Александровский сад (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Филёвская линия | |
---|---|
«Александровский сад» — пересадочная станция Филёвской линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 2+40.
С 1953 по 1958 год участок «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт.
Разработчики проекта
Архитекторы
А. И. Гонцкевич, С. Сулин.
Архитекторы вестибюля
П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко.
Инженер-конструктор
В. И. Дмитриев.
Конструкция
Колонная четырёхпролётная мелкого заложения.
Построена по специальному проекту. Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона. Расположена в кривой радиусом 800 м, имеет боковые посадочные платформы. На станции три ряда колонн.
Название
Названа по расположенному у западной стены Кремля Александровскому саду.
Прежние названия
Проект переименования
«Воздвиженка» (1990).
Пересадки
Перехода на станцию «Библиотека имени Ленина» до 1937 года не было, и пересесть с Арбатского радиуса (современной Филёвской линии) на Фрунзенский (современную Сокольническую линию) и обратно можно было на станции «Охотный Ряд».
В 1937 году был организован временный переход, а в 1938 году, когда был построен участок «Александровский сад» — «Курская» и образована отдельная Арбатско-Покровская линия — постоянный переход.
В 1946 году переход на станцию «Библиотека имени Ленина» был реконструирован, а также был построен переходный мостик между двумя платформами.
В 1953 году, при постройке нового глубокого участка «Площадь Революции» — «Киевская», появился переход на станцию «Арбатская» современной Арбатско-Покровской линии.
Выход в город
- На Моховую улицу и Боровицкую площадь.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
В 1935—1946 годах вход на станцию осуществлялся через наземный вестибюль на углу Воздвиженки и Моховой улицы, общий со станцией «Библиотека имени Ленина».
В 1946 году был открыт современный наземный вестибюль, расположенный в здании Российской государственной библиотеки.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 5 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для отстоя подвижного состава, которые переходят в двухпутную ССВ с Арбатско-Покровской линией. Стрелочный перевод № 3 служит для ответвления на однопутную ССВ с Сокольнической линией.
В границы станции также входит стрелка на станции «Охотный Ряд».
Станция — конечная, оборот поездов производится по обоим путям через перекрёстный съезд. С открытием участка Филёвской линии до станции «Международная» поезда туда отправляются с 1-й (дальней) платформы, а в направлении станции «Кунцевская» — с обеих платформ. Об отправлении поезда до станции «Международная» можно узнать по указателю и объявлениям по громкоговорящей связи.
Схема путевого развития |
Строительство
Станция с боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменён: примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. Этим объясняется и кривизна посадочных платформ.
После пуска в 1953 году Арбатского радиуса глубокого заложения станция была закрыта и открылась вновь в 1958 году уже в составе Филёвской линии вместе с участком от «Киевской» до «Кутузовской».
Художественное оформление
Потолок станции поддерживают три ряда колонн, один из которых проходит между путями. Гранёные колонны боковых рядов облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Стены покрыты розовым мрамором. В отделке станционного зала использованы белый, жёлтый и серый мрамор, а также чёрная керамическая плитка. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой и зеленоватой плиткой.
В вестибюле сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».
Интересные факты
На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году.
Из-за того, что станция находится в кривой, машинист не видит поезд целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на платформе присутствует дежурный по станции, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с красным световозвращателем. Кроме того, сейчас рядом с местом остановки первого вагона установлены мониторы системы видеонаблюдения.
На станции можно наблюдать за тем, как машинисты поездов меняют расписание прохождения маршрутов. На стене в западном торце станции закреплён фанерный ящик. Перед тем как войти в кабину, машинист кладёт в него старое расписание и забирает новое.
Фотогалерея
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Станция метро «Александровский сад» — стиль ар деко
Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».
Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.
Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) — «Киевская» — это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена — важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» — параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.
Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х — 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х — «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.
Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.
Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн — по одному на платформах и еще один между путями — поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.
Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.
Архитекторы станции — А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор — В. Дмитриев.
um.mos.ru
Как добраться до Московского Кремля на метро
О том, как добраться до Кремля на метро мы кратко упоминали в статье “Особенности национальной экскурсии в Кремль”. Напоминаем, что прежде чем войти в Кремль, нужно приобрести билеты на его посещение. Ведь Кремль – это не только официальная резиденция президента, но и музей-заповедник. Если Вы не принадлежите к льготной категории граждан, то бесплатно его можно посетить единожды в году, в международный день музеев, 18 мая.
Об организованных экскурсиях по Кремлю, Оружейной палате и Алмазному фонду
мы написали отдельную статью.
Как добраться до Кремля на метро к кассам в Александровском саду
Уточним, что нам нужно добраться до Александровского сада, в нём и находятся кассы Кремля. Александровский сад растёт вдоль северо-западной стены Кремля. Южная стена Кремля протянулась вдоль Москва-реки, а у северо-восточной стены лежит Красная площадь. Для наглядности приводим вид Кремля с вертолёта. Зелень слева от Кремля – это и есть Александровский сад.
До Кремля и до Александровского сада можно легко добраться на метро. Для москвича или человека, знакомого с городом, ориентироваться в метро не составляет труда. Однако для приезжих это дело может оказаться затруднительным. Есть отдельная категория граждан, включая автора статьи, которые страдают “тяжёлой” болезнью под названием “географический кретинизм”. После неоднократных наступаний на грабли блужданий по подземельям пришёл “опыт, сын ошибок трудных”. Вооружаюсь картинками, как наглядным пособием и лечу пациентов дорого, провожу мастер-класс по обнаружению особо значимого объекта “кассы Московского Кремля”.
Московский Кремль. Какая станция метро. Как добраться до кремля
Кассы расположены в Александровском саду.
Кассы Московского Кремля в Александровском саду – это стеклянно-металлическая конструкция перед кремлёвской стеной.Ближе всего к ним находятся четыре пересадочные станции московского метро. Чтобы выйти в Александровский сад, одинаково подойдут станции Арбатская Арбатско-Покровской синей ветки № 3; Александровский сад Филёвской голубой ветки № 4; Библиотека им.Ленина красной ветки № 1 и Боровицкая серой ветки № 9. Привожу вырезку из схемы метро с пересечением всех четырех линий.
Как добраться до Кремля на метро. Станция Боровицкая
Если вам удобнее Боровицкая, поднимайтесь по указателям “Выход в город к Российской Государственной Библиотеке, на Моховую улицу”.
Улица Моховая. Её вид от выхода со станции метро “Боровицкая” и “Библиотека им. Ленина”Выйдя на улицу, поверните налево, пройдите вперёд и у памятника Ф.М.Достоевскому (слева от вас) увидите лестницу в подземный переход. На снимке дискотеку имени Леннона библиотеку имени Ленина Российскую Государственную Библиотеку не видно, зато стоящая перед ней статуя Ф.М.Достоевского находится слева, а нужный Вам спуск в подземный переход виден правее.
Подходите ближе и замечаете дорожный знак “подземный переход”.
Спустились вниз, перед вами обширный подземный вестибюль. На палатки со всякой дрянью высокохудожественными сувенирами и деликатесами не обращаем внимания.
Идём вперед и, упёршись в палатки, поворачиваем направо. Дальше надо идти по длинному подземному переходу до конца, к выходу в Александровский сад.
Как добраться до Кремля на метро. Станция Арбатская
Если Вам удобнее станция Арбатская Арбатско-Покровской линии, ориентируйтесь по указателю: “Выход в город на улицу Моховая, к Государственному Кремлёвскому дворцу. Сначала увидите вот такой указатель:
Затем такой:
На него (указатель с государственным кремлёвским дворцом) и ориентируйтесь. Поднимайтесь вверх по эскалатору
и будьте внимательны! Переход соединяет две станции – Арбатскую и Библиотеку им. Ленина. В центре тоннеля есть малозаметный коридор, ведущий направо, он обозначен стрелкой, но её легко пропустить. На снимке виден переход между станциями Арбатская и Библиотека им. Ленина. Вдалеке справа висит нужная нам стрелка.
Она же вблизи и заметно крупнее.
Повернув направо Вы увидите подтверждение того, что “вэрной дарогай идэте, тавариши”(с).
Как добраться до Кремля на метро. Станция Библиотека им. Ленина
Если идти с красной ветки, с Библиотеки им. Ленина соответственно, надо ориентироваться по указателям перехода на синюю ветку и выход в город на улицу Моховую. Вот указатель. Надписи и стрелки хотят нас запутать!
Нам нужна лестница в центре зала.
Поднимаемся по ступеням и идём по коридору. В этом коридоре проход разрешён только в одну сторону, так что толкаться со встречными Вам не придётся.
В конце коридора видим вот такую картинку.
И резко поворачиваем направо. Вот сюда, в широкий проём справа
Оказавшись в подземном вестибюле, ищите длинный тоннель. Он прямиком выведет к Александровскому саду и кассам Кремля.
Вот снимок тоннеля при выходе со станций метро Арбатская, Александровский сад и Библиотека им. Ленина. Палатки со всякой дрянью всячиной стоят на том же месте. За палаткой по правую руку вам нужно повернуть направо.
Идём дальше по подземному переходу. Здесь уже есть надпись, вселяющая надежду в скорое окончание метро-квеста.
А вот и кассы, стеклянные будки у кремлёвской стены.
Напомню, что заказать экскурсию экскурсию в Кремль, Оружейную палату и Алмазный фонд можно НЕ ТОЛЬКО в музее-заповеднике Московский Кремль. О том, какие экскурсии существуют и какую выбрать мы написали отдельную статью
Как добраться до Кремля. Путешественнику на заметку
При возможности представлю снимки указателей при выходе со станции Александровский сад. А теперь идём покупать билеты в Кремль. Процедура описана в статье “ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ В КРЕМЛЬ”.
Наши путеводители по Кремлю и другим достопримечательностям Москвы
Хотите попасть на развод караула в Кремле? Все хитрости и тонкости опубликованы в статье “КАК ПОПАСТЬ НА СУББОТНИЙ РАЗВОД ПОЧЁТНОГО КАРАУЛА В КРЕМЛЕ”.
Вы ещё не видели Москву с колокольни Иван Великий? Много потеряли. Здесь есть практические советы “КАК ПОПАСТЬ НА КОЛОКОЛЬНЮ ИВАН ВЕЛИКИЙ”.
Рядом с Кремлём находится множество памятных мест и интересных дворцов и храмов. Подробности Вы узнаете на наших пешеходных экскурсиях по Москве.
Если у вас есть желание прокатиться на речном трамвайчике (кораблике) и вы не знаете, как это сделать самостоятельно, вашему вниманию публикация “ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГУЛКЕ НА РЕЧНОМ ТРАМВАЙЧИКЕ (КОРАБЛИКЕ)”. И не забудьте, что навигация заканчивается с наступлением холодных дней. Исключившие – флотилия Рэдиссон. Благодаря ей, прогулки по Москве-реке стали возможны круглогодично!
Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье ТЕПЛОХОД RADISSON
И ещё мы вам настоятельно рекомендуем посетить парки – Коломенское и Царицыно. Как туда доехать мы подробно и иллюстративно рассказали в статьях:
До парка Коломенское и дворца Алексея Михайловича
Как добраться до парка Царицыно
Приглашаем Вас на наши экскурсии. Их темы опубликованы на странице “ЭКСКУРСИИ ПО МОСКВЕ И ПОДМОСКОВЬЮ”.
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
kraeved1147.ru
Метро Александровский сад в Москве
А
Аварийные службы
Организаций : 2
Авиакомпании
Организаций : 13
Администрации районов / округов городской власти
Организаций : 7
Администрация города / городского округа
Организаций : 7
Академии
Организаций : 21
В
Военные комиссариаты / московские отделы
Организаций : 1
Воскресные школы
Организаций : 13
Г
Гидрометеослужба
Организаций : 1
Гимназии
Организаций : 3
Городские избирательные комиссии
Организаций : 5
Городские отделения прокуратуры города
Организаций : 8
Городские службы эвакуации автомобилей
Организаций : 3
Городские, районные, арбитражные, мировые суды
Организаций : 17
Государственные архивы документов
Организаций : 6
Гранты
Организаций : 2
ГРЭС / КЭС / ТЭЦ
Организаций : 2
Д
Детские городские / частные музыкальные школы
Организаций : 9
Детские сады и ясли
Организаций : 19
Детские художественные школы искусств
Организаций : 2
Дома престарелых пенсионеров
Организаций : 1
Духовные учебные заведения
Организаций : 6
Е
Единая диспетчерская служба жкх
Организаций : 22
Ж
Животноводческие фермы, комплексы, хозяйства
Организаций : 1
Жилищные управляющие компании жкх / тсж
Организаций : 140
З
Заводы / компании нержавеющего металлопроката, стали
Организаций : 7
Заводы / компании по приёму и переработке драгоценных металлов
Организаций : 6
Заводы / компании по продаже промышленной химии и химического сырья
Организаций : 21
Заводы / компании по продаже технических газов и криогенных жидкостей
Организаций : 2
Заводы / компании по производству и продаже металлов и сплавов
Организаций : 6
Заводы / компании по производству изделий из пластмасс
Организаций : 1
Заводы / производство металлоизделий
Организаций : 3
Заводы, компании по производству и продаже угля
Организаций : 7
Здания правительства
Организаций : 68
Здания представительства субъектов РФ
Организаций : 37
И
Иконописные мастерские
Организаций : 5
Инженерные службы районов
Организаций : 1
Инспекции
Организаций : 4
Институты
Организаций : 39
К
Клубы любителей / питомники домашних животных
Организаций : 2
Колледжи
Организаций : 8
Комбинаты / компании по зернопереработке
Организаций : 1
Компании в сфере теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение
Организаций : 10
Компании по аренде / обслуживанию биотуалетов
Организаций : 1
Компании по вывозу мусора
Организаций : 4
Компании по добыче полезных ископаемых
Организаций : 13
Компании по обслуживанию систем отопления, водоснабжения, канализации
Организаций : 13
Компании по откачки септиков и выгребных ям
Организаций : 1
Компании по поверки / калибровки измерительных приборов
Организаций : 1
Компании по продаже цветного металлопроката
Организаций : 4
Компании по продаже чёрного металлопроката
Организаций : 6
Компании по сервисному обслуживанию нефтегазодобывающих компаний
Организаций : 2
Компании по строительству, очистке, ремонту нефтяного резервуара
Организаций : 1
Компании по услуге металлообработки
Организаций : 2
Компании по уходу за пожилыми людьми
Организаций : 3
Компания по продаже нефтепродуктов, ГСМ и Газа
Организаций : 31
Конструкторские бюро
Организаций : 3
Л
Лицеи
Организаций : 3
М
Магазины / заводы производители по продаже сухих строительных смесей
Организаций : 19
Многофункциональные центры «Мои документы»
Организаций : 3
Монастыри
Организаций : 14
Музыкальные консерватории
Организаций : 7
Н
Налоговые инспекции / службы
Организаций : 1
Народные дружины
Организаций : 1
Научно-исследовательские институты
Организаций : 81
Начальные / средние образовательные школы
Организаций : 37
Нефтедобывающие и газодобывающие компании
Организаций : 15
О
Общежития
Организаций : 3
Общественные организации
Организаций : 374
Общественные пункты охраны порядка
Организаций : 12
Общественные туалеты
Организаций : 24
Органы государственного контроля и надзора
Организаций : 7
Органы законодательной власти
Организаций : 10
Органы местного территориальные общественные самоуправления
Организаций : 1
Отделения полиции
Организаций : 1
Отделы ГИБДД
Организаций : 3
Отделы ОМВД / УМВД / ГУМВД / МВД
Организаций : 21
Отделы таможни / областные отделы
Организаций : 2
П
Паломнические поездки
Организаций : 12
Пенсионные фонды
Организаций : 4
Политические организации
Организаций : 17
Посольства / Консульства
Организаций : 95
Почтовые отделения
Организаций : 25
Приёмные депутатов
Организаций : 11
Приёмные уполномоченных по правам человека
Организаций : 2
Природоохранные организации
Организаций : 6
Приходы
Организаций : 2
Профессиональные лицеи
Организаций : 1
Пункты приёма
Организаций : 7
Р
Религиозные организации
Организаций : 17
С
Синагоги
Организаций : 2
Следственные отделы следственного комитета
Организаций : 5
Службы / отделения пожарной охраны
Организаций : 3
Службы / отделения скорой медицинской помощи
Организаций : 4
Службы социальной защиты населения
Организаций : 10
Службы спасения / экстренного вызова
Организаций : 1
Службы судебных приставов
Организаций : 2
Службы телефона доверия, помощь
Организаций : 1
Специализированные дома ребёнка
Организаций : 1
Т
Творческие коллективы
Организаций : 19
Троллейбусные депо / парки
Организаций : 1
У
Университеты
Организаций : 70
Управление ГО и ЧС
Организаций : 7
Управления / отделы федерального казначейства
Организаций : 4
Управления / отделы федеральной миграционной службы
Организаций : 7
Управления / отделы федеральной службы
Организаций : 67
Услуги благоустройство городских улиц
Организаций : 4
Услуги вывоза мусора и снега
Организаций : 1
Участковые пункты полиции
Организаций : 14
Училища
Организаций : 4
Ф
Фонды / отделы социального страхования
Организаций : 3
Х
Хоровые капеллы
Организаций : 2
Храмы / Соборы / Церкви
Организаций : 92
Ц
Центры / бюро проведение судебных экспертиз
Организаций : 40
Центры дошкольного подготовительного развития
Организаций : 35
Церковные лавки
Организаций : 59
Ч
Часовни
Организаций : 14
Частные детские сады
Организаций : 4
Ш
Школы-интернаты
Организаций : 3
metro.mwmoskva.ru
Александровский сад (станция метро) — это… Что такое Александровский сад (станция метро)?
Координаты: 55°45′09″ с. ш. 37°36′27″ в. д. / 55.7525° с. ш. 37.6075° в. д. (G) (O) (Я)55.7525, 37.6075
«Александровский сад» Филёвская линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 15 мая 1935 года, повторное открытие 7 ноября 1958 года |
---|---|
Прежние названия: | Улица Коминтерна, имени Коминтерна, Калининская, Воздвиженка |
Тип: | Колонная четырёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м.: | 7,4 м |
Количество платформ: | 2 |
Тип платформ: | береговые |
Форма платформ: | кривые с радиусом 750 метров |
Архитекторы: | А. И. Гонцкевич, С. Сулин |
Архитекторы вестибюлей: | П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко |
Инженеры-конструкторы: | В. И. Дмитриев |
Станцию возвело: | Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков) [1] |
Выход к улицам: | ул. Воздвиженка, Моховая ул., Боровицкая площадь |
Переходы на станции: | Библиотека им. Ленина |
Наземный транспорт: | А К, 6, 12ц; Тб 1, 2, 12, 33, 44 |
Время открытия: | 5:30 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | Билайн, МТС, МегаФон |
Код станции: | 054 |
«Александровский сад» на Викискладе |
«Алекса́ндровский сад» — конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946 года) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка»[2].
Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.
Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком[3].
Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям.
Станция в составе Филёвской линии работала в двух режимах:
- До укорачивания линии до «Кунцевской» с платформы № 2 отправлялись (весь день) поезда в сторону станции «Студенческая» (по основному направлению Филёвской линии), с платформы № 1, как правило, отправлялись поезда до станции «Международная» (с 10 сентября 2005 года), а в час пик — и в сторону станции «Студенческая»[4]. Однако до 1997 года до приказа, запрещающего следование с пассажирами по ССВ (до 1953 года были главными путями Арбатско-Покровской линии) было практикой и сквозное следование поездов с Арбатско-Покровской линии со станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» (дальше не позволяла длина состава), после чего поезд отправлялся на ночной отстой в оборотные тупики за «Киевской» или следовал в депо «Фили» (ТЧ-9).
- С 7 ноября 2008 года поезда отправляются обычно с платформы № 2 (включая почти все поезда до станции «Международная»), только в час пик задействуется платформа № 1 для поездов до станции «Кунцевская».
- С 1 февраля 2011 года с 5:45 до 11:19 и с 16:08 до 1:08 поезда до станции «Международная» отправляются с платформы № 1. С платформы № 2 с 5:45 до 1:03 поезда отправляются до станции «Кунцевская», а также с 11:19 до 16:08 до станции «Международная».
- С 26 апреля 2011 года все поезда до станции «Международная» отправляются с платформы № 1, до станции «Кунцевская» — с платформы № 2.
Обе платформы снабжены информационными табло, предупреждающими в случае, если поезда следуют до станции «Международная», в таких случаях также производится объявление по громкой связи[5].
Пути, ведущие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный ряд» Сокольнической линии.[6] Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеет место распространение слухов о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует[7].
С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров, и ведут в служебное помещение метрополитена[3].
Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич»[8].
Пересадки
Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии в восточном торце станции, там же есть совмещённый выход с этими станциями на Моховую улицу. А через эти станции можно перейти и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Прямого перехода на станцию «Боровицкая» нет[3].
Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская».
Станция в цифрах
Глубина заложения составляет 7,4 метров[9]. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток на станции составляет 38 240 человек[10].; на вход — 23 700 человек, на выход — 26 700 человек[11]. Пикет ПК2+40[12].
История
Станция в 1935 годуСогласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутный перегонный тоннель. Однако когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений. Станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и коменданта Кремля Р. А. Петерсона, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней[3][5].
Строительство самой станции началось в июле 1934 года, и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года[3].
С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции[3][8].
Старый вестибюль станции в 1935 году и расположение станции на карте городаИзначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную[5].
Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако, начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую»[3].
5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской», станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу[3].
После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года[5].
Кассовый зал наземного вестибюляВ 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой», и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад»[3].
При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный ряд» был разобран и засыпан[3].
Оформление
Вестибюль станции в здании Российской государственной библиотеки Бюст М. И. КалининаСтены станции покрыты розовым мрамором[5]. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала[9]. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».
Достопримечательности
Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля[13] и Красной площади. Кроме Кремля в непосредственной близости от выходов со станции доступны сам Александровский сад[14], в честь которого названа станция, а также Манеж и грот «Руины» в Александровском саду, построенные Осипом Бове.
В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как Могила Неизвестного Солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев[14]. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову[15].
Расписание
Схема путей станции «Александровский сад»Станция открывается на вход для пассажиров в 5:30 и закрывается в 1:00[16]. Первый поезд отправляется в направлении станции «Кунцевская» в 5:45[5], последний поезд отправляется в 1:03. Первый поезд к «Международной» отправляется в 5:45, последний поезд отправляется в 1:08.
До 2005 года на станции большую часть дня использовалась только одна (вторая) платформа, другая — по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции «Международная» обе использовались в течение всего дня[3]. После укорачивания Филёвской линии, со второй платформы поезда стали отправляться до станции «Кунцевская». С первой платформы поезда едут до «Международной» и только в часы пиковых нагрузок до «Кунцевской». Платформы снабжены информационными табло, сообщающими время прибытия поезда[17]. Но с июля 2011 года, поезда отправляются снова с двух платформ.[источник не указан 446 дней]
Перспективы
В отдалённом будущем планировалось строительство второго выхода, который будет служить также пересадкой на станцию «Боровицкая»[3]. Но от строительства прямой пересадки отказались.
Уникальность
Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым станция является уникальной.
- Единственная станция первой очереди[9] и единственная подземная станция с боковыми платформами[4]; одна из двух конечных с боковыми платформами (вторая — «Выхино»).
- Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения[18].
- Одна из двух Московских станций, на которых частично присутствует левостороннее движение (вторая «Международная»). Поезд прибывает на первый путь и сразу же со второго другой уезжает в противоположную сторону.
- Одна из двух конечных станций Московского метрополитена, которая не планировалась как конечная при строительстве (вторая — «Кунцевская» — на другом конце этой же Филёвской линии)[3].
- Одна из пяти станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок[18].
- Одна из пяти станций Московского метрополитена с криволинейной в плане платформой (другие — «Кутузовская» , «Зябликово», «Международная» и «Выставочная»[18].
- Станция, в декабре 2008 года вышедшая на первое место по продолжительности пребывания конечной (подробнее см. Список конечных станций Московского метрополитена)[18].
- Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 510 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года[19][20].
- На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году[3].
- Первая платформа имеет сленговое название «Международная платформа» — по наименованию конечной к которой следует чаще всего поезда с неё.[источник не указан 103 дня]
Интересные факты
- Из-за того что станция находится на изгибе, машинист не видит состав целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на станции присутствует дежурный, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с чёрным центром. Сейчас рядом с остановкой первого вагона установлены мониторы заднего обзора[4].
- Для попадания на платформу с пересадки нужно пройти под формально запрещающий знак
- На пути к 2 платформе связано с тем, что он обозначает эскалатор со станции Арбатская Арбатско-Покровской линии, работающего на подъём. Однако справа висит указатель «Переход на Филёвскую линию»
- К платформе 1 после открытия станции «Деловой Центр» был повешен указатель, разрешающий такое следование, и снятый с 7 января 2008 года. Тем не менее, в связи с отсутствием затруднений, следование именно на первую платформу допускается и до настоящего времени.
Примечания
Литература
- С. М. Кравец Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
- М. С. Наумов, И. А. Кусый Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с.
Ссылки
Метро Москва Архитектура |
dic.academic.ru
Александровский сад Москва
Александровский сад в Москве — это красивейший парк, расположенный в историческом центре столицы России, в Тверском районе. Он протянулся рядом с западной Кремлевской стеной на 865 метров — между площадью Революции и Кремлевской набережной, между московским Манежем и Кремлем.
На его территории находится множество исторических и культурных объектов, среди которых особо значимы памятники, посвященные ВОВ и Отечественной войне 1812 года.
Содержание:
- История
- Что посмотреть?
- Верхний сад
- Средний сад
- Как добраться?
История
Александровский сад основали в 1812 году. Но еще задолго до VIII века, здесь текла р. Неглинная. Вместе с 4-мя мостами, ранее проходящими через реку, ее берега были местом регулярного скопления людей. Здесь устраивались народные празднества и фестивали. Но со временем чистые воды Неглинной стали загрязняться, а берег зарастал.
Решением императора Александра I, ее поток был отправлен по подземной 3-хкилометровой трубе. А на образовавшейся пустой территории, по проектному плану известного архитектора Осипа Бове, разбили садовый комплекс.
Эта работа велась в составе программы по возрождению столицы после глобального пожара 1812 года, обрушившегося на Москву. Строительство Александровского сада было посвящено провозглашению победы в Отечественной войне.
В течение 4-х лет возводились сады — с 1819 по 1823 гг. Масштабным проектом руководил не один Бове, но и его последователи — Петров, Давыдов, и другие. При обустройстве сада, его территория была выровнена и покрыта дерном. По всей площади рассадили рябины, березы, липы и др. деревья.
Интересно! Старое название садов — Кремлевские. В 1856 году, после коронации императора Александра II, название сменили на Александровские.
Для оформления парадного входа выбрали торжественные ворота из чугуна, на которых и сегодня красуются изображения, посвященные великой победе в войне 1812 года, работы архитектора Евгения Паскаля.
С начала 2000-х лет в саду проводилась масштабная реконструкция, с применением современных ландшафтных дизайнерских технологий. Так, в 2012-13 годах площадь была очищена от части немолодых деревьев, вместо которых высадили около 2-х сотен новых, около 3-х тысяч кустарников, и разбит розарий с 3-мя тысячами кустов. А по периметру расставлены современные осветительные приборы.
В 2015 году, 26 тысяч квадратных метров устаревшего асфальта заменили на свежую плитку, а возле всех монументов проверили ремонтные работы.
В садах регулярно организуются и отмечаются значимые общественные события. Например, ежегодно здесь проводится церемония возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата на 9 мая и на День города.
Что посмотреть?
Парковый комплекс включает в себя Верхний, Средний и Нижний сад. Но туристическую ценность представляют только первые два.
Отрезок Нижнего сада короче других, с протяженностью всего 132 метра. Открытие прошло в 1823 году, а его территория занимает часть от Боровицкой башни до набережной Кремля. Строительство Большого Каменного моста, в конце 1930-го года, примыкающего к Нижнему саду, послужило причиной неразвитости этого участка, в частности, отсутствия аллей для прогулки.
Верхний сад
Его торжественное открытие прошло в 1821 году. Протяженность основного участка паркового ансамбля — 350 метров. Он берет начало от Площади Революции и заканчивается рядом с Троицкой башней.
Могила Неизвестного Солдата и Вечный огонь
Главную, и одную из значимых для России, достопримечательностей Александровского сада установили, в виде архитектурного мемориального комплекса, 8 мая 1967 года. Здесь покоятся останки большого числа солдат Красной Армии, принявшие участие и погибшие во время Московской битвы, в 1941 году.
На надгробной плите изображен металлический союз лавровой ветви, каски солдата и боевого знамени. Справа от этой панели проложена аллея из гранита с 12-тью блоками, внутрь которых помещены капсулы с землей. В самом сердце мемориала полыхает Вечный огонь — символ вечной памяти.
С 12 декабря 1997 года здесь можно наблюдать пост почетного караула, состоящий из солдат, служащих в Президентском полку. В день Великой Победы — 9 мая, происходит торжественное возложение венков к мемориалу.
Итальянский грот
Грот «Руины» — второе название достопримечательности, возвели в 1820 году, возле Средней Арсенальной башни, по плану известного Осипа Бове. Выглядит как широкая арка, состоящая из гранита и кирпича. Основной материал, используемый при строительстве, — это разбитые войсками Франции московские дома и каменные ядра. По центру установлены мраморные ворота с 4-мя широкими колоннами. Лестница с южной стороны грота ведет к скульптурам 2-х львов.
Романовский обелиск
Возведенный в честь 300-летней годовщины царства семьи Романовых, в 1913 году. Архитектором выступил Сергей Власьев. Расположен в центре Верхнего сада, рядом с Итальянским гротом. Представляет собой высокую 4-ехстороннюю стелу, на вершине которой находится двуглавый орел. У подножья памятника установлен лев со щитом и мечом, выбиты герб и имена членов семьи Романовых.
Комплекс фонтанов
Уникальный фонтанный ансамбль, установили в 1996 году. Он расположен рядом с Манежной площадью. Включает в себя 6-ть фонтанов, 2 из которых являются тематическими, а остальные служат дополнением к ним. Особенность фонтанов — в их украшении скульптурными композициями, работы скульптора Зураба Церетели. Здесь можно наблюдать главных героев русских сказок.
Памятники Патриарху Ермогену
Памятник поставили в 2013 году. На нем можно увидеть скульптурные рельефы: первый — момент коронации Михаила Романова, второй — момент изгнания бояр самим Патриархом Ермогеном.
Выполненный из бронзы, он установлен на пьедестал из мрамора.
Средний сад
Длина средней части Александровского сада — 382 метра. Торжественное открытие прошло в 1822 году, на промежутке между 2-мя башнями: Троицкой и Боровицкой. Здесь, также, расположены музейные кассы московского Кремля.
Кутафья башня
Старинная башня 1516 года — Кремлевская отводная башня, которая сохранилась с давних времен в единственном числе. Ее высота — 13,5 метров. Руководил строительным планом Алевиз Фрязин. В давние времена стояла в окружении рва и р. Неглинной, служила защитной крепостью при нападениях. В 1685 году на ней появился архитектурный элемент — резная корона со вставками из белого камня.
Троицкий мост
Возведен в 1516 году, вместе с Кутафьей башней, архитектором Алевизом Фрязиным. Это один из древнейших каменных московских мостов. Служит соединительным элементом Троицкой и Кутафьи башни.
Памятник Александру I
Был возведен по проекту скульптора Щербакова, а открыт 20 ноября 2014 года. На нем можно увидеть изображение императора в торжественной форме, в руках которого шпага, а под ногами — оружие врагов.
Как добраться?
Очевидные способы передвижения по Москве до Александровского сада — это на метро и автобусе. Время, затраченное на поездку, будет зависеть от удаленности начальной точки до сада и времени суток (в случае с наземным транспортом).
В «час-пик» поездка на автобусе может оказаться более продолжительной в связи с пробками на дорогах.
На метро следует доехать до одной из следующих станций: «Боровицкой», с 9 линии, «Библиотеки имени Ленина», с 1 линии, «Арбатской», с 3 линии, «Александровского сада», с 4 линии. Выходы со станций расположены вблизи с Александровским садом.
Наземные маршруты, включающие ближайшую автобусную остановку к Александровскому саду — «Метро Библиотеки имени Ленина», отправляются ежедневно под номерами: 144, К, м1, м2, м3, м6, Н1, Н2. Остановка расположена недалеко от входа через Кутафью Башню.
vac.tips
Александровский сад (станция метро) — Традиция
Coordinates: 55°45′09″N 37°36′27″E / 55.75250°N 37.60750°E / 55.75250; 37.60750
- Дата открытия::
- 15 мая 1935 года, повторное открытие 7 ноября 1958 года
- Прежние названия::
- Улица Коминтерна, имени Коминтерна, Калининская, Воздвиженка
- Тип::
- Колонная четырёхпролётная мелкого заложения
- Глубина заложения, м.::
- 7,4 м
- Количество платформ::
- 2
- Тип платформ::
- береговые
- Форма платформ::
- кривые с радиусом 750 метров
- Архитекторы::
- А. И. Гонцкевич, С. Сулин
- Архитекторы вестибюлей::
- П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко
- Инженеры-конструкторы::
- В. И. Дмитриев
- Станцию возвело::
- Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков) [1]
- Выход к улицам::
- ул. Воздвиженка, Моховая ул., Боровицкая площадь
- Переходы на станции::
- Библиотека им. Ленина
Арбатская
- Наземный транспорт::
- А К, 6, 12ц; Тб 1, 2, 12, 33, 44
- Время открытия::
- 5:30
- Время закрытия::
- 1:00
- Работающие операторы
сотовой связи:: - Билайн, МТС, МегаФон
- Код станции::
- 054
«Алекса́ндровский сад» — станция Филёвской линии московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 — «Калининская». В 1991 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».[2]
Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.
Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком.
Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям. C платформы № 2 отправляются поезда до станции «Крылатское» (по основному ходу Филёвской линии), с платформы № 1, как правило, отправляются поезда до станции «Международная», а в час пик — и до станции «Крылатское». Обе платформы снабжены информационными табло, предупреждающими в случае, если поезда следуют до станции «Международная» (при этом указатель над платформой № 2 не используется), в таких случаях также производится объявление по громкой связи.
Пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный ряд» Сокольнической линии. Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеют распространение слухи о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует.
С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако, так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена.
Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич». Однако, поскольку станция входила в первую очередь строительства Московского метрополитена, длина платформ, в принципе, позволяет использовать и восьмивагонные поезда типа Е/Еж/Ем.
Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская».
Станция в цифрах[править]
Глубина заложения составляет 7 метров. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток по вестибюлям станции составляет 5 140 чел., пересадочный на станцию «Арбатская» — 8 800 чел., на станцию «Библиотека имени Ленина» — 84 400 чел. Пикет ПК2+40.
Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутевой перегонный туннель. Однако, когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений.
Станция в 1935 годуСтроительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года.
С момента открытия в 1935 и до 1938 поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского cада» стали ходить до этой станции.
Старый вестибюль станции в 1935 году и расположение станции на карте городаИзначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. Прямой переход появился только в 1938 году.
Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней РГБ и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».
5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в РГБ был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.
После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года.
Кассовый зал наземного вестибюляВ 1990 станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 июля 1990 станция получила своё нынешнее имя «Александровский cад».
При строительстве в 1995—1996 годах Торгово-Рекреационного комплекса «Охотный Ряд» под Манежной площадью один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан.
Вестибюль станции в здании Российской государственной библиотекиСтены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».
Достопримечательности[править]
Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади. Кроме Кремля в непосредственной близости от выходов со станции доступны: сам Александровский сад, в честь которого названа станция, а также Манеж и грот «Руины» в Александровском саду, построенные Осипом Бове.
В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как могила Неизвестного солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову.
Схема путей станции «Александровский сад»Станция открывается на вход для пассажиров в 5:35. Первый поезд отправляется в направлении станции «Крылатское» в 5:44:10, последний поезд в 1:03. Первый поезд к «Международной» в 5:45, последний — в 1:05.
Платформа № 1 обслуживает поезда только до станции «Международная» в следующие промежутки времени:
- по рабочим дням: с 5:45 до 8:00, с 10:00 по 17:00 и с 20:05 до 1:05;
- по пятницам с 5:45 до 8:00, с 10:00 по 16:30 и с 19:30 до 1:05;
- по выходным дням с 5:45 до 1:05.
Расписание работы платформы № 1 располагается вблизи правой лестницы, ведущей с мостика над путями на эту платформу.
Информация приведена на начало 2007 года.
В отдалённом будущем планируется строительство второго выхода, который будет служить также пересадкой на станцию Боровицкая.
Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым станция является уникальной.
- Единственная станция первой очереди с боковыми платформами, одна из двух конечных с боковыми платформами (вторая — «Выхино»).
- Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения.
- Единственная конечная, которая не планировались как конечная при строительстве.
- Одна из четырёх станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок.
- Одна из четырёх станций Московского метрополитена, выстроенных в кривой, одна из двух станций со значительным изгибом (вторая — «Кутузовская»).
- Станция, которая выйдет в 2008 году на первое место по продолжительности пребывания конечной (подробнее см. Список конечных станций Московского метрополитена). Причём маловероятно, что в сколько-либо обозримом будущем она перестанет быть конечной. Пристроить за ней другие пути, кроме трёх уже существующих, крайне сложно, а эти пути являются продолжением имеющихся линий, так что возобновление пассажирского движения по ним приведёт к тому, что Филёвская линия, которая и так уже имеет ответвление, в свою очередь станет ответвлением Арбатско-Покровской (на Сокольническую ведёт только один путь).
- Одна из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена (вторая — «Библиотека имени Ленина», между ними и появился первый в Москве переход).
- Рекордная по длине переходов станция. Её выход в Александровский сад находится дальше от станции, чем любой другой на других станциях (если не считать мост Багратион частью станции «Деловой центр»).
- Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 585 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года.
- Станция, выход которой ближе всего к Кремлю.
- Станция, переименовывавшаяся наибольшее количество раз.
- До недавнего времени (до открытия «Делового центра») была единственной станцией, на которой одна из платформ работала по расписанию.
- На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, недавно демонтированные.
Другие интересные факты[править]
- У станции «Александровский сад» формально два вестибюля, а у станции «Библиотека имени Ленина» — ни одного (на самом деле оба являются по сути совмещёнными: наземный — для «Александровского сада» и «Арбатской», подземный — для «Александровского сада» и «Библиотеки имени Ленина»). Однако, судя по указателям на поверхности, дело обстоит с точностью до наоборот — на улице Воздвиженка, куда имеют выход оба вестибюля, около обоих стоят указатели «Станция метро Библиотека имени Ленина».
- Как отмечалось выше, колонны на станции восьмиугольные. Однако колонны, поддерживающие мостик над платформой (8-я, 9-я, 10-я, считая от восточного торца станции) являются исключением, так как усиливались дополнительно. Колонны в крайних рядах в сечении квадратные, а в среднем ряду 8-я и 10-я колонны имеют сложную форму, сочетая половины восьмиугольного и квадратного сечений.
traditio.wiki