Театры у станции метро Театральная
Российский академический…Театральная площадь, 2
Театральная
Российский академический молодежный театрТеатральная площадь, 2
Театральная
Оттуда - Сюда
Государственный…Театральная площадь, 1
Театральная
Государственный Академический Большой Театр РоссииТеатральная площадь, 1
Театральная
Оттуда - Сюда
Государственный…Большая Дмитровка, 4/2
Театральная
Государственный Академический Большой Театр РоссииБольшая Дмитровка, 4/2
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский театр…Большая Дмитровка, 6
Театральная
Московский театр оперетты, государственный академический театрТеатральная
Оттуда - Сюда
Государственный…Копьевский переулок, 3 (1 этаж)
Театральная
Государственный Академический Большой Театр РоссииКопьевский переулок, 3 (1 этаж)
Театральная
Оттуда - Сюда
Государственный…Театральный проезд, 1
Театральная
Государственный академический Малый театр РоссииТеатральный проезд, 1
Театральная
Оттуда - Сюда
Камергерский переулок, 3
Театральная
Московский художественный театр им. А.П. ЧеховаКамергерский переулок, 3
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский драматический…Тверская, 5/6
Театральная
Московский драматический театр им. М.Н. ЕрмоловойТверская, 5/6
Театральная
Оттуда - Сюда
Камерная сцена им. Б.А….Никольская, 17 ст1 (1 этаж)
Театральная
Камерная сцена им. Б.А. Покровского, Государственный Академический Большой театр РоссииТеатральная
Оттуда - Сюда
Центральный дом…Пушечная, 9/6 ст1
Театральная
Центральный дом работников искусствПушечная, 9/6 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Турандот, театрПушечная, 9/6 ст1
Театральная
Турандот, театрПушечная, 9/6 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Столешников переулок, 11
Театральная
Арбат, театральное агентствоСтолешников переулок, 11
Театральная
Оттуда - Сюда
Петровка, 17 ст2
Театральная
Петровка, 17 ст2
Театральная
Оттуда - Сюда
Flying Banana, английский…Вознесенский переулок, 8
Театральная
Flying Banana, английский театрВознесенский переулок, 8
Театральная
Оттуда - Сюда
Большая Дмитровка, 17
Театральная
Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-ДанченкоБольшая Дмитровка, 17
Театральная
Оттуда - Сюда
Государственный театр…Петровский переулок, 3
Театральная
Государственный театр нацийПетровский переулок, 3
Театральная
Оттуда - Сюда
Вознесенский переулок, 9 ст3
Театральная
Около Дома Станиславского, театрТеатральная
Оттуда - Сюда
Леонтьевский переулок, 8 ст2
Театральная
Около Дома Станиславского, театрЛеонтьевский переулок, 8 ст2
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский театр, школа…Неглинная, 29/14
Театральная
Московский театр, школа современной пьесыНеглинная, 29/14
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский театр, школа…Неглинная, 29 ст1
Неглинная, 29 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Учебный театр, ГИТИСБольшой Гнездниковский переулок, 10
Театральная
Учебный театр, ГИТИСБольшой Гнездниковский переулок, 10
Театральная
Оттуда - Сюда
На Страстном, театральный…Страстной бульвар, 8а (1-3 этаж)
Театральная
На Страстном, театральный центрСтрастной бульвар, 8а (1-3 этаж)
Театральная
Тверской бульвар, 22
Театральная
Московский Художественный Академический Театр им. М. ГорькогоТверской бульвар, 22
Театральная
Оттуда - Сюда
Активный театрСтрастной бульвар, 10 ст1
Театральная
Активный театрСтрастной бульвар, 10 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский академический…Большая Никитская, 19/13
Театральная
Московский академический театр им. В. МаяковскогоБольшая Никитская, 19/13
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский театр мюзиклаПушкинская площадь, 2
Театральная
Московский театр мюзиклаПушкинская площадь, 2
Театральная
Оттуда - Сюда
Пушкинская площадь, 2
Театральная
Пушкинская площадь, 2
Театральная
Оттуда - Сюда
Живая вода, православный…Театральная
Живая вода, православный театрМалый Златоустинский переулок, 5 ст1 (2 этаж; 2 подъезд)
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский драматический…Тверской бульвар, 23
Театральная
Московский драматический театр им. А.С. ПушкинаТверской бульвар, 23
Театральная
Оттуда - Сюда
Геликон-Опера, театрБольшая Никитская, 19/16 ст1-2
Театральная
Геликон-Опера, театрТеатральная
Оттуда - Сюда
АпАРТе, Московский…Тверской бульвар, 8
Театральная
АпАРТе, Московский драматический театрТверской бульвар, 8
Театральная
Оттуда - Сюда
Государственный…Колобовский 1-й переулок, 27/3 ст1
Театральная
Государственный академический Малый театр РоссииКолобовский 1-й переулок, 27/3 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский драматический…Театральная
Московский драматический театр им. А.С. ПушкинаБольшая Бронная, 25 ст3
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский драматический…Сытинский переулок, 3 ст1
Театральная
Московский драматический театр им. А.С. ПушкинаСытинский переулок, 3 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский драматический…Сытинский переулок, 3 ст5
Театральная
Московский драматический театр им. А.С. ПушкинаТеатральная
Оттуда - Сюда
У Никитских ворот, театрБольшая Никитская, 23/14/9
Театральная
У Никитских ворот, театрБольшая Никитская, 23/14/9
Театральная
Оттуда - Сюда
Ленком, Московский театрМалая Дмитровка, 6
Театральная
Ленком, Московский театрМалая Дмитровка, 6
Театральная
Оттуда - Сюда
Детский музыкальный театр…Малая Дмитровка, 8 ст4 (цокольный этаж)
Театральная
Детский музыкальный театр юного актераМалая Дмитровка, 8 ст4 (цокольный этаж)
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский Драматический…Малая Бронная, 4 ст2
Театральная
Московский Драматический Театр на Малой БроннойМалая Бронная, 4 ст2
Театральная
Оттуда - Сюда
Компас центр, театральный…Колокольников переулок, 24 (цокольный этаж)
Театральная
Компас центр, театральный лофтКолокольников переулок, 24 (цокольный этаж)
Театральная
Оттуда - Сюда
Кенга и Ко, театрНовый Арбат, 2
Театральная
Кенга и Ко, театрНовый Арбат, 2
Театральная
Оттуда - Сюда
Московский театр русской…Сретенский бульвар, 6/1 (1 этаж)
Театральная
Московский театр русской драмы под руководством Михаила ЩепенкоСретенский бульвар, 6/1 (1 этаж)
Театральная
Оттуда - Сюда
AMADEI, музыкальный театрСпиридоновка, 2 ст1
Театральная
AMADEI, музыкальный театрСпиридоновка, 2 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Et Cetera, Московский…Мясницкая, 23
Театральная
Et Cetera, Московский театр под руководством Александра КалягинаМясницкая, 23
Театральная
Оттуда - Сюда
Кино-Театръ, творческая…Мерзляковский переулок, 15 (вход со двора)
Театральная
Кино-Театръ, творческая студияМерзляковский переулок, 15 (вход со двора)
Театральная
Оттуда - Сюда
Станиславский,…Тверская, 23 ст1
Театральная
Станиславский, электротеатрТверская, 23 ст1
Театральная
Оттуда - Сюда
Сфера, Московский…Каретный Ряд, 3 ст3 (1 этаж)
Театральная
Сфера, Московский драматический театрКаретный Ряд, 3 ст3 (1 этаж)
Театральная
Оттуда - Сюда
metro.mwmoskva.ru
Станция метро Театральная — Москва
Станция «Театральная» была построена в сентябре 1938 г. Первоначально имела название «Площадь Свердлова» по имени ближайшего соратника Ленина. Нынешнее название станции связано с Театральной площадью, под которой она расположена.
Станция имеет трехсводчатую пилонную конструкцию глубокого заложения (до 35 метров) и три свода высотой 5,3 м. Поперечное сечение трех параллельных тоннелей 9,5 м. Ширина одной платформы – 22,5 м, длина – 115 м.
Станция оформлена в виде светлого театрального зала. Мощные кубические пилоны станции декорированы зернистым светлым желтоватым мрамором. Углы пилонов украшены круглыми колоннами с канелюрами. В пространстве между ними двухплафонные светильники-бра в виде белых шаров. На сводах – оригинальные хрустальные светильники в изящной бронзовой оправе. Пол облицован желтым и черным гранитом.
Своды центрального зала оформлены ромбовидными, а путевые своды – квадратными кессонами (углублениями на поверхности свода). Вдоль основания главных сводов вмонтированы фарфоровые глазурованные миниатюры, украшенные золотом, с фигурками в национальных костюмах, танцующими или играющими на народных инструментах работы Н. Данько. В северном зале когда-то был установлен бюст Я. Свердлова, в настоящее время от него остался лишь постамент со стертыми буквами.
На «Театральной» не предусмотрено собственных вестибюлей. Переход на «Охотный ряд» начинается с мостика в центре зала, который соединен с небольшим аванзалом. Длиннейший коридор (построенный в 1945-46 гг.) ведет на подъем. Левая и правая стена аванзала содержит медальоны с портретами П.И. Чайковского. Фронтоны мостиков украшают барельефы, изображающие сцены из балета.
Для перехода можно воспользоваться также эскалатором северного выхода в город – короткий коридор заканчивается в подземном вестибюле, общим с «Охотным рядом». На одной из стен этого вестибюля укреплено мраморное изображение К. Маркса, выполненное в технике флорентийской мозаики. На «Площадь Революции» можно попасть с помощью короткого мостика, находящегося в центре зала.
www.101hotels.ru
«Театральная» | |
---|---|
Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Объект культурного наследия № 7736430000№ 7736430000 | |
Район | Тверской |
Округ | ЦАО |
Дата открытия | 11 сентября 1938 года |
Проектное название | Театральная |
Прежние названия | Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990 года) |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 35[1] |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 155 |
Ширина платформы, м | 22,5 |
Архитекторы | И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков[2] |
Инженеры‑конструкторы | А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров[2] |
Станцию возвело | Шахта № 67-69 (СМУ-7) Мосметростроя (руководитель А. Г. Танкилевич) |
Переходы на станции | 01 Охотный Ряд |
Выход к улицам | Охотный Ряд, Театральный проезд, Манежная площадь, Никольская |
ru-wiki.ru
«Театральная» | |
---|---|
Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Объект культурного наследия № 7736430000№ 7736430000 | |
Район | Тверской |
Округ | ЦАО |
Дата открытия | 11 сентября 1938 года |
Проектное название | Театральная |
Прежние названия | Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990 года) |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 35[1] |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 155 |
Ширина платформы, м | 22,5 |
Архитекторы | И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков[2] |
Инженеры‑конструкторы | А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров[2] |
Станцию возвело | Шахта № 67-69 (СМУ-7) Мосметростроя (руководитель А. Г. Танкилевич) |
Переходы на станции | 01 Охотный Ряд |
Выход к улицам | Охотный Ряд, Театральный проезд, Манежная площадь, Никольская |
Наземный транспорт | А: |
ruwikiorg.ru
Театральная (станция метро, Москва) — Википедия
Координаты: 55°45′28″ с. ш. 37°37′07″ в. д. / 55.75778° с. ш. 37.61861° в. д. / 55.75778; 37.61861 (G) (O) (Я)«Театральная» | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 11 сентября 1938 года |
---|---|
Проектное название: | Театральная |
Прежние названия: | Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990 года) |
Район: | Тверской |
Округ: | ЦАО |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м: | 35 метров[1] |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков[2] |
Инженеры-конструкторы: | А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров[2] |
Станцию возвело: | Шахта № 67-69 (СМУ-7) Мосметростроя (руководитель А. Танкилевич) |
Выход к улицам: | Охотный ряд, Театральный проезд, Манежная площадь, Никольская |
Переходы на станции: | 01 Охотный ряд |
Наземный транспорт: | А К, 12ц; Тб 12, 33 |
Время открытия: | выход на Театральную площадь: 5:30 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС, Билайн, МегаФон |
Код станции: | 032 , Тл |
«Театральная» на Викискладе |
«Театра́льная» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» — «Тверская», «Театральная» — «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название — «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина[3] и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.[4] Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.
«Театральная» связана переходами с двумя станциями — «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.
Проект станции «Площадь Свердлова» 1936 года[сн 1] Памятная доска в ознаменование открытия станции «Площадь Свердлова»Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве.[5] В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.[6]
В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).[7]
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).[7]
Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым.[8] Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.[2]
Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро.[9] Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».[10]
Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов.[3] 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».[2] В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд».[2] В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции.
В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры).[11] Станцию метро также переименовали в «Театральную»[2] (тем не менее, на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).
C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года юго-восточный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.[12]
С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).[13]
Техническая характеристика[править]
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[2] (глубина заложения — 35 метров[1]). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.[14]
Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями — 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.[14]
Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов.[14] Таких проёмов по 8 с каждой стороны.[3] Ширина каждого проёма — 3 метра, глубина — 2,8 метра, высота — 3,35 метра.[14]
Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.[14]
Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 метра, ширина — 75 сантиметров.[14] Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М.[15]
В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.[16]
Ордината оси станции — ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией,[17] а также закрытый гейт к объекту ГО на Тверской площади. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Театральная» — «Тверская»; в чётном направлении — «Театральная» — «Новокузнецкая»[сн 2]. На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.
- Проекты станции «Театральная»
-
Фрагмент поперечного разреза
Архитектура и оформление[править]
Станция[править]
Посадочная платформа Оформление сводаСтанция стала последней работой архитектора И. А. Фомина.[3] В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные ворота».[3] Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес.[18] По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».[3] После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.[18]
Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал.[19] Он оформлен по мотивам дорического ордера.[18] Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз,[19] опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения.[18] Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода.[20] Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции.[21] Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.[20]
Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции.[20] Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.[22]
Фарфоровые фигурки на станции «Театральная»
10px | 10px | ||
Белоруска | Белорус |
10px | 10px | ||
Украинка | Украинец |
Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами.[23] Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР.[18] Фигурки имеют высоту около метра.[24] Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах.[23] Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.[21] Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько.[20] Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста».[21] Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов.[23] Все барельефы — белые с лёгкой позолотой.[8]
Станция решена в тонах белого цвета.[1] Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки.[8] Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка[1]. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.[8]
Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).[8]
Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке.[18] Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой».[8]
Вестибюли[править]
Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции» Вестибюль станций «Театральная» и «Охотный ряд»Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.[25]
Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам.[25] Эскалатор был заменён на ЭТ-3М с балюстрадами из нержавеющей стали, которые были установлены в 2002 году. Выход из метро находится в самом эскалаторном зале. На вход и на выход установлены турникеты. Сами турникеты на станций были заменены на модели принципиально новой конструкции — с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000 (В 2009 году они были модернизированы).
Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична.[26] Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.[27]
Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом.[28]. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором,[18] на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова».
Переходы[править]
Переходный тоннель на станцию «Охотный ряд»Переходы на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором.[18] На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца[29] (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло»,[18] над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Далее к «Охотному ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной.[29] Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова.[29] В 2001 году были заменены эскалаторы на типа ЭТ-3М с балюстрадами из нержавеющей стали.
Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис.[30] Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали).[30] Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники,[30] но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.[30]
В 1974 году было построено ещё два перехода — из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный ряд» к торцу «Театральной». В конце перехода с «Охотного ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент. Дальнейшая его судьба неизвестна.[31]
Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли.[32] Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».
Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный ряд». Затраченное время составит около 2,5 минут. С «Охотного ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.[32]
Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.[32]
Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный ряд» совершили 241 000 человек, а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» — 209 300 человек.[33]
Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь — в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи.[34] Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 49 минут 15 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» — в 5 часов 43 минуты 25 секунд.[35]
Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка, 2.[36] Выход на Театральную площадь. Южный вестибюль выходит на площадь Революции.
Наземный общественный транспорт[править]
Вблизи северного вестибюля станции на Театральном проезде расположена остановка «Театральная площадь» автобусов № К, Н2, 12ц и троллейбусов № 12, 33.
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2015 год)[37][38]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № К (кольцевой) | «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад» | Театральная площадь | Раушская набережная |
авт. № Н2 (ночной) | «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Кутузовская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Беловежская улица | Лубянская площадь |
авт. № 12ц | «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Ледовый дворец | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 12 | «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Больница МПС | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 33 | «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Кропоткинская», «Боровицкая» | Улица Кравченко | Ст. метро «Китай-город» |
Достопримечательности[править]
Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей.[сн 4]
Сноски[править]
- ↑ Проект 1936 года был почти в точности реализован; были установлены дополнительные светильники над скамьями
- ↑ О средствах сигнализации и связи на них см. статью Средства сигнализации и связи // Замоскворецкая линия
- ↑ На плане не показаны переходы и гермозатворы, появившиеся после открытия станции
- ↑ В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции
Источники[править]
- ↑ 1,01,11,21,3 Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 61—62.
- ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6 Театральная. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 21 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
- ↑ 3,03,13,23,33,43,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 39
- ↑ Перронный зал. reestr.answerpro.ru. Проверено 28 января 2012. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012.
- ↑ Предыстория. metro.molot.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Нереализованные проекты станций московского метро. moscowwalks.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 7,07,1 Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 8,08,18,28,38,48,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 43
- ↑ Москва цвета солдатской шинели. his.1september.ru. Проверено 11 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Военное подземелье, metro.molot.ru. Проверено 18 октября 2011.
- ↑ Театральная площадь. Имена московских улиц. Топонимический словарь. Проверено 17 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Замоскворецкая линия. Станция «Театральная». news.metro.ru. Проверено 18 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ «Комстар – ОТС» запускает сеть WI-FI в метро(недоступная ссылка — история). wifi.comstar.ru. Проверено 6 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 8 августа 2007.
- ↑ 14,014,114,214,314,414,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 94
- ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
- ↑ План-схема станции «Театральная». Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 21 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
- ↑ Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ 18,018,118,218,318,418,518,618,718,8 Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 103—104. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- ↑ 19,019,1 Архитектура московского метро. metro.ru. Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 20,020,120,220,3 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 42
- ↑ 21,021,121,2 Ольга Чередниченко, Артур Шигапов. Глава 7 // Москва сталкеров. — М.: Эксмо, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-699-48370-9.
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 124
- ↑ 23,023,123,2 Зиновьев, 2011, с. 81
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 120
- ↑ 25,025,1 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 28
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 76
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 30
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 41
- ↑ 29,029,129,2 Зиновьев, 2011, с. 82
- ↑ 30,030,130,230,3 Зиновьев, 2011, с. 83
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 84
- ↑ 32,032,132,2 Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 172—174. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Наземный вестибюль. reestr.answerpro.ru. Проверено 28 января 2012. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Театральная. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Театральная. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Гос. архитектурное изд-во академии архитектуры СССР, 1941.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
www.wikiznanie.ru
Энциклопедия. Т…. «Театральная», станция метро
«Театральная» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» — «Тверская», «Театральная» — «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название — «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.«Театральная» связана переходами с двумя станциями — «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.
Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве. В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.
В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым.[8] Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.
Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».
Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов. 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд». В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции.
В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры). Станцию метро также переименовали в «Театральную» (тем не менее, на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).
C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года юго-восточный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.
С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводног
tver-msk.ru
Театральная (станция метро, Москва) — Википедия
Координаты: 55°45′28″ с. ш. 37°37′07″ в. д. / 55.75778° с. ш. 37.61861° в. д. / 55.75778; 37.61861 (G) (O) (Я)«Театральная» | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 11 сентября 1938 года |
---|---|
Проектное название: | Театральная |
Прежние названия: | Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990 года) |
Район: | Тверской |
Округ: | ЦАО |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м: | 35 метров[1] |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков[2] |
Инженеры-конструкторы: | А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров[2] |
Станцию возвело: | Шахта № 67-69 (СМУ-7) Мосметростроя (руководитель А. Танкилевич) |
Выход к улицам: | Охотный ряд, Театральный проезд, Манежная площадь, Никольская |
Переходы на станции: | 01 Охотный ряд |
Наземный транспорт: | А К, 12ц; Тб 12, 33 |
Время открытия: | выход на Театральную площадь: 5:30 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС, Билайн, МегаФон |
Код станции: | 032 , Тл |
«Театральная» на Викискладе |
«Театра́льная» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» — «Тверская», «Театральная» — «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название — «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина[3] и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.[4] Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.
«Театральная» связана переходами с двумя станциями — «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.
Проект станции «Площадь Свердлова» 1936 года[сн 1] Памятная доска в ознаменование открытия станции «Площадь Свердлова»Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве.[5] В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.[6]
В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).[7]
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).[7]
Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым.[8] Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.[2]
Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро.[9] Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».[10]
Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов.[3] 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».[2] В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд».[2] В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции.
В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры).[11] Станцию метро также переименовали в «Театральную»[2] (тем не менее, на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).
C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года юго-восточный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.[12]
С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).[13]
Техническая характеристика[править]
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[2] (глубина заложения — 35 метров[1]). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.[14]
Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями — 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.[14]
Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов.[14] Таких проёмов по 8 с каждой стороны.[3] Ширина каждого проёма — 3 метра, глубина — 2,8 метра, высота — 3,35 метра.[14]
Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.[14]
Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 метра, ширина — 75 сантиметров.[14] Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М.[15]
В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.[16]
Ордината оси станции — ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией,[17] а также закрытый гейт к объекту ГО на Тверской площади. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Театральная» — «Тверская»; в чётном направлении — «Театральная» — «Новокузнецкая»[сн 2]. На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.
- Проекты станции «Театральная»
-
Фрагмент поперечного разреза
Архитектура и оформление[править]
Станция[править]
Посадочная платформа Оформление сводаСтанция стала последней работой архитектора И. А. Фомина.[3] В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные ворота».[3] Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес.[18] По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».[3] После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.[18]
Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал.[19] Он оформлен по мотивам дорического ордера.[18] Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз,[19] опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения.[18] Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода.[20] Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции.[21] Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.[20]
Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции.[20] Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.[22]
Фарфоровые фигурки на станции «Театральная»
10px | 10px | ||
Белоруска | Белорус |
10px | 10px | ||
Украинка | Украинец |
Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами.[23] Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР.[18] Фигурки имеют высоту около метра.[24] Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах.[23] Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.[21] Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько.[20] Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста».[21] Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов.[23] Все барельефы — белые с лёгкой позолотой.[8]
Станция решена в тонах белого цвета.[1] Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки.[8] Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка[1]. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.[8]
Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).[8]
Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке.[18] Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой».[8]
Вестибюли[править]
Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции» Вестибюль станций «Театральная» и «Охотный ряд»Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.[25]
Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам.[25] Эскалатор был заменён на ЭТ-3М с балюстрадами из нержавеющей стали, которые были установлены в 2002 году. Выход из метро находится в самом эскалаторном зале. На вход и на выход установлены турникеты. Сами турникеты на станций были заменены на модели принципиально новой конструкции — с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000 (В 2009 году они были модернизированы).
Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична.[26] Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.[27]
Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом.[28]. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором,[18] на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова».
Переходы[править]
Переходный тоннель на станцию «Охотный ряд»Переходы на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором.[18] На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца[29] (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло»,[18] над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Далее к «Охотному ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной.[29] Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова.[29] В 2001 году были заменены эскалаторы на типа ЭТ-3М с балюстрадами из нержавеющей стали.
Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис.[30] Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали).[30] Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники,[30] но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.[30]
В 1974 году было построено ещё два перехода — из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный ряд» к торцу «Театральной». В конце перехода с «Охотного ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент. Дальнейшая его судьба неизвестна.[31]
Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли.[32] Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».
Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный ряд». Затраченное время составит около 2,5 минут. С «Охотного ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.[32]
Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.[32]
Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный ряд» совершили 241 000 человек, а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» — 209 300 человек.[33]
Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь — в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи.[34] Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 49 минут 15 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» — в 5 часов 43 минуты 25 секунд.[35]
Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка, 2.[36] Выход на Театральную площадь. Южный вестибюль выходит на площадь Революции.
Наземный общественный транспорт[править]
Вблизи северного вестибюля станции на Театральном проезде расположена остановка «Театральная площадь» автобусов № К, Н2, 12ц и троллейбусов № 12, 33.
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2015 год)[37][38]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № К (кольцевой) | «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад» | Театральная площадь | Раушская набережная |
авт. № Н2 (ночной) | «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Кутузовская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Беловежская улица | Лубянская площадь |
авт. № 12ц | «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Ледовый дворец | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 12 | «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Больница МПС | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 33 | «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Кропоткинская», «Боровицкая» | Улица Кравченко | Ст. метро «Китай-город» |
Достопримечательности[править]
Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей.[сн 4]
Сноски[править]
- ↑ Проект 1936 года был почти в точности реализован; были установлены дополнительные светильники над скамьями
- ↑ О средствах сигнализации и связи на них см. статью Средства сигнализации и связи // Замоскворецкая линия
- ↑ На плане не показаны переходы и гермозатворы, появившиеся после открытия станции
- ↑ В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции
Источники[править]
- ↑ 1,01,11,21,3 Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 61—62.
- ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6 Театральная. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 21 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
- ↑ 3,03,13,23,33,43,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 39
- ↑ Перронный зал. reestr.answerpro.ru. Проверено 28 января 2012. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012.
- ↑ Предыстория. metro.molot.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Нереализованные проекты станций московского метро. moscowwalks.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 7,07,1 Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 13 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 8,08,18,28,38,48,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 43
- ↑ Москва цвета солдатской шинели. his.1september.ru. Проверено 11 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Военное подземелье, metro.molot.ru. Проверено 18 октября 2011.
- ↑ Театральная площадь. Имена московских улиц. Топонимический словарь. Проверено 17 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Замоскворецкая линия. Станция «Театральная». news.metro.ru. Проверено 18 октября 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ «Комстар – ОТС» запускает сеть WI-FI в метро(недоступная ссылка — история). wifi.comstar.ru. Проверено 6 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 8 августа 2007.
- ↑ 14,014,114,214,314,414,5 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 94
- ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
- ↑ План-схема станции «Театральная». Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 21 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012.
- ↑ Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ 18,018,118,218,318,418,518,618,718,8 Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 103—104. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- ↑ 19,019,1 Архитектура московского метро. metro.ru. Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ 20,020,120,220,3 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 42
- ↑ 21,021,121,2 Ольга Чередниченко, Артур Шигапов. Глава 7 // Москва сталкеров. — М.: Эксмо, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-699-48370-9.
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 124
- ↑ 23,023,123,2 Зиновьев, 2011, с. 81
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 120
- ↑ 25,025,1 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 28
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 76
- ↑ Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 30
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 41
- ↑ 29,029,129,2 Зиновьев, 2011, с. 82
- ↑ 30,030,130,230,3 Зиновьев, 2011, с. 83
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 84
- ↑ 32,032,132,2 Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 172—174. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Наземный вестибюль. reestr.answerpro.ru. Проверено 28 января 2012. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Театральная. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Театральная. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Гос. архитектурное изд-во академии архитектуры СССР, 1941.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
www.wiki-wiki.ru