51 станция и четыре метродепо (фото) :: Новосибирск :: РБК
Метро в Новосибирске , 09 мар 2018, 18:060
Перспективы новосибирского метро: 51 станция и четыре метродепо (фото)
9 марта в метродепо «Ельцовское» прошло выездное совещание по вопросам развития Новосибирского метрополитена
Фото: Анна Иванова, РБК Новосибирск
В ходе совещания обсуждался план развития новосибирского метро. В ходе своего доклада директор МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Александр Мысик сообщил, что в далекой перспективе в Новосибирске может быть построено пять веток метро: Ленинская (15 станций), Кировская (8 станций), Дзержинская (7 станций), Октябрьская (10 станций) и Первомайская (11 станций). При этом последние две линии — вопрос спорный. Метро в первую очередь будут стараться завести в те районы, которые сегодня активно застраиваются и развиваются, в основном, они расположены на Левобережье («Чистая слобода», «Просторный», «Матрешкин двор», «Акатуйский», Юго-Западный и другие)
Для увеличения изображения откройте его в новой вкладке (Фото: мэрия Новосибирска)
Логика развития метро согласована с генпланом города, стратегия развития метрополитена закладывалась треть века назад — в 80-е. Тогда же были зарезервированы земли под строительство объектов инфраструктуры метрополитена. «В разработанном плане запроектированы именно те точки, которые позволят метро существенно прибавить в пассажиропотоке», — добавил Локоть.
В ходе обсуждения перспектив новосибирского метро высказывались разные точки зрения. Андрей Травников и Анатолий Локоть высказали свое мнение по этому поводу.
«В Новосибирске у нас по любому вопросу, от футбола до балета, всегда много экспертов, — сказал Травников. — Меня убеждали, что трассу Дзержинской линии надо корректировать». Локоть пояснил: «Много предлагают, например, увести метро на Ключ-Камышенское плато. Однако наша с Андреем Травниковым общая позиция, что лучшее — враг хорошего, — заявил мэр.
nsk.rbc.ru
куда власть заведет новосибирский метрополитен :: Новосибирск :: РБК
— Григорий Александрович, власти города и региона намерены достраивать «Дзержинскую» линию метро до электродепо «Волочаевское» на территории бывшей Гусинобродской барахолки. Однако есть и альтернативный проект — до улицы Выборной. В чем привлекательность каждого из этих вариантов для Новосибирска?
— Проект продления «Дзержинской» линии до электродепо «Волочаевское» разработали в 1993 году. Однако он так и не был реализован. Шесть лет назад губернатор Василий Юрченко поручил возобновить работы. В том же году заказали разработку проектной документации продления «Дзержинской» линии. С учетом небольших изменений конструкций — все-таки прошло 25 лет.
В 2013 году было получено заключение Главгосэкспертизы о соответствии технической части проекта. При этом сметная экспертиза в Главгомэкспертизе пройдена не была — только техническая часть. А с тех пор прошло уже пять лет. Тогда проект был актуален: было видение, что федеральный центр выделит деньги, и все будет построено. Но на том все и застыло.
Проект продления Дзержинской линии, разработанный в 2012 году, морально устарел. На самом деле, эта идея еще из восьмидесятых.
Планировалось, что жилмассивы в Октябрьском районе будут формироваться в районе Гусинобродского шосссе. Но на деле оказалось, что и МЖК, и Плющихинский жилмассив, и микрорайоны на Выборной оказались в стороне от линии, которая заканчивается электродепо «Волочаевское».
Если посмотреть на карту развития Новосибирского метрополитена, то именно эти три района массовой застройки предполагалось захватить новой Октябрьской линией. Она должна была идти от жилмассива «Снегири» до района Педагогического университета.
Для увеличения изображения откройте его в отдельной вкладке
Но если мы продолжим двигаться согласно разработанной концепции, то в районе НГПУ линия метро никогда не появится. Потому что для этого нужно стоить новую линию — Октябрьскую, — а это пять-шесть новых станций. При условии, что мы три станции строили 26 лет. Поэтому в 2015 году появилось предложение: повернуть Дзержинскую линию и фактически повести ее в створе Октябрьской линии, а электродепо разместить на пустующих площадках за НГПУ.
Это позволит при строительстве всего трех-четырех станций в ближайшие 10 лет подключить к линии метрополитена МЖК, Плющихинский и жилмассивы, расположенные н
Новосибирский метрополитен | |||
---|---|---|---|
Описание | |||
Страна | Россия Россия | ||
Расположение | Новосибирск Новосибирск | ||
Дата открытия | 7 января 1986 года | ||
Владелец | Правительство Новосибирска | ||
Эксплуатант | МУП «Новосибирский метрополитен» | ||
Дневной пассажиропоток | 227 тыс. чел. [1] | ||
Годовой пассажиропоток | 83,0 млн чел. [2] | ||
Сайт | Официальный сайт Новосибирского метрополитена | ||
Маршрутная сеть | |||
Число линий | 2 | ||
Число станций | 13[3] | ||
Длина сети | 15,9 км[3] | ||
Подвижной состав | |||
Размер ПС | 104 вагона[3] | ||
Число вагонов в составе | 4 | ||
Число депо | 1 | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | 1520 мм (русская колея) | ||
Электрификация | 825 В, контактный рельс | ||
Средняя скорость | 40 км/ч | ||
| |||
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
1954 год | Принятие генплана развития Новосибирска, в котором предполагалось в перспективе сооружение метрополитена, для чего в генплане были зарезервированы полосы отвода под строительство подземки. |
9 июля 1962 года | В Новосибирске рождается миллионный житель. Согласно негласному советскому стандарту, на метрополитен могут претендовать только города-миллионеры. Теперь Новосибирск на полных правах может претендовать на строительство метрополитена. |
1963 год | Представители из институтов СибЗНИИЭП и «Новосибгражданпроект» отправляются в Москву, для получения методических указаний по сооружению метро. |
1965 год | Представители администрации Новосибирска направляются в Госплан СССР, с целью добиться включения строительства метрополитена в новый городской генплан. Несмотря на то, что в плановом ведомстве обещали помочь и поддержать сибиряков, в генплане города, принятом в 1968 Советом Министров РСФСР метрополитена не значилось. |
1968 год | После утверждения генплана, институту «Новосибгражданпроект» в короткие сроки было поручено всесторонне обосновать сроки и необходимость постройки метро. Начата работа по определению основных пассажиропотоков в городе и выбор вариантов трассы будущего метро. |
23 сентября 1971 года | Госплан РСФСР утвердил заново подсчитанную новосибирскими проектировщиками динамику численности населения города до 2000 года, тем самым согласившись с необходимостью строительства в Новосибирске метро. |
1974 год | «Бакметропроектом», филиалом московского института «Метрогипротранс», выполнена корректировка раннее разработанного «Новосибгражданпроектом» ТЭО строительства метро в городе. |
17 марта 1975 года | Постановление Совета Министров СССР: «…Разрешить приступить к проектированию первой очереди метрополитена в г. Новосибирске. Косыгин А.Н.» |
29 ноября 1978 года | Технический проект метрополитена утвержден Советом Министров СССР. |
Январь 1979 года | Организация в Новосибирске филиала института «Ленгипротранс», позже реорганизованного в «Новосибметропроект». Создание дирекции строящегося метрополитена. |
6 марта 1979 года | Создан городской штаб по строительству метрополитена. |
12 мая 1979 года | На месте будущей станции «Октябрьская» забита первая свая, что символизировало старт строительства метрополитена в городе. |
10 июня 1979 года | Начаты горнопроходческие работы на перегоне «Октябрьская» — «Площадь Ленина». |
1 марта 1980 года | Забита первая свая на месте будущей станции «Вокзальная» (сейчас «Площадь Гарина-Михайловского). Начаты строительные работы на второй — Дзержинской линии. |
20 июня 1980 года | Начало строительства метромоста через Обь. |
10 декабря 1982 года | Мостостроители завершили сооружение русловых опор метромоста через Обь. |
Февраль 1983 года | Монтажники приступили к сборке металлического пролётного строения метромоста. |
9 июля 1983 года | Произведена надвижка первых метров метромоста. |
20 июня 1984 года | Уложены первые метры рельсошпальной решётки в тоннелях. |
3 декабря 1984 года | Метростроевцы приступили к укладке путевого бетона. |
31 января 1985 года | Монтажники завершили надвижку металлического пролётного строения метромоста через Обь. |
25 мая 1985 года | Начаты работы по монтажу контактного рельса. |
1 июня 1985 года | Завершена проходка последнего перегонного тоннеля первого пускового участка (между станциями «Октябрьская» и «Речной вокзал»). |
29 июля 1985 года | В город прибыли первые поезда для метрополитена. |
27 сентября 1985 года | Завершён монтаж конструкций галерей мостового перехода. |
6 декабря 1985 года | Окончание общестроительных работ на первом пусковом участке. В 4 часов утра от станции «Красный проспект» до станции «Октябрьская» прошёл первый пробный поезд. |
16 декабря 1985 года | Завершён монтаж контактного рельса на всём пусковом участке. |
19 декабря 1985 года | Прошёл первый пробный поезд по всей протяжённости первого пускового комплекса. Произведены испытания пролётных строений метромоста. |
27 декабря 1985 года | Начата обкатка электропоездов в рабочем режиме по всей линии. |
28 декабря 1985 года | В 12 часов дня подписан акт Госкомиссии о приёмке в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Новосибирского метрополитена в составе 5 станций и перегонов протяжённостью 8,5 км, электродепо «Ельцовское» с веткой в депо — 1,8 км и инженерный корпус метрополитена. Официальное открытие подземки состоялось. Метрополитен был готов к началу перевозки пассажиров, однако было принято решение немного задержать открытие метро для пассажиров, для технологической доработки режима движения. |
7 января 1986 года | В 18 часов на станции «Площадь Ленина» состоялся торжественный митинг, посвящённый вводу в эксплуатацию Новосибирского метрополитена и началу регулярного пассажирского движения. |
12 января 1986 года | Перевезён миллионный пассажир. |
31 декабря 1987 года | Открыто движение по второй — Дзержинской линии метро, протяжённостью 1,6 км, состоявшей из двух станций: «Площадь Гарина-Михайловского» и «Сибирская». |
26 июля 1991 года | Ленинская линия удлинилась на 1,146 км. Открыта станция «Площадь Маркса». |
Конец 1991 года | Было начато строительство второй очереди метрополитена от станции «Сибирская» до станции «Гусинобродская» (сейчас «Золотая Нива»). |
31 марта 1992 года | Введён в эксплуатацию участок Ленинской линии протяжённостью 2,1 км, состоящий из двух станций: «Заельцовская» и «Гагаринская». |
2 октября 1995 года | Метрополитен перешёл на безмонетную систему оплаты проезда. |
10 июня 1996 года | Новосибирский метрополитен посетил Президент России Б.Н. Ельцин. |
Сентябрь 1998 года | Прекращение всех строительных работ на промежутке «Маршала Покрышкина» — «Гусинобродская» (ныне «Золотая Нива»). Консервация участка. |
1999 год | Перевезён миллиардный пассажир. |
28 декабря 2000 года | Был сдан в эксплуатацию промежуточный участок второй очереди метрополитена протяжённостью 1,583 км. Открыта станция «Маршала Покрышкина». |
Весна 2002 года | Найдён новый подрядчик для строительства метрополитена — горнопроходческая компания «Бамтоннельстрой». Возобновление строительных работ на участке между станциями «Маршала Покрышкина» и «Берёзовая роща». |
16 декабря 2003 года | Запущен тоннелепроходческий комплекс «Lovat». |
25 июня 2005 года | Введён в строй станция «Берёзовая роща» с одним перегонным тоннелем, являющаяся частью второго промежуточного участка второй очереди, протяженностью 1,17 км. |
Май 2007 года | Возобновлены строительные работы на участке между станциями «Берёзовая роща» и «Гусинобродская», впоследствии названная «Золотая Нива». |
23 июня 2007 года | Открыт второй перегонный тоннель между станциями «Маршала Покрышкина» и «Берёзовая роща». На Дзержинской линии впервые организовано полноценное круговое движение. |
Январь 2009 года | Завершена проходка правого перегонного тоннеля между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая Нива». |
7 октября 2010 года | Завершение строительства второй очереди Новосибирского метрополитена. Открыта третья часть второго пускового участка, протяженностью 1,71 км включающая станцию «Золотая Нива». Открытие станции с недоделками состоялось накануне выборов в Заксобрание Новосибирской области. |
26 октября 2010 года | По решению суда станция «Золотая Нива» была признана непригодной к эксплуатации и закрыта на 30 суток на проведение доделочных работ. |
9 февраля 2011 года | В 19 часов, станция «Золотая Нива» была повторно открыта для постоянной эксплуатации. |
7 мая 2013 года | Возобновлены работы по достройке левого перегонного тоннеля. |
www.mirmetro.net
История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен? | ОБЩЕСТВО
Новосибирск с 60-х годов по численности населения был и остаётся третьим городом в стране. С момента основания Новосибирску понадобилось всего 69 лет, чтобы стать городом-миллионником! (Это произошло в 1962 году.) Для сравнения, чтобы перевалить за миллионный барьер, Нью-Йорку потребовалось 250 лет, а Москве – 700! Поэтому строительство метрополитена было только делом времени.
Спасение под землёй
Из-за колоссального роста населения городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим, как на дрожжах, пассажиропотоком. К тому же стремительно развивалась наука и промышленность – всё это давало большие перспективы для дальнейшего роста.
«Почти на всех остановках транспорта собирались десятки человек, – рассказывает пенсионерка Светлана Соколова. – Когда подходил автобус, люди просто стервенели: чтобы утрамбовать пассажиров, оставшиеся на улице мужчины разбегались и со всего маху врезались в висящих на подножке людей. Самое интересное, что никто в автобусе не возмущался. На работу приезжали мятыми, с оторванными пуговицами и с оттоптанными ногами».
А когда происходили природные катаклизмы – сильный гололёд – и транспорт вставал намертво, людям приходилось идти несколько километров пешком (в том числе через мост в сильный мороз). Ведь опоздание в советское время грозило серьёзными неприятностями.
Поэтому специально созданная группа специалистов во главе с руководителем отдела транспортных проблем института «Новосибгражданпроект» Вячеславом Борисовским провела необходимые расчёты и доказала местной власти, что у мегаполиса без метрополитена нет будущего.
Согласно их исследованиям, к 1985 году в городе мог наступить транспортный коллапс. Они составили «Схему развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года». По их расчётам, метрополитен должен состоять из трёх линий протяжённостью 52 км (36 станций): Ленинская линия (18,6 км), Кировская (24,4 км), Дзержинская (10,8 км). Ленинская и Кировская должны соединить правый и левый берега. В 1971 году план строительства метро одобрил Новосибирский горисполком и облисполком, которые отправили все материалы на экспертизу в Госплан СССР, Госплан РСФСР и Госстрой РСФСР.
Летом, в августе 1972 года в Новосибирск прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который пообещал рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Но Совет министров РСФСР утвердил проектирование и строительство первой очереди метрополитена только спустя 3 года.
Грандиозная стройка
Строительство началось 12 мая 1979 года, и к декабрю уже вовсю кипела работа над будущими станциями «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». И хотя был практически закрыт весь центр города, что доставляло много неудобств, никто на это не жаловался – очень ждали метро.
«Приехав в город, первым делом я начал формировать бригады метростроевцев, – вспоминает директор «Новосибирскметростроя» Михаил Немилостивых. – На строительстве метро работало более 2 тыс. человек. Подавляющее большинство из них были шахтёры из Кузбасса и инженеры – из выпускников СГУПСа. Для прокладки тоннелей использовали три горнодобывающих комплекса. Впервые стали использовать грузовики для вывоза грунта. Например, в Москве для этих целей в тоннелях прокладывали узкоколейку и вагонетками вывозили землю в створ, откуда поднимали на поверхность. А в Новосибирске метро было неглубоким, поэтому строили открытым способом».Строили тогда очень быстрым темпом: Ленинскую линию из 5 станций завершили за 6,5 года. Отделкой и дизайном станций занимался «Метропроект». Мрамор и гранит добывали в районах области, а облицовочные материалы заказывали на месторождениях Урала, Грузии, Прибайкалья, Подмосковья и Карелии. Но новосибирские станции тем не менее выглядят намного беднее московских и питерских – денег на «высокохудожественные вещи» не хватало.
Переход через Обь сначала предполагали сделать под водой тоннелем или привязать трассу к опорам Коммунального моста. Но в конце концов решили построить мостовой переход. Проектированием метромоста через реку Обь занимались специалисты институтов «Ленгипромост» и «Новосибметропроект». Летом 1980 года на берегу Оби вбили первый колышек с надписью: «Ось моста», а в августе начались строительные работы. Общая длина этого сооружения 2,1 км. В Новосибирске конструкцию пролётных строений и метод надвижки применили впервые в истории отечественного метростроения.
В ночь с 19 на 20 декабря 1985 года провели испытание конструкций метромоста: четыре состава по 5 вагонов общим весом 1,3 тысячи тонн несколько раз проехали с одного берега на другой. Затем 5 поездов остановились и некоторое время постояли на самом мосту. Только после этого комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.
Аттракцион для поцелуев
28 декабря 1985 года Госкомиссией был подписан акт о приёме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Уже 7 января 1986 года метрополитен открыл свои двери первым горожанам. «Первые месяцы метро стало главным аттракционом для жителей не только мегаполиса, но и всей области, – вспоминает житель Новосибирска Александр Трубицин. – Чтобы купить жетончик на проезд в подземке, который стоил тогда 5 копеек, у разменного автомата собирались такие длинные очереди, что «хвост» стоял на улице. В вагоны набивались, как кильки в банки. Пассажиры лезли друг другу чуть ли не на головы и то там, то здесь кричали о том, что их сейчас «раздавят». Но были и свои плюсы: через некоторое время, когда ажиотаж спал, многие влюблённые облюбовали метро в морозы как место для свиданий и поцелуев. Да и город вздохнул свободнее».Строительство второй очереди началось в 1990 году, в которую входили станции «Фрунзенская» (сегодня – «Маршала Покрышкина»), «Берёзовая роща» и «Гусинобродская» (сегодня – «Золотая нива»). В 1993 году планировалось завершить переезд от станции «Сибирская» до станции «Берёзовая роща». Но из-за разразившегося в 1993 году экономического кризиса строительство этой линии пришлось заморозить. Далее подземку строили очень медленно: каждая очередная станция появлялась только через 5 лет. Долгожданная тринадцатая – «Золотая нива» – открыла двери для пассажиров только 9 февраля 2011 года и стала последней на сегодняшний день. Строительство станции «Спортивная», как и других линий метрополитена, до сих пор только на бумаге и в мечтах сибиряков.
www.nsk.aif.ru
5 интересных фактов о Новосибирском метрополитене
28 декабря 1985 года в эксплуатацию был введен Новосибирский метрополитен. Сегодня мы вспомним несколько самых интересных фактов из истории его создания и использования.
1. Новосибирский метромост – самый длинный на планете. Сооружение, которое растянулось на 2145 метров, соединяет два берега реки Обь и является самым зрелищным перегоном всего Новосибирского метрополитена. Старшее поколение вспоминает, что в первые дни после открытия метро, в 1986 году, школьники и студенты массово сбегали с занятий, чтобы первыми прокатиться по чудо-мосту. Конструкция будущего моста долго оспаривалась и обсуждалась инженерами, ведь метромосту предстояло выдерживать огромные нагрузки. В конечном счете специалисты остановились на 7-пролетном крытом варианте.
2. Открытие метрополитена стало настоящим праздником для новосибирцев, ведь они ждали этого события больше 30 лет! Впервые идея о сооружении подземного общественного транспорта в Новосибирске была высказана в 1954 году. Власти города пообещали сделать все возможное, но ответ из Кремля обжалованию не подлежал – в городе с населением меньше миллиона жителей строительство метро просто нецелесообразно. Дело было отложено в ящик на долгие годы, но не забыто. В июле 1962 года появился на свет миллионный житель Новосибирска, что позволило снова возобновить ходатайство, а в 1979-м начать строительство первой станции «Октябрьская».
3. И снова к цифрам. Уже в первый год своего существования поезда новосибирского метро перевезли более миллиона человек, а в 1999-м с эскалатора сошел миллиардный пассажир. Никто поначалу даже не надеялся, что в сибирской столице показатели пассажиропотока достигнут таких масштабов. По статистике самые «загруженные» станции – «Площадь Ленина» и «Студенческая», а самый пассажироемкий перегон – «Студенческая» – «Речной вокзал», который проходит по знаменитому метромосту.
4. На линиях Новосибирского метрополитена есть несколько заброшенных тоннелей, недостроенный перегон и станция-призрак «Спортивная». И станцию, и перегон не могут достроить из-за того, что необходимая техника постоянно «кочует» к более важным объектам: сначала механизированный щит увезли в Москву для строительства новой линии, затем оборудование было отправлено в Сочи. Еще один интересный факт – в случае атомной угрозы метрополитен не может использоваться как укрытие. Самая глубокая станция заложена всего в 15 метрах от поверхности земли, поэтому станции даже не стали оснащать гермоворотами.
5. Новосибирское метро первым в мире решило проблему нежелательных вибраций, возникающих при движении составов. Местные инженеры разработали и успешно внедрили новую конструкцию путей с резиновыми прокладками, которые гасят почти 100% колебаний. Благодаря этому открытию стала возможна безопасная прокладка тоннелей на очень близком расстоянии от жилых домов. Со временем технологию новосибирских инженеров переняли в Москве, а затем по всей России.
venividi.ru