Монорельсовая дорога это – Монорельсовая дорога — это… Что такое Монорельсовая дорога?

Содержание

Монорельсовая дорога — это… Что такое Монорельсовая дорога?

Монорельс — разновидность рельсового транспорта, особенностью которого является движение состава по единственному рельсу, в отличие от традиционного транспорта, где движение осуществляется по паре рельсов.

Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.

История

XIX век

Первый монорельс в мире появился в 1820 году в России. Тогда житель села Мячково в Подмосковье Иван Эльманов построил «Дорогу на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади [1].

Немногим позже, независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании Генри Робинзоном Пальмером. Он запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.

Первый пассажирский монорельс в мире был открыт 25 июня 1825 года. Он был устроен по принципу Пальмера.

После этого в течение примерно полувека ничего нового в области строения монорельса не происходило. Попытки создать работоспособный монорельс, теперь уже на паровой тяге, возобновились в конце XIX века. Известно, что в 1872 году на политехнической выставке в Москве демонстрировался участок монорельсовой дороги конструкции инженера Лярского. В 1876 году паровой монорельс демонстрировался на выставке Centennial Exposition в США. Длина трассы монорельса составляла 170 ярдов (около 150 м)[2].

В общем в конце XIX века монорельс был частым гостем на разнообразных выставках. В 1872 году монорельс на кабельной тяге демонстрировался в Лионе, в 1891 году в Сент-Луисе демонстрировался монорельс с вагонами наподобие трамвайных.

В то же время создание действующего, работоспособного монорельса оказалось гораздо более сложным делом. В XIX веке было создано огромное количество конструкций монорельса, но большинство из них так и остались на бумаге, а те, которые были реализованы, не отличались долголетием. В 1878 году начал действовать паровой монорельс, соединяющий Брадфорд и Гилмор (Пенсильвания)[3]. Его длина составляла 6,4 км. Этот монорельс создавался для перевозок промышленного оборудования, но он также перевозил пассажиров. Брадфордский монорельс закрылся вскоре после случившейся 27 января 1879 года серьёзной катастрофы, когда погиб машинист монорельса и три его пассажира.

С развитием электротехники на монорельсах стали использовать электрический привод. Одна из первых электрических монорельсовых дорог, известная как Enos Electric Railway, была построена в 1887 году в Гринвилей, Нью-Джерси.

Как уже было указано выше, несмотря на активные поиски, создать монорельс, способный быть полноценным транспортным средством, в XIX веке так и не удалось. Единственный успешный монорельс той эпохи — построенный в Ирландии в 1888 году монорельс, соединявший Баллибунион и Листоуэл. Он просуществовал до 1924 года. Однако распространения эта конструкция не получила (более подробно — см. Монорельс системы Лартига).

Первые монорельсы на конной тяге были подвесными. Паровые монорельсы имели своеобразную полуподвесную конструкцию: состав опирался на несущий рельс, стабильность обеспечивалась боковыми направляющими рельсами. Поперечный разрез такого пути напоминал букву «А», где верхняя точка соответствует несущему рельсу, а точки соединения боковых сторон и поперечной перекладины — направляющим. С появлением электрических монорельсов снова стала использоваться подвесная компоновка.

Однако предлагались и более необычные конструкции. В 1894 году в США была построена монорельсовая железная дорога Boynton Unicycle Railway [4]. На этой дороге поезд опирался на один несущий рельс, сверху же проходил поддерживающий деревянный рельс. Основным недостатком такой дороги было то, что на поворотах из-за инерции («центробежной силы») на поддерживающий рельс действовали высокие силы.

В конце XIX века появились опорные монорельсы. В 1886 году в США был построен опытный монорельс такого типа, Meigs Monorail, но в те времена распространения такая конструкция не получила.

В Токийском метро используются вагоны на шинном ходу, для страховки схода поезда с колес в случае разрыва шин, используется находящийся по днищем вагона монорельс, вполне возможным является использование в будущем на этих линиях монорельсовых вагонов.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • Основное преимущество монорельсовой дороги заключается том, что она, как и метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но, в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве.
  • Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым двурельсовым транспортом.
  • Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельс. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения ничтожно мала.

Недостатки

  • На практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью, а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками.
  • В холодных странах в зимнее время пассажирам некомфортно находиться в салоне вагонов (по сравнению с метро).
  • Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы. Исключением является Япония.
  • Монорельсовая стрелка — сложное громоздкое сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с, в отличие от обычных стрелок, которые переводятся за долю секунды.
  • Существует потенциальная опасность падения состава с большой высоты (по сравнению с трамваем), особенно у подвесных поездов.
  • На некоторых линиях, в случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем, пассажиры не могут покинуть вагоны.
  • Рельс принимает на себя мощные крутильные напряжения. На подвесном — не только рельс, но и конструкция вагона.
  • На подвесном монорельсе возникает качка.
  • Содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта.

Распространение и области применения

Монорельсы применяются в следующих областях:

  • В парках развлечений, зоопарках, в больших торговых центрах и т. д.
  • В аэропортах для внутреннего транспорта (между терминалами или между терминалом и парковкой)
  • Для связи аэропорта с центром города
  • В роли городского общественного транспорта

См. также список монорельсов

По состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта (далее — ОТ) невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (см. Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км (13,3+3+4,7). В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км)

В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле (см. Монорельс Сиэтла), Джексонвиле (см. Монорельс Джексонвилла) и Лас-Вегасе. Их общая длина — 14,8 км (1,5+7+6,3). В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости. В Ньюарке действует монорельс, связывающий аэропорт, парковки и железнодорожную станцию (4,8 км). Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы — 23,6 км.

В Австралии действует один монорельс, выполняющий функции ОТ. Этот монорельс, расположенный в Сиднее, имеет протяжённость в 3,6 км.

Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта, строятся новые системы. Больше всего монорельсов-ОТ в Японии. Здесь такие монорельсы действуют в восьми городах. Самая большая монорельсовая система имеется в Осаке, её протяжённость — 23,8 км. Общая же протяжённость японских монорельсов-ОТ — 102 км. Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку соответствуют метрополитену.

В Малайзии монорельс-ОТ действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны монорельсы-ОТ строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина — 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких городах Китая.

Монорельс в России

Лесовозный монорельс, 1933 год

Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.

Первая электрифицированная монорельсовая дорога в мире появилась в Гатчине Петербургской губернии в 1899 году по проекту инженера Романова.

В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2.5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у платформы Северянин был сооружён участок эстакады в натуральную величину.

В 1967 году планировалось построить разветвлённую линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до станции «Коломенская». Был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ, но позднее внезапно оказалось, что на пути монорельса располагался посёлок Ленино — теперь это район Царицыно, ставший районом массовой жилой застройки, а с таким пассажиропотоком могло справиться только метро.

В начале 2000-х годов были проекты постройки монорельса в Воронеже, однако из-за высоких затрат на содержание монорельсовой линии они были отвергнуты.

20 ноября 2004 открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино, с 10 января 2008 ставшая полноценным видом городского общественного транспорта. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом уникального линейного двигателя.

В 2008 году появилась информация в прессе о планах по строительству в Ярославле предприятия по производству подвижного состава для монорельсовых дорог. Проект будет реализован с помощью французской компании «Транслор». Этот подвижной состав предполагается использовать в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге.[5]

К 2010 планируется открыть вторую линию монорельсовой дороги в Москве — от станции метро Краснопресненская до Кутузовской.

Примечания

Литература

  • dr. E. F. J. Janetzky. Monorails. Издательство de Alk (Нидерланды), ISBN 90-6013-639-X (год издания не указан)

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Монорельс — это… Что такое Монорельс?

Монорельс (устар. однорельсовая железная дорога) — разновидность рельсового транспорта. Хотя формально под выражением монорельс понимается железная дорога, в которой используется один несущий рельс, в отличие от обычной железной дороги, где их два, в существующей практике под монорельсом понимаются различные формы внедорожного транспорта, где рельса как такового может и не быть вообще. Как правило, монорельсом называется любая форма эстакадного транспорта, где подвеска выполнена нетрадиционным способом — то есть без двух несущих рельсов.

Монорельсовая система по способу подвеса состава

Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.

Подвесная система. Варианты исполнения. Опорная система. Варианты исполнения.

История

Велосипедный монорельс конструкции Артура Хотчкисса — Arthur Hotchkiss railway (1890-е гг.)

XIX век

Первый монорельс в мире появился в 1820 году в России. Тогда житель села Мячково в Подмосковье Иван Эльманов построил «Дорогу на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади[1].

Немногим позже, независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании Генри Робинзоном Пальмером. Он запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.

Первый пассажирский монорельс в мире был открыт 25 июня 1825 года. Он был устроен по принципу Пальмера.

В общем в конце XIX века монорельс был частым гостем на разнообразных выставках. В 1872 году монорельс на кабельной тяге демонстрировался в Лионе, в 1891 году в Сент-Луисе демонстрировался монорельс с вагонами наподобие трамвайных.

В то же время создание действующего, работоспособного монорельса оказалось гораздо более сложным делом. В XIX веке было создано огромное количество конструкций монорельса, но большинство из них так и остались на бумаге, а те, которые были реализованы, не отличались долголетием. В 1878 году начал действовать паровой монорельс, соединяющий Брадфорд и Гилмор (Пенсильвания)[2]. Его длина составляла 6,4 км. Этот монорельс создавался для перевозок промышленного оборудования, но он также перевозил пассажиров. Брадфордский монорельс закрылся вскоре после случившейся 27 января 1879 года серьёзной катастрофы, когда погиб машинист монорельса и три его пассажира.

После этого в течение примерно полувека ничего нового в области строения монорельса не происходило. Попытки создать работоспособный монорельс, теперь уже на паровой тяге, возобновились в конце XIX века. Известно, что в 1872 году на политехнической выставке в Москве демонстрировался участок монорельсовой дороги конструкции инженера Лярского[3][4]. В 1876 году паровой монорельс демонстрировался на выставке Centennial Exposition в США. Длина трассы монорельса составляла 170 ярдов (около 150 м)[5]. С развитием электротехники на монорельсах стали использовать электрический привод. Одна из первых электрических монорельсовых дорог, известная как Enos Electric Railway, была построена в 1887 году в Гринвилей, Нью-Джерси.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Как уже было указано выше, несмотря на активные поиски, создать монорельс, способный быть полноценным транспортным средством, в XIX веке так и не удалось. Единственный успешный монорельс той эпохи — построенный в Ирландии в 1888 году монорельс, соединявший Баллибунион и Листоуэл. Он просуществовал до 1924 года. Однако распространения эта конструкция не получила (более подробно — см. Монорельс системы Лартига).

Первые монорельсы на конной тяге были подвесными. Паровые монорельсы имели своеобразную полуподвесную конструкцию: состав опирался на несущий рельс, стабильность обеспечивалась боковыми направляющими рельсами. Поперечный разрез такого пути напоминал букву «А», где верхняя точка соответствует несущему рельсу, а точки соединения боковых сторон и поперечной перекладины — направляющим. С появлением электрических монорельсов снова стала использоваться подвесная компоновка.

Однако предлагались и более необычные конструкции. В 1894 году в США была построена монорельсовая железная дорога Boynton Unicycle Railway [6]. На этой дороге поезд опирался на один несущий рельс, сверху же проходил поддерживающий деревянный рельс. Основным недостатком такой дороги было то, что на поворотах из-за инерции («центробежной силы») на поддерживающий рельс действовали высокие силы.

Монорельс Larmanjat
В 1869 г. устроена была в виде опыта однорельсовая железная дорога системы Ларманжа на участке от ле-Ренси до Монфермея. В этой системе два главных колеса вагона, расположенные по продольной оси его, поддерживаются одним рельсом. Последний возвышается над уровнем земли всего на 20 мм. Для устойчивости под серединой вагона расположены два боковых колеса, катящиеся по земле, как в обыкновенных экипажах. Для ослабления толчков на неровностях, колеса — на рессорах. Боковые колеса локомотивов служат вместе с тем для передачи движения. Система эта была применена в некоторых местах Франции и Португалии, но затем была вытеснена лучшими устройствами.
Монорельс Meigs[7]

В конце XIX века появились опорные монорельсы. В 1886 году в США был построен опытный монорельс такого типа, Meigs Monorail, но в те времена распространения такая конструкция не получила.

Появившаяся в Америке система капитана Мейгса составляется из двух рельсов, расположенных один над другим отвесно и поддерживаемых металлическими колоннами. В основание этой системы положена идея сосредоточения всего давления, передаваемого на путь подвижным составом, в осевой линии поезда. Каждый вагон покоится на паре поворотных тележек, поддерживаемых двумя направляющими горизонтальными колёсами и четырьмя наклонными колёсами, с клиновидными желобами по ободу. Последние катятся на двух рельсах квадратного сечения, прикреплённых к нижним поясам решетчатых балок, образующих нижнее строение пути. Горизонтальные колеса локомотива служат, вместе с тем, для передачи движения, а потому эти колеса, для увеличения давления, прижимаются особыми приспособлениями к рельсам.

В Саппоро используются вагоны на шинном ходу, для страховки схода поезда с колёс в случае разрыва шин, используется находящийся под днищем вагона монорельс, вполне возможным является использование в будущем на этих линиях монорельсовых вагонов.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • Основное преимущество монорельсовой дороги заключается в том, что она, как и метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но, в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве.
  • Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым двурельсовым транспортом.
  • Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельс. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения ничтожно мала.

Недостатки

  • На практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью, а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками (исключения — ALWEG-монорельсы от Hitachi и Bombardier и H-Bahn).
  • Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы. Исключением является Япония.
  • Монорельсовая стрелка — сложное сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с, в отличие от обычных железнодорожных (в том числе трамвайных) стрелок, которые переводятся за долю секунды.
  • Существует потенциальная опасность падения состава с большой высоты (по сравнению с трамваем) — особенно у подвесных систем.
  • На некоторых линиях, в случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем, пассажиры не могут покинуть вагоны.
  • Рельс принимает на себя мощные крутильные напряжения. На подвесном — не только рельс, но и конструкция вагона.
  • На подвесном монорельсе возникает качка.
  • Содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта и оправдывает себя только если линия способна обслужить большой пассажиропоток.

Распространение и области применения

См. также список монорельсов

Вуппертальская подвесная дорога. 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров.

Монорельсы применяются в следующих областях:

  • В парках развлечений, зоопарках, в больших торговых центрах и т. д.
  • В аэропортах в качестве внутреннего транспорта (между терминалами, между терминалами и парковками, или между терминалом и приписанной к аэропорту пригородной железнодорожной станцией).
  • Для прямой связи аэропорта с центрами ближайших городов.
  • В роли городского общественного транспорта — как разновидность метрополитена.

По состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта (далее — ОТ) невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (см. Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км (13,3+3+4,7). В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км).

В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле (см. Монорельс Сиэтла), Джексонвиле (см. Монорельс Джексонвилла) и Лас-Вегасе. Их общая длина — 14,8 км (1,5+7+6,3). В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости.

В Ньюарке действует монорельс, связывающий аэропорт, парковки и железнодорожную станцию (4,8 км). Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы — 23,6 км. В Австралии действует один монорельс, выполняющий функции ОТ. Этот монорельс, расположенный в Сиднее, имеет протяжённость в 3,6 км.

Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта. Строятся новые системы. Больше всего монорельсов-ОТ в Японии. Здесь такие монорельсы действуют в восьми городах. Крупнейшая монорельсовая система действует в Осаке (протяжённость — 23,8 км). Общая же протяжённость японских монорельсов-ОТ — 102 км. Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку соответствуют традиционному метрополитену.

В Малайзии монорельс-ОТ действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны монорельсы-ОТ строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина — 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких других (помимо Чунциня) городах Китая.

Монорельс в России

Общий вид шаропоезда конструкции Николая Ярмольчука (1932 г.)
Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров — срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище.

Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.

Первая электрифицированная монорельсовая дорога в России появилась в Гатчине Петербургской губернии в 1899 году по проекту инженера Романова.

Лесовозный монорельс, 1933 год

В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2,5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у платформы Северянин был сооружён участок эстакады в натуральную величину.

В 1967 году планировалось построить разветвлённую линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до станции «Коломенская»; был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ. Позднее оказалось, что на пути монорельса располагается район Царицыно — бывший посёлок Ленино, ставший районом массовой жилой застройки, и с его пассажиропотоком могла справиться только линия традиционного метрополитена.

В начале 2000-х годов были проекты постройки монорельса в Воронеже, однако из-за высоких затрат на содержание монорельсовой линии они были отвергнуты.

20 ноября 2004 открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино, с 10 января 2008 ставшая полноценным видом городского общественного транспорта. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом уникального[источник не указан 1296 дней] линейного двигателя.

В 2008 году появилась информация в прессе о планах по строительству в Ярославле предприятия по производству подвижного состава для монорельсовых дорог. Проект будет реализован с помощью французской компании «Транслор». Этот подвижной состав предполагается использовать в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге.[8]

Примечания

Литература

См. также

Фотогалерея монорельсовых дорог в Японии

Устройство подвесного монорельса Схема направляющего рельса и колеса, транслёр
  • Монорельс Kitakyūshū.

  • Монорельс в Окинаве (Япония) станция Kenchō-mae.

  • Монорельс в зоопарке Ueno Zoo в Японии.

  • Shōnan Monorail близ железнодорожной станции Ōfuna.

  • Odakyū Mukōgaoka-Yūen Monorail — сейчас закрыта. Фотография 1990 года.

  • Остатки станции муниципального монорельса Химедзи — монорельсовой линии, эксплуатируемой с 1966 по 1974.

  • Vista Liner at Expo Land, Suita, Osaka.

Ссылки

dic.academic.ru

Монорельсовая дорога — это… Что такое Монорельсовая дорога?

        транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. В России первая грузовая М. д. с конной тягой была построена в начале 19 в. под Москвой механиком И. К. Эльмановым. В конце 19 в. в Гатчине был построен опытный участок электрифицированной М. д. электротехником И. В. Романовым. Однако широкого распространения в России М. д. не получили. За рубежом одной из старейших является функционирующая М. д. в г. Вупперталь (Германия), построенная в 1902. С 1957 по 1970 в США, Японии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Канаде, Италии построено около 30 М. д. (в основном для экспериментальных целей или действующие на выставках). В СССР разрабатываются проекты М. д. (систем «Альвег» и «Сафеже») для пассажирских перевозок в крупных промышленных центрах, создан проект М. д. в Киеве для участка Гидропарк — мост им. Патона (протяжённостью 1,8 км), разрабатывается проект для г. Рустави протяжённостью 19,4 км.

         Различают М. д. навесные — вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой (рис.), и подвесные — вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Наиболее распространены навесные М. д. системы «Альвег», разработанные в ФРГ, например действующая М. д. в Токио к аэропорту Ханеда протяжённостью 15 км (Япония). Разновидности подвесных М. д.: системы «Скайвей», созданные в США, с открытой конструкцией путей и несимметричной подвеской вагонов, и системы «Сафеже», разработанные во Франции, с закрытыми путями внутри полой несущей балки и симметричным подвешиванием вагонов. М. д. благодаря способности развивать относительно высокие скорости, безопасности движения, возможности сообщения по кратчайшему расстоянию, независимости пути от ландшафта и условий планировки, сравнительно малой металлоёмкости и высокой энергетической экономичности, возможности полной автоматизации являются прогрессивным видом промышленного, городского и пригородного транспорта.

         Ходовые тележки вагонов пассажирских М. д. имеют электрический привод, пневматические ходовые, пневматические или обрезиненные направляющие колёса, что обеспечивает бесшумность хода. Вместимость вагонов от 60 до 120 чел. Для междугородного сообщения перспективно строительство М. д., по которым возможно движение на воздушной подушке со скоростями от 150 до 500 км/ч (например, в Японии проектируется подобная дорога между Токио и Осакой, 1973).

         Грузовые М. д. применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей (см. Промышленный транспорт). Вагонетки оборудуются специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъёмными механизмами. Грузоподъёмность вагонеток 0,5—2 т (реже 5 т), скорость перемещения обычно 2—4 км/ч. Применение грузовых М. д. наиболее эффективно при циклических режимах работы на расстояния до 1,5 км.

        

         Лит.: Орлова Н. Н., Монорельсовые дороги. Отечественная и иностранная литература за 1960—1966 гг., М., 1967; Михайлов А. С., Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении, М., 1971.

         Е. И. Файнштейн.

        

        Монорельсовая дорога системы «Альвег».

dic.academic.ru

ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ — это… Что такое ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ?


ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ
дорога с одним подвесным рельсом (монорельсом), служащим для перемещения грузовых тележек или вагонов

(Болгарский язык; Български) — еднорелсов [монорелсов] път

(Чешский язык; Čeština) — jednokolejnicová dráha; monoreil

(Немецкий язык; Deutsch) — Einschienenbahn

(Венгерский язык; Magyar) — egysínű út

(Монгольский язык) — ганц рельст зам

(Польский язык; Polska) — kolej jednoszynowa

(Румынский язык; Român) — monorai

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — zelezm.’ca jednošinska pruga

(Испанский язык; Español) — vía monocarril

(Английский язык; English) — monorail

(Французский язык; Français) — monorail

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

Строительный словарь.

  • ДОРОГА ЛЕТНЯЯ
  • ДОРОГА ПАРКОВАЯ

Смотреть что такое «ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ» в других словарях:

  • дорога монорельсовая — Дорога с одним подвесным рельсом (монорельсом), служащим для перемещения грузовых тележек или вагонов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN monorail DE… …   Справочник технического переводчика

  • Монорельсовая дорога — Монорельсовая дорога. Навесная система Альвег (Германия). МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА, транспортная система, в которой направляющая балка (монорельс), расположенная на опорах или эстакаде, служит для движения пассажирских вагонов (вместимость 120 140… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монорельсовая дорога —         шахтная (a. monorail road; н. Einschienenhengebahn; ф. monorail; и. monocarril) трансп. шахтная система, в к рой по подвесному рельсу гл. обр. в спец. тележках перемещают разл. грузы и людей. Используется в горн. выработках, искривлённых… …   Геологическая энциклопедия

  • Монорельсовая дорога — Монорельс Монорельс в Токио, Япония Привод Электродвигатель Период с середины XIX века Скорость 40 км/ч Область применения …   Википедия

  • монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога)  монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога).… …   Энциклопедический словарь

  • МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА — трансп. система, в к рой подвижной состав перемещается по балке монорельсу, установленному на опорах на нек рой высоте над землёй (навесная М. д.) или под ним (подвесная М. д.). М. д. служат для перевозки пассажиров и грузов. Провозная… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Монорельсовая дорога —         транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке монорельсу. В России первая грузовая М. д. с конной тягой была построена в начале 19 в. под… …   Большая советская энциклопедия

  • монорельсовая дорога — транспортная система, в которой вагоны для пассажиров или грузовые вагонетки перемещаются по балке – монорельсу, укреплённому на опорах или эстакаде. Подвижной состав может передвигаться поверх балки (навесная система) или находиться под… …   Энциклопедия техники

  • Подвесная дорога —         сооружение для транспортирования грузов и пассажиров по подвесному канатному или монорельсовому пути, расположенному выше уровня земли на опорах. См. Канатная дорога, Монорельсовая дорога …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Москва — столица России, Митрофанов А., Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Подробнее  Купить за 283 руб
  • Москва — столица России, Митрофанов Алексей, Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Серия: Детская энциклопедия»Махаон» Издатель: Махаон, Подробнее  Купить за 238 руб
  • Москва — Столица России, Алексей Митрофанов, Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Серия: Детская энциклопедия `Махаон` Издатель: Machaon, Производитель: Machaon, Подробнее  Купить за 216 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ» >>

dic.academic.ru

7. Монорельсовые дороги

Монорельсовые дороги были предложены почти 180 лет назад. Первая русская

монорельсовая дорога с конной тягой была сооружена у села Мячково в 1820 г. В

основном для перевозки леса. Действующую электрическую модель подобной дороги

построил в Петербурге инженер И.В.Романов в 1897 г.

Современная монорельсовая дорога – это железобетонная или металлическая балка

(рельс), поднятая на эстакаду, и подвижной состав (вагоны) на тележках с

пневматическими шинами. Различают навесные дороги, где вагоны имеют нижнюю

точку опоры и как бы сидят верхом на несущей балке, и подвесные системы, где

вагоны подвешиваются к тележкам, опирающимся на балку. Каждый из названных

типов дорог имеет свои преимущества и недостатки. Навесная дорога требует

более сложной системы ходовых частей для обеспечения устойчивости вагонов.

Кроме того, в неблагоприятных метеоусловиях монорельс (балка) покрывается

льдом или снегом и практически выводит систему из строя или требует

трудоемкой работы по ее очистке. Наряду с этим данный тип дороги позволяет

иметь значительно (на 2-3 м) меньшую высоту опор эстакады и, следовательно,

меньшую строительную стоимость (рис.7.1). Для подвесных дорог необходимы,

наоборот, более высокие опоры, чтобы обеспечить надлежащий подъем пола (дна)

кузова вагона над поверхностью земли (4,0-5,0 м), но ходовые части вагонов

существенно упрощаются.

Рисунок 7.1. Внешний вид монорельсовой навесной дороги

Действующие ныне монорельсовые дороги имеют в основном электрическую тягу,

получая энергию от контактного провода. Они малошумны и не загрязняют

воздушного бассейна. Поезд монорельсовой дороги, как и поезд метрополитена,

может состоять из одного или нескольких вагонов. Максимальная скорость

движения на действующих дорогах составляет 70-125 км/ч, провозная способность

– до 40 тыс. пасс/ч. Стоимость сооружения монорельсовых дорог примерно в 2

раза ниже стоимости подземного метрополитена. При наличии свободных

пространств для установки эстакады они признаются эффективными в качестве

средств городского и пригородного транспорта, а также в сильно пересеченной и

горной местности.

В восьмидесятых годах учеными Физико — энергетического института АН

Латвийской ССР был создан весьма оригинальный проект монорельса на магнитной

подушке для перевозок со скоростью 500 километров в час.

Вагон предполагалось создать на базе уже проверенного в эксплуатации фюзеляжа

транспортного самолета Ил-18 (рис.7.2). Длина такого вагона, по проекту

вмещавшего 100 пассажиров, составляла 36 метров, ширина 3,5 метра, высота 3,

85 метра, а масса — 40 тонн. Под полом вагона размещались криостаты со

сверхпроводящими магнитами, которые соединялись с кузовом через рессорное

подвешивание (т.к. при скорости 500 километров в час возмущения от пути

невозможно гасить только за счет зазора в магнитной подвеске, принятого

равным 22 миллиметра). Преобразователи частоты управлялись бортовым

компьютером.

Рисунок 7.2 Монорельс на магнитной подушке

Во время стоянки и перемещения в депо и на экипировочные участки вагон должен

был двигаться на колесах по рельсам с колеей 3 метра, при движении на

перегоне колеса убирались. На эти колеса экипаж также должен был

«приземляться» при аварии системы магнитной подвески.

Была построена экспериментальная модель с вагоном массой 3,2 килограмма. В

90-е годы сведений о продолжении работ по данному проекту не поступало.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, монорельсовый путь и сложен в

устройстве, и трудоемок в постройке. Несущая балка (собственно монорельс) на

навесных дорогах изготавливается из монолитного или сборного железобетона, а

на всех подвесных — из высокопрочной стали. Этот элемент конструкции должен

выдерживать очень большие нагрузки во время разгона и торможения поездов, а

также при прохождении поездами криволинейных участков пути. Таковые, в

частности, для компенсации центробежных сил, изогнуты в двух плоскостях, что

приводит к удорожанию всей постройки. Например, для строительства пути

монорельсовой дороги в Диснейленде пришлось заказывать сложную сборную

опалубку, состоящую из пятидесяти элементов. Кроме того, монорельсовые дороги

сложны в обслуживании пути и подвижного состава, а также требуют подъема

пассажиров на эстакаду и спуска с нее.

Указанные недостатки привели к тому, что мире на данный момент построено

несколько десятков отдельных линий монорельсовых дорог протяженностью от

сотен метров до нескольких километров главным образом в качестве аттракционов

в парках, на выставках и т.п.

Вместе с тем монорельсовые дороги могут иметь свою экономически

целесообразную сферу применения как полноценный вид городского и

междугороднего транспорта.

studfiles.net

дорога монорельсовая — это… Что такое дорога монорельсовая?


дорога монорельсовая
  1. monorail

 

дорога монорельсовая
Дорога с одним подвесным рельсом (монорельсом), служащим для перемещения грузовых тележек или вагонов
[Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]

Тематики

  • дороги, мосты, тоннели, аэродромы

EN

DE

FR

Русско-французский словарь нормативно-технической терминологии. academic.ru. 2015.

  • дорога летняя
  • дорога парковая

Смотреть что такое «дорога монорельсовая» в других словарях:

  • дорога монорельсовая — Дорога с одним подвесным рельсом (монорельсом), служащим для перемещения грузовых тележек или вагонов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN monorail DE… …   Справочник технического переводчика

  • ДОРОГА МОНОРЕЛЬСОВАЯ — дорога с одним подвесным рельсом (монорельсом), служащим для перемещения грузовых тележек или вагонов (Болгарский язык; Български) еднорелсов [монорелсов] път (Чешский язык; Čeština) jednokolejnicová dráha; monoreil (Немецкий язык; Deutsch)… …   Строительный словарь

  • Монорельсовая дорога — Монорельсовая дорога. Навесная система Альвег (Германия). МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА, транспортная система, в которой направляющая балка (монорельс), расположенная на опорах или эстакаде, служит для движения пассажирских вагонов (вместимость 120 140… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монорельсовая дорога —         шахтная (a. monorail road; н. Einschienenhengebahn; ф. monorail; и. monocarril) трансп. шахтная система, в к рой по подвесному рельсу гл. обр. в спец. тележках перемещают разл. грузы и людей. Используется в горн. выработках, искривлённых… …   Геологическая энциклопедия

  • Монорельсовая дорога — Монорельс Монорельс в Токио, Япония Привод Электродвигатель Период с середины XIX века Скорость 40 км/ч Область применения …   Википедия

  • монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога)  монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога).… …   Энциклопедический словарь

  • МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА — трансп. система, в к рой подвижной состав перемещается по балке монорельсу, установленному на опорах на нек рой высоте над землёй (навесная М. д.) или под ним (подвесная М. д.). М. д. служат для перевозки пассажиров и грузов. Провозная… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Монорельсовая дорога —         транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке монорельсу. В России первая грузовая М. д. с конной тягой была построена в начале 19 в. под… …   Большая советская энциклопедия

  • монорельсовая дорога — транспортная система, в которой вагоны для пассажиров или грузовые вагонетки перемещаются по балке – монорельсу, укреплённому на опорах или эстакаде. Подвижной состав может передвигаться поверх балки (навесная система) или находиться под… …   Энциклопедия техники

  • Подвесная дорога —         сооружение для транспортирования грузов и пассажиров по подвесному канатному или монорельсовому пути, расположенному выше уровня земли на опорах. См. Канатная дорога, Монорельсовая дорога …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Москва — столица России, Митрофанов А., Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Подробнее  Купить за 283 руб
  • Москва — столица России, Митрофанов Алексей, Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Серия: Детская энциклопедия»Махаон» Издатель: Махаон, Подробнее  Купить за 238 руб
  • Москва — Столица России, Алексей Митрофанов, Зачем на кремлёвских башнях появились шатры? Откуда взялись названия Серебряного, Калашного и Гранатного переулков? Почему под некоторыми московскими мостами нетрек? Почему пожарные с… Серия: Детская энциклопедия `Махаон` Издатель: Machaon, Производитель: Machaon, Подробнее  Купить за 216 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «дорога монорельсовая» >>

normative_ru_fr.academic.ru

Монорельсовая дорога

Монорельсовая дорога
ПриводЭлектродвигатель
Периодс середины XIX века
Скорость40 км/ч
Область примененияпарки развлечений, общественный транспорт
Инфраструктурарельс на столбах, станции

Монорельсовая дорога — разновидность рельсового транспорта, особенностью которого является движение состава по единственному рельсу, в отличие от традиционного транспорта, где движение осуществляется по паре рельс.

Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • Основное преимущество монорельсовой дороги заключается том, что она, как и метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве.
  • Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым другим двурельсовым транспортом.
  • Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельс. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения равна нулю.
  • По сравнению с трамваями и поездами, монорельс гораздо тише.

Недостатки:

  • На практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью, а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками.
  • В холодных странах в зимнее время в салоне находиться пассажирам некомфортно (по сравнению с метро).
  • Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы. Исключением является Япония.
  • Монорельсовая стрелка — громоздкое сложное сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с., в отличие от обычных стрелок, которые переводятся мгновенно.
  • Потенциально существует опасность падения состава с большой высоты (по сравнению с трамваем), особенно у подвесных поездов.
  • В случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем, пассажиры не могут покинуть вагоны.

Монорельс в России

Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.

В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2.5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у станции Северянин был сооружен участок эстакады в натуральную величину.

В 1967 году были планировалось построить разветвленную линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до станции «Коломенская». Был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ, но позднее внезапно оказалось, что на пути монорельса располагался поселок Ленино — теперь это район Царицыно, ставший районом массовой жилой застройки, а с таким пассажиропотоком могло справиться только метро.

20 ноября 2004 открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом уникального[Источник?]линейного двигателя.

См. также

mediaknowledge.ru