Московскому метрополитену 80 лет: 80 лет Московскому метрополитену

Содержание

Московскому метрополитену 80 лет — Интернет на TJ

15 мая Московский метрополитен отмечает 80 лет со дня своего запуска. Открытие первой очереди было произведено в этот день в 1935 году, поезда курсировали на участках от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской», длина дистанции составляла немногим более 11 километров. К 2015 году общая протяжённость линий выросла до 327,5 километров.

Согласно информации на сайте Мосметро, метрополитен столицы стабильно занимает первое место в мире по интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок. Ежедневно услугами московского метро пользуются в среднем 7 миллионов человек, в будни этот показатель превышает 9 миллионов.

С юбилеем Мосметро поздравили «Яндекс» и российский Google, соответствующим образом оформившие поисковую строку.

На сайте правительства России была опубликована поздравительная телеграмма за подписью премьер-министра.

Сегодня Московский метрополитен — это огромный, чётко отлаженный и бесперебойно работающий механизм. Здесь внедряются самые передовые технологии и современные автоматизированные системы управления движением поездов, делается всё для того, чтобы людям было удобно, комфортно и быстро добираться в любой район нашего большого города

Дмитрий Медведев

Множество праздничных активностей подготовила и администрация Московского метрополитена. В течение всего мая известные актёры, музыканты и другие российские знаменитости будут поздравлять пассажиров с юбилеем метро. Среди них, например, Александр Розенбаум, Дмитрий Дюжев, Ирина Муравьева, Никита Михалков и Вера Алентова.

Накануне юбилея состоялся торжественный запуск именного поезда, посвящённого 80-летию Московского метрополитена, а 15 и 16 мая на Кольцевой линии проходит Парад поездов с участием составов разных моделей и лет.

С 1 мая в вестибюле каждой станции Кольцевой линии пассажирам предложили примерить на себя роль машиниста и других работников метро, сфотографировавшись со специальным стендом-тантамареской.

Около тысячи человек приняли участие в конкурсе «Краски метро», в рамках которого на специальном сайте можно было придумать собственный дизайн состава. По макету победителя, собравшего больше всего голосов к моменту закрытия соревнования, будет оформлен реальный состав метрополитена.

Ещё один конкурс, построенный по принципу городского квеста, продолжится до конца мая. Для участия в нём достаточно скачать специальное бесплатное приложение для iPhone или Android и спуститься в метро. Гран-при конкурса — транспортная карта «Тройка» без лимита поездок на 365 дней.

По словам представителей организаторов конкурса, «Метроквест» пользуется популярностью: за две недели с момента старта конкурса приложения установили более 17 тысяч человек.

80 лет метро: как менялась московская подземка :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Московскому метрополитену исполнилось 80 лет. Редакция «РБК-Недвижимости» проследила, как менялся облик московских станций с 1935 года до наших дней

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Московский метрополитен, которому 15 мая исполнилось 80 лет, многие годы является не только основной транспортной артерией для миллионов жителей столицы, но и одной из главных достопримечательностей города. За 80 лет построено 196 станций, многие из которых являются отражением разных исторических эпох и архитектурных стилей.

Условно их можно поделить на несколько периодов. Позднему сталинскому периоду был присущ стиль советского монументального классицизма, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Он выражался в классическом декоре, лепнине, барельефах, мозаичных панно, обилии камня и бронзы. Это позволило создавать уникальные интерьеры для каждой станции того времени.

При Хрущеве на смену излишней роскоши пришли простые формы, унификация и менее дорогие поточные технологии строительства и отделки. Тогда появились так называемые типовые станции-«сороконожки». Это тренд сохранялся до 1980-х, когда снова возродился индивидуальный подход к интерьерам метрополитена при сохранении универсальности строительства. Тема оформления и сегодня, как и в 1930–1950-е, задается названием станции и окружающей городской средой. Современные архитекторы много экспериментируют с освещением, цветом и формами конструкций в стиле хай-тек.

Несмотря на однообразие конструктивных решений именно индивидуальный, а не функциональный дизайн стал характерной чертой всего Московского метрополитена. «РБК-Недвижимость» подобрала характерные примеры станций различных периодов постройки.

Архитектура метрополитена

 

Архитектура метрополитена — это сложное понятие, включающее в себя трассы, надземные вестибюли, пересадочные узлы и станции. При этом композиция самих станций во многом зависит от их конструкции и глубины залегания, а сегодня можно говорить и о наземной архитектуре для веток легкого метро.

 

Заложенные в 1930-е годы конструктивно-планировочные типы станций варьируются до сих пор. За редким исключением для всех станций была избрана наиболее удобная островная система платформ. Станции мелкого заложения имеют плоские перекрытия и колонны на платформе или единые своды без дополнительных опор. Станции глубокого заложения в большинстве случаев состоят из двух-трех раздельных тоннелей, соединенных между собой.

 

Сталинский период (1922–1953)

Первый поезд был пущен на участке «Сокольники» — «Парк культуры» 15 мая 1935 года. Линия протяженностью 11,2 км имела 13 станций. В ее проектировании принимали участие архитекторы разных поколений и стилистических направлений. «Дзержинскую» («Лубянка») проектировал рационалист Николай Ладовский, «Красные Ворота» разработал Иван Фомин — один из основателей советского монументального классицизма.

В 1938 году открылся радиус Горьковской линии от «Театральной» до «Сокола», станции которой считаются одними из самими элегантных. На станции «Сокол» свод поддерживают центральные колонны, переходящие в потолочные конструкции в виде купола. Новый подход реализован архитектором Алексеем Душкиным и при проектировании станции «Маяковская». Автор отказался от массивных пилонов в пользу поперечной трехпролетной металлической рамы, что дало возможность получить обширное свободное пространство. Визуальное ощущение простора усилено также системой потолочных куполов в центральном зале. В них расположили легендарные мозаичные плафоны Александра Дейнеки с изображениями на тему «Сутки Страны Советов».

Станции московского метро позднего сталинского периода (с 1950 по 1953 год) отличаются еще более богатым декором, достойным дворцовых залов. Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, открытая 5 апреля 1953 года, является самым ярким примером вычурного сталинского ампира с массивными канделябрами, лепниной, барельефами и фресками. Не менее торжественно выглядит и станция «Комсомольская» Кольцевой линии с самой большой колоннадой, состоящей из 68 восьмигранных колонн. Ее потолок желтого цвета украшен мозаичными панно с патриотическими сюжетами и лепниной. Зал освещен массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом.

Вестибюли метро

 

Структура станций стала уже традиционной для отечественного метростроения — это, собственно, станция с платформой, два вестибюля с входами, часто совмещенными с подуличными переходами. Сами же вестибюли в планировочном отношении неодинаковы, так как рассчитаны на различные пассажиропотоки. Вестибюли, как и станции, различны не только в планировочном решении, они еще бывают наземными и подземными, зачастую оформлены настенными панно, мозаиками, витражами и другими декоративными деталями.

Хрущевский период (1953–1964)

Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1954 года вслед за появлением типового домостроения привело и к пересмотру проектов метрополитена. Строящиеся станции упрощаются («ВДНХ», «Спортивная» и др.), но не кардинально. Только в 1958 году открываются первые аскетичные наземные станции «Студенческая» и «Кутузовская». Станция «Университет», открытая в 1959 году и известная в том числе по фильму «Я шагаю по Москве», представляет собой классическую трехсводчатую конструкцию с массивными пилонами станционного зала, облицованными светлым мрамором. Украшения практически отсутствуют, путевые стены облицованы плиткой, полы выложены традиционным розовым и серым гранитом.

В 1960-х годах требования к художественной эстетике были минимальны, и с момента открытия первой типовой станции «Первомайская» в 1961 году почти 15 лет не происходило существенных изменений. Доминирующей становится трехпролетная конструкция с двумя рядами по 40 колонн («сороконожка»). Колонны обычно отделаны мрамором, стены облицованы керамической плиткой.

Брежневский период (1964–1982)

В 1970-е годы начинается новый этап развития московской подземки. В это время в архитектуре станций проявляется индивидуальность сталинского метро и индустриальные технологии хрущевского периода. В центре столицы снова строят глубокие станции с традиционно более торжественной архитектурой, модернизируются типовые проекты. Количество колонн уменьшается до 26 пар, возводятся односводчатые конструкции, появляется индивидуальное архитектурно-художeственное решение.

Типовой «Ботанический сад» (1978) — колонная станция мелкого заложения (глубина — 7 м) с тремя пролетами, сооружена из сборных конструкций. Всего на станции два ряда по 26 железобетонных колонн, отделанных, как и стены, белым мрамором. В южном вестибюле установлены скульптурные цветники из поливной керамики. Путевые стены украшают пять парных панно из анодированного алюминия с подсветкой. На них отчеканены яблоки, виноград, рута и цветы. Ячеистый потолок тоже сделан из анодированного под золото алюминия.

Оформление станции «Тверская», открытой в 1979 году, посвящено произведениям Максима Горького, имя которого она носила первоначально. Писателю посвящена также скульптурная композиция, располагавшаяся в торце центрального зала. После открытия пересадки на станцию «Чеховская» она была перемещена в зал между эскалаторными наклонами перехода.

Постсоветский период (1990–2000-е)

В этот период резко снижаются затраты на строительство и в основном достраиваются советские проекты. Пример — Люблинская линия с разнообразными по оформлению станциями и «Парк Победы», выполненная в единой стилистике с мемориальным комплексом на Поклонной горе. Помимо этого строятся новые вестибюли существующих станций.

«Марьино» (1996) — однопролетная станция, сооружена по типовому проекту. Тема оформления — отдых москвичей. Путевые стены отделаны черным и темно-синим мрамором и плитками из штампованного алюминия. Пол выложен серым гранитом двух оттенков. Группы сидений, расположенные в центре по всей длине пассажирской платформы, совмещены с указателями. Освещение обеспечивают два ряда люстр с шестью шарообразными светильниками.

Современность (2000–2010-е)

Последние десять лет ведутся активные поиски нового облика Московского метрополитена. Эксперименты с конструкцией односводчатых станций, разнообразным освещением и цветовыми решениями уже приносят результаты: графичная станция «Новокосино» с криволинейными потолочными конструкциями из железобетона, ярко-оранжевые колонны «Жулебино» и желто-зеленые панно «Лермонтовского проспекта», радиусная платформа станции «Пятницкое шоссе».

В 2014 году впервые за последние десятилетия архитекторы предложили индивидуальное оформление новых станций московского метро. По итогам первого этапа международного конкурса на создание архитектурно-художественного облика станций «Солнцево» и «Новопеределкино» было отобрано десять финалистов. В конкурсе на проект станции «Солнцево» победило российское бюро Nefaresearch. На станции планируются светящиеся тумбы-колонны, а общее освещение будет реализовано в виде множества круглых световых окон в своде.

Станцию «Новопеределкино» оформят по проекту архитектурного бюро United Riga Architects из Латвии. В интерьере станции и вестибюля будут применены современные световые короба с перфорацией в виде растительного орнамента и светодиодные RGB-прожектора, способные менять цвет и транслировать видео.

В 2015 году власти столицы намерены открыть восемь новых станций метро. Они появятся на Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях.

«Прежде всего это «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, работы на которых подходят к концу, — рассказал в интервью ТАСС о планах столичного метростроя заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии».

Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На открытом участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» планируется к вводу станция «Технопарк», на этой же ветке метро на севере Москвы появится станция «Ховрино».

Всего к 2020 году в Москве намечается построить более 160 км новых линий и открыть 79 новых станций. Таким образом, общая протяженность линий столичного метро увеличится в 1,5 раза и составит свыше 450 км, а количество станций возрастет до 267. Это сопоставимо с протяженностью метро в крупных мегаполисах мира.

Также к 2020 году планируется сформировать третий пересадочный контур метро (Вторая кольцевая линия) протяженностью порядка 54,5 км и построить 25 станций, что позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и центральных пересадочных узлов метрополитена.

Фото ИТАР-ТАСС

Антон Елистратов

Московскому метрополитену — 80 лет! Часть третья — Арбатский радиус: felix_edmund — LiveJournalДля жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Окончание материала. Первая и вторая части.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Служебная ветка «Охотный ряд» — «Александровский сад».

1. Ну, очень «кривая» кривая. Если бы не строительство «глубокого Арбата», то поезда с пассажирами до сих пор ходили бы здесь.

2. Усиление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем.

3. Сохранившийся тоннель служебной ветки от «Охотного ряда» до «Александровского сада».

4. Слева уходит ССВ на I путь Сокольнической линии. Далее двухпутный тоннель превращается в два однопутных и ведет к станции «Площади Революции».

5. В этом месте было единственное глухое пересечение на главных путях в Московском метро.

Станция «Александровский сад».

1. Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни.

2. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

3. При строительстве пересадки в 1953 году здесь поставили эскалатор, который потом демонтировали.

4. Пожалуй, это не только самая переименованная станция, но и самая перестраиваемая.

5. В 1946 году одновременно с переустройством вестибюля была произведена реконструкция, которую планировали еще до войны. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма.

Перегон «Александровский сад» — «Арбатская».

1. После открытия Филевской линии оборот составов стал осуществляться перед станцией. И очень долгое время такое место было единственным в Москве.

2. Первый участок строительства станции Арбатская включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод.

3. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была, таким образом, практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. Весь Арбатский радиус был разбит на участки длиной 60-80 метров. И каждый начальник участка был уверен, что уж свой участок за 10 месяцев он построит.

5. Перекрёстный съезд и ВШ № 350

Станция «Арбатская».

1. Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы. Но только в конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо «парижского», который предполагался изначально.

3. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году в наземный вестибюль станции попала бомба. Возможно, свою роль сыграла пятиконечная форма вестибюля. Авиаударами было разрушено и здание рынка.

4. С 1 октября по 1 февраля было уложено 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки — штукатурки, плитки, мрамора и т. д.

5. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» (сейчас это «Александровский сад») до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения. Вновь этот участок открылся с пуском Филёвской линии в ноябре 1958 года.

Перегон «Арбатская» — «Смоленская».

1. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, но не гарантировал от возможных просадок поверхности. А это могло парализовать жизнь в очень оживленном районе Москвы. В конечном итоге «парижский» способ при проекте строительства арбатской линии был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский».

2. 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станции и тоннели строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

3. Здесь тоннель был пробит авиабомбой 23 июля 1941 года.

4. «К уборной».

5. Помимо траншейного способа на Арбатском радиусе использовали и традиционный горный, но очень ограниченно.

Станция «Смоленская».

15 января 2003 года to_the_future в рассылке [metro] опубликовал такой текст:

ddyc> Почему на путевых стенах «Смоленской» («Филевской»). Плитка в виде сот. Не из за того, что в 19 веке там была ярмарка.

Да, действительно. При вскрытии грунта, для строительства Смоленской, Филевской линии, были обнаружены остатки подземных сооружений (подвалов), торговых помещений ярмарки. В одном из них, были найдены внушительные запасы кафельной плитки, причем наиболее сохранившимся был склад кафельной плитки в виде сот.

На совещании у Кагановича, было принято решение, в целях ускорения строительства, отобрать целые экземпляры (вручную — благо, в рабочих руках, в те времена, недостатка не было), а недостающее количество выпустить. Выпускать ничего не пришлось — было обнаружено больше ста тысяч единиц плитки. Запасов хватило довольно надолго и первый раз плитки, в качестве заплаток для стен на смоленской, были выпущены в 1987 году. Естественно, советская печать об этом скромно умалчивает, но здесь уже обсуждались книги, в которых эта операция описана довольно подробно.

1. Та самая плитка. Шутка так бы и осталась просто шуткой, если бы позднее один путеводитель не написал у себя в тексте про эту несчастную плитку. Получилось феерически.

2. На фото вы видите два интересных артефакта. Это старая планка остановки составов с цифрой 6 и новая с цифрой 4. Так как на ФЛ теперь эксплуатируются только Русичи, у которых в составе 4 сочленённых вагона, то и на рейке написано «4».

3. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

4. Эмблема прошлого юбилея. Вы ее помните? Как вам по сравнению с нынешней?

5. Черная субстанция для окрашивания лотка в пределах станции в черный цвет.

Оба первоначальных вестибюля станции не сохранились. А коридор, идущий от южного вестибюля к восточному мостику над путями станции сейчас используется как подземный переход под Садовым Кольцом. И его можно считать самым первым подземным переходом не только в Москве, но и в СССР.

Тоннели за станцией «Смоленская».

1. До пуска станции «Киевская» 20 марта 1937 года «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков. Для оборота поездов с восточной стороны был уложен съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

2. Но так как за тупиками смотреть нечего, то самое интересное там находится на улице — на первом метромосту в СССР.

3. Однопролётный стальной арочный метромост. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

4. Не знаю, был ли готов этот портал перед метромостом в 1935 году, так как оборот составов осуществлялся по съезду, который находился перед станцией… Но завершим прогулку по первой очереди именно этим. Впереди — вторая очередь!

Огромное спасибо всем, кто помогал мне готовить этот материал. Без вас его бы не было…

Сергей Собянин поздравил Московский метрополитен с 80-летием — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

80-летний юбилей отмечает сегодня, 15 мая, столичная подземка. Работников Московского метрополитена и всех жителей столицы поздравил с этой датой мэр Москвы Сергей Собянин.

«От всей души поздравляю 50-тысячный коллектив метрополитена и всех горожан! Ежедневно московское метро перевозит более 8 миллионов пассажиров в сутки. Это один из самых быстрых и надежных метрополитенов мира, а по уникальности оформления станций ему вообще нет равных», — сказал С. Собянин.

Он отметил, что уникальная транспортная система — Московский метрополитен, создавалась четырьмя поколениями проектировщиков и строителей.

«Сегодня мы реализуем масштабную программу развития московского метро. Прокладывая стальные рельсы в жилые районы и центры деловой активности, обновляя подвижной состав, улучшая качество обслуживания пассажиров, город делает метро еще ближе и комфортнее для миллионов москвичей», — подчеркнул С. Собянин.

Праздничные мероприятия в честь столичного метро дополнит городская «Ночь музеев», в которой традиционной принимают участие сотни тысяч москвичей, добавил глава города.

Как ранее сообщил заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, сегодня в столице одновременно строится 65 км и более 30 станций метро. За последние 4 года в мегаполисе появилось 30 км новых линий, 14 станций и 5 электродепо.

«Если за 80 лет своего существования московский метрополитен построил 300 километров и 185 станций, то наша задача — за 5-6 лет построить в полтора раза больше», — отметил М. Хуснуллин.

Напомним, на Портале Стройкомплекса Москвы опубликована карта линий и станций московского метро, которые планируется построить в период с 2011 по 2020 год.

Наша справка

За годы своего существования Московское метро перевезло более 145 млрд пассажиров. Это в 20 раз больше населения всей планеты! Сегодня столичная поземка насчитывает 196 станций и 325,7 км линий. Самая загруженная на сегодня — станция «Комсомольская» Кольцевой линии (163 тыс. пассажиров в сутки), самая протяженная — Арбатско-Покровская ветка. В часы пик интервал движения поездов составляет 90 секунд.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Московскому метрополитену — 80 лет! Часть третья — Арбатский радиус: russos — LiveJournal

Для жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Окончание материала. Первая и вторая части.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Служебная ветка «Охотный ряд» — «Александровский сад».

1. Ну, очень «кривая» кривая. Если бы не строительство «глубокого Арбата», то поезда с пассажирами до сих пор ходили бы здесь.

2. Усиление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем.

3. Сохранившийся тоннель служебной ветки от «Охотного ряда» до «Александровского сада».

4. Слева уходит ССВ на I путь Сокольнической линии. Далее двухпутный тоннель превращается в два однопутных и ведет к станции «Площади Революции».

5. В этом месте было единственное глухое пересечение на главных путях в Московском метро.

Станция «Александровский сад».

1. Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

2. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле.

3. При строительстве пересадки в 1953 году здесь поставили эскалатор, который потом демонтировали.

4. Пожалуй, это не только самая переименованная станция, но и самая перестраиваемая.

5. В 1946 году одновременно с переустройством вестибюля была произведена реконструкция, которую планировали еще до войны. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма.

Перегон «Александровский сад» — «Арбатская».

1. После открытия Филевской линии оборот составов стал осуществляться перед станцией. И очень долгое время такое место было единственным в Москве.

2. Первый участок строительства станции Арбатская включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод.

3. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была, таким образом, практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. Весь Арбатский радиус был разбит на участки длиной 60-80 метров. И каждый начальник участка был уверен, что уж свой участок за 10 месяцев он построит.

5. Перекрёстный съезд и ВШ № 350

Станция «Арбатская».

1. Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы. Но только в конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо «парижского», который предполагался изначально.

3. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году немецкая бомба попала в рынок, полностью его разрушив. Досталось и вестибюлю.

4. С 1 октября по 1 февраля было уложено 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки — штукатурки, плитки, мрамора и т. д.

5. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» (сейчас это «Александровский сад») до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения. Вновь этот участок открылся с пуском Филёвской линии в ноябре 1958 года.

Перегон «Арбатская» — «Смоленская».

1. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, но не гарантировал от возможных просадок поверхности. А это могло парализовать жизнь в очень оживленном районе Москвы. В конечном итоге «парижский» способ при проекте строительства арбатской линии был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский».

2. 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станции и тоннели строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

3. Здесь тоннель был пробит авиабомбой 23 июля 1941 года.

4. «К уборной».

5. Помимо траншейного способа на Арбатском радиусе использовали и традиционный горный, но очень ограниченно.

Станция «Смоленская».

15 января 2003 года to_the_future в рассылке [metro] опубликовал такой текст:

ddyc> Почему на путевых стенах «Смоленской» («Филевской»). Плитка в виде сот. Не из за того, что в 19 веке там была ярмарка.

Да, действительно. При вскрытии грунта, для строительства Смоленской, Филевской линии, были обнаружены остатки подземных сооружений (подвалов), торговых помещений ярмарки. В одном из них, были найдены внушительные запасы кафельной плитки, причем наиболее сохранившимся был склад кафельной плитки в виде сот.

На совещании у Кагановича, было принято решение, в целях ускорения строительства, отобрать целые экземпляры (вручную — благо, в рабочих руках, в те времена, недостатка не было), а недостающее количество выпустить. Выпускать ничего не пришлось — было обнаружено больше ста тысяч единиц плитки. Запасов хватило довольно надолго и первый раз плитки, в качестве заплаток для стен на смоленской, были выпущены в 1987 году. Естественно, советская печать об этом скромно умалчивает, но здесь уже обсуждались книги, в которых эта операция описана довольно подробно.

1. Та самая плитка. Шутка так бы и осталась просто шуткой, если бы позднее один путеводитель не написал у себя в тексте про эту несчастную плитку. Получилось феерически.

2. На фото вы видите два интересных артефакта. Это старая планка остановки составов с цифрой 6 и новая с цифрой 4. Так как на ФЛ теперь эксплуатируются только Русичи, у которых в составе 4 сочленённых вагона, то и на рейке написано «4».

3. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

4. Эмблема прошлого юбилея. Вы ее помните? Как вам по сравнению с нынешней?

5. Черная субстанция для окрашивания лотка в пределах станции в черный цвет.

Оба первоначальных вестибюля станции не сохранились. А коридор, идущий от южного вестибюля к восточному мостику над путями станции сейчас используется как подземный переход под Садовым Кольцом. И его можно считать самым первым подземным переходом не только в Москве, но и в СССР.

Тоннели за станцией «Смоленская».

1. До пуска станции «Киевская» 20 марта 1937 года «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков. Для оборота поездов с восточной стороны был уложен съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

2. Но так как за тупиками смотреть нечего, то самое интересное там находится на улице — на первом метромосту в СССР.

3. Однопролётный стальной арочный метромост. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

4. Не знаю, был ли готов этот портал перед метромостом в 1935 году, так как оборот составов осуществлялся по съезду, который находился перед станцией… Но завершим прогулку по первой очереди именно этим. Впереди — вторая очередь!

Огромное спасибо всем, кто помогал мне готовить этот материал. Без вас его бы не было…

как изменилась столичная подземка с 1935 года / Новости города / Сайт Москвы

Сегодня Московскому метрополитену исполняется 85 лет. Сергей Собянин  посетил столичное электродепо «Северное» и поздравил его работников и ветеранов с праздником.

«Сегодня в Москве поистине большой праздник — 85-летие метро, самого большого с точки зрения объема перевозки пассажиров в мире, самого лучшего, самого точного, самого надежного и самой динамично развивающейся транспортной системы. В московском метро сегодня трудятся 60 тысяч человек. Это машинисты электропоездов, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники. Огромный коллектив управляет сложнейшей системой транспорта в мире, причем делает это очень качественно, квалифицированно и надежно», — отметил Сергей Собянин.

Средний возраст работников метро — 42 года. Они представляют более чем 200 профессий/специальностей. Трудовой коллектив метро насчитывает 108 династий с суммарным стажем работы более 13 тысяч лет. Среди ветеранов московского метро 107 ныне живущих участников Великой Отечественной войны.

Первая очередь московского метро была открыта 15 мая 1935 года. Протяженность линии составляла 11,5 километра, на ней находились 13 станций — от «Сокольников» до «Парка культуры», а также ответвление на станцию «Смоленская». Электродепо «Северное» открыли незадолго до этого — 10 ноября 1934 года.

Достижения московского метро

Сегодня столичная подземка вместе с Московским центральным кольцом (МЦК) и Московскими центральными диаметрами (МЦД) насчитывает 333 станции — 238 станций метро, 31 станцию МЦК, 58 станций МЦД и шесть станций монорельса. Кроме того, работает 20 электродепо.

За последние 10 лет протяженность линий и количество станций метро выросли в 1,8 раза. Сейчас подземка связывает центр города и его отдаленные районы. Два кольца обеспечивают удобные пересадки и транзит пассажиров без заезда в центр.

Ежедневно по 15 линиям метро проходит более 12,5 тысячи поездов. Средняя дальность одной поездки — около 14,5 километра. Средняя эксплуатационная скорость поездов с учетом остановок составляет около 41,61 километра в час.

До начала пандемии в будний день метро, МЦК и МЦД пользовались в среднем около 9,5 миллиона пассажиров. В прошлом году московская подземка перевезла более 2,5 миллиарда человек. Это больше, чем любая другая транспортная компания России.

Московское метро занимает первое место в мире по точности соблюдения расписания (99,98 процента) и интенсивности движения — 38–40 пар поездов в час пик на основных линиях. Кроме того, столичная подземка имеет самый большой в мире индекс пассажирской лояльности.

Метрополитен становится надежнее. За последние 10 лет количество сбоев сократилось на 41 процент. Если раньше на миллион километров, пройденных вагоном, приходилось 0,17 случая сбоя, то сейчас — 0,1. Это лучший в мире показатель по оценке самой авторитетной международной транспортной организации CoMet (Community of Metros).

«Хотел сегодня, в этот праздничный для метрополитена и для всего города день, поздравить работников метрополитена и всех москвичей не только с тем, что у нас есть такой прекрасный транспорт, но и с тем, что он развивается. Сегодня метро является частью жизни не только тех, кто сегодня там работает, но и большинства москвичей, которые регулярно пользуются метро», — сказал Сергей Собянин.

С 15 мая этого года зарплата сотрудников Московского метрополитена будет проиндексирована на четыре процента.

В последние годы особое внимание уделяется обновлению подвижного состава. Сегодня в парке метро более шести тысяч вагонов — это второе место в мире. 58 процентов из них относится к новым сериям. В ближайшие три года планируется ежегодно приобретать по 600 вагонов — это приведет к практически полному обновлению парка (89,5 процента). Закупать будут вагоны отечественного производства — они на 25 процентов дешевле зарубежных аналогов.

Московское метро — единственное в мире, где эксплуатируются поезда с автоматическим обеззараживанием воздуха в климатических системах. Ультрафиолетовые лампы работают более чем в 2800 вагонах «Ока» и «Москва» — это около половины от их общего числа.

Безопасность пассажиров в метро обеспечивает свыше 17 тысяч видеокамер. В столичной подземке более 370 вестибюлей и 3700 турникетов на входах, а также свыше 5700 светофоров. Кроме того, в подземке установлено более 900 эскалаторов — их общая длина составляет свыше 37 километров. Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 метра).

Электродепо «Северное»

Электродепо «Северное» было построено 10 ноября 1934 года для обслуживания первых поездов метро. Оно расположено в Красносельском районе по адресу: улица Краснопрудная, дом 9а.

Сегодня депо «Северное» вместе с депо «Черкизово» обслуживает Сокольническую линию. Здесь находятся цех эксплуатации, цех ремонта, мотодепо, пункт восстановительных средств и ремонтно-строительный участок. В электродепо трудятся 876 человек, в том числе 287 машинистов и 123 слесаря по ремонту подвижного состава.

В электродепо содержится 304 вагона. Для перевозки пассажиров используются 300 вагонов модели 81-717/714 (номерной) и ее модификаций. На Сокольническую линию из депо выходит 38 семивагонных составов.

До начала режима самоизоляции поезда электродепо «Северное» перевозили в среднем 10–14 миллионов пассажиров в месяц — около 530 тысяч человек в день.

Как работает метро в условиях пандемии

Московское метро реализует комплекс мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Из-за режима самоизоляции количество пассажиров подземки составляет менее 20 процентов от прежнего уровня, фактически исчез час пик. При этом сохраняется обычный график движения поездов. Это нужно для того, чтобы люди соблюдали социальную дистанцию. На самых востребованных линиях в час пик проходит по 38–40 пар поездов — это обеспечивает интервал движения около 90 секунд.

В поездах, на платформах и в вестибюлях появилась разметка и стикеры, которые обеспечивают социальное дистанцирование пассажиров. С наступлением тепла в вестибюлях метро сняли вторые двери, а основные зафиксировали в открытом положении. Благодаря этому пассажиры могут зайти в метро, не касаясь дверей. На станциях установили 1620 бесплатных санитайзеров для дезинфекции рук.

Приостановлено действие проездных билетов, кроме карт «Тройка» и социальных карт, привязанных к цифровым пропускам — они проверяются автоматически на турникетах. Соблюдение пропускного режима помогают контролировать сотрудники ГКУ «Организатор перевозок». Порядок обеспечивают работники службы безопасности Московского метрополитена и сотрудники УВД на Московском метрополитене.

В метро введен усиленный режим дезинфекции. Обрабатываются помещения персонала депо, тоннели, а также вагоны, вестибюли и платформы станций. Дезинфекцию проводят круглосуточно, несколько раз в день. В этой работе задействованы более четырех тысяч сотрудников.

«Вам нужно беречь и пассажиров, и себя тоже, потому что вы, по сути дела, на передовой. Рядом с вами проходит огромное количество людей. И от того, насколько вы себя защищаете, защищаете жителей Москвы, во многом зависит и то, как будет развиваться пандемия», — сказал Мэр Москвы.

Обработка вагонов производится два раза в день парогенераторами и растворами, рекомендованными Роспотребнадзором. Кроме того, каждые полтора-два часа происходит дезинфекция всех элементов пассажирской зоны, к которым могут прикасаться люди. Таким образом, частота обработки пассажирской зоны увеличена в 12–15 раз.

Качество обработки ежедневно контролируют санитарные врачи метро с помощью люминометров, которые определяют уровень загрязненности. Анализ показывает, что дезинфекция позволяет снизить этот показатель в пять и более раз.

С 12 мая в столичном метро, как и во всем городском транспорте, введен масочный и перчаточный режим. Для пассажиров на всех станциях метро и во всех работающих вестибюлях заранее была организована продажа масок и перчаток. Уже продано более 56 тысяч масок и 113 тысяч пар перчаток.

Какими были первые поезда московского метро

Первые вагоны типа А для московского метро были собраны в 1934 году на Мытищинском вагоностроительном заводе. Он до сих пор является главным предприятием по производству составов для столичной подземки.

В каждом вагоне было 52 сидячих места — мягкие диваны с кожаной обивкой. Всего вагон типа А вмещал около 260 человек. К началу регулярного движения в столицу прибыло 58 таких вагонов. Составы формировались из моторных и прицепных вагонов.

В первый год работы метро с интервалом пять минут ходили четырехвагонные составы. К январю 1936 года на линии курсировали уже шестивагонные поезда. Производство вагонов типа А прекратили в 1937 году. В 1950-е все составы были модернизированы — их эксплуатация в общей сложности продолжалась около 40 лет.

Исторический состав из вагонов типа А восстановили к 80-летию Московского метрополитена, который отмечался в 2015 году. Сейчас поезд находится в электродепо «Измайлово». До введения режима самоизоляции на нем мог прокатиться любой желающий во время ночных экскурсий. После отмены ограничительных мер такая возможность появится вновь.

Немного статистики: динамика пассажиропотока

В 1935 году поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» длилась 21,5 минуты, а тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.

В первый год работы Московского метрополитена в среднем в сутки совершалось 177 тысяч поездок. Пассажиров было мало, так как люди боялись спускаться под землю, опасались невиданных ранее эскалаторов и быстрых подземных поездов.

Однако москвичи быстро привыкли к метро, и пассажиропоток начал стабильно расти. В отдельные дни 1940 года поезда столичной подземки перевозили уже свыше одного миллиона пассажиров.

С началом Великой Отечественной войны к ноябрю 1941 года среднесуточные перевозки сократились более чем в три раза по сравнению с довоенным периодом и составляли всего 279 тысяч поездок в день.

В декабре 1941-го, когда противник был отброшен от Москвы, перевозки на метрополитене вновь начали расти. Тогда в день совершалось 316,6 тысячи поездок. А во втором квартале 1943-го они достигли довоенного уровня. В 1945 году этим видом транспорта по будням пользовались около 1,7 миллиона пассажиров, а спустя два года — уже 1,9 миллиона человек.

За 1962 год метрополитен перевез более одного миллиарда пассажиров, то есть в день им пользовались свыше трех миллионов человек. За 27 лет с момента открытия метро суточные перевозки пассажиров выросли в 16 раз.

В 1971-м поездки в метро совершили 1,6 миллиарда пассажиров. Ежедневно фиксировалось свыше 4,6 миллиона поездок. К 1976 году этот показатель увеличился до 5,7 миллиона поездок в день.

Суточный пассажиропоток в 1981 году достиг 6,5 миллиона пассажиров, а к концу десятилетия — 7,5 миллиона. Из них около одного миллиона человек пользовались метро в утренний час пик.

На рубеже ХХ–XXI веков пассажиропоток составлял 8,8 миллиона.

В 2019 года метрополитен перевез 2,6 миллиарда пассажиров — почти на 10 процентов больше, чем в 2010 году.

Обновление инфраструктуры

За последние 10 лет доля современных вагонов в Московском метрополитене увеличилось с 13 до 58 процентов, протяженность нового высоковольтного кабеля — с 63 до 80 процентов, число роторов тоннельной вентиляции — с 11 до 89 процентов. Было обновлено 485 эскалаторов и все турникеты, отремонтировано и благоустроено 100 станций.

Московская подземка последовательно переходит на бесстыковой путь: с 2017 года уложено более 160 километров. Это позволит повысить комфорт перевозок и сделать безопаснее движение поездов, а также уменьшить эксплуатационные расходы. В результате шум и вибрация сокращаются с 91 до 84 децибел, удельное сопротивление движению поездов — до 10 процентов, количество отказов в работе рельсовых цепей автоблокировки — на 60 процентов. Также снижается динамическая нагрузка на сооружения и подвижной состав.

В метро проводят масштабную модернизацию вентиляционной системы. Сегодня модернизировано уже более 300 вентшахт, еще 60 планируется заменить до 2023 года.

Современные вентагрегаты имеют такой уровень автоматизации и надежности, которого не было у советских устройств. Новые вентиляторы позволяют на 40 процентов увеличить воздухообмен, а также снизить температуру воздуха до трех градусов Цельсия, что особенно ощутимо в летние месяцы. Кроме того, новые агрегаты позволят почти вдвое снизить концентрацию углекислого газа в воздухе столичного метро — с 0,75 до 0,45 литра в кубическом метре.

К тому же новые установки снабжены функцией самодиагностики и снижают энергопотребление на пять процентов, позволяют осуществлять мониторинг и управление оборудованием вентшахт из единого диспетчерского центра Московского метрополитена.

Как метро стало цифровым

В 2019 году открыли единый диспетчерский центр (ЕДЦ) подземки — инновационное структурное подразделение, в котором сосредоточен диспетчерский персонал всех служб, ответственных за организацию движения и эксплуатацию метрополитена.

Его создание заметно повысило скорость обмена информацией между службами и улучшило качество принимаемых решений. Благодаря запуску ЕДЦ метрополитен наполовину снизит время реагирования на возникновение отклонений от нормальной работы и вдвое сократит время выхода из любых инцидентов.

ЕДЦ является частью программы «Цифровое метро», реализуемой с 2013 года. Помимо модернизации диспетчеризации, в нее входят проекты создания умной системы видеонаблюдения и транспортной безопасности, а также цифрового контроля работы подвижного состава и состояния инфраструктуры метрополитена.

До запуска единого диспетчерского центра метро при всей интенсивности движения работало преимущественно в аналоговом режиме. Диспетчеры держали связь по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену, который принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Однако сегодня появились современные цифровые технологии, которые позволяют значительно повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и комфортным для пассажиров.

В ЕДЦ создан центр организации перевозок (ЦОП), в котором находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов и пресс-службы.

Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метро в режиме реального времени, транслируются на видеостену из 36 мониторов.

В штатном режиме на ней представлены фактические и прогнозные показатели пассажиропотока на станциях и линиях, суточные графики пассажиропотока и задержек в движении поездов, информация о текущих отклонениях от нормальной работы, данные по исполнению графика движения по каждой из линий и сведения о плановых работах. Во время инцидента диспетчеры видят всю необходимую информацию для максимально быстрого устранения нештатной ситуации.

В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. Каждые станция и перегон будут иметь цифровые 3D-паспорта, включающие сведения от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.

В ЕДЦ внедряется система поддержки принятия решений, в которую уже заложено около 100 сценариев. При возникновении нештатной ситуации система предложит диспетчерам оптимальный алгоритм действий.

Поездки с комфортом

Столичный метрополитен стремится предоставлять пассажирам сервис самого высокого уровня. С 2017 года парк пополняется только поездами нового поколения «Москва». Это надежные, современные, комфортные и вместительные поезда. В них есть тач-панели для построения маршрутов, зарядки для мобильных телефонов, удобные теплые поручни. Сегодня это второй по распространенности тип подвижного состава в Московском метрополитене. Всего курсирует 195 таких поездов по семи линиям — Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Филевской, Сокольнической, Некрасовской, Солнцевской и Большой кольцевой.

Во всех поездах метро работает бесплатный Wi-Fi. Разработано удобное приложение «Метро Москвы», которое скачали уже более 3,4 миллиона человек. С его помощью можно построить маршрут, пополнить карту «Тройка» и узнать интересную информацию о станциях подземки.

По количеству способов оплаты проезда Московский метрополитен занимает первое место в мире. В 2020 году Москва получила главную награду международной премии Transport Ticketing Global в номинации «Лучшая умная билетная система — 2020».

Самой популярной у пассажиров является карта «Тройка» — ей пользуются свыше 90 процентов человек. Помимо традиционного формата, эту карту выпускают в форме брелоков, браслетов, колец, жетонов, вкладышей и наклеек. В период борьбы с распространением коронавирусной инфекции проезд в метро возможен только по карте «Тройка» или социальной карте, номера которых привязаны к цифровому пропуску.

В Московском метрополитене создана современная система информирования, уникальная по количеству каналов взаимодействия с пассажирами. Одним из новых каналов информирования являются экраны в вагонах. Всего в 3,5 тысячи вагонов установлено свыше 15,4 тысячи экранов, на которые выводится различная информация для пассажиров, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций. Также на них транслируются новости об актуальных событиях, происходящих в городе и мире. Например, так горожан знакомили с информацией, касающейся чемпионата мира по футболу 2018 года. Также на экранах в вагонах можно увидеть новогодние поздравления Президента России и Мэра Москвы.

На станциях, где наблюдается высокий пассажиропоток, организованы стойки «Живое общение». Всего их 28. Благодаря им пассажиры могут получить необходимые консультации. За 2019 год сотрудники стоек провели около 900 тысяч консультаций. В период самоизоляции работа стоек временно приостановлена, а консультанты наряду с другими сотрудниками метро сообщают пассажирам о работе системы автоматической проверки цифровых пропусков и привязке к ним карт «Тройка».

Для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в 2013 году был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его специалисты бесплатно сопровождают пассажиров по всему маршруту следования, при необходимости провожают до поездов пригородного сообщения, автостанций, поездов дальнего следования и объектов социальной сферы, а также оказывают информационную поддержку. За весь период работы центра его услугами воспользовались более одного миллиона человек, в том числе в 2019 году — свыше 115 тысяч человек.

Кроме того, московское метро развивается и как культурная площадка. Вне режима самоизоляции там регулярно запускают тематические поезда, выступают музыканты, ставят спектакли, проводят экскурсии, выставки.

Наиболее известным стал проект «Музыка в метро». В 2016 году, когда проект стартовал, музыканты играли только на трех площадках, а сейчас более 30. В период самоизоляции выступления музыкантов транслируются онлайн на страницах проекта в социальных сетях.

Московский Метрополитен в 80-е годы

(Схема линий метрополитена, 1986 год)

Выполнение Генерального плана с 1971 года продолжалось вплоть до 1985 года, хотя его действие подразумевалось до 2000 годов. Не все задуманное было выполнено, тем не менее основная задача расширения Москвы с делением на жилые зоны была реализована. В транспортной структуре в 80-е годы особо не было каких-либо кардинальных изменений, тем более что продолжалась «эпоха застоя», но строительство новых линий метро все же продолжалось, хоть и не так стремительно, как в прежние годы.

(Вестибюль станции Шаболовская 1980-е годы)

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на качественное поддержание проведения соревнований, строительство спортивных объектов, гостиничных комплексов. Так в этом году в метрострое была открыта только одна станция 5 ноября 1980 года «Шаболовская» на Калужско-Рижской линии. 

(Подземный переход, часто становившийся входом в метро. Станция Тульская в 1980-е годы)

Новая ветка метро, цвет для которой был определен серый, Серпуховско-Тимерязевская линия уже появилась на картах, как строящаяся, но первый южный радиус введенный в эксплуатацию был запущен только в 8 ноября 1983 года от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км. Ветка сразу строилась, как диаметральная, пересекающая кольцевую линию в двух местах и должна была стать самой длинной в Московском метро.

(Уникальная станция метро «Ленинские горы», построенная на метромосту незадолго до закрытия на реконструкцию в 1983 году)

Тогда же 20 октября 1983 года уникальная станция, расположенная на метромосту «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»), из-за постоянного разрушения от слишком поспешного  в свое время ввода в эксплуатацию, была закрыта на реконструкцию, которая быстро «заморозилась» из-за нехватки финансирования, и стала самой долгой реконструкцией в метро. Второй раз станция откроется только спустя 19 лет уже при Российской власти в 2002 году.

(Схема линий метрополитена, 1987 год)

В середине 80-х годов 30 декабря 1984 года был открыт 6,4 км участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» с ответвлением до станции «Каховская» (сейчас ответвление является самостоятельной небольшой веткой). Затем к 7 сентября 1985 года линию продлили на 3,4 км от «Орехово» до «Красногвардейской» станции. А в январе 1986 года ввели в эксплуатацию участок от «Серпуховской» до «Боровицкой», в 1987 году проложили до станции «Чеховская» и 31 декабря 1988 года открыли линию до станции «Савеловская», получив две пересадочные на кольце станции.

(Вестибюль метро Коньково в 80-е годы и исчезнувшие скульптуры на месте ТЦ «Коньково» в современное время)

На других линиях строительство ввелось не так оживленно, тем не менее был открыт небольшой 1,7 км участок Калининской линии от «Марксистской » до «Третьяковской». Калужскую линию продлили от станции «Беляево» до станции «Теплый стан» и 31 декабря 1989 года завершило десятилетие открытие станции «Крылатское» подземной части Филевской линии.

Что касалось подвижного состава, то в 80-е годы вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова начал серийный выпуск вагонов типа 81-717/714 (впервые в истории метростроения СССР новые вагоны не получили буквенного обозначения). Новые метросоставы с вагонами данного типа получили промежуточные вагоны без кабины машиниста, что увеличило их вместимость, а также был сильно изменен интерьер внутреннего пространства вагонов, сидения стали жесткими, изменились лампы освещения, кабина машиниста и была снижен расход электроэнергии на 5-6%.

(Современная фотография неизвестного автора с неизвестного места. А ведь именно такие автоматы для размена монет были в советском метро. Все гениально и просто: 20 копеек, 15 копеек и 10 копеек выдавались 5-ти копеечными монетками, которые весело звенели в окошке выдачи)

В 1987 году «Метровагонмаш» начал долгосрочное проектирование метропоезда нового поколения, который в будущем получит название «Яуза».

80 лет со дня открытия Московского метрополитена

Все на борту! Когда вы едете на московском метро, ​​вы не просто едете на работу, вы также отправляетесь в путешествие во времени. Одна из самых загруженных систем общественного транспорта в мире, обширная сеть российских станций метро — музей мирового уровня. От мозаики и фресок Киевской через витраж Новослободской, роскошных люстр Комсомольской до современного уважения к Достоевскому на Достоевской — это опыт, выходящий далеко за рамки ежедневных поездок.С тех пор, как она развивалась в течение 8 десятилетий, все этапы развития России в искусстве, поэзии и науке просвечивают как органическое пересказывание прошлого нации.

Сегодня 80 лет назад сотни людей ночевали на улицах в надежде оказаться в самом первом метро в 7 утра. Потребовалось более 30 лет, чтобы найти решение городских транспортных проблем, но в конечном итоге это был инженерный подвиг, который позволил бы проложить туннель через сложные почвы и реки города. Первый поезд шел по 11-километровому маршруту, с одной линией и 13 станциями.Переносясь вперед на 80 лет, он теперь путешествует по 327,5 км с 12 линиями и 196 станциями и почти 10 миллионами пассажиров в день.

Чтобы отпраздновать этот день, Doodler Matt Cruickshank черпал вдохновение в старинных русских плакатах. Он начал с карты в текущих цветах линий метро и отличительной радиальной структуры круга, но решил объединить старое с новым и закончил, используя настроенную сепией моду старинного русского плаката. Он также добавил классический поезд с надписью «80» на передней панели, чтобы почтить память юбилея.

Несколько слов мудрости от Мэтта …

Знали ли вы много о московском метро до того, как начали работать над Doodle?

Мне очень повезло недавно побывать в Москве и быть с кем-то, кто может говорить по-русски, иначе я все еще буду в Метро! Я также посетил музей Московского метрополитена, который очень помог с историей.

Были ли вы удивлены тем, что узнали о метро во время исследования этого каракули?

Это почти 80% московских пассажиров используют его каждый день! Маршруты, запахи и история должны быть укоренились в них.

Какая ваша любимая часть о готовом каракули?

Поезд машиниста и его потрясающие рыжие усы.

Думая о своем визите в Москву, у вас есть любимая станция метро?

мне понравился тот, который имел английские знаки 🙂

Наконец, что, по вашему мнению, будет самым популярным видом транспорта в Москве через 80 лет?

Я надеюсь на летающих механических лошадей, но соглашусь на реактивные ранцы.

,
Как пользоваться московским метро и какие станции посещать

Если вы не говорите и не понимаете по-русски, московское метро может показаться сложным в использовании. Однако, когда вы начнете использовать его, вы быстро поймете, что на самом деле это очень просто. Кроме того, московское метро также является важной туристической достопримечательностью благодаря красоте некоторых станций. Я объясню вам, какие станции стоит посетить.

Обновлено 20 февраля 2020 г. Опубликовано 15 декабря 2015 г.

Moscow metro - What stations to see Moscow metro - What stations to see

Я собираюсь поговорить об этом…

Введение

Московское метро (также известное как Народный дворец) было открыто в 1935 году в эпоху Сталина. Это один из самых больших и плотных в мире. Он соединяет центр города с промышленными и жилыми районами и позволяет быстро и легко путешествовать, если вы посещаете Москву.

На официальном сайте Московского метрополитена вы можете найти некоторые интересные факты:

  • В 2019 году было перевезено 2,560 миллионов путешественников (около 7 миллионов путешественников в день )
  • Он состоит из 14 линий , 228 станций и 393,7 километров в длину
  • Самая глубокая станция на 84 метра ниже уровня земли — это Victoria Park (Парк Победы), где вы можете найти самый длинный эскалатор на 126 метрах. длинный.
  • Средняя частота, с которой проходят поезда, составляет 90 секунд (на станциях, расположенных в центре, это еще чаще). Не стоит бежать, если вы слышите прибывающий поезд.

1. Полезная информация

Прежде чем начать пользоваться Московским метрополитеном, есть некоторая полезная информация, с которой вы можете ознакомиться через Интернет:

Официальный сайт московского метро:

Официальная карта московского метро :

Metro Map Moscow Metro Map Moscow

Yandex Moscow Metro Yandex Moscow Metro

Мобильные приложения : «Яндекс Метро» — это бесплатное приложение, которое чрезвычайно полезно и не требует использования с подключением к Интернету для просмотра карт и расчета маршрутов.Он доступен для Android и iPhone, а также предлагает веб-версию на английском языке.

Расписание Московского метрополитена : большинство станций открыто с 5:30 до 1:00.

Типы билетов : можно купить разовые билеты (57 рублей) или карту Тройки (40 рублей за поездку). Вы также можете оплатить напрямую через турникет Visa или Mastercard или через Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. Эти транзитные билеты также используются для перевозки на автобусе, троллейбусе и трамвае.В этой статье у вас есть подробное объяснение различных билетов и кредитных карт, которые вы можете приобрести, а также тарифы: Общественный транспорт в Москве: карта Тройка и унифицированные билеты

Single ticket moscow metro Single ticket moscow metro

Troika card Moscow Troika card Moscow

2. Как проезд на московском метро

Я собираюсь объяснить самым простым способом объяснить, как проехать через московский метрополитен. Если вы привыкли путешествовать на метро в других городах, многие из проблем, которые я здесь рассмотрю, покажутся вам очевидными, другие, возможно, не столь очевидными.

2.1. Вход в метро

На улице станции метро обозначены большой красной буквой M.

Entrance to the Moscow Metro 2 Entrance to the Moscow Metro 2

Entrance to the Moscow Metro Entrance to the Moscow Metro

Вы можете получить доступ к станциям на уровне улицы или спустившись по лестнице внизу который вы увидите:

  • Серия дверей с зелеными знаками , через которые вы можете получить доступ к метро с надписью «Вход в метро» на русском или английском языке.

Entrance doors to the Moscow Metro Entrance doors to the Moscow Metro

  • Еще одна серия дверей с красными знаками с надписью «Не входить», которые являются выходными дверями.

Departure gates of the Moscow Metro Departure gates of the Moscow Metro

Когда вы войдете, вы увидите, что в зале каждой станции есть большая карта метро, ​​а также автоматы для выдачи билетов и билетная касса.

Map inside a Moscow subway car 2 Map inside a Moscow subway car 2

2.2. Покупка билетов

Попав в метро, ​​вы можете купить билеты. Вы можете получить их двумя основными способами:

  • Автоматические дозаторы . Они на русском и английском языках и не сложны в использовании.
  • Билетный киоск .Хотя пользоваться машинами несложно, гораздо удобнее использовать билетную кассу, укомплектованную человеком (они помечены словом «KACCA»). Становитесь в очередь (если есть) и ждите своей очереди. В билетной кассе вы можете купить билеты с необходимостью знать Слово по-русски. Например, если вы хотите купить карту «Тройка» и перезарядить ее на 500 рублей в первый раз, все, что вам нужно сделать, это упомянуть слово «Тройка» в окне билета и дать им 550 рублей, включая депозит в размере 50 рублей.После оплаты кассир выдаст вам карту, которая будет служить вашим билетом.

Ticket offices in the Moscow Metro Ticket offices in the Moscow Metro

Cashiers in the Moscow Metro Cashiers in the Moscow Metro

2.3. Доступ к платформе

В зоне продажи билетов вы увидите турникетов , где вы можете войти в Metro, поставляемый с кард-ридером (на некоторых станциях они старше, а на других — более современные).

Вы должны пройти через турникет и положить свою карту на картридер. Вы увидите изменение света с красного на зеленый, указывающее, что вы можете пройти.Экран считывателя покажет вам, сколько поездок вы оставили за или за непогашенного баланса .

Turnstiles in the Moscow Metro Turnstiles in the Moscow Metro

Troika card in turnstile Troika card in turnstile

В каждой линии турникетов есть кабина с кем-то , который следит за тем, чтобы никто не пробирался, и который разрешает доступ детям до 7 лет (которые не платят) или люди в инвалидной коляске.

Также важно знать, что в соответствии с правилами каждый пассажир должен иметь свой собственный билет; однако, при оплате проезда на 60-тикратной карточке Тройки или при использовании бумажного тарифа Тройки, принято делить карту с несколькими членами одной семьи или несколькими друзьями.Ни в коем случае нельзя делить карту с 90-минутным билетом или с билетом, который позволяет неограниченное количество поездок в течение нескольких дней.

После того, как вы пройдете через турникет, вы увидите эскалатор , который унесет вас вглубь подземного (встаньте направо на эскалаторе, чтобы люди, которые спешат пройти). Когда вы приедете внизу, там будут знаки, указывающие линии и направление, в котором они движутся. В это время важно иметь карту метро на русском и английском языках, так как знаки в метро обычно написаны кириллицей.Однако после чемпионата мира 2018 года большинство станций уже обозначены на английском языке.

Poster in the Moscow Metro Poster in the Moscow Metro

Sign in the Moscow Metro Sign in the Moscow Metro

Поезда проходят практически каждые 1-2 минуты, поэтому, если вы слышите прибывающий поезд, бежать не обязательно, потому что вскоре пройдет другой поезд.

Going down the escalators of the Moscow Metro 3 Going down the escalators of the Moscow Metro 3

2.4. Как сесть на поезд

Когда поезд прибудет, вам нужно просто подождать, пока люди уйдут, прежде чем сойти. В час пик может быть много людей, поэтому будьте осторожны, чтобы вас не слишком сильно толкали.Самое главное, чтобы добраться до дверей и попасть на борт, когда они открыты, так как двери закрываются сильно.

Оказавшись в поезде, найдите место, где можно сесть или встать, где вы можете держаться за брусья, так как поезда могут много передвигаться. Вагоны, как правило, довольно старые и громкие, хотя они постепенно обновляются.

Moscow Metro train car Moscow Metro train car

Interior map wagon metro Moscow Interior map wagon metro Moscow

2.5. Проезд от станции до станции

Если вы не читаете и не понимаете по-русски, вам нужно будет проконсультироваться с картой метро и подсчитать количество остановок, чтобы добраться до пункта назначения .В каждой машине рядом с дверью есть карта метро и карта линии, по которой вы путешествуете.

Train in the Moscow Metro Train in the Moscow Metro

Объявления на поезде на русском и английском языках . В общем, объявление о следующей станции будет зачитано мужским голосом в поездах, направляющихся в центр города, и женским голосом в поездах, выезжающих из центра города. На круговой линии (темно-бордовая линия 5) мужской голос обозначает остановки, если он движется по часовой стрелке, и женский голос, если он движется против часовой стрелки.

Вы также увидите, что на каждой станции есть вывески с указанием названия, но они могут быть на русском языке, и их трудно увидеть изнутри поезда.

Если вам нужно переключиться на поезд, после выхода из поезда вы должны найти знаки для линий, по которым вам нужно ехать. Эти знаки имеют цвет (каждая линия имеет свой собственный цвет), и за ними очень легко следовать, если вы знаете цвет линии, которую вам нужно выбрать.

Коммутационные линии могут включать подъем или спуск по лестнице или эскалатору и проход через подземные переходы.Вы можете менять поезда по своему желанию на одном билете, который действует до выхода из системы метро.

Если вы пропустите свою остановку, это не проблема. Поезда ходят в обоих направлениях. Просто выйдите и сядьте на поезд, идущий в противоположном направлении.

2.6. Выход из метро

Когда вы прибудете в пункт назначения, просто покиньте поезд и найдите эскалатор вверх по белому знаку с черными буквами, который говорит: «Выйдите в город». Вы можете выйти через несколько выходов в город.Ищите выход наиболее подходящий для вашего конечного пункта назначения.

3. Какие станции стоит посетить

Какие станции самые красивые, это несколько субъективно

.