Наименование | Годы выпуска | Количество | Фото | Тип |
---|---|---|---|---|
— | 1901–1909 | ? | Открытый (без бортов), с жёсткими деревянными сиденьями и наружными подножками для прохода кондуктора «по салону». | |
Х/М | 1928–1947 | свыше 2000 | Мотор+прицеп | |
КТМ-1/КТП-1 | 1947–1961 | Свыше 2200 | Мотор+прицеп | |
КТМ-2/КТП-2 | 1961–1969 | Свыше 3400 | Мотор+прицеп | |
КТМ-3/КТП-3 | 1962 | 1 | Мотор+прицеп, опытный | |
КТМ-4С | 1964 | 0 | Неосуществлённый проект сочленённого вагона | |
КТМ-5, все модификации | 1963–1992 | 14991 | Из них: | |
КТМ-5 | 1963 | 2 | Прототип с круглым кузовом | |
КТМ-5М | 1969–1971 | 620 | Пластиковый кузов | |
КТМ-5С | 1965 | 0 | Неосуществленный проект сочленённого вагона | |
71-605 | 1971–1992 | 12943 | Металлический кузов. Самая многочисленная серия трамвайных вагонов в мире. | |
71-605А | 1989–1992 | 1426 | Модернизированная модификация 71-605 с электронным статическим преобразователем, люминесцентным освещением салона и усовершенствованным сцепным прибором. | |
71-606 | 1976 | 2 | Опытный высокопольный четырёхосный вагон | |
71-607 | 1980 | 0 | Неосуществлённый проект вагона для скоростных линий | |
КТМ-8, все модификации | 1988–2007 | 1502 | ||
71-608 | 1988 | 2 | Опытные вагоны с ТИСУ, эксплуатировались до 2007 года | |
71-608К | 1991–1994 | 901 | Реостатно-контакторный привод | |
71-608КМ | 1994–2007 | 599 | Уменьшенного габарита для старых московских депо с кривыми малого радиуса. | |
71-609 | 1994 | 1 | Вагон 71-605 с ТИСУ «Динамо». Испытывался в Твери | |
71-610 | ? | 0 | Проект вагона 71-608 с усовершенствованными тележками и модернизированной реостатно-контакторной системой управления | |
71-611, 71-611П | 1992, 1995 | 13 | Вагоны с дверями с обоих бортов для скоростного трамвая, в том числе моторные вагоны без кабины управления | |
71-612 | 1988 | 0 | Проект шестиосного трёхсекционного вагона | |
71-613 | ? | ? | Неосуществленный проект | |
71-614 | 1995 | 0 | Проект прицепного вагона на базе 71-608 | |
71-615 | 1995–1997 | 11 | Вагоны для Пятигорска с тележками 1000мм | |
71-616 | 1996 | 2 | Опытные вагоны с ТИСУ, 2 в Москве. Один находится на Учебно-Курсовом Комбинате, кузов второго использован для учебного вагона 0205. | |
71-617 | 1995–1999 | 12 | Стажёрский вагон на базе 71-608 | |
71-618 | 1997 | 0 | Проект зауженного вагона (вагон для европейской колеи 1435 мм)71-608 для Калининграда | |
71-619, все модификации | 1998–2012 | 831 | Из них: | |
71-619 | 1998-1999 | 2 | Вагон с комплектом ТИСУ МРК-1 производства фирмы «Кросна» | |
71-619К | 1999-2010 | 192 | Вагон с реостатно-контакторной системой управления | |
71-619К-01 | 1999 | 1 | Опытный вагон с тележками двухступенчатого подвешивания типа «Меги» с установленным электронным табло «BUSE» и деревянными подоконниками. Единственный выпущенный экземпляр эксплуатируется в Казани | |
71-619КС | 2002, 2003 | 2 | Стажёрский вагон для Москвы | |
71-619КУ | 17 | Зауженный вагон (вагон для европейской колеи 1435 мм) для Ростова-на-Дону | ||
71-619КТ | 413 | Вагон с контакторно-транзисторной системой управления производства фирмы «Канопус» | ||
71-619КТ-01 | 3 | Модификация снабжалась тележками с двухступенчатым подрессориванием типа «Меги» | ||
71-619КТ-02 | 2 | Зауженный вагон (вагон для европейской колеи 1435 мм) для города Ростов-на-Дону | ||
71-619А | Оборудован асинхронным тяговым приводом. | |||
71-619А-01 | 74 | В отличие от 71-619А комплектовался тележками 608АМ.09.00.000, несколько вагонов было оборудовано тяговыми двигателями АТМ225М4У2 | ||
71-620 | 2000 | 0 | Неосуществлённый проект шестиосного сочленённого вагона на базе 71-619 | |
71-621 | 2000 | 1 | Укороченный вариант 71-619К | |
71-622 | 2004 | 0 | Неосуществлённый проект частично низкопольного вагона на базе 71-619 | |
71-623-00 | 2009–2011 | 54 | Односекционный четырёхосный частично низкопольный односторонний вагон. | |
71-623-01 | 2009–2011 | 23 | Односекционный четырёхосный частично низкопольный односторонний вагон. Отличается от 71-623.00 широкими 1-й и 4-й дверью. | |
71-623-02 | 2011–н.в. | 227 | Односекционный четырёхосный частично низкопольный односторонний вагон. Отличается от 71-623.01 узкими 1-й и 4-й дверью. | |
2015–н.в. | 36 | Односекционный четырёхосный частично низкопольный двухсторонний вагон. Два кузова были заложены в 2009 году, однако в связи с отсутствием заказов на данную модель, в 2013 году готовые кузова были переделаны в вагоны 71-623 для Москвы. | ||
71-623-04 | 2019 | 3 | ||
71-625 | 2013 | — | Односекционный четырёхосный полностью низкопольный односторонний вагон. | |
71-630 | 2006 | 1 | Сочленённый трёхсекционный частично низкопольный двухсторонний вагон (с двумя кабинами). | |
71-631 | 2013-н.в | 25 | Сочленённый трёхсекционный частично низкопольный односторонний вагон (с одной кабиной). | |
71-631-01 | 2011 | 1 | Сочленённый трёхсекционный частично низкопольный односторонний вагон (с одной кабиной). | |
71-631-02 | 2012-2017 | 31 | Сочленённый трёхсекционный частично низкопольный двухсторонний вагон (с двумя кабинами). | |
71-633 | 2015, 2019 | 2 | Сочленённый трёхсекционный полностью низкопольный трамвайный вагон |
Два Катава. Часть 2: Усть-Катав: varandej — LiveJournal
Осмотрев в прошлой части затерянный в уральских скалах Катав-Ивановск, отправимся теперь в Усть-Катав (22 тыс. жителей) — ещё один старый промышленный городок Челябинской области, более всего знаменитый тем, что в нём на всю Россию делают трамваи. Да и не только их…
Усть-Катав крупнее своего «однофамильца» дай бог если на треть, но по ощущениям скорее втрое, может потому, что и стоит не в 40 километрах от трассы Уфа-Челябинск, а в 3-5. Катав-Ивановск — городок глухой и сонный, в то время как в Усть-Катаве с первых минут чувствуется, что жизнь кипит. Но жизнь — суровая, остервенелая, горнозаводская, где «в булочную на такси не ездят!».
2.
Усть-Катав по сравнению с Катав-Ивановском не может похвастаться таким обилием скал и обрывов, но зато тут прямо из центра торчит одинокий Шихан, константа усть-катавского пейзажа:
3.
Два Ивана из Симбирска, Твердышов и Мясников, основали небольшой завод у впадения Катава в Юрюзань в 1758 году. Изначально он был передельным, по сути лишь дополняя стоявшие выше по рекам Катав-Ивановский и Юрюзань-Ивановский заводы. Так как горные округа Урала были неделимы, вместе с ними же Усть-Катавский завод отошёл в 1824 году петербургским князьям Белосельским-Белозерским. Но в 1890 году географию Урала перевернула Самаро-Златоустовская железная дорога, этот корень Транссибирской магистрали, официально начинавшейся как её продолжение от станции Миасс. Главный в этой части гор Катав-Ивановск остался в стороне, зато напротив Усть-Катава появилась станция, а вскоре и инвестор подошёл: в 1899 году Южно-Уральское анонимное металлургическое общество приобрело Усть-Катавский завод и переоборудовало его под производство трамваев. Выбор места выглядел, мягко говоря, странно — за тысячи вёрст от важнейших потребителей да в глуши с её дефицитом квалифицированных кадров. Возможно, в ЮУАМО рассчитывали, что раз в стране запускается по несколько новых трамвайных систем ежегодно, спрос найдётся всегда… и конечно же, они прогадали. Хотя первая партия безмоторных вагонов-прицепов открытого типа (то есть — простейших трамвайного мира) уехала отсюда в Тифлис уже в 1901 году, в царской России усть-катавские трамваи не прижились. Их производство окончательно остановилось в 1909 году, и кажется, даже фотографий тех машин не сохранилось. Куда системнее к делу подошла советская власть, тем более Урал первых пятилеток всё настойчивее становился краем больших городов и уж совсем безразмерных заводов.
4. Нижний Тагил (2010)
В 1928-47 годах в Усть-Катаве выпускали трамваи ХМ, основным производителем которых были подмосковные Мытищи, но как водится в восточной половине бывшего СССР, промышленность подстегнула война: эвакуация принесла в Усть-Катав огромное количество современного оборудования и квалифицированных кадров. В 1942 году Усть-Катав стал городом, а уже в 1947 году здесь началось производство трамваев собственной разработки. Получилось что-то донельзя уральское — угловатое, грохочущее, грубо-железное, так непохожее на изящные круглолицые «Татры». Даже название уральских трамваев осталось аббревиатурой: КТМ/КТП, что значит «Кировский трамвай моторный/Кировский трамвай-прицеп», да и видеть КТМы чаще случается не на извилистых улицах старинных городов, а среди пустырей да микрорайонов, на фоне дымящих труб, домен и факелов. Не «Татра» прошла по тем рельсам, которыми собиралась гулять вопреки системе трагическая Янка Дягилева, а однозначно — грузный КТМ! Но именно КТМ-5, как на кадре выше, стал самым массовым трамвайным вагоном в истории — в 1969-92 годах их было построено без малого 15 000. В 1960 году Усть-Катавский вагонзавод имени Кирова обзавёлся конструкторским бюро, и застройка тех лет не случайно определяет его нынешний облик:
5.
В Усть-Катаве нет автовокзала (что, увы, стало обычным делом в райцентрах буквально в последние годы), и катав-ивановский ПАЗик привёз меня на площадь у «Магнита» с увешанной расписаниями остановкой. Напротив манил вход в городской парк, и первым, что я увидел в Усть-Катаве, стал вот этот баннер, на котором с трамваем соседствует ракета «Протон». Хотя поводом заехать с Волги на Урал в апреле стали Миасс и Златоуст, давние центры ракетостроения, космическая тема не спешила отпускать: с 2011 года Усть-Катавский вагонзавод входит в состав московского Центра Хруничева, а на космос, ну наверное чисто случайно, работает с того самого начала 1960-х годов, когда здесь появилось КБ. И хотя, кажется, нет в России региона, где бы для космонавтики не делались какие-нибудь хоть самые второстепенные приборы, УКВЗ в отрасли действительно принадлежит одно из ключевых мест: на трамваи приходится лишь 20% его продукции (в денежном эквиваленте), а остальные 80% — это различные узлы и агрегаты ракетных двигателей, криогенные установки для хранения жидкого кислорода (да и водорода — УКВЗ участвовал в «Энергии-Буран») и насосы для его подачи и даже небольшие маневровые двигатели для спутников, корректирующие в вакууме их орбиты. Самым крупным космическим изделием Усть-Катава был кислородно-водородный двигатель КВД-1 для разгонных блоков, который я ни разу не видел в музеях. Ещё больше УКВЗ выпускает всякой сугубо оборонной продукции, о которой в открытом доступе в принципе не напишут, так что даже если в стране вообще откажутся от трамваев — этот завод не пропадёт. Родство ракет и городского электротранспорта же хотя и выше моего понимания, однако есть — вот и «Южмаш» в Днепропетровске с 1990-х годов выпускает троллейбусы.
6.
Так что и рассказ об Усть-Катаве я начну с завода — УКВЗ стоит в самом центре, и ведут к его проходным все дороги. По площади знаменитое предприятие совсем небольшое, и за 30-40 минут его площадку реально обойти по периметру:
7.
На высотке заводоуправления и КБ — ордена, и синие аборигены на’ви с Пандоры как бы намекают на космос:
7а.
На площадке немало старых корпусов — судя по всему, как времён ЮУАМО, так и раннесоветских:
8.
9.
Какой же уральский завод без плотины?! В Усть-Катаве плотина была, конечно же, с 1750-х годов, но нынешний облик получила в 1980-м, и в общем одна из самых неисторических по виду на всём Урале. По ней автобус въезжает в центр со стороны Катава-Ивановска:
10.
Первые старые домики встречают уже на левом берегу, и один из них почти наверняка строился 200 лет назад для заводского начальника или хотя бы конторы:
11.
Памятник Борцам Революции на фоне завода. Не знаю точно, когда он был поставлен, но судя по общей экспрессии — ещё в 1920-е годы. На Урале без такого памятника обходится редкий город, но это и немудрено, если учесть, что искра, вызвавшая пожар Гражданской войны, проскочила в мае 1918 года в Челябинске.
12.
Памятник стоит на небольшой площади, и я ничего не нашёл о сущности заброшенного здания, но внешне оно более всего напоминает дворец Белосельских-Белозерских… не в Петербурге, конечно, а в соседнем Катаве-Ивановском. Столичные князья получили уральскую вотчину в 1824 году, а стало быть примерно тогда этот дом и мог быть построен. Раньше его занимала школа-восьмилетка, а теперь ничего не занимает — в 1990-2000-х Усть-Катав потерял около трети населения:
13.
Рождественская церковь (1799-1820) — между прочим, не новодел, явно современным кирпичом обложена вполне аутентичная постройка, и облик её прекрасно узнаётся на фотографии Прокудина-Горского. Равно как и гора Шихан, склон которой с избами у пруда за сотню лет почти не изменился:
13а.
На том конце плотины — несколько дореволюционных домиков, отвечающих в Усть-Катаве за Старый город. В основном они принадлежали купцам Патриным, о чём извещают мемориальные доски на фасадах:
14.
Тот, что на кадре выше, ныне занимает краеведческий музей.
15.
Ближе к главной площади во дворах пятиэтажек нашёлся рыночек в старых торговых рядах:
16.
Искал же я здесь какой-нибудь общепит, и лишь методом расспросов сумел обнаружить кафе с названием то ли «Рандеву», то ли «Вояж», то ли «Визит». Там был пустой зал с клеёнчатыми скатертями, телевизор с перемежающимся рекламой сериалом «Агент национальной безопасности» и простейшие ассортимент в ламинированном меню. Но накормили годно, да и в принципе Усть-Катав не выглядит бедным — думается, поесть тут негде именно потому, что у местных так не принято. Общее впечатление Усть-Катава — такое же суровое, железное и угловатое, как его трамвай, с грохотом сотрясающий гнутые рельсы:
17.
Немногим больше, чем купеческих домиков, тут и сталинок послевоенных лет. Разве что типовая баня в мрачных предместьях у Юрюзани:
18.
Квартал жилых домов у площади (с любопытным артефактом — столбами для люминисцентных ламп 1960-х годов):
19.
Да скрытый в том самом парке с «космическим» баннером на воротах грандиозный Дворец культуры имени Тимофея Белоконева (1949-53), директора УКВЗ в послевоенные годы. При царе в ущерб жилью строили церкви, при Советах — дворцы культуры: свой первый десяток лет великолепное здание стояло среди покосивших изб и прогнивших бараков:
20.
В парке рядом с ним — идолы:
21.
А задний фасад его глядит на реку — вот она, та самая Юрюзань, знакомая каждому по металлическому логотипу на старом бабушкином холодильнике, тарахтевшем по ночам так, как сейчас не всякий трактор тарахтит. Напрашивается мысль, что делал их УКВЗ на основе криогенных систем ракет, но между Юрюзань-рекой и «Юрюзань»-холодильником есть ещё и Юрюзань-город, тоже начинавшийся в 1750-х годах с завода двух Иванов. Она — где-то в той стороне, выше по течению:
22.
Кадр выше снят с Нового моста, ведущего из центра на вокзал, но в целом мосты через Юрюзань — одна из достопримечательностей Усть-Катава:
23.
В паре сотен метров от Нового моста — Брянский мост (1942-44), своим происхождением и названием обязанный эвакуантам из Бежицы, старого города локомотивостроителей, в ХХ веке объединённого с Брянском. В хитром рельефе Усть-Катава место для бежицких беженцев нашлось только у станции, и к своему новому месту работы они без особого труда соорудили мост.
24.
Теперь он сугубо пешеходный, и в Усть-Катаве выполняет роль практически официального символа города:
25.
Французский мост за поворотом реки, километрах в двух ниже по течению, построили в 1908 году французские инженеры при очередной модернизации завода:
26.
Это в чистом виде подъездной путь — Транссиб прошёл по правому берегу Юрюзани, завод с 18 века стоял на левом, и дальше его площадки железная дорога не прошла. Сейчас тут фактически два моста, и поезда ходят по более современному советскому, а старый Французский мост — для пешеходов и легковых машин:
27.
Выводит он на крошечный пяточок между заводом и стрелкой Юрюзани с Катавом — вот собственно его устье, давшее название городу. Между берегом Катава и заводским забором тянется длинная и неожиданно оживлённая для 20-тысячно городка улица, по которой минут десять пешком до площади Борцов Революции и плотины:
28.
На другой же стороне плотины, где домики купцов…
29.
…ведущая к центру улица пересекает железнодорожную колею, в которой лишь контактная сеть выдаёт трамвайный путь:
30.
В 1973 году начальство УКВЗ обратило внимание, что местные работяги — это сапожники без сапог, и построило в райцентре не муниципальную, а ведомственную трамвайную систему. В лучшее время население Усть-Катава достигало 30 тысяч жителей, но всё же он был в числе самых маленьких советских городов с трамваем.
31.
Но чего здесь не было — это трамвайного депо: главной особенностью Усть-Катавского трамвая было то, что он служил для обкатки готовых изделий. Проще говоря, каждая построенная УКВЗ машина несколько раз проходила по городскому пути, прежде чем отправиться в какой-нибудь Нижний Тагил, Омск или Кемерово. Так и курсировали по глухому пролетарскому городку блестящие трамваи «с иголочки», и практически каждый день — разные:
32.
Логично предположить, что здесь всё работало как в добрых советских мультфильмах или книгах вроде «Незнайки в Солнечном городе»: вчера работяга построил трамвай, а сегодня едет на нём строить следующий. На самом деле пассажиров возили всё-таки в «штатных» вагонах, также базировавшихся на заводе, но испытательная сущность накладывало отпечаток на всём устройстве. Новые машины обкатывались, само собой, в куда более сложных условиях, чем им предстояло работать в последующие годы, поэтому единственная линия Усть-Катавского трамвая не огибает Шихан у подножья, а лезет на его склон. Здесь самые большие уклоны (до без малого 7 градусов) и самые крутые повороты на всех трамвайных системах бывшего СССР, и особенно впечатляет участок пути в квартале от вокзала — по его шпалам идёшь как по лестнице:
33.
При Советах система содержалась в идеальном состоянии, но этот участок пассажирам даже в те времена предписывалось проходить пешком отдельно от трамвая, ждавшего их на более ровном месте (на практике, конечно же, в пренебрежении этим правило был между кабиной и салоном полный консенсус). С распадом Союза на постоянный ремонт путей у завода уже не находилось денег, и с 1997 года усть-катавский рабочий вновь стал сапожников без сапог — трамваи по-прежнему ходили здесь, но уже без пассажиров. Затем большая часть линии сделалась просто непроезжей, и в наше время используются лишь первые пол-километра от завода с самым сложным участком. Причём не для обкатки изделий, а для испытания новых машин, поэтому грохот трамвая будит жителей этих избушек даже не каждый год…
34.
Дальше путь и вовсе откровенно заброшен:
35.
Линия уходит примерно на 4 километра, огибая Шихан, в основном по длинной улице Крупской. Спуск с неё в центр ведёт прямо к Брянскому мосту:
36.
В основном Усть-Катав, как и большинство райцентров Урала — деревянный и одноэтажный. Микрорайонов в нём ровно 2 — первый в центре, второй за холмами над устьем Катава. А здесь лишь избы-избы-избы, над которыми, как постамент снесённого памятника — руины водонапорной башни:
37.
Зато резьба радует глаз:
38.
А из таких ворот выходили ещё бородатые работяги грузить уральское железо на тяжёлые барки:
39.
Трамвайные пути превратились теперь в тротуар:
40.
Устав идти, я поймал маршрутку и доехал в ней до предместья Паранино. На предпоследней остановке — стела и трамвайное кольцо, от которого пара километров пешком до трассы — из Усть-Катава к ней ведут две дороги:
41.
Но уехать по трассе не удалось — автобусов не случилось, попутки не спешили брать, и простояв полчаса, я понял, что с идеей успеть в живописнейшие Сим и Маньяр и при этом не опоздать на поезд мне придётся попрощаться. Билет до Сызрани я взял от Сулеи — ближайшей станции к Сатке, и рассчитывал сесть где получится вплоть до того же Миньяра. Но в итоге, пообедав в той самой столовой, я отправился то ли Брянским, то ли Новым мостом к станции Усть-Катав за Юрюзанью:
42.
Что интересно, пассажирская станция Усть-Катав появилась на своём нынешнем месте почти на сотню лет позже железной дороги — в 1987 году, а вокзал был сдан и вовсе в 1994-м. В унылейшем здании — очаровательное панно, и все постройки на нём нам знакомы:
43.
-Так, а вы у нас кто?
-У меня от Сулеи билет, вот посмотрите…
-Как же вы так?
-А я ещё и сойду в Чапаевске!
Следующая станция на запад после Усть-Катава — Кропачёво. Основанная в 1885 году, она резко пошла в рост в 1934-36 годах, когда были учреждены Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги, граница которых прошла здесь. Видимо примерно тогда же и был построен нынешний вокзал, ну а статус ПГТ Кропачёво получило ещё раньше — в 1929-м:
44.
Стоянки поездов тут длинные, а маршруты их дальние, потому и в многоликом мире железнодорожной торговли для станции имени купца нашлась своя ниша — возвращаясь из Сочи, отдохнувший сибиряк может купить тут цветные бусы как уральский «самоцветный» сувенир:
45.
Дальше полил мрачный дождь, и сквозь мокрые окна я толком и не увидел Миньяра — кажется, самого живописного городка этих гор, чьё название с башкирского переводится как Тысяча Обрывов. Так что в следующих 3 частях не на запад отправимся, а на восток — в Сатку, которая, надо сказать, удивить умеет!
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область — см. оглавление!
Самарская область — см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Промзона и Старая Сатка.
Сатка. Посёлок и Западный район.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав
Пензенская область — ещё не написана.
Усть-Катав (посёлок) — Википедия
Посёлок при станции | |
Усть-Катав | |
---|---|
54°56′11″ с. ш. 58°07′34″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Россия |
Субъект Федерации | Челябинская область |
Городской округ | Усть-Катавский |
История и география | |
Часовой пояс | UTC+5:00 |
Население | |
Население | ↘48[1] человек (2010) |
Цифровые идентификаторы | |
Телефонный код | +7 35167 |
Почтовый индекс | 456044 |
Код ОКАТО | 75455000002 |
Код ОКТМО | 75755000151 |
Показать/скрыть карты Усть-Катав Москва Челябинск Усть-Катав Усть-Катав |
У́сть-Ката́в — посёлок при станции в Усть-Катавском городском округе Челябинской области.
Содержание
- 1 География
- 2 Население
- 3 Улицы
- 4 Примечания
Расположен на берегу реки Юрюзань в непосредственной близости от города. В посёлке находится ж/д платформа 1799 км.
Численность населения | |
---|---|
2002[2] | 2010[1] |
109 | ↘48 |
По данным Всероссийской переписи, в 2010 году численность населения посёлка составляла 48 человек (23 мужчины и 25 женщин).
В настоящее время в посёлке нет ни одной улицы[3].
- ↑ 1 2 Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11 (неопр.). Челябинскстат. Дата обращения 13 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
- ↑ Численность населения Челябинской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года (неопр.). Дата обращения 13 февраля 2016. Архивировано 13 февраля 2016 года.
- ↑ Регионы России → Челябинская обл. → Усть-Катав г.
Это заготовка статьи о Челябинской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Населённые пункты Усть-Катавского городского округа | |
---|---|
|
Усть-Катав — Википедия
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Административный центр Усть-Катавского городского округа. Население составляет 22 536[1] чел. (2017).
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением»[2].
География
Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами.
Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), в 1 км южнее города — автомагистраль М5.
История
Усть-Катав основан в 1758 году на территории Оренбургской губернии как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укреплённое поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском посёлке проживало около 800 человек.
Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.
Усть-Катавский заводской посёлок Пугачёвское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773 г. был остановлен. В июне 1774 г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжёг завод и посёлок. В ноябре 1775 г. предприятие было восстановлено.
Хотя принадлежавшими им заводами Твердышевы и И. С. Мясников владели сообща, но непосредственно в ведении последнего (до его смерти в 1780 г.) находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в том числе Усть-Катавское. В 1780—1783 гг. владельцем Усть-Катавского завода являлся Я. Б. Твердышев. Затем заводом владела дочь И. С. Мясникова Е. И. Козицкая, а с 1810 — дочь последней, в замужестве княгиня А. Г. Белосельская-Белозерская. В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских.
С 1861 года по начало 1920-х годов посёлок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сёл. В 1870 году в посёлке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в посёлке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским посёлком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги.
В марте 1917 года в Усть-Катавском посёлке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 года в поселке мирным путём была установлена Советская власть.
В 1939 году в рабочем посёлке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л. М. Кагановича. Также в посёлке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 усть-катавцев. В заводской посёлок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Посёлок начал застраиваться новым жильём, постепенно расширяться.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост.
После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 года открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод.
3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий посёлок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трёхэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ посёлка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова.
Население
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1773[3] | 1870 | 1931[4] | 1939 | 1959[5] | 1967[4] | 1970[6] |
800 | ↗3353 | ↗7100 | ↗13 000 | ↗23 133 | ↗24 000 | ↘23 438 |
1979[7] | 1989[8] | 1992[4] | 1996[4] | 1998[4] | 2002[9] | 2003[4] |
↗24 521 | ↗31 218 | ↗31 400 | ↘29 400 | ↘28 800 | ↘25 898 | ↗25 900 |
2005[4] | 2006[4] | 2007[4] | 2008[10] | 2009[11] | 2010[12] | 2011[13] |
↘25 300 | ↘25 100 | ↘24 700 | ↘24 285 | ↘24 171 | ↘23 580 | ↘23 532 |
2012[14] | 2013[15] | 2014[16] | 2015[17] | 2016[18] | 2017[1] | |
↘23 326 | ↘23 169 | ↘23 064 | ↘22 830 | ↘22 627 | ↘22 536 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 622 месте из 1113[19]городов Российской Федерации[20].
Промышленность
ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения, главным образом известен гражданским производством, производством трамваев.
ООО «Леспромсервис»
ООО «Усть-Катавский АТП»
ООО «Усть-Катавский Деревообрабатывающий завод»
Культура
Муниципальное казённое учреждение культуры «Историко-краеведческий музей» — создано на базе общественного народного музея революционной, боевой и трудовой славы г. Усть-Катава. Общественный музей открылся в мае 1965 года, перед 20-летним юбилеем Победы. Он располагался в помещениях Дворца культуры вагоностроителей г. Усть-Катава.
Инициатором создания общественного музея и его первым директором (в 1965—1978 гг.) являлся Киселёв Иван Михайлович (годы жизни: 1904—1978) — один из первых комсомольцев Усть-Катава, работник Усть-Катавского вагоностроительного завода, 28 лет прослуживший в вооружённых силах СССР, участник Великой Отечественной войны, подполковник авиации, активный коллекционер и краевед, почётный гражданин г. Усть-Катава (1967).
В 1980 г. общественный музей получил звание народного.
В начале 1990-х гг. музей был закрыт. Экспонаты общественного музея при этом перевезли в здание профкома Усть-Катавского вагоностроительного завода, где они находились до начала функционирования историко-краеведческого музея.
Историко-краеведческий музей начал организовываться как государственный с 1 января 1995 г. на основании Постановления Главы администрации г. Усть-Катава № 1270 от 30 ноября 1994 г.
До 2004 г. Историко-краеведческий музей временно располагался в одной из комнат 2-го этажа Дворца культуры вагоностроителей, носящего с 1993 г. имя Т. Я. Белоконева, директора Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова в 1949—1959 и 1961—1966 гг.
Экспозиция там отсутствовала, работники музея занимались преимущественно различной подготовительной, фондовой работой. Между тем, во второй половине 1990-х гг. под размещение музея было выделено двухэтажное каменное здание, принадлежавшее до Октябрьской революции 1917 г. усть-катавскому купцу Ф. В. Патрину.
Сначала под музей был передан второй этаж, а позже и первый.
Дом купца Ф. В. Патрина — объект культурного наследия регионального значения. Здание было построено не ранее 1910 г. После Октябрьской революции 1917 г. оно было национализировано, в начале 1920-х гг. в нем размещался комсомольский клуб, а затем до 1952 года — профсоюзная библиотека. Позже в здании располагались Государственный банк, городской совет, ЗАГС, магазины «Кулинария», «Синтез», «Атлант» и др. Под размещение историко-краеведческого музея всё здание и прилегающая территория (двор) были переданы к концу 1990-х гг.
После завершения капитального ремонта в доме Ф. В. Патрина 11 февраля 2005 года торжественно открылся Историко-краеведческий музей.
В 2011 году Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 24.06.2011 г. № 667 Историко краеведческий музей Усть-Катавского городского округа переименован в Муниципальное казённое учреждение культуры «Историко-краеведческий музей» (МКУК ИКМ).
Муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»
Муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система»
Образование и спорт
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №1»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 6»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 9»
Радиостанции
Известные люди
- Знарок Олег Валерьевич (род. 1963) — советский и латвийский хоккеист. Мастер спорта международного класса СССР; Заслуженный тренер России (2013).
Галерея
Вид на Усть-Катав со стороны Катавского пруда
Река Юрюзань, протекающая в исторической части Усть-Катава
Брянский мост
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов»
- ↑ приблизительно
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Народная энциклопедия «Мой город». Усть-Катав
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Численность постоянного населения по городским округам и муниципальным районам Челябинской области на 1 января 2005-2016 гг. (численность населения 2004-2010 гг. пересчитана от итогов ВПН-2010). Проверено 8 апреля 2016. Архивировано 8 апреля 2016 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11. Челябинскстат. Проверено 13 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
- ↑ Численность постоянного населения Челябинской области в разрезе муниципальных образований на 1 января 2012 года. Проверено 12 апреля 2014. Архивировано 12 апреля 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ с учётом городов Крыма
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года» (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
Ссылки
Усть-Катав — Википедия. Что такое Усть-Катав
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Административный центр Усть-Катавского городского округа. Население составляет 22 536[1] чел. (2017).
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением»[2].
География
Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами.
Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), в 1 км южнее города — автомагистраль М5.
История
Усть-Катав основан в 1758 году на территории Оренбургской губернии как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укреплённое поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском посёлке проживало около 800 человек.
Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.
Усть-Катавский заводской посёлок Пугачёвское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773 г. был остановлен. В июне 1774 г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжёг завод и посёлок. В ноябре 1775 г. предприятие было восстановлено.
Хотя принадлежавшими им заводами Твердышевы и И. С. Мясников владели сообща, но непосредственно в ведении последнего (до его смерти в 1780 г.) находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в том числе Усть-Катавское. В 1780—1783 гг. владельцем Усть-Катавского завода являлся Я. Б. Твердышев. Затем заводом владела дочь И. С. Мясникова Е. И. Козицкая, а с 1810 — дочь последней, в замужестве княгиня А. Г. Белосельская-Белозерская. В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских.
С 1861 года по начало 1920-х годов посёлок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сёл. В 1870 году в посёлке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в посёлке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским посёлком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги.
В марте 1917 года в Усть-Катавском посёлке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 года в поселке мирным путём была установлена Советская власть.
В 1939 году в рабочем посёлке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л. М. Кагановича. Также в посёлке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 усть-катавцев. В заводской посёлок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Посёлок начал застраиваться новым жильём, постепенно расширяться.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост.
После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 года открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод.
3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий посёлок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трёхэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ посёлка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова.
Население
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1773[3] | 1870 | 1931[4] | 1939 | 1959[5] | 1967[4] | 1970[6] |
800 | ↗3353 | ↗7100 | ↗13 000 | ↗23 133 | ↗24 000 | ↘23 438 |
1979[7] | 1989[8] | 1992[4] | 1996[4] | 1998[4] | 2002[9] | 2003[4] |
↗24 521 | ↗31 218 | ↗31 400 | ↘29 400 | ↘28 800 | ↘25 898 | ↗25 900 |
2005[4] | 2006[4] | 2007[4] | 2008[10] | 2009[11] | 2010[12] | 2011[13] |
↘25 300 | ↘25 100 | ↘24 700 | ↘24 285 | ↘24 171 | ↘23 580 | ↘23 532 |
2012[14] | 2013[15] | 2014[16] | 2015[17] | 2016[18] | 2017[1] | |
↘23 326 | ↘23 169 | ↘23 064 | ↘22 830 | ↘22 627 | ↘22 536 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 622 месте из 1113[19]городов Российской Федерации[20].
Промышленность
ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения, главным образом известен гражданским производством, производством трамваев.
ООО «Леспромсервис»
ООО «Усть-Катавский АТП»
ООО «Усть-Катавский Деревообрабатывающий завод»
Культура
Муниципальное казённое учреждение культуры «Историко-краеведческий музей» — создано на базе общественного народного музея революционной, боевой и трудовой славы г. Усть-Катава. Общественный музей открылся в мае 1965 года, перед 20-летним юбилеем Победы. Он располагался в помещениях Дворца культуры вагоностроителей г. Усть-Катава.
Инициатором создания общественного музея и его первым директором (в 1965—1978 гг.) являлся Киселёв Иван Михайлович (годы жизни: 1904—1978) — один из первых комсомольцев Усть-Катава, работник Усть-Катавского вагоностроительного завода, 28 лет прослуживший в вооружённых силах СССР, участник Великой Отечественной войны, подполковник авиации, активный коллекционер и краевед, почётный гражданин г. Усть-Катава (1967).
В 1980 г. общественный музей получил звание народного.
В начале 1990-х гг. музей был закрыт. Экспонаты общественного музея при этом перевезли в здание профкома Усть-Катавского вагоностроительного завода, где они находились до начала функционирования историко-краеведческого музея.
Историко-краеведческий музей начал организовываться как государственный с 1 января 1995 г. на основании Постановления Главы администрации г. Усть-Катава № 1270 от 30 ноября 1994 г.
До 2004 г. Историко-краеведческий музей временно располагался в одной из комнат 2-го этажа Дворца культуры вагоностроителей, носящего с 1993 г. имя Т. Я. Белоконева, директора Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова в 1949—1959 и 1961—1966 гг.
Экспозиция там отсутствовала, работники музея занимались преимущественно различной подготовительной, фондовой работой. Между тем, во второй половине 1990-х гг. под размещение музея было выделено двухэтажное каменное здание, принадлежавшее до Октябрьской революции 1917 г. усть-катавскому купцу Ф. В. Патрину.
Сначала под музей был передан второй этаж, а позже и первый.
Дом купца Ф. В. Патрина — объект культурного наследия регионального значения. Здание было построено не ранее 1910 г. После Октябрьской революции 1917 г. оно было национализировано, в начале 1920-х гг. в нем размещался комсомольский клуб, а затем до 1952 года — профсоюзная библиотека. Позже в здании располагались Государственный банк, городской совет, ЗАГС, магазины «Кулинария», «Синтез», «Атлант» и др. Под размещение историко-краеведческого музея всё здание и прилегающая территория (двор) были переданы к концу 1990-х гг.
После завершения капитального ремонта в доме Ф. В. Патрина 11 февраля 2005 года торжественно открылся Историко-краеведческий музей.
В 2011 году Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 24.06.2011 г. № 667 Историко краеведческий музей Усть-Катавского городского округа переименован в Муниципальное казённое учреждение культуры «Историко-краеведческий музей» (МКУК ИКМ).
Муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»
Муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система»
Образование и спорт
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №1»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 6»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 9»
Радиостанции
Известные люди
- Знарок Олег Валерьевич (род. 1963) — советский и латвийский хоккеист. Мастер спорта международного класса СССР; Заслуженный тренер России (2013).
Галерея
Вид на Усть-Катав со стороны Катавского пруда
Река Юрюзань, протекающая в исторической части Усть-Катава
Брянский мост
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов»
- ↑ приблизительно
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Народная энциклопедия «Мой город». Усть-Катав
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Численность постоянного населения по городским округам и муниципальным районам Челябинской области на 1 января 2005-2016 гг. (численность населения 2004-2010 гг. пересчитана от итогов ВПН-2010). Проверено 8 апреля 2016. Архивировано 8 апреля 2016 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11. Челябинскстат. Проверено 13 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
- ↑ Численность постоянного населения Челябинской области в разрезе муниципальных образований на 1 января 2012 года. Проверено 12 апреля 2014. Архивировано 12 апреля 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ с учётом городов Крыма
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года» (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
Ссылки
Усть-Катав — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Вид на Усть-Катав з боку Катавського ставка Річка Юрюзань, що протікає в історичній частині Усть-КатаваУсть-Катав — місто в Челябінській області Росії.
Місто розташоване на західному схилі гір Південного Уралу в місці впадання річки Катав в річку Юрюзань, за 260 км від Челябінська. Центр міста оточено пагорбами.
Через місто проходить Транссибірська магістраль (cтанція Усть-Катав), за 1 км на південь від міста — автомагістраль М5.
Засноване в 1758 на той момент на території Оренбурзької Губернії як залізоробний завод та прилеглі до нього селища, біля впадіння в річку Юрюзань її лівої притоки Катав.
Навколо заводу виникло укріплене поселення, в якому жили кріпаки, куплені заводчиками в різних губерніях Центральної Росії. У 1773 в заводському селищі проживало близько 800 осіб.
Продукція заводу відправлялася в Центральну Росію по річках Волга-Камського басейну. Також частина продукції продавалася за кордон. Її охоче купували англійські купці. У 1862 році продукція демонструвалася на всесвітній Лондонській промисловій виставці.
З 1861 по початок 1920-х років селище Усть-Катавський завод було центром Усть-Катавської волості. У неї входило кілька навколишніх сіл. У 1870 в селищі були церква, училище, волосне правління, залізоробний завод, два маслоробних підприємства, три водяні млини, в селищі проживали 3353 особи (544 двори). У 1889—1890 роках поруч з Усть-Катавським селищем прокладено залізницю.
У 1939 в робітничому селищі при заводі проживало більше 13 000 осіб. Працював вагонобудівний завод. Також у селищі були дві середні школи, ремісниче училище, робітничий клуб і клуб інженерно-технічних працівників, бібліотеки, 15 продовольчих магазинів та кіосків.
У 1941—1945 пішли на війну близько 1500 мешканців селища. У заводське селище евакуювалися з прифронтових міст країни промислове обладнання та населення. Селище почало забудовуватися новим житлом, поступово розширюватися.
Указом Президії Верховної Ради РРФСР від 28 серпня 1942 селище Усть-Катавський завод було перетворено в місто районного підпорядкування. Місто спочатку називався «Усть-Катавський завод», а з 1943 року — «Усть-Катав». У 1943—1944 роках побудовано міст через річку Юрюзань — Брянський міст.
Брянський містПісля війни містоутворююче підприємство Усть-Катавський вагонобудівний завод (УКВЗ) разом з оборонною продукцією випускає продукцію цивільного призначення — трамвайні вагони, дитячі велосипеди. У післявоєнні роки місто продовжує розбудовуватися. У листопаді 1952 відкрився Палац культури вагонобудівників, в 1950-х роках почалося будівництво багатоповерхових будинків в центральній частині, а з 1978 року в нагірній частині міста. У 1962 відкрився кінотеатр «Росія» (нині «Батьківщина»). У 1972 було здано в експлуатацію молокозавод. У 1973 заробив хлібозавод.
3 грудня 1979 Усть-Катав отримав статус міста обласного підпорядкування, до нього були приєднані робітниче селище В’язова, села Тюбеляс, Мінка, що раніше входили до складу Катав-Іванівського району.
У 1980 побудовано нову греблю. У 1984 в нову триповерхову будівлю в центрі міста переїхала Рада народних депутатів (нині будівля адміністрації міста). У 1987 поблизу селища Шубіно почала діяти станція Усть-Катав, на якій в 1994 відкрився залізничний та автобусний вокзал. 17 грудня 1992 в старому церковному будинку знову відкрилася церква Різдва Христового.
Знарок Олег Валерійович (н. 1963) — радянський та латвійський хокеїст. Майстер спорту міжнародного класу СРСР; Заслужений тренер Росії (2013).
|