Пикеты это геодезия – ПИКЕТ (в геодезии) — это… Что такое ПИКЕТ (в геодезии)?

это… Что такое Пикет в геодезии, определение

Превышение — То же, что относительная высота.

Профиль — Вертикальное сечение, разрез какого-либо участка земной поверхности, земной коры, гидросферы или атмосферы по заданной линии.

План — 1) Чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10 000 и крупнее) часть земной поверхности (топографический план) и построенный без учета кривизны Земли. 2) Горизонтальный разрез или вид сверху какого-либо сооружения или предмета. 3) То же, что горизонтальная проекция.

Пятка рейки — Основание рейки, предназначенное для установки ее на репер, башмак или костыль.

Планшет — 1) Часть мензулы, квадратная деревянная доска (размер стороны от 40 до 70 см), на которую наклеивается чертежная бумага. 2) Дощечка или папка, на которой укрепляются компас и бумага при глазомерной съемке.

Палетка — Прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой линий (реже — точек), предназначенная для вычисления площадей на планах и картах, отсчета координат и т. д.

Привязка геодезическая — Интеграция (объединение) новых геодезических данных с ранее созданными.

Проектный уклон — Тангенс угла наклона проектной линии или плоскости.

Параллель — Линия сечения поверхности земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора. Все точки этой линии имеют одинаковую широту.

Проектная линия — Линия, определяющая положение сооружений в плане и по высоте.

Пространственные данные — Цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно–временной системе.

Постобработка (спутниковых наблюдений)

— Окончательная обработка данных в камеральных условиях с целью получения координат пунктов.

Параллакс — Видимое изменение положение предмета (тела) вследствие перемещения глаза наблюдателя.

Первый вертикал — Плоскость перпендикулярная к меридиану.

Пеленг — Угол между направлением на наблюдаемый объект и одной из основных плоскостей, принятых за начало отсчета угловых координат. В морской и воздушной навигации обычно то же, что азимут.

Планиметр — Механическое или электронное устройство для измерения площадей объектов по планам и картам.

Полигонометрия — Метод построения геодезической сети в форме ломаной линии, в которой измеряют все стороны и углы.

Полевое трассирование — Перенос запроектированной трассы на местность с уточнением ее изменения и закрепление в натуре.

Прямоугольные координаты — Система плоских координат образованная двумя взаимноперпендикулярными прямыми линиями, называемыми осями координат x и y. Точка их пересечения называется началом или нулем системы координат. Ось абсцисс – OX, ось ординат – OY.

Полярные координаты — Система плоских координат образованная направленным прямым лучом OX, называющимся полярной осью. Чаще всего за полярную ось принимают ось северного направления какого-либо меридиана. Начало координат — точка O — называется полюсом системы.

Прямая геодезическая задача — Вычисление геодезических координат — широты и долготы некоторой точки, лежащей на земном эллипсоиде, по координатам другой точки и по известным длине и дирекционному углу данного направления, соединяющей эти точки.

Плоскогорье — Обширный участок земной поверхности, представляющий собой горную равнину, характеризующуюся значительным эрозионным расчленением.

Полигонометрический пункт — Геодезический пункт, координаты которого определены методом полигонометрии, а положение на местности обозначено металлическими столбами или бетонными монолитами.

Пункт геодезический

— Закрепленная на местности точка геодезической сети.

Плановая аэрофотосъемка — Фотографирование местности при положении оптической оси аэрофотоаппарата, близком к вертикальному.

Пантометр — Угломерный геодезический инструмент, применявшийся при съемке лесов и торфяных болот.

Произвольные проекции — Картографические проекции, искажающие углы и площади. Выделяются равнопромежуточные, сохраняющие масштаб длин по одному из направлений (например, по меридианам или параллелям), и ортодромические, в которых большие круги шара (ортодромы) изображаются прямыми. Применяются для карт мира.

Плановая разбивочная основа — Геодезическое построение на строительной площадке, обеспечивающее взаимную увязку всех проектных элементов комплекса и служащее для получения исходных данных для выноса в натуру.

Полюсы магнитные Земли — Точки на земной поверхности, где магнитная стрелка располагается по вертикали, т. е. где магнитный компас неприменим для ориентировки по странам света.

Пеленгация — Определение направления на какой-либо объект — его угловых координат. Осуществляется оптическими, радиотехническими, акустическими и другими методами.

Палеогеографические карты — Отображают физико-географические условия геологического прошлого (распределение суши, моря и речной сети, характер рельефа материков, климатические особенности и т. п.).

Перспективная аэрофотосъемка

— Фотографирование местности аэрофотоаппаратом, оптическая ось которого отклонена от вертикали на некоторый постоянный угол.

Погрешности измерений — Отклонение результата геодезических измерений от истинного (действительного) значения измеряемой геодезической величины.

Поликонические проекции — Картографические проекции, параллели которых — дуги эксцентрических окружностей, а меридианы — кривые, симметричные относительно среднего прямолинейного меридиана. Применяются для карт мира.

Перекрытие снимка — В фотограмметрии, доля площади снимка (аэроснимка), перекрываемая смежным снимком.

tochno-rostov.ru

Разбивка трассы. | Инженерная геодезия. Часть 2.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе — схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.

Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5¢. Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

αпр = 180°— b2 (при повороте трассы вправо: b < 180°) или

αлев = b3 — 180° (при повороте трассы влево: b > 180

°).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

 

 

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

 

 

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению. Конец каждого отрезка — пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол — сторожок (рис. 15.1,

б). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета — 13, расстояние от начала трассы — 1300 м.

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто «плюсы»), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, — только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой «П» (справа от оси трассы) или «Л» (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км — не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально — главным образом, методом перпендикуляров, а дальше — глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал, изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой. На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах — обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

injzashita.com

методичка по геодезии — Стр 2

HKi+ 1 — пикетажное значение начала кривой, расположенного после прямой вставки;

КKi — пикетажное значение конца кривой, расположенного перед прямой вставкой;Н- нестандартность пикетов трассы, если она есть.

В нашем случае один из пикетов трассы (ПК 4) имеет длину не 100м, а 125 м. В этом случая нестандартность Н=25м. Учет ее производится на участке трассы между вершинами первого и второго угла поворота.

П2 = НК2 – КК1 + Н = 500,40 – 369,23 + 25 = 156,17 м.

Остальные прямые вставки подсчитаны нами ранее в п. 7 и п. 20 раздела 3.2.

Графа 14 -рассчитываютпо формуле

где Si — расстояние между вершинами;

ВУ i + 1 — пикетажное значение последует ей вершины угла поворота;

ВУ i — пикетажное значение предыдущей вершины угла поворота; Д4 — домер предыдущей кривой;

Н — нестандартность пикетов трассы между вершинами углов поворота, если она есть.

Например: S 2/1 =555 — 218 + 3,79 + 25 = 365, 79 м.

Графа 15 -рассчитываютдирекционные углы прямых вставок трассы по формуле

αj= αj-1± θ,

где αj — значение дирекционного угла после угла поворота трассы;αj-1 — значение дирекционного угла перед углом поворота трассы;

θ — угол поворота трассы с учетом его направления; направо (+) или налево(-).

Графа 16 — вычисляют румбы направлений, используя взаимосвязь румбов и дирекционных углов.

После заполнения граф ведомости прямых и кривых производят её контроль так, как его указано в прил. 2.

3.4. Построение плана трассы

План трассы наносят на карту в районе изысканий. В учебной работе ограничиваются построением элементов плана трассы в масштабе 1:5000 с ориентировкой по румбу начального направления. Образец оформления плана приведен в прил. 3.

На бумаге формата А3 мм трассу наносят по расстояниям между вершинами и румбам направлений. Отступив сверху и от края листа, проводят линию осевого меридиана. Сообразуясь с общим направлением трассы, намечают положение начальной точки ПКО так, чтобы вся трасса в дальнейшем уместилась на листе чертежа. На рис. 2 приведены возможные варианты расположения трассы; в точке ПКО проводят линию осевого меридиана и откладывают от неё румб начального направления. На полученном направлении от начальной точки трассы ПКО, в масштабе 1:5000, откладывает расстояние от ПКО до первого угла поворота (в нашем примере оно равно 218 м), получают положение вершины угла поворота I (ВУ №1). В этой точке проводят линию осевого меридиана, откладывают румб следующего направления и расстояние между ВУ №1 и ВУ №2, равное S 2/1 , с учетом нестандартного пикета, равного 125,00 м, после чего получают положение вершины угла поворота 2 (ВУ №2).

Рис. 2

Подобным образом получают положение ВУ №3 и ПК 11. Расположив схему трассы примерно посредине листа, в местах поворота разбивают кривые.

В контрольной работе кривые строят следующим образом: по обе стороны от каждой из вершин углов поворота откладывают тангенсы (см. рис. 2). Из полученных точек восстанавливают перпендикуляры к сторонам угла. Пересечение перпендикуляров является центром окружности с радиусом, равным проектному.

На сторонах перпендикуляров выписывают значения качала кривой ПК 0+62,98, конца кривой ПК 3+69,23, радиуса (см. прил. 3). Если радиус большой, то восстановленные перпендикуляры пересекаются за пределами листа бумаги. В этом случае кривую вычерчивает по трем точкам — началу, концу и середине кривой. Середину кривой находят так: угол β делят пополам при помощи транспортира, откладывают значение биссектрисы и получают положение середины кривой.

Рис. 3 На плане трассы подписывают номера пикетов, которые отмечают штрихами дли-

ной в два миллиметра. Положение пикетов на трассе строят графически. Ситуацию на плане составляют по данным пикетажного журнала и показывают привязку трассы к реперам.

3.5. Обработка журнала геометрического нивелирования.

Обработка журнала нивелирования сводится к вычислению отметок связующих и промежуточных точек трассы. Отметки связующих точек вычисляют через превышения, отметки промежуточных точек — через горизонт инструмента. Пример обработки журнала нивелирования приведен в прил. 4.

При обработке журнала следует иметь в виду, что на каждой связующей станции прямого и обратного ходов отсчеты по рейдам на связующих точках брались по черной и красной сторонам рейки, а для промежуточных точек прямого хода — только по черной стороне рейки. Обработку рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1.В журнал нивелирования из индивидуального задания выписывают отсчеты по рейке в каждой точке, т.е. заполняют графы 1 + 5 журнала, в графу 11 выписывают отметку репера 1. Запись производится карандашом.

2.На каждой станции прямого и обратного ходов вычисляют превышения по черной и красной сторонам рейки между связующими точками по формуле:

h = a — b

13

где

a- отсчет по задней,

b — отсчет по передней рейкам.

Результат вычисления записывают в графу 5 или 6. Если расхождения между превышениями, определенными по красной и черной сторонам рейки, не превышают 5 мм, то вычисляют среднее превышение hср , округляя его до целых миллиметров. Результат записывают в графу 7 или 8 с учетом знака превышения.

3. Для контроля правильности вычислений в журнале выполняют постраничный контроль. Для этого на каждой странице журнала подсчитывают сумму

задних отсчетов (

), сумму передних отсчетов (

), алгебраические суммы

превышений (

) и средних превышений (

). Рассчитывают величины

(

), 0,5

Если в вычислениях на данной странице не было допущено

ошибок, то должны выполняться равенства

Первое равенство должно выполняться тождественно, второе с точностью до 1-2мм за счет округлений при расчете средних превышений.

4. Производят вычисление невязки нивелирного хода. В данной работе производилось нивелирование разомкнутого хода, опирающегося на реперы №1 и 2, невязка которого рассчитывается по формуле

где

— сумма средних превышений по обратному нивелирному ходу,

-сумма средних превышений по прямому нивелирному ходу.

5.Вычисляют значение допустимой невязки для данного нивелирного хода, нивелирование которого выполнялось техническим нивелированием по формуле

где h- число станций в ходе.

Все расчеты, связанные с определением фактической и допустимой невязок, записывают на последней странице журнала нивелирования.

6. Сравнивают фактическую невязку хода с допустимой, и если производят исправление средних превышений по ходу, внося в них по-

правки – Sh . Для этого невязкуfh c обратным знаком распределяют примерно поровну между средними превышениями с точностью до миллиметра. Если невязка не верна(число миллиметров в невязке меньше количества превышении), то некоторые превышения в начале и в конце хода оставляют без поправок. Поправки записывают в

графе 8 вид средними превышениями с учетом знака поправки, контролируя, чтобы сумма всех поправок равнялась невязке с обратным знаком.

7. Последовательно от отметки репера №1 вычисляют отметки связующих точек хода по формуле

Hi+1 = Hi ± ( hср ± δh)

где Hi+1; Hi — соответственно отметки последующей ж предыдущей связующих точек;

( hср ± δh)- исправленное превышение между двумя точками. При расчете по данной формуле необходимо привести слагаемые в единую размерность — метры. Рассчитанные отметки связующих точек записывают в графу 9. Контролем правильности расчетов является получение в результате вычислений известной отметки репера № 1.

8. Вычисляют горизонты инструмента для тех станций, с которых проводилось нивелирование промежуточных точек по формуле

ГИ = Нj+aj ,

где Нj –отметкапредыдущей связующей точкиa i-верхнийотсчет по рейки на эту точку.

Значение горизонта инструмента записывают в графу 9.

9. Вычисляют отметки промежуточных точек по формуле

Нс = ГИ – сi

где сi — отсчет по рейке на промежуточную точку.

Отметки промежуточных точек записывают в соответствующие строки графы 11.

3.6. Построение продольного профиля трассы

Продольный профиль отроится по данным пикетажного журнала и журнала нивелирования. Профиль строят на листе миллиметровой бумаги размером 297×800 мм в горизонтальном масштабе М1:2000 и вертикальном масштабе М1:200. Сначала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями, закончив построения, профиль оформляет в туши так, как его показано в прил.6.

Построения и расчеты выполняют в следующей последовательности:

1. В нижней части листа миллиметровой бумаги вычерчивают сетку (разграфку) профиля, состоящую из шести горизонтальных граф, размеры которых приведены в прил. 6. На формате должны быть основная надпись, поперечный и продольный профили.

Такой вид профильной сетки является несколько измененным и сокращенным в сравнении с нормативной разграфкой в связи с учебным характером выполняемой работы.

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычерчивать на утолщенной горизонтальной линии миллиметровой бумаги; начало линии условного горизонта располагают также на одной из утолщенных вертикальных линий миллиметровки.

2. По данным пикетажного журнала и журнала нивелирования заполняют графу расстояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1:2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1:2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы расстояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетажные значения плюсовых точек не подписывают, но между вертикальными перегородками в графе расстояния записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля. Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

3.Заполняют графу отметки земли, выписывая в нее из графы «отметка» журнала нивелирования отметки пронивелированных точек поверхности земли. При записи отметки округляют до сотых долей метра.

4.По отметкам земли строят линию продольного профиля местности, откладывая отметки точек в масштабе 1:200 вверх от линии условного горизонта. Отметку условного горизонта выбирают из расчёта того, чтобы ока была кратной 10 м и такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не блике чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отметку записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Отметки всех пронивелированных точек строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1:200 соответствующие разности отметок земли и отметки линии условного горизонта, для удобства построений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

5.Графу «ситуация» заполняют по данным пикетажного журнала. Посредине гра-

фы проводят ось дороги, условно развернутую в прямую линию, и в масштабе 1:2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе. Вместо изображения условных знаков угодий обычно пишут соответствующие названия: «луг», «выгон» и т.п. Короткими стрелками показывают направления основных скатов местности.

6. В графе «План трассы» показывают положение прямых и кривых участков трассы. Графа заполняется по данным ведомости прямых и кривых. Посредине графы проводят прямую линию, которая изображает положение всех прямых участков трассы. Вверх и вниз от неё смещают криволинейные участки трассы. Для этого на прямой в масштабе 1:2000 откладывают рассчитанные пикетажные значения начала и конца каждой кривой. Из полученных точек опускают перпендикуляры на линию пикетажа. Вдоль перпендикуляров записывают расстояния от начала и конца кривой до ближайшего заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобками, обращенными при поворотах трассы вправо — выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево — выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней — ее румб.

для изображения километрового указателя на ПКО от линии пикетажа опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают окружность диаметром 5* мм и её правую половину заливают тушью.

7.Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение репера. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых — слева и справа — записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

8.Производят построение продольного профиля проектной линии в соответствии

сданными индивидуального задания по рабочей отметке на ПКО и предельном уклоне проектируемой автодороги. При проектировании линии продольного профиля стремятся выполнить условие минимальности объёма земляных работ.

Этот принцип может быть реализован, если суммарный объём выемок и насыпей по продольному профилю будет запроектирован примерно равным.

Проектную отметку на ПКО вычисляют по формуле

где — проектная отметка ПКО; отметка земли ПКО;

рабочая отметка на ПКО, взятая ив индивидуального задания.

Вычисленную проектную отметку ПКО записывают в графу «Проектные отметки» и наносят на профиль по перпендикуляру, построенному в точке ПКО. От проектной отметки на ПКО намечают проектную линию всей автодороги с учётом выполнения требований по объему земляных работ, указанных выше. В рассматриваемом примере проектная линия построена по трём точкам ПКО, ПК5, причем за проектные отметки ПК0 и ПК5 приняты отметки земли этих точек.

Проверяют допустимость запроектированных на отдельных участках уклонов в сравнении с предельно допустимым продольным уклоном, данным по индивидуаль-

ному заданию. Для этого вычисляют превышения между конечными точками одного и того же уклона и горизонтальное проложение между ними.

Горизонтальное проложение берут из графы расстояния с учетом нестандартности пикетов, если она есть. Вычисляют уклон проектной линии на данном участке по формуле

где h — превышение между конечными точками одного уклона;

d- горизонтальное проложение между ними ;

—проектные отметки начала, и конца уклона.

Вслучае превышения проектного уклона по сравнению с допустимым производят перепроектирование проектной линии продольного профиля на данном участке. Аналогично производится расчет уклонов на всех последующих участках. По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную линию наносят на продольный профиль.

Впримере рассчитаны уклоны на двух участках проектируемой дороги. На основании индивидуального задания можно проектировать уклоны для трех и более участков. Отметки в точках изменения уклонов, если отметки земли и проектные отметки в них не совпадают, могут быть подсчитаны графически с учетом вертикального масштаба продольного профиля.

9.Заполняют графу проектных уклонов, прочерчивая в ней в местах изменения уклона вертикальные перегородки. У каждой перегородки, слева и справа вдоль нее, вертикально записывают расстояния в метрах на местности от места данного изменения уклона до ближайших заднего и переднего пикетов. Если его изменение происходит на пикете, то с обеих сторон пишут нули.

Внутри каждого прямоугольника, на которые разбита графа проектных уклонов, проводят диагональ соответствующего направления, показывающую подъемы и спуски проектной линии. На горизонтальных отрезках трассы посередине графы проводит горизонтальную черту. Над диагональю или горизонтальной чертой указывают значение проектного уклона в тысячных, а под ней — длину заложения в метрах, на которое этот уклон распространяется.

10.Вычисляют проектные отметки всех пикетов и плюсовых точек по фор-

муле

где

— проектная отметка точки, принадлежащей данному уклону;

 

НH — проектная отметка точки начала данного уклона;

 

i — проектный уклон на данном участке;

 

d — горизонтальное расстояние между точкой , в которой определяется отмет-

 

ками начальной точкой уклона.

В рассматриваемом примере:

Hпк1 = Hпкo + id = 69,56 + 0,004·100 = 69,96 ;

Hпк1+40 = Hпкo +id = 69,56 + 0,004·140 = 70,12 ;

11.На каждом пикете и плюсовой точке профиля вычисляют рабочие отметки (высоты насыпей или глубины выемок) как разность проектной отметки и отметки земли. На выемках рабочие отметки записывают под проектной линией, а на насыпях — над ней. Над точками пересечений линии профиля местности с проектной линией записывают отметки 0,00.

12.Места пересечения проектной линии я линии профиля местности, где отметки земли и проектные отметки совпадают, называются точками нулевых работ. Эти точки показывают на профиле к закрепляют на местности. На профиле из точки нулевых работ опускают перпендикуляр на линию условного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профили (см. рис 3). Вычисления выполняют по формулам:

вкоторых х иу — горизонтальные расстояния до точки нулевых работ от ближайших к ней соответственно задней и передней точек (пикетных или плюсовых) профиля;а иb — рабочие отметки на этих же течках профиля;d — горизонтальное расстояние между теми же ближайшими к точке нулевых работ точками профиля.

Вычисление расстояний х и у. контролируются соблюдением равенства

a + y = d.

Вычисленные горизонтальные расстояния х и у — округляют до десятых долей метра я записывают слева и справа от ординаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта.

Отметку Hi точки нулевых работ вычисляют по формуле для нахождения проектных отметок.

Продольный профиль вычерчивают тушью двумя цветами: черным и красным. Красным цветом вычерчивают все проектные данные: проектную линию, рабочие отметки, ось дороги в графе «Ситуация», все линии и надписи в графах «Проектные отметки», «Проектные уклоны», «Прямые и кривые в плане. Все остальные элементы профиля вычерчивают черным цветом.

Рис. 3

3.7. Построение поперечного профиля

Поперечный профиль вычерчивают над основной надписью (штампом чертежа). Оба его масштаба — и горизонтальный, и вертикальный — принимают Мг1:200,

Мв1:2000. Сетку поперечника следует разбить, как показано в прил.6.

для поперечного профиля подготавливают и заполняют две графы: отметки земли и расстояний.

Следует помнить, что все горизонтальные расстояния в поперечном профиле указываются от оси трассируемого сооружения. На поперечном профиле их следует откладывать вправо и влево от вертикального отрезка, обозначающего в графе расстояний положение ПКЗ + 48. Последний подписывают симметрично относительно этого отрезка под нижней линией графы расстояний. Расстояния между соседними точками на поперечнике записывают в графе расстояния.

По отметкам земли строят линию поперечного профиля. Отметка его линии условного горизонта может быть взята та же, что и на продольном профиле.

Над поперечным профилем подписывают его название «Поперечный профиль на ПК 3+48», указывают масштаб его построения.

3.8. Оформление расчетно-графической работы .

Работа должна быть оформлена в следующем виде:

1.Из ватмана делают об ложку, титульный лист которой надписывают в соответствии, с прил. 8.

2.На обратной стороне титульного листа приклеивают почтовый конверт, в который вкладывают пикетажный журнал.

3.Порядок распределения документов при сшивке работы следующий:

1)Содержание;

2)пикетажный журнал;

3)ведомость прямых и кривых;

4)план трассы;

5)журнал геометрического нивелирования на двух листах;

6)продольный профиль;

7)поперечный профиль.

20

studfiles.net

Разбивка пикетажа и нивелирование трассы

 

К сооружениям линейного типа относят пути сообщения, каналы, туннели, трубопроводы различного назначения, линии электропередачи и т.д., т.е. сооружения вытянутые в длину и занимающие на местности узкую полосу земли. Ось сооружения линейного типа называют трассой.

Для выбора наивыгоднейшего направления трассы необходимо знать и учитывать технические условия строительства и эксплуатации соответствующего сооружения. Направление трассы выбирают по топографической карте. после согласования трассу выносят с карты на местность и закрепляют знаками: начало и конец трассы, точки поворота, створные точки. Трассу на местность выносят по координатам основных её точек или по данным привязки трассы к предметам местности.

После закрепления на местности трассы знаками, приступают к разбивке пикетажа. Пикет – это колышек, которым отмечают точку трассы. Расстояние между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий – 40 или 50 м.

Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля. Каждая пикетная точка закрепляется двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землёй забивают колышек длиной 10 – 12 см и ставят на него рейку при нивелировании. Рядом с точкой забивают сторожок – кол высотой 20 – 25 см, который забивается на 1/3 высоты и служит для отыскания точки. На сторожке подписывают номер пикета.

Промежуточные точки, подлежащие нивелированию, обозначают только сторожками. На них подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки (ПК 3 + 45). Эти точки называют плюсовыми.

Чтобы выполнить геодезические работы по трассе в общепринятой системе координат и высот, трассу привязывают к пунктам геодезической опорной сети в начале и конце трассы. После разбивки пикетажа приступают к нивелированию, одновременно с нивелированием составляется пикетажный журнал (рис.55).

Ось трассы чертится посередине страницы вдоль длинной стороны. Ось показывают прямой линией с обозначениями углов поворота стрелками. Всё, что пересекается трассой (дороги, канавы, границы угодий), заносится в пикетажную книжку на основании измерений, производимых рулеткой. Также измеряются расстояния до постоянных предметов (строения, мосты, телеграфные столбы и т.п.).

 

 

 

Рис. 55 Страница пикетажного журнала

 

По пикетажу трассы линейных сооружений в большинстве случаев производится техническим нивелированием. Если начальная и конечная точки трассы опираются на пункты, высоты которых определены нивелированием высших классов, нивелирование трассы ведётся в одном направлении, и в двух направлениях по всем висячим ходам. Нивелирование ведётся способом из «середины». Результаты измерений заносятся в журнал нивелирования.

На каждой станции должен выполняться контроль наблюдений. расхождения в превышениях на станции, определённых по чёрной и красной сторонам реек, не должны превышать 4мм. В противном случае все наблюдения на станции переделываются.

После заполнения страниц журнала выполняется постраничный контроль, который определяет правильность арифметических вычислений.


Похожие статьи:

poznayka.org

Геодезия — Стр 10

Кроме инженерных, проводятся экономические изыскания, результаты которых позволяют определить эффективность затрат на строительство и показатели работы проектируемого объекта.

На основе материалов инженерных изысканий осуществляется обоснование инвестиций в строительство, разработка предпроектной документации, проектов и рабочей документации строительства сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, ведение государственных кадастров иинформационных систем поселений и предприятий (см. гл. 12), а также разработка рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений.

Виды инженерных изысканий для строительства:

•инженерно-геодезические;

•инженерно-геологические;

•инженерно-гидрометеорологические;

•инженерно-экологические;

•изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод.

Кинженерным изысканиям также относятся научные исследования, геодезические, геологические, гидрологические и другие наблюдения (исследования) в процессе строительства сооружений.

В перечне инженерных изысканий на первом месте стоят инженерногеодезические изыскания, выполнение которых регламентируется Сводом пра-

вил СП 11-104-97 /9/.

Задачами инженерно-геодезическихизысканий являются получение геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях в цифровой или графической форме, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства и обоснования проектирования строительства и эксплуатации сооружений.

В состав инженерно-геодезическихизысканий входят:

•сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;

•обследование территории изысканий;

•создание геодезических опорных сетей 3 и 4 классов, сетей сгущения 1 и 2 разрядов, нивелирной сети II, III и IV классов;

•создание съемочных сетей;

•топографическая съемка в масштабах 1:10 000 – 1:200, включая съемку подземных и надземных сооружений;

•перенесение проекта в натуру;

•инженерно-геодезическоеобеспечение информационных систем поселений

ипредприятий, государственных кадастров;

•создание и издание инженерно-топографическихпланов в цифровой и графической форме.

studfiles.net

Пикет — Энциклопедия нашего транспорта

Пикетная отметка

Пикет, сокращенно ПК — нумерованная точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии. Расстояние между двумя пикетами — 100 метров по горизонтали.

Участок, ограниченный двумя пикетами, называется пикетным участком. Пикетные участки именуются по младшему и старшему пикетам, его ограничивающим (например, «пикет 11-12»). Определить расстояние от начала трассы до точки — пикетаж — можно, сложив расстояние до младшего пикета, и увеличенный в 100 раз номер пикета. Продольный профиль пути вырисовывается соединением точек абсолютной высоты пикетов.

Координаты произвольной точки трассы записываются в форме «ПК 12+35,738», где 12 — номер пикета (число сотен метров), а 35,738 — расстояние от пикета до выбранной точки (в этом примере — 35 м. 73 см. 8 мм.)

В тоннелях на границе пикетных участков с правой стороны по направлению движения устанавливаются пикетные знаки.

Пикетный знак

В Московском метрополитене расположение нулевых пикетов выбирается, как правило, на середине линии (связано это с тем, что за точку отсчета по традиции принята Красная Площадь, нулевой километр). При движении к югу перед номером пикета ставятся цифра 0 и +, при движении на север — нет. В других метрополитенах и на линиях, не проходящих через центр, точки отсчета могут быть выбраны произвольным образом. Нулевой пикет может находиться и на ещё не построенных участках линий.

На железной дороге отсчет пикетов начинается с 0 для каждого километра трассы. Расстояние возрастает при движении вдоль нечетного пути, как правило — на юг либо на запад.

Расстояние между пикетами может быть не равным 100 м (т. н. неправильные пикеты). Наиболее часто они встречаются на кривых участках, где протяженность внешней кривой больше протяженности внутренней.

wiki.nashtransport.ru

Разбивка пикетажа по трассе | МобиСтрой

К разбивке пикетажа приступают после закрепления трассы знаками и в необходимых случаях створными вехами.

Пикет — это колышек, которым отмечают точку трассы.

Пикетаж разбивают обычно при помощи стальной ленты со шпильками. Горизонтальное проложение расстояния между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий — 40 или 50 м. Вообще же это расстояние принимают в зависимости от того, насколько подробно необходимо изучить рельеф по трассе и изобразить его на продольном профиле трассы.

В задачу пикетажиста входит:

  1. забивка кольев в пикетах и в некоторых промежуточных точках между ними;
  2. разбивка поперечников к трассе с обозначением кольями характерных точек;
  3. съемка полосы вправо и влево от трассы шириной, устанавливаемой в зависимости от ширины полосы отвода под данное сооружение; .
  4. разбивка на трассе главных точек кривой (конец, начало и середина кривой;
  5. ведение пикетажного журнала (рис. 80).

Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля и продолжают ее до конца трассы. Каждая пикетная точка обозначается двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землей забивают колышек длиной 10—12 см и ставят на него рейку при нивелировании; рядом с точкой забивают сторожок — кол высотой 20—25 см; он забивается на 7з высоты и служит для отыскания «точки». На сторожке подписывают карандашом номер пикета.

Промежуточные точки, подлежащие нивелированию для дополнительной характеристики1 рельефа местности, обозначают только сторожками, на каждом из которых подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки, например ПК 26+43. Поэтому эти точки называют плюсовыми.

На поперечниках точки обозначают только сторожками и подписывают на них номер поперечника и расстояние от трассы, сопровождаемое указанием, в какую сторону от трассы расположена данная точка, например «Попер. 17+право 20 м».

Если трасса проходит по поверхности, покрытой бетоном, асфальтом или камнем, то пикеты и другие точки обозначают краской или мелом с дополнительными пометками на ближайшем заборе, строениях и т. д. для облегчения отыскания точек при нивелировании.

Применяется также беспикетажное трассирование, причем отметки характерных точек трассы определяют обычно с помощью тахеометра, расстояние между точками определяют дальномером. В трудных природных условиях этот способ может иметь преимущества, хотя в каждом случае, очевидно, требуется подтверждение проектантов и строителей сооружения о возможности использования ими продольного профиля без пикетажа, т. е. с неравномерно расположенными вдоль трассы точками с известными отметками. Необходимая частота поперечников зависит от сложности форм рельефа в поперечном направлении к трассе, так как поперечники разбивают и нивелируют для освещения форм рельефа вправо и влево от трассы, в пределах принятой для данного сооружения ширины полосы съемки местности вдоль трассы. Ширина полосы съемки и длины поперечников на дорожных трассах обычно не менее 40 м (по 20 м в каждую сторону от трассы). Поперечники чаще всего располагаются перпендикулярно к трассе и разбивают либо эккером, либо теодолитом с применением стальной ленты и рулетки для измерения расстояний между нивелируемыми точками поперечника. Число последних должно обеспечивать возможность подсчета объема земляных и скальных работ при проектировании и возведении сооружения.

Съемку ситуации местности в пределах полосы вдоль трассы ведут преимущественно способом перпендикуляров и линейных засечек; результаты съемки заносят в пикетажную книжку.

Чтобы выполнить геодезические работы по трассе в общепринятой системе координат и высот, трассу привязывают к пунктам геодезической опорной сети по меньшей мере в начале и конце трассы. Для контроля привязывают также и другие точки трассы. Например, трассы железных дорог привязывают не реже чем через каждые 50 км, если опорные пункты удалены от трассы на 3—10 км, и через 25 км, если пункты отстоят от нее на расстоянии до 3 км. После привязки трассы вычисляют координаты ее точек, пользуясь линейными и угловыми измерениями по трассе, позволяющими рассматривать трассу как теодолитный ход.

К нивелированию приступают после разбивки пикетажа хотя бы на части трассы, причем нйвелировщику передают пикетажный журнал, без которого нельзя начинать нивелирование. При техническом нивелировании по пикетажу различают два вида точек — связующие и промежуточные. Связующими являются задние и передние точки на каждой станции, а промежуточными — остальные. Связующими точками всегда бывают также реперы и икс-точки, выбираемые при нивелировании крутых склонов, когда в качестве связующих не могут быть использованы пикеты и плюсовые точки.

www.mobigeo.ru