Жд башмаки – Предназначение, принцип действия и виды тормозных башмаков

Предназначение, принцип действия и виды тормозных башмаков

Предназначение тормозных башмаков, — остановка и закрепление вагонов. Их используют как для остановки вагонов в нужном месте, так и закрепления вагона или группы вагонов от самопроизвольного ухода (При сильном ветре или уклоне железнодорожного пути).

Применение тормозных башмаков для остановки вагонов.

При сортировке вагонов, локомотив толкает вагон или группу вагонов, на нужный путь с «горки» или без неё. Составитель должен установить тормозные (горочные) башмаки на рельсы в том месте, где необходимо остановить состав. Иногда башмаки устанавливают неподалеку от уже стоящего на пути состава, чтобы предотвратить сильный удар автосцепками вагонов. Тормозные башмаки в таких случаях должны ставиться на оба рельса.


Применение тормозных башмаков для закрепления состава.

Помимо основной задачи, по торможению вагонов, башмаки используют для закрепления вагонов от произвольного ухода. Все вагоны, которые оставляются на железнодорожных путях без локомотива, должны быть закреплены тормозными башмаками с обеих сторон. На железнодорожных путях, которые имеют уклоны, количество тормозных башмаков для закрепления рассчитываются по специальным формулам. Эти формулы учитывают не только величину уклонов, но и возможные ветровые нагрузки.

Принцип действия тормозных (горочных) башмаков при остановке и торможении вагонов.

Колесо вагона накатывается на башмак и упирается в упор. Поступательная сила движения состава, заставляет скользить тормозной башмак по головке рельса. Сила трения гасит кинетическую (поступательную силу), и вагон останавливается.

При полной остановке движущегося состава, инерционные силы отталкивают вагон назад, и колесо съезжает с башмака.

Тормозные башмаки могут быть использованы для замедления скорости движения вагона. Для этого должны быть установлены приспособления, которые в определенном месте железнодорожного пути сбрасывают тормозной башмак с рельса, и вагон, замедленный в движении, продолжает катиться без башмака.

При проведении маневровых работ на станционных путях, тормозные башмаки используют для временного закрепления, — подклинки.  Подклинку обычно делают при остановке поезда на подъеме, чтобы избежать ухода вагонов вниз, в случае «саморасцепа» (самопроизвольного расцепления вагонов).

Виды тормозных башмаков.

Тормозные башмаки бывают несколько видов.

Наиболее распространённый стальной башмак, тип Бюссинга.

Он состоит из стальной пластины (языка) длиной 500 мм, на которой закреплен упор.

Стальная пластина такого упора может быть с односторонним свесом или двухсторонним.

Если свес только с одной стороны, то на второй стороне пластины имеется специальное приспособление, состоящее из пружины и стержня, которое позволяет тормозному башмаку обхватывать головку рельса и скользить по крестовинам стрелочных переводов.

Вес такого тормозного башмака 5-8 кг.

Литые башмаки с двумя свесами, тоже очень популярны на железнодорожных путях России так как имеют простейшую конструкцию, но при этом больше весят. Весит такой тормозной башмак порядка 16-ти килограмм.

Большой вес литого башмака это не единственный минус. У этих приспособлений острый конец (язык) который часто загибается кверху. В связи, с чем происходит сброс колеса с рельса, и башмак ломается.

На объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности, используются тормозные башмаки из латуни или алюминия. Они исключают возникновения искр при торможении вагонов.

При отсутствии маркировки (клеймения), при видимых сколах и трещинах, изогнутой подошве, расплющенном полозе, отсутствии ручки, изношенности или повреждении бортов подошвы, эксплуатация башмаков запрещена.

К работе с тормозными башмаками, допускаются только специально обученные люди,- составители поездов.

zddoc.ru

Железнодорожные башмаки (горочные, накаточные, сбрасывающие)

К отдельной категории железнодорожного оборудования относятся железнодорожные башмаки — тормозные горочные, накаточные, сбрасывающие.  Их предназначение — предотвращение самопроизвольного движения вагона (группы вагонов), подъём на рельсы сошедшего состава, предотвращение аварийных ситуаций вследствие выхода состава с путей, на которых он установлен.
Основные виды железнодорожных башмаков представлены в таблице:

Наименование башмака

Маркировка

Теоретический вес, кг

Габаритные размеры, мм

Основное предназначение

Цена, руб/шт*

Башмак тормозной горочный (стальной)

8739.00СБ

7,50

505х145х100

предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава)

1 300,00

Башмак тормозной искробезопасный (стальной, с латунным напылением)

БИ-2

7,00

505х150х96

предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

3 500,00

Башмак тормозной искробезопасный (литой, алюминивый)

БК-1А

2,00

495х145х94

2 200,00

Башмак тормозной искробезопасный (с латунной подошвой и алюминевой пяткой)

БК-1ЛА

5,00

495х145х94

предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности

договорная

Башмак тормозной искробезопасный (литой, латунный)

БК-1Л

6,00

490х150х95

4 900,00

Башмак накаточный (стальной)

«Лягушка»

213

1015х710х230

подъем (закатывание) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава.

39 000,00

Башмак накаточный (стальной, литой)

«Горбуша»

125

830х292х205, 830х241х205

52 000,00

Колесосбрасывающий башмак

КСБ-Р

57 (54)

680x210x650

принудительный сброс с рельсов подвижного состава

26 000,00

*— Цена указана минимальная и зависит от объёма заказа.

tatskom.ru

Тормозные башмаки для вагонов и другие комплектующие подвижного состава

12 лет порядочной работы. Ваше спокойствие за результат

ООО «Компания «ПромПутьСнабжение» рада предложить качественную, сертифицированную продукцию:

Башмаки:

  • Башмак тормозной горочный.
  • Башмак тормозной искробезопасный латунный БК-1Л
  • Башмак железнодорожный накаточный «горбуша».
  • Башмак накаточный стальной «лягушка».
  • Башмак накаточный титановый «лягушка».
  • Башмак тормозной с латунным напылением (искробезопасный) БИ-2.
  • Башмак тормозной алюминевый литой (искробезопасный) БК-А.
  • Башмак колесосбрасывающий КСБ-Р. На рельсы Р 65 и Р 50 для сброса направо и налево.

Покупаем неликвиды, остатки. Разберем ж/д ветку
Особые условия для стран таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и Киргизии

Ниже представлено описание некоторых видов поставляемых башмаков:

Башмак тормозной горочный.

Башмак тормозной горочный железнодорожный используется в целях предотвращения движения самопроизвольного, ж/д транспортного средства; для торможения грузовых вагонов на сортировочных горках, маневровых путях.

Башмак железнодорожный имеет стальную конструкцию и состоит из: 1 — подошва, 2 — пятка, 3 — заклепка.

Башмак тормозной нельзя ударять металлическими предметами, забивать под колесную пару кувалдой и т.п.

Башмак устанавливается на рельс под колесную пару только после полной остановки железнодорожного транспортного рельса.

 

Башмак тормозной горочный

 

Башмак тормозной искробезопасный латунный.

Башмак искробезопасный или башмак искронеобразующий применяется для предотвращения движения самопроизвольного, ж/д транспортного средства на объектах, к которым предъявляются строгие требования касающихся пожарной безопасности объекта.

Башмак искробезопасный состоит из полоза, опоры и ручки. Выполнен из светлого металла (латунь ЛК-80), тем самым не вызывает возникновения искры при контакте с рельсами и колесными парами вагона.

Цветной металл хорошо переносит статические нагрузки, но плохо — ударные нагрузки, поэтому запрещается бросать башмак с латунным напылением.

Перед установкой башмака искробезопасного необходимо произвести его визуальный осмотр на предмет появления трещин и сколов.

Габаритные размеры: 503 х 103 х 150

Масса алюминиевого — не более 3,3 кг. Латунного не более 10,5 кг.

 

Башмак тормозной искробезопасный латунный БК-Л


 

Башмак железнодорожный накаточный «горбуша».

Башмак железнодорожный накаточный «горбуша» или «горбушка» используется для закатывания (подъема) на рельсы, сошедшего подвижного состава.

Башмаки накаточные «горбуша» отлиты из стали марки СТ20Л ГОСТ 977-75.

В комплект входят два накаточных железнодорожных башмака.

Габаритные размеры: 820 х 290 х 280.

Масса 56 кг.

 

Башмак «горбуша»

 

Башмак накаточный стальной «лягушка».

Башмак накаточный стальной «лягушка» применяется для закатывания (подъема) на рельсы сошедшего ж/д состава на ж/б шпалах и деревянных шпалах.

Башмаки накаточные «лягушки» изготовлены из стали методом сварки.

В комплекте два башмака накаточных — правый и левый.

Поставляем комплекты башмаков накаточных стальных «лягушек» универсальных для рельс Р-43, Р-50 и Р-65.

Масса, 213 кг. комплект

 

Башмак накаточный стальной «лягушка»

 

Башмак накаточный титановый «лягушка».

Башмаки накаточные литые используются для установки на рельсы ж/д пути колес сошедшего ж/д состава путем перемещения его вдоль пути локомотивным составом или специальным тяговым устройством. Они используются на ж/дорожном пути с железобетонными и деревянными шпалами и рельсами типов Р65, Р43, Р75 и Р50.

 

Башмак титановый «лягушка»

 

Продвигая сошедший состав вдоль пути локомотивным составом и специальным тяговым устройством колеса вагона приближают к рельсам и накатывают на части улавливающие обоих башмаков. Двигаясь по башмакам, колеса состава приподнимаются над рельсами и, имея в качестве основной опоры низкое ребро, скатываются на головки рельс.

Основной комплект башмаков накаточных состоит из левого и правого башмаков. В своем рабочем положении каждый из башмаков имеет в качестве опоры головку рельса и 3 шпалы. На рельсах таких типов как Р50 и Р43 в промежутке между головкой рельса и башмака укладывается общий пакет прокладок. Сам корпус башмака представляет аппарель, в нижней части которой есть ребра жесткости поперечные и продольные.

Для того, чтобы направлять движения колес строго по корпусу предусмотрены низкое и высокое ребра, которые взаимодействующие с колесом. В самих отверстиях ребер обычно установлены 2 штыря подвижных, которые выдвигают сразу при процессе установки башмаков на рельс и задвигают в корпус сразу при закреплении башмаков. В пазухи рельс устанавливаются клинья, опирающиеся на выступающие штыри и также взаимодействуют с низом головки рельс, благодаря чему эти башмаки хорошо опираются на головки рельс и саму поверхность шпал. Поперечные ребра и клинья обеспечивают фиксацию башмаков на ж/дорожном пути.

При непосредственной установке на ж/д путь башмаки должны располагаться один против другого.

По сравнению со стальными накаточными башмаками, накаточные башмаки из титанового сплава отличаются:

    • уменьшенной со 150 -200 до 88 кг массой каждого башмака,
    • надежной, быстро монтируемой и демонтируемой системой закрепления на пути с деревянными и железобетонными шпалами и рельсами типов Р43, Р50, Р65 и Р75,
    • высокой коррозионной стойкостью,
    • надежностью накатывания сошедших колес на рельсы во всех климатических зонах мира,
    • повышенной безопасностью и удобством для эксплуатирующего персонала,
    • сокращением затрат труда на транспортирование башмаков, что в совокупности ускоряет проведение восстановительных работ.

Габаритные размеры, мм: 1225 x 736 х 260.

Масса одного комплекта 154 кг

Способ закрепления на ж/д пути — клиновой.

Размещение клиньев – в пазухах рельсов.

Материал, используемый в башмаках – сплав титановый марки ТЛ5.

Башмак тормозной с латунным напылением (искробезопасный) БИ-2

 

 

Башмак железнодорожный искробезопасный используют для предотвращения самопроизвольного движения транспортного средства на объектах, где предъявляются повышенные требования по пожарной безопасности. Подставляется под колесную пару для предотвращения самопроизвольного движения.
Башмак латунный БИ-2 имеет стальную конструкцию с наплавлением сверху цветного металла и состоит из:
1. – подошвы,
2. – пятки,
3. – заклепки.

 

 

Технические характеристики башмака БИ-2
Вес изделия, грамм не более: 7450 (± 100)
Длина, мм не более: 504±4
Ширина, мм не более:96±4
Высота, мм не более: 150±4

Башмак железнодорожный искробезопасный, не подлежит обязательной сертификации. Соответствует ТУ 3187-002-24016000-2006 и признан годным к эксплуатации.

Башмак тормозной алюминевый литой (искробезопасный) БК-А


В комплект поставки башмака противооткатного БК входит:
-башмак противооткатной БК, 1 шт
-паспорт БК, 1 шт

Правила эксплуатации и техническое обслуживание:
Башмак устанавливается полозом на рельс под колесо железнодорожного транспортного средства только после его полной остановки.
При эксплуатации производить осмотр башмаков противооткатных на предмет появления трещин , не реже двух раз в месяц.
К обслуживанию башмаков противооткатных разрешается допускать только обученный персонал, изучивший устройство, принцип работы и правила технического обслуживания башмака.
Учитывая, что башмаки противооткатные работают в условиях, требующих повышенную искробезопасность, замена материалов не допускается.

Сроки службы и хранения:
Предприятие изготовитель гарантирует соответствует башмака противооткатного требованиям ТУ 3185-001-14850825-2009
Гарантийный срок эксплуатации башмака противооткатного в течении 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с момента отгрузки с предприятия -изготовителя, при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.

Сведения об утилизации:
Конструкции и материалы, из которых сделан башмаки противооткатные не наносят вред окружающей природной среде и здоровью человека при их хранении, транспортировки, эксплуатации.
После окончательного износа изделие подлежит утилизации без дополнительной подготовки.
Башмак противооткатный БК ремонту не подлежит.

Если Вам необходимо более полное описание колодок, других видов башмаков, получить на них ГОСТы и задать другие технические вопросы — звоните нам.

Наши менеджеры с удовольствием помогут Вам.

Р.S.Итак, все компоненты ВСП имеют большое значение.

Поэтому большое значение придается качеству их изготовления…

И у нас Вы МОЖЕТЕ гарантировано приобрести именно качественный материалы ВСП: железнодорожный крепеж, рельсы, шпалы.

Если к башмакам и колодкам Вам нужны рельсы Р-65, рельсы Р-50, — зайдите в соответствующие разделы сайта рельсы р65, рельсы р50.

И вообще, если Вы хотите получить именно то, что заказывали, в нужном количестве и точно в срок у надежного поставщика — то звоните и заказывайте нам.

Наш принцип работы: Порядочность на первом месте!

Описание этого принципа и выгод для Вас от сотрудничества с нашей компании подробно представлено здесь в разделе о компании.

Звоните и заказывайте по указанным ниже телефонам:

Москва: 8(499)322-02-04
Казань: 8(843)212-20-29, 247-56-20
Федеральный: 8-800-500-00-51
Зеленодольск: 8(84371)5-91-02
e-mail: [email protected]
Заявки через сайт направляйте КРУГЛОСУТОЧНО.
Прямой телефон отдела контроля качества: 8(917)887-23-75.

Наши девушки ждут Вашего звонка и мы сделаем все возможное чтобы Вы остались довольны!

promputsnab.ru

Башмак тормозной: устройство и характеристика

Часто на станциях и узлах железных дорог необходимо проводить сортировку вагонов. Вагоны двигаются при помощи тепловоза или электровоза. Иногда для ускорения вагон не доводится до своего места, а толкается после отцепки. Таким образом, вагон катится самостоятельно. Чтобы он остановился там, где нужно, или же чтобы предотвратить удар в мирно стоящий состав, вагон необходимо задержать. Для этого используют тормозной башмак. На сортировочных узлах железных дорог состав и вагоны устанавливают на наклоненный участок либо толкают при помощи тепловоза. Затем вагоны отдельно или группами устанавливают на нужные пути.

Для того чтобы установить это устройство, необходимо воспользоваться специальным дополнительным приспособлением. Это так называемая вилка. С ее помощью можно максимально безопасно проводить работы по торможению тележек отцепа. Чтобы удалить башмак тормозной из-под колес, также необходима вилка.

Не следует подвергать эту деталь какому-либо механическому воздействию. Так, не рекомендуется устанавливать башмаки под колеса при помощи кувалды. При использовании специальной вилки устанавливать его нужно только тогда, когда состав или вагоны полностью остановились.

Тормозной башмак для вагона: принцип работы

Принцип работы этого приспособления заключается в замене трения качения вагона на трение скольжения. Это явление железнодорожники называют юзом.

Длина этого юза зависит от самых различных факторов. Например, от того, насколько гладкая поверхность рельса и башмака. Важна масса состава, вагона, а также нагрузки на оси вагона. Еще нужно учитывать ту скорость, с которой железнодорожный вагон входит в башмак тормозной. Сюда же относят и погодные условия.

Как установить башмак?

Для этого существует два способа. Профессиональные железнодорожники различают ручной способ и механизированный.

Когда колесная пара вагона упирается в головку башмака, а затем скользит по рельсам, то сопротивление движению возрастает. Скорость движения состава или вагона замедлятся. Здесь можно положить приспособление на рельсы руками либо с использованием вилки.

Чтобы исключить несчастные случаи, особенно при работе на больших скоростях, железнодорожники применяют механизированный башмак тормозной. Его отличие от обычного заключается в том, что монтаж и снятие осуществляется при помощи различных приспособлений с механическим или же электрическим приводом. Этот привод как бы надвигает башмак на путь, где пройдет состав. Для этого используют трос.

Торможение вагонов с централизованного поста

Это один из самых популярных способов торможения. Здесь применяются башмаки, которые могут двигаться в специальных желобах. По направляющим с помощью тросов башмак движется в обратную от движения вагона сторону. Башмак выполняет торможение колесных пар и при помощи тех же колес отводится в свое исходное положение.

Иногда такое управление механическим башмаком может осуществляться при помощи педалей.

Здесь, прежде чем начать тормозить, он автоматически выдвигается навстречу отцепу. Когда вагон наедет на педаль, то двигатель переместит башмак в ту сторону, в которую движется вагон. Скорость, с которой башмак тормозной остановит вагон, пропорциональна скорости, с которой он двигался в момент встречи.

Виды башмаков

Эти приспособления различаются по тому, как их устанавливают и снимают. Различают ручные устройства и механические.

К примеру, механические системы отличаются тем, что установка или же удаление их осуществляется только лишь с помощью специальных механизмов. Такие башмаки, в свою очередь, разделяют на врезные и неврезные.

Еще можно отметить сбрасывающий тормозной башмак. Это специальный вид устройств, которые предназначаются для того, чтобы опрокидывать состав, когда тот несанкционированно движется.

Характеристики башмаков

Башмаки для сбрасывания колес, оснащенные ручным приводом, выполняют больше предохранительную функцию. Такие устройства предназначены для принудительно сброса поездов с рельс. Они применяются там, где возможны различные аварии.

Противооткатный элемент монтируют лишь после полной остановки. Чтобы закрепление тормозными башмаками в случае торможения не вызвало искр, приспособления изготавливают из алюминиевых либо латунных сплавов.

Накаточный элемент выливается из стальных сплавов.

Башмаки бывают левые и правые.

fb.ru

Тормозной башмак — Энциклопедия нашего транспорта

Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава.

Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.

Тормозной башмак: 1 — полоз; 2— опорная колодка; 3— рукоятка

Тормозной эффект тормозного башмака основан на замене трения качения вагона (коэффициент трения 0,002) трением скольжения тормозного башмака по рельсу (коэффициент трения 0,15—0,2) и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу.

Скольжение вагона на тормозном башмаке называется юзом; его длина зависит от состояния поверхностей трения пар башмак — рельс и рельс — колесо вагона, массы вагона, его осевой нагрузки, скорости входа вагонов на башмак, погодных условий и других факторов.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки.

Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Для укладки тормозного башмака используется специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы при затормаживании любой тележки отцепа.

Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка.

При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями.

Источник:

  • «Энциклопедия железнодорожного транспорта», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995 год.

wiki.nashtransport.ru

Тормозной башмак — это… Что такое Тормозной башмак?

  • тормозной башмак — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN brake head …   Справочник технического переводчика

  • ТОРМОЗНОЙ БАШМАК — см. в ст. Башмак …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Башмак (значения) — Башмак: Башмак  вид обуви. Башмак (строительство) железная оковка, которой обиваются заостренные концы свай при забивке их в твердых или щебенистых грунтах[1]. Башмак в фототехнике  приспособление на фотоаппарате, предназначенное для… …   Википедия

  • ТОРМОЗНОЙ — ТОРМОЗНОЙ, тормозная, тормозное, и (устар.) тормозный, тормозная, тормозное (тех.). прил. к тормоз в 1 знач. Тормозные колодки. Тормозной кран. Тормозной башмак. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БАШМАК ТОРМОЗНОЙ — приспособление, применяемое при маневровом движении для уменьшения скорости передвигающихся вагонов или их остановки. Различают Б. т.: а) ручные и б) механизированные (централизованного управления и автоматические). Ручные Б. т. состоят из… …   Технический железнодорожный словарь

  • башмак для дробового бурения — тормозной подкладной башмак — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы тормозной подкладной башмак EN drag shoe …   Справочник технического переводчика

  • БАШМАК ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ — обойма, в к рую вставляется тормозная колодка, закрепляемая чекой или болтами. На паровозах, а иногда на тендерах и вагонах применяются цельнолитые тормозные колодки с проушинами, не требующие башмаков. Технический железнодорожный словарь. М.:… …   Технический железнодорожный словарь

  • БАШМАК — (1) тормозной приспособление, накладываемое на рельс для затормаживания подвижного состава; (2) полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; (3) технологический опора… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Башмак — I Башмак         в технике: полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; тормозной приспособление, накладываемое на железнодорожный рельс для затормаживания подвижного… …   Большая советская энциклопедия

  • Башмак — I Башмак         в технике: полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; тормозной приспособление, накладываемое на железнодорожный рельс для затормаживания подвижного… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

     

    Предлагаемое техническое решение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим безопасность движения в плане закрепления и торможения подвижного состава при организации маневровой работы и представляет собой тормозной башмак универсальный, состоящий из полоза со скошенным носиком и изогнутой кверху пятой, тормозного упора с ручкой, крепежных элементов для соединения полоза с тормозным упором, в котором ручка тормозного упора соединена с ним в верхней или нижней части, рабочая поверхность тормозного упора выполнена с расположенными в шахматном порядке выемками преимущественно круглой формы глубиной от 2 до 6 мм и диаметром от 5 до 24 мм с закрепленными в них антифрикционными вкладышами, полоз, рабочая поверхность которого выполнена с повышенными фрикционными свойствами, имеет продольные направляющие бортики с вырезами в передней части от 10 до 30% своей длины, причем тормозной упор по боковым сторонам имеет на всю толщину вырезы преимущественно полуовальной формы, составляющие по площади не более 25% от площади рабочей поверхности, а в нижней части, как продолжение рабочей поверхности по всей ее толщине и ширине имеет удлиненный выступ, причем нижняя наклонная плоскость выступа, вертикальная передняя плоскость упора и верхняя горизонтальная плоскость в месте переднего крепления упора к полозу, образуют нишу, соответствующую — по высоте изогнутой кверху пяте полоза,

    Предлагаемое техническое решение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим безопасность движения в плане закрепления и торможения подвижного состава при организации маневровой работы, и представляет собой тормозной башмак универсальный.

    В соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» утвержденными Приказом Минтранса России 286 от 21 декабря 2010 года с изменениями и дополнениями от 12 августа 2011 года и от 4, 13 июня 2012 года, тормозные башмаки имеют следующие функциональные назначения:

    — для закрепления от самопроизвольного ухода стоящих на станционных железнодорожных путях без локомотива составов поездов, вагонов и специального железнодорожного подвижного состава — в этом случае тормозной башмак устанавливается на рельс под колесо стоящего вагона с возможностью наката на него колеса;

    — для установки, в целях ограждения, в местах исключающих возможность ухода вагонов с сортировочных железнодорожных путей в противоположную от сортировочной горки стрелочную горловину — в этом случае тормозной башмак устанавливается на рельс с возможностью наезда на него колеса движущегося вагона;

    — для расчетливого торможения вагонов и отцепов (групп вагонов) при роспуске с сортировочных горок, обеспечивающего их безопасный подход к вагонам стоящим на путях подгорочного парка — в этом случае тормозные башмаки устанавливаются на рельс специальной вилкой непосредственно под колесо движущегося вагона.

    Для вышеуказанных целей на железнодорожном транспорте в настоящее время эксплуатируются следующие виды тормозных башмаков:

    — тормозной башмак облегченный, который применяется для закрепления составов поездов, в случаях, когда под вагоны требуется установка большого количества тормозных башмаков и доставка их к местам установки осуществляется станционными работниками вручную;

    — тормозной башмак, который применяется как для закрепления вагонов так и для ограждения стрелочных горловин подгорочных парков, где требуется по сравнению с облегченным башмаком, более надежная устойчивость башмака как отдельно стоящего на рельсе, так и при торможении движущихся вагонов;

    — тормозной башмак с антифрикционными свойствами рабочей поверхности упора, раскрытый в патенте на полезную модель РФ 87402, применяется для торможения вагонов и отцепов при роспуске с горок и обеспечивает проворот колеса на упоре и полозе, что в свою очередь позволяет исключить возможность заклинивания колеса на тормозном башмаке и повреждения поверхности катания второго колеса колесной пары от движения «юзом» (данное устройство является наиболее близким из уровня техники по технической сущности к заявляемому).

    Упомянутые известные устройства предназначены для решения узких целенаправленных задач и не обладают надлежащими свойствами, позволяющими считать их многоцелевыми (универсальными).

    Также у всех вышеуказанных аналогов имеются следующие, влияющие на срок службы и условия эксплуатации, конструктивные недостатки:

    — наличие ручки изготовленной методом литья как единое целое с упором, приводит к одновременному ее отколу в местах верхнего и нижнего соединения с ним, по причине возникновения напряжения металла в этих местах из-за больших нагрузок на упор. При этом, не смотря на то, что упор и полоз остаются исправными, тормозной башмак выводится из эксплуатации в целом и утилизируется;

    — наличие у ближайшего аналога поперечных вырезов с антифрикционными вставками приводит к тому, что при давлении колеса вагона на упор, антифрикционный материал, с учетом его более мягкой природы по сравнению с материалом корпуса башмака, выдавливается по краям вырезов и большая его часть не может использоваться по прямому назначению для смазывания рабочей поверхности упора тормозного башмака.

    — отсутствие конструктивных решений, позволяющих надежно соединять между собой два и более тормозных башмака с целью переноса их на расстояние в одной руке, что является актуальным при облегчении веса тормозных башмаков.

    Задачей предлагаемого технического решения является создание устройства, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами: универсальностью (возможностью использовать его в статическом и динамическом варианте), уменьшенным весом, устойчивостью на рельсе, способностью эффективного торможения колеса, как стоящего так и движущегося вагона, высокими антифрикционными свойствами упора башмака при взаимодействии с колесом движущегося вагона, надежностью крепления ручки к башмаку и возможностью переноса в одной руке двух и более башмаков.

    Поставленная задача решается за счет предложенного тормозного башмака железнодорожного, состоящего из полоза со скошенным носиком и изогнутой кверху пятой, тормозного упора с ручкой, крепежных элементов для соединения полоза с тормозным упором, в котором ручка тормозного упора соединена с ним в верхней или нижней части, рабочая поверхность тормозного упора выполнена с расположенными преимущественно в шахматном порядке выемками преимущественно круглой формы глубиной от 2 до 8 мм и диаметром от 5 до 24 мм с закрепленными в них антифрикционными вкладышами, полоз, нижняя рабочая поверхность которого выполнена с повышенными фрикционными свойствами, имеет продольные направляющие бортики с вырезами в передней части от 10 до 30% своей длины, причем тормозной упор по боковым сторонам имеет на всю толщину вырезы преимущественно полуовальной формы, составляющие по площади не более 25% от площади рабочей поверхности, а в нижней части, как продолжение рабочей поверхности по всей ее толщине и шири

    poleznayamodel.ru