История нагатинского затона – История раойна

История раойна

Район  Нагатинский затон расположен на Юге  Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино,  Новинки.

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое  на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. — IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода — “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры — земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

Село Коломенское расположено на редкой по красоте  местности, интересной также и в геологическом отношении. Воврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения — огромные валуны из песчаника “Гусь” и “Девичий камень”, имевшие обрядовое значение  для языческих племен.

О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

Название села Коломенское, по одной из версий, произошло от поселившихся здесь в XIII веке жителей Коломны, бежавших от нашествия Батыя, по другой — от множества холмов, курганов, покрывавших эту местность и называвшихся в древности “коломиши”.

Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москва-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы.

Путь  от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: “с коломенскую версту”).

Коломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов; в 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле.

Коломенское быстро растет, развивается и становится крупной подмосковной  великокняжеской вотчиной. Коломенское было любимой дачей царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, выстроившего здесь в 1667-1670г.г. деревянный дворец. Дворец строился лучшими мастерами XVII века и являлся самым прекрасным деревянным сооружением на Руси. Здесь летом подолгу отдыхала царская семья, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиными потехами. Домовой церковью в это время служил каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, соединявшийся с деревянным дворцом крытым переходом.

От древнего усадебного парка сохранились лишь дубы в Южной его части. Четырем дубам с мощными стволами — по 800 лет. Они — современники Москвы.

До наших дней сохранилась церковь Вознесения Господня 1532 года, непревзойденный образец церковной архитектуры первой половины XVI века, вошедшая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предполагают, церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына —  будущего царя Ивана Грозного. Своей красотой и величием она поражала современников, возвышаясь на крутом берегу Москвы-реки. Высота храма — 62 метра, в XVI веке это было одно из самых высоких сооружений в России.

В приселке Коломенского — Дьяково — расположен уникальный памятник архитектуры XIV века — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи — прообраз собора Василия Блаженного на Красной Площади.

В Коломенском провел детские годы Петр I. Здесь юный царевич устраивал учения “потешных войск”, речные походы на специально устроенных судах, останавливался здесь после взятия Азова (1696г.) и перед торжественным въездом в Москву после победы под  Полтавой (1709г.). О петровских победах напоминают 4 пушки, которые до наших дней стоят на берегу Москвы-реки.

Позднее Коломенское служило летним местопребыванием Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины  II. Здесь устраивались пышные празднества и царские охоты.

Коломенское в XVII-XVIII имело типичные черты усадьбы, в ней было все необходимое для царской семьи. Коломенское являлось центром дворцовой волости, состоящей из 9 деревень и 4 приселков — часть их находится на территории современного района “Нагатинский затон”.

Главная улица села — “Большая” (XVI век) имела дубовый настил, который был обнаружен в 1960-х годах при прокладке водопровода. Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

Коломенское постепенно росло и сливалось с окружающими деревнями — Штатной слободой и Садовниками на юге и с Новинками и Нагатином — на севере. В конце 19 века село Коломенское стало крупным населенным пунктом.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававщиеся в течении многих веков,  оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Название села “Нагатино”, известного с XIV века, по одной из версий, связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены “на гати”, т.е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи; по другой — от слова “ногата”, обозначавшее древнерусскую денежную единицу X — XV в.в.

Вокруг Нагатино исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатино и поныне существует “заводь” (или затон) — бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

В этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод (ул.Речников, д.7). Основное направление работы завода — судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.

Около завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа “Москвич”, так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских  судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

Расположение завода создало предпосылки для образования учебных заведений – профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979г.) — для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую Государственную академию водного транспорта.

В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов.

На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы — в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный фасад района.

В 1969 году  близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.

В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза “Огородный гигант” была продолжена застройка еще одного жилого массива (ул.Коломенская и Коломенская набережная — бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).

К территории района «Нагатинский затон» также относится крупный зеленый массив, расположенный на полуострове севернее жилых массивов района — Нагатинская пойма.

Пойма — это часть дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя высота над уровнем реки 1 — 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена. В конце 60-х годов Нагатинская пойма была полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный Нагатинским мостом. В канун празднования 60-летия Октябрьской революции на острове был заложен парк им. 60-летия Октября (архитектор В.И.Иванов), который занимает более 100 га. В 1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор А.М.Рухлядев) — это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала. Здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. На территории поймы расположена ярмарка детских товаров – «Коломенская» ярмарка.

От древних подмосковных сел, на территории которых расположился район Нагатинский затон, в настоящее время сохранились лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту, станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная, метро “Коломенская”, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское — Большая улица — сохранилась по сей день с тем же названием.

Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями района: Судостроительная улица (примыкает к МССЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена.

Нагатинский затон имеет свой герб, который представляет собой щит московской формы, скошенный слева повышенной серебряной привязью. В верхнем пурпуровом поле серебряное изображение древнего городища — три древних жилища, огороженных пятиконечным частоколом с воротами. Речная символика района отражена в виде скрещенных серебряных молота, древнего речного якоря и современного речного якоря в нижнем зеленом поле герба.

nagatinsky-zaton.mos.ru

История района | Нормальное Нагатино

Граница района Нагатинский Затон проходит по южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по оси проспекта Андропова, осям старого русла реки Москвы, русла реки Москвы, шлюза 10-11, русла реки Москвы до южных границ территории музея-заповедника «Коломенское».

На месте кварталов современной застройки района Нагатинский Затон в прошлом были расположены хорошо известные в истории России подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки. Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище. Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей I тыс. до н. э. — IV в. н. э., Дьяково городище, давшее название всей культуре этого периода — «Дьяковская культура» (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры — земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

В 1960 году подмосковные села Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы, и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов. На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах, была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы — в виде домов, стилизованных под паруса — создает современный фасад района.

В 1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошёл Пролетарский проспект (сейчас это проспект Андропова), построена станция метро «Коломенская».

В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза «Огородный гигант» была продолжена застройка еще одного жилого массива (ул. Коломенская и Коломенская набережная — бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).

В 2002 году Московской городской Думой были приняты изменения в Закон «О территориальном делении города Москвы» согласно которым территория музея-заповедника «Коломенское» была включена в состав района Нагатинский Затон.

© Wikimapia

 

Интересная статья про район в Ведомостях

Архивные фото района на карте 

О детстве и Нагатино

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

nagatino.news

История округа

          Округ  Нагатинский затон расположен на Юге  Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница округа проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

          У округа Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино,  Новинки.

          Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

        Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое  на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. — IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода — “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры — земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

     Село Коломенское расположено на редкой по красоте  местности, интересной также и в геологическом отношении. Воврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения — огромные валуны из песчаника “Гусь” и “Девичий камень”, имевшие обрядовое значение  для языческих племен.

         О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

        Название села Коломенское, по одной из версий, произошло от поселившихся здесь в XIII веке жителей Коломны, бежавших от нашествия Батыя, по другой — от множества холмов, курганов, покрывавших эту местность и называвшихся в древности “коломиши”.

        Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москва-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы.

         Путь  от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: “с коломенскую версту”).

          Коломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов; в 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле.

          Коломенское быстро растет, развивается и становится крупной подмосковной  великокняжеской вотчиной. Коломенское было любимой дачей царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, выстроившего здесь в 1667-1670г.г. деревянный дворец. Дворец строился лучшими мастерами XVII века и являлся самым прекрасным деревянным сооружением на Руси. Здесь летом подолгу отдыхала царская семья, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиными потехами. Домовой церковью в это время служил каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, соединявшийся с деревянным дворцом крытым переходом.

      От древнего усадебного парка сохранились лишь дубы в Южной его части. Четырем дубам с мощными стволами — по 800 лет. Они — современники Москвы.

            До наших дней сохранилась церковь Вознесения Господня 1532 года, непревзойденный образец церковной архитектуры первой половины XVI века, вошедшая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предполагают, церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына —  будущего царя Ивана Грозного. Своей красотой и величием она поражала современников, возвышаясь на крутом берегу Москвы-реки. Высота храма — 62 метра, в XVI веке это было одно из самых высоких сооружений в России.

           В приселке Коломенского — Дьяково — расположен уникальный памятник архитектуры XIV века — церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи — прообраз собора Василия Блаженного на Красной Площади.

        В Коломенском провел детские годы Петр I. Здесь юный царевич устраивал учения “потешных войск”, речные походы на специально устроенных судах, останавливался здесь после взятия Азова (1696г.) и перед торжественным въездом в Москву после победы под  Полтавой (1709г.). О петровских победах напоминают 4 пушки, которые до наших дней стоят на берегу Москвы-реки.

             Позднее Коломенское служило летним местопребыванием Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины  II. Здесь устраивались пышные празднества и царские охоты.

             Коломенское в XVII-XVIII имело типичные черты усадьбы, в ней было все необходимое для царской семьи. Коломенское являлось центром дворцовой волости, состоящей из 9 деревень и 4 приселков — часть их находится на территории современного округа “Нагатинский затон”.

            Главная улица села — “Большая” (XVI век) имела дубовый настил, который был обнаружен в 1960-х годах при прокладке водопровода. Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

         Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

         Коломенское постепенно росло и сливалось с окружающими деревнями — Штатной слободой и Садовниками на юге и с Новинками и Нагатином — на севере. В конце 19 века село Коломенское стало крупным населенным пунктом.

        К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававщиеся в течении многих веков,  оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

          В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

             Название села “Нагатино”, известного с XIV века, по одной из версий, связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены “на гати”, т.е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи; по другой — от слова “ногата”, обозначавшее древнерусскую денежную единицу X — XV в.в.

            Вокруг Нагатино исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатино и поныне существует “заводь” (или затон) — бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

              В этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод (ул.Речников, д.7). Основное направление работы завода — судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.

                Около завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории округа.

            Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа “Москвич”, так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских  судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

              Расположение завода создало предпосылки для образования учебных заведений – профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979г.) — для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую Государственную академию водного транспорта.

             В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов.

           На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы — в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный фасад округа.

         В 1969 году  близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с округом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.

             В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза “Огородный гигант” была продолжена застройка еще одного жилого массива (ул.Коломенская и Коломенская набережная — бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).

К территории округа «Нагатинский затон» также относится крупный зеленый массив, расположенный на полуострове севернее жилых массивов округа — Нагатинская пойма.

           Пойма — это часть дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя высота над уровнем реки 1 — 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена. В конце 60-х годов Нагатинская пойма была полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный Нагатинским мостом. В канун празднования 60-летия Октябрьской революции на острове был заложен парк им. 60-летия Октября (архитектор В.И.Иванов), который занимает более 100 га. В 1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор А.М.Рухлядев) — это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала. Здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. На территории поймы расположена ярмарка детских товаров – «Коломенская» ярмарка.

          От древних подмосковных сел, на территории которых расположился округ Нагатинский затон, в настоящее время сохранились лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту, станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная, метро “Коломенская”, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское — Большая улица — сохранилась по сей день с тем же названием.

            Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями округа: Судостроительная улица (примыкает к МССЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена.

         Нагатинский затон имеет свой герб, который представляет собой щит московской формы, скошенный слева повышенной серебряной привязью. В верхнем пурпуровом поле серебряное изображение древнего городища — три древних жилища, огороженных пятиконечным частоколом с воротами. Речная символика округа отражена в виде скрещенных серебряных молота, древнего речного якоря и современного речного якоря в нижнем зеленом поле герба.

nzaton.ru

Район Нагатинский затон

Район Нагатинский Затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москвой-рекой. Граница района проходит по северным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по проспекту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москвы до музея-заповедника «Коломенское».

Нагатинский затон имеет свой герб, который представляет собой щит московской формы, скошенный слева повышенной серебряной привязью. В верхнем пурпуровом поле серебряное изображение древнего городища — три древних жилища, огороженных пятиконечным частоколом с воротами. Речная символика района отражена в виде скрещенных серебряных молота, древнего речного якоря и современного речного якоря в нижнем зеленом поле герба. У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки. Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-.реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. — IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода — «Дьяковская культура» (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры — земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

Село Коломенское расположено на редкой по красоте местности, интересной также и в геологическом отношении. В оврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения — огромные валуны из песчаника «Гусь» и «Девичий камень», имевшие обрядовое значение для языческих племен. О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339 гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

Название села Коломенское, по одной из версий, произошло от поселившихся здесь в XIII веке жителей Коломны, бежавших от нашествия Батыя, по другой — от множества холмов, курганов, покрывавших эту местность и называвшихся в древности «коломиши». Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москвой-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы. Путь от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: «с коломенскую версту»). Коломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов. В 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле. Коломенское быстро растет, развивается и становится крупной подмосковной великокняжеской вотчиной. Коломенское было любимой дачей царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, выстроившего здесь в 1667-1670г.г. деревянный дворец.

Улицы

Район Нагатинский затон интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

История Москвы — история района «Нагатинский Затон», Нагатино

    Из глубины веков до наших дней.
     У района “Нагатинский затон” богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.     Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.     Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. — IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода — “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры — земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

    Нагатино.
    Название села “Нагатино”, известного с XIV века, по одной из версий, связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены “на гати”, т.е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи; по другой — от слова “ногата”, обозначавшее древнерусскую денежную единицу X — XV в.в. Вокруг Нагатина исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатине и поныне существует “заводь” (или затон) — бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

    Московский судостроительный и судоремонтный завод

    В этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод (ул.Речников, д.7).Основное направление работы завода — судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.
    Суда, построенные заводом, успешно эксплуатируются в Югославии, Венгрии, Польше, Германии, Египте, Индии, Австралии и других странах.
    В настоящее время красавцы-теплоходы с маркой Московского судостроительного и судоремонтного завода эксплуатируются на большинстве водных путей Европейской и Азиатской частей России. Построенные заводом суда обеспечивают более 17 % всех пассажирских перевозок по России. МССЗ со дня его существования построено 1804 теплохода. Сейчас завод осуществляет строительство экологических судов нефте- и мусоросборщиков.
    В 1979г. в районе был основан Московский институт водного транспорта (с 1993г. — Академия водного транспорта).

    Застройка района

    В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов.
    На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы — в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный фасад района.
    В 1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.
    В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза “Огородный гигант” была продолжена застройка еще одного жилого массива (ул.Коломенская и Коломенская набережная — бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).

    Нагатинская пойма

    Нагатинская пойма — крупнейшая пойма в черте города. Пойма — это часть дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя высота над уровнем реки 1 — 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена. В конце 60-х годов Нагатинская пойма полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный Нагатинским мостом. В канун празднования 60-летия Октябрьской революции на острове был заложен парк им. 60-летия Октября (архитектор В.И.Иванов), который занимает более 100 га.
    В 1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор А.М.Рухлядев) — это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала.

    Улицы

    От древних подмосковных сел, на территории которых расположился район “Нагатинский затон” в настоящее время сохранились лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту, станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная, метро “Коломенская”, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское — Большая улица — сохранилась по сей день с тем же названием. Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями района: Судостроительная улица, улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена.

nagatino2000.narod.ru

История района Нагатинский затон | Земля Мастеров

История района Нагатинский затон уходит корнями в глубокую древность. Вследствие пригодных для проживания природных условий, на этом месте в старинувозникло поселение, которое называли Дьяковом городищем.

Древние времена

Как выявили археологические расследования, примерно 2,5 тыс. лет назад на этих землях поселялись первобытные племена. Это были древние поселения эпохи Неолита, какие дали название культуры эпохи раннего железного века, прозванной Дьяковской культурой. Важнейшими видами деятельности древних людей было:

  • Возделывание земли;
  • Животноводство;
  • Охота и рыболовство.

Из истории Коломенского

Местность, где размещалось село Коломенское, была весьма живописной. И теперь на дне оврагов в этих местах можно обнаружить следы периода оледенения. На каменных глыбах той эпохи племена язычников проводили ритуалы.

О Коломенском и Нагатинском упоминается еще в грамотах периода правления Ивана Калиты.

В соответствиис летописями, в селе Коломенскомотдыхал Дмитрий Донской после одержанной победы на Куликовом поле.

В последующие годы Коломенскоебурно развивалось, оставаясьво владениях царей. Это село стало любимым местом отдыха у Ивана Грозного. В годы правления Алексея Михайловича на территории села построили удивительной красоты и величия дворец, над которым работали самые искусные мастера. В настоящее времяот старинного парка остались лишь могучие дубы, возраст которых насчитывает восемь столетий.

Достопримечательности

До нашего времени дожила и церковь Вознесения Господня, возведенная в 1532 г. и числившаяся в списках наследия ЮНЕСКО. По мнению историков, храм был сооружен при князе Василии. Строение высотой 62 метрастало высочайшим сооружением 16 века.

В юности Петр I проводил в Коломенском учения потешных полков.

В дальнейшемКоломенскоеоставалось летней резиденцией для многих российских правителей. Среди местных жителей большую часть составляли крестьяне. Для обслуживания дворцового хозяйства здесь проживали:

  • Плотники, конюхи.
  • Мастера плиточных дел.
  • Часовщики.
  • Рыбаки и охотники.

В Коломенском многие годы выращивали плодовые деревья, так, в 1813 г. их насчитывалось 15 тысяч. В период коллективизации в Коломенскомбыл создан колхоз «Огородный гигант», хозяйственная деятельность которого была направлена на выращивание овощных культур.

Нагатино

У названия села Нагатино имеется две версии происхождения. Согласно первой, дороги в этом топком местеставили «на гати», а по второй версии, название пошло от термина «ногата», означающего денежную единицу в Древней Руси.

Вблизи села раскинулись озера, на которых проводились ремонт и постройка судов. Первое упоминание о Нагатинской заводи можно встретить в документах, относящихся к 1410 г.

С 1936 г. берет свое начало современная история Нагатинского затона, когда здесь начал функционировать Московский завод по ремонту и строительству судов. Недалеко от производства был выстроенпоселок, где проживали рабочие завода со своими семьями. В 1938 г. на производстве со стапелей спустили на воду первое судно. Всем были знакомы речные трамвайчики.

По причине удобного местоположения завода,на его базе стали появляться специализированные учреждения образования.

В 1960 г. населенные пункты: Коломенское, Нагатино и Новинки, отошли к Москве. Деревянные постройки снесли и на их месте появились многоэтажные строения. Была сооружена облицованная гранитом Нагатинская набережная, в 1969 г. возвели Нагатинский мост. В 1985 г. был выстроен Южный речной вокзал, руководителем проекта стал архитектор А.М. Рухлядев. Данное сооружение называют вторыми речными воротами столицы.

 

zema.su

Нагатинский затон — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

История промзоны

Промзона расположена в районе Нагатинский затон, который имеет богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории Российского государства подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

В 1960 году они вошли в черту Москвы, и на месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли многоэтажные кварталы.

Село Нагатино дало имя современным районам Нагатинский затон и Нагатино-Садовники. Раньше в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», то есть на настиле из бревен для проезда и прохода по топи. Отсюда, по одной из версий, и произошло название села.

Вокруг Нагатино всегда было много заливных лугов и озер, которыми жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается еще в 1410 году. В Нагатино до сих пор существует «заводь» (или затон) — бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

15 мая 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) в связи с сооружением канала Москва — Волга принял решение о строительстве в Нагатинской пойме судоремонтного предприятия. Это точка отсчета истории Московского судостроительного и судоремонтного завода (МСиСЗ).

 

Завод был введен в действие в 1936 году по адресу: ул. Речников, д. 7. Основным направлением его работы стало судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.

Возле завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района. Расположение предприятия также создало предпосылки для образования учебных заведений — профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979 г.) — для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую государственную академию водного транспорта.

 

 

Интересно, что названия некоторых улиц в районе Нагатинский затон тесно связаны с судостроительным производством: Судостроительная улица (примыкает к МСиСЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица.

 

 

Названия остальных улиц, набережных, мостов — Коломенская улица, Коломенская набережная, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки — отсылают нас к древним подмосковным селам, на территории которых расположился район Нагатинский затон.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно предприятие строило крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

 

 

В 1930-е годы МСиСЗ ударно работал на индустриализацию страны, в 1940-е его деятельность была неразрывно связана с фронтом. В 1960 — 1970-е годы завод превратился по-настоящему в масштабное судостроительное предприятие, освоив серийное производство речных пассажирских теплоходов и толкачей-буксиров. Общее количество построенных на МСиСЗ судов — более 1800.

 

Суда, построенные на МСиСЗ в период с 1948 по 1993 г.

Наименование
судна

Годы выпуска

Количество

«Москвич»

1948 — 1958

283

«ОМ»

1952 — 1965

123

«МО»

1958 — 1966

132

«Речной»

1966 — 1975

88

«Заря»

1966 — 1976

556

«Москва»

1969 — 1996

323

«Московский»

1983 — 1995

50

«Луч»

1987 — 1993

31

 

В связи с финансовыми трудностями судоходных компаний в 1990-х годах наступил момент, когда продукция МСиСЗ не пользовалась спросом. В этих условиях руководство завода искало любые возможности загрузить работой квалифицированные кадры. Был выигран конкурс на строительство по государственному заказу понтонов для военных, а также катеров «Сайгак».

Пришедшая на завод в начале 2000 года новая команда принесла перспективную идею — освоить на заводе строительство современных яхт. В сложившихся новых рыночных условиях можно было сделать производство в Москве рентабельным только с продуктом, обладающим высокой добавленной стоимостью. Однако оставался риск невостребованности готового продукта. Чтобы освоить производство яхт, специалисты МСиСЗ прошли дополнительное обучение: с нуля было создано интерьерное производство, в корне изменен подход к качеству судокорпусных работ.

В 2003 году на воду была спущена яхта «Паллада», первый продукт новой производственной программы. К 70-летию Московского судостроительного и судоремонтного завода новый флот включал уже пять супер-яхт, за каждой из которых стояла индивидуальная история добросовестного труда и творческого подхода.

В 2005 году руководители предприятия объявили о создании международного консорциума. МСиСЗ стал основателем и ведущим партнером консорциума Timmerman Yachts, и яхты на заводе стали выпускать под этим брендом.

stroi.mos.ru