Станция «Новокузнецкая»: russos
Давным-давно, когда тема метро стала мне интересна, эта станция удивляла своей странностью в отделке. Разные центральные залы и совершенно пустая путевая стена. Как оказалось, всему есть объяснения.10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году. Но годичный срок для такого строительства был нереальным уже тогда и поэтому пуска через год никто не ждал, конечно. Ну а потом началась война и стало не до пуска.
После того, как немцев отогнали от Москвы и ситуация на фронтах стала лучше, строительство решили продолжить. Это был в первую очередь мотивационный аспект — идет война ( а до переломного момента еще далеко), но мы верим в победу и строим в Москве метро!
1 января заработал Замоскворецкий радиус от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» (сейчас это станции «Театральная» и «Автозаводская») Две станции — «Новокузнецкая» и «Павелецкая» не были открыты для пассажиров из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года. А на «Павелецкой» ситуация осложнилась тем, что станцию пришлось строить по временному проекту, так как необходимый металлопрокат для нее остался на Украине, на оккупированной территории. Но об этом рассказ в отдельном материале. А сейчас давайте посмотрим на станцию «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 года на действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».
1. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер.
2. Как и большинство станций второй первых очередей имеет отдельно стоящий вестибюль.
3. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой.
4. На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы.
5. Памятная доска. Виды следы, что раньше метрополитен был «имени Кагановича».
6. Для станции «Павелецкая» были выполнены смальтовые мозаики В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Так как Павелецкую по первоначальному проекту построить не получалось, то архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле.
7. Один из немногих наклонных ходов выполненных с архитектурными элементами. Из-за этого в нем никогда не было рекламы.
8. Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков.
9. Довольно длинный подходной коридор от центрального зала к наклонному ходу. Гермоворота были установлены позднее.
10. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов.
11. Отделка станции велась уже во время движения поездов и поэтому смогли богато украсить только центральный зал и пилоны. Путевую стену сделали в временном варианте, который остался навсегда.
12. На путевой стене были установлены временные таблички с названием станции. Кстати, изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая».
13. А вот такой станция могла быть. Увы, отстуствие зонтов вызывает проблему с водой, которая по ним стекает в дренаж и отводится. Здесь же она вся капала бы на пассажиров. Сделать полностью стыки герметичными почти не возможно.
14. Одно из больных мест на станции — это проемы, которые текут. Они выполнены из бетона с оклеечной гидроизоляцией и поддерживающей железобетонной рубашкой.
15. Описание такого проема. Станция требует ремонта гидроизоляции и это запланировано. Но вот когда будет сделано — не известно.
16. Несмотря на шикарный вид в чугуне, к сожалению, мы врядли увидим такой проект в реальной жизни.
17. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову.
18. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками, украшенные резным рисунком.
19. В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). Причем удлинение зала было выполнено в другом архитектурном стиле, что сильно портит станцию.
20. В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой».
21. Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени
22. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным.
23. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода.
24. Для пересадки со старой «Третьяковской» на «Новокузнецкую »в 1996 году был построен новый переход. Он начинается в центре зала «Третьяковской», далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской» существует задел под второй переход. По слухам, он был сооружен, но из-з анехватки денег не успели вынести понизительную подстанцию в северном торце «Новокузнецкой» и новый переход упирается в нее. Увы, кажется, он в ближайшем времени так и не будет зкончен.
25. Один из эскалаторов пересадки.
26. Камера в новом пересадочном коридоре около южного торца станции.
27. В архитектурном оформлении нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
.::кликабельно::.
28. В следующем посты мы отправимся за торцевую дверку — посмотрим на знаменитые тоннели около этой станции.
Огромное спасибо пресс-службе Московского метро за организацию фотосъемки.
russos.livejournal.com
Станция метро Новокузнецкая
Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро «Новокузнецкая»? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.
Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и знаменитые военачальники, за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. «Новокузнецкая» запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени — пролетариев из различных профессий.На потолочных панно станции метро «Новокузнецкая» изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества — уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи керосиновой лампы.
Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой «дороги жизни» на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме «Новокузнецкой», работы Фролова можно еще увидеть на «Маяковской», а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова на Крови (храм Спаса-на-Крови), в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.
Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро «Новокузнецкая» была их вторым совместным детищем после «Сокольников». Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил Москве «Белорусскую»-кольцевую, «ВДНХ», «Спортивную», «Измайловскую», «Щелковскую» и «проспект Вернадского».
Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для «Павелецкой», однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.
Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени — вот что такое «Новокузнецкая». Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями «Третьяковская» Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро «Новокузнецкая».
fb.ru
Новокузнецкая (станция метро) — Википедия. Что такое Новокузнецкая (станция метро)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии«Новокузнецкая» | |||
Замоскворецкая линия | |||
Московский метрополитен | |||
Перронный зал станции | |||
Дата открытия | 20 ноября 1943 года | ||
---|---|---|---|
Проектное название | Климентовский переулок | ||
Прежние названия | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» | ||
Проекты переименования | Замоскворечье (1992 год) | ||
Район | Замоскворечье | ||
Округ | ЦАО | ||
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения | ||
Глубина заложения, м | 37,5 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова | ||
Архитекторы вестибюлей | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной | ||
Скульпторы | Г. И. Мотовилов | ||
Инженеры‑конструкторы | М. Семиз | ||
Инженеры‑конструкторы вестибюлей | М. Семиз | ||
Станцию возвело | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) | ||
Выход к улицам | Пятницкая улица | ||
Переходы на станции | 0608 Третьяковская | ||
Наземный транспорт | А: м5, 3Н; Тм: А, 3, 38, 39 | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 031, Нк | ||
Соседние станции | Театральная и Павелецкая | ||
| |||
«Новокузнецкая» на Викискладе |
«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.
История
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в
wiki.sc
Новокузнецкая (станция метро) — Википедия
Координаты: 55°44′28″ с. ш. 37°37′46″ в. д. / 55.74111° с. ш. 37.62944° в. д. / 55.74111; 37.62944 (G) (O) (Я)«Новокузнецкая» | |
Московский метрополитен | |
| |
Дата открытия: | 20 ноября 1943 года |
---|---|
Проектное название: | Климентовский переулок |
Прежние названия: | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» |
Проекты переименования: | Замоскворечье (1992 год) |
Район: | Замоскворечье |
Округ: | ЦАО |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м: | 37,5 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова |
Архитекторы вестибюлей: | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной |
Инженеры-конструкторы: | М. Семиз |
Инженеры-конструкторы вестибюлей: | М. Семиз |
Станцию возвело: | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) |
Выход к улицам: | Пятницкая улица |
Переходы на станции: | 0608 Третьяковская |
Наземный транспорт: | А 25; Тм А, 3, 39 |
Время открытия: | 5:35 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | «Билайн», «МТС», «МегаФон» |
Код станции: | 031, Нк |
«Новокузнецкая» на Викискладе |
«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена.
«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кроссплатформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий.
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» был убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году
Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой»[3].
Архитектура и оформление[править]
Вестибюль[править]
Павильон станцииСтанция имеет наземный вестибюль в уличном павильоне на Пятницкой улице между домами № 21 и 23. Он построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной; инженер-конструктор — М. Семиз; скульптор — Г. И. Мотовилов[4]. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии)[5]. На месте наземного вестибюля раньше находился Храм Параскевы Пятницы, что на Пятницкой, снесённый в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы[6].
Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Пассажиры направляются по коридору, который опоясывает эскалаторный зал[7]. От входа коридор выводит к кассам, а затем — к турникетам. У входа расположена гранитная доска с памятной надписью о времени строительства станции[8]. Потолок эскалаторного зала украшает мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику (автор — Г. И. Мотовилов)[9].
Станционные залы[править]
Центральный зал в 1940-е годыКонструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.
Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны старой части станции, облицованные прохоро-баландинским мрамором, массивны[10]. Архитекторы сделали акцент на поперечные проходы между пилонами, которым, как правило, в такой конструкции уделяют мало внимания. Проходы были оформлены мощными порталами, в результате чего приземистые проходы обрели нарочитую торжественность. Между ними, со стороны зала и платформ, в неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками[11], украшенные резным рисунком[12]. Они появились здесь по предложению академика И. В. Жолтовского, который консультировал молодых архитекторов станции. Существует легенда, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, но это вряд ли имело место в действительности[13][14]. Пол перед скамьями оформлен красочными мраморными ковриками[12]. Под светлыми спинками диванов, в нишах пилонов имеются вставки мрамора Агвернарского месторождения (Армения). Им же целиком облицованы стены новой части станции[15]. В целом, полы станции облицованы прохоро-баландинским мрамором светлых тонов с геометрическими вставками тёмного-серого каркодинского мрамора (Урал) и чёрного хорвиранского мрамора (Армения)[15].
Над каждой скамьёй со стороны центрального зала укреплены металлические щиты в обрамлении знамён, на которых написано «Слава героям защитникам Ленинграда», «Слава героям защитникам Севастополя», «Слава героям защитникам Одессы», «Слава героям защитникам Сталинграда»[13]. Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова[13]. Они иллюстрируют фрагмент речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:
Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! И. В. Сталин |
Между пилонами и сводом центрального зала, начиная от выхода в город, идёт гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной Армии, которые либо планируют операции либо непосредственно участвуют в боевой операции (скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Среди них связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы[16]. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны. Над выходом к эскалатору — щит с надписью «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны»[16].
Геометрический рисунок свода архитекторы позаимствовали у римской гробницы Валериев, но по его главной оси укреплены смальтовые мозаики. Они изначально предназначались для станции «Павелецкая», но из-за войны не удалось построить центральный зал, и мозаики становились ненужными. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящены героическому труду советских людей в тылу. Архитектор И. Г. Таранов решил установить их на «Новокузнецкой». Из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну установили в вестибюле[9].
Темы мозаик (начиная от выхода в город)[17]:
- «Садоводы»
- «Сталевары»
- «Машиностроители»
- «Строители»
- «Авиаторы»
- «Лыжники»
- «Шахтёры» (демонтирована при установке гермозатвора в конце 1950-х годов)[9]
- «Парад физкультурников» (в вестибюле)
Мозаики освещаются рядом торшеров, установленных по центральной оси зала. До 2005 года плафоны и лампы были не очень яркими, и потому станция казалась мрачноватой, а мозаики были плохо видны[15]. Торшеры присутствовали в проекте изначально, ещё до принятия решения об установке панно на своде. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша[15]. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и В. А. Фролову[18].
Арка эскалаторного наклона украшена бронзовым литым барельефом работы Н. В. Томского, изображающим гербовый щит в обрамлении знамён, оружия, лавровых венков[8]. Торец центрального зала был украшен мозаичным панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский). На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем Сталина. В 1960-х годах Сталин был заменён Лениным. После удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно было перенесено на площадку перехода[19].
-
Центральный зал, 2016 год
Южный торец станции
Новокузнецкая 1.jpg
Панно в южном торце станции
Переходы[править]
Переход в южный зал станции «Третьяковская» (к поездам до станций «Медведково» и «Новокосино») начинается в южном торце станции. Для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию в 1970 году центральный зал «Новокузнецкой» удлинили. Новые проходы с пилонами отличаются от старых и имеют упрощённый декор[19]. Панно в южном торце было перенесено на площадку перехода, которая соединена с платформой станции лестничным подъёмом. Из переходной камеры коридор ведёт к эскалаторному тоннелю на «Третьяковскую»[4].
Во время проектирования Калининского радиуса в 1980-х годах было решено создать кроссплатформенный пересадочный узел с Калужско-Рижской линией. Был построен новый зал, в который было переведено движение поездов Калужско-Рижской линии в южном направлении (в 1986 году). Переход в новый (северный) зал начинается в центре зала, через лестницы и мостики над платформой в сторону «Красногвардейской». Затем по эскалатору можно спуститься на новую «Третьяковскую». По этому же переходу осуществляется пересадка и в обратном направлении[20]. А для «Новокузнецкой» и старой «Третьяковской» в 1996 году был построен новый переход для движения от последней к первой. Он начинается в центре зала, далее по лестнице вверх через мостики над платформой в сторону «Китай-города» и по длинному коридору в южный торец «Новокузнецкой». Коридор, частично двухсводчатый, с разделительной аркадой по длинной оси, оканчивается кубической промежуточной камерой. Оттуда начинается короткий эскалатор вверх, и из промежуточной камеры два прохода на обе платформы станции «Новокузнецкая». Стены перехода облицованы светлым мрамором, а освещают его трубки дневного света, укреплённые на длинных узких металлических полосах[20].
На перспективу запланировано открытие перехода с новой «Третьяковской» в северный торец «Новокузнецкой». На «Третьяковской», над платформой, на которую прибывают поезда из «Новокосина», имеется задел в виде лестниц и мостиков[21].
Станция в цифрах[править]
- Код станции — 031[3].
- Пикет ПК020+51,4[22].
- Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 43 200 человек, по выходу — 35 800 человек[23].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[24].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[25]:
Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Выход в город осуществляется через наземный вестибюль на Пятницкую улицу.
Наземный общественный транспорт[править]
Маршруты наземного общественного транспорта (данные на 2014 год)[26][27][28]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 25 | «Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Третьяковская», «Китай-город», «Лубянка» | Нагорный бульвар | Лубянская площадь |
трам. № А | «Шаболовская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды» | Калужская площадь | Метро «Чистые пруды» |
трам. № 3 | «Каховская», «Нагатинская», «Тульская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая, «Третьяковская», «Чистые пруды» | Балаклавский проспект | Метро «Чистые пруды» |
трам. № 39 | «Университет», «Ленинский проспект», «Третьяковская», «Чистые пруды» | Метро «Университет» | Метро «Чистые пруды» |
Предшественник: нет | Конечная станция Замоскворецкой линии в случае ремонта путей на центральном участке 2014 — настоящее время | Преемник: нет |
- ↑ 1,01,1 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
- ↑ Рыжков, 1954, с. 48
- ↑ 3,03,1 Новокузнецкая. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 20 февраля 2014.
- ↑ 4,04,1 Наумов, 2010, с. 242
- ↑ Наумов, Кусый, 2005, с. 179
- ↑ Зиновьев, 2011, с. 110
- ↑ Рыжков, 1954, с. 93
- ↑ 8,08,1 Наумов, 2010, с. 243
- ↑ 9,09,19,2 Зиновьев, 2011, с. 112
- ↑ Наумов, Кусый, 2005, с. 175
- ↑ Ларичев, Углик, 2007, с. 88
- ↑ 12,012,1 Катцен, Рыжков, 1948, с. 16
- ↑ 13,013,113,2 Наумов, Кусый, 2005, с. 176
- ↑ Маянцева А. Голова Гагарина на плечах у Сталина и другие секреты московского метро // газета «Комсомольская правда», 4 февраля 2008.
- ↑ 15,015,115,215,3 Наумов, Кусый, 2005, с. 178
- ↑ 16,016,1 Наумов, Кусый, 2005, с. 177
- ↑ Ларичев, Углик, 2007, с. 89
- ↑ Мемориальная доска мозаичисту Фролову появится в московском метро. Взгляд. Проверено 15 февраля 2014.
- ↑ 19,019,1 Зиновьев, 2011, с. 114
- ↑ 20,020,1 Наумов, 2010, с. 318
- ↑ Алихашкин В. Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. —. —.
- ↑ Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
- ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
- ↑ Маршруты. Московский трамвай. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 12 октября 2012.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Катцен И. Е. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947.
- Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Академия Архитектуры СССР, 1948.
- Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М.: Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — 172 с.
- Царенко А. П., Федоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М.: Транспорт, 1989.
- Чередниченко О. Метро-2010. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
www.wikiznanie.ru
Новокузнецкая (станция метро) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Новокузнецкая» | |||
Замоскворецкая линия | |||
Московский метрополитен | |||
Перронный зал станции | |||
Район | Замоскворечье | ||
---|---|---|---|
Округ | ЦАО | ||
Дата открытия | 20 ноября 1943 года | ||
Проектное название | Климентовский переулок | ||
Прежние названия | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» | ||
Проекты переименования | Замоскворечье (1992 год) | ||
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения | ||
Глубина заложения, м | 37,5 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова | ||
Архитекторы вестибюлей | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной | ||
Скульпторы | Г. И. Мотовилов | ||
Инженеры‑конструкторы | М. Семиз | ||
Инженеры‑конструкторы вестибюлей | М. Семиз | ||
Станцию возвело | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) | ||
Переходы на станции | 0608 Третьяковская | ||
Выход к улицам | Пятницкая улица | ||
Наземный транспорт | А: м5, 3Н; Тм: А, 3, 38, 39 | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 031, Нк | ||
Соседние станции | Театральная и Павелецкая | ||
| |||
«Новокузнецкая» на Викискладе |
«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый внутренний интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.
История
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].
Видео по теме
Архитектура и оформление
Вестибюль
Павильон станцииwiki2.red
Новокузнецкая (станция метро) Википедия
«Новокузнецкая» | |||
---|---|---|---|
Замоскворецкая линия | |||
Московский метрополитен | |||
| |||
Район | Замоскворечье | ||
Округ | ЦАО | ||
Дата открытия | 20 ноября 1943 года | ||
Проектное название | Климентовский переулок | ||
Прежние названия | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» | ||
Проекты переименования | Замоскворечье (1992 год) | ||
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения | ||
Глубина заложения, м | 37,5 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова | ||
Архитекторы вестибюлей | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной | ||
Скульпторы | Г. И. Мотовилов | ||
Инженеры‑конструкторы | М. Семиз | ||
Инженеры‑конструкторы вестибюлей | М. Семиз | ||
Станцию возвело | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) | ||
Переходы на станции | 0608 Третьяковская | ||
Выход к улицам | Пятницкая, Новокузнецкая, Большая Татарская | ||
Наземный транспорт | А: м5, 3Н; Тм: А, 3, 38, 39 | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 031, Нк | ||
Соседние станции | Театральная и Павелецкая | ||
| |||
«Новокузнецкая» на Викискладе |
«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.
История
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].
Архитектура и оформление
Вестибюль
Павильон станцииwikiredia.ru
Новокузнецкая (станция метро) Вики
«Новокузнецкая» | |||
---|---|---|---|
Замоскворецкая линия | |||
Московский метрополитен | |||
| |||
Район | Замоскворечье | ||
Округ | ЦАО | ||
Дата открытия | 20 ноября 1943 года | ||
Проектное название | Климентовский переулок | ||
Прежние названия | первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая» | ||
Проекты переименования | Замоскворечье (1992 год) | ||
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения | ||
Глубина заложения, м | 37,5 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | И. Г. Таранов, Н. А. Быкова | ||
Архитекторы вестибюлей | В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова и Л. А. Шагуриной | ||
Скульпторы | Г. И. Мотовилов | ||
Инженеры‑конструкторы | М. Семиз | ||
Инженеры‑конструкторы вестибюлей | М. Семиз | ||
Станцию возвело | Шахта № 15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители Н. Губанков, Л. Возианов) | ||
Переходы на станции | 0608 Третьяковская | ||
Выход к улицам | Пятницкая, Новокузнецкая, Большая Татарская | ||
Наземный транспорт | А: м5, 3Н; Тм: А, 3, 38, 39 | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 031, Нк | ||
Соседние станции | Театральная и Павелецкая | ||
| |||
«Новокузнецкая» на Викискладе |
«Новокузне́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Театральная» и «Павелецкая». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и имеет богатый интерьер. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция была открыта 20 ноября 1943 года (третья очередь строительства) одновременно со станцией «Павелецкая» на действующем участке «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
«Новокузнецкая» связана переходами с обоими залами станции «Третьяковская», кросс-платформенного пересадочного узла Калужско-Рижской и Калининской линий.
История[ | код]
Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» была убрана из проекта. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году[1].
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года[2]. Изначально название писалось через дефис — «Ново-Кузнецкая». Проект станции в 1946 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1995 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковской» в южный торец «Новокузнецкой»[3].
Архитектура и оформление[ | код]
Вестибюль[ | код]
Павильон станцииru.wikibedia.ru