Башмак жд – Башмак тормозной купить у производителя

Содержание

Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель).

Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель) с ручным приводом КСБ-Р – это предохранительное устройство. Цель которого, обеспечить принудительный сброс с пути железнодорожного вагона.

Это устройство применяют в местах, где есть угроза самопроизвольного ухода вагонов, чтобы предотвратить возможные тяжелые последствия, которые могут быть связаны с этим случаем. Такие как, столкновение с другими вагонами и локомотивами, столкновение с автомобильным транспортом на переезде, прочие техногенные и экологические катастрофы.


Требования к установке предохранительного устройства.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях.

Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта.

Виды сбрасывающих башмаков

Ручные колесосбрасыватели делаются для рельсов типа Р-50 и Р-65. Соответственно для каждого типа рельс, башмак имеет маркировку КСБ-Р-50 или КСБ-Р-65.

Устройство колесосбрасывателя типа КСБ-Р.

Колесосбрасыватель имеет элементарную конструкцию. Он состоит из металлической плиты с ребром, которое поставлено под острым углом к оси пути и металлической вставки-трамплина, который приподнимает колесо, обеспечивая проход реборды колеса над головкой рельса. Крепление осуществляется с рельсовых накладок, на стандартные болтовые соединения для железнодорожного полотна. Для установки рабочего положения сбрасывающего механизма используют гибкие тяги или электродвигатель.

Технические характеристики сбрасывающего башмака:

  • длина – 680 мм;
  • ширина – 440 мм;
  • высота – 275 мм.

Вес приспособления – для Р-50 — 65 кг., для Р-65 – 72 кг.

Время перевода без использования электрической тяги – 5 секунд, при использовании двигателя время сохраняется до 3 секунд.

Приспособление гарантирует сход колесной пары с пути с вероятностью 100%. Многоразовое использование башмака практически не сказывается на его состоянии.

Не требует смазки и дорогостоящего обслуживания.

Ограждение предохранительного устройства.

В месте установки сбрасывающего башмака, требуется обязательная установка путевого заграждения в виде путевого специального знака, флажка.

Это круглый знак белого цвета с чёрной полосой, он хорошо заметен как днём, так и ночью. Если на пути стоит башмак в дежурном положении, то заградительный знак, занимает такое положение, что черная полоса отображается вертикально. Если железнодорожный путь открыт для движения, флажок покажет вертикальную черную полосу.

Сбрасывающий башмак, по сравнению с улавливающими тупиками и сбрасывающими стрелками, имеет низкую стоимость, но его установка разрешается только тогда, когда нет возможности обезопасить движение по железнодорожному пути, другими сооружениями и приспособлениями.

Место установки сбрасывающего башмака КСБ-Р должны быть определены комиссионно. По принятому решению комиссии составляется акт места установки предохранительного устройства. На основании согласованного акта, издается приказ, который должен быть утвержден уполномоченным лицом.

Данные об установке колесосбрасывателя, должны быть отображены в техническом паспорте железнодорожного пути, и инструкции о порядке движения по этому пути.

Само изделие так же должно иметь технический паспорт, а работу с ним должны производить лица ознакомленные с руководством по эксплуатации.

zddoc.ru

» Башмак железнодорожный искробезопасный БИ-2

Здравствуйте!

Если вам необходимо приобрести рельсы, шпалы и другие материалы ВСП, а так же гайки, болты, шурупы и другой крепеж, то вы попали по адресу.

Приобретая продукцию у нас, Вы получаете отличный сервис, быструю поставку, а так же возможность выбора удобной для Вас формы доставки товара: будь то автотранспорт, авиатранспорт или железная дорога!

К отдельным категориям железнодорожного оборудования относятся железнодорожные башмаки – тормозные горочные, накаточные, сбрасывающие. Их предназначение – предотвращение самопроизвольного движения вагона (группы вагонов), подъем на рельсы сошедшего состава, предотвращение аварийных ситуаций вследствие выхода состава путей, на которых он установлен.

Основные виды железнодорожных башмаков представлены в таблице:

Наименование башмака Маркировка Теоретический вес, кг Габаритные размеры, мм Основное предназначение
Башмак тормозной горочный (стальной) 8739.00СБ 7,50 505х145х100 Предотвращение самопроизволь-ного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава)
Башмак тормозной искробезопасный (стальной, с латунным напылением) БИ-2 7,00 505х150х96 Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенном требованием к пожаробезопасности
Башмак тормозной искробезопасный(алюминиевый, с подшитым листом латуни) БК-1А 6,00 495х145х94
Башмак тормозной искробезопасный(с латунной подошвой и алюминиевой пяткой) БК-1ЛА 5,00 495х145х94
Предотвращение самопроизвольного движения железнодорожного транспортного средства (вагонов, состава) на объектах с повышенным требованием к пожаробезопасности
Башмак тормозной искробезопасный(литой, латунный) БК-1Л 8,60 490х150х95
Башмак накаточный (стальной) «Лягушка» 213 1015х710х230 Подъем (зкатываение) на рельсы сошедшего вагона или подвижного состава
Башмак накаточный (стальной, литой) «Горбуша»
125
830х292х205
830х241х205
Колесосбрасывающий башмак КСБ-Р 57(54) 680х210х650 Принудительный сброс с рельсов подвижного состава

 

Башмак железнодорожный искробезопасный используют для предотвращения самопроизвольного движения транспортного средства на объектах, где предъявляются повышенные требования по пожарной безопасности. Подставляется под колесную пару для предотвращения самопроизвольного движения.

Башмак латунный БИ-2 имеет стальную конструкцию с наплавлением сверху цветного металла и состоит из:

  1. – подошвы,
  2. – пятки,
  3. – заклепки.

 

Фото: башмак латунный, искробезопасный БИ-2

Фото: башмак латунный, искробезопасный БИ-2 (в упаковке)

Цветной металл хорошо переносит статические нагрузки, но плохо – ударные нагрузки, поэтому запрещается бросать. Ударять металлическими предметами, забивать под колесную пару кувалдой и т.п.

На башмаке выбивается пятизначный номер. Первые три цифры обозначают порядковый номер башмака, следующие две обозначают год выпуска башмака.

 

  Технические характеристики Башмака БИ-2
Вес изделия, грамм не более: 7000 (± 3 %)
Длина, мм не более: 504±4
Ширина, мм не более:
96±4
Высота, мм не более: 150±4

 

 

Чертеж башмака латунного, искробезопасного

Башмак железнодорожный искробезопасный, не подлежит обязательной сертификации. Соответствует ТУ 3187-002-24016000-2006 и признан годным к эксплуатации.

 

Фото: башмак латунный, искробезопасный БК-1Л

Фото: башмак латунный, искробезопасный БК-1Л

Приобретая продукцию у нас, Вы получаете отличный сервис, быструю доставку, а так же возможность выбора удобной для Вас формы доставки товара: будь то автотранспорт, авиатранспорт или железная дорога!

Позвоните нам и наши сотрудники ответят на все интересующие вас вопросы, помогут провести сделку надежно, быстро и качественно!

Телефон: 8-800-500-00-51

Обращайтесь, будем рады Вам помочь!

rels116.ru

БАШМАКИ ЖД | ООО «НПО»ЭТАЛОН»

БАШМАК ТОРМОЗНОЙ ГОРОЧНЫЙ, ЧЕРТЕЖ 8739.00СБ

Применяется для предотвращения самопроизвольного движения и торможения грузовых и других типов вагонов на сортировочных горках, подгорочных путях, маневровых вытяжках и полугорках. Изготавливается по чертежу 8739.00СБ. Состоит из основания (подошвы) и тормозной колодки. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ПРОТИВООТКАТНЫЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БК-1А, АЛЮМИНИЕВЫЙ

Применяется на объектах железнодорожного транспорта, где предъявляются повышенные меры  по пожарной безопасности. Изготавливается посредством свободной заливки расплавленного алюминиевого сплава в многократно используемую металлическую форму – кокиль. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ПРОТИВООТКАТНЫЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БК-1Л, ЛАТУННЫЙ

Применяют исключительно в условиях, требующих особо строгой искробезопасности. Искронеобразующий тормозной башмак БК-1Л изготовлен из сплава латуни и состоит как и аналогичные башмаки из полоза, опоры и ручки. На каждую партию башмаков обязательно предоставляется Паспорт и Протокол пожарной безопасности. ПOДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК ТОРМОЗНОЙ ИСКРОБЕЗОПАСНЫЙ БИ2 С ЛАТУННЫМ НАПЫЛЕНИЕМ

предназначен для маневровых работ железнодорожных средств, перевозящих опасные грузы с разной степенью пожароопасности. Изготавливается по чертежу 8739.00СБ, то есть имеет размеры и вес обычного тормозного башмака, но с наплавлением сверху цветного металла. ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК НАКАТНОЙ СТАЛЬНОЙ «ГОРБУШКА», ЛИТОЙ

это железнодорожное приспособление для накатки колесных пар на рельсы сошедшего подвижного состава. Башмаки используются на рельсошпальных решетках с деревянными шпалами. Данная продукция изготавливается серийно из стали 20-25Л, ГОСТ 977-88 методом литья. При накатке используют комплект из двух башмаков: внутреннего и внешнего

ПОДРОБНЕЕ>>>

БАШМАК НАКАТОЧНЫЙ СТАЛЬНОЙ «ЛЯГУШКА», ЛИТОЙ

применяется путейцами для устранения аварийной ситуации, произошедшей вследствие схода колесных пар с магистрали во время движения состава. Комплект «Лягушка» можно использовать как на деревянных, так и железобетонных шпалах. Литая конструкция башмаков по сравнению со сварным вариантом отличается надежностью, поэтому на нее более популярный спрос. Также у Вас есть возможность заказать у нас сварной вариант исполнения. Он универсально подходит для всех типов магистральных рельсов. ПОДРОБНЕЕ>>>                                                                                     

БАШМАК НАКАТОЧНЫЙ ОБЛЕГЧЕННЫЙ «ЛЯГУШКА», ТИТАНОВЫЙ

отличается от стального варианта уменьшенной массой, более надежной системой крепления и стойкостью к любым климатическим условиям. Изготавливается по чертежу 03.030СБ и 03.040СБ из сплава титана ТЛ5 ОСТ 5Р.9071-88 или ВТ5Л ОСТ 1.90060. Установленный срок службы титанового комплекта башмаков «Лягушка» более 12 лет. ПОДРОБНЕЕ>>>

УСТРОЙСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВАГОНОВ УЗ-220

представляет собой устройство, содержащее колодку упора для взаимодействия с поверхностью катания закрепляемого колеса вагона, запорный механизм, состоящий из левой и правой щек, гайки и фиксаторов. Служит исключительно для закрепления элементов подвижного состава, поэтому не может быть использовано для торможения движущихся вагонов.

Упор тормозной стационарный УТС 380 чертеж 731.00.00 Подробнее>>>

 

Контакты :  8(843) 203-38-93:  8(917) 922-24-22.

Почта:   [email protected]

Общая: [email protected]

Так же Вы можете воспользоваться формой обратной связи 

etal-on.ru

Тормозной башмак — Википедия. Что такое Тормозной башмак

Тормозной башмак, установленный на рельс под колесо вагона с накатом (Россия)

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода)[1][2][3]. Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак

Применение

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении[4]отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[5], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа, выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка[6][7]. Тормозные башмаки укладывают на тормозных позициях: в начале горочных путей (для регулирования скорости), перед стрелочными переводами разветвления горочных путей на пути сортировочного парка (для регулирования скорости) и на путях сортировочного парка (для полной остановки при формировании составов)[8]. При механизации горок тормозные башмаки на первых двух тормозных позициях заменяют вагонными замедлителями.

При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.

Принцип работы

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков

У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.

  • Двубортный тормозной башмак, вид снизу

  • Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)

  • Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок

  • Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)

  • Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)

  • Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ

  • Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)

  • Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)

  • Башмакосбрасыватели

  • Перекатывание колеса через тормозной башмак

Упор тормозной стационарный

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава, обычно в парках отправления. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

  • Упор тормозной стационарный УТС-380

  • Упор тормозной стационарный в открытом положении

  • Упор тормозной стационарный в закрытом положении

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель)

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель, колесосбрасывающий башмак[9]) применяется для заграждения пути путём сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования[10]. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк. Бывают ручные и с электроприводом с дистанционным управлением.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях. Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта[11].

К обслуживанию (колесосбрасывателя с ручным приводом) КСБ-Р допускаются работники станций и работники дистанций пути (ПЧ), ознакомленные с руководством по эксплуатации на башмак сбрасываюший с ручным приводом (колёсосбрасыватель) типа КСБ-Р[12]. У каждого предохранительного устройства типа КСБ-Р, должен быть технический паспорт, в котором указаны основные технические параметры[13].

  • Сбрасывающий башмак ручной переносной КСБ-Р (Россия)

  • Сбрасывающий башмак стационарный с дистанционным электроприводом КСБ-Э (Россия)

  • Сбрасывающий башмак (США)

  • Сбрасывающий башмак двухсторонний (Австрия)

  • Сбрасывающий башмак в открытом для проезда положении (Чехия)

  • Сбрасывающий башмак (Финляндия)

Башмак накатной

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

  • Башмаки накаточные типа «лягушка» (Россия)

  • Башмак накаточный типа «лягушка» (Канада)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Россия)

  • Башмак накаточный «горбушка» (Гватемала)

См. также

Примечания

  1. ↑ Башмак тормозной, Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров, 1941 г.
  2. ↑ М. И. Глушко Закрепление подвижного состава на станциях и перегонах // Статья в журнале «Железнодорожный транспорт», выпуски 1-3, М.: Транспорт, 1997 г.
  3. ↑ Нормы и основные правила закрепления железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками, статья на сайте «ZDDOC.RU|Железнодорожная документация» на основе приложения № 17 к «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» (приложения 8 к «ПТЭ»).
  4. ↑ Торможение, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  5. ↑ Видео: укладка тормозных башмаков под движущийся отцеп (фрагмент учебного фильма «Беда на ст. Чусовская»)
  6. ↑ Сбрасыватель башмаков, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  7. ↑ 5.12. Башмакосбрасыватели // В. Б. Каменский, Л. Д. Горбов Справочник дорожного мастера и бригадира пути, М.: Транспорт, 1985 г., 488 с. (С. 221). ISBN 978-5-458-38708-8
  8. ↑ Тормозная позиция, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  9. ↑ Технические и естественные науки: теория и практика // Сборник материалов международных научных e-симпозиумов, г. Москва, 27-28 марта 2015 г. под ред. К. Е. Румянцева — Киров: МЦНИП, 2015 г., 276 с. (С. 239). ISBN 978-5-00090-062-8
  10. ↑ Башмак сбрасывающий, Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941 г.
  11. ↑ Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель). Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  12. ↑ Техническая документация на колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак) типа КСБ-Р. Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».
  13. ↑ http://zddoc.ru/tehnicheskaya-dokumentatsiya-na-kolesosbrasyivatel-sbrasyivayushhiy-bashmak-tipa-ksb-r/. Железнодорожная документация на сайте «ZDDOC.RU».

Литература

  • Тормозной башмак // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 451. — ISBN 5-85270-115-7.
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации // Утверждены приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. № 286, с изменениями и дополнениями от 12.08.2011 г., 4 и 13.06.2012 г., 30.03., 09.11., 25.12.2015 г., 03.06., 01.09.2016 г. — М.: Трансинфо, 2016, 388 с. ISBN 978-5-93647-038-7.

Ссылки

  • «Тормозной башмак (стояночный и горочный)», выпуск программы «1520: Магистраль» телеканала «РЖД-ТВ» с интервью И. Воронина, заведующего лабораторией отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Перспективы улучшения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Предотвращение ухода вагонов со станционных путей» (ЦНИИ ТЭИ МПС России). Требования к тормозным башмакам, их использование на сортировочных путях, установка тормозных башмаков при помощи вилки, башмакосбрасыватель.
  • Учебный фильм «Закрепление вагонов — все, что нужно знать движенцу» (Московский государственный университет путей сообщения — МИИТ). Устройство тормозных башмаков, их неисправности, стационарные тормозные устройства, правила применения тормозных башмаков.
  • Учебный фильм «Порядок выполнения операций по закреплению составов поездов» (Смоленский центр организации работы железнодорожной станции Московской дирекции управления движением)
  • Перекатывание колёсной пары через тормозной башмак без схода
  • Учебный фильм «Башмак — грань безопасности» (ОАО «РЖД»). Сход колёсной пары при перекатывании через тормозной башмак.
  • Постановка на рельсы, сошедшего с них обеими колёсными парами тележки, полувагона с использованием накатных башмаков типа «лягушка».
  • Сваливание в колею не нормативного (изношенного) тормозного башмака

wiki.sc

Тормозной башмак Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тормоза. Тормозной башмак, установленный на рельс под колесо вагона с накатом (Россия)

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода)[1][2][3]. Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Тормозной башмак[ | ]

Применение[ | ]

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении[4]отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[5], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа. Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка[6][7]. Тормозные башмаки укладыв

ru-wiki.ru

О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на инфраструктуре ОАО «РЖД» (с изменениями на 31 августа 2018 года), Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 декабря 2011 года №2737р

О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на инфраструктуре ОАО «РЖД»

(с изменениями на 31 августа 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р.
____________________________________________________________________



В целях обеспечения безопасности движения поездов, упорядочения учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» (далее — ДЗО) (по согласованию):

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2012 года прилагаемые Правила учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на инфраструктуре ОАО «РЖД».

2. Начальникам филиалов ОАО «РЖД», руководителям ДЗО ОАО «РЖД» (по согласованию):

а) организовать в месячный срок на железнодорожных станциях, в локомотивных, мотор-вагонных и вагонных депо, в дистанциях пути и в других структурных подразделениях (подразделениях) проверку наличия, исправности и маркировки тормозных башмаков, находящихся в эксплуатации и в запасе, соответствия их количества нормам закрепления подвижного состава, торможения отцепов на сортировочных горках и оснащения тормозными башмаками подвижного состава (локомотивов, восстановительных и пожарных поездов, путевых машин, специального самоходного подвижного состава).

Результаты проверки оформить актами, полученные результаты сверить с данными нормативно-технической документации и бухгалтерского учета и устранить выявленные несоответствия;

б) руководствуясь основными положениями утверждаемых Правил, разработать требования по учету, маркировке (клеймения), выдаче и хранению тормозных башмаков в структурных подразделениях с учетом особенностей системы управления.

3. Признать утратившим силу с 1 января 2012 года распоряжение ОАО «РЖД» от 30 августа 2005 года N 1353р «О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на железных дорогах — филиалах ОАО «РЖД».

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.А.Краснощек

Правила учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на инфраструктуре ОАО «РЖД»

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
19 декабря 2011 года N 2737р

(с изменениями на 31 августа 2018 года)

1. Настоящие правила предназначены для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД». Применение настоящих правил ДЗО ОАО «РЖД» оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

2. Тормозные башмаки, используемые на инфраструктуре ОАО «РЖД», являются инвентарем строгого учета.

3. Выдача каждого тормозного башмака регистрируется в книге учета. Из книги учета на каждый момент должно быть ясно видно, сколько тормозных башмаков находится в эксплуатации и запасе.

4. Руководителями функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» на основе данных правил разрабатываются для структурных подразделений (подразделений) общие требования по учету, маркировке (клеймения), выдаче и хранению тормозных башмаков.

Общими требованиями предусматриваются:

— формы книги по учету выдачи тормозных башмаков в эксплуатацию, журнала учета тормозных башмаков, находящихся в эксплуатации и порядок их ведения;

— порядок назначения работников, ответственных за учет и выдачу тормозных башмаков из мест их постоянного хранения;

— порядок назначения работников, обеспечивающих маркировку (клеймение), хранение, исправность, окраску, списание и отправку тормозных башмаков в ремонт или металлолом;

— порядок назначения работников, осуществляющих контроль за соответствием маркировки (клеймения) инвентарным описям, а также правильность ведения учета и хранения тормозных башмаков;

— права, обязанности и ответственность вышеуказанных работников.

5. Маркировка (клеймение) тормозных башмаков, используемых на инфраструктуре ОАО «РЖД» должна содержать не более четырнадцати знаков и удовлетворять следующим требованиям:

а) первые пять цифровых знаков — код железнодорожной станции по единой сетевой разметке (далее — ЕСР), для железнодорожной станции, структурных подразделений ОАО «РЖД» и филиалов ОАО «РЖД», примыкающих к железнодорожной станции;

б) в середине индекс, не более чем из шести знаков (буквенных и цифровых) для:

— железнодорожной станции устанавливается функциональным филиалом ОАО «РЖД»;

— структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» формируется с использованием телеграфного адреса;

в) последние три цифровых знака — инвентарный номер тормозного башмака, начиная с единицы.

6. Тормозные башмаки, используемые для закрепления подвижного состава или в качестве охранных, в том числе выделяемые для указанных целей на сортировочных (сортировочно-отправочных) путях, должны быть окрашены в яркий цвет и иметь три поперечные полосы на горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, а также инвентарный номер на боковой или торцевой поверхности корпуса опорной колодки, которые наносятся белой краской.

Окраска выполняется стойкой к внешним воздействиям краской.

Тормозные башмаки, используемые для торможения вагонов при расформировании составов поездов или группы вагонов на станциях, имеющих сортировочные устройства или вытяжных путях, не окрашиваются, поперечные полосы не наносятся.

Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами на верхнюю горизонтальную поверхность полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Эксплуатация неисправных, немаркированных (не клейменных) тормозных башмаков или с неясной маркировкой (клеймом) запрещается.

7. Места хранения, количество тормозных башмаков с указанием инвентарных номеров и работники, ответственные за их сохранность, определяются:

на станциях — техническо-распорядительными актами станций;

в структурных подразделениях функциональных филиалов ОАО «РЖД» (вагонных и локомотивных депо, промывочно-пропарочных и путевых машинных станциях, пунктах подготовки вагонов, дистанциях пути, электроснабжения и др.) — нормативно-технической документацией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях (при наличии таковых), а также соответствующими распорядительными актами руководителей указанных структурных подразделений.

Для исключения утери тормозных башмаков, размещенных на железнодорожном подвижном составе, который по каким-либо причинам длительно простаивает на железнодорожных путях, переданных в ведение локомотивных, моторвагонных депо, производственных баз дистанций пути и других подразделений функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», руководители региональных подразделений (структурных региональных подразделений), балансодержатели железнодорожного подвижного состава (локомотивов, моторвагонного и специального железнодорожного подвижного состава (далее соответственно — МВПС и СПС)) определяют порядок хранения данных тормозных башмаков.
(Абзац дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

8. Работники, ответственные за сохранность тормозных башмаков, во время дежурства ведут номерной учет тормозных башмаков.

В местах хранения тормозных башмаков вывешиваются инвентарные описи с указанием количества, места хранения тормозных башмаков и их инвентарных номеров, а также должностей и фамилий работников, ответственных за их сохранность.

Тормозные башмаки, находящиеся в запасе, а также изъятые из работы для ремонта или исключения из инвентаря (утилизации) хранятся в специально выделенных помещениях, перечень которых устанавливается руководителем структурного подразделения функционального филиала, дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД».

Обустройство мест, выделенных для хранения тормозных башмаков, должно обеспечивать исключение несанкционированного изъятия тормозных башмаков посторонними лицами.

9. Работник, принимающий дежурство, ответственный за сохранность тормозных башмаков, лично проверяет наличие и исправность тормозных башмаков, их маркировку (клеймение) и фактическое место их нахождения на соответствие инвентарным описям.

Работник, сдающий дежурство, делает запись в журнале учета тормозных башмаков, находящихся в эксплуатации о месте нахождения тормозных башмаков, их состоянии, количестве и наличии инвентарных номеров, которая удостоверяется подписями работников, принимающих и сдающих дежурство.

Во время дежурства каждый работник обеспечивает сохранность тормозных башмаков, закрепленных за обслуживаемым им участком (постом, пунктом, маневровым районом, пучком (путем) сортировочного парка, локомотивом (единицей специального самоходного подвижного состава)).

10. Тормозные башмаки, пришедшие в негодность в процессе эксплуатации, изымаются с рабочего места в суточный срок для установления возможности дальнейшего их ремонта или исключения из инвентаря (утилизации).

Порядок принятия решения о возможности ремонта или исключении из инвентаря (утилизации) тормозного башмака устанавливается руководителем функционального филиала, дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД».

11. В случае изъятия тормозного башмака в ремонт работник, ответственный за его сохранность делает соответствующую отметку в журнале учета тормозных башмаков, находящихся в эксплуатации. При сдаче и приеме дежурства сменный работник обязан указать номер тормозного башмака, сданного в ремонт. Данная запись дублируется работниками при приеме-сдаче дежурства до момента возвращения тормозного башмака.

Допускается нахождение тормозного башмака в ремонте продолжительностью не более пяти суток с момента изъятия.

12. Исключение тормозных башмаков из инвентаря, сдача их в металлолом и связанные с этим операции по отделению колодок от полозов оформляются и выполняются в порядке, устанавливаемом руководителем структурного подразделения функционального филиала, дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД».

Маркировку (клеймение) тормозных башмаков, исключенных из инвентаря, забивают или перечеркивают механическим способом.

13. При утере тормозного башмака (далее — башмак) руководитель причастного территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководитель причастного регионального подразделения или структурного регионального подразделения) немедленно принимает меры по поиску утерянного башмака. Если в течение одного часа с момента выявления факта утери разыскные действия не дадут положительного результата (башмак не найдется), об утере по телефонным средствам связи уведомляются подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов для проведения оперативно-разыскных мероприятий по поиску утерянного башмака. После передачи уведомления по телефону руководитель причастного территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководитель причастного регионального подразделения или структурного регионального подразделения) предоставляет в подразделение правоохранительных органов письменное заявление об утере башмака. Копия заявления с отметкой подразделения правоохранительных органов об его получении должна храниться в делах территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — в делах регионального подразделения или структурного регионального подразделения).

Руководитель причастного территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководитель причастного регионального подразделения или структурного регионального подразделения) в течение 3 часов с момента выявления факта утери башмака направляет в соответствующий функциональный филиал, дочернее или зависимое общество ОАО «РЖД», региональное подразделение (структурное региональное подразделение), аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в территориальные подразделения (структурные территориальные подразделения), расположенные в границах железной дороги (в которых применяются башмаки), телеграмму об утере башмака. Копия данной телеграммы также направляется в подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов.

Получив телеграмму, руководители территориальных подразделений или структурных территориальных подразделений (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководители региональных подразделений или структурных региональных подразделений), балансодержатели железнодорожного подвижного состава (локомотивов, МВПС, СПС) установленным порядком вносят в тематику предрейсового или предсменного инструктажа локомотивных бригад, бригад СПС, железнодорожных станций и т.п., информацию о факте утраты башмака и мерах по исключению аналогичных случаев.

По истечении одних суток с момента утери тормозного башмака в книге учета тормозных башмаков (напротив утерянного башмака) руководитель территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД», указанных подразделений — руководитель регионального подразделения или структурного регионального подразделения) делает отметку об утере башмака — «утерян» с указанием даты составления акта. После этого взамен утерянного башмака выдается другой тормозной башмак.

Порядок по проведению мероприятий, связанных с поиском утерянного башмака, устанавливается руководителем регионального подразделения (структурного регионального подразделения) функционального филиала, дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД» с учетом местных условий.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р.

14. Руководитель подразделения проводит проверки наличия и исправности тормозных башмаков, соответствия их маркировки (клеймения) инвентарным описям, правильности учета, выдачи и хранения с периодичностью установленной руководителем функционального филиала, дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД», но не реже одного раза в квартал.

По результатам проверок составляются акты и принимаются меры по устранению обнаруженных недостатков.

15. При утере башмака составляется акт с указанием его маркировки (клеймения), даты, времени и места его потери. Акт подписывается работником, ответственным за сохранность утерянного башмака, а также руководителем соответствующего производственного участка, смены, в которой допущена утеря (диспетчером маневровым, дежурным по железнодорожной станции, дежурным по депо, мастером, бригадиром и т.п.). Акт передается руководителю территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководителю регионального подразделения или структурного регионального подразделения) для расследования случая утери башмака и принятия мер к виновным.

Руководитель территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД», указанных подразделений — руководитель регионального подразделения или структурного регионального подразделения) не позднее 3 суток с момента утери башмака проводит разбор по данному случаю с определением меры ответственности причастных работников (вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности). При наличии в структуре функциональных филиалов, дочерних или зависимых обществ ОАО «РЖД» территориальных подразделений или структурных территориальных подразделений копии актов, заявлений в подразделения правоохранительных органов и протоколов разборов должны направляться в региональные подразделения (структурные региональные подразделения).

Региональные подразделения (региональные структурные подразделения) ведут учет количества утерянных и найденных (возвращенных) башмаков с указанием виновных территориальных подразделений или структурных территориальных подразделений (при наличии указанных подразделений) и причин утери.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

16. Если ранее утерянный башмак будет найден или возращен, руководитель территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД», указанных подразделений — руководитель регионального подразделения или структурного регионального подразделения) обязан сообщить об этом (если информация об утере была передана) в соответствующий функциональный филиал, дочернее или зависимое общество ОАО «РЖД», региональное подразделение (структурное региональное подразделение), аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в соответствующие подразделения ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительных органов.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

17. Если будет выявлен башмак, не принадлежащий обнаружившему его подразделению, руководитель территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД» указанных подразделений — руководитель регионального подразделения или структурного регионального подразделения) в суточный срок направляет в региональное подразделение (структурное региональное подразделение), аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в причастное подразделение (при наличии маркировки (клейма)) или в подразделения (при отсутствии маркировки (клейма)), расположенные в границах железной дороги (в которых применяются башмаки), информационную телеграмму об обнаруженном башмаке.

Руководитель территориального подразделения или структурного территориального подразделения (при отсутствии в структуре функционального филиала, дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД», указанных подразделений — руководитель регионального подразделения или структурного регионального подразделения), получив указанную телеграмму (с информацией подтверждающей принадлежность башмака), не позднее 3 суток обязан провести разбор по данному случаю с определением меры ответственности причастных работников (вплоть до освобождения виновных от занимаемой должности). Должен проинформировать подразделение, приславшее телеграмму, о принадлежности обнаруженного башмака и способе его возврата.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

18. При выявлении башмака, не принадлежащего обнаружившему его подразделению, составляется акт с его описанием, датой, временем и местом его обнаружения. Башмак должен храниться в обнаружившем его подразделении не менее 3 месяцев с момента обнаружения. По истечении указанного срока башмак утилизируется, для его утилизации составляется отдельный акт с указанием, что он не принадлежит данному подразделению. Маркировка (клеймение) башмака забивается или перечеркивается механическим способом.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

19. При передаче башмака, не принадлежащего обнаружившему его подразделению, подразделению, к которому он приписан (согласно маркировке (клеймению)), составляется акт приема-передачи. Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр хранится в делах подразделения, передающего башмака, второй экземпляр передается подразделению, в которое он возвращается.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

20. Акты об утере башмаков, заявления в подразделения правоохранительных органов об утере тормозных башмаков, акты на обнаруженные тормозные башмаки и их утилизацию, а также акты на прием-передачу башмаков хранятся не менее 5 лет.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

21. В соответствии с требованиями настоящих Правил руководители функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» разрабатывают порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков, включая действия причастных работников при обнаружении (возврате), утере тормозного башмака, с учетом особенностей работы в подведомственных хозяйствах.
(Пункт дополнительно включен распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2018 года N 1938/р)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

docs.cntd.ru

Железнодорожные башмаки: основные виды неисправностей

Железнодорожный башмак – устройство, которое служит тормозом для подвижного состава. Применяют его в следующих местах:

  • сортировочные станции;
  • сортировочные пути;
  • станционные и подъездные пути.

Применяется такое приспособление в случае временного отсутствия локомотива, когда железнодорожные пути находятся под уклоном. С помощью тормозных башмаков вагоны удерживают на месте. С той же целью воспользоваться ими можно при формировании состава на горках. Если на станции нет автоматических замедлителей, то возможно применение железнодорожных башмаков с целью регуляции скорости движения.

Башмак условно делят на две части: подошва (основание) и тормозная колодка. Укладывается он в соответствии с установленными правилами и согласно схеме. Только при соблюдении всех условий с помощью этого устройства удерживаются на месте целые вагоны и даже составы. Торможение происходит на основе трения, возникающего из-за скольжения башмака и качения вагона. Конечно, существует вероятность юза (скольжение на башмаке), его длина зависит от множества факторов. Большое значение имеет состояние рельса и других поверхностей, участвующих в трении. Также длина юза обуславливается массой вагона, его осевой нагрузкой и скоростью вхождения на тормозной башмак. Немаловажны и погодные условия.

За техническим состоянием тормозных башмаков ведется строгий контроль, так же как и за остальными системами железной дороги и каждой деталью поезда. Ведь известно, что поломка небольшой детали может привести к серьезным последствиям, поэтому и каждая трубка тормозного рукава 35х625, и железнодорожный башмак должны находиться в исправном состоянии и соответствовать техническим нормам.

Не допускается использовать железнодорожный башмак по назначению в случае следующих поломок:

 

  • лопнувшая тормозная колодка;
  • отсутствие опорной пластины;
  • изогнутое и неровное основание;
  • носок подошвы лопнут, изогнут или на нем есть трещина;
  • крепление тормозной колодки к основанию ослабло;
  • рукоять отсутствует или находиться в изогнутом или поврежденном состоянии.

В качестве тормозного башмака запрещено использовать другие предметы, такие как кирпичи, камни или доски.

Железнодорожные башмаки подвергаются строгому учету и контролю. Каждый из них маркируют, а их выдача фиксируется в специальном журнале.

gms1520.ru