Станции метро в Екатеринбурге > Достопримечательности Урала. Маршруты, описание, фотографии >
21.10.2015 20:47:04
По плотности пассажиропотока Екатеринбургский метрополитен занимает третье место среди российских метрополитенов. Ежедневно подземные поезда перевозят около 170 000 пассажиров. Линия метро пересекает пять из семи наиболее густонаселенных районов города с юга на север. Ее длина составляет 12,71 км, часть пути подземка проходит под городским прудом. На линии 9 станций и каждая имеет свое лицо и свою историю. Начнем с самого начала.
Необходимость строительства метрополитена в Свердловске (так с 1924 по 1991 год назывался Екатеринбург) созрела еще в 60-70-х годах XX века. В 1974 году даже была утверждена Комплексная транспортная схема Свердловска (автор – Гипрокоммундортранс). В числе прочего в этом документе говорилось о необходимости строительстве метрополитена, который по рекомендациям специалистов должен был включать три самостоятельных ветки, скрещивающихся в центральной части города. Основу этой идеальной схемы составлял треугольник, где в качестве вершин – пересадочных станций выступали «Площадь 1905 года», «Геологическая» и «Театральная».
Вся сеть метрополитена должна была состоять из 25-ти станций, с перспективой развития до 31-ой станции (40 км). Впрочем, Совет Министров СССР утвердил в качестве первой очереди свердловского метрополитена «линейный проект»: с севера на юг, от станции «Проспект космонавтов» до станции «Щорса» (нынешняя «Ботаническая»). На реализацию этого проекта потребовалось 32 года (август 1980 года – июнь 2012-го).
Первые три станции метро – «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» – были торжественно открыты 27 апреля 1991 года. Первое время там курсировали всего два поезда. Они ходили по челночной схеме: вперед и назад, без оборота. Во избежание путаницы на станциях работали световые информационные табло, сообщая на какую платформу прибывает поезд и в сторону какой станции он движется. В народе новоиспеченное метро прозвали «игрушечным» или «второй детской железной дорогой» (первая была в парке культуры и отдыха). В метро, как на экскурсию, приезжали из разных концов города, а местные мальчишки регулярно забегали сюда, чтобы покататься. Длина ветки была 3,2 км.
«Проспект Космонавтов» долгое время считался самой необычной станцией свердловского метро: стены одеты лабрадоритом и мрамором космического цвета: черным с прожилками из белого кварцита. Колонны сделаны из анодированного металла, а светильники похожи на сопла ракеты (металлические элементы изготовлены на заводе «Уралэлектротяжмаш»). Уходя с платформы, пассажиры «возвращаются на Землю» при помощи рельефной композиции с космонавтом (художник Борис Клочков, автор всех мозаик и барельефов, украшающих станцию). «Проспект Космонавтов» проектировал авторский коллектив под руководством Спартака Зиганшина. Теперь станция уже «примелькалась» и необычными считаются «Чкаловская» и «Ботаническая», кстати, их разрабатывали молодые архитекторы и Артур Зиганшин.
«Уралмаш». Изначально эту станцию планировали сооружать у главной проходной одноименного завода-гиганта. Но проект пересмотрели, и наземная часть станции разместилась в кинотеатре «Заря». До заводской проходной отсюда несколько трамвайных остановок. И все же именно «Уралмаш» читается в оформлении станции: ее свод похож на огромный винт, а путевые стены в местах встречи с потолком имеют зубчатое очертание. Очень хороши барельефы над выходом из фойе станции (скульптор Владимир Егоров), а буквы в слове «Уралмаш» вычертил будущий рок-музыкант, а на тот момент выпускник Свердловского Архитектурного Института Вячеслав Бутусов.
Станция «Машиностроителей» расположена рядом с машиностроительным заводом имени Калинина. Завод эвакуировали в Свердловск во время Великой Отечественной войны, а теперь он является одним из крупнейших предприятий города. И название, и оформление станции посвящены ЗИКу. На путевых стенах – металлические барельефы промышленной направленности, в интерьере использованы мрамор, змеевик, гранит, а разделительная полоса около края платформы выложена черным лабрадоритом.
От «Машиностроителей до «Уральской» тоннель метрополитена идет под проспектом Космонавтов. Когда-то эта дорога называлась шоссе УЗТМ, а до строительства Уралмаша это был Верхотурский тракт, связывавший Урал с Сибирью. По нему гнали на каторгу колодников, и строители Уралмаша застали на обочинах дороги могилы с покосившимися крестами: недошедших хоронили прямо здесь. Кстати, это самый длинный перегон екатеринбургского метрополитена, время в пути 3.26. Кроме того, на это отрезке пути меняется глубина метрополитена: с 6-8 метров, на которых заложены «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» до 42-х, на которых находится «Уральская».
Станция «Уральская» – самая глубокая в екатеринбургском метрополитене: 42 метра вниз под землю. Наверх эскалатор движется почти 70 секунд. По замыслу создателей метро «Уральская» – визитная карточка города. На ее оформление не пожалели ни камня, ни металла, чтобы продемонстрировать богатство наших недр и мастерство умельцев. Авторы проекта стремились реализовать идею уральского завода, с его надежностью и основательностью. Отсюда массивные опоры и кованые люстры (разработка Виктора Кощеева, реализация – завод «Три тройки»). Планировалось поставить на «Уральской» скульптуру Василия Татищева, но этот проект не состоялся из-за смерти автора эскизного проекта Владимира Егорова.
«Уральская» (она же «Вокзальная», она же «Свердловская») была открыта второй по счету, через полтора года после пуска «игрушечного метрополитена». Однако начиналось свердловское метро с нее. Недалеко от входа на станцию на невысоком постаменте лежит плита, которая указывает, что здесь в августе 1980 года экскаваторщик Николай Савкин вынул первый ковш земли для строительства ствола шахты будущего метро.
Задача интерьеров станции «Динамо» – «показывать значение спорта и физической гармонии в жизни человека» (так писали в газетах). Стены и пол здесь облицованы гранитом и мрамором, в конце платформы вариация на тему древнегреческого «Дискобола». Интересно, что оригинал – творение мастера Мирона – до нас не дошел (не до уральцев, а до людей мира), сохранились лишь несколько мраморных римских копий. Впереди самый сложный в техническом плане перегон Екатеринбургского метрополитена.
Часть пути в площади 1905 года проходит под городским прудом. Строители рассматривали три варианта: пересечь пруд метромостом, построить тоннель на дне или проложить его глубоко под землей, ниже уровня воды. Остановились на последнем варианте. Проходчики, работавшие на строительстве этого перегона, больше походили на водолазов. Они работали в прорезиненных робах и в постоянном контакте с водой: она то сочилась, то «била» из трещин внушительными фонтанами. Между тем под водой нужно было пройти 1000 м (два тоннеля по 500 м). Сначала проходчики одолевали в сутки всего 30-40 см. Потом – по метру. Рекордным стал январь 1988 года: за месяц удалось пройти целых 45 м. Много проблем было и с гидроизоляцией станции: однажды ее затопило, и все работы пришлось прекратить. Специалисты предложили для усиления гидроизоляции на каркасы из арматуры приваривать стальные листы толщиной 10 мм (1 см!).
Станция «Площадь 1905 года» была открыта в 1994 году. Свердловск уже переименовали в Екатеринбург, памятник Свердлову облили красной краской, под табличками с названиями улиц писали их старые имена: Вознесенская (Карла Либкнехта), Златоустовская (Розы Люксембург), Крестовоздвиженская (Карла Маркса), Тихвинская (Хохрякова), Успенская (Вайнера). Но станцию метро «Площадь 1905 года» открыли такой, какой она была запланирована во времена, когда революцию называли Великой. Перед архитекторами, которые работали над оформлением станции, стояла задача создать своеобразный подземный мемориал, «выразить тему подвига рабочих и подчеркнуть жизнеутверждающий стиль революции». 14 октября 1905 года екатеринбургские железнодорожники, а также рабочие ВИЗа, завода Ятеса и Злоказовской фабрики примкнули к Всероссийской политической стачке. Благодарственный молебен, который организовали городские власти в честь выхода манифеста Николая II «К русскому народу», превратился в революционный митинг. Закончилось все трагически: два человека были смертельно ранены, еще 14 человек серьезно пострадали, а Якову Свердлову товарищи помогли скрыться. Напомнить об этой и других страницах пролетарской борьбы архитекторы решили обилием красного гранита. Впрочем, трактовать цвет каждый волен по-своему.
Станция «Геологическая» была открыта в самом конце 2002 года. Это первый долгострой екатеринбургского метрополитена. Путь от станции «Площадь 1905 года» до «Геологической» пришелся на 90-е годы XX века. Постоянные проблемы с финансированием строительства, огромные долги по зарплате, громкие лозунги и невыполненные обещания. Однажды, чтобы получить свои деньги (долг по зарплате был около полугода), метростроевцы объявили сидячую забастовку и полмесяца провели под землей. И вот представьте: разгар забастовки, страсти накалены до предела, у «официальных лиц» решить проблему не получается, а забастовщиков показывают уже по всем центральным каналам. Власть близка к истерике, и тут, на «белом коне», то есть с мешком наличных денег, под землю спускаются люди от ОПС «Уралмаш» (в тот момент аббревиатура ОПС трактовалось как «общественно-политический союз», но горожане еще хорошо помнили первоначальную расшифровку «организованное преступное сообщество»). Как бы то ни было, метростроевцы начинают получать зарплату, ситуация выходит из пике.
«Геологическая» украшена рядом панно из уральского камня (исполнитель – завод «Уральские самоцветы»). Панно имитируют срез земной коры и символизируют богатство уральских недр. К счастью, их изготовление было оплачено заранее, до начала глубокого финансового кризиса, в противном случае, пришлось бы открывать станцию с голыми стенами. Панно выполнены в технике флорентийской мозаики, которая считается царицей мозаичного искусства – она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, пятен и штрихов. Каждый элемент композиции выпиливают из тонких пластинок разного размера (обычная же мозаика сделана из одинаковых кусочков). Зародилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения, но и в Италии, и во Флоренции использовали в основном мрамор, который подкрашивали, чтобы добиться цветового разнообразия. Уральский камень в этом отношении богаче, и наши мастера используют только натуральный цвет.
Когда (если) у Екатеринбургского метро будет несколько веток, «Геологическая» станет пересадочной станцией. Лестницы, уходящие из фойе станции вниз, для этого и предусмотрены: они ведут на нижнюю платформу, где возможно когда-нибудь будут останавливаться поезда других направлений.
«Бажовская» – станция-призрак. Ее предполагалось запустить сразу после «Геологической», но из-за серьезных финансовых проблем было решено пожертвовать станцией, ради скорейшей сдачи конечной станции первой линии Екатеринбургского метрополитена.
«Чкаловская» – предпоследняя на линии, но последняя по времени открытия станция Екатеринбургского метрополитена. Первые пассажиры зашли в нее в июле 2012 года. Станция посвящена беспосадочному перелету Валерия Чкалова и его команды в США через Северный полюс. Потолок «Чкаловской» похож на крыло самолета, а путевые стены стилизованы под обшивку фюзеляжа с иллюминаторами и приборной панелью. О приближении на станцию поезда сообщают вмонтированные в пол светильники, которые зажигаются как предупредительные огни на взлетно-посадочной полосе.
«Ботаническая» – конечная стация Екатеринбургского метрополитена. Находится на краю микрорайона «Ботанический», отсюда и ее название. Была открыта в 2011 году. Станция стилизована под пчелиный улей. Ячейки на потолке выполнены из алюминиевых листов медово-золотистого цвета, а стены облицованы китайским мрамором. Оказалось, что по цене везти камень из Китая дешевле чем покупать его у российских производителей.
Интересно, что почти все названия станций этой ветки метро первоначально звучали иначе: Щорса (Ботаническая) – Большаковская (Чкаловкая) – Куйбышевская (Геологическая) – Площадь 1905 года – Дзержинская (Динамо) – Свердловская (Уральская) – Калининская (Машиностроителей) – Орджоникидзевская (Уралмаш) – Проспект Космонавтов. Как видите, из проектных названий остались только два: «Площадь 1905 года» и «Проспект Космонавтов».
Сейчас информации о развитии Екатеринбургского метрополитена нет. Известно только, что в ближайшее время ждать появления в Екатеринбурге новых станций метро не стоит.
Текст: Светлана Логинова (Кулешова), частично публиковался в путеводителе «Неожиданный Екатеринбург»,
(Издательство Азимут, 2008 год)
Фото: Ольга Чиж, Лариса Позднякова, Роман Яковлев
Мы выражаем большую благодарность ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» за помощь в организации фотосъемок, которые были проведены во время работы над книгой «СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. максимальное приближение», в которой и появятся лучшие из получившихся снимков.
comments powered by HyperComments
www.aziko.ru
Метро Екатеринбурга — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Станция метро «Уралмаш»
Рекомендовать место
6
1
Станция «Уралмаш» принадлежит первой линии метрополитена Екатеринбурга, и расположена на перекрестке улицы Баумана и проспекта Космонавтов. Открытие станции состоялось в 1991 году, своим названием она обязана заводу «Уралмаш», расположенному рядом. Дизайн станции носит индустриальный характер и схож с оформлением московской станции Южная, отличие составляет только цвет мрамора, которым облицованы станции.
На станции работает два вестибюля, один из которых расположен с северо-западной стороны перекрестка и оборудован, помимо лестниц, двумя эскалаторами, а второй вестибюль встроен непосредственно в жилой дом и эскалаторов не имеет. Станция заложена на глубине около семи метров и представляет собой односводчатую конструкцию.
Станция метро «Чкаловская» (Екатеринбург)
Рекомендовать место
6
1
Чкаловская — одна из новых станций Екатеринбургского метрополитена, открытая 28 июля 2012 года. Оформление станции воплощает идею перелета Чкалова через Северный полюс в США. О Северном полюсе напоминают зеркальные колонны и сверкающая мраморная отделка потолка и стен. В потолок вмонтированы яркие светильники. Свод потолка напоминает крыло самолета, а на стенах, подобно бортовым приборам, выложены часы. Также на стенах размещены фотографии Чкалова и его команды.
Станция построена вдоль улицы 8 Марта. Выход в город осуществляется на улицу 8 Марта, на улицу Щорса и еще один выход – к Южному автовокзалу. Станция расположена рядом с остановками наземного транспорта: автобусы № 23, 50, 54, 57, трамваи № 1, 5, 9, 14, 15,27 и троллейбусы № 11, 14.
Станция метро «Проспект Космонавтов» (Екатеринбург)
Рекомендовать место
6
2
Станция построена из сборных железобетонных конструкций и оформлена в космическом стиле со сложным сочетанием цветовых контрастов. По центральной линии платформы расположены несколько круглых световых кессонов с большими люстрами внутри. Стены отделаны особым камнем, создающим эффект звездного неба. Длина платформы станции составляет 104 метра.
Выход в город осуществляется с двух сторон по лестнице. Входы-выходы со станции расположены на проспекте Космонавтов, ул. Ильича и ул. Фрезеровщиков.
Станция метро «Уральская»
Рекомендовать место
7
3
Станция «Уральская» принадлежит первой линии метрополитена Екатеринбурга и находится недалеко от городских вокзалов. Ее открытие состоялось в 1992 году. При строительстве станции было запланировано наличие двух выходных вестибюлей. Сейчас работает один вестибюль, оснащенный эскалаторами в количестве четырех устройств.
Второй вестибюль, который должен был выходить непосредственно к ж/д вокзалу, так и не был построен. Станция заложена на глубине 42 метра и имеет пилонную конструкцию. Дизайн станции достаточно оригинален — чугунные плиты поддерживают мраморные пилоны, внутри которых находится естественная скальная порода. Полированный гранит серого цвета покрывает пол, а арки украшены змеевиком.
Станция метро «Машиностроителей»
Рекомендовать место
7
Станция метрополитена «Машиностроителей» в Екатеринбурге была открыта в апреле 1991 года. Ее строительство велось около десяти лет. Название станция получила в честь расположенного поблизости Машиностроительного завода имени Калинина. Это стандартная трехпролетная станция метро колонного типа, ее глубина составляет около восьми метров. На станции действуют два эскалатора.
Оформление станции «Машиностроителей» выполнено по проекту архитектора Кудиновой. В отделке платформ используется контрастное сочетание белого коелгинского мрамора и уральского змеевика. Стены украшены металлическими барельефами, тематически связанными с машиностроительным заводом. Наиболее заметным элементом интерьера станции является оригинальная система светильников, представляющая собой сложную систему хромированных металлических трубок и матовых круглых плафонов, которая была придумана и изготовлена силами работников завода.
Станция метро «Ботаническая»
Рекомендовать место
7
2
Вестибюль станции оформлен в виде правильных шестиугольников, напоминающих пчелиные соты. Выложенный в виде сот потолок, с вмонтированными в них светильниками, создает мягкий рассеивающий свет на пассажирской платформе. Пол выложен керамогранитом, а колонны облицованы листовым металлом. Спуск к платформе осуществляется по лестнице — на станции нет ни одного эскалатора.
Рядом со станцией есть перехватывающая парковка и транспортная развязка, а также остановки наземного транспорта, осуществляющие доставку жителей в районы Вторчермет и Керамики: автобусы № 17, 57, трамваи № 5, 34 и троллейбусы № 1,6,9, 15, 20.
Станция метро «Геологическая» (Екатеринбург)
Рекомендовать место
8
3
Стены станции оформлены панно из уральских самоцветов и флорентийской мозаикой, изображающей земные недра. При входе в станцию висит памятная доска с именами знаменитых геологов Урала и России.
Рядом со станцией находятся цирк, дендрарий, горно-геологическая академия и геологический музей, а также горно-разведывательное управление Уралгеология, что и обусловило название станции. Выход в город осуществляется на улицы 8-го Марта и Куйбышева, а также к расположенному рядом цирку. Рядом со станцией находятся остановки автобусов №№ 23, 50, 54, 57 и трамваев №№ 1, 3, 5, 9, 10, 14.
Станция метро «Динамо»
Рекомендовать место
5
Станция «Динамо» принадлежит метрополитену Екатеринбурга. Недалеко от станции находится городской стадион и Дворец спорта. Начало строительства было положено в 1973 году и завершено к 1994 году. В проекте станция носила наименование «Дзержинская», но по завершению строительства была переименована.
Станция заложена на глубине 35 метров и представляет собой односводчатую конструкцию. Оформлена станция в спортивном стиле. Красный гранит покрывает пол и стены, а освещение станции относится к скрытому типу, что придает ему особую мягкость. В конце платформы выставлена копия знаменитой скульптуры «Дискобол». Вдоль стен расположены светильники в виде факелов.
www.openarium.ru
Екатеринбургский метрополитен — основные характеристики
Екатеринбургский метрополитен – сравнительно новая транспортная структура Екатеринбурга. Ее отличает большой пассажиропоток, то есть это метро достаточно многолюдно. Еще более многолюдным является Московское, Петербургское и Новосибирское метро. Метрополитен состоит из одной линии направления «Север-Юг». На ней действует 9 станций, длина платформ которых соответствует составу из 5 вагонов.
Неофициальное название метро в Екатеринбурге – «Екатеринбургский метрополитен имени Б. Н. Ельцина».
История метро
Идея постройки метрополитена в Екатеринбурге появилась еще в начале 1960-х годов. На проработку плана ушло целых 20 лет, и только в начале 80-х началось непосредственное строительство. Первой была заложена станция «Уральская». Сложный рельеф и характер застройки осложняли строительство и привели к тому, что станции оказались расположены на разной глубине под землей.
Открытие метрополитена состоялось на 4 года позже запланированного срока, что было связано с задержками работ. 27 апреля 1991 года первый поезд метро прошел по линиям Екатеринбургского метрополитена.
В 1990-е годы производилось удлинение линий метро и было добавлено 3 станции: «Динамо», «Уральская» и «Площадь 1905 года». В 2002 году появилась еще одна станция – «Геологическая», а в 2011-м – станция «Ботаническая». Самой последней была построена станция «Чкаловская», которая была открыта при непосредственном участии Дмитрия Медведева (тогда президента России), в июле 2012 года.
Характеристики метрополитена
Екатеринбургский метрополитен остается одним из самых маленьких в России. Он состоит всего из одной линии и девяти действующих станций. Таким образом, схема Екатеринбургского метро очень проста. Длина линии — всего 13,8 километров, из которых используется только 12,7 км. Расстояние между станциями в среднем составляет 1,42 км. В метро действует одно депо.
За год метрополитен пропускает через себя около 52 млн пассажиров. За сутки это число составляет 170000 в будни и 90000 – в выходные. С 1991 года пассажиропоток вырос более чем в 10 раз. Доля метро в общегородских перевозках составляет около 24 %. Количество служащих метрополитена – 1509 человек.
Четыре станции находятся на небольшой глубине под землей, остальные относятся к глубоким. Семь станций оснащены эскалаторами. Средняя скорость движения метро в Екатеринбурге – около 41 км/ч.
Общее число вагонов в поездах метрополитена – 62 штуки. Каждый состав включает в себя 4 вагона. Всего по метро курсирует 15 составов. Если ехать от начальной станции до конечной, то на поездку уйдет 19 минут. Время между поездами в наиболее загруженный период составляет 4–5 минут, в менее загруженный – 7–8 минут, а в выходные – 11 минут.
Станции метро Екатеринбурга оформлены в советском стиле, с большим количеством отделки и украшений. В тоже время, освещение в метрополитене не достаточно яркое, что связано с предпринимаемыми руководством мерами экономии.
Директором метрополитена с 1991 года по март 2011 года был Титов Иван Александрович, а с марта 2011-го — Владимир Шафрай.
Мобильная связь в метрополитене
На всех станциях метро Екатеринбурга функционируют различные операторы сотовой связи: «МТС», «МегаФон», «Билайн», «Tele2», «Мотив». С 2016 года полный набор операторов действует и на двух новых станциях: «Чкаловская» и «Ботаническая».
Предполагаемое развитие Екатеринбургского метрополитена
В будущем сеть метро предполагается расширить так, чтобы образовалась замкнутая структура в центре города в виде треугольника. Общая длина путей составит 40 км, и будет действовать примерно такое же количество станций.
Музей метрополитена
Музей, посвященный истории Екатеринбургского метрополитена, был открыт 27.04.2016 г. по случаю 25-летия со дня запуска первого электропоезда. Он расположился в Управлении Екатеринбургского метро. При открытии данного музея присутствовал мэр г. Екатеринбурга.
fb.ru
Метрополитен Екатеринбурга. Станция «Уральская» —
«Уральская» — станция Екатеринбургского метрополитена, расположенная между станциями «Машиностроителей» и «Динамо» рядом с железнодорожным вокзалом и Северным автовокзалом. Открыта 22 декабря 1992 года. Станция глубокого заложения, трехпролетная, пилонного типа, из сборного железобетона. «Уральская» — своего рода «ворота города» и характер оформления призван символизировать силу и мощь Урала. Интерьер лаконичен и строг. Архитектор: С.У. Зиганшин.
28 августа 1980 года, на площадке бывшего стадиона «Локомотив» был вынут первый ковш земли из ствола будущей форшахты станции «Уральская».
Несмотря на то, что станция открыта не в составе первого пускового участка, именно с этой станции начинается история Уральской подземки.
По финансовым и политическим причинам станцию не удалось открыть в составе пускового участка 26 апреля 1991 года.
На перроне пилоны стоят на литых чугунных плитах.
Внутри пилонов были оставлены естественные скальные породы.
Массивные каменные пилоны поддерживают тяжелые арки сводов.
Под сводом среднего зала — объемные декоративные люстры из кованого металла, изготовленные на Уральском электромеханическом заводе.
В отделке станции нашли применение в основном местные материалы. Путевые стены облицованы живописным мрамором Нижне-Тагильского месторождения, пилоны — мрамором «коелга», полы выложены гранитом с включением мозаичных вставок геометрического рисунка.
Станция является самой глубокой в Екатеринбургском метрополитене.
Глубина заложения: 42 метра.
Перегон «Машиностроителей» — «Уральская» самый длинный в Екатеринбургском метрополитене (2,5 км.)
Год основания Екатеринбурга.
Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода.
Имеет один подземный вестибюль, связанный с северным торцом платформы четырьмя эскалаторами.
Также запланирован второй выход со станции, ведущий прямо в здание железнодорожного вокзала.
Ночной транспорт.
«Екатеринбургский дизайнер» — это отдельная тема для разговора ))
gelio-nsk.livejournal.com/123206.html
ural-n.ru
Чкаловская (станция метро, Екатеринбург) — это… Что такое Чкаловская (станция метро, Екатеринбург)?
Координаты: 56°48′30″ с. ш. 60°36′37″ в. д. / 56.808333° с. ш. 60.610278° в. д. (G) (O) (Я)56.808333, 60.610278
Первая линия | |
---|---|
условные обозначения |
«Чка́ловская» — 9-я станция первой линии Екатеринбургского метрополитена. Станция открыта 28 июля 2012 года на пущенном ранее (28 ноября 2011 года) участке «Геологическая» — «Ботаническая».
История строительства
- ноябрь 1992 года начало обустройства поверхностных площадок;
- декабрь 1998 года горнопроходческий комплекс «Вирт» достиг станции «Чкаловская» и был остановлен;
- июль 1999 года после очередной забастовки строителей метро, работы по сооружению станции приостановлены;
- 10 января 2003 года Главой Екатеринбурга принято решение заморозить строительство станции «Бажовская», сосредоточив все силы на строительстве «Чкаловской» и «Ботанической», однако оно вновь было практически приостановлено, работы в 2003—2006 велись крайне низкими темпами из-за отсутствия финансирования;
- июнь 2003 года началось строительство станции[2];
- октябрь 2006 года перенесены трамвайные пути на перекрёстке улиц 8 Марта и Щорса, началось сооружение наклонного эскалаторного хода станции[3];
- 13 января 2007 года смонтированы первые арки свода станции;
- сентябрь 2007 года администрация города объявила тендер на поставку эскалаторов для станции, которые будут приобретены и привезены до конца 2008 года;
- 30 мая 2008 года сбойка правого перегонного туннеля между станциями «Геологическая» — «Чкаловская»[4];
- 25 января 2008 года смонтированы первые кольца наклонного хода станции;
- 25 июля 2008 года смонтировано 20-е кольцо наклонного хода станции, всего по проекту предусмотрен монтаж 64 колец диаметром 9,5 метров;
- 25 июля 2008 года пройдено 60 метров верхнего свода станции;
- 10 декабря 2008 года пройдено 100 из 165 метров прямого свода станции, параллельно начата разработка ядра и обратного свода станции;
- 6 февраля 2009 года осталось пройти 40 из 165 метров прямого свода станции;[5]
- 20 мая 2009 года осталось пройти 15 из 165 метров прямого свода станции[6];
- 25 февраля 2010 года горнопроходческий комплекс «ВИРТ» вновь запущен для проходки 1370 м правого перегонного тоннеля (от «Ботанической» обратно в сторону «Чкаловской», проходка завершится, предварительно в течение 10 месяцев (к ноябрю 2010)[7];
- 12 марта 2010 года за 2 недели работы «ВИРТ» прошёл первые 25 метров правого перегонного тоннеля, с 15 марта работы ведутся в 2 смены[8].
- 16 июня 2010 года «ВИРТ» прошёл уже 230 метров правого перегонного тоннеля, по согласованному графику. На станции полным ходом идут монолитные работы, которые будут закончены до конца 2010 года. Конструкция вестибюля готова на 35 %.
- 21 июля 2010 года В полном объёме закончена проходка станции метро «Чкаловская». Завершается демонтаж горнопроходческих комбайнов. Произведены монтаж и бетонирование обратного свода станции.[9]
- 12 января 2011 года осталось пройти 400 метров тоннеля, проходка завершится к апрелю 2011 года, основные строительно-монтажные работы на «Чкаловской» выполнены на 96 %, уже ведутся специализированные и отделочные работы, в марте 2011 будут установлены эскалаторы[10].
- 12 марта 2011 года — горнопроходческому комплексу «WIRTH» осталось пройти 150 метров; средняя скорость проходки — 6 метров в сутки[11]. Проходка завершится в апреле 2011 года.
- 20 апреля 2011 года — состоялась сбойка, завершившая проходку правого перегонного тоннеля.[12]
- 25 мая 2011 года — закончен монтаж силовой тяговой подстанции (СТП), смонтирована часть узлов и агрегатов эскалаторных лестниц, продолжается отделка серо-голубой мраморной плиткой (Уфалейского месторождения) путевых стен, сооружение пешеходных подземных переходов. 10 июня 2011 начнется отделка вестибюля «Чкаловской», а на поверхности — работы по переносу трамвайных путей[13].
- 28 июня 2011 года — закончена прокладка рельс в правом перегонном тоннеле между станциями «Геологическая» и «Чкаловская»[14].
- 10 октября 2011 года — в условиях непоставки узлов для эскалаторов для станции «Чкаловская», решено запустить движение от «Геологической» до «Ботанической» без остановки на «Чкаловской». В этом случае длина перегона составит 4 километра 200 метров, при этом максимально разрешенная пожарными службами длина перегона без эвакуационных выходов составляет 3 километра. В связи с вышесказанным, было принято решение смонтировать в наклонном тоннеле «Чкаловской» временные лестницы и использовать их в качестве эвакуационных выходов в случае чрезвычайных ситуаций[15]. На начало октября 2011 года на «Чкаловской» выполнена реконструкция пешеходных переходов на 86 %, отделка платформенного участка — на 90 %, отделка технических помещений — на 95 %[16].
- 16 января 2012 года — три из четырёх узлов для эскалаторов станции прибыли, поставка четвёртого задерживается до конца января[17]
- 6 марта 2012 года — работы по установке всех 4 узлов для эскалаторов начнутся 27 апреля, одновременно будет закончена северная часть подземного перехода, 18 июня рассматривается как возможная дата открытия станции[18].
- 28 апреля 2012 года — вновь перекрыто движение транспорта на перекрестке улиц Щорса-8 Марта, начались работы по установке 4 узлов для эскалаторов, а также проходка последней (северной) части подземного перехода, Администрация города указывает, что «процесс должен завершиться к 28 июля, и станция „Чкаловская“ будет готова принять своих пассажиров».[19]
- 5 июня 2012 года — идет установка двух средних эскалаторных лент, которая должна завершиться к 10 июня, затем будут оборудованы две крайние эскалаторные ленты. К концу июня строители завершат монтаж подвесного потолка и облицовку одного из помещений станции гранитом. После этого останется выполнить небольшой объём отделочных работ, и станция будет готова к запуску.[20]
- 28 июля 2012 года — состоялось открытие станции «Чкаловская», в присутствии нового губернатора Евгения Куйвашева и главы Администрации города Екатеринбурга Александра Якоба. Начальник метростроя Юрий Дозорец передал ключ от станции начальнику метрополитена Владимиру Шафраю, выступил Евгений Кувайшев[21][22]
Оформление (проект станции)
Пассажирский зал
Расположен по оси улицы 8 Марта, чуть южнее дома № 158. Идея оформления — перелёт В. П. Чкалова и его команды через Северный полюс в США. Подземный вестибюль — 3-этажный односводчатый (технический «чердак», пассажирский зал, техническое «подполье»). Один ряд зеркальных колонн из нержавеющей стали по оси зала (9 штук). В подвесном (декоративном) потолке в нишах светильники, пологий свод с большим радиусом подобен крылу самолёта. На торцевой стене часы (4 штуки) в стиле бортовых приборов с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Вашингтона. Путевые стены — с радиусом, напоминают фюзеляж изнутри, 18 мая 2012 на них установлены портреты летчиков, Героев Советского Союза, Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова[23]. В темноватых стенах — ниши для рекламы в стиле иллюминаторов самолета, пол с зеркальным оттенком. Оригинальная идея станции — фонари в полу по линии безопасности, зажигающиеся «бегущей строкой» при приближении поезда. Цветовая гамма — серо-стальная и голубоватая.[24]
Часы, которые по задумке авторов должны показывать время в Ванкувере и Сан-Франциско
Часть надписи на потолке
Портреты 3-х летчиков в экипаже Чкалова
Подземные переходы
Из подземного вестибюля по эскалатору пассажиры перемещаются на север в турникетный зал (на уровне северной части дома № 158). Оттуда по подземному переходу под ул. 8 Марта, можно пройти на запад, к двум выходам перед домом № 158, один из них со стороны ул. 8 Марта, другой — со стороны ул. Щорса, либо на восток, к двум выходам перед зданием Южного автовокзала, также один со стороны ул. 8 Марта, другой — со стороны ул. Щорса. Сдан также вестибюль в северо-западной части перекрёстка улиц, перед жилым домом по ул. 8 Марта, 150, а также в северо-восточной части перекрестка, перед зданием ГУ ЦБ РФ (ул. Щорса, 86).
Примечания
Ссылки
dal.academic.ru
Екатеринбургский метрополитен | Метропедия | FANDOM powered by Wikia
Екатеринбургский метрополитен
Эмблема постъядерного Метрополитена Схема-путеводительДата открытия
27 апреля 1991 года
Число станций
Екатеринбургский метрополитен — метрополитен, находящийся в Екатеринбурге. Основное место действия романа Андрея Гребенщикова «Ниже ада», хотя впервые был описан в сетевой публикации-приквеле «Свердловский цикл». Также частично описан в его же рассказах «Легион последней надежды» и «Спаси и сохрани» в соавторстве с Ольгой Швецовой. Построен в 1991 году. Включает в себя одну линию, 9 станций и одно депо. В мире «Метро 2033» — обитаем и насчитывает две линии с 18 станциями, однако часть из них так и не достроена.
Екатеринбургский метрополитен был открыт 26 апреля 1991 (Тестовый состав. Юридически открыт 27 апреля 1991). Всего насчитывается две линии — «Север-Юг» и «Вторая», которая на момент Катаклизма была не достроена. В проекте имелась и «Третья линия». Также имеются сведения о двух бомбоубежищах — Волгоградском и Посадском и правительственном бункере «Бета». Юг Екатеринбурга отделён от его центра и севера практически непроходимым Поясом Щорса.
В мире «Метро 2033» Екатеринбург, как и другие крупные города России подвергся атомной бомбардировке. Часть людей стала бежать к ближайшим станциям, бункерам и туннелям метрополитена, тем самым им удалось спастись.
metro.fandom.com