Заброшенное Омское метро — фотоотчет из Омского метростроя
Ничего не предвещало чего-то особенного. Теплая июльская ночь. Шум автострады где-то рядом. Чьи-то пьяные крики на пляже где-то внизу. Все усиливающееся желание нырнуть в уютную и безопасную прохладу подземки.
Теплые оттенки. Шум машин отсескается массивными металлическими конструкциями. Только мелкое свербление за грудиной, в предчувствии чего-то не ясно не давало в полной мере насладится окржающим индустриальным великолепием.
Есть два стула, простите, два пути. Но как не крути, надо выбирать. К сожалениюю, походу это был поворот не туда.
В любой другой день. Да и в этот же самый день. Достаточно было опоздать или прийти раньше всего на полчаса.
И ничего бы не произошло…
Но именно в это время открывается портал между двумя соседними мирами. Отражения друг друга они все же отличаются как день и ночь.
Как будто ничего и не произошло и легкое головокружение, лишь намекает о том, что все таки не все в порядке. Небольшое помутнение сознания. Нужно возвращаться. Нужно уходить как можно скорее…
Только хлюпаящая хеленая жижжа под ногами нагоняет еще больше паники.
Судорожные попытки успокоится. Вот, что-то, а плавать в странной зеленой воде в мои планы не входило. Только вот звуки за спиной. И чувство сохранения толкает в зеленую и на удивление теплую жидкость.
Бежим. Не оборачиваемся. Чувствуем вторящие моему шагу звуки за спиной. Еще далеко. Но все ближе.
Все затопило зеленой водой. Которая на удивление уже не кажется чем-то чужеродным.
Чувство беспокойства, секунду назад было готово накрыть тебя панической волной и лишить рассудка, а сейчас стыдливо прячется на задворках сознания. Собственно, непонятно, а была ли причина для волнения? Задумывашись на скунду я понял, что не могу найти причины своему беспокойству. Подумаешь прогулялся по баянному метрострою. Ну и что? Вот только, что-то как будто не так. Но окинув привычные холодные бетоные коридоры, пожимаю плечами и иду на выход.
Иду на выход. Бепсечно шагая по зеленым лужам и размахивая своим зеленым фонарем.
После холодной подземки, казавшаяся пару часов назад неприветливой и душной, летняя ночь встречает теплотой родного дома. Как хорошо возвращаться на поверхность, на которой все по прежнему привычно и понятно.
Вдыхая свежий воздух отправляемся на встречу рассвету, пора отдыхать, на сегодня хватит приключений.
www.mytravelbook.org
описание, история строительства, схема и интересные факты :: SYL.ru
Строительство Омского метрополитена давно уже стало предметом различных публикаций в прессе и споров.
Первые разговоры о необходимости нового транспортного средства для города стали появляться около пятидесяти лет назад, в середине шестидесятых годов XX века.
В данной статье будет представлена схема Омского метрополитена и прочие подробности о нём.
Решение о необходимости метро
Наиболее остро этот вопрос встал, когда население мегаполиса превысило один миллион человек.
В 1960-х годах из государственного бюджета были выделены средства на строительство в Омске сети подземных тоннелей для поездов метро. Однако архитекторы вскоре переменили свои планы, решив создать в мегаполисе пути для движения скоростного трамвая.
Выделенные деньги были переданы в бюджет города Челябинска на строительство местного метрополитена. В середине восьмидесятых годов XX века вопрос о необходимости путей подземного транспорта был пересмотрен правительством города, и принято решение о возобновлении строительных работ.
Первый вариант схемы
В течение нескольких лет разрабатывались планы предстоящих действий, а также решалось в каком районе города следует начать строительство и проложить первые пути между несколькими станциями. Создание Омского метрополитена началось одновременно с распадом Советского Союза. В 1992 году были предприняты первые действия из намеченного плана работ.
Предполагалось, что первая ветка Омского метрополитена свяжет между собой станции южного промышленного квартала города и его центр, где конечная станция должна была находиться на улице маршала Жукова. Планы выполнялись весьма медленными темпами, и на рубеже тысячелетий проект практически был законсервирован.
Второй этап строительства
В 2003 году правительством Омской области было принято решение вновь активизировать строительство. Однако план проекта был сильно изменён. Строительство южной ветки метро было приостановлено в связи с решением, что целесообразнее сначала открыть северные подземные железнодорожные пути, которые будут связывать одну станцию метро на левом берегу Иртыша с тремя станциями, расположенными в центре города, на улице Красный путь и в городке нефтяников.
Проект схемы линий Омского метрополитена представлен ниже.
Современные технологии
При проведении работ по прокладке перегонных тоннелей между станциями использовалась техника марки Lovat. Производительность этого строительного комплекса превышает полтора десятка метров путей за сутки. Первые устройства для постройки подземных ходов подобного типа были разработаны в начале XIX века, и применялись впервые для создания перехода под рекой Темзой в Лондоне.
Существует легенда, что изобретатель этих машин был вдохновлён работой древесного червя. Такие тоннелестроительные комплексы разрушают почву перед собой и выводят её на поверхность земли. Они также укрепляют стены проложенной шахты. В отличие от более старого бурового способа, такая технология позволяет получать ходы правильной формы, что важно при создании путей метрополитена.
Поезда Омского метро должны были стать первыми в России подобными транспортными средствами, управление которыми осуществляется дистанционно, без участия машинистов.
Метромост
Тогдашний губернатор области Леонид Константинович Полежаев даже назвал предполагаемую дату открытия южной ветви Омского метрополитена. Первые его станции должны были принять 1 июля 2008 года. В ходе выполнения проекта связи левого и правого берегов Иртыша путями подземного железнодорожного транспорта был возведен метромост, который включает в себя проезжую часть для автотранспорта, располагающуюся на верхней части сооружения, и рельсы для поездов метро, которые проложены на нижнем ярусе конструкции.
Этот мост был открыт к 60-летию победы в Великой отечественной войне, и получил название в честь юбилея события. На сегодняшний день действующей является только автомобильная трасса на верхней части дорожного сооружения.
Возведение этого объекта значительно улучшило ситуацию на дорогах в центре города, а также в прибрежных районах левобережья.
Авария
В конце весны 2008 года произошёл прорыв водопровода, в результате чего часть строящихся путей Омского метрополитена была затоплена. Рабочие были заранее предупреждены об опасности и эвакуированы на поверхность земли. Благодаря своевременному комплексу мер по спасению людей, это затопление обошлось без человеческих жертв.
Последствия чрезвычайной ситуации устранялись на протяжении двухнедельного периода. К началу 10-х годов XXI века было выполнено порядка 20% строительных работ.
Первая станция и консервация проекта
Прокладка путей и оборудование подземных станций производились на территории трех из предполагаемых четырех станций. Строительство депо для метро-транспорта было приостановлено. Работы в районе библиотеки имени Пушкина выполнены на 100%.
В 2010 году станция, которая расположена под метромостом, открылась для пешеходов в качестве подземного перехода. В течение некоторого времени там звучала из громкоговорителя фонограмма, воспроизводящая звук движущихся составов метро. Скоро из-за недостаточности бюджетного финансирования было принято решение о консервации проекта.
Что такое Омское метро сегодня?
Однако потом это постановление отменили, и в средствах массовой информации говорилось о том, что работы будут возобновлены. В 2014 году в ходе обсуждения дальнейшей судьбы строительства было высказано мнение о нецелесообразности продолжения постройки метрополитена из-за слишком большой суммы, необходимой для завершения строительства. На рассмотрение вынесли план о переформатировании будущего Омского метрополитена в пути для движения скоростного трамвая.
Этот вид транспорта, согласно новому проекту, должен использовать часть уже построенных тоннелей, соединённых наземными рельсами. Предполагалось запустить движение по первому готовому участку маршрута к 300-летию города. Однако эти планы не были осуществлены. В настоящее время дальнейшая судьба Омского метрополитена неизвестна. По некоторым сведениям, в 2016 году в неизвестном направлении были вывезены строительные материалы со станции «Заозёрная».
История Омского метрополитена в произведениях искусства
Метро, как несбывшаяся мечта, было увековечено в ледяной скульптуре, находившийся в канун наступающего 2016 года в городке Беловодье на левом берегу Иртыша.
Среди других проектов, которым не суждено было осуществиться, нашли воплощение в виде композиций выставки памятник омскому рок-музыканту Егору Летову и аэродром Омск-Федоровка, в честь которого была названа большая горка для катания на санках. Также строительство Омского метрополитена было упомянуто в ряде произведений художественного творчества и в нескольких эстрадных песнях, в том числе в композиции омской рок-группы «Цемент Band».
www.syl.ru
Омский метрополитен — Энциклопедия нашего транспорта
Омский метрополитен
- Тип
- метрополитен
- Населённые пункты
- Омск
- Дата открытия
- законсервировано
- Количество линий
- 1
- Количество станций
- 5
- Количество депо
- Сайт(ы)
- http://metroomsk.narod.ru
Схема
Омский метрополитен — законсервированная на стадии строительства система линий метрополитена в Омске.
История
1986 | Разработка проекта метрополитена |
Сентябрь 1992 | Начало строительства метромоста |
27 октября 2003 | Завершение проходки первого перегонного тоннеля между станциями «Туполевская» и «Рабочая» |
18 октября 2005 | Открытие автомобильной части метромоста |
30 мая 2008 | Затопление строящихся тоннелей из-за прорыва 700-миллиметрового водовода |
Октябрь 2008 | Завершено сооружение в конструкциях станции «Библиотека имени Пушкина» |
2010 | Разработка инновационного проекта метрополитена компанией ООО «НПО „Мостовик“» |
Март 2011 | Возобновление строительства: подземный переход на станции «Библиотека имени Пушкина», сборка ТПМК LOVAT |
24 июня 2011 | Начало проходки правого тоннеля на перегоне «Кристалл» — «Заречная» ТПМК LOVAT |
2 августа 2011 | Окончание общестроительных работ по возведению пешеходного перехода рядом со станцией метро «Библиотека имени Пушкина» |
2 сентября 2011 | Открытие пешеходного перехода у станции метро «Библиотека имени Пушкина» |
6 августа 2012 | Окончание проходки правого перегонного тоннеля между станциями «Кристалл» и «Заречная» |
8 октября 2012 | Начало проходки левого перегонного тоннеля между станциями «Кристалл» и «Заречная» |
30 декабря 2012 | Начало строительства станции «Соборная» |
4 февраля 2013 | Окончание проходки левого перегонного тоннеля между станциями «Кристалл» и «Заречная» |
28 февраля 2014 | Правительство Омской области приняло решение переформатировать строящийся метрополитен в скоростной трамвай. Губернатор области Виктор Назаров решил проанализировать транспортную ситуацию в Омске. Для этого он совместно с фондом «Мечте навстречу» и Андреем Голушко, сенатором от Омской области, привлёк к проекту агентство «Городские проекты», которое специализируется на экспертизе транспортной ситуации в городах. Для работы над проектом приглашён доктор наук Вукан Вучик. Цель проекта — информирование жителей Омска, областной и городской власти о направлениях развития магистрального пассажирского транспорта в мире, тенденциях развития транспорта в Омске, возможностях города по решению транспортных задач. А также подготовка предложений для принятия Правительством Омской области обоснованного и взвешенного решения о том, как создать в Омске надёжную и современную транспортную систему, соответствующую задачам города. |
14 марта 2014 | Инновационный проект метрополитена получил положительное заключение госэкспертизы |
29 марта 2014 | Агентство «Городские проекты» представило жителям города результаты проекта оценки транспортной ситуации в городе. По результатам оценки рекомендовано полностью отказаться от строительства метро — как из-за больших экономических затрат, так и из-за низкой эффективности проекта. Взамен этого предложено комплексное решение, которое включает в себя развитие современного трамвая, который сможет использовать уже построенные объекты метрополитена. Также в проекте рекомендовано выработать политику по развитию общественного транспорта и снижению зависимости от автомобиля и автомобилепользования, пересмотреть принципы организации дорожного движения, внедрить политики управления парковочным пространством города. |
Ноябрь 2014 | Строительство законсервировано на неопределённый срок в связи с отсутствием необходимого финансирования |
Июнь 2015 | Засыпан котлован станции «Библиотека имени Пушкина» |
Инновации
При строительстве используется новый подход и современные технологии, ранее не применявшиеся в российском метростроении.[1]
См. также: Презентация «Инновационный метрополитен в Омске».
Короткие платформы
Сейчас и на перспективу, с учётом изменения численности населения Омска, для вывоза пассажиропотока достаточно платформ длиной 60 м вместо стандартных 102 м, к которым смогут прибывать 3-вагонные поезда. Также для станций с короткой платформой достаточно одного вестибюля — вместо второго будет построен только эвакуационный выход.
Автоматические поезда
Ведение поезда компьютером без участия машиниста существенно уменьшает эксплуатационные затраты и повышает безопасность — многие аварии происходят из-за человеческого фактора. Кроме того, поезда будут оснащены рекуперативными системами, возвращающими при торможении электроэнергию обратно в сеть. Это позволит сократить число подстанций на пусковом участке с 6 до 2. Единый диспетчерский центр снимает необходимость размещать на каждой станции оборудование для контроля за движением поездов и систему кондиционирования служебных помещений.
Заложение и двойное назначение
На подземных участках мелкого заложения было принято решение отказаться от концепции двойного назначения метрополитена, которая требует строительства дополнительных сооружений гражданской обороны, не используемых при эксплуатации. Остальная часть линии будет построена на поверхности земли или на эстакадах, что снижает стоимость строительства в разы.
Светодиодное освещение
Для освещения будут использоваться светодиодные светильники. Это позволяет уменьшить энергопотребление и применять электрическое оборудование и кабели, рассчитанные на в разы меньшие токи, а следовательно — и с меньшей стоимостью. Почти неограниченный ресурс светодиодов позволит избавиться от затрат на замену ламп.
Персонал
Применение современных автоматизированных систем позволит в 3 раза сократить штатную численность обслуживающего персонала метрополитена. Вместо этого в метро будут работать стюарды, которые станут помогать инвалидам и отвечать на возникающие у пассажиров вопросы.
Примечания
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Омское метро — это… Что такое Омское метро?
Омский метрополитен — строящаяся система линий метрополитена в Омске (Россия). Открытие первого пускового участка назначено на 2010 г.
Омский метрополитен должен стать вторым в Сибири, восьмым в России и 16-м в СНГ.
История строительства
Впервые о необходимости строительства метро в Омске разговоры начались в 1960-х гг. в связи с большой протяженностью города вдоль реки Иртыш и относительной узости его улиц. Однако после того как финансирование было выделено, архитекторы города приняли решение строить сеть скоростного трамвая, и выделенное финансирование было передано на строительство Челябинского метрополитена.
В 1986 году вопрос финансирования строительства метро был пересмотрен и началось поступление средств. Строительство началось в 1992 году.
По первоначальному плану предполагалось открыть сначала участок «Маршала Жукова» — «Рабочая» на правом берегу Иртыша для связи центра города с промышленным районом и лишь потом довести линию до другого берега Иртыша. Были начаты работы на участке «Туполевская» — «Рабочая». К 2003 году при слабом финансировании удалось пройти лишь один перегонный тоннель.
Однако к этому моменту планы изменились: было решено включить в пусковой участок метромост для связи берегов Иртыша и станции по обе стороны от него — одну на правом берегу и три на левом берегу.
Комбинированный авто-метро-мост был построен и открыт для автомобильного движения в 2005 году.
30 мая 2008 года произошло затопление тоннелей строящегося метрополитена, в связи с прорывом канализации. Тоннелепроходческий комплекс затопило несколько тонн воды. Рабочие успели эвакуироваться.
Строительство метро ведёт НПО «Мостовик».
Первая очередь
Первая линия Омского метрополитена | |
---|---|
Легенда |
В первую очередь строительства входят 4 станции: «Библиотека имени Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», а также электродепо и инженерный корпус. Длина участка 6,1 км, прогнозируется средняя скорость 36 км/ч и время поездки по всей линии 10 минут. Суточный пассажиропоток оценивается в 190 000 пассажиров, годовой — 69 миллионов.
Все станции предполагаются односводчатыми мелкого заложения. Они спроектированы ОАО «Метрогипротранс». В оформлении станций будет доминировать строгий и сдержанный стиль, станции будут различаться цветовым оформлением, подбором материалов облицовки, а также формой кессона в верхней части свода станции.
Пусковой участок:
Электродепо — станция «Соборная» — станция «Кристалл» — станция «Заречная» — станция «Библиотека им. Пушкина»
За станцией будет располагаться метродепо. Рядом с метродепо будет построена подстанция 110/10 киловольт «Метро», которая обеспечит метрополитен энергоснабжением.
Планы дальнейшего строительства
Линия будет продолжена на правом берегу Иртыша до станции «Рабочая» (перегон «Туполевская» — «Рабочая» частично построен) и на левом до станции «Проспект Рокоссовского». Всего на первой линии планируется 11 станций с общей длиной линии 13,6 км. На линии будет ещё один метромост — через реку Омь. Общий пассажиропоток оценивается в 330 тыс. чел./сутки. Работы планируется завершить к 2016 году (300-летие Омска). В будущем линия будет ещё продлена от обоих концов.
Строительство второй линии начнётся после 2015 года. Она пройдёт по правому берегу Иртыша, в основном параллельно реке. Пересадка на первую линию изначально планировалась на станции «Библиотека имени Пушкина», однако из экономических соображений решено сделать пересадочной станцию с рабочим названием «Торговый центр», где линии метро будут проходить параллельно одна над другой. В проекте находятся 20 станций. Уже утверждены их названия и местоположение. Соединить вторая линия должна район железнодорожного вокзала с северным промышленным центром, включающим в себя нефтеперерабатывающий завод и завод СК. Первая линия в это же время должна быть продлена по левому берегу на 4 станции.
Строительство третьей линии находится в очень далёкой перспективе, предполагается, что она будет на двух берегах Иртыша так же, как и первая. По утверждённому генплану третья линия должна соединить Амурский посёлок и район Старого Кировска.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Карта метро Омска | Строительный портал stroivopros.ru
В 80-х гг. этот российском городе (с населением 1,2 млн) расположенном в западной Сибири по обе стороны реки Иртыш планировалось строительство типичной 3-линейной подземной сети с ответвляющейся четвёртой линией.
Строительство Линии 1 началось в 1992 г. 6,2 км, 6 станций, из центра города со станции Маршала Жукова на юг до станции Рабочая.
Дополнено — сентябрь 2005 г. Юрием Поповым.
Власти заявили, что четыре первые станции откроются в 2008 г. «Библиотека им. Пушкина» (бывший Красный Путь), «Заречная», «Кристалл» (бывший бульвар Архитекторов) и «Соборная» (бывший Автовокзал). Строительство моста метро уже почти завершено, так что, осталось три года, чтобы построить 4 станции. Все станции будут неглубокими, без глубоких тоннелей.
Правительство Омской области одобрило план постройки метро в городе до 2008 г. 13 апреля 2005 г. 16 февраля началось строительство первой секции тоннеля. «Мостовик» начал работу в двух главных направлениях: подземные тоннели и станциями, мост метро через реку Иртыш. Первая секция будет 6,1 км длиной; 4 станции «Автовокзал», «Бульвар Архитекторов», «Заречная» и «Красный путь»; 190.000 пассажиров в день; средняя скорость 36 км/час; проезд из одного конца в другой занимает 10 минут; планируется достроить в конце 2008 г. Проекты включают расширение первой секции до станции «Рабочая» перед 2015 г. что увеличит всю длину первой линии до 13,6 км и 10 станций. Строительство второй линии начнётся после 2015 г.
Новости. Январь, 2004 г. (Андрей Суриков):
В 2003 г. в Омске строилось два участка. Первый — тоннель, построенный русскими ТВМ «КТ-5,6 В21» между станциями «Туполевская» и «Рабочая». ТВМ закончили тоннель (740 м, 10 м в глубину) 23 октября 2003 г. Второй тоннель не будет построен в ближайшем будущем, потому что проект изменили и первой фазой станет строительство трёх станций на левом берегу и 1 на правом. В 2004 г. мост метро будет закончен, но только автодорога (верхняя часть). ТВМ начнут бурит тоннель от моста метро. Но грунт очень бедный и чёткой даты открытия не обозначили. Одно время говорили, что сначала будет открыто только две станции с метро-мостом и двумя тоннелями (2005 г.) — «Красный путь» и «Заречная» с регулярным транспортным сообщением между двумя пунктами.
www.stroivopros.ru