⭐Нулевой километр в Москве: история и фото.
Официальное название памятника — нулевой километр автодорог Российской Федерации. Но на самом деле отсчет дорожных расстояний начинается от Центрального Почтамта.
Нулевой километр — особый знак во многих странах. Обычно он приходится на главный почтамт города, но есть исключения. Поэтому во многих городах «нулевой километр» отмечают табличкой, знаком на земле, статуей, стелой или даже исторической достопримечательностью (дворцом, башней, мостом).
В античные времена подобным символом была колонна «Milliarium Aureum» (золотой мильный камень) древнего Рима. Ее часть сохранилась. Отсюда возникло выражение «Все дороги ведут в Рим».
Нулевой километр появился в Москве в 1996 году. Скульптор Александр Рукавишников использовал при его создании известную символику.
Квадрат обозначает Рай, круг, в который он вписан, символизирует гармонию. Квадрат разделен на 4 части по четырем частям света. На каждой из них — рельефные изображения животных и растений, характерных для этой части света.
Говорят, что…
…если встать спиной к Иверским воротам, повернуться по часовой стрелке и спросить у первого встречного, как его зовут, можно узнать имя будущего мужа
…Москва — единственный город в России, где расстояние исчисляется не от почтамта, а от духовной святыни — Иверской часовни. Это связано с тем, что когда москвичи собирались в путь или возвращались с дороги, они обязательно приходили поклонится Иверской иконе — заступнице в пути.
…во Владивостоке на перроне вокзала установлена стела с надписью: «Здесь заканчивается Великая Транссибирская железная дорога. Расстояние до Москвы — 9288 километров». А на перроне Ярославского вокзала между третьим и четвертым путями находится железнодорожный нулевой километр.
…знак нулевого километра был готов еще в 1985 году. Но переговоры о месте установки затянулись, и памятник потеряли. По счастливой случайности во время разбора склада в 1995 году его нашли. В этот раз место быстро выделили, и не где-нибудь, а в самом центре Москвы
liveinmsk.ru
Найден настоящий нулевой километр в Москве
Откуда отсчитывается километраж российских трасс
Будем мерить от почтамта?
В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, возле колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, что именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерили тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии.
С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный Почтарный двор. Он находился сперва на Сретенке, потом переехал в нынешний Большой Харитоньевский переулок, на двор известного русского дипломата П.Шафирова, который был по совместительству еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал дом в Немецкой слободе, на улице, которая до сих пор в память об этом именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше адресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний на московских дорогах.
С 1742 года главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (нынешний адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в последний раз — теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году, построили здание Главпочтамта.
Значит, начало всех московских дорог оказалось в итоге здесь, на Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в том, что в современной Москве сохранился-таки один старый верстовой знак. На площади Рогожской Заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный столб. Надпись на его боковой грани извещает: «От Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра), и узнать, откуда же тогда, в конце XVIII века, вели отсчет расстояний на почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем… И обнаруживаем, что нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же, с ее почтовыми ведомствами, ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя.
В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, что старинный столб перенесли на площадь Рогожской Заставы с какого-то другого места.
Точка отсчета — Мавзолей Ленина
Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва… Случившиеся в 1917 году государственные пертурбации коснулись в итоге даже такого далекого от всякой политики заведения, как дорожное ведомство. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало здание Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В.И.Ленина и И.В.Сталина на Красной площади».
В моей домашней библиотеке сохранился раритет — Атлас автомобильных дорог СССР 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния по ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское шоссе — 15 983 м… Начало отсчета, определено в некоторых случаях с точностью до одного метра! Впрочем, даже это не позволяет на практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.
Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о том, где же полагается быть точкам отсчета расстояний по автомагистралям в нашем царстве-государстве.
Постановление Правительства РФ «О классификации дорог…», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г.Бурбулисом, декларирует: «…За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: для дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, как реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются от обилия возможных «нулевых точек»: почтамт, Белый дом, мэрия…
Судя по тому, что в послеперестроечные годы на главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов или изменения цифр, которые написаны на них, то бурбулисовское постановление в реальных московских условиях оказалось мало востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь точка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический знак «нулевого километра».
Приключения ноля
Впервые предложение установить такой знак высказал глава Минавтодора РСФСР А.Николаев еще в 1982 году. Чтобы получить соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры. В сентябре 1985 года в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК партии. И остались недовольны.
Нарекания вызвали, некоторые барельефы. Дело в том, что авторы проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин… Кто-то из бдительных кремлевских товарищей усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства.
Впрочем, формально этот знак никто тогда не забраковал. Дело упиралось лишь в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически возражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, тяжелая военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! Пока суд да дело, составные части знака передали на хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли на склад, располагавшийся на Поклонной горе. Где они в итоге… благополучно исчезли!
«Нолик» числился «без вести пропавшим» на протяжении почти 10 лет. Лишь во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся после завершения постройки Мемориала Победы на Поклонной горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородные» предметы.
С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение на его установку. Однако неопределенность в этом вопросе длилась до тех пор, пока один из авторов не обратился напрямую к Лужкову. Мэр одобрил проект — и дело, наконец, пошло.
Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них четыре — на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того — еще у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось место на Красной площади, точно по ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако вовремя вспомнили, что есть куда более законный претендент на эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в дореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться на несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями часовни Иверской Божией Матери.
Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов на наших автотрассах. Эти 200–300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-дорожников, для отсчета расстояний на длиннющих российских дорогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый служебный термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, потом сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние между двумя российскими столицами по этой автомагистрали немного изменилось. Но не переставлять же всякий раз сотни километровых столбов по всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее или покороче. Причем разброс получается порой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что уж тут придираться к каким-то паре сотен метров, «набежавших» из-за установки нового «нулевого километра»!..
www.mk.ru
Ответы@Mail.Ru: откуда начинается километраж МКАД? ну, когда говорят
Ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость — 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр»).
шоссе энтузиастов
Где-то от Реутова. Там начало этой клоаки.
От Владимирки (М7)
ну нулевой километр на красной площади
с нулевого километра он начинается…. в районе Шоссе Энтузиастов
а шут его знает — меня вобще бесит эта градация касаемая МКАДА, потому как внятно никто этого не знает и создается путаница.. . —————————— P.S. Вношу поправку ))) Ваш вопрос заставил порыться — теперь знаю официально, где этот «нулевой» км. МКАД «Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр» ) по ходу часовой стрелки. » но всё равно система очень неудобная, особенно при использовании этих километражей в объяснении проезда юридическими лицами.
Шоссе Энтузиастов переходящее в Горьковское шоссе. Увидишь указатель Балашиха, вот и начало пути.
считать начнёшь, езжай по внутренней стороне, это значит в сторону волгоградки. не перепутай, а то пересчитывать придется.
Отсчет километража начинается с пересечения МКАД и Горьковского шоссе.
touch.otvet.mail.ru
80 км мкад на карте
Километраж на мкаде
В разделе Карты, Транспорт, GPS на вопрос Нулевой километр Московской кольцевой находится на шоссе Энтузиастов. А почему именно там, чем это вызвано? заданный автором сам я не местный лучший ответ это Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе.
Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году.
Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами.
Отсчет километров ведется от пересечения с Горьковским шоссе по ходу часовой стрелки.
Почему строительство началось именно там? Почему за нулевой километр было выбрано место пересечения МКАД и шоссе Энтузиастов? У меня два предположения.. .
1. По замыслу Хрущева здесь должна была начинаться дорога Москва-Пекин.. .
Шоссе́ Энтузиа́стов (Владимирское шоссе, Владимирский тракт) — шоссе на востоке Москвы, между Рогожской заставой и МКАД, а также участки магистрали М7 в черте Балашихи и Ногинска. До 1919 года называлось Владимирским, так как являлось началом дороги на Владимир и далее в Сибирь (ныне федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга») .
«Пекинка»— дорога «Москва — Пекин» , Трасса М-7 на территории Владимирской обл. так зовется почти официально.. .
Строительство МКАД длиной 109 км началось в 1956 году. Но проектирование трассы началось еще в 1937 году, а организация, разрабатывавшая проект, находилась в подчинении НКВД. Дело тогда дошло до вполне конкретных проектных проработок, но из-за войны процесс остановился. И все же в 1941 году авральным методом в считанные месяцы была спроектирована и построена временная дорога, которая использовалась в целях обороны Москвы. Только после войны, в 1957 году, началось проектирование того маршрута МКАД, который существует сейчас.
Сооружал ее трест «Центрдорстрой» , возглавляемый заслуженным строителем РСФСР А. М Сицким. Первым начальником строительства МКАД был назначен герой социалистического труда В. А. Барабанов.
Работы шли очень быстро, и в 1960 году машины пошли по первой очереди дороги – восточному участку трассы между Ярославским и Симферопольским шоссе. Через два года 109-километровое кольцо замкнулось.
2. С другой стороны, если рассмотреть, что во время Великой Отечественной войны дорога уже существовала по упрощенному варианту, то понятно, что она действовала как раз на участке Ярославского — Горьковского шоссе.. .в других районах были бои.. .
Проектирование кольцевой дороги началось в 1937 году, в 1939 году трасса была вынесена и закреплена на местности, а в 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать строительство помешала Великая Отечественная война. В то же время в июле 1941 года Государственным комитетом обороны было принято решение построить дорогу всего за один месяц по упрощённому проекту, предполагавшему строительство 30 км новых дорог и реконструкцию около 100 км старых. Построенная в авральном режиме дорога использовалась как рокадная для переброски войск и военной техники и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой. В мирное время кольцевая дорога стала нуждаться в коренной реконструкции.
На карте видно, что зона «нулевого» километра — приходится на «московскую зону обороны»….логично предположить, что там и проходила дорога.. .
а вот в 1956 году началась уже реконструкция уже существующей дороги около Ярославского шоссе.
Источник:
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Нулевой километр Московской кольцевой находится на шоссе Энтузиастов. А почему именно там, чем это вызвано?
Ответ от Васенька Яхонтов[гуру]
оттуда строить начали?
Ответ от Молокосос[гуру]
За нулевой километр МКАД принято Горьковское шоссе, потому что именно там в 1956 г. начиналось строительство (от шоссе Энтузиастов в сторону Волгоградского проспекта) .
Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года .
Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году.
Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами.
Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») .
Расстояние на МКАД измеряется «по часовой стрелке» от «нулевого километра».
Для ориентирования на МКАД отсчёт километража условно ведётся от пересечения МКАД с Шоссе Энтузиастов (Федеральная трасса М-7 «Волга»).
Так как рассчитанная длина МКАД — 109 км, то эта развязка будет так называемым «нулевым километром МКАД» и одновременно — 109 км.
Нулевой километр ТТК :
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Золотое кольцо России на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Золотое кольцо России
Московская кольцевая автомобильная дорога на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Московская кольцевая автомобильная дорога
Шоссе Энтузиастов на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шоссе Энтузиастов
Ярославское шоссе на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ярославское шоссе
Московский трамвай на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Московский трамвай
Ответить на вопрос:
22oa.ru