Метро баку схема на русском – Bakı Metropoliteni

Bakı Metropoliteni

Депо

Автовокзал

B-2

B-3

B-4

B-5

B-6

B-7

B-8

B-9

B-10

B-11

B-12

Депо

Азадлыг проспекти

Насими

Мемар Аджеми

20 Январь

Иншаатчылар

Элмляр Академиясы

Низами

Джафар Джаббарлы

Шах Исмаил Хатаи

Y-14

Y-15

Y-16

Y-17

Y-18

Y-19 (Йени гюнешли)

Y-20 (Гарачухур)

Y-21

Y-22

Y-23

Y-1

Y-2

Y-3

Дарнагюль

Депо

M-1 (Йени ясамал)

M-2

M-3

M-4

M-5

M-6

M-7 (Кешла)

M-8

M-9 (8-й километр)

M-10

M-11

S-11 (Биби-эйбат)

S-10

S-9

S-8

S-7

S-6

S-5

S-4

S-3

S-2

S-1 (Бинегеди)

Q-1 (Бадамдар)

Q-2

Q-3

Q-4

Ичеришехер

Сахил

28 Май

Гянджлик

Нариман Нариманов

Бакмил

Депо

Улдуз

Кероглу

Кара Караев

Нефтчиляр

Халглар достлугу

Ахмедлы

Ази Асланов

Q-18

Q-19 (Зыг)

www.metro.gov.az

Схемы Бакинского метрополитена | Мир метро

Схема линии метро 1967 года
На русском языке

Самая старая имеющаяся в коллекции схема метрополитена. Схема наложена на карту города, отмечены первая и вторая очереди, а также перспективное строительство. К настоящему моменту, все нанесённых на схему станции введены в эксплуатацию.

 

Схема линии метро 1967 года
На русском языке

Схема действующих на 1967 год станций первой и второй очередей.

Схема линии метро 1969 года
На русском языке

Отмечено перспективное развитие линии в посёлок Кирова после Ахмедли.

Схема линии метро начала 1970-х годов
На русском и английском языках

В схеме явно допущена ошибка, так как станция «Аврора» никогда не была конечной. До 1970 года конечной станцией была «Улдуз», в 1972 году линию продлили сразу до «Нефтчиляр».

Официальная схема Бакинского метро 1975 года
На русском языке

Станция «Бакмил» носит название «Деповская». Современные станции «20 Январ» и «Мемар Аджеми» отмечены под названиями «Азерфилм» (именно «филм») и «Микрорайонлар» («Микрорайоны»).

Схема 1975 года
На немецком языке

Схема метрополитена из статьи о советских метрополитенах опубликованной в немецком журнале «Die Eisenbahntechnik».

Схема 1976 года
На русском языке

 Станция «Халклар Достлугу» носит проектное название «Ази Асланова».

 Схема 1977 года
На русском языке

Из книги «Метрополитены СССР». Впервые показывается перспективная закольцовка линии.

Официальная схема 1978 года
На русском языке 

Вторая линия «Низами» — «Шаумян» показана как отдельная, хотя по факту никогда ей не являлась. В те годы станция «28 Апрел» являлась уникальной, возможно даже единственной в мире двухпутной станцией откуда можно было уехать сразу в четырёх направлениях, у которой все разветвления начинались непосредственно за станцией. По факту же можно ещё было уехать и до «Электрозаводской», но то ответвление было дальше.

Официальная схема 1979 года
На русском языке 

Станция «Бакмил» отмечена как «Платформа Депо».

Схема 1979 года
На русском языке  

Схема из книжки о правилах эксплуатации метрополитенов СССР. Отмечено продление первой линии на юг до текстильного комбината имени Ленина.

Схема перспективного развития метро 1979 года
На русском языке

Впервые схема приобретает вид схожий с современными перспективными схемами метро.

Официальная схема 1980 года

На русском языке 

Линии снова отмечены как отдельные, хотя по факту никогда ими не являлись. Отдельное движение на участке «28 Апрел» («28 Май») до «Шаумян» («Хатаи») началось лишь в 1993 году.

Схема 1980 года
На русском языке

Из технической книги о метрополитенах СССР. Отмечена вторая очередь и перспективное строительство.

Схема 1981 года
 На русском языке

Схема действующих участков из книги Калиничева «Метрополитены».

Схема линий 1982 года
На русском языке

Схема метрополитена из статьи «Становление и развитие метрополитена в Баку» из журнала «Метро» №4 за 1992 год. Вторая линия ошибочно показана как действующая до «Ингилаб» (современная «Дарнагюль»). Занятно что станция «Шаумян» уже отмечена как «Хатаи», поэтому можно предположить что схема более поздняя. Тем не менее, схема датирована именно 1982-м годом.

Схема линий 1982 года
На русском языке

 

Схема 1983 года.
На русском языке 

Впервые появляется название «Дарнагюль».

Схема линий 1983 года
На русском языке

Из книги «Метрополитены СССР». Показано продление на юг до станции «Ханлар» (сегодня эта станция носит проектное название «Бадамдар»). В настоящее время это продление отложено на очень дальнюю перспективу.

Официальная схема 1984 года
На русском языке

Примечательно, что участок до «Мемар Аджеми» открытый в конце 1985 года отмечен как действующий, а сама станция носит название «Микрорайон».

Официальная схема 1986 года
На русском языке 

Перспективная станция «Ахмедлы» (нынешняя «Ази Асланов») уже показана как пересадочная.

Схема 1988 года
На русском языке

Из книги Калиничева «Метрополитены». Единственная схема на которой станция «Халглар Достлугу» отмечена под проектным названием «Нахичеван».

Официальная схема 1989 года
На русском языке

Показано продление на юг от станции «Бакы Совети», а также второе депо, строительство которого началось лишь в 2015 году.

Официальная схема 1990 года
На русском языке 

Схожа с предыдущей, впервые появляется название «Ази Асланов» у нынешней станции. Именно в те годы её и начали строить. После «армянских погромов» станцию «Шаумян» переименовали в «Хатаи».

Официальная схема метро 1991 года
На азербайджанском языке 

Первая схема Бакинского метро после обретения независимости. Изменился внешний вид схемы, который остался таким на долгие годы. Станция «Джафар Джаббарлы» отмечена как действующая, несмотря на то, что открылась в октябре 1993 года.

Схема линий 1992 года
На азербайджанском и русском языках

Схема с карты города. «Джафар Джаббарлы» отмечена как действующая.

Схема линий 1992 года


На русском и английском языках

 «Джафар Джаббарлы» отмечена как действующая.

Схема 2000 года
На азербайджанском языке

Схема покрытия метрополитена сотовой связью оператора Azercell.

Официальная схема 2002 года
На азербайджанском языке 

 

Схема 2002 года
На азербайджанском языке
Вариация предыдущей схемы.

Схема перспективного развития 2003 года
На азербайджанском языке
Практически полностью совпадает с современным планом развития метро.


Схема  метрополитена 2005 года
На азербайджанском языке

Схема с карты города.

Схема развития линий метрополитена 2007 год
На русском и азербайджанском языках

Схема выполненная W00lfy на которой показаны строящиеся и перспективные станции.

Схема 2007 года
На русском языке

Схема метро со старого сайта, выполненная автором.

Схема развития линий метрополитена 2008 год
На русском и азербайджанском языках

Схема выполненная W00lfy на которой показаны строящиеся и перспективные станции.

Схема 2000 года
На русском языке

Схема метро со старого сайта, выполненная автором.

Официальная схема развития метрополитена 2015 года
На азербайджанском языке

 

Официальная схема 2015 года
На азербайджанском языке

Такие схемы висели в вагонах и вестибюлях.

Схема развития метро 2015 года
На русском языке
Схема перспективного развития метро от navigator.az

Официальная схема 2016 года
На азербайджанском языке

Официальная схема развития метро. Такие схемы встречаются в вестибюлях станций.

Официальная схема 2016 года
На азербайджанском языке

Официальная схема метрополитена. Такие схемы сейчас висят в вагонах метро и на станциях. Впервые на официальной схеме показано маршрутное движение поездов.

 

Схема Бакинского метро. 2016 год
На русском и азербайджанском языках

Двуязычная схема сделанная автором сайта на основе официальной.

www.mirmetro.net

Метро Баку – особенности азербайджанского метро

Баку является столицей Республики Азербайджан и занимает территорию размером 2 150 кв. м с общей численностью населения, согласно статистическим данным на 1 квартал 2014 года, 2 186,5 тыс. человек. Когда в Баку построили метро?


Краткая справка:
Население Баку (на 1 января 2014 года): 2186,5 тыс. человек
Пассажиропоток (за 2014 год): 215,5 млн человек
Общая протяженность линий: 34,6 км
Число станций: 23
Число линий: 2
Дата открытия: 6 ноября 1967 года


Баку – огромная агломерация, которая состоит из 11 районов и 5 небольших поселков. Это самый большой город на Кавказе и один из самых древних на Востоке – он был основан еще в V веке. Столица Азербайджана также является крупнейшим портом на Каспийском море и крупным транспортным узлом, связывающим Апшеронский полуостров с Горным Ширваном.

Панорама Баку (фото by Alexander Cheban). Источник: skyscrapercity.com

Планы строительства метро

Если говорить о метрополитене в Баку, то его история неразрывно связана с историей СССР, в период которого в Азербайджане началось создание системы рельсового пассажирского транспорта. Идея строительства прорабатывалась еще в 1932 году при составлении плана развития города, но только в 1949 году Совет Министров принял постановление о строительстве метрополитена, а в 1951 году был разработан проект. В его основу легла задача соединить удаленные спальные районы и промышленную зону с центром Баку.

В итоге было предусмотрено строительство двух линий с общей протяженностью 12,9 км, которые пересекались на станции «28 Апреля». Станцию в дальнейшем переименовали на «28 Мая» в честь национального праздника Дня Республики Азербайджан. Однако строительство метрополитена было заморожено до 1960 года – на это повлияло настроение политических элит, которые посчитали строительство бакинского метрополитена слишком затратным на тот момент. В итоге первоначальный проект был изменен и принято решение продолжить ветку в сторону нового района и стадиона Монтино. Также проектировщики изменили проект самой станции: ее подняли на 4,5 метра, убрали вторую платформу, появились четыре камеры съезда.

Как строили метро

В строительстве бакинского метрополитена участвовали предприятия и специалисты из 50 городов СССР. Строительство велось в сложных гидрогеологических условиях из-за давления подземных вод в зонах проходки тоннелей. В основном грунты состояли из водоносного известняка с прослойками песка, поэтому в ходе строительства был применен кессонный способ в сочетании с глубинным водопонижением.

Суть кессонного способа заключается в том, что при подходе к участкам водонасыщенных грунтов останавливают проходку и ограждают участок тоннеля воздухонепроницаемой перегородкой, за перегородку нагнетают сжатый воздух для того, чтобы уравновесить гидростатический напор на обводненном участке. После этого возобновляются работы, при которых поддерживают давление сжатого воздуха в течение всего периода проходки участка трассы.

21-я станция бакинского метрополитена – Насими. Источник: metro.gov.az

Советский период

Торжественное открытие метрополитена Баку состоялось 6 ноября 1967 года. Он стал пятым метрополитеном в СССР после московского, ленинградского, киевского и тбилисского. С 25 ноября 1967 года осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по линии «Баксовет» (современное название «Ичери Шехер») – «Нариманов» протяженностью 6,25 км.

С 1968 года движение поездов осуществлялось уже по двум маршрутам «Баксовет» – «Нариманов» и «Баксовет» – «Шаумян» (современное название «Шах Исмаил Хатаи»). Этому способствовало открытие перегона «28 Апреля» – «Шаумян». В дальнейшем были построены и введены в эксплуатацию новые станции «Улдуз», единственная наземная станция «Деповская» (современное название «Бакмил»), «Азизбеков», «Аврора», «Нефтчиляр», «Низами» и другие.

Планы развития метро в Баку

Современный бакинский метрополитен насчитывает 23 станции с общей протяженностью линий 34,6 км. Хотя подавляющее большинство станций было построено в советские времена, на сегодняшний день ведется активная работа по развитию системы метрополитена в Азербайджане. С 2002 года ведется обновление парка вагонов метро, которые поставляет ОАО «Метровагонмаш» (г. Мытищи). В результате увеличение парка позволило повысить интенсивность движения в бакинском метро, сделать комфортным движение по линиям из центра в удаленные районы.

За последние годы пассажиропоток бакинского метрополитена значительно вырос. В 2014 году пассажиропоток составил 215,5 млн. человек, в день метро Баку в 2014 году принимало около 590,4 тысяч пассажиров. Немаловажную роль в развитии метрополитена Азербайджана играет поддержка со стороны Правительства Республики – 10 ноября 2008 года Президент Республики Ильхам Алиев утвердил государственную программу перспективного развития метрополитена в Баку на 20 лет.

Карта метрополитена Баку. Источник: map.kuda.ua

В соответствии с программой до 2030 года планируется построить 3 дополнительные ветки метро, общая протяженность тоннелей станет 119 км. В итоге, к 2030 году общее планируемое количество станций бакинского метрополитена достигнет 76, то есть будет достроено 53 новые станции. При строительстве новых тоннелей их внешний диаметр составит 6 м. Также увеличат и количество вагонов в составе поездов, они будут состоять из семи вагонов. Кроме того, бакинский метрополитен внедряет новые системы безопасности, ведется работа по усовершенствованию технологии эксплуатации энергоустановок.

Оформление станций

На многих станциях бакинского метро планируется провести реконструкцию и строительство вторых выходов. Например, в ходе реконструкции наземного вестибюля станции «Ичери Шехер» были реконструированы подземные залы, заменены эскалаторы, а новый наземный вестибюль построили в виде футуристической стеклянной пирамиды.

Наземный вестибюль станции «Ичери Шехер». Источник: skyscrapercity.com

Всего в бакинском метрополитене 7 станций глубокого заложения: Бакинский Совет, Сахил, 28 мая, Джафар Джаббарлы, Хатаи, Низами, Академия Наук. Остальные станции колонные, мелкого заложения, кроме наземной станции «Азадлыг Проспекти», которую открыли в 2009 году. В 2015 году бакинский метрополитен должен был обзавестись еще двумя новыми станциями – «Мемар Аджеми-2» и «Автовокзал».

Описывать красоту не стоит даже пытаться. Как в случае с московским метрополитеном, типовых станций в Баку просто нет. Три самых впечатляющих станции, по рассказам очевидцев, «Низами», «Нариманов», «Гянджлик». Туристам рекомендуют посетить эти станции, даже если нет необходимости пользоваться метрополитеном как транспортом.

транспортная инфраструктура

undergroundexpert.info

Бакинский метрополитен / Схема метро Баку

История

Баки́нский метрополите́н (азерб. Bakı Metropoliteni) — вид городского транспорта, проложенного под землей в Баку (Азербайджан). Бакинский метрополитен начал свою работу 6 ноября 1967 года через год после тбилисского метрополитена и стал пятым метрополитеном в СССР после московского, ленинградского, киевского и тбилисского. После Бакинского метрополитена в СССР долгое время не вводили в строй метро в других городах, пока наконец в 1975 году не открылся харьковский метрополитен. В настоящее время Бакинский метрополитен насчитывает 23 станции, общая протяжённость линий — 34,6 км. Ранее был одним из наиболее дешёвых по стоимости проезда метрополитенов мира (стоимость одной поездки составляла 0,20 $ на 1 октября 2009 года, стоимость поездки в Пхеньянском метрополитене — около 0,03$). Для имеющихся двух линий действует достаточно сложная структура движения поездов, которую условно можно разделить на 5 маршрутов (2010 год).
Ещё в 1932 году в первоначальных вариантах генерального плана развития Баку было намечено строительство метрополитена. Официальным документом для начала проектирования и строительства явилось постановление Совета Министров СССР 1949 года, изложенное в приказе Министерства путей сообщения того же года. Строительство метрополитена было признано наиболее целесообразным мероприятием для коренного улучшения городского пассажирского транспорта в Баку.

В 1951 году был утвержден технический проект первой очереди Бакинского метрополитена, предусматривавший строительство двух линий общей протяжённостью 12,29 км с десятью станциями, двухстанционный кросс-платформенный пересадочный узел на станции «28 Апреля» (ныне «28 мая») и депо. Первая линия трассировалась от Баксовета через железнодорожный вокзал и далее вдоль проспекта Табриз, а вторая линия от Низами через железнодорожный вокзал в Чёрный город. В том же году были начаты строительные работы, которые велись до сентября 1953 года, после чего были приостановлены из-за проблем с финансированием и тяжёлыми гидрогеологическими условиями строительства. К этому моменту успели построить перегонные тоннели длиной около 5 км, включая полностью готовый тоннель от станции «28 апреля» до станции «Шаумян» (ныне «Шах Исмаил Хатаи») и несколько сотен метров тоннелей за ней, восемь строительных стволов, подходные выработки и два наклонных хода, включая наклонный ход на станции «Шаумян».

Строительство возобновилось в 1960 году. Первоначальный проект был изменён, и вместо направления «Парк Низами» и «ГРЭС „Красная Звезда“» (Черный город), где уже были проложены тоннели, решено было тянуть ветку в сторону Монтино через новый Республиканский стадион с прилегающим районом нового жилищного строительства, а дальнейшее развитие линии ожидалось в направлении заводов за Монтино. Проект пересадочной станции «28 апреля» (ныне «28 мая») был изменён, станция поднята в профиле на 4,5 метра вверх, отменена вторая платформа и построены четыре камеры съездов для использования платформы для четырёх направлений движения (пересечение линий на одном уровне).

6 ноября 1967 года вступил в строй и 25 ноября 1967 года начал регулярные пассажирские перевозки пятый в Советском Союзе метрополитен. Первый пусковой участок первой очереди протяженностью 6,25 км состоял из 5 станций: «Баксовет» (ныне «Ичери Шехер») — «26 Бакинских комиссаров» (ныне «Сахил») — «28 Апреля» (ныне «28 Мая») — «Гянджлик» — «Нариман Нариманов».

Вслед за открытием регулярного движения на линии «Баксовет» — «Нариманов» началась подготовка к введению в эксплуатацию станции «Шаумян» (ныне «Шах Исмаил Хатаи»), которая начала строиться в 1951 году и на момент возобновления строительства метрополитена в 1960 году находилась в наивысшей степени готовности. 22 февраля 1968 года был открыт перегон «28 Апреля» — «Шаумян» протяженностью 2,24 км. С этого момента станция «28 Апреля» стала пересадочной станцией для пассажиров, едущих со станций «Нариманов», «Гянджлик» в Черный город и обратно. Движение поездов осуществлялось по двум маршрутам: «Баксовет» — «Нариманов» и «Баксовет» — Шаумян».

Строительство первой очереди Бакинского метрополитена предусматривалось в три этапа. После ввода в эксплуатацию первого пускового участка «Баксовет» — «Нариман Нариманов» с ответвлением от станции «28 Апреля» на станцию «Шаумян», продолжалось строительство второго пускового участка от станции «28 Апреля» до станции «Низами» протяженностью 2,1 км и третьего — от станции «Нариман Нариманов» до станции «Нефтчиляр» протяженностью 7,4 км. Но в связи с возникшими трудностями при строительстве второго участка (при прохождении путейцами участка было обнаружено большое количество колодцев и подземная речка) решено было сначала завершить строительство третьего пускового участка с четырьмя станциями: «Улдуз», «Мешади Азизбеков» (ныне «Кероглу»), «Аврора» (ныне «Кара Караев»), «Нефтчиляр».

22 апреля 1970 года, началось регулярное движение поездов до станции «Улдуз», протяженность участка составляла 2,28 км.
6 ноября 1972 года, была открыта новая подземная магистраль Бакинского метрополитена протяженностью 5,08 километра с тремя станциями: «Азизбеков», «Аврора» и «Нефтчиляр».
31 декабря 1976 года был введен в эксплуатацию третий пусковой участок первой очереди Бакинского метрополитена «28 Апреля» — «Низами», протяженностью 2,1 км. Первое время движение осуществлялось только по одному пути, а второй путь был достроен в 1979 году.
28 марта 1979 года в бакинском метро появилась ещё одна вилка — на ответвлении в электродепо после станции «Нариманов» была открыта единственная наземная станция «Электрозавод» (ныне «Бакмил»). Открытию станции способствовало, что вблизи находился ряд крупных промышленных объектов, в частности завод БакКондиционер. Длина нового эксплуатационного участка составляет 0,8 км.
31 декабря 1985 года 2-я линия получила значительное продление после станции «Низами»: 4 станции «Элмляр Академиясы», «Иншаатчылар», «Площадь XI Красной Армии» (ныне «20 Января») и «Мэмар Аджеми» на протяжении 6,43 км.
28 апреля 1989 года от станции «Нефтчиляр» линия была продлена на 2 станции «Халглар Достлугу» и «Ахмедлы», длина участка составила 3,1 км.
27 октября 1993 года открылась подземная станция «Джафар Джабарлы», один перрон, пересадочная со станцией «28 Мая». Протяженность участка «Шах Исмаил Хатаи» — «Джафар Джабарлы» увеличиалсь до 2,4 км.

Работы на северном участке, в чей состав входят 3 станции и одно депо (ТЧ-2), выполнены на 40 %. Из 8 км путей построено 3,5 км. Работы на станции «Ази Асланов» после станции «Ахмедлы» выполнены на 50 %, завезён мрамор, рельсы, кабель и др. оборудование. Распад СССР и прекращение выделения каких-либо средств приводят к полной остановке строительства. Только через одиннадцать лет, после выделения денежных средств со стороны правительства, была открыта первая станция со времени приобретения Азербайджаном независимости.
10 декабря 2002 года, открывается участок «Ахмедлы» — «Ази Асланов», протяженность 1,36 км и станция «Ази Асланов»
В первом квартале 2006 года возобновились работы на северном участке. Продолжается проходка тоннелей между действующей станцией «Мемар Аджеми» и «Насими», строительство которой начинается летом того же года.
Летом 2007 года возобновилось строительство перегонных тоннелей и следующей за «Насими» станцией «Азадлыг Проспекти».
9 октября 2008 года открылась станция «Насими» и перегон «Мемар Аджеми — Насими», протяжённостью 1,7 км.
16 декабря 2008 года открылась вторая платформа станции Джафар Джаббарлы и от неё был пущен второй поезд-челнок до станции Хатаи.
29 декабря 2008 года после реконструкции открылась для пассажиров станция «Ичарищахяр».
30 декабря 2009 года открылась станция «Азадлыг» и перегон «Насими-Азадлыг», протяженностью 1,3 км.
29 июня 2011 года открылась станция «Дарнагюль» и перегон «Азадлыг-Дарнагюль», протяженностью 1,6 км.
30 декабря 2011 года после реконструкции открылась для пассажиров станция «Кероглу» (прежнее название «Мешади Азизбеков»).

Несмотря на то, что зеленая линия открылась в 1968 году, станции Низами Гянджеви, Эльмляр Академиясы, Нефтчиляр, 20 Января, Мермар Аджеми, Насими и Азадлыг функционируют в составе красной линии, по принципу вилочного движения, поезда от станции Ази Асланова до 28 Мая едут все вместе, а со станции 28 Мая расходятся и один поезд идет в сторону станции Баксовет (ныне Ичери Шехер), другой — к станции Дарнагюль.

Между станциями Джафар Джабарлы и Шах Исмаил Хатаи ходят 2 челнока по каждому из путей. Такая схема движения объясняется тем, что подземные пути, связывающие станции Джафар Джабарлы и Низами Гянджеви, ещё не построены. После завершения работ по строительству этих путей (I квартал 2013 года[1]) схема движения будет изменена, с тем, чтобы разделить зелёную и красную линии.[2]

Поезд на станцию Бакмил отправляется по утвержденному графику, примерно каждые 25 минут.

Хронология открытия участков

6 ноября 1967: Бакы Совети — 28 Май — Нариман Нариманов, 6,5 км
22 февраля 1968: 28 Май — Шах Исмаил Хатаи, 2,3 км, «28 Май» — общая станция для обеих линий
5 мая 1970: Нариман Нариманов — Улдуз, 2,1 км
7 ноября 1972: Улдуз — Нефтчиляр, 5,3 км
31 декабря 1976: 28 Май — Низами Гянджеви, 2,2 км
28 марта 1979: Нариман Нариманов — Бакмил, 0,5 км (образовано вилочное движение)
31 декабря 1985: Низами Гянджеви — Мемар Аджеми, 6,5 км
28 апреля 1989: Нефтчиляр — Ахмедлы, 3,3 км
27 декабря 1993: Джафар Джаббарлы передача участка «28 Май — Мемар Аджеми» первой линии, образование трехмаршрутного вилочного движения; линия 2 превращается в единственный однопутный перегон «Джафар Джаббарлы — Шах Исмаил Хатаи» (с 17-го декабря 2008 двухпутного)
10 декабря 2002: Ахмедлы — Ази Асланов, 1,4 км
9 октября 2008: Мемар Аджеми — Насими, 1,7 км
30 декабря 2009: Насими — Азадлыг, 1,3 км
29 июня 2011: Азадлыг — Дарнагюль, 1,6 км

Сотовая связь

На всех станциях и на ряде перегонов бакинского метро действуют местные сотовые операторы Bakcell и Azercell, на большинстве станций и третий оператор — Nar Mobile
Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/Бакинский_метрополитен

bakuonlyu.blogspot.com

Бакинское метро. — OurBaku

Бакинское метро

1967

Описание Бакинского метрополитена («Справочник пассажира», Изд-во «Транспорт». 1981г.)

Бакинский метрополитен был открыт в ноябре 1967 г. Сегодня протяженность его линий достигла 18,6 км, а число станций равно 12. Подземная дорога соединила пять районов города: Имени 26 Бакинских комиссаров, Насиминский, Шаумяновский, Наримановский и Октябрьский.

Ежедневно голубые экспрессы Бакинского метрополитена по двум своим линиям: «Бакы Совети» –«Нефтчиляр» и «Шаумян» – «Микрорайон» перевозят около 400 тыс. пассажиров.

В перспективе планируется дальнейшее развитие сети метрополитена. Предполагается линию «Шаумян» – «Микрорайон» сделать кольцевой, пропустив ее к фабрике им. Ленина, поселкам Серебровского и Разина, к нефтеперерабатывающему заводу. При этом планируется сооружение пересадочных станций в местах пересечения будущего кольца с существующими линиями у станций «Улдуз» и «Нефтчиляр».

Линия «Бакы Совети» – «Нефтчиляр» будет продолжена в обе стороны и превратится в большой диаметр длиной до 30 км, с перспективой выхода на востоке к Апшеронскому полуострову, а на западе – в микрорайон Шихово, где планируется строительство нового жилого массива.

Материал предоставлен Дмитрием Дегтярёвым.

Метрополитен солнечного города

Впервые в Баку я попал 4 января 2005 года, когда мы с друзьями путешествовали по Дагестану, Азербайджану и Грузии. К сожалению, на Баку у нас был отведен всего один день, поэтому в метро мы провели всего минут 30-40 в вечернее время, проехав лишь несколько станций по «старой» (красной) линии – от «Бакинского Совета» до станции «Нариманов» и потом обратно, к ж.д.вокзалу («28 мая»). Надо сказать, что я уже из книг о метро знал, что в Баку как минимум несколько станций достаточно красивы, а тут удалось подтвердить это наяву. Забегая вперед сообщу, что считаю бакинское метро наиболее красивым в Закавказье.

Более подробно со всей системой метрополитена удалось ознакомиться, когда мы поехали в Баку на Первомай этого же года…

Подземные полисмены Начну с того, что как только мы с супругой добрались до города маршруткой №118 из аэропорта и стали входить на станцию «Мешади Азизбеков», тут же были «схвачены» полицейскими. Почему? Все очень просто – у нас были большие рюкзаки. Здесь следует вспомнить события примерно 10-летней давности, когда у бакинского метрополитена был печальный период. То он несколько раз становился мишенью террористов, то случился жутчайший пожар состава в тоннеле, когда погибло 289 человек. Так вот, после террористических атак, полисменов метрополитена обязали находится не в своих коморках, а стоять при входе на каждую станцию и визуально отлавливать подозрительных личностей, а также людей с большими вещами. Также несколько сотрудников полиции (форма азербайджанской полиции, к слову, аналогична форме советской милиции) находятся непосредственно на самих станциях метро.

Итак, сидящие на входе за специальным столиком стражи порядка остановили нас. Сначала в свое помещение завели меня. Там находился их начальник. По-русски он говорил прекрасно. Попросил паспорт, посмотрел свежую отметку азербайджанских пограничников, спросил с какой целью мы приехали, является ли спутница моей супругой, что везем в рюкзаках. Замечу, что допрос шел весьма вежливо. Под конец он попросил показать ему мои деньги. Я несколько опешил. Меня заверили, что ничего вымогать не будут, а лишь проверят, нет ли фальшивок.

И верно – все мои манаты, рубли и доллары, после беглого осмотра, были полностью мне возращены. На весь допрос ушло примерно 5-7 минут. Потом на приблизительную процедуру пригласили супругу. В данном процессе мало приятного, но все было также корректно. Хотя позже в сети Интернет я встречал и отзывы о попытках полиции в бакинском метро что-то незаконно отнять у российских путешественников. Мы же для себя уяснили, что больше с большими вещами мы в метро ездить не будем, хотя на следующей же день опять были приглашены метрополитеновской полицией на досмотр, хотя имели лишь полупустой пакет (это было при входе на станцию метро «Сахил», недалеко от которой находилась наша гостиница).

Процедура была схожей. В дальнейшем мы старались иметь при себе минимальное количество вещей, с расчетом размещения их в карманах курток, и это сработало – больше полицейских мы не интересовали ни разу.

Архитектура Тем не менее, быть в Баку и не посмотреть метрополитен будет большой ошибкой. Архитектура станций очень красива, оформлена со вкусом и с включением национальных мотивов. Изначально я был настроен на красоту колонных станций, но самой впечатляющей оказалась пилонная. А вот односводчатых в Баку пока нет.

Описывать красоту (вообще) смысла не вижу – лучше один раз увидеть. Хотя бы на фото. О вкусах также не спорят. На мой взгляд, тройка самых впечатляющих станций выглядит так: «Низами», «Нариманов», «Гянджлик». Последние две колонные, но не типовые «сороконожки». Типовых в Баку вообще почти нет. «Гянджлик» несколько напоминает московскую «Кропоткинскую», уменьшенную в 1,5 раза. Обидно, что выключена подсветка среднего зала на станции «Нариманов» — станция несколько темновата. Но и в таком состоянии она очень оригинальна.

Ну и наиболее запоминающаяся из бакинских станций – «Низами». Даже если вы не собираетесь пользоваться метрополитеном как транспортом, непременно стоит включить посещение станции «Низами» в свою культурную программу отдельным пунктом – очень красивая мозаика пилонов на темы творчества классика азербайджанской поэзии! На всякий случай добавлю, что за исключением «Ази Асланов», станции метро в Баку построены в период СССР (например, «Низами» открыта в 1979 году). Это к возможному вопросу зажималась или нет азербайджанская культура в советские годы.

Маршруты бакинские

Итак, прежде чем попасть в метро, необходимо приобрести в кассе жетон. На конец 2006 года его цена составляет 5 гяпик (азербайджанских копеек), что примерно равно 1,5 российским рублям. Это наверное рекорд по нижней планке стоимости проезда в метрополитенах СНГ (10% от цены проезда в Москве).

В каждом составе по пять вагонов. Интересная особенность бакинцев – стоять спиной у дверей со стороны платформы. Даже если в вагоне есть свободное место, кто-нибудь да прислонится спиной к едва закрывшимся дверями. Иногда человек остается у дверей даже при остановке на станции и искренне удивляется, что выходящие из вагона пассажиры его задевают.

Наибольшая сложность в перемещении по метро – запутанная схема движения поездов, с переходами составов между линиями и ответвлением на «отросток» в депо. Считается, что в Баку две линии («красная» и «зеленая»), однако схема движения предусматривает, что с одной станции можно уехать в три-четыре направления. Поэтому обращайте внимание на световые табло по концам платформы, загорающиеся с указанием направления ближайшего поезда. Обособленное движение организовано лишь на челночном участке «Джафар Джаббарлы» — «Хатаи» (там ходит лишь один состав в режиме «челнока»).

Интервалы между поездами небольшие, за исключением станции «Бакмил» у метродепо – поезда туда и оттуда идут крайне нестабильно. Я по неопытности заехал туда уже почти перед нашим отъездом в аэропорт. Хорошо, что имелся запас по времени – минут 20 пришлось постоять в ожидании обратного состава на основную линию.

Еще одна из интересных особенностей метрополитена – появление туалетов прямо на станциях. Да-да, столь необычно для нас – прямо в торце станции дверь, над ней вывеска «Туалет». Правда, такие заведения есть не на всех станциях, но по крайней мере на нескольких станциях в центре они есть («Бакы Совети», «Сахил»).

Вот вкратце все впечатления от посещении пятого (по дате открытия) метрополитена бывшего Союза. Остается лишь вспомнить, что в 2007 году Бакинский метрополитен отмечает 40-летие своей работы.

Всеволод Путник.


ЗДЕСЬ

И еще о Метро в Баку

Метрополитен в столице Азербайджана был открыт в 1967 году, однако время, равно как и история берёт своё. Не стало Советского Союза, Азербайджан стал независимым государством, что несомненно не могло не повлиять и на единственный в стране метрополитен.

Управление Бакметростроя (1972)

Многие станции Бакинского метрополитена, после распада Советского Союза были переименованы, на большинстве явно заменена отделка, причем очень аккуратно, будто всегда так было — к примеру, флаг Азербайджана выложенный мозаикой и т.п. Вообще отделка красивая и разнообразная.

Все станции рассчитаны на приём составов из 5 вагонов, где до недавнего времени ходили 4-вагонники, сейчас ходят составы из 5 вагонов: вперемешку «Е*» и «номерные». Все вагоны имеют стандартную окраску «номерных» (в том числе и «Е-шки»), в середине вагона на стене на уровне глаз — герб Азербайджана, переводная картинка, аналогичная висевшим раньше гербам СССР.

Составы из вагонов «Е*» ходят только в сторону «Ичери Шехер», а также челнок «Джафар Джаббарлы» — «Шах Исмаил Хатаи». «Номерных» заметно больше.

В последние годы, в Бакинское метро поступило несколько новых вагонов Мытищинского завода(серия 81-714.Б/81-717.Б — специальная модификация для Баку), отделка стандартная («шестипопые» сидения, светлый пластик и т.п.)

Самое интересное, что во всех вагонах все заводские таблички (модель, выключение дверей и устройство связи с машинистом) на русском языке, все остальные надписи (не прислоняться, реклама), а также звуковые объявления, название станций на путевых стенах и вестибюлях только на азербайджанском, латиницей.

Большие зеркала на станциях отсутствуют, поезда отправляют по старинке — Красная Шапочка взмахивает диском. В середине станции к колонне прикреплено специальное сиденье для неё.

Все звуковые объявления произносятся женским голосом. Перед названием станции, на которую прибывает — короткая музыкальная фраза, каждый раз разная. Возможно, по этому тоже можно ориентироваться. Объявления приблизительно такие: «Nizami stansiyasi». Дальше — «двери закрываются», следующая станция — «Memar Adzhemi». На конечных станциях — длинная тирада.

Указателей с полным перечнем станций очень мало, в основном надо ориентироваться по схеме линии на путевой стене, которая набрана из отдельных табличек, довольно крупных, и по световым табло у головы и хвоста поезда (у головы — рядом с часами, у хвоста — аналогично). Подсвечивается название станции, до которой следует поезд, кое-где — до 4 возможных вариантов.

Сколько линий в Бакинском метро — сказать сложно.

В Баку очень оригинальная и непривычная для метрополитенов бывшего Советского Союза схема движения поездов. Подобная (маршрутная) схема, достаточно широко распространена в европейских и американских метрополитенах. У нас, такая система не получила широкого применения (если не считать «вилочное» движение поездов от станции «Каширская» в Москве).

Итак, движение поездов осуществляется от станции «Ази Асланов» до станции «28 май», дальше разветвление — на «Ичери Шехер» и на «Мемар Аджеми», а также челнок от станции «Джафар Джаббарлы» до станции «Шах Исмаил Хатаи» и временно, до открытия станции «Азалдыг проспекти», в связи с отсутствием путевого развития на станции «Насими», по второму пути ходит челнок «Мемар Аджеми» — «Насими».

В обратном направлении некоторые поезда следуют в депо — после станции «Нариман Нариманов» ответвляются, выходят на поверхность и высаживают пассажиров на станции «Бакмил», обратно поезда идут аналогично. На «Ичери Шехер» оборот по съезду перед станцией — задействован правый путь, если смотреть с прибывающего поезда. На станциях «Ази Асланов» и «Мемар Аджеми» оборот составов производится по стандартной схеме.

Схем в вагонах практически нет, те что висят — все старого образца, на которых перегон «Ахмедлы» — «Ази Асланов» подкрашен вручную.

На станции «Элмляр Академиясы» в глухом торце на щите висит единственная в метро крупная схема подземки, аналогичная схемам в вагонах.

На станциях, по сравнению с Москвой, достаточно темно и чуть душно, зато чисто: нет никаких попрошаек, бомжей и людей непристойного вида, полиция в Баку очень строгая. Вообще, в каждом вестибюле и на каждой станции дежурит полицейский, которые следят за всем и вся. Полицейские безукоризненно вежливы, денег не вымогают. Оружия нет, документы в порядке — полицейские желают счастливого пути, еще и извиняются.

Стоимость проезда не меняется, по крайней мере, с 1997 г. — 250 манат, сейчас это примерно 1р.58к., около 5 центов. У метро — новый логотип (в 2002 году еще не было). Белый круг, в нём красная буква М «старомосковского» начертания, но более сильно вытянутая по вертикали, засечки только снаружи. Под ней — короткая красная стрелка вниз. Вокруг — 8 красных лучей, каждый луч — треугольник спереди и ромб в сечении. На некоторых станциях всё это медленно вращается вокруг вертикальной оси. Ночью, надо полагать, белый круг светится. Названия станций у входа написаны крупными красными накладным буквами из пластика. Хотя, кое-где остались и старые металлические, например: BAKI METROPOLITENI // ULDUZ st.

Там, где еще в 2002 году за решёткой была темнота и неизвестность — видна практически готовая вторая половинка станции «Джафар Джаббарлы». А на станции «Шах Исмаил Хатаи», где раньше проёмы между пилонами были заделаны наглухо — сейчас лишь лёгкие загородки, видна путевая стена. Так что, наверное, скоро пустят нормальное движение по 2 линиям или, хотя бы, второй челнок.

Интервалы движения (рабочий день, около 12 часов) — на общем участке около 5 минут, на разветвлениях около 10 минут, челнок ходит с интервалом в 15 минут, поезда идущие к станции «Бакмил» ходят нерегулярно.

Текст составлен и дополнен Дмитрием Аксёновым, на основе писем Валентина Мельникова, которому огромное спасибо за предоставленный материал.

Изображения станций бакинского метрополитена на спичечных этикетках

www.ourbaku.com

Baku — Maps — TransPhoto

Baku
4   469

Схема Бакинского метро в «стиле Лебедева»

July 2017
Author: Cannabis

20   510

Metro

По состоянию на 07.2016
Такие есть только в составе на фиолетовой линии
Больше о новой линии нигде не говориться — ни на каких схемах и указателях

Sunday, July 3, 2016
Author: Palal

1   600

Концептуальная схема развития линий Бакинского Метрополитена, 2013

December 2013
Author: Azer

7   648

Текущая схема линий Бакинского Метрополитена на карте города, 2013

December 2013
Author: Azer

7   503

Metro

Схема действующих и строящихся участков Бакинского метрополитена, из журнала «Метро» (1-1992)

1992
Posted by Aviateur

5   1214

Историческая схема пассажирского электротранспорта, версия 4

1990
Author: Павел Зюзин

223

Карта городского транспорта.ГУГК. Фабрика №8.

Friday, June 1, 1984
Posted by Павел Зюзин

255

Как проехать по Баку. ГУГК. Фабрика №8.

Saturday, March 1, 1969
Posted by Павел Зюзин

Pictures displayed: 8 out of 8

Photos currently sorted by date (New photos listed first).

transphoto.ru

Карта Баку подробная с улицами и домами на русском. Схема и спутник онлайн

Карта схема Баку пригодится всем путешественникам, посещающим Кавказ. Являясь столицей Азербайджана, город, с богатейшей историей и самым многочисленным населением этого региона, привлекает тысячи туристов. В нем сосредоточены научные и экономические центры. Учитывая огромную площадь мегаполиса, составляющую 2150 квадратных километров, без подробной карты г. Баку здесь не обойтись.

Баку — огромный город на карте Азербайджана

На карте Баку со спутника видно, что мегаполис находится в низине. Центр размещен ниже уровня моря на 28 метров. Сам город, по форме, напоминает гигантскую подкову, огибающую обширную бухту.

В мегаполисе проживает более 2 000 000 человек. Карта Баку по районам выделяет 12 наименований:

  • Ясмальский;
  • Бинагадинский;
  • Хатаинский;
  • Карадагский;
  • Хазарский;
  • Наримановский;
  • Сураханский;
  • Низаминский;
  • Сабунчинский;
  • Пираллахинский;
  • Сабаильский;
  • Насиминский.

Это деление действует с 2012 года. До 1940 г существовало 19 районов, которые потом были объединены, а лишние названия упразднены.

В городе несколько железнодорожных вокзалов. Главный находится недалеко от набережной. Международный аэропорт вынесен далеко за черту столицы, в северо-восточной стороне. По мегаполису удобно перемещаться на метро, которое имеет много линий и станций. Яндекс карты Баку точно показывают их расположение. Любое передвижение по огромному городу лучше сверять со схемой населенного пункта, — так можно сэкономить и время и силы.

Бакинские улицы на карте

Карта Баку с улицами хорошо показывает главный пешеходный канал столицы — улицу Низами. Автомобилем можно двигаться по ней только от пересечения с пр. Азадлыг до перекрестка с ул. Рихарда Зорге, недалеко от консульства КНР. Пешеходная часть называется в народе Торговой. Здесь множество магазинчиков и бутиков. Улица вымощена красивой брусчаткой, облагорожена коваными фонарями, лавочками, и вазонами с цветами. Карта Баку с улицами и домами поможет найти это место и полюбоваться видом европейского города на Кавказе.

Удобно передвигаться по Баку и на автомобиле, имея под рукой подробную схему дорог. Для осмотра набережной части города можно воспользоваться проспектом Нефтяников, который переходит за Приморским бульваром в проспект Нобеля. Для быстрого объезда мегаполиса с запада предусмотрена ул. Ипек Йолу. Чтобы попасть с западной части на восток, минуя центр, удобнее двигаться по пр. Зии Буниядова. Для объезда восточной части можно воспользоваться Гянджинским проспектом или Зыхским шоссе. Всего мегаполис насчитывает около 200 улиц. Большое число жителей на столь малом количестве наименований проспектов и переулков объясняется огромным количеством высоко этажных домов.

Карта Баку показывает трассы, связывающие столицу с соседними городами. Беюкшорское шоссе, мимо аэропорта, уводит на северо-восток полуострова к населенным пунктам Бузовна, Мардакян и Маштага. Основные дороги находятся на северо- и юго-западном направлении. Баку-Губа-Российская дорога ведет к границе с Дагестанской республикой. Баку-Шамахы-Евлахская дорога уходит вглубь страны. Сальянское шоссе тянется вдоль Каспийского моря, через Алят, Сальяны и Ленкорань. По этой дороге можно добраться до границы с Тегераном.

Карта Баку с домами. Здания и объекты столицы

Карта Баку с номерами домов облегчит поиски интересующих адресов мегаполиса. Например, возводимое высотное здание под названием Azersu Tower находится на пр. Гейдара Алиева 103, рядом с примыканием улицы Аляскар Гаибова. Небоскреб построен в форме огромной капли воды голубого цвета. Концепция постройки специфична ввиду расположения в ней штаба оператора водных ресурсов страны.

Карта Баку с домами поможет отыскать и самый большой небоскреб столицы SOCAR Tower. Строение имеет 42 этажа и выполнено в виде двух языков пламени, сплетающихся вместе. Башня-небоскреб принадлежит нефтяной компании. Все это удачно расположилось на том же пр. Гейдара Алиева, напротив высотки олицетворяющей каплю воды. Посмотреть на эти современные чудеса архитектуры приезжают все гости столицы.

Экономика и промышленность Баку

Основную долю прибыли и обеспечения рабочими местами предоставляют столице нефтеперерабатывающие и газодобывающие компании. Вокруг города расположены три крупных месторождения. Имея карту Баку не трудно найти головной офис канадской дочерней компании Zenith Aran Oil Company Ltd, расположенной по адресу пр. Нобеля 15, в восточной части города. Предприятие работает сразу на трех месторождениях вокруг столицы. В городе присутствуют фирмы и с ближайшего зарубежья. По ул. Сафарова 23 расположилась «Грузинская нефтегазовая корпорация».

Вклад в экономику делает и туристический бизнес. В Баку множество гостиниц, ресторанов и кафе. Отдыхающие приезжают из разных мест Азии и Европы. Имея карту, можно быстро найти самый популярный ресторан «Фируза», находящийся на ул. Т. Алиярбекова 14. Сочетание европейской, восточной и местной кухонь помогает угодить клиентам со всего мира. Близкое расположение к набережной делает его удобным местом обеденного отдыха. С подробной картой Баку можно всегда сориентироваться в огромной

1maps.ru