Павильон станции метро «Новокузнецкая» — стиль ар деко
Очень интересны интерьеры самой станции. Барельефы на её стенах – это фактические иллюстрации к знаменитой речи Сталина 7 ноября 1941 года – здесь представлены портреты Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, рельефы с изображением красноармейцев и краснофлотцев, рабочих, работников интеллигентного труда и, наконец, «победоносное знамя великого Ленина». Архитекторы, создавшие проект станции – супруги Н.Быкова и И.Таранов. Консультировал их Иван Жолтовский.
И, безусловно, интересны мозаичные панно, расположенные на своде станционного зала. Эскизы панно изготовил А. А. Дейнека, а собирал их художник В. А. Фролов в Ленинграде. Работа началась перед войной, а завершена была в блокадном городе в 1942 году. Больной, голодный, полуослепший, Владимир Александрович отказался от эвакуации, работал в промёрзшей мастерской и сумел закончить работу. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев. Художник нашёл в себе силы дойти до пристани, проводить своё творение, а через несколько дней он умер… Мозаики предназначались для станции метро «Павелецкая», проект которой делали архитекторы Веснины. Из-за войны от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда уже готовые мозаики установили на своде станции «Новокузнецкая».
До 1934 года на месте наземного вестибюля метро стоял храм Параскевы Пятницы. Впервые он упоминается в 1564 году как деревянный, а через сто лет, в 1657 году, здесь стоял уже каменный храм. В 1739–1744 годах церковь была выстроена заново в стиле барокко на средства купцов Журавлёвых – их владения находились в приходе храма.
Возле храма находилась отдельно стоящая надвратная колокольня с церковью Илии Пророка, интерьеры которой были выполнены в довольно редком для Москвы стиле рококо. В церкви был установлен резной иконостас работы Д. Ухтомского. Иконостас после сноса колокольни был сохранён и уже после войны перенесён в Смоленскую церковь Троице-Сергиевой лавры, построенную по проекту того же Д. Ухтомского.
В 1922 году был арестован настоятель храма Параскевы Пятницы протоиерей А.Н. Заозерский. 7 мая того же года он был приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. А ещё через 12 лет был взорван и сам храм…
Метро Новокузнецкая в Москве
А
Автомобильные торгово-производственные компании
Организаций : 2
Автосалоны и автоцентры
Организаций : 6
Антикварные магазины по продаже антиквариата
Организаций : 30
Аптеки по продаже лекарств
Организаций : 93
Б
Букинистические книжные магазины по продаже книг
Организаций : 32
В
Ветеринарные аптеки магазины по продаже лекарств
Организаций : 2
Д
Детские магазины товаров / вещей для новорожденных, детей
Организаций : 5
К
Комиссионные магазины товаров
Организаций : 10
Компании по продаже / аренды кинооборудование
Организаций : 1
Компании по продаже / производству оборудования для нанесения полимерных покрытий
Организаций : 1
Компании по продаже авиатехники и авиаоборудования
Организаций : 13
Компании по продаже автобусов
Организаций : 1
Компании по продаже альтернативных источников энергии для дома
Организаций : 2
Компании по продаже банковского оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже бензинового и дизельного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже биотоплива
Организаций : 1
Компании по продаже бурового оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже вендингового оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже вентиляционного и теплового оборудования
Организаций : 6
Компании по продаже весов и весового оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже газового оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже газовых котлов и др
Организаций : 1
Компании по продаже геодезического оборудования
Организаций : 2
Компании по продаже горно-шахтное оборудование
Организаций : 2
Компании по продаже грузовых автомобилей
Организаций : 1
Компании по продаже деревообрабатывающих станков, оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже железнодорожного оборудования / техники
Организаций : 4
Компании по продаже звукового и светового и видеооборудования
Организаций : 3
Компании по продаже зерна и зерноотходов
Организаций : 2
Компании по продаже каркасно-тентовых конструкций
Организаций : 1
Компании по продаже клинингово оборудования и инвентаря
Организаций : 2
Компании по продаже контейнеров для грузоперевозок
Организаций : 1
Компании по продаже контрольно-кассовой техники и расходных материалов
Организаций : 1
Компании по продаже металлообрабатывающего оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже мехового / кожаного сырья
Организаций : 1
Компании по продаже насосного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже нефтегазового оборудования
Организаций : 11
Компании по продаже оборудования / систем, фильтров для очистки воды
Организаций : 6
Компании по продаже оборудования для автоматизации промышленных предприятий
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для автосервиса
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для АЗС и нефтебаз
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования для лабораторий
Организаций : 5
Компании по продаже оборудования для пищевого производства
Организаций : 2
Компании по продаже оборудования для производства мебели
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для производства окон
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для производства строительных материалов
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для промышленной маркировки
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для салонов красоты
Организаций : 7
Компании по продаже оборудования для сельского хозяйства
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для химчисток и прачечных
Организаций : 1
Компании по продаже оборудования для энергосбережения
Организаций : 3
Компании по продаже пищевого технологического оборудования общественного питания
Организаций : 2
Компании по продаже платёжных терминалов и информационных киосков
Организаций : 1
Компании по продаже проекционного оборудования
Организаций : 3
Компании по продаже проката мультимедийного и презентационного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже проката оборудования и инструментов
Организаций : 1
Компании по продаже сварочного оборудования
Организаций : 3
Компании по продаже спецтехники и вспомогательных устройств
Организаций : 3
Компании по продаже стеклообрабатывающего оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже строительного оборудования и вспомогательные устройства
Организаций : 3
Компании по продаже сырья для пищевой промышленности
Организаций : 11
Компании по продаже сырья для производства косметики
Организаций : 1
Компании по продаже тахографов для водителя
Организаций : 1
Компании по продаже техника и оборудование для склада
Организаций : 3
Компании по продаже торгово-выставочного оборудования
Организаций : 4
Компании по продаже фасовочно-упаковочного оборудования
Организаций : 1
Компании по продаже фильтр-прессов
Организаций : 1
Компании по продаже холодильного оборудования для магазина
Организаций : 2
Компании по продаже, установке интерьерных лестниц и ограждений
Организаций : 5
Компании по производству автокомплектующих
Организаций : 1
Компании по производству обуви
Организаций : 1
Компании, магазины по продаже электротранспорта
Организаций : 6
Кондитерские магазины по продаже кондитерских изделий
Организаций : 61
М
Магазины / заводы по продаже резинотехнических изделий
Организаций : 2
Магазины автомобильного тюнинга, аксессуары
Организаций : 3
Магазины детских, мягких, развивающих игрушек
Организаций : 40
Магазины и салоны по продаже париков и накладных волос
Организаций : 6
Магазины косметики и парфюмерии
Организаций : 89
Магазины косметики и расходных материалов для салонов красоты
Организаций : 34
Магазины материалов для наружной рекламы
Организаций : 5
Магазины натуральной косметики ручной работы
Организаций : 6
Магазины национальных и народных ремёсел
Организаций : 17
Магазины по продаже CD / DVD / BD дисков
Организаций : 1
Магазины по продаже автозапчастей / запчасти для иномарок
Организаций : 1
Магазины по продаже автозапчастей для автомобилей
Организаций : 14
Магазины по продаже автозапчастей для грузовых автомобилей
Организаций : 1
Магазины по продаже автозвука / автоакустики
Организаций : 4
Магазины по продаже автомасел и мотомасел
Организаций : 1
Магазины по продаже автомобильных автоаксессуаров
Организаций : 4
Магазины по продаже автомобильных аккумуляторов
Организаций : 1
Магазины по продаже автомобильных шин и дисков
Организаций : 3
Магазины по продаже автосигнализаций
Организаций : 2
Магазины по продаже авточехлов / пошив на заказ
Организаций : 1
Магазины по продаже аксессуаров к мобильным телефонам
Организаций : 38
Магазины по продаже алкогольных напитков
Организаций : 31
Магазины по продаже аудиотехники и видеотехники
Организаций : 9
Магазины по продаже батареек
Организаций : 7
Магазины по продаже безалкогольных напитков
Организаций : 24
Магазины по продаже биологически активных добавок
Организаций : 16
Магазины по продаже бумажной упаковки
Организаций : 2
Магазины по продаже бухгалтерских программ, 1С
Организаций : 6
Магазины по продаже бытовой техники и электроники
Организаций : 14
Магазины по продаже бытовой химии
Организаций : 20
Магазины по продаже валяльно-войлочных изделий / товаров
Организаций : 1
Магазины по продаже велосипедов
Организаций : 5
Магазины по продаже верхней одежды
Организаций : 27
Магазины по продаже головных уборов
Организаций : 16
Магазины по продаже голографической продукции
Организаций : 1
Магазины по продаже детекторов лжи
Организаций : 2
Магазины по продаже детских карнавальных костюмов
Организаций : 7
Магазины по продаже детского игрового оборудования
Организаций : 3
Магазины по продаже детской / модульной мебели
Организаций : 5
Магазины по продаже детской обуви
Организаций : 2
Магазины по продаже детской одежды
Организаций : 36
Магазины по продаже джинсовой одежды
Организаци
metro.mwmoskva.ru
Новокузнецкая (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Замоскворецкая линия | |
---|---|
«Новокузнецкая» — пересадочная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена на ПК 020+51,4.
Открыта 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Театральная» — «Автозаводская» в составе третьей очереди Московского метрополитена. С 1 января по 20 ноября 1943 года поезда проследовали станцию без остановки.
Разработчики проекта
Архитекторы
И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.
Архитекторы вестибюля
В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова, Л. А. Шагуриной.
Инженер-конструктор
М. Семиз.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
Название
Название станции первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая».
Проектное название
«Климентовский переулок».
Проект переименования
«Замоскворечье» (1992).
Пересадки
В 1985 году появился переход из центральной части станции в северный зал станции «Третьяковская», а в 1996 году был построен дополнительный переход из южного зала станции «Третьяковская» в южный торец станции «Новокузнецкая».
Выход в город
- Через наземный павильон на Пятницкую улицу.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 4 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Кольцевой, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиями.
Схема путевого развития |
Художественное оформление
Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. В архитектурном оформлении нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н. В. Томского. В её центре — щит в обрамлении знамён, оружия и лавровых венков. На щите надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».
Свод и пилоны отделаны прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами (скульпторы Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора.
Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Шесть смальтовых панно, расположенных напротив каждого из проходов к платформам, рассказывают о труде советских людей в тылу. Их темы, начиная от эскалатора: садоводы, сталевары, машиностроители, строители-высотники, авиаторы, лыжники. Панно были изготовлены в Ленинграде в дни блокады художником В. А. Фроловым (по эскизам А. А. Дейнеки) и после его гибели вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии. Под каждым панно находится изящный бронзовый торшер со светильником, освещающим художественную композицию.
В южном торце центрального зала находилось мраморное мозаичное панно работы Б. В. Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». В 1970 году центральный зал был удлинён (пилоны этой части станции отличаются от старых) и в южном его торце был устроен переход на станцию «Третьяковская» (южный зал), а панно было перенесено на площадку перехода.
27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и профессору Владимиру Александровичу Фролову. Она была установлена на станции ещё в 2010 году, однако была закрыта коробом со схемой метрополитена. Предполагалось торжественное открытие с участием Дмитрия Гаева и Елизаветы Листовой, автора фильма «Советская Империя. Метро», однако данные планы не были реализованы.
Наземный вестибюль-ротонда облицован внутри мрамором «уфалей» и украшен барельефами скульптора Г. И. Мотовилова, а также мозаикой В. А. Фролова «Парад физкультурников».
Награды
В 1946 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии 1-ой степени.
Фотогалерея
Барельефы на своде
Защитники Севастополя
Защитники Ленинграда
Защитники Одессы
Защитники Сталинграда
Михаил Кутузов
Александр Суворов
Минин и Пожарский
Дмитрий Донской
Александр Невский
Мозаики на своде
Машиностроители
Строители-высотники
Вестибюль
wiki.nashtransport.ru
Станция метро Новокузнецкая | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Новокузнецкая
Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » НовокузнецкаяРасположение
Станция Новокузнецкая – пересадочная в Московском метрополитене в составе Замоскворецкой линии. Она является центральным участком этой линии и соседствует со станциями «Театральная» и «Павелецкая». Расположена в Центральном административном округе столицы на территории Замосквореченского района.
История названия
Станция «Новокузнецкая» в проектной документации носила другое название – Климентовский переулок, названный в честь православного Храма Священномученика Климента.
В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис – «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.
Описание станции
Оформление станции «Новокузнецкая» воспевает стойкость и упорство советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тема избрана неслучайно, ведь станцию открыли в самый разгар военных действий – в 1943 году. Стены и потолок отделаны светлым мрамором, пол выстелен гранитом разных цветов. На потолочном фризе центрального зала растянулся барельеф с фрагментами боевых операций. Своды украшают шесть мозаик с изображениями тружеников тыла – садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждую мозаику освещает бронзовый торшер.
В центре эскалаторного наклона изображен щит в обрамлении оружия, знамен и лавровых венков. На щите слова: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».
Переход с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» украшает мраморное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Б. Покровского.
Проект оформления станции «Новокузнецкая» в послевоенные годы получил Сталинскую премию первой степени.
Технические характеристики
Станция трехсводчатой пилонной конструкции «Новокузнецкая» построена по типовому проекту и является станцией глубокого заложения (глубина 37,5 м). Центральный зал в диаметре имеет 9,5 м, боковые – 8,5 м. Авторы проекта – архитекторы И. Таранов и Н. Быкова.
«Новокузнецкая» имеет путевое развитие, состоящее из 4 стрелочных переводов и 1 станционного пути для отстоя и оборота подвижного состава. Кроме того, «Новокузнецкая» пересекается со станцией «Третьяковская».
Вестибюли и пересадки
«Новокузнецкая» имеет лишь один вестибюль – наземный. Его проектировали архитекторы В. Гельфрейх, И. Рожин и Г. Тосунов. Круглое в основании сооружение внутри облицовано «Уфалейским» мрамором серо-дымчатого оттенка. Стены украшены барельефами Г. Мотовилова и мозаикой «Парад физкультурников» В. Фролова. Подъем к вестибюлю осуществляется по эскалатору с северного торца. Он выводит к улицам Пятницкая и Новокузнецкая.
На «Новокузнецкой» есть пересадки в южный и северный залы станции «Третьяковская».
Достопримечательности
У станции «Новокузнецкая» много интересных мест. Но все же изюминкой этой части Москвы являются культовые сооружения. Храм Архангела Михаила в Овчинниках представляет первую половину ХVII века. Его построили на месте деревянной церкви, построенной веком раньше царскими слободскими овчинниками. Поначалу церковь Архангела Михаила была небольшой и ассиметричной. В начале XVIII века к ней пристроили двухъярусную колокольню, а самому храму придали черты московского барокко. В следующем столетии церковь Архангела Михаила уже была переделана под стиль ампир. В 1932 году храм был закрыт. И лишь в конце ХХ века здесь возобновились богослужения. Не менее интересен и православный Храм святителя Николая в Пыжах, являющийся памятником архитектуры XVII века. Его соорудили на месте деревянной церкви, датируемой 1593 годом. После разорения войсками Наполеона в 1812 году храм восстановили местные купцы Лямины. Во времена советской власти храм закрыли. В 1990 году его возвратили РПЦ, и храм вновь стал действующим. Еще одно культовое сооружение, достойное внимания, – Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость.
В 1688 году сюда поместили икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После того как образ прославился чудесными исцелениями, храм переименовали. С установлением советской власти у церкви «изъяли ценности», а колокола уничтожили. В 1948 году храм освятили и возобновили богослужения. Монументальность церкви придает гладкий полусферический купол с небольшими люкарнами. При храме организовали воскресные школы для прихожан, библиотеку и Центр реабилитации жертв неорелигий.
Наземная инфраструктура
У метро «Новокузнецкая» находится очень много заведений общественного питания, рассчитанных на любой вкус и кошелек. Здесь также имеются в наличии магазины, аптеки, здание ЗАГСа, гостиницы «Медея» (в двух минутах ходьбы от станции), «Аквамарин» и «Балчуг Кемпински» (10-15 минут пешком). Сферу образования в районе метро «Новокузнецкая» представляют общеобразовательная школа, Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, Академия водного транспорта, политики и права, институт экономики и физико-технический институт.
Полезные факты
Первых утренних пассажиров метро «Новокузнецкая» начинает принимать в 5:35. В час ночи станция закрывается. Первый поезд в направлении станции «Речной вокзал» идет в 5:46. Первый поезд в сторону метро «Красногвардейская» в 5:45. Здесь работают операторы «Билайн», «МТС» и «Мегафон».
Интересно
Шесть мозаик с изображениями мирных советских тружеников, которые расположены на сводах станции метро «Новокузнецкая», задуманы еще в довоенное время и были предназначены для станции «Павелецкая». Их эскизы разработал известный в те годы русский художник А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде. Из осажденного города работы вывезли моряки. Панно из смальты по уцелевшим эскизам изготовил художник В. Фролов.
Не менее интересна история и скамеек из белого мрамора для пассажиров станции «Новокузнецкая». До этого они служили прихожанам в храме Христа Спасителя.
На карте
proezdmetro.ru
Станция метро Новокузнецкая Замоскворецкой линии — История
Станция метро «Новокузнецкая» входит в число станций Замоскворецкой линии. Она расположена на перегоне между «Театральной» и Павелецкой.
Относится к станциям глубокого заложения (глубина порядка 37,5 метров). Тип сооружения — пилонная трехсводчатая. Тип платформы — островной. Имеется наземный вестибюль-ротонда, который расположен на Пятницкой улице. Имеет переходы к станциям «Третьяковская» Калининской и Калужско-Рижской линий московского метрополитена.Название получила по рядом расположенной Новокузнецкой улице.
Фото 1. Станция метро «Новокузнецкая» в городе Москве
История и оформление «Новокузнецкой»
Станция метро «Новокузнецкая» была открыта в ноябре 1943 года, 20 числа, в составе третьей очереди строительства метро. Архитекторы — Иван Таранов и Надежда Быкова, инженер-конструктор М. Семиз.
Изначально называлась, как «Ново-Кузнецкая» (именно через дефис), хотя проектное название — «Климентовский переулок».
Проект был удостоен Сталинской премии 1-ой степени за 1946 год.
Фото 2. Оформление станции метро «Новокузнецкая» Замоскворецкой
линии московского метрополитена
Внутреннее пространство станции богато декорировано барельефами (тема сюжета — героизм и патриотизм советских людей во время Великой Отечественной войны), которые выполнили известные советские скульпторы Николай Томский, Алексей Зеленский, Саул Рабинович и Николай Штамм.
В оформлении использовались различные виды мрамора — белый сибирский (скамьи) и прохоро-баландинский (облицовка стен).
На потолке расположены 6 мозаичных панно (еще одно панно — в наземном вестибюле-ротонде), которые выполнены по эскизам художника Александра Дайнеко в ленинградской мастерской художника Владимира Фролова. Правда, изначально они предназначались для более удлиненной станции «Павелецкая», строительство которой было прервано из-за войны, и насчитывалось их 14 штук.Последние добавленные на сайт статьи … |
progulkipomoskve.ru
Ст.м. Новокузнецкая. — Другая Москва
Станция метро «Новокузнецкая» — станция открытая во время войны. Станция открыта на действующем перегоне вместе с соседней ст.м. «Павелецкая». Строительство станции во время войны повлияло и на сроки постройки. Эскалаторы должны были производиться в Ленинграде. В итоги их выполняли московские специалисты и сроки открытия станции сдвинулись. Также в блокадном Ленинграде набирали панно по эскизам А.А.Дайнеки. Посмотрим, что еще интересного можно тут увидеть.
ТТХ станции. Станция глубокого залегания, пилонная, имеет один наземный вестибюль.
Начнем с эскизов. Очень это интересное дело.
Вариант архитекторов В.Г. Гельфрейха и И.Е. Рожина. Этот вариант в дело не пошел, однако этот тандем авторов работал над павильоном наземного вестибюля. Тематика оформления станции — героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной войны. Интересно, что на тот момент война еще вовсю шла.
А вот проект И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Проект 1937 года. Интересно,что тут предполагалось оставить на своде тюбинги без какой либо обработки. Интересный вариант. Путевую стену также предполагалось украсить. В итоге воплощенный вариант очень похож на этот эскиз. Основной элемент — шикарнейшие лавочки в итоге заняли свое место на станции.
Теперь немного архивных фото. Вот павильон вестибюля. Интересно что подобные круглые павильоны с колоннадой по периметру позже, пусть и в упрощенном виде, получили станции «ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская». Обратите внимание на светильники, висящие в проемах.
А вот уже светильники другие, зато входные группы еще деревянные — очень круто смотрятся. Кстати, отчего то при последующей замене входных групп совершенно не учитывали оригинальную раскладку витража, а ведь это тоже часть архитектурного облика. Хотя такое у нас везде. Во многих зданиях при замене окон на современные пластиковые или алюминиевые совершенно не учитывают оригинальную раскладку — от это фасад многое теряет.
Интерьер станции. Изначальный вариант. В 70-е годы центральный зал удлинили, для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию. Однако панно, которое видно на фото, сохранили и разместили его в торце уже удлиненного центрального зала. Естественно с панно исчез образ Сталина, его заменил Ленин. Интересна форма стеклянных плафонов торшеров. Тут она плоская.
А позже плафоны установили другие. Интересно почему.
Еще одно фото. Пассажиры приехали на станцию «Новокузнецкая». Скорее всего постановочное фото, снятое ночью, как и многие фото из метро того периода.
1. Ну а теперь вернемся в настоящее. Станция метро «Новокузнецкая» имеет, как уже говорилось, один вестибюль, который расположен в наземном павильоне в виде ротонды. По периметру идут 8 массивных колонн, образуя колоннаду. Сейчас павильон выкрашен в желтый цвет. Есть подозрение, что это не родной цвет. Смотрится не очень.
2. Входные группы тоже в какой-то момент заменили на алюминиевые. Поменяли в том числе и раскладку витража, что конечно не здорово. А вот здорово было бы, если реконструкция докатилась и это этого павильона и ему вернули бы исторический облик.
3. Внутри проходы на вход и на выход идут вдоль центрального «стакана» эскалаторного зала. Отделка стен тут из черного с белыми прожилками камня, входные группы красиво обрамлены светлым камнем.
4. Внутренний «стакан» обрамлен светопрозрачными витражами с симпатичными металлическими решетками в которых такие вот медальоны с буквой «М».
5. Смотрите какие крутые решетки. Кроме того тут присутствуют еще и декоративные медальоны авторства Г.И. Мотовилова. Немного жаль, что они так высоко, многие их вообще не замечают., и не видели их ни разу. Тут же справа окошки касс.
6. А вот и эскалаторный зал. По периметру витражи. Нижняя часть глухая, насколько я понял там как раз служебные помещения, там же кассы.
7. В центре купол. Интересно, что внутри него нет никакой мозаики или другого декора.
8. На платформу ведут 3 нитки эскалатора.
9. А вообще отделка купола довольно симпатичная в классическом таком стиле. Вполне мог бы украшать интерьер какого-нибудь собора или дворца.
10. А вот в перед эскалаторным залом на потолке мозаика «Парад физкультурников». Мозаики изготовлены В.А. Фроловым по эскизам А.А. Дайнеки в блокадном Ленинграде. Изначально эти декоративные элементы предназначались для станции метро «Павелецкая», однако после изменения проекта на двухсводчатую без центрального зала, мозаики оказались не востребованными и их решили установить на «Новокузнецкой». Всего мозаик было изготовлено по одним данным 11 или 12 штук… по другим данным — все 14. На «Новокузнецкой» удалось разместить не все, 7 штук в центральном зале, и одну вот тут в вестибюле. Куда делись остальные, не удалось найти информацию. Кроме того, после установки гермозатворов со свода центрального зала было снято и тоже исчезло еще одно панно. Вскоре после завершения работы над этими мозаиками Фролов умер — это была его последняя работа. Также последней работой, но уже для метро, это стало и для Дайнеки, после эскизов этих мозаик для метро он больше ничего не делал.
11. Спускаемся по эскалатору. Тут даже своды украшены орнаментом. Обычно эскалаторный наклон никак не декорируется, тут все иначе.
12. Арка украшена литым барельефом работы Н. В. Томского.
13. Гермозатвор, установлен после войны. Поверху, вдоль всего центрального зала станции идет гипсовый фриз, изображающий бойцов Красной армии. Было много споров тут недавно, так как его выкрасили в более светлый цвет, чем он был раньше. А судя по архивным фото он был одного оттенка со сводом (фиг поймешь по черно-белому фото), то есть возможно тоже белым.
14. Также на станцию можно попасть со станции «Третьяковская». В переходе все без изысков.
15. Обычный унылый свод, светильник с торчащими лампами.
16. Стены тут облицованы светлым камнем.
17. Сверху можно поразглядывать светильники.
18. В торце центрального зала спуск вниз, там находятся служебные помещения.
19. Вообще на кросс-платформенную «Третьяковскую» идут два перехода, один, тот что в центре зала в северный зал, а вот этот вот в торце, соответственно в южный.
20. Здесь тоже все просто и лаконично.
21. Хотя тут, в отличие от лестничного схода в центре зала, ограждение не сплошное, а в виде такой вот металлической решетки.
22. Станция очень богато декорирована, но все же основной фишкой платформенной части стали эти вот роскошные скамейки. Хотя это слово тут как то даже не уместно. Это целое произведение искусства.
23. Даже ходит легенда, что эти скамейки были вывезены из взорванного храма Христа Спасителя. Очевидно, что такая легенда появилась от того, что скамейки выглядят очень богато и помпезно, словно бы из какого-то дворца или даже возможно храма. Роскошные высоченные спинки, подлокотники и резной декор — все это смотрится шикарно до сих пор. Скамейки находятся между пилонами как в боковых, так и в центральном зале. В боковых залах над ними металлические щиты с изображением великих полководцев прошлого. Обратите внимание, тут часть спинки — деревянная.
24. А в центральном зале вся спинка из камня. И вообще, если приглядеться, то скамейки разные, отличается орнамент в отделке подлокотников и свитка на спинке. Поверху тоже щиты но уже с надписями «Слава героическим защитникам города Сталинграда» Еще есть таблички с Севастополем и Одессой.
25. Лавочки эти наверное самые красивые в нашем Московском метро. В моем личном лавочковом рейтинге — эти, номер один!
26. В последнее время очень любят закрывать у нас центральные участки внутри кольца, в какой-то момент даже «Новокузнецкая» побывала конечной =). в торцевых частях боковых залов стены отделаны таким вот камнем со множеством прожилок, не знаю почему, но мне такой камень совершенно не нравится, выглядит очень грязно и неухожено, как будто бы потрескавшаяся эмаль на керамике.
27. А вот своды и путевая стена ничем не декорирована — просто штукатурка и краска. Интересно, что на эскизах вообще хотели оставить голые тюбинги. Однако совсем без водоотводящих зонтов конечно делать нельзя.
28. Светильники довольно простые, но выглядит все равно симпатично. Наряду с растительным орнаментом обязательный серп и молот. И эти проволочки на плафоне… =)
29. Порталы между пилонами тоже богато украшены. А перед лавочками на полу каменный коврик — как мило.
30. Панно, как уже говорилось выше, было перемещено в связи с удлинением центрального зала для организации пересадки, но сохранено — это прекрасно.
31. В 2013 году, в год 50-летия открытия станции, тут появилась гранитная доска, напоминающая о труде В. А. Фролова в блокадном Ленинграде. Очень грустная история. Хотя подобных историй в блокадном Ленинграде было много, героизм и преданность своему делу до конца конечно поражает.
32. Посмотрим на центральный зал. На потолке орнамент, позаимствованный из древнего Рима, из одной из гробниц. Действительно очень похоже. Но тоже ничего удивительного тут нет. Применение классических орнаментов и форм для такого помпезного интерьера — закономерно.
Кстати видно, что в таком случае мозаики выглядят несколько инородно. Без них свод имел бы более классический вид. Но с ними станция приобрела ту нарядность и торжественность, которую она сейчас имеет.
33. Мозаики выполнены в том же стиле, что и на ст.м. «Маяковская». Тут они вписаны в восьмиугольные рамки. Это отдельные произведения искусства, ради которых вполне можно приехать на «Новокузнецкую» и посмотреть.
34. Кроме того в центральном зале стоят торшеры. Это тоже такое очень помпезное решение. причем подсветка сводов идет из за спинок лавочек и вполне возможно, что этого освещения вполне бы хватило. Но со светильниками интерьер стал поистине дворцовым.
35. Ножки торшеров отделаны камнем и металлическими элементами.
36. Станция «Новокузнецкая» — объект культурного наследия. Это действительно
Театральная <- Новокузнецкая -> Павелецкая
Пересадка на станцию «Третьяковская» Калужско-Рижской линии.
Пересадка на станцию «Третьяковская» Калининской линии.
МОСКОВСКОЕ МЕТРО
anothercity.livejournal.com
Новокузнецкая (станция метро) — это… Что такое Новокузнецкая (станция метро)?
Координаты: 55°44′28″ с. ш. 37°37′46″ в. д. / 55.741111° с. ш. 37.629444° в. д. (G) (O) (Я)55.741111, 37.629444
«Новокузнецкая» Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 20 ноября 1943 года |
---|---|
Проектное название: | Климентовский переулок |
Прежние названия: | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» |
Проекты переименования: | Замоскворечье (1992 год) |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м.: | 37,5 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова |
Архитекторы вестибюлей: | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной |
Инженеры-конструкторы: | М. Семиз |
Станцию возвело: | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) |
Выход к улицам: | Пятницкая улица |
Переходы на станции: | Третьяковская |
Наземный транспорт: | А 25; Тб 8; Тм А, 3, 39 |
Время открытия: | 5:35 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | «Билайн», «МТС», «МегаФон» |
Код станции: | 031, Нк |
«Новокузнецкая» на Викискладе |
dic.academic.ru