Вагон метро Еж — Традиция
Вагон метро Еж/Еж1 — модификация вагона типа Е. Была создана с целью заменить устаревшие вагоны типов А, Б и Г. В настоящее время вагоны типа Еж/Еж1 заменяются на новые 81-740.1/741.1 и 81-740.4/741.4″(Русич)».Головные и промежуточные вагоны Еж получили заводское обозначение 81-707, промежуточные вагоны Еж1 — 81-708.Вагоны производились Мытищинским Машиностроительным заводом(с 1993 — Метровагонмаш). В обиходе эти вагоны часто называют «Ёжиками».
Вагон метро Еж[1]
Создание проекта вагона типа Ж[править]
После прекращения выпуска вагонов типа Е Мытищинский машиностроительный завод строил по заказу Будапештского метрополитена вагоны типа Ев, имевшие кузова и электрические цепи подзаряда аккумуляторных батарей, как у вагонов Ем. Вернувшись к постройке новых вагонов для отечественных метрополитенов, в 1969 году завод начал проектирование нового типа вагона, который получил проектное обозначение Ж. На этапе проектирования рабочее наименование модификации Ж было изменено на Еж по этическим причинам. Впоследствии этому проекту был присвоен индекс 81-707.
При создании вагона Еж использовались уже наработанные конструктивные решения, которые применялись как при проектировании вагонов типа Ев для Будапештского метрополитена, так и вагонов типа Е. В сущности, вагон Еж представлял собой усовершенствованную модель вагона Е в новом кузове, но с прежними техническими характеристиками. По этой причине изготовление опытных вагонов серии Еж проектом не предусматривалось. Наличие технологий производства на Мытищинском заводе позволило за короткий промежуток времени перейти к изготовлению серийных вагонов Еж.
Вагоны типа Еж и Еж1[править]
Технические условия (ТУ) 1970 года предусматривали шесть модификаций вагонов типа Еж: головной (тип Еж, заводское обозначение — 81-707), промежуточный с кабиной управления (тип Еж1, заводское обозначение — 81-708), промежуточный без кабины управления (тип Еж2), а также три проекта вагонов с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей (проекты Еж3, Еж4, Еж5).
На вагонах Еж1 предусматривалась облегчённая экипировка кабин машиниста, без части необходимого для управления поездом оборудования (в частности, без кресла машиниста, защитных козырьков и т. д.) — предполагалось, что вагоны будут использоваться в составах только в качестве промежуточных. Однако, в случае нехватки головных вагонов их можно было бы в короткий срок дооснастить и переоборудовать под головные.
Модификация Еж2 стала первым в СССР проектом промежуточного вагона без кабины управления. На месте кабины предполагалось установить дополнительные пассажирские сидения, увеличив тем самым вместимость салона. Необходимые для манёвров элементы управления по проекту располагались в специальных шкафах в торцах вагона (впоследствии в такой компоновке будут выпускаться вагоны 81-714). Несмотря на преимущества проекта Еж2 по сравнению с проектом Еж1, от выпуска вагонов Еж2 отказались, и в 1972 году работы по этому проекту были прекращены (в новых ТУ 1972 года проекта Еж2 уже не было). Поскольку проект Еж2 так и не был воплощён в жизнь, заводского обозначения ему впоследствии присвоено не было. Выпуск вагонов типа Еж и Еж1
В 1970 году начался выпуск вагонов по проекту Еж (первый вагон — № 5101). Первая партия вагонов Еж поступила в эксплуатацию в депо «Ждановское» (ныне «Выхино») Московского метрополитена. Вагоны 1970 года выпуска поступали также в московские депо «Северное» и «Калужское». Метрополитены Киева и Тбилиси получили свои первые вагоны Еж, как и Московское метро, в 1970 году, а Бакинский метрополитен — в 1972 году.
К середине 1971 года было выпущено 170 вагонов типа Еж (№ 5101-5270). После этого было принято решение начать выпуск вагонов по проекту Еж1. В 1971—1973 годах вагоны типа Еж1 выпускались вместе с Еж, имея общую нумерацию (№ 5300-5560).
В 1973 году выпуск вагонов типов Еж и Еж1 завершился, и Мытищинский завод перешел на выпуск вагонов Еж3 с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей. Вот нумерация всех вагонов Еж/Еж1:
Год выпуска | Количество собранных электровагонов типа Еж и Еж1 | Номера вагонов |
---|---|---|
1970 | 114 | 5101-5214 |
1971 | 145 | 5215-5359 |
1972 | 104 | 5360-5463 |
1973 | 97 | 5464-5560 |
Итого | 460 |
Описание вагонов и технические характеристики[править]
При проектировании вагонов типа Еж были учтены недостатки вагонов Е. Во-первых, была усилена тележка. Тележки вагонов Еж были выполнены с штампованно-сварными кронштейнами крепления металлических поводков букс (вместо литых сварных, как у всех вагонов Е, кроме № 4822-4824). Во-вторых, расположение всех пассажирских дверей было смещено в сторону кабины машиниста. Это привело к тому, что вместо одноместных сидений между первой дверью и кабиной машиниста и полутораместных в хвостовой части вагона, в вагонах типа Еж были установлены трёхместные сидения в хвостовой части вагона. Для обшивки пассажирского салона и кабины стал использоваться слоистый пластик (вагоны Е имели линкрустовую отделку). По проекту, грузоподъёмность вагона увеличивалась с 18 до 21 тонн за счёт усиления системы подвешивания. На вагонах Еж и Еж1 устанавливались воздухораспределители 337—004 и тормозные цилиндры диаметром 5 дюймов. По сравнению с вагонами Е применены аккумуляторные батареи НКН-80 большей ёмкости.
Небольшие изменения на вагонах Еж по сравнению с вагонами Е претерпела электрическая схема управления тяговыми двигателями, что привело к замене контроллеров машиниста КВ-40А на КВ-40А-2, а также ящиков с линейными контакторами. В остальном конструкция вагона Еж повторяет конструкцию более раннего проекта (вагона типа Е).
вагоны типа Еж1 в ТЧ-ИзмайловоВ процессе выпуска вагонов Еж Мытищинский завод вносил в их конструкцию различные изменения. Вагоны № 5103-5108, 5116, 5120, 5138-5139, 5142 и 5200 были выпущены с цельнометаллическими колёсами (без элементов эластичности). Вагон № 5270 был оборудован искусственной вентиляцией в дополнение к естественной приточно-вытяжной. Вентиляторы с электродвигателями были установлены под пассажирскими диванами. На вагонах № 5243-5244, 5255 и 5556 в порядке эксперимента были установлены роторные компрессоры вместо поршневых. На всех вагонах Еж и Еж1, начиная с № 5375, были изменены цепи резервного управления дверьми.
В начале 1973 года завод «Динамо» изготовил 12 тяговых электродвигателей ДК-108Г-3, четыре из которых были установлены на вагоне № 5512, а два — на вагоне № 5513. На вагонах с № 5547 были установлены усиленные пружины центрального подвешивания. При этом статический прогиб под тарой вагона уменьшился с 80,2 до 76,7 мм.
В период 1971-75 годов в депо «Калужское» Московского метрополитена головные вагоны типа Еж оборудовались системой автоматического управления САММ (система автоматизированная МИИТ — метро), позволявшей осуществлять управление поездами с центрального пункта; торможение при этой системе происходило под контролем пассивных датчиков, располагавшихся на пути, и работавших от взаимодействия с подвижным составом. На переоборудованных вагонах были несколько изменены пульты управления, дополнительно установлены радиостанции ЖР-3М и шкафы для аппаратуры автоведения.
История поставок на метрополитены СССР[править]
Вагоны Еж поставлялись на метрополитены четырёх городов Советского Союза: Москвы, Киева, Тбилиси и Баку. В Москву было отправлено 313 вагонов, в Киев — 109 вагонов, в Тбилиси — 20 вагонов, в Баку — 17 вагонов типов Еж и Еж1. Всего на метрополитены СССР поставлено 459 вагонов типов Еж и Еж1 из 460 выпущенных.
Один вагон Еж (№ 5443) с завода был отправлен в Прагу для участия в выставке в качестве экспоната. Позже он был передан в депо «Качеров» Пражского метрополитена, однако с пассажирами никогда не эксплуатировался. В 1996 году вагон № 5443 был списан.
На Московском метрополитене вагоны типов Еж и Еж1 эксплуатировались на Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольническая), Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкая), Арбатско-Покровской, Филёвской, Калужско-Рижской, Ждановской и Краснопресненской, а после объединения последних — на Ждановско-Краснопресненской (сейчас — Таганско-Краснопресненская) линиях.
В середине 1970-х годов все вагоны типов Еж и Еж1 на Ждановско-Краснопресненской линии были заменены на Еж3 и переданы на другие линии для замены старых вагонов типов А, Б и Г.
В период 1984—1988 годов вагоны типа Еж и Еж1 были заменены вагонами типов 81-717/714 на Горьковско-Замоскворецкой линии, а в 1989—1994 годах — на Калужско-Рижской линии. Вагоны типа Еж и Еж1, в свою очередь, заменяли на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях вагоны типа Д.[2]
В настоящее время эксплуатируются в Московском метрополитене на Арбатско-Покровской линии
traditio.wiki
Вагон метро типа Еж — это… Что такое Вагон метро типа Еж?
Ваго́ны метрополите́на ти́па Еж были созданы на основе вагонов типа Е. В обиходе данный тип вагонов часто называют «ёжиками».
Выпускались в двух модификациях: Еж (заводское обозначение 81-707, могут использоваться как головные и промежуточные), Еж1 (заводское обозначение 81-708, облегчённый вариант Еж — могут использоваться только как промежуточные, для использования в качестве головных требуют дооснащения).
Модификации
- Еж2 — опытный улучшенный вариант.
- Еж4 — промежуточный вагон с пневматической системой.
- Еж5 — головной вагон с пневматической системой.
История
Модель должна была стать переходной к вагонам нового типа Ж, который так и не был построен. Производилась с 1970 по 1973 год. Номера вагонов Еж и Еж1:5101 — 5601. В отличие от Е, все пассажирские двери у него были смещены в сторону кабины машиниста, что позволило вместо маленьких сидений в торцах вагона установить в его хвостовой части полноценные трехместные. Первый вагон Еж был выпущен в 1970 г. и получил №5001.
Сначала все вагоны Еж выпускались с полным комплектом оборудования для управления поездом, однако вскоре после начала производства было принято решение о выпуске части вагонов с кабиной машиниста, но без части оборудования для управления поездом. Эти вагоны получили индекс Еж1 и стали использоваться только как промежуточные, однако в случае нехватки головных вагонов их без труда можно было дооснастить до уровня Еж. .
Эксплуатация
В настоящее время эксплуатируются в Киевском метрополитене на Святошинско-Броварской линии и в Тбилисском на Ахметели-Варкетилской. В Московском метрополитене с 9 августа 2010 года регулярная эксплуатация вагонов Еж и Еж1 прекращена. Заменены на вагоны 81-740.1/81-741.1 на Филевской линии и на вагоны 81-740.1/81-741.1 и 81-740.4/81-741.4 на Арбатско-Покровской линии.
Ссылки
Вагоны метрополитенов производства СССР, России и Украины | |
---|---|
ОАО «Метровагонмаш» (бывш. Мытищинский машиностроительный завод) | А, Ам • Б, Бм • Г • М5, УМ5 • Д • Е (81-703) и модификации Еи, Ер • Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) • Еж, Еж1 (81-707, 81-708) и модификации Еж2, Еж4, Еж6 • Ев, Ев3 • Ечс (81-709) • Еж3, Еж6 (81-710, 81-712) • Л (81-711) • И (81-715, 81-716 / 81-715.2, 81-716.2 / .3) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.1, 81-714.1 / .2 / .2М / .3 / .4 / .5 / .5М / .5А / .5Б / .6 / .6К / 81-714.5П • 81-718, 81-719 • 81-720, 81-721 «Яуза» и модификации: 81-720А, 81-721А / 81-720.1, 81-721.1 • 81-740, 81-741 «Русич» и модификации: 81-740A, 81-741A / 81-740.1, 81-741.1 / .2 /.2Б / .4 / .4К • 81-760, 81-761 «Ока» |
ЗАО «Вагонмаш» (бывш. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) | Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) / Ем501, Ема502, Емх503 (81-501, 81-502, 81-503) и модификации Ем501М, Ема502М (81-501М, 81-502М) • Ем508, Ем509, Ем508Т (81-508, 81-508Т, 81-509) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.5, 81-714.5 • 81-540 и 81-541 и модификации: 81-540.1, 81-541.1 / .2 / .2К / .2Н / .5 / .7 / .8 / .9 / 81-541Б • ЭС-720, ЭС-719 • 81-720.1, 81-721.1 •81-550, 81-551, 81-552 • 81-561 «Ритор» • 81-572, 81-573 и модификации • 81-572.1, 81-573.1 / .2 • 81-553.1, 81-554.1, 81-555.1 «Славутич» • 81-553.3, 81-554.3, 81-555.3 «Казань» • 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» • Контактно-аккумуляторные электровозы 81-580, 81-580.1 ВЭКА, 81-581, 81-582 |
ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» | 81-717.5, 81-714.5 и модификации: 81-717.5М, 81-714.5М / .5Н / .5П • 81-780, 81-781 «Ладога» |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (бывш. Калининский вагоностроительный завод) | 81-760, 81-761 «Ока» |
Использовавшиеся в СССР вагоны производства Германии | В1, В2, В3, В4 |
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» | 81-7021, 81-7022 • 81-7036, 81-7037 |
dic.academic.ru
Электовагоны типов Еж и Еж1
Создание проекта вагона Ж
После прекращения выпуска вагонов типа Е Мытищинский машиностроительный завод строил по заказу Будапештского метрополитена вагоны типа Ев, имевшие кузова и электрические цепи подзаряда аккумуляторных батарей, как у вагонов Ем. Вернувшись к постройке новых вагонов для отечественных метрополитенов, в 1969 году завод начал проектирование нового типа вагона, который получил проектное обозначение Ж. На этапе проектирования рабочее наименование модификации Ж было изменено на Еж по этическим причинам. Впоследствии этому проекту был присвоен индекс 81-707.
При создании вагона Еж использовались уже наработанные конструктивные решения, которые применялись как при проектировании вагонов типа Ев для Будапештского метрополитена, так и вагонов типа Е. В сущности, вагон Еж представлял собой усовершенствованную модель вагона Е в новом кузове, но с прежними техническими характеристиками. По этой причине изготовление опытных вагонов серии Еж проектом не предусматривалось. Наличие технологий производства на Мытищинском заводе позволило за короткий промежуток времени перейти к изготовлению серийных вагонов Еж.
Проекты вагонов Еж по техническим условиям 1970 года
Технические условия (ТУ) 1970 года предусматривали шесть модификаций вагонов типа Еж: головной (тип Еж, заводское обозначение — 81-707), промежуточный с кабиной управления (тип Еж1, заводское обозначение — 81-708), промежуточный без кабины управления (тип Еж2), а также три проекта вагонов с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей (проекты Еж3, Еж4, Еж5).
На вагонах Еж1 предусматривалась облегчённая экипировка кабин машиниста, без части необходимого для управления поездом оборудования (в частности, без кресла машиниста, защитных козырьков и т.д.) — предполагалось, что вагоны будут использоваться в составах только в качестве промежуточных. Однако, в случае нехватки головных вагонов их можно было бы в короткий срок дооснастить и переоборудовать под головные.
Модификация Еж2 стала первым в СССР проектом промежуточного вагона без кабины управления. На месте кабины предполагалось установить дополнительные пассажирские сидения, увеличив тем самым вместимость салона. Необходимые для манёвров элементы управления по проекту располагались в специальных шкафах в торцах вагона (впоследствии в такой компоновке будут выпускаться вагоны 81-714). Несмотря на преимущества проекта Еж2 по сравнению с проектом Еж1, от выпуска вагонов Еж2 отказались, и в 1972 году работы по этому проекту были прекращены (в новых ТУ 1972 года проекта Еж2 уже не было). Поскольку проект Еж2 так и не был воплощён в жизнь, заводского обозначения ему впоследствии присвоено не было.
Выпуск вагонов типа Еж и Еж1
В 1970 году начался выпуск вагонов по проекту Еж (первый вагон — №5101). Первая партия вагонов Еж поступила в эксплуатацию в депо «Ждановское» (ныне «Выхино») Московского метрополитена. Вагоны 1970 года выпуска поступали также в московские депо «Северное» и «Калужское». Метрополитены Киева и Тбилиси получили свои первые вагоны Еж, как и Московское метро, в 1970 году, а Бакинский метрополитен — в 1972 году.
К середине 1971 года было выпущено 170 вагонов типа Еж (№№5101-5270). После этого было принято решение начать выпуск вагонов по проекту Еж1. В 1971-1973 годах вагоны типа Еж1 выпускались вместе с Еж, имея общую нумерацию (№№5300-5560).
В 1973 году выпуск вагонов типов Еж и Еж1 завершился, и Мытищинский завод перешел на выпуск вагонов Еж3 с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей.
Выпуск вагонов типа Еж и Еж1 по годам:
Год выпуска | Количество собранных электровагонов типа Еж и Еж1 | Номера вагонов |
---|---|---|
1970 | 114 | 5101-5214 |
1971 | 145 | 5215-5359 |
1972 | 104 | 5360-5463 |
1973 | 97 | 5464-5560 |
Итого | 460 |
Всего за годы производства было изготовлено 460 вагонов типа Еж. Они получили номера 5101-5560.
Описание вагонов и технические характеристики
При проектировании вагонов типа Еж были учтены недостатки вагонов Е. Во-первых, была усилена тележка. Тележки вагонов Еж были выполнены с штампованно-сварными кронштейнами крепления металлических поводков букс (вместо литых сварных, как у всех вагонов Е, кроме №№4822-4824). Во-вторых, расположение всех пассажирских дверей было смещено в сторону кабины машиниста. Это привело к тому, что вместо одноместных сидений между первой дверью и кабиной машиниста и полутораместных в хвостовой части вагона, в вагонах типа Еж были установлены трёхместные сидения в хвостовой части вагона. Для обшивки пассажирского салона и кабины стал использоваться слоистый пластик (вагоны Е имели линкрустовую отделку). По проекту, грузоподъёмность вагона увеличивалась с 18 до 21 тонн за счёт усиления системы подвешивания. На вагонах Еж и Еж1 устанавливались воздухораспределители 337-004 и тормозные цилиндры диаметром 5″. По сравнению с вагонами Е применены аккумуляторные батареи НКН-80 большей ёмкости.
Небольшие изменения на вагонах Еж по сравнению с вагонами Е претерпела электрическая схема управления тяговыми двигателями, что привело к замене контроллеров машиниста КВ-40А на КВ-40А-2, а также ящиков с линейными контакторами. В остальном конструкция вагона Еж повторяет конструкцию более раннего проекта (вагона типа Е).
Некоторые характеристики вагонов типа Еж и Еж1:
Параметр | Значение |
---|---|
Годы выпуска | 1970-1973 |
Годы эксплуатации | 1970-н.в. |
Тара вагона, т | 31,7 (?) |
Длина по автосцепкам, мм | 19210 |
Длина кузова, мм | 18810 |
Ширина, мм | 2712 |
Высота, мм | 3695 |
База вагона, мм | 12600 |
База тележки, мм | 2100 |
Расстояние между токоприёмниками, мм | 12600 |
Высота от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 3650 |
Уровень пола от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 1200 |
Уровень центра автосцепок от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 829 |
Общий статический прогиб рессорного подвешивания под тарой вагона, мм | 80,2 (№№5101-5546) или 76,7 (№№5547-5560) |
Ширина дверного проёма, мм | 1380 |
Ширина раствора дверей, мм | 1280 |
Длина кабины управления, мм | 1250 |
Диаметр колёс, мм | 780 |
Конструкционная скорость, км/ч | 90 |
Ускорение, м/с2 | 1,2 |
Замедление, м/с2 | 1,1 |
Типы тормоза | электродинамический, пневматический, вентили замещения |
Мощность тяговых двигателей, кВт | 4х68 |
Вместимость вагона при плотности 8 чел/м2, чел. | 260/265 |
Мест для сидения, шт. | 42 |
Установленный срок службы, лет | 35 |
В процессе выпуска вагонов Еж Мытищинский завод вносил в их конструкцию различные изменения. Вагоны №№5103-5108, 5116, 5120, 5138-5139, 5142 и 5200 были выпущены с цельнометаллическими колёсами (без элементов эластичности). Вагон №5270 был оборудован искусственной вентиляцией в дополнение к естественной приточно-вытяжной. Вентиляторы с электродвигателями были установлены под пассажирскими диванами. На вагонах №№5243-5244, 5255 и 5556 в порядке эксперимента были установлены роторные компрессоры вместо поршневых. На всех вагонах Еж и Еж1, начиная с №5375, были изменены цепи резервного управления дверьми.
В начале 1973 года завод «Динамо» изготовил 12 тяговых электродвигателей ДК-108Г-3, четыре из которых были установлены на вагоне №5512, а два — на вагоне №5513. На вагонах с №5547 были установлены усиленные пружины центрального подвешивания. При этом статический прогиб под тарой вагона уменьшился с 80,2 до 76,7 мм.
В период 1971-75 годов в депо «Калужское» Московского метрополитена головные вагоны типа Еж оборудовались системой автоматического управления САММ (система автоматизированная МИИТ — метро), позволявшей осуществлять управление поездами с центрального пункта; торможение при этой системе происходило под контролем пассивных датчиков, располагавшихся на пути, и работавших от взаимодействия с подвижным составом. На переоборудованных вагонах были несколько изменены пульты управления, дополнительно установлены радиостанции ЖР-3М и шкафы для аппаратуры автоведения.
История поставок на метрополитены СССР
Динамика поставок вагонов типа Еж и Еж1 на метрополитены СССР:
Год выпуска | Город поставки | Депо поставки | Количество вагонов | Номера вагонов |
---|---|---|---|---|
1970 | Москва | неизвестно | 73 | 5101-5108, 5125-5131, 5138-5143, 5151-5157, 5167-5174, 5176-5210, 5215-5216 |
Киев | Дарница | 30 | 5109-5124, 5158-5166, 5175, 5211-5214 | |
Тбилиси | Надзаладеви | предположительно, 13 | 5132-5136, 5145-5146, 5150 (а также, предположительно, 5137, 5144, 5147-5149) | |
1971 | Москва | неизвестно | предположительно, 98 | 5217-5221, 5223-5233, 5235-5262, 5267-5270, 5300-5328, 5336-5354 (а также, предположительно, 5222, 5234) |
Киев | Дарница | 38 | 5274-5299, 5329-5335, 5355-5359 | |
Тбилиси | Надзаладеви | предположительно, 7 | 5264-5266, 5271-5272 (а также, предположительно, 5263, 5273) | |
1972 | Москва | неизвестно | предположительно, 55 | 5360-5366, 5371, 5375, 5383-5384, 5387-5389, 5402-5406, 5423-5442, 5462-5463 (а также, предположительно, 5376-5382, 5385-5386, 5392-5396) |
Киев | Дарница | 31 | 5367-5370, 5372-5374, 5407-5416, 5444-5457 | |
Баку | Бакмил | 17 | 5390, 5397-5401, 5458, 5461 (а также, предположительно, 5391, 5417-5422, 5459-5460) | |
1973 | Москва | неизвестно | предположительно, 87 | 5464-5502, 5504-5531, 5542-5560 (а также, предположительно, 5503) |
Киев | Дарница | 10 | 5532-5541 | |
Итого | 459 |
Вагоны Еж поставлялись на метрополитены четырёх городов Советского Союза: Москвы, Киева, Тбилиси и Баку. В Москву было отправлено 313 вагонов, в Киев — 109 вагонов, в Тбилиси — 20 вагонов, в Баку — 17 вагонов типов Еж и Еж1. Всего на метрополитены СССР поставлено 459 вагонов типов Еж и Еж1 из 460-ти выпущенных.
Один вагон Еж (№5443) с завода был отправлен в Прагу для участия в выставке в качестве экспоната. Позже он был передан в депо «Качеров» Пражского метрополитена, однако с пассажирами никогда не эксплуатировался. В 1996 году вагон №5443 был списан.
На Московском метрополитене вагоны типов Еж и Еж1 эксплуатировались на Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольническая), Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкая), Арбатско-Покровской, Филёвской, Калужско-Рижской, Ждановской и Краснопресненской, а после объединения последних — на Ждановско-Краснопресненской (сейчас — Таганско-Краснопресненская) линиях.
В середине 1970-х годов все вагоны типов Еж и Еж1 на Ждановско-Краснопресненской линии были заменены на Еж3 и переданы на другие линии для замены старых вагонов типов А, Б и Г.
В период 1984-1988 годов вагоны типа Еж и Еж1 были заменены вагонами типов 81-717/714 на Горьковско-Замоскворецкой линии, а в 1989-1994 годах — на Калужско-Рижской линии. Вагоны типа Еж и Еж1, в свою очередь, заменяли на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях вагоны типа Д.
По состоянию на апрель 2007 года вагоны Еж и Еж1 эксплуатируются на трёх линиях Московского метро: Сокольнической (1 состав), Арбатско-Покровской и Филёвской. Последний состав с Сокольнической линии в скором времени будет передан на Арбатско-Покровскую линию (в депо «Измайлово»).
В 2007 году в Москве начался процесс постепенного изъятия из инвентаря вагонов типов Ем-508 и Ем-509; в ближайшем будущем начнется массовое списание вагонов типов Еж и Еж1. Они будут заменены новыми вагонами «Русич» на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях Московского метро.
В пассажирском парке Киевского метрополитена по состоянию на 2006 год числится 107 вагонов типов Еж и Еж1. Один вагон Еж (№5214) переоборудован в лабораторию службы СЦБ.
В Закавказских метрополитенах в 1990-х годах происходило массовое исключение вагонов Еж из инвентарного парка. По состоянию на 2006 год в Тбилисском метрополитене осталось 11 вагонов типа Еж из 20-ти поставленных производителем. На Бакинском метрополитене все 17 вагонов Еж были списаны к концу 1990-х годов.
Передачи вагонов между городами СССР
На сегодняшний день достоверной информации о передачах вагонов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР не найдено. Между тем известно, что такие передачи проходили. Вагоны передавались по крайней мере из Баку в Москву (вероятно, для проведения капитального ремонта на Мытищинском заводе и ЗРЭПСе) и обратно.
Не вполне ясно, почему из Баку в Москву приходили одни вагоны, а назад отправлялись другие. Возможно, одна партия вагонов серий Еж и Ем была направлена на ремонт в Москву, а взамен несколько вагонов, снятых с Московского метрополитена, отправили в Азербайджан, не дожидаясь окончания ремонта. Бывшие бакинские вагоны после проведения ремонта остались в Москве.
Установлено, что Бакинский метрополитен частично не смог отплатить ремонт своих вагонов, осуществлявшийся на московском ЗРЭПСе (площадка «Выхино»). По этой причине по крайней мере два бакинских вагона так и остались на заводе (№5460 и №3962). Кузова этих вагонов до сих пор находятся на территории ЗРЭПСа.
Не исключено, что помимо бакинских вагонов в Москву для ремонта передавались также вагоны Еж с Тбилисского метрополитена.
По-видимому, один вагон типа Еж или Еж1 был передан на Киевский метрополитен с другого советского метрополитена, поскольку с завода в Киев было отправлено 109 вагонов Еж и Еж1, а в настоящее время там находится 110 вагонов (включая 2 списанных вагона). Скорее всего, этим вагоном является №5391 (как предполагается, поступивший с завода на Бакинский метрополитен). Возможно также, что этот вагон был сначала отправлен из Баку в Москву, а затем передан в Киев.
Вагоны, судьба которых неизвестна
До настоящего времени не установлено, в какие города СССР поступили 34 вагона типов Еж и Еж1 (в Москву, Баку или Тбилиси).
Список вагонов Еж и Еж1, история поставок которых доподлинно не известна:
Номера вагонов | Количество вагонов | Город поставки | Суть проблемы |
---|---|---|---|
5137, 5144, 5147-5149, 5263, 5273 | 7 | Москва или Тбилиси | Неизвестен город поставки: Москва или Тбилиси |
5222, 5234, 5364, 5391, 5503 | 5 | неизвестен | Неизвестен город поставки |
5376-5382, 5385-5386, 5392-5396, 5417-5422, 5459-5460 | 22 | Москва или Баку | Неизвестен город поставки: Москва или Баку. |
Также практически отсутствуют сведения по номерам вагонов Еж и Еж1, которые передавались между городами Советского Союза, и по датам этих передач.
Список предполагаемых передач вагонов типов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР:
Передача | Суть проблемы | Гипотезы |
---|---|---|
Москва — Баку | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, переданы №№5376, 5379, 5385, 5386 |
Баку — Москва | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, переданы №№5417, 5419-5422, 5459-5460 |
Баку — Киев | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Передано не более 1 вагона. Предположительно, передан №5391 |
Тбилиси — Москва | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, передан №5148 |
trainshistory.ru
Страна постройки | СССР СССР |
---|---|
Завод | Мытищинский машиностроительный завод, Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова |
Технические данные | |
Род тока и напряжение | 750 В постоянного тока |
Диаметр колёс | 780 мм |
Конструкционная скорость | 90 км/ч |
Пассажировместимость | 264 |
Длина вагона | 19 210 мм |
Ширина | 2700 мм |
Высота | 3695 мм |
Вес тары | 31,7 т |
Мощность ТЭД | 4×72 кВт |
Ускорение при пуске | 1,1 м/с2 |
Ускорение при торможении | 1,2 м/с2 |
Электрическое торможение | Реостатное |
Эксплуатация | |
В эксплуатации | с 1973 года |
Метрополитен | Московский метрополитен, |
Тип «Еж-3» на Викискладе |
Вагоны метрополитенов производства СССР, России и Украины | |
---|---|
ОАО «Метровагонмаш» (бывш. Мытищинский машиностроительный завод) | А, Ам • Б, Бм • Г • М5, УМ5, Д • Е (81-703) и модификации Еи, Ер • Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) • Еж, Еж1 (81-707, 81-708) и модификации Еж2, Еж4, Еж6 Ев, Ев3 • Ечс (81-709) • Еж3, Еж6 (81-710, 81-712) • Л (81-711) • И (81-715, 81-716 / 81-715.2, 81-716.2 / .3) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.1, 81-714.1 / .2 / .2М / .3 / .4 / .5 / .5М / .5А / .5Б / .5П / .6 / .6К • 81-718, 81-719 и модификации: 81-718.0, 81-719.0 / .2 • 81-720, 81-721 «Яуза» и модификации: 81-720А, 81-721А / 81-720.1, 81-721.1 • 81-722, 81-723, 81-724 «Охта» • 81-740, 81-741 «Русич» и модификации: 81-740A, 81-741A / 81-740.1, 81-741.1 / .2 /.2Б / .4 / .4К • 81-760, 81-761 «Ока» |
ЗАО «Вагонмаш» (бывш. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) | Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) / Ем501, Ема502, Емх503 (81-501, 81-502, 81-503) и модификации Ем501М, Ема502М (81-501М, 81-502М) • Ем508, Ем509, Ем508Т (81-508, 81-508Т, 81-509) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.5, 81-714.5 • 81-540 и 81-541 и модификации: 81-540.1, 81-541.1 / .2 / .2К / .3К / .5 / .7 / .8 / .9 / 81-541Б • ЭС-720, ЭС-719 • 81-720.1, 81-721.1 •81-550, 81-551, 81-552 • 81-561 «Ритор» • 81-572, 81-573 и модификации • 81-572.1, 81-573.1 / .2 • 81-553.1, 81-554.1, 81-555.1 «Славутич» • 81-553.3, 81-554.3, 81-555.3 «Казань» • 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» • Контактно-аккумуляторные электровозы 81-580 ВЭКА, 81-580.1, 81-581, 81-582 |
ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» | 81-717.5М, 81-714.5М / .5Н / .5П • 81-540.2Н, 81-541.2Н • 81-780, 81-781 «Ладога» |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (бывш. Калининский вагоностроительный завод) | 81-760, 81-761 «Ока» |
Использовавшиеся в СССР вагоны производства Германии | В1, В2, В3, В4 |
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» | 81-7021, 81-7022 • 81-7036, 81-7037 • Е-КМ (81-7080, 81-7081, 81-7081-01) |
ОАО «Кировский завод» | 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» |
Вагон метро типа Еж-3 Информацию О
Вагон метро типа Еж-3 Комментарии
Вагон метро типа Еж-3
Вагон метро типа Еж-3
Вагон метро типа Еж-3 Вы просматриваете субъект
Вагон метро типа Еж-3 что, Вагон метро типа Еж-3 кто, Вагон метро типа Еж-3 описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Вагон метро типа Еж3 Википедия
Еж3 | |
---|---|
81-710 | |
Электропоезд Еж3/Ем-508Т на наземном перегоне | |
Годы постройки | 1973—1979 |
Страна постройки | СССР СССР |
Завод | Мытищинский машиностроительный завод, |
Вагонов построено | 472 |
Нумерация | 5561—5999, 9000—9049 |
Тип токосъёма | нижний боковой контактный рельс |
Род тока и напряжение | 750 В постоянного тока |
Типы вагонов | Мг (часть вагонов после модернизации — Мп) |
Число вагонов в составе | 2..8 |
Композиция состава | 2..8×Мг (Мг+0..6×Мп+Мг после модернизации) |
Полная вместимость | 264 |
Сидячих мест | 42 |
Длина вагона | 19 210 мм |
Ширина | 2700 мм |
Высота | 3695 мм |
Диаметр колёс | 780 мм |
Осевая формула | 20-20 |
Ширина колеи | 1520 мм |
Масса тары | 31,7 т |
Материал вагона | сталь |
Мощность ТЭД | 4×72 кВт |
Max. скорость | 90 км/ч |
Ускорение при пуске | 1,1 м/с2 |
Ускорение при торможении | 1,2 м/с2 |
Электрическое торможение | Реостатное |
Страны эксплуатации | СССР СССР (Россия Россия, Украина Украина, Грузия Грузия) |
Метрополитен | Московский, Харьковский, Тбилисский, Киевский (электровоз 5823) Ташкентский (1977 — 1985) Бакинский (1973 — 2009) |
Линии | Москва: 07 Таганско-Краснопресненская Харьков: Холодногорско-Заводская линия Тбилиси: Ахметели-Варкетилская линия |
Депо | Москва: ТЧ-6 «Планерное» Харьков: ТЧ-1 «Московское» Тбилиси: ТЧ-1 «Надзаладеви», ТЧ-2 «Глдани» |
Годы эксплуатации | с 1973 года |
Медиафайлы на Викискладе |
Вагоны метро типа «Еж3» были созданы на основе вагонов типа «Еж»[1], но отличались изменённой электрической схемой: ставились более мощные тяговые электродвигатели ДК-116А, применено импульсное регулирование напряжения в режиме реостатного торможения на высоких скоростях. Также более жёсткими стали сиденья (как на вагонах типа 81-717/714). Вагоны «Еж3» являются отдельным типом и не могут эксплуатироваться в одном составе с вагонами типа «Е» и «Еж». Все вагоны «Еж3» изначально укомплектованы как головные и эксплуатируются главным образом с промежуточными вагонами «Ем-508Т». Вместе с тем часть вагонов «Еж3» используются как промежуточные, в том числе пройдя модернизацию с удалением кабины.
По конструкции «Еж3» почти не отличаются от вагонов типа «Е», основные отличия — более мощные тяговые двигатели ДК-116А часовой мощностью 72 кВт (против прежней 68 кВт) и наличие в силовой цепи тиристорных регуляторов ослабления возбуждения для плавного управления током возбуждения ТЭД при торможении на высоких скоростях.
История
Первые опытные вагоны № 5561—5573 в августе-октябре 1973 года поступили в электродепо «Красная Пресня» для работы на Краснопресненской линии, а вслед за ними в сентябре-ноябре следующего года пришли уже серийные «Еж3» (все или почти все выпущенные для Москвы вагоны с номерами 56хх) и первые «Ем-508Т» (№ 6398—6399, а также все или почти все вагоны в диапазоне 6400—6443). В свою очередь, все более старые вагоны «Еж», «Еж1», «Ем-508» и «Ем-509» (все 1972 года выпуска) были отправлены в депо «Северное» для замены вагонов типа «Д», передаваемых в депо «Измайлово» для замены списываемых там вагонов Ам и Бм.
В 1978 году начата эксплуатация вагонов «Еж3» и «Ем-508Т» на Горьковско-Замоскворецкой линии. Для формирования поездов в депо «Сокол» поступили головные вагоны Еж3 (1973, 1974 и 1977 годов выпуска) и несколько промежуточных вагонов «Ем-508Т» из депо «Планерное» (и, возможно, из депо «Ждановское»), а также новые «Ем-508Т» с завода (почти все выпущенные для Москвы вагоны в диапазоне 6992—7091; несколько из которых поступили тогда в депо «Планерное»), часть из которых, в связи с нехваткой уже не выпускавшихся к тому времени вагонов «Еж3», была переоборудована в головные.
Вагоны, с завода в депо «Красная Пресня» и «Сокол» не поступавшие, направлялись в депо «Ждановское» и «Планерное» напрямую.
С августа 1980 года по октябрь 1983 года все они, по мере прихода новых вагонов 81-717 и 81-714, постепенно передавались в депо «Планерное». За счёт этого в конце сентября 1983 года Ждановско-Краснопресненская линия была переведена на 8-вагонные поезда, а последние вагоны из «Сокола» поступили на неё в октябре.
В настоящее время вагоны «Еж3» и «Ем-508Т» в Московском метрополитене эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии (с капитальным ремонтом на ЗРЭПС), в Харьковском метрополитене на Холодногорско-Заводской линии, в Тбилисском метрополитене на Ахметели-Варкетилской линии, где уже все вагоны прошли аналогичную московскую модернизацию, но с установкой масок головных вагонов и окраской по типу пражских 81-71М. Кроме того, вагоны «Еж3» эксплуатировались в Ташкентском метрополитене (переданы в Тбилиси и Баку в 1986—87 годах, часть исчезла в неизвестном направлении) и в Бакинском метрополитене (полностью списаны к 2009 году).
Электропоезд из вагонов Еж3 и Ем-508Т на Кольцевой линии во время парада поездов в Москве. Экстерьер и интерьер
Вагон Еж3 № 5824 в составе электропоезда на станции Фили (Москва)
- Интерьер
Кабина машиниста
Пассажирский салон вагона Еж3 в Москве после КВР
Модификации
Еж-6
Еж-6 или 81-712 — модификация Еж3 для работы на подземных линиях стратегического назначения (Д-6) без контактного рельса в составе контактно-аккумуляторных служебных поездов совместно с контактно-аккумуляторными электровозами типа Л по схеме Еж-6+1..2×Л+Еж-6. Конструктивно эти вагоны практически не отличались от Еж3.[2]
Первая партия из шести вагонов Еж-6 (номера 5580—5584, 5590) одновременно с тремя электровозами Л была изготовлена в 1973 году, вторая из четырёх вагонов Еж-6 (номера 0090—0093, единая с новой нумерацией вагонов 81-717/714) и трёх электровозов Л — уже в 1986 году после прекращения выпуска вагонов Еж3 и переход на выпуск вагонов 81-717/714, необходимость изготовления этих вагонов была обусловлена открытием новых участков в метро специального назначения и необходимостью в наличии торцевой двери в кабине головных вагонов, которая отсутствовала у 81-717. Вагоны Еж-6 и Л первой партии имели сине-зелёную окраску по аналогии с выпускаемыми в то время вагонами Еж3, а второй партии — светло-синюю окраску. Вагоны Еж-6 второй партии отличались от первой наличием трёх гофрированных полос на уровне стёкол вместо двух и установкой в салоне сидений, аналогичных сиденьям вагонов 81-717/714.[2]
Поезда из вагонов Еж-6 и Л эксплуатировались в Д-6, однако периодически заезжали на территорию обычного метрополитена для подзарядки аккумуляторов или прохождения техобслуживания. Со временем по мере обновления подвижного состава в Д-6 вагоны Еж-6 стали передаваться на Таганско-Краснопресненскую линию для обычной пассажирской эксплуатации совместно с вагонами Еж3. Четыре вагона «Еж-6» № 5581—5584 модернизированы в промежуточные на ЗРЭПС и все вагоны, кроме 5582, находятся в составе 5680-5675-5670-5694-5584—5583—5581-5681 пассажирского парка депо «Планерное», а вагон 5582 находятся в составе 5696-5582-5570-5569-5568-5567-5566-5923 пассажирского парка депо «Выхино». Вагоны Еж-6 второго выпуска в конце 2000-х — начале 2010-х годов были списаны из Д-6 и в пассажирскую эксплуатацию переданы не были: вагоны 0090 и 0091 совместно с переделанным в тепловоз вагоном 0088 находятся на консервации в депо Планерное; вагоны 0092 и 0093 некоторое время находились в депо Новогиреево и вскоре были порезаны.
ЕжТК
В 1997 году два вагона типа «Еж3» (5686 и 5983) и один вагон «Еж-6» (5582) были модернизированы на ЗРЭПС по типу «ЕжТК». Однако модернизация по такому варианту была признана слишком дорогой, в результате чего вагоны использовались как служебные, а в 2010 году приведены к общему типу модернизированных на ЗРЭПС в 2000-е годы вагонов «Еж3», «Еж-6» и «Ем-508Т» и вновь стали обслуживать пассажиров.[2]
Салон экспериментального вагона ЕжТККонтактно-аккумуляторный электровоз № 5823
Электровоз Еж3 № 5823 в депо Оболонь Киевского метрополитенаВ 1977 году вагон Еж3 с номером 5823 был выпущен как лаборатория Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ). В 1997 году он был переоборудован в контактно-аккумуляторный электровоз: была смонтирована вторая кабина управления, убраны сиденья, по бокам от центрального прохода установлены аккумуляторные батареи (по аналогии с 81-580). В оконных проёмах вместо стёкол были установлены металлические листы с вентиляционными решётками. Модернизированный вагон поступил в депо Оболонь Киевского метрополитена и получил двухцветную голубо-жёлтую окраску[3].
Вагоны, модернизированные в 81-718
В 2004 году в Харькове два вагона производства Мытищинского машиностроительного завода (№ 5714 и № 5743) прошли капитальную модернизацию по типу 81-718.1[4][5], сделавшую их совместимыми с вагонами 81-718/719, имеющими тиристорно-импульсную систему управления, с которыми и эксплуатируются в местном метрополитене. При этом кабина была также переработана в соответствии к вагонам 81-718.1, дверь находится слева по ходу движения, а не по центру.
Вагоны 81-710.1
Летом 2016 года Харьковский метрополитен в рамках программы по глубокой модернизации эксплуатируемых вагонов типа Еж3/Ем-508Т начал своими средствами модернизацию одного из пятивагонных составов Еж3, отчасти схожую c производимой Крюковским вагоностроительным заводом модернизацией вагонов Киевского метрополитена типов Е и Еж в тип Е-КМ, с продлением срока их службы на 25 лет. Для модернизации был использован состав с вагонами 5917—5634—5635—5617—5720[6]. Модернизированные вагоны получили обозначение типа 81-710.1 (81-710 является альтернативным обозначением Еж3), при этом одинаковое обозначение было дано как головным, так и промежуточным вагонам[6]. Стоимость модернизации электропоезда составила 44 миллиона гривен. Поезд получил новую схему окраса: крыша и низ лобовых и боковых стен окрашивались в белый цвет, верхняя часть боковых стен и большая часть лобовой маски — в чёрный, а нижняя половина боковых стен и декоративные полосы спереди — в тёмно-синий. В течение ближайших нескольких лет метрополитен планирует модернизировать аналогичным образом ещё 10 составов[7].
В ходе модернизации у головных вагонов была произведена замена лобовых масок кабины машиниста на новые стеклопластиковые, аналогичные устанавливаемым на вагоны Е-КМ, также схожим образом были обновлены отделка салона и кабины машиниста, включая новый пульт управления. Между вагонами были установлены резиновые ограждения типа «ёлочка» для предотвращения падения пассажиров на пути и затруднения проезда пассажиров между вагонами снаружи[7]. Также в ходе модернизации было заменено электрооборудование, однако, в отличие от вагонов типа Е-КМ, на вагоны вместо импортного асинхронного привода устанавливались обычные коллекторные тяговые электродвигатели и реостаты[8].
Салоны головных и промежуточных вагонов 81-710.1 имеют по 36 сидячих мест, однако при этом сиденья выполнены раздельными и имеют отдельные спинку и сидушку синего цвета из кожзаменителя. В тамбурных зонах оборудованы стоячие накопительные площадки, при этом в промежуточных вагонах со стороны бывших кабин машиниста над отсеками с оборудованием оборудованы столики с горизонтальными поручнями, пригодные для размещения багажа. Отделка стен и потолка белого цвета, поручни, решётки системы вентиляции и непрерывные световые линии по центру потолка конструктивно схожи с вагонами Е-КМ, но при этом пол имеет серо-синий цвет, а поручни — синий[8].
После завершения модернизации в августе 2017 года электропоезд поступил в электродепо ТЧ-1 «Московское»[6], где начал проходить обкатку. 1 сентября 2017 года состоялся запуск поезда с пассажирами на Холодногорско-Заводской линии Харьковского метрополитена, где он и эксплуатируется по настоящее время.
Экспортные модификации
Примечания
Ссылки
Метровагонмаш |
|
---|---|
ЗРЭПС | |
Вагонмаш | |
Октябрьский электровагоноремонтный завод | |
Тверской вагоностроительный завод | |
Харьковский метрополитен | |
Крюковский вагоностроительный завод | |
Тбилисский ЗРЭПС | |
Штадлер Минск | |
wikiredia.ru
Вагон метро типа «Ёж» — это… Что такое Вагон метро типа «Ёж»?
- Вагон метро типа «Ёж»
Еж, Еж1 Завод Мытищинский машиностроительный завод Заводское обозначение 81-707, 81-708, 81-710 Начало выпуска 1970 эксплуатации 1970 Тара 32 т Длина 19210 мм Ширина 2712 мм Высота 3665 мм Скорость 90 км/ч Ускорение/Замедление 1,2/1,2 м/с2 Тип тормоза электродинамический Мощность ДК-108Г, 4×68 кВт Диаметр колес 780 мм Вместимость 264 чел. Используется Московский метрополитен, Киевский метрополитен, Тбилисский метрополитен, Бакинский метрополитен, Метро-2 Ваго́ны метрополите́на ти́па Еж были созданы на основе вагонов типа Е. В обиходе данный тип вагонов часто называют «ёжиками».
Выпускались в двух модификациях: Еж (заводское обозначение 81-707, могут использоваться как головные и промежуточные), Еж1 (заводское обозначение 81-708, облегчённый вариант Еж — могут использоваться только как промежуточные, для использования в качестве головных требуют дооснащения).
История Еж и Еж1
Модель должна была стать переходной к вагонам нового типа Ж, который так и не был построен. Производилась с 1970 по 1973 год. Номера вагонов Еж и Еж1: 5101-5560.
Эксплуатация Еж и Еж1
В настоящее время эксплуатируются в Московском метрополитене на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях, Киевском метрополитене на Святошинско-Броварской линии и Харьковском метрополитене на Холодногорско-Заводской.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Вагон метро Ем
- Вагон метро Е
Смотреть что такое «Вагон метро типа «Ёж»» в других словарях:
Вагон метро типа В — У этого термина существуют и другие значения, см. Вагон метро. У этого термина существуют и другие значения, см. B. В 1, В 4 (C 1) Завод Оренштейн Коппель Начало выпуска 1927 … Википедия
Вагон метро типа Д — Тип Д 81 702 … Википедия
Вагон метро типа И — У этого термина существуют и другие значения, см. Вагон метро. Вагон метро типа И Завод Мытищинский машиностроительный завод Начало выпуска 1973 1985 эксплуатации … Википедия
Вагон метро типа Е — Тип Е 81 703 … Википедия
Вагон метро типа Ев — Ев,Ев3 Завод Мытищинский машиностроительный завод Заводское обозначение 81 707, 81 708, 81 710 Начало выпуска 1969 … Википедия
Вагон метро типа Л — Л (к/а электровоз) Завод Мытищинский машиностроительный завод … Википедия
Вагон метро типа Ем — Ем/ Ема/ Емх 81 704/ 81 705/ 81 706 Вагон Ем № 3744 первый метровагон … Википедия
Вагон метро типа Б — Б, Бм Данные по выпуску Годы постройки 1937 1939 Страна постройки … Википедия
Вагон метро типа А — Тип А/Ам … Википедия
Вагон метро типа Еж — Еж 81 707 … Википедия
Вагон метро типа Г — Г 81 701 Данные по выпуску Годы постройки 1939, 1940, 1947 1955 … Википедия
dic.academic.ru
Вагон метро типа Еж-3 Вики
Еж3 | |
---|---|
81-710 | |
Электропоезд Еж3/Ем-508Т на наземном перегоне | |
Годы постройки | 1973—1979 |
Страна постройки | СССР СССР |
Завод | Мытищинский машиностроительный завод, |
Вагонов построено | 472 |
Нумерация | 5561—5999, 9000—9049 |
Тип токосъёма | нижний боковой контактный рельс |
Род тока и напряжение | 750 В постоянного тока |
Типы вагонов | Мг (часть вагонов после модернизации — Мп) |
Число вагонов в составе | 2..8 |
Композиция состава | 2..8×Мг (Мг+0..6×Мп+Мг после модернизации) |
Полная вместимость | 264 |
Сидячих мест | 42 |
Длина вагона | 19 210 мм |
Ширина | 2700 мм |
Высота | 3695 мм |
Диаметр колёс | 780 мм |
Осевая формула | 20-20 |
Ширина колеи | 1520 мм |
Масса тары | 31,7 т |
Материал вагона | сталь |
Мощность ТЭД | 4×72 кВт |
Max. скорость | 90 км/ч |
Ускорение при пуске | 1,1 м/с2 |
Ускорение при торможении | 1,2 м/с2 |
Электрическое торможение | Реостатное |
Страны эксплуатации | СССР СССР (Россия Россия, Украина Украина, Грузия Грузия) |
Метрополитен | Московский, Харьковский, Тбилисский, Киевский (электровоз 5823) Ташкентский (1977 — 1985) Бакинский (1973 — 2009) |
Линии | Москва: 07 Таганско-Краснопресненская Харьков: Холодногорско-Заводская линия Тбилиси: Ахметели-Варкетилская линия |
Депо | Москва: ТЧ-6 «Планерное» Харьков: ТЧ-1 «Московское» Тбилиси: ТЧ-1 «Надзаладеви», ТЧ-2 «Глдани» |
Годы эксплуатации | с 1973 года |
Медиафайлы на Викискладе |
Вагоны метро типа «Еж3» были созданы на основе вагонов типа «Еж»[1], но отличались изменённой электрической схемой: ставились более мощные тяговые электродвигатели ДК-116А, применено импульсное регулирование напряжения в режиме реостатного торможения на высоких скоростях. Также более жёсткими стали сиденья (как на вагонах типа 81-717/714). Вагоны «Еж3» являются отдельным типом и не могут эксплуатироваться в одном составе с вагонами типа «Е» и «Еж». Все вагоны «Еж3» изначально укомплектованы как головные и эксплуатируются главным образом с промежуточными вагонами «Ем-508Т». Вместе с тем часть вагонов «Еж3» используются как промежуточные, в том числе пройдя модернизацию с удалением кабины.
По конструкции «Еж3» почти не отличаются от вагонов типа «Е», основные отличия — более мощные тяговые двигатели ДК-116А часовой мощностью 72 кВт (против прежней 68 кВт) и наличие в силовой цепи тиристорных регуляторов ослабления возбуждения для плавного управления током возбуждения ТЭД при торможении на высоких скоростях.
История[ | код]
Первые опытные вагоны № 5561—5573 в августе-октябре 1973 года поступили в электродепо «Красная Пресня» для работы на Краснопресненской линии, а вслед за ними в сентябре-ноябре следующего года пришли уже серийные «Еж3» (все или почти все выпущенные для Москвы вагоны с номерами 56хх) и первые «Ем-508Т» (№ 6398—6399, а также все или почти все вагоны в диапазоне 6400—6443). В свою очередь, все более старые вагоны «Еж», «Еж1», «Ем-508» и «Ем-509» (все 1972 года выпуска) были отправлены в депо «Северное» для замены вагонов типа «Д», передаваемых в депо «Измайлово» для замены списываемых там вагонов Ам и Бм.
В 1978 году начата эксплуатация вагонов «Еж3» и «Ем-508Т» на Горьковско-Замоскворецкой линии. Для формирования поездов в депо «Сокол» поступили головные вагоны Еж3 (1973, 1974 и 1977 годов выпуска) и несколько промежуточных вагонов «Ем-508Т» из депо «Планерное» (и, возможно, из депо «Ждановское»), а также новые «Ем-508Т» с завода (почти все выпущенные для Москвы вагоны в диапазоне 6992—7091; несколько из которых поступили тогда в депо «Планерное»), часть из которых, в связи с нехваткой уже не выпускавшихся к тому времени вагонов «Еж3», была переоборудована в головные.
Вагоны, с завода в депо «Красная Пресня» и «Сокол» не поступавшие, направлялись в депо «Ждановское» и «Планерное» напрямую.
С августа 1980 года по октябрь 1983 года все они, по мере прихода новых вагонов 81-717 и 81-714, постепенно передавались в депо «Планерное». За счёт этого в конце сентября 1983 года Ждановско-Краснопресненская линия была переведена на 8-вагонные поезда, а последние вагоны из «Сокола» поступили на неё в октябре.
В настоящее время вагоны «Еж3» и «Ем-508Т» в Московском метрополитене эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии (с капитальным ремонтом на ЗРЭПС), в Харьковском метрополитене на Холодногорско-Заводской линии, в Тбилисском метрополитене на Ахметели-Варкетилской линии, где уже все вагоны прошли аналогичную московскую модернизацию, но с установкой масок головных вагонов и окраской по типу пражских 81-71М. Кроме того, вагоны «Еж3» эксплуатировались в Ташкентском метрополитене (переданы в Тбилиси и Баку в 1986—87 годах, часть исчезла в неизвестном направлении) и в Бакинском метрополитене (полностью списаны к 2009 году).
Электропоезд из вагонов Еж3 и Ем-508Т на Кольцевой линии во время парада поездов в Москве. Экстерьер и интерьер
Вагон Еж3 № 5824 в составе электропоезда на станции Фили (Москва)
- Интерьер
Кабина машиниста
Пассажирский салон вагона Еж3 в Москве после КВР
Модификации[ | код]
Еж-6[ | код]
Еж-6 или 81-712 — модификация Еж3 для работы на подземных линиях стратегического назначения (Д-6) без контактного рельса в составе контактно-аккумуляторных служебных поездов совместно с контактно-аккумуляторными электровозами типа Л по схеме Еж-6+1..2×Л+Еж-6. Конструктивно эти вагоны практически не отличались от Еж3.[2]
Первая партия из шести вагонов Еж-6 (номера 5580—5584, 5590) одновременно с тремя электровозами Л была изготовлена в 1973 году, вторая из четырёх вагонов Еж-6 (номера 0090—0093, единая с новой нумерацией вагонов 81-717/714) и трёх электровозов Л — уже в 1986 году после прекращения выпуска вагонов Еж3 и переход на выпуск вагонов 81-717/714, необходимость изготовления этих вагонов была обусловлена открытием новых участков в метро специального назначения и необходимостью в наличии торцевой двери в кабине головных вагонов, которая отсутствовала у 81-717. Вагоны Еж-6 и Л первой партии имели сине-зелёную окраску по аналогии с выпускаемыми в то время вагонами Еж3, а второй партии — светло-синюю окраску. Вагоны Еж-6 второй партии отличались от первой наличием трёх гофрированных полос на уровне стёкол вместо двух и установкой в салоне сидений, аналогичных сиденьям вагонов 81-717/714.[2]
Поезда из вагонов Еж-6 и Л эксплуатировались в Д-6, однако периодически заезжали на территорию обычного метрополитена для подзарядки аккумуляторов или прохождения техобслуживания. Со временем по мере обновления подвижного состава в Д-6 вагоны Еж-6 стали передаваться на Таганско-Краснопресненскую линию для обычной пассажирской эксплуатации совместно с вагонами Еж3. Четыре вагона «Еж-6» № 5581—5584 модернизированы в промежуточные на ЗРЭПС и все вагоны, кроме 5582, находятся в составе 5680-5675-5670-5694-5584—5583—5581-5681 пассажирского парка депо «Планерное», а вагон 5582 находятся в составе 5696-5582-5570-5569-5568-5567-5566-5923 пассажирского парка депо «Выхино». Вагоны Еж-6 второго выпуска в конце 2000-х — начале 2010-х годов были списаны из Д-6 и в пассажирскую эксплуатацию переданы не были: вагоны 0090 и 0091 совместно с переделанным в тепловоз вагоном 0088 находятся на консервации в депо Планерное; вагоны 0092 и 0093 некоторое время находились в депо Новогиреево и вскоре были порезаны.
ЕжТК[ | код]
В 1997 году два вагона типа «Еж3» (5686 и 5983) и один вагон «Еж-6» (5582) были модернизированы на ЗРЭПС по типу «ЕжТК». Однако модернизация по такому варианту была признана слишком дорогой, в результате чего вагоны использовались как служебные, а в 2010 году приведены к общему типу модернизированных на ЗРЭПС в 2000-е годы вагонов «Еж3», «Еж-6» и «Ем-508Т» и вновь стали обслуживать пассажиров.[2]
Салон экспериментального вагона ЕжТККонтактно-аккумуляторный электровоз № 5823[ | код]
Электровоз Еж3 № 5823 в депо Оболонь Киевского метрополитенаВ 1977 году вагон Еж3 с номером 5823 был выпущен как лаборатория Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ). В 1997 году он был переоборудован в контактно-аккумуляторный электровоз: была смонтирована вторая кабина управления, убраны сиденья, по бокам от центрального прохода установлены аккумуляторные батареи (по аналогии с 81-580). В оконных проёмах вместо стёкол были установлены металлические листы с вентиляционными решётками. Модернизированный вагон поступил в депо Оболонь Киевского метрополитена и получил двухцветную голубо-жёлтую окраску[3].
Вагоны, модернизированные в 81-718[ | код]
В 2004 году в Харькове два вагона производства Мытищинского машиностроительного завода (№ 5714 и № 5743) прошли капитальную модернизацию по типу 81-718.1[4][5], сделавшую их совместимыми с вагонами 81-718/719, имеющими тиристорно-импульсную систему управления, с которыми и эксплуатируются в местном метрополитене. При этом кабина была также переработана в соответствии к вагонам 81-718.1, дверь находится слева по ходу движения, а не по центру.
Вагоны 81-710.1[ | код]
Летом 2016 года Харьковский метрополитен в рамках программы по глубокой модернизации эксплуатируемых вагонов типа Еж3/Ем-508Т начал своими средствами модернизацию одного из пятивагонных составов Еж3, отчасти схожую c производимой Крюковским вагоностроительным заводом модернизацией вагонов Киевского метрополитена типов Е и Еж в тип Е-КМ, с продлением срока их службы на 25 лет. Для модернизации был использован состав с вагонами 5917—5634—5635—5617—5720[6]. Модернизированные вагоны получили обозначение типа 81-710.1 (81-710 является альтернативным обозначением Еж3), при этом одинаковое обозначение было дано как головным, так и промежуточным вагонам[6]. Стоимость модернизации электропоезда составила 44 миллиона гривен. Поезд получил новую схему окраса: крыша и низ лобовых и боковых стен окрашивались в белый цвет, верхняя часть боковых стен и большая часть лобовой маски — в чёрный, а нижняя половина боковых стен и декоративные полосы спереди — в тёмно-синий. В течение ближайших нескольких лет метрополитен планирует модернизировать аналогичным образом ещё 10 составов[7].
В ходе модернизации у головных вагонов была произведена замена лобовых масок кабины машиниста на новые стеклопластиковые, аналогичные устанавливаемым на вагоны Е-КМ, также схожим образом были обновлены отделка салона и кабины машиниста, включая новый пульт управления. Между вагонами были установлены резиновые ограждения типа «ёлочка» для предотвращения падения пассажиров на пути и затруднения проезда пассажиров между вагонами снаружи[7]. Также в ходе модернизации было заменено электрооборудование, однако, в отличие от вагонов типа Е-КМ, на вагоны вместо импортного асинхронного привода устанавливались обычные коллекторные тяговые электродвигатели и реостаты[8].
Салоны головных и промежуточных вагонов 81-710.1 имеют по 36 сидячих мест, однако при этом сиденья выполнены раздельными и имеют отдельные спинку и сидушку синего цвета из кожзаменителя. В тамбурных зонах оборудованы стоячие накопительные площадки, при этом в промежуточных вагонах со стороны бывших кабин машиниста над отсеками с оборудованием оборудованы столики с горизонтальными поручнями, пригодные для размещения багажа. Отделка стен и потолка белого цвета, поручни, решётки системы вентиляции и непрерывные световые линии по центру потолка конструктивно схожи с вагонами Е-КМ, но при этом пол имеет серо-синий цвет, а поручни — синий[8].
После завершения модернизации в августе 2017 года электропоезд поступил в электродепо ТЧ-1 «Московское»[6], где начал проходить обкатку. 1 сентября 2017 года состоялся запуск поезда с пассажирами на Холодногорско-Заводской линии Харьковского метрополитена, где он и эксплуатируется по настоящее время.
Экспортные модификации[ | код]
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
Метровагонмаш |
|
---|---|
ЗРЭПС | |
Вагонмаш | |
Октябрьский электровагоноремонтный завод | |
Тверской вагоностроительный завод | |
Харьковский метрополитен | |
Крюковский вагоностроительный завод | |
Тбилисский ЗРЭПС | |
Штадлер Минск | |
ru.wikibedia.ru