Площадь Восстания (станция метро) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2019; проверки требует 1 правка.«Площадь Восстания» | |||
---|---|---|---|
Кировско-Выборгская линия | |||
Петербургский метрополитен | |||
Район | Центральный | ||
Округ | Смольнинское Лиговка-Ямская | ||
Дата открытия | 15 ноября 1955 года | ||
Проектное название | Московская | ||
Тип | пилонная | ||
Глубина заложения, м | ≈ 58 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | Б. Н. Журавлёв И. И. Фомин В. В. Ганкевич | ||
Архитекторы вестибюлей | Б. Н. Журавлёв И. И. Фомин В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин В. П. Шувалова | ||
Инженеры‑конструкторы | Е. А. Эрганов | ||
Переходы на станции | Маяковская Московский вокзал | ||
Выход к улицам | площадь Восстания Первый вестибюль: Невский проспект, улица Восстания Второй вестибюль: Лиговский проспект | ||
Наземный транспорт | 1, 5, 7, 10, 11, 22 28 | ||
Режим работы | 5:40[1]—0:25[1] | ||
Код станции | ВС | ||
Соседние станции | Чернышевская и Владимирская | ||
| |||
Медиафайлы на Викискладе |
«Пло́щадь Восста́ния» — первая станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Названа по одноимённой площади.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения
Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург)
Линия 1 (Кировско-Выборгская) | |
---|---|
«Площадь Восстания» — пересадочная станция линии 1 Петербургского метрополитена.
Открыта 15 ноября 1955 года в составе участка «Площадь Восстания» — «Автово».
Разработчики проекта
Архитекторы станции
В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлев, И. И. Фомин.
Архитекторы северного вестибюля
В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлев, И. И. Фомин.
Архитекторы южного вестибюля
А. С. Гецкин, В. П. Шувалова.
Инженер-конструктор северного вестибюля
Е. А. Эрганов.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
На станции два наклонных трехленточных хода, начинающиеся из торцов станции. Время поездки на эскалаторе 2 мин. 20 сек.
Название
Станция получила название по одноименной площади, на которой в 1917 году разворачивались масштабные манифестации и восстания (до 17 ноября 1918 года — Знаменская).
Пересадки
Из центра зала начинается переход на станцию Маяковская по четырем эскалаторам, причем три из них работают на подъем, а один на спуск. Ранее их было три, при реконструкции в 1993 году были использованы узкие баллюстрады.
Кроме того, перейти на станцию Маяковская можно по тоннелю, начинающемуся в южном торце станции (совмещен с выходом к Московскому вокзалу).
Оба перехода были сооружены в 1967 году. Для организации пассажиропотоков два прохода, ближайших к переходу в центре зала, к поездам в сторону станции Чернышевская были закрыты фальшстеной.
Выход в город
- На площадь Восстания, Лиговский проспект, Невский проспект, к улице Восстания и Гончарной улице.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Южный выход был открыт 13 августа 1960 года.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием.
Станция Площадь Восстания строилась как конечная станция первой очереди Кировско-Выборгской линии, за ней расположен оборотный тупик, который продолжается в ССВ с Невско-Василеостровской линией.
Перспективы развития
Планируется, что Площадь Восстания станет пересадочной на станцию Знаменская Красносельско-Калининской линии.
Художественное оформление
Памятный жетонСеверный наземный вестибюль представляет собой ротонду в классическом стиле с пристроенными по сторонам ризалитами. Композицию завершает большая ротонда со шпилем, на котором сначала находилась звезда, затем, после установки на площади Восстания обелиска, красовалась буква «М» в лавровом венке. Ее убрали в связи с опасностью обрушения. Стены теплого оттенка, белые колонны и такой же потолок хорошо гармонируют друг с другом. Южный наземный вестибюль встроен в правом крыле Московского вокзала.
В зале станции «Площадь Восстания» светло и нарядно, сверкают белизной полукруглые своды, если на них взглянуть издали, со стороны эскалаторов, они напоминают кружевное плетение. На «Площади Восстания» самый низкий цоколь — мраморная облицовка — поднимается в высоту всего на 60 сантиметров. Свод пересечен ослепительно белыми лепными арками. Они кажутся легкими, почти невесомыми благодаря встроенным в них световым дугам. Осветительное устройство на этой станции не является деталью интерьера (внутреннего убранства) как любая подвесная арматура. Оно входит в архитектурное решение зала в качестве его неотъемлемой органической части. Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решетками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы. Последние повествуют о событиях 1917 года. Это «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала» (скульптор А. И. Долиненко), «В. И. Ленин у шалаша в Разливе» (скульптор В. Б. Пинчук), «Выстрел „Авроры“» (скульптор А. В. Разумовский) и «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В. И. Татарович). На первом из них сохранилось изображение И. В. Сталина. Это единственный в петербургском метро его образ, оставленный после 1961 года. Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина (скульпторы А. Г. Плискин, В. И. Сычёв), он был демонтирован при обустройстве второго выхода.
Путевые стены украшены красным мрамором и декоративным лепным карнизом. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Это единственная станция в Петербургском метрополитене с изогнутыми путевыми стенами. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды (аналогичные установлены на станции Новослободская Московского метрополитена). В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
Стена напротив эскалаторного наклона была отделана мрамором, на ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина. После падения Советской власти во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992 году этот указ был снят.
Фотогалерея
Центральный зал
Центральный зал
Центральный зал
Центральный зал
Техническая дверь
Светильники у выхода
Медальоны и декоративные решётки
Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала
Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург)
Координаты: 59°55′53.62″ с. ш. 30°21′38.04″ в. д. / 59.931561° с. ш. 30.360567° в. д. (G) (O) (Я)59.931561, 30.360567
Павильон станции, украшенныйк празднованию Нового 2006 года
«Пло́щадь Восста́ния» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[1].
Наземные сооружения
Эскалаторный наклон выхода на Московский вокзалПавильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.
Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой [1], звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.
13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона — А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад на наклонном ходе были заменены на металлические.
В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.
Подземные сооружения
«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.
При строительстве станции произошло первое[источник не указан 656 дней] проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.
Центральный зал
Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли
классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[2] |
Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:
- Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего 60 сантиметров, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
- Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
- Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.
Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.
Путевая стена станцииПол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.
Посадочные платформы
Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.
Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.
В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
Пересадка
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».
Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.
В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще[источник не указан 656 дней] рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.
Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. На спуск работает один пересадочный эскалатор. Пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. |
Малые эскалаторы
Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992—1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.
Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света.
Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.[3]
Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992—1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор заменён на прямую полосу.
Пешеходный тоннель
Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».
Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.
Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.
Особенности проекта и станции
- Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» 720 метров[4]. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
- За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.
Привязка общественного транспорта
Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта[5]:
- Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
- Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Перспективы развития
Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».
Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро — либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».
Примечания
Литература
- Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (Альбом). — СПб: Лики России, 1995. — ISBN 5-87417-020-0
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3
См. также
Ссылки
Площадь Восстания (Санкт-Петербург) — Википедия
Площадь Восстания (до 1918 года — Знаменская) — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов.
На площади расположены Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», наземный павильон станции метро «Площадь Восстания». В центре установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду»[1].
До 1918 года площадь носила название «Знаменской», которое было связано с названием располагавшейся здесь до конца 1930-х годов Знаменской церкви — к 1845 году название закрепилось за площадью, когда здесь стали возводить Николаевский вокзал.
17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В 1955 году на площади был открыт наземный вестибюль станции метро, которая тоже была названа «Площадь Восстания». Во внутреннем убранстве сооружения, на бронзовых барельефах изображены драматические события февраля и октября 1917 года.
Площадь в 1860-е годы Знаменская площадь,конец XIX — начало XX в.
Первой постройкой на месте современной площади стала деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765 году на месте пересечения Невского проспекта и Лиговского канала. В 1794 году по проекту архитектора Ф. И. Демерцова был заложен новый каменный храм. В 1804 году вновь построенная трёхпридельная Знаменская церковь была закончена. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Сама площадь была образована в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Москва[2]; с этого времени началось формирование площади. В 1844—1851 годах здесь по проекту К. А. Тона было построено здание Николаевского железнодорожного вокзала (ныне — Московский вокзал).
В 1845—1857 годах по проекту архитектора А. П. Гемилиана была построена четырёхэтажная «Знаменская гостиница», которая потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской». Здание неоднократно перестраивалось.
В 1870-х годах рядом со Знаменской церковью по проекту архитектора и инженера Д. Д. Соколова был построен причтовый дом (Лиговский проспект, дом 39).
Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, архитектор Ф. О. Шехтель). В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».
Строительство трамвайной развязки, 1906 годВ октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Мраморного дворца.
В эти же годы под площадью Восстания начались строительные работы по сооружению первой очереди Ленинградского метрополитена. Церковь и прилегающие постройки были разобраны. Но из-за начавшейся в июне 1941 года Великой Отечественной войны строительство метрополитена было временно приостановлено.
В августе 1941 года на площади были сооружены мощные долговременные огневые укрепления.
Началась 900-дневная героическая оборона Ленинграда. С вокзала на восток уходили поезда с эвакуированными детьми, эшелоны с музейными ценностями, заводским оборудованием. Последний поезд дальнего следования отошёл от перрона Московского вокзала 29 августа 1941 года.
Несмотря на блокаду вокзал продолжал работать, боевую технику отправляли на передовую линию обороны, которая проходила у самой границы города. Площадь Восстания превратилась в боевой плацдарм.
10 ноября 1943 года движение пассажирских поездов возобновили, на площади начались восстановительные работы, в 1944 году разобрали ДОТы. В 1945 году на Московском вокзале ленинградцы встречали воинов победителей.
Павильон станции метро «Площадь Восстания»В 1953 году была проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого был установлен закладной камень с текстом: «Здесь будет сооружён памятник В. И. Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда».
В 1955 году был открыт парадно-монументальный павильон первой очереди Ленинградского метрополитена.
Станция получила название «Площадь Восстания» (архитекторы Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич).
8 мая 1965 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому во всех Городах-героях страны должны быть установлены обелиски подтверждающие это высокое звание[3]. Ленинграду это звание было присвоено в 1945 году. В 1983 году творческий коллектив авторов приступил к разработке композиционных вариантов и окончательного проекта.
В 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова в центре площади был установлен гранитный Обелиск «Городу-герою Ленинграду»[4].
При сооружении монумента специалисты ленинградского проектного института М. В. Иванов и Б. Н. Брудно провели расчёты, которые позволили, впервые после Александровской колонны, установить монолитный блок такого размера. Масса обелиска — 360 тонн[5]. Основание пятигранного ствола украшает Бронзовый венок Славы и горельефы, на которых изображены события военных лет. Золотая звезда, установленная на высоте 35 м, перекликается с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства, символизируя связь героических событий[1].
8 мая 1985 года состоялась торжественная церемония открытия монумента. Перед обелиском парадным маршем прошли солдаты всех родов войск, рота почётного караула пронесла знамёна воинских частей, отличившихся в боях Великой Отечественной войны[6].
На выставке инвестиционных проектов, которая проходила в Ленэкспо вместе с Экономическим форумом в 2007 году, был представлен проект реконструкции площади Восстания. Строительство комплекса должно было начаться в середине 2009 года, когда будет готова вся проектная документация, и завершиться ориентировочно к 2012—2013 годам.
Площадь Восстания, вид на гостиницу «Октябрьская»Архитектурную часть по заказу компании «Адитум» разрабатывали Сергей Чобан и Евгений Герасимов. В 2008 году правительство города вело переговоры с возможным инвестором, имя которого не разглашалось. Стоимость работ предварительно оценивалась в $500 млн — 1 млрд[7][8]. Под площадью предполагалось построить трёхуровневый торговый комплекс площадью около 82 тыс. м²: два верхних уровня занимали бы пешеходные переходы и торговые объекты, на нижнем уровне располагалась подземная парковка на 632 машиноместа. Таким образом, глубина комплекса составила бы около 23 метров, но с возможностью его углубления ещё на два уровня, чтобы увеличить вместимость паркинга до 1200 автомобилей. Комплекс должен был занять подземное пространство не только собственно под самой площадью, но также захватить территорию под Лиговским проспектом вплоть до 2-й Советской улицы. Кроме того, правительство города в лице вице-губернатора Александра Вахмистрова предложило инвестору рассмотреть вариант строительства тоннеля для автомобилей, следующих по Лиговскому проспекту[9]. Для 200 тыс. человек, ежедневно пересекающих площадь, планировалось построить два подземных пешеходных перехода от гостиницы «Октябрьская», один от Московского вокзала, два от выходов станций метро «Площадь Восстания» и «Лиговский проспект», а также один от станции метро «Знаменская», которую планировали открыть к 2020 году. Таким образом, «спустив пешеходов под землю», планировалось увеличить пропускную способность перекрёстка на 20 %, что увеличило бы транспортную нагрузку на мостах и потребовало новых проектных предложений.
Если проект будет реализован, то снятие трамвайных путей с площади Восстания в ходе реконструкции Лиговского проспекта в 2007 году можно рассматривать в качестве одного из подготовительных этапов к реконструкции площади.
Однако, как обнаружилось позднее, это помешало полноценной реализации проекта «Надземный экспресс»[10].
Вероятно, что в случае реализации проекта изменится и вид площади, который сформировался четверть века тому назад[11][12]. В этом вопросе проектировщики должны проявить особую тактичность по отношению ко всем, кто дорожит героическим прошлым Ленинграда / Петрограда / Санкт-Петербурга[13].
- ↑ 1 2 Андрей Гусаров. По Петербургу с книгой в руках. Путеводитель по Северной столице на все случаи жизни. — СПб: «Центрполиграф», 2013. — 448 с. — ISBN 978-5-227-04041-1., стр. 155.
- ↑ Петербургский метрополитен. Линия 1, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета
- ↑ Положении о почетном звании «Город-Герой», утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965, N 19, ст. 248, пункт 7.)
- ↑ Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. — СПб.: «Паритет», 2004. — 298 с. — ISBN 5-93437-188-6.
- ↑ Лукьянов В. С. Девятый Обелиск // История Петербурга. — 2007. — № 6 (40). — С. 36—40.
- ↑ Ковальчук В. М., Чистиков А. Н. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012. — С. 246—249. — 260 с. — ISBN 978-5-87417-394-4.
- ↑ Маша Могилевская. Площадь Восстания уйдёт-таки под землю // Фонтанка.ру. — 7 марта 2008 года.
- ↑ Наталья Ковтун, Санкт-Петербург. «Адитум» уведёт под землю // РБК daily. — 11 марта 2008 года. Архивировано 4 апреля 2008 года.
- ↑ «„Лекарство“ от пробок на Невском и Лиговке — туннель» // Фонтанка.ру. — 24 марта 2008 года.
- ↑ НАДЭКС встанет поперёк проекта // Фонтанка.ру. — 15 октября 2009 года.
- ↑ Создан Комитет защиты площади Восстания
- ↑ Геннадий Турецкий. Drang nach Ленинград
- ↑ В. Г. Исаченко. Им захотелось Город-герой заменить императором
- Канн П. Я. Площади революционных восстаний. — Л.: Лениздат, 1955. — С. 147—1166. — 168 с. — (Исторические достопримечательности Ленинграда). — 30 000 экз.
- Севастьянов С. Ф. Площадь Восстания. — Л.: Лениздат, 1987. — 94 с.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 81—82. — 511 с.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 53—54. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
- Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 34. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
- Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. — СПб.: «Паритет», 2004. — 298 с. — ISBN 5-93437-188-6.
- Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В. Невский проспект. Дом за домом. — 2-е изд., испр. — М.: Центрполиграф, 2006. — 371 с. — ISBN 5-9524-2069-9.
- Исаченко В. Г. Площадь Восстания.
- Лукьянов В. С. Девятый Обелиск // История Петербурга. — 2007. — № 6 (40). — С. 36—40.
- Исаченко В. Г. Площадь Восстания // «Трудовая Россия», № 9 (287), с. 4.
- Лисовский В. Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. В 2-х томах. — СПб.: Коло, 2009. — Т. 2. — 584 с. — ISBN 978-5-901-841-58-7.
- Ковальчук В. М., Чистиков А. Н. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012. — С. 246—249. — 260 с. — ISBN 978-5-87417-394-4.
- Гусаров А. Ю. По Петербургу с книгой в руках. Путеводитель по Северной столице на все случаи жизни. — СПб.: Центрполиграф, 2013. — С. 155. — 448 с. — (Путеводители по Санкт-Петербургу). — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-04041-1.
- Гусаров А. Ю. Петербургские полщади. — СПб.: «Паритет», 2014. — С. 181—187. — 512 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-93437-406-9.
- Исаченко В. Г. Архитектурные ансамбли Петербурга. От основания до наших дней. Справочник. — СПб.: «Паритет», 2015. — 656 с. — ISBN 978-5-93437-404-5., стр. 117.
Площадь Восстания (станция метро — это… Что такое Площадь Восстания (станция метро?
Станция «Площадь Восстания» | |
---|---|
Кировско-Выборгская линия | |
Петербургский метрополитен | |
Координаты: 59°55′53.62″ с. ш. 30°21′38.04″ в. д. / 59.931561° с. ш. 30.360567° в. д. (G)59.931561, 30.360567 | |
Дата открытия | 15 ноября 1955 |
Проектное название | Московская |
Тип | пилонная |
Глубина заложения, м | ~ 58 |
Архитекторы | Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич |
Архитекторы вестибюлей | Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова |
Инженеры-конструкторы | Е. А. Эрганов |
Выход к улицам | улица Восстания, Московский вокзал |
Переходы на станции | «Маяковская» |
Работающие операторы сотовой связи | «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2» |
Код станции | ВС |
«Пло́щадь Восста́ния» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на 1 (Кировско-Выборгской) линии, между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с близостью Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).
Пересадка на общественный транспорт
- Автобусные маршруты: №№ 3, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
- Троллейбусные маршруты: №№ 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Вестибюли
Наземный вестибюль украшенк празднованию Нового 2006 года Эскалаторный наклон выхода на Московский вокзал
Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.
Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, и этим напоминает компоновку храма. Круглое здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. После возведения на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой [1], звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»).
13 августа 1960 года был открыт выход к Московскому вокзалу. Архитекторы наземного павильона: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, в 2004 году он был реконструирован, панели эскалаторов на наклонном ходе были заменены с бордовых пластмассовых на металлические.
В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши.
Архитектура и оформление
«Площадь Восстания»— пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова.
При строительстве станции произошло первое проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.
Центральный зал
Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземой части станции архитекторы применяли
классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[1] |
Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовали пространство зала с максимальной полнотой. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:
- Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается в высоту всего на 60 сантиметров, и его верхней границей является лепной карниз. Этот цоколь самый низкий среди станций петербургского метрополитена.
- Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
- Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы.
Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа:
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.
Путевая стена станцииПол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.
Посадочные платформы
Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются Серп и молот, а также пятиконечные звёзды.
Платформа направления в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона размещённой над перроном пересадки. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.
В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах неоднородный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
Пересадка
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Маяковская»).
Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.
В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор»←→«Невский проспект» пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции всё чаще и чаще рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем, что впоследствии может привести к окончательному разграничиванию этих двух способов пересадки.
Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. На спуск работает один пересадочный эскалатор. Пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. |
Малые эскалаторы
Связывают середину станции «площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три нитки эскалатора, после реконструкции в 1993 году количество эскалаторов увеличено до четырёх.
Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу — закарнизное, наверху — по периметру свода утоплены лампы дневного света.
Стена напротив эскалаторного наклона была отделана мрамором, на ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина. Это можно увидеть на странице сайта «Размышления о питерском метро».
После падения Советской власти во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992 году этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор заменён на прямую полосу.
Пешеходный тоннель
Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».
Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух ниток ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.
Под перегонными тоннелями станции «Маяковская» тоннель разделён стенкой на два, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.
Особенности проекта и станции
- Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» 720 метров[2]. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
- За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» есть оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью, ведущей на Невско-Василеостровской линию.
Галерея фотографий
Балки потолка в перонном зале | Центральный зал | Светильники на лестнице перехода по пешеходному тоннелю на станцию метро «Маяковская» |
См. также
Ссылки
Перспективы развития
Со станции «Площадь Восстания» будет будет сделана пересадка на проектируемую станцию «Знаменская».
Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро — либо на «Пл. Восстания», либо на проектируемую «Знаменскую».
Примечания
- ↑ Любош Г. А. Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина. Л., 1980. 70 с.: ил.
- ↑ Петербургский метрополитен. Линия 1, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета
Литература
- Под ред. Гарюгина В. А. Метрополитен Северной Столицы (Альбом). — СПб: Лики России, 1995. — ISBN 5-87417-020-0
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3
Официальный сайт ГУП «Петербургский метрополитен»
Изменения режима работы вестибюлей станций
- Оперативную информацию о закрытии станций смотрите в Telegram канале метрополитена.
Линия |
Вестибюль станции |
Изменения в работе |
Дни |
1 |
Кировский завод |
с 10.02.2020 по 17.04.2020 с 17-00 до 18-00 вход в вестибюль ограничен |
рабочие |
1 |
Балтийская |
с 08.01.2020 по 12.02.2020 с 08-10 до 09-20 вход в вестибюль закрыт; |
рабочие |
1 |
Гражданский проспект |
С 20.12.2019 по 28.02.2020 с 07-40 до 9-00 вход в вестибюль ограничен |
рабочие |
2 |
Сенная площадь |
с 20.02.2020 по 28.04.2020 с 08-15 до 12-10 вход в вестибюль закрыт; |
рабочие |
5 |
Вестибюль 1 |
с 18.01.2020 с 06-30 часов открыт для входа и выхода, |
все дни |
5 |
вестибюль 2 |
с 18.01.2020 с 06-30 часов открыт для входа и выхода, |
все дни |
Обращаем внимание, что в период закрытия вестибюля станции на вход оказание помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения не представляется возможным.
Примечания (в течение года):
Линия |
Вестибюль станции |
Изменения в работе |
Дни |
1 |
Технологический институт 1 |
вход и выход закрыт |
воскресные, праздничные |
2 |
Невский проспект |
вход закрыт |
рабочие |
3 |
Новокрестовская |
с 01.12.2019 по 29.12.2020 |
все дни |
4 |
Достоевская |
вход и выход закрыт |
выходные, праздничные |
4 |
Площадь |
вход и выход закрыт |
выходные, праздничные |
Ремонт эскалаторов и пассажирских конвейеров на станциях
Линия |
Станция (вестибюль) |
Даты |
Изменения в работе |
Изменения для МГН |
1 |
Кировский завод |
с 10.02.2020 по 17.04.2020 |
+ |
+ |
1 |
Политехническая |
с 13.01.2020 по 27.03.2020 |
— |
+ |
1 |
Гражданский проспект |
С 20.12.2019 по 28.02.2020 |
+ |
+ |
3 |
Гостиный двор |
с 25.11.2019 по 07.02.2020 |
— |
+ |
5 |
Волковская |
с 20.01.2020 по 20.03.2020 |
— |
— |
В период производства работ по модернизации эскалаторов (на станции «Крестовский остров») возможно оперативное регулирование пассажиропотоков в дни проведения массовых мероприятий на стадионе «Газпром Арена».
Ремонт пересадочных эскалаторов на станциях
Линии |
Пересадочный эскалатор |
Даты |
Изменения для МГН |
2/3 |
Гостиный двор |
с 02.12.2019 по 24.01.2020 |
— |
_________________________
* На время ремонта эскалатора на станции пропуск МГН на резервном эскалаторе невозможен.С 16.09.2019 по 27.11.2019
Карта метро Санкт-Петербурга — интерактивная схема метрополитена с расчетом времени
Как пользоваться интерактивной схемой метро СПб?
Для того, чтобы вам легче было сориентироваться и рассчитать время в пути, создана наша интерактивная карта/схема метро Санкт-Петербурга. Она расположена в верхней части экрана. А справа от этого текста — обычная, статическая карта в виде картинки (на случай, если кому-то так удобнее). Нажмите на нее, и она откроется на весь экран.
В интернете представлено около десяти разных карт Петербургского метро. Мы проанализировали их все и поняли, что можем сделать удобнее и информативнее. Самое удивительное для нас — ни на одной из карт, кроме нашей, не использован существующий привычный дизайн схемы метро Питера. Тем более что дизайн более чем симпатичный.
Вы можете проложить маршрут, воспользовавшись панелью вверху экрана. Начните вводить название станции в поля «откуда» и «куда», выберите из появившегося списка нужные станции. На карте будет отмечен маршрут и примерное время в пути.
Также вы можете проложить маршрут, последовательно нажав на карте на двух станциях. Вы увидите маршрут и примерный расчет времени в пути.
Желаем вам удачной поездки!
История петербургского метрополитена
Петербургский метрополитен – второй в России по протяженности после московского.
Он открылся в 1955 году. Сегодня функционирует 5 линий метро, общая протяженность которых – 113.6 километров. Схема метро Санкт-Петербурга (СПб) достаточно простая и разобраться в ней может практически каждый.
Петербургское метро считается самым глубоким в мире. Многие из станций имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление.
Например, стены станции Кировский завод украшены мрамором и барельефами. Само наземное здание имеет широкую лестницу, массивные колонны и напоминает дворец или храм. А на Пушкинской станции находится памятник А.С. Пушкину. Этот памятник положил начало традиции устанавливать памятники великим людям в метро. Необычная и интересная станция Автово – её колонны украшены декоративным стеклом, его специальная огранка создает эффект свечения колонн изнутри.
План развития метро в Петербурге
На данный момент сеть метрополитена Питера не достаточно развита. Но раз в несколько лет открываются новые станции. А в долгосрочных планах — увеличить их количество почти в два раза!
Одной из существенных транспортных проблем горожан является изоляция отдаленных от центра районов и пригородов. Наземный транспорт циркулирует, но с учетом пробок попасть с окраин в центр и обратно весьма затруднительно.
Ориентируясь на план развития метро 2016 года, разработанный НИПИИ «Ленметрогипротранс» (на картинке слева), можно понять, как будут решены конкретные проблемы отдельных районов города. Так, например, с востока от центра, в Красногвардейском районе, жители которого в настоящий момент пользуются станцией метро Ладожской, до которой часто долго добираться, получат целую отдельную ветку с четырьмя станциями — Большеохтинской, пр. Энергетиков, Индустриальным и ул. Коммуны. Безусловно, привлекательность района существенно возрастет!
С юга появится, во-первых, сообщение с поселком Шушары, который уже, фактически, является частью города (ст. м. Южная). А, во-вторых, появится подземное сообщение с аэропортом Пулково, что станет существенным выигрышем не только для жителей всего города, но и для его гостей.
Северо-запад также будет интегрирован в транспортную сеть. Доехать на метро можно будет до самой Стрельны! Не говоря уже о таких популярных среди горожан местах, как радиорынок «Юнона» на Маршалла Казакова (ст. м. Казаковская), куда сейчас приходится добираться на наземном транспорте от ст. Автово.
Перемещение по центральной части города будет существенно ускорено за счет появления кольцевой линии, которая свяжет все ветки и позволит не проезжать через центр, когда это не нужно.
Нетрудно увидеть, что жителям северных районов также предложат множество новых станций.
Остается только запастись терпением и ждать, пока все это будет реализовано. Ну а пока, пользоваться теми станциями, что уже открыты, рассчитывая маршруты через нашу схему метро СПб!