Брантовка костромская область старые фото – ФотоГАЛЕРЕЯ — Исторический сайт «БРАНТОВКА

Солтановский храм и ДК Брантовский

Продолжаю разбирать в подробностях поездку по Костромскому Северу. В данном посте речь пойдёт об удивительном Доме Культуры, затерявшемся в глубинке Мантуровского края. Исполинские размеры деревянного здания ДК, его необычное архитектурное решение на любого произведёт неизгладимое впечатление и мы не стали исключением. Нечто подобное встретилось нам впервые и вряд ли существуют ДК из дерева круче. Кроме этого побываем в селе Солтаново, с его двухсотлетним храмом и колоритной жилой застройкой. Мимолётом заскочим в деревеньку Фатьяново, город Нею и сфотаем памятник В.И. Ленину на ж/д вокзале Николо-Полома.

Солтановская волость была известна ещё в 1617 г., когда входила в состав Унженской осады. Старинное предание утверждало, что название села Солтаново происходит от слова «соль» и что связано это было с остановкой обозов в селе, которые увозили соль, добываемую в Солигаличе. Село было расположено на торговом тракте из северных земель на Казань, проходившем через Галич и Макарьев. Первое письменное упоминание о селе встречается в дозорной книге 1617 г.: «В Солтановской волости погост, а на погосте храм жив.Троицы вверх шатром, да другой храм тёплый Пр.Богородицы древянны клёцки и всё строение мирское да на погосте двор попа Григория Фёдорова, двор попа Ивана Акимова, двор пономаря Елизарки, двор сторожа Ивашки Котова».

В 1620 г. волость была пожалована царскому окольничему Артемию Измайлову — воевода Суздальского ополчения, «великий посол в Польшу и Литву». Однако блестящая карьера Измайлова трагически оборывается в 1634 г., когда после неудачной обороны Смоленска от войск короля Владислава, Измайлов сложил голову на плахе. Земли его отходят в казну. Позже в Солтановской волости было несколько вотчин, ими владели князья Мещерские, Оболенские и дворяне Волковы.

Вотчину княгини Мещерской с селом Солтановым купила Анастасия Фёдоровна Грибоедова, мать А.С. Грибоедова. Деспотичная по натуре, она требовала безоговорочного подчинения в семье. Столь же круто действовала она и как помещица. В 1817 г. она приобрела в долг село Солтаново с 780 крепостными. Попыталась покрыть издержки на приобретение имения за счёт самих крестьян, однако установленный ею непомерно высокий оброк вызвал возмущение крепостных, а впоследствии и бунт, усмирённый при помощи воинской команды в количестве 650 солдат под командой генерала Гладкова. в 1819 г. Н.Ф. Грибоедова продала имение княгине Долгоруковой.

В 1790 г. на месте старых деревянных храмов в селе возвели кирпичную церковь Троицы. К последней четверти XIX века Солтаново становится крупным селом, основой экономического развития которого, наряду с сельским хозяйством, становятся сплав леса, гончарный промысел и шитьё одежды, преимущественно епанчей (широкая безрукавная шубейка). На просторной площади перед храмом проводились еженедельные базары, а на Троицу — ярмарки. Для приезжающих было открыто несколько постоялых домов. В 1910 — 1911 гг. в Солтанове появились земская школа и больница.

Трапезная явно построена позднее храма и колокольни.

Поскольку двери в храм закрыты, забираться внутрь пришлось через подпол, в который ведёт специальный ход.

На нижней фотографии как раз виден дверной проём на уровне цоколя под заделанным наружном входе. Понять назначение огромного пространства, стены которого выложены кирпичом не совсем удалось. Возможно, здесь находилась чья-то усыпальница. Другой вариант связан может быть с тем, что в 1908 г. в церкви на средства крестьянина Ивана Александровича Шешина под наблюдением губернского инженера Л.А. Треберта было устроено калориферное отопление.

Сохранявшийся до начала 1980-х годов золочёный иконостас в стиле барокко перевезён в храм села Хмелита Смоленской области, в музей А.С. Грибоедова.

В селе Солтанове в семье врача Богоявленского умерла бабка писателя-парфеньевца С.Н. Маркова Прасковья Михайловна Козырёва. Здесь она и похоронена. Прасковья Козырёва — коренная вологжанка, вышедшая замуж за вологодского столбового дворянина — деда писателя. Сергей Николаевич Марков — русский поэт и писатель, историк и географ, учёный-путешественник и архивист, этнограф; действительный член Географического общества СССР (1946), член Союза писателей СССР (1947).

Прогуливаясь по селу…

Едем далее…

Через дорогу от Солтаново расположена деревня Фатьяново. Единственный представляющий интерес купеческий дом, обильно украшенный резьбой.

После Фатьяново заезжаем в городское поселение с красивым названием Нея. Только вот домов здесь нет красивых.
С древних времён Нейский край был лесным, и с пуском железной дороги открывались прекрасные возможности для промышленного его освоения. В 1902 г. в здешних местах появился англичанин Оскар Стевеня, который зная, что здесь будет проложена железная дорога, в 1905-м выстроил лесопильный завод, расположившийся на берегу реки Нея. С развитием завода начинает заселяться заводская часть посёлка Нея. В конце XIX века с ростом промышленности и для надёжной транспортной связи северо-запада России и Урала, появилась необходимость строительства железной дороги Санкт-Петербург – Екатеринбург. Строительство оной началось в 1903-м и уже в 1906-м участок железной дороги Вологда-Вятка был благополучно построен. В этот период  возникает станционная часть посёлка Нея. Собственно таким своим образованием и объясняется, что в Неи нет особых достопримечательностей. Разве что это здание (в прошлом — баня).

Хотя в основе города и лежит деревня Дорофеево, упоминающаяся в 1628 г. и принадлежавшая тогда окольничему М.М. Салтыкову. Впоследствии хозяевами в разные годы являлись, как и везде по России, известные фамилии: Салтыковы, Щербатовы, Римские-Корсаковы. Быстрое развитие Неи началось с 1926 г., когда он был отнесён к категории рабочих посёлков. Статус города Нея получила лишь в 1958 году.

А теперь главное наше достижение — мы повидали и пощупали, однозначно, уникальный дом культуры в посёлке Октябрьский. Сколько путешествуем, но ничего подобного не встречали. Словами трудно передать его величие. Пусть это всего лишь и ДК, но он настолько огромен и по-своему оригинален в архитектурном исполнении, что стал целью нашего сложного и долгого пути к нему. И конечно же, оправдал все ожидания.

В 1894 г. столичная лесоторговая фирма «Брандт Э.Г. и Ко» купила 43 000 десятин здешней земли. А в 1906-м была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, купец 1-й гильдии, немец по происхождению, Эммануил Генрих Брандт в 1912 г. построил маленький лесопильный заводик, а рядом основал посёлок для рабочих. Посёлок получил название Брантовка (с 1939 г. — Октябрьский). Перед нами монументальное деревянное здание Дома Культуры посёлка Октябрьский.

Оно же — в свои лучшие годы.

С 1930 г. в Брантовке начала развиваться лесозаготовительная промышленность. Через год приступили к строительству узкоколейной железной дороги в сторону Кологрива. По узкоколейке осуществлялись перевозки леса, различных хозяйственных грузов и пассажиров. В 1939-м Брантовка получила статус посёлка городского типа и была переименована в Октябрьский.  К моменту своего закрытия в 2003-м длина Октябрьской УЖД составляла 80 км. В посёлке были построены: школа, детский сад, дом культуры, библиотека, амбулатория. На 1959 год население Брантовки составляло 5544 жителя, на 2010 — 1097 человека, сейчас — и того меньше.

Архивное фото: митинг в честь 1-го Мая. Как видно, стены ещё не были обшиты тёсом, а жизнь кипела.

А теперь зайдём внурь…

Котёл, произведённый на Чаплыгинском чугунолитейном заводе в 1964 году.

Как я уже писал в обзорном посте, внутрь ДК нас пригласили два брата, один из которых по-прежнему живёт в Брантовке, работая здесь кочегаром и сторожем по совместительству; другой живёт в Костроме и приехал навестить родню. Поговорили с ними за жизнь. Выслушали рассказы о прошлой совсем неплохой жизни посёлка в советское время. Пожаловались, что в ДК есть кино-оборудование, а вот кино-механика нет и киношку тут не крутят. Но творческая жизнь в Брантовке не затухла: до сих пор проходят концерты, танцы и другие культурные мероприятия.

Несколько архивных фото из прошлой жизни ДК с сайта Брантовка — вехи истории.

Фестивали, спектакли, танцы и многие другие культурные мероприятия проходили здесь постоянно.

В поисках информации о ДК в Октябрьском набрёл на тот факт, что данное здание строилось по типовому проекту, ибо в Поназырёво Костромской области существовал такой же огромный бревенчатый Дом Культуры (фото 1970-х).

Было в Октябрьском ещё одно монументальное здание — школа. Первая начальная школа в посёлке открылась в 1927-1928 гг. – это был период «культурной революции» и борьбы с неграмотностью в стране. В 1951-м при директоре Бочине П.Д. началось строительство нового здания школы (второе значение этой постройки — госпиталь на случай «холодной войны»). В лучшие годы в октябрьской школе обучалось более 900 учащихся, а преподавательский коллектив насчитывал 40 работников.

С началом Перестройки начинается сложное время для страны – сложное время для школы. Система канализации и отопления не ремонтируются и в 1990-е на полгода дети переезжают обучаться в здание общежития для сезонных рабочих. В конце-концов в 1995 г. в школе случился пожар, здание пришло в частичную негодность. Однако руководство района не захотело восстановить школу. Все постройки Школьного городка: кинотеатр «Орлёнок» около 100 мест, столовая, мастерские, спортзал, стадион, подсобное хозяйство, интернат – были растащены местными жителями. С 1996 г. учащиеся и учителя распологаются в здании бывшего детского сада, построенного в 1980-е годы. Несмотря на невесёлые перспективы посёлка и давно уж отжившие лучшие времена, желаем ему «не умирать» подольше.

Последним в тот день успеваем посетить посёлок при железнодорожной станции Николо-Полома, что расположен недалеко от одноимённого села. Деревня Полома известна с 1534 г., когда в составе Поломской вотчины была пожалована вел. кн. Василием Ивановичем игумену галичского Паисиева монастыря. Однако из-за быстро наступившей темноты в само село мы не успели.
Развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью и осложнившаяся к концу XIX века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке сделали необходимым строительство железной дороги от центра России на Дальний Восток. По первоначальному проекту дорога должна была пройти из Петербурга через Вологду, Солигалич, Кологрив на Вятку, но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными лесами под городом Буем, заинтересованный в продаже леса, добился изменения трассы дороги, и она пошла через Буй, Галич, Николо-Полому.

Монументальная водонапорная башня в центре главной площади, начало XX столетия.

В 1905 г. была образована ж/д станция Николо-Полома, в формах эклектики выстроено здание вокзала. В 1913 г. проводились изыскания по устройству железнодорожной ветки от Николо-Поломы через Парфеньев на Великий Устюг с целью освоения лесных массивов, но из-за войны 1914 г. проект не был реализован.

Продолжение следует…

Предыдущие части этого путешествия:
— Костромской Север
— Эпитафия Плотине
— Следуя старинным Вятским трактом

При создании поста использован материал сл.сайтов:
— Брантовка — Вехи Истории
— Александров Л.А. (учитель истории Октябрьской школы)
— Золотцев С.А. «Искатель живой воды»
— История города Неи
— Костромка
— Дорога к храму

deni-spiri.livejournal.com

Умирающий посёлок Октябрьский, ст.Брантовка — mmm2110 — Сохраненная запись в кэше

     Расскажу про место, где я родился. Находится оно в Костромской обл. и называется «пос. Октябрьский» или по-другому «ст. Брантовка».


Здание вокзала
   
    В 1894 году столичная лесоторговая фирма «Брант и Компания» купила 43 тысячи десятин здешней земли. А в 1906 году была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле немец Брант в 1912 году построил маленький лесопильный заводик, рядом основал посёлок для рабочих, занятых на лесоразработках и производстве. Посёлок получил название Брантовка.


Вид с высоты птичьего полёта, фото сделано местным парапланеристом любителем Орловым Вячеславом Васильевичем.
 

Первая школа! 

    В 1937 году на улице Советской (район Старого завода) была открыта семилетняя школа, первым директором которой стал Соколов Михаил Иванович, учителем литературы — Виноградова Александра Ивановна, математику преподавал Хохлов Серафим Васильевич. Здание школы размещалось в бывшей двухэтажной конторе управления Бранта (фото старой школы найти не удалось). В это же время через дорогу в маленьком доме были открыты первые ясли – сад. По воспоминаниям Э.Р.Горлановой и её матери, в школе были тёмные, длинные коридоры и печное отопление. Наполняемость классов была большая: 30-40 человек. 


Ясли-сад

    В 1951 году при директоре Павле Дмитриевиче Бочине началось строительство нового здания школы, прежнее здание было аварийное. Однако ото всех скрывали, что на самом деле это здание — не для школы, а для госпиталя на случай «холодной войны». 


П. Д. Бочин
   
    В 1953 году строительство было завершено, и учащиеся переехали в новое здание с печным отоплением. В новую среднюю школу требовался директор с высшим образованием, а  П. Д. Бочин  его не имел, и ему пришлось уехать из Брантовки в д. Самылово. В Октябрьскую школу направляют нового молодого директора, бывшего военного моряка, имеющего высшее математическое образование — Чижова Сергея Александровича. Вместе с ним из Костромы в посёлок приезжают первые учителя с высшим образованием: Задворнова Галина Ивановна (математик), Генриетта Николаевна (литератор), Жданова Евгения Александровна (географ), Хрящева Тамара Викторовна (математик). 


Новая школа

     50-60 годы – это расцвет посёлка: численность населения была около 5 тысяч человек. Развивается социальная инфраструктура. В школе обучалось более 900 учеников – по 2-3 параллели классов, педагогический коллектив более 40 человек. Строится интернат для детей из окрестных деревень: Поломки, Фуфаек, Ушенихи, Бренихи, Ивановского (после закрытия начальной школы).
    В 1963 году C.A.Чижова  переводят в Кострому, исполняющим обязанности директора назначается учитель литературы Кудесова Александра Александровна.


Идёт урок

Развитие промышленности.

    В этот период в поселке динамично развивалась промышленность. В 1930 г в посёлке Брантовка был организован «УЧЛЕСЗАГ», входивший в состав Нейского леспромхоза Ивановского треста «Ивдревтрест», который и положил начало образованию леспромхоза.
    В 1931 году в поселке пущен в эксплуатацию нижний склад. Возникла острая необходимость обеспечения его сырьем. Для решения этой проблемы в 1932 году начинается строительство узкоколейной железной дороги. В первый год было построено 5 км дороги. В 1933 году началась эксплуатация УЖД. Появились первые паровозы. Лесорубы любовно прозвали паровоз «соловьем». По узкоколейной магистрали стали курсировать поезда, вывозя заготовленную древесину. Древесина вывозилась на платформах в сортиментах. Техники не было, погрузка велась, как тогда говорили, — «вплечевую».

    В лесу стали появляться новые поселки: Шордик, Шордик 1, Шордик 2. Два последних поселка находились на ответвлениях УЖД, идущих от 18 км и 10 км магистрали. Позже, на месте бараков, в которых жили строители УЖД и лесозаготовители, стали появляться новые дома с большими квартирами. Поселки электрифицировались.
    В 1936 году путевая рабочая Бойцова Мария Фёдоровна была непосредственным участником строительства УЖД от п. Дегтекурка, находящегося на 8 км УЖД до 1 Шордика, находящегося на 15 км магистрали. Она рассказывает, что строительство дороги происходило в течение всего года. В зимнее время жгли костры, оттаивали почву и возили балласт для насыпки земляного полотна на лошадях. Строительные бригады строили мосты через реки Пескуш, Кусь, Шордик.
    В 1939 г. в честь 22 годовщины Октябрьской революции поселок Брантовка переименовывается в Октябрьский, мехлесопукт также стал называться Октябрьским.

    В годы Великой Отечественной Войны строительство магистрали было приостановлено, но по имеющимся магистрали, веткам и усам вывозили лес. 
В послевоенные годы строительство УЖД  продолжалось. Ветеран узкоколейки Павел Алексеевич Екимов, который начал работать на ней в 1948 году в составе поездной бригады из 3-х человек, рассказывает, что УЖД была построена до 54 квартала, ее протяженность составляла 22 км. Паровозы топились дровами длиной 0.75 м. В 1950 г. приступили к вывозке леса хлыстами. Первые составы с хлыстами вели машинисты П.А.Екимов, C.А.Белоглазов, А.К.Кокорин. Норма вывозки в то время была по 6 сцепов на паровоз, но с 1 Шордика водили и по 10 сцепов. Хлысты на сцепы грузили тракторами, лебедками Л-19, Л-20 и парокранами.

    В начале 50-х годов отстроится поселок Поломка на 24 км УЖД.

    В 1951 году протяженность УЖД составила 40 км. В это время в леспромхозе было 8 паровозов. В 1953 году объем вывозки Поломским мастерским участком составил 140 тыс. м3 древесины.

    В это время строилось много усов и веток. На строительстве усов работала Любовь Павловна Смирнова. Она рассказывает, что 3-х метровую тесанную шпалу заготовляли сами. Возили ее в вагонетке. Бригада на строительстве усов была из 5 человек. Основной инструмент — лом лапчатый, вага (
длинный шест, рычаг для поднятия тяжестей), молотки да шаблон. Их бригаду часто посылали грузить балласт для строительства магистрали. Балласт грузили и разгружали лопатами и только в 1958 году для разгрузки балласта с платформы приспособили плуг. Платформа закреплялась, а плуг тащили паровозом. 


Строительство узкоколейки

    В 1959 году Леонид Павлович Маслов работал на лебедке, на погрузке сцепов. Он грузил по 4 сцепа за смену, т.е по 72-73 кубометра! Это — полторы нормы. Поломский мастерский участок отгружал тогда 145 тыс. кубометров древесины в год.

    В 1961 году появились в леспромхозе импортные и отечественные мотовозы. Они использовались на выводке груза.

    В 1962 году леспромхоз имел 7 погрузочных кранов, 80 сцепов, 6 мотовозов и 11 паровозов. В 1965 году появились тепловозы.
В 1969 году был построен мост через реку Монза. Велась разрубка и корчевка трассы, строительство железнодорожного пути. На корчевке работал бульдозерист 
Иван Артемьевич Скрипкин. На 50 км пути произошло соединение Октябрьской и Кологривской УЖД.

    В состав Октябрьского леспромхоза вошел Аверьяновский лесопункт, ранее бывший в составе Кологривского леспромхоза. Протяженность УЖД увеличилась до 72 км. На этом строительство магистрали было закончено. К 1975 году было построено 30 км веток, 25 км усов, 16 км станционных путей. На всей эксплуатационной длине УЖД было построено 14 мостов, 56 лотков. В леспромхозе в наличии имелась следующая техника: 8 тепловозов ТУ-4, ТУ-6, ТУ-7, 5 мотовозов МД-54, сцепов — 168 шт., платформ — 57 шт., 10 пассажирских вагонов, СРП-2 — 3 шт.; 1 снегоочиститель; 8 погрузчиков марок П-19, ПЛ-2. Объемы заготовки и вывозки древесины возрастали и к 1976 г. достигли 214 тыс. м3 за год.

    В 70-е годы капитальный ремонт УЖД производился строительными колоннами в составе 10-12 человек. Средний и текущий ремонт производился силами ремонтных путевых бригад. Разрубка и корчевка трасс под ветки УЖД производилась бригадами в составе 3-х человек, входящих в распоряжение лесопунктов: Поломского и Аверьяновского. 


Состав с лесом

    В 1980 году в леспромхозе появились автомобили на вывозке древесины. Объемы вывозки по УЖД стали снижаться.
    В 1981 году началась замена рельс Р-18 на Р-24 на магистрали. Этой работой руководил мастер по содержанию пути Маслов Василий Павлович.
    В 1983 году упраздняются рабочие места обходчиков, стрелочников
    В 1987 году объем вывозки древесины по УЖД сокращается до 70 тыс. м3, в год, преимущество отдается автовывозке, объем которой достигает 77 тыс. м3 в год. 


Депо по обслуживанию ж/д транспорта
    В начале 90-х годов УЖД в общем объеме вывозки занимала 1/3 часть. К середине 90-х годов объемы производства стали резко снижаться, в 1996 году было вывезено за год 30 тыс. м3 древесины, в т.ч. тепловозами 2 тыс. м3 . В леспромхозе не хватает средств на содержание УЖД , тепловозный и вагонный парк не обновляются.
В 1997 году леспромхоз отказывается от лесфонда в Кологривском лесхозе. Ликвидируется мастерский участок Монзенский еще ранее.
     С 1998 года наметился некоторый рост производства. К этому времени эксплуатационная длина УЖД сократилась до 40 км. В наличии имеется ТУ-8 — 2 шт., ТУ-6 — 1. Помимо вывозки древесины, по УЖД осуществляются пассажирские перевозки до п. Поломка. По ускоколейке также доставляются продукты питания и товары первой необходимости.


Состав с грузовыми вагонами


Развитие и ремонт узкой колеи производился спецстройотрядами


Октябрьский леспромхоз


Жизнь на производстве идёт полным ходом


Посёлок продолжает развиваться и строиться, строят новый детский сад
  


 Идёт полным ходом строительство новой больницы


Был построен клуб для отдыха, проведения собраний и мероприятий

Наше время!

    И вот пришло наше время, пришло, можно сказать, мгновенно, — как будто ты спал и проснулся в другом измерении. Чиновникам, начальникам и управляющим предоставилась возможность всё приватизировать и продать. А это — хорошая возможность для безнаказанного воровства и обогащения. Они забыли о людях, которые всё это строили, которые тут работали и жили. 
   Возьмём, к примеру, узкоколейную дорогу. Это — 50 км рельсов, (тонны железа) которые стоят не малых денег. Почему бы не заработать? Вот и пустили слух, что пассажирские перевозки прекращаются из-за их дороговизны, продукты также возить не будут. И люди, которые жили в лесном посёлке Поломка, испугались, спешно стали собирать и вывозить всё нажитое имущество. Никто жителям Поломки не подсказал, что местные власти должны предоставить им жильё. Они покупали его сами на свои накопленные годами средства. Это было уже в двухтысячные годы. Люди страдали, каждый испытывал стресс, были и те, кто всего этого не пережил. В итоге посёлок Поломка опустел, там стоят новые дома, но не осталось жителей.


Тут совсем недавно была узкоколейка

    Пострадал и весь леспромхоз. Его несколько раз перепродавали в целях обогащения, в целях набивания своих кошельков. А людей никто не спрашивал — они были всего лишь рабочей силой, как им жить дальше — никого не волновало!


Бывший хлебозавод


Здание, в котором производили переработку древесины


Развалившаяся пожарная часть.


Бывшее депо по обслуживанию ж/д транспорта


А тут даже зимой по узкоколейной железной дороге осуществлялась перевозка леса и людей

Брантовка умирает! 
   

     Сегодня, в посёлке живёт 1242 человека, из них 330 пенсионеров, 235 семей с детьми несовершеннолетнего возраста. Возможно, вы спросите, за счёт чего люди там выживают, я отвечу. В посёлке имеется купленная москвичами организация по переработке леса ЗАО «ЗИЛ ЛЕС» которая работает на грани банкротства. На данном предприятии работает около 200-250 чел. Также имеются 10 торговых организаций которые предоставляют работу 40 чел. Существует мелкая фирма по лесозаготовке, в которой правда работает около 10 чел. Да, чуть было не забыл про больницу, Когда-то в ней лечился весь посёлок, был свой роддом, оказывалось полнейшее медицинское обслуживание. Но ее перевели на местное финансирование, а у муниципалитета нет денег, и больницу переквалифицировали в центр временного содержания людей пенсионного возраста. И за медицинскими услугами населению пришлось ездить в районный центр, который находится казалось бы недалеко, в 25км от посёлка, но добраться туда не так просто, так как  ходит туда только ж/д транспорт в 5 утра и в 11 дня (((.

   Площадь пос. Октябрьский равна 588 гектаров, не малая! Вот и разваливается когда-то цветущий посёлок. В душе теплится надежда, что правительство одумается и вновь наступит период развития глубинки. Ведь на примере своего посёлка я хочу показать, как разваливается страна, как разваливаются деревни. 


Сельская администрация


Здание школы


Общежитие развалилось, а вернее будет сказать — его разворовали…


Бывшая почта, когда-то здесь постоянно толпились люди.


Опустел и развалился


И этому участь либо сгнить, либо сгореть.


Детский садик


Руины… А когда-то на этом месте была оживлённая улица.


Клуб ещё сохранился, но кино уже не показывают


Бывший магазин


ул.Культуры

Лишь природа способна самостоятельно жить и возрождаться!


Ёлочки пушистые


В лесу родилась ёлочка!

Надежда умирает последней…

    Друзья, давайте объединимся, давайте обсуждать данную тему. Ищите информацию о своей малой родине, расспрашивайте пожилых земляков про то, что было раньше и что стало теперь. Хватит мириться с заговором молчания вокруг наших сёл, деревень, посёлков, которые умирают и нуждаются в нашей помощи. Начнем говорить об этой проблеме в полный голос, открыто и, возможно, наши слова, наши действия, помогут возрождению глубинки. Если каждый из нас встанет на ее защиту от беспамятства, — не погибнет Россия как великая страна, великое государство. Станем патриотами своей Родины!

Часть материала была взята с сайта brant.ucoz.ru

ljrate.ru

Мир костромских деревень… — история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть,

foto-history.livejournal.com

Солтановский храм и ДК Брантовский

Продолжаю разбирать в подробностях поездку по Костромскому Северу. В данном посте речь пойдёт об удивительном Доме Культуры, затерявшемся в глубинке Мантуровского края. Исполинские размеры деревянного здания ДК, его необычное архитектурное решение на любого произведёт неизгладимое впечатление и мы не стали исключением. Нечто подобное встретилось нам впервые и вряд ли существуют ДК из дерева круче. Кроме этого побываем в селе Солтаново, с его двухсотлетним храмом и колоритной жилой застройкой. Мимолётом заскочим в деревеньку Фатьяново, город Нею и сфотаем памятник В.И. Ленину на ж/д вокзале Николо-Полома.

Солтановская волость была известна ещё в 1617 г., когда входила в состав Унженской осады. Старинное предание утверждало, что название села Солтаново происходит от слова «соль» и что связано это было с остановкой обозов в селе, которые увозили соль, добываемую в Солигаличе. Село было расположено на торговом тракте из северных земель на Казань, проходившем через Галич и Макарьев. Первое письменное упоминание о селе встречается в дозорной книге 1617 г.: «В Солтановской волости погост, а на погосте храм жив.Троицы вверх шатром, да другой храм тёплый Пр.Богородицы древянны клёцки и всё строение мирское да на погосте двор попа Григория Фёдорова, двор попа Ивана Акимова, двор пономаря Елизарки, двор сторожа Ивашки Котова».

В 1620 г. волость была пожалована царскому окольничему Артемию Измайлову — воевода Суздальского ополчения, «великий посол в Польшу и Литву». Однако блестящая карьера Измайлова трагически оборывается в 1634 г., когда после неудачной обороны Смоленска от войск короля Владислава, Измайлов сложил голову на плахе. Земли его отходят в казну. Позже в Солтановской волости было несколько вотчин, ими владели князья Мещерские, Оболенские и дворяне Волковы.

Вотчину княгини Мещерской с селом Солтановым купила Анастасия Фёдоровна Грибоедова, мать А.С. Грибоедова. Деспотичная по натуре, она требовала безоговорочного подчинения в семье. Столь же круто действовала она и как помещица. В 1817 г. она приобрела в долг село Солтаново с 780 крепостными. Попыталась покрыть издержки на приобретение имения за счёт самих крестьян, однако установленный ею непомерно высокий оброк вызвал возмущение крепостных, а впоследствии и бунт, усмирённый при помощи воинской команды в количестве 650 солдат под командой генерала Гладкова. в 1819 г. Н.Ф. Грибоедова продала имение княгине Долгоруковой.

В 1790 г. на месте старых деревянных храмов в селе возвели кирпичную церковь Троицы. К последней четверти XIX века Солтаново становится крупным селом, основой экономического развития которого, наряду с сельским хозяйством, становятся сплав леса, гончарный промысел и шитьё одежды, преимущественно епанчей (широкая безрукавная шубейка). На просторной площади перед храмом проводились еженедельные базары, а на Троицу — ярмарки. Для приезжающих было открыто несколько постоялых домов. В 1910 — 1911 гг. в Солтанове появились земская школа и больница.

Трапезная явно построена позднее храма и колокольни.

Поскольку двери в храм закрыты, забираться внутрь пришлось через подпол, в который ведёт специальный ход.

На нижней фотографии как раз виден дверной проём на уровне цоколя под заделанным наружном входе. Понять назначение огромного пространства, стены которого выложены кирпичом не совсем удалось. Возможно, здесь находилась чья-то усыпальница. Другой вариант связан может быть с тем, что в 1908 г. в церкви на средства крестьянина Ивана Александровича Шешина под наблюдением губернского инженера Л.А. Треберта было устроено калориферное отопление.

Сохранявшийся до начала 1980-х годов золочёный иконостас в стиле барокко перевезён в храм села Хмелита Смоленской области, в музей А.С. Грибоедова.

В селе Солтанове в семье врача Богоявленского умерла бабка писателя-парфеньевца С.Н. Маркова Прасковья Михайловна Козырёва. Здесь она и похоронена. Прасковья Козырёва — коренная вологжанка, вышедшая замуж за вологодского столбового дворянина — деда писателя. Сергей Николаевич Марков — русский поэт и писатель, историк и географ, учёный-путешественник и архивист, этнограф; действительный член Географического общества СССР (1946), член Союза писателей СССР (1947).

Прогуливаясь по селу…

Через дорогу от Солтаново расположена деревня Фатьяново. Единственный представляющий интерес купеческий дом, обильно украшенный резьбой.

После Фатьяново заезжаем в городское поселение с красивым названием Нея. Только вот домов здесь нет красивых.
С древних времён Нейский край был лесным, и с пуском железной дороги открывались прекрасные возможности для промышленного его освоения. В 1902 г. в здешних местах появился англичанин Оскар Стевеня, который зная, что здесь будет проложена железная дорога, в 1905-м выстроил лесопильный завод, расположившийся на берегу реки Нея. С развитием завода начинает заселяться заводская часть посёлка Нея. В конце XIX века с ростом промышленности и для надёжной транспортной связи северо-запада России и Урала, появилась необходимость строительства железной дороги Санкт-Петербург – Екатеринбург. Строительство оной началось в 1903-м и уже в 1906-м участок железной дороги Вологда-Вятка был благополучно построен. В этот период  возникает станционная часть посёлка Нея. Собственно таким своим образованием и объясняется, что в Неи нет особых достопримечательностей. Разве что это здание (в прошлом — баня).

Хотя в основе города и лежит деревня Дорофеево, упоминающаяся в 1628 г. и принадлежавшая тогда окольничему М.М. Салтыкову. Впоследствии хозяевами в разные годы являлись, как и везде по России, известные фамилии: Салтыковы, Щербатовы, Римские-Корсаковы. Быстрое развитие Неи началось с 1926 г., когда он был отнесён к категории рабочих посёлков. Статус города Нея получила лишь в 1958 году.

А теперь главное наше достижение — мы повидали и пощупали, однозначно, уникальный дом культуры в посёлке Октябрьский. Сколько путешествуем, но ничего подобного не встречали. Словами трудно передать его величие. Пусть это всего лишь и ДК, но он настолько огромен и по-своему оригинален в архитектурном исполнении, что стал целью нашего сложного и долгого пути к нему. И конечно же, оправдал все ожидания.

В 1894 г. столичная лесоторговая фирма «Брандт Э.Г. и Ко» купила 43 000 десятин здешней земли. А в 1906-м была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, купец 1-й гильдии, немец по происхождению, Эммануил Генрих Брандт в 1912 г. построил маленький лесопильный заводик, а рядом основал посёлок для рабочих. Посёлок получил название Брантовка (с 1939 г. — Октябрьский).
Перед нами монументальное деревянное здание Дома Культуры посёлка Октябрьский.

Оно же — в свои лучшие годы.

С 1930 г. в Брантовке начала развиваться лесозаготовительная промышленность. Через год приступили к строительству узкоколейной железной дороги в сторону Кологрива. По узкоколейке осуществлялись перевозки леса, различных хозяйственных грузов и пассажиров. В 1939-м Брантовка получила статус посёлка городского типа и была переименована в Октябрьский.  К моменту своего закрытия в 2003-м длина Октябрьской УЖД составляла 80 км. В посёлке были построены: школа, детский сад, дом культуры, библиотека, амбулатория. На 1959 год население Брантовки составляло 5544 жителя, на 2010 — 1097 человека, сейчас — и того меньше.

Архивное фото: митинг в честь 1-го Мая. Как видно, стены ещё не были обшиты тёсом, а жизнь кипела.

А теперь зайдём внурь…

Котёл, произведённый на Чаплыгинском чугунолитейном заводе в 1964 году.

Как я уже писал в обзорном посте, внутрь ДК нас пригласили два брата, один из которых по-прежнему живёт в Брантовке, работая здесь кочегаром и сторожем по совместительству; другой живёт в Костроме и приехал навестить родню. Поговорили с ними за жизнь. Выслушали рассказы о прошлой совсем неплохой жизни посёлка в советское время. Пожаловались, что в ДК есть кино-оборудование, а вот кино-механика нет и киношку тут не крутят. Но творческая жизнь в Брантовке не затухла: до сих пор проходят концерты, танцы и другие культурные мероприятия.

Несколько архивных фото из прошлой жизни ДК с сайта Брантовка — вехи истории.

Фестивали, спектакли, танцы и многие другие культурные мероприятия проходили здесь постоянно.

В поисках информации о ДК в Октябрьском набрёл на тот факт, что данное здание строилось по типовому проекту, ибо в Поназырёво Костромской области существовал такой же огромный бревенчатый Дом Культуры (фото 1970-х).

Было в Октябрьском ещё одно монументальное здание — школа. Первая начальная школа в посёлке открылась в 1927-1928 гг. – это был период «культурной революции» и борьбы с неграмотностью в стране. В 1951-м при директоре Бочине П.Д. началось строительство нового здания школы (второе значение этой постройки — госпиталь на случай «холодной войны»). В лучшие годы в октябрьской школе обучалось более 900 учащихся, а преподавательский коллектив насчитывал 40 работников.

С началом Перестройки начинается сложное время для страны – сложное время для школы. Система канализации и отопления не ремонтируются и в 1990-е на полгода дети переезжают обучаться в здание общежития для сезонных рабочих. В конце-концов в 1995 г. в школе случился пожар, здание пришло в частичную негодность. Однако руководство района не захотело восстановить школу. Все постройки Школьного городка: кинотеатр «Орлёнок» около 100 мест, столовая, мастерские, спортзал, стадион, подсобное хозяйство, интернат – были растащены местными жителями. С 1996 г. учащиеся и учителя распологаются в здании бывшего детского сада, построенного в 1980-е годы.
Несмотря на невесёлые перспективы посёлка и давно уж отжившие лучшие времена, желаем ему «не умирать» подольше.

Последним в тот день успеваем посетить посёлок при железнодорожной станции Николо-Полома, что расположен недалеко от одноимённого села. Деревня Полома известна с 1534 г., когда в составе Поломской вотчины была пожалована вел. кн. Василием Ивановичем игумену галичского Паисиева монастыря. Однако из-за быстро наступившей темноты в само село мы не успели.
Развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью и осложнившаяся к концу XIX века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке сделали необходимым строительство железной дороги от центра России на Дальний Восток. По первоначальному проекту дорога должна была пройти из Петербурга через Вологду, Солигалич, Кологрив на Вятку, но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными лесами под городом Буем, заинтересованный в продаже леса, добился изменения трассы дороги, и она пошла через Буй, Галич, Николо-Полому.

Монументальная водонапорная башня в центре главной площади, начало XX столетия.

В 1905 г. была образована ж/д станция Николо-Полома, в формах эклектики выстроено здание вокзала. В 1913 г. проводились изыскания по устройству железнодорожной ветки от Николо-Поломы через Парфеньев на Великий Устюг с целью освоения лесных массивов, но из-за войны 1914 г. проект не был реализован.

Продолжение следует…

Предыдущие части этого путешествия:
— Костромской Север
— Эпитафия Плотине
— Следуя старинным Вятским трактом

При создании поста использован материал сл.сайтов:
— Брантовка — Вехи Истории
— Александров Л.А. (учитель истории Октябрьской школы)
— Золотцев С.А. «Искатель живой воды»
— История города Неи
— Костромка
— Дорога к храму

ru-abandoned.livejournal.com

Костромская область: забытое… — Самые интересные путешествия по России — LiveJournal

Продолжаю разбирать в подробностях поездку по Костромскому Северу. В данном посте речь пойдёт об удивительном Доме Культуры, затерявшемся в глубинке Мантуровского края. Исполинские размеры деревянного здания ДК, его необычное архитектурное решение на любого произведёт неизгладимое впечатление и мы не стали исключением. Нечто подобное встретилось нам впервые и вряд ли существуют ДК из дерева круче. Кроме этого побываем в селе Солтаново, с его двухсотлетним храмом и колоритной жилой застройкой. Мимолётом заскочим в деревеньку Фатьяново, город Нею и сфотаем памятник В.И. Ленину на ж/д вокзале Николо-Полома.

Солтановская волость была известна ещё в 1617 г., когда входила в состав Унженской осады. Старинное предание утверждало, что название села Солтаново происходит от слова «соль» и что связано это было с остановкой обозов в селе, которые увозили соль, добываемую в Солигаличе. Село было расположено на торговом тракте из северных земель на Казань, проходившем через Галич и Макарьев. Первое письменное упоминание о селе встречается в дозорной книге 1617 г.: «В Солтановской волости погост, а на погосте храм жив.Троицы вверх шатром, да другой храм тёплый Пр.Богородицы древянны клёцки и всё строение мирское да на погосте двор попа Григория Фёдорова, двор попа Ивана Акимова, двор пономаря Елизарки, двор сторожа Ивашки Котова».

В 1620 г. волость была пожалована царскому окольничему Артемию Измайлову — воевода Суздальского ополчения, «великий посол в Польшу и Литву». Однако блестящая карьера Измайлова трагически оборывается в 1634 г., когда после неудачной обороны Смоленска от войск короля Владислава, Измайлов сложил голову на плахе. Земли его отходят в казну. Позже в Солтановской волости было несколько вотчин, ими владели князья Мещерские, Оболенские и дворяне Волковы.

Вотчину княгини Мещерской с селом Солтановым купила Анастасия Фёдоровна Грибоедова, мать А.С. Грибоедова. Деспотичная по натуре, она требовала безоговорочного подчинения в семье. Столь же круто действовала она и как помещица. В 1817 г. она приобрела в долг село Солтаново с 780 крепостными. Попыталась покрыть издержки на приобретение имения за счёт самих крестьян, однако установленный ею непомерно высокий оброк вызвал возмущение крепостных, а впоследствии и бунт, усмирённый при помощи воинской команды в количестве 650 солдат под командой генерала Гладкова. в 1819 г. Н.Ф. Грибоедова продала имение княгине Долгоруковой.

В 1790 г. на месте старых деревянных храмов в селе возвели кирпичную церковь Троицы. К последней четверти XIX века Солтаново становится крупным селом, основой экономического развития которого, наряду с сельским хозяйством, становятся сплав леса, гончарный промысел и шитьё одежды, преимущественно епанчей (широкая безрукавная шубейка). На просторной площади перед храмом проводились еженедельные базары, а на Троицу — ярмарки. Для приезжающих было открыто несколько постоялых домов. В 1910 — 1911 гг. в Солтанове появились земская школа и больница.

Трапезная явно построена позднее храма и колокольни.

Поскольку двери в храм закрыты, забираться внутрь пришлось через подпол, в который ведёт специальный ход.

На нижней фотографии как раз виден дверной проём на уровне цоколя под заделанным наружном входе. Понять назначение огромного пространства, стены которого выложены кирпичом не совсем удалось. Возможно, здесь находилась чья-то усыпальница. Другой вариант связан может быть с тем, что в 1908 г. в церкви на средства крестьянина Ивана Александровича Шешина под наблюдением губернского инженера Л.А. Треберта было устроено калориферное отопление.

Сохранявшийся до начала 1980-х годов золочёный иконостас в стиле барокко перевезён в храм села Хмелита Смоленской области, в музей А.С. Грибоедова.

В селе Солтанове в семье врача Богоявленского умерла бабка писателя-парфеньевца С.Н. Маркова Прасковья Михайловна Козырёва. Здесь она и похоронена. Прасковья Козырёва — коренная вологжанка, вышедшая замуж за вологодского столбового дворянина — деда писателя. Сергей Николаевич Марков — русский поэт и писатель, историк и географ, учёный-путешественник и архивист, этнограф; действительный член Географического общества СССР (1946), член Союза писателей СССР (1947).

Прогуливаясь по селу…

Едем далее…

Через дорогу от Солтаново расположена деревня Фатьяново. Единственный представляющий интерес купеческий дом, обильно украшенный резьбой.

После Фатьяново заезжаем в городское поселение с красивым названием Нея. Только вот домов здесь нет красивых.
С древних времён Нейский край был лесным, и с пуском железной дороги открывались прекрасные возможности для промышленного его освоения. В 1902 г. в здешних местах появился англичанин Оскар Стевеня, который зная, что здесь будет проложена железная дорога, в 1905-м выстроил лесопильный завод, расположившийся на берегу реки Нея. С развитием завода начинает заселяться заводская часть посёлка Нея. В конце XIX века с ростом промышленности и для надёжной транспортной связи северо-запада России и Урала, появилась необходимость строительства железной дороги Санкт-Петербург – Екатеринбург. Строительство оной началось в 1903-м и уже в 1906-м участок железной дороги Вологда-Вятка был благополучно построен. В этот период  возникает станционная часть посёлка Нея. Собственно таким своим образованием и объясняется, что в Неи нет особых достопримечательностей. Разве что это здание (в прошлом — баня).

Хотя в основе города и лежит деревня Дорофеево, упоминающаяся в 1628 г. и принадлежавшая тогда окольничему М.М. Салтыкову. Впоследствии хозяевами в разные годы являлись, как и везде по России, известные фамилии: Салтыковы, Щербатовы, Римские-Корсаковы. Быстрое развитие Неи началось с 1926 г., когда он был отнесён к категории рабочих посёлков. Статус города Нея получила лишь в 1958 году.

А теперь главное наше достижение — мы повидали и пощупали, однозначно, уникальный дом культуры в посёлке Октябрьский. Сколько путешествуем, но ничего подобного не встречали. Словами трудно передать его величие. Пусть это всего лишь и ДК, но он настолько огромен и по-своему оригинален в архитектурном исполнении, что стал целью нашего сложного и долгого пути к нему. И конечно же, оправдал все ожидания.

В 1894 г. столичная лесоторговая фирма «Брандт Э.Г. и Ко» купила 43 000 десятин здешней земли. А в 1906-м была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, купец 1-й гильдии, немец по происхождению, Эммануил Генрих Брандт в 1912 г. построил маленький лесопильный заводик, а рядом основал посёлок для рабочих. Посёлок получил название Брантовка (с 1939 г. — Октябрьский). Перед нами монументальное деревянное здание Дома Культуры посёлка Октябрьский.

Оно же — в свои лучшие годы.

С 1930 г. в Брантовке начала развиваться лесозаготовительная промышленность. Через год приступили к строительству узкоколейной железной дороги в сторону Кологрива. По узкоколейке осуществлялись перевозки леса, различных хозяйственных грузов и пассажиров. В 1939-м Брантовка получила статус посёлка городского типа и была переименована в Октябрьский.  К моменту своего закрытия в 2003-м длина Октябрьской УЖД составляла 80 км. В посёлке были построены: школа, детский сад, дом культуры, библиотека, амбулатория. На 1959 год население Брантовки составляло 5544 жителя, на 2010 — 1097 человека, сейчас — и того меньше.

Архивное фото: митинг в честь 1-го Мая. Как видно, стены ещё не были обшиты тёсом, а жизнь кипела.

А теперь зайдём внурь…

Котёл, произведённый на Чаплыгинском чугунолитейном заводе в 1964 году.

Как я уже писал в обзорном посте, внутрь ДК нас пригласили два брата, один из которых по-прежнему живёт в Брантовке, работая здесь кочегаром и сторожем по совместительству; другой живёт в Костроме и приехал навестить родню. Поговорили с ними за жизнь. Выслушали рассказы о прошлой совсем неплохой жизни посёлка в советское время. Пожаловались, что в ДК есть кино-оборудование, а вот кино-механика нет и киношку тут не крутят. Но творческая жизнь в Брантовке не затухла: до сих пор проходят концерты, танцы и другие культурные мероприятия.

Несколько архивных фото из прошлой жизни ДК с сайта Брантовка — вехи истории.

Фестивали, спектакли, танцы и многие другие культурные мероприятия проходили здесь постоянно.

В поисках информации о ДК в Октябрьском набрёл на тот факт, что данное здание строилось по типовому проекту, ибо в Поназырёво Костромской области существовал такой же огромный бревенчатый Дом Культуры (фото 1970-х).

Было в Октябрьском ещё одно монументальное здание — школа. Первая начальная школа в посёлке открылась в 1927-1928 гг. – это был период «культурной революции» и борьбы с неграмотностью в стране. В 1951-м при директоре Бочине П.Д. началось строительство нового здания школы (второе значение этой постройки — госпиталь на случай «холодной войны»). В лучшие годы в октябрьской школе обучалось более 900 учащихся, а преподавательский коллектив насчитывал 40 работников.

С началом Перестройки начинается сложное время для страны – сложное время для школы. Система канализации и отопления не ремонтируются и в 1990-е на полгода дети переезжают обучаться в здание общежития для сезонных рабочих. В конце-концов в 1995 г. в школе случился пожар, здание пришло в частичную негодность. Однако руководство района не захотело восстановить школу. Все постройки Школьного городка: кинотеатр «Орлёнок» около 100 мест, столовая, мастерские, спортзал, стадион, подсобное хозяйство, интернат – были растащены местными жителями. С 1996 г. учащиеся и учителя распологаются в здании бывшего детского сада, построенного в 1980-е годы. Несмотря на невесёлые перспективы посёлка и давно уж отжившие лучшие времена, желаем ему «не умирать» подольше.

Последним в тот день успеваем посетить посёлок при железнодорожной станции Николо-Полома, что расположен недалеко от одноимённого села. Деревня Полома известна с 1534 г., когда в составе Поломской вотчины была пожалована вел. кн. Василием Ивановичем игумену галичского Паисиева монастыря. Однако из-за быстро наступившей темноты в само село мы не успели.
Развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью и осложнившаяся к концу XIX века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке сделали необходимым строительство железной дороги от центра России на Дальний Восток. По первоначальному проекту дорога должна была пройти из Петербурга через Вологду, Солигалич, Кологрив на Вятку, но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными лесами под городом Буем, заинтересованный в продаже леса, добился изменения трассы дороги, и она пошла через Буй, Галич, Николо-Полому.

Монументальная водонапорная башня в центре главной площади, начало XX столетия.

В 1905 г. была образована ж/д станция Николо-Полома, в формах эклектики выстроено здание вокзала. В 1913 г. проводились изыскания по устройству железнодорожной ветки от Николо-Поломы через Парфеньев на Великий Устюг с целью освоения лесных массивов, но из-за войны 1914 г. проект не был реализован.

Продолжение следует…

Предыдущие части этого путешествия:
— Костромской Север
— Эпитафия Плотине
— Следуя старинным Вятским трактом

При создании поста использован материал сл.сайтов:
— Брантовка — Вехи Истории
— Александров Л.А. (учитель истории Октябрьской школы)
— Золотцев С.А. «Искатель живой воды»
— История города Неи
— Костромка
— Дорога к храму

Оригинал взят у deni_spiri в Солтановский храм и ДК Брантовский

Подружиться с Вишенкой

rustravel.livejournal.com

Ст. Шарья, Мантурово, Брантовка. Костромская обл. ч 9: swbkka — LiveJournal

Станция открыта в ноябре 1906 года в составе пускового участка Вологда — Вятка (ныне Киров) Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги длиной 593 версты (633 км)[1][5].
В 1969 году, в ходе электрификации участка Номжа — Свеча, станция была электрифицирована на переменном токе 25кВ[3].

[Spoiler (click to open)]

Город расположен на реке Унжа (приток Волги), в 261 км от Костромы.



  • В лазоревом поле на сплавляемом по серебряным волнам золотом суковатом бревне восстающий грифон того же металла с червлёными глазами и языком, имеющий все четыре лапы наподобие львиных и с черными когтями; грифон правит при помощи золотого шеста, держа его передними лапами.

  • Авторская группа: Г. Зорин, К. Мочёнов, К. Переходенко, Г. Русанова, О. Фефелова.

  • Утверждён решением Думы города от 30 декабря 2007 года (№ 197).

  • Грифон взят с герба династии Романовых: земли вдоль реки Унжи в XVI веке принадлежали брату жены Иоанна Грозного Анастасии Романовны, в XVII Мантурово передано в Дворцовое ведомство. Композиция герба символизирует исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность.

Город Мантурово

Город Мантурово. Город назван по имени деревни Мантурово, находившейся недалеко от реки Унжи. Первое упоминание деревни встречается в дозорной книге города Унжи 1617 г. Боярин Ю.Г.Ловчиков и дьяк Марте-мьянов в 1617 г. по приказу царя проводили дополнительную перепись (дозор) Унженской осады, в которую тогда входило Мантурово. Эта перепись была вызвана тем, что Галичский уезд сильно пострадал от польских интервентов, и правительству надо было знать причиненный ущерб.

В дозорной книге записано: «Волость Верховская, а в ней деревня Мантурово а в ней крестьян двор Ивашки Попова двор Гаврилки Иванова двор Дениски Артемиева да пахотной земли семь четей (3,5 га. — Д.Б.) сена три копны».

Более подробно описан стоявший рядом с деревней Мантурово Никольский погост, на месте которого позже возникло село Мокровское (Никола на Мокром), тоже потом вошедшее в состав города: «Погост в Верховской же волости а на погосте храм во имя Чудотворца Николая да другой храм теплый во имя Ильи Пророка древянны клецки а в церквях образа и свечи и книги и ризы и колокола и все строение мирское да на погосте ж двор просвирницы да двор пономаря а в нем живут нищие и питаются от церкви божий».

В книге переписаны и соседние с погостом деревни: Градылево, в которой было 4 двора, Скородумово, где стоял двор попа Никольской церкви Посника Иванова, деревня Рычково, в которой было 2 двора, деревня Ефимово — 2 двора. Некоторые из этих деревень позже были утрачены или же вошли в состав города Мантурова.

Широкой полосой вдоль реки Унжи от города Кологрива до города Унжи тянулась Верховская волость, земли в которой еще в конце XVI века принадлежали брату Анастасии Романовны — первой жены Ивана Грозного.

Когда в России борьба боярских партий Романовых с Годуновыми закончилась победой Годуновых и к власти пришел Б.Ф.Годунов, Романовы и их родственники были заточены в монастыри и вотчины у них были отобраны. С избранием на престол Михаила Федоровича Романова земли Романовым были возвращены и Верховская волость была дана дяде царя Ивану Никитичу Романову. В переписной книге 1646 г. записано: «Пожаловал государь боярина Ивана Никитича Романова Верховской волостью в вотчину, а в вотчине село Никольское, а Градылево тож а в нем церковь Чудотворца Николая да в приделе Пророка Ильи, а у церкви во дворе поп Посник да келья просвирницы да в селе ж двор приказчиков».

Тогда в Мантурове было уже 11 крестьянских дворов, в которых жили Ополевы, Гавриловы, Поповы, Пономаревы, Тополевы, Козовлевы и др. От И.Н.Романова Мантурово и вся романовская вотчина перешли к его сыну Никите Ивановичу, а после его смерти ее передали в Дворцовое ведомство и деревни в ней были розданы служилым людям как жалование за их службу. Для раздачи деревень и размежевания в Верховскую волость в 1659 г. приехали межевщики Коптев и Кушников.

В книге «Раздачи земли» написано: «По государеву и цареву и великого князя Алексея Михайловича указу приехал в Галичский уезд в Верховскую дворцовую волость, расписали деревни село Никольское а Градылево тож а в нем церковь Чудотворца Николая да в том же селе двор государев что живали приказчики а на дворе хором — дворница с комнатой да над клетью против повальня промеж них сени да горница задняя да две избы людские баня да два погреба а над погребами три житницы поварня да два скотских двора а ныне по указу великого государя тот двор отказан помещику князю Осипу Ники-форовичу — сыну Вяземскому». Тогда же деревня Мантурово была отдана князьям П.Ю.Ухтомскому и М.Н.Вяземскому, деревня Вешняково — М.Н.Вяземскому и боярину А.А.Зюзину, а деревня Рычково — князю П.Ю.Ухтомскому. Толчком к развитию Мантурова послужила проложенная через него железная дорога и построенные здесь лесопильные и фанерный заводы.

Лесопильный завод Цодикова и Хитровина построен в 1908 г., на нем трудилось 30 рабочих. Бережковский лесопильный завод (Дандре и Корба) построен в 1911 г., фанерно-лесопильный завод князя Долгорукова в 1912 г., где работало 100 человек. Кроме того, у деревни Мантурово действовала паровая мукомольная мельница Крутикова.

Автор: Дмитрий Федорович Белоруков (1912—1991) — краевед

Железнодорожная станция и станционный посёлок «Брантовка» основана в 1906 году. С 1930 года в посёлке начала развиваться лесозаготовительная промышленность. В 1931 году началось строительство узкоколейной железной дороги в сторону Кологрива. По узкоколейке осуществлялись перевозки леса, различных хозяйственных грузов и пассажиров. К моменту своего закрытия в 2003 году длина Октябрьской УЖДсоставляла 80 км. В 1939 году Брантовка получила статус посёлка городского типа и была переименована в Октябрьский в честь 22-летия Октябрьской революции

С 1997 года — сельский населённый пункт.

30 декабря 2004 года в соответствии с Законом Костромской области № 237-ЗКО[2] посёлок становится центром Октябрьского сельского поселения.


далее тут

https://swbkka.livejournal.com/2354570.html

swbkka.livejournal.com

Костромской Север — Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!) — LiveJournal

Наконец-то, спустя полгода простоя, мы совершили ещё одно мега-путешествие, сравнимое с Вологодской и Весьегонской поездками. На этот раз мы исколесили северную часть Костромской области, прошуршав колёсами почти что 2200 км. Побывав в десятках поселений с вековой историей, увидели массу преинтереснейших вещей. И хоть внешне архитектура здешнего края достаточно проста, её скромный облик с лихвой окупается колоритом окружения. А пасмурная погода придала ещё большую атмосферу мрачности и безысходности посещённых мест.

Итак, для начала представляю вашему вниманию обзорный пост длиною в 60 фоточек.

5:30 утра 1 ноября ознаменовалось нашим совместным с Катериной выездом из столицы РФ. Благодаря столь раннему выезду, в Кострому прибываем уже к началу одиннадцатого. Набиваем животы «полезными» бургерами, ими же затовариваемся на весь предстоящий день, ибо впереди ещё не одна сотня км до конечной точки. А поскольку темнеет в этот сезон рано, тратить время на поиск редких трапезных, мы попросту не могли себе позволить. Итак, первым объектом первого дня, отмеченным на карте, стал храм в местечке Спас-Пенье, что в 65 км от Костромы и уже в 400 от Москвы. Путь туда лёг через небольшой город Судиславль по трассе на Киров-Пермь.

Поскольку в ближайшем радиусе от храма каких-либо признаков жизни мы не заприметили, создавалось полное ощущение присутствия в глухом урочище. Множество же поваленных сухих деревьев придало ещё большую обречённость этому месту.
Итак, перед нами — церковь Преображения 1815 г. погоста Спаса-на-Пенье, получившего своё название по вырубке, где ещё оставались пни.

Через 80 км вполне сносной дороги останавливаемся в Кадые. Старинный город  Кадый был основан ещё в 1-й четверти 16 века, в период, когда на северовосточной окраине Московского государства создавался оборонительный рубеж для защиты от казанских татар. Сейчас Кадый — всего лишь посёлок городского типа, причём довольно-таки безликий. Позади монумента ВОВ, находится Николаевский храм 1811 года постройки.

Ещё через 45 км паркуемся на улицах Макарьева. Город Макарьев-на-Унже был основан в 1778 г. рядом с существовавшим с 1439-го Троице-Макарьевским монастырём. Данный Макарьев был назван по реке Унже, в отличие от Макарьева на Волге Нижегородской губернии. Городок небольшой, но весьма самобытный и крайне любопытный.

Судя по большому количеству каменных домов, в XIX столетии он явно был зажиточным и в какой-то степени процветающим.

Главная достопримечательность не только этого города, но и ближайшей округи — Троицкий Макарьев Унженский монастырь. В него зашли мы с опаской, боясь быть выгнанными служителями Церкви вон, как часто это бывает. Однако прогулялись по территории боль-мень спокойно и главное не зря.

Заглянув в главный Троицкий собор 1670 года, поразились количеству и качеству росписи. Огромное пространство собора полностью расписано живописью довольно-таки высокого уровня исполнения. Правда, долго полюбоваться нам не довелось — прибежала монахиня и так настойчиво стала звать нас поставить свечку, что её чрезмерное давление и торопливость «отпугнули» нас не только от данного мероприятия, но и от дальнейшего восторгания росписью.

Затянутое серыми тучами небо, короткий световой день и совсем нескоростные дороги предопределили наш маршрут и он оказался в сокращённом варианте от первоначально намеченного. В итоге половину запланированных на тот день деревушек так и не посетили, отдав приоритеты наиболее досягаемым местам. Но дали слово обязательно посетить эти края снова. В 16:30 останавливаемся в Старом городе, что в 22 км от Макарьева. Село Унжа до 1917 г. было более известно у жителей под названием Старый город. Первое упоминание о нём относится аж к 1218 г.

Село до сих пор крупное, весьма интересное, со множеством домов деревянной дореволюционной застройки. Старый город с крепостью располагался на том месте, где сейчас городище — два холма. На одном из них стоит церковь Макария Желтоводского 1822 года.

На втором — в углублении по центру холма в 1810 г. была выстроена Воскресенская соборная церковь.

На небольшому удалении от Унжи возвышается ещё более древний курган, где ранее располагалось село Вознесенское.
Сейчас в полном одиночестве стоит здесь церковь Вознесения 1777 года.

Темнеет настолько быстрыми темпами, что село Халбуж (Угоры) становится последним наспунктом, где успеваем засвидетельствовать ещё один памятник архитектуры. Им является Воскресенская церковь 1817 года. Стоит обратить внимание, подавляющее большинство местных храмов выстроено в начале XIX века, это объяснятеся тем, что славное время этого края относилось к совсем дремучим временам, а к началу 20 столетия тутошние сёла и города были не шибко богатыми.

Угоры (Халбуж) находились уже в 600 км от Москвы, а до финишной черты в лице города Кологрива нам ещё предстояло пилить свыше 100 км. Поскольку освещение дорог здесь идентичное 15 веку, а дорог — чуть лучше 19-го, то быстро мы не разгонялись. Дабы разнообразить поездочку в полной темноте, Катерина достала откуда-то некие светящиеся браслетики и начала ими размахивать, пританцовывая под музыку, и настолько отвлекла меня этим, что в кромешной тьме свернули в сторону Пыщуга. Чухнулись лишь проехав 18 км от нужного поворота на Кологрив. Но не беда. Само осознание, что мы забрались так далеко от Москоу, что впереди ещё масса приключений, придавало позитивный настрой на всё происходящее и в конце-концов к девяти вечера добрались до далёкого Кологрива. Прежде, чем заселиться в гостевом домике посёлка Верхняя Унжа, закупились вкусностями в городском мини-магазинчике, повстречав там сразу нескольких участников пробега «Полная Чухлома».

Утром следующего дня предпринимаем попытку покинуть посёлок и быстренько достичь деревни Екимцево, покуда туда не нагрянули чухломисты. В Екимцево пришуршали к девяти утра. И вот, мы на территории Кологривского техникума животноводства, в прошлом — низшее сельскохозяйственное училище им.Чижова. Сие монументальное и не лишённое красоты здание открыло свои двери для учащихся ещё в 1892 году. Почти сто лет училище выпускало аграриев, покуда в 1986 г. не было закрыто, а весь комплекс передан воинской части, строившей мост через Унжу (видимо, тот самый, через который мы и перебрались).

Ныне территория техникума выкуплена частным лицом и охраняется. Но при желании внутрь ещё можно попасть. Да только там кроме чугунной лестницы интересного почти что ничего нет. Точнее точно ничего нет.

Главное здание окружает целый комплекс как жилых так и хозяйственных строений. Реально атмосферное и мега-колоритное местечко. Которое в скором времени потеряет свою привлекательность. Из-за обилия интересностей гуляли там целых 1.5 часа.

Мероприятия второго дня включали в себя осомтр техникума, что мы уже выполнили, осмотр города и не близкая дорога до Галича с заездом в достойные внимания наспункты. Кологрив. Давно сюда хотела попасть Катерина. Да и мне этот город однозначно понравился. История Кологрива состоит из двух этапов. Первый — это история Старого Кологрива, что стоял выше на 33 км по реке Унже, и был крепостью. Второй этап связан с переносом его на новое место, в село Кичино; официально датой основания принято считать 1778 год.

Крайне примечательна здешняя школа, состоящая из двух зданий. В 1885 году к старому полукаменному дому пристроено новое двухэтажное, служившее женской прогимназией. Вообще история школы богата и разнообразна и об этом обязательно будет отдельный рассказ. Из фактов: на 1897 г. в городе было 24% мужчин и 48% женщин совсем не грамотными, а в прилегающих деревнях почти 90%. Обойти весь город нам конечно не удалось, ибо время поджимало, но и без того увидели немало.

Обломившись с «покушать в кафе» (едальных заведений тут всего два и те не работали), к полпервого закончиваем осмотр города и направляемся в сторону Галича. Да не тут-то было. По спутниковым картам якобы существует трасса, связывающая Мантурово и Галич, но ни одного указателя на этот путь мы так и не нашли, поэтому, помозговав и прикинув, свернули на деревню Рогово, несмотря на знак, указывающий на ожидающий нас там тупик. Достаточно долгое время была сверх ужасная дорога, точнее её полное отсутствие. И в нас уже закрались сомнения: «а доедем ли мы до Галича?». При той скорости это составило бы часов десять. Но нами двигало сильное желание увидеть, пожалуй, самый крутой Дом культуры.

Но худо-бедно через 8-10 км, съехав с плохой дороги, зашуршали уже по гравию в сторону Брантовки на языке местных, а на официальном — посёлок Октябрьский. И вот он — мегалитический Дом Культуры. И близко по своим масштабам и архитектурном решении ничего подобного не встречали.

Необычная планировка (концертный зал поставлен поперек главной оси здания), могучий портик-крыльцо да и сами колоссальные размеры, плюс что всё это из дерева производят сильное впечатление. Пока фотали, открылась дверь кочегарки и нас позвали внутрь испить чайку. Зашли, пообщались с местными товарищами, посетовавшими на доброе прошлое и худое настоящее. Разузнали про предстоящий путь в сторону пресловутого Галича. Оказалось, что нам предстоит потерпеть ещё с пяток км бездорожья, а опосля уже можно педальку и посильнее втопить.

Преодолев последний участок ям и колдобин, втопили наконец-то (но не сильно) в село Солтаново, известному с 1617 г, что недалече от реки Неи. Село довольно крупное, много старинных домов. Обусловлено это тем, что ранее здесь проходил старинный тракт, связывавший город Парфеньев со Старым городом.

Не удержусь и сделаю небольшое отступление: изучая историю, давно обратил внимание, что именитых фамилий в Российской империи было не так много, как кажется — то там, то здесь встречаются одни и те же знатные имена. И в отношении данных мест тоже самое. В Солтановской волости было несколько вотчин, которыми владели князья Мещерские и Оболенские. Вотчину княгини Мещерской, например, купила А.Ф. Грибоедова, мать А.С. Грибоедова. Решив скорее окупить новоприобретённое имение, Грибоедова обложила Солтановских крестьян высоким оброком. Крестьяне взбунтовались. Правительство направило сюда 650 солдат под командой генерала Гладкова… После этого прискорбного события Грибоедова своё имение продала княгине Долгоруковой.
А перед нами самое старое каменное здание этого района — Троицкая церковь 1790 года.

Через дорогу от села Солтаново расположилась деревенька Фатьяново с таким вот купеческим домом. Пообщавшись с местной жительницей, узнаём, что в советские годы в нём располагалась контора совхоза «Новая жизнь». Посетовала она нам об этом крупном хозяйстве, что были и хлеба свои и коровки и даже овцы. Что жизнь тут кипела и бурлила: пить да скучать было некогда.

Последним объектом в тот день, через 30 км от Неи, успеваем посетить ж/д станцию Николо-Полома со зданием вокзала начала XX века.

В итоге, преодолев от Кологрива 230 км, мы в конце-концов добрались и заселились в Галиче.
Утро третьего дня ознаменовалось подъёмом в шесть утра и выездом через полчаса в направлении города Солигалича. Через 115 км пути останавливаемся, ещё издалека сражённые видом огроменного здания на холме, неожиданно представшего перед нашим взором. Никак не ожидали увидеть здесь нечто подобное.

Ехали мы, конечно, сюда направлено, ибо рядом находится храм, а по карте я заприметил, что есть здесь местечко под названием Детский Дом им. В.И.Ленина, из чего сделал вывод о возможности нахождения этого детдома в дореволюционном здании и не ошибся. Правда, вид этого здания превзошёл все наши ожидания. Из-за этого мы и любим путешествовать, что вот так вот зачастую натыкаемся на малоизвестные заброшенные памятники архитектуры, коим и является эта богадельня 1905 года.

А рядом, в селе Верховье, расположен Николаевский храм 1776 года. Колокольня, безусловно, гораздо более позднего периода.

Далее поехали в урочище Высоко, но, проехав с несколько км, поняли, что мы не лесовоз и дорога нам туда закрыта. Не солоно нахлебавши, развернулись и покуда было ещё что посмотреть, направились за 60 км от этого места в Зашугомский край.
По пути довольно детально исследовали крупную деревню Бурдуково. Здесь также лучшие времена канули в лету. Здание Дома Культуры.

Заброшенная сельхоз-техника заброшенного льнозавода.

И застрахованные в пожарном обществе дореволюционные дома зажиточных сельчан.

До села с красивым названием Зашугомье добираемся, надо признать, с трудом. Небольшой участок, всего в 13 км, настолько был непроходим для нашей машины, что приходилось двигаться реально со скоростью не выше 10 км/ч, перекатываясь с кочки на кочку. Но это стоило того. В Зашугомье в недавнем прошлом проживало 200 человек, имелось три фермерских хозяйства. Сейчас осталось менее 30 жителей, множество брошенных домов, закрытые магазины и всё в духе, типичном для села нашего времени.

В селе, впервые упоминаемом в 1613 г., возвышается двухэтажная громадина Троицкой церкви 1800 года постройки.

Чтобы заснять данный иконостас мы с Катериной тряхнули стариной. Приложив немало усилий и стараний, рискуя сорвавшись вниз заработать себе не один перелом, через разрушенную кровлю трапезной забрались-таки на второй этаж.

Три по полудню. Берег реки Костромы. Вид на Солигалич.

Город Солигалич своим названием обязан соляным источникам, и в прошлом именовался как Соль Галицкая. Датой основания принято считать 1335 год. Окромя, действительно, уникальных деревянных торговых рядов 1840 г., смотреть в городе особо не на что. Разве что на пластиковые окна на каждом втором доме, окончательно испортивших его исторический облик. Одним словом, кроме нескольких старинных домов, Соль нам не приглянулась. Поэтому надолго не задержавшись, поспешили в далёкое село Коровье.

Преодолели 60 км, пять из которых снова были вне остсутсвия дорожного покрытия, из-за чего наша скорость снижалась до 15 км/ч. Тем не менее до темна успеваем побродить в старинном местечке Верхняя Пустынь, где уже в 14 веке был основан монастырь. Само село Коровье образовалось на месте монастырского коровьева двора, в 1628 г. оно упоминалось как Коровья Слобода. Всё-таки насколько же здесь древние поселения. Что не село, так возрастом в несколько столетий.

Тут, на краю села, возвышается громадина двухэтажного Соборо-Богородицкого храма 1797 года возведения. В нижнем храме ещё пару лет назад жили свинки.

На втором — остатки росписи и рама иконостаса.

Время всего 17:15, а темно как глубоким летним вечером. Пора двигать обратно в Галич на ночёвку. Завтра предстоял ещё один день костромских покатушек, оказавшийся не менее, а даже более богатым на всякие интересности.

Опять подъём в шесть утра и выезд в полседьмого. Была у меня одна мечта — посетить посёлок Плотина, что находится в труднодоступном месте. Побывали мы там летом, но проездом. В этот раз решили рискнуть добраться и побродить там неспеша. Как смогли мы доехать до Плотины до сих пор удивляюсь. Получилось это, видать, благодаря сильному желанию и благо земля промёрзла. В другое время вряд ли место было бы досигаемо для нас, ибо месяц назад там проложили «новую» дорогу со слов жителя села Лаврентьевского, после которого 12 км пилили чуть ли не час. Дорогу, действительно, проложили, только правильнее сказать разворотили. По ходу, в скором времени здесь будет производится вырубка леса, т.к. непосредственно до деревень «новая» дорога так и не дошла.

Мост с плотиной через реку Ножигу, разделющий деревню Ассорино с посёлком.

Трудно передать атмосферу данного поселения. Окружённые со всех сторон дремучим лесом здесь находятся несколько десятков брошенных как больших так и не очень домов. Была тут и школа, и клуб и прочее. Ещё до начала 1990-х в Плотине проживало почти 300 рабочих с семьями. Сейчас — 3 человека без семей.

В каждой кухонке окромя печки стоит четырёхкомфорочная газовая плита.

А этот автобус, наверняка, возил жителей в ближайший город Чухлому. На фото — единственный пассажир за последние 25 лет.

Получив мега-порцию эмоций от Плотины, прибавляем массу впечатлений от полностью вымершей деревни Митюково.

Дома здесь знатные, конца XIX — начала XX веков.

Далее решаем по наводке kopanga посетить старинную известную с 1536 года деревню Слуду.
Наверное, это был самый колоритный мост, увиденный нами когда-либо. Точнее их там два, один снесло в сторонку.

На высоком и крутом берегу реки Виги доживает свои последние годы деревня Слуда. Почти все слудские дома не то, чтобы шифером, даже рубероидом не крыты. А наличники как в музеях, только тут всё подлинное. Именно здесь стоит здоровенная домина, сразившая нас своим размером (на заглавном фото поста). Удивительно, конечно, даже при Советском  Союзе деревня с вековой историей жила, но, видать, совсем у нас пошло что-то не так, если за какие-то 10-15 лет судьба её оборвалась.

После Слуды для полноты картины решаем посетить посёлок Судай. В прошлом — город, основанный в начале 16 века на месте Идского городища — ещё более древнего селения. Перед нами Благовещенская церковь 1830 года постройки.

Но наиболее колоритные постройки ждали нас на окраине Судая — в деревне Буболино.

Последним объектом четвёртого дня, уже на обратном пути домой, заехали в урочище Воскресенье-Глазуново. Здешний Воскресенский храм был выстроен в 1791 году. Уф! Подустал писать. Пожалуй, на этом я закончу своё повествование. Тем более, что обо всех этих прелюбобытнейших местах в дальнейшем будут написаны более подробные краеведческие посты.

Итак, продолжение следует…

ru-abandoned.livejournal.com