Дсц на жд это – Русские железнодорожные сокращения

Железнодорожная терминология — это… Что такое Железнодорожная терминология?

Эта страница — глоссарий.

Железнодорожная терминология

А

  • А — серия паровозов (Паровоз А)
  • АБТЦ — Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры
  • Автомотриса — автономный железнодорожный вагон с собственным двигателем
  • Автосцепка — автоматическое сцепное устройство для сцепления между собой единиц подвижного состава.
  • АРС — Система Автоматического Регулирования Скорости
  • АЛСН — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Непрерывного действия
  • АЛСР — Автоматическая Локомотивная Сигнализация с использованием Радиоканала
  • АЛСТ — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Точечного съема информации

Б

  • Б — серия паровозов (Паровоз Б)
  • Багажный вагон
  • БМРЦ — система блочной маршрутно-релейной централизации управления движением поездов на станции
  • Боксование — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость выше, чем поверхность рельса)
  • Балластная призма

В

Г

Глухое пересечение

Д

Е

Ж

З

И

  • И — серия паровозов (Паровоз И)
  • І (И десятеричное) — серия паровозов (Паровоз І)
  • Изотермический вагон
  • ИДП — инструкция по движению поездов и маневровой работе, одна их трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИСИ)
  • ИСИ — инструкция по сигнализации, одна их трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИДП)
  • ИС — серия паровозов (Паровоз ИС)

К

Колёсная пара Костыль

Л

М

Н

О

Осевая формула паровоза
  • О — серия паровозов (Паровоз О)
  • Окно
  • Осевая формула локомотива — условное описание основных параметров экипажной части локомотива.
  • Остановочная платформа — платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов.
  • Остановочный пункт — то же, что и остановочная платформа, однако посадка-высадка пассажиров может осуществляться и при отсутствии самой платформы
  • Остряк — элемент стрелочного перевода
  • Ось вагона или локомотива — элемент колёсной пары, служит для крепления на ней колёс.

П

  • Паровоз
  • ПМС — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства
  • Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы
  • Поездной диспетчер
Поворотный круг Путевые шурупы, или глухари (крепёжные изделия)

Р

С

Стрелочный перевод
  • С — серии паровозов (Паровоз С, паровоз Су)
  • САВПЭ — Система Автоматического Ведения Пригородного Электропоезда
  • Светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней).
  • Светофорная сигнализация — часть сигнализации на железных дорогах и подобном рельсовом транспорте, выполненная на основе железнодорожных светофоров.
  • Семафор — средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.
  • Сортировочная станция — специальная железнодорожная станция для расформирования и формирования поездов
  • Спальный вагон
  • Стрелка (Стрелочный перевод) — устройство для разветвления путей, в зависимости от положения стрелочного перевода обеспечивается пропуск подвижного состава между некоторыми двумя из неразветвлённых участков пути
  • Стрелочный электропривод
  • Струна — один из элементов контактной сети, удерживает контактный провод

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

  • Юз — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость ниже, чем поверхность рельса)

Я

Ѳ

Ѵ

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Руководство и оперативное управление железнодорожной станцией

Начальник станции руководит работой станции и несет полную от­ветственность за выполнение показателей работы станции и уста­новленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями ру­ководит заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузо­вых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдат­чики. При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность

заместителя начальника станции по подъездным путям.

На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ), в обязанности которого входят разработка, обнов­ление и внедрение технологического процесса, разработка и реали­зация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охра­не труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рацио­нальное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инже­нера его функции выполняет заместитель начальника станции.

Руководство оперативной работой станции возлагается на замес­тителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД)

. Он осу­ществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасно­сти движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по гру­зовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП). Каждый из них выполняет обя­занности в соответствии с должностными инструкциями.

ДСЦ — диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана гру­зовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изу­чает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение ва­гонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в про­цессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.

На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР), необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузо­вой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидаю­щих погрузку или выгрузку.

Грузовой оператор — ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и авто­транспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и рас­положения местных вагонов.

Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик, используя переносной терминал для связи с манев­ровым диспетчером, грузоотправителями, грузополучателями и то­варной конторой.

В процессе диспетчерского руководства используется информа­ция о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых опера­ций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.

Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средства­ми связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.

Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерчес­кой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой ра­боты на местах общего пользования, осуществляет текущее плани­рование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка меха­низированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ)

и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ве­дет оперативный учет грузовой работы.

Дежурный по станции (ДСП) — осуществляет непосредственное руководство приемом, рас­формированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.

Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) — осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением ус­тановленных форм учета и отчетности.

Начальник грузового района, — обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъез­дных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и рас­становкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств пе­редачи информации, которые составляют органичную часть техно­логии работы станции.

Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях ис­пользуется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кра­нов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропуск­ного пункта и автомобильным диспетчером.

ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работни­ков служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотив­ной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение го­сударственных заказов и договорных обязательств. В непосредствен­ном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.

В зависимости от местных условий и объема работы распределе­ние обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выпол­няет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.

В процессе управления грузовой работой большое значение име­ет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выпол­няется на договорной основе. Предварительная грузовая информа­ция грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соот­ветствии с заключенными договорами.

rly.su

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УСЛОВНЫХ (СОКРАЩЕННЫХ) НАИМЕНОВАНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОАО «РЖД», ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕЛЕГРАФНОЙ СВЯЗИ ОАО «РЖД» от 26 января 2012 г. N 146р

Дистанция сигнализации, централизации и   
блокировки                                

 

 

Начальник дистанции                       

         ШЧ         

     Вся сеть     

Главный инженер дистанции                 

         ШЧГ        

 В пределах дороги

Диспетчер СЦБ                             

         ШЧД        

       — //-      

Начальник механизированной сортировочной  
горки                                     

        ШЧМГ        

       — //-      

Начальник участка                         

         ШЧУ        

       — //-      

Старший электромеханик СЦБ                

         ШНС        

 В пределах дороги

Дистанция гражданских сооружений          

 

 

Начальник дистанции                       

         НГЧ        

     Вся сеть     

Начальник участка                         

        НГЧУ        

 В пределах дороги

Дистанция инженерных сооружений           

 

 

Начальник дистанции                        

       ПЧИССО       

     Вся сеть     

Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых
машин                                     

 

 

Начальник дирекции                        

         ДПМ        

       — //-      

Центр диагностики и мониторинга устройств 
инфраструктуры                            

 

 

Начальник центра                          

        ДИЦДМ       

       — //-      

Начальники путеобследовательских,         
дефектоскопных, тоннельно обследова-      
тельских, мостоиспытательных станций и    
путеизмерительных вагонов                 

         ПС         

В пределах дороги и
смежных дорог  

Технический центр автоматики и            
телемеханики                               

 

 

Начальник центра                          

         ШТЦ        

       — //-      

Технический центр электрификации и        
электроснабжения                          

 

 

Начальник центра                          

        ДИТЦЭ       

       — //-      

Электромеханическая мастерская            

        ЭМАСТ       

 В пределах дороги

     Территориальные подразделения филиалов ОАО «РЖД» в границах железной дороги    

Дирекция тяги                             
— структорное подразделение ЦТ            

 

 

Начальник дирекции                        

          Т         

     Вся сеть     

Главный инженер                           

         ТГ         

       — //-      

Приемщик локомотивов в депо               

        ТЧПЛ        

 В пределах дороги
и смежных дорог 

Эксплуатационное локомотивное депо        

 

 

Начальник депо                            

         ТЧЭ        

     Вся сеть     

Главный инженер                           

        ТЧЭГ        

       — //-      

Начальник пункта подмены локомотивных     
бригад                                    

         ТЧП        

 В пределах дороги
и смежных дорог 

Машинист-инструктор локомотивных бригад   

        ТЧМИ        

       — //-      

Эксплуатационное локомотивное оборотное   
депо                                      

 

 

Начальник депо (оборотного)               

         ТДЭ        

     Вся сеть     

Дирекция по управлению терминально-       
складским комплексом                      
— структурное подразделение ЦМ            

 

 

Начальник дирекции                        

         ДМ         

       — //-      

Начальник участка производства            

         ДМУ        

 В пределах дороги

Механизированная дистанция погрузо-       
разгрузочных работ                        

 

 

Начальник дистанции                       

         МЧ         

       — //-      

Начальник участка производства            

         МЧУ        

       — //-      

Начальник дезинфекционно-промывочной      
станции                                   

         МСД        

       — //-      

Приемосдатчик груза и багажа              

         МРБ        

       — //-      

Начальник городской товарной станции      

         ГТС        

     Вся сеть     

Дирекция по тепловодоснабжению —          
структурное подразделение ЦДТВ            

 

 

Начальник дирекции                        

         ДТВ        

       — //-      

Региональный участок дирекции по          
тепловодоснабжению                        

 

 

Начальник регионального участка           
производства                              

        ДТВУ        

 В пределах дороги
и смежных дорог 

Северо-Западная дирекция скоростного      
сообщения — структурное подразделение ДОСС
(г. Санкт-Петербург ОКТ)                  

 


— //-      

Начальник дирекции                        

      С-З ДОСС      

     Вся сеть     

Южная дирекция скоростного сообщения —    
структурное подразделение ДОСС (г. Сочи С-
КАВ)                                      

 

 

Начальник дирекции                        

       ЮГ ДОСС      

     Вся сеть     

Дирекция по капитальному строительству —  
структурное подразделение ДКСС            

 

 

Начальник дирекции                        

         ДКС        

       — //-      

Дирекция управления движением             
— структурное подразделение ЦД            

 

 

Начальник дирекции                        

          Д         

       — //-      

Главный инженер                           

         ДГИ        

       — //-      

Начальники отделов (секторов):            

 

 

 технического                             

        ДТЕХ        

       — //-      

развития пропускных и перерабатывающих    
способностей                              

         ДПС        

       — //-      

информационных технологий и АСУ           

         ДИТ        

       — //-      

охраны труда и промышленной               
безопасности                              

         ДБТ        

       — //-      

управления персоналом и социального       
развития                                 

         ДК         

       — //-      

организации и оплаты труда                

         ДЗТ        

       — //-      

бюджетирования и финансирования           

         ДБФ        

       — //-      

Служба движения                           

 

 

Зам. начальника дирекции — начальник      
службы                                    

     (Зам. Д) ДД    

       — //-      

Начальники отделов (секторов):            

 

 

специальных перевозок                     

         ДВ         

       — //-      

графика движения поездов                  

        ДГДП        

 В пределах дороги

предоставления «окон» и                   
взаимодействия с инфраструктурой          

         ДОК        


— //-      

организации работы локомотивов и          
локомотивных бригад                       

         ДЛ         

       — //-      

организации работы станций                

         ДДС        

       — //-      

обеспечения безопасности движения          

         ДРБ        

       — //-      

анализа и нормирования                    
эксплуатационной работы                   

         ДО         

       — //-      

грузовой работы                           

         ДГР        

       — //-      

Диспетчерский центр управления перевозками

 

 

Зам. начальника службы — начальник центра 

   (зам. ДД) ДЦУП   

     Вся сеть     

Зам. начальника центра — начальник        
оперативно-распорядительного отдела       

   (зам. ДЦУП) ДГ   

     Вся сеть     

Начальник района управления               

         НРУ        

       — //-      

Диспетчер поездной                        

         ДНЦ        

       — //-      

Диспетчер (локомотивный по району         
управления)                               

         ТНЦ        

       — //-      

Служба коммерческой работы в сфере        
грузовых перевозок                        

 

 

Зам. начальника дирекции — начальник      
службы                                    

     (зам. Д) М     

       — //-      

Начальники отделов:                       

 

 

актово-претензионной работы               

         МЮ         

       — //-      

организации коммерческой работы и условий 
перевозок                                 

         МО         

       — //-      

взаимодействия с владельцами              
железнодорожных путей не общего           
пользования                                


МД         


— //-      

контроля и мониторинга коммерческой       
работы                                    

         МК         

       — //-      

Старший ревизор коммерческий              

         МРС        

       — //-      

Ревизор коммерческий                      

         МР         

       — //-      

Центр организации работы железнодорожных  
станций                                   

 

 

Начальник центра                          

         ДЦС        

       — //-      

Зам. начальника центра — начальник        
отдела коммерческой работы в сфере        
грузовых перевозок                        


(Зам. ДЦС) ДЦСМ  


— //-      

Начальник отдела (сектора) безопасности   
движения и охраны труда                   

        ДЦСРБ       


— //-      

Ревизор (движения)                        

         ДНЧ        

 В пределах дороги

Начальники отделов (секторов):            

 

 

управления персоналом                     

        ДЦСК        

       — //-      

организации и оплаты труда                

        ДЦСЗТ       

       — //-      

бюджетирования и финансирования           

        ДЦСБФ       

       — //-      

по работе со станциями                    

        ДЦСДС       

       — //-      

Старший ревизор коммерческий              

        МКРС        

       — //-       

Ревизор коммерческий                      

         МКР        

       — //-      

Начальник станции                         

         ДС         

     Вся сеть     

Дежурный по железнодорожной станции       

         ДСП        

       — //-      

Начальник пункта передачи вагонов на      
пограничных станциях                      


ДСО        


— //-      

Дирекция связи                            
— структурное подразделение ЦСС           

 

 

Начальник дирекции                        

         НС         

— //- Вся сеть    

Главный инженер                           

         НСГ        

       — //-      

Заместитель начальника дирекции -начальник
отдела эксплуатации                       
электросвязи                              

    (зам. НС) НСЭ   


— //-      

Начальник лаборатории                     

         НСЛ        

 В пределах дороги

Региональный центр связи                   

 

 

Начальник центра                          

         РЦС        

     Вся сеть     

Главный инженер                           

        РЦСГ        

       — //-      

Начальник центра технического             
обслуживания сетей связи                  


РЦСЦ        


— //-      

Начальник телефонно-телеграфной станции   

        РЦСТ        

       — //-      

Начальник смены (старший телеграфист)     

        РЦСТС       

       — //-      

Дирекция по энергообеспечению             
— структурное подразделение «Трансэнерго» 

 

 

Начальник дирекции                        

         НЭЭ        

       — //-      

Главный инженер                           

        НЭЭГ        

       — //-      

Начальник линейного отдела по             
энергообеспечению                         

         ЭЭЛ        

 В пределах дороги

Территориальный центр фирменного          
транспортного обслуживания                
— структурного подразделения ЦФТО         

 

 

Начальник центра                          

        ТЦФТО       

     Вся сеть     

Главный инженер                           

       ТЦФТОГ       

       — //-      

Агентство фирменного транспортного        
обслуживания                              

 

 

Начальник агентства                       

        АФТО        

       — //-      

Линейное агентство фирменного             
транспортного обслуживания                

 

 

Начальник агентства                       

        ЛАФТО       

       — //-      

Дирекция материально-технического         
обеспечения                               
— структурное подразделение РЖДС           

 

 

Начальник дирекции                        

        ДМТО        

       — //-      

Главный инженер                           

        ДМТОГ       

       — //-      

Главный материальный склад                

 

 

Начальник склада                          

         ГМС        

       — //-      

Главный инженер склада                    

        ГМСГ        

       — //-      

Региональный отдел дирекции материально-  
технического обеспечения                   

 

 

Начальник отдела                          

        ОМТО        

 В пределах дороги

Начальник склада топлива                  

        ТНТС        

 В пределах дороги

Начальник склада твердого топлива         

         СТТ        

       — //-      

Дирекция по ремонту тягового подвижного   
состава                                   
— структурное подразделение ЦТР           

 

 

Начальник дирекции                        

         ТР         

     Вся сеть     

Ремонтное локомотивное депо               

 

 

Начальник депо                            

         ТЧР        

       — //-      

Главный инженер депо                      

        ТЧРГ        

       — //-      

Химико-техническая лаборатория            

 

 

Начальник лаборатории                     

        ДХТЛ        

 В пределах дороги

Служба заказчика по строительству объектов
железнодорожного транспорта на            
Черноморском побережье Юга России         
— обособленное структурное                 
подразделение ДКРС (Сочи С-КАВ)           

 

 

Начальник службы                          

      ДКРС СОЧИ     

     Вся сеть     

Ростовская группа заказчика по            
строительству объектов железнодорожного   
транспорта                                
(Ростов С-КАВ)                            

 

 

Начальник группы                          

       ДКРС ЮГ      

       — //-      

Региональное отделение Центра организации 
конкурсных закупок                        
— структурное подразделение ЦКЗ           

 

 

Начальник отделения                       

         РКЗ        

 В пределах дороги
и ОАО «РЖД»   

Информационно-вычислительный центр-       
структурное подразделение ГВЦ             

 

 

Начальник центра                          

         ИВЦ        

     Вся сеть     

Региональный информационно-вычислительный 
центр                                     

 

 

Начальник регионального информационно-    
вычислительного центра                    

        РИВЦ        

       — //-      

Региональная дирекция медицинского        
обеспечения — обособленное структурное    
подразделение ДМО                          

 

 

Начальник дирекции                        

        РДМО        

       — //-      

Главный врач дорожной, отделенческой,     
узловой больницы                          


НВСБ        


— //-      

Главный врач поликлиники                  
(линейной амбулатории)                    

        УЧМЕД       

 В пределах дороги

Региональный центр департамента           
казначейство ОАО «РЖД»                    

 

 

Начальник центра                           

        РЦФК        

     Вся сеть     

Региональное управление Центра контроля и 
внутреннего аудита «Желдорконтроль»       

 

 

Начальник управления                      

         НЦР        

       — //-      

Региональный центр безопасности           
-структурное подразделение ОАО «РЖД»      

 

 

Начальник центра                          

        РЦБЗ        

       — //-      

Отдел экономической защиты                

 

 

Начальник отдела                          

        НПЭЗ        

       — //-      

Отдел охраны и защиты объектов            

 

 

Начальник отдела                          

        НОЗО        

       — //-      

Отдел регионального центра безопасности   

 

 

Начальник отдела                          

        ОРЦБЗ       

       — //-      

Дирекция по ремонту пути                  
— структурное подразделение ЦДРП          

 

 

Начальник дирекции                        

         ДРП        

       — //-      

Механизированная дистанция пути           

 

 

Начальник дистанции                       

         ПЧМ        

       — //-      

Опытная путевая машинная станция          

        ОПМС        

 В пределах дороги

Путевая машинная станция                  

         ПМС        

       — //-      

Путевая машинная станция по ремонту и     
строительству искусственных сооружений    

        ПМСИС       

       — //-      

Рельсосварочный поезд                     
(Красноярск КРАС)                         

 

 

Начальник поезда                          

         РСП        

     Вся сеть     

Региональная дирекция железнодорожных     
вокзалов                                  
— структурное подразделение ДЖВ           

 

 

Начальник дирекции                        

        РДЖВ        

       — //-      

Начальник железнодорожного вокзала        
(дежурный, помощник начальника            
железнодорожного вокзала)                 


ЛВОК        


— //-      

Северо-Западная региональная дирекция     
железнодорожных вокзалов                   
— структурное подразделение ДЖВ           

 

 

Начальник дирекции                        

     РДЖВ С-ЗАП     

       — //-      

Региональный отдел по таможенной          
деятельности                              
— структурное подразделение ЦТД           

 

 

Начальник отдела (сектора)                

         РТД        

     Вся сеть     

Сектор регионального отдела по            
таможенной деятельности                   

 

 

Начальник сектора                         

         СТД        

       — //-      

Петропавловское отделение Южно-Уральской  
железной дороги                           
— филиал ОАО «РЖД»                        

 

 

Начальник отделения                       

      НОД Ю-УР      

       — //-      

Дистанция сигнализации и связи            

 

 

Начальник дистанции                       

      ШЧ-2 Ю-УР     

       — //-      

Структурные подразделения «Желдоручет»    

 

 

Северо-Западный региональный общий центр  
обслуживания                              
(г. Санкт- Петербург ОКТ)                 

 

 

Начальник центра                          

      С-З ОЦОР      

       — //-      

jd-doc.ru

Кто отвечает за безопасность на железной дороге

Приветствую! Сегодня мы постараемся доступным языком разобраться, что такое СЦБ на железной дороге. Дистанция сигнализации, централизации и блокировки — так раскрывается телеграфное сокращение ШЧ. Эта организация является своеобразным «регулировщиком» движения поездов. Работников ШЧ в их профессиональной деятельности называют по-разному: особисты, механики ШЧ, эсцэбисты. Но самое распространенное имя — шэченята.

Движение поездов схоже с движением автомобилей на дорогах города — на железной дороге также осуществляются обгоны, встречные поезда разъезжаются. Даже основные показания светофоров — и те схожи. Красный — «стой», желтый — «внимание», зеленый — «можно ехать». Конечно, есть своя специфика, но для понимания этого достаточно. Соблюдение правил движения по сигналам — это один из пунктов гарантированного безопасного движения поезда.

Для того, чтобы разобраться как осуществляется движение по железной дороге, давайте представим ситуацию, что 2 поезда едут навстречу друг другу по однопутному участку. Что такое навстречу друг другу, я думаю, объяснять не стоит, а что такое однопутный участок, возможно, не всем понятно.

Представьте себе лесную автомобильную дорогу без какого-либо покрытия с выбитой глубокой колеёй. Так вот это и есть однопутный участок железной дороги, только роль колеи на железной дороге выполняют две рельсовые нити. Вот по этой дороге и едут навстречу друг другу 2 огромных и тяжелых поезда.

Казалось бы, как же им разъехаться при встрече? Для того, чтобы поезда смогли разъехаться при встречном движении, или быстрый поезд смог обогнать более медленный, через каждые 15-30 километров на железной дороге устраиваются своего рода «развилки». Они называются разъезды и станции по железнодорожной терминологии.На разъездах и станциях укладывается по несколько путей. А участок железной дороги между двумя соседними станциями или разъездами называется перегон.

Вернемся к двум нашим встречным поездам. Представим, что оба этих поезда едут на одну и ту же станцию с двух разных сторон. Один из поездов, который первый прибывает на станцию по стрелочному переводу (аналог поворота в автодорогах) прибывает на один из путей и останавливается у красного сигнала светофора. Остановившись, он ждет пока встречный поезд проедет мимо него по соседнему пути этой станции. После того, как поезд, проследовавший мимо без остановки, освободил перегон, остановившемуся поезду загорается зеленый сигнал светофора и он едет дальше. Все, поезда разъехались. Сложно? А мы рассмотрели самый простой случай и не углублялись в тонкости.

Чем занимаются работники ШЧ

Вернемся к нашим шэченятам. Они как раз и отвечают за правильную и надежную работу практически всех элементов железной дороги, участвующих в осуществлении пропуска встречных поездов: светофоров, стрелочных переводов, автоматическое их действие. Их работа на железнодорожном транспорте считается одной из самых ответственных, требует высокой выучки работников, умения читать электрические схемы, логически мыслить.

ОАО «РЖД» стремится внедрить в свою деятельность самые новые разработки отечественной и зарубежной промышленности, сами работники железной дороги вносят в устройства корректировки в конструкцию используемого оборудования, подстраивая их под местные условия. Но как ни крутись — техника не может быть на 100% надежной и случаются отказы в ее работе. Довольно часто выходит из строя оборудование ШЧ, но шэченятам нельзя допускать ситуации, при которой их устройства не работают или работают неисправно. Ведь если светофор будет гореть зеленым, когда должен красным, поезда могут выехать друг другу лоб в лоб.

Трудно представить, чем может обернуться такая неисправность… Именно поэтому в любое время дня и ночи, в любую погоду, на любое расстояние выезжает работник ШЧ для ее устранения. Часто, выезжая на повреждение, эсцебист не знает, что именно вышло из строя, поэтому берет с собой около 20-25 кг инструментов и запасных частей. Почему мы измеряем инструменты и запчасти в килограммах? Да потому, что практически всегда шэченятам приходится пройти пешком с этими инструментами и запчастями 5 километров и более. При таких «путешествиях» уже не важно, что нести, главное — вес поклажи.

Прибыв на место задача эсцебиста максимально быстро определить вышедшее из строя оборудование и заменить его — порой из-за неисправности не могут ехать ни грузовые, ни пассажирские поезда. После устранения неисправности работник ШЧ проводит ряд проверок остального оборудования, докладывает об устранении повреждения и несет ответственность за пропуск первых поездов.

Стоит сказать, что работа устройств ШЧ тесно связана с устройствами смежных служб – путейцев, электриков, связистов. И по долгу службы эсцебистам приходится глубоко вникать и в работу устройств этих служб…

Вот такая вот судьба у работников дистанции сигнализации, централизации, блокировки. Надеюсь, Вы сумели немного вникнуть в их работу и определить для себя трудность и ответственность работы этой службы.

С уважением, Алексей Сергеевич.

Этой статьей стоит поделится с друзьями:

myzd-life.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЖД — Стр 10

Третий этап связан с преобразованием методов управления эксплуатационной работой в целом, в первую очередь на дорожном уровне.

К системе подключены:

–АРМ товарных кассиров на линейном уровне;

–система интегрированной обработки дорожной ведомости (погрузка, выгрузка) на дорожном и сетевом уровнях;

–центры фирменного транспортного обслуживания;

–создана единая информационно-управляющаясистема на всех уровнях, включая грузовладельцев.

Функции четвертого этапа связаны с коренным преобразованием существующей системы подготовки и перемещения перевозочных документов и создания на этой основе более гибкой, достоверной и мобильной системы расчетов за выполненные перевозки.

Кроме функций учета, контроля, анализа, реализации диалоговых процедур и мотивации управляющих воздействий, сформированы функции оперативного прогнозирования производственных ситуаций и дорожносетевых сценариев работы вагонного парка на ближайшее время, на несколько суток вперед, а также методы оптимального регулирования погрузочных ресурсов.

9.4.3. Технологические функции системы ДИСПАРК

Система ДИСПАРК – это механизм управления, с ее помощью должны быть созданы предпосылки для успешной реализации на железных дорогах не только производственных, но и экономических решений по управлению парком вагонов. Причем с таким расчетом, чтобы обеспечить максимум погрузки при минимальных потребностях в погрузочных ресурсах, что определяет вторую главную цель создания системы. Этому способствуют новые возможности системы по более гибкому и оперативному составлению плана формирования и графика движения грузовых поездов, подчиненных интересам грузовладельцев.

Функциональная структура автоматизированной системы управления вагонным парком (рис. 9.5) включает в себя:

управление национальным парком; управление выделенными типами подвижного состава; слежение за «чужими» вагонами на РЖД;

слежение за вагонами РЖД в странах СНГ и Балтии; управление инвентарным парком цистерн.

studfiles.net

НГЧ — Железная дорога

НГЧ — Железная дорога

Всем доброго дня!
Есть такая аббревиатура НГЧ, знакомая всем имеющим отношение к ж/д.
SOKR.RU выдает следующее:
«1. ДГС. 2. НГЧ. дистанция гражданских сооружений. воен., ж.-д.»
Но ведь аббревиатуры сами по себе не появляются — из каких же слов изначально состояло название этого подразделения? Ч, понятно, «часть», — а Н и Г? Или к этимологии причастен какой-то щшифровальный корень?

комментарии: Оставить комментарий

Начальник гражданской части, судя по всему, по аналогии с НОД — начальник отделения дороги, НОК — начальник отдела кадров, ну и вроде бы везде на железке, где первая буква «Н» — означает начальник.
(Ответить) (Thread)

Начальника никакая буква не означает, т.к. начальник записывается тем же самым кодом, что и руководимое им подразделение, практически на любом уровне. ДС — это и станция, и начальник станции. ТЧ — локомотивное депо и начальник этого депо. НОД, соответственно — это просто отделение дороги, а заодно и начальник отделения — автоматически, по общему правилу.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Ну вот да, так и есть, именно поэтому я и не сказал, что это сто процентов так.
То есть НГЧ — это просто гражданская часть по-старому.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Шутливо можно расшифровать вот так — Нарушающая Габариты Часть
(Ответить) (Thread)

Спасибо за ссылку! Нет, не найдено, а архив скачать не могу.

Версия см. выше.

(Ответить) (Parent) (Thread)

Еще раз повторю: откуда взялось Н, если слово «дистанция» начинается вовсе не с Н, а с Д? и так далее.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Слово «дистанция» в данном случае представлено в аббревиатуре буквой «Ч» 🙂
А можно встречный вопрос — в чьём подчинении эта дистанция находится? Дороги или отделения?
(Ответить) (Parent) (Thread)

А аббревиатуры будут разные? .. собственно, по тексту вижу , что , по большому счету, слово «абревиатура» к этой категории ж/д обозначений применимо очень ограниченно.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Боюсь, никаких чётких правил всё равно нет. Но м.б. (это только моё предположение) буква Н исторически там появилась из-за дорожного подчинения (если таковое хотя бы когда-то было)? Ведь сам по себе Н — это дорога (равно как и начальнишк дороги).
(Ответить) (Parent) (Thread)

А вот с этого места, как говорится, поподробней, пожалуйста.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Прпвил-то, допустим, нет, но тогда интересно, по каком принципу буковки расставляли. И когда.
(Ответить) (Parent) (Thread)

нет отдельного понимания-дорога или отделение.есть управление дороги и отделение дороги.нгч находится в подчинении отделения дорги.
(Ответить) (Parent) (Thread)

На самом деле половина аббревиатур РЖД по буквам никак не расшифровывается
(Ответить) (Thread)

Вот и интересует их происхождение. Тем более, что эти абрревиации появились еще задолго до Р’ЖД, когда железнодорожное веломство называлось совсем по-другому.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Их происхождение — телеграфные сокращения раннесоветских времен.
У меня есть небольшой документик с этими сокращениями, но этимологии там не описано совсем.
То, что все эти сокращения никак не расшифровываются на нормальный язык — это абсолютно вам гарантирую. Разве что где-то что-то случайно совпадает.
Иначе как объяснить, что ДСГ — главный инженер станции, ДСП — дежурный по станции, а ДНЦ — поездной диспетчер? ПД — мастер дистанции пути, ТЧМП — помощник машиниста, ЦМ — департамент пригородных перевозок и прочая и прочая…
(Ответить) (Parent) (Thread)

Оттого и интересно.
Не идет ли это со времен телеграфа Морзе?
(Ответить) (Parent) (Thread)

ДСП раскладывается так: ДС — начальник станции, П — помощник. ДСП — сменный помощник начальника станции. Мне так НОД объяснял 🙂
(Ответить) (Parent) (Thread)

И как же по такому принципу ДСПЦ разложить или ДСПП? 🙂 ДСЦ ну еще понятно — Ц — диспетчерский персонал.
(Ответить) (Parent) (Thread)

П — помощник
С — станция
Д — хозяйство управления перевозками
(Ответить) (Parent) (Thread)

Пардон, М — грузовая и коммерческая работа, а не пригородные перевозки. Был сонен, сглупил 🙂
(Ответить) (Parent) (Thread)

Могли бы назвать и НЧ, но в переговорах легко с МЧ спутать, потому и НГЧ
(Ответить) (Parent) (Thread)

НГЧ — Железная дорога

ru-railway.livejournal.com

Железнодорожная терминология — это… Что такое Железнодорожная терминология?

Эта страница — глоссарий.

Железнодорожная терминология

А

  • А — серия паровозов (Паровоз А)
  • АБТЦ — Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры
  • Автомотриса — автономный железнодорожный вагон с собственным двигателем
  • Автосцепка — автоматическое сцепное устройство для сцепления между собой единиц подвижного состава.
  • АРС — Система Автоматического Регулирования Скорости
  • АЛСН — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Непрерывного действия
  • АЛСР — Автоматическая Локомотивная Сигнализация с использованием Радиоканала
  • АЛСТ — Автоматическая Локомотивная Сигнализация Точечного съема информации

Б

  • Б — серия паровозов (Паровоз Б)
  • Багажный вагон
  • БМРЦ — система блочной маршрутно-релейной централизации управления движением поездов на станции
  • Боксование — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость выше, чем поверхность рельса)
  • Балластная призма

В

Г

Глухое пересечение

Д

Е

Ж

З

И

  • И — серия паровозов (Паровоз И)
  • І (И десятеричное) — серия паровозов (Паровоз І)
  • Изотермический вагон
  • ИДП — инструкция по движению поездов и маневровой работе, одна их трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИСИ)
  • ИСИ — инструкция по сигнализации, одна их трёх основных инструкций на железных дорогах СССР и России (наряду с ПТЭ и ИДП)
  • ИС — серия паровозов (Паровоз ИС)

К

Колёсная пара Костыль

Л

М

Н

О

Осевая формула паровоза
  • О — серия паровозов (Паровоз О)
  • Окно
  • Осевая формула локомотива — условное описание основных параметров экипажной части локомотива.
  • Остановочная платформа — платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов.
  • Остановочный пункт — то же, что и остановочная платформа, однако посадка-высадка пассажиров может осуществляться и при отсутствии самой платформы
  • Остряк — элемент стрелочного перевода
  • Ось вагона или локомотива — элемент колёсной пары, служит для крепления на ней колёс.

П

  • Паровоз
  • ПМС — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства
  • Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы
  • Поездной диспетчер
Поворотный круг Путевые шурупы, или глухари (крепёжные изделия)

Р

С

Стрелочный перевод
  • С — серии паровозов (Паровоз С, паровоз Су)
  • САВПЭ — Система Автоматического Ведения Пригородного Электропоезда
  • Светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней).
  • Светофорная сигнализация — часть сигнализации на железных дорогах и подобном рельсовом транспорте, выполненная на основе железнодорожных светофоров.
  • Семафор — средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.
  • Сортировочная станция — специальная железнодорожная станция для расформирования и формирования поездов
  • Спальный вагон
  • Стрелка (Стрелочный перевод) — устройство для разветвления путей, в зависимости от положения стрелочного перевода обеспечивается пропуск подвижного состава между некоторыми двумя из неразветвлённых участков пути
  • Стрелочный электропривод
  • Струна — один из элементов контактной сети, удерживает контактный провод

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

  • Юз — проскальзывание колёсных пар тягового подвижного состава по отношению к поверхности рельса (поверхность качения колёсной пары имеет линейную скорость ниже, чем поверхность рельса)

Я

Ѳ

Ѵ

Примечания

Ссылки

dvc.academic.ru