Сколько выходов на новокузнецкой. Ст.м. Новокузнецкая. Станция метро новокузнецкая
Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро «Новокузнецкая»? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.
Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. «Новокузнецкая» запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени — пролетариев из различных профессий.
На потолочных панно станции метро «Новокузнецкая» изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества — уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи
Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой «дороги жизни» на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме «Новокузнецкой», работы Фролова можно еще увидеть на «Маяковской», а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.
Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро «Новокузнецкая» была их вторым совместным детищем после «Сокольников». Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил «ВДНХ», «Спортивную», «Измайловскую», «Щелковскую» и «проспект Вернадского».
Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для «Павелецкой», однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.
Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.
Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени — вот что такое «Новокузнецкая». Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями «Третьяковская» Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро «Новокузнецкая».
Давным-давно, когда тема метро стала мне интересна, эта станция удивляла своей странностью в отделке. Разные центральные залы и совершенно пустая путевая стена. Как оказалось, всему есть объяснения.
10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году. Но годичный срок для такого строительства был нереальным уже тогда и поэтому пуска через год никто не ждал, конечно. Ну а потом началась война и стало не до пуска.
После того, как немцев отогнали от Москвы и ситуация на фронтах стала лучше, строительство решили продолжить. Это был в первую очередь мотивационный аспект — идет война (а до переломного момента еще далеко), но мы верим в победу и строим в Москве метро!
1 января заработал Замоскворецкий радиус от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» (сейчас это станции «Театральная» и «Автозаводская») Две станции — «Новокузнецкая» и «Павелецкая» не были открыты для пассажиров из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года. А на «Павелецкой» ситуация осложнилась тем, что станцию пришлось строить по временному проекту, так как необходимый металлопрокат для нее остался на Украине, на оккупированной территории. Но об этом рассказ в отдельном материале. А сейчас давайте посмотрим на станцию «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 года на действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».
1. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер.
2. Как и большинство станций второй первых очередей имеет отдельно стоящий вестибюль.
3. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой.
4. На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы.
5. Памятная доска. Виды следы, что раньше метрополитен был «имени Кагановича».
6. Для станции «Павелецкая» были выполнены смальтовые мозаики В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Так как Павелецкую по первоначальному проекту построить не получалось, то архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле.
7. Один из немногих наклонных ходов выполненных с архитектурными элементами. Из-за этого в нем никогда не было рекламы.
8. Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков.
9. Довольно длинный подходной коридор от центрального зала к наклонному ходу. Гермоворота были установлены позднее.
10. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов.
11. Отделка станции велась уже во время движения поездов и поэтому смогли богато украсить только центральный зал и пилоны. Путевую стену сделали в временном варианте, который остался навсегда.
12. На путевой стене были установлены времен
1kingvape.ru
Входы и выходы из метро Павелецкая в Москве (коричневая)
Новокузнецкая, 43/16 ст1 (1 этаж)
Павелецкая
Новокузнецкая, 43/16 ст1 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
КБ Лайтбанк, ОООНовокузнецкая, 43/16 ст1
Павелецкая
КБ Лайтбанк, ОООНовокузнецкая, 43/16 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Медиа-Селект, сеть…Павелецкая
Медиа-Селект, сеть газетных киосковБахрушина, 32 киоск
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Магазин цветов, ИП…Павелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Магазин цветов, ИП Виноградов С.С.Павелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Аквилон, ООО, мастерская…Павелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Аквилон, ООО, мастерская по изготовлению ключейПавелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Диалог-Трейд, магазинПавелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Диалог-Трейд, магазинПавелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Минипорт, сеть магазиновПавелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Минипорт, сеть магазиновПавелецкая площадь, вл1 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Арамье, сеть…Новокузнецкая, 43/16
Павелецкая
Арамье, сеть пекарен-кулинарийПавелецкая
Оттуда - Сюда
Продовольственный магазинНовокузнецкая, 43/16 ст1 (1 этаж)
Павелецкая
Продовольственный магазинНовокузнецкая, 43/16 ст1 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Золотая Корона, система…Новокузнецкая, 43/16 ст1 (ООО КБ Лайтбанк)
Павелецкая
Золотая Корона, система платежных сервисовНовокузнецкая, 43/16 ст1 (ООО КБ Лайтбанк)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Эвалар, аптечная сетьЗацепский Вал, 14 (1 этаж)
Павелецкая
Эвалар, аптечная сетьЗацепский Вал, 14 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Банкомат, КБ Лайтбанк, ОООЗацепский Вал, 14
Павелецкая
Банкомат, КБ Лайтбанк, ОООЗацепский Вал, 14
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Золотая Корона, система…Валовая, 2-4/44 ст1 (салон МегаФон)
Павелецкая
Золотая Корона, система платежных сервисовВаловая, 2-4/44 ст1 (салон МегаФон)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
МегаФон, сеть платежных…Валовая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
МегаФон, сеть платежных терминаловВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
МегаФон, сеть салонов…Валовая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
МегаФон, сеть салонов связиВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
МегаФон, сеть платежных…Новокузнецкая, 44/2
Павелецкая
МегаФон, сеть платежных терминаловНовокузнецкая, 44/2
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Останкино, сеть колбасных…Новокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
Останкино, сеть колбасных лавокНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
БКС-Инвестиционный банкНовокузнецкая, 44/2
Павелецкая
БКС-Инвестиционный банкНовокузнецкая, 44/2
Павелецкая
Оттуда - Сюда
ГорЗдрав, сеть аптекНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
ГорЗдрав, сеть аптекНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Валовая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Банкомат, БКС-Инвестиционный банк, АОВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
ЗоркоОптика, сеть салоновНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
ЗоркоОптика, сеть салоновНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Арт Буланже, сеть пекаренНовокузнецкая, 43/16 ст2
Павелецкая
Арт Буланже, сеть пекаренНовокузнецкая, 43/16 ст2
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Копирка, сеть…Новокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж; аптека ГорЗдрав)
Павелецкая
Копирка, сеть полиграфических центровНовокузнецкая, 43/16 ст2 (1 этаж; аптека ГорЗдрав)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Даблби, сеть кофеенВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Даблби, сеть кофеенВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Цветы на Павелецкой, салонНовокузнецкая, 44/2 (1 этаж)
Павелецкая
Цветы на Павелецкой, салонНовокузнецкая, 44/2 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Даблби, сеть кофеенВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Даблби, сеть кофеенВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
CHESTER, сеть салонов…Зацепский Вал, 14 (1 этаж)
Павелецкая
CHESTER, сеть салонов обувиЗацепский Вал, 14 (1 этаж)
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Пенснэ оптик, сеть…Валовая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Пенснэ оптик, сеть магазинов оптикиВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
Мультифото, сеть…Валовая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Мультифото, сеть фотосалоновВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
ГорЗдрав, сеть аптекВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
ГорЗдрав, сеть аптекВаловая, 2-4/44 ст1
Павелецкая
Оттуда - Сюда
metro.mwmoskva.ru
метро Новокузнецкая — Замоскворецкая линия — Станции метро
Станция метро Новокузнецкая
Станция метро «Новокузнецкая» открылась для пассажиров 20 ноября 1943 года. Она строилась на действующем участке «Театральная» — «Автозаводская». Название дано станции в честь проходящей около метро Новокузнецкой улице. В начале эксплуатации ее имя писалось как «Ново – Кузнецкая», затем дефис исчез. А в 1992 году станцию метро «Новокузнецкая» планировалось переименовать в «Замоскворечье», чего пока не произошло.
Оформление станции метро Новокузнецкая
Проект оформления станции метро «Новокузнецкая» в 1946 году получил Сталинскую премию. А само оформление посвящено советскому народу и его стойкости и упорству во время Великой Отечественной войны.
Пилоны и часть сводов станции «Новокузнецкая» покрывает прохоро-балдинский мрамор. На протяжении всей длины центрального зала над пилонами протянулся барельеф с изображениями эпизодов из боевых операций. Потолок метро «Новокузнецкая» украшен шестью мозаичными панно, изображающими советских тружеников тыла. По центру зала установлены торшеры.
Из-за того, что станцию метро «Новокузнецкая» удлиняли, часть пилонов в ее южном торце отличается своей формой и облицовкой от оригинальных.
Техническая информация о станции метро Новокузнецкая
Станция метро «Новокузнецкая» пересекается с состоящей из двух залов станцией «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. С платформы «Новокузнецкой» в каждый зал «Третьяковской» ведет отдельный переход. В южном торце станции есть дополнительный переход в южный зал «Третьяковской».
Вестибюль у станции метро «Новокузнецкая» только один, наземный. Подняться в него можно по эскалатору северного торца. Выход из вестибюля ведет к улицам Новокузнецкая и Пятницкая.
Начало работы вестибюля станции метро «Новокузнецкая» — 5.35 утра. В 1.00 он закрывается.
Инфраструктура около метро Новокузнецкая
Стоит отметить наличие очень широкого выбора ресторанов и кафе рядом с метро «Новокузнецкая», по сравнению с которым даже количество магазинов кажется не очень большим.
Из объектов инфраструктуры также необходимо упомянуть о присутствии недалеко от станции ЗАГСа.
Высшее образование около метро «Новокузнецкая» предоставляют Московский физико-технический институт, Академия водного транспорта и Московский институт экономики, политики и права. Учебные заведения рангом ниже около «Новокузнецкой» — Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.
Кроме того, рядом со станцией есть и другие объекты, перечислять которые нет необходимости.
Достопримечательности рядом метро Новокузнецкая
Около метро «Новокузнецкая» работают два музея. Один посвящен писателю Льву Николаевичу Толстому, второй — драматургу Александру Николаевичу Островскому. Произведения этих авторов известны нам не только по книгам, но и по кинофильмам.
Исторические достопримечательности рядом с метро «Новокузнецкая» — это церкви. Храм Архангела Михаила в Овчинниках; его здание было построено в 1613 и перестроено в 1662 году.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; настоящее здание этого храма было построено в 1831 – 1836 годах, хотя сам он был основан в 1683 году.
Храм святителя Николая в Пыжах. Церковь на месте этого храма появилась около 1593 года. Позднее, в 1670 – 1672 годах был построен сам храм, который разорили французы 1812 году. Лишь с 1848 года началось его восстановление, длившееся в течение 40 лет.
www.okolometro.ru
Как добраться (доехать) до метро Новокузнецкая в Москве
Остановка Новокузнецкая
Новокузнецкая, 30 метрах, меньше минуты
Автобусов:
3Н, А
Новокузнецкая
Остановка Новокузнецкая, 30 метрах, меньше минуты
Автобусов:
3Н, А
Оттуда - Сюда
Остановка Третьяковская
Третьяковская, 190 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Третьяковская
Остановка Третьяковская, 190 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Оттуда - Сюда
Остановка 3-й кадашёвский переулок
3-й Кадашёвский переулок, 270 метрах, 5 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
3-й кадашёвский переулок
Остановка 3-й Кадашёвский переулок, 270 метрах, 5 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Оттуда - Сюда
Остановка Улица балчуг
Улица Балчуг, 330 метрах, 6 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Улица балчуг
Остановка Улица Балчуг, 330 метрах, 6 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Оттуда - Сюда
Остановка Комиссариатский мост
Комиссариатский мост, 360 метрах, 7 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Комиссариатский мост
Остановка Комиссариатский мост, 360 метрах, 7 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Оттуда - Сюда
Остановка Третьяковская
Третьяковская, 380 метрах, 7 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Третьяковская
Остановка Третьяковская, 380 метрах, 7 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Оттуда - Сюда
Остановка Старый толмачёвский переулок
Старый Толмачёвский переулок, 430 метрах, 8 мин. пешком
Старый толмачёвский переулок
Остановка Старый Толмачёвский переулок, 430 метрах, 8 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка 2-й раушский переулок
2-й Раушский переулок, 550 метрах, 10 мин. пешком
2-й раушский переулок
Остановка 2-й Раушский переулок, 550 метрах, 10 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Улица балчуг
Улица Балчуг, 580 метрах, 11 мин. пешком
Улица балчуг
Остановка Улица Балчуг, 580 метрах, 11 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Садовническая улица
Садовническая улица, 590 метрах, 11 мин. пешком
Автобусов:
м5 (бывш. 25), 158
Садовническая улица
Остановка Садовническая улица, 590 метрах, 11 мин. пешком
Автобусов:
м5 (бывш. 25), 158
Оттуда - Сюда
Остановка Большой москворецкий мост
Большой Москворецкий мост, 590 метрах, 11 мин. пешком
Большой москворецкий мост
Остановка Большой Москворецкий мост, 590 метрах, 11 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Комиссариатский переулок
Комиссариатский переулок, 640 метров, 12 мин. пешком
Комиссариатский переулок
Остановка Комиссариатский переулок, 640 метров, 12 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Комиссариатский мост
Комиссариатский мост, 640 метрах, 12 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Комиссариатский мост
Остановка Комиссариатский мост, 640 метрах, 12 мин. пешком
Автобусов:
3Н, А
Оттуда - Сюда
Остановка Вишняковский переулок
Вишняковский переулок, 640 метрах, 12 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Вишняковский переулок
Остановка Вишняковский переулок, 640 метрах, 12 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Оттуда - Сюда
Остановка Иверский переулок
Иверский переулок, 660 метрах, 13 мин. пешком
Иверский переулок
Остановка Иверский переулок, 660 метрах, 13 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Раушская набережная
Раушская набережная, 680 метров, 13 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), Н1
Раушская набережная
Остановка Раушская набережная, 680 метров, 13 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), Н1
Оттуда - Сюда
Остановка Космодамианская набережная, 4
Космодамианская набережная, 4, 750 метрах, 14 мин. пешком
Космодамианская набережная, 4
Остановка Космодамианская набережная, 4, 750 метрах, 14 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Вишняковский переулок
Вишняковский переулок, 750 метрах, 14 мин. пешком
Вишняковский переулок
Остановка Вишняковский переулок, 750 метрах, 14 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Улица большая якиманка
Улица Большая Якиманка, 790 метрах, 15 мин. пешком
Улица большая якиманка
Остановка Улица Большая Якиманка, 790 метрах, 15 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Комиссариатский переулок
Комиссариатский переулок, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобусов:
4, м4 (бывш. 62), м4 (бывш. 33)
Комиссариатский переулок
Остановка Комиссариатский переулок, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобусов:
4, м4 (бывш. 62), м4 (бывш. 33)
Оттуда - Сюда
Остановка Софийская набережная
Софийская набережная, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Софийская набережная
Остановка Софийская набережная, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Оттуда - Сюда
Остановка Китайгородский проезд
Китайгородский проезд, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), 4, Н1, м4 (бывш. 62), 144, м4 (бывш. 33), К
Китайгородский проезд
Остановка Китайгородский проезд, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), 4, Н1, м4 (бывш. 62), 144, м4 (бывш. 33), К
Оттуда - Сюда
Остановка Зарядье
Зарядье, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Зарядье
Остановка Зарядье, 820 метрах, 16 мин. пешком
Автобус:
м5 (бывш. 25)
Оттуда - Сюда
Остановка Большой устьинский мост
Большой Устьинский мост, 860 метрах, 17 мин. пешком
Большой устьинский мост
Остановка Большой Устьинский мост, 860 метрах, 17 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Улица большая якиманка
Улица Большая Якиманка, 860 метрах, 17 мин. пешком
Автобусов:
4, м4 (бывш. 62), м4 (бывш. 33)
Улица большая якиманка
Остановка Улица Большая Якиманка, 860 метрах, 17 мин. пешком
Автобусов:
4, м4 (бывш. 62), м4 (бывш. 33)
Оттуда - Сюда
Остановка Полянка
Полянка, 870 метрах, 17 мин. пешком
Полянка
Остановка Полянка, 870 метрах, 17 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Кинотеатр «ударник»
Кинотеатр «Ударник», 890 метров, 17 мин. пешком
Кинотеатр «ударник»
Остановка Кинотеатр «Ударник», 890 метров, 17 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Швивая горка
Швивая горка, 910 метрах, 18 мин. пешком
Швивая горка
Остановка Швивая горка, 910 метрах, 18 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Большой ордынский переулок; театр «глас»
Большой Ордынский переулок; Театр «Глас», 910 метрах, 18 мин. пешком
Большой ордынский переулок; театр «глас»
Остановка Большой Ордынский переулок; Театр «Глас», 910 метрах, 18 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Садовнический переулок
Садовнический переулок, 960 метрах, 19 мин. пешком
Садовнический переулок
Остановка Садовнический переулок, 960 метрах, 19 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Театр эстрады
Театр Эстрады, 1 000 метрах, 19 мин. пешком
Театр эстрады
Остановка Театр Эстрады, 1 000 метрах, 19 мин. пешком
Оттуда - Сюда
metro.mwmoskva.ru
Новокузнецкая (станция метро) — WiKi
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].
Вестибюль
Павильон станцииСтанция имеет наземный вестибюль в уличном павильоне на Пятницкой улице между домами № 21 и 23. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов[4]. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии)[5]. На месте наземного вестибюля раньше находилась церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, снесённая в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы[6].
Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Пассажиры направляются по коридору, который опоясывает эскалаторный зал[7]. От входа коридор выводит к кассам, а затем — к турникетам. У входа расположена гранитная доска с памятной надписью о времени строительства станции[8]. Потолок эскалаторного зала украшает мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику (автор — Г. И. Мотовилов)[9].
Станционные залы
Центральный зал в 1940-е годыКонструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метра). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Отделка из чугунных тюбингов.
Интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны[10]. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками[11], украшенные резным рисунком[12]. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности[13][14]. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками[12]. Над светлыми спинками диванов, в нишах пилонов, имеются вставки мрамора Агверанского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции[15]. В целом полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения)[15].
Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя», «Слава героическим защитникам города Одессы», «Слава героическим защитникам города Сталинграда». Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова[13]. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:
Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!И. В. Сталин |
Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы[16]. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны»[16].
Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле[9].
Темы мозаик (начиная от выхода в город)[17]:
- «Садоводы»
- «Сталевары»
- «Машиностроители»
- «Строители»
- «Авиаторы»
- «Лыжники» (мост Бачелиса)
- «Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)[9]
- «Парад физкультурников» (в вестибюле)
Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны[15]. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша[15]. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову[18].
Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков[8]. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода[19].
Центральный зал, 2016 год
Южный торец станции
Панно в южном торце станции
Переходы
Переход в южный зал станции «Третьяковская» (к поездам до станций «Медведково» и «Новокосино») начинается в южном торце станции. Для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1970 году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили. Новые проходы с пилонами отличаются от старых и имеют упрощённый декор[19]. Панно в южном торце было перенесено на площадку перехода, которая соединена с платформой станции лестничным подъёмом. Из переходной камеры коридор ведёт к эскалаторному тоннелю на «Третьяковскую»[4].
Во время проектирования Калининского радиуса в 1980-х годах было решено создать кроссплатформенный пересадочный узел с Калужско-Рижской линией. Был построен новый зал, в который было переведено движение поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении (в 1986 году). Переход в новый (северный) зал начинается в центре зала, через лестницы и мостики над платформой в сторону «Красногвардейской». Затем по эскалатору можно спуститься на новую «Третьяковскую». По этому же переходу осуществляется пересадка и в обратном направлении[20]. А для «Новокузнецкой» и старой «Третьяковской» в 1996 году был построен новый переход для движения от последней к первой. Он начинается в центре зала, далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». Коридор, частично двухсводчатый, с разделительной аркадой по длинной оси, оканчивается кубической промежуточной камерой. Оттуда начинается короткий эскалатор вверх, и из промежуточной камеры два прохода на обе платформы станции «Новокузнецкая». Стены перехода облицованы светлым мрамором, а освещают его трубки дневного света, укреплённые на длинных узких металлических полосах[20].
На перспективу запланировано открытие перехода с новой «Третьяковской» в северный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской», над платформой, на которую прибывают поезда из «Новокосина», имеется задел в виде лестниц и мостиков[21].
ru-wiki.org
Новокузнецкая (станция метро)
28 сентября 2015Оглавление:
1. Новокузнецкая (станция метро)
2. История
3. Техническая характеристика
4. Станция в цифрах
Станция «Новокузнецкая» | |
---|---|
Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Координаты: 55°44′28″ с. ш. 37°37′46″ в. д. / 55.741111° с. ш. 37.629444° в. д. 55.741111, 37.629444 | |
Дата открытия | 20 ноября 1943 года |
Проектное название | Климентовский переулок |
Прежние названия | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» |
Проекты переименования | Замоскворечье |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 37,5 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформ | островная |
Форма платформ | прямая |
Архитекторы | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова |
Архитекторы вестибюлей | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной |
Инженеры-конструкторы | М. Семиз |
Станцию возвело | Шахта № 15-16 Мосметростроя |
Выход к улицам | Пятницкая улица |
Переходы на станции | Третьяковская |
Наземный транспорт | А 25; Тб 8; Тм А, 3, 39 |
Время открытия | 5:35 |
Время закрытия | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи | «Билайн», «МТС», «МегаФон» |
Код станции | 031 |
Новокузнецкая на Викискладе |
Замоскворецкая линия | |
---|---|
условные обозначения |
станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы.
Просмотров: 5009
www.opklare.ru