Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом: Лицензия на перевозки пассажиров и иных лиц автобусами – Лицензирование автобусных перевозок с 1 марта 2019 года

Содержание

Разрешительные документы

Укажите данные для поиска разрешительных документов. Должно быть заполнено хотя бы одно поле.

Федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ Крымский федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Центральный федеральный округ Южный федеральный округ

Субъект РФ

Алтайский Край Амурская Область Архангельская Область Астраханская Область Белгородская Область Брянская Область Владимирская Область Волгоградская Область Вологодская Область Воронежская Область Забайкальский Край Ивановская Область Иркутская Область Кабардино — Балкарская Республика Калининградская Область Калужская Область Камчатская Область Карачаево — Черкесская Республика Кемеровская Область Кировская Область Костромская Область Краснодарский Край Красноярский Край Курганская Область Курская Область Липецкая Область Магаданская Область Москва Московская Область Мурманская Область Нижегородская Область Новгородская Область Новосибирская Область Омская Область Оренбургская Область Орловская Область Пензенская Область Пермский Край Приморский Край Псковская Область Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Карелия Республика Коми Республика Марий — Эл Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан Ростовская Область Рязанская Область Самарская Область Санкт — Петербург Саратовская Область Сахалинская Область Свердловская Область Смоленская Область Ставропольский Край Тамбовская Область Тверская Область Томская Область Тульская Область Тюменская Область Удмуртская Республика Ульяновская Область Хабаровский Край Ханты — Мансийский Автономный Округ Челябинская Область Чеченская Республика Чувашская Республика Чукотский Автономный Округ Ярославская Область

Кем выдано

Амурское УГМРН Байкальское МУГАДН Байкальское МУГАДН ТОГАДН по Забайкальскому краю Байкальское МУГАДН ТОГАДН по Иркутской области БАЛАШИХИНСКИЙ МРО УГАДН ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Волгодонский филиал Южного УГАДН Волжское МУГАДН Волжское МУГАДН ТО АДН по Волгоградской области ВОЛЖСКОЕ УГМРН Восточное МУГАДН ЦФО Восточное МУГАДН ЦФО ТОТКГАДН по Владимирской области

Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в Российской Федерации в автотранспортном комплексе лицензированию подлежит один вид перевозочной деятельности — деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Государственную услугу по лицензированию перевозчикам Севастополя и Республики Крым предоставляет в Крымское Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Крымское МУГАДН).

Порядок лицензирования указанной деятельности определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) по лицензированию указанной деятельности определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 144.

Заявителями, которым предоставляется государственная услуга по лицензированию, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

Результатами предоставления государственной услуги являются:

предоставление лицензии;

отказ в предоставлении лицензии;

переоформление лицензии в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса местонахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

переоформление лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

отказ в переоформлении лицензии;

предоставление сведений о конкретной лицензии;

выдача дубликата лицензии;

выдача копии лицензии.

Для получения государственной услуги заявитель направляет почтовым отправлением, электронной почтой в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или представляет в Крымское МУГАДН документы, предусмотренные Административным регламентом.

В случае предоставления лицензии заявитель представляет:

1) заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его местонахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса местонахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса местонахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) лицензируемый вид деятельности в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, который заявитель намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании;

д) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

е) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется Положением о лицензировании и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, — в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

3) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

4) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

5) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств заявителя и прохождение ими медицинского освидетельствования;

6) опись прилагаемых документов.

В случае переоформления лицензии заявитель представляет:

1) заявление о переоформлении лицензии с указанием сведений, предусмотренных пунктами 5 — 10 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, в установленных указанной статьей случаях, и указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах «а» и «г» пункта 6 Положения о лицензировании;

2) оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью;

Для получения сведений о конкретной лицензии заявитель представляет заявление о предоставлении сведений о конкретной лицензии.

Для получения дубликата лицензии лицензиат представляет заявление о выдаче дубликата, оригинал лицензии (в случае порчи бланка лицензии), с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата.

Для получения копии лицензии лицензиат представляет заявление о предоставлении копии лицензии, с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такой копии.

Основанием для отказа в предоставлении, переоформлении лицензии является:

а) наличие в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям;

в) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг не предусмотрено.

Соискатель лицензии (лицензиат) допускается к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров при выполнении следующих лицензионных требований:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха в случаях, предусмотренных пунктом 4 Положения о лицензировании;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

ж) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

з) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Лицензия действует бессрочно.

О лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами

1 марта 2019 года вступили в силу статьи 2,3 и пункты 1,2 статьи 4 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В течение 120 дней со дня вступления в силу указанных статей юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, должны получить лицензии.

По истечении указанного срока осуществление данного вида деятельности без лицензии на перевозки пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

В переходный период (с 1 марта по 29 июня 2019 года) для перевозчиков, которые на 1 марта 2019 года осуществляли деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (регулярные, заказные и для собственных нужд) (далее – «действующие перевозчики»), указанные перевозки без «новой» лицензии допускаются и не являются нарушением законодательства. Следовательно, требования о наличии лицензии к «действующим» перевозчикам в переходный период не применяются, также как и лицензионные требования к лицензируемому виду деятельности, то есть требования «новой» лицензии.

Контроль за деятельностью «действующих» перевозчиков в течение переходного периода будет осуществляться в рамках государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта за исключением плановых проверок, то есть при внеплановых проверках, а также при осуществлении плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств автомобильного транспорта.

С 1 марта 2019 года пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ изложен в редакции: «24) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования». Таким образом, такой вид деятельности, как деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), с 1 марта 2019 года не указан в части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ. Следовательно, с 1 марта 2019 года «старые» лицензии прекратили свое действие.

     Таким образом, процедура получения «новой» лицензии для действующих перевозчиков, имеющих «старую» лицензию, не является переоформлением «старой» лицензии.

     Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 386-ФЗ «новая» лицензия предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим «старую» лицензию без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;

     изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

     Таким образом, для перевозчиков, имеющих «старую» лицензию, устанавливается упрощенный порядок получения «новой» лицензии – по заявлению без приложения документов, подтверждающих соответствие «новым» лицензионным требованиям.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 386-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 386-ФЗ к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на указанный вид деятельности до начала ее осуществления. Таким образом, осуществление «новыми» перевозок пассажиров и иных лиц автобусами после 1 марта 2019 года без «новой» лицензии является нарушением статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     С тем, какие документы необходимо подготовить для получения лицензии и как их подать, можно ознакомиться в разделе Лицензирование перевозок пассажиров и иных лиц автобусами.

     Перед тем как подавать документы соискатель лицензии должен определиться, как ему удобнее это сделать на бумажном носителе или в электронном виде. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии (часть 6 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, пункты 9, 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. № 722).

Решение о предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает в течение 45-ти рабочих дней со дня приема правильно оформленного заявления и полного комплекта документов. Решение оформляется приказом лицензирующего органа одновременно с самой лицензией (часть 10 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ).

Лицензирующий орган выдаст лицензию в течение трех рабочих дней после ее подписания и регистрации в реестре лицензий (части 4,5 статьи 14 Федерального закона № 99-ФЗ).

Если соискатель запрашивал электронную лицензию, то лицензирующий орган направит ее в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 9 статьи 14 Федерального закона № 99-ФЗ, пункт 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. № 722).

Выданная лицензия будет действовать бессрочно (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров с 1 марта 2019 года?

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2018 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Лицензирование перевозок для собсственных нужд.png

Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

До 1 марта 2019 года

После 1 марта 2019 года

Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

Скачать Федеральный закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»



Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Нужно ли получать лицензию при предоставлении транспорта для перевозки пассажиров?

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.