Тормозной башмак для вагона – Башмак тормозной купить у производителя

Тормозной башмак Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоза. Тормозной башмак, установленный на рельс под колесо вагона с накатом (Россия)

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода)[1][2][3]. Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак

Применение

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении[4]отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[5], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа. Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка

[6][7]. Тормозные башмаки укладывают на тормозных позициях: в начале горочных путей (для регулирования скорости), перед стрелочными переводами разветвления горочных путей на пути сортировочного парка (для регулирования скорости) и на путях сортировочного парка (для полной остановки при формировании составов)[8]. При механизации горок тормозные башмаки на первых двух тормозных позициях заменяют вагонными замедлителями.

При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.

Принцип работы

Торможение и остановка вагона (отцепа) в конце сортировочного пути станции тормозным башмаком

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков

У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.

  • Двубортный тормозной башмак, вид снизу

  • Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)

  • Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок

  • Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)

  • Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)

  • Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ

  • Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)

  • Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)

  • Башмакосбрасыватели

  • Перекатывание колеса через тормозной башмак

Упор тормозной стационарный

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава, обычно в парках отправления. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

  • Упор тормозной стационарный УТС-380

  • Упор тормозной стационарный в открытом положении

  • Упор тормозной стационарный в закрытом положении

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель)

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель, колесосбрасывающий башмак[9]) применяется для заграждения пути путём сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования

[10]. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк. Бывают ручные и с электроприводом с дистанционным управлением.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях. Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта

[11].

К обслуживанию (колесосбрасывателя с ручным приводом) КСБ-Р допускаются работники станций и работники дистанций пути (ПЧ), ознакомленные с руководством по эксплуатации на башмак сбрасываюший с ручным приводом (колёсосбрасыватель) типа КСБ-Р[12]. У каждого предохранительного устройства типа КСБ-Р, должен быть технический паспорт, в котором указаны основные технические параметры[13].

  • Сбрасывающий башмак ручной переносной КСБ-Р (Россия)

  • Сбрасывающий башмак стационарный с дистанционным электроприводом КСБ-Э (Россия)

  • Сбрасывающий башмак (США)

  • Сбрасывающий башмак двухсторонний (Австрия)

  • Сбрасывающий башмак в открытом для проезда положении (Чехия)

  • Сбрасывающий башмак (Финляндия)

Башмак накатной

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

  • Башмаки накаточные типа «лягушка» (Россия)

  • Башмак накаточный типа «лягушка» (Канада)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Россия)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Гватемала)

См. также

Примечания

  1. ↑ Башмак тормозной, Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров, 1941 г.
  2. ↑ М. И. Глушко Закрепление подвижного состава на станциях и перегонах // Статья в журнале «Железнодорожный транспорт», выпуски 1-3, М.: Транспорт, 1997 г.
  3. ↑ Нормы и основные правила закрепления железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками, статья на сайте «ZDDOC.RU|Железнодорожная документация» на основе приложения № 17 к «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» (приложения 8 к «ПТЭ»).
  4. ↑ Торможение, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  5. ↑ Видео: укладка тормозных башмаков под движущийся отцеп (фрагмент учебного фильма «Беда на ст. Чусовская»)
  6. ↑ Сбрасыватель башмаков, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь
    . — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  7. ↑ 5.12. Башмакосбрасыватели // В. Б. Каменский, Л. Д. Горбов Справочник дорожного мастера и бригадира пути, М.: Транспорт, 1985 г., 488 с. (С. 221). ISBN 978-5-458-38708-8
  8. ↑ Тормозная позиция, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  9. ↑ Технические и естественные науки: теория и практика // Сборник материалов международных научных e-симпозиумов, г. Москва, 27-28 марта 2015 г. под ред. К. Е. Румянцева — Киров: МЦНИП, 2015 г., 276 с. (С. 239). ISBN 978-5-00090-062-8
  10. ↑ Башмак сбрасывающий, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  11. ↑ Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель) (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  12. ↑ Техническая документация на колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак) типа КСБ-Р (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  13. ↑ http://zddoc.ru/tehnicheskaya-dokumentatsiya-na-kolesosbrasyivatel-sbrasyivayushhiy-bashmak-tipa-ksb-r/ (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU»
    .

Литература

  • Тормозной башмак // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 451. — ISBN 5-85270-115-7.
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации // Утверждены приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. № 286, с изменениями и дополнениями от 12.08.2011 г., 4 и 13.06.2012 г., 30.03., 09.11., 25.12.2015 г., 03.06., 01.09.2016 г. — М.: Трансинфо, 2016, 388 с. ISBN 978-5-93647-038-7.

Ссылки

  • «Тормозной башмак (стояночный и горочный)», выпуск программы «1520: Магистраль» телеканала «РЖД-ТВ» с интервью И. Воронина, заведующего лабораторией отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Перспективы улучшения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Предотвращение ухода вагонов со станционных путей» (ЦНИИ ТЭИ МПС России). Требования к тормозным башмакам, их использование на сортировочных путях, установка тормозных башмаков при помощи вилки, башмакосбрасыватель.
  • Учебный фильм «Закрепление вагонов — все, что нужно знать движенцу» (Московский государственный университет путей сообщения — МИИТ). Устройство тормозных башмаков, их неисправности, стационарные тормозные устройства, правила применения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Порядок выполнения операций по закреплению составов поездов» (Смоленский центр организации работы железнодорожной станции Московской дирекции управления движением)
  • Перекатывание колёсной пары через тормозной башмак без схода
  • Учебный фильм «Башмак — грань безопасности» (ОАО «РЖД»). Сход колёсной пары при перекатывании через тормозной башмак.
  • Постановка на рельсы, сошедшего с них обеими колёсными парами тележки, полувагона с использованием накатных башмаков типа «лягушка».
  • Сваливание в колею не нормативного (изношенного) тормозного башмака

wikiredia.ru

Тормозной башмак — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоза. Тормозной башмак, установленный на рельс под колесо вагона с накатом (Россия)

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода)[1][2][3]. Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак

Применение

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении[4]отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[5], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа. Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка[6][7]. Тормозные башмаки укладывают на тормозных позициях: в начале горочных путей (для регулирования скорости), перед стрелочными переводами разветвления горочных путей на пути сортировочного парка (для регулирования скорости) и на путях сортировочного парка (для полной остановки при формировании составов)[8]. При механизации горок тормозные башмаки на первых двух тормозных позициях заменяют вагонными замедлителями.

При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.

Принцип работы

Торможение и остановка вагона (отцепа) в конце сортировочного пути станции тормозным башмаком

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков

У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.

  • Двубортный тормозной башмак, вид снизу

  • Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)

  • Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок

  • Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)

  • Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)

  • Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ

  • Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)

  • Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)

  • Башмакосбрасыватели

  • Перекатывание колеса через тормозной башмак

Упор тормозной стационарный

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава, обычно в парках отправления. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

  • Упор тормозной стационарный УТС-380

  • Упор тормозной стационарный в открытом положении

  • Упор тормозной стационарный в закрытом положении

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель)

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель, колесосбрасывающий башмак[9]) применяется для заграждения пути путём сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования[10]. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк. Бывают ручные и с электроприводом с дистанционным управлением.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях. Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта[11].

К обслуживанию (колесосбрасывателя с ручным приводом) КСБ-Р допускаются работники станций и работники дистанций пути (ПЧ), ознакомленные с руководством по эксплуатации на башмак сбрасываюший с ручным приводом (колёсосбрасыватель) типа КСБ-Р[12]. У каждого предохранительного устройства типа КСБ-Р, должен быть технический паспорт, в котором указаны основные технические параметры[13].

  • Сбрасывающий башмак ручной переносной КСБ-Р (Россия)

  • Сбрасывающий башмак стационарный с дистанционным электроприводом КСБ-Э (Россия)

  • Сбрасывающий башмак (США)

  • Сбрасывающий башмак двухсторонний (Австрия)

  • Сбрасывающий башмак в открытом для проезда положении (Чехия)

  • Сбрасывающий башмак (Финляндия)

Башмак накатной

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

  • Башмаки накаточные типа «лягушка» (Россия)

  • Башмак накаточный типа «лягушка» (Канада)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Россия)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Гватемала)

См. также

Примечания

  1. ↑ Башмак тормозной, Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров, 1941 г.
  2. ↑ М. И. Глушко Закрепление подвижного состава на станциях и перегонах // Статья в журнале «Железнодорожный транспорт», выпуски 1-3, М.: Транспорт, 1997 г.
  3. ↑ Нормы и основные правила закрепления железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками, статья на сайте «ZDDOC.RU|Железнодорожная документация» на основе приложения № 17 к «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» (приложения 8 к «ПТЭ»).
  4. ↑ Торможение, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  5. ↑ Видео: укладка тормозных башмаков под движущийся отцеп (фрагмент учебного фильма «Беда на ст. Чусовская»)
  6. ↑ Сбрасыватель башмаков, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  7. ↑ 5.12. Башмакосбрасыватели // В. Б. Каменский, Л. Д. Горбов Справочник дорожного мастера и бригадира пути, М.: Транспорт, 1985 г., 488 с. (С. 221). ISBN 978-5-458-38708-8
  8. ↑ Тормозная позиция, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  9. ↑ Технические и естественные науки: теория и практика // Сборник материалов международных научных e-симпозиумов, г. Москва, 27-28 марта 2015 г. под ред. К. Е. Румянцева — Киров: МЦНИП, 2015 г., 276 с. (С. 239). ISBN 978-5-00090-062-8
  10. ↑ Башмак сбрасывающий, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  11. ↑ Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель) (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  12. ↑ Техническая документация на колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак) типа КСБ-Р (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  13. ↑ http://zddoc.ru/tehnicheskaya-dokumentatsiya-na-kolesosbrasyivatel-sbrasyivayushhiy-bashmak-tipa-ksb-r/ (неопр.). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».

Литература

  • Тормозной башмак // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 451. — ISBN 5-85270-115-7.
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации // Утверждены приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. № 286, с изменениями и дополнениями от 12.08.2011 г., 4 и 13.06.2012 г., 30.03., 09.11., 25.12.2015 г., 03.06., 01.09.2016 г. — М.: Трансинфо, 2016, 388 с. ISBN 978-5-93647-038-7.

Ссылки

  • «Тормозной башмак (стояночный и горочный)», выпуск программы «1520: Магистраль» телеканала «РЖД-ТВ» с интервью И. Воронина, заведующего лабораторией отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Перспективы улучшения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Предотвращение ухода вагонов со станционных путей» (ЦНИИ ТЭИ МПС России). Требования к тормозным башмакам, их использование на сортировочных путях, установка тормозных башмаков при помощи вилки, башмакосбрасыватель.
  • Учебный фильм «Закрепление вагонов — все, что нужно знать движенцу» (Московский государственный университет путей сообщения — МИИТ). Устройство тормозных башмаков, их неисправности, стационарные тормозные устройства, правила применения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Порядок выполнения операций по закреплению составов поездов» (Смоленский центр организации работы железнодорожной станции Московской дирекции управления движением)
  • Перекатывание колёсной пары через тормозной башмак без схода
  • Учебный фильм «Башмак — грань безопасности» (ОАО «РЖД»). Сход колёсной пары при перекатывании через тормозной башмак.
  • Постановка на рельсы, сошедшего с них обеими колёсными парами тележки, полувагона с использованием накатных башмаков типа «лягушка».
  • Сваливание в колею не нормативного (изношенного) тормозного башмака

ru-wiki.org

Тормозной башмак — Википедия

Тормозной башмак Тормозной башмак под колесом вагона Двубортный тормозной башмак Стойка с тормозными башмаками Башмак сбрасывающий Упор тормозной стационарный УТС-380 Башмак накаточный «лягушка» Башмак накаточный «горбушка» У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоз.

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода). Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных путях сортировочных станций и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[1], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа, выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка. При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями. При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены).

Принцип работы[править]

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков[править]

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Сбрасывающий башмак[править]

Сбрасывающий (опрокидывающий) башмак применяется для сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк.

Упор тормозной стационарный[править]

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

Башмак накатной[править]

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

www.wiki-wiki.ru

Тормозной башмак — Википедия

Тормозной башмак Тормозной башмак под колесом вагона Двубортный тормозной башмак Стойка с тормозными башмаками Башмак сбрасывающий Упор тормозной стационарный УТС-380 Башмак накаточный «лягушка» Башмак накаточный «горбушка» У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоз.

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода). Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных путях сортировочных станций и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[1], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа, выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка. При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями. При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены).

Принцип работы[править]

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков[править]

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Сбрасывающий башмак[править]

Сбрасывающий (опрокидывающий) башмак применяется для сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк.

Упор тормозной стационарный[править]

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

Башмак накатной[править]

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

www.wikiznanie.ru