Мжд рижское направление – Рижское направление МЖД — это… Что такое Рижское направление МЖД?

Содержание

Рижское направление МЖД — это… Что такое Рижское направление МЖД?

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на северо-запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском возале Москвы и пролегает через города Красногорск, Истра и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 км. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами.

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие северо-запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги и Великих Лук. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

Панорама здания Рижского вокзала

История

1901 — 1917 годы

Указ Николая II о строительстве Виндавской железной дороги был подписан 2 марта 1897 года. Само строительство началось лишь во второой половине 1898 года. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды. Железная дорога была однопутной, с разъездами.

Рижский вокзал в 1901 году

Движение по железной дороге, вошедшей в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году

Вокзал и станционные построки. Ст. Подмосковная

Построенная железная дорога была однопутной. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

1918 — 1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС, присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за сложившейся политической ситуации в стране (появление независимого государства Латвия) большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объемы пассажирских и грузовых перевозок в 1920-1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четыремя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945 — 1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от пл. Ржевской до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а в 29 сентября 1959 было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамск — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992 — 2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, а в 2007 году ветка была разобрана.

После развала СССР возник спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтиеи оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала и грузовых поездов, формируемых и следующих транзитом с других направлений.

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД

Административно Рижское направление представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская).

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также на станциях Волоколамск и Шаховская есть низкие платформы, предназначенные для посадки в поезда дальнего следования и пригородные поезда сообщением Волоколамск — Ржев-Балтийский. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Основная гамма цветов в оформлении — бледно-бирюзовый(#7df9ff) в сочетании с цветом морской волны (#008cf0) и с белым. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями.

У входа на платформы Дмитровская, Ленинградская, Истра, а также на пассажирских платформах станций Москва-Рижская, Тушино, Павшино и Дедовск установлены турникеты на вход и выход пассажиров.

Движение поездов

Пассажирское движение

Линия Москва-Рижская — Шаховская

Легенда

3.5Москва-Рижская 
Ржевская , метро Рижская
3.9 Курский вокзал – Белорусский вокзал 
4.2 Сонково – Савёловский вокзал 
4.4
Дмитровская , метро Дмитровская
5.9Гражданская
8Подмосковная
8.2Красный Балтиец
9.9Ленинградская , метро Войковская
10.5 Лихоборы – Серебрянный Бор 
11.2Покровское-Стрешнево
13.1
Канал им. Москвы
14.9Тушино , метро Тушинская
16.2р.Сходня
17.8Трикотажная
18.1Граница Москвы и Московской области
21.7р.Банька
22,3Павшино
24.8Красногорская
29,3Опалиха
31Аникеевка
33,5Нахабино
33.9 На Павловскую слободу  
——Парковая-1
——Парковая-2
——Исаково
——Озерки
——Павловская Слобода
34Моторвагонное депо ТЧ-17 Нахабино
36.1Малиновка
38.1Дедовск
41.1Миитовская
44.2Снегири
49.9пл. 50 км
51.4 Поварово-2 – Кубинка-1 
52.2Манихино-1, пл. 165 км
54.5Троицкая
57.9р. Песочная
58.2Истра
58.5р. Истра
60.5Новоиерусалимская
61.3р. Маглуша
62.4Чеховская
68.9Холщёвики
72.7пл. 73 км
75.3Ядрошино
78.2Курсаковская
80.5Румянцево
86.0Новопетровская
87.6Устиновка
90.6пл. 91 км
95.8Лесодолгоруково
104.2Чисмена
112.7Матрёнино
118.8Дубосеково
124.7р. Лама
125.5Волоколамск
132,5пл. 133 км
135.1Благовещенское
140,9пл. 141 км
144.5Бухолово
148,5пл. 149 км
153.8Шаховская
 На Ржев, Великие Луки, Ригу 

[править]

Электропоезд ЭР2-1211 недалеко от пл. Красногорская

Ежедневно по направлению следуют 3 пары поездов дальнего следования — до Риги и Великих Лук.

По направлению ежедневно проходит около 70 пар пригородных электропоездов с плечом обращения от Серпухова (летом от Тарусской) до Шаховской. На станции Манихино-1 существует пересадка на электропоезда БМО до станций Кубинка-1, Икша, Поварово-2. Рижское направление обслуживается электропоездами моторвагонных депо Нахабино и Перерва.

Также 1 раз в сутки курсирует пригородный поезд Ржев-Балтйский — Волоколамск — Ржев-Балтйский, с 15 апреля по 15 ноября — пригородный поезд Ржев-Балтйский — Шаховская — Ржев-Балтйский. Еще один поезд Ржев-Балтйский — Шаховская — Ржев-Балтйский значится в расписаниях с пометкой «По указанию Октябрьской ЖД». Маршруты обслуживаются Октябрьской железной дорогой.

Грузовое движение

Грузовые поезда следуют на запад в основном от станций Манихино-1 (с Большого кольца МЖД), Подмосковная (с Малого кольца МЖД и погрузочных терминалов) и от груового терминала станции Москва-Рижская.

Перспективы развития

Тоннель под лесопарком «Покровское-Глебово»

Если посмотреть на карту железной дороги, участок Покровское-Стрешнево – Тушино делает большой изгиб. Этот изгиб существовал изначально, и сделан он был для обхода лесопарка «Покровское-Глебово», для того чтобы сохранить уникальную природу данного лесопарка. С другой стороны участок где проходит железная дорога, весьма привлекателен для строительства жилья, и прочей коммерческой недвижимости. В 2003 году было озвучено предложение: участок железной дороги Покровское-Стрешнево – Тушино, спрямить. Для того чтобы не причинять вред природе лесопарка «Покровское-Глебово», под лесопарком построить тоннель, и железная дорога пройдёт в тоннеле. Железная дорога на старом участке будет разобрана, и освободившаяся земля будет отдана под строительство жилья, и прочей коммерческой недвижимости.

Будет реализовано это предложение или нет, неизвестно. Окончательного решения не принято, не существует даже эскизного проекта данного тоннеля. Все разговоры про Покровско-Глебовский тоннель, пока только на стадии намерений.

Закрытие Рижского вокзала

Рижский вокзал относится к малодеятельным вокзалам, в сутки этот вокзал обслуживает всего три пары поездов дальнего следования. В 2005 году было озвучено предложение: Рижский вокзал закрыть, поезда дальнего следования передать на другие вокзалы — Ленинградский или Курский, само здание Рижского вокзала переоборудовать под торговый центр. Окончательного решения по закрытию Рижского вокзала не принято.

Ликвидация станции Подмосковная

18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы N 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла» [1] Согласно этому постановлению, станция Подмосковная будет ликвидирована, и на её месте будет построен жилой район [2]

Схема линии

Главный ход двухпутный до ст. Волоколамск, далее до ст. Шаховская однопутная линия. Скрещение поездов на этом участке возможно на станции Благовещенское. Разъезд Бухолово ликвидирован, имеет статус остановочного пункта. Путевое развитие станции Покровское-Стрешнево снято, станция стала остановочным пунктом.

Станции Москва-Рижская, Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская являются конечными пунктами маршрутов пригородных поездов. Платформа Ленинградская и станции Тушино и Чисмена являются конечными остановками в случае сокращения маршрутов электропоездов.

В разное время станции Манихино-1, Холщёвики и платформа Матрёнино являлись конечными для нескольких пар электропоездов.

Между платформой Дмитровская и станцией Москва-Рижская находятся пересечения с Алексеевской соединительной ветвью и с Савёловским направлением МЖД. Между платформами Ленинградская и Покровское-Стрешнево находится пересечение с МК МЖД. Возле станции Манихино-1 Рижское направление пересекает БМО.

Поезд «Москва — Великие Луки

Платформа Ленинградская

Вокзал станции Новоиерусалимская

Станция Холщёвики

Вокзал станции Шаховская

См. также

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Рижское направление Московской железной дороги

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра, и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 километров. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами. Историческое название — Московско-Виндавская железная дорога[1][2].

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги и Великих Лук. Это наименьшее по объёму пригородного движения железнодорожное направление из Москвы[источник не указан 987 дней]. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

Панорама здания Рижского вокзала

История

1901—1917 годы

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской железной дороги был подписан 2 марта 1897 года. Само строительство началось лишь во второй половине 1898 года. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды. Железная дорога была однопутной, с разъездами.

Рижский вокзал в 1901 году

Движение по железной дороге, вошедшей в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году Вокзал и станционные постройки. Станция Подмосковная

Построенная железная дорога была однопутной. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

1918—1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за сложившейся политической ситуации в стране (появление независимого государства Латвия), большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объемы пассажирских и грузовых перевозок в 1920-1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четырьмя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945—1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от пл. Ржевской до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а в 29 сентября 1959 было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамска — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок ст. Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992—2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, а в 2007 году ветка была разобрана.

После развала СССР возник спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтики оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала. Однако, количество грузовых поездов остаётся большим — настолько, что однопутный участок к западу от Волоколамска работает на пределе своих возможностей. Большинство грузовых поездов следуют транзитом с других направлений и выходят на Рижский ход на станции Манихино.

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД

Административно Рижское направление представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская).

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также, на станциях Волоколамск и Шаховская есть низкие платформы, предназначенные для посадки в поезда дальнего следования и пригородные поезда сообщением Волоколамск — Ржев-Балтийский. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Основная гамма цветов в оформлении — бледно-бирюзовый(#7df9ff) в сочетании с цветом морской волны (#008cf0) и с белым. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями.

У входа на платформы Дмитровская (только на платформе «от Москвы»), Ленинградская, Истра, а также на пассажирских платформах станций Москва-Рижская, Тушино, Павшино и Дедовск установлены турникеты (АСОКУПЭ) на вход и выход пассажиров.

Движение поездов

Пассажирское движение

 п·о·р Москва — Нахабино
Рижское направление

условные обозначения

 п·о·р Нахабино — Шаховская
Рижское направление

условные обозначения

dic.academic.ru

Рижское направление МЖД Википедия

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 километров. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами. Историческое название — Московско-Виндавская железная дорога[1][2].

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги, Великих Лук. Это наименьшее по объёму пригородного движения железнодорожное направление из Москвы[источник не указан 3358 дней]. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

История

1901—1917 годы

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской железной дороги был подписан 2 марта 1897 года. Само строительство началось весной 1898 года[3]. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды. Железная дорога была однопутной, с разъездами.

Рижский вокзал в 1901 году Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году

Движение по железной дороге, вошедшей в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Построенная железная дорога была однопутной. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

1918—1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за сложившейся политической ситуации в стране (появление независимого государства Латвия), большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объёмы пассажирских и грузовых перевозок в 1920—1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 году для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четырьмя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945—1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от платформы Ржевская до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а 29 сентября 1959 года было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамска — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок ст. Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992—2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, и к 2007 году ветка была разобрана.

После распада СССР произошёл спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтики оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала. Однако, количество грузовых поездов остаётся большим — настолько, что однопутный участок к западу от Волоколамска работает на пределе своих возможностей. Большинство грузовых поездов следуют транзитом с других направлений и выходят на Рижский ход на станции Манихино.

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД, перегон Шаховская — Муриково Электропоезд ЭП2Д прибывает на пл. Покровско-Стрешнево

Административно Рижское направление представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская).

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также, на станциях Волоколамск и Шаховская есть низкие платформы, предназначенные для посадки в поезда дальнего следования и пригородные поезда сообщением Волоколамск — Ржев-Балтийский. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Основная гамма цветов в оформлении — бледно-бирюзовый (#7df9ff) в сочетании с цветом морской волны (#008cf0) и с белым. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями.

У входа на платформы Дмитровская, Ленинградская, Опалиха, Истра, а также на пассажирских платформах станций Москва-Рижская, Тушино, Павшино, Красногорская, Нахабино и Дедовск установлены турникеты (АСОКУПЭ) на вход и выход пассажиров.

Движение поездов

Пассажирское движение

Электропоезд ЭР2-1211 недалеко от пл. Красногорская

Ежедневно по направлению следуют 2 пары поездов дальнего следования — до Риги и Великих Лук (кроме вторников и суббот из Москвы, понедельников и суббот в Москву).

По направлению ежедневно проходит 72—73 пары пригородных электропоездов с плечом обращения от Серпухова до Шаховской. На станции Манихино-1 существует пересадка на электропоезда Большого кольца МЖД до станций Поварово-2, Кубинка-1 (и далее на Бекасово-1, Сандарово). Рижское направление обслуживается электропоездами моторвагонных депо Нахабино и Перерва (Москва — Новоиерусалимская). При этом возможна также пешеходная пересадка на пл.165 км Большого кольца.

Также 1 раз в сутки (в летний период 2 раза, от ст. Шаховская) курсирует пригородный поезд Ржев-Балтийский — Шаховская — Ржев-Балтийский

Грузовое движение

Грузовые поезда следуют на запад, в основном, от станций Манихино-1 (с Большого кольца МЖД), Подмосковная (с Малого кольца МЖД и погрузочных терминалов) и от грузового терминала станции Москва-Рижская.

Перспективы развития

Тоннель под лесопарком «Покровское-Глебово»

Если посмотреть на карту железной дороги, участок Покровское-Стрешнево — Тушино делает большой изгиб. Этот изгиб существовал изначально, и сделан он был для обхода лесопарка «Покровское-Глебово», для того чтобы сохранить уникальную природу данного лесопарка. В то же время участок, где проходит железная дорога, весьма привлекателен для строительства жилья, и прочей коммерческой недвижимости. В 2003 году было озвучено предложение: спрямить участок железной дороги Покровское-Стрешнево — Тушино. Для того, чтобы не причинять вред природе лесопарка «Покровское-Глебово», под лесопарком построить тоннель, и железная дорога пройдёт в тоннеле. Железная дорога на старом участке будет разобрана, и освободившаяся земля будет отдана под строительство жилья, и прочей коммерческой недвижимости.

Будет реализовано это предложение или нет, неизвестно. Окончательного решения не принято, не существует даже эскизного проекта данного тоннеля. Перспективы строительства Покровско-Глебовского тоннеля пока находятся на стадии намерений.

Закрытие Рижского вокзала

Рижский вокзал относится к малодеятельным вокзалам, в сутки этот вокзал обслуживает всего три пары поездов дальнего следования. В 2005 году было озвучено предложение[4]: Рижский вокзал закрыть, поезда дальнего следования передать на другие вокзалы — Ленинградский или Курский, само здание Рижского вокзала переоборудовать под торговый центр. Окончательного решения по закрытию Рижского вокзала пока не принято.

Ликвидация станции Подмосковная

18 ноября 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла»[5]. Согласно этому постановлению, станцию Подмосковная предполагалось ликвидировать, а на её месте построить жилой район[6], однако в конце 2012 года ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве на станции моторвагонного депо для электропоездов «Ласточка», которые с 2016 года начали курсировать по Московскому центральному кольцу. Современное моторвагонное депо «Подмосковная» было открыто 30 июля 2015 года[7]. В новом депо электропоезда «Ласточка» проходят все виды технического и сервисного осмотра[8].

Строительство новых платформ

В 2019 году заместитель директора института Генплана Москвы Максим Васильев заявил о планах строительства нескольких новых платформ в черте Москвы: Пенягино, Волоколамская (будет интегрирована с одноименной станцией метро), Щукинская и Марьина роща. «Щукинская», по его данным, может быть запущена к 2020 году, а «Волоколамская» — к 2021 году.[9].

Схема линии

wikiredia.ru

Рижское направление Московской железной дороги — Википедия

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 километров. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами. Историческое название — Московско-Виндавская железная дорога[1][2].

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги, Великих Лук. Это наименьшее по объёму пригородного движения железнодорожное направление из Москвы[источник не указан 3132 дня]. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

История

1901—1917 годы

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской железной дороги был подписан 2 марта 1897 года. Само строительство началось весной 1898 года[3]. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды. Железная дорога была однопутной, с разъездами.

Рижский вокзал в 1901 году Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году

Движение по железной дороге, вошедшей в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Построенная железная дорога была однопутной. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

1918—1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за сложившейся политической ситуации в стране (появление независимого государства Латвия), большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объёмы пассажирских и грузовых перевозок в 1920—1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 году для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четырьмя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945—1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от платформы Ржевская до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а 29 сентября 1959 года было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамска — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок ст. Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992—2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, и к 2007 году ветка была разобрана.

После распада СССР произошёл спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтики оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала. Однако, количество грузовых поездов остаётся большим — настолько, что однопутный участок к западу от Волоколамска работает на пределе своих возможностей. Большинство грузовых поездов следуют транзитом с других направлений и выходят на Рижский ход на станции Манихино.

Видео по теме

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД, перегон Шаховская — Муриково Электропоезд ЭП2Д прибывает на пл. Покровско-Стрешнево

Административно Рижское направление представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская).

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также, на станциях Волоколамск и Шаховская есть низкие платформы, предназначенные для посадки в поезда дальнего следования и пригородные поезда сообщением Волоколамск — Ржев-Балтийский. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Основная гамма цветов в оформлении — бледно-бирюзовый (#7df9ff) в сочетании с цветом морской волны (#008cf0) и с белым. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями.

У входа на платформы Дмитровская, Ленинградская, Опалиха, Истра, а также на пассажирских платформах станций Москва-Рижская, Тушино, Павшино, Красногорская, Нахабино и Дедовск установлены турникеты (АСОКУПЭ) на вход и выход пассажиров.

Движение поездов

Пассажирское движение

Электропоезд ЭР2-1211 недалеко от пл. Красногорская

Ежедневно по направлению следуют 2 пары поездов дальнего следования — до Риги и Великих Лук (кроме вторников и суббот из Москвы, понедельников и суббот в Москву).

По направлению ежедневно проходит 72—73 пары пригородных электропоездов с плечом обращения от Серпухова до Шаховской. На станции Манихино-1 существует пересадка на электропоезда Большого кольца МЖД до станций Поварово-2, Кубинка-1 (и далее на Бекасово-1, Сандарово). Рижское направление обслуживается электропоездами моторвагонных депо Нахабино и Перерва (Москва — Новоиерусалимская). При этом возможна также пешеходная пересадка на пл.165 км Большого кольца.

Также 1 раз в сутки (в летний период 2 раза, от ст. Шаховская) курсирует пригородный поезд Ржев-Балтийский — Шаховская — Ржев-Балтийский

Грузовое движение

Грузовые поезда следуют на запад, в основном, от станций Манихино-1 (с Большого кольца МЖД), Подмосковная (с Малого кольца МЖД и погрузочных терминалов) и от грузового терминала станции Москва-Рижская.

Перспективы развития

Тоннель под лесопарком «Покровское-Глебово»

Если посмотреть на карту железной дороги, участок Покровское-Стрешнево — Тушино делает большой изгиб. Этот изгиб существовал изначально, и сделан он был для обхода лесопарка «Покровское-Глебово», для того чтобы сохранить уникальную природу данного лесопарка. В то же время участок, где проходит железная дорога, весьма привлекателен для строительства жилья, и прочей коммерческой недвижимости. В 2003 году было озвучено предложение: спрямить участок железной дороги Покровское-Стрешнево — Тушино. Для того, чтобы не причинять вред природе лесопарка «Покровское-Глебово», под лесопарком построить тоннель, и железная дорога пройдёт в тоннеле. Железная дорога на старом участке будет разобрана, и освободившаяся земля будет отдана под строительство жилья, и прочей коммерческой недвижимости.

Будет реализовано это предложение или нет, неизвестно. Окончательного решения не принято, не существует даже эскизного проекта данного тоннеля. Перспективы строительства Покровско-Глебовского тоннеля пока находятся на стадии намерений.

Закрытие Рижского вокзала

Рижский вокзал относится к малодеятельным вокзалам, в сутки этот вокзал обслуживает всего три пары поездов дальнего следования. В 2005 году было озвучено предложение[4]: Рижский вокзал закрыть, поезда дальнего следования передать на другие вокзалы — Ленинградский или Курский, само здание Рижского вокзала переоборудовать под торговый центр. Окончательного решения по закрытию Рижского вокзала пока не принято.

Ликвидация станции Подмосковная

18 ноября 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла»[5]. Согласно этому постановлению, станцию Подмосковная предполагалось ликвидировать, а на её месте построить жилой район[6], однако в конце 2012 года ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве на станции моторвагонного депо для электропоездов «Ласточка», которые с 2016 года начали курсировать по Московскому центральному кольцу. Современное моторвагонное депо «Подмосковная» было открыто 30 июля 2015 года[7]. В новом депо электропоезда «Ласточка» проходят все виды технического и сервисного осмотра[8].

Схема линии

wiki2.red

Рижское направление МЖД Википедия

Рижское направление Московской железной дороги
Страна
  •  Россия
Расположение Московская область и Москва
Ширина колеи русская колея
Тип электрификации электрификация постоянным током 3 кВ[d]
Карта линии
 Рижское направление Московской железной дороги на Викискладе

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 километров. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами. Историческое название — Московско-Виндавская железная дорога[1][2].

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги, Великих Лук. Это наименьшее по объёму пригородного движения железнодорожное направление из Москвы[источник не указан 3358 дней]. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1901—1917 годы
    • 1.2 1918—1945 годы
    • 1.3 1945—1991 годы
    • 1.4 1992—2008 годы
  • 2 Современное состояние
  • 3 Движение поездов
    • 3.1 Пассажирское движение
    • 3.2 Грузовое движение
  • 4 Перспективы развития
    • 4.1 Тоннель под лесопарком «Покровское-Глебово»
    • 4.2 Закрытие Рижского вокзала
    • 4.3 Ликвидация станции Подмосковная
    • 4.4 Строительство новых платформ
  • 5 Схема линии
  • 6 Фотогалерея
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9

ru-wiki.ru

Рижское направление Московской железной дороги

Рижское направление Московской железной дороги — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра и Волоколамск до станции Шаховская. Длина главного хода 155 километров. Западнее станции Шаховская проходит граница между Московской и Октябрьской железными дорогами. Историческое название — Московско-Виндавская железная дорога[1][2].

По Рижскому направлению следуют пригородные электропоезда, связывающие запад Московской области с Москвой и с югом области, а также поезда дальнего следования до Риги, Великих Лук. Это наименьшее по объёму пригородного движения железнодорожное направление из Москвы[источник не указан 3126 дней]. Главный пассажирский терминал — Рижский вокзал.

История

1901—1917 годы

Указ Николая II о строительстве Московско-Виндавской железной дороги был подписан 2 марта 1897 года. Само строительство началось весной 1898 года[3]. Строительство велось по упрощённым техническим условиям, что было связано с малым финансированием и ограниченным временем на постройку. В частности, на территории современной Московской области было построено большое количество обходов естественных препятствий Клинско-Дмитровской гряды. Железная дорога была однопутной, с разъездами.

Рижский вокзал в 1901 году Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 1905 году

Движение по железной дороге, вошедшей в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, было открыто 2 июля 1901 года. Первый поезд из Москвы, от временного вокзала на станции Москва-П отправился до станции Ржев-Балтийский. Торжественное открытие Виндавского вокзала состоялось 11 сентября 1901 года, в тот же день отправился первый поезд Москва — Виндава.

Построенная железная дорога была однопутной. В 1901 году были открыты станции Зыково, Москва-П, Покровское-Стрешнево, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский. Все станции были построены в едином архитектурном стиле. К 1908 году были построены станции Тушино и Павшино.

1918—1945 годы

После Октябрьской революции в 1919 году железная дорога была национализирована и передана в ведение НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), присоединена к Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге. Из-за сложившейся политической ситуации в стране (появление независимого государства Латвия), большая часть железной дороги теряет свою значимость. Объёмы пассажирских и грузовых перевозок в 1920—1930-х годах были очень малыми. Пригородные поезда от Рижского вокзала следовали вплоть до Волоколамска.

В 1929 году для нужд Наркомата Обороны СССР была построена железнодорожная ветка Нахабино — Павловская Слобода, переданная в ведение НКПС. От станции Нахабино до Павловской Слободы курсировал паровоз Ов с двумя-четырьмя двухосными пассажирскими вагонами. В 1936 году железная дорога передана в ведение Калининская железной дороге.

В ходе Великой Отечественной войны большая часть железной дороги в Московской области находилась на оккупированной территории — от границ области до станции Снегири. В результате боевых действий большая часть станционных построек от Великих Лук до границ Москвы оказались разрушенными. По состоянию на 2008 год, наиболее полно сохранился комплекс станционных построек и здание депо на станции Подмосковная.

1945—1991 годы

В 1945 году был электрифицирован пригородный участок от платформы Ржевская до Нахабино, у западной горловины станции построено моторвагонное депо Нахабино. Перевозки осуществлялись электросекциями типа С, оборот которых производился в парке станции Каланчёвская. Пути Рижского вокзала были электрифицированы лишь в 1951 году.

В 1954 году электрифицирован участок Нахабино — Гучково. 5 января 1955 года была введена в строй электрификация от Гучково до станции Новоиерусалимская. В 1956 году электрифицирован участок Нахабино — Павловская Слобода, а 29 сентября 1959 года было открыто движение по электрифицированному пути от Новоиерусалимской до Волоколамска. Участок Волоколамска — Шаховская электрифицирован в 1991 году, движение электропоездов было открыто 2 июня.

Всё направление электрифицировано постоянным током 3 кВ, участок ст. Волоколамск — Шаховская электрифицирован по упрощённой схеме, предназначенной для движения электропоездов и исключающей движение грузовых составов и поездов дальнего следования.

В 1959 году Московское отделение Рижского направления Калининской железной дороги передано в ведение Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги в современных границах — участок от Рижского вокзала до станции Шаховская.

В 1961 году был проложен второй главный путь от станции Гучково до Москвы, в 1966 году — от Дедовска (станция Гучково переименована в 1965 году) до Новоиерусалимской. Через 12 лет, в 1978 году был проложен второй главный путь от станции Холщёвики до Румянцево, а в 1980 — от Новоиерусалимской до Холщёвиков и от Румянцево до Волоколамска.

1992—2008 годы

Из-за низкой рентабельности в 1996 году были отменены пригородные поезда на ветке Нахабино — Павловская Слобода, и к 2007 году ветка была разобрана.

После распада СССР произошёл спад пригородного пассажиропотока, в связи с которым были сокращены электропоезда до станций Манихино, Холщёвики, Чисмена, Матрёнино. Накрывшая страну в 1990-х годах волна вандализма привела к отмене большей части электропоездов после 0:00.

Ситуация с грузооборотом и пассажирскими перевозками оказалась во многом схожей с 1920-ми годами. Из-за того, что курорты и морские порты Балтики оказались в суверенной Латвии — существенно уменьшилось количество поездов дальнего следования, отправлявшихся с Рижского вокзала. Однако, количество грузовых поездов остаётся большим — настолько, что однопутный участок к западу от Волоколамска работает на пределе своих возможностей. Большинство грузовых поездов следуют транзитом с других направлений и выходят на Рижский ход на станции Манихино.

Современное состояние

Граница Рижского направления МЖД и ОктЖД, перегон Шаховская — Муриково Электропоезд ЭП2Д прибывает на пл. Покровско-Стрешнево

Административно Рижское направление представляет собой Московско-Рижскую дистанцию пути и входит в состав Московско-Смоленского отделения МЖД (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская).

Все остановочные пункты оборудованы высокими пассажирскими платформами, рассчитанными на приём двенадцативагонного электропоезда. Также, на станциях Волоколамск и Шаховская есть низкие платформы, предназначенные для посадки в поезда дальнего следования и пригородные поезда сообщением Волоколамск — Ржев-Балтийский. На станции Манихино-1 низкая платформа построена для обслуживания электропоездов БМО.

Основная гамма цветов в оформлении — бледно-бирюзовый (#7df9ff) в сочетании с цветом морской волны (#008cf0) и с белым. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями.

У входа на платформы Дмитровская, Ленинградская, Опалиха, Истра, а также на пассажирских платформах станций Москва-Рижская, Тушино, Павшино, Красногорская, Нахабино и Дедовск установлены турникеты (АСОКУПЭ) на вход и выход пассажиров.

Движение поездов

Пассажирское движение

Электропоезд ЭР2-1211 недалеко от пл. Красногорская

Ежедневно по направлению следуют 2 пары поездов дальнего следования — до Риги и Великих Лук (кроме вторников и суббот из Москвы, понедельников и суббот в Москву).

По направлению ежедневно проходит 72—73 пары пригородных электропоездов с плечом обращения от Серпухова до Шаховской. На станции Манихино-1 существует пересадка на электропоезда Большого кольца МЖД до станций Поварово-2, Кубинка-1 (и далее на Бекасово-1, Сандарово). Рижское направление обслуживается электропоездами моторвагонных депо Нахабино и Перерва (Москва — Новоиерусалимская). При этом возможна также пешеходная пересадка на пл.165 км Большого кольца.

Также 1 раз в сутки (в летний период 2 раза, от ст. Шаховская) курсирует пригородный поезд Ржев-Балтийский — Шаховская — Ржев-Балтийский

Грузовое движение

Грузовые поезда следуют на запад, в основном, от станций Манихино-1 (с Большого кольца МЖД), Подмосковная (с Малого кольца МЖД и погрузочных терминалов) и от грузового терминала станции Москва-Рижская.

Перспективы развития

Тоннель под лесопарком «Покровское-Глебово»

Если посмотреть на карту железной дороги, участок Покровское-Стрешнево — Тушино делает большой изгиб. Этот изгиб существовал изначально, и сделан он был для обхода лесопарка «Покровское-Глебово», для того чтобы сохранить уникальную природу данного лесопарка. В то же время участок, где проходит железная дорога, весьма привлекателен для строительства жилья, и прочей коммерческой недвижимости. В 2003 году было озвучено предложение: спрямить участок железной дороги Покровское-Стрешнево — Тушино. Для того, чтобы не причинять вред природе лесопарка «Покровское-Глебово», под лесопарком построить тоннель, и железная дорога пройдёт в тоннеле. Железная дорога на старом участке будет разобрана, и освободившаяся земля будет отдана под строительство жилья, и прочей коммерческой недвижимости.

Будет реализовано это предложение или нет, неизвестно. Окончательного решения не принято, не существует даже эскизного проекта данного тоннеля. Перспективы строительства Покровско-Глебовского тоннеля пока находятся на стадии намерений.

Закрытие Рижского вокзала

Рижский вокзал относится к малодеятельным вокзалам, в сутки этот вокзал обслуживает всего три пары поездов дальнего следования. В 2005 году было озвучено предложение[4]: Рижский вокзал закрыть, поезда дальнего следования передать на другие вокзалы — Ленинградский или Курский, само здание Рижского вокзала переоборудовать под торговый центр. Окончательного решения по закрытию Рижского вокзала пока не принято.

Ликвидация станции Подмосковная

18 ноября 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы № 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла»[5]. Согласно этому постановлению, станцию Подмосковная предполагалось ликвидировать, а на её месте построить жилой район[6], однако в конце 2012 года ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве на станции моторвагонного депо для электропоездов «Ласточка», которые с 2016 года начали курсировать по Московскому центральному кольцу. Современное моторвагонное депо «Подмосковная» было открыто 30 июля 2015 года[7]. В новом депо электропоезда «Ласточка» проходят все виды технического и сервисного осмотра[8].

Схема линии

wiki.sc

Рижское направление МЖД: Тушино, Покровское-Стрешнево, Ленинградская и Подмосковная

Рижское направление МЖД: Тушино, Покровское-Стрешнево, Ленинградская и Подмосковная — Железная дорога
Оригинал взят у tiranozavrrex в Рижское направление МЖД: Тушино, Покровское-Стрешнево, Ленинградская и ПодмосковнаяИз цикла Рижское направление Московской Железной Дороги

Сегодня я хочу рассказать про один довольно уникальный участок Рижского направления по территории Москвы. Особенность коротенького перегона Тушино — Подмосковная заключается в истории его создания, пути по крутой петле обошли парк Покровское-Стрешнево, под рельсами проходит канал имени Москвы, через который переброшен ажурный Сталинский мост, с насыпью путей на уровне 4-го этажа; а так же этот перегон имеет разную длину: по первому пути он короче на целых два километра!

18 апреля 2015 года. Город Москва. Станция Тушино. Рижское направление Московской ЖД.
Я встречаюсь со своим старым другом Константином В. в МакДональдсе на Тушинской, выпиваем по стаканчику кофе, и мы выходим на железку.
1. ЭД4М-0374 по второму пути


2. Отстой автобусов у станции Тушино и МПСовская табличка на станции

3. Станция Тушино, вид на Волоколамск с пешеходного моста с одной стороны ЖД на другую. Из-за отурникечивания спуски на платформу убрали. Здание слева — пост ЭЦ станции Тушино.

4. Вид с моста на юг. Строят многоуровневую автостоянку, из-за чего образовался пешеходный туннель

5. Стоянку поставили прямо у путей, что уменьшает возможности Рижки на развитие. На боковом пути, например, можно было построить ПДСную платформу для дневного поезда Москва-Тушино-Волоколамск-Ржев

6. Тоннель подъездного пути под автостоянкой. Оттуда иногда вылазит карликовый тепловоз тип ТГМ или ТГК, я в них вообще не разбираюсь.

7. Грузовые вагоны на станции Тушино. Объём грузовой работы значителен

8. Перейдём на другую сторону. Вид на Рижский вокзал

9. Обилие стрелок в парке приёма-отправления

10. ЦППКашная ЭД4М-0476 с отличной бригадой

11. Спускаемся с моста, идём в сторону Покровского-Стрешнево.

12. Станция Тушино. По центру кадра здания из жилого комплекса Алые паруса

13. Проходим мост над Волоколамским шоссе

14. Покидаем станцию Тушино. Нечётные входные светофоры. В Тушино они на одной линии.

15. ЭД4М-0374 на перегоне Тушино-Подмосковная по второму пути и Константин

16. Мост через канал имени Москвы и красивые здания

17. Стадион Спартак, он же Открытие Арена. Я не понимаю, с какой целью он был построен тут — как будто загруженность ТКЛ и без неадекватных фанатов маленькая. Как-то на Замоскворецкой линии в районе Динамо и прилежащих станциях видел просто фантастические толпы бешеных болельщиков, которых пыталась развести милиция (это было давно), но не особо успешно. Если я знаю, что где-то будет какой-то матч, стараюсь избежать появления в том районе.
Хотя… я не играю в футбол, не смотрю, и мне, по-видимому, не понять ощущение проигрыша любимой команды.

18. Контррельсы на мосты через Канал имени Москвы

19. Шлюз №8. Вид на Калязин

20. В другую сторону. Вид на ЖК Алые паруса, Строгинский совмещённый автомобильный и трамвайный мост, а так же Живописный мост, арка с характерной чашкой. Сегодня канал уже заполнен водой

21. Идём дальше на восток, подходим к переходу у улицы Габричевского, видна стройка нового подземного перехода под путями и проходной светофор №6 по второму пути

22. В обратную сторону. Возле полотна расположился временный склад для строительства подземного перехода

23. Спуски уже отлиты в бетоне

24. Идём дальше. ЭР2Т-7212 напротив ТЦ Щука и метро Щукинская

25. Реконструкция тяговой подстанции Стрешнево под нужды МОЖД

26. Два пути Рижского направления и подъездной на подстанцию и часть ЭЧ. Ранее был электрифицирован

27. Входной светофор ЧД по первому пути станции Подмосковная. По второму пути до входного светофора Ч ещё 2 километра, он установлен за платформой Ленинградская. Такое различие связано с тем, что когда-то уровень грузового движения был высоким, существовали съезды со стороны Тушино на Серебряный Бор и Братцево, существовали боковые пути у платформы Покровское-Стрешнево и обход платформы Ленинградская, позволяющий принимать грузовые поезда на станцию Подмосковная и одновременно отправлять по съезду на Серебряный Бор без создания режущего маршрута. Грузовой траффик упал, оба съезда со стороны Тушино на МОЖД разобрали, боковые пути у платформы Покровское-Стрешнево сняли, но переносить базу контактников не стали, и сохранили стрелку и кусочек станции.

28. Маневровые светофоры и стрелки. На самом правом пути пока лежат деревянные шпалы, чью замену через несколько дней на бетон я снимал, и о чём тоже хочу рассказать. В 2015 году Рижское направление МЖД должно избавится от деревянных вставок.

29. Платформа Покровское-Стрешнево. Слева и справа были электрифицированные пути

30. Табличка Покровское-Стрешнево

31. Бывший вокзал. Здание построено вместе с дорогой, то есть ему более 100 лет.

32. Платформа в другую сторону

33. Тепловоз ТрансЮжСтроя ТЭМ2-5320 и путевая машина. В левой части кадра отходила соединялка на станцию Братцево МОЖД. В правой части виден мост МОЖД над Рижкой

34. Крупнее

35. Машина для установки опор КС. Кажется, что транспорт на перегоне, а это станция Подмосковная.

36. Мосты МОЖД и проходной светофор №2 по второму пути перегона Тушино-Подмосковная. Ранее направо отходила ветка на Серебряный Бор, и до начала реконструкции в траве можно было найти деревянные шпалы и рельсы

37. Заберёмся на МОЖД по насыпи. Строят платформу, которая должна стать после переноса платформы Покровское-Стрешнево ближе к МОЖД частью ТПУ, на заднем плане виден входной по станции Серебряный бор. Я всегда говорил, и продолжу утверждать, что реконструкция кольца дело хорошее и правильное — держать тепловозный островок в большом городе — непозволительная роскошь и глупость. Но возникает вопрос в исполнении — я вообще не понимаю, для чего надо строить платформу в кривой, уменьшая среднюю скорость движения поездов. По логике, надо чуть сдвигать платформы Ленинградская к МОЖД, примерно метров на 150, и сооружать платформу на Кольце прямо над Рижкой, с образованием ТПУ Ленинградская — платформа МОЖД — метро Войковская. Идеального решения в силу невозможности переноса метро Войковкая (вот она плата за историческое решение), тут быть не может, но мне, как пассажиру, такое расположение было бы удобнее, минимальное бесполезное расстояние прохода между видами транспорта.
А платформу Покровское-Стрешнево перенести ближе к метро Щукинская, в ту прямую, образуя ТПУ Рижка-метро-трамвай-автобус.

Схожая по идиотичности ситуация наблюдается в районе метро Дмитровская, платформы Дмитровская и Рижки и Савёловского направления — так и хочется платформу на Рижке перенести чуть ближе к вокзалу, и платформу Тимирязевская Савёловского хода соорудить под мостом Рижского направления с образованием ТПУ.

38. Вернёмся на МОЖД. Мосты в неизменном положении, движение тут минимально, хотя на днях мне свезло увидеть сразу две зелёные ЧМЭ3

39. Про МОЖД будет отдельный рассказ. Спустимся на Рижку. Видны следы бывшего обхода Ленинградской

40. Светофорные столбы

41. Трасса обхода отлично читается, камни лежат, кустов мало. Водосливной коллектор обвалился и зарос

42. Платформа Ленинградская, вид на Москву. Напротив маршрутного светофора стоит маневровый М44

43. Посмотрим на мосты МОЖД, и покинем пути

44. Платформа Ленинградская, вид на МАИ

45. Турникетный комплекс

46. Табличка Ленинградская и пригородные кассы с билетопечатающими автоматами

47. Пройдём платформу, и заглянем на станцию Подмосковная. Вытяжной тупик для Ласточек

48. В другую сторону

49. Светофор М300. Тут будет построен съезд 300/302

50. Внезапно раздался гудок, и выкатился паровоз со странным номером ЭР-774-38.
Моя политика не ловить паровоз приводит к тому, что они сами просто лезут в объектив

51. Вернёмся ближе к платформе. Перегон Подмосковная — Серебрянный бор. Опор КС, к сожалению, пока не видно. Думаю, что сперва заменят сгнившие деревянные шпалы на бетон.
Я вообще иногда удивляюсь, как в 21 веке сохранился такой атавизм, как путь на дереве, да ещё и в Москве…

52. Мы дошли до моста над бывшим обходом, виден контррельс и входной светофор станции Серебряный бор. Мост тоже весь гнилой, думаю, что сделают просто насыпь

53. Вернёмся к трамвайному мосту, он же Мост Победы. Слева на право: станция Подмосковная, перегон Тушино — Подмосковная и перегон Серебряный бор — Подмосковная

54. ЭД4М-0321 у платформы Ленинградская

ОФФ. Сегодня утром решил выбраться за утренним Лукским поездом. Стоял дичайший туман, минимальная видимость, и у меня вышел кадр, как из фильма Мгла. Семивагонный Лукский поезд, ведомый старым добрым электровозом ЧС7-051, движется по удалению за электропоездом на перегоне Дедовск-Нахабино. Место съёмки 37 км 10 пк. Сезон 662 открыт!

А тем временем, начинает вырисовываться цельное Рижское направление по моим походам
От Рижского вокзала до Подмосковной — пока не пройдено
Станция Подмосковная
Тушино-Трикотажная, пока не пройдено
Около платформы Трикотажная
Взгляд с 25 этажа на перегон Тушино-Павшино
Взгляд на станцию Павшино с 20-го этажа
Станция Павшино и платформа Красногорская
Участок Красногорская — Опалиха с высоты в птичьего полёта
Бывшая станция Опалиха и платформа Аникеевка
Платформа Аникеевка утренне-морозная
Станция Нахабино, одноимённое депо (ТЧ-17 МСК), платформа Малиновка и станция Дедовск
Участок Дедовск-Миитовская
Участок Миитовская — Манихино не пройден.
Станция и узел Манихино
Манихино-1 — Троицкая — Истра — Новоиерусалимская
Новоиерусалимская — Чеховская — Холщёвики — 73 км
Новопетровская, Румянцево, Курсаковская, Ядрошино
Лесодолгоруково, 91 км, Устиновка
Подъездной путь от станции Чисмена на Сычёво
Станция Чисмена
Чисмена — Матрёнино — Дубосеково
Съёмки в ночном Волоколамске
Платформа 133 км. Тепловозы. Дикие Октябрята.
Разъезд Благовещенское из она электрички
Станция Шаховская: граница МСК и ОКТ. Последний столб.

Про участок Дубосеково-Шаховская тоже можно сказать, что он не пройден.

Спасибо за внимание.


комментарии: Оставить комментарий

Я думаю, Ленинградскую переносить к Малому кольцу не надо, так как путь между ней и метро увеличится с ~400 до ~600 метров. Похоже, перенос Покровско-Стрешнева чуть восточнее, — лучший компромисс для пассажиров, пересаживающихся как с Волоколамского шоссе, так и с кольца.
(Ответить) (Thread)

Похоже, перенос Покровско-Стрешнева чуть восточнее, — лучший компромисс для пассажиров,
имхо основная их масса выходит на ПС для передвижения в Строгино и к Щуке
им нафиг ненад к Кольцу.
в идеале так:
ПС перенести на 1 км назад к Щуке, братьям близнецам и ул Габричевкого (где подземный переход)
ПС2 сделать до моста МЖК, а саму станцию на кольцевой по 5 Войковскому.
Ленинградскую перенести вперед -между Ленинградкой и трамвайным мостом.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Можно и так. Но зачем нужна вторая пересадка на ТКЛ? Она чуть лучше Тушино только для жителей Щукино и Строгино.

Более важна, как мне кажется, пересадка на «Волоколамскую».

(Ответить) (Parent) (Thread)

—Но зачем нужна вторая пересадка на ТКЛ? Она чуть лучше Тушино только для жителей Щукино и Строгино.

а Где вторая? Щука не пересадка на ТКЛ, Щука пересадка в автобусно-трамвайный хаб возле Щуки: а это тр №28 до Жукова, тр. и автобус до Строгино и куча всяких автобусов по месту типа 100,681 и тд.
Не всем удобно в Строгино с Трикотажной.
Т.е. назначение ПокрСтр-обслуживание- ТЦ, предприятий района,институты, госпитали и больницы.

—Более важна, как мне кажется, пересадка на «Волоколамскую».
а зачем?
все все равно на Тушинской в метро лезут.
На Щук автобусный хаб, а на Волоколамской нахренненужный стадион и забитое метро

а так им на 600м даль, и главное- ну вот выйдут они у ЖД кольца и ? ни трамваев, ни автобусов…

пс ну это все из опыта проживания в районе, а не из цифр статистики

(Ответить) (Parent) (Thread)

Думаю, что речь идёт о Трикотажной, и о станции Волоколамская АПЛ.
Если её перенести в область, то будет пересадка на метро, и у жителей Павшинской поймы будет отличный способ уехать не по шоссе.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Я бы метров на 100 сдвинул платформу к кольцу, это не изменит расстояние до выхода, сейчас выход в центре платформы.
(Ответить) (Parent) (Thread)

Надо же. Я думал, что мост через канал охраняется. Интересные с него виды.
667-й здорово получился.
(Ответить) (Thread)

ru-railway.livejournal.com