«Площадь Ильича» | |||
Калининская линия | |||
Московский метрополитен | |||
Дата открытия | 30 декабря 1979 года | ||
---|---|---|---|
Проектное название | Застава Ильича | ||
Проекты переименования | Рогожская (1991, 2015[1]), Рогожская Застава (1992), Андрея Рублева (2017)[2] | ||
Район | Таганский | ||
Округ | ЦАО | ||
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения | ||
Глубина заложения, м | 46 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | В. И. Клоков, Л. Н. Попов | ||
Архитекторы вестибюлей | И. Г. Петухова | ||
Скульпторы | Н. В. Томский | ||
Инженеры‑конструкторы | Е. С. Барский, Ю. З. Муромцев | ||
Выход к улицам | площадь Рогожская Застава, улица Сергия Радонежского, бульвар Энтузиастов, Международная улица, Рабочая улица, Гжельский переулок | ||
Переходы на станции | 10 Римская | ||
Наземный транспорт | А: м8, 40, 40к, 125, 340, 365, 567, 730, Н4 Тб: 53 Тм: 8, 12, 46 | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 083 | ||
Соседние станции | Авиамоторная и Марксистская | ||
| |||
«Площадь Ильича» на Викискладе |
wiki.sc
Площадь Ильича (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Калининская линия | |
---|---|
«Площадь Ильича» — пересадочная станция Калининской линии Московского метрополитена.
Открыта 30 декабря 1979 года в составе участка «Марксистская» — «Новогиреево». Расположена на ПК 44+23.
Разработчики проекта
Архитекторы
В. А. Клоков, Л. Н. Попов.
Архитектор вестибюля
И. Г. Петухова.
Инженеры-конструкторы
Е. С. Барский, Ю. З. Муромцев.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту из сборной чугунной обделки, так называемая «хрущёвская» пилонная станция.
Из-за сложной геологической ситуации диаметр центрального тоннеля уменьшен до 7,5 м, диаметр боковых тоннелей 8,5 м.
Своды поддерживаются 8 массивными пилонами.
Название
Проектное название
«Застава Ильича».
Проекты переименования
«Рогожская» (1991), «Рогожская застава» (1992).
Пересадки
При строительстве Люблинско-Дмитровской линии в 1995 году из центра зала был построен переход на станцию «Римская».
Выход в город
- Из подземного вестибюля на площадь Рогожская Застава, улицу Сергия Радонежского и шоссе Энтузиастов, на Рогожский Вал и Золоторожский Вал.
- К железнодорожному остановочному пункту Серп и молот:
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция без путевого развития.
Художественное оформление
Путевые стены станции отделаны белым мрамором с 4 вставками из металла, изображающими серп и молот. Кубические пилоны стоят на низком основании меньшего по площади размера и облицованы мраморизованным известняком месторождения Шроша бордово-красного цвета. Цоколи пилонов облицованы лабрадоритом. Подобран камень полов: в проходах — чёрный габбро, между проходами — сургучно-красный гнейс.
На торцевой стене центрального зала укреплён серебристый бюст В. И. Ленина (скульптор Н. В. Томский), помещённый на фоне большой белой книги. Платформа освещается люминесцентными лампами на плоских металлических профилях, изогнутых зигзагом. Под сводом центрального зала смонтирована конструкция, напоминающая позвоночник: на длинной балке установлены стеклянные пластины из матового стекла. В плоских перекрытиях межпилонных проходов устроены полусферические кессоны с лампами.
Фотогалерея
Ссылки
Площадь Ильича (станция метро) — это… Что такое Площадь Ильича (станция метро)?
Координаты: 55°44′49″ с. ш. 37°40′59″ в. д. / 55.746944° с. ш. 37.683056° в. д. (G) (O) (Я)55.746944, 37.683056
«Площадь Ильича» Калининская линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 30 декабря 1979 года |
---|---|
Проектное название: | Застава Ильича |
Проекты переименования: | Рогожская (1991 год), Рогожская Застава (1992 год) |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м.: | 46 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | В. А. Клоков, Л. Н. Попов |
Архитекторы вестибюлей: | И. Г. Петухова |
Инженеры-конструкторы: | Е. С. Барский, Ю. З. Муромцев |
Выход к улицам: | площадь Рогожской заставы, ул. Сергея Радонежского, бул. Энтузиастов, ул. Международная, ул. Рабочая |
Переходы на станции: | Римская |
Наземный транспорт: | А 40, 125, 730; Тб 45, 53; Тм 8, 12, 46 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС, Билайн, Мегафон |
Код станции: | 083 |
«Площадь Ильича» на Викискладе |
«Пло́щадь Ильича́»
Была открыта 30 декабря 1979 года в составе участка «Марксистская» — «Новогиреево». Название дано по расположенной на поверхности площади Ильича (ныне — площадь Рогожской Заставы).
Выход в город осуществляется через подземный вестибюль на площадь Рогожской заставы, шоссе Энтузиастов, к платформе «Серп и Молот» Горьковского направления Московской железной дороги, а также на Рогожский и Золоторожский валы.
Вестибюли и пересадки
В центре зала находится переход на станцию «Римская». Рядом со станцией находится платформа «Серп и Молот» Горьковского направления, остановки наземного общественного транспорта.
Техническая характеристика и оформление
Пилоны станции облицованы коричневым гранитом, а их цоколи — лабрадоритом. Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены отделаны серым мрамором. Станция «Площадь Ильича» — одна из самых интересных в палеонтологическом плане станций метро. Колонны на ней отделаны красным мрамором (мраморовидным известняком), в котором очень часто встречаются окаменелости[1]. На торцовой стене центрального зала укреплён бюст В. И. Ленина (скульптор — Н. В. Томский).
Примечания
См. также
Ссылки
Станция «Площадь Ильича»: знакомимся ближе! :: SYL.ru
Станция метро «Площадь Ильича» в Москве — место, через которое ежедневно проходят миллионы людей. И практически каждый воспринимает метро лишь как средство передвижения. Однако оно хранит миллионы загадок. И сегодня завеса над одной из них будет немного приоткрыта.
Общие сведения
Станция «Площадь Ильича» находится на Калининско-Солнцевской линии Московского метро. Официальное открытие состоялось под Новый год, 30 декабря 1979 года. Входила в состав участка Марксистская-Новогиреево как промежуточная станция. Платформа названа так же, как находящаяся на поверхности Площадь Ильича. Район расположения станции — Таганский. Но на сегодняшний день переименована в площадь Рогожская Застава.
Выходы в город проходят через подземный переход, ведущий на площадь Рогожской Заставы и Шоссе Энтузиастов к платформе «Серп и Молот», относящейся к Горьковской железной дороге, а также на Рогожский и Золото-Рогожский Валы. «Площадь Ильича» имеет переход, берущий свое начало из центра зала, на станцию «Римская» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Как строилась
Построение станции выдержано в строгих решениях и монументальных формах. Станция пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения в 46 метров. Сооружалась по типовому проектированию из сборной чугунной обделки. Имеет одну островную прямую платформу.
Своды станции метро «Площадь Ильича» поддерживаются восемью кубическими пилонами, которые располагаются на низком основании. Облицованы красным мраморным камнем «Салиети», а цоколи пилонов — «Лабрадоритом». Пол станции в проходе выложен черным «Габбро», между проходами кроваво-красным «Гнейсом». Путевые и платформенные стены имеют отделку из белого мраморного камня «Коелга». Архитекторы, воплощавшие свои замыслы в этой станции, — Л.Попов, И.Петухова и В.Клоков.
Платформа «Площадь Ильича» освещается при помощи люминесцентных ламп, которые крепятся под потолком, на металлическом профиле, своей формой напоминающем длинную молнию.
Через весь центральный зал, под сводами, протягивается длинная балка, с расположенными на ней стеклянными матовыми пластинами – это освещение главного зала. А между пилонами установлены полукруглые кессоны с лампами.
Немного интересных фактов
В центральном зале на торцевой стене станции «Площадь Ильича», на фоне белой книги закреплен бюст В. И. Ленина серебристого цвета. На путевых стенах расположены четыре вставки из металла, изображающие серп и молот.
Из-за сложной геологической ситуации на станции диаметр центрального тоннеля был уменьшен и сейчас составляет 7,5 метра, в то время как диаметры боковых тоннелей составляют 8,5 метра.
По проектной документации станция должна была носить название «Застава Ильича».
На Калининской линии во время прокладывания участка, на котором сейчас находится станция, в 1985 году случилась авария. Когда было выполнено 70 % работ на станции «Марксистская», шахта вдруг начала наполняться водой. Как оказалось в дальнейшем, строители «зацепили» подземное озеро. До последнего не уходили с затопленной станции, в надежде, что насосы смогут справиться с огромным объемом прибывающей воды (3000 кубометров в час). Но насосы не справились, и станция оказалась полностью затопленной. Чтобы откачать воду, необходимо было проложить две трассы для водостоков, в которые укладывали трубы. Эта операция заняла одну неделю, после чего в течение трёх дней осуществлялась откачка воды со станции. В Москву-реку было «перелито» потревоженное подземное озеро объемом 65000 кубических метров. После этого пришлось заново переделывать все строительные работы – на это ушло порядка двух месяцев. Но строители все же успели сдать участок вовремя.
На поверхности станции располагается Музей древнерусской культуры и искусства, названный в честь Андрея Рублёва, Музей, посвященный ретро-машинам, и Музей личных собраний. Можно посетить один из трех театров, разнообразив таким образом свой досуг. Рядом со станцией отсутствуют торговые центры, но зато в большом количестве располагаются бары и рестораны.
Москва, метро «Площадь Ильича» — место слияния нескольких времен
Для палеонтологов станция представляет особый интерес. В нескольких видах облицовочного мраморного камня, который использовался для оформления станции, до наших дней сохранились древние окаменелости:
— окаменевший моллюск Наутилус – головоногий моллюск, который получил достаточно широкое распространение в метрополитене;
— попадаются также крупные брюхоногие моллюски, но их не очень много;
— раковины аммонитов, которые, как было определено учеными, «впечатаны» в мраморные плиты юрского периода;
— на одной из облицовочных мраморных панелей встречаются скопления раковин брахиопод и гастропод, как предположили ученые мужи, эти отложения были сформированы прибоем.
Следует хотя бы раз приехать на станцию «Площадь Ильича» и просто погулять по ней, рассматривая окаменелые диковинки.
www.syl.ru
Палеонтология метро: станция метро Площадь Ильича
Галерея №1
Станция «Площадь Ильича» открыта 30 декабря 1979 года.
Станция «Площадь Ильича» — одна из самых интересных в палеонтологическом плане станций метро. Колонны там отделаны красным мрамором (мраморовидным известняком), в котором очень часто встречаются окаменелости. На фотографии — раковина головоногого моллюска наутилуса. Наутилусы — одни из самых красивых и распространенных окаменелостей в красном мраморе в метро.
На этой фотографии — довольно крупный брюхоногий моллюск в каменной облицовке станции. Рядом видна трещина, по которой шел кварцевый раствор, когда этот камень находился под землей. Брюхоногих моллюсков в метро не много, видимо они не были очень распространены в тех биотопах, где возникали отложения, впоследствии окаменевшие. Видно, что раковина заполнялась осадком неравномерно, часть ее наполнено крупнозернистым осадком, часть — мелкозернистым, с заметной слоистостью.
На этой фотографии — раковина аммонита. Аммониты, как и наутилусы, относятся к головоногим моллюскам, но имеют ряд значительных отличий. В метро в первую очередь видно различие в форме их перегородок — у наутилусов они гладкие, а у аммонитов — гофрированные и изогнутые. Несмотря на то, что этот мрамор, судя по всему, имееет юрский возраст, а в юрском периоде аммониты были очень широко распространены, в этом мраморе аммонитов мало, здесь заметно преобладание наутилусов.
Срез раковины брахиоподы. Брахиоподы, или плеченогие, раковинные животные, похожие на обычных двустворчатых моллюсков, но относящиеся не к моллюскам, а к самостоятельному типу. А брахиоподы со столь сильно рассеченными, зубчатыми раковинами, были очень распространены в прежние геологические эпохи, они существуют по-крайней мере с середины Палеозоя.
Боковой разрез раковины брахиоподы. Эта брахиопода относится к другому роду, ее раковина гладкая. Но этот срез интересен тем, что видно внутреннее строение животного — штрихи, образующие окружность в передней части раковины — отпечаток ручного аппарата брахиоподы. Эта брахиопода неравномерно заполнялась различными типами осадка — это четко видно по ее двухцветности.
Не все окаменелости в метро имеют хорошую сохранность. Этому наутилусу не повезло — его раковина оказалась раздровбена, скорее всего, уже после частичного наполнения осадком, но до захоронения под слоями ила или глины. Может быть на него наступил забредший на мелководье динозавр? )) А небольшое колечко в задней части раковины — срез сифона — специальной трубки, соединявшей между собой камеры в раковине головоногих.
В нескольких местах в облицовке на станции «Площадь Ильича» видны скопления раковин брахиопод. Среди них встречаются гастроподы и даже пара наутилусов. Судя по всему, эти отложения формировались прибоем, волны сносили раковины в какую-то низину или ямку за камнями. Видимо, глубина там была небольшая. Возможно, что серая полоса, проходящая через плиту мрамора, и есть та преграда, которая вызвала образование этого ракушечника.
Фрагменты раковин аммонитов. Как уже было сказано, аммониты в красном мраморе — редкость. Кроме этих обломков, на станции Площадь Ильича найден лишь еще один аммонит, правда, целый. Наличие обломков видетельствует о том, что отложения, впоследствии ставшие красным мрамором, формировались на относительном мелководье, где волны или какие-то другие факторы приводили к переламыванию и перемешиванию раковин.
Не совсем понятная окаменелость в колонне станции «Площадь Ильича». Аналогичные окаменелости встречаются на станциях «Курская» и «Лубянка». Может быть это срез ростра белемнита, уходящего в глубину камня? К сожалению, пока ни одного образца с продольным, а не поперечным срезом, пока найти не удалось.
www.paleometro.ru
«Площадь Ильича». Тишина за Рогожской заставой…
Московская площадь Рогожская застава за время своего существования не раз меняла название. Сейчас она расположена практически в центре города, в Таганском округе, а когда-то это была окраина. С этим местом связано множество интересных историй. На площади расположены станции метро «Римская» и «Площадь Ильича».
История площади
В XVI веке на левом берегу Яузы стали селиться ямщики, занимающиеся доставкой почты и пассажиров. Они возили грузы в село Рогожский ям (впоследствии г. Богородск, ныне Ногинск). Ямами назывались почтовые станции, которые находились на расстоянии 60-70 км (примерно дневной пробег лошадей). В XVIII веке после создания Камер-Коллежского вала там располагалась одна из 16 застав на границе Москвы. Первоначально на заставах проверялся ввозимый в Москву товар и собиралась пошлина. Потом пошлины отменили, и заставы служили только для полицейского контроля. Рогожская застава процветала и богатела. Застава стала активно заселяться, строились дома, открывались лавки и мастерские, образовался рынок.
Староверы
В отделенной рекой Яузой слободе с XVII века селились семьи старообрядцев. Здесь обосновалось и много купцов, исповедующих эту веру. На Рогожском кладбище был центр общины. В 1825 г. в ней числилось около 68 тыс. прихожан. Слобода отличалась от остальной Москвы особым патриархальным укладом жизни. Чужакам было трудно найти там место. Во время эпидемии чумы в 1771 г. старообрядцы на свои деньги организовали чумные бараки для больных. Впоследствии появилась богадельня для стариков, приюты, учебные заведения. В начале XX в. в богадельне проживало более 700 стариков. В слободе существовал Старообрядческий институт. Обучение там длилось 6 лет. На Рогожском кладбище похоронены купцы Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, много сделавшие для России.
В 1845 г. недалеко от слободы заработал завод Гужона, превратившийся впоследствии в промышленный гигант «Серп и Молот». Там же появился «Винный склад №1», который превратился в завод «Кристалл»
Со строительством Нижегородской железной дороги открылся доступ для пришлых людей в слободу, и особый жизненный уклад перестал существовать. Ямской промысел тоже пришел в упадок.
Владимирка
От Рогожской заставы начинается Владимирский тракт. Оттуда в Сибирь на каторгу отправлялись заключенные. Под звон цепей наполовину остриженные наголо каторжане бросались за подаянием, которое кидали сердобольные жители. Одетые в серые бушлаты, с бубновым тузом на спине в голове колонны шли те, кто отправлялся на каторгу. За ними двигались те, у кого не было документов. Их выдворяли из Москвы в глубинку. В конце этапа двигались обозы с родственниками, женами и детьми. С 1761 по 1782 гг. по этапу прошло около 60 тыс. человек. Во времена Николая Первого по Владимирке проходило до 8 тыс. арестантов в год. Владимирский тракт называли дорогой скорби. Трудно представить, о чем думали те, кто назвал эту дорогу «Шоссе энтузиастов».
Площадь в XX веке
В 1919 году площадь Рогожская Сенная была переименована в площадь Ильича, а Рогожская застава в 1923 г. стала называться Заставой Ильича, в честь Владимира Ильича Ленина. В 1994 г. площади вернули старинное историческое название. В районе сохранилась частично купеческая застройка конца XIX века. В 1816 г. Александр Первый повелел, чтобы дома в Москве были покрашены «нежнее и лучшими красками». Были определены цвета для покраски фасадов домой. Современные архитекторы воспользовались приказом императора и покрасили милые двухэтажные домишки в оригинальные цвета.
Станция метро «Площадь Ильича»
Станция существует с 1979 г. Это станция глубокого заложения, пилонная, имеет три свода и одну платформу. Восемь пилонов облицованы красным камнем «Салиети», цоколи — «Лабрадоритом». Пол в проходе покрыт черным «Габро», а стены платформы отделаны белым камнем «Коелга». Станция освещается люминисцентными лампами, образующими полосу. Между пилонами лампы расположены в кессонах. Авторы-архитекторы станции это Клоков, Попов, Петухова. Скульптуру В.И. Ленина выполнил скульптор Томский. В центре вестибюля расположен переход на станцию «Римская». Через подземный переход можно выйти на площадь Рогожской заставы, к платформе «Серп и молот», на шоссе Энтузиастов. Станции «Римская», «Площадь Ильича», платформа «Серп и молот» образуют крупный транспортный узел.
Строительство станции было сложным. Из-за геологических особенностей пришлось уменьшить диаметр тоннеля. В процессе строительства было затронуто подземное озеро и тоннели затопило. Была проведена сложная инженерная операция, в результате которой в Москва-реку было вылито 65000 м3 воды. Но несмотря на это станция была сдана в срок.
Площадь в литературе
В литературе не раз и не два встречается это место Москвы. Протопоп Аввакум в своих письмах рассказывает, как он пересекал Рогожскую заставу. Николай Свечин, популярный автор ретродетективов, описывает быт и нравы старообрядческой общины в книге «Завещание протопопа Аввакума». Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» подробно рассказывает про Рогожскую заставу и страдальцев, которые шли по этапу.
С детства каждый помнит знаменитого дядю Степу. Он жил Сергей Михалков поселил обаятельного героя:
в доме восемь дробь один, у Заставы Ильича…
«Площадь Ильича», адрес в кино
Люди старшего поколения помнят фильм «Дом, в котором я живу» (1957 г.). Там Николай Рыбников исполняет песню: «Тишина за Рогожской заставою…». Эта песня многие годы была на слуху целого поколения. Слова «Площадь Ильича, Москва», были своеобразным паролем шестидесятников.
В 1965 г. вышел фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Это время оттепели, герои фильма — молодые люди шестидесятых годов. В кино включены кадры с поэтических вечеров, стихи читают Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина, Рождественский. Это было время больших надежд, которые, к сожалению, не сбылись. Гимном поколению называли критики этот фильм.
Для москвичей адрес «Площадь Ильича» вызывает различные ассоциации и много значит. Недалеко от метро расположены кафе, рестораны, торговые центры.
fb.ru
«Площадь Ильича» | |
---|---|
Калининская линия | |
Московский метрополитен | |
Район | Таганский |
Округ | ЦАО |
Дата открытия | 30 декабря 1979 года |
Проектное название | Застава Ильича |
Проекты переименования | Рогожская (1991, 2015[1]), Рогожская Застава (1992), Андрея Рублева (2017)[2] |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 46 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы | В. И. Клоков, Л. Н. Попов |
Архитекторы вестибюлей | И. Г. Петухова |
Скульпторы | Н. В. Томский |
Инженеры‑конструкторы | Е. С. Барский, Ю. З. Муромцев |
Переходы на станции | 10 Римская |
Выход к улицам |
ru-wiki.ru