге воплощенный вариант очень похож на этот эскиз. Основной элемент — шикарнейшие лавочки в итоге заняли свое место на станции.

Теперь немного архивных фото. Вот павильон вестибюля. Интересно что подобные круглые павильоны с колоннадой по периметру позже, пусть и в упрощенном виде, получили станции «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская». Обратите внимание на светильники, висящие в проемах.

А вот уже светильники другие, зато входные группы еще деревянные — очень круто смотрятся. Кстати, отчего то при последующей замене входных групп совершенно не учитывали оригинальную раскладку витража, а ведь это тоже часть архитектурного облика. Хотя такое у нас везде. Во многих зданиях при замене окон на современные пластиковые или алюминиевые совершенно не учитывают оригинальную раскладку — от это фасад многое теряет.

Интерьер станции. Изначальный вариант. В 70-е годы центральный зал удлинили, для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию. Однако панно, которое видно на фото, сохранили и разместили его в торце уже удлиненного центрального зала. Естественно с панно исчез образ Сталина, его заменил Ленин. Интересна форма стеклянных  плафонов торшеров. Тут она плоская.

А позже плафоны установили другие. Интересно почему.

Еще одно фото. Пассажиры приехали на станцию «Новокузнецкая». Скорее всего постановочное фото, снятое ночью, как и многие фото из метро того периода.

1. Ну а теперь вернемся в настоящее. Станция метро «Новокузнецкая» имеет, как уже говорилось, один вестибюль, который расположен в наземном павильоне в виде ротонды. По периметру идут 8 массивных колонн, образуя колоннаду. Сейчас павильон выкрашен в желтый цвет. Есть подозрение, что это не родной цвет. Смотрится не очень.

2. Входные группы тоже в какой-то момент заменили на алюминиевые. Поменяли в том числе и раскладку витража, что конечно не здорово. А вот здорово было бы, если реконструкция докатилась и это этого павильона и ему вернули бы исторический облик.

3. Внутри проходы на вход и на выход идут вдоль центрального «стакана» эскалаторного зала. Отделка стен тут из черного с белыми прожилками камня, входные группы красиво обрамлены светлым камнем.

4. Внутренний «стакан» обрамлен светопрозрачными витражами с симпатичными металлическими решетками в которых такие вот медальоны с буквой «М».

5. Смотрите какие крутые решетки. Кроме того тут присутствуют еще и декоративные медальоны авторства Г.И. Мотовилова. Немного жаль, что они так высоко, многие их вообще не замечают., и не видели их ни разу. Тут же справа окошки касс.

6. А вот и эскалаторный зал. По периметру витражи. Нижняя часть глухая, насколько я понял там как раз служебные помещения, там же кассы.

7. В центре купол. Интересно, что внутри него нет никакой мозаики или другого декора.

8. На платформу ведут 3 нитки эскалатора.

9. А вообще отделка купола довольно симпатичная в классическом таком стиле. Вполне мог бы украшать интерьер какого-нибудь собора или дворца.

10. А вот в перед эскалаторным залом на потолке мозаика «Парад физкультурников». Мозаики изготовлены В.А. Фроловым по эскизам А.А. Дайнеки в блокадном Ленинграде. Изначально эти декоративные элементы предназначались для станции метро «Павелецкая», однако после изменения проекта на двухсводчатую без центрального зала, мозаики оказались не востребованными и их решили установить на «Новокузнецкой». Всего мозаик было изготовлено по одним данным 11 или 12 штук… по другим данным — все 14. На «Новокузнецкой» удалось разместить не все, 7 штук в центральном зале, и одну вот тут в вестибюле. Куда делись остальные, не удалось найти информацию. Кроме того, после установки гермозатворов со свода центрального зала было снято и тоже исчезло еще одно панно. Вскоре после завершения работы над этими мозаиками Фролов умер — это была его последняя работа. Также последней работой, но уже для метро, это стало и для Дайнеки, после эскизов этих мозаик для метро он больше ничего не делал.

11. Спускаемся по эскалатору. Тут даже своды украшены орнаментом. Обычно эскалаторный наклон никак не декорируется, тут все иначе.

12. Арка украшена литым барельефом работы Н. В. Томского.

13. Гермозатвор, установлен после войны. Поверху, вдоль всего центрального зала станции идет гипсовый фриз, изображающий бойцов Красной армии. Было много споров тут недавно, так как его выкрасили в более светлый цвет, чем он был раньше. А судя по архивным фото он был одного оттенка со сводом (фиг поймешь по черно-белому фото), то есть возможно тоже белым.

14. Также на станцию можно попасть со станции «Третьяковская». В переходе все без изысков.

15. Обычный унылый свод, светильник с торчащими лампами.

16. Стены тут облицованы светлым камнем.

17. Сверху можно поразглядывать светильники.

18. В торце центрального зала спуск вниз, там находятся служебные помещения.

19. Вообще на кросс-платформенную «Третьяковскую» идут два перехода, один, тот что в центре зала в северный зал, а вот этот вот в торце, соответственно в южный.

20. Здесь тоже все просто и лаконично.

21. Хотя тут, в отличие от лестничного схода в центре зала, ограждение не сплошное, а в виде такой вот металлической решетки.

22. Станция очень богато декорирована, но все же основной фишкой платформенной части стали эти вот роскошные скамейки. Хотя это слово тут как то даже не уместно. Это целое произведение искусства.

23. Даже ходит легенда, что эти скамейки были вывезены из взорванного храма Христа Спасителя. Очевидно, что такая легенда появилась от того, что скамейки выглядят очень богато и помпезно, словно бы из какого-то дворца или даже возможно храма. Роскошные высоченные спинки, подлокотники и резной декор — все это смотрится шикарно до сих пор. Скамейки находятся между пилонами как в боковых, так и в центральном зале. В боковых залах над ними металлические щиты с изображением великих полководцев прошлого. Обратите внимание, тут часть спинки — деревянная.

24. А в центральном зале вся спинка из камня. И вообще, если приглядеться, то скамейки разные, отличается орнамент в отделке подлокотников и свитка на спинке. Поверху тоже щиты но уже с надписями «Слава героическим защитникам города Сталинграда» Еще есть таблички с Севастополем и Одессой.

25. Лавочки эти наверное самые красивые в нашем Московском метро. В моем личном лавочковом рейтинге — эти, номер один!

26. В последнее время очень любят закрывать у нас центральные участки внутри кольца, в какой-то момент даже «Новокузнецкая» побывала конечной =). в торцевых частях боковых залов стены отделаны таким вот камнем со множеством прожилок, не знаю почему, но мне такой камень совершенно не нравится, выглядит очень грязно и неухожено, как будто бы потрескавшаяся эмаль на керамике.

27. А вот своды и путевая стена ничем не декорирована — просто штукатурка и краска. Интересно, что на эскизах вообще хотели оставить голые тюбинги. Однако совсем без водоотводящих зонтов конечно делать нельзя.

28. Светильники довольно простые, но выглядит все равно симпатично. Наряду с растительным орнаментом обязательный серп и молот. И эти проволочки на плафоне… =)

29. Порталы между пилонами тоже богато украшены. А перед лавочками на полу каменный коврик — как мило.

30. Панно, как уже говорилось выше, было перемещено в связи с удлинением центрального зала для организации пересадки, но сохранено — это прекрасно.

31. В 2013 году, в год 50-летия открытия станции, тут появилась гранитная доска, напоминающая о труде В. А. Фролова в блокадном Ленинграде. Очень грустная история. Хотя подобных историй в блокадном Ленинграде было много, героизм и преданность своему делу до конца конечно поражает.

32. Посмотрим на центральный зал. На потолке орнамент, позаимствованный из древнего Рима, из одной из гробниц. Действительно очень похоже. Но тоже ничего удивительного тут нет. Применение классических орнаментов и форм для такого помпезного интерьера — закономерно.

Кстати видно, что в таком случае мозаики выглядят несколько инородно. Без них свод имел бы более классический вид. Но с ними станция приобрела ту нарядность и торжественность, которую она сейчас имеет.

33. Мозаики выполнены в том же стиле, что и на ст.м. «Маяковская». Тут они вписаны в восьмиугольные рамки. Это отдельные произведения искусства, ради которых вполне можно приехать на «Новокузнецкую» и посмотреть.

34. Кроме того в центральном зале стоят торшеры. Это тоже такое очень помпезное решение. причем подсветка сводов идет из за спинок лавочек и вполне возможно, что этого освещения вполне бы хватило. Но со светильниками интерьер стал поистине дворцовым.

35. Ножки торшеров отделаны камнем и металлическими элементами.

36. Станция «Новокузнецкая»  — объект культурного наследия. Это действительно

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Театральная <- Новокузнецкая -> Павелецкая
Пересадка на станцию «Третьяковская» Калужско-Рижской линии.
Пересадка на станцию «Третьяковская» Калининской линии.

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

bluesmaker.livejournal.com

Новокузнецкая (станция метро)

TR | UK | KK | BE | EN |

Состояниеотпатрулирована
Перейти к: навигация, поиск

Координаты: 55°44′28″ с. ш. 37°37′46″ в. д. / 55.74111° с. ш. 37.62944° в. д. / 55.74111; 37.62944 (G) (O) (Я)

«Новокузнецкая» 02 Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Дата открытия:

20 ноября 1943 года

Проектное название:

Климентовский переулок

Прежние названия:

первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая»

Проекты переименования:

Замоскворечье (1992 год)

Район:

Замоскворечье

Округ:

ЦАО

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

37,5

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

И. Г. Таранов, Н. А. Быкова

Архитекторы вестибюлей:

В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной

Инженеры-конструкторы:

М. Семиз

Инженеры-конструкторы вестибюлей:

М. Семиз

Станцию возвело:

Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов)

Выход к улицам:

Пятницкая улица

Переходы на станции:

0608 Третьяковская

Наземный транспорт:

А 25; Тм А, 3, 39

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

«Билайн», «МТС», «МегаФон»

Код станции:

031, Нк

«Новокузнецкая» на Викискладе
02 Замоскворецкая линия
п·о·р условные обозначения
Ховрино
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
ТЧ-2 «Сокол»
Сокол
Аэропорт
Динамо
Белорусская
Маяковская
Тверская
Театральная
Новокузнецкая
Павелецкая
Автозаводская
Технопарк
Нагатинский метромост 
р. Москва
Коломенская
Каширская
съезд к Варшавской
ТЧ-7 «Замоскворецкое»
Кантемировская
Царицыно
Орехово
Домодедовская
Красногвардейская
ТЧ-17 «Братеево»
Алма-Атинская

«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена.

«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кроссплатформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура и оформление
    • 2.1 Вестибюль
    • 2.2 Станционные залы
    • 2.3 Переходы
  • 3 Станция в цифрах
  • 4 Расположение
    • 4.1 Наземный общественный транспорт
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История

Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.

Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» был убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году.

Центральный зал в 1940-е годы

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой».

Архитектура и оформление

Вестибюль

Станция имеет наземный вестибюль в уличном павильоне на Пятницкой улице между домами № 21 и 23. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии). На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы.

Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Пассажиры направляются по коридору, который опоясывает эскалаторный зал. От входа коридор выводит к кассам, а затем — к турникетам. У входа расположена гранитная доска с памятной надписью о времени строительства станции. Потолок эскалаторного зала украшает мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику (автор — Г. И. Мотовилов).

Станционные залы

Внешние изображения
Проект станции «Новокузнецкая». И. Г. Таранов, Н. А. Быкова. 1938 год

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками, украшенные резным рисунком. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками. Под светлыми спинками диванов, в нишах пилонов имеются вставки мрамора Агвернарского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции. В целом, полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения).

Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героям защитникам Ленинграда», «Слава героям защитникам Севастополя», «Слава героям защитникам Одессы», «Слава героям защитникам Сталинграда». Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! И. В. Сталин

Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле.

Темы мозаик (начиная от выхода в город):

  1. «Садоводы»
  2. «Сталевары»
  3. «Машиностроители»
  4. «Строители»
  5. «Авиаторы»
  6. «Лыжники»
  7. «Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)
  8. «Парад физкультурников» (в вестибюле)

Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову.

Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён народ на фоне Москвы и знамён с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода.

Переходы

Внешние изображения
Схема пересадочного узла

Переход в южный зал станции «Третьяковская» (к поездам до станций «Медведково» и «Новокосино») начинается в южном торце станции. Для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1970 году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили. Новые проходы с пилонами отличаются от старых и имеют упрощённый декор. Панно в южном торце было перенесено на площадку перехода, которая соединена с платформой станции лестничным подъёмом. Из переходной камеры коридор ведёт к эскалаторному тоннелю на «Третьяковскую».

Во время проектирования Калининского радиуса в 1980-х годах было решено создать кроссплатформенный пересадочный узел с Калужско-Рижской линией. Был построен новый зал, в который было переведено движение поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении (в 1986 году). Переход в новый (северный) зал начинается в центре зала, через лестницы и мостики над платформой в сторону «Красногвардейской». Затем по эскалатору можно спуститься на новую «Третьяковскую». По этому же переходу осуществляется пересадка и в обратном направлении. А для «Новокузнецкой» и старой «Третьяковской» в 1996 году был построен новый переход для движения от последней к первой. Он начинается в центре зала, далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». Коридор, частично двухсводчатый, с разделительной аркадой по длинной оси, оканчивается кубической промежуточной камерой. Оттуда начинается короткий эскалатор вверх, и из промежуточной камеры два прохода на обе платформы станции «Новокузнецкая». Стены перехода облицованы светлым мрамором, а освещают его трубки дневного света, укреплённые на длинных узких металлических полосах.

На перспективу запланировано открытие перехода с новой «Третьяковской» в северный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской», над платформой, на которую прибывают поезда из «Новокосина», имеется задел в виде лестниц и мостиков.

Станция в цифрах

  • Код станции — 031.
  • Пикет ПК020+51,4.
  • Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 43 200 человек, по выходу — 35 800 человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница
(чч:мм:сс)
Суббота — воскресенье
(чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции
«Речной вокзал»
5:46:255:46:25
5:46:255:46:25
В сторону станции
«Алма-Атинская»
5:46:205:46:20
5:46:205:46:20

Расположение

Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Выход в город осуществляется через наземный вестибюль на Пятницкую улицу.

Наземный общественный транспорт

  • Остановка «Метро „Новокузнецкая“» расположена на Пятницкой улице. На ней останавливаются автобусы № 25 и троллейбусы № 8.
  • Трамвайная остановка «Метро „Новокузнецкая“» находится на Новокузнецкой улице. На ней останавливается трамваи № 3, 39, А.

Маршруты наземного общественного транспорта (данные на 2014 год)

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
авт. № 25«Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Третьяковская»Нагорный бульварКрасная площадь
трол. № 8«Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Третьяковская»Москворецкий рынокКрасная площадь
трам. № А«Шаболовская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды»Калужская площадьМетро «Чистые пруды»
трам. № 3«Каховская», «Нагатинская», «Тульская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды»Балаклавский проспектМетро «Чистые пруды»
трам. № 39«Университет», «Ленинский проспект», «Третьяковская», «Чистые пруды»Метро «Университет»Метро «Чистые пруды»

См. также

  • Список станций Московского метрополитена
  • 1943 год в истории метрополитена

Примечания

  1. 1 2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  2. Рыжков, 1954, с. 48
  3. 1 2 Новокузнецкая. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 20 февраля 2014.
  4. 1 2 Наумов, 2010, с. 242
  5. Наумов, Кусый, 2005, с. 179
  6. Зиновьев, 2011, с. 110
  7. Рыжков, 1954, с. 93
  8. 1 2 Наумов, 2010, с. 243
  9. 1 2 3 Зиновьев, 2011, с. 112
  10. Наумов, Кусый, 2005, с. 175
  11. Ларичев, Углик, 2007, с. 88
  12. 1 2 Катцен, Рыжков, 1948, с. 16
  13. 1 2 3 Наумов, Кусый, 2005, с. 176
  14. Маянцева А. Голова Гагарина на плечах у Сталина и другие секреты московского метро // газета «Комсомольская правда», 4 февраля 2008.
  15. 1 2 3 4 Наумов, Кусый, 2005, с. 178
  16. 1 2 Наумов, Кусый, 2005, с. 177
  17. Ларичев, Углик, 2007, с. 89
  18. Мемориальная доска мозаичисту Фролову появится в московском метро. Взгляд. Проверено 15 февраля 2014.
  19. 1 2 Зиновьев, 2011, с. 114
  20. 1 2 Наумов, 2010, с. 318
  21. Алихашкин В. Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. — № 2. — С. 12.
  22. Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  23. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  24. Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  25. Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  26. Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  27. Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  28. Маршруты. Московский трамвай. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 12 октября 2012.

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Катцен И. Е. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947.
  • Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Академия Архитектуры СССР, 1948.
  • Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М.: Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — 172 с.
  • Царенко А. П., Федоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М.: Транспорт, 1989.
  • Чередниченко О. Метро-2010. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 7720052000
объект № 7720052000
  • Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 4 января 2014.
  • Сайт «Московское метро». Проверено 4 января 2014.
  • Сайт «METRO.Фотоальбом». Проверено 4 января 2014.
  • Сайт «Прогулки по метро». Проверено 4 января 2014.
  • Сайт «Энциклопедия нашего транспорта». Проверено 4 января 2014.
  • Прогулки по Москве. Станция Новокузнецкая.

Новокузнецкая (станция метро) Информацию О




Новокузнецкая (станция метро) Комментарии

Новокузнецкая (станция метро)
Новокузнецкая (станция метро)
Новокузнецкая (станция метро) Вы просматриваете субъект

Новокузнецкая (станция метро) что, Новокузнецкая (станция метро) кто, Новокузнецкая (станция метро) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Новокузнецкая (станция метро) — ВиКи

Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.

Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].

Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].

Вестибюль

  Павильон станции

Станция имеет наземный вестибюль в уличном павильоне на Пятницкой улице между домами № 21 и 23. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов[4]. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии)[5]. На месте наземного вестибюля раньше находилась церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, снесённая в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы[6].

Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Пассажиры направляются по коридору, который опоясывает эскалаторный зал[7]. От входа коридор выводит к кассам, а затем — к турникетам. У входа расположена гранитная доска с памятной надписью о времени строительства станции[8]. Потолок эскалаторного зала украшает мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику (автор — Г. И. Мотовилов)[9].

Станционные залы

  Центральный зал в 1940-е годы

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метра). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Отделка из чугунных тюбингов.

Интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны[10]. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками[11], украшенные резным рисунком[12]. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности[13][14]. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками[12]. Над светлыми спинками диванов, в нишах пилонов, имеются вставки мрамора Агверанского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции[15]. В целом полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения)[15].

Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя», «Слава героическим защитникам города Одессы», «Слава героическим защитникам города Сталинграда». Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова[13]. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

 Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!И. В. Сталин 

Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы[16]. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны»[16].

Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле[9].

Темы мозаик (начиная от выхода в город)[17]:

  1. «Садоводы»
  2. «Сталевары»
  3. «Машиностроители»
  4. «Строители»
  5. «Авиаторы»
  6. «Лыжники» (мост Бачелиса)
  7. «Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)[9]
  8. «Парад физкультурников» (в вестибюле)

Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны[15]. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша[15]. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову[18].

Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков[8]. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода[19].

  • Центральный зал, 2016 год

  • Южный торец станции

  • Панно в южном торце станции

Переходы

Переход в южный зал станции «Третьяковская» (к поездам до станций «Медведково» и «Новокосино») начинается в южном торце станции. Для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1970 году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили. Новые проходы с пилонами отличаются от старых и имеют упрощённый декор[19]. Панно в южном торце было перенесено на площадку перехода, которая соединена с платформой станции лестничным подъёмом. Из переходной камеры коридор ведёт к эскалаторному тоннелю на «Третьяковскую»[4].

Во время проектирования Калининского радиуса в 1980-х годах было решено создать кроссплатформенный пересадочный узел с Калужско-Рижской линией. Был построен новый зал, в который было переведено движение поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении (в 1986 году). Переход в новый (северный) зал начинается в центре зала, через лестницы и мостики над платформой в сторону «Красногвардейской». Затем по эскалатору можно спуститься на новую «Третьяковскую». По этому же переходу осуществляется пересадка и в обратном направлении[20]. А для «Новокузнецкой» и старой «Третьяковской» в 1996 году был построен новый переход для движения от последней к первой. Он начинается в центре зала, далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». Коридор, частично двухсводчатый, с разделительной аркадой по длинной оси, оканчивается кубической промежуточной камерой. Оттуда начинается короткий эскалатор вверх, и из промежуточной камеры два прохода на обе платформы станции «Новокузнецкая». Стены перехода облицованы светлым мрамором, а освещают его трубки дневного света, укреплённые на длинных узких металлических полосах[20].

На перспективу запланировано открытие перехода с новой «Третьяковской» в северный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской», над платформой, на которую прибывают поезда из «Новокосина», имеется задел в виде лестниц и мостиков[21].

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Новокузнецкая (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°44′28″ с. ш. 37°37′46″ в. д. / 55.74111° с. ш. 37.62944° в. д. / 55.74111; 37.62944 (G) (O) (Я)

«Новокузнецкая»

Московский метрополитен
Дата открытия:

20 ноября 1943 года

Проектное название:

Климентовский переулок

Прежние названия:

первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая»

Проекты переименования:

Замоскворечье (1992 год)

Район:

Замоскворечье

Округ:

ЦАО

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

37,5

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

И. Г. Таранов, Н. А. Быкова

Архитекторы вестибюлей:

В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной

Инженеры-конструкторы:

М. Семиз

Инженеры-конструкторы вестибюлей:

М. Семиз

Станцию возвело:

Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов)

Выход к улицам:

Пятницкая улица

Переходы на станции:

0608 Третьяковская

Наземный транспорт:

А 25; Тм А, 3, 39

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

«Билайн», «МТС», «МегаФон»

Код станции:

031, Нк

«Новокузнецкая» на Викискладе

«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена.

«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кроссплатформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий.

Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.

Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» был убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой»[3].

Архитектура и оформление[править]

Вестибюль[править]

Павильон станции

Станция имеет наземный вестибюль в уличном павильоне на Пятницкой улице между домами № 21 и 23. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов[4]. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии)[5]. На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы[6].

Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Пассажиры направляются по коридору, который опоясывает эскалаторный зал[7]. От входа коридор выводит к кассам, а затем — к турникетам. У входа расположена гранитная доска с памятной надписью о времени строительства станции[8]. Потолок эскалаторного зала украшает мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику (автор — Г. И. Мотовилов)[9].

Станционные залы[править]

Центральный зал в 1940-е годы

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны[10]. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками[11], украшенные резным рисунком[12]. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности[13][14]. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками[12]. Под светлыми спинками диванов, в нишах пилонов имеются вставки мрамора Агвернарского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции[15]. В целом, полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения)[15].

Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героям защитникам Ленинграда», «Слава героям защитникам Севастополя», «Слава героям защитникам Одессы», «Слава героям защитникам Сталинграда»[13]. Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова[13]. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!

И. В. Сталин

Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы[16]. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны»[16].

Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле[9].

Темы мозаик (начиная от выхода в город)[17]:

  1. «Садоводы»
  2. «Сталевары»
  3. «Машиностроители»
  4. «Строители»
  5. «Авиаторы»
  6. «Лыжники»
  7. «Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)[9]
  8. «Парад физкультурников» (в вестибюле)

Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны[15]. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша[15]. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову[18].

Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков[8]. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода[19].

  • Центральный зал, 2016 год

  • Южный торец станции

  • Новокузнецкая 1.jpg

    Панно в южном торце станции

Переходы[править]

Переход в южный зал станции «Третьяковская» (к поездам до станций «Медведково» и «Новокосино») начинается в южном торце станции. Для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1970 году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили. Новые проходы с пилонами отличаются от старых и имеют упрощённый декор[19]. Панно в южном торце было перенесено на площадку перехода, которая соединена с платформой станции лестничным подъёмом. Из переходной камеры коридор ведёт к эскалаторному тоннелю на «Третьяковскую»[4].

Во время проектирования Калининского радиуса в 1980-х годах было решено создать кроссплатформенный пересадочный узел с Калужско-Рижской линией. Был построен новый зал, в который было переведено движение поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении (в 1986 году). Переход в новый (северный) зал начинается в центре зала, через лестницы и мостики над платформой в сторону «Красногвардейской». Затем по эскалатору можно спуститься на новую «Третьяковскую». По этому же переходу осуществляется пересадка и в обратном направлении[20]. А для «Новокузнецкой» и старой «Третьяковской» в 1996 году был построен новый переход для движения от последней к первой. Он начинается в центре зала, далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». Коридор, частично двухсводчатый, с разделительной аркадой по длинной оси, оканчивается кубической промежуточной камерой. Оттуда начинается короткий эскалатор вверх, и из промежуточной камеры два прохода на обе платформы станции «Новокузнецкая». Стены перехода облицованы светлым мрамором, а освещают его трубки дневного света, укреплённые на длинных узких металлических полосах[20].

На перспективу запланировано открытие перехода с новой «Третьяковской» в северный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской», над платформой, на которую прибывают поезда из «Новокосина», имеется задел в виде лестниц и мостиков[21].

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 031[3].
  • Пикет ПК020+51,4[22].
  • Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 43 200 человек, по выходу — 35 800 человек[23].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[24].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[25]:

Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Выход в город осуществляется через наземный вестибюль на Пятницкую улицу.

Наземный общественный транспорт[править]

Маршруты наземного общественного транспорта (данные на 2014 год)[26][27][28]

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
авт. № 25«Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Третьяковская», «Китай-город», «Лубянка»Нагорный бульварЛубянская площадь
трам. № А«Шаболовская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды»Калужская площадьМетро «Чистые пруды»
трам. № 3«Каховская», «Нагатинская», «Тульская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды»Балаклавский проспектМетро «Чистые пруды»
трам. № 39«Университет», «Ленинский проспект», «Третьяковская», «Чистые пруды»Метро «Университет»Метро «Чистые пруды»
Предшественник:
нет
Конечная станция Замоскворецкой линии в случае ремонта путей на центральном участке
2014 — настоящее время
Преемник:
нет
  1. 1,01,1 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  2. ↑ Рыжков, 1954, с. 48
  3. 3,03,1 Новокузнецкая. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 20 февраля 2014.
  4. 4,04,1 Наумов, 2010, с. 242
  5. ↑ Наумов, Кусый, 2005, с. 179
  6. ↑ Зиновьев, 2011, с. 110
  7. ↑ Рыжков, 1954, с. 93
  8. 8,08,1 Наумов, 2010, с. 243
  9. 9,09,19,2 Зиновьев, 2011, с. 112
  10. ↑ Наумов, Кусый, 2005, с. 175
  11. ↑ Ларичев, Углик, 2007, с. 88
  12. 12,012,1 Катцен, Рыжков, 1948, с. 16
  13. 13,013,113,2 Наумов, Кусый, 2005, с. 176
  14. ↑ Маянцева А. Голова Гагарина на плечах у Сталина и другие секреты московского метро // газета «Комсомольская правда», 4 февраля 2008.
  15. 15,015,115,215,3 Наумов, Кусый, 2005, с. 178
  16. 16,016,1 Наумов, Кусый, 2005, с. 177
  17. ↑ Ларичев, Углик, 2007, с. 89
  18. ↑ Мемориальная доска мозаичисту Фролову появится в московском метро. Взгляд. Проверено 15 февраля 2014.
  19. 19,019,1 Зиновьев, 2011, с. 114
  20. 20,020,1 Наумов, 2010, с. 318
  21. Алихашкин В. Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. —. —.
  22. ↑ Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  23. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  24. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  25. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  26. ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  27. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  28. ↑ Маршруты. Московский трамвай. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 12 октября 2012.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Катцен И. Е. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947.
  • Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Академия Архитектуры СССР, 1948.
  • Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М.: Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — 172 с.
  • Царенко А. П., Федоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М.: Транспорт, 1989.
  • Чередниченко О. Метро-2010. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

www.wiki-wiki.ru

Станция метро “Новокузнецкая” | Visit-Plus Туризм и путешествия

Станция метро “Новокузнецкая” расположена в центральной части Москвы, на территории района “Замоскворечье” Центрального административного округа города, на расстоянии примерно 1,3 километра южнее Кремля и Красной площади. Станция метро “Новокузнецкая” расположена на Замоскворецкой линии (линия 2, зелёная линия) Московского метрополитена, между станциями “Театральная” и “Павелецкая”. Станция связана переходами с двумя залами станции метро “Третьяковская”. Внутренний интерьер станции может считаться образцом архитектурного стиля времён СССР и может быть интересен для туристов.

Станция была открыта 20 ноября 1943 года. Подземный зал станции расположен на глубине 37,5 метра. Станция расположена рядом с улицей “Новокузнецкая”, чем объясняется выбор названия станции. Первоначально название станции писалось через дефис — “Ново-Кузнецкая”.

Станция имеет оригинальное внутреннее оформление, характерное для времени рассцвета СССР. В интерьере использованы скульптуры, бронзовое литьё, смальтовые мозаики. Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии.

Наземный вестибюль станции расположен в павильоне между Новокузнецкой и Пятницкой улицами, между домами № 21 и 23 по Пятницкой улице.

Переход в южный зал станции “Третьяковская” (к поездам до станций “Медведково” и “Новокосино”) начинается в южном торце станции. Переход в северный зал станции метро Третьяковская начинается в центре зала (через лестницы и мостики над платформой).

Рядом со станцией метро “Новокузнецкая” в Москве расположены:
Музей Л.Н. Толстого.

Москва: достопримечательности, музеи, театры, торговые центры, полезная информация.
Метро в Москве – информация для туристов.
Схема метро – карта расположения станций и линий метро в Москве.

www.visit-plus.com