Легко ли быть водителем трамвая – Работа водителем трамвая — отзывы водителей (10)

Легко ли водить трамвай и как не повторить участь Карениной?

Дураки на дорогах или те, кому жизнь не дорога. К нам попали кадры самых безбашенных водителей, которые чуть было не легли под трамвай. Участь Анны Карениной обошла их стороной лишь из-за опытности водителей рельсового транспорта. Легко ли водить 20-тонную машину и как избежать неминуемой аварии?

Буда Мунхоев, корреспондент:

— Как-то раз моя мама сказала мне, что я не смогу получать деньги просто за то, что буду смотреть в окно. И тогда я решил стать водителем трамвая.

Что делать дальше, знает Татьяна Пенегина. За 23 года работы водителем накатала 250 тысяч километров безаварийного вождения трамвая.

— Включаемся.

— Так, вы мне объясните, что мне нажимать?

— Маневровую сюда включайте.

— Воу, воу, воу, я управляю трамваем.

Казалось бы, дергаю всего лишь один рычаг. Зато делать это приходится каждые 5 секунд.

— Нельзя просто газ в пол и книжку читать?

— Нет, нет, конечно.

На любой стрелке, пересечении или повороте приходится постоянно то сбавлять, то прибавлять ход. Иначе 20 тонная машина просто вылетит из колеи. Временами водитель дергает за рычаг даже чаще, чем моргает.

— Если вы отпустите педаль, вагон зазвенит. Ставьте педаль.

Меж тем, приходится постоянно держать ногу на педали безопасности. Стопа неподвижна чуть более одного часа — это целый круг от конечной до конечной. Ускориться хотя бы в 40 километров в час можно лишь на идеально прямых рельсах.

— Так, здесь я могу разогнаться?…

— Т1, а если экстренно, то вот так оно у вас будет. Но он, видите, сразу не остановится.

К слову, вот как выглядит экстренная остановка со стороны. С начала торможения трамвай укатился аж на 20 метров. Это при том, что рельсы сухие, чистые и без наклона. Многие водители, видимо, этого не понимают.

Автомобилистам, видимо, не жаль ни собственной машины, ни жизни. В конце концов — это еще и удар по кошельку.

Саян Будаев, инспектор управления ГИБДД, капитан полиции:

— Если не установлены дорожные знаки, знаки приоритета, вспоминаем правила дорожного движения. Рельсовый транспорт, то есть трамвай, пользуется преимуществом в движении.

Простое правило, которое, не все стремятся соблюдать. Лишь с начала года в Улан-Удэ зарегистрировали 8 ДТП с участием трамваев. 5 из них — из-за непредставления приоритета рельсовому транспорту. Как правило, почему-то нарушают именно водители люксовых иномарок.

Татьяна Пенегина, водитель трамвая, инструктор:

— Зимой мы вообще не можем сразу остановить трамвай. И так как у нас большие пробки в городе, мы постоянно находимся, как сказать, в стрессе. У меня просьба к нашим автомобилистам, а также пешеходам, чтобы соблюдали правила дорожного движения.

Обучаются водить самый тяжелый во всех смыслах транспорт почти полгода. Но я, как человек имеющий, хоть и небольшой, но все же опыт, могу сказать, что водить трамвай куда сложней простого автомобиля. А ведь мне пришлось кататься в депо. Обязательные остановки, дураки на дорогах и состояние городских рельс волей неволей держат вас в режиме постоянной концентрации. Будьте вежливы и аккуратны, ведь трамвай вас не объедет.

tvatv.ru

Водитель трамвая – профессия для людей: интервью с Демаковой Еленой Александровной, водителем трамвая КП «ТТУ ГГ»

Водитель трамвая – профессия для людей: интервью с Демаковой Еленой Александровной, водителем трамвая КП «ТТУ ГГ»

17:15 | 28 марта 2018

Водитель трамвая – человек, который управляет многотонной машиной, отвечая за жизни десятков людей. Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных.

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно. Да, в кабине нет руля, зато нужно учитывать массу факторов: в самом вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще есть автомобилисты, которые так и норовят стукнуться о вагон и нельзя забывать про систему тормозов. Резкая остановка может привести к тому, что стоячие пассажиры упадут. В общем, не каждый справится с такой техникой.

Но Елена Александровна Демакова уже много лет прекрасно ладит с этой непростой машиной, работая водителем трамвая в КП «Трамвайно-троллейбусное управление города Горловка ».

— Елена Александровна, расскажите, где Вы учились, почему выбрали именно эту профессию и какой у Вас стаж работы?

У меня 32 года стажа. Я работаю в Горловском ТТУ с 1985 года. Профессию выбрала случайно. После школы, пока я думала куда поступить, мои подружки взяли и отнесли мои документы в училище. Я окончила Горловское училище № 55 и после него закончила курсы в Донецке. Мне моя работа нравиться, я её люблю. Я выбрала именно трамвай, а не троллейбус потому, что я живу в Калиновке, а в Калиновке было трамвайное депо, а троллейбусное было только в городе и мне было удобней добираться на работу. А вообще хотела быть водителем троллейбуса. Транспорт я люблю.

— Чем труд водителя трамвая отличается от работы водителя автобуса?

Мне кажется, что ничем. У водителей автобуса свои трудности, а у нас свои. И у них случаются поломки, и у нас.

— На каких маршрутах Вы ездили и какой ваш любимый?

Любимый маршрут у меня №8. А так, я работала на всех маршрутах. Свой первый год я ездила по маршруту А, он кольцевой и самый лёгкий, а потом меня поставили на маршрут №8.

— А сколько сейчас у нас в городе трамвайных маршрутов?

Сейчас всего 3. Маршруты № 1, 7, 8.

— Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день, и всегда ли Вы ездите на одном маршруте, или он меняется?

У нас есть 2 смены. Из Калиновки у нас смена в 5.30 — выезжает первый трамвай и в 17.00 -заезжает последний, и вторая — выезд в 6.35, а заезжает последний трамвай в 18.00. Бывает, что если не хватает в городе вагонов, то с маршрута №8 могут поставить на другой маршрут в городе. В основном те, кто работает на маршруте №8 ездят постоянно, а те кто по городу часто меняются.

— На каких машинах Вы работали и на какой работаете сейчас?

Мой бригадный вагон 402, он постоянный. Трамваи у нас КТМ-5М3 и на других я не ездила.

— Большой ли пассажиропоток сейчас и в какое время больше всего пассажиров?

Как всегда, очень много людей едет утром. На маршруте №8, на 6.35, трамвай забит полностью. В обед народу меньше, а вечером тоже людей с работы много едет.

— Какие качества необходимы водителю трамвая?

В первую очередь уважение к пассажирам и спокойствие. Каждый водитель должен хорошо знать технические данные трамвая потому, как если случиться поломка, то мелкий ремонт, если это возможно, должен делать водитель. И мы делаем, чтобы довезти людей, а не высаживать их на полдороги.

— Почему, на ваш взгляд, большинство водителей трамвая женщины?

Я даже и не знаю, ведь считается, что это мужская работа. Но у нас уже три парня — водителя работает.

— Как складываются отношения с пассажирами?  

Бывает по-разному. Большинство пассажиров у нас хорошие и всегда нас защищают, если вдруг ДТП, к примеру, случаются. Входят в положение, когда ломается трамвай. Исключения бывают конечно, а так, пассажиры стараются нас поддерживать, подбодрить.

— Какие сложности у Вас возникают на дорогах?

Водители легковых машин часто нас не пропускают, подрезают. Просто, видимо, не внимательные водители за рулём, которые даже не обращают внимание  на наше транспортное средство. Зимой за наледь бывает цепляемся тяговым двигателем и если много воды осенью и весной, то заливается проводка, ведь всё у нас под вагоном находится.

— Обучали ли вы молодых водителей трамвая?

Раньше много приходило новичков и я их обучала. Приходили молодёжь, но и среднего возраста тоже  бывали. Всего я обучила больше десятка молодых водителей.

— Какие-то интересные случаи были на маршруте?

Люди узнают свой трамвай не по номеру, а по водителю. Они нас – водителей, уже по именам знают. Был случай, когда мои пассажиры, которые обычно ездят на маршруте №8, сели ко мне в трамвай, а я была на другом маршруте и когда стала поворачивать они только тогда поняли, что сели не в тот трамвай.

— Расскажите о ваших интересах вне работы.

Раньше выходных было мало и всё время проводила на работе. А сейчас работаю два дня и два дня отдыхаю. Занимаюсь домом, огородом. С подругами встречаюсь. Люблю читать книги и разгадывать кроссворды.

— Многие в тяжёлый для города период обстрелов уехали, а Вы остались и продолжили работать во благо горловчан, почему?

А куда уезжать? Я домосед и свой дом не брошу. И дети мои никуда не уехали, хоть и была возможность. А сейчас мой сын и невестка тоже работают в ТТУ, так что можно сказать у нас семейный подряд.

Водитель трамвая – это профессия, без которой невозможно представить существование современного города. Благодаря таким работникам как Елена Александровна Демакова горловчане могут с комфортом, безопасно передвигаться по городу в городском электротранспорте.

 

ugkh.info

Водитель самарских трамваев рассказала всю правду о своей работе

«Pro Город» решил узнать, о чем думают самарские водители трамваев во время пробок, как они находят свою любовь и как относятся к пьяным пассажирам и безбилетникам. Обо всем этом в интервью с водителем трамвая Елизаветой Серебряной.

— Можете назвать свою профессию романтической?

— Да, романтика есть. С утра выезжаешь на смену и видишь восход солнца, слышишь пение птиц.

— Как относитесь к скоростным трамваям?

— Считаю, что для Самары такой вид транспорта нереален. У нас в городе слишком часто трамвайные пути пересекаются с дорогами.

— Что сложнее, водить трамвай или автомобиль? Какой транспорт вы еще водите?

— Я умею водить машину, но прав у меня нет. Есть только навык. Трамвай же водить несложно. Ты же едешь по прямой, нажимаешь только на рычаги и на кнопки.

— Самый забавный случай на работе?

— Как-то в салоне сидел нетрезвый пассажир, а в это время наш кондуктор высаживал бабушку, которая отказывалась показывать удостоверение. В итоге этот пьяный мужчина ввязался в спор и толкнул совершенно постороннюю женщину. Она возмутилась и долго била нетрезвого мужчину сумкой по голове.

— Часто ли приходится иметь дело с нетрезвыми людьми?

— Практически ежедневно. По новому распорядку нельзя высаживать таких людей из транспорта. Но если встречаются особо буйные товарищи, то мы зовем на помощь полицию или привлекаем других пассажиров.

— Любимая остановка?

— Назову «Галактионовскую», потому что рядом находится красивая площадь Куйбышева. А из улиц мне нравится Фрунзе.

— На каком маршруте больше всего любите работать?

— Тройка. Это — длинный маршрут. Всегда интереснее, когда ехать нужно долго. Можно осмотреть весь город.

— Почему трамваи водят, в основном, девушки?

— Я считаю, что водить трамвай и троллейбус — это женская работа. Здесь же не нужно прилагать особых усилий. Мужчины должны иметь дело с физической нагрузкой.

— Можно ли найти любовь на работе? Пытались ли с вами познакомиться?

— Знакомятся практически каждый день. Любовь? Ну у меня и знакомых таких случаев не было. Знаю только примеры каких-то мимолетных отношений.

— Какое время года самое сложное для водителя трамвая?

— Осеннее-зимний период, когда приходится веником чистить стрелки перевода. А еще на контактной сети образуется наледь, которая может привести к разрыву проводов.

— Самый страшный случай на работе?

— Помните ту жуткую аварию с трамваем в Самаре? У меня был похожий случай. 2 года назад у моего вагона отказали тормоза на улице Карбышева. Остановила трамвай я только на улице Промышленности. Обошлось без столкновений с другими машинами.

— Есть ли у водителей трамваев свои приметы?

— У меня есть только своя примета — как только я как следует почищу вагон перед сдачей состава, так он сразу ломается. Не знаю, почему так происходит, но постоянно такое замечаю.

— О чем думаете, когда на трамвайных путях сталкиваются машины и предстоит долгое ожидание? Чем занимаете себя?

— Внутри бывает обидно, когда едешь на смену и видишь аварию на путях. И так ведь долго работаешь, а тут выходит, что возвратишься домой позже. Обычно в такие моменты включаю телефон и выхожу в интернет.

— Как реагируете, когда в трамвай заходят музыканты?

— Руководство, конечно, просит нас выгонять таких людей, но мне нравится, когда хорошо поют.

— Как относитесь к зайцам?

— Если люди не наглеют, подходят по-человечески и просят, то почему бы не помочь? А когда наглеют, то, конечно, обидно. Мы ведь встаем на работу в полчетвертого утра. А приезжаем домой со смены как получится. Как-то в мой состав врезался автомобиль. Я простояла на месте с 8 вечера до 5 утра.

— Что чаще всего оставляют в трамваях?

— Когда начинается дачный сезон, то постоянно находим в салоне корзинки с овощами. А вообще чаще всего бабушки теряют социальные карты, а молодежь студбилеты.

— Каким вы видите трамвай будущего? Увидим ли мы трамвай без водителя?

— Я смотрела сюжет о трамвае в Москве, который движется по системе ГЛОНАСС. Думаю, что отказываться от водителя было бы неправильно. У нас ведь тоже есть спутник, но я постоянно замечаю недоработки. Например, я могу уже 15 минут как подъехать к какой-то точке, а сообщение приходит гораздо позже. Система сырая, пока о трамвае будущего думать рано.

— Как относитесь к тому, что из старой части города хотят убрать трамваи из-за шума и деформации зданий?

— Слышала, что с улицы Фрунзе около Костела хотели убрать ветку. Но это — неправильно. Должны укреплять здания, а не убирать трамваи.

— Под какую музыку лучше всего работать?

— Нам нельзя включать музыку в кабине. Мы должны слушать шум подвижного состава, чтобы сразу понимать проблему, если она возникает.

— Собираете ли вы счастливые билетики?

— Я — нет. А вот мой папа собирает. Поэтому если у меня остается после поездки на руках такой билет, то я отдаю ему.

— Что успеваете сделать за 60 секунд?

— На работе можно нагнать время. А в жизни поговорить по телефону.

progorodsamara.ru

Городские профессии: водитель трамвая: fun — LiveJournal

Трамвай – первый в мире общественный вид транспорта. По мере модификации конструкций, менялись и поколения людей, управляющих этой машиной. Водители современных трамваев рассказали, когда рельсы самые скользкие, насколько досконально они знают физику и почему во время работы нельзя двигать левой ногой.

Водитель должен созреть

На сегодняшний день в Киеве существует около 25 маршрутов трамваев. Этот вид транспорта уже не самый популярный, и тем не менее, люди, сделавшие управление трамваями своей профессией, гордятся ею. Чтобы стать водителем этой махины, необходимо проучиться полгода в так называемом Уч. Комбинате – это специальное учебное заведение, в котором готовят водителей троллейбусов, трамваев и автобусов. После обучения нужно сдать экзамен на соответствующую категорию прав в ГАИ. Помимо обычных правил дорожного движения, водитель должен подробно знать механику вагона, устройство рельсового пути, контактной сети. Иначе, если в дороге что-то поломается, то он не будет способен это исправить, а исправление мелких поломок входит в обязанности водителя.

После учебного комбината практикуется езда с водителем-наставником. Стажер отрабатывает 15 часов, после чего он может ездить уже с пассажирами. Наставник по-прежнему сидит рядом и контролирует езду еще 205 часов. Через 2-3 года из трамвая выходит «зрелый» водитель.

Восьмичасовые поездки

Рабочая смена длится 8-9 часов. Есть получасовой перерыв на обед и небольшая передышка на конечной между рейсами. Выходных – один или два в неделю. У водителей две смены: первая начинается в 4:50 и длится до 15:00, вторая – с 15:00 до полпервого ночи. Чтобы выехать на первую смену, водителям надо проснуться в 3 ночи, а по возвращении продолжить сон, по их словам, не получается. Зачастую человек работает постоянно либо в первую, либо во вторую смену. Но есть и те, у кого смены чередуются еженедельно.

Депо — учреждение, которое работает круглые сутки. В часы, когда общественный транспорт не ходит, водителей развозят на машинах, а так же на специальных «развозочных» трамваях. Ими в свою очередь управляют маневровые водители, работающие в депо по ночам.

Отпуска у работников такие же, как и у всех. На пенсию они зачастую уходят на пять лет, при условии стажа от 12,5 лет у женщин и 15 лет у мужчин. Обычно трамваи закреплены за водителями, между собой они называют их вагон или машина.

Ночь в депо

Каждую ночь трамваи проходят обслуживание и проверку. Любые поломки к утру «исправляются». Раз в неделю каждый вагон проходит техобслуживание днем, чтобы работники депо исправили то, что не успели или не заметили ночью. Тогда же происходит мойка вагона снаружи и внутри. Во время обеденного перерыва состав тоже частично осматривают.

Так как трамвай ездит не на бензине, а работает от электричества в проводах, он не заправляется и не заряжается. Максимальная скорость, на которую рассчитаны вагоны – 60 км/ч. Есть и новые, способные разогнаться до 75. Но так как они ездят по городу, то и средняя скорость их движения – 40 км/ч.

Резервный водитель

В депо внимательно следят не только за техникой, но и за людьми. Каждое утро водитель проходит медосмотр, который включает проверку состояния здоровья и тест на трезвость. Результат отмечается в путевом листе. Без штампа-разрешения от нарколога работник не имеет права выехать на линию. Если он болен, уставший или мало спал, это тоже может стать причиной недопуска. Для этих случаев в депо находятся резервные водители, которые могут сменить основного.

В путевом листе также отмечают время прибытия на работу, последнего заезда в депо и количество пройденных кругов. Оно варьируется – во время пробок можно вместо 7 рейсов в смену сделать 3. Это не штрафуется, так как не зависит от водителя.

Плюсы и минусы

Водители проходят основательную медкомиссию каждые два года. Они подвержены профессиональным болезням, в основном, это проблемы с позвоночником из-за сидячего образа жизни и тряски. Кроме того, они постоянно находятся в магнитном поле. Наверху плюс, на рельсах минус, а водитель – между. Это может сказываться на гормональном здоровье. Противопоказаний к этой работе практически нет.

Лево руля, полный вперед

Когда трамвай подъезжает к развилке, и ему надо повернуть, используется специальная кнопка. Она замыкает контакт на рельсах, и стрелки переводятся в нужную сторону с помощью магнитов. Если повернуть не туда, придется сдавать назад, а в условиях современного трафика водитель не может себе позволить такой ошибки. С опытом таких случаев не происходит. Два сцепленных вагона называются «двойниками», ими сложнее управлять на поворотах, нужно сбавлять скорость.

В обязанности водителя также входит объявлять остановки. Иногда это делается через микрофон, но чаще всего в трамвае установлен информатор. Это диск, где записаны все объявления остановок по порядку. Водитель нажимает кнопку, и остановка объявляется. Бывает, что он сам продает билеты.

По инструкции трамвай не имеет права останавливаться на перегоне. Так называется расстояние между остановками. Если возникла такая необходимость в связи с препятствием или состоянием вагона, то затормозить разрешается. Но брать и высаживать пассажиров там водитель не имеет права.

Существуют линейные работники. Они следят за скоростью движения и выполнением правил, могут стоять на пороге депо или где-либо на маршруте трамвая. Если линейный работник увидит нарушение, водителя накажут.

Если рельсы находятся на уровне дорожного полотна, машинам можно заезжать на пути, но в этом случае есть оговорка: автомобили должны не мешать движению трамвая. Более современный тип – обособленное полотно. То есть часть улицы, предназначенная только для движения трамвая.

По накатанной

Конструкция рельсового вагона такова, что покидать путь тележка не должна. Но бывает два случая, когда есть опасность сойти с рельс. Первый – это наезд на посторонний предмет, когда водитель не заметил его, хотя в его обязанностях следить за этим. Предмет может быть достаточно мелким. Монетки и камушки не составляют проблемы, они просто раздавливаются. Но шайбы размером чуть больше пяти копеек, которая выскочила из вагона или из автомобиля и попала в желоб рельс, достаточно. При движении по кривой также возможен сход – когда два сцепленных вагона идут по стрелке, второй вагон может попасть не на те рельсы. На развилках водители смотрят в зеркало, откуда видно, ровно ли едет вагон позади.

Кто прав, кто виноват

За ДТП водителя могут оштрафовать или же сместить в должности – если ГАИ доказывает его стопроцентную вину, тогда человек идет работать кондуктором или помогает маневрировать в депо на месяц или два. Соответственно, зарплата становится меньше.

По правилам автомобиль должен остановиться за 30 метров от таблички остановки трамвая. Бывали случаи, когда они этого не делали и сбивали пассажиров, выходящих на остановке. Эти ДТП уже лежат на ответственности водителя авто.

Часто машины паркуются близко к рельсам, и трамвай может там застопориться. Такая пробка может стоять по два-три часа, пока хозяин машины не вернется. Зимой, когда снег заметает плиты и рельсы, эта проблема становится еще актуальней. Сложнее всего трамваю ехать осенью, когда падают листья. Колесами их перемалывает в маслянистое вещество, и трамвай скользит даже при торможении. Рельсы не чистятся, только после хорошего дождя это «масло» смывается.

Андрей, водитель трамвая с режиссерским образованием рассказал о романтике, эстетике и истории этого транспортного средства:

Трамвай «Желание»

Я окончил театральный университет Карпенко-Карого по специальности режиссер театра. Но, тем не менее, работаю водителем трамвая с 1999 года, и делаю это с удовольствием. Мой дед работал в трамвайном депо, и мне хотелось пойти по его стопам.

До 30-х годов это была сугубо мужская профессия. Даже в книгах по истории трамвайного движения есть фото тех времен, где запечатлена первая женщина-водитель трамвая. По мере того, как подвижной состав развивался, эта работа стала легче, что подходило слабому полу. Долгое время оставалась традиция, что среди водителей троллейбусов было больше мужчин, а в трамваях – женщин. Но сейчас у нас мужчин тоже достаточно.

Раньше тут доминировало зрелое поколение, а теперь пошла новая волна, и состав очень омолодился. У нас половина работников – ребята по 25-30 лет. Вторая же половина – это люди за 40. Наша зарплата зависит от количества выработанных часов и одинакова во всех киевских депо.

Педаль смерти

Профессия водителя трамвая предполагает постоянную концентрацию внимания. Во время работы у тебя нет варианта остановиться и отдохнуть. Есть люди, у которых психика так устроена, что длительно сохранять внимание для них тяжело, здесь такие не приживаются.

Так как трамвай двигается по рельсовому пути, то если возникает препятствие, у него нет возможности маневра, можно только тормозить. Он тяжелый, и тормозной путь длинный. Так что водители трамвая отличаются от автомобилистов тем, что умеют намного лучше прогнозировать дорожную обстановку и появление препятствий. В трамвае две основных педали: ход и тормоз. Также есть педаль безопасности. На Западе она называется «педаль смерти». Она легкая, и одной ногой водитель постоянно удерживает на ней ногу. Если ему стало плохо или он заснул, нога соскальзывает с этой педали, и тогда срабатывает экстренное торможение. Поэтому в течение дня необходимо помнить, что левая нога должна быть в одном и том же месте – на этой педали.

Неисправности и недомогания

Техника, на которой мы ездим, зачастую не новая, поэтому нередко бывают поломки. Чаще всего проблемы в пантографе – это приемник, который касается проводов. Самая распространенная поломка – короткое замыкание в силовой цепи. Также при движении могут обрываться пружинки, расположенные на нем. При обнаружении неисправности, которую водитель не может ликвидировать на месте, он должен сообщить об этом диспетчеру. Неисправный вагон забирают в депо, а водителю дают другой и он возвращается на маршрут. Часто трамваи попадают в ДТП, это может происходить как из-за поломок машины, так и по вине водителей другого транспорта. В 95% случаев вины водителей трамваев нет – они слишком квалифицированы, чтобы допустить столкновение или наезд. Но каждый случай рассматривается отдельно ГАИ.

Незабываемые ощущения

После смены чувствуешь естественную физическую усталость не только определенных мышц, но всего тела. Если вы сядете в любой транспорт и проедете восемь часов, то почувствуете легкое утомление, а в трамвае водителю нужно сидеть в одном положении, и смотреть в одну сторону. Еще добавляется психическая усталость от постоянного контроля внимания. Со временем это все может поспособствовать заболеваниям. Меня спрашивают, «не скучно ли тебе там?» Совсем мне не скучно. У нас бывает весело. Часто я слышу забавные диалоги, которые происходят в салоне – пассажиры развлекают меня, не подозревая об этом. В кабине водителя, конечно, не так комфортно, как в офисе, но зато зимой тепло. Бывает немного жарко летом, но новые вагоны уже оснащены кондиционерами, а в остальных открываются окна. Когда я сажусь в старый вагон, это приносит мне эстетическое удовольствие.

Мода возвращается

Трамвай – это самый старый вид общественного транспорта, он появился до автомобилей. Где-то в 30 годах, когда пошло активное развитие автомобильной техники, появились автобусы и даже троллейбусы, у людей возникла тенденция отказываться от трамваев – в Киеве в последние годы их сеть уменьшается. Многие пассажиры жалуются, что снимают трамвайные маршруты, но те, которые были ликвидированы, не могли нормально функционировать в современных условиях. Например, был маршрут по улице Саксаганского. Это был тихий ужас с бесконечными пробками – там невозможно было обеспечить нормальное трамвайное движение, поэтому то, что маршрут сняли, пошло пассажирам на пользу.

В европейских странах от трамваев начали отказываться после Второй Мировой войны. Многие города были разрушены, и трамвайную сеть уже не восстанавливали. Но потом со временем убедились, что трамвай имеет свои преимущества. Во-первых, он способен перевозить мощные пассажиропотоки. Во-вторых, ездит только на электричестве, и это экономично. В режиме пуска он потребляет электроэнергию, а в режиме торможения – наоборот, отдает. До 70-х годов, когда бензин был дешевым, это было не таким актуальным вопросом, а сейчас трамвай – оптимальный вид транспорта по потреблению электроэнергии, и он экологичен. В Европе по этим причинам открывают новые маршруты, там происходит ренессанс трамваев. Так что этот транспорт нельзя назвать архаичным.

Александр, водитель трамвая, Киев:

Я знаю почти все трамвайные маршруты и могу ездить по всему городу. Но обычно у меня их два: один в будние дни, второй – по выходным. Вождение трамвая, как по мне, не очень отличаются от автомобильного. Что там тебя подрезают, что тут.

Наш тестер при проверке у нарколога называется «Пегас». Красная лампочка на нем может загореться и от конфеты. Причем даже не от той, что с ликером внутри. Есть мятно-ментоловые леденцы, и они тоже «зажигают» красную лампочку. Если залететь на «Пегасе» – снимают премию за месяц, а это около 400 грн. Так что с леденцами лучше не баловаться.

Тарас Николаевич, 56 лет, Львов:

За все время работы с общественным транспортом, а это 25 лет, мне пришлось водить и троллейбусы, и трамваи, и маршрутки. На маршрутках слишком большая текучка во Львове. Мало кто задерживается больше, чем на два года. Минимально проштрафился и все, пока! На троллейбусах ситуация постабильней. Возможно, потому что их меньше – всего 60 штук на 10 маршрутов.

Мой «контингент» – это по большей части пенсионеры и студенты: и те, и те – халявщики. Только вот первые не платят заслужено, а другие – из-за жлобства.

Зарплата у всех нас разная. Зависит от категории, стажа и маршрута. Насколько мне известно, у нас получают от 1,5 тысячи гривен до 4. Многие мои знакомые начинают халтурить. Ездят больше обычного, чаще всего они просто едут еще раз туда и обратно после последнего рейса, а потом уже идут домой. Прибыль небольшая, как мне хлопцы рассказывали, зарабатывают на этом где-то гривен 70. Я таким не занимаюсь, потому что возраст, устаю сильно.Здоровье водителей постоянно контролируют. Особенно тщательно проверяют сердечников. С серьезными заболеваниями никого не берут.

Свою работу я люблю – постоянно становишься участником чьей-то жизни. За время, проведенное за рулем, я видел, как рожают, ссорятся, падают в обмороки. Один раз даже наблюдал, как делают предложение. Мне не скучно. Я считаю себя профессионалом. Моя семья мною гордится, да и я доволен.

источник

fun.livejournal.com

Улправда — Первым делом — рельсы. Лучший водитель трамвая России

Водитель трамвая из Ульяновска назван лучшим в России. Светлана Максимова стала лучшей в стране в номинации «Правила дорожного движения».

 

В конкурсе приняли участие 32 вагоновожатых из 25 городов России. Участники мероприятия должны были продемонстрировать свои навыки и умения в теории и на практике. Всего в конкурсной программе было пять заданий: экзамен на знание правил эксплуатации, на знание правил дорожного движения, прием подвижного состава перед выездом на линию, а также культура обслуживания и практическое вождение трамвая. Светлана стала лучшей в стране в номинации «Правила дорожного движения». Она быстрее всех и без единой ошибки выполнила экзаменационное задание.

 

В парадной форме Светлана — ни дать ни взять — почти офицер, на петлицах — по три золотые звезды, на груди — знак «Классный специалист». В Засвияжское депо чемпионка приезжает в 18.08 — в это время заканчивается ее смена. Заходит в диспетчерскую и оказывается полностью в нашем распоряжении. Итак, место действия — депо, пустой вагон трамвая. Действующие лица — водитель-чемпион Светлана Максимова и «Народная газета». Поехали!

 

От бабушки с любовью

 

— Откуда такая странная мечта — стать водителем трамвая?

 

— Помню, жила в детстве на Опытном Поле, а бабуля моя жила у «Современника», вот и ездила к ней почти каждый день на трамвайчике. Караулила их на остановке, заглядывала в кабину. А потом устроилась работать на железную дорогу проводницей — есть что-то общее, не так ли? Рельсы, пассажиры, только чай в трамваях не разносят!

 

— Так почему сменили поезд на трамвай?

 

— Я рассказывала мужу о своей мечте быть водителем трамвая. Он запомнил это! В какой-то момент семье надоело, что я по две недели пропадаю где-то (за 10 лет работы страну объездила до Владивостока!), и муж мне сказал: «Уходи». А потом нашел мне объявление о курсах для водителей трамваев. Твоя, мол, детская мечта — иди!

 

Выучилась, сдала экзамены и ушла на первый выезд. Страшно!.. Вокруг что-то происходит, а ты едешь прямо и пытаешься за всем уследить!

 

За «рулём» рот на замок

 

— Как выглядит трамвай в час пик с точки зрения водителя? Общаетесь ли вы с пассажирами?

 

— С пассажирами общаться нельзя. А что касается «как выглядит»… Драк, свадеб и прочего необычного не было — едут и едут! Пассажиры у нас интеллигентные и сложностей не создают. И все-таки работа сложная — не физически, а именно морально. Весь день в напряжении, на дорогах никто бедный трамвайчик не пропускает, да и некоторые пассажиры думают, что они бессмертные.

 

— Есть ли «дружба» между трамваем и его водителем?

 

— Ну вот этот трамвай за мной закрепили, так что взаимопонимание точно есть! А вот новые машины не пробовала — на них нужно заново стажироваться. А мне не до этого — конкурсы!

 

— И каков результат?

 

— Получила классность! А что? Только отучилась, знания свежие. Но второй класс — мало. Хотелось первый. Так что через год — то есть в этом году — тоже решила поучаствовать. В родном депо заняла третье место, первые шесть мест попали на городской конкурс, и там уже я стала первой. И получила первый класс. После попала на всероссийский турнир.

 

Гонки на рельсах

 

— Как вообще выглядят соревнования трамваев? Вряд ли гонки на скорость по рельсам!

 

— Этапы проходили в течение двух дней в Нижнем Новгороде. В первый день были пробные заезды, во второй уже на результат. Трасса разбита на участки. На первом — нужно сделать остановку так, чтобы выйти и перевести стрелку за отведенное время, на втором — проехать со скоростью 5 км/ч участок за 14,4 секунды. На третьем — аккуратно произвести экстренную остановку, потом проехать со скоростью 15 км/ч, потом — 30 км/ч и так далее. Следующий этап — остановка на точность. На путях лежит доска, состоящая из трех полос: красная, желтая и белая. Нужно остановиться под белой полосой. На финише то же самое.

 

— Как вы ко всему этому готовились?

 

— В Ульяновске за торговым центром «Звезда» мы сделали свою модель федеральной конкурсной трассы в натуральную величину. Только подъемы и спуски не сумели воспроизвести! Там и готовилась. И все-таки победила я не в «гоночном» этапе, а в теоретическом. Оказалась лучшей в стране по знанию ПДД. Подарок — планшет. Ну и устройство сдала отлично: 11,21 из 12 баллов. А еще были «Культура обслуживания», «Приемка подвижного состава» и многое другое…

 

— Правду говорят, что эта профессия женская? Или на конкурсе были и мужчины?

 

— Женщин действительно больше: руководитель конкурса даже отметил, что это в основном женская работа. Но и мужчин 6-7 соревновались! Им проще обращаться, например, со сцепкой. Не женское дело — ее поднимать!

 

Андрей ТВОРОГОВ

 

ulpravda.ru