Эскалатор в разрезе – ,

Как работает эскалатор? Клуб почемучек :: Это интересно!

Здравствуйте, дорогие читатели и участники «Клуба почемучек»! Как всегда по пятницам у меня в блоге новый выпуск Клуба. Сегодня я отвечаю на вопрос вопрос мамы Алины и ее сыночка Сережи (3,5 лет) «Как работает эскалатор?»
Эскалатор на симферопольском железнодорожном вокзале

Когда я была маленькая, я очень мечтала покататься на эскалаторе. Ведь увидеть его можно было только в метро, а в нашем небольшом городе его нет. Читая рассказ Николая Носова «Метро» про мальчиков, которые разминулись со своими мамами на эскалаторе, я очень завидовала им — счастливые, они могут хоть каждый день на нем кататься!


Иллюстрация к рассказу Н.Носова «Метро»

И только став уже взрослой, я впервые увидела эскалатор в Киевском метрополитене. Как я боялась ехать на нем в первый раз! ))) Я тогда вспоминала забавный факт о том, что когда в Лондоне был установлен первый в стране эскалатор (в 1898 году в магазине «Харродс»), то люди очень боялись пользоваться им. И тогда директор магазина поставил у выхода эскалатора специальных служителей, которые выдавали каждому смельчаку, рискнувшему прокатиться на этой чудо-лестнице, по стаканчику бренди — для восстановления душевных сил))) А вот мои дети уже тысячу раз видели эскалаторы и совсем их не боятся. Ведь эскалаторы давно уже стали привычной деталью городской жизни. Они встречаются теперь на каждом шагу: в зданиях большинства супермаркетов и на вокзалах. Конечно, это совсем не такие большие эскалаторы, как в метро. Они поднимают людей всего лишь на один этаж. Поэтому такой тип эскалаторов так и называется «
поэтажные
«. А вот большие, которые устанавливаются на станциях метро, называются «тоннельные«. Они могут иметь длину в несколько десятков метров. Мировой рекорд тут принадлежит эскалаторам со станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. Длина каждого из них 137,4 м., а высота подъёма 68,7 м.
Основные части эскалатора я отметила на фотографиях поэтажного эскалатора, сделанных нами на симферопольском вокзале.
Основные части эскалатора

Устройство эскалатора
И у больших тоннельных, и у маленьких поэтажных принцип действия один.
Заключается он в следующем: каждая ступенька эскалатора (если смотреть на нее сбоку, то она имеет профиль, похожий на букву «Г») по бокам приделана к двум длинным цепям. А снизу опирается на ролики, которые едут по направляющим рельсам. Цепи замкнуты в кольца, которые бесконечно крутятся, вращаемые на двух валах, стоящих сверху и снизу. Сам вращающий механизм (такие огромные железные «звездочки», насаженные на вал) приводятся в движение мотором. Он спрятан под верхней площадкой эскалатора.  Стоит всего лишь взглянуть на эту движущуюся картинку (которую я взяла на сайте Howstuffworks), и все станет понятно:

Кстати, хочу рассказать об одном открытии, которое я сделала, готовя информацию к этому посту. Может быть и еще кто-нибудь кроме меня до сих пор этого не знал 🙂 Все эскалаторы оснащены кнопкой экстренной остановки. В случае каких-то непредвиденных ситуаций пассажиры могут сами остановить эскалатор, нажав на одну из красных кнопок «Stop», расположенные у верхней и у нижней площадках эскалатора. Теперь я знаю, что надо делать в экстренной ситуации! Ведь если на станциях метро есть дежурные, которые следят за работой эскалатора, то у поэтажных эскалаторов обычно никого нет…

Мы поискали эту кнопку на эскалаторе нашего вокзала и сразу же нашли ее. Покажите и вы своему малышу такие кнопки. А заодно напомните ему правила поведения на эскалаторе.

Правила поведения на эскалаторе:

  • на эскалаторе нужно стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, оставляя левую сторону для прохода пассажиров; 
  • проходить с левой стороны; 
  • не наступать на ограничительную желтую линию, обозначенную на ступенях эскалатора;
  • не прислоняться к неподвижным частям эскалатора;
  • держать малолетних детей за руку или на руках. 
  • быть внимательными при сходе с эскалатора: готовиться к нему заранее и не задерживаться на выходе;
  • придерживать полы (края) длинной одежды для предотвращения попадания ее в элементы эскалатора.

Пассажиру не разрешается:

Спросите малыша, что ему напоминает работа эскалатора? Где он подобный принцип движения мог видеть? Бесконечно вращающаяся цепь, звездочки, которые ее крутят… Да это же цепной привод велосипеда! Не хватает только ступенек, приделанных к цепи, чтобы получилась точная модель работы эскалатора. (Если у вас есть возможность, сразу же покажите малышу, как крутится велосипедная цепь).Только вместо мотора как у эскалатора мы крутим вал ногами нажимая на педали велосипеда. Вал вращается, зубчики «звездочек» входят в промежутки на цепи, зацепляют ее и продвигают вперед — цепь начинает ползти. Все просто!
Цепная передача на примере велосипеда

Такой способ передачи движения — с крутящихся валов на цепь, — называется «цепной передачей«. Именно цепная передача и приводит в движение и эскалатор, и велосипед.

А давайте разберемся, какие еще бывают способы передачи движения в разных механизмах (виды механических передач

). Правда, скажу по секрету, что этот вопрос нам изучать еще рановато: его проходят в курсе физики даже не в школе, а в технических училищах и институтах. Но какой же мальчишка (да и девчонка) откажется хоть одним глазком заглянуть в механизм, в котором крутятся какие-то интересные штуковины! Поэтому мы не будем обращать внимание на наш малый возраст и подойдем к делу со всей серьезностью 😉 

Я предлагаю вам с малышом поиграть в инженеров: вы будете читать мои объяснения про каждый вид передачи, смотреть картинку про нее, а потом находить вокруг себя приборы, в которых она используется. О всех своих находках пишите в комментариях — будет очень интересно узнать, кто и каких видов передачи больше всего найдет! Перечисляйте все, что нашлось у вас в доме — не бойтесь повторять то, о чем я уже сказала в посте, ведь в этой игре главное увидеть все механизмы именно своими глазами.

Итак, механические передачи (т.е. те способы, которыми движение от одной части механизма передается к другой ее части) бывают нескольких разных видов. Основные из них — это передачи зацепления и передачи трения. Не пугайтесь этих страшных слов, сейчас все будет понятно 🙂
Все 3D картинки, демонстрирующие виды механических передач взяты из Википедии.  С передачами зацепления все более-менее ясно из названия. Они происходят, когда одна движущаяся деталь зацепляет другую и заставляет двигаться и ее. Спросите малыша, видел ли он где-то такое? Ну да, только что видел как «звездочка» зацепляет звенья цепи, вращая ее. Значит,
цепная передача
— это передача зацепления. А где еще можно увидеть что-то подобное? Да где угодно! Например, в механических часах, в которых используются шестеренки. (Обязательно найдите и покажите ребенку механизм с шестернями). Такая передача движения от одной крутящейся шестерни на другую называется цилиндрической зубчатой передачей.
Зубчатые колеса можно увидеть, например, в машинке для выдувания мыльных пузырей

А еще бывают другие зубчатые передачи. Например, реечная — когда шестеренка как бы «протягивает» длинную зубчатую деталь-рейку.

Ее мы можем увидеть вот в таком вот штопоре. Если у вас есть подобный, понаблюдайте с ребенком, как он работает и как зубчики на колесиках зацепляют и продвигают рейку (которая в данном случае вовсе и не выглядит рейкой)

Реечная механическая передача на примере штопора

Еще реечная передача есть в детской игрушке — запускаемом волчке. В нем происходит наоборот — движение рейки (пластиковой полоски с зубцами, за которую надо тянуть, чтобы запустить волчок) передается на шестеренку волчка, и он от этого начинает крутиться.
Реечная передача на примере запускаемого волчка

А если малыш интересуется машинами, то он может найти реечную передачу в рулевом механизме автомобиля с передним приводом колес. Там рулевое колесо вращает шестеренку, а от этого соединенная с ней рейка двигается вправо и влево, поворачивая колеса автомобиля в нужную сторону. Кроме цилиндрической и реечной есть еще один вид зубчатой передачи со смешным названием «
червячная
«. Называется она так потому, что движение зубчатой шестеренки происходит от вращения своеобразного винта — детали, своим видом похожей на червяка (отсюда и название).  После долгих поисков мы нашли у себя дома механизм, в котором используется червячная передача! Она есть внутри музыкальной шкатулки. А вы с ребенком сможете отыскать червячную передачу?
Червячная передача на примере механизма музыкальной шкатулки

Еще один вид передач зацепления — это винтовая передача. С ней вы знакомы, если хоть раз закручивали на винт гайку — винт вращается, гайка перемещается по нему. 

Дома с ней можно познакомиться, например, закручивая струбцину, тиски или просто запуская юлу — ее ручка и есть винт.
Тиски как пример винтовой передачи

Вот мы и познакомились с основными видами передач зацепления: зубчатой (цилиндрической, реечной, червячной и винтовой) и цепной. А есть и другие: волновая, планетарная и т.д. О них маленький инженер сможет узнать со временем.

А что же относится ко второму типу механических передач — к передачам трения

Так называют способы передачи движения, когда одна деталь, крутясь, трется о вторую деталь и заставляет крутиться ее.

Спросите малыша, какой материал крепче всего трется друг о друга? Возьмите, например, две металлические вещи (хоть ложки) и потрите одна о другую. Они проскальзывают. Попробуйте потереть друг о друга деревянные предметы. Предметы из пластика. Ткань. Кожу. Бумагу. Резину (например, два ластика). Какие из них лучше всего сцепляются друг с другом? Конечно, кожаные и резиновые! Поэтому обычно (но не всегда) хотя бы одна из деталей для передачи трения изготавливается из этих материалов. Это могут быть ремни, протянутые от одной детали механизма и передающие вращение на другую его деталь (и тогда передача называется ремённая) или валики или колесики (и тогда передача называется фрикционной от слова «фрикция», что значит «трение»).

Давайте поищем, где мы можем встретить ременную передачу? В детстве у моей бабушки я видела и даже пользовалась механизмом с классической ременной передачей. Там вращательное движение одного колеса (такие колеса с бороздкой для ремня называют «шкивом«) передавалось к другому колесу с помощью длинного кожаного ремня. Я говорю о ножной швейной машинке. Но в наше время такую машинку уже не встретить(((

Еще ременная передача широко используется в автомобилях. Может, кто-нибудь согласится показать и рассказать малышу, что делается под капотом машины?

А если автомобиль разобрать пока не получается, не беда — можно самим сделать механизм, использующий ременную передачу. Например, используя детали металлического конструктора. Два шкива насаживаем на оси, соединяем канцелярской резинкой. К одной из осей приделываем ручку. Теперь если крутить ручку, то вторая ось тоже закрутится — резинка передаст ей наше движение.
Механизм с ременной передачей

С другим видом передач трения — фрикционным, — совсем просто. Мы можем найти их, например, в принтере. Механизм протягивания бумаги основан на этом принципе: валики-колесики крутятся и заставляют бумагу проезжать сквозь принтер.
Если снять крышку с принтера, то можно будет увидеть пример фрикционной передачи —
бумагопротяжный механизм

А еще мы часто наблюдаем фрикционный механизм в действии, когда стоим у кассы супермаркета. «Резиновая дорожка», на которой продукты подъезжают к кассиру, это он и есть. Ведущий ролик вращается, трется о резиновую ленту и заставляет ее проезжать по кругу. Такой механизм называют транспортерной лентой. И часто используют на заводах для организации конвейера.

Надеюсь, Сережа теперь понял, как работает эскалатор и ему понравилось играть в инженера 🙂
 А я жду от всех читателей примеры вышеперечисленных способов механической передачи движения! Удачных вам занятий! 


На следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Маргариты и ее трехлетней дочки «Почему снег белый?«
А чтобы я ответила и на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо всего лишь поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу «Клуба почемучек»), а если блога нет, то дать ссылку в любых соц. сетях. Присылайте вопросы мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой «Клуб почемучек». Среди всех присланных вопросов, независимо от того, опубликовала я на них ответ или нет, я разыгрываю призы. Следующий розыгрыш будет проходить по итогам осенне-зимнего сезона и состоится он 1 марта.

А также я приглашаю спонсоров к сотрудничеству с моим Клубом!

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски «Клуба почемучек» и сообщения о розыгрышах призов.


Архив прошлых выпусков «Клуба почемучек» можно посмотреть ЗДЕСЬ. Материалы по теме:
1. Эскалатор. Сайт «Наш транспорт» (http://wiki.nashtransport.ru/wiki/Эскалатор)
2. Эскалатор: история изобретения. Сайт «История изобретений» (http://istoriz.ru/eskalator-istoriya-izobreteniya.html)
3. Бренди за езду на эскалаторе. Сайт «А знаете ли вы, что?» (http://znaeteli.ru/2010/06/brendi-za-ezdu-na-eskalatore)
4. Как устроен эскалатор. Сайт «Музей Киевского метро» (http://www.metromuseum.su/things/equipment/escalators)
5. Эскалатор. Сайт «лифт-гид» (http://lift-gid.ru/eskalator/eskalator.html)
6. Передача канала Дискавери «Как это работает? / How it`s made?» (http://krasview.ru/video/315349-Kak_eto_rabotaet_How_its_made_-_12_sezon,_155_seriya_Eskalatory,_Kanoe_iz_kevlara,_Syr_iz_kozego_moloka,_Diskovaya_muzykalnaya_shkatulka)
7. Механические передачи. Сайт Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (http://www.mehanica-kvs.narod.ru/razdel4/r42.html)
8. Механическая передача. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Механическая_передача)

www.tavika.ru

Как устроен эскалатор метро — Путин позвонит

Народ озаботился вопросом — есть ли у эскалаторов в метро аварийный тормоз (навроде того, что используется у лифтов) и как он работает. И вообще — как устроен этот чёртов эскалатор, и почему, когда в нём что-то обрывается, все пассажиры бодро летят на ступеньках вниз, и там образуют кучу малу.

Так вот — эскалатор устроен довольно просто:


Чтобы было понятнее — вот это ступенька для тоннельного эскалатора ЭТ-2 — того типа, что придуман еще в СССР:

Ну как «придуман» — передран с американского эскалатора 20-х годов. Ступенька на картинке лежит вверх ногами — но общая идея понятна, у нее имеются ролики на шарикоподшипниках наискосок в противоположных углах — сверху и снизу. Длинная ось, которая торчит из верхнего ролика — служит для соединения ступеней друг с другом специальными звеньями, вот таким вот примерно образом:


Звенья образуют нечто похожее на роликовую цепь — как на велосипеде, только огромную. Вот за эту «цепь» находящиеся сверху эскалатора зубчатые колеса тянут всю ленту эскалатора.

Как видите, никаких стопорных или тормозных устройств на ступенях нет и никогда не было. На эту вот ось, торчащую из ступени, на верху ленты приходится примерно половина массы всех людей, стоящих на всей ленте — это огромная нагрузка (для примера, если на ленте 500 человек средней массой в 100 кг — на ось действует сила в 25 тонн), и если ось сломается — дорожка эскалатора под весом стоящих на ней людей покатится на роликах вниз по рельсам.

То, что в системе эскалатора называется «аварийным тормозом» — это ленточный или колодочный тормоз, действующий на ПРИВОД эскалатора. Он нужен для купирования ситуации, когда разрушится редуктор эскалатора, и лента из ступеней начнет быстро перематываться вниз, будучи целой. Эта система устроена таким образом, что она достаточно плавно остановит ленту. Но если разрушилась сама лента — этот тормоз ничем не поможет.

На фотографии римского эскалатора явно видно, что разрушилась сама лента:

Здесь хорошо видны изломанные и задравшиеся ступени — такого не может произойти, если лента сцеплена и имеет натяжение.

putc.org

Виды и устройство эскалаторов

Эскалатор относится к пассажирским подъемно-транспортным машинам непрерывного действия. В эту же категорию входят движущиеся тротуары (пассажирские тротуары), спортивные канатные дороги, многокабинные подъемники. Профессиональное обслуживание эскалаторов необходимо для обеспечения их бесперебойной работы, а также для безопасности пассажиропотока.

Классификация и обозначение эскалаторов

Существуют транспортировочные конструкции двух типов:

  • передвижные;
  • стационарные.

К первой категории относятся самоходные, буксированные модели, которые используются для посадки/высадки пассажиров на самолеты. Стационарный тип в свою очередь делится на эскалаторы зданий (поэтажные), сооружений (это наземные и подъемные переходы, сооружения метрополитенов и пр.).

Самыми габаритными считаются поэтажные модели, отличающиеся значительной высотой (до 65м), расположением машинного отсека и производительностью.

Особенности устройства систем транспортировки пассажиров

Техническое обслуживание эскалатора проводиться в соответствии с требованиями определенной модели и интенсивности использования/износа ключевых элементов. Чтобы разобраться в вопросе более детально, рассмотрим составляющие элементы эскалаторного подъемника:

  1. Привод предназначен для бесперебойного перемещения полотна лестницы. Его эксплуатационная скорость зависит от мощности привода, его производительности. Например, модель, установленная на эскалаторе ЭТ-2, имеет скорость 0,75м/с. Он состоит из муфты, оснащенной рабочими тормозами, быстроходного редуктора, главного электродвигателя и вала со звездочками тяговыми/аварийными тормозами. При осуществлении ремонтных работ используется вспомогательный привод.
  2. Тормозная система имеет рабочий (нормально-замкнутого действия монтируется на входной вал редуктора) и аварийный тормоз. Основная тормозная система срабатывает при обесточивании цепи и отключении приводов. Аварийная система активируется при увеличении скорости спуска на более чем 30% от заданных показателей.
  3. Лестничное полотно имеет ступени, движущиеся по направляющим. Для их соединения используют цепи, крепление происходит посредством использования полых шарниров цепи.
  4. Балюстрада – конструкция, отделяющая рабочую ветвь от основных механизмов движения.
  5. Поручневое устройство приходит в движение вместе со ступенями. Это С-образный профиль, предназначенный для безопасности пассажиров.
  6. Блокировочное устройство, отвечающее за отключение электродвигателя в случае внештатных ситуаций.
  7. Аппараты управления.

Для обеспечения нормальной работы необходимо проводить общее техническое обслуживание эскалаторов,а тек же их отдельных элементов.

Основным элементов всей системы является привод. Для обеспечения его качественной и бесперебойной работы советуем купить качественный червячный редуктор в «Промредуктор». Мы производит только качественные детали и гарантируем их работу длительное время.

the-master.ru

Как ремонтируют эскалаторы. — Как это сделано, как это работает, как это устроено

9 января начался капитальный ремонт эскалатора №3 ст. «Политехнический институт». Подобные ремонты регулярно выполняются на всех станциях, но на «Политехе», открытом в 1963 г. и имеющем 3 эскалатора, во время ремонта всплывает одна неприятная особенность. В обычном режиме работы станции в утренний пик поток людей на выход такой, что приходится задействовать все 3 машины: две на подъем и одна на спуск.

Точно такая же ситуация и на соседней «Вокзальной», где последний ремонт эскалаторов проходил всего пару лет тому назад. Значит, если один из эскалаторов останавливается на ремонт, придется чем-то жертвовать. Оставить один эскалатор на спуск и один на подъем нельзя: один эскалатор не сможет вывезти весь поток снизу и люди постепенно будут накапливаться на платформе. В худшем случае это закончится чьим-то падением на рельсы. Значит оба эскалатора на подъем придется оставить, а вход на станцию в утренний пик ограничить.

Это мера неприятная, но вынужденная — лучше создать толпу в открытом пространстве или потратить лишнее время на дорогу к соседней станции метро, чем создать потенциальную толкучку под землей. Это неписаный закон. Именно из-за постоянного накопления людей на станции был построен второй переход между «Крещатиком» и «Майданом». По этим же причинам так остро необходим второй переход между «Театральной» и «Золотыми воротами».

К сожалению, не везде и не всегда этот закон выполним и это очень плохо, но там, где заведомого можно избежать большой толпы на станции, выбор может быть только один. По современным строительным нормам на станциях глубокого заложения с одним выходом должно быть не менее 4-х эскалаторов, но на старых станциях с 3-мя машинами что-то кардинально изменить уже очень сложно.

Почему ремонт эскалатора длится месяц-два? Тоннельный эскалатор — достаточно сложная машина с огромным числом подвижных деталей: на том же «Политехе» одних только ступенек почти 600, а различных подшипников около 10 тыс. В отличие от поэтажных эскалаторов, которые мы видим в различных торговых центрах, большая длина тоннельных эскалаторов накладывает особые требования к прочности и надежности их конструкции. При этом, многие детали подвержены значительному износу: если эскалатор будет работать непрерывно, то за год лестничное полотно пройдет 28 тыс. км.

Капитальный ремонт таких эскалаторов, которые установлены на «Политехническом институте» необходимо выполнять через каждые 170 тыс. км. Наконец, эскалатор — очень ответственный механизм: к примеру, от поломки одного из вентиляторов жизнь пассажиров не окажется под прямой угрозой, а в случае поломки эскалатора последствия могут быть очень неприятными: истории аварий с летальным исходом были и на постсоветском пространстве, недавний случай с оборвавшимся поручнем на «Золотых воротах», который травмировал человека, — лишь очень легкий пример возможных последствий. Поэтому от состояния всех деталей эскалатора зависит очень многое, а учитывая их количество за одну ночь заменить все не получится.

Во время капитального ремонта эскалатор разбирается практически полностью в четко определенной последовательности: вначале демонтируются ступеньки, затем тяговые цепи, которые тянут лестничное полотно, направляющие, устройства, отвечающие за работу поручней, тяговый двигатель, тормоз, вспомогательный привод, валы редуктора и многое другое. При этом на месте остается несущая металлоконструкция эскалатора и ряд других частей машины, которые также проходят осмотр и ремонт. На бумаге описание процесса ремонта и обслуживания эскалатора занимает не один десяток страниц.

Каждую деталь необходимо разобрать, очистить от грязи и мусора, осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить содержимое, подкрасить и собрать заново. Проблема накопления мусора очень актуальна: на подошвах обуви люди заносят с улицы множество грязи которая частично остается внутри эскалатора. Некоторые составляющие (реагенты для борьбы со льдом) приводят к коррозии металла. Как показывает практика, во время капитального ремонта приходится менять до 50% покрытия ступенек — оно изнашивается больше всего.

После тотальной проверки и ремонта деталей эскалатора они устанавливаются на свои места в обратной последовательности. При этом по завершению всех работ на эскалатор можно будет пустить пассажиров только после целого комплекса проверок, обкатки и приемки контролирующими службами.

1. За зеленым заборчиком, который появляется каждый раз, когда на одной из станций начинается ремонт эскалатора, ничего особого нет. Здесь происходит перегрузка оборудования и выполняются некоторые работы по ремонту эскалатора. Самое интересное скрывается в машинном зале, который находится под ногами пассажиров.

2. Полуразобранный эскалатор и демонтированные перекрытия над машзалом. Глазастые читатели смогут разглядеть кусочек верхней звездочки, на которую мы посмотрим ниже.

3. Спускаемся в маш. зал. Вид примерно от турникетов, как если бы мы смотрели на эскалатор с привычного нам уровня. Слева эскалатор №2, правее — №1. №3 скрыт за ними с противоположной стороны маш. зала. Приводы эскалаторов расположены на разном расстоянии от входной площадки, т.к. их габариты не позволяют поместить все оборудование между соседними машинами. Для интересующихся: все три эскалатора имеют тип ЛТ-3, высота подъема 49,4 м.

4. 1-я машина. Справа — двигатель с тормозом, слева за решеткой вращается верхняя звездочка, на которой бесконечным потоком переворачиваются ступени.

5. С обратной стороны выступает корпус редуктора, через который вращающий момент от двигателя передается на звездочку.

6. Можно заглянуть внутрь основной конструкции эскалатора и понаблюдать за движением перевернутых ступенек:

7. Каждый эскалатор оборудован мощным тяговым двигателем, который должен обеспечивать пуск эскалатора на подъем при наибольшей возможной нагрузке.

8. На входном валу редуктора эскалатор оборудован автоматическим тормозом. Тормоз должен действовать при отключении двигателя с усилием, которое обеспечивает не менее чем двукратный запас при удержании рабочей нагрузки. Как тормоз, так и весь эскалатор, напичканы кучей самых разных датчиков. Безопасность пассажиров на эскалаторе зависит прежде всего от этого устройства и при малейшем подозрении на нештатную ситуацию (увеличение скорости движения эскалатора на 30% от установленной, самопроизвольная смена направления движения эскалатора, работающего на подъем и т.д.) эскалатор должен быть быть остановлен. Кстати, обратите внимание на красную кнопку экстренного останова в нижней части тормоза.

9. Управление работой эскалатора и контроль его различных параметров происходит из этого шкафа. Последние годы старое электрооборудование на первых станциях постепенно заменяется современной электроникой, но вопрос радикального обновления, как всегда упирается в финансирование — по словам работников эскалаторной службы такой шкафчик стоит около 900 тыс. грн.

10. А так машинный зал самых первых станций Киевского метро выглядел раньше (это не «Политех»):

11. Огромные стойки с релешками, предохранителями, пакетниками, различными показометрами и прочей электрической романтикой.

12. Кое где еще остались архаизмы:

13. Сохранились также и рельсы с поворотными кругами, при помощи которых на специальной тележке по маш. залу перемещают грузы. В более новых маш. залах такой «железной дороги» уже нет.

14. Незапланированный останов и поломка эскалатора — ЧП. В машзале всегда имеются в наличии аварийные комплекты оборудования для быстрой замены вышедших из строя деталей. Есть даже резервный тяговый двигатель:

15.

16. Но давайте, наконец, посмотрим на разобранную машину. Из того, что мы видели на предыдущих фотографиях здесь остался только редуктор и барабан для тормоза. Слева стоял двигатель, по центру можно разглядеть открытую звездочку.

17. Рядом оставлены части защитного кожуха.

18. Редуктор. Практически все детали тормоза демонтированы.

19. Подшипник главного вала:

20.

21. Верхняя звездочка. На нее навешивается цепь, которая в свою очередь тянет на себе ступеньки.

22.

23. Усилие от двигателя через редуктор передается на главный вал, который и вращает звездочку:

24. Служебный проход под балюстрадой для обслуживания машин между 3-м и 2-м эскалатором. Впереди 100 м тесноты под углом 30°.

25. Внутри конструкций разобранного эскалатора. В обычное время в этом же уровне ступени движутся в сторону обратную основному движению.

26. В верхней части эскалатора смонтирована система натяжения поручней:

27. Учитывая большую длину тоннельного эскалатора и постоянно меняющуюся нагрузку, без дополнительной динамической натяжки поручней и лестничного полотна никак не обойтись.

28. Натяжка лестничного полотна происходит под нижней площадкой эскалатора в так называемой натяжной камере. Здесь нижняя звездочка находится в подвижной каретке, которую с помощью системы рычагов оттягивают несколько грузов, которые вы видите слева.

29. Нижняя звездочка разобранной машины:

30. Заодно давайте заглянем еще на две станции и посмотрим, как выглядят более современные машины. Станция «Печерская» (открыта в 1997 г.), машзал верхнего наклона. 4 машины типа ЭТ-3М, высота подъема 21,6 м. Сразу в глаза бросается более компактное размещение некоторых узлов: например, тяговый двигатель спрятан под верхнюю звездочку.

31. Верхняя звездочка 4-й машины и открытый редуктор (фото кап. ремонта 2011 г.):

32.

33. Станция управления эскалатором также более компактна и выглядит посовременней:

34. Машзал ст. «Сырец» (2004 г.). Здесь уже установлены 4 крюковские машины ЕТК-245 с высотой подъема 43 м. В целом компоновка очень напоминает «Печерскую», хотя современные технологии и новые решения оказали некоторое влияние на конструкцию.

35. Маленький двигатель, покрашенный в голубой цвет, — это вспомогательный привод, который используется во время ремонтно-наладочных работ для передвижения лестничного полотна со скоростью не более 4 см/с. Есть он и на «Печерской», и на «Политехническом институте».

36.

37. Куда ни глянь, везде различные датчики, следящие за работой эскалатора:

38.

39. На «Сырце» станция управления эскалатором уже имеет электронную начинку.

40. По списку блокировок можно прикинуть количество датчиков:

41. На «Сырце» также имеются и внештатные работники эскалаторной службы 🙂

P.S. Самый длинный в Киеве эскалатор установлен на ст. «Крещатик» (между станцией и выходом на ул. Городецкого). Высота подъема — 65,8 м., количество ступеней — 715/743. Эскалатор изготавливался по спец. заказу (для эскалаторов типа ЛТ-2 максимальная высота подъема — 65 м).

P.P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

Взят у tov_tob в Ремонт эскалатора на «Политехническом институте»

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!


kak-eto-sdelano.livejournal.com

эскалаторы для ДСП,ДСЦП

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭСКАЛАТОРАХ

Эскалатор, как один из видов подъемно-

транспортных сооружений

Эскалатор является наиболее распространенной пассажирской подъемно-транспортной машиной (эскалатор от латинского «лестница») с замкнутым контуром лестничного полотна, служит для перемещения людей с одного уровня на другой.

Эскалаторы можно условно разделить на 2 группы:

  1. Тоннельные — предназначены для установки в тоннелях (галереях) метрополитена.

Н, ЭМ, ЭТ, ЛТ, Е различных модификаций

  1. Поэтажные — для установки между этажами зданий и сооружений.

Е-900Т

Тоннельные эскалаторы имеют значительную высоту подъема пассажиров, высокую скорость движения лестничного полотна, большую провозную способность.

По сравнению с другими подъемниками, тоннельные эскалаторы имеют ряд преимуществ: большую провозную способность (в среднем 8100 чел/час), удобство для пассажиров ( в случае остановки можно использовать как лестницу).

Недостатками тоннельных эскалаторов являются: большая стоимость, много времени затрачивается для поднятия пассажиров на большую высоту, значительные затраты электроэнергии из-за потерь на горизонтальное перемещение ступеней.

Поэтажные эскалаторы имеют минимальные габариты, малошумные, с эффектной внешней отделкой, гармонирующей с интерьером зданий, в которых они установлены. Недостатком является подъем пассажиров на небольшую высоту( до 25 метров). На Московском метрополитене поэтажные эскалаторы установлены на станциях Бутовской линии и Монорельсовой транспортной системы.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭСКАЛАТОРОВ

  1. Высота подъема пассажиров

Высотой подъема, или высотой транспортирования пассажиров, называется расстояние по вертикали, на которое перемещаются пассажиры.

В настоящее время высота подъема колеблется в пределах:

3,2 м — ст. Чеховская-6

63,4 м — ст. Парк Победы большой наклон

  1. Угол наклона

Углом наклона называется угол между наклонной и горизонтальной плоскостями.

Чем больше угол наклона, тем меньше стоимость эскалатора и его масса, т.к. длина наклонной части эскалатора уменьшается. Но с увеличением наклона снижается безопасность использования эскалатора для пассажиров, поэтому Правилами устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов для тоннельных эскалаторов принят угол наклона 30 , для поэтажных 35 .

  1. Ширина полотна и балюстрады.

Ширина настила ступени лестничного полотна 1000 + 10 мм — для тоннельных

эскалаторов, 580-1100 мм — для поэтажных эскалаторов.

Внутренние плоскости балюстрады могут быть выполнены вертикально или расширены кверху.

Расстояние между верхними кромками боковых щитов балюстрады должны быть больше ширины ступени на 200 мм — для тоннельных эскалаторов и на 100 мм для поэтажных эскалаторов.

  1. Размеры ступеней

Расстояние по вертикали между уровнем настила двух смежных ступеней не более 205 мм

  1. Скорость движения лестничного полотна и поручня эскалатора

Скорость движения лестничного полотна эскалатора установлена с учетом безопасного входа и схода с эскалатора, достижения максимальной провозной способности, а также экономичности работы эскалатора.

Скорость поручня должна быть такой же, как скорость лестничного полотна, допустимое отклонение 2%.

  1. Провозная способность эскалатора

Провозной способностью эскалатора называется число пассажиров, перевозимых за единицу времени (1 час).

V — скорость движения лестничного полотна 0,75 м/с

t — шаг ступени (глубина ступени) 0,4 м

n -число пассажиров на одной ступени =2 чел.

Коэффициент заполнения ступеней 0,5-0,6

Q =3600 2 0,5 =8100 чел/час

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К

ЛЕСТНИЧНОМУ ПОЛОТНУ ЭСКАЛАТОРА:

Лестничное полотно эскалатора — система ступеней, связанных шарнирно с 2-мя параллельными тяговыми цепями. При работе эскалатора, ступени двигаются по замкнутой трассе, определяемой специальными направляющими.

На лестничном полотне находятся пассажиры, поэтому к нему предъявляются особые требования в отношении прочности.

Запас прочности тяговых цепей эскалатора должен быть не менее 7, ступеней не менее 5-кратного.

На ступенях должна быть нанесена ограничительная линия или установлены предохранительные щетки (ставятся на балюстраде). Ступени должны быть чистыми, с надежно закрепленным настилом.

Зазор между смежными ступенями допускается 2-10 мм.

Ступени нумеруются через каждые 5 штук (5,10,15,20, и т.д.).

На каркасах ступеней не допускаются любые механические деформации

например: вмятины, сколы, искривления и т.п.).

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАЛЛЮСТРАДЕ

Балюстрада — неподвижная часть эскалатора, служит для защиты пассажиров от механизма поручневого устройства. Балюстрада является также декоративным элементом эскалатора и должна гармонировать с интерьером вестибюля станции или интерьером здания или сооружения,в которых установлен эскалатор(поэтажный).

Конструктивно балюстрада состоит из горизонтальных и вертикальных участков

Требования к балюстраде:

  1. Щиты балюстрады должны быть надежно закреплены и иметь гладкую поверхность.

  2. На оголовниках балюстрады должны быть установлены несамовозвратные выключатели «стоп» (ручки «стоп»),на поэтажных эскалаторах установлены кнопки «стоп»,которые могут быть как самовозвратными,так и несамовозвратными.

  3. На поверхности балюстрады должны быть установлены светильники для освещения пассажирской зоны. После окончания работы станций с пассажирами на поверхности балюстрады горят только светильники аварийного освещения.

На щитах балюстрады не допускаются глубокие царапины, трещины, пузыри, сколы, скосы и т.п.

УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ ЭСКАЛАТОРОВ

ВИДЫ ТОРМОЗОВ

Эскалаторы оборудованы тормозами: рабочим и аварийным.

Для остановки эскалатора в процессе нормальной эксплуатации (перевозка пассажиров) служит рабочий тормоз.

Рабочий тормоз установлен на входном валу быстроходного редуктора, колодочного типа.

Рабочий тормоз вступает в работу при каждой остановке эскалатора, обеспечивая надежное и плавное снижение скорости и остановку лестничного полотна, на котором находятся пассажиры.

Рабочий тормоз срабатывает при отключении электродвигателя.

Тормозное устройство обеспечивает удержание лестничного полотна при двойной эксплуатационной нагрузке.

Замедление эскалатора на спуск 0,6м/с

на подъем 1,0 м/с

Аварийный тормоз расположен на главном валу.

Аварийный тормоз служит для автоматической остановки эскалатора в следующих случаях:

  1. Не сработал рабочий тормоз.

  2. Увеличение скорости лестничного полотна на 30% при работе эскалатора на спуск.

  3. Самопроизвольное изменение направления движения лестничного полотна (работал на подъем, начинает работать на спуск).

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ

Тормозной путь систематически проверяется на свободном от пассажиров эскалаторе.

Тормозной путь зависит от:

  1. Типа эскалатора (ЭТ,ЭМ,ЛТ и т.п.)

  2. Режима работы (спуск,подъем). Время торможения на спуск больше,чем на подъем.

  3. Пассажирской нагрузки

  4. Высоты подъема.

Для тоннельных эскалаторов тормозной путь 570-1300 мм

Для поэтажных эскалаторов тормозной путь 290-1300мм

БЛОКИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА (БЛОК-КОНТАКТЫ)

Эскалаторы оборудованы специальными блокировочными устройствами (блок-контактами), которые установлены на всех основных узлах и механизмах эскалатора и служат для обеспечения безопасной перевозки пассажиров. При возникновении неисправности какого-либо узла или механизма эскалатора, срабатывает блок-контакт и эскалатор автоматически останавливается.

В среднем на каждом эскалаторе установлено 25 блокировочных устройств (количество блокировок зависит от типа эскалатора).

При срабатывании блок-контакта в машинном зале на шкафу управления загорается красная сигнальная лампа, после устранения неисправности лампа гаснет.

Автоматическая остановка эскалатора может произойти в следующих случаях:

  1. При обрыве, расстыковке или удлинении тяговых цепей.

  2. При обрыве или соскакивании поручня.

  3. При попадании посторонних предметов на направляющие трассы.

  4. При попадании громоздких посторонних предметов в элементы эскалатора, что может привести к их излому.

  5. При изменении направления движения и увеличения скорости движения лестничного полотна эскалатора.

ГРАФИК РАБОТЫ ЭСКАЛАТОРОВ

Для каждой станции составляется индивидуальный график работы эскалаторов (на основании статистических данных о пассажиропотоке).

График составляет ДС и мастер по эксплуатации эскалаторов, согласовывает начальник дистанции эскалаторов (ДЭ) и утверждает начальник дистанции движения (ДЧ).

В графике работы эскалаторов отражены: дни работы (рабочие дни: с понедельника по четверг, пятница (отдельно, т.к. сокращенный рабочий день), суббота, воскресенье и праздничные дни)).

В экстренных случаях (непредвиденное увеличение пассажиропотока, поломка эскалатора и т.п.) может быть пущен в работу эскалатор, находящийся в резерве (запрос ДСП диспетчеру Эскалаторной службы ЭсЦХ).

График работы прилагается.

РЕЖИМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭСКАЛАТОРАМИ

2 режима управления:

  1. Местное управление — управляет машинист с пультов, находящихся на нижней и верхней входных площадках эскалатора или со шкафов управления, которые находятся в машинном зале. При пассажирской нагрузке управлять из машинного зала запрещено.

  2. Телеуправление — управляет ЭсЦХ с пульта диспетчерского участка.

Перевозить служебные грузы на эскалаторах, находящихся на телеуправление, запрещено! Эскалатор должен быть переведен на местное управление.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОЗКИ СЛУЖЕБНЫХ ГРУЗОВ НА ЭСКАЛАТОРАХ

Указание № 94 от 02 февраля 2005г.

Перевозка служебных грузов на эскалаторе допускается как исключение и осуществляется в ночное время после закрытия станции для работы с пассажирами.

В аварийных случаях допускается перевозка служебных грузов в дневные часы на резервном эскалаторе.

Перевозка грузов осуществляется при наличии машиниста на эскалаторной станции и в режиме местного управления.

Перевозка грузов на эскалаторах, работающих в режиме телеуправления, категорически запрещена!

Разрешение на перевозку служебных грузов на эскалаторе дает мастер по эксплуатации эскалаторов данной станции, начальник дистанции эскалаторов или его заместитель при согласовании даты и времени перевозки с начальником станции.

В аварийных случаях перевозка служебных грузов осуществляется с устного разрешения диспетчера Эскалаторной службы по согласованию с ДСП.

На эскалаторе разрешается перевозить груз, масса которого, приходящаяся на одну ступень, не превышает 160 кг. Габариты груза не должны превышать 2,0 0,7 0,7м. Должно быть обеспечено устойчивое положение груза и равномерное распределение его массы по ступеням. Должны быть исключены повреждения, загрязнения балюстрады, настила ступеней и поручня эскалатора.

Груз заносится на неподвижный эскалатор. Лица, сопровождающие груз, должны находиться на ступени выше груза. Количество работников, сопровождающих груз, должно быть не менее 2-х человек.

При перевозке поломоечной машины необходимо слить воду, с аккумуляторной — снять аккумуляторы. Перед установкой машины на ступени эскалатора и перед снятием с них, эскалатор должен быть остановлен. Поломоечную машину должны сопровождать не менее 4-х человек, подметальную — не менее 2-х.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕЖУРНОГО У ЭСКАЛАТОРА

(должен знать дежурный по станции)

ДУЭ могут быть не моложе 18 лет, обученные и аттестованные в установленном порядке, работающие по утвержденному графику.

Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

ДУЭ административно подчиняется начальнику станции, а в оперативном отношении — диспетчеру эскалаторной службы, машинисту эскалаторов и дежурному по станции.

ДУЭ ведет наблюдение за пассажирами, находящимися на эскалаторе с 7.00 до 22.00 и осуществляет оперативную связь с машинистом эскалатора, диспетчером Эскалаторной службы и дежурным по станции.

ДУЭ должен:

  1. Руководствоваться действующими инструкциями

  2. Следить за выполнением пассажирами Правил пользования метрополитеном, Правил пользования эскалаторами

  3. Следить за безопасной работой эскалаторов

  4. Использовать громкоговорящую связь для предупреждения пассажиров.

ОБЯЗАННОСТИ ДУЭ

  1. Находиться в кабине, установленной у нижней гребенки эскалатора.

  2. Постоянно наблюдать за перемещением пассажиров на эскалаторах

  3. Останавливать эскалатор и докладывать машинисту эскалатора, диспетчеру Эскалаторной службы и ДСП при:

  1. соскакивании поручня или его обрыве;

  2. попадании предметов одежды или частей тела пассажиров в элементы эскалатора, при падении пассажира;

  3. при повреждении отдельных наружных частей эскалатора, представляющих опасность для пассажиров;

  4. при изменении направления или увеличении скорости движения лестничного полотна, а также при ошибочном пуске эскалатора в обратном направлении;

  5. во всех случаях, угрожающих здоровью и жизни людей.

  1. Осуществлять контроль за выполнением графика работы эскалаторов, а при непредвиденном увеличении пассажиропотока запрашивать у машиниста или диспетчера пуск резервного эскалатора или реверсирование (остановка эскалатора и пуск его в обратном направлении).

  2. Требовать от пассажиров выполнения Правил пользования эскалаторами, используя громкоговорящую связь.

  3. Точно и в срок выполнять распоряжения по оперативной работе машиниста и диспетчера. Об исполнении немедленно докладывать.

  4. При обнаружении посторонних предметов вблизи эскалатора, не трогая их, сообщать дежурной по станции или милиции.

6

studfiles.net

Конструктивные особенности устройства эскалаторов,

Эскалатор — подъемно-транспортная машина, представляющая собой лестницу с движущимися ступенями, располагающуюся под наклоном 30-35 градусов и предназначенную для подъема и спуска людей. Устройство широко применяется на станциях метрополитенов, в подземных переходах и на вокзалах. С развитием сферы торговли подъемные машины повсеместно устанавливаются в крупных торговых учреждениях.

Существуют тоннельные и поэтажные эскалаторы, различающиеся способом установки и углом наклона. В частности, тоннельная ферма устанавливается на железобетонном фундаменте в наклонном тоннеле. Это сварная металлоконструкция, включающая в свой состав полосы металлического литья и проката, уголки и швеллеры. Конструкции в виде отдельных секций стыкуются между собой сваркой и болтовыми соединениями. На этой основе размещаются все ключевые узлы системы.

Эскалатор — достаточно крупное и сложное устройство, за внешней простотой которого скрывается слаженное взаимодействие большого множества деталей и механизмов. Его можно сравнить с конвейером, где ступени непрерывно совершают круг за кругом, двигаясь на заданной скорости. Однако такой конвейер имеет характерные особенности, обусловленные спецификой эксплуатации.

Функция эскалатора заключается в перемещении людей с одной высоты на другую, причем движение может происходить и вниз, и вверх. Как правило, эксплуатации осуществляется в условиях массового скопления людей и сопровождается продолжительными интенсивными нагрузками, что накладывает отпечаток на устройство «живой» лестницы.

Схематично механизм эскалатора может быть представлен как пара цепей, которые приводятся в движение за счет шестерней, получающих энергию от мощного электродвигателя — «сердца» всей системы. Обычно используются моторы мощностью 100 лошадиных сил, что сравнимо с двигателями современных автомобилей (рис.1).

Вся механика эскалатора «спрятана» внутри. В частности, под каждой из ступеней находится два комплекта колес (роликов), движущихся по соответствующим направляющим (рельсам). Верхние ролики примыкают непосредственно к вращающимся цепям, а нижние скользят в одном направлении с верхним рядом.


Рис.1. Схема устройства эскалатора

Современный эскалатор способен двигаться со скоростью от 27 до 55 метров в минуту. При этом, осуществляется подъем порядка 10 тысяч человек в час и более. Данный показатель существенно превосходит возможности лифта, что обуславливает широкое распространение «живых» лестниц в общественных местах с большой пропускной способностью, в том числе в торговых, развлекательных, деловых центрах (рис.2).


Рис.2. Вид современного эскалатора

Эскалаторы используются для перемещения людей, и большое значение в их устройстве имеют факторы безопасности и удобства. Это достигается за счет применения движущихся поручней. В отличие от ступеней, поручни являются, по существу, обычными конвейерами, по которым перемещается резиновая лента. Она предназначена для того, чтобы движущийся по эскалатору человек мог сохранять равновесие, держась за поручень. Поэтому резиновый конвейер скользит примерно с такой же скоростью, что и ступени.

Классификация


— Тоннельные.

Их устанавливают в длинных наклонных тоннелях, т.е. на выходах ст. метрополитена глубокого заложения. Они отличны наличием мощного мотора, широкой балюстрады, которая скрывает усиленные несущие металлические конструкции;

— Поэтажные.

Их установку проводят на выходах с некоторых ст. мелкого заложения. Здесь крайне важен перепад высоты, который должен превышать 3,5 метра.

В устройстве эскалатора есть один немаловажный и всегда присутствующий нюанс. Дело в том, что он должен быть наклонен на 30 градусов. Всегда. Такая цифра не случайная, так как только в таком случае перевозка пассажиров будет безопасной, а ступеньки удобными из-за своих габаритов.

Узлы и устройство эскалатора

Основа эскалатора — прочная конструкция из металла, которая размещается на фундаменте из бетона. В ее составе есть полосы металлического проката, швеллеры, уголки. Они изготовлены в виде отдельных элементов. Соединение производят с использованием болтов или с помощью сварки. На металлоконструкции смонтированы замкнутые рельсы. По ним перемещаются ступени. Форма ступени — трапеция. У нее есть 4 ролика (2 штуки — 1 рельс). Изгиб рельсов продуман от и до. Ступени, на которые забираются пассажиры, должны быть горизонтальными. Для соединения ступеней используют прочную тяговую цепь. Она похожа на велосипедную, но у нее размер куда больший. Тяговая цепь и полотно ступеней соединены с помощью 2-х больших шестерней — звездочек. Верхняя звездочка связана с мощным тяговым мотором. Связь достигнута через редуктор и ведущий вал. Нижняя звездочка располагается на натяжной камере. Ее монтаж производят на подвижной каретке. Данная каретка связана с тяжелыми грузами. Такие грузы нужны, дабы создать равномерное натяжение всего полотна эскалатора. Также в конструкции присутствуют поручни, изготовленные из прочной резины с износоустойчивой подкладкой. Их скольжение происходит по латунным направляющим.

docs.cntd.ru

Что такое эскалатор, как работает, где устанавливают

Жители больших городов не понаслышке знают, что такое эскалатор. Это очень удобное транспортное средство, которое можно встретить сегодня не только в метро, но и во многих торговых, развлекательных центрах, на вокзалах и в аэропортах. Масштабы таких сооружений тоже неодинаковы. Высота эскалаторов может достигать действительно внушительных размеров.

Современные конструкции транспортеров значительно отличаются от механизмов прошлого. Это позволяет добиться гораздо более комфортного передвижения людей, а также абсолютно бесшумной работы системы. Подробнее об этих устройствах интересно будет узнать каждому.

Общие сведения

Сегодня эскалатор метро, торгового центра или вокзала не вызывает у нас никаких опасений. Это привычный для всех вид транспорта, которым спокойно пользуются даже маленькие дети. Первый эскалатор, появившийся в Лондоне в 1898 году, вызвал у людей довольно смешанные чувства.

Эту роскошь позволил себе на то время магазин «Харродс». Но посетители боялись подниматься по новому устройству. Директор магазина нашел выход из сложившейся ситуации. Он поставил у выхода с чудо-лестницы специальных служащих. Они наливали каждому смельчаку, рискнувшему воспользоваться эскалатором, стаканчик бренди.

Те далекие времена уже давно прошли. Сегодня мы не боимся ступить на поверхность этой техники, чтобы подняться или спуститься на определенную высоту. Движущаяся лестница, которая имеет уклон в 30-35 градусов, в наше время называется эскалатором.

Основной принцип работы эскалатора

Чтобы понять, что такое эскалатор, не нужно быть технологом. Все выглядит довольно просто. Эскалаторная лента состоит из ступеней. Они установлены в кожух и плавно перемещаются вверх или вниз по наклонной плоскости. Чтобы людям было удобно стоять на движущейся поверхности, по бокам находится лента перил. Она движется параллельно ступеням с такой же скоростью.

Чтобы пользование транспортным средством было безопасным, создатели этих устройств предусмотрели определенную систему. На нижней ступени эскалатора есть неподвижная гребенка. Из-под нее лента начинает свое движение. Каждая ступень обозначена ограничительными линиями.

Когда эскалаторная лента выезжает из-под гребенки, ступени находятся в сложенном, плоском виде. На эту линию и наступает человек. Через некоторое время ступени начинают плавно подниматься. В это время важно встать правильно. Для этого ступени и обозначены ограничительными линиями. Обычно они ярко-желтые. Когда ступени поднимутся, человек должен стоять обеими ступнями на одной из них.

Где устанавливают эскалатор?

Существует несколько основных критериев, по которым различают эскалаторы. Первым из них является размер. Бывают тоннельный и поэтажный типы. Первая разновидность – это эскалатор метро. Их длина может достигать более 100 м. Например, самый длинный эскалатор в мире работает на станции «Адмиралтейская». Каждая из его лент обладает длиной 137,4 м. При этом высота, на которую опускается и поднимается человек, составляет почти 69 м. Тоннельные эскалаторы обладают большой прочностью.

Поэтажные разновидности транспортных лент чаще всего встречаются в нашей повседневной жизни. Центральный детский мир, практически каждый торговый центр обладает таким эскалатором. Они способны поднимать людей всего на один этаж. Зато такие эскалаторы значительно отличаются дизайном, комплектацией и шириной ступеней.

Принцип действия

Чтобы понять, что такое эскалатор, необходимо рассмотреть подробно принцип действия этого транспортера. Практически у всех разновидностей он идентичный. Каждая ступень установлена между двумя длинными цепями. Снизу вся система держится на роликах. Они едут по направляющим рельсам.

Цепи замыкаются и двигаются непрерывно по кругу. Их приводят в движение два больших вала. Они установлены вверху и внизу. Их приводит в движение мотор. Эта система находится под полом.

В метрополитене чаще всего есть дежурные, которые в случае возникновения непредвиденной ситуации могут выключить движение эскалатора. В поэтажных разновидностях присутствует специальная кнопка. Поэтому каждый при возникновении опасной ситуации может выключить движение ступеней.

Какие бывают механизмы

Держась за поручень эскалатора, многие из нас не догадываются, какой механизм скрыт под ступенями. Чаще всего в подобных устройствах работает цепная передача. Она похожа на цепь велосипеда.

Разделяют также передачи зацепления и трения. В первом случае можно выделить цепные механизмы, цилиндрические, червячные и реечные разновидности. Передачи трения бывают фрикционного и ременного типа. Стоимость и технические характеристики у каждой разновидности отличаются.

Преимущества и недостатки эскалатора

Центральный детский мир, здание вокзала, аэропорта или метрополитена пользуются представленными транспортерами. При их эксплуатации необходимо помнить о правилах поведения на эскалаторе и особенностях таких механизмов.

Из преимуществ следует отметить большую пропускную способность. Это позволяет перемещать людей гораздо быстрее, чем они прошли бы по ступеням. В случае непредвиденной поломки эскалатор может эксплуатироваться как обычная лестница.

Но есть у этой системы и несколько недостатков. Эскалатор не позволяет транспортировать тележки, крупногабаритные предметы или груз. Стоимость таких транспортеров выходит дороже, чем у лифта. Люди с ограниченными возможностями, которые перемещаются при помощи инвалидных колясок, не могут подниматься по эскалатору. В этом случае необходимо устанавливать траволаторы. Их конструкция более продуманная.

Правила поведения

Люди на эскалаторе должны придерживаться нескольких правил поведения. Это позволит избежать неприятных ситуаций. Стоять на ступенях эскалатора нужно с правой стороны. Лицом следует повернуться по направлению движения. Держаться рукой необходимо за поручень.

Нельзя наступать на желтую ограничительную линию. Маленьких детей следует держать за руку или на руках. Необходимо придерживать края длинной одежды, чтобы она не попала в элементы конструкции эскалатора.

Запрещается сидеть на ступенях, ставить на них сумки. Также нельзя облокачиваться на поручень или бежать по ступеням. После подъема или спуска следует отходить от проема эскалатора.

Изучив, что такое эскалатор и каковы основные правила его эксплуатации, можно вникнуть в суть этого удобного механизма. Его устанавливают в самых разных общественных местах. При выполнении правил эксплуатации этого устройства транспортер будет полностью безопасным.

fb.ru