Фото метро александровский сад – Парк Александровский сад: фото, где находится, как добраться на метро, что посмотреть

Парк Александровский сад: фото, где находится, как добраться на метро, что посмотреть

В самом центре столицы, рядом с Красной площадью находится небольшой кусочек рая, парк невероятной красоты – Александровский сад. В этом месте можно насладиться великолепием ухоженных деревьев, кустарников и газонов, полюбоваться причудливыми фонтанами, почувствовать нежный аромат свежей травы и цветков.

Гармоничное переплетение древней истории и природы, величественной архитектуры и душевной атмосферы – все это завлекает в Александровский сад и всегда завораживает посетителей.

Александровский сад разместился за Иверскими воротами на склонах Боровицкого холма и протягивается вдоль западной кремлевской стены: от Площади Революции до Кремлевской набережной.

Когда-то давно здесь протекала речка Неглинная, со стороны Красной Площади – был обустроен ров, который соединял Неглинную с Москва-рекой. Таким образом, Кремль со всех сторон был окружен водой, что превращало его в неприступную для врагов крепость.

Но со временем побережье реки начало обваливаться, зарастать растениями, на берегу Неглинной стали строить бытовые сооружения – все это существенно портило вид. После окончания Отечественной войны 1812 г. когда после пожара началось восстановление Москвы, Император Александр I решил засыпать ров, реку Неглинную заключить под землю, а на образовавшемся месте разбить сады.

Изначально парк именовался Кремлевскими садами и только после коронации Императора Александра II (1856 г.) его начали называть Александровские сады. При этом ранее говорили именно «сады», а не «сад». Дело в том, что сам Александровский сад – это три сада, задуманные в едином ландшафтном стиле

Верхний сад, длиной в 350 м, открыт в 1821 г. (тянется от Площади Революции до Троицких Ворот).

Средний сад, который открыт в 1822 г., имеет в длину около 382 м и пролегает от Троицких до Боровицких Ворот.

Самый короткий сад – Нижний (132 м), открыт в 1823 году и тянется от Боровицких Ворот до самой Кремлевской набережной.

В Нижнем саду отсутствуют прогулочные аллеи, в Верхнем  и Среднем садах расположены три аллеи, которое тянутся параллельно Манежной Площади и Кремлевской стене. Между ними на газонах высажено большое количество деревьев и декоративных кустарников, а на ухоженных клумбах с весны по осень посетителей радуют многочисленные цветы.

В процессе реставрации Манежной площади в 1996 году, вдоль забора Верхнего сада был возведен искусственный водоем со скульптурами и фонтанами, который имитирует русло речки Неглинная.

Главный фонтан искусственного водоема – «Гейзер». Такое название он получил за струи, которые выстреливают ввысь подобно гейзерам.

Четыре бронзовые лошади, размещенные на том же водоеме, именуются «Четыре времени года».

В искусственном русле реки Неглинная находятся также  скульптуры разнообразных героев сказок: от спящей девы-русалки до Ивана-царевича с лягушкой.

Могила Неизвестного солдата

В 1967 году, в честь 25 годовщины победы над немецко-фашистскими войсками под Москвой, на территории Верхнего сада был создан архитектурный мемориальный ансамбль – Могила Неизвестного солдата. Здесь были перезахоронены останки неизвестных красноармейцев, которые пали смертью храбрых в 1941 году в Московской битве.

На надгробной плите установили бронзовую композицию, которая состоит из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени.

В самом центре мемориала находится ниша из лабрадорита, на которой выбита надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Слева от могилы находится стена, сделанная из шошкинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945».

С правой стороны от могилы находится гранитная аллея с отдельными блоками, сделанными из темно-красного порфира. На каждом из блоков – наименование города героя, чеканное изображение «Золотой звезды», а внутри блоков – капсулы с землей городов-героев.

Возле мемориала горит «Вечный огонь», который был доставлен с Марсового поля из Ленинграда.

К 50-летию со дня победы в Великой Отечественной войне напротив входных ворот сада был установлен памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову.

На сегодняшний день Могила неизвестного солдата – традиционное место посещения туристов и новобрачных.

Одной из достопримечательностей парка, которая напоминает о военном триумфе, являются массивные чугунные ворота, через которые можно попасть в Александровский сад со стороны Исторического музея.

Грот «Руины»

В 1841 году у самого основания Средней Арсенальной башни, в центре Верхнего сада, был возведен грот «Руины» (автор проекта – О.И. Бове) – полукруглая арка из черного гранита и красного кирпича, внутри – ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами.

При оформлении грота в качестве строительного материала Бове использовал обломки московских домов, разрушенных французской армией, а также в большом количестве каменные ядра, которые лежали в Кремле и в былые времена использовались вместо чугунных ядер.

В южной части грота «Руины» есть лестница, которая ведет на площадку со скульптурами двух львов.

Памятник-обелиск

В 1913 году в память 300-летия царствования Романовых возле главного входа в сад был установлен памятник-обелиск.

Заостренный сверху четырехгранный обелиск венчал двуглавый орел, ниже – лев с мечом и щитом, далее герб Романовых, имена Романовых, гербы княжеств и губерний Российской Империи.

По окончанию Октябрьской революции обелиск было решено не сносить, а по инициативе В.И. Ленина полностью переделать: убрать символику царя, а имена Романовых заменить именами выдающихся мыслителей-социалистов и революционеров.

Так, герб Романовых и гербы губерний страны были заменены шаром, а обелиск был украшен рельефным орнаментом с надписями: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «РСФСР» и получил название Обелиск «Борцам-мыслителям».

В 1966 году обелиск переместили в центральную часть Верхнего сада рядом с гротом «Руины».

После реставрации в 2013 году, обелиск предстал перед москвичами в первозданном виде.

Памятник Патриарху Гермогену

Памятник патриарху Гермогену – скульптура из бронзы на массивном мраморном постаменте, установлена в мае 2013 году в память о Патриархе Гермогене, чья роль в истории России в Смутное время близка по значимости роли Минина и Пожарского.

По двум сторонам постамента расположены бронзовые барельефы, на которых изображены: сцена избрания М. Романова царем Руси; сцена изгнания Патриархом Гермогеном бояр, которые просили у него благословения перейти в подданство Владиславу – польскому королевичу.

Позади памятника, на отдельно расположенном постаменте расположена надпись, которая повествует об истории создания скульптуры.

Кутафья башня

Единственной сохранившейся отводной башней-стрельницей Московского Кремля является Кутафья башня, которая находится перед Троицким мостом, напротив Троицкой башни. Высота Кутафьей башни всего 13,5 м. Возведена башня в 1516 году.

Невысокая, окруженная рекой Неглинной и рвом, с единственными воротами, которые при опасности закрывались подъемным мостом, башня была грозным препятствием для тех, кто осаждал крепость. У башенных ворот до сих пор можно обнаружить щели для подъемных механизмов.

Свой сегодняшний вид Кутафья башня получила в конце XVII века, когда ее было решено украсить ажурной короной с отдельными белокаменными деталями.

На данный момент Александровский сад является одним из самых любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы.

mos-holidays.ru

Станция «Александровский сад» Филёвская линия.

«Александровский сад» — конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена. Для меня эта станция всегда называлась «Калининская», но 5 ноября 1990 года она получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее, до 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна». Но и это еще не все. В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Вот уж где действительно нездоровая страсть к переименованию :).

1. Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную. Наземный вестибюль располагался на месте перехода и входа на ст. «Библиотека им. Ленина».


Фото с сайта oldmos.ru

2. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

3. 5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской», станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

4. В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой», и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад».


Фото с сайта oldmos.ru

5. Жаль, что первоначальных ламп на потолке уже нет.

6. С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции.


Фото с сайта oldmos.ru

7. При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный ряд» был разобран и засыпан. В 2018 году на линию вышли составы «Москва».

8. Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

9. Переходный мостик между платформами.

10. До строительства участка в Москва-сити станция была одной из трёх Московских станций, на которых частично присутствует левостороннее движение (Международная, Алма-Атинская). Поезд прибывал на первый путь и сразу же со второго другой уезжал в противоположную сторону. Сейчас поезда с первой платформы ходят до станции «Международная».

11. Одна из шести станций Московского метрополитена с криволинейной в плане платформой (другие — «Кутузовская», «Зябликово», «Пятницкое шоссе», «Международная» и «Выставочная».

12. Из-за того что станция находится на изгибе, машинист не видит состав целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на станции присутствует дежурный, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с чёрным центром. Сейчас рядом с остановкой первого вагона установлены мониторы заднего обзора, а на поездах типа «Русич» имеются обзорные камеры, дающие картинку как с «головы», так и с «хвоста» состава.

13. Более подробно о станции «Александровский сад» в Википедии читать ЗДЕСЬ.

14. «Конечная. Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!»

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта «Московское метро в фотографиях«. Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.

Понравился журнал? Добавь в друзья!

berdasov.online

Панорама Александровский сад (станция метро). Виртуальный тур Александровский сад (станция метро). Достопримечательности, карта, фото, видео.

«Алекса́ндровский сад» — конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946 года) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».

Описание

Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью. Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком. Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям. С дальней (1-ой) платформы поезда отправляются в сторону станции Международная, а со 2-ой до станции Кунцевская. Пути, ведущие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный Ряд» Сокольнической линии. Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеет место распространение слухов о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует. С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров, и ведут в служебное помещение метрополитена. Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем (с 2009 года не эксплуатируются) или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич», а также шестивагонными поездами типа 81-717/714.

Пересадки

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии в восточном торце станции, там же есть совмещённый с этими станциями выход на Моховую улицу. Через эти станции можно перейти и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Прямого перехода на станцию «Боровицкая» нет.

Станция в цифрах

Глубина заложения составляет 7,4 метров. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток на станции составляет 38 240 человек.; на вход — 23 700 человек, на выход — 26 700 человек. Пикет ПК2+40.

История

Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось…   … (Русский)

www.streetvi.ru

вечный огонь, манеж и другие достопримечательности

Фото Александровского сада

Александровский сад в Москве расположен в самом центре столицы — от Красной площади до Кремлевской набережной. Площадь его – около 10 га. Выход одноименной станции метро находится на территории самого сада.

 

Из истории Александровского сада в Москве

Александровский сад  в Москве был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная. Через нее от Троицкой башни до Кутуфьей был раскинут мост. По проекту  архитектора Осипа Бове река была заключена в трубу и убрана под землю. По  мосту можно перейти из Верхнего сада в Средний.

В 1856 году сады были названы Александровскими. Состоят они из трех частей. Верхние сады длиной 350 м идут от Угловой Арсенальной башни Кремля до Троицкого моста у Кутафьей башни. Средние, длиной 382 м, расположены от Троицкой до Боровицкой башни. Нижние имеют длину 132 м и выходят на Кремлевскую набережную.

 

Александровский сад в Москве — достопримечательности

Если направиться в Александровский сад со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея, то мы пройдем через чугунные ворота Главного входа и попадем в Верхний сад, открывшийся в 1823 году.  Чертеж чугунной решетки ворот с изображением символов победы в Отечественной войне выполнил архитектор Е. Паскаль.  Сад имеет три аллеи, идущие вдоль Кремля. Среди его украшений – голубые ели и сирень, акация и жасмин, удивительной красоты цветники и сохранившийся двухсотлетний дуб. 

В 1841 году Осип Бове под Средней Арсенальной башней построил грот с горкой, поместив возле развалин пушечные ядра. Когда отмечались торжественные мероприятия, в гроте располагался оркестр и можно было слушать  музыку. Украшали сад статуи и вазы с живыми цветами. В центре Верхнего сада мы видим обелиск с именами революционных деятелей России. До 1966 года этот памятник находился у главного входа. Он был установлен в честь 300-летия царствования Романовых в 1914 году. Тогда на нем изображались гербы губерний России  и имена Романовых, которые  после революции были стерты и заменены на имена революционеров. 8 мая 2010 года президентами Белоруссии, Украины и России в саду была открыта стела, посвященная городам воинской славы. В южной части находятся сооружения, посвящённые городам-героям. Северную часть сада ограждает решетка, выполненная по рисунку архитектора Ф. Шестакова. В среднем саду находятся кассы Московского Кремля. В Нижнем саду нет аллей для прогулок и  сейчас он закрыт для посетителей.

 

Александровский сад в Москве — вечный огонь

Самая главная достопримечательность Александровского сада в Москве – вечный огонь у могилы неизвестного солдата и почетный караул рядом  с ним. Этот пост был установлен в День Конституции России 12 декабря 1997 года по указу Президента Ельцина. Караульную службу несут военнослужащие Президентского полка с 08.00 до 20.00. Вечный огонь был привезен с Марсова поля из Ленинграда.

27 декабря 2009 года в связи с ремонтом коммуникаций Мемориального комплекса Вечный огонь из Александровского сада был перенесен в Парк Победы на Поклонной горе. Через два месяца в День защитника Отечества 23 февраля 2010 года под звуки оркестра он возвращается к могиле Неизвестного солдата, где огонь зажег Президент России Дмитрий Медведев.

 

Александровский сад в Москве – Манеж

В год 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне по проекту А. Бетанкура был построен Центра́льный вы́ставочный зал — Мане́ж. Позже, в1824-1825 гг. фасады здания были отделаны Осипом Бове в стиле ампир. В те давние времена в Манеже проводились смотры войск. Здесь проходили народные выставки и гулянья. В 1867 году состоялся концерт под управлением французского композитора Гектора Берлиоза. 12 тысячами зрителей смогли слушать выступление хора и оркестра из 700 человек. В 1997 году на Манежной площади появились любимые туристами фонтаны. В жаркие дни многие москвичи и гости столицы купаются в  центральном фонтане и в водоемах, созданных Зурабом Церетели и украшенных композициями с бронзовыми конями, лисицами и аистами.

14 марта 2004 года, в день выборов Президента России случился пожар пятой, высшей степени сложности. В 2005 году здание Манежа было восстановлено и открыто.

Александровский сад в Москве и Манеж также, как и в старые времена, являются популярными местами прогулок москвичей и гостей столицы.

www.msk-guide.ru

Станция «Александровский сад» | Тоннельная…: russos — LiveJournal

Станция «Александровский сад» | Тоннельная…

К сносу был намечен также дом № 4 по Крестовоздвиженскому переулку. По этой причине работы здесь несколько задержались: мы все ожидали, пока выедут жильцы. Но переселение жильцов шло очень медленно, и мы решили вести проходку тоннеля под домом. Тоннель пересекал дом очень невыгодно для строителей — диагонально, с угла в угол.

Дом начал давать осадку. Проживавшая в доме артистка Пинкевич прибежала ночью в контору начальника шахты.

— Спасите меня, я проваливаюсь в бездну, моя кровать уже провалилась!

Рабочие и техники, отлично знавшие, что артистка в бездну не провалится и все дело ограничится небольшой осадкой, успокоили ее. Артистку эту они хорошо знали: приходя к вечеру домой, она всегда пела. Когда она умолкала, рабочие посылали к ней делегата:

— Спойте нам еще, нам под пение лучше работается!

Работы под домом были закончены без всяких аварий, и дом был сохранен.
http://www.metro.ru/library/kak_my_stroili_metro/64.html

Для понимания траншейного способа и о том, как строили Арбатский радиус советую прочитать «Повесть об Арбатском радиусе» в книге «Как мы строили метро».

Отдельное спасибо хочется сказать:
— пресс-службе Московского метрополитена (mosmetro)
— Службе тоннельльных сооружений
Самизнаетекому за 5D и 17-40 4LОфициальное описание станции
Описание на www.metro.ru

20 фотографий, общий вес 2,8 мегабайт


Арбатские дворики и Арбатский рынок.


Станция «Александровский сад»


Влево ССВ на «Охотный ряд», а прямо — на «Площадь Революции»


Двухпутный тоннель со сводчатым потолком к станции Александровский сад. Наверху и справа манеж.


Двухпутный тоннель с плоским потолком. Справа огибаем угол фундамента манежа, где-то слева — Кутафья.



Укрепление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем, который проходит снизу.



Камера съездов.


Начало однопутного тоннеля к станции «Арбатская».



Тут он почему-то сделан по аналогии с железнодорожными — подковообразного сечения.


Портал тоннеля у станции «Арбатская».



Где-то сверху находился тот дом №4, где жила артистка Пинкевич.


Насколько я понял, обучают новую сотрудницу.




Однопутный тоннель около станции «Александровский сад».



метро | другое метро | метрострой | фотомарафон
(с) www.metro.ru, Russos, 2008

russos.livejournal.com

Александровский сад: история, адрес, как добраться — Санкт

Александровский сад – старинная парковая зона отдыха в Санкт-Петербурге, которую с удовольствием посещают петербуржцы и гости города на Неве. Сад отличается удобным месторасположением в самом центре культурной столицы, неподалеку от Адмиралтейства.

Площадь Александровского сада – 9 гектаров. Парк невероятно удобен для туристов – неподалеку от него находится множество достопримечательностей Петербурга – Зимний дворец, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, здание Главного штаба. С одной из сторон сад заканчивается знаменитым памятником Петру I – Медным всадником.

Александровский сад в Петербурге – особо охраняемый объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Строительство сада началось в 1872-ом году – в это время Петербург широко отмечал 200-летие Петра Великого. Поначалу на месте Сада находился бульвар со скамейками и небольшим количеством деревьев. Власти Петербурга решили провести дополнительное озеленение территории, поручив разработку проекта архитектору А. Квасову и ботанику Э. Регелю.

Работы продолжались два года: строители значительно увеличили территорию, высадили сотни новых деревьев, установили узорчатые металлические скамьи. Церемония торжественного открытия сада прошла в 1874 году в присутствии царя Александра II.

Через шесть лет в центральной части парка был установлен фонтан, ставший одним из самых знаменитых туристических объектов Петербурга. Архитектор Л. Гешвенд придумал уникальную конструкцию, названную «танцующим фонтаном». Интенсивность водяных струй и их направление меняются в зависимости от звучащей музыки.

В Александровском саду расположены скульптуры Гоголя, Глинки, Пржевальского, Жуковского и Лермонтова.

В начале 20-го века архитектор И. Фомин провел реконструкцию парка, несколько изменившую его стиль. Ранее сад был больше похож на лес, так много в нем было разросшихся дубов. Эти деревья были вырублены, на их месте Фомин обустроил розарии. Александровский сад приобрел классический дворцовый облик, радующий глаз буйством красок.

Во времена ВОВ жители города тщательно ухаживали за деревьями, но уберечь сад от фашистских бомб они не могли. После того, как Красная Армия сняла блокаду Ленинграда, жители города приступили к реставрационным работам.

Советская власть неоднократно переименовывала Александровский сад. В 1920-ом году большевики присвоили объекту название – «Сад Трудящихся», через 16 лет его заменили на «Сад Максима Горького». В народе новые наименования не приживались, люди прозвали парк «Сашкиным садом». В 1989-ом году сад официально стал Адмиралтейским. Историческое название ансамблю было возвращено в 1997 году.

В 1998 году в Александровском саду появилась новая статуя: в честь 200-летнего юбилея великого русского дипломата А. Горчакова власти Петербурга установили его монумент. Автором скульптуры стал А. Чаркин.

В 2001-ом году стартовала очередная реконструкция парка. Ограда, установленная еще при Петре I, требовала безотлагательного ремонта, деревья в саду разрослись.

После реставрации Александровский сад предстал перед жителями Петербурга во всем блеске и красоте. Наконец-то в парке была проведена канализация, были высажены дополнительные деревья, оборудованы красивейшие газоны, проложены дорожки. Над реконструкцией трудились ведущие отечественные ландшафтные дизайнеры, проведшие колоссальную работу и сделавшие единым ансамбль Александровского сада.

В наши дни Александровский сад – место проведения фестивалей, конкурсов и концертов. Здесь проходят выставки под открытым небом, балы, детские мероприятия и мастер-классы.

Как добраться:

mos-holidays.ru

День рождения Московского метро! Часть третья — Арбатский радиус: russos — LiveJournal

Для жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Окончание материала. Первая и вторая части.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Служебная ветка «Охотный ряд» — «Александровский сад».

1. Ну, очень «кривая» кривая. Если бы не строительство «глубокого Арбата», то поезда с пассажирами до сих пор ходили бы здесь.

2. Усиление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем.

3. Сохранившийся тоннель служебной ветки от «Охотного ряда» до «Александровского сада».

4. Слева уходит ССВ на I путь Сокольнической линии. Далее двухпутный тоннель превращается в два однопутных и ведет к станции «Площади Революции».

5. В этом месте было единственное глухое пересечение на главных путях в Московском метро.

Станция «Александровский сад».

1. Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

2. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле.

3. При строительстве пересадки в 1953 году здесь поставили эскалатор, который потом демонтировали.

4. Пожалуй, это не только самая переименованная станция, но и самая перестраиваемая.

5. В 1946 году одновременно с переустройством вестибюля была произведена реконструкция, которую планировали еще до войны. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма.

Перегон «Александровский сад» — «Арбатская».

1. После открытия Филевской линии оборот составов стал осуществляться перед станцией. И очень долгое время такое место было единственным в Москве.

2. Первый участок строительства станции Арбатская включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод.

3. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была, таким образом, практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. Весь Арбатский радиус был разбит на участки длиной 60-80 метров. И каждый начальник участка был уверен, что уж свой участок за 10 месяцев он построит.

5. Перекрёстный съезд и ВШ № 350

Станция «Арбатская».

1. Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы. Но только в конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо «парижского», который предполагался изначально.

3. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году немецкая бомба попала в рынок, полностью его разрушив. Досталось и вестибюлю.

4. С 1 октября по 1 февраля было уложено 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки — штукатурки, плитки, мрамора и т. д.

5. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» (сейчас это «Александровский сад») до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения. Вновь этот участок открылся с пуском Филёвской линии в ноябре 1958 года.

Перегон «Арбатская» — «Смоленская».

1. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, но не гарантировал от возможных просадок поверхности. А это могло парализовать жизнь в очень оживленном районе Москвы. В конечном итоге «парижский» способ при проекте строительства арбатской линии был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский».

2. 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станции и тоннели строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

3. Здесь тоннель был пробит авиабомбой 23 июля 1941 года.

4. «К уборной».

5. Помимо траншейного способа на Арбатском радиусе использовали и традиционный горный, но очень ограниченно.

Станция «Смоленская».

15 января 2003 года to_the_future в рассылке [metro] опубликовал такой текст:

ddyc> Почему на путевых стенах «Смоленской» («Филевской»). Плитка в виде сот. Не из за того, что в 19 веке там была ярмарка.

Да, действительно. При вскрытии грунта, для строительства Смоленской, Филевской линии, были обнаружены остатки подземных сооружений (подвалов), торговых помещений ярмарки. В одном из них, были найдены внушительные запасы кафельной плитки, причем наиболее сохранившимся был склад кафельной плитки в виде сот.

На совещании у Кагановича, было принято решение, в целях ускорения строительства, отобрать целые экземпляры (вручную — благо, в рабочих руках, в те времена, недостатка не было), а недостающее количество выпустить. Выпускать ничего не пришлось — было обнаружено больше ста тысяч единиц плитки. Запасов хватило довольно надолго и первый раз плитки, в качестве заплаток для стен на смоленской, были выпущены в 1987 году. Естественно, советская печать об этом скромно умалчивает, но здесь уже обсуждались книги, в которых эта операция описана довольно подробно.

1. Та самая плитка. Шутка так бы и осталась просто шуткой, если бы позднее один путеводитель не написал у себя в тексте про эту несчастную плитку. Получилось феерически.

2. На фото вы видите два интересных артефакта. Это старая планка остановки составов с цифрой 6 и новая с цифрой 4. Так как на ФЛ теперь эксплуатируются только Русичи, у которых в составе 4 сочленённых вагона, то и на рейке написано «4».

3. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

4. Эмблема прошлого юбилея. Вы ее помните? Как вам по сравнению с нынешней?

5. Черная субстанция для окрашивания лотка в пределах станции в черный цвет.

Оба первоначальных вестибюля станции не сохранились. А коридор, идущий от южного вестибюля к восточному мостику над путями станции сейчас используется как подземный переход под Садовым Кольцом. И его можно считать самым первым подземным переходом не только в Москве, но и в СССР.

Тоннели за станцией «Смоленская».

1. До пуска станции «Киевская» 20 марта 1937 года «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков. Для оборота поездов с восточной стороны был уложен съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

2. Но так как за тупиками смотреть нечего, то самое интересное там находится на улице — на первом метромосту в СССР.

3. Однопролётный стальной арочный метромост. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

4. Не знаю, был ли готов этот портал перед метромостом в 1935 году, так как оборот составов осуществлялся по съезду, который находился перед станцией… Но завершим прогулку по первой очереди именно этим. Впереди — вторая очередь!

Огромное спасибо всем, кто помогал мне готовить этот материал. Без вас его бы не было…

russos.livejournal.com